Отпор расизму — Пособиe по образованию в области прав человека с участием молодежи
Инструкции
Упражнение состоит из двух частей: часть 1 (Что мы понимаем под термином «расизм») и часть 2 (Разработка плана действий на случай проявления расизма в вашей школе, клубе или организации).
Часть 1. Что мы понимаем под термином «расизм»?
- Начните упражнение с мозгового штурма, чтобы определить это понятие.
- Проявления расизма и взаимное непонимание представителей разных культур – явление повседневное. С помощью мозгового штурма выясните, какие явления в повседневном поведении участники квалифицируют как расизм.
- Попросите четырех волонтеров подготовить ролевую игру. Раздайте им ролевые карточки и копии с описанием конкретного инцидента; дайте 15 минут на подготовку.
- Поясните, что все остальные – зрители. Раздайте им бумагу и ручки и объясните, что они посмотрят три короткие сценки, между которыми будут короткие перерывы, и зрители смогут записать ключевые слова, отражающие их мнение.
- Попросите «актеров» представить свою инсценировку.
- В конце проведите краткий разбор комментариев зрителей:
- Что было записано во время первого перерыва? Что привело участников к таким заключениям?
- Что они записали во время второго перерыва? Что их привело к таким заключениям?
- К какому выводу зрители пришли в конце? На основании чего?
7. В ходе дискуссии выясните, что, по мнению участников, педагоги, отец Гиулы и директор школы могли – или должны были – сделать, чтобы найти справедливое решение?
Часть 2. Разработка плана действий на случай проявлений расизма
- Поясните, что в этой части упражнения участникам предстоит разработать основные принципы борьбы с проявлениями расизма и создать план действий для школы.
- Методом мозгового штурма определите различные группы «действующих лиц» в школе; это, например, ученики /студенты, педагоги, директор, технический персонал, библиотекари, водители школьного автобуса и охранники, в том числе те, кто следит за игровой площадкой.
- Paзделитесь на группы по 4-5 человек для обсуждения обязанностей перечисленных категорий по отношению к проявлениям расизма. Цель состоит в подготовке рекомендаций по действиям этих людей при столкновении с такими инцидентами. Дайте группам 30 минут на обсуждение и подготовку доклада с кратким изложением тезисов на доске с перекидными листами.
- Пригласите группы отчитаться на пленарном заседании. Ведущий пишет краткое резюме всех пунктов на классной доске или на доске с перекидными листами.
- Попросите участников сделать обзор плана действий и основных принципов, которые уже имеются в их школе. Что в них следует изменить?
- Теперь попросите участников разработать план действий. Пусть каждая малая группа работает над каким-то одним аспектом (этапом или мерой). Например, если требуется общешкольное заявление по расизму и дискриминации, одна из групп может заняться его написанием. Группам нужно также обсудить, как они будут представлять результаты своей работы на пленарном заседании: помимо письменного текста они могут использовать рисунки, коллаж, пантомиму и т.
- Группы представляют результаты своей работы на пленарном заседании и обсуждают пути их реализации.
Анализ и оценка
Начните с обсуждения самого упражнения и выясните, какие права человека оказались под угрозой, затем обсудите, что участники узнали нового и как им поступать дальше.
- Насколько распространен расизм в школе (клубе) и в обществе в целом?
- Известны ли вам какие-либо проявления расизма в вашей школе или сообществе?
- Страдают ли от расизма какие-то группы больше, чем другие? Какие группы? Почему? Были ли те же самые группы объектом нападок 20 и 50 лет назад?
- Какое отношение к цыганам-рома в вашей стране и в других странах Европы?
- Каковы ваши стереотипы в отношении цыган-рома? Как возникли эти стереотипы? Как их можно опровергнуть?
- Какие права человека оказались под угрозой в данном инциденте?
- Помогло ли упражнение участникам изменить представление о том, что является проявлением расизма? В какой мере? Приведите примеры.
- Кто несет ответственность за то, чтобы в вашей школе или организации не было проявлений расизма?
- Иметь правильный план действий на случай проявлений расизма, конечно, важно, но разве не лучше бы было вообще не нуждаться в таком плане? Что можно и нужно сделать, чтобы устранить корни расизма в школе и в обществе в целом?
Советы ведущим
Для вас важно хорошо знать членов группы и в случае необходимости вносить соответствующие изменения в упражнение. Активность будет значительно выше, если ситуация окажется приближенной к действительности, которая знакома группе. С другой стороны, будьте готовы к возможному всплеску эмоций. Важно обращать внимание на чувства тех, кто сам ощущает себя жертвой дискриминации в школе. Мозговой штурм – классический способ начать упражнение, но вы можете в качестве стимула начать занятие и «спровоцировать» участников, рассказав анекдот на тему расизма, но при этом выберите такой, который не заденет кого-либо в вашем классе или молодежной группе. В каждой стране существуют анекдоты о представителях других национальностей. Вы можете начать занятие, попросив нескольких участников рассказать подобные анекдоты.
Обсудите после этого разницу между расистскими и нерасистскими шутками. Например, анекдот о турках или о пакистанцах — расистский или националистический? Затем вы могли бы перейти к определению расистских анекдотов и определению проявлений расизма. (см. ниже в разделе «Дополнительная информация»).
В пункте 5 части 1 вы можете использовать приемы форум-театра или театральной техники.
В пункте 6 части 1 от участников можно ожидать всплеска эмоций, которые отразяться в комментариях после каждой сценки, что может затруднить анализ ситуации. Работа пойдет лучше, если вы будете придерживаться конкретики и напоминать «актерам», что именно они должны делать.
На 4-м этапе второй части упражнения может выясниться, что результаты работы недостаточны для перехода к 5-му этапу. В таком случае воспользуйтесь раздаточным материалом № 2 («Некоторые практические замечания») для улучшения результатов первых четырех этапов.
Варианты
Упражнение пригодно и для обсуждения проблемы травли. Если издевательства представляют в вашей школе проблему, изучите упражнение «А какие у нас альтернативы?», а потом переходите к разработке программы по борьбе с травлей.
Предложения по продолжению
Проверяйте состояние дел и политику регулярно, например, один-два раза в год. План действий на самом деле должен соответствовать поставленным целям. Поскольку меняется общество, план действий тоже должен обновляться, чтобы реагировать на проблемы, возникающие в изменившихся условиях.
Если вы хотите организовать какую-то кампанию, то упражнение «Доста!» поможет вам разработать эту акцию.
Еще одно упражнение, где в центре внимания предрассудки и дискриминация, – «Моя жизнь – не шоу!», где речь идет о «кибер-издевательстве». Если группа хочет рассмотреть случаи дискриминации в отношении людей с инвалидностью, можно воспользоваться упражнением «Спорт для всех».
Идеи для действий
Продолжайте работать над планом действий для своей школы или организации и добивайтесь его выполнения. Установите связь с антирасистскими проектами в других странах. Например, с осуществляемой в Бельгии программой «Школы без расизма», которая требует, чтобы, как минимум, 60% школьного коллектива подписали декларацию против дискриминации. http://members.multimania.nl/astrada/szr/swr.html
Дополнительная информация
Определения расизма
Расизм, в общих чертах, — это поведение, слова или поступки, выражающие доброжелательное или недоброжелательное отношение к людям из-за их цвета кожи, культуры или этнического происхождения. Более завуалированные формы расизма так же вредны, как и откровенные.
Институциональная форма расизма определяется как коллективный отказ какой-либо организации обеспечить соответствующее профессиональное обслуживание людей из-за их цвета кожи, культурной принадлежности или этнического происхождения. Это наблюдается или ощущается в процедурах, поведении и отношении, которые становятся дискриминационными в силу непреднамеренного проявления предрассудков, невежества, невнимательности и расистских стереотипов в отношении представителей этнических меньшинств. Расистские инциденты и нападки возможны в любом учебном заведении, независимо от количества учащихся, представляющих этническое меньшинство.
Расистским считается любой инцидент, воспринимаемый таким образом пострадавшим или любым посторонним лицом. Например:
Причинение физического вреда: К этой категории относятся явные примеры нападений с применением насилия или физического запугивания как детей, так и взрослых, представляющих меньшинство, а также «мелкие» случаи запугивания, которые, накапливаясь, могут вызвать кумулятивный эффект.
Словесные оскорбления: Обзывание представителей меньшинств, высмеивание в любой форме их культуры (музыки, одежды, кухни). Существуют и другие, менее явные оскорбительные замечания со стороны педагогов, учащихся, других взрослых, например, случайные ремарки с расистским подтекстом оскорбительного характера.
Отказ от сотрудничества и неуважение: Отказ от сотрудничества или отказ от проявления уважения к учащимся, педагогам, тренерам, молодежным работникам из представителей меньшинств может быть проявлением расизма, если очевидна расистская мотивация, или если «жертва» ее ощущает. Неуважение может быть непреднамеренным, если, например, учитель или тренер проявляет невежество в отношении культурных традиций учащегося в такой форме, что тот испытывает чувство неудобства или оскорбленности.
Прочие проявления: Расистские шутки, выражения, ношение расистской символики, значков, одежды с надписями, надписи на стенах, распространение расистской литературы, плакатов, присутствие расистских или фашистских организаций в школе или ее окрестности, распространение взрослыми своих стереотипов, что может привести к дискриминации.
Многие проявления расизма не столь очевидны. Часто именно скрытые проявления труднее всего выявлять и преодолевать. Многие проявления расизма, в которые вовлечены учащиеся, не происходят в присутствии учителей или взрослых. Именно поэтому важно разработать в школах программы действий с тем, чтобы все члены школьного коллектива сразу замечали проявления расизма, сообщали о них и боролись с ними в рамках своих полномочий.
Больше информации о расизме, в частности о неприязни к лицам цыганской национальности и «цыганофобии» (антицыганизм и ромафобия) можно найти в разделе «Дискриминация и нетерпимость» главы 5.
Раздаточные материалы
Скачать в формате PDF
Ролевые карточки
Ролевая карточка директора школы
Больше всего вы печетесь о репутации школы; вас беспокоят состояние безопасности и участившиеся случаи воровства.
Ролевая карточка 1-го учителя
Вы заметили, что в школе пропадают не только деньги, но и вещи. Вы обратили внимание, что на прошлой неделе Гиула явился в школу с мобильным телефоном.
Ролевая карточка 2-го учителя
Вы – классный руководитель Гиулы. Вы достаточно хорошо его знаете, и он вам нравится. Это добрый, вдумчивый и старательный мальчик, но у него нет друзей.
Ролевая карточка отца
Гиула – хороший мальчик. Вы понимаете важность образования и всегда проверяете, сделал ли сын домашнее задание, прежде чем позволить ему пойти играть в футбол. На прошлой неделе был его день рождения.
Критический инцидент
Каждая сцена происходит в кабинете директора школы.
Сцена 1: Директор, 1-й учитель и 2-й учитель
Директор, 1-й учитель и 2-й учитель обсуждают проблему и реагируют на всплеск карманных краж в школе. Было несколько происшествий: например, сначала пропала авторучка, а потом многое стало пропадать, но в основном деньги. Ходят слухи о том, кто бы это мог сделать, и больше всех под подозрением Гиула, цыган-рома.
Время: 3-5 минут
Сцена 2: Директор, отец Гиулы и 1-й учитель
Директор давит на отца Гиулы, чтобы тот сознался, что его сын ворует. Отец утверждает, что сын не мог этого сделать. Тем не менее, он приносит свои извинения и согласен компенсировать украденные деньги. Учителям крайне неловко в этой ситуации, и они обещают сохранить все в тайне. Да, Гиула может оставаться в школе, но и отцу нужно внимательнее следить за сыном.
Время: 3-5 минут
Сцена 3: Директор и 2-й учитель
Директор и 2-й учитель констатируют, что обстановка в школе улучшилась. Они довольны, что инцидент, как они думают, исчерпан. Входит 1-й учитель: Он сообщает новость: полиция только что арестовала ученика (не Гиулу) за карманную кражу, совершенную у ворот школы. Похоже, он сознался во всех случаях кражи денег. Они обсуждают свою реакцию на эту новость.
Время: 3-5 минут
Рекомендации для ведущего
Попросите добровольцев инсценировать этот сюжет. Во время перерывов между сценками вы должны спонтанно задавать вопросы и предлагать зрителями записывать ключевые слова, резюмирующие их мнение на этой стадии «спектакля».
Первый перерыв. Вопрос к зрителям: Что бы вы сделали на месте директора?
Второй перерыв. Вопрос к зрителям: Считаете ли вы развязку инцидента удовлетворительной?
Третий перерыв. Третий вопрос к зрителям: Каково теперь ваше мнение?
Некоторые практические замечания, которые следует иметь в виду при разработке политики противодействия расизму.
Решая проблему расовых притеснений и проявлений расизма, необходимо разработать и осуществлять политику на уровне всей школы (организации). Важно, чтобы отношение к проявлениям расизма было созвучно с общей политикой и практикой школы. Острые проблемы нужно считать «особыми, но не изолированными». Следует учесть некоторые практические моменты:
• Строя свою политику, школа должна твердо заявить, что не потерпит каких-либо расовых притеснений или проявлений расизма.
• В школьном плане должен быть четко расписан порядок действий в случае инцидента с проявлением расизма.
• Общешкольный подход, включая соответствующую процедуру и согласованные действия по разрешению расовых конфликтов, должен распространяться на всех людей, имеющих отношение к школьному сообществу: руководство, сотрудников (педагогов и вспомогательных работников), родителей, учащихся, студентов и посетителей.
• Должно быть ясное понимание того, что каждый член школьного коллектива обязан выявлять и пресекать проявления расизма и расового притеснения.
• Подход должен быть последовательным, чтобы каждый знал, что от него ожидают.
• Следует четко понимать, что реакция на инцидент должна последовать немедленно, как только он произошел или был выявлен.
• Любые последующие меры в ответ на инцидент должны приниматься в заранее оговоренные сроки.
Источник: http://www.northants-ecl.gov.uk/apps/IPS/msc/rig/hme.asp
Культурный расизм. Большая российская энциклопедия
Историко-политические концепции
Культу́рный раси́зм, доминирующая в 21 в. форма расизма, которая, в отличие от «классического» расизма, строит свои представления о человеческом разнообразии, основываясь не на биологии (т. е. представлении о делении человечества на расы), а на культуре, эссенциализирует её и делает основой социальной дискриминации.
После Второй мировой войны, падения колониальной системы и отмены дискриминационного законодательства в США биологический расизм потерял своё оправдание. Его место занял новый, т. н. «культурный расизм», направленный на защиту своих «культурных ценностей» и своего образа жизни от каких-либо иных форм человеческого существования. Понятие «культурный (новый) расизм» было сформулировано в 1950-х гг. психиатром, теоретиком алжирской революции Ф. Фаноном, уроженцем о. Мартиника во Французской Вест-Индии (Fanon. 1967). Иногда культурный расизм называют социологическим, символическим, скрытым, повседневным расизмом или расизмом-антипатией. В том же смысле некоторые авторы говорят о неорасизме и еврорасизме.
Символический расизм ставит своей целью сохранение определённого статус-кво, чтобы уберечь себя от посягательства «чужаков». Такой подход пытается дистанцироваться от биологического детерминизма и первостепенное значение придаёт духовности, определяя её как «ментальность», исполняющую роль прежней «расовой души». В этой парадигме нация или этническая группа снова, как и в 19 в., сближаются с расой. От старого расизма это отличается тем, что сторонники такого подхода принимают доктрину культурного релятивизма. Они отвергают иерархию рас и предлагают видеть достоинства в каждой из них. Однако они стоят за полное сохранение существующих рас, и эта позиция заставляет их отстаивать сегрегацию и выступать против смешанных браков.
Данный вид расизма пользуется языком правозащитников и культурных антропологов. Подобно им, он выступает за сохранение индигенных культур. Но если антропологи и правозащитники защищают культуры меньшинств, говорят о необходимости оградить их от исчезновения, то «культурные» расисты озабочены судьбой культуры доминирующего большинства и охраной её от якобы «разлагающего» влияния «чужаков», «иммигрантов».
Такой подход предполагает «эссенциализацию» этнических групп и придание им образа «природных» единств. В итоге расизм выражается в дискриминации тех, кого наделяют какими-либо необычайно устойчивыми и непреодолимыми культурными различиями. Именно этот расизм более всего характерен для современной эпохи.
Французский учёный П.-А. Тагиефф, оценивая динамику расовых установок в 20 в., различает два типа расизма – традиционный («дискриминационный», или «универсальный») и новый («дифференциальный», или «общинный»). Первый исходит из идеи существования отдельных рас или цивилизаций, расположенных в иерархическом порядке по степени их соответствия некоей универсальной системе ценностей. Второй переносит упор на групповую (этническую) идентичность, придавая ей абсолютное значение (Taguieff. 1990. P. 117–118). В этом случае акцент делается не на неравенстве, а на несовместимости культур («духовности») и их неспособности понять друг друга. Если сторонники расизма первого типа озабочены сохранением доминирующего положения «высшей расы» или цивилизации, то сторонники второго опасаются размывания того, что составляет основы групповой идентичности, и отчаянно борются за сохранение «чистых культур». Они доказывают, что иммигранты неспособны к ассимиляции или интеграции в принимающее общество и поэтому представляют опасность для культурной идентичности местного населения.
В эпоху колониализма (т. е. до середины 20 в.) строгая иерархия этнорасовых статусов отводила каждой группе (например, африканское и индийское население в ЮАР или афроамериканцы в США) своё, причитающееся ей место в системе социальных отношений, и группы были территориально или социально отграничены друг от друга. Массовых миграций из стран третьего мира не наблюдалось, население метрополий чувствовало себя в безопасности, и вероятность этнорасовых конфликтов была низкой. Но во второй половине 20 в., с упразднением былой иерархии и в условиях массовых миграций из бывших колоний в Европу, ситуация резко изменилась. По самым разным причинам (социальным, экономическим, политическим, культурным) многие европейцы начали чувствовать себя неуютно. При этом в общественном мнении господствует представление о том, что причина возникшего дискомфорта лежит в «несовместимости культур». Это мнение не только пропагандируется ультраправыми, но и активно распространяется средствами массовой информации.
Вначале расизм стал принимать новую форму в Великобритании в 1960-х гг., причём это было связано с отношением общества к массовой иммиграции. Эти настроения озвучивались следующим образом: «Для людей естественно стремиться жить среди «себе подобных» и поэтому дискриминировать тех, кого они не считают частью своего сообщества». Такие доводы не включали идею иерархии «рас», а иногда прямо отвергали её (Майлз. 2004. С. 77). Но при этом, если в США различия между «расовой» и этнической (культурной) идентичностью хорошо осознаются, то в Великобритании в контексте мультикультуралистского дискурса эти понятия нередко смешиваются, что позволяет некоторым сторонникам мультикультурализма приписывать расе некую особую самобытную культуру.
Во Франции с её идеей универсализма этничность понимается в расовом смысле и вызывает подозрительность у доминирующего населения. Но там её связывают не столько с соматическими, сколько с культурными особенностями или даже с «духовностью». Некоторые французские учёные, призывая различать социально-экономические (класс, статус), культурные (обычаи, практики) и биологические (природа, наследие, атавизмы) факторы дифференциации, отмечают, что в основе этницизма лежит свойственный современности феномен слияния в человеческом сознании «культурных» и «биологических» параметров. Это происходит в ходе эссенциализации культурных особенностей, которые представляются неотъемлемой «второй натурой» человека.
В Западной Европе такой расизм настаивает на защите своих «культурных ценностей» в условиях наплыва иммигрантов. А в США речь идёт о сохранении сложившегося расового баланса, основанного на вере в то, что афроамериканцы в силу своих «расовых особенностей» нарушают такие священные для «белых» американцев ценности, как индивидуализм, опора на свои собственные силы, трудовая этика, законопослушность. В последние десятилетия, наряду с темнокожими, в этом качестве всё больше выступают и мексиканцы, или «латинос». В этих условиях расистские представления претерпели определённые изменения: место «евреев» в них занял обобщённый образ «чёрных» – если прежде он относился только к выходцам из Африки, то сегодня он наравне с ними включает иммигрантов самого разного происхождения. Все они или какие-либо их особые группы рассматриваются расистами как нежелательные «другие». Начало 21 в. было ознаменовано тем, что культурный расизм стал включать исламофобию.
Подобные взгляды нередко предполагают отождествление государства с доминирующим большинством, которое стремится сохранить сложившийся социальный порядок и опасается потери своей «моральной чистоты» в условиях наплыва новых мигрантов. В этом случае расизм полностью сливается с этнонационализмом и грозит дегуманизацией «других» и этническими чистками. Так и возникли новые представления о «чужаках», связанные уже не с завоеванием и заселением европейцами заморских территорий, а, напротив, с движением населения в обратном направлении, с «колониализмом наоборот». По сути, речь идёт об «эхе колониализма», о постимперских социально-демографических процессах, вызвавших появление необычных общественных конфигураций, что и придало новый облик расистскому дискурсу. Если широкое расселение европейцев по миру в период колониализма рассматривалось как «цивилизационная миссия», то обратное движение иммигрантов из третьего мира рассматривается как «нашествие варваров».
Новый расизм использует целый набор культурных аргументов, таких как «национальный (этнический) характер», «ментальность», «культурная уникальность», «экология культуры», «коренное население», «несовместимость культур», «порог толерантности». Он использует и ставший ныне популярным цивилизационный подход, делящий мир на локальные цивилизации, якобы веками или тысячелетиями развивающиеся своим собственным путём, руководствуясь присущим им «цивилизационным кодом». Особую сложность для исследователей представляет то, что идеологемы культурного расизма используются как расистами, так и их жертвами, хотя и с прямо противоположными целями.
«Других» упрекают в покушении на традиционные ценности, а их социальные и экономические неудачи объясняют не дискриминацией, а изъянами их собственной культуры. Тем самым фактически обвинения адресуются не агентам дискриминации, а их жертвам. Если же пришельцы демонстрируют успешную деловую активность, их обвиняют в незаконных операциях, нарушении местных обычаев и порядков, эксплуатации местного населения и др. Решение проблемы усматривается в территориальном размежевании, т. е. каждой культуре предписывается развиваться в своём отдельном локусе, не выходя за его границы. На этом и строятся антииммигрантские лозунги, требующие репатриации «пришельцев». По сути, это лозунги из репертуара культурного расизма.
Подобно традиционному расизму, современный отличается кумулятивным и экспансионистским характером: предубеждения против какой-либо одной группы распространяются на все другие группы «чужаков», причём это не имеет никакой связи с личным социальным опытом. Так, в США неприязнь к афроамериканцам нередко сочетается с подозрительностью в отношении евреев, пуэрториканцев, азиатов, гомосексуалистов и других вплоть до попыток их дискриминации или нанесения им физического ущерба. Кроме того, расизм отличается и проблемной инклюзивностью: свои личные проблемы (например, неумение устроиться на работу или неудачу в бизнесе) расист склонен приписывать всей своей культурной общности (например, «белым»), классу или всей своей стране, ища причину якобы общего неблагополучия в присутствии «чужаков».
В последней трети 20 в. культурный расизм был взят на вооружение европейскими новыми правыми, унаследовавшими подобные взгляды у итальянских фашистов и сотрудников Ваффен-СС. Они осуждают тенденцию к формированию поликультурного общества и выступают против межэтнических браков, при этом воспевают традиционные индигенные культуры, сохранившие свою самобытность; в частности, иной раз пропагандируют свойственное тем язычество. Поэтому неизменной поддержкой пользуется неоязычество, и его разновидности трактуются как «этнические религии». А мировые религии отвергаются как орудие тоталитаризма. В частности, иудеохристианство обвиняется в стремлении стереть с лица земли всю её неповторимую культурную мозаику. Правда, на Западе многие неоязычники тяготеют к левым взглядам, выступают за гендерное равенство и поддерживают этнические и сексуальные меньшинства. У неоязычников в России наблюдается прямо противоположное: они нередко выступают с праворадикальных позиций, при этом жёстко критикуя православие. В Татарстане тенгрианцы обращают те же аргументы против ислама.
В 21 в. концепция культурного расизма включает в себя также этницизм. Последний понимается как «система доминирования какой-либо этнической группы, основанная на культурных критериях категоризации и дифференциации…». При этом «в таких системах группового доминирования расовые и этнические критерии нередко неразрывно связаны как, например, в случае антисемитизма» (Van Dijk. 1993. P. 5, 22–23). С этой точки зрения этницизм оказывается разновидностью расизма. И одной из его ярких черт является ксенофобия.
Таким образом, расизм можно представлять в узком и в широком смысле. В узком смысле он связан с понятием «больших рас», и такой подход до сих пор господствует в США. В широком смысле под ним понимается биологизация лингвокультурных или религиозных общностей, что свойственно Европе. Именно последнее понимание расизма получает всё большее распространение в современном мире, и именно в таком виде расизм существовал и существует в России.
Шнирельман Виктор Александрович Дата публикации: 14 февраля 2023 г. в 13:58 (GMT+3)Расизм | Определение, история, законы и факты
Смотреть все СМИ
- Ключевые люди:
- Ян Смит Теодор Г. Бильбо Енох Пауэлл Хинтон Роуэн Помощник Ибрам X. Кенди
- Похожие темы:
- антисемитизм превосходство белых институциональный расизм расовая сегрегация арийство
См. весь связанный контент →
7 июня 2023 г., 17:46 по восточноевропейскому времени (AP)
Чернокожие рабочие на заводе Tesla в Калифорнии заявляют о безудержном расизме и добиваются статуса коллективного искаTesla может столкнуться с коллективным иском после 240 Чернокожие фабричные рабочие в Калифорнии описали безудержный расизм и дискриминацию на заводе производителя электромобилей в районе залива Сан-Франциско, в том числе частое использование расовых оскорблений и упоминаний производственной площадки как плантации или корабля рабов
7 июня 2023 г.
, 11:48 по восточноевропейскому времени (AP) Поскольку консерваторы нацелены на школы, ЛГБТК+ дети и цветные студенты чувствуют себя в меньшей безопасности некоторые учащиеся говорят, что меры, направленные на аспекты их идентичности, сделали их менее желанными в американских школах — единственном месте, где все дети должны чувствовать себя в безопасности Винисиус Жуниор подчеркивает укоренившуюся проблему в футболеЗлобные, безжалостные и громкие расистские оскорбления в адрес бразильского футболиста Винисиуса Жуниора подчеркивают укоренившуюся и существующую десятилетиями проблему, которая отказывается уходить в самом популярном виде спорта в мире
6 июня 2023 г., 00:03 ET (AP)
Футболисты требуют изменений в связи с безудержным расистским насилием в Интернете, обратитесь к ИИ за защитойПропущенные пенальти в крупном международном футбольном финале были достаточно плохими для трех чернокожих игроков сборной Англии
1 июня 2023 г., 15:27 по восточноевропейскому времени (AP)
У чернокожих мужчин, вероятно, неправильно диагностировали проблемы с легкими из-за предвзятости в программном обеспечении, предполагает исследованиеНовое исследование предполагает расовую предвзятость, встроенную в общий медицинский тест на легкие функция, вероятно, приведет к тому, что меньшее число чернокожих пациентов получат помощь по поводу проблем с дыханием
Top Questions
Что такое расизм?
Расизм, также называемый расизмом, — это вера в то, что людей можно разделить на отдельные и исключительные биологические единицы, называемые «расами», что существует причинно-следственная связь между унаследованными физическими чертами и чертами личности, интеллекта, морали и другими культурными особенностями. и особенности поведения, а также то, что некоторые расы врожденно превосходят другие9.0003
Каковы некоторые социальные аспекты расизма?
Исторически практика расизма заключалась в том, что представители низкостатусных рас должны быть ограничены низкостатусной работой или порабощением и лишены доступа к политической власти, экономическим ресурсам и неограниченным гражданским правам. Представители рас с низким статусом могли столкнуться с сегрегацией, актами физического насилия, а в некоторых местах расизм требовал, чтобы представителям разных рас было противоестественно вступать в брак.
Какие меры были приняты для борьбы с расизмом?
Расизм вызывает ненависть и недоверие и препятствует любой попытке понять его жертв. Многие общества пытаются бороться с расизмом, повышая осведомленность о расистских убеждениях и обычаях и способствуя человеческому пониманию в государственной политике, такой как Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций в 1948 году.
расизм расизм , вера в то, что люди могут быть разделены на отдельные и исключительные биологические сущности, называемые «расами»; что существует причинно-следственная связь между унаследованными физическими чертами и чертами личности, интеллекта, нравственности и другими чертами культуры и поведения; и что некоторые расы врожденно превосходят другие. Этот термин также применяется к политическим, экономическим или правовым институтам и системам, которые осуществляют или увековечивают дискриминацию по признаку расы или иным образом усиливают расовое неравенство в богатстве и доходах, образовании, здравоохранении, гражданских правах и других областях. Такой институциональный, структурный или системный расизм стал особым предметом научных исследований в XIX веке.80-е годы с появлением критической расовой теории, ответвления движения критических юридических исследований. С конца 20 века понятие биологической расы было признано культурным изобретением, совершенно не имеющим научной основы.
После поражения Германии в Первой мировой войне глубоко укоренившийся антисемитизм этой страны был успешно использован нацистской партией, которая захватила власть в 1933 году и проводила политику систематической дискриминации, преследований и, в конечном итоге, массовых убийств евреев в Германии и в территории, оккупированные страной во время Второй мировой войны ( см. Холокост).
Викторина «Британника»
Популярная викторина: 17 вещей, которые нужно знать об американском движении за гражданские права
В Северной Америке и Южной Африке эпохи апартеида расизм требовал, чтобы разные расы (в основном черные и белые) были отделены друг от друга; что они должны иметь свои собственные отдельные общины и развивать свои собственные институты, такие как церкви, школы и больницы; и что для представителей разных рас было противоестественно вступать в брак.
Исторически сложилось так, что те, кто открыто исповедовал или практиковал расизм, считали, что представители рас с низким статусом должны быть ограничены работой с низким статусом и что представители доминирующей расы должны иметь исключительный доступ к политической власти, экономическим ресурсам, высокостатусным должностям, и неограниченные гражданские права. Жизненный опыт расизма для представителей низкостатусных рас включает в себя акты физического насилия, ежедневные оскорбления, а также частые акты и словесные выражения презрения и неуважения, и все это оказывает глубокое влияние на самооценку и социальные отношения.
Расизм лежал в основе североамериканского рабства, колонизации и имперской деятельности западных европейцев, особенно в 18 веке. Идея расы была изобретена, чтобы увеличить различия между людьми европейского происхождения и людьми африканского происхождения, чьи предки были невольно порабощены и перевезены в Америку. Характеризуя африканцев и их афроамериканских потомков как низших людей, сторонники рабства пытались оправдать и сохранить систему эксплуатации, изображая Соединенные Штаты как бастион и поборника человеческой свободы, с правами человека, демократическими институтами, неограниченными возможностями, и равенство. Противоречие между рабством и идеологией человеческого равенства, сопровождающее философию свободы и достоинства человека, казалось, требовало дегуманизации порабощенных.
К 19 веку расизм созрел и распространился по всему миру. Во многих странах лидеры стали думать об этнических компонентах своих обществ, обычно религиозных или языковых группах, в расовых терминах и обозначать «высшие» и «низшие» расы. Те, кого считали расой с низким статусом, особенно в колонизированных районах, эксплуатировались для их труда, и дискриминация в отношении них стала обычным явлением во многих регионах мира. Выражения и чувства расового превосходства, которые сопровождали колониализм, вызывали негодование и враждебность со стороны тех, кто был колонизирован и эксплуатировался, чувства, которые сохранялись даже после обретения независимости.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчасС середины 20-го века многие конфликты по всему миру интерпретировались в расовых терминах, даже несмотря на то, что их истоки были в этнических конфликтах, которые долгое время характеризовали многие человеческие общества (например, арабы и евреи, англичане и ирландцы). . Расизм отражает принятие глубочайших форм и степеней разделения и подразумевает, что различия между группами настолько велики, что их невозможно преодолеть.
Расизм вызывает ненависть и недоверие и препятствует любой попытке понять своих жертв. По этой причине большинство человеческих обществ пришли к выводу, что расизм неправилен, по крайней мере, в принципе, и социальные тенденции отошли от расизма. Многие общества начали бороться с расизмом, повышая осведомленность о расистских убеждениях и обычаях и продвигая человеческое понимание в государственной политике, как это делает Всеобщая декларация прав человека, принятая Организацией Объединенных Наций в 1948 году.
В Соединенных Штатах расизм подвергался нарастающим нападкам во время движения за гражданские права 19 в.50-х и 60-х годов, а законы и социальная политика, которые навязывали расовую сегрегацию и допускали расовую дискриминацию в отношении афроамериканцев, постепенно отменялись. Законы, направленные на ограничение права голоса расовых меньшинств, были признаны недействительными Двадцать четвертой поправкой (1964 г. ) к Конституции США, которая запрещала избирательные налоги, и федеральным Законом об избирательных правах (1965 г.), который требовал наличия юрисдикций с историей избирателей. подавление для получения федерального одобрения («предварительное разрешение») любых предлагаемых изменений в их законах о голосовании (требование о предварительном разрешении было фактически отменено Верховным судом США в 2013 г. [ см. Shelby County против Держатель ]). К 2020 году почти три четверти штатов приняли различные формы законов об удостоверениях личности избирателей, в соответствии с которыми от потенциальных избирателей требовалось или требовалось предъявить определенные документы, удостоверяющие личность, перед тем, как проголосовать. Критики законов, некоторые из которых были успешно обжалованы в судах, утверждали, что они эффективно подавляют голосование среди афроамериканцев и других демографических групп. Другими мерами, которые, как правило, ограничивали голосование афроамериканцев, были неконституционные расовые махинации, партийные махинации, направленные на ограничение числа представителей демократов в законодательных собраниях штатов и Конгрессе, закрытие избирательных участков в афроамериканских или демократически настроенных кварталах, ограничения на использование рассылка почтовых и открепительных удостоверений, ограничения на досрочное голосование и очистка списков избирателей.
Несмотря на конституционные и правовые меры, направленные на защиту прав расовых меньшинств в Соединенных Штатах, частные убеждения и обычаи многих американцев оставались расистскими, а некоторые группы с более низким статусом часто становились козлами отпущения. Эта тенденция сохранилась и в 21 веке.
Поскольку в массовом сознании «раса» связана с физическими различиями между народами, а такие черты, как темный цвет кожи, рассматриваются как маркеры низкого статуса, некоторые эксперты считают, что расизм может быть трудно искоренить. Действительно, умы не могут быть изменены законами, но представления о человеческих различиях могут меняться и меняются, как и все культурные элементы.
Одри СмедлиРедакторы Британской энциклопедииИнституциональный расизм | Определение, значение и примеры
- Связанные темы:
- расизм
См. весь соответствующий контент →
6 июня 2023 г., 12:46 по восточноевропейскому времени (AP)
Расистское оскорбление Винисиуса Жуниора подчеркивает укоренившуюся проблему в футболе Винисиус Жуниор подчеркивает укоренившуюся и существующую десятилетиями проблему, которая не собирается исчезать в самом популярном виде спорта в мире30 мая 2023 г. , 14:19 по восточноевропейскому времени (AP)
Большинство жителей США говорят, что нельзя запрещать расу при поступлении в колледжи, но ее роль должна быть небольшой: опрос AP-NORCПока Верховный суд решает судьбу позитивные действия, большинство людей в США говорят, что суд должен разрешить рассмотрение расы как часть процесса приема
институциональный расизм , сохранение дискриминации по признаку «расы» политическими, экономическими или правовыми институтами и системами . Согласно теории критической расы, ответвлению движения критических юридических исследований, институциональный расизм усиливает неравенство между группами — например, в богатстве и доходах, образовании, здравоохранении и гражданских правах — на основе предполагаемых расовых различий групп. Институциональный расизм стал предметом особого внимания научных исследований в XIX в.80-х, особенно в США.
С конца 20-го века понятие биологической расы было признано культурным изобретением, совершенно не имеющим научной основы. Тем не менее, расизм классифицирует людей по цвету кожи, этнической принадлежности и культуре, чтобы распределять общественные блага и ресурсы таким образом, который несправедливо ставит в невыгодное положение членов одних групп и безосновательно приносит пользу другим. Концепция институционального расизма основана на предположении, что расизм не всегда является сознательным, преднамеренным, явным или очевидным, а вместо этого часто укоренен в системах, законах, политике, убеждениях и практиках, которые приводят к несправедливому обращению и несправедливому обращению, оправдывают и увековечивают его. угнетение цветных людей, особенно чернокожих американцев. Хотя многие ученые используют термины институциональный расизм , системный расизм и структурный расизм являются синонимами, другие проводят различие между ними, отмечая, что акцент системного расизма делается на задействованные системы, например, правовые, политические, образовательные и системы уголовного правосудия, в то время как акцент структурного расизма делается на элементах, которые составляют основу этих систем, включая политику, законы и институциональную практику. Институциональный расизм , с другой стороны, использовался как всеобъемлющий термин, охватывающий роли, которые играют как системы, так и структуры в дискриминации и угнетении по «расовому признаку».
Возможно, институциональный расизм преобладал в американском обществе с колониальных времен, начиная с его открытых проявлений в институте рабства, черных кодексах и сегрегации Джима Кроу. Еще на рубеже 20-го века социолог и активист У.Е.Б. Дюбуа описал расовую дискриминацию как институционализированную во многих секторах общества и как самовоспроизводящуюся. В отличие от откровенно дискриминационной политики и практики эпохи Джима Кроу, аспекты современных систем и структур, которые создали социальное, политическое и экономическое неравенство и несправедливость для чернокожих, коренных, латиноамериканцев (латиноамериканцев) и американцев азиатского происхождения, все чаще скрываются. — укоренились в стандартных операционных процедурах учреждений и избегают расовой терминологии. Многие белые не знают о них.
Институциональный расизм часто идентифицируется с помощью примеров, которые приводятся в качестве доказательства его существования. В среднем чернокожие американцы и латиноамериканцы с меньшей вероятностью, чем белые американцы с аналогичной квалификацией, будут наняты на работу или получат кредиты. Лишение избирательных прав из-за подавления избирателей и лишение прав и возможностей из-за мошенничества являются яркими примерами политической маргинализации, которая, как говорят, является результатом институционального расизма. Необоснованные или преувеличенные обвинения в мошенничестве на выборах привели к изменению требований к идентификации избирателей и ограничению доступа к избирательным участкам, что, как утверждают активисты избирательных прав, поставило в невыгодное положение чернокожих американцев и американцев латиноамериканского происхождения.
Жилищная сегрегация — явно кодифицированная в эпоху Джима Кроу, но ослабленная после того, как Закон о справедливом жилищном обеспечении (1968 г. ) объявил вне закона расовую дискриминацию в сфере жилья — сохраняется в Соединенных Штатах, в немалой степени из-за дискриминационной политики и практики государственного и частного кредитования, которые не поощряют кредиты для лиц, живущих в «красных» районах, признанных опасными. В то время как федеральные кредитные программы после Второй мировой войны резко увеличили количество домовладельцев для белых, цветным людям часто отказывали в возможности покупать дома, что ограничивало доступ к основному методу накопления богатства поколений. Многие чернокожие и латиноамериканцы продолжают жить в расово сегрегированных и бедных районах, отчасти из-за ограничений зонирования, которые фактически исключают жителей с низким доходом из многих районов с преимущественно белым населением.
Районы, в которых проживают преимущественно чернокожие или латиноамериканцы, также, как правило, получают меньше общественных услуг или хуже их. Примечательно, что ограниченный доступ к хорошим государственным школам еще больше ограничивает возможности получения хорошей работы с льготами или получения высшего образования, тем самым ограничивая вертикальную мобильность.