Разница агрессия и агрессивность – :

Материал по психологии на тему: «Агрессия и агрессивность: разница понятий»

Тема. «Агрессия» и «агрессивность»: разница понятий

Несмотря на разное понимание понятия агрессии в представленных научных подходах, большинство специалистов принимают за основу следующее ее понимание: «агрессия – это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения»1. Р. Бэрон подчеркивает, что данное определение необходимо рассматривать как модель злонамерного поведения, а не как модель мотива (стремление оскорбить или навредить), эмоции (злость) или установки (расовые или этнические предрассудки).

В Большом психологическом словаре под агрессией понимается «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)»

2.

Как можно заметить, в данном определении агрессия мотивирована. Представляется целесообразным исходить именно из этого определения, так как исходя из структуры деятельности без мотивов невозможно никакая активность, в том числе агрессивное поведение.

Под агрессивным поведением будем понимать разновидность поведения, имеющего признаки агрессии:

  1. осознаваемые или неосознаваемые мотивы причинения вреда;

  2. противоречие социальным нормам;

  3. наносимый вред объектам нападения;

  4. последствием является физический ущерб или психологический дискомфорт.

Выделяются разные классификации агрессии:

  1. классификация A. Bass. По его мнению, агрессию можно рассматривать по трем шкалам как физическую – вербальную; активную – пассивную; прямую – непрямую (Таблица 1.1.)

    3;

  1. классификация Buss; Fechbach; Hartup. Авторы предлагают, что агрессию можно разделить на враждебную и инструментальную. Враждебная агрессия – агрессия, выражающаяся в действиях с целью причинения вреда объекту агрессии (например, негативные проявления детей, мотивированные причинить зло объекту). Инструментальная агрессия – агрессия, являющаяся средством достижения какой-либо цели, без нанесения вреда объекту (например, поведение подростков при совершении кражи, где основным мотивом будет являться нажива, а не причинение боли и страданий жертве)4;

  2. классификация Zillmann. Агрессия здесь разделяется на «обусловленную раздражителем» и «обусловленную побуждением». К первой относятся действия субъекта, направленные на устранение неприятной ситуации или ослабления ее вредного последствия (например, дурное воздействие со стороны других). Ко второй относятся действия, которые активизируются с целью достижения выгоды.

  3. классификация Dodge & Coie делят агрессию на реактивную и проактивную. При реактивной агрессии происходит возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. При проактивной агрессии наблюдается отрицательное поведение (например, принуждение, запугивание), направленное на получение положительного результата;

  4. выделяют также аутоагрессию и альтруистическую агрессии. Аутоагрессия проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, суициде. Альтруистическая агрессия – агрессия, основной целью которой является защита других интересов от чьих-то действий5.

Таким образом, к какой бы классификации агрессии не пришлось бы обратиться, как говорил Р. Бэрон, она «мотивирована различными целями»

6.

Отличным от понятия агрессии является понятие «агрессивность». Исходя из вышеперечисленного агрессия сопровождается действием, поведенческим актом, а агрессивность рассматривается как «устойчивое личностное образование – черта, свойство, качество»7. При этом агрессия как акт поведения не всегда сопровождается агрессивностью как качеством личности и, наоборот, агрессивность может внешне не выражаться в агрессии (агрессивном поведении). Это означает, что человек, внутренне агрессивный, может внешне агрессию не демонстрировать, но он готов ее проявить при определенных условиях. Поэтому агрессивность можно рассматривать как «готовность, предрасположенность к агрессивному поведению, выражающуюся в агрессивных действиях»8.

Педагог-психолог Викулова А.А.

1 Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – С. 27 ил. – (Серия «Мастера психологии»)

2 Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – С. 16

3Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – С. 27 ил. – (Серия «Мастера психологии»)

4Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – с. 16; Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – С. 27 ил. – (Серия «Мастера психологии»)

6Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб: Питер, 2001. – С. 33 ил. – (Серия «Мастера психологии»)

7Копченова Е. Е. Детская агрессивность как качество личности : Автореферат. канд. психол. наук : Москва, 2000. – С.5

infourok.ru

Агрессия и агрессивность. Отличие

Агрессия – это модель поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда кому-либо. Как правило, агрессивное поведение – это негативная реакция на созданную другими, ситуацию фрустрации, когда возникают препятствия на пути к цели или ущемляются интересы. При этом не имеет значение, была эта ситуация создана специально (с враждебным намерением) или нет.

Агрессивное поведение может быть прямым, когда человек не скрывает свою агрессию от окружающих. Проявляется это различными способами, начиная от высказывания угроз в сторону собеседника и заканчивая непосредственными агрессивными действиями. Также агрессивное поведение может быть косвенным, когда агрессия скрывается под неприязнью, ехидством или иронией. Косвенной агрессией человек давит на «жертву».

Итак, к агрессивным действиям относятся:
• Физическая агрессия (нападение)
• Косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости – топанье ногами)

• Склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем поводе)
• Негативизм (манера поведения, когда человек становится в оппозицию, от пассивного сопротивления до активной борьбы)
• Обида (зависть и ненависть к окружающим за их действия – реальные или вымышленные)
• Подозрительность (от недоверия и осторожности до убеждения, что все люди вокруг приносят вред)
• Вербальная агрессия (выражение негативных чувств через словесные формы – крик, визг, ругань, проклятия, угрозы)

Подходов к пониманию агрессии немало, например, согласно эволюционной теории, агрессия – это инстинкт и считается, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Сторонники социобиологической теории, считают агрессивные проявления взаимодействием с конкурентами с целью повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами — недостатком пищи или брачных партнеров.

Агрессия может быть конструктивной, когда отсутствует злой умысел нанести кому-либо вред. В таком случае агрессивное поведение сводится к оборонительным или непреднамеренным действиям, или к агрессии, как самоутверждению. При неконструктивных агрессивных действиях – умысел нанести кому-либо вред, является основой выбора агрессивного поведения, как способа взаимодействия. Агрессия может быть направлена не только во вне, но и на собственную личность, что проявляется, как правило, суицидальным поведением или самоповреждением, например, когда подростки наносят разрезы на предплечья. Детская или подростковая агрессия имеют свои особенности, об этом чуть позже, в следующих статьях.

Не стоит путать агрессию (действия) и агрессивность – свойство личности, которое проявляется в готовности к агрессивному поведению. Таким образом, агрессивность – это осознаваемая или не осознаваемая некая предрасположенность к агрессивному поведению. Изначально человек в процессе развития не обладает такой характеристикой, как агрессивность, поэтому специалисты говорят о том, что модели агрессивного поведения усваиваются детьми с самого рождения. Агрессия – это форма поведения, которая отчасти является социальным научением и отчасти является следствием агрессивности (свойства личности).

Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.

students-library.com

3 критерия, отличающие насилие от агрессии

Экология потребления. Психология:Агрессия нам необходима не только для того, чтобы приблизиться к другому, слыша, видя и сохраняя уважение к его границам. Но и для того…

Скорее всего я далеко не первый, кто берется писать на эту, довольно распространенную в практике работы с клиентами, тему. Мы правда часто сталкиваемся с этой темой в работе, причем не важно индивидуальная это терапия, групповая или тематическая двухдневная группа по сексуальности.

Может это какая-то социокультурная данность для России, где агрессия табуируется, где людям сложно ощущать собственное пространство и границы, ведь так долго у нас все было общее, многие жили в коммуналках и делили друг с другом последнее, а нонконформистское поведение жестоко наказывалось.

Но, впрочем, не так важно, что с нами сделали, а важно то, как мы сами теперь с этим обходимся.

В данной статье я хочу прояснить значение и смысл агрессии, чувства, которыми она сопровождается, и ее взаимосвязь с границами.

Понятие агрессии

Для начала давайте разберемся, что же такое агрессия.

Этимологически агрессия происходит от латинского ad-gressere, что значит «движение к», движение на встречу к другому, движение в сторону контакта. А как он состоится иначе, если ни один из участников не возьмет на себя смелость приблизиться?

Однокоренными для слова агрессия являются слова прогресс и регресс, которые также характеризуют движение. Здесь важно отметить, что агрессия – это не чувство, а действие, сопровождаемое чувствами.

Почему я акцентирую внимание на том, что агрессия — это действие? Дело в том, что в нашей и многих других культурах, агрессия носит негативную коннотацию, т.е. нам привычно считать агрессию чем-то негативным, более того, часто под агрессией понимают насилие, жестокость. А это — плохо, значит и  агрессию тоже проявлять нельзя. Вот вам первое социальное табу! Тем временем, слово “насилие” происходит от латинского violare, что означает «принуждать, действуя силой». Чувствуете разницу? Таким образом: агрессия не равно насилие.

Здесь мне хочется привести иллюстрацию и комментарии из книги Бриджит Мартель «Секусальность, любовь и гештальт».


Мартель выделяет три критерия, отличающие насилие от агрессии:

 

1. Сила и бессилие/всесилие

«Некоторые виды насилия могут быть связаны с переживанием всесилия, которое может выражаться через формулу: «если мне хочется, я возьму, согласен другой человек или нет». Или, напротив от бессилия, тогда человек способен ударить, разрушить, т.к.  ему не удается получить желаемое или потому что его игнорируют и ему нечего терять.

В этом случае в основе мотивации к акту насилия лежит не стремление получить что-либо, а скорее попытка выразить свое разочарование, бессилие, бешенство. В то время как сила позволяет идти навстречу другому человеку, чтобы встретиться и проявиться рядом с ним, а не разрушать его».

2. Рамки, границы

«Второй критерий различия жестокости и агрессивности касается отношеня к рамкам (границам), в которых осуществляется действие, а именно к множеству социальных законов и правил,  регулирующих межличностные отношения. Жестокость всегда выходит за пределы правил, агрессивность может проявляться в уважении рамок».

3. Контакт

«Третий критерий связан с понятием контакта. В агрессивном действии присутствует осознание существования другого человека и возможной встречи, в то время, как насилие превращает другого человека в объект, который надо разрушить и, таким образом, она ведет к разрыву отношений».

Эта схема хорошо иллюстрирует разницу между агрессией и насилием. Очевидно, что это два разнонаправленных вектора, первый из которых ведет к контакту и установлению отношений, второй – к их разрушению.

В дополнение приведу слова Маргаретты Спаньоло Лобб из ее книги «Сейчас-ради-потом в психотерапии» о значимости злости в человеческом контакте:

«Агрессия выражает большую любовь к другим и желание отношений с ними, подобно тому, как ребенок разбирает игрушку на части, чтобы как следует изучить ее, или подобно тому, как Микеланджело с гневом бил молотком по колену скульптурного изображения Моисея, спрашивая его: «Почему ты не разговариваешь?». Невозможно полюбить другого, если прежде ты не можешь достичь его своей преобразующей любознательностью».

Эмоции, сопровождающие агрессию   

Часто агрессию ассоциируют с «негативными» эмоциями. Мы говорим, что не любим проявления агрессии, имея в виду, что нам не нравится, когда на нас раздражаются, злятся, гневаются. И здесь я хочу снова отделить агрессию от эмоций, которые принято называть негативными, убрав между ними знак равенства, поскольку агрессия не всегда сопровождается «негативными» чувствами, она также может быть проявлением интереса, любопытства, влечения.

В своей работе и жизни мне часто приходится реабилитировать чувства, особенно если они относятся к условно негативному спектру. Мы привыкли считать раздражение, злость, гнев негативными, хотя это такие же чувства, как и все остальные. Их не всегда приятно испытывать и при этом  они социально неодобряемы, табуированы, и могут находиться под запретом с самого детства.

«Хорошие детки — добрые и не злятся, не ругаются и не перечат старшим». Ребенок может получать такие послания от родителей прямо или косвенно, кроме того за проявление «негативных» чувств его могут стыдить, а стыд очень тяжело переносится. И тогда он вынужден не проявлять эти чувства, чтобы получать жизненно важную для него мамину любовь и расположение окружающих.

В последствии эти чувства могут быть подавлены или скрыты за какой-то приемлемой, удобной для окружающих маской, блокированы в теле, а спонтанное проявление движений, сопровождающих эти чувства может быть ограничено, вплоть до утраты полной их амплитуды. “Плохая” часть отчуждается, человек теряет, либо в значительной степени, усложняет себе доступ к ней. Но чувства не перестают появляться. Это больше похоже на хорошую мину при плохой игре, и, как следствие, доставляет немало неудобств по жизни.

Отчуждение собственных “негативных” частей  приводит к неконгруэнтному поведению, нарушению целостности и препятствует контакту. Это лишает человека возможности отстаивать свои интересы и элементарно говорить «нет».

Более того, подавление условно негативных чувств тянет за собой и подавление позитивных. Удерживание чувств отнимает огромное количество жизненной энергии и человек в итоге чувствует себя потухшим, истощенным, безрадостным. Кроме того, подавление сильных аффектов может приводить к появлению и развитию серьезных психосоматических заболеваний.

Если «негативные» чувства нам не нужны и мешают, тогда почему природа создала такие чувства?

Было бы так здорово, если бы все вокруг были добрыми, нежными, ласковыми и никогда не злились, тогда совершенно точно мир бы наполнился любовью, в нем не было бы конфликтов, а люди перманентно испытывали радость и счастье.

Отсутствие подобной картины разумно объяснить несовершенством нашего мира.

И, тем не менее, чувства несут очень важную для нас сигнальную функцию,  это наши помощники, даже если они для нас неприятны. Они помогают нам лучше понимать себя, свои потребности,  ситуации, в которых мы оказываемся,а  также действия, которые необходимо в этих ситуациях предпринимать. Например, нас не приведет в восторг ситуация, в которой на нас нападают или бьют. Точно также мы злимся, когда нам навязывают то, чего мы не хотим, когда нами манипулируют, когда нарушают наши границы.  

Защищая «негативные» чувства, я не оправдываю неконтролируемые вспышки ярости и не призываю импульсивно обрушивать весь свой гнев на первого, кто попался под руку.

Примеры такого поведения можно часто видеть на улице, когда вы случайно кого-то задеваете и получаете в ответ сильную и неадекватную реакцию, как будто именно вы виноваты во всех бедах этого человека. Это происходит из-за того, что невыраженная вовремя и по соответствующему адресу злость, накапливается. В этом случае человек зол или обижен на весь мир, а “прилетает” все это великолепие без вины виноватому.

Еще один пример – «праведный» гнев, за которым человек теряет свою природу и готов разрушать все вокруг. Гнев, вот уже много тысяч лет используемый для организации масштабных кровопролитий, обоснованных религиозной, этнической или иной  идеей, сформулированной Дж. Оруэллом в книге “Скотный двор”: «Все животные равны, но некоторые из них равнее».

И не важно цвет это кожи, форма черепа или отличное от нашего вероисповедание. Это манипуляция неосознаваемыми, животными частями нашей психики. Да, в нас действительно сохранены архаичные структуры мозга, подобные тем, что есть у животных, но это не значит, что мы зверушки, которые могут лишь рефлекторно  реагировать на внешний раздражитель. Мы наделены сознанием, а значит  возможностью осознавания и регулирования наших чувств, и способностью нести ответственность за совершаемые действия.

Другая крайность —  популярная сейчас позиция абсолютной невозмутимости и спокойствия, которая транслируется традиционными, по большей части восточными, духовными практиками и учениями.  Они утверждают, что испытывать гнев “плохо”, деструктивно, и что лучше мыслить позитивно. Здесь речь идет о высоком уровне осознанности, когда человек может выбирать чувства до момента вовлечения в их переживание. Но вырванная из контекста и неверная трактовка этого послания может приводить к вытеснению гнева.

Осознавание и проявление чувств

Как я уже говорил выше, важно осознавать свои чувства. В этом нам может помочь тело. Любое чувство рождается в теле в виде импульса и сопровождается соответствующим биохимическим процессом. Далее этот биохимический всплеск, телесное ощущение превращается в эмоцию, а она в свою очередь —  в действие. Неверно распознанный импульс или эмоция могут приводить к ложной реакции, которая раз от раза не приводит к удовлетворению потребности.

Некоторые люди отчуждают свой гнев и присваивают его другим людям, представляя, что другие люди на них злятся или, что это другие, а не они сами, злые.

Другие предпочитают злиться на ситуацию в целом, не рискуя открыто проявлять злость в адрес другого человека, из страха потерять с ним отношения.

Еще один способ – направить свою злость в адрес наименее опасного объекта или субъекта, например, перебить всю посуду из злости к мужу, или пнуть соседскую собаку, злясь при этом на начальника.

Подобные механизмы чаще всего не осознаются и являются возможностью снять с себя ответственность за собственные переживания или действия. Эмоции (всегда интенциональные) не доходят до своего адресата,  таким образом лишая человека шанса на близкие отношения, которые так хочется сохранить или построить.

Таким образом, хорошо бы не только научиться правильно распознавать их, но и находить адекватные способы их проявления в контакте, не разрушая себя и окружающих.

Границы

В примере, разделяющем агрессию и насилие, рамки синонимичны границам. Без четкого ощущения собственных границ человек теряет себя,  лишается полноценного контакта с собой и с другими. Потому что настоящая встреча  возникает только при наличии границ, в противном случае она превращается в слияние.

Граница выполняет две функции. С одной стороны она отделяет нас от внешней среды, с другой — является местом контакта и обмена с этой средой.

Хрестоматийный пример границы – это кожа — наша оболочка, которая является самым чувствительным органом нашего тела, на ней расположено огромное количество рецепторов, ею мы ощущаем мир и прикасаемся к нему. Кожа имеет секреторные функции, посредством которых осуществляется обмен между организмом и средой.

В жизни понятие границ гораздо шире, чем просто кожа — это не только наше физическое тело и пространство вокруг него, но и наши желания, потребности, интересы, время и прочие «территории» нашей личности.

Я приближаюсь к тебе и это агрессивный акт, но при этом я вижу и слышу тебя, а значит я могу остановиться, когда ты мне об этом скажешь (и это про контакт), я сверяюсь с тобой.

Другое дело, когда ты мне не говоришь “стоп”, ты соглашаешься с тем, что я делаю и предлагаю, хотя не хочешь этого. Тогда, приближаясь, я нарушаю твою границу, каждый раз обижая и раня тебя. Ты не обозначаешь свои границы, не говоришь о них, и тогда я вторгаюсь за их пределы. Твоя ответственность — проявить встречную агрессию и указать на свои границы, тогда я знаю  о них, тогда мы встречаемся, тогда есть контакт, тогда есть уважение к твоим границам, желаниям, потребностям, к тебе.  

Агрессия нам необходима не только для того, чтобы приблизиться к другому, слыша, видя и сохраняя уважение к его границам. Но и для того, чтобы предъявляться, обозначать свои границы, а может и отстаивать их, помогая находить себя и свое, идти по своему курсу, не отклоняясь от него проживать свою собственную жизнь. опубликовано econet.ru

Автор: Марат Аксиятов

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Психология и жизнь » Агрессия и агрессивность

Агрессия – это модель поведения, т.е. поведение (физическое или словесное), которое направлено на причинение вреда кому-либо. Как правило, агрессивное поведение – это негативная реакция на созданную другими, ситуацию фрустрации, когда возникают препятствия на пути к цели или ущемляются интересы. При этом не имеет значение, была эта ситуация создана специально (с враждебным намерением) или нет.

Агрессивное поведение может быть прямым, когда человек не скрывает свою агрессию от окружающих. Проявляется это различными способами, начиная от высказывания угроз в сторону собеседника и заканчивая непосредственными агрессивными действиями. Также агрессивное поведение может быть косвенным, когда агрессия скрывается под неприязнью, ехидством или иронией. Косвенной агрессией человек давит на «жертву».

Итак, к агрессивным действиям относятся:
• Физическая агрессия (нападение)
• Косвенная агрессия (злобные сплетни, шутки, взрывы ярости — топанье ногами)
• Склонность к раздражению (готовность к проявлению негативных чувств при малейшем поводе)
• Негативизм (манера поведения, когда человек становится в оппозицию, от пассивного сопротивления до активной борьбы)
• Обида (зависть и ненависть к окружающим за их действия – реальные или вымышленные)
• Подозрительность (от недоверия и осторожности до убеждения, что все люди вокруг приносят вред)
• Вербальная агрессия (выражение негативных чувств через словесные формы – крик, визг, ругань, проклятия, угрозы)

Подходов к пониманию агрессии немало, например, согласно эволюционной теории, агрессия – это инстинкт и считается, что агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Сторонники социобиологической теории, считают агрессивные проявления взаимодействием с конкурентами с целью повышения успешности репродукции в условиях окружающей среды с ограниченными ресурсами — недостатком пищи или брачных партнеров.

Агрессия может быть конструктивной, когда отсутствует злой умысел нанести кому-либо вред. В таком случае агрессивное поведение сводится к оборонительным или непреднамеренным действиям, или к агрессии, как самоутверждению. При неконструктивных агрессивных действиях – умысел нанести кому-либо вред, является основой выбора агрессивного поведения, как способа взаимодействия. Агрессия может быть направлена не только во вне, но и на собственную личность, что проявляется, как правило, суицидальным поведением или самоповреждением, например, когда подростки наносят разрезы на предплечья. Детская или подростковая агрессия имеют свои особенности, об этом чуть позже, в следующих статьях.

Не стоит путать агрессию (действия) и агрессивность – свойство личности, которое проявляется в готовности к агрессивному поведению. Таким образом, агрессивность – это осознаваемая или не осознаваемая некая предрасположенность к агрессивному поведению. Изначально человек в процессе развития не обладает такой характеристикой, как агрессивность, поэтому специалисты говорят о том, что модели агрессивного поведения усваиваются детьми с самого рождения. Агрессия – это форма поведения, которая отчасти является социальным научением и отчасти является следствием агрессивности (свойства личности).

В следующих статьях мы поговорим об агрессии более подробно и рассмотрим практические навыки и умения, которые могут пригодиться в ситуациях проявления агрессии.

Возможно Вам будут интересны следующие статьи:
  • Детская агрессия
  • «Читаем» жесты: агрессивность и готовность действовать
  • Недостатки у партнера: как принять?
  • Ребенок бьет окружающих. Что делать?
  • Власть родителей
  • Рубрика: Вопросы психологии

    Ваш отзыв

    Правила комментирования

    www.psytalk.spb.ru

    Половые различия в проявлении агрессии – Берковиц

    ​​​​​​​Различия в проявлении агрессии у представителей обоих полов стали предметом дискуссий последних лет. Многие читатели, пожалуй, удивятся, если узнают, что по этой теме существуют разногласия. На первый взгляд кажется очевидным, что мужчины более склонны к яростным нападениям, чем женщины. Несмотря на это, многие психологи считают, что различие это не столь очевидно, а порой и совсем незаметно (см., например: Frodi, Macalay & Thome, 1977). Рассмотрим исследования этих различий и попробуем определить роль половых гормонов в стимуляции агрессии.

    Некоторые результаты исследований

    Исследования животных

    Результаты исследования животных почти не вызывают разногласий. У подавляющего числа видов — от мышей до антропоидов — самцы проявляют больше склонности к агрессии, чем самки. В определенных условиях, разумеется, женские особи тоже ведут себя агрессивно, особенно когда защищаются от хищников. В этом случае никаких половых различий не наблюдается. Все же мужские особи больше женских склонны к драке и нападению (см.: Moyer, 1976; Archer, 1988).

    Различия мужчин и женщин в совершении насильственных преступлений

    А как ведут себя люди? Биологические сдерживающие механизмы оказывают на поведение людей гораздо меньшее влияние, чем на поведение животных. Одинакова ли вероятность проявления агрессии у мужчин и женщин? На этот вопрос можно ответить, сравнив, например, уровень преступлений, особенно связанных с насилием, совершенных мужчинами и женщинами. Эта статистика поучительна и в то же время провокационна. Как и можно было ожидать, большинство арестованных за нарушение закона людей — мужчины, и кажется, что эта закономерность наблюдается во всем мире (Wilson & Herrnstein, 1985, p. 104-107). Более того, когда арестовываются женщины, чаще всего их обвиняют в преступлениях, связанных с собственностью (таких, например, как воровство, подлог, хищение и мошенничество), а не в нападении на других людей (как, например, убийство или вооруженное нападение). По отчету ФБР за 1981 год, женщины арестовывались всего за 13% насильственных преступлений и вооруженных нападений и за 29% преступлений, связанных с воровством (Департамент судебной статистики, 1983).

    Мой интерес к различиям полов простирается, однако, за пределы уровня преступности. Я намереваюсь выяснить, обязаны ли эти различия только культурным и историческим влияниям или они в значительной степени еще и отражают биологические различия полов. Изменение уровня насильственных преступлений, совершенных мужчинами и женщинами за последние несколько десятилетий, может предоставить нам некоторую информацию. Социальные дефиниции образцового мужского и женского поведения начиная с 60-х годов драматически изменились во всех сферах жизни. Женщины теперь самоутверждаются такими методами, которые прежде считались неприличными. Пожалуй, можно было бы говорить о том, что в случае увеличения пропорции насильственных преступлений, совершенных женщинами, это увеличение свидетельствовало бы о социальных изменениях в концепции надлежащего женского поведения. Такое увеличение свидетельствовало бы о подавляющем влиянии социальных стандартов по сравнению с биологическими различиями полов.

    Тем не менее нет достаточно веских доказательств того, что разрыв уровня женской и мужской преступности сокращается. В последние годы произошло некоторое стирание различий между полами, но это относится только к преступлениям, не слишком «мужественным» по своей природе. Рассмотрим воровство, преступление, часто совершаемое женщинами. В период накануне Второй мировой войны всего 8% арестованных за этот вид преступлений были женщины, а в конце 70-х годов женщины составляли почти треть всех арестованных. С другой стороны, за убийство — исторически «мужественный» тип поведения — показатель арестованных женщин за тот же период вырос от 10 до 14 %.

    Статистика по количеству арестов за отдельную категорию преступлений, сделанная на примере 100 ООО людей, показывает почти ту же модель. В 1970-х годах уровень мужской преступности, связанной с собственностью, возрос на 20%, в то время как рост женской преступности за то же десятилетие составил 35%. Наоборот, уровень насильственных преступлений, совершенных женщинами, показал почти то же процентное увеличение, что и уровень мужской преступности этого вида (от 30 до 35%) (Статистика взята из: Wilson & Herrnstein, 1985, p. 109-111; Bureau of Justice Statistics, 1983, p. 35).

    В целом статистика преступности не подтверждает предположения о том, что различия уровня насильственной преступности мужчин и женщин обусловлены приверженностью женщин традиционно неагрессивной роли. Может быть, еще рано делать однозначный вывод по этой теме.

    Другие формы агрессивного поведения

    Обладают ли мужчины большей склонностью к агрессии, чем женщины, если мы говорим о других, более слабых формах агрессии? Кажется, что ответ должен быть положительным, но что касается обоснования этого мнения, тут существуют разногласия.

    В известном обзоре исследований детского поведения, сделанном Элеонор Маккоби и Кэрол Жаклин (Maccoby & Jacklin, 1974), отмечалось, что предполагаемая разница в агрессивности полов постоянно обнаруживалась во всех научных работах, начиная но меньшей мере с 30-х годов. За небольшим исключением, в полевых исследованиях, а также в лабораторных экспериментах, в которых использовались различные параметры, во всех случаях мальчики проявляли типично более сильную агрессивность, чем девочки. Более того, это различие существует во всех социальных слоях и наблюдается во многих культурах.

    Я приведу пример только двух исследований, на которые ссылаются Маккоби и Жаклин. В одном из них под руководством Вайтинга и Поупа (Whiting & Pope) были проведены наблюдения за поведением детей из семи различных культур. Хотя мальчики из данных групп редко лезли в драку, в каждой из этих культур мальчики больше девочек были склонны оскорблять сверстников и чаще давали сдачи, если их начинали бить. Второе исследование было выполнено Омарком (Omark). Исследователи Омарк и Идельман (Edelman) наблюдали за поведением детей на школьных площадках в США, Швейцарии и Эфиопии. Они определили агрессию как толчок или удар другого человека и отсутствие улыбки на лице. Исследователи обнаружили, что во всех трех обществах мальчики чаще проявляли этот тип поведения, чем девочки.

    Чтобы свести воедино всю информацию, Маккоби и Жаклин провели тщательный статистический анализ результатов наблюдений за детской агрессией, основывавшихся на 31 выборке. Все дети были в возрасте младше 6 лет, социальный статус их родителей широко варьировался. Результаты снова продемонстрировали типично более ярко выраженную агрессивность мальчиков. Один аспект данного анализа стоит отметить особо. Вопреки предположениям некоторых психологов о том, что различия в мужской и женской агрессивности ограничиваются физической атакой и что девочки чаще мальчиков словесно оскорбляют сверстников, Маккоби и Жаклин обнаружили, что половые различия явно прослеживались как в вербальной, так и в физической агрессии во всех проанализированных ими работах (Maccoby & Jacklin, 1980).

    Вышеупомянутые работы касались поведения маленьких детей. А что же взрослые? Элис Игли и Валери Стеффен полагали, что различия, наблюдаемые у малышей, становятся меньше у взрослых (Eagly & Steffen, 1986).

    Игли и Стеффен провели статистический анализ половых различий, найденных ими во время 63 полевых и лабораторных исследований. Они работали с молодежью — студентами колледжа и людьми более старшего возраста. Измерялись поведенческие параметры агрессии (без использования проективного теста или воображаемой агрессии, make-up agression). Игли и Стеффен особо выделили некоторые результаты своей работы. Во-первых, хотя мужчины в среднем были несколько агрессивнее женщин, различие не проявлялось последовательно во всех исследованиях, оно в целом оказывалось незначительнее половых различий, полученных при изучении других типов социального поведения, таких, например, как помощь и невербальные действия. Во-вторых, тенденция к большей агрессивности у мужчин была очевидна, когда им предоставлялась возможность причинить своим объектам физическую боль (например, когда они применяли электрошок). Здесь Игли и Стеффен отмечали, что при исследовании реакции испытуемых на их собственное поведение женщины явно выражали более сильное чувство вины и тревоги. Они также проявляли больше эмпатической тревоги о вреде, который они могли нанести жертве.

    Почему мужчины и женщины проявляют агрессивность по-разному?

    Мужественность и женственность

    Мало кто из исследователей оспаривает суммированные выше данные, однако есть некоторое противоречие в трактовке половых отличий агрессивности. Очень многие социологи, в том числе Игли и Стеффен, полагают, что различия обусловлены прежде всего социальными ролями, которые традиционно отводятся мужчинам и женщинам. Вспомним, например, то, как современное западное общество учит детей, что драться подобает скорее мужчинам, а не женщинам. Популярная литература и масс-медиа постоянно показывают дерущихся мужчин, но не женщин. Родители покупают игрушечные пистолеты для сыновей и кукол дочерям. Родители охотно поощряют и вознаграждают агрессивное поведение у мальчиков, а у девочек — нет. Опять и опять, прямо или косвенно, мальчики осознают, что мужчины — агрессивны, а женщины — нет, что для мальчиков и мужчин нормально — нападать, отстаивая свои права и наказывая обидчика, однако девочки и женщины не должны вести себя таким образом. Неудивительно, что, поскольку агрессивность поощрялась у мужчин по мере взросления, они чаще выступают сторонниками силы и агрессии во многих жизненных ситуациях, включая контролирование общества, применение закона и даже межличностные взаимоотношения (см.: Eagly & Steffen, 1986, p. 310-311).

    Кроме того, женщины менее склонны одобрять применение агрессии для решения проблем, женщины более чутко реагируют на возможные последствия своего агрессивного поведения как для самих себя, так и в отношении других людей. Игли и Стеффен полагают, что когда женщина собирается ударить того, кто ее оскорбил, то обычно быстрее, чем мужчина, представляет себе возможные последствия: что жертва может незаслуженно пострадать, прочные отношения рухнуть, может испортиться ее репутация и так далее. Так как женщины яснее представляют себе негативный результат своих поступков, вероятно, можно предположить, что они будут вести себя сдержаннее.

    Не только понимание тендерных ролей

    Только ли культура является причиной повышенной мужской агрессивности? Следуя за рассуждениями Маккоби и Жаклин, нужно сказать, что биология также вносит свою лепту в различия агрессивности полов. Маккоби и Жаклин выделили четыре положения, подтверждающих их мнение:

    • Мужчины агрессивнее женщин во всех обществах, сведениями о которых мы располагаем.
    • Гендерные различия обнаруживаются с первых лет жизни человека, когда еще нет никаких оснований говорить о социальных прессах, «формирующих» различные проявления агрессии у обоих полов.
    • Сходные гендерные различия обнаруживаются у людей и человекообразных приматов.
    • Агрессия взаимосвязана с уровнем половых гормонов (Maccoby & JScklin, 1974, р. 242-243).

    Влияние гормонов

    Половые гормоны могут влиять на агрессивность животного. Стоит только посмотреть, что происходит, когда животное кастрируют. Дикий жеребец превращается в послушного коня, дикий бык становится медлительным волом, шаловливая собака — степенным домашним любимцем. Может существовать и обратное воздействие. Когда кастрированному животному-самцу вводят инъекцию тестостерона, его агрессивность снова возрастает (классическое исследование на эту тему провела Элизабет Бимен, Beeman, 1947).

    Может быть, и человеческая агрессия, так же как и агрессия животных, зависит от мужских половых гормонов? См. →

    www.psychologos.ru

    Определение понятий агрессия, агрессивность и агрессивное поведение.


    ТОП 10:

    ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 9Следующая ⇒

    Нужно признать, что термины «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» употребляются в самых разных контекстах и, зачастую, их значения понимаются как синонимичные, взаимозаменяемые. Поэтому необходимо четко разделить данные понятия, определив их специфичность.

    При бытовом повседневном употреблении понятие «агрессия» как правило, отражает действия, несущие разную степень разрушения как физической, так и психической целостности другого человека, а так же наносят материальный ущерб и могут препятствовать реализации им своих намерений.

    В понимании агрессии большое значение имеют моменты дополнительности, мотивированности и конвенциональности. Слово агрессия имеет латинские корни и происходит от слова «аggrеgi», что означает «нападать» [129]. Его семантическое значение не всегда было одинаковым, хотя оно издавна активно используется в европейских языках. До начала XIX века под агрессией понималось любое активное поведение, носящее как доброжелательный характер, так и враждебную направленность [126, с.17]. Позднее, семантика слова сузилась и обрела специфику. Под агрессией стали понимать любое враждебное, «вредоносное» поведение, направленное на окружающих людей [83, с.46].

    В понятии «агрессия» многими авторами объединяются различные по форме и последствиям акты поведения — от насмешек, злых шуток, сплетен до бандитизма, терроризма и убийств [9, 15, 54, 81, 90]. Подростки зачастую проявляют такие качества, как задиристость, драчливость, обидчивость, жестокость [23, 66, 98]. Эти проявления насильственного поведения так же попадают под разряд агрессивных действий [131, 132]. Эти действия носят вредоносный характер, но степень их опасности зависит от индивидуальных особенностей агрессора и от сопротивления, которое ему оказывается.

    В исследованиях агрессии различные авторы по-разному определяют агрессию. К.Лоренц понимает агрессию как биологически обусловленную реакцию человека, предназначенную для «защиты ареала» [99, с.94]. Для Дж. Моррисона агрессия проявляется как стремление к господству (цит. по [118, с. 46-47]). К. Хорни и Э. Фромм понимали агрессию как реакцию личности на враждебную для него окружающую действительность (цит. по [83, с.3]). К. Доллард связывали агрессию и фрустрацию (цит. по [22, с.125]).

    Современные исследователи под агрессией понимают мотивированные внешние действия [11, 38, 56 и др.], наносящих вред и приносящие боль и страдания людям из-за нарушения социальных норм и правил. Часто агрессия сочетается с враждебностью, однако, некоторые люди, находясь в конфликтных отношениях, никакой агрессии не проявляют друг к другу.

    С. Фишбах в своих работах отмечал необходимость учета мотивационных факторов для определение агрессии (цит.по [126, с.18]). Под мотивационными факторами Е.И. Рогов подразумевает причинную подоплеку совершаемых индивидом действий. К этим же факторам можно отнести потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы [99, с.143].

    Э. Фромм определяет агрессию как действия, в которых прослеживается вредоносное намерение по отношению к другому животному или неживому объекту [149, с.367].

    В «Психологическом словаре» под редакцией В.П. Зинченко дается такое определение: «Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» [111, с.36].

    Для Д. Ричардсона и Р. Бэрона «агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой» [37, с.78]. В данном определении базовыми для понимания агрессии становятся положения о преднамеренности, целенаправленности действий, причиняющих вред жертве. Авторы агрессией называют только то вредоносное поведение, которое направлено на живые организмы, которые обладают мотивацией избегания агрессии по отношению к себе [там же, с.79-81].

    Стоит заметить, что воспринимать агрессию только как «разрушительную реакцию» было бы неверно. Агрессия всегда лежит в основе творческой деятельности, является базисом при стремлении человека к самоутверждению. Обобщая существующие в психологии и в философии подходы к пониманию агрессии можно выделить агрессию как форму поведения, которая является биологически целесообразным фактором для выживания индивида и его адаптации. И вместе с этим агрессия расценивается как некое зло.

    Существуют так же подходы, в которых агрессию рассматривают как психическое состояние. В этом случае агрессия может проявляться в виде психической разрядки, или же как психическая защита [110, с.24]. В данном контексте целесообразно употреблять понятие «агрессивность», которое рассматривает психологическое состояние (ситуативное, социальное) непосредственно во время акта агрессии [83, с.46].

    Рассматривая агрессию как форму поведения, которое нацелено на оскорбление другого человека, причинение вреда живому существу, избегающему подобное обращение, необходимо рассмотреть ряд понятий:

    — Форма поведения. В этом контексте агрессия выражается не в обособленных эмоциях, установках, мотивах, а в сложной модели поведения. Термин «агрессия» вызывает ассоциации с негативными эмоциями злости, гнева, с мотивами оскорбить или навредить объекту, с негативными установками, проявляющимися в расовых или этнические предрассудках.

    — Намерение. В данном контексте при понимании термина «агрессия» предполагается наличие неких действий, в которых агрессор наносит ущерб жертве намеренно. Важно отметить то, что намерения зачастую являются скрытыми, недоступными прямому наблюдению, личными побуждениями, о которых можно судить по предшествующим акту агрессии условиям, или его последствиям.

    Агрессивность Р.С. Немов определяет как враждебность, т.е. поведение человека, направленное на других людей и отличающееся стремлением нанести вред [112, с.376].

    Агрессивность в исследованиях Л.М. Семенюк описывается через качественную и количественную характеристики. Агрессивность, по мнению автора, имеет уровни выраженности: от отсутствия ее как свойства, до максимального его развития [126, с.22]. Таким образом, гипотетически каждая личность в той или иной степени обладает агрессивностью, поскольку ее отсутствие означает пассивность, конформность, отсутствие индивидуальности и т. д. Но при этом чрезмерное развитие этого качества может детерминировать весь облик личности, определяя ее конфликтность и т. д. [133, с.9].

    Согласно концепции З. Фрейда, агрессивность определяет адаптивность человека и является присущей ему характеристикой, определяющей активность [147, с.143-145].

    М. Клайн видит в агрессивности здоровые черты, необходимые для активной жизни и присущие лидерам. Такими чертами являются настойчивость в преодолении препятствий, упорство в достижении цели и инициативность (цит. по [22, с.145]).

    А.А. Реан рассматривает некоторые случаи агрессивности как «адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги» [120, с.59-60]. Состояние фрустрации понимается автором как «психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения» [там же, с.62]. Это состояние может сопровождаться сложным сочетанием чувств и эмоций: гнева, раздражения, злости, возмущения, отчаяния.

    Как отмечают О.М. Шабалин и Н.Д.Левитов, при анализе понятия «агрессивность» для более глубокого понимания сущности проблемы и возможности проведения его комплексной характеристики необходимо выделять познавательную, волевую и эмоциональную составляющие агрессивного состояния. Агрессивные проявления могут появляться на самых ранних этапах развития как реакции протеста, неудовлетворения, выражение своих желаний. Эти проявления достаточно длительное время являются неосознаваемыми и, поэтому, ребенок не имеет возможности адекватно оценить социальную ситуацию. Поэтому агрессивные проявления в детском возрасте осуществляются на фоне ограниченной способности контроля над своими эмоциями, объективными сложностями регуляции поведения и отсутствием возможности предусмотреть последствия своих агрессивных действий. Эмоциональные составляющие агрессивного состояния проявляются в форме аффективных вспышек гнева и ярости и являются тем фактором, который способствует утрате контроля сознания за совершаемые человеком действия. Познавательный компонент представляет собой ориентировку человека в социальной ситуации и в своей личности. Волевой компонент агрессивного состояния связан в большей степени со способностью управлять своими агрессивными действиями и состоянием, нежели с умением «сдерживать» агрессию [157].

    Согласно А. Басу, к агрессивности близко подходит «враждебность — более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект» (цит. по [126, с.11]). Х. Дельгадо утверждал, что «…человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности, обществу» (цит. по [там же, с. 17]).

    В «Психологическом словаре» под редакцией И.П. Зинченко раскрывается следующее определение агрессивного поведения: «…мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» [111, с.38].

    Нужно отметить, что агрессивное поведение в обыденном понимании обретает «злонамеренностью» в тот момент, когда появляется мотив разрушения. С.Н. Ениколопов под агрессивным поведением понимает «…одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением» [62, с. 6].

    В структурной характеристике агрессивного поведения С.Н. Ениколоповым выделены несколько уровней:

    — аффективный уровень представлен негативными эмоциональными состояниями и чувствами гнева, злости, ярости;

    — поведенческий уровень включает в себя высказывания, агрессивные жесты, действия;

    — на когнитивном уровне проявляются негативные ожидания, неадекватные представления и установки индивида;

    — мотивационный уровень определяет как бессознательные агрессивные стремления, так и сознательные цели.

    В близком к нормативному значению, понятие «агрессивное поведение» понимается как «…индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека» [123, с.79].


    

    infopedia.su

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *