Работа с эмоциями в психодраме. Радость.
Ефремов Станислав Психодраматистам Психотерапевтические техники, Рудь Евгения, Чувства/Эмоции
Радость – одна из десяти базовых эмоций*, выделенных Кэррол Изард в ее книге «Психология эмоций» (К. Изард, 1991).
Что такое радость и каково ее значение для человека?
Радость – одна из простейших эмоций с точки зрения выражения и расшифровки. Радость выражается улыбкой или смехом. Радость позволяет человеку ощутить себя в единстве с миром, испытать чувство сопричастности к нему, ощутить необычайную легкость и энергию, почувствовать перспективу, чувствовать смысл в происходящем.
Радость играет важнейшую роль в формировании чувства привязанности и взаимного доверия между людьми.
*Эмоция (базовая, дискретная). Эмоция – и это сложный феномен, включающий в себя нейрофизиологический, двигательно-экспрессивный и чувственный компоненты.
Эмоция радости, как и другие эмоции, мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается человеком как тенденция к совершению действия. Эмоции руководят мыслительной и физической активностью индивида, направляют ее в определенное русло. Когда эмоция возникает как отклик на конкретный ментальный образ – будь то символ, понятие или мысль, можно говорить о возникновении связи между чувством и мыслью или об аффективно-когнитивной структуре.
К. Изард пишет: «У взрослого человека эмоции очень часто связаны с ментальными образами, и потому мне представляется необходимым акцентировать внимание на этом тезисе: регулярное возникновение определенной эмоции в ответ на определенный образ в конце концов приводит к формированию аффективно-когнитивной структуры».
Это важно понимать нам как профессиональным психологам (прим. автора).Радость вместе с другими эмоциями образуют основную мотивационную систему человеческого существования; радость обладает уникальными мотивационными свойствами и подразумевает специфическую форму переживания; как и другие базовые эмоции радость переживается по-своему и по-своему влияет на когнитивную сферу и на поведение человека.
Нейрофизиологический аспект эмоции определяется главным образом в терминах электрохимической активности центральной нервной системы. Лицевые нервы, мышечная ткань и проприорецепторы лицевой мускулатуры также задействованы в эмоциональном процессе. Предполагается, что эмоция — это функция соматической нервной системы (которая управляет произвольными движениями) и что соматически активированная эмоция мобилизует вегетативную нервную систему (которая регулирует деятельность внутренних органов и систем, состояние тканей организма), а та в свою очередь может подкрепить и усилить эмоцию.
Нейрохимические процессы, следуя врожденным программам, вызывают комплексные мимические и соматические проявления, которые затем, посредством обратной связи, осознаются, в результате чего у человека возникает чувство/переживание эмоции. Это чувство/переживание одновременно и мотивирует человека, и оповещает его о ситуации. Врожденная реакция на чувственное переживание положительной эмоции вызывает у человека ощущение благополучия, побуждает и поддерживает реакцию приближения. Положительные эмоции способствуют конструктивному взаимодействию человека с другими людьми, с ситуациями и объектами (К. Изард, 1991).
Зачем же работать в психодраме с чувством радости? – возможно, спросите вы. Ведь радость – это понятно, просто и приятно. Нужно работать со стыдом, страхом, горем и другими неприятными эмоциями. Но не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Как известно, все мы родом из детства (Антуан де Сент-Экзюпери).
На протяжении взросления с человеком случается масса травматических ситуаций, которые способны блокировать одни эмоции и поддерживать выражение других. В психодраме у нас есть прекрасная возможность поиска этих ситуаций и высвобождения заблокированных или запрещенных эмоций.
Работая про чувство радости в психодраме, мы сталкиваемся с множеством вариаций эмоций и переживаний, которые лежат «сверху» — стыд, вина, страх, злость, – и блокируют полноту переживания чувства радости.
Ребенок в семье очень зависим от взрослых, от их любви, ему необходимо чувствовать себя безопасно любыми способами. Сложно радоваться новой игрушке или походу в театр, когда у мамы горе – расставание с мужем/смерть матери/увольнение с работы/любой другой кризис. Выражение радости может трактоваться, например, как предательство мамы, а риск ее потерять – ужасная перспектива для ребенка. Так ребенок учится подавлять чувство радости и подменять его, проявляя любые другие эмоции.
Бывают различные ситуации, когда в социуме очень непросто выживать, где радость может обернуться крупными неприятностями. Например, в послевоенные годы бабушке нельзя было прилюдно радоваться семейной жизни, так как у соседок мужья погибли на войне, и те могли бы позавидовать и наговорить на семью «куда следует». Таким образом, запрет на радость может передаваться сквозь поколения («по наследству»).
Еще один пример, когда радоваться сложно – наличие большого количества злости или вины в отношениях.
Путь к радости часто идет через проживание и других чувств.Наша задача – проработать в психодраме те чувства протагониста, которые лежат на поверхности, и помочь ему соприкоснуться со своим казалось бы потерянным чувством радости.
Способы работы в психодраме с чувством радости:
- Постановка «идеальной ситуации/жизни» – казалось бы, самое время радоваться, а не получается, что-то мешает. Вводим в роль того, кто мешает, узнаем, в чем его послание протагонисту и кто это. Путем обмена ролями и заглублением роли узнаем, в чем реальная опасность выражения радости в конкретной ситуации. Зачастую мамы (или другие значимые фигуры для протагониста) так о нем заботятся, только он об этом не знает, и принимает все как должное – они боятся – значит, и я должен бояться. А это не его страх (под которым любовь), это страх его близких за его жизнь. Под этим бывает скрыто много любви. В процессе дублирования мы помогаем антагонисту выражать любовь другим способом и учим протагониста чувствовать новое.
Любви или неравнодушию к себе от других близких значимых людей радоваться гораздо легче. - Введение в роль Радости и исследование взаимоотношений протагониста и его чувства – где оно, какое оно, что ему говорит. Здесь у нас есть возможность посмотреть, как обстоят дела и изменить скульптуру (например) в ту сторону, как хочет протагонист.
- Работа с родом. Вводим в роль того, кто мешает, узнаем, в чем его послание протагонисту, узнаем, кто это. Путем обмена ролями и заглублением роли, узнаем, в чем реальная опасность выражения радости в конкретной ситуации. Если у него тоже есть сложность, идем дальше. Часто это драма не самого протагониста, а кого-то из членов его семьи, рода. Путем высвобождения чувства радости где-то в роду, у протагониста и его семьи появляется позитивное послание, снятие запрета на радость.
- Разделение в сцене проблемной ситуации мамы/бабушки/предков и ситуации (реальной, где нет войны, нет голода, гораздо больше защищенности и стабильности) протагониста. Работа в Зеркале, разделяем, ищем отличия. Вводим с сцену реальной жизни, почувствовать, как это. Из Зеркала можно дать послание в сцену себе настоящему и послание маме/бабушке/др. – попросить, выразить свои чувства и мысли к ним.
- Работа с радостью во времена, когда радоваться казалось бы невозможно, конфронтируем с обобщениями протагониста. Например, бабушка рассказывает, как в войну радовались конфетам или почкам на деревьях, или как они семьей ходили в театр, несмотря на военное время.
- Социальный атом из чувств. Исследование места радости в системе жизни протагониста, ее послания протагонисту, его отклик. Хорошо видны места и послания других чувств протагониста, на которые он опирается, это может сильно помочь в дальнейшей работе с темой. На этом можно остановиться, если протагонисту достаточно. Если он желает двигаться дальше, можно выделить самые яркие в этой системе чувства и вместе с ними радость, путем введения и заглубления ролей узнаем, кто за этим скрывается, какова история.
- Введение протагониста в роль радости в структурированных упражнениях, например, «Разные радости». Это помогает протагонисту побыть в роли, почувствовать и пожить в этой роли, попримерять на себя, увидеть возможные вариации радости, что дает возможность лучше соприкоснуться с этой ролью и ее чувствами, определить с какой радостью ей/ему легче, а с какой – сложнее. Далее возможен запрос на индивидуальную драму.
- Работа в Зеркале. Любые замечания от директора, например, «вроде все в сцене неплохо, а ощущение, что ты не рад/а, мне странно, а тебе?», то есть предъявление протагонисту своих мыслей и чувств. «Есть ли где-то здесь место радости?», «В чем отличие жизни бабушки от твоей жизни?» и др.
- Поддержка в Зеркале или в шеринге протагониста, в случае обнаружения, что сейчас с радостью сложно ввиду реальных обстоятельств, которые протагонист вытеснял. «Понимаю, почему тебе так сложно с радостью соприкасаться, когда так много горя в семье за это время случилось. Нужно время».
Работая с чувством радости в психодраме, директору важно понимать свои собственные отношения с этим чувством, знать свои особенности и ограничения.
В этой статье я описала варианты работы с чувством радости, которые применяю в своей практике. Это всего лишь часть из сотни возможных вариантов работы с данным чувством.
Пусть работа будет в радость!
Литература
- Я.Л. Морено «Психодрама», 2008г.
- Я.Л. Морено «Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе», 2001г.
- А.А.Шутценбергер «Синдром предков. Трансгенерационные связи, семейные тайны, синдром годовщины, передача травм и практическое использование геносоциограммы», 2011г.
- П.Холмс, М.Карп «Психодрама: вдохновение и техника», 1997г.
- Г. Лейтц«Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено», 2007
- Е. В. Лопухина, Е. Л. Михайлова «Играть по-русски». Психодрама в России: истории, смыслы, символы», 2003г.
- К. Изард «Психология эмоций», 1991г.
- Часть материала взята на основе обучения в МИГИП, 2011-2017гг.
Ждем Вас на конференции! Хочу пойти
Страх, радость и печаль: зачем нам чувства. Развиваем эмоциональный интеллект
Екатерина Ушахина
Психолог и психотерапевт Мила Кудрякова на вебинаре «Как помочь своему внутреннему ребенку чувствовать себя счастливым» рассказывает о том, зачем нам чувства и как научиться отделять одну эмоцию от другой.
Предлагаем вам отрывок из вебинара, который прошел в рамках курса «Внутренний ребенок».
Как начать осознавать чувства: триада «Ощущения, чувства и эмоции»
Наши эмоции — это три канала: коммуникации, познания мира, обучения. И они все связаны между собой.
Эмоции — это во многом про форму. Я могу сказать спокойно: «Передай соль», а могу сказать: «Передай соль!». И это совершенно разные эмоции. Мы чувствуем эту разницу и по-разному реагируем.
Раньше разделяли процесс мышления и чувствования (рациональное и эмоциональное). Сейчас уже говорят, что на самом деле рационального не существует без эмоционального, а эмоциональное не существует без рационального. Они неразрывно связаны. Это означает, что все наши действия нерациональны, потому что каждое содержит в себе эмоциональные компоненты.
Процесс чувствования — важный компонент жизни, выживания и адаптации. Но мы часто его избегаем и игнорируем. Тем самым сильно себе вредим, потому что становимся менее адаптивными к окружающей действительности.
Источник
Что значит чувствовать
Процесс чувствования состоит из трёх компонентов: ощущения, чувства, эмоции.
Задание: Как вы думаете, чем они между собой различаются? Подумайте и напишите для себя лично, чем отличаются ощущения, чувства и эмоции?
1. Ощущения — это про физиологические процессы, про тело. Когда бегут мурашки, вы испытываете раздражение на коже, ощущение боли, напряжения в мышцах, когда в горле комок, а слезы подступают и т д. Любая эмоция начинается в нашем теле с ощущения.
2. Мы эти ощущения как-то интерпретируем, называем. Например, у меня появились ощущения дрожания — я чувствую страх. Это уже чувства.
3. Затем мы о своем чувстве как-то сообщаем (или не сообщаем) окружающему миру. Это эмоции — они связывают нас с окружающим миром.
Получается триада. У нас есть физические ощущения, у нас есть то, как мы их интерпретируем, и то, что мы выдаем окружающим людям.
Источник
Задание. Выберите какую-нибудь свою эмоцию и разложите ее на составляющие. Например, когда я чувствую страх, у меня бегут мурашки, я вся внутри сжимаюсь, у меня напрягается тело, я молчу, не издаю ни звука, никто не знает, что мне страшно. И тогда я не выдаю людям наружу эмоцию.
Это схема помогает нам понять, что с нами происходит, объединить вместе все эмоциональные процессы. Это как соединять три эго-состояния: Ребенок, Взрослый и Родитель. Наш Ребенок во многом живет на уровне телесных переживаний, и он не может еще достраивать когнитивные части (чувства и эмоции). Мы должны помочь Внутреннему ребенку определить, что он чувствует (из чего состоят его переживания). В этом помогает Внутренний взрослый.
Разобраться в том, как рождаются эмоции, поможет книга «Как рождаются эмоции». В ней как раз говорится о том, что эмоциональный процесс — это во многом процесс когнитивный, процесс распознавания и понимания того, что происходит.
Схема эмоциональной реакции состоит из трех этапов:
Интерпретация контекста имеет принципиальное значение для ответа на вопрос «Что же я чувствую?». Мы можем испытывать одинаковые ощущения в разных ситуациях, и их интерпретация зависит от контекста.
Когда мы говорим про работу с нашим Внутренним ребенком, мы, в первую очередь, говорим о том, что мы должны ему помогать интерпретировать правильно то, что он ощущает, и то, что с ним происходит.
Иногда мы сами не можем распознать наши чувства, путаемся в ощущениях. В книге «Как рождаются эмоции» Лиза Фельдман Барретт описывает забавный эксперимент, который как раз доказывает силу контекста. На одной детской вечеринке шоколадки завернули в памперсы, и участники этой вечеринки не могли их есть, потому что у них появились соответствующие ассоциации. Это пример того, как можно играть с контекстом, чтобы обманывать наше сознание.
Наша задача по отношению к Внутреннему ребенку — помогать ему понимать, что он чувствует. Для этого мы должны научиться распознавать и называть наши эмоции.
В гештальт-терапии используется четыре основных чувства, иногда к ним добавляют пятое. Это злость, страх, грусть, радость и удивление. А остальные чувства — это оттенки, разные интерпретации, микс основных переживаний.
Задание. Попробуйте разобрать на составляющие (ощущение, чувства, эмоции) каждую из пяти эмоций. Это поможет вам понять, как вы переживаете эти чувства.
Для чего нужна каждая из этих эмоций?
Злость. У нее очень много функций. Злость — это наша защита, энергия, границы, правила и самоопределение. Злость помогает понять, какой я, что мне подходит (что мне не подходит), где мои границы.
Страх. Это защита, безопасность. Как и злость, страх тоже бывает токсичным, когда его намного больше, чем надо, когда мы начинаем бояться всего подряд. Это говорит о том, что общий уровень напряжения слишком высокий. Если мы длительное время живем в экстремальных обстоятельствах, то начинаем шарахаться буквально от всего. Это не значит, что мы всего боимся, просто у нас такой уровень напряжения, что мы очень быстро скатываемся в страх.
Без страха жить невозможно. Абсолютно все люди боятся. Страх спасает нас.
Есть неврологическое заболевание, когда страх отсутствует, но оно чудовищное, опасное, и люди долго с ним, к сожалению, не живут.
Грусть. Грусть помогает нам пережить утрату чего-то. Когда мы что-то теряем — мы расстаемся с какой-то частичкой себя, и грусть нам нужна для того, чтобы пережить эту утрату, отгоревать ее. Поплакать о том, что чего-то не случилось, что-то не получилось, что-то пошло не так.
С биологической точки зрения грусть нам нужна для того, чтобы снять напряжение и пережить фрустрацию. У людей, которые не плачут, скапливается очень много напряжения внутри. И оно может перерастать в агрессию, зависимости. Иногда лучше поплакать, чем выпить и подраться, безопаснее для всех.
Источник
Радость. Эта эмоция помогает нам фиксировать позитивные схемы того, что работает. Почему любая форма зависимости развивается довольно быстро? Потому что мы искусственно получаем очень большое количество эндорфина, дофамина, серотонина, испытываем большой прилив радости. И это схема поведения начинает закрепляться.
Мы начинаем выбирать самый простой способ получить много позитивных эмоций и забыть о проблеме. Радость нам нужна для того, чтобы закреплять самые эффективные механизмы, которые лучше всего помогают нам выживать.
Удивление. Чувство, которое возникает тогда, когда мы чего-то не ожидали. Обязательно позитивное. Потому что, когда происходит что-то негативное, то мы пугаемся. А удивление вызывают именно какие-то приятные моменты.
Практика «Замечаем ощущения»
Шаг 1. Погружаемся в ощущения. Попробуйте почувствовать ваши ощущения, что происходит с вашим телом? В какой части тела вы чувствуете что-то? На что это похоже? Запомните эти ощущения. Погрузитесь в них.
Шаг 2. Описываем контекст. Теперь попробуйте интерпретировать эти ощущения, опираясь на контекст. Может быть, контекстом в этом случае будет какое-то воспоминание, какой-то инсайт.
Шаг 3. Пробуем интерпретировать. Попробуйте, исходя из контекста, назвать ваши ощущения чувствами, переработать ваши ощущения, переработать контекст, и понять, что вы прямо сейчас чувствуете.
Мое не мое
В транзактном анализе выделяют истинные чувства и рэкетные, которые прикрывают наши истинные чувства. Очень часто рэкетными чувствами являются вина и стыд, потому что нас обучают, что злость — это плохо. И мы начинаем чувствовать вину вместо злости. А часто за виной и стыдом стоят чувства злости или страха, разочарования.
Часто именно злость бывает рэкетной. Например, мне страшно — я начинаю злиться, чтобы защищаться. Мое истинное чувство — страх, а мое рэкетное чувство — злость.
Попробуйте чаще спрашивать у себя, а что стоит за моим чувством, что я на самом деле переживаю?
Еще больше полезных открытий на курсе «Внутренний ребенок».
Обложка статьи: unsplash.com
Мнение | Разница между счастьем и радостью
Мнение | Разница между счастьем и радостью
https://www.nytimes.com/2019/05/07/opinion/happiness-joy-emotion.htmlРеклама
ПРОПУСТИТЬ РЕКЛАМУМнение
Оставаться уязвимым в эпоху жестокости.
Студент Университета штата Аризона готовился к выпуску в понедельник. Кредит… Дина Дент/Университет штата Аризона
В понедельник мне выпала честь выступить перед выпускниками Университета штата Аризона. Это был пугающий случай. А.С.У. является самым инновационным университетом в мире. Плюс на футбольном стадионе было 35 000 человек.
Любой, кто разговаривает со студентами колледжа в наши дни, знает, как трудно быть молодым человеком в наши дни, когда растет уровень депрессии, других проблем с психическим здоровьем и даже самоубийств.
Таким образом, хотя эти беседы обычно являются поводом для разговора о профессиональной жизни, моя цель состояла в том, чтобы заставить их задуматься о будущем их эмоциональной жизни, которая действительно будет в центре всего.
Любая выпускная церемония вызывает два вида эмоций. Для выпускников есть счастье. Они чего-то достигли. Они упорно трудились и приближаются к своей цели.
На трибунах семьи и друзья испытывают разные эмоции. Эта эмоция — радость. Они не думают о себе. Их восторг — видеть сияние лица выпускника, смех в голосе, продвижение его пути, расцвет всей личности.
Счастье обычно связано с победой над собой. Радость, как правило, связана с выходом за пределы себя. Счастье приходит от достижений. Радость приходит, когда твое сердце находится в другом. Радость приходит после долгих лет смены подгузников, поездок на тренировку, беспокойства по ночам, танцев на кухне, игр во дворе и просто спокойного сидения вместе перед телевизором. Радость — это подарок, который жизнь дает вам, когда вы отдаете свои дары.
Суть в том, что счастье — это хорошо, а радость — еще лучше. Разумно наслаждаться счастьем, но еще разумнее ставить себя в ситуации, в которых вы можете испытать радость.
Люди получают радость после того, как слишком много вкладывают в свою дружбу. Вот что говорят о дружбе мудрейшие люди: влюбленные стоят лицом к лицу и смотрят друг другу в глаза. Но друзья стоят бок о бок, глядя на то, что им обоим небезразлично. Дружба — это делать что-то вместе. Поэтому люди строят свою дружбу, организуя мероприятия, которые повторяются еженедельно, ежемесячно или ежегодно: пикники, фэнтезийные лиги, книжные клубы и т. д.
Мой друг организовал благотворительный кружок после выпуска. Он и его друзья каждый год кладут деньги в общий котел, и каждый год они собираются, чтобы решить, на какое дело они отдадут деньги. Благотворительность — это хорошо, но на самом деле это всего лишь предлог, чтобы каждый год собирать их вместе, чтобы они могли жить плечом к плечу.
Говорят, что любовь слепа, но привязанность друзей друг к другу противоположна слепоте. Яростно внимателен. Вы уязвимы, и ваш друг держит вашу уязвимость. Он делает паузу, и вы ждете его. Ты ошибаешься, и она прощает.
«Вас полюбят, — писал итальянский писатель Чезаре Павезе, — в тот день, когда вы сможете показать свою слабость без того, чтобы другой человек использовал ее для утверждения своей силы».
Открытость — топливо дружбы. Мы живем в век социальных сетей. Очень легко создавать фальшивые образы и жить жизнью как представлением.
Мы живем в жестокое время, когда люди нападают на вас, когда видят намек на уязвимость. Поэтому очень важно сохранять эмоциональную честность даже после того, как люди воспользуются вашей уязвимостью, чтобы причинить боль. Уязвимость — это единственное средство, с помощью которого мы можем строить отношения, а отношения — это единственное средство, с помощью которого мы можем испытывать радость.
Моя подруга Кэтрин Блай Кокс заметила, что когда родилась ее первая дочь, она поняла, что любит ее больше, чем того требовала эволюция. Я люблю эту фразу, потому что она говорит о том, что является чисто человеческим, о нашей сложной и бесконечной заботе друг о друге.
Есть некоторые вещи, которые мы делаем, потому что этого требует биология. Есть некоторые вещи, которые мы делаем, чтобы платить за аренду. Но материальные побуждения не объясняют волшебства нашей дружбы и того, как поет наша душа, когда мы видим, как сияют наши близкие.
Иногда, когда вы гуляете с друзьями, вы чувствуете бурную радость. Несколько лет назад писательница Зэди Смит танцевала в клубе со своими друзьями, когда заиграла песня из A Tribe Called Quest. В этот момент она написала: «Тощий, как рельс, мужчина с огромными глазами протянулся через море тел за моей рукой. Он постоянно спрашивал меня об одном и том же: ты чувствуешь это? Я был. Мои нелепые каблуки убивали меня, я боялся, что могу умереть, но одновременно меня переполнял восторг от того, что «Могу ли я пнуть его?» должна была играть именно в этот момент мировой истории и теперь превращалась в «Пахнет подростковым духом», — я взял мужчину за руку. Моя макушка отлетела. Мы танцевали и танцевали. Мы отдались радости».
В такие моменты понимаешь, что в мире есть волшебство. Вы не можете создать магию намеренно, но когда вы живете на этом глубоком уровне любви, она иногда просто воспламеняется внутри вас. Пламя радости.
The Times обязуется публиковать разнообразные письма в редакцию. Мы хотели бы услышать, что вы думаете об этой или любой из наших статей. Вот несколько советов . А вот и наша электронная почта: письма@nytimes. com .
Следите за разделом мнений The New York Times на Facebook , Twitter (@NYTopinion) и Instagram .
Дэвид Брукс ведет колонку в The Times с 2003 года. Он является автором книги «Дорога к характеру» и готовящейся книги «Вторая гора». @nytdavidbrooks
Версия этой статьи напечатана в разделе А на странице 23 нью-йоркского издания под заголовком «Разница между радостью и счастьем». Заказать репринты | Сегодняшняя газета | Подписаться
8 источников радости
Когда вы в последний раз испытывали радость?
Чтобы ответить на вопрос, полезно вспомнить, как ощущается радость в теле. Как и все другие эмоции, радость имеет свою уникальную биологическую подпись. Мы запоминаем эмоции в наших телах. С теми эмоциями, которые мы испытываем реже, нам, возможно, придется немного потрудиться, чтобы вспомнить, что они чувствовали. Может быть, вы спрашиваете – что для меня радость ? Попробуй это. Вспомните, когда вы в последний раз чувствовали радость, и попытайтесь ощутить это снова. Нет, это не похоже на радость, это похоже на волнение, трепет или изумление, но не на радость. Джой одна из тех все в эмоции. Когда вы внутри, хотя бы на короткое время, вы не в своей голове, вы чувствуете это всем своим телом.
Радость может так быстро перевернуть вас, что возникнет целый каскад других эмоций – счастья, восторга, благоговения, удивления и даже облегчения или печали. Обычно к тому времени, когда приходит грусть, вы занимаетесь мыслями, почему это чувство не может длиться вечно. Но – вернемся к радости.
Часто радость мимолетна. Однажды ночью (довольно прохладной по калифорнийским меркам) я вышел на улицу к мусорному баку (радость может появиться через 9 минут).0093 самых негламурных места). Торопясь вернуться в теплый дом, я мельком увидел небо – остановился и посмотрел вверх. Это было ослепительно красиво. Одна мысль об этом сейчас наполняет меня ну, — радостью. Все было тихо и неподвижно. Я постоял там несколько мгновений, глядя на облачные образования, наслоенные красными и розовыми оттенками перед надвигающейся темнотой. Следующей моей мыслью было, как необычно быть живым и частью вселенной. Что касается чувств — это привело к другому чувству, чувству благодарности за этот отрезок времени — ощущению, что я был частью этого огромного небесного величия. Трепет следовал.
Для многих из нас радость связана с большими событиями жизни – свадьбами, днями рождения, знаменательными выпускными, крупными достижениями, такими как пробежка марафона, сдача экзамена на адвоката, звонок о том, что вы получили долгожданную работу или вышла первая книга. Некоторые люди вспоминают, как испытали радость в первый момент, когда увидели Гранд-Каньон или впервые мельком увидели Альпы.
Но радость часто бывает неожиданностью – моментом, когда мы застигнуты врасплох от нашей умственной, эмоциональной и физической рутины (привычек) «Радость не только для немногих счастливчиков», — говорит Джеймс Бараз, основатель центра медитации Spirit Rock в Калифорнии. «Это выбор, который может сделать каждый».
Исследователь мозга Джилл Болт Тейлор делится своей замечательной историей (см. ее выступление на TED, одно из самых популярных из когда-либо прочитанных) о том, как она наблюдала, как функции ее собственного мозга и тела — движение, речь, самоосознание — отключались одно за другим после однажды утром случился инсульт. Ее удивительная история рассказывает о ее ухудшении и выздоровлении с удивительными подробностями. История Джилл особенно убедительна, потому что она выразила благодарность, а не сожаление по поводу инсульта. «Это дало мне совершенно новый взгляд на жизнь. Это сделало меня евангелистом сбалансированного мозга. Я хочу, чтобы люди использовали оба полушария. И я хочу, чтобы они осознали, что имеют больше власти над тем, что происходит между их ушами, чем они когда-либо представляли. Я думаю, что чем больше ответственности мы берем на себя за то, что происходит внутри нашего мозга; тем счастливее мы будем. Я сторонник радости». В то время как история Джилл Болт Тейлор — это история великого упорства и мужества, «навыки», о которых она говорит, доступны большинству из нас. Если радость — это выбор, как его сделать?
По словам психотерапевта Дональда Альтмана, мы не рождаемся в состоянии радости. Автор книги «Компас радости: 8 способов обрести прочное счастье и оптимизм в настоящий момент» говорит, что поиск радости — это приобретаемый навык.
Каждый день мы должны культивировать эмоции, которые хотим испытать. Это требует приверженности сознательному мышлению и осознанию того, как мы обрабатываем внешние события нашей жизни. Реактивность обычно не способствует радости. Есть восемь способностей, которые мы можем научиться укреплять, чтобы сделать нашу жизнь счастливой. Когда мы сосредотачиваем свое внимание на этих навыках и практикуем работу с ними, мы фактически меняем нейронную структуру нашего мозга и, следовательно, наше восприятие мира. Как отмечает Джеймс Бараз, «Любая деятельность при повторяющемся выполнении изменяет структуру мозга. Но даже воображаемая деятельность влияет на нейронную структуру. Исследователи из Гарвардской медицинской школы продемонстрировали это с помощью эксперимента, в ходе которого они попросили одну группу играть на пианино упражнение с пятью пальцами в течение недели. Группу сравнения попросили просто представить, как они двигают пальцами, выполняя то же упражнение. Хотя игра оказала большее влияние на мозг, чем воображение, к концу недели одна и та же область мозга в обеих группах была значительно затронута».
8 вещей, которые сделают вашу жизнь более радостной «вор радости». Сравнение — один из сложных когнитивных факторов, который может подтолкнуть нас к гневу, разочарованию и зависти — или к сочувствию, состраданию и благодарности. Использовать его мудро.