Рассказ от первого лица: Рассказы от первого лица (сборник) — Сергей Залыгин

Содержание

повествование от 1-го, 2-го и 3-го лица

Одну и ту же историю можно рассказывать с разных точек зрения. Это вроде как на предмет смотреть с разных точек: изнутри или снаружи. Так и историю можно рассказать «изнутри» – от 1-го лица или снаружи – от 3-го лица. А еще есть интересное 2-е лицо.

Вспомним уроки языка: личные местоимения

Первое лицо: я, мы

В таком виде повествования рассказчик становится непосредственно персонажем своей истории.

Управляющий сказал мне: «Держу вас только из уважения к вашему почтенному батюшке, а то бы вы у меня давно полетели». Я ему ответил: «Вы слишком льстите мне, ваше превосходительство, полагая, что я умею летать». И потом я слышал, как он сказал: «Уберите этого господина, он портит мне нервы»…
А. Чехов, «Моя жизнь. Рассказ провинциала»

Второе лицо: ты, вы

Повествование для 2-го лица. В таком виде повествования рассказчик заставляет читателя почувствовать себя персонажем истории. уменьшает дистанцию между текстом и читателем. происходит смешение литературы и реальности

     Открываешь глаза. Солнечный лучик пробирается сквозь приоткрытую занавеску – и зайчик запрыгивает на стену напротив окна. Какое-то время следишь за ним, а потом угол одеяла весело летит на сторону, и ты бежишь на кухню. Мама уже колдует у плиты, а шумный чайник сообщает, что вот-вот будет готов ароматный чай. За это время наскоро чистишь зубы, ополаскиваешь лицо холодной водой, проводишь мокрыми руками по непослушным вихрям.        Готов к новому дню.
       Как давно такое было. Три месяца назад…
Светлана Локтыш, «Доброе утро, солнышко»

Третье лицо: ты, вы

Рассказчик здесь передает историю, но персонажем ее не является. Иначе говоря, это когда кто-то, или сам автор, рассказывает о событиях, будто наблюдая за ними со стороны.

       Которая беднота, может, и получила дворцы, а Иван Савичу дворца, между прочим, не досталось. Рылом не вышел. И жил Иван Савич в прежней своей квартирке, на Большой Пушкарской улице.
       А уж и квартирка же, граждане! Одно заглавие, что квартира – в каждом углу притулившись фигура. Бабка Анисья– раз, бабка Фекла – два, Пашка Огурчик – три… Тьфу, ей-богу, считать грустно!В этакой квартирке да при такой профессии, как у Ивана Савича – маляр и живописец – нипочем невозможно было жить.
       Давеча случай был: бабка Анисья подолом все контуры на вывеске смахнула. Вот до чего тесно. От этого, может, Иван Савич и из бедности никогда не вылезал…». Зощенко «Матрёнища».

У каждого вида повествования  есть свои преимущества и недостатки. Рассмотрим их.

От первого лица

Вести повествование от 1-го лица в рассказе или новелле просто: произведение небольшое, текста немного. Гораздо сложнее выдержать такой формат в более крупных текстах – повестях, романах. Есть риск, что читателя замучают бесконечные «я» (реже – «мы»). Поэтому с текст придется вычистить от многочисленных повторов этих местоимений.

Преимущества  повествования от 1-го лица:

  • читатель чувствует связь с человеком, который будто разговаривает с ним;
  • повествование воспринимается как свидетельство очевидца и может выглядеть более правдоподобным;
  • начинающий писатель часто чувствует себя уверенней;
  • легче показать эволюцию героя;
  • позволяет четко обозначить личное отношение персонажа к описываемым событиям.

Недостатки  повествования от 1-го лица:

  • часто неопытный автор ассоциирует себя со своим персонажем. Важно помнить: он – не вы. Он может быть вовсе на вас не похож, например, маньяком, дезертиром, а рассказ будет идти именно от его имени;
  • у рассказчика ограничено поле зрения. Читатель может слышать и видеть только то, что видит и слышит рассказчик;
  • автору сложнее описать, как выглядит сам рассказчик;
  • рассказчик не может переместиться туда, где оказаться не в состоянии, и читатель не узнает о некоторых событиях, свидетелем которых рассказчик не был;
  • читатель не узнает, как выглядит персонаж, который, например, ударил рассказчика по голове так, что тот потерял сознание. Разве что автор придумает ход, как рассказчик мог об этом узнать. Например, был свидетель, или сестра описала человека, который приходил и спрашивал о нём;
  • когда речь зайдет о чувствах или поступках героя, бесконечные «я» могут быть восприняты как жалобы или хвастовство;
  • автору придется раскрывать внутренний мир других персонажей только через их поступки, взгляды и слова.

От третьего лица

Повествование от 3-го лица похоже на повествование от 1-го – только нет множественных «я». Однако здесь важно соблюдать правило:  в каждой сцене надо излагать мысли только одного персонажа.

Например, если в комнате главный герой и два персонажа, то мы следим за мыслями только главного героя. Потом героя оставляем в комнате, а два персонажа выходят на улицу, идут вместе по проспекту и обсуждают недавний разговор: здесь мы следим за мыслями персонажа, который кажется нам наиболее важным. Если проигнорировать это правило, то повествование получится запутанным и тяжелым.

Преимущества повествования от 3-го лица:

  • придает произведению кинематографичность, возникает ощущение «движения камеры»;
  • можно перемещать фокус от одного персонажа к другому, смешивать небольшие авторские наблюдения с описанием мыслей и чувств персонажей и их точек зрения;
  • автор знает все, что происходит в головах его героев и персонажей, а значит, читатель получает более объемную, объективную картинку;
  • написание от третьего лица дает больше простора для творчества и возможность развития нескольких сюжетных линий сразу. Третье лицо – наиболее «маневренное».

Недостатки повествования от 3-го лица:

  • по сравнению с первым лицом, сложнее отразить эмоциональную глубину персонажа;
  • с возрастанием числа персонажей возрастает риск того, что читателю будет трудно за ними следить. Поэтому автору важно создать четкие образы персонажей и их целей;
  • автор должен осторожно «прыгать» от точки зрения одного персонажа к точке зрения другого в рамках одной сцены или главы, иначе читатель перестанет понимать, в чьей голове он сейчас находится.
Странное второе лицо…

Существует также повествование и от 2-го лица: когда сам читатель и есть наблюдатель. Такой стиль изложения материала используют редко: он тяжеловесен, скучен и быстро надоедает читателю.

Однако второе лицо может быть включено в повествование эпизодически. Также второе лицо с успехом используется в стихах:

Ты помнишь, плыли в вышине
И вдруг погасли две звезды.
Но лишь теперь понятно мне,
Что это были я и ты…

Леонид Дербенев

Независимо от того, какое лицо избрано для повествования, можно не зацикливаться на недостатках, лучше максимально использовать преимущества. А какая форма ближе, станет понятнее с опытом. Также стоит учитывать  требования жанра, например:

  • в детективах чаще повествование идет от 1-го лица;
  • в любовных романах – от 3-го лица.

А теперь – задание.

Перестройте отрывки, представленные ниже, так, чтобы повествование зазвучало сначала от 3-го лица, а затем – от 2-го лица. (Ответы можно записать в комментариях).

  1. Макс смотрел на нее и не знал, что ответить. Согласиться – значит, признать свою вину. Все отрицать – будет похоже на оправдания. Он молча развернулся и пошел прочь: если Дана не верит, нет смысла продолжать с ней общение.

2. Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.
А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней, и в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою идеологию во всем объеме. 
А встретился я с ней во дворе дома. На собрании. Гляжу, стоит этакая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый.


– Откуда, – говорю, – ты, гражданка? Из какого номера?
– Я, – говорит, – из седьмого.
– Пожалуйста, – говорю, – живите.
М. Зощенко «Аристократка»

Урок окончен. Легких вам перьев, дорогие авторы!

Если материал был интересен и полезен, помни, что таковым он может быть и для других людей. 🙂

писательское ремеслопишем текстыпишем хорошо

«От первого лица»: автобиографическая проза Харуки Мураками

Читайте также

С возрастом сокращаются социальные связи: почему не надо с этим бороться «Русские хакеры. Начало»: фильм о киберпреступниках 1990-х Что смотреть весной: 5 новых сериала марта

Евгений Разумный / Ведомости

Харуки Мураками выпустил сборник рассказов «От первого лица». В нем автор традиционно обращается к своим любимым темам: джаз, музыка The Beatles, бейсбол, любовь, фатализм и конечность чего бы то ни было на свете. Он же и выступает главным героем. Мураками вспоминает истории, которые приключились с ним в школе, университете и уже в зрелом возрасте. Каждая история написана в характерной для него манере: меланхоличный автофикшен, поэтичные размышления и немного зыбкого абсурда на грани реального и метафизического.

 

Эксмо

С разрешения издательства «Эксмо» и Inspiria мы публикуем отрывок из рассказа «Чарли Паркер играет боссанову», где Мураками рассказывает, как он написал музыкальную рецензию на вымышленный альбом Чарли Паркера по прозвищу Птица и опубликовал ее в литературном альманахе. 

1963 год. Прошло немало лет с тех пор, как в последний раз упоминалось имя Чарли Паркера по прозвищу Птица. Где он и чем занимается теперь? Любители джаза по всему миру перешептывались об этом. Нет, он не умер. Нет подтверждений его кончины. Кто-то может возразить: «Как и подтверждений того, что он жив».

Последнее, что слышали о нем: будто он перебрался в поместье своей патронессы — графини Ники — и борется там с недугом. О том, что Птица — конченый наркоман, знает любой поклонник джаза. Героин, этот белоснежный смертоносный порошок. Мало того, по слухам, у Птицы была тяжелая форма воспаления легких, патология других внутренних органов, он страдал от диабета и в завершение всего — душевным расстройством. Даже если бы он, к счастью, и выжил после всего этого — походил бы на развалину и вряд ли мог держать в руках инструмент. Вот так Птица пропал с глаз людей и стал красивой легендой джазовой сцены. Произошло это в 1955-м или около того. И вот, спустя восемь лет, летом 1963-го Чарли Паркер опять взял свой альт-саксофон и вернулся в студию в пригороде Нью-Йорка, чтобы записать новый альбом, который будет называться «Чарли Паркер играет боссанову». Можете поверить в такое? Советую верить. Во всяком случае, так оно все и было.

Так начинался текст, который я написал в студенчестве. Первая в моей жизни публикация, за которую я получил пустячный, но все же гонорар. Разумеется, пластинки «Чарли Паркер играет боссанову» не существует. Чарли Паркер скончался 12 марта 1955 г., а взлет боссановы в Штатах — усилиями Стэна Геца и других — пришелся на 1962-й. Однако я предположил: вдруг Птица дотянул бы до 60-х, проникся боссановой и начал ее исполнять… — и написал рецензию на вымышленный альбом. Редактор университетского литературного альманаха, ничего не подозревая, посчитал, что альбом существует, и без всякой задней мысли поместил статью в колонку музыкальных рецензий. В журнал статью отправил мой приятель — его младший брат, приписав: «Чувак прикольно пишет. Лови его статью. Что скажешь? Сгодится?» (Альманах перестал издаваться после четырех номеров, мой текст поместили в третий.) Я написал статью так, словно ценная запись Чарли Паркера увидела свет благодаря тому, что в хранилище фирмы грамзаписи случайно обнаружили магнитную ленту. Хвалить себя неловко, но я считаю, что текст получился правдоподобным в мелочах, а написан со страстью. Под конец я и сам был готов поверить, что пластинка и впрямь существует. Журнал напечатали, и на мою статью посыпались отклики. Само по себе это скромное университетское издание, на публикации в таких обычно никто не реагирует. Однако на свете, похоже, немало поклонников, почитающих Чарли Паркера как бога, и в редакцию прислали несколько возмущенных писем: дескать, «глупый розыгрыш» и «бессердечное святотатство».

То ли у этих людей плохо с чувством юмора, то ли это у меня юмор какой-то извращенный, даже не знаю. Но были и такие читатели, кто приняли мою статью за чистую монету и отправились в магазин за пластинкой.

Главный редактор, конечно, высказал мне за то, что я его надул (хотя это не так — я лишь утаил подробности), но в душе и сам был рад, что статья вызвала реакцию, пусть даже по большей части и возмущенную. Это подтверждается тем, что он попросил показывать ему, что еще я напишу, будь то рецензия или рассказ. (Вот только сам журнал закрылся раньше.)

Полагаю, вы уже составили себе представление о музыке из того альбома. Конечно же, той записи не существует. Точнее, по идее, ее не должно существовать. Оставим на время события тех дней и перенесемся дальше. Я совершенно не помнил, что студентом написал такой текст. Жизнь моя неожиданно наполнилась разными событиями, на фоне которых вымышленная рецензия выглядела ребячеством, безответственной веселой шуткой. Но лет через пятнадцать тот текст вернулся ко мне в совершенно неожиданном виде. Будто запущенный бумеранг, о котором давно позабыли, прилетел назад и тем самым застал всех врасплох.

По работе я приехал в Нью-Йорк, в свободное время пошел прогуляться по городу и заглянул в небольшой магазин подержанных пластинок на Восточной 14-й улице. Там, в разделе Чарли Паркера я обнаружил пластинку Charlie Parker Plays Bossa Nova. Похоже на бутлег, частное издание. На белом конверте — ни картинок, ни фотографий, только название, отпечатанное аляповатым шрифтом. На обратной стороне — список исполнителей и композиций. Как ни странно, и то, и другое — точь-в-точь, как я указал в своей студенческой рецензии. Вплоть до участия Хэнка Джоунза на двух композициях вместо Карлоса Джобима. Я как взял ту пластинку в руки — так и замер, лишившись дара речи. Словно парализовало некую частичку где-то в глубине моего тела. Я снова оглянулся по сторонам. Это правда Нью-Йорк? Да, я в его деловом районе, в магазинчике подержанных пластинок. Меня не поглотил мир иллюзий. И я не вижу сон наяву. Я достал пластинку из конверта. На белом яблоке — названия альбома и композиций. Логотипа фирмы грамзаписи нет. Я посмотрел дорожки на виниле: на обеих сторонах, как и положено, нарезано по четыре трека. Спросил продавца, молодого длинноволосого парня, — можно ли проверить звучание пластинки, но тот покачал головой: «Вертушка сломана, так что никак. Извините». 

На пластинке значился ценник — 35 долларов. Я не знал, как поступить, но в итоге вышел оттуда без покупки. Наверняка же это чей-то глупый розыгрыш. Какой-нибудь коллекционер взял и состряпал ту вымышленную пластинку, что я некогда описал. Взял какую-то другую с четырьмя треками на сторону, отмочил яблоко и посадил на клей новое, самодельное. Нужно быть дураком, чтобы выложить за такую подделку 35 баксов.

В испанском ресторане неподалеку от гостиницы я выпил пива и скромно поужинал. А когда после этого принялся бесцельно бродить по соседним кварталам, вдруг пожалел, что не купил ту пластинку. Пусть это бессмысленная подделка, пусть за нее заломили высокую цену, я должен ее заполучить. Как необычный сувенир, оставшийся на память от крутых поворотов моей судьбы. И я тут же снова направился на Восточную 14-ю. Шел быстро, но магазин уже закрылся. На прикрепленной к жалюзи табличке значились часы работы: по рабочим дням открыто с 11.30 до 7.30 вечера.

Назавтра я еще раз заглянул в тот магазинчик еще до полудня. За кассой сидел лысоватый мужчина средних лет в потрепанном свитере с вырезом и за кружкой кофе просматривал спортивный раздел газеты. Кофе, похоже, он только что приготовил в кофе-машине, и по магазину витал едва различимый нежный аромат.

Магазин только что открылся, и других посетителей, кроме меня, еще не было. Из маленьких колонок под потолком звучала старая мелодия Фэроу Сэндерза. Мужчина, судя по всему, был владельцем магазина.

Я поискал пластинку в разделе Чарли Паркера, но тщетно. Вчера я точно ставил ее на место. Делать нечего — я прошерстил все ящики в секции джаза. Быть может, она затесалась куда-то еще. Но сколько б я ни искал, пластинка так и не нашлась. Неужели ее продали за те считаные минуты, пока меня не было? Я подошел к кассе и обратился к мужчине: «Я ищу одну пластинку джаза — присмотрел ее здесь вчера».

— Какую? — спросил тот, не отрываясь от «Нью-Йорк Таймс».

— Charlie Parker Plays Bossa Nova, — сказал я.

Мужчина отложил газету, снял очки в тонкой оправе и неспешно повернулся в мою сторону.

— Простите, как вы сказали? 

Я повторил. 

Мужчина молча отхлебнул кофе и еле заметно покачал головой.

— Такой пластинки не существует.

— Разумеется, — сказал я.

— Если устроит «Перри Комо поет Джими Хендрикса», у нас есть.

— «Перри Комо поет…», — начал было я, но понял, что надо мной подтрунивают. Он из таких, кто острит, а сам даже не улыбнется.

— Но я действительно ее видел, — сказал я. — Подумал, что наверняка такое сделали шутки ради.

— Говорите, видели ее здесь?

— Да, вчера, ближе к вечеру, здесь, — сказал я и описал пластинку: какой конверт, какие композиции, ценник — 35 долларов.

— Вы явно что-то путаете. Такой пластинки у нас никогда не было. Джаз закупаю я сам, цену ставлю тоже. Увидел бы — и не хотел бы, да запомнил.

И он еще раз покачал головой, надел очки и вновь развернул спортивный раздел газеты, но вдруг, будто передумав, опять снял очки, прищурился и пристально посмотрел на меня. Затем сказал:

— Однако если вы когда-нибудь раздобудете эту пластинку, непременно дайте мне послушать, договорились?

Сильное повествование от первого лица: Вовлечение рассказчиков

Категории

Повествование

Повествование от первого лица позволяет вашему главному герою доверять читателю. Близость и непосредственность первого лица, то, как он тесно вовлекает вашего читателя в мир вашего рассказчика, делает эту точку зрения (POV) естественно привлекательной. Вот 5 советов, как сделать хороший рассказ от первого лица еще более реалистичным:

Повествование от первого лица позволяет вашему главному герою доверять читателю. Близость и непосредственность первого лица, то, как он тесно вовлекает вашего читателя в мир вашего рассказчика, делает эту точку зрения (POV) естественно привлекательной. Вот 5 советов, как сделать хороший рассказ от первого лица еще более реалистичным:

1. Заставьте язык вашего рассказчика показать его характер

От первого лица, перспектива это все. Окрасьте свое повествование словами, которые раскрывают личность вашего рассказчика, его уникальную точку зрения.

Недовольный подросток Дж. Д. Сэлинджера Холден Колфилд — яркий пример характерного рассказчика от первого лица. Колфилд — икона подростковой тоски в художественной литературе. Отчасти за это отвечает язык, который дает ему Сэлинджер.

Пример повествования Колфилда:

‘С чего я хочу начать рассказ, так это с того дня, когда я ушла из Pencey Prep. Pencey Prep — это школа в Агерстауне, штат Пенсильвания. Вы, наверное, слышали об этом. В любом случае, вы, наверное, видели рекламу. Их реклама размещена примерно в тысяче журналов, где всегда изображен какой-нибудь крутой парень на лошади, перепрыгивающий через забор».

Голос Холдена явно принадлежит циничному подростку. Его «Вы, наверное, слышали об этом» звучит утомительно. Тон также неформальный («всегда показываю какого-нибудь крутого парня») с ноткой осуждения («какой-то крутой парень»). Он также использует резкое преувеличение («примерно в тысяче журналов»).

Чтобы передать личность в повествовании от первого лица, используйте такие приемы, как:

  • Зарегистрируйтесь: Тон вашего рассказчика формален или засорен сленгом? Как это отражает возраст или происхождение вашего рассказчика?
  • Выбор слова: Марк Твен писал: «Характер человека можно узнать по прилагательным, которые он обычно использует в разговоре». Использует ли ваш персонаж положительные слова для описания людей и мест или в основном отрицательные? О чем свидетельствует их выбор?
  • Структура предложения: Часто показательна даже структура предложения. Персонаж, который говорит короткими, простыми, отрывистыми предложениями, может быть простодушным и прямолинейным типом. В то время как персонаж, который использует длинные предложения, может быть более думающим
  • Язык тела и жесты: Включите движение или привычные жесты (например, проведение рукой по волосам), которые использует ваш рассказчик от первого лица

2. Вырезать out filter words

В повествовании от первого лица иногда возникает соблазн чрезмерно описать то, что видит и переживает рассказчик. Отфильтруйте слова и фразы, такие как «Я видел, что…». Они удаляют вашего читателя дальше от сцены.

Сравните эти два примера:

‘Я увидел, что дверь осталась приоткрытой, и мне стало страшно подумать, что может быть за ней, особенно когда я увидел темную мокрую полосу, которая, казалось, медленно вытекала из-под нее. ‘

Теперь прочитайте то же самое с удаленными фильтрующими словами (и другими незначительными улучшениями):

‘Дверь была оставлена ​​приоткрытой. Я вздрогнул, когда заметил под ней темную мокрую полосу, которая как бы сочилась из-под нее».

Сразу же мы видим дверь, не персонаж видя дверь. Мы смотрим глазами рассказчика от первого лица прямо на сцену, и это помещает нас прямо туда.

3. Позвольте рассказчикам довериться вашему читателю

Существует много примеров повествования от первого лица, когда рассказчик доверяет читателю. Например, «Читатель, я вышла за него замуж» Джейн Эйр в знаменитом классическом произведении Шарлотты Бронте.

Не нужно ломать четвертую стену, как Бронте, и обращаться к читателю как считыватель. Эффект может быть менее заметным.

Например, в начале детективного романа Ричарда Мейсона « Нас » рассказчик этой главы, Джулиан, делится следующим: важно, чтобы дети знакомились с искусством и культурой, хотя бы для того, чтобы они увидели, что мошенники из СМИ, такие как Джейк Хитчинс, не единственные художники, которых когда-либо создавала наша цивилизация. Между прочим, не то чтобы я огорчен успехом Джейка. Если бы я мог убедить людей потратить тысячи фунтов на мою переплавленную садовую мебель, я бы так и сделал».0003

Здесь Джулиан делится с читателем своими художественными идеалами. Он подчёркивает, что не завидует коммерческому успеху другого артиста (но всё же умаляет его). Это говорит нам о его характере. Это предполагает, что он не будет жертвовать своими ценностями или идеалами ради денег. Тем не менее, упоминание об успехе другого артиста по сравнению с его собственным меньшим успехом (коммерческим) показывает, что этот — это , который все еще что-то у него на уме.

Подобные признания и признания в повествовании от первого лица полезны, потому что:

  • Они раскрывают ключевую информацию о личностях персонажей, их взглядах и суждениях, делая каждого персонажа более отчетливым и интересным
  • Они создают сочувствие и эмоциональную связь: Читатель в приведенном выше примере может сочувствовать Джулиану, которому трудно балансировать его личные идеалы и финансовые потребности

Не говоря «дорогой читатель», ваш рассказчик от первого лица может явно сообщить вашему читателю ценную информацию о себе, которая имеет отношение к вашему разворачивающемуся сюжету, а также установить эмоциональную связь.

4. Используйте ограниченную перспективу от первого лица для интриги

Как сказано в начале первого раздела, перспектива в повествовании от первого лица — это все. Рассказчик от первого лица, в отличие от всезнающего рассказчика, который может получить доступ к мыслям и внутренней жизни каждого персонажа, имеет ограниченных знаний. У них ограниченное понимание, и они должны использовать это частичное представление, чтобы понять события.

Это открывает множество интересных сюжетных возможностей. Например, в одной главе вы можете показать, как персонаж интерпретирует события со своей точки зрения. Затем покажите в следующем, как другой персонаж видит те же события через свои собственный объектив .

Это качество «фиксированной перспективы» от первого лица допускает всевозможные интригующие теневые состояния и неопределенности.

Например, на первых страницах блестящего романа Маргарет Этвуд « Слепой убийца» уроженка Торонто Айрис Гриффен описывает, как ее сестра Лора съехала на машине с моста и погибла.

Описывая это событие, Айрис говорит:

«Я думала, дело не в тормозах. У нее были свои причины. Не то чтобы они когда-либо были такими же, как чей-либо еще разум. В этом она была совершенно безжалостна».

Рассказчик Этвуда говорит нам, что не тормоза машины стали причиной смерти Лауры. Она предполагает, что Лаура покончила жизнь самоубийством, причем по объяснимым причинам. Тем не менее, ее «я думал» дает нам понять, что это именно ее собственная интерпретация событий.

«Интересно», «Я надеюсь», «Я представляю» — теневые состояния незнания, подобные этим, делают повествование от первого лица интригующим. Мы осознаем ограничения существования «я» с фиксированным окном, выходящим на мир. Подобно рассказчику от первого лица, мы, как читатели, открываем и пересматриваем то, что, как нам казалось, знали по мере развития истории.

5. Меняйте местоимения от первого лица и расположение местоимений в предложениях

Одна из ловушек при написании повествования от первого лица заключается в том, что оно может стать монотонным, когда каждое предложение начинается с «я». Например:

‘Я слышу стук в дверь. Я думаю, что это ветер, но более громкий заставляет меня вздрогнуть. Я направляюсь к двери. Я открываю, но там никого нет».

Это не совсем ужасно, но постоянное местоимение первого лица «я» в начале каждого предложения становится немного однообразным.

Сравните с этим:

‘Стук в дверь. Возможно, это ветер… нет, это снова (на этот раз он меня встряхнул). Мне страшно, когда я открываю его. Но там никого нет».

Сравните два примера. Второй пример проникает прямо в сознание персонажа. Мы видим их разворачивающиеся мысли, а также неуверенность в себе («возможно, это ветер»), как будто мы думаем об их настоящих мыслях, когда читаем.

Не так сильно чувствуется авторская рука за «я», выстраивая свою точку зрения по формуле «я делаю это, я делаю то, я думаю то, я думаю то». другим). Иногда начинайте предложения со слов, указывающих на место или время (например, «Когда я отвечаю на звонок, она уже на середине предложения в своем волнении». )

Получите помощь в написании убедительного повествования от первого лица, разработайте и закончите свой роман или рассказ.

Руководство для 1-го лица, 2-го лица, 3-го лица POV

По моему опыту работы редактором, проблемы точки зрения являются одной из главных ошибок, которые я наблюдаю у новых писателей, и они мгновенно подрывают авторитет и доверие читателей. Тем не менее, точка зрения непроста, поскольку есть из чего выбирать: первое лицо, ограниченное третье лицо, всеведущее третье лицо, второе лицо.

Что это вообще означает? И как выбрать правильный для своей истории?

Все истории написаны с точки зрения. Однако, когда точка зрения ошибочна — а поверьте мне, она часто ошибочна — вы ставите под угрозу любое доверие, которое у вас есть к читателю. Вы также разрушаете их приостановку неверия.

Тем не менее, точку зрения легко освоить, если руководствоваться здравым смыслом.

В этом посте будет определена точка зрения, рассмотрены основные точки зрения, объяснены некоторые правила точки зрения, а затем указаны основные ловушки, которые совершают писатели, работая с этой точкой зрения.

 Нужна помощь с точки зрения? Чтобы получить шпаргалку двух наиболее распространенных POV, используемых в художественной литературе, нажмите здесь.

 

Содержание

Определение точки зрения
4 типа точки зрения
Ошибка #1 POV
Точка зрения от первого лица
Точка зрения от второго лица
Точка зрения от третьего лица Ограниченная точка зрения
Всезнающая точка зрения от третьего лица
Часто задаваемые вопросы: Можно ли изменить POV в сериале?
Практическое упражнение

Точка зрения Определение

Точка зрения, или точка зрения, в рассказе — это позиция рассказчика в описании событий, происходящая от латинского слова punctum visus , что буквально означает точка зрения. Точка зрения — это то, куда писатель направляет взгляд читателя.

В дискуссии, споре или научно-популярной литературе точка зрения — это мнение о предмете. Это не та точка зрения, на которой мы собираемся сосредоточиться в этой статье (хотя она полезна для писателей научной литературы, и для получения дополнительной информации я рекомендую ознакомиться с политикой нейтральной точки зрения Википедии).

Мне особенно нравится немецкое слово для POV, которое Gesichtspunkt переводится как «точка лица», или куда направлено ваше лицо. Разве это не хорошее визуальное представление того, что связано с точкой зрения?

Также обратите внимание, что точка зрения иногда называется нарративным режимом или нарративной перспективой.

Почему точка зрения так важна

Почему точка зрения так важна?

Потому что точка зрения фильтрует все в вашей истории. Все в вашей истории должно исходить из точки зрения.

Это означает, что если вы ошибетесь, вся ваша история будет испорчена.

Например, я лично прочитал и оценил тысячи рассказов для литературных конкурсов и обнаружил ошибки точки зрения примерно в двадцати процентах из них. Многие из этих историй заняли бы место гораздо выше, если бы только сценаристы не допустили ошибок, о которых мы вскоре поговорим.

Хуже всего то, что этих ошибок легко избежать, если знать о них. Но прежде чем мы перейдем к общим ошибкам точки зрения, давайте рассмотрим каждый из четырех типов повествовательной точки зрения.

Четыре типа точки зрения

Вот четыре основных типа повествования в художественной литературе:

  • Точка зрения от первого лица.  Точка зрения от первого лица — это когда «я» рассказываю историю. Персонаж в истории , напрямую связанный со своим опытом.
  • Точка зрения от второго лица. История рассказана «вам». Этот POV не часто встречается в художественной литературе, но все же полезно знать (это — это , распространенное в документальной литературе).
  • Вид от третьего лица, ограниченный. История о «он» или «она». Это самая распространенная точка зрения в коммерческой фантастике. Рассказчик находится вне истории и рассказывает о переживаниях персонажа.
  • Точка зрения от третьего лица, всезнающий. История по-прежнему о «он» или «она», но рассказчик имеет полный доступ к мыслям и переживаниям все персонажей истории.

Я знаю, что вы видели и, вероятно, даже использовали большинство из этих точек зрения.

Хотя это единственные типы POV, существуют дополнительные приемы повествования, которые вы можете использовать, чтобы рассказать интересную историю. Чтобы узнать, как использовать такие приемы, как эпистолярные и обрамляющие истории, ознакомьтесь с нашим полным руководством по приемам повествования здесь.

Давайте обсудим каждый из четырех типов на примерах, чтобы увидеть, как они влияют на вашу историю. Мы также рассмотрим правила для каждого типа, но сначала позвольте мне объяснить большую ошибку, которую вы не хотите совершать с точки зрения.

Ошибка №1 POV

»

Выбрав точку зрения, вы застряли на ней.

Не начинайте свой рассказ с рассказчика от первого лица, а затем переключайтесь на рассказчика от третьего лица. Не начинайте с ограниченного третьего лица, а затем резко дайте своему рассказчику полное всеведение.

Правило, которое я усвоил на первом уроке творческого письма в колледже, очень хорошее:

Сформулируйте точку зрения в первых двух абзацах вашего рассказа.

И самое главное, не меняйте свою точку зрения. Если вы это сделаете, вы поставите под угрозу доверие читателя и можете разрушить структуру своей истории.

При этом, пока вы последовательны, иногда вам может сойти с рук использование нескольких типов POV. Это непросто и не рекомендуется, но, например, в одном из моих любимых рассказов, 7000-страничном веб-сериале под названием Червь , , очень эффективно используются две точки зрения — от первого лица с ограниченными интервалами от третьего лица. (Кстати, если вы ищете роман для чтения в течение следующих двух-шести месяцев, я настоятельно рекомендую его — вот ссылка на бесплатное онлайн-чтение.) В первый раз, когда автор поменял точку зрения, он чуть не потерял мое доверие. Тем не менее, он сохранил эту двойную точку зрения последовательной на 7 000 страниц и заставил ее работать.

Какую бы точку зрения вы ни выбрали, будьте последовательны. Ваши читатели будут вам благодарны!

Теперь давайте подробно рассмотрим каждый из четырех типов повествовательной перспективы, их лучшие практики и ошибки, которых следует избегать.

Точка зрения от первого лица

С точки зрения первого лица рассказчик рассказывает историю и рассказывает о событиях, которые он или она переживает лично.

Самый простой способ понять первое лицо — это использовать в повествовании местоимения первого лица, такие как я, я и мой.

Вот пример от первого лица из Моби Дик Германа Мелвилла:

Зовите меня Измаил. Несколько лет назад — неважно, как давно — имея мало или вообще не имея денег в кошельке и не имея ничего особенно интересного на берегу, я решил немного поплавать и увидеть водную часть мира

Рассказ от первого лица Перспектива — одна из самых распространенных точек зрения в художественной литературе. Если вы не читали книгу от первого лица, вы не читали.

Что делает эту точку зрения интересной и сложной, так это то, что все события в истории фильтруются рассказчиком и объясняются его или ее собственным уникальным голосом.

Это означает, что повествование от первого лица необъективно и неполно.

Другие примеры от первого лица можно найти в этих популярных романах :

  • И восходит солнце  Эрнеста Хемингуэя
  • Сумерки Стефани Майер
  • Первому игроку приготовиться от Эрнеста Клайна
  • Голодные игры Сюзанны Коллинз
  • Великий Гэтсби Ф. Скотта Фицджеральда

Если вы не читали книгу от первого лица, вы не читали.

Повествование от первого лица уникально для письма

В кино или театре нет такой вещи, как от первого лица, хотя озвучка и псевдодокументальные интервью, подобные тем, что были в The Office и Modern Family обеспечивают уровень повествования от первого лица в фильмах и на телевидении с точки зрения третьего лица.

На самом деле самые первые романы были написаны от первого лица по образцу популярных журналов и автобиографий.

Точка зрения от первого лица ограничена

Рассказчик от первого лица ведет повествование с точки зрения одного персонажа за раз. Они не могут быть везде одновременно и, следовательно, не могут получить все стороны истории.

Они рассказывают свою историю, не обязательно историю.

Точка зрения от первого лица предвзята

В романах от первого лица читатель почти всегда сочувствует рассказчику от первого лица, даже если рассказчик — антигерой со большими недостатками.

Конечно, именно поэтому мы любим повествование от первого лица, потому что оно пропитано личностью персонажа, его уникальным взглядом на мир.

Самое экстремальное использование этой предвзятости называется ненадежным рассказчиком. Ненадежное повествование — это метод, используемый романистами, чтобы удивить читателя, используя ограничения повествования от первого лица, чтобы сделать версию событий рассказчика крайне предвзятой по отношению к их стороне и/или сильно отделенной от реальности.

Вы заметите, что эта форма повествования используется, когда вы, как читатель или аудитория, обнаружите, что не можете доверять рассказчику.

Например, в романе Джиллиан Флинн « «Исчезнувшая» » два ненадежных рассказчика противостоят друг другу. Каждый рассказывает свою противоречивую версию событий, один через типичное повествование, а другой через дневниковые записи. Другой пример: Драка  Клуб , в которой *СПОЙЛЕР* рассказчик имеет раздвоение личности и воображает другого персонажа, который движет сюжетом.

Другое интересное использование повествования от первого лица:

  • Классический роман Сердце тьмы на самом деле представляет собой повествование от первого лица внутри повествования от первого лица. Рассказчик дословно пересказывает историю Чарльза Марлоу о своем путешествии вверх по реке Конго, когда они сидели в порту в Англии.
  • 9 Уильяма Фолкнера0013 Авессалом,  Авессалом  рассказывается от первого лица Квентина Компсона; однако большая часть истории представляет собой рассказ от третьего лица о Томасе Сатпене, его деде, как рассказала Квентину Роза Колдфилд. Да, это так же сложно, как кажется!
  • Удостоенный наград роман «Дети полуночи» Салмана Рушди рассказывается от первого лица, но большую часть первых нескольких сотен страниц занимает точный отчет третьего лица о предках рассказчика. Это по-прежнему первое лицо, просто рассказчик от первого лица, рассказывающий историю о ком-то другом.

Две большие ошибки, которые допускают писатели, используя точку зрения от первого лица

При написании от первого лица писатели допускают две основные ошибки:

1. Рассказчик не симпатичен. Ваш главный герой не обязательно должен быть героем-клише. Ей даже не нужно быть хорошей. Однако она должна быть интересной .

Зрители не будут торчать 300 страниц, слушая персонажа, который им не нравится. Это одна из причин, по которой из антигероев получаются отличные рассказчики от первого лица.

Пусть они и несовершенны с моральной точки зрения, но почти всегда интересны.

2. Рассказчик рассказывает, но не показывает. Опасность от первого лица заключается в том, что вы можете провести слишком много времени в голове вашего персонажа, объясняя, что он думает и как он относится к ситуации.

Вы можете упоминать настроение персонажа, но не забывайте, что доверие и внимание вашего читателя зависят от того, что ваш персонаж делает , а не от того, что он думает о том, что делать.

Точка зрения от второго лица

Хотя в художественной литературе он используется нечасто — он регулярно используется в документальной литературе, текстах песен и даже в видеоиграх — вид от второго лица все же полезен для понимания.

С этой точки зрения рассказчик рассказывает о своих переживаниях, используя местоимения второго лица, такие как ты и твой. Таким образом, вы становитесь главным героем, вы несете сюжет, а ваша судьба определяет историю.

Мы уже писали в другом месте о том, почему вы должны попробовать писать от второго лица, но вкратце нам нравится второе лицо, потому что оно:

  • Вовлекает читателя в действие истории
  • Делает историю   личной
  • Удивляет читателя
  • Развивает ваши писательские навыки

Вот пример из бестселлера « Яркие огни, большой город » Джея Маклнерни (вероятно, самый популярный пример, в котором используется точка зрения от второго лица):

У вас есть друзья, которые действительно заботятся о вас и говорят язык внутреннего Я. Вы избегали их в последнее время. Твоя душа так же растрепана, как и твоя квартира, и пока ты не сможешь ее немного прибрать, ты не хочешь никого приглашать внутрь.

Повествование от второго лица используется не часто, однако есть несколько примечательных примеров.

Некоторые другие романы, в которых используется точка зрения от второго лица:

  • Помните серию «Выбери свое приключение »? Если вы когда-либо читали один из этих романов, в которых вы решаете судьбу персонажа (к сожалению, я всегда убивал своего персонажа), вы читали повествование от второго лица.
  • Пятый сезон  Н.К. Джемисон
  • Открытие Ночной цирк Эрин Моргенштерн

Есть также много экспериментальных романов и рассказов, в которых используется второе лицо, и такие писатели, как Уильям Фолкнер, Натаниэль Хоторн и Альбер Камю, играли с этим стилем.

Разрушение четвертой стены:

В пьесах Уильяма Шекспира персонаж иногда поворачивается к зрителям и обращается к ним напрямую. В Сон в летнюю ночь , Пак говорит:

Если мы, тени, обидели вас, подумайте только об этом, и все будет исправлено, что вы только дремали здесь, пока эти видения действительно появлялись.

Этот повествовательный прием прямого обращения к аудитории или читателю называется разрушением четвертой стены (остальные три стены являются местом действия рассказа).

Если подумать, это способ, которым писатель может кратко использовать второе лицо в повествовании от первого или третьего лица.

Очень весело! Тебе стоит попробовать это.

Точка зрения от третьего лица

В повествовании от третьего лица рассказчик находится вне истории и рассказывает о переживаниях персонажа.

Центральный персонаж не является рассказчиком. На самом деле рассказчик вообще не присутствует в рассказе.

Самый простой способ понять повествование от третьего лица – использовать местоимения третьего лица, такие как он/она, его/ее, они/их.

Есть два типа этой точки зрения:

Всеведущее третье лицо

Всезнающий рассказчик имеет полный доступ к всем мыслям и переживаниям всех персонажей истории.

Примеры всеведущего повествования от третьего лица:

Хотя сегодня всеведущее повествование от третьего лица встречается гораздо реже, когда-то оно было преобладающим типом, который использовался большинством классических авторов. Вот некоторые из современных романов, в которых используется всезнающая перспектива.

  • Война и мир  Льва Толстого
  • Мидлмарч Джорджа Элиота
  • Где поют раки Делия Оуэнс
  • Старик и море Эрнест Хемингуэй
  • Натюрморт Луизы Пенни (и вся серия про Инспектора Гамаша, кстати, потрясающая)
  • Сплетница Сесили фон Цигесар
  • Стрэндж Мечтатель от Laini Taylor
  • Маленькие женщины от Луизы Мэй Олкотт
  • Безумно богатые азиаты Кевина Квана (один из моих любимых!)
  • Волшебник Земноморья Урсула Ле Гуин
  • Гордость и предубеждение Джейн Остин
  • Другие примеры всезнания от третьего лица можно найти здесь

Третье лицо с ограниченной ответственностью

Рассказчик имеет лишь некоторый доступ к мыслям и переживаниям персонажей истории, если он вообще есть, часто только к одному персонажу.

Примеры компании Third Person Limited

Вот пример рассказчика от третьего лица из книги «Гарри Поттер и Философский камень» Дж.К. Роулинг:

Ветерок шевелил аккуратные живые изгороди на Тисовой улице, тихой и опрятной, лежащей под чернильно-черным небом. Это было самое последнее место, где можно ожидать удивительных событий. Гарри Поттер перевернулся под одеялами, не проснувшись. Одна маленькая рука сжала письмо рядом с ним, и он заснул, не зная, что он особенный, не зная, что он знаменит… Он не мог знать, что в этот самый момент люди, тайно собравшиеся по всей стране, поднимали свои стаканы и говорили приглушенными голосами: «Гарри Поттеру — мальчику, который выжил!»

Некоторые другие примеры ограниченного повествования от третьего лица включают:

  • Сериал «Игры престолов» Джорджа Р. наглядный пример ограниченного POV с несколькими персонажами, о которых мы поговорим чуть позже)
  • По ком звонит колокол Эрнест Хемингуэй
  • Путь королей Брэндона Сандерсона
  • Код да Винчи  Дэна Брауна
  • Девушка с татуировкой дракона Стига Ларссона
  • Улисс Джеймса Джойса
  • Любовь во время холеры Габриэля Гарсиа Маркеса
  • 1984 по Джордж Оруэлл
  • Детский поезд от   Кристина Бейкер Клайн
  • Судьбы и ярости Лорен Грофф

Следует ли использовать символы с несколькими точками зрения вместо одной точки зрения?

Одной из особенностей ограниченного повествования от третьего лица и повествования от первого лица является то, что у вас есть возможность иметь несколько персонажей с точками зрения.

Персонаж с точкой зрения — это просто персонаж, к чьим мыслям имеет доступ читатель. Этот персонаж становится центром внимания во время части истории или истории в целом.

Хотя это увеличивает сложность, у вас может быть несколько персонажей с точками зрения для каждого повествования. Например, «Игра престолов» имеет более дюжины персонажей на протяжении всей серии. В пятом сезоне есть три персонажа с точки зрения. В большинстве любовных романов есть по крайней мере два персонажа с точки зрения.

Правило состоит в том, чтобы сосредотачиваться только на одном персонаже с точки зрения за раз (иначе оно меняется на всеведущее от третьего лица).

Обычно авторы с несколькими персонажами точки зрения меняют точку зрения в каждой главе. Некоторые из них будут изменены после разрывов разделов. Тем не менее, убедитесь, что есть какой-то разрыв перед изменением, чтобы подготовить читателя к сдвигу.

Следует ли использовать третье всеведущее лицо или третье лицо с ограниченной ответственностью

Различие между третьими лицами с ограниченной ответственностью и всезнающим является запутанным и несколько искусственным.

Полное всеведение в романах встречается редко — оно почти всегда каким-то образом ограничено — хотя бы потому, что человеческому разуму неудобно справляться со всеми мыслями и эмоциями нескольких людей одновременно.

Наиболее важным соображением с точки зрения третьего лица является следующее:

Насколько всеведущим вы собираетесь быть? Насколько глубоко вы собираетесь проникнуть в сознание своего персонажа? Будете ли вы при каждом удобном случае читать их мысли часто и глубоко? Или вы будете редко, если вообще когда-либо, вникать в их эмоции?

Чтобы увидеть этот вопрос в действии, представьте, что пара ссорится.

Тина хочет, чтобы Фред сходил в магазин и купил кинзу, о которой она забыла, чтобы приготовить еду, которую она готовит. Фред расстроен тем, что она не попросила его забрать кинзу по дороге домой из офиса, прежде чем он переоделся в свою «домашнюю» одежду (трусы-боксеры).

Если рассказчик полностью всезнающий, анализируете ли вы эмоции Фреда и Тины во время каждого движения вперед и назад?

«Хочешь съесть ? Если да, то тебе нужно получить кинзу, а не вести себя как ленивая свинья, — сказала Тина, думая: Не могу поверить, что вышла замуж за этого придурка. По крайней мере, тогда у него была упаковка из шести штук, а не у этого волосатого пузика .

«Разберись, Тина. Мне надоело бежать в магазин каждый раз, когда ты что-то забываешь, — сказал Фред. Он почувствовал, как гнев пульсирует в его большом животе.

Переключение между эмоциями нескольких персонажей, как это, может вызвать у читателя хлыст, особенно если этот шаблон продолжается на нескольких страницах и с более чем двумя персонажами. Это пример всеведущего рассказчика, которому, возможно, слишком удобно объяснять внутреннюю работу персонажей.

«Показывай, а не рассказывай», — говорят нам. Разделение всех эмоций всех ваших персонажей может отвлекать. Это может даже разрушить любое напряжение, которое вы создали.

Драма требует тайны. Если читатель все время знает эмоции каждого персонажа, для драмы не останется места.

Как вы хорошо справляетесь со Всеведущим от третьего лица?

Многие редакторы и многие известные авторы справляются с этим, показывая мысли и эмоции только одного персонажа в каждой сцене (или в каждой главе).

Джордж Р. Р. Мартин, например, использует «персонажей с точкой зрения», персонажей, которых он всегда имеет полный доступ к пониманию. Он напишет целую главу с их точки зрения, прежде чем переключиться на следующую точку зрения персонажа.

Остальным актерам он не лезет в голову.

Это эффективное руководство, если не строгое правило, и я бы посоветовал его любому автору, впервые экспериментирующему с повествованием от третьего лица. Однако в целом принцип «показывать, а не рассказывать» должен быть вашим руководством.

Самая большая ошибка всеведущей точки зрения от третьего лица

Самая большая ошибка, которую я вижу, когда писатели постоянно делают от третьего лица, – это  перескакивание головы .

Когда вы слишком быстро меняете точку зрения персонажей или погружаетесь в головы слишком многих персонажей одновременно, вы можете подвергнуться опасности того, что редакторы называют «перескакиванием головы».

Когда рассказчик переключается с мыслей одного персонажа на мысли другого слишком быстро, это может вызвать раздражение у читателя и нарушить близость с главным героем сцены.

Мы уже писали о том, как избежать наказания за прыжки в голове в другом месте, но лучше постараться не углубляться в мысли более чем одного персонажа в каждой сцене или главе.

Можете ли вы изменить POV между книгами в серии?

Что делать, если вы пишете серию романов? Можно ли менять точку зрения или даже персонажей POV между книгами?

Ответ: да, можно, но стоит ли это делать — большой вопрос.

В общем, лучше всего, чтобы ваш POV был одинаковым в рамках одной и той же серии. Однако есть много примеров сериалов, в которых между сериями менялись перспективы или персонажи POV либо потому, что персонаж в предыдущих книгах умер, либо по другим сюжетным причинам, либо просто по выбору автора.

Чтобы узнать больше об этом, посмотрите это обучающее видео, в котором мы расскажем, как и зачем менять персонажей POV между книгами серии:

Какую точку зрения вы будете использовать?

Вот полезная инфографика с точками зрения, которая поможет вам решить, какую точку зрения использовать в письме:

Обратите внимание, что эти расстояния следует рассматривать как диапазоны, а не как точные расчеты. Рассказчик от третьего лица мог бы приблизиться к читателю, чем рассказчик от первого лица.

Самое главное, что нет лучшей точки зрения. Все эти точки зрения эффективны в различных типах историй.

Если вы только начинаете, я бы посоветовал вам использовать ограниченную точку зрения от первого или третьего лица, потому что их легко понять.

Однако это не должно мешать вам экспериментировать. В конце концов, вы освоитесь с другими точками зрения, только попробовав их!

Что бы вы ни выбрали, будьте последовательны. Избегайте ошибок, которые я упомянул в каждой точке зрения.

И самое главное, получайте удовольствие!

 Нужна помощь с точки зрения? Чтобы получить шпаргалку двух наиболее распространенных POV, используемых в художественной литературе, нажмите здесь.

 

А вы? Какую из четырех точек зрения вы использовали в своем письме? Почему вы использовали его и что вам в нем понравилось? Поделитесь в комментариях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *