15. Понятие личности в Гештальт-психологии
Такого понятие как личность в гештальт психологии не существует. Многие авторы Гештальт концепций именно так и говорят. Они пишут, что физиология, анатомия, изучают внутренний мир человека, география внешний мир человека а Гештальт Психология изучает то что происходи на границе этих 2ух миров. Именно что происходит на граница-контакт.
16. Предмет психологии в Гештальт-психологии
Прежде всего гештальт-психология рассматривает человеческое бытие через взаимодействие с окружающей средой, через цикл контакт. По сути гештальт психология рассматривает приспособление человека через его контакт с окружающей средой, так как то чем мы являемся, то чего мы хотим является следствием нашего взаимодействия с окружающей средой. Т.Е Предмет ГП- Взаимодействие человека с окр средой, его гештальты и цикл контакты( процесс удовлетворения конкретной потребности
17. Гуманистически ориентированная психология как система.
Основное внимание гуманистическая психология уделяет изучению человека и рассматривает его в качестве уникальной целостной системы, не как что-то данное изначально, а как «открытую возможность» для развития и роста.
Основными жизненными ценностями для человека определяются самоактуализация, свобода воли, приятие ответственности, любовь, психическое и психологическое здоровье, межличностные отношения.
Как отдельное течение гуманистическая психология начала существовать в начале шестидесятых годов ХХ ст., выступив в качестве альтернативы популярным на то время бихевиоризму и психоанализу и став известной в качестве «третьей силы». В отличии от этих двух направлений, которые оценивают человека как абсолютно зависящего или от бессознательных инстинктов, или от внешнего мира, гуманистическая психология видит в нем свободную личность, самостоятельно осуществляющую выбор между существующими возможностями, отвечающую за свою судьбу и стремящуюся к развитию и самосовершенствованию.
Гуманистическая психология не относится к строгим теоретическим системам, ограниченным определенными рамками – ее следует рассматривать скорее как направление или движение (группу гуманистически ориентированных подходов к пониманию человека, включающих в себя практику психиатрического лечения и психологического консультирования).
Основные принципы гуманистической психологии:
Принцип развития, подразумевающий, что человек, такой как он есть сейчас, — лишь возможность и ему необходимо вырасти в сторону того, кем он может и должен стать. Самоактуализация — врожденная потребность человека, но для ее достижения необходима осознанная внутренняя работа над собой.
Принцип гуманности, подразумевающий, что люди изначально добры и лишь внешние обстоятельства препятствуют раскрытию их подлинной сути и делают агрессивным и враждебно настроенным по отношению друг к другу.
Принцип активности, который подразумевает в человеке способность совершать самостоятельные поступки, мыслить и творить. Другой человек (к примеру, психотерапевт) может оказать ему поддержку, выступить в качестве безусловно принимающего субъекта, который создает благоприятную атмосферу для роста и развития. Психотерапевт меняет установки человека, помогает ему принять ответственность на себя и вместе с этим ничему не учит и не дает никаких наставлений.
Принцип целостности, согласно которому человек должен рассматриваться и изучаться во всей своей полноте, как единое и неделимое целое.
Гештальт-психология. Теории личности и личностный рост
Гештальт-психология
В «Истории психологии» Дэвида Хозерсолла научная деятельность Курта Левина вообще рассматривается как применение принципов гештальт-психологии (Hothersall, 1995). И в учебнике по истории психологии Дуана и Сидни Шульцев теория поля Левина рассматривается в составе главы, посвященной гештальт-психологии (Шульц Д., Шульц С., 1999). Это говорит о том, что теория Курта Левина многими психологами ассоциируется с гештальт-психологией, и не без причин.
«…Под влиянием новой школы гештальт-психологии (…) Левин отвергал традиционную атомистскую, позитивистскую, редукционистскую (…) философию науки для психологии» (Heritage of Kurt Lewin, 1992, p. 4).
Создателями гештальт-психологии являются Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Келер. Исследуя в 1910 году феномен восприятия «движения, которого на самом деле нет», они показали, что восприятие нельзя свести к сумме отдельных ощущений. Мы все хотя бы раз в жизни наблюдали световую рекламу, изображающую какое-то движения. На самом деле движения нет, поскольку лампочки остаются на месте — они только зажигаются через определенные промежутки времени (порядка 60 мс). Восприятие движения нельзя «разбить» на отдельные составляющие, как это считалось в научных психологических кругах того времени. Оно — целостно и является чем-то большим (или иным), чем просто сумма ощущений.
Как видно из названия данного направления, ключевым для него является понятие гештальта. В своей книге «Гештальт-психология» В. Келер отмечал, что понятие «гештальт» используется в немецком языке в двух случаях: когда обозначает форму и очертание предметов (треугольный, симметричный и т. д.) и когда обозначает целостный объект, которому в качестве одного из свойств присуща особая форма или очертание (треугольник, круг и т. д.). Применение этого термина не ограничивается визуальным или даже сенсорным полем. Как пишет Келер, в него также должны быть включены процессы научения и памяти, а также стремление, эмоциональное отношение, действия и др.
(Шульц Д., Шульц С., 1999, с. 359–360).С начала своего существования новое направление посвятило себя изучению сфер восприятия и научения. Несмотря на сложные для гуманитарно мыслящего человека физические и математические аналогии и выкладки, результаты этих описаний были впечатляющими. Гештальт-психологи вывели несколько принципов организации восприятия, которые включены теперь в каждый учебник психологии. Как правило, эти закономерности предлагаются читателю без сопутствующих им формул и физических рассуждений. Например, принцип «фигуры и фона», согласно которому фигура представляется более яркой и четкой, чем фон. Человек, как правило, является «фигурой», а окружающая его ситуация — «фоном». Или принцип близости, утверждающий, что близкие друг другу в пространстве элементы воспринимаются как объединенные в группы. Что касается научения, то, согласно В. Келеру, исследовавшему эту проблему, в течение нескольких лет наблюдая за поведением человекообразных обезьян на Канарских островах, новые формы поведения также осуществляются по принципу инсайта — внезапного постижения или понимания неизвестных ранее взаимосвязей.
Основные положения гештальт-психологии нашли свое отражение в теории Курта Левина (цит. на основе Зейгарник Б. В., 1981):
«1. Образ мира, явления (иными словами — «гештальт») создается не путем синтеза отдельных элементов, отдельных ощущений. Он возникает сразу как целостный феномен. Иными словами, гештальт не является суммой частей, а представляет собой целостную структуру, целостную систему. Разумеется, этот целостный образ можно проанализировать и выделить в нем некоторые части. Но нельзя сказать, что целое зависит от частей, поскольку каждая часть зависит от целого.
2. Образ создается в «данный момент» (ad hoc). Прошлый опыт не играет никакой роли в создании этого гештальта. Он создается путем инсайта (insight — озарение (англ.) или «Aha-Erlebnis» — «ага-переживание» (нем.)). Снижение роли прошлого опыта являлось одним из основных объектов критики гештальт-психологии и теории Левина, в частности, со стороны оппонентов. Образы прошлого могут актуализироваться «в данный момент» и обусловить поведение человека, но это не то влияние, которое имели в виду сторонники бихевиоризма и психоанализа.
3. Принцип изоморфизма, то есть принцип, утверждающий тождество закономерностей в разных науках (например, психологические закономерности тождественны физиологическим). Следуя именно этому принципу, Курт Левин использовал систему описания явлений, принятую в физике, химии, математике, годологии и топологии.»
«Курт Левин смог понятия и подход гештальт-психологии направить на решение более широкого круга психологических вопросов: личностное развитие, эффективность труда, а также других самых разнообразных социальных… проблем» (Hothersall, 1995, р. 238).
Но, в отличие от коллег, Левин в своей научной работе ориентировался на исследование личности, мотивации, групповой динамики, то есть тех феноменов, которые имели непосредственное практическое отношение к социальной сфере, к жизни человека. И именно благодаря ему геометрические и физические концепты преобразовались в систему анализа человеческого поведения, в инструмент познания и целенаправленного совершенствования. Эта ориентированность на практику во многом была связана с тем, что Левин с 30-х годов XX века обратился к изучению социально-психологических и социальных проблем.
Глава 12 Гештальт — психология
Глава 12 Гештальт — психология Целое не всегда равно сумме его частей Мы проследили путь развития психологии от начальных идей Вильгельма Вундта, получивших дальнейшую разработку у Титченера, через образование функционалистской школы мышления к распространению
Гештальт-теория
Гештальт-теория На самом деле, почему Gestalt? Что хотят выразить с помощью этого «странного» термина? Почему не говорить на смеси французского и английского, как это делает весь мир?Действительно, Gestalt (произносится Гештальт[3]) – это немецкий термин, и обычно пишется с
Гештальт-киббуц
Гештальт-киббуц Тогда Перлз решил основать общину, «киббуц» – где «можно было жить Гештальтом 24 часа в течение 24 часов». После того, как он перешел от индивидуального Гештальта к групповому Гештальту, он пошел дальше от группового Гештальта к Гештальту в повседневной
Глава 5. Гештальт-педагогика и социо-гештальт
Глава 5. Гештальт-педагогика и социо-гештальт Гештальт в повседневной жизни В предыдущих главах мы прежде всего рассматривали терапевтические аспекты Гештальта. В действительности же, исторически, гештальт-терапия родилась как попытка ревизии психоанализа, и первые
Социо-гештальт
Социо-гештальт То, что я предложил называть социо-гештальтом (Ginger, 1987), является не применением Гештальта в недрах «организации», но подход, направленный на преобразования в учреждении (школа, больница, мэрия) или предприятии – рассматриваемых глобально как живой
Игры гештальт-терапии
Игры гештальт-терапии Эти процедуры называются также гештальт-экспериментами и представляют собой разнообразные упражнения, основанные на выполнении пациентом некоторых действий, предлагаемых терапевтом. Игры способствуют более непосредственной конфронтации со
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия Глубоко, человечно, мудро, телесно, профессионально, но не знаю, как описать на нормальном языке. Они не знают тоже. Но компания очень уважаема — не дельцы и не фокусники, так что подружиться с ними
Гештальт-психология
Гештальт-психология Любой разумный подход к психологии, не прячущийся за професссиональным жаргоном, должен быть понятен интеллигентному заинтересованному читателю и должен основываться на фактах человеческого поведения. Если это не так, с этим подходом в принципе
Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология)
Глава 8 Психология социального взаимодействия личности (социальная психология) § 1. Основные категории социальной психологии Человек — существо социальное. Разделение общей и социальной психологии условно. Социальная психология изучает психологию человека в условиях
Гештальт-терапия
Гештальт-терапия Гештальт-подход, традиционно рассматриваемый как один из эффективных методов терапии тревожных, фобических и депрессивных расстройств, обычно используется в групповых методах работы, однако считается, что его использование при коррекции ПТСР более
Гештальт с Ричардом
Гештальт с Ричардом Когда я учился на четвертом курсе университета зимой 1972 года, Ричард Бендлер вместе со мной посещал одно из занятий по психологии. В то время я не был знаком с ним лично, но обратил на него внимание, когда он говорил об отсутствии практической пользы той
Поле Организм/Среда, Границы Контакта, Саморегуляция, Осознание, Ответственность
Теория Личности
Экологическая взаимозависимость: Поле Организм/Среда
Существование человека сопровождается дифференциацией себя от другого или соединением себя и другой. Граница выполняет две функции. Чтобы установить хороший контакт с миром другого человека, необходимо попытаться дотянуться и открыть свои границы. Успешная саморегуляция предполагает контакт, в котором человек осознает новизну среды, возможно питающей или, наоборот, токсичной. Его можно усвоить или от него отказаться. Этот тип дифференцированного контакта, несомненно, способствует росту (Polster and Polster, 19).73, с. 101).
Ментальный метаболизм
Термин «метаболизм» упоминается в Гештальт-терапия , когда он используется как метафора психологического функционирования. Люди развиваются через откусывание кусочков нужного размера (это может относиться не только к еде, но и к отношениям и идеям), затем наступает фаза пережевывания (то же, что и размышления) и определения, питательно это или наоборот ядовито. Когда она питает, она усваивается организмом и становится его частью. В случае токсического варианта он отторгается организмом. Это заставляет людей полагаться на свой вкус и решение. Дискриминация нуждается активное восприятие без стимулов и обработка экстероцептивных стимулов вместе с интероцептивными данными.
Регулирование границы
Граница, установленная между человеком и окружающей средой, должна быть проницаемой для обмена, но достаточно прочной, чтобы быть автономной. Нужно уметь исключать токсины из окружающей среды. Но питание также должно быть дифференцировано в соответствии с доминирующими потребностями. Метаболические процессы регулируются законами гомеостаза. Самая насущная потребность активизирует организм до тех пор, пока она не будет удовлетворена или не будет заменена более важной потребностью. Жизнь — это последовательность потребностей, удовлетворенных или неудовлетворенных, достижение гомеостатического баланса и движение к новому моменту и следующей потребности.
Нарушения границы контакта
Если граница нечеткая, исчезла или непроходима, это приводит к нарушению различения между собой и другим, а затем также нарушаются контакт и осознание (см. Perls, 1973; Polster and Polster , 1973). Когда границы функционируют хорошо, люди меняют связь и разделение, чередуют уход от окружающей среды и контакт с ней. Граница соприкосновения проходит совершенно противоположным образом в соединении и разделении. В слияние изоляция и различие между собой и другими становятся неопределенными, тогда граница исчезает. В изоляции граница становится твердой, что когерентность теряется, что означает, что значимость других для себя заменяется осознанием.
Ретрофлексия — это разделение внутри себя, предотвращение аспектов себя с собой. Это заменяет «я» средой, например, когда человек делает для себя то, что хочет сделать для другого, или делает для себя то, что хочет сделать другой для себя. Эта схема приводит к разлуке. Иллюзия самодостаточности является образцом ретрофлексии, поскольку она заменяет собой окружающую среду. Хотя дышать и жевать можно самому, воздух и пищу обеспечивает окружающая среда. Интроспекция — это тип ретрофлексии, который может быть либо патологическим, либо здоровым. Например, отказ принять импульс выразить гнев может помочь справиться с опасной средой. В этих обстоятельствах кусание губ может быть более практичным, чем кусание слов.
Через интроекцию чужеродный материал воспринимается без различения или ассимиляции. Проглатывание целиком способствует созданию «как бы» личности и несгибаемого характера. Интроецированные принципы и действия усваиваются импозантно. Как и при всех нарушениях такого рода (контактная граница), проглатывание целиком иногда бывает нормальным или патологическим, в зависимости от ситуации и уровня сознания. Например, студенты, изучающие что-то на лекциях, с полным осознанием того, что они делают, делают копии, запоминают и повторяют материал без полного «переваривания» или понимания.
Проекция — это процесс смешения себя и других, вызванный приписыванием внешнему чему-то, что на самом деле является собой. Искусство может быть образцом здоровой проекции. Но когда человек не осознает и признает ответственность за что-то проецируемое, тогда возникает патологическая проекция.
Отклонение — уклонение от осознания и отворачивание контакта. Это похоже на ситуацию, когда кто-то ведет себя воспитанно, а не прямо. Отклонение может быть достигнуто несообщением прямо или отказом от получения. Человек часто чувствует себя либо «нетронутым», либо неэффективным и озадаченным, поскольку не получает желаемого. Отклонение может быть полезным там, где при осознанности оно отвечает требованиям текущей ситуации (например, когда необходимо охлаждение). Разные образцы прогиба включают приемы невзгляда на человека, многословие, неуловимость, недомолвку и высказывание около больше до (Polster and Polster, 1973, стр. 89-92).
Саморегуляция организма
Индивидуальная регуляция может быть (а) организмической, основанной на сравнительно полном и точном признании того, что есть , или (б) «должностной», основанной на случайном навязывании того, что, по мнению человека, должно быть или нет. Имеется в виду интрапсихическая регуляция, регуляция социальных групп и межличностных отношений.
Фриц Перлз написал, что есть только одна вещь, которую нужно контролировать: ситуация . Главное — понять ситуацию и позволить ей управлять поведением. Если человек в состоянии это сделать, то он может научиться управлять жизнью» (Ф. Перлз, 1976, с. 33). Перлз объяснил это на примере вождения автомобиля. В качестве замены запланированной заранее программы « «Человек хочет ехать со скоростью 65 миль в час», человек, осознающий текущую ситуацию, будет делать это по-другому: с меньшей скоростью ночью и при большом трафике. Перлз объясняет, что «позволить ему контролировать» означает регулирование через осознание текущего фона вместе с желаниями, а не что-то, что «должно» произойти.0007
Когда саморегуляция является организменной, выбор и обучение происходят целостно, с нормальной интеграцией тела и ума, рассмотрения и чувства, импульсивности и обдуманности. В должностной регуляции познание правит и нет целостного чувственного смысла.
Видимо, все, что касается пограничного регулирования, не может сопровождаться полным осознанием. Большинство бизнес-операций совершаются автоматически, привычно, при этом используется минимальная осознанность. Призывы органической саморегуляции делают необходимым, чтобы привычка полностью осознала, как это требуется. В случае, если осознанность не выдвигается вперед как надо и не проявляет необходимой двигательной активности, здесь может помочь психотерапия, способствующая повышению осознанности и принятию важного выбора и ответственности.
Осознание
Осознание и диалог являются одними из наиболее важных терапевтических инструментов Гештальт-терапии . Такую форму понимания, как осознание, можно свободно охарактеризовать как связанную с бытием человека, с чем-то, что отвечает на вопрос, что есть — вопрос.
Лаура Перлз подтверждает:
Цель гештальт-терапии — континуум осознания , свободно продолжающееся формирование гештальта, в котором то, что представляет наибольшую заботу и важность для организма, связи, группы или общества, получает гештальт, выходит на первый план, чтобы свободно переживаться и управляться (принято , проработано, отобрано, изменено, решено и т. д.), чтобы таким образом его можно было растворить на заднем плане (не учитывать, ассимилировать и интегрировать) и освободить передний план от следующего значимого гештальта. (1973, с. 2)
Полное осознание можно рассматривать как процедуру бдительного контакта с важными вещами в поле окружающей среды с полной когнитивной, сенсомоторной, эмоциональной и энергетической поддержкой. Инсайт как форма осознания — это мгновенное понимание явного единства различных частей поля. Когда контакты осознаются, появляются новые значимые целостности, и таким образом проблема интегрируется.
Эффективное осознание объясняется и активируется преобладающей потребностью организма в настоящий момент. Таким образом, задействовано не только самопознание, но и непосредственное знание ситуации в данный момент и того, как себя ведет в данных обстоятельствах. Любое неприятие состояния дел и его запросов или своих желаний и выбранного ответа является нарушением сознания. Значимое осознание себя в мире, в диалоге с миром и в осознании других — это не внутренне сосредоточенный самоанализ. Осознание сопровождается обладание , то есть процесс осознания своего контроля, выбора и ответственности за собственное поведение и чувства. Без этого человек может быть бдителен к опыту и жизненному пространству, но не к тому, какая сила у него есть и какой нет. Осознание бывает когнитивным, сенсорным и аффективным. Человек, который на словах признает свою ситуацию, но на самом деле не видит ее, знает ее, реагирует на нее и чувствует в ответ на нее, не полностью осознает и не находится в полном контакте. Тот, кто знает, знает что он делает, как он это делает, что у него есть альтернативы и что он выбирает таким, какой он есть.
Акт осознания всегда здесь и сейчас, даже если содержание осознания может быть далеким. Акт запоминания происходит в этот момент; то, что запоминается, в данный момент отсутствует. Когда положение дел требует осознания прошлого или ожидания будущего, к этому относится действенное осознание. Например:
П: [ Выглядит более напряженным, чем обычно ] Я не знаю, над чем мне работать.
Т: Что вы осознаете в данный момент?
П: Приятно познакомиться, но я нервничаю из-за встречи с моим директором вечером. Я много тренировался, чтобы подготовиться, и я приложил усилия, чтобы поддержать себя, пока я ожидаю этого.
Т: Что тебе сейчас нужно?
П: Мне пришло в голову сначала предложить ей стул, а потом поговорить. Однако я так нервничаю, что нужна какая-то физическая активность: дышать, двигаться и шуметь.
Т: [ Гляжу, но молчу ]
П: Разве это не зависит от меня? [ Тишина. Затем клиент встает, начинает потягиваться и зевает. В его поведении больше энергии. Через несколько минут клиент садится на стул, выглядит более спокойным и активным. ] Начнем.
Т: Теперь ты кажешься более энергичным.
П: Я приготовился изучить, почему я так беспокоился о встрече вечером.
Самоотвержение исключает полное осознание и наоборот. Самоотвержение — это деформация осознания, поскольку это отказ от того, кто вы есть. Самоотвержение — это одновременно недоумение по поводу того, кто «я есть», и самообман, или «недобросовестность», установка на более высокое положение, чем то, что, по-видимому, признается (Сартр, 19).66). Когда человек говорит «я есть», как будто он наблюдает за другим человеком, или как будто «я» не был выбран, или не знает, каким образом человек создает и сохраняет это «я есть», — это скорее недобросовестность, чем проницательное осознание.
Ответственность
Люди, в соответствии с гештальт-терапией, ответственны или способны к ответу — значит, они могут определять способ поведения. Путая подотчетность с обязанностями и обвинением, они принуждают и манипулируют; они прилагают усилия и не импульсивны и интегрированы. В эти моменты их действительные желания, реакции и потребности в окружающей среде и варианты ситуации игнорируются, и они либо подчиняются обязанностям, либо отвергают их.
Гештальт-терапевты считают важным проводить четкое различие между желаниями и тем, что дано человеку. Люди отвечают за свое поведение. Например, люди несут ответственность за свое поведение и защиту окружающей среды. Когда вы обвиняете что-то вне себя, вы обманываете себя. Вы можете обвинить генетику, например, или родителей. Взятие на себя ответственности за то, что он не выбирал, типичная реакция стыда, также является обманом.
Каждый человек отвечает за свой нравственный выбор. Гештальт-терапия может помочь человеку понять, что можно считать моральным, а что нет. Гештальт-терапия дает человеку возможность выбирать и ценить.
Разнообразие концепций
Теория личности в гештальт-терапии изначально разрабатывалась на основе клинического опыта. Акцент был сделан на теории личности, которая больше отвечает задачам психотерапевтов, чем на общей теории личности. Понятия теории гештальт-терапии более теоретико-полевые, чем генетические, и более феноменологические, чем концептуальные.
Гештальт-психотерапия , несмотря на то, что она феноменологична, имеет отношение к бессознательному с чем-то, что не имеет ничего общего с осознанием. В гештальт-терапии осознание понимается как нахождение в контакте, а неосознавание понимается как отсутствие контакта и может быть прояснено с помощью различных явлений, наряду с изучением того, на что лучше обратить внимание, подавлением, характером, когнитивной установкой и стилем. Симкин в 1976 провел сравнение личности с плавающим шаром, только часть его в любое время оказывается над водой, а оставшаяся часть находится под водой. Неосознанность является следствием ситуации, когда организм не контактировал с внешней средой из-за частой вовлеченности в собственные фантазии или внутреннюю среду или, наоборот, был зациклен на внешней среде и пренебрегал внутренней жизнью.
Гештальт-терапия Теория изменений
Дети интроецируют идеи и поведение. Поэтому они более склонны к навязанной морали, чем к органически совместимой. Следовательно, люди часто чувствуют себя виноватыми, поскольку поступают так, как хотят, и пренебрегают тем, что должны. Некоторые из них тратят много энергии на поддержание разделения между «должен» и «хочу» — выбор зависит от нравственности человека, противоположного интроецированному. Должен мешает людям этого типа. Чем чаще они пытаются быть теми, кем они не являются, тем больше сопротивления, и изменений не следует.
Бейссер разработал теорию, согласно которой изменения происходят не через «принудительное усилие человека или другой личности изменить его», а не при попытках человека быть «тем, что он есть», полностью находиться в своем нынешнем положении» (1970, с. 70). Как только терапевт отказывается от роли агента изменений, становятся возможными упорядоченные изменения, а также значимые изменения.
Концепция Гештальт-терапии заключается в том, что осознание в дополнение к обладанию, выбору, ответственности и контакту приводит к ожидаемым и незапланированным изменениям. Вынужденное изменение – это попытка реализовать образ больше, чем себя. С осознанием принятия себя и с правом на существование , как и , организм способен расти. Обязательное вмешательство сдерживает процесс.
Принцип Prgnanz в Гештальт-психологии утверждает, что поле само структурируется в наилучший гештальт, какой позволяют общие обстоятельства. Поэтому гештальт-терапевты также считают, что у людей есть инстинктивное стремление к здоровью. Эта предрасположенность естественна, и каждый человек является частью природы. Осознание очевидного, континуум осознания — это инструмент, который человек может использовать намеренно, чтобы направить это естественное стремление к здоровому состоянию.
Дифференциация поля: полярности и дихотомии
Дихотомия — это разделение, при котором поле рассматривается не как целое, приспособленное для того, чтобы вписаться в различные и взаимосвязанные части, а скорее как набор противоположных сил, не связанных друг с другом. Дихотомическое мышление препятствует саморегуляции организма. Дихотомическое мышление склонно подавлять разнообразие людей и противоречия в одной личности.
Саморегуляция организма объединяет части в общее, включающее части. Поле часто отделяется в полярности : противоположные части, которые дополняют или уточняют друг друга. Противоположные полюса электрического поля (положительный и отрицательный) представляют собой типичный пример теоретико-полевой дифференциации. Понятие полярности интерпретирует противоположные части как элементы целого, подобно инь и ян .
При таком полярном взгляде на поле различия признаются и усваиваются. Отсутствие подлинной интеграции создает расколы, такие как тело-ум, само-внешнее, инфантильное-зрелое, биологическое-культурное и бессознательное-сознательное. Через диалог возможна интеграция частей в новое целое, в котором есть дифференцированное единство. Такие дихотомии, как идеальная самость и нуждающаяся самость, рефлексия и импульс, общественные требования и индивидуальные потребности, могут быть устранены путем интеграции в целое, состоящее из естественных полярностей (Perls, 19).47).
Определение здоровья I: Хороший гештальт как полярность
Хороший гештальт дает хорошо и ясно структурированное описание поля восприятия. Хорошо сложенный рисунок заметен на не столь отчетливом фоне. Оба элемента (фигура на фоне) связаны друг с другом смыслом. Смысл понятен в хорошем гештальте. Хороший гештальт дает бессодержательное описание здоровья.
В здоровом состоянии необходимо изменение фигуры, что означает, что она перемещается в другой фокус, когда требование удовлетворяется или превосходится более насущной потребностью. Оно не трансформируется так быстро, чтобы мешать удовлетворению (как при истерии), и не так неторопливо, чтобы последние фигуры не имели возможности взять на себя организмическое доминирование (как при навязчивости). Во время дихотомии фигуры и фона человек остается вне контекста с фигурой или с контекстом без фокуса (F. Perls et al., 19).51). В области здравоохранения осведомленность, в частности, представляет собой главное требование всей области. Потребность является функцией внешних факторов (таких, как физическая структура поля, политическое движение, природные явления и т. д.) и внутренних факторов (например, голод, усталость, любопытство, опыт прошлого и т. д.) .
Определение здоровья II: полярность творческого приспособления
Понятие здорового функционирования включает творческое приспособление в Гештальт-терапия . Психотерапия, которая просто помогает пациентам приспособиться, способствует формированию конформизма и стереотипии. Психотерапия, заставляющая людей навязывать себя окружающему миру, не принимая во внимание других, спровоцирует патологический нарциссизм и отделит от отрицающей мир реализации себя.
Человек, проявляющий творческое взаимодействие, отвечает за естественный баланс между собой и окружающим миром.
В этом теоретическом контексте (F. Perls et al., 1951) некоторые явно индивидуалистические утверждения гештальт-терапии и даже анархистские рассматриваются наиболее объективно. Индивид представляет собой полярность по отношению к окружающей среде. Выбор осуществляется между организменной регуляцией и произволом, а не между личностью и обществом.
Будучи полярностью, сопротивление состоит из импульса и сопротивления этому импульсу. Сопротивление, рассматриваемое как дихотомия, часто называют «плохим» и в этом контексте регулярно перерастает просто в личные требования клиента, а не терапевта. Взятая как полярность, она так же неотъемлема для здоровья, как и сопротивляемость этой черте.
Гештальт-терапевты имеют дело с сознанием: его рабочим процессом и процессом сопротивления. Различные гештальты воздерживаются от слова сопротивление из-за его уничижительного дихотомического оттенка, который превращает процесс в битву между терапевтом и клиентом, а не в конфликт клиента с самим собой, который требует интеграции в самость, которая гармонично дифференцирована.
Тупик
Тупик — это состояние, когда внешняя поддержка не следует и человек считает, что он не в состоянии поддерживать себя. Это происходит потому, что сила личности разрывается между сопротивлением и импульсом. Наиболее распространенным методом преодоления этого является манипулирование.
Человек с органической саморегуляцией несет ответственность за вещи, сделанные для себя, вещи, сделанные другими для себя, и вещи, сделанные им самим для других. Человек осуществляет обмен с окружающим миром, но основную поддержку в регулировании существования выполняет он сам. Поскольку человек не осознает этого, внешняя поддержка становится заменой самоподдержки, а не источником питания для себя.
В психотерапии, как правило, терапевт может выйти из тупика с помощью внешней поддержки, а пациент считает, что самостоятельной поддержки недостаточно. В Гештальт-терапия , клиенты могут справиться с тупиком благодаря акценту на любовном контакте, ничего не делая для пациента, не приходя на помощь или поддерживая инфантилизм.
Концепции гештальта и ТА в личностном развитии и терапевтическом процессе — 3894 Words
Введение
Концепции гештальта и ТА получили широкое признание за их роль в психотерапии. В этом контексте они предоставляют терапевту основу, которую можно использовать, чтобы помочь своим пациентам преодолеть психические проблемы и проблемы. В результате возможен личностный рост и развитие.
Их значение проясняется тем фактом, что оба они способствуют осознанию пациентом «здесь и сейчас», что имеет основополагающее значение для личностного развития (Brenner 2000).
Гештальт
Фриц и Лаура Перлз основали гештальт-терапию в 1940-х годах. С тех пор гештальт внес значительный вклад в области психотерапии, консультирования и личного развития. Когда терапевт использует этот метод, его или ее конечной целью является обеспечение того, чтобы клиент достиг личностного роста и развития.
Чтобы достичь этого результата, гештальт использует экзистенциальную философию и феноменологию. Таким образом, эта форма терапии направлена на то, чтобы дать пациенту возможность использовать свои внутренние и внешние чувства для развития личной ответственности и самоподдерживающей системы (Franzke 1999; Corcoran & Daly 2008).
Предыстория
Благодаря своей психиатрической работе с солдатами с поврежденным мозгом Фриц Перлз (муж Лоры Перлз) установил, что подход, при котором пациент рассматривается как функциональное «целое», будет более эффективным. Поэтому он отклонился от своих традиционных психоаналитических практик, чтобы развить гештальт, который, по его мнению, был бы менее дискретным.
Помимо Зигмунда Фрейда, Райх работает над самопониманием, и процесс изменения личности сильно повлиял на его теории и концепции. Дифференциальное мышление, представленное философом Фридлендером, также сыграло заметную и влиятельную роль.
Фриц тем не менее не преминул указать, что его теория не является окончательной. Поэтому он часто пересматривал ее, чтобы убедиться, что она охватывает все аспекты, необходимые для личного развития и роста (Franzke 1999; Corcoran & Daly 2008).
Подход к росту
Работа Фрица и Лауры представляет собой гуманистический подход, поскольку он призывает людей исследовать свои чувства, мысли и действия, чтобы обеспечить личную ответственность и рост. Чтобы он был успешным, необходимо применять как феноменологическую, так и экзистенциальную точки зрения. Принятие феноменологического подхода влечет за собой обеспечение того, чтобы пациент воспринимал реальность такой, какая она есть в конкретный момент.
Взаимодействие с окружающей средой и ее интерпретация, свободная от влияния любых концепций, теорий, верований и идей, происходящих из прошлого, является центральным принципом феноменологического подхода. Его экзистенциальная природа изображается его фундаментальной верой в поступательное развитие личности. Он выступает за то, чтобы пациенты постоянно развивались в положительную сторону через процесс самопознания и отдыха.
Для целей самопознания установление реакции на текущую ситуацию более важно, чем установление того, почему человек отреагировал в первую очередь. Проще говоря, вопрос «как» более важен, чем вопрос «почему».
Таким образом, вместо того, чтобы пациенты тратили время на рассказы о своем прошлом опыте, независимо от того, произошли ли они 10 минут или 40 лет назад, они направляются на переживание и ощущение настоящего момента (Franzke 1999; Corcoran & Daly 2008).
Гештальт-концепция
Согласно гештальт-теории, жизненной силой любого личностного роста является контакт. Таким образом, концепция контакта и границы контакта является центральной для него и рассматривается как главный катализатор в развитии самосознания; элемент, который жизненно важен для личного развития. Он определяется как отношения между индивидуальным организмом и окружающей средой.
И организм, и окружающая среда должны признавать и справляться друг с другом. Фриц неявно указывал, что индивидуум не может существовать автономно. Во все времена он или она является частью окружающей среды, и то, как он или она взаимодействует с ней, определяет его или ее поведение. Следовательно, исходя из дедукции Фрица, ее очевидное положительное личностное изменение и развитие могут происходить только в том случае, если отношения являются подходящими.
Концепция контакта важна для личностного развития, поскольку предполагает, что пациент находится в контакте со своим окружением и остается в нем в процессе самопознания (Sills & Joyce 2001; Franzke 1999; Corcoran & Daly 2008).
Терапевт, использующий теорию гештальта для развития ребенка, нашел концепцию контакта полезной. Особенно низкая самооценка у детей обычно обусловлена негармонизированными отношениями между детьми и окружающей их средой.
При нарушении зрения, обоняния, слуха, движения, осязания и/или вкуса, которые являются функциями контакта, самооценка ребенка и, следовательно, его личностный рост и развитие будут нарушены.
В случае с подростком потребность в развитии вызывает желание реорганизовать его или ее контакт с окружающей средой. Например, рассматриваемый ребенок может испытывать потребность либо в большей связи с окружающей средой, либо в дифференцировании себя от нее (Sills & Joyce 2001; Franzke 19).99; Коркоран и Дейли, 2008 г.).
Теория гештальта предполагает, что осознание лечит и должно быть лучше после правильно назначенной терапии. Осознание, описываемое здесь, представляет собой полное понимание самого себя, особенно при контакте с текущим окружением. Эффективная терапевтическая встреча должна быть направлена на развитие у пациента когнитивного, сенсорного и аффективного чувства осознания.
Ожидается, что при этом он или она примет и оценит себя, а также окружающую среду, чтобы уточнить мир и людей вокруг. В результате улучшается способность пациента контролировать свое поведение, выбор и чувства (Sills & Joyce, 2001; Corcoran & Daly, 2008).
Трансактный анализ
Еще один очень полезный инструмент для терапии и личного развития — трансактный анализ. Эрик Берн был ответственным за разработку ТА, аббревиатуры от транзактного анализа, который является социальной психологией. Даже после тщательного обучения на психиатра ему было отказано в членстве в качестве психоаналитика, и в результате он увидел необходимость документировать свои мысли о терапии, личности и отношениях.
Какое-то время теория не получала достаточного признания, но в 1964 года после публикации книги «Игры, в которые люди играют». Теория начала развиваться, и ее применение расширилось до консультирования, психотерапии, обучения и личностного развития (Franzke, 1999).
Рост и развитие в контексте ТА
Берн в своем определении ТА признает, что теория предназначена для лучшего понимания роста и личностного развития. Следовательно, в нем четко очерчены природа и мотивация стремления к росту. Таким образом, Берн объяснил, что параметры личности у людей находятся в трех состояниях или, как описано в ТА, состояниях эго.
В частности, три состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. Родительское эго описывает те устойчивые внутренние чувства и отношения, которые человек получает от своих родителей и авторитетных людей, таких как учителя. В свою очередь, они сформируют эквивалентный способ поведения, который может прогрессировать, даже когда человек полностью вырос и стал взрослым.
Эта категория эго состоит из двух частей. Одним из них является воспитание, которое в основном связано с мягкостью, воспитанной родителем. Предубеждение — это другая часть, и оно описывает требовательный, суровый и строгий характер родителя (Durlcher 2004).
Чувства, установки и манера поведения, существовавшие в детстве, могут постоянно повторяться у взрослого человека; именно это имеет в виду детское эго. Подобно родительскому эго, детское эго также состоит из двух частей, а именно естественного и адаптивного ребенка. Естественный ребенок — это потная сторона, которая всегда радостна и игрива, в то время как адаптивный ребенок — это сторона, которая была испорчена заботливой стороной родителя.
Эго родителей и детей, несмотря на то, что они сформировались в раннем возрасте, могут быть настолько сильными, что в значительной степени влияют на личностный рост и развитие, особенно в плане формирования отношений. Наконец, взрослое эго описывает текущую цепочку чувств и установок, формирующих способ текущего поведения, которые, в свою очередь, диктуют метод совладания с возникающими ситуациями (Franzke 19).99; Дурлхер 2004; Дурлхер 2004).
Три состояния эго необходимы для идеального жизненного опыта. Наличие соответствующей смеси обеспечит успешное выполнение повседневных дел. Следовательно, в некоторых случаях, чтобы испытать личностный рост и развитие, ему или ей необходимо стремиться к правильному сочетанию трех состояний эго.
Детское эго поможет взрослому наслаждаться жизнью в более легком и свободном режиме, родительское эго обостряет родительские инстинкты, которые необходимы при воспитании детей, и, наконец, взрослый обеспечивает принятие наилучших стратегий преодоления сложной ситуации. Важно отметить, что, несмотря на пропаганду баланса, взрослое эго всегда должно быть главным.
Он должен собрать сигнал, посылаемый двумя другими эго, и решить, на что ему воздействовать. В противном случае человек может вести себя неадекватно. Например, выражение радостного и веселого отношения, когда требуется сделать что-то иное, также применимо и наоборот (Durlcher 2004; Stewart & Joiness 1987).
Как и в гештальт-терапии, осознание имеет решающее значение для развития и благополучия пациента или любого другого человека в этом отношении. Близость и спонтанность — два других важных фактора, необходимых для достижения «самодостаточности», что является конечной целью ТА-терапии. В ТА осознание определяется так же, как и в гештальт-терапии, и, следовательно, позволяет человеку переживать ситуации такими, какие они есть «здесь и сейчас».
Спонтанность относится к способности пациента и/или индивидуума свободно делать выбор без принуждения к принятию на себя роли. Наконец, близость относится к открытости, которая сопровождает осознанность и спонтанность (Brenner 2000; Durlcher 2004; Stewart & Joiness 1987).
Свободная от игр ситуация идеально подходит для позитивного прогресса личного развития и роста. Однако Берн признал, что предположение о существовании такой ситуации было бы поверхностным. Он описал игры как стереотипную, повторяющуюся и манипулятивную форму взаимодействия между двумя людьми. Люди принимают их, чтобы скрыть чувства, которые они считают нежелательными.
В результате они препятствуют отношениям, которые являются открытыми, запугивающими, аутентичными и в целом ведущими к процессу роста и развития. Дети будут наблюдать за игрой своих родителей и, следовательно, приобретут определенные аспекты, которые определят их дальнейшую жизнь. В зависимости от того, как их воспитывают, они бессознательно принимают сценарии или план жизни, основанный на играх (Durlcher, 2004; Stewart & Joiness, 1987).
В свою очередь, определенный способ поведения и, следовательно, чувства и отношение будут доминировать в процессе роста; особенно из-за внутренней веры в то, что они помогут в процессе достижения желаемого результата. В значительной степени человек будет перенимать рассматриваемое поведение, отношение и чувство без их полного осознания. Кроме того, жизненный план (который является игрой) также принимается бессознательно.
Если необходимые корректирующие меры не будут приняты, человек будет во власти родительского и детского эго даже на взрослой стадии. Помимо недостаточной осведомленности, спонтанность на этом этапе почти невозможна, и, следовательно, эти факторы, лишенные личностного роста и развития, которые ведут к автономии, становятся в значительной степени затрудненными (Durlcher 2004; Stewart & Joiness 1987).
Тем не менее позитив и надежда теории ТА доказывают, что ситуацию можно изменить. Суть ТА-терапии состоит в том, чтобы дать людям возможность изменить свое эго-контроль с детского и родительского на взрослый. Уполномоченное взрослое эго изменит поведение человека с запрограммированного на более применимое, подходящее и спонтанное.
Поэтому у них будет больше возможностей и больше контроля над изменением тех ситуаций, которые они считают неприятными. Мотивация к этому возрастает по мере того, как человек лучше осознает, в какие игры он играет и какое негативное влияние он оказывает на свою жизнь.
Движение подпитывается открытием, что неблагоприятные игры можно изменить, сделав их более подходящими. Приобретение этого изменения, хотя и непростая задача. Даже Берн сомневался, что люди могут измениться без эффективной ТА-терапии (Brenner 2000; Durlcher 2004; Stewart & Joiness 19).87).
Способность полностью развить неразвитого внутреннего взрослого является ключом к исцелению даже регрессировавшего пациента, которого называют «неизлечимым» из-за неспособности реагировать на другие методы лечения. Выяснив, как оживить нефункционирующее взрослое эго, можно развить даже шизофреника на самых тяжелых стадиях. Проводя терапию, Берн очень опасался эффекта Пигмалиона.
Поэтому он стремился осветить сильные стороны пациентов, поскольку чрезмерное внимание к слабостям только усугубило бы ситуацию. Заставив пациента почувствовать, что у него или у нее сильное эго, повысится его или ее рациональность по отношению к себе и окружающей среде (Brenner 2000; Durlcher 2004; Stewart & Joiness 19).87).
Когда терапевт использует ТА для активизации процесса личностного роста и развития пациента, в идеале он или она может применять четырехэтапный процесс. Все четыре этапа могут справиться с долгосрочными проблемами надлежащим образом. Кроме того, первые три могут применяться в консультировании, направленном на преодоление краткосрочного кризиса; такие как те, которые связаны с браками, групповыми отношениями, среди прочего.
Структурный анализ является первой стадией и очень важен для личностного роста и развития. Это помогает пациенту определить, какое внутреннее состояние находится под контролем. В результате терапевт будет вести пациента через процесс расширения возможностей взрослого состояния и обеспечения контроля над родительским или детским состоянием только тогда, когда ситуация для этого будет подходящей (Winncott & Laleh 19).89).
Берн подчеркивал важность действий, которые он назвал акционизмом, на этом начальном этапе. Как и любую другую мышцу, регулярная тренировка силы взрослого состояния укрепит ее и повысит шансы на обретение полного контроля. Детское эго склонно подвергать человека последовательной панике, беспомощности и параличу; однако структурный анализ может эффективно бороться с циклом.
Терапевт должен обеспечить пациенту заботливую родительскую среду. Следовательно, это позволит напуганному внутреннему ребенку расслабиться, давая возможность взрослому состоянию взять на себя ответственность и применить подходящие стратегии выживания. Тем не менее, во время этого процесса следует повышать осведомленность пациента.
Следует задавать необходимые вопросы, которые направляют пациента к изучению текущей ситуации и его/ее роли и власти в достижении желаемого результата. В результате умеренное изменение поведения начнет проявляться, и, как предполагал Берн, вскоре последует изменение отношения. Например, повышение чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах (Winncott & Laleh, 1989; Stewart & Joiness, 1987).
Фаза 2 роста ТА связана с тем, чтобы помочь клиенту понять и управлять эффектами эго-состояний родитель-ребенок, особенно на их отношения. В сеансах консультирования эта фаза становится полезной из-за ее связи с вопросами, касающимися интрапсихического и межличностного. Это может помочь справиться с конфликтом, возникающим между двумя людьми в результате их транзакции родитель-потомок.
Когда ни одна из двух сторон не доходит до того, что использует свое взрослое эго-состояние, вполне вероятно, что их спор останется безрезультатным. В направленном на рост консультировании или любой другой форме терапии, главной целью которой является личностное развитие, продуктивным будет сочетание двух фаз.
Первая фаза поможет индивидууму учитывать влияние своих 3-х эго-состояний, а вторая поможет управлять этим состоянием при общении с другими людьми. Кроме того, фазы можно использовать в программах личного развития, особенно ориентированных на молодежь, которая хочет быть более ответственной (через взрослую жизнь), удерживая при этом игривое детское эго под контролем (Winncott & Laleh 19).89; Стюарт и Джойнесс, 1987).
Анализ игры — третья фаза ТА-терапии. Как следует из названия, она направлена на то, чтобы помочь клиенту понять и преодолеть непродуктивные и обреченные на провал игры, в которые он постоянно играет. Хотя эту склонность трудно перепрограммировать, при достаточном усилии можно добиться идеальной ситуации.
Примером игры является ситуация, когда люди реагируют своим дочерним состоянием эго при столкновении с человеком с предвзятым родительским состоянием эго. Пациент должен быть готов принять то, чего он или она пытается избежать, играя в игру; чаще это чувства.
Для дальнейшего повышения мотивации к перепрограммированию следует определить вознаграждение. Например, пациент должен осознавать, что игры мешают ему/ей иметь любовные и интимные отношения, и если их бросить, это будет ожидание жизни (Winncott & Laleh, 1989; Stewart & Joiness, 1987).
У каждого человека есть бессознательный план своей жизни, и поэтому четвертая фаза направлена на раскрытие именно этого плана. Здесь терапевт/консультант стремится освободить своего пациента от негативных сценариев. Например, дама, воспитанная жестоким отцом или алкоголиком, будет склонна выйти замуж за таких мужчин. Причина этого в том, чтобы доказать, что она может лучше справляться с их исправлением, чем ее мать.
Однако ее шансы на успех были почти равны нулю, что приводило ко многим неудачным бракам или отношениям. Таким образом, эта фаза, называемая сценарным анализом, будет направлена на повышение осведомленности пациентов об их контролирующих сценариях и, в свою очередь, позволит взрослому состоянию взять на себя ответственность за них (Winncott & Laleh, 1989; Stewart & Joiness, 1987).
Терапевтическое искусство
Настоятельно рекомендуется использовать произведения искусства в психотерапии. Арт-терапия рассматривается как процесс, при котором пациент в присутствии терапевта использует художественный материал с целью рефлексии и самовыражения. Его не волнует, производит ли пациент качественную работу или нет. Поэтому не имеет значения, есть ли у пациента опыт работы в сфере искусства или нет.
Способствует исцелению, личностному росту и развитию без использования слов. Пациент способен выражать свои эмоции, а также под руководством консультанта лучше осознавать себя; фактор, который важен как для последователей гештальта, так и для ТА.
Использование арт-терапии важно, так как это дает пациенту, который может использовать слово, чтобы выразить себя, шанс сделать это; Примером такого пациента/клиента является ребенок. Точно так же это снижает шансы взрослого интеллектуализировать текущую привлекательную ситуацию с помощью слов (McNiff 2004; Brenner 2000; Siegelman 19).90).
Опыт лечебного искусства
Как уже упоминалось ранее, использование искусства в психотерапии очень эффективно при применении у детей, столкнувшихся с различными эмоциональными расстройствами. В данном конкретном случае у ребенка возникли трудности в преодолении новой ситуации. Мать перевели в другое место; однако реакция ребенка на всю ситуацию была тревожной.
Когда мать вернулась, она заметила некоторые изменения в поведении и отношении ребенка. Мать пыталась понять, почему дочь изменилась, но ее усилия были тщетны. В конце концов, она решила обратиться за профессиональной помощью. Прежде чем двигаться дальше, первое понимание внутренних эмоций и отношения ребенка считалось уместным и решающим для установления причины изменения поведения.
Разговорная терапия мало что дала, так как ребенок не мог говорить о своих чувствах. Даже если бы у нее была возможность сделать это, было совершенно очевидно, что она предпочла бы этого не делать из-за смущения и страха.
Рисование картинок было принятым типом арт-терапии. Это помогло бы оценить и, следовательно, вылечить основную проблему. Вооружившись кистью и мисочками с краской, ребенку было предложено наугад нарисовать то, что пришло ему в голову, на белой доске. Был задан вопрос для саморефлексии, понятный 10-летнему ребенку.
Один человек попросил ребенка сопоставить различные цвета, которые они использовали, со своими эмоциями. Также применялось фантазирование изображений, когда ребенка просили представить, был ли его рисунок историей, о чем он мог бы рассказать.
Ребенок, о котором идет речь, нарисовал изображение, в котором было «плачет, как солнце», окружение было затенено темными цветами. В двух предметах, нарисованных для обозначения того, что можно было считать ее родителем, изображение мужчины было больше, чем изображение женщины. Она также отвлеклась от других объектов, включая родителей.
По этим изображениям было совершенно очевидно, что ребенок столкнулся либо с чувством разлуки, либо с печалью, либо даже с травмой. Темные изображения и плачущее солнце означали печаль, увеличенное изображение отца указывало на веру в существенную силу ее отца. На терапевтических занятиях поощрялось рисование в процессе, чтобы пролить свет на внутреннее состояние ребенка.
Поскольку ребенок постоянно рисовал такие изображения даже во время последующих терапевтических сеансов, беспокойство возрастало. На некоторых снимках мать отсутствовала. Было ясно, что в таких рисунках образ отца постоянно менялся, чтобы казаться «ужасным», и использование темных цветов усиливалось. Ребенок нарисовал изображение, похожее на демона, после того, что маг изобразил, она утверждала, что является ее отцом.
Используя эти изображения и наблюдая за языком тела и выражением лица ребенка во время рисования, были диагностированы проблемы, связанные с ее отношениями с отцом. Это было необходимо для расследования, и отчет о терапии был доступен, чтобы помочь профессиональному расследованию.
Тем не менее, терапевтический сеанс был направлен на повышение самосознания и, следовательно, на развитие ребенка для преодоления любой прошлой травмы грузовик и их личный автомобиль. В этом происшествии никто в грузовике серьезно не пострадал. На время терапии мальчик находился у бабушки.
И бабушка, и ближайший наставник были обеспокоены тем, что мальчик не проявлял никаких признаков горя, и поэтому рекомендовали лечение. С первого общения мальчик был очень разговорчивым, возбужденным и обладал весьма выдающимися интеллектуальными способностями.
Любые попытки заставить его рассказать о своих чувствах к потере родителей были бесплодны. Через какое-то время и достаточно убедительно это станет очевидной арт-терапией, особенно будет уместно создание коллажей. На первом занятии мальчику было предложено вырезать из журнала картинки, изображающие его семью, и приклеить их на доску.
В его коллекцию вошли рисунки супермена, улыбающихся людей и родителей с ребенком на руках. Он объяснил, что такой была его семья; однако по мере того, как он продолжал, выражение его лица изменилось, а язык его тела начал выражать раскаяние и боль. После этого сеанса мальчик сопротивлялся практике и в конце концов полностью воздержался от нее.
Однако, добавив коллекцию журналов и позволив ему произвольно вырезать и вставлять картинки, он возобновил практику. В этот период он вырезал изображения того, что он называл злодеями, и другие залитые кровью образы.
На вопрос о том, что они имели в виду, он ответил, что это были плохие люди, которые убили своих родителей и герой скоро отомстит. Дальнейшее расследование установило, что он считал, что только после того, как они умрут, он будет счастлив. Это было очень важным открытием, так как оно помогло пациенту понять свои внутренние переживания и характер контакта с окружающей средой.
Заключение
Личностное развитие — это состояние самосознания, при котором человек выявляет личную слабость, которую необходимо исправить, и поэтому стремиться к изменениям (Brenner 2000). Из этих определений совершенно очевидно, что для этой цели могут быть очень полезны концепции гештальта или ТА.
Больше внимания уделяется самосознанию, так как будет достигнута автономия пациента. Их эффективность может быть дополнительно увеличена, если в процессе используется искусство. В результате пациент будет понимать как самого себя, так и общую окружающую среду.
Справочный список
Brenner, K.