Душа и тело, эмоции и разум . Во власти инстинктов
Вселенная, в том числе и тот ее крошечный уголок, в котором мы обитаем, управляется материальными и логически объяснимыми законами. Но человек, его общество, зависят еще от духовных законов, порождаемых высшей материей — мозгом. Таинственные явления психики, такие как телепатия, ясновидение, предвидение, телекинез и многое другое, несправедливо причисляемое к порицаемой наукой мистике, подтверждают, что мы еще далеки от познания самих себя.
Чтобы выразить свои мысли и чувства, мы пользуемся языком, поэтому сознание стало зависеть от языка. Коротко, сильно и образно выраженные мысли легче доходят и до эмоций, и до сознания, и язык приобретает сильное влияние на человека. Эмоциональное воспринимается и усваивается легче, чем логически рациональное. Чувственное, не всегда выражаемо словами, оставляет более глубокие следы.
Душа — емкое и не совсем четкое понятие, и едва ли не каждый из нас вкладывает в это слово свое представление.
Официальная психиатрия не признает существование души. Видимо такая категоричность произошла от того, что еще нет точного и емкого определения понятия этого слова, несмотря на его широчайшее употребление в быту. Да и будет ли оно? Существуют разные толкования о душе. Мне представляется душа как комплекс всех инстинктов, унаследованных от дикого предка и сформированных в течение длительной эволюции, но в гармоничном сочетании с разумом.
В недалекой древности, то есть более двух тысяч лет назад, чувству придавали громадное значение и полагали, что душа человека находится в его сердце.
И в сложных жизненных ситуациях спрашивали: «Как решило твое сердце?», — из-за того, что душевные переживания тотчас же отражаются на этом органе, зависящем от иннервации, общего состояния. В Ветхом завете читаем: «…сказал Бог Соломону, Я дам тебе сердце мудрое и разумное» (III царство, ч. III ст. 12). Или Соломон говорит: «Господь сказал Давиду, отцу моему: „У тебя есть на сердце построить храм имени Моему, хорошо, что это лежит у тебя на сердце“» (III царство, ч. VIII. ст. 18). В Евангелии Иисус говорит: «…да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем…» (от Матфея, 13–15). Далее там же (13–19): «…приходит лукавый и посещает посеянное в сердце его». В Притчах (16–23) говорится: «Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его». В известной русской народной песне о каторжнике поется: «Не стерпело мое сердце, я урядника убил»… Но люди с сердцем, пересаженным хирургами другому хозяину, сохраняют свою душу и никакие особенности души чужое сердце не приносит в новое тело.Еще с древности полагали душу человека бессмертной и после гибели его она переселялась в другой организм. Учение о переселении душ особенно развито в Индии. Около 580 лет до новой эры Пифагор обосновал учение о переселении душ, назвав его Метемпсихозом. В какой-то мере это учение содержит косвенную частицу правды: детям передаются частично души родителей.
Хитрость всегда рациональна для себя, эгоиста. Хитрость — искаженный разум. Хитрость для блага общества у альтруиста вынужденная. Оценка хитрости нравственная.
Эмоции-чувства близко соприкасаются с инстинктами и порождаются ими. Удовлетворение инстинктов вызывают положительные эмоции, неудовлетворения — отрицательные или то, что мы называем страданием, стрессом. Эмоции — чувственное выражение или отражение инстинктов, своеобразная контрольная реакция их завершения.
Люди сильно разнятся по эмоциональному поведению. По целенаправленности условно различают эмоции высшие и низшие. Натуры грубые предаются наслаждениям низшим, они лишены высших эмоций. Эмоции, сильно развитые у детей, постепенно ослабевают с возрастом, уступая разуму в пожилом возрасте. В определенной степени эмоции — подсознательная реакция на выживание человека.
Образное и эмоциональное мышление древнее современного рационального. В эволюционном смысле эмоции — преддверие разума, эмоции более выражены в попытках предвидения будущего. А. Толстой в «Гиперболоиде инженера Гарина» рассказал о лучах смерти, считавшимися в его время невозможными. В. Леонов предсказал эхолокацию. Жуль Верн — путешествие под водой.
Насыщенность эмоциями, которыми была так богата жизнь дикого человека, сказывается на современном образе жизни. Недостаток эмоций создает неудовлетворенность, скуку, потребность в сильных ощущениях. Излишек информации, кино, радио, ТВ, газеты притупляют их, заставляя бросаться в бездну поисков других, более сильных. Употребление наркотиков и алкоголя принижают разум, одновременно пробуждают эмоциональное состояние, порождают эйфорию, ощущение состояния души, отличное от действительности, украшают ее и ведут к дальнейшему поклонению возбуждающим средствам, чреваты тяжкими последствиями для здоровья.
Не свойственный исконной природной обстановке чрезмерно монотонный труд, особенно у станка, конвейера, также как и однообразный и монотонный умственный труд в школе, учреждении, конторе, вызывает инстинктивное желание разрядки сильными отвлечениями, чувственными удовольствиями. Разум помогает в поисках подобных приключений, развивая множество различных утех, начиная от художественной литературы, искусства, разнообразных игр, радио, телевидения, и продолжая алкоголизмом, различными формами наркомании до буйного помешательства рок-н-роллом, азартными играми и многим другим.
Алкоголизм и наркомания — типичные издержки разума, несвойственные природе, лишенные органической целесообразности. Постоянная, изнуряющая, беспрерывная занятость обедняет душевный мир человека, истощает его физически и психически. Причина алкоголизма, да и наркомании часто в неудовлетворении трудом, особенно у лиц с низкой квалификацией. Корни алкоголизма еще в неудавшейся жизни, постепенно уходящей от человека. Вино тормозит высшую сферу деятельности мозга, контролирующую поведение, мышление. Торможение этой сферы возвращает человека в мир эмоций, столь развитых предками, приносит обман душевной радости, ввергая в мир удовлетворения, ощущения удовольствия, исполнения природной инстинктивной деятельности. Но погружение в этот мир мнимого благополучия, также как и мистическое созерцание окружающего, заканчивается больницей или отключением от общества, уединением от него в трущобе одиночества. На Руси на праздниках обществом варили пиво, вместе его пили, а кто отказывался, был изгоем, его били и даже отлучали от общества. Принуждение к совместному употреблению таких напитков стало инстинктом, чтобы быть всем одинаковыми, вместе.
Человечество издавна мечтало о способах, украшающих современный быт. Эти мечты выражены словами Беранже:
Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет,
Честь безумцу, который навеет,
Человечеству сон золотой.
Стремление к утехам развивалось с самого раннего становления разума, и многие народы с древности любили устраивать многодневные праздники, щекочущие чувства страшные зрелища вроде гладиаторских боев, принесения в жертву человеческих жизней и многое подобное. Эмоциональному голоду способствовал переход к оседлому образу жизни и земледелию с его нелегким и однообразным трудом, нежели охота, собирательство, кочевой образ жизни.
Далекий предок человека был наделен свободой эмоций и руководствовался в жизни ими.
Эмоции работают быстрее сознания, оно не успевает за ними. «Мы все сильны задним умом», — говорит народная пословица, то есть сперва доминируют эмоции, а затем разум. Но не всегда. Мышление и сознание — плод, который вырастает на почве эмоций.
Эмоции важны в сочетании с разумом… «Все сводится к тому, чтобы от чувств переходить к размышлению и от размышлений к чувству», — сказал Д. Дидро. То есть благоразумно совмещать в себе эмоциональный и разумный контакт с жизнью. Этот контакт безуспешен у тех, кто плохо контролирует свое поведение. Сознание, предназначенное для объективного определения деятельностью, дополнительно обрабатывается эмоциональностью и наоборот.
Чем больше развивается цивилизация, научно-технический прогресс, тем шире и глубже требования к рациональному мышлению, но это требование развивает эмоциональный голод. Поэтому важно следовать гармоническому соотношению головы и сердца, древнего эмоционального и современного рационального, инстинкта и разума, когда разум озарен чувством. Гармония личности складывается в единстве сознания и подсознания, эмоции и логического разума.Страх, отчаяние, одиночество, ненависть, привязанность, любовь — свойства человеческой натуры. Народы, мало затронутые цивилизацией, легко изливают чувства, поэтому радость и печаль выражают шумно, особенно женщины. Человек, подверженный сильным эмоциям, иногда устремляется туда, где они могут выразиться в смелости и отваге.
Уголовные преступники очень эмоциональны. Послушайте их лагерные песни. Их сознание подавлено инстинктами, подсознанием, эмоциями. Оно неполноценно, как у дикарей. Бессознательная мотивация, подсознательные силы, желания, идеализация, все это от давних предков.
Путешественник Люндквист пишет: «К своему удивлению я увидел, что на острове Банчка — первом, на который он попал, — жизнь малайцев в их хижинах куда больше насыщена и интересна, чем жизнь белых в их каменных домах и, что гораздо лучше просидеть ночь в деревне, разговаривая с местными жителями, чем уединиться в аристократическом клубе».
Судя по описанию Миклухо-Маклая, папуасы очень эмоциональны, легко впадают в испуг, и также легко из него выходят, злятся и мирятся, поют песни и печалятся, у них вроде работает больше подсознание. Он описывает как поссорились два папуаса, стреляли друг в друга из лука, а на следующий день оба сидели у берега моря и мирно беседовали.
«Все что испытывается чувством, познается умом, никогда не имеет в себе конца своего» (Ницше).
У дикаря эмоции, сопровождающие события, происходят, говоря образно, на уровне души и сердца.
Особенность эмоций — неподконтрольность сознанию, или слабое их осознание. Разум пластичен, динамичен, противоречив, и в этом его различие от стандарта инстинкта. Но чувства и сознание взаимосвязаны и помогают друг другу.
Темнокожие народы обладают обостренной чувствительностью, гуманностью, артистичностью, чувством ритма, способностью к образному ощущению мира, интуитивному восприятию сути явления.
Эмоциональное и рациональное дополняют друг друга. Гении те, кто развивали в себе одновременно эмоциональное и рациональное.
Существует убеждение, что единство личности возникло недавно лишь около 3000 лет назад, когда появилась письменность и культура стала более сложной. До этого человек обладал несовершенным разумом. Люди были лишены настоящего мышления, самосознания. Эмоции полагали голосом Бога, хотя подчинялись царю, законам и родителям.
Интересна эволюция сознания и структуры общественных отношений среди народов, изолированных и несвязанных друг с другом. Все народы независимо проходили стадию матриархата, затем патриархата, рабовладельчества, феодализма и наконец длительную фазу капитализма со всеми его вариациями и особенностями.
Рациональное возникло, когда человек вышел из среды обитания, в которой созрел, и когда стал расселяться. Эмоции могли не соответствовать обстановке жизни. Они требовали рациональной поправки, и тогда у человека путем отбора стал развиваться рациональный подход в оценке окружающего. Эмоциональное и рациональное — конфликтующие и содружествующие особенности душевного мира человека.
Человеку природой дан разум еще и для того, чтобы он контролировал свои чувства. Они иногда накладываются друг на друга, усиливают и дезорганизуют друг друга, приводят к безумным поступкам. По этому поводу всегда советуют: «Не теряйте разум!» Когда разум ошибается, инстинкты нередко его подправляют. В древних цивилизациях таких, как Индия, Китай, Вавилон, Древний Египет, мусульманский восток, интуиции и эмоциям придавали большее значение, чем рассудочности.
Эмоциональное и рациональное — противоположные особенности психической деятельности и, по-видимому, не случайно их полагают функциями разных полушарий мозга: левое полушарие ведает рациональным мышлением, правое — образным, чувственным, эмоциональным, инстинктивным. Отсюда и происходит разделение на так называемых «Физиков» и «Лириков», в зависимости от того, какое из полушарий доминирует. Левое и правое полушария — своеобразные функциональные противоположности, конфликтующие или согласующиеся между собою, взаимосвязанные, взаимозависимые и способные к состоянию согласия и гармонии. В этих полушариях заложено сочетание противоположного, переход от древнего эмоционально-инстинктивного к более прогрессивно-рациональному и рассудочному, сочетание, без которого невозможно существование мироздания. И тайна современности в том, идет ли это взаимодействие противоположностей в направлении доминирования одного из них, в частности рационального над эмоциональным, или наоборот — никто точно не знает.
Четкой грани между инстинктом и разумом нет. Она стирается между низшей формой разума и высшей инстинкта. Оба — инстинкт и разум — крайние функции нервной системы.
Бертран Рассел в статье «Разум против безумия», опубликованной в 1962 году заключает: «Когда-то происходило биологическое совершенствование мозга, передававшееся по наследству. Но время кончилось около 500 000 лет назад. С тех пор врожденный разум увеличился не намного, если вообще увеличился… Дальнейший прогресс человечества был основан лишь на приобретенных навыках, передававшихся посредством традиций и воспитания».
Одно из затруднений нашего времени в том, что привычный способ мышления заменяется медленнее, чем накопление знаний, и человек становится менее разумным и здравомыслящим. Разрыв связей природных способностей человека с научно техническим прогрессом давно беспокоит многих. Но никто не пытается найти выход из этого дисгармоничного явления, угрожающего человечеству.
Важное качество — уметь управлять эмоциями силою разума. Его еще называли Самообладанием, Бесстрастием и Невозмутимостью и особенно ценилось в древности, когда человек был более эмоциональным.
«Самообладание — одно из главных божественных качеств и одно из главных даров Бога человеку» (П. Максим Исповедник).
Самообладание — духовная власть вожделений ума над плотью. Оно вовсе не обязательно искореняет такие чувства, как радость, печаль, изумление, страх и т. п. Не случайно среди главных богов ламаизма Четверорукого Ария-бало является Будда Невозмутимый. Многие черты буддизма, направленные на самосовершенствование человека, — тоже стремление к гармонии инстинктов и разума.
Внимательный читатель мог заметить, что эмоциональное и рациональное по существу то же, что и инстинктивное и рассудочное, о чем рассказывается и в главе «Парламент инстинктов», и между ними следовало бы поставить знак условного равенства. Вопрос этот сложный с очень многими неясностями. Мне кажется эмоциональное почти тем же, что и инстинктивное, поболее сложное, так как представляет собою сочетание инстинктов в их множественных, причудливо переплетающихся связях.
И еще несколько мелких дополнений к сказанному.
Можно жить без чувственного восприятия окружающего. Но вульгарный материализм сушит душу и черствит сердце. Омертвение души и формирование надчеловека — опасное состояние. Вместе с потерей духовности происходит утрата чуткости в отношениях друг с другом и добрых качеств общественного существа. Чтобы понять, что такое душа, надо увидеть человека, у которого ее нет. Но доверяясь больше высокой чувственности, можно довести себя до такого состояния, когда душа все больше и больше начнет жить вне тела и станет обременительной оболочкой для него.
Счастье заключается во внутреннем состоянии души. Тихое и безмятежное место, куда можно уединиться — это своя душа. Но, если она грязная или бесчестная?.. Есть люди, глядя на которых невольно думаешь: Как они могут жить в ладу со своей совестью и душою? И мне в жизни часто встречались такие.
С возрастом у совестливых происходит очищение и просветление души и отчуждение ее от тела. У бессовестных тело с возрастом еще более загрязняет душу, заполняя ее нечистотами.
Чем слабее развит интеллект, тем больше руководствуются инстинктами. Чувственные восприятия жизни, эмоции — одно из условий психического здоровья. Они пополняют и обогащают рассудочную деятельность. В их гармоническом сочетании заключается совершенство человека. Чувства подменяют разум и, быть может, щадят нервную систему от перенапряжения и приносят или радость, или печаль.
Наша душа погружена в полусон, оглушенная многочисленными заботами и делами. В сутолоке жизни мы не успеваем оценить свои чувства и поступки. Среди переплетения мелочных забот мы понимаем лишь ничтожную часть того, чем живем и то, что видим. Как уже частично упоминалось, к духовному просветлению, наступающему в одиночестве, испокон веков стремились люди, сознание которых погружалось в высокие идеи. Быть может когда-нибудь люди будут сознательно прибегать к подобному способу очищения души и осмыслению жизни. В чем же заключается это осмысление и смысл жизни? Об этом будет наше повествование.
Тело, разум, душа… — АНО «Психосоциальная абилитация зависимых людей»
Библиотека зависимым Библиотека специалистам Автор Денис Злобин Комментариев
Доктор Вальтер Лехлер
Я врач: доктор медицинских наук, невролог, психиатр, психотерапевт и специалист по психосоматической медицине. Я всегда был уверен, что мое призвание, мой долг врача и просто человека — лечить болезни, облегчать боль и страдание, вызываемые различными заболеваниями.
По-английски болезнь — «disease». Никогда раньше я не задумывался над точным значением этого слова, оно было для меня всего лишь именем моего врага, с которым я без устали боролся. Но это имя — не пустой звук, оно имеет свой глубокий смысл: отделим «dis» (не, без) от «ease» (покой, свобода), — и оно будет означать состояние, в котором вы чувствуете себя несвободно, беспокойно, тревожно. Вся болезнь целиком, а не только ее симптомы, проявления и осложнения, — это сигнал тревоги для заболевшего человека, свидетельство о его «несвободе», и медицина, из века в век совершенствуя свои методы, отключает эту природную сигнализацию, освобождает людей ото всего, что беспокоит их физически, умственно и духовно.
Эти три части разделяют искусственно, но они составляют единое целое. Каждая клетка нашего организма содержит физическую, умственную и духовную часть, вне зависимости от того, хотим мы это признавать или нет. Их нельзя отделить друг от друга, они — целое. Нельзя же человека разорвать на части, отбросив «лишнее» за ненадобностью или потому только, что изучением ее занимается другое «ведомство» — религия, а не наука. Это разделение было результатом точки зрения, господствующей в XVIII веке — и в конце концов человек, который всегда был единым и неделимым, стал делиться учеными на тело и разум.
В XVII и XIX веках некоторые доктора стали специализироваться в области психиатрии. Первым известным нам психиатром был Филипп Пинель, француз, который родился в 1745 году и умер в Париже в 1826 году.
В то же время отделение тела от двух других составляющих создало два различных вида медицины — та, которая занимается состоянием тела, и та, которая занимается состоянием разума.
Нас учили (и я тоже к этому стремился) облегчать всю боль, уничтожать ее так, чтобы человек мог наслаждаться своей жизнью. Вот почему мы изобрели такое множество способов облегчать боль, и сегодня живем в эпоху обезболивающих средств.
Как врачу, мне понадобилось много времени, чтобы понять, что действительное облегчение боли не является моей целью.
Я обнаружил, что за всеми страданиями, болью, болезнями и всеми теми состояниями, которые вызывают «dis-ease», лежат жажда и голод по духовному. Эти жажда и голод — не что иное, как стремление человека снова стать единым целым и жить в гармонии с самим собой, не пользуясь искусственными подпорками, протезами, заменяющими одну из своих безрассудно отсеченных частей. Благодаря завоеваниям разума такие подпорки были созданы, и мы перестали существовать как нечто целое, понимать, чувствовать нашу природную сущность, которая находится в постоянной связи с нашей Высшей силой. Мы уже не чувствуем этой связи, не представляем себе, откуда пришли, где находимся и куда идем.
Мы не чувствуем боли, страдания своей души, но она все же дает знать о себе через боль в теле и сбои в разуме, напоминая о себе, требуя к себе внимания и уважения к своим потребностям.
Врачи — врачеватели тела и врачеватели разума — психиатры, психологи, психотерапевты, доктора, имеющие дело и с физической и с умственной стороной человеческой сущности, специалисты по психосоматической медицине — до сих пор игнорировали эту жажду к воссоединению, этот голод по духовности. Они искали способы, методы и теории, при помощи которых можно было бы дать определенное облегчение человечеству, позволяющее ему забыться, освободившись от любой боли.
Они заставляют человека ничего не чувствовать, погружая его в состояние сонливости. Люди перестают понимать, от чего они действительно страдают, и что им действительно нужно. Они погружаются в состояние, в котором они освобождены от боли, но ценой освобождения от способности чувствовать что-либо вообще; состояние, называемое анестезией.
Промышленность создала множество болеутоляющих средств и так называемых транквилизаторов. Все эти «изумительные» средства могут быть действительно хороши, когда используются в нужный момент и на короткое время для облегчения боли, чтобы страдающий человек мог открыть для себя и принять тот факт, что его страдание вызвано его пренебрежением к запросам собственной души.
Мы избрали электрошок, чтобы заставить пациентов забыть о боли по утраченной ими самими связи с другими людьми, близости с ними, родства, забыть о страхе, гневе, обиде на других и злости на самого себя. Именно недовольство собой, неумение простить себе допущенные ошибки, поражения, не смирение со своим прошлым, очень часто и является причиной «disease», при которой медицина рекомендует электрошок. Приходит забвение, а не исцеление, душа продолжает страдать, но в одиночестве между ней и разумом возведена стена.
Такие эмоции, как ненависть, жадность, зависть, подозрительность, которые люди привыкли старательно прятать от самих себя, не допуская в свой разум и мысли о том, что они могут испытывать такие нездоровые, «недостойные» и «неприличные» чувства, в некоторых случаях разрастаются так, что оказываются в состоянии взломать преграду, отделяющую их от разума и потоком хлынут в него, ужасом осознания вдруг открывшейся действительности парализуя мозг, заполняя всего человека клубком всевозможных неуправляемых страхов. Для таких людей мы изобрели метод, который называется лоботомия. Этот метод используется только на доминирующих» полушариях мозга — для тех, кто работает правой рукой — на левом полушарии, для левши — на правом. Эмоциональная память находится в «не доминирующем» полушарии.
Лоботомия стирает память о хлынувшем потоке реально живущих в человеке нездоровых эмоций, позволяет разуму построить новую преграду между ним и той областью (областью чувств), которая может обеспокоить его, заявить о своей болезни. Человек продолжает жить, двигаться, работать, более-менее связно отвечать на вопросы: «Какой сегодня день недели?» или «Как зовут вашу сестру?», оставив в забвении свое духовное Я, жаждущее чувствовать себя дома в этом мире, чувствовать тепло, любовь, доверие, надежду, чувствовать свою связь с Богом.
Об этой взаимосвязи было столько сказано всего в воскресной школе, в обычной школе, в церкви, но мы не можем этого понять, когда услышанные слова воспринимаются только на уровне разума, спрятавшегося от эмоций за искусственно возведенной стеной. Вы можете понять Бога, только раздвинув эту перегородку. Надо только приготовиться к тому, что вначале в эту приоткрытую дверь войдет боль, боль отринутой души. Ее надо принять как должное, пережить, очистить душу от мусора, который в ней накопился. Когда боль утихнет, когда душа начнет заполняться чистыми и светлыми чувствами, приходит понимание, что эти новые, ранее неизведанные чувства — от Бога.
Фактически все эти доктора наук, и врачи, и психиатры, психологи и психотерапевты, сами того не подозревая, изобрели способы не замечать боли, болезни, возникающей при разрыве связи с Богом и с нашим целостным естеством.
Все эти способы являются попытками жить, не утоляя своего голода и жажды по прекрасным чувствам, которые можно получить только от Бога, жить, пользуясь грубыми, трудно перевариваемыми суррогатами, носящими те же имена, что и подлинные чувства, но ничего общего с ними не имеющими. Фрейд пробовал это сделать. Юнг пробовал это сделать. Адлер пробовал это сделать. Гештальттерапия, психодрама и все другие виды психотерапии пробуют это сделать. Надежды, порождаемые существованием этих методов, и желание пациента наконец найти облегчение и решение своих проблем, избежав встречи с самим собой, мешают человеку сделать это самому: он надеется, что терапевт и его научные методы сотворят с ним чудо.
Когда все эти надежды, рождаемые психотерапевтическими методами, иссякают, и человек падает на дно, — именно тогда у него появляется возможность для установления новой связи с собой, с другими людьми (а именно это происходит в Программе Двенадцати шагов) и благодаря всему этому новой связи с Богом.
Было время, когда слово «Бог» раздражало меня. Оно не укладывалось в рамки моего понимания. Я не чувствовал связи с Богом и не понимал, как другие могут это чувствовать. Когда кто-то говорил мне, что, возможно, обращение к Богу спасет мою жизнь, я бежал от таких разговоров как сумасшедший. Простое проговаривание чего-то, когда слова проходят через уши сразу в мозг, не рождает понимания, понимание приходит только через опыт, и опыт осмысленный. Цена этого опыта, как говорят в «Анонимных эмоционалах», — боль и страдание от которых нет способа спрятаться, которые нужно пережить. Человек наконец-то просыпается и видит, что на земле нет никого и ничего (ни врача, ни психотерапевта, ни психолога, ни психоаналитика, ни лекарства), которые могли бы заглушить его жажду по духовности. Эта жажда — его, и только он сам может ее утолить. Он сам должен пойти к колодцу и напиться.
Вера во всемогущество медицины мешает нам. Она создает иллюзию, внушает ложную надежду на то, что человек может счастливо жить в усеченном виде, стоит ему только освободиться от страдания, от боли, вызываемой жаждой и голодом по духовному. Но освободиться от жажды и голода нельзя. О них можно только забыть на время, на какой-то короткий срок, а затем они снова тем или иным способом дадут о себе знать.
Мы впадаем в депрессивное состояние — чувствуем себя ужасно и чувствуем, что это болезнь. Но депрессия — это не сама болезнь, это всего лишь защитный механизм, позволяющий спрятаться от жалости к себе, от безграничной злости, от бессильной ярости из-за событий, которые проистекают не так, как мне хотелось бы, не так, как я считаю правильным. В депрессии мы прячемся. Мы не встаем на ноги и не встречаем реальность лицом к лицу. Все другие психосоматические болезни – это состояния упорного нежелания признавать, впускать в разум сигналы тревоги, которые говорят, что нам стоило бы проснуться и сказать себе: «Ладно, с этим надо что-то делать».
Медицина действует методом от обратного. Медицина дает нам нечто, что помогает забыть о наших нуждах и спать дальше беспокойным сном. Мы совершаем так много поступков, которых стыдимся, но все они, даже преступления, — всего лишь следствие болезни, возмущения души, не получающей от Бога того, что ей необходимо, чтобы быть здоровой. Мы можем даже причинить кому-то боль только потому, что не в силах терпеть свою собственную. Мы начинаем бросаться на своих ближних и на все, что нас окружает.
Мы все являемся продуктом нашего воспитания. У меня были прекрасные родители, которые сделали для меня все, что могли сделать. Но они воспитали меня так же, как когда-то воспитывали их самих, как воспитывают большинство людей: в убежденности, что все — и зло, и добро — приходит извне. Вирусы, проникающие в тело извне, вызывают в организме различные заболевания, лекарственные препараты изгоняют болезни из тела. Внешние события складываются вокруг человека таким образом, что его рассудок не выдерживает и помрачается; разработанные медициной методы помогают обрести просветление, облегчение. Я верил в вирусы, в несчастные случаи, в лекарства, в психотерапевтические методы и не верил в себя самого. До пятидесяти лет я не сознавался себе в том, что все время ощущал себя щепкой в водовороте событий, в сутолоке окружающей меня жизни, беспокоился только о том, чтобы кто-то или что-то не задело меня, не развернуло поперек течения и не утопило. Я все свои силы тратил на установление связей отталкивания или притяжения с внешними обстоятельствами и ни разу не заглядывал внутрь себя. Сейчас, когда мне пятьдесят четыре года, я чувствую себя в этом мире свободно. Теперь ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСУ Я (responsible).
Знаете ли вы, как удивительно это слово? Оно звучит одинаково в английском, французском и немецком языках. Оно значит — становиться способным отвечать. Оно значит — иметь внутреннюю потребность находить правильный ответ на вопросы, предъявляемые нам жизнью и внутреннее ощущение гармонии, успокоения, когда этот правильный ответ найден. Это значит отсутствие постоянной рефлексии, умение сказать «да, да», или «нет, нет» вместо прежних «да, но нет», или «нет, но да». Это радость, это удовольствие для меня, это чувство прикосновения к истине. Это чувство партнерства с самим собой здесь, и сейчас, чувство партнерства со своей квартирой. Ведь она тоже часть меня. Я сам ее обставляю, украшаю и содержу в том порядке, который соответствует моему внутреннему порядку. Погода, климат, ветер, страна, в которой я родился, язык на котором я говорю, языки, которые я выучил, пол, прикосновение к чему-либо, ощущение своей плоти — все это находится со мной в партнерстве, как в песне мелодия и стихи.
Оттого, какие отношения я установлю со своими партнерами, насколько верно я научусь им отвечать, зависит, какой у нас получится диалог и как он будет проходить: в атмосфере взаимоприятия и взаимопонимания или бурного конфликта, вплоть до разрыва отношений, когда все вокруг так раздражает, что хочется спрятать голову в песок как страус при приближении опасности, уйти в депрессию, в слепоту, в глухоту, в немоту, в неподвижность. Решения, предлагаемые нам медициной, психологией и психотерапией, лечат только симптомы, только проявления болезни в теле и в разуме. Иногда медицина прекрасна, потому что она помогает нам выжить, когда мы при смерти. Выжить, чтобы мы могли сами найти способы жить полноценной жизнью, которая возможна только в гармонии тела, разума и души.
Билл В. и д-р Боб основали Программу Двенадцати шагов, потому что медицина, общественные организации и церковь — все, что призвано помогать человеку, и все, что рассматривало человека только с одной, «своей» стороны, в борьбе за свои приоритетные права, забыв, что человек неделим и в нем нет «главной» стороны, все стороны равноправны, как в треугольнике — больше не могли ответить на страдания человека. Ни один из предлагаемых ими ответов не был нужным ответом. Биллу В. и д-ру Бобу надо было решать — жить им или умереть. Они выбрали жизнь.
Это было бы трагедией, если бы медицина или психотерапия вмешались в основание Анонимных Алкоголиков (АА) и Программы Двенадцати шагов. История развития АА показывает, чтотрагедией заканчивались и все попытки Церкви (самых разных конфессий) вмешиваться в дела групп АА, начать им диктовать свои условия: такие группы неминуемо распадались, и члены их возвращались к употреблению алкоголя. Каждый из нас носит ответ в себе, Программа учит нас прислушиваться к себе целостному, нести за себя ответственность и самому решать, нужен ни мне сегодня врач для тела, психотерапевт для разума или священник для души, или я смогу обойтись без их помощи, потому что сегодня я сам отвечаю за себя. Я слышу себя. Я честен сам с собой, и я не стыжусь обратиться за помощью к другим людям, к специалистам, если я чего-то в себе не понимаю.
(Альманах «12шагов», № 1,1996г.) Материал взят из Библиотеки фонда «Старый Свет»
Body Mind & Soul Хьюстон • Лучший магазин рок-музыки в Хьюстоне • Магазин кристаллов
Луна на пути к полноте в эту среду, 5 апреля, в воздушном знаке Весов в 23:34 CST. Полнолуния происходят каждый месяц, когда солнце и луна находятся в противоположных знаках в одном и том же градусе. Для этой луны Солнце будет в 16 градусах Весов, поэтому Луна будет в знаке, противоположном Весам, в 16 градусах. Полнолуние создает ощущение напряжения и нестабильности. Наша цель во время полнолуния — обрести чувство равновесия. Полнолуния могут завершить ситуацию и пролить свет на то, что раньше было скрыто в нашей жизни.
Ключевые слова, связанные с полнолунием в Весах: гармония, обаяние, идеализм, нерешительность, вежливость, класс, проницательность, гламур, искусство, дизайн, отношения, союз, партнерство, брак, контракты, соглашения, компромисс, дипломатия, баланс, притяжение . Просмотрите ключевые слова и обратите внимание на слова, которые привлекают ваше внимание. Какие слова описывают вашу жизнь прямо сейчас?
Полнолуние в Весах и 7-й -й -й Дом: Каждый знак зодиака связан с одним из двенадцати астрологических домов. Весы — естественный управитель числа 7 9.0008-й дом. Это сектор астрологического колеса, который управляет браком, партнерскими отношениями, контрактами и союзами. Излишне говорить, что отношения находятся в центре внимания во время полнолуния в Весах. Некоторые из нас могут встретить кого-то во время этого лунного месяца, в то время как другие могут решить взять на себя более серьезные обязательства, такие как брак или совместное проживание. Поскольку полнолуние может привести к завершению ситуации, некоторые из нас могут принять решение о прекращении партнерства. Юпитер, планета удачи и расширения, будет находиться в противоположном аспекте в это полнолуние. С Юпитером мы можем чувствовать себя щедрыми и доброжелательными по отношению к другим. Хотя мы можем быть настроены на то, чтобы отдавать и быть щедрыми, нам также необходимо открыть себя, чтобы получать щедрость от других. Если вы тот, кто всегда дает, попробуйте получить для разнообразия во время этого лунного месяца.
Таро и Полнолуние в Весах: Каждый астрологический знак связан с картой Таро, а Весы связаны с картой Справедливости. В Таро Тота эта карта переименована в Регулировку. Независимо от названия, мы можем обратиться к этой карте, чтобы усилить значение полнолуния в Весах. Основное, традиционное значение этой карты – закон, правосудие и суды. Во время полнолуния в Весах юридический вопрос, в который вы вовлечены, может быть решен или решен, если это применимо к вашей ситуации. Большинство карт Справедливости/Приспособления изображают набор весов, что означает, что баланс и дипломатия могут быть важны для нас в это лунное время. Это может означать, что в вашей жизни восстанавливается чувство равновесия после хаотического периода. Мечи также занимают видное место в изображениях этой карты, что означает, что нам нужно прорваться через bs и быть предельно честными с самими собой.
Венера и полнолуние в Весах: У каждого знака зодиака есть планетарная управительница, и для Весов этой планетой является Венера. В римской мифологии Венера была известна как богиня любви и романтики. Итак, снова мы видим, что отношения и любовь являются центральной темой этого полнолуния. Другими ключевыми словами, связанными с Венерой, являются красота, художественное выражение, утонченность, эстетика, мода и гармония. Это было бы прекрасное полнолуние, чтобы воссоединиться с вашим творчеством. Даже если вы не считаете себя творческим, занятие чем-то художественным или творческим во время полнолуния в Весах может быть терапевтическим и исцеляющим. Венера сейчас находится в знаке Тельца. Венера — естественный управитель Тельца, поэтому она чувствует себя как дома в знаке Быка. И Венера, и Телец любят красоту и эстетику, поэтому сейчас самое время украсить свой дом или рабочее место.
Кристаллы и Полнолуние в Весах: Если вы любите кристаллы, как мы в магазине, подумайте о том, чтобы поработать с ними во время Полнолуния в Весах.
Изумруд: Этот камень связан с планетарным правителем Весов Венерой. Изумруд жизнеутверждающий и помогает нам наслаждаться жизнью в полной мере.
Сапфир: Этот камень связан со знаком зодиака Весы и наполняет нашу жизнь радостью и легкостью.
Лазурит: Весы — это знак, который ненавидит конфронтацию, но если нам нужно разрешить конфликт, Лазурит помогает нам говорить правду.
Розовый кварц: Это камень любви, поэтому, если мы ищем любовь, розовый кварц — это камень, который привлекает любовь и романтику.
Целестит: Если вы недавно расстались с кем-то, Целестин — отличный исцеляющий камень для этого дела. Celestite ассоциируется с миром, гармонией, безмятежностью и открытостью к новым впечатлениям.
Фото предоставлено Луиджи с сайта Pixabay
Терапевтический и консультационный центр в Мурстауне и Коллингсвуде, Нью-Джерси
Бриджит Пикконе, LCSW, RYT
Она/она Бриджит является лицензированным клиническим социальным работником (LCSW) в штате Нью-Джерси и зарегистрированным учителем йоги (RYT). Она получила степень магистра социальной работы в Университете Рутгерса. Она помогает клиентам бороться с симптомами травматического стресса, посттравматического стрессового расстройства/комплексной травмы, тревоги, депрессии, расстройств настроения, проблем с идентичностью, стресса в отношениях и т. д. Бриджит опирается на […]
Подробнее
Бриттани О’Брайен, MSW, LSW
Бриттани — лицензированный социальный работник (LSW) в штате Нью-Джерси. Она получила степень магистра социальной работы в Университете Рутгерса, а также степень бакалавра в Университете Рутгерса. Бриттани работает с подростками и взрослыми более 4 лет, помогая им раскрыть свои силы и выразить свои сокровенные […]
Подробнее
Кристин Холихан-Бут, LCSW, ADHD-CCSP
Она/ее Кристин Лицензированный клинический социальный работник (LCSW) в штате Нью-Джерси. Вместе со своими мастерами она окончила Рутгерский университет. Она работает в области психического здоровья более 8 лет, помогая клиентам, как детям, так и взрослым, справляться с тревогой, СДВГ и гневом. Она также помогала другим в навигации […]
Подробнее
Элизабет Илер LPC, LCADC
Ведущий врач Элизабет является лицензированным профессиональным консультантом (LPC) и лицензированным клиническим консультантом по алкоголю и наркотикам (LCADC) в штате Нью-Джерси. Она получила степень магистра в Университете Роуэна в области клинического консультирования по вопросам психического здоровья. В начале своей карьеры она работала в области зависимостей. За последние три года […]
Подробнее
Элейн Бруно, LSW
Она/ее Элейн Бруно является лицензированным социальным работником (LSW), сертифицированным школьным социальным работником и сертифицированным специалистом по комплексному питанию (HNC) через AFPA в штат Нью-Джерси. Она получила BSW и MSW в колледже Рамапо в Нью-Джерси. Элайна работает в сфере психического здоровья по месту жительства более 4 лет. Имеет опыт работы с настроением […]
Подробнее
Габриэль Асланян, LPC
Я лицензированный профессор-консультант, а также адвокат и педагог. Я заработал свой M.S. по клиническому консультированию Университета Вилланова и B.A. по психологии в Университете Рутгерса. Благодаря своему образованию и обучению я развил свой терапевтический подход, основанный на сопереживании, искренности и безусловном положительном отношении. Вы заметите мой позитив и […]
Подробнее
Джесс Чайлдресс, LPC
Она/Ее Джесс является лицензированным профессиональным консультантом (LPC) в штате Нью-Джерси со степенью магистра клинического консультирования по вопросам психического здоровья в Университете Роуэна. Она имеет более чем десятилетний опыт консультирования детей и семей, а также имеет опыт клинического надзора за младшими консультантами. Джесс делает упор на использование доказательных методов лечения в своей практике, и […]
Подробнее
Келли Салливан, MSW, LSW
Она/ее Келли является лицензированным социальным работником (LSW). Она получила степень магистра социальной работы в Университете Рутгерса. Она имеет более чем десятилетний опыт работы в различных учреждениях, включая службы интенсивного стационарного лечения, а также государственные и федеральные агентства. Келли работала с различными возрастными группами от детей до […]
Читать далее
Кайли Шиллинг — биллинговая и административная поддержка
Она/ее Кайли — наш специалист по выставлению счетов в Mind, Body, & Soul by DiLeonardo Wellness. Она работает в сфере психического здоровья уже почти 5 лет, предоставляя услуги по выставлению счетов практикам по всей стране. Она получила степень в области биомедицинских наук в Университете Западного Мичигана с целью стать помощником врача. После […]
Подробнее
Мадлен ДиЛеонардо, M.Ed, LPC, NCC, CCATP
Исполнительный директор Мадлен является лицензированным профессиональным консультантом (LPC) в Нью-Джерси и Пенсильвании, а также сертифицированным консультантом на национальном уровне (NCC). Она получила степень магистра психологического консультирования в Университете Темпл и степень бакалавра коммуникаций в Нью-Йоркском университете. Включая стиль, ориентированный на клиента и основанный на сильных сторонах, Мадлен помогает способствовать личностному росту […]
Подробнее
Николь Ванат, Массачусетс, LAMFT
Она/ее Николь является лицензированным младшим семейным терапевтом (LAMFT). Она получила степень магистра в области супружеской и семейной терапии в Университете Ла Саль и степень бакалавра в области человеческого развития и семейных исследований в Университете Род-Айленда. Николь работает с детьми, подростками, взрослыми, парами и семьями более 3 лет, […]
Подробнее
Нина Камелия, LCSW, LCADC, CCTP
Клинический директор Она/ее Нина является лицензированным клиническим социальным работником (LCSW), лицензированным клиническим консультантом по алкоголю и наркотикам (LCADC), сертифицированным специалистом по клинической травме (CCTP) ), клинический руководитель и сертифицированный школьный социальный работник в штате Нью-Джерси. Она получила степень магистра социальной работы в Университете Барри. Нина гарантирует, что ее клиент […]
Подробнее
Сабрина Стартс, Массачусетс, LAC, NCC
Она/Ее Сабрина является лицензированным консультантом (LAC) и сертифицированным консультантом (NCC). Она получила степень магистра профессионального клинического консультирования в Университете Ла Саль. Сабрина помогает клиентам справляться с тревогой, депрессией, членовредительством, стрессом, труамой, гневом и самооценкой. У нее также есть опыт работы с клиентами в области антикризисного управления, […]
Подробнее
Саманта Вурст, Массачусетс, LPC, CCATP, CMIP
Клиницист и руководитель практики Она/ее Сэм является лицензированным профессиональным консультантом (LPC) в штате Нью-Джерси, а также клинически сертифицированный специалист по лечению тревоги (CCATP) и сертифицированный специалист по осознанности (CMIP). Она получила степень магистра судебной психологии в Чикагской школе профессиональной психологии и степень бакалавра в Стоктонском университете. […]
Подробнее
Виктория Фишер MSN, APN, PMHNP-BC
Она/она Виктория — практикующая психиатрическая медсестра. Окончила Пенсильванский университет. Последние три года она работала в стационарном отделении Penn Medicine, где занималась вопросами стабилизации и безопасности. Виктория стремится обеспечить комплексный, основанный на фактических данных уход в форме управления лекарствами и изменения образа жизни […]
Подробнее
Danielle Ruiz, LPC
Она/ее Даниэль является лицензированным профессиональным консультантом (LPC) в Нью-Джерси и Пенсильвании. Она получила степень магистра по программе консультирования по вопросам сообщества и травм Университета Томаса Джефферсона. Даниэль работает с подростками и взрослыми уже 5 лет. У нее есть опыт работы с людьми, испытывающими беспокойство, депрессию, травму и употребление психоактивных веществ. Она работает над […]
Подробнее
Марианна Адоманис — координатор по уходу
Марианна — наш замечательный координатор по приему в Mind, Body, & Soul. Более 30 лет работает в сфере медицины, помогает пациентам. Ее цель — сделать так, чтобы клиенты чувствовали себя желанными и комфортными, быть постоянно доступными, чтобы ответить на любые вопросы как новых, так и существующих клиентов, а также помочь в назначении встреч с […]
Подробнее
Аманда Мюррей, LAMFT, NCC
Аманда является лицензированным младшим семейным терапевтом (LAMFT) и национальным сертифицированным консультантом (NCC). Она получила степень магистра супружеской и семейной терапии в Университете Мессии и степень бакалавра психологии в Государственном университете Томаса Эдисона. Аманда работает с подростками, взрослыми, парами и семьями, помогая им преодолеть тревогу, депрессию, проблемы с самооценкой, зависимость […]
Подробнее
Лесли Ньевз, LAC
Лесли — лицензированный младший советник (LAC) в штате Нью-Джерси. Она получила степень магистра консультирования по вопросам психического здоровья в Филадельфийском колледже остеопатической медицины.