Распределение внимания
Распределение внимания – это сосредоточение зрения на нескольких предметах. Это действие помогает делать одновременно сразу некоторое количество дел, которые могут различаться даже по своим видам.
Такими способностями обладали: римский правитель Гай Юлий Цезарь, великий русский император Петр I и французский полководец Наполеон. Эти особенности принадлежат только поистине одаренным людям, разносторонним и могущественным. Им подвластно любое деяние и нет непосильных задач.
Если развить данный талант, а он может поддаваться «дрессировке», то можно успевать делать намного больше, тем самым оставляя свое время на другие цели.
У людей, которые умеют распределять внимание, задействованы оба полушария мозга. С рождения человек умеет активизировать одну половину в большой степени. Левое отвечает за творческие способности человека, правое – за аналитический склад ума. Поэтому очень сложно соединить эти два практически не сочетаемых качества.
Чтобы стимулировать развитие распределения внимания, необходимо соблюдать правила умственного труда:
- При монотонной работе концентрация внимания может удерживаться ровно 15 минут, после оно рассеянно и трудно воспринимаемое. После задания, нужно сделать небольшой перерыв, дать отдохнуть глазам и перестроиться мозговым функциям. Можно даже заняться физическим трудом, выполняя разные деятельности, чередуя умственный и физический труд.
- Деятельность мозга достигает пика своей работоспособности в утренние часы. Поэтому все более важные дела желательно проводить, начиная с 8 часов. И распределение внимания будет эффективно также в утреннее время.
- Для улучшения активации умственной деятельности можно использовать природные энергетики: горький шоколад, кофе, апельсины, клюква, мед, грецкий орех, сахарная свекла и т. д.
Степень освоения техникой распределенного внимания зависит:
- Совмещение разных видов деятельности, чтобы был задействован в одном движении мозг, в другом физические навыки. Например, учить английский язык, слушая в наушниках и повторяя слова, при этом мыть полы. Если соединить два дела, которые похожи по смысловой нагрузке и, задействовать при этом один орган, то будет плохо получаться и в первом, и во втором. К примеру, записывать лекцию под диктовку, слушая преподавателя и разговаривать с соседом по парте. В этом случае студент не успевает писать конспект и пропускает часть информации, которую ему передает друг.
- Уровень автоматизации, до которой было доведено выполнение работы. Человек, когда управляет автомобилем уже задействует несколько функций: обруливает препятствия, смотрит за пешеходных переходом и другими машинами, нажимает на педали, переключает коробку передач, попутно включает поворотник и при необходимости нажимает на звуковой сигнал. А совершенство, если при этом еще включено радио, зазвонит телефон или захочется съесть забытый пончик и выпить кофе.
- Дается длинное слово, допустим, бетономешалка. Из него нужно придумать другие новые слова. Но каждая буква должна встречаться столько, сколько она была заложена в начальном слове. Удобная методика, которой можно заниматься по дороге на работу или для переключения внимания с одной деятельности на другую.
- «Земля, вода, воздух». Для выполнения данного упражнения нужно найти добровольца-напарника, желающего поиграть. Один кидает мячик и называет «земля», другой должен назвать животного, при слове «вода» — разновидность каких-нибудь рыб, а при произношении «воздух» — птиц.
- Время на выполнение 5 минут. Попросите кого-нибудь почитать неизвестный текст, пока решаете семь простых примера. По окончанию задания перескажите текст и проверьте правильность решений.
Желательно выполнять данные методы для совершенствования распределения внимания хотя бы раз в неделю.
Что такое распределение внимания, и на каких уровнях оно реализуется
В мире много слов, над значением и значимостью которых, ты даже не задумываешься, в виду их повседневности. Ты настолько привыкаешь к этим словам, что перестаешь их замечать. Одним из таких слов является: внимание.
Вот учитель говорит: «Внимание». Класс затихает. Это слово является для учеников сигналом: сейчас будет сказано что-то очень важное, и это что-то нельзя упустить. В этот момент, всё внимание учеников сконцентрировано в направлении, указанном учителем. Для учителя очень важным является именно присутствие внимания учеников. Так что же такое это самое внимание? К какой из частей нашего «Я» оно относится?
В этой статье:
Где живет вниманиеВнимание – вектор для энергииРаспределение как свойствоОбратная сторона распределенияСъедобно, несъедобноЖенская черта
Новости СМИ2
Где живет внимание
Image by Gerd Altmann from Pixabay
Физически ты находишься в окружающем мире, который постоянно меняется, заставляя тебя приспосабливаться: изменять свое поведение, стиль мышления.
Внимание – это концентрация и векторность сознания человека на определенные явления или объекты, при этом происходит одновременная отвлеченность от всего постороннего, не имеющего устойчивой, ситуационной значимости.
Внимание не является самостоятельным психическим процессом. Оно обязательно идет дополнением к другим процессам: внимательно читай, внимательно произноси слова. Исходя из этого, можно сказать, что внимание является свойством других процессов психики человека.
Физиологически внимание напрямую связано с активной мозговой деятельностью, и характеризуется возбуждением определенных участков головного мозга. Возбуждение не является статическим процессом, поэтому происходит постоянная смена возбужденных участков, с одновременным торможением остальных.
Виды и свойства внимания
Внимание – вектор для энергии
Внимание напрямую взаимодействует с таким понятием, как энергия. «Куда внимание, туда и энергия», – это выражение часто употребляется в практиках самопознания, маркетинге, торговле, в любом направлении, где важным компонентом успеха является присутствие человека. Присутствие подтверждается наличием энергии, которая, в свою очередь, обеспечивается вниманием. Вот такой змей уроборос. По сути, управление вниманием, является борьбой за самое ценное в этом мире: энергию.
Внимание по своей направленности бывает:
- внешним – направление на внешние объекты среды;
- внутренним – направленность во внутрь себя, на свой внутренний мир.
Внешне сосредоточенность внимания может выражаться в мыслительных, двигательных, сенсорных процессах. Примерами внешнего проявления направления внимания, могут служить позы внимания. Они различны при внешнем и внутреннем внимании. Вспомни себя, когда тебе что-то становится очень интересным. Твоя голова поворачивается, взгляд сосредотачивается на объекте интереса, меняется ритм дыхания.
Часто говорят, что «ты слушала, затаив дыхание». Совсем другое происходит, когда твое внимание сосредоточено во внутрь себя: глаза, часто, закрываются, или взгляд становится блуждающим, не на чем не сосредотачивается. Здесь уместно выражение: »Ты опять витаешь в облаках».
Распределение как свойство
Внимание характеризуется пятью основными свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом.
GiphyОстановимся более детально на свойстве распределения внимания. Случалось, ли тебе выполнять несколько дел одновременно? Если да, то принцип действия распределения внимания тебе хорошо знаком. Способность удерживать в зоне активного внимания несколько разных объектов, или действий, называют распределением внимания.
Вспомни себя в школе: ты была уверена, что находишься в поле зрения учителя, но твой сосед, или соседка по парте, так же были уверены, что учитель наблюдает за каждым из них персонально. Правильное распределение внимания, является профессиональной чертой учителя.
Хорошим примером распределения внимания, может служить водитель автомобиля: успешность управления автомобилем, напрямую зависит от умения водителя удерживать в зоне своего контроля, внимания других участников движения, технические показатели автомобиля, внешние факторы окружающей среды.
Обратная сторона распределения
Если разбираться в любом из примеров, связанных с распределением внимания более детально, то можно прийти к заключению, что распределение – обратная сторона другого свойства внимания, и это свойство переключаемость. Переключаемость – это скорость перехода внимания от одного объекта к другому. Как же взаимосвязаны эти два свойства внимания?
Image by Gerd Altmann from PixabayВесь смысл взаимосвязи заключается в интервале времени, которое берется за единицу при рассмотрении ситуации. Чем меньше временной промежуток, чем нагляднее становиться, что, именно в этот момент, выполняется только одно действие. Следующее действие создает иллюзию одновременности с предыдущим, только благодаря быстрой лошадке-переключаемости.
Съедобно, несъедобно
Скорость осознанного переключения внимания, является хорошо тренируемым свойством человеческого внимания. Примером упражнения для тренировки скорости переключения может служить детская игра «Съедобно, несъедобно». Участники игры садятся в круг. Ведущий, по-очереди, бросает мячик, и называет предметы. Если предмет несъедобный, то участник, которому кидают мяч не должен его поймать, и, наоборот, съедобные предметы ловятся. Успешный участник, занимает место ведущего.
Таким образом, тренируя скорость переключения, ты повышаешь способность к распределению внимания, то есть повышаешь свой уровень обработки информации в режиме многозадачности.
Женская черта
Когнитивная способность распределения внимания – важное качество для эффективной реализации поставленных задач в повседневной жизни.
Известный факт, что женщины, по своей природе, больше склонны к многозадачности, и обладают повышенной устойчивостью к стрессовым факторам.
Это сложилось исторически, и обусловлено самой женской природой. На бытовом уровне, распределение внимание имеет вид правильного планирования последовательности процессов: четко определять приоритетность и последовательность целей, при этом учесть условия и влияние внешних факторов, можно считать, почти генетической, женской чертой.
Распределение внимания у нормальных людей в зависимости от пространственного расположения: справа-налево, вверх-вниз
. 2006 июль; 12 (4): 532-7.
Валерия Драго 1 , Грегори П. Круциан, Франческо Пизани, Кеннет М. Хейлман
принадлежность
- 1 Отделение неврологии и Центр нейропсихологических исследований, Медицинский колледж Университета Флориды и Служба неврологии, Медицинский центр Департамента по делам ветеранов, Гейнсвилл, Флорида 32610-0236, США. [email protected]
- PMID: 16981605
Валерия Драго и др. J Int Neuropsychol Soc. 2006 июль
. 2006 июль; 12 (4): 532-7.
Авторы
Валерия Драго 1 , Грегори П. Круциан, Франческо Пизани, Кеннет М. Хейлман
принадлежность
- PMID: 16981605
Абстрактный
Пространственное распределение внимания влияет на оценку величины стимула, включая длину линии, и задача деления линии пополам использовалась для оценки асимметричного распределения пространственного внимания. Цель этого исследования — узнать, изменяется ли распределение внимания у нормальных испытуемых в зависимости от пространственного положения линейных стимулов в центре головы. Нормальных испытуемых просили разделить пополам линии, расположенные в пяти различных специальных положениях по центру головы и туловища (центральное, правое вверх-дистальное, левое верхнее-дистальное, правое нижнее-проксимальное, левое нижнее-проксимальное). По сравнению с центральным состоянием отклонения в правых или левых латеральных условиях были значительными только в проксимальных условиях вниз, так что смещение пополам значительно сместило направление влево от средней линии объектива в левом полупространстве и вправо от объектива. средняя линия в правом полушарии, предполагая, что стимулы, представленные в латеральном полушарии, в первую очередь активируют системы внимания контралатерального полушария. Обнаружение того, что линии, представленные в нижнем проксимальном латеральном полупространстве, вызывают большее пространственное смещение, чем линии в верхнем дистальном латеральном пространстве, предполагает, что часть дорсальной зрительной системы мозга, которая обрабатывает стимулы в нижнем проксимальном пространстве, влияет на горизонтальное (правое).
Похожие статьи
Смещения вертикального сканирования и их возможное влияние на направление чтения: кельтская мудрость или глупость?
Amengual AM, Drago V, Foster PS, Leiguarda RC, Heilman KM. Аменгуал А.М. и соавт. J Int Neuropsychol Soc. 2008 Январь; 14 (1): 102-9. дои: 10.1017/S1355617708080132. J Int Neuropsychol Soc. 2008. PMID: 18078536
Эмоциональные влияния на пространственное внимание.
Фостер П.С., Драго В., Вебстер Д.Г., Харрисон Д.В., Карась Г.П., Хейлман К.М. Фостер П.С. и др. Нейропсихология. 2008 Январь; 22 (1): 127-35. дои: 10.1037/0894-4105.22.1.127. Нейропсихология. 2008. PMID: 18211162
Захват внимания при болезни Паркинсона.
Драго В., Фостер П.С., Скидмор FM, Клюгер Б., Антониелло Д., Хейлман К.М. Драго В. и др. Cogn Behav Neurol. 2008 Сентябрь; 21 (3): 138-42. дои: 10.1097/WNN.0b013e3181864a35. Cogn Behav Neurol. 2008. PMID: 18797255
Латерализация и межполушарная интеграция направленного внимания.
Исиаи С. Исиаи С. Ринсё Синкейгаку. 2001 Декабрь; 41 (12): 1128-30. Ринсё Синкейгаку. 2001. PMID: 12235816 Обзор. Японский язык.
Нейропсихологический подход к зрительному вниманию.
Сузуки К. Судзуки К. Мозговой нерв. 2007 Январь; 59 (1): 23-30. Мозговой нерв. 2007. PMID: 17354375 Обзор. Японский язык.
Посмотреть все похожие статьи
Типы публикаций
термины MeSH
Пространственное распределение внимания по экзогенному сигналу
Абрамс Р. А., Мейер Д. Э. и Корнблюм С. (1989). Скорость и точность саккадических движений глаз: Особенности импульсной изменчивости глазодвигательного аппарата. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 15 , 529–543.
Артикул Google Scholar
Баума, Х. (1971). Визуальное распознавание отдельных строчных букв. Vision Research , 11 , 459–474.
Артикул пабмед Google Scholar
Бриан, К. , и Клейн, Р. М. (1987). Является ли «луч» Познера таким же, как «клей» Трейсмана?: О связи между визуальной ориентацией и теорией интеграции признаков. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 13 , 228–241.
Артикул Google Scholar
Даунинг, CJ (1988). Ожидание и зрительно-пространственное внимание: влияние на качество восприятия. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 14 , 188–202.
Артикул Google Scholar
Даунинг, С.Дж., и Пинкер, С. (1985). Пространственная структура зрительного внимания. В MI Posner & OSM Marin (Eds.), Внимание и производительность XI (стр. 171–188). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Эгли, Р., и Хома, Д. (1991). Перераспределение зрительного внимания. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 17 , 142–159.
Артикул Google Scholar
Eriksen, C.W., &St. Джеймс, JD (1986). Зрительное внимание внутри и вокруг поля фокуса внимания: модель зум-объектива. Восприятие и психофизика , 40 , 225–240.
Google Scholar
Эриксен, К.В., и Уэбб, Дж.М. (1989). Смещение фокуса внимания внутри визуального дисплея и вокруг него. Восприятие и психофизика , 45 , 175–183.
Google Scholar
Эриксен, К.В., и Йех, Ю. (1985). Распределение внимания в поле зрения. Journal of Experimental Psychology: Human Perception Sc Performance , 11 , 583–597.
Артикул Google Scholar
Хендерсон, Дж. М. (1988). Зрительное внимание и получение экстрафовеальной информации во время фиксации глаз . Неопубликованная докторская диссертация, Массачусетский университет, Амхерст.
Google Scholar
Хендерсон, Дж. М. (1991). Различение стимулов после скрытой ориентации внимания на экзогенный сигнал. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 17 , 91–106.
Артикул Google Scholar
Хендерсон, Дж. М. (1992). Контроль зрительного внимания и движения глаз при чтении и восприятии сцены. В К. Рейнере (ред.), Движения глаз и зрительное познание: восприятие сцены и чтение (стр. 260–283). Нью-Йорк: Springer-Verlag.
Google Scholar
Хендерсон, Дж. М. (в печати). Интерфейс между восприятием и действием: данные контроля движения глаз. В S. Davis & K. Aikens (Eds.), Ванкуверские исследования в области когнитивных наук: Vol. 4. Проблемы с восприятием . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Хендерсон, Дж. М., и Феррейра, Ф. (1990). Влияние сложности фовеальной обработки на диапазон восприятия при чтении: влияние на внимание и контроль движения глаз. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание , 16 , 417–429.
Артикул Google Scholar
Хендерсон, Дж. М., Полласек, А., и Райнер, К. (1987). Влияние фовеального прайминга и парафовеального предварительного просмотра на идентификацию объекта. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 13 , 449–463.
Артикул Google Scholar
Хендерсон, Дж. М., Полласек, А., и Райнер, К. (1989). Использование скрытого зрительного внимания и экстрафовеальной информации при опознании объекта. Восприятие и психофизика , 45 , 196–208,
Google Scholar
Хьюз, Х. К., и Зимба, Л.Д. (1985). Пространственные карты направленного зрительного внимания. Journal of Experimental Psychology: Human Perception & Performance , 11 , 409–430
Статья Google Scholar
Хьюз, Х.К., и Зимба, Л.Д. (1987). Естественные границы распространения направленного зрительного внимания. Нейропсихология , 2 , 5–18.
Артикул Google Scholar
Джеймс, В. (1890 г.). Принципы психологии (Том 1) . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета.
Google Scholar
Джонидес Дж. (1981). Произвольный и автоматический контроль над движением мысленного взора В J. Long & A. Baddeley (Eds.), Attention and performance IX pp. 187–203). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Кейнсборн, М. (1987). Механизмы одностороннего игнорирования. В M. Jeannerod (Ed.), Нейрофизиологические и нейропсихологические аспекты пространственного пренебрежения . Нью-Йорк: Северная Голландия.
Google Scholar
Кляйн, Р., Кингстон, А., и Понтефракт, А. (1992). Ориентация зрительного внимания. В K. Rayner (Ed.), Движения глаз и визуальное познание: восприятие сцены и чтение . Нью-Йорк: Springer-Verlag.
Google Scholar
Кляйн, Р., и Маккормик, П. (1989). Скрытое визуальное ориентирование: активацию полуполя можно имитировать с помощью зум-объектива и стратегий размещения в среднем положении. Acta Psychologica , 70 , 235–250.
Артикул пабмед Google Scholar
Лаберж, Д., и Браун, В. (1989). Теория операций внимания при идентификации формы. Психологический обзор , 96 , 101–124.
Артикул Google Scholar
Мэдден, DJ (1992). Избирательное внимание и визуальный поиск: пересмотр модели распределения и применение к возрастным различиям. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 18 , 821–836.
Артикул Google Scholar
Мэйлор, Э.А. (1985). Облегчающий и тормозной компоненты ориентировки в зрительном пространстве. В MI Posner & OSM Marin (Eds.), Внимание и производительность XI (стр. 189–204). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Маккормик П.А. и Кляйн Р. (1990). Пространственное распределение внимания при скрытом зрительном ориентировании. Acta Psychologica , 75 , 225–242.
Артикул пабмед Google Scholar
Моррисон Р. Э. (1984). Манипуляции с задержкой начала стимула при чтении: свидетельство параллельного программирования саккад. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 10 , 667–682.
Артикул Google Scholar
Мерфи, Т. Д., и Эриксен, К. В. (1987). Временные изменения распределения внимания в поле зрения в ответ на предвестники. Восприятие и психофизика , 42 , 576–586.
Google Scholar
Мюллер, Х. Дж., и Кролик, П. М. А. (1989). Рефлексивная и произвольная ориентация зрительного внимания: динамика активации и сопротивление прерыванию. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 15 , 315–330.
Артикул Google Scholar
Накаяма, К., и Макебен, М. (1989). Устойчивые и преходящие компоненты фокуса зрительного внимания. Vision Research , 29 , 1631–1647.
Артикул пабмед Google Scholar
Поллацек А., &Райнер К. (1990). Движения глаз и лексический доступ при чтении. В DA Balota, GB Flores d’Arcais и K. Rayner (Eds.), Процессы понимания при чтении (стр. 143–163). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Познер, М. И. (1980). Ориентация внимания. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 32 , 3–25.
Артикул пабмед Google Scholar
Познер, М. И., и Коэн, Ю. (1984). Компоненты визуального ориентирования. В H. Bouma & D. Bowhuis (Eds.), Внимание и производительность X (стр. 531–556). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Google Scholar
Познер М.И., Снайдер С.Р.Р. и Дэвидсон Б.Дж. (1980). Внимание и обнаружение сигналов. Journal of Experimental Psychology: General , 109 , 160–174.
Артикул Google Scholar
Рафал, Р. Д., Калабрези, П. А., Бреннан, К. В., и Сиолто, Т. К. (1989). Саккадическая подготовка препятствует переориентации на недавно посещенные места. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 15 , 673–685.
Артикул Google Scholar
Райнер К., Словячек М. Л., Клифтон К., Бертера Дж. Х. (1983). Задержка последовательных движений глаз: значение для чтения. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 9 , 912–922.
Артикул Google Scholar
Ремингтон, Р., и Пирс, Л. (1984). Движущееся внимание: свидетельство инвариантных во времени сдвигов зрительного избирательного внимания. Восприятие и психофизика , 35 , 393–399.
Google Scholar
Рейтер-Лоренц, П.А., Кинсбурн, М., и Москович, М. (1990). Полушарный контроль пространственного внимания. Мозг и познание , 12 , 240–266.
Артикул Google Scholar
Риццолатти Г., Риджио Л., Даскола И. и Умильта К. (1987). Переориентация внимания по горизонтальным и вертикальным меридианам: свидетельство в пользу премоторной теории внимания. Нейропсихология , 25 , 31–40.
Артикул пабмед Google Scholar
Шульман, Г.Л., Ремингтон, Р.В., и Маклин, Дж.П. (1979). Перемещение внимания через визуальное пространство. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 5, 522–526.
Артикул Google Scholar
Шульман Г. Л., Уилсон Дж., Шихи Дж.Б. (1985). Пространственные детерминанты распределения внимания. Восприятие и психофизика , 37 , 59–65.
Google Scholar
Тассинари Г., Агуоти С., Челацци Л., Марзи К. А. и Берлуччи Г. (1987). Распределение в поле зрения затрат произвольно распределяемого внимания и тормозных последствий скрытой ориентировки. Нейропсихология , 25 , 55–71.
Артикул пабмед Google Scholar
Трейсман, А., и Геладе, Г. (1980). Интеграционная теория внимания. Когнитивная психология , 12 , 97–136.
Артикул пабмед Google Scholar
Цал Ю. (1983). Движения внимания в поле зрения. Журнал экспериментальной психологии: человеческое восприятие и деятельность , 9 , 523–530.
Артикул Google Scholar
Цал Ю.