Развитие человеческого разума пример: Общественное развитие — Умскул Учебник

Содержание

Общественный прогресс – критерии, понятие, проблема противоречивости

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 495.

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 495.

Общественный прогресс рассматривается в школьном курсе многопланово, появляется возможность увидеть противоречивость этого процесса. Общество развивается неравномерно, меняет позиции, как человек. Важно выбрать тот путь, который приведет к улучшению условий жизни и сохранению планеты.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории Жадан Еленой Александровной.

Опыт работы учителем истории — 29 лет.

Проблема прогрессивного движения

С древних времен ученые пытались определить пути развития обществ. Одни находили сходство с природой: времена года. Другие выявляли цикличность в виде подъемов и падений. Круговорот событий не позволял дать точные указания, как и куда двигаться народам. Возникла научная проблема. Основные направления заложены в понимании двух терминов:

  • Прогресс;
  • Регресс.

Мыслитель и поэт Древней Греции Гесиод разделил историю человечества на 5 эпох:

  • Золотую;
  • Серебряную;
  • Медную;
  • Бронзовую;
  • Железную.

Поднимаясь вверх от века к веку, человек должен был становиться все лучше, но история доказала обратное. Теория ученого дала сбой. Железный век, в который жил сам ученый, не стал толчком для развития нравственности. Демокрит делил историю на три группы:

  • Прошедшее;
  • Настоящее;
  • Будущее.

Переход от одного периода к другому должен показать рост и улучшение, но и такой подход не стал истинным.

Платон и Аристотель представляли историю как процесс движения по циклам с повторяющимися стадиями.

Ученые исходили из понимания прогресса. В обществознании понятие общественного прогресса – это движение вперед. Регресс – антоним, противопоставление первому понятию. Регресс – движение от высшему к низшему, деградация.

Прогресс и регресс характеризуются движением, непрерывность его доказана. Но движение может идти вверх – к лучшему; или вниз – к возврату к прежним формам жизни.

Противоречия научных теорий

Гесиод рассуждал исходя из того, что человечество развивается, извлекая уроки прошлого. Противоречивость общественного процесса опровергло его рассуждения. В последнем веке среди людей должны были сформироваться отношения высокой нравственности. Гесиод отметил разложение нравственных ценностей, люди начинали проповедовать зло, насилие, войны. Ученый выдвинул идею регрессивного развития истории. Человек, по его мнению, не может изменить ход истории, он пешка и не играет в трагедии планеты роли.

Прогресс стал основой теории философа Франции А. Р. Тюрго. Он предлагал рассматривать историю как постоянное движение вперед. Доказывал, предлагая свойства человеческого разума. Человек постоянно достигает успехов, сознательно улучшает свою жизнь, условия существования.

Сторонники прогрессивного пути развития:

  • Ж. А. Кондорсе;
  • Г. Гегель.

Поддержал их веру и Карл Маркс. Он считал, что человечество проникает в природу и, изучая ее возможности, самосовершенствуется.

Представить историю в виде линии, поднимающейся вперед, не получится. Это будет кривая или ломаная линия: взлеты и падения, скачки вперед,а потом назад.

Критерии прогресса общественного развития

Критерии – это основа, обстоятельства, которые приводят к развитию или стабилизации определенных процессов. Критерии общественного прогресса прошли через разные подходы.

Таблица помогает разобраться во взглядах на тенденции развития общества ученых разных эпох:

Ученые

Критерии прогресса

А. Кондорсе

Разум человека развивается, меняя само общество. Проявления его ума в различных сферах дают возможность человечеству двигаться вперед.

Утописты

Прогресс строится на братстве людей. Коллектив обретает цель совместного движения к созданию лучших условий сосуществования.

Ф. Шеллинг

Человек постепенно стремиться к созданию правовых основ устройства общества.

Г. Гегель

Прогресс строится на осознании человеком свободы.

Современные подходы философов

Типы критериев:

Развитие производительных сил разного характера: внутри общества, внутри человека.

Человечность: качество личности воспринимается все более правильно, к нему стремиться общество и каждый человек, оно является двигателем прогресса.

Примеры прогрессивного развития

К примерам движения вперед можно отнести следующие общественные явления и процессы:

  • экономический рост;
  • открытие новых научных теорий;
  • развитие и модернизация технических средств;
  • открытие новых видов энергии: ядерная, атомная;
  • рост городов, улучшающих условия жизни человека.

Примеры прогресса – это развитие медицины, увеличение видов и мощностей средств связи между людьми, уход в прошлое таких понятий как рабство.

Примеры регресса

Общество движется по пути регресса, какие явления ученые относят к движению назад:

  • Проблемы экологического плана: ущерб природе, загрязнение окружающей среды, гибель Аральского моря.
  • Совершенствование видов оружия, которое приводит к массовой гибели человечества.
  • Создание и распространение по планете атомного оружия, приводящего к гибели огромного количества людей.
  • Увеличение количества аварий производств, опасных для людей находящихся на территории их расположения (ядерные реакторы, атомные станции).
  • Загрязненность воздуха крупных населенных пунктов.

Закон, определяющий признаки регресса, учеными не установлен. Каждое общество развивается по-своему. Законы, принятые в одних государствах, неприемлемы для других. Причина – индивидуальность одного человека и целых народностей. Определяющей силой движения истории является человек, а его сложно вместить в рамки, дать определенный план, по которому он идет в жизни.

Что мы узнали?

Тема «Общественный прогресс» раскрывает особенности развития разных стран. Помогает разобраться, по каким законам движется история и человек как ее составляющее. Подходы ученых менялись вместе с течением истории. Найти закон развития конкретного общества, его будущего, не смог ни один историк.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Наида Алиева

    10/10

  • Вася Ерёменко

    9/10

Оценка доклада

4.6

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 495.


А какая ваша оценка?

Критерии общественного прогресса

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Критерии общественного прогресса» из раздела кодификатора (1. 16 Понятие общественного прогресса)

Критерий — это средство проверки истинности и достоверности знаний.

Определить степень прогресса общества в целом невозможно. Так, например, в нравственной сфере может происходить деградация, а в сфере развития науки и техники стремительный рост, что отчасти характеризует современное состояние общественного развития.

В философии и социологии встречаются различные подходы к понятию и видам критериев общественного прогресса. 

Так, французские философы эпохи Просвещения, в их числе Кондорсе, считали главным критерием общественного прогресса развитие человеческого разума.

Социалисты-утописты предлагали иной критерий прогресса — это отношение людей друг к другу как к братьям. 

Современник социалистов-утопистов немецкий философ Ф.В. Шеллинг предлагал свое решение проблемы: критерием в ходе исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.

Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.

В наше время ученые также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса.

Так как общество — это большая система взаимосвязанных элементов, то подобрать единый критерий, по которому было бы возможно судить о том, прогрессирует данное общество в целом очень затруднительно. Поэтому критериев прогресса общества несколько.

Критерии прогресса:

1) Уровень развития производительных сил и темпы роста производительности труда.

Согласно этому подходу общественный прогресс обусловлен возникновением более совершенных средств труда, степенью овладения человеком силами природы, возможностью их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. Именно в общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производи тельных сил и открывают наибольший простор для роста производительности

труда, для развития человека, поэтому их развитие понимается и как развитие богатства человеческой природы.

2) Степень свободы людей данного общества и, соответственно, уровень демократизации.

Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных.

3) Уровень возможности индивидов для самореализации, а также степень роста человеческого счастья и добра.

4) Уровень развития науки и техники.

5) Выделяют также и гуманитарные критерии, такие как уровень образованности населения и продолжительность жизни.

Общественному прогрессу свойственны такие качества, как относительность и противоречивость. 

Относительность обозначает, что не всё в жизни можно сопоставить с понятием прогресс. Так, например, картина, написанная в XVI веке, не потеряет свою ценность в XXI веке, только потому, что сейчас лучше технология производства красок, холстов и сама техника рисования. Она ценна своей историчностью. 

Противоречивость прогресса заключается в том, что с одной стороны он даёт обществу благо, а с другой — наносит вред. Например, открытие ядерной энергии дало возможность человечеству получить альтернативу общепринятым исчерпаемым источникам, но стало одним из самых страшных оружий, способных уничтожить всё существующее на земле.

Развитие человеческого разума

FutureLearn использует куки-файлы, чтобы улучшить ваше взаимодействие с веб-сайтом. В настоящее время для этого браузера отключены все файлы cookie, кроме строго необходимых. Включите JavaScript, чтобы применить настройки файлов cookie для всех необязательных файлов cookie. Вы можете ознакомиться с политикой FutureLearn в отношении файлов cookie здесь.

В этом видео Марк Солмс рассказывает о том, как развитие наших префронтальных долей напрямую связано с нашей свободой воли.

Посмотреть стенограмму

10.4

Агентство принимает ученых степеней. Не все умы обладают одинаковой степенью свободы воли. И, говоря сравнительно с биологическими терминами, не все существа имеют одинаковую степень свободы действий, и это потому, что не все они имеют одинаковое количество префронтальных долей, которые являются анатомической сценой действия деятельности, основанной на торможении и торможении. виртуальное действие мышления.

38,5

Когда я знакомил вас с сознанием как с одним из фундаментальных свойств разума, я упомянул, что это то, что мы разделяем со всеми другими позвоночными и что оно развилось 525 миллионов лет назад. Когда я знакомил вас с концепцией интенциональности, одной из инстинктивных эмоциональных систем, которые мы разделяем с другими млекопитающими, всеми другими млекопитающими, я упомянул, что эти системы развились около 200 миллионов лет назад.

67.3

Наши префронтальные доли, наша эволюционная гордость и радость, наш венец человеческого мозга, который отличает нас от наших ближайших родственников, других приматов – различие между нашими префронтальными долями и таковыми у других приматов возникло совсем недавно, в 200 000 лет назад, 200 000 лет назад, а не 200 или 525 миллионов лет назад, что касается других аспектов разума. Но способность, которой префронтальные доли наделили нас, чтобы думать наперед, чтобы представить сценарии, которые на самом деле не происходили, которые на самом деле не происходят здесь и сейчас, позволила нам совершить прорыв 12 000 лет назад, который имел фундаментальное значение для человечества.

116.5

12 000 лет назад наши предки поняли, думая наперед, что нет необходимости заниматься охотой на животных и добывать съедобные растения. У них была идея посадки растений, земледелия и разведения животных, животноводства. С содержанием животных и развитием сельского хозяйства появились постоянные поселения людей. Не было необходимости добывать корм, охотиться и собирать по всей долине. Таким образом, люди оставались в одном и том же месте в течение длительного периода времени, и в этих местах скапливались большие группы людей, намного больше, чем небольшие группы охотников-собирателей, к которым нас подготовили наши инстинктивные эмоциональные механизмы. Поэтому в городах нам пришлось разрабатывать новые системы регулирования.

166,7

Мы должны были их придумать, и наши префронтальные доли позволили нам это сделать. Так что слава небесам за префронтальные доли. Абстрактные системы языка позволили нам написать системы законов и правил, регулирующих цивилизованное человеческое поведение. Кульминацией этого являются такие вещи, как Билль о правах и Организация Объединенных Наций. Но действительно ли мы так живем? Действительно ли мы подчиняемся этим законам? На самом деле, есть уникальная человеческая склонность к лицемерию. Мы говорим, как мы хотим жить. Мы рисуем эти идеалы для себя, но на самом деле мы так не живем. Например, преамбулу к Биллю о правах Организации Объединенных Наций написал мой соотечественник Ян Кристиан Смэтс, сторонник превосходства белой расы. Подумай об этом.

216.3

Откуда здесь эта человеческая склонность? Вот почему я упомянул все эти отрезки эволюционного времени. Это потому, что развитие префронтальной доли почти 200 000 лет назад стало уникальным для человека. И только 12 000 лет назад мы стали жить постоянными поселениями. Все это — маленькая пробка, качающаяся в океане 525 миллионов или 200 миллионов лет эволюции, которые создали эти более глубокие системы, обладающие гораздо большей силой, чтобы управлять тем, как работает разум. У нас есть свобода воли, но не в такой степени, как нам хотелось бы верить. Эта свобода воли основывается, как я уже объяснял, на нашей способности мыслить, которая основывается на нашей способности подавлять инстинктивные эмоциональные тенденции.

264,8

Это дает нам большую гибкость и огромный адаптивный прогресс. Но это имеет свою цену. Подавляя эти инстинктивные эмоциональные системы, мы не знаем, почему делаем то, что делаем. Эта непрозрачность, это отсутствие осознания собственного мотивационного импульса — еще одно уникальное человеческое свойство. Вот почему мы спрашиваем, для чего все это? Что все это значит? Другие животные прекрасно знают, для чего все это и что все это значит.

296,9

Подумайте об этом. В пещере Бломбос здесь, в Южной Африке, 70 000 лет назад был произведен первый известный культурный артефакт, кусок охры, который кто-то заштриховал каким-то символическим способом, который не служил никакой полезной цели. Казалось, это что-то значило, эти строчки, которые я собирался сказать «она», выгравированы на камне. Мне всегда почему-то кажется, что это сделала женщина. Я подозреваю, что если бы я мог поговорить с этой женщиной и спросить ее, почему ты это сделал? Что побудило вас нанести на этот кусок охры эти уникальные человеческие символы? Она бы сказала, я не знаю. Это уникальная человеческая вещь.

340,6

На самом деле, есть еще одна уникальная человеческая вещь, которую она может сделать. Она могла бы сочинить об этом историю, поболтать и сказать, что эти строки вызовут дождь, или каким-то образом управлят богами, или еще что-нибудь в этом роде. Это еще одно уникальное человеческое свойство, порожденное языком, наша склонность болтать, придумывать истории.

Не все существа обладают одинаковой степенью свободы воли. Наши префронтальные доли отличают нас от наших ближайших родственников, других приматов, и эта часть мозга позволяет нам думать наперед и воображать сценарии, которых не было.

Разница между нашими префронтальными долями и префронтальными долями других приматов возникла всего 200 000 лет назад. Всего 12 000 лет назад наши префронтальные доли позволили нам совершить прорыв фундаментальной важности — создание постоянных населенных пунктов стало возможным благодаря сельскохозяйственным знаниям и животноводству. Когда большие группы людей жили в непосредственной близости, наши префронтальные доли позволили нам придумывать и писать законы и правила, регулирующие поведение цивилизованных людей. Но заметьте, мы не всегда живем по этим законам.

Мы, люди, исключительно лицемерны. Развитие наших префронтальных долей — агентности — произошло совсем недавно по сравнению с развитием наших инстинктивных систем. И поэтому, возможно, у нас не так много свободы воли, как мы думаем. А за свободу воли приходится платить — наши мотивы непрозрачны для нас.

Эта статья из бесплатного онлайн-ресурса

Что такое разум?

Создано

Присоединяйся сейчас

Разблокируйте доступ к сотням экспертных онлайн-курсов и степеней от ведущих университетов и преподавателей, чтобы получить аккредитованные квалификации и профессиональные сертификаты для составления резюме.

Присоединяйтесь к более чем 18 миллионам учащихся, чтобы начать, сменить или развить свою карьеру в своем собственном темпе в широком диапазоне тем.

Начать обучение

Когнитивное развитие и эволюция | Как возникает разум: введение в когнитивную науку с функциональной и вычислительной точек зрения

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак возникает разум: введение в когнитивную науку с функциональной и вычислительной точек зренияКогнитивная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак возникает разум: введение в когнитивную науку с функциональной и вычислительной точек зренияКогнитивная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Фейсбук
    • Твиттер
    • LinkedIn
    • Электронная почта

Укажите

Батц, Мартин В. и Эстер Ф. Каттер, «Когнитивное развитие и эволюция», «Как возникает разум: введение в когнитивную науку с функциональной и вычислительной точки зрения», (

Oxford , 2017; онлайн-издание, Oxford Academic, 20 июля 2017 г.), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780198739692.003.0004, по состоянию на 10 июня 2023 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак возникает разум: введение в когнитивную науку с функциональной и вычислительной точек зренияКогнитивная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicКак возникает разум: введение в когнитивную науку с функциональной и вычислительной точек зренияКогнитивная психологияОксфордская стипендия онлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос

Advanced Search

Abstract

При признании того, что разум воплощен, когнитивное развитие и эволюция должны определить, как тело и окружающая среда формируют разум. Эволюция развила структуры и вычислительные механизмы в теле и мозге, которые предрасполагают к онтогенетическому развитию. Начиная с зачатия, мозг, тело и разум развиваются совместно и формируют друг друга. Младенец сначала развивает рудиментарные способности телесного представления и контроля и одновременно использует их для абстрагирования и обобщения накопленного сенсомоторного опыта для развития концептуального понимания и языка. Эволюция, с другой стороны, работает в другом временном масштабе. Эволюционное давление в сторону подходящих для выживания клеток и телесных структур доминировало в большей части эволюционного прогресса. Преимущества, связанные с социальными взаимодействиями и скоординированным сотрудничеством, привели к эволюции человеческого мозга, что позволило развить человеческий разум. Некоторые сведения о генетике и эволюционных вычислениях проливают дополнительный свет на то, каким образом эволюция должна была создать человеческий разум. Таким образом, эволюция подходящих телесных структур, модульности мозга, путей развития, адаптивных поведенческих способностей и предрасположенности к социальным взаимодействиям составляют критические компоненты. Последующие главы посвящены вычислительным механизмам, лежащим в основе телесного когнитивного развития.

Ключевые слова: когнитивное развитие, онтогенез, эволюция, филогенез, внутриутробное развитие, психология развития, концептуализация, память, самость, естественная эволюция, генетика, эволюционные вычисления, строительные блоки

Предмет

Когнитивная психология

Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Щелкните Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *