Как общаться с человеком с нарушением речи
Памятка для родственников и друзей человека с афазией от логопеда клиники «Три сестры» Екатерины Усенковой
Примерно у трети людей после инсульта, травм, опухолей и инфекций головного мозга нарушается речь. Если среди ваших близких есть человек с такой проблемой, важно помнить, что нарушение речи – это не психическое расстройство и не расстройство интеллекта. Логопед-афазиолог клиники реабилитации «Три сестры» Екатерина Усенкова даёт советы и рекомендации, как правильно разговаривать с человеком с афазией, побуждать к общению и не обидеть.
При афазии человеку трудно говорить и понимать речь окружающих. Часто афазия сочетается с нарушениями глотания, памяти, внимания, эмоционального контроля, и почти всегда — с проблемами чтения и письма. Важно отнестись с пониманием к своему близкому, проявить уважение к его состоянию и не винить себя и его, если возникают сложности в общении.
Афазия может проявляться по-разному:
- Человек говорит отдельными словами, не согласованными между собой. Например, «я газета читать», «я гулять улица».
- Использует одно слово или слог в любых ситуациях общения.
- С трудом вспоминает слова и забывает названия простых слов. Например, вместо «кошка» человек говорит «та, которая мяукает».
- Использует бранную лексику или несуществующие слова.
- Путает или не различает звуки родного языка, при том, что слух остаётся сохранным.
- Часто останавливается или запинается в момент речи.
- Говорит длинными бессмысленными предложениями, так как нарушено восприятие собственной речи на слух.
- Воспринимает родную речь как речь на незнакомом иностранном языке
Такие нарушения могут встречаться в разных комбинация — как все одновременно, так и некоторые из них. Даже если у человека есть шанс восстановить речь, занимаясь со специалистами, важно уметь правильно общаться с ним на раннем этапе после инсульта, травмы или инфекции. Также эти рекомендации подходят для общения с людьми с БАС, СМА и прогрессирующей форме рассеянного склероза.
Как правильно говорить и слушать
- Старайтесь говорить медленно и чётко, используя короткие предложения
- Спрашивайте, понимает ли вас собеседник, и не стесняйтесь переспрашивать, если вы что-то не поняли в момент речи.
- Находитесь во время общения с человеком рядом. Важно, чтобы ваши глаза были на уровне глаз собеседника.
- Не перебивайте и не досказывайте фразы за человека. Иногда близкие делают так потому, что хотят помочь, но на самом деле это может сильно обидеть человека и в следующий раз он не захочет с вами говорить.
- Задавайте вопросы, которые не требуют длинных ответов. Отдавайте предпочтение закрытым вопросам, на которые можно ответить «да» или «нет».
- Не бойтесь пауз и не торопите человека с ответом. Дайте время понять услышанное и возможность высказаться.
- Если человек с трудом понимает устную речь и проще понимает письменную — запишите перед разговором ключевые слова на бумаге или в заметках на телефоне.
Как понимать человека, побуждать к общению и не обидеть
- Помните о том, что у вашего близкого нет нарушений интеллекта и слуха. Говорить с ним как с ребёнком или повышать голос, чтобы вас лучше поняли, — большая ошибка.
- Проявите сочувствие и терпение, если человек не может договорить фразу до конца, начинает плакать во время разговора или устал и не хочет сейчас общаться с вами.
- Имейте уважение к чувствам и состоянию своего близкого. Не позволяйте себе ни при каких обстоятельствах обсуждать человека в третьем лице, находясь рядом, а также обсуждать его с другими, будто человек не понимает или не слышит.
- Во время разговора вы можете использовать жесты или рисунки, а также показывать на предметы, о которых вы говорите.
- Держите под рукой ручку и блокнот, чтобы ваш собеседник мог нарисовать предмет, про который он хочет сказать, или написать нужное слово. Можно для использовать электронный планшет. Но для человека после инсульта или травмы предпочтительнее простая пишущая ручка — важно отрабатывать захват тонкого предмета.
- Давайте человеку возможности выбора. Он сам может принять решение, что ему сегодня надеть, хочет ли он пойти на улицу, нужно ли проветрить в комнате или включить свет.
- Помните о базовых правилах общения. Если вы живёте вместе и к вам должны прийти гости — обязательно предупредите вашего близкого об этом. Если вы хотите пригласить сиделку или отвезти человека в клинику на реабилитацию — расскажите об этой идее и спросите его мнение. И, разумеется, спрашивайте разрешение перед проведением любой медицинской манипуляции или процедурой ухода.
Записала Диана Карлинер
Начните реабилитацию
Расскажите, что произошло и в каком состоянии сейчас находится пациент.
Мы изучим случай, составим план реабилитации и согласуем с вами дату заезда. Если нужно, организуем транспортировку из другой больницы или города.
Website *
Lastname *
Ваш телефон
Опишите состояние пациента (необязательно)
Прикрепите выписку +
Нажимая «Отправить» вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных
Расскажите, что произошло и в каком состоянии сейчас находится пациент.
Мы изучим случай, составим план реабилитации и согласуем с вами дату заезда. Если нужно, организуем транспортировку из другой больницы или города.
«Я не в ресурсе»: как справиться с психологическим выгоранием
© Артем Геодакян/ТАСС
На уроке химии 15 лет назад моя учительница проиллюстрировала понятие валентности так: взяла четырех учеников за руки крепко-крепко, они не могли оторваться, и предложила повторить то же худенькой ученице — у той получилось удержать только двоих. Валентность — это буквально способность атомов образовывать связи, а в контексте общения это понятие становится удобной метафорой, позволяющей понимать различия между людьми. Кого-то постоянное нахождение в обществе, много близких связей, социальная активность напитывают — допустим, их валентность равна четырем, а кого-то выматывают — их валентность — единица. То есть там, где одни черпают энергию, другие ее теряют.
Читайте также
Психологическая помощь: мода, блажь, необходимость?
Первых называют экстравертами: им сложно оставаться наедине с собой, активность направлена вовне, им нужно подтверждение собственного существования от других людей. Вторых называют интровертами: по умолчанию им комфортнее быть в одиночестве, а любое взаимодействие требует сил и дополнительной подготовки.
«Я в моменте», «будь в потоке», «я сейчас не в ресурсе» — эти фразы настолько часто используются модными околопсихологическими специалистами, что уже стали мемами. Но в каждой шутке есть доля правды, и на серьезный вопрос о ресурсах для общения я получила похожие ответы от людей разных профессий (от инженера до художницы, от архитектора до исследовательницы) и довольно широкого диапазона возрастов (от 20 до 40 лет). Это люди с непохожей валентностью, но поразительно, насколько их ответы не зависели от экстра- и интровертированности.
«Я не в ресурсе»: Признаки
- чувство опустошения;
- никуда не хочется идти, нет возможности приложить усилия ни к чему;
- нет сил разговаривать даже с близкими;
- не получается слушать собеседника, «отключается» мозг, смысл слов не улавливается;
- низкий порог раздражительности: любой звук или касание могут вызвать гнев;
- физическая боль в теле, ломота, сонливость;
- потеря любознательности, любопытства, интереса к чему-либо.
Причины
- Бессмысленная деятельность: часто это связано со сбором документов, беготней из кабинета в кабинет в разных инстанциях, поверхностными разговорами с большим количеством людей, когда личностного смысла в этом нет, а только необходимость.
- Нет отдачи: много вкладывалось сил во что-то, а желаемый результат не достигнут или не видно конца работы.
- Нет взаимности: ощущение использованности, когда собеседник сливает напряжение, но не беспокоится о чувствах другого. Именно поэтому, например, психологам запрещено иметь больше двух часов волонтерских приемов в неделю: без оплаты легко выгореть — это не дружеское взаимное общение, а одностороннее.
- Глубокое интенсивное многочасовое общение: у преподавателей, обучающих специалистов, у многих других после встреч с друзьями, с которыми давно не виделись. Казалось бы, это противоположность перечисленным ранее причинам, но и здесь ситуация требует большого количества внимания, которое истощается, хотя есть и смысл, и взаимность, и отдача.
- Сильные эмоциональные встряски: неожиданные события (в том числе позитивные), болезни свои и близких, ссоры.
Способы восполнить ресурс
- Связать бессмысленную деятельность с ценностями: например, я бегаю по инстанциям, потому что хочу помочь ребенку поступить в университет мечты, я не зря все это делала. Люди, которые мне нагрубили, не будут в моей жизни вечно, и я выдержу эти пятиминутки ненависти, потому что они приближают меня к цели.
- Нет отдачи: взять паузу и расслабиться. Закрыться в спальне и выспаться. Надеть мягкую удобную одежду без швов, создать себе максимальный комфорт. После отдыха проверить еще раз факты, оценить ситуацию и принять взвешенное решение, необязательно в одиночку. Важно помнить, что в стрессе (и истощении) способность к принятию решений снижается. И потратив время на отдых, возможно, получится парадоксально быстрее завершить необходимое.
- Нет взаимности: по возможности сократить общение с людьми, которые «высасывают» энергию и не дают взамен ничего. После таких контактов побыть наедине с собой или с поддерживающими близкими, символически вернуть собственную ценность и значимость. Осмыслить, что полезного можно почерпнуть из такого выматывающего контакта, раз уж он произошел.
- После душевных бесед иногда хочется помолчать и осмыслить все сказанное, прочувствованное. Я люблю структурировать такой опыт в постах и фотографиях в соцсетях: к ним приятно вернуться спустя время и вспомнить прекрасные моменты контакта с близкими по духу людьми — это некие капсулы радости для меня. В то же время для создания этих капсул мне нужно взять паузу и побыть одной, помолчать, расслабиться и отпустить внимание. Можно даже посмотреть «незамысловатые» ток-шоу или сериалы без глубокого смысла, «позалипать» в игрушке на телефоне или компьютере, главное, не принимать решений (даже о том, что именно выбрать на ужин) и не напрягать силу воли.
- В сильных эмоциональных встрясках важно найти опору и подчеркнуть для себя нечто неизменное — чаще всего это связь с близкими, которые могут помочь словом и делом, поддержать, подстраховать.
Другие люди и ресурс на общение
В протоколе лечения депрессии с доказанной эффективностью (Lejuez et al., 2011) один из ключевых пунктов — это контакты с людьми. На одной из сессий выявляются социальные факторы, которые могут усугублять или улучшать состояние: например, клиенты замечают, что всякий раз после звонка родителям у них резко пропадают силы, а после встречи с подругой, наоборот, настроение улучшается.
Читайте также
«Расхламление» по-русски: как тренд влияет на психологическое состояние
Каждое взаимодействие оценивается по десятибалльной шкале по двум параметрам: важность и удовольствие. Так, звонок маме может оцениваться на 8/10 по важности и 2/10 по удовольствию, а встреча с подругой на 3/10 по важности и 9/10 по удовольствию. В результате наблюдений можно спланировать дальнейшую социальную активность и подстраховаться там, где вы уже знаете, что потеряете силы и энергию. Подстраховкой могут быть очень простые действия: компенсировать неприятный звонок прогулкой в красивом месте или готовкой еды во время разговора, окружить себя комфортом и обязательно поставить ограничение по времени («прости, батарейка сядет через пять минут / мне надо бежать по делам / очень устала и хочу лечь спать пораньше»).
Еще одна деятельность в рамках протокола — подключить к неприятным обязанностям других людей. Когда нет сил, прямо попросить о помощи или сказать о своей потребности побыть в одиночестве, обозначив время и сделав ситуацию прозрачной. Стоит, например, сказать в таком случае: «Я не обиделась, просто устала, мне нужно немного побыть одной, а через час/день/такой-то промежуток времени я вернусь и смогу продолжить общение». Это уважительно по отношению к собеседнику и очень сэкономит ваши силы, которые в противном случае могут быть потрачены на выяснение отношений.
Уставать от общения — естественно. Ресурсы внимания истощаются, и их важно восполнять, и это не всегда напрямую связано с оппонентами и их качествами.
Литература:
Lejuez C.W., Hopko D.R., Acierno R., Daughters S.B., Pagoto S.L. (2011). Ten year revision of the brief behavioral activation treatment for depression: revised treatment manual. Behavior modification, 35(2), 111–161.
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора. Использование материала допускается при условии соблюдения правил цитирования сайта tass.ru
Теги:
Психология
Подкасты «Трудно говорить о подкастах» в Apple Podcasts
13 выпусков
Реальные истории, рассказанные людьми, которые их испытали.
Джастин.
Джастин.
Откровенный разговор с Джастином о его борьбе с зависимостью, бездомности, о том, как и почему он стал трезвым и как у него дела сейчас.
Дженн.
Дженн.
Ее мать покончила жизнь самоубийством, и Дженн была тем, кто нашел ее. Она рассказывает нам свою историю, пережитую травму, как она встала на ноги и даже дает нам несколько советов, как справляться с трудностями.
Дениз.
Дениз.
Дениз стала свидетельницей ужасной автомобильной аварии на шоссе по дороге домой из отпуска со своей семьей. Она не думала, она просто реагировала. Она пыталась спасти маленького мальчика, но, к сожалению, он скончался прямо у нее на глазах.
В этом эпизоде Дениз рассказывает мне эту историю, как она себя чувствовала и как изменила ее жизнь.
Джоанна.
Джоанна.
После многих лет боли и симптомов Джоанне наконец поставили диагноз анкилозирующий спондилоартрит, крайне редкое аутоиммунное заболевание. В этом выпуске она рассказывает мне о своем путешествии в поисках диагноза, борьбе с болезнью, поиске лечения и о том, как она справляется сейчас.
..Сара.
Сара.
В 2001 году пропала старшая сестра Сары Алисса. Главным подозреваемым в исчезновении Алиссы является ее собственный отец. В этом эпизоде Сара рассказывает нам, каково это было расти со своим отцом, когда она поняла, что он был вероятным виновником исчезновения ее сестры (и возможной смерти), и как она сопротивляется и борется за справедливость для Алиссы.
Посмотрите собственный подкаст Сары о ее сестре Алиссе: https://www.voicesforjusticepodcast.com/
Мария.
Мария.
Мария потеряла сына из-за отчуждения родителей. (Родительское отчуждение — это процесс, в результате которого ребенок отдаляется от родителя в результате психологической манипуляции другого родителя. )
Ее история душераздирающая, но то, как она вышла из этого, и ее мировоззрение сейчас поразительны.
Отзывы клиентов
30 оценок
Фантастика
У всех нас есть что-то, о чем трудно говорить. Этот подкаст помогает уменьшить стигматизацию и создать безопасный и открытый форум, на котором мы можем поговорить об этом!
Рад познакомиться с этой группой!
Алар
Захватывающий и эмоциональный
Это огромный шаг в столь необходимом правильном направлении!
Способность говорить о том, о чем говорить труднее всего….. Открыться и почувствовать, что это просто нормально, и что ваш жизненный опыт просто может поставить кого-то другого и помочь ему. …..Молодец еще раз Лорен!!!!!
Кто-то слушает
Трудно говорить о травме, но ее закапывание может иметь длительные и ужасные последствия. Здесь Лорен предоставляет пережившим травму выход, чтобы анонимно (при желании) рассказать об этом людям, которым может понадобиться услышать любую из этих историй, чтобы не чувствовать себя таким одиноким. Возможно, даже научиться новому способу справиться со своей собственной травмой или помочь любимому человеку справиться с их травмой. Лорен обеспечивает безопасное пространство, чтобы говорить и слушать.
Лучшие подкасты в обществе и культуре
6 типов людей, с которыми очень трудно разговаривать
Некоторые люди умеют подпитывать собственное эго. Если вас когда-либо загоняла в угол особенно неуверенная в себе или склонная к соперничеству личность на профессиональной арене, вы знаете, насколько неприятными могут быть такие взаимодействия.
Разговор с ними похож на пытку, но даже самые сложные разговоры можно вести с изяществом.
1. Хвастун. Этот разрушитель диалогов подчеркивает статус и богатство. Он будет делиться, сколько денег он зарабатывает, при этом разговор постоянно вращается вокруг его новенькой Феррари или его квартиры на Пятой авеню.
Связанный: Совершенствуйте свои «способности к общению»: 5 творческих способов общения
Часто не очень скромные хвастовства доставляются косвенно. Он расскажет вам, как страховка его яхты резко выросла за последний год, или как он хочет, чтобы его девушка перестала покупать сумки Birkin. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с хвастуном, признайте его удачу, а затем смените тему.
2. Распространитель слухов. Этот человек всегда в центре сплетен и драм. Она будет вмешиваться в чужую личную жизнь и распространять пикантные слухи.
Всякий раз, когда вы сталкиваетесь с распространителем слухов, смените тему или, еще лучше, извинитесь. Самое главное, никогда не делитесь с ней чем-то конфиденциальным. Если она распространяет личные дела других людей, можете поспорить, она сделает то же самое с вашими.
Связанный: Прочтите это перед следующим трудным разговором
3. Одноверхний. Этот человек сообщит вам, что, что бы вы ни сделали, у него есть история в довершение всего. «О, вы только что вернулись с восхождения на гору Килиманджаро? Это хорошее путешествие для новичка. Восхождение на Эверест было одним из самых полезных событий в моей жизни».
Первоклассный любит чувствовать себя важным. Это может быть проблемой, но будьте терпеливы и задавайте вопросы. «Здорово встретить коллегу-альпиниста. Что было самым сложным в вашем путешествии на Эверест?»
4. Жестокий. У этого человека нет фильтра. Она говорит все, что у нее на уме, не заботясь о чувствах других. Как правило, этот человек не намеренно причиняет боль, но ему не хватает возможности выразить себя, чтобы это не воспринималось как негативное или грубое.
«Ты выглядишь очень худой. Возьми шоколадное пирожное. Ты могла бы набрать несколько фунтов».Избегайте соблазна защищаться. Лучший способ справиться с этой ситуацией — убить ее добротой или отклонить комментарий юмором или лестью. «Спасибо за беспокойство. Я пытаюсь сбросить несколько фунтов, чтобы выглядеть так же хорошо, как и вы!»
Связанный: 3 ситуации, когда вы должны закрыть рот
5. Сборщик мозгов. Этот человек берет и никогда не отдает. Он загонит вас в угол и будет задавать бесконечные вопросы, всегда ища бесплатный совет. «Вы дерматолог? Вы посмотрите на эту родинку на моей руке? Стоит ли мне беспокоиться?» Не раздавайте свои ценные знания бесплатно. Ответьте примерно так: «Позвоните мне в офис первым делом в понедельник утром, и мой помощник назначит вам встречу».
6. Рамблер. Все мы были заложниками бродяги на сетевом мероприятии. Этот человек говорит