Развитие личности и личностный рост – Личностный рост — Википедия

Содержание

Личность и личностный рост

Дина Рамендик, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Elitarium.ru

 

При личностном росте происходят изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Суть этих изменений состоит в том, что человек постепенно освобождается от искажающего влияния психологических защит, становится способным доверять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» ее с целью защиты своего «Я-образа» и может жить настоящим. При этом он может здраво оценить свои возможности и взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь именно как свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами.

Личность формируется на основе врожденных биологических предпосылок и приобретенного в процессе жизни социального опыта, а также активной предметной деятельности. Личность относительно устойчива, но, одновременно, она изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде.

Поскольку и биологические предпосылки, и индивидуальный опыт неповторимы, каждая личность также индивидуальна и неповторима. Она имеет уникальную структуру, в которой объединяются все психологические свойства данного человека. Однако имеются и общие закономерности, позволяющие исследовать, понимать и частично изменять личность.

В структуре личности можно выделить три составляющие, содержание которых свидетельствует о ее зрелости:

1) Познавательная составляющая — включает представления человека о себе, других и мире; зрелая здоровая личность отличается тем, что:


  • оценивает себя как активного субъекта жизнедеятельности, совершающего свободные выборы и несущего за них ответственность;
  • воспринимает других людей как уникальных и равноправных участников процесса жизнедеятельности;
  • воспринимает мир как постоянно изменяющееся, а потому всегда новое и интересное пространство для реализации своих возможностей.

2) Эмоциональная составляющая зрелой здоровой личности включает:


  • способность доверять своим ощущениям и рассматривать их как основу для выбора поведения, т. е. уверенность в том, что мир действительно таков, каким представляется и сам человек способен принимать и осуществлять правильные решения;
  • принятие себя и других, искренний интерес к другим людям;
  • заинтересованность в восприятии мира, прежде всего — его позитивных сторон;
  • способность переживать сильные положительные и отрицательные эмоции, соответствующие реальной ситуации.

3) Поведенческая составляющая состоит из действий по отношению к себе, другим людям и миру. У зрелой здоровой личности:


  • действия направлены на самопознание, саморазвитие, самореализацию;
  • по отношению к другим поведение основано на доброжелательности и уважении их личности;
  • по отношению к миру поведение направлено на преумножение, а иногда и восстановление его ресурсов за счет своей творческой деятельности в процессе самореализации и бережное обращение с уже имеющимися.

В строении личности можно выделить четыре уровня:


  1. Низший уровень составляет биологическая основа, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства нервной системы и темперамент. Этот уровень почти не поддается сознательной саморегуляции и тренировке.
  2. Следующий уровень организации личности включает индивидуальные особенности психологических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, эмоций, способностей. Этот уровень зависит как от врожденных факторов, так и от индивидуального опыта, от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
  3. Третий уровень личности составляет ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Они имеют социальный характер, формируются в процессе общения, совместной деятельности, обучения и, соответственно, могут быть изменены с помощью целенаправленной тренировки.
  4. Высший уровень личности, внутренний стержень, составляют ее ценностные ориентации. Самое простое определение ценностных ориентации — идеальные представленияо хорошем. В более общем смысле ценностные ориентации — это основания для субъективной (внутренней, своей собственной) оценки действительности, способ разделения объектов по субъективной значимости. Всякая вещь или явление приобретают личностный смысл постольку, поскольку соответствуют или не соответствуют потребностям и ценностям конкретного человека.

Ценностные ориентации определяют общий подход человека к миру и самому себе, придают смысл и направление общественной позиции личности. Устойчивая и непротиворечивая их структура обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и ценностей, активность жизненной позиции, упорство в достижении целей. Очевидно, что ценностные ориентации независимой личности могут не совпадать с некоторыми из ценностей, существующих в общественном сознании.

Противоречивость в системе ценностей порождает непоследовательность в суждениях и поведении. Неразвитость, неопределенность ценностных ориентации являются признаками инфантилизма, господства внешних стимулов над внутренними побуждениями в структуре личности. Таким личностям относительно легко внушить все, что угодно, и их легко склонить к какому угодно поведению под видом личной или общественной пользы.

Ценностные ориентации оказывают влияние на устойчивую систему влечений, желаний, интересов, склонностей, идеалов и взглядов, а также на убеждения человека, его мировоззрение, самооценку и особенности характера. Ценностные ориентации формируются на основании всего жизненного опыта человека, но осознаются только частично. Их целенаправленная коррекция возможна в результате серьезного тренинга и влечет за собой перестройку всей личности.

В обществе поведение человека развертывается не стихийно, а в рамках социальных ролей. Роли — это устойчивые места в системе отношений с другими людьми (например: студент, преподаватель, жена, покупатель и т. д.). Представления о внешних проявлениях ролей основаны на социально-культурных нормах, ограничениях и ожиданиях. Иначе говоря, в соответствии с социальными нормами, принятыми в данной культуре, каждый человек, находящийся в какой-либо роли, получает определенные права, на него накладываются некоторые ограничения и от него ожидают определенного поведения. Например, врач в своем кабинете может просить пациента откровенно рассказывать о себе, раздеваться и т. п. При этом он должен носить белый халат и вести себя корректно. От него ожидаются внимание к пациенту и достаточно высокий уровень профессиональных знаний. Этот же человек после работы, зайдя в магазин, оказывается в роли покупателя с совершенно другими правами, ограничениями и ожиданиями.

Человек может принять роли и соответствовать ожиданиям, а может и не принять их — из принципа (подростки), по незнанию или из-за особенностей характера. Соответствия ролевым ожиданиям и умение принять роль другого составляют основу бесконфликтности и социальной адаптации человека. Умение взять на себя полезную роль и успешно сопротивляться навязыванию ненужной роли являются важными социальными навыками, которые могут быть выработаны в процессе тренинга.

Хотя личность представляет собой нечто целостное, в разных жизненных ситуациях проявляются различные ее черты. Черта — это предрасположенность человека вести себя сходным образом в различных обстоятельствах. Черта личности — это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные особенности поведения человека. Например, застенчивый человек или с лидерскими наклонностями смогут проявить эти черты, только находясь в обществе других людей, но будут обнаруживать их всегда, когда это возможно. Человек не является пассивным «носителем»тех или иных черт, он не просто реагирует определенным, присущим ему образом на ситуацию, скорее наоборот, ситуации, в которых человек оказывается чаще всего, — это, как правило, те самые ситуации, в которые он активно стремится попасть (хотя, возможно, и не осознает этого). Например, общительный человек ищет общения и находит его, а человек, склонный к риску, попадает в «неожиданные» приключения. Черты личности «выстраивают» действия индивидуума.

Каждая черта личности лишь относительно независима от остальных. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, которые проявляются в разных ситуациях. Например, человек может быть добрым, мягким и тактичным с близкими, но жестким и грубым с другими людьми.

В поведении человека, в его отношениях с другими определенные, наиболее существенные и устойчивые черты его личности всегда выходят на первый план. Эти наиболее выраженные, тесно взаимосвязанные качества личности называют характером. Характер отчетливо проявляется в различных видах деятельности, определяется и формируется в течение всей жизни человека.

Характер взрослого человека весьма устойчив. Существенно изменить его с помощью тренинга трудно. Но человека можно научить, во-первых — осознать черты своего характера, во-вторых — анализировать ситуацию и проявлять или сдерживать его определенные черты, т. е. сделать поведение более адаптивным.

Выраженность у человека тех или иных черт личности проявляется не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности. Наличие у человека профессионально важных качеств во многом определяют его успешность и удовлетворенность своей профессией.

Для того чтобы в обыденной жизни понять характер человека, а тем более личность в целом, нужно очень длительное время наблюдать за ним в различных ситуациях («съесть с ним пуд соли»). Для того чтобы существенноускорить этот процесс, созданы разнообразные методы исследования личности. Личность можно описать путем измерения ее индивидуальных черт, с использованием разнообразных источников информации: наблюдений, бесед, анализа дневников и писем и т. п. Но наиболее удобным (как с технической, так и с этической точек зрения), является метод психологического тестирования. Тест представляет собой набор вопросов или простых заданий (например, нарисовать дерево). Ответы на вопросы и результаты выполнения заданий обрабатываются по строго определенным правилам и дают представление о выраженности у человека тех черт личности, на которые направлен тест. Профессиональные психологические тесты (в отличие от некоторых популярных подделок) могут дать много полезной информации.

Я-образ

Наблюдения и тестирование дают взгляд на личность со стороны, более или менее объективный. Для самого человека очень важен его собственный взгляд на себя, тем более, что, как правило, человек, особенно молодой, плохо осознает черты собственной личности, свой характер. Самосознание — осознание и оценка человеком самого себя как личности, своих интересов, ценностей и мотивов поведения. Развитие самосознания — это одна из задач тренинга личностного роста.

На основе самосознания у человека формируется «Я-образ» («Я-концепция») — то, как индивид себя видит и хочет видеть. «Я-образ» включает представление личности о себе, своих физических и психологических особенностях: внешности, способностях, интересах, склонностях, самоуважении, уверенности в себе и т.д. На основании «Я-образа» человек отличает себя от внешнего мира и от других людей.

Кроме того, в «Я-образ» входят представления о своих возможностях и самооценка своей личности. «Я-образ» может быть адекватным (т.е. более или менее соответствовать действительности) или существенно искаженным, что самому человеку определить весьма сложно. В любом случае человек стремится к стабильности своего «Я-образа». Люди склонны игнорировать или считать ложной информацию, если она не соответствует их представлениям о себе и соглашаться с ошибочными или даже ложными данными, соответствующими «Я-образу».

Огромное значение «Я-образа» в жизни человека состоит в том, что он является центром его внутреннего мира, той «начальной точкой», исходя из которой человек воспринимает и оценивает весь окружающий мир и планирует собственное поведение. Например, хорошо известно, что один и тот же цвет может быть «ярким и веселым» для одного человека и «тусклым и скучным» — для другого; звуки любимой музыки могут казаться слишком тихими,но человек, который не любит эту же музыку, может счесть ее слишком громкой; то или иное событие может оцениваться как хорошее или плохое в зависимости от того, полезно оно человеку или вредно и т. д. «Объективное суждение» является, как правило, мифом, заблуждением. Любое суждение человека преломляется через его «Я-концепцию».

«Я-образ» в целом включает три главных измерения: наличное «Я» (каким человек видит себя в данный момент), желаемое «Я» (каким хотел бы себя видеть), представляемое «Я» (каким он показывает себя другим). Все три измерения сосуществуют в личности, обеспечивая ее целостность и развитие. Полное совпадение между ними невозможно, но слишком сильное расхождение приводит к тяжелому внутриличностному конфликту, несогласию с самим собой. Человек с наибольшим успехом и удовольствием выполняет ту социальную роль, в которой он может в наибольшей степени сблизить эти три измерения «Я-образа». В частности, любовь к профессии, тяга к профессиональной роли возникают, если человек убеждается, что может успешно выполнять свои обязанности, видит перспективы профессионального роста и его действия положительно оцениваются окружающими. Если хотя бы один их компонентов отсутствует, человек не испытывает психологического удовлетворения и стремится изменить ситуацию — сменить место работы или профессию.

В психологии принято выделять две формы «Я-образа» — реальную и идеальную. В данном случае «реальная форма» не значит, что этот образ соответствует реальности. Это представление личности о себе, о том, «какой я есть здесь и сейчас». Идеальный же «Я-образ» — это представление личности о себе в соответствии с желаниями, «каким я хотел бы быть». Эти формы в большинстве случаев различаются. Расхождение между реальным и идеальным «Я-образами» может иметь различные последствия. Оно может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов, но, с другой стороны, оно же является стимулом для самосовершенствования личности и стремления к развитию. Все зависит от того, как оценивает это рассогласование сам человек: как перспективу, надежду или несбыточную мечту.

Несмотря на то, что «Я-образ» является достаточно устойчивым, в течение жизни он не остается постоянным. Его формирование, развитие и изменение могут быть связаны как с внутренними причинами, так и с внешними воздействиями социальной среды. Внутренний фактор — стремление человека к саморазвитию. Саморазвитие — сознательная деятельность человека, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности. Оно предполагает наличие ясно осознанных жизненных целей, идеалов и личностных установок.

Внешнее воздействие на изменение «Я-образа» оказывают многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность. Источником информации, на основании которой личность формирует свой «Я-образ» в значительной степени является восприятие того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Человек как бы глазами других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир.

Однако не все люди, с которыми общается человек, оказывают на него одинаковое влияние. Особая роль принадлежит «значимым другим». «Значимый другой» — это та личность, внимание и одобрение или неодобрение которой важно для человека. Наиболее явно заметно влияние позитивного «значимого другого», которому человек хочет подражать, чьи указания и роли он готов принять. Но существуют и отрицательные «значимые другие» — люди, сходства с которыми человек старается избежать. В качестве «значимых других» могут выступать родители, наставники, некоторые участники детских игр и, возможно, популярные личности. Таким образом, происходит процесс социализации через «значимого другого». (Отметим, что некоторые «значимые другие» могут физически не присутствовать, а быть героями книг или фильмов, историческими личностями, известными спортсменами и т. д. Тогда их реакции являются воображаемыми, но от этого не менее действенными.)

Общение и совместная деятельность в процессе тренинга личностного роста должны содействовать изменению, гармонизации «Я-образа».

Понятие о личностном росте

Личностный рост человека заключается в постоянном, неуклонном развитии его личностного потенциала.

Личностный потенциал — это обобщенная, системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащая в основе способности личности исходить из устойчивых внутренних критериев и ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность деятельности и смысловых ориентации при внешнем давлении и в изменяющихся условиях (Д.А. Леонтьев). Иначе говоря, личностный потенциал — это комплекс психологических свойств, дающий человеку возможность принимать решения и регулировать свое поведение, учитывая и оценивая ситуацию, но исходя прежде всего из своих внутренних представлений и критериев.

Разные авторы предлагают различные показатели личностного потенциала: личностная автономия и независимость, внутренняя свобода; осмысленность жизни; жизнестойкость в сложных обстоятельствах; готовность к внутренним изменениям; способность воспринимать новую неопределенную информацию; постоянная готовность к действию; особенности планирования деятельности; временная перспектива личности. Нетрудно заметить, что все эти показатели не противоречивы, а дополняют друг друга. Воспоминания людей, переживших затяжные тяжелейшие жизненные ситуации (Ленинградскую блокаду, концлагеря, природные и техногенные катастрофы и т. п.) свидетельствуют о том, что самыми стойкими, сохраняющими способность к эффективным решениям и действиям, оказывались не наиболее физически крепкие, а те, кто имел «внутренний стержень», не изменял своим основополагающим внутренним принципам, не терял человеческого достоинства.

Личностный рост зависит прежде всего от усилий самого человека, но только их не достаточно. Полноценныйличностный рост возможен лишь в том случае, если человек опирается на доброжелательное участие окружающих, если он добивается признания и уважения его внутреннего мира другими людьми, по крайней мере, «значимыми другими». Это легко понять, поскольку личностный потенциал тесно связан с «Я-образом», который, как мы уже знаем, формируется в совместной деятельности с другими людьми.

Важно отличать личностный рост от широко распространенного понятия «гармоническое развитие человека», под которым понимается обычно приобретение человеком некоторой суммы знаний и умений, усвоение морально-этических норм и правил поведения.

При личностном росте происходят изменения как во внутреннем мире человека, так и в его взаимоотношениях с внешним миром. Суть этих изменений состоит в том, что человек постепенно освобождается от искажающего влияния психологических защит, становится способным доверять воспринимаемой информации, а не «фильтровать» ее с целью защиты своего «Я-образа» и может «жить настоящим». При этом он становится более открытым для новой внешней информации и, одновременно, лучше понимает себя, свои чувства и переживания. Он может здраво оценить свои возможности и взять на себя ответственность именно за то, что от него реально зависит, а также планировать свою жизнь именно как свою, а не в соответствии с чужими, навязанными извне стереотипами.

Более полное восприятие реальности, жизнь «с открытыми глазами», позволяют такому человеку лучше понимать других, принимать их такими, какие они есть, освобождаться от иллюзий и предрассудков. Человек, личность которого растет, стремится не просто к общению, а к взаимодействию, в контактах с другими он становится все более открытым и естественным, но при этом — более реалистичным, гибким, способным компетентно разрешать межличностные противоречия.

Личностный рост способствует формированию целостной личности, у которой нет неразрешимых противоречий между стремлениями, желаниями и возможностями, междутребованиями жизни и морали, между реальностью и планами и т. п. Это не значит, что такая личность не переживает кризисов. Они возможны и неизбежны, поскольку всегда сохраняются различия между «Я-реальным» и «Я-идеальным». Но личностный рост дает человеку важное средство преодоления кризисов — личностный смысл, ощущение внутренней осмысленности (а не внешней обусловленности) всех своих мыслей, чувств и действий. Попадая в трудную, даже кризисную ситуацию, он не задает себе вопросы типа: «Почему? За что? Откуда это взялось?» и, тем более: «Кто виноват?» Он спрашивает: «Зачем? Какую пользу я могу извлечь из преодоления этой ситуации? Какой опыт получу для себя и других?»

Например, представим себе человека, который делал нечто, что считал полезным, причем делал старательно и хорошо. Но подвергся резкой критике. Естественно, он испытывает отрицательные эмоции. Существует много способов неконструктивного защитного поведения. Человек может просто не обратить внимания на критику, отбросить ее и забыть, но затаить зло на того, кто критиковал. Он может, наоборот, потратить много усилий на то, чтобы доказать себе и другим, что критик не прав. Он может отомстить критику. Перечень способов реактивного поведения того же рода можно продолжать. Но все эти способы неконструктивны, так как мешают человеку извлечь позитивный опыт из ситуации.

Более развитая личность прежде всего попытается вдуматься в критику и поискать в ней рациональное зерно. Кроме того, следует проанализировать, чем вызвана критика и почему с ней выступил именно данный человек и в данный момент. Может быть, критикуемые действия были неправильно поняты другими людьми, и нужно как-то изменить свое поведение или дать разъяснения. Сам критик рассматривается не как враг, а как источник ценной информации. Даже если человек придет к выводу, что критика его действий была совершенно неконструктивной, он получит неоценимый опыт.

Процесс личностного роста непрерывен. Он может быть более медленным в спокойные периоды жизни, когда неприходится решать сложных жизненных задач и общение не очень интенсивно. Он может быть более интенсивным в периоды жизненных кризисов и/или при интенсивном общении — взаимодействии с другими людьми.

Для личностного роста важен сам факт движения. Процесс личностного роста целостный, взаимосвязанный, и рост в одном «личностном измерении» способствует продвижению в других. Открытие и обретение себя дают возможность человеку становиться все более свободным и ответственным, дружелюбным и открытым, сильным и творческим и, в конечном итоге, — более зрелым и способным воспринимать мир (внешний и внутренний) не как угрозу, а как условия для своей жизни.

hr-portal.ru

Личностный рост и развитие личности — взаимодействие и динамика

Развитие основывается на росте. Развитие обычно представляет собой накопление количественных изменений, то есть является прямым продолжением роста (как в компьютерных играх: накопил определенное количество ресурсов — получил новый уровень). Рост и развитие чередуются этапами как горизонтальное и вертикальное движение: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение).

Рост — естественная база развития.

  • Развивать можно только то, для чего уже есть естественная база.

Развивать можно только то, для чего процессом роста были созданы необходимые предпосылки. Никто не будет развивать в годовалом младенце мужественность — он еще недостаточно вырос, для этого не появилась база.

Если молодой человек по уровню деловой ответственности еще только Исполнитель, не дорос даже до уровня Специалиста, то развивать в нем Руководителя — бесполезно. Он еще — маленький.

  • Развивать постоянно нельзя: развитие должно поддерживаться естественным ростом.

Учеба должна чередоваться жизнью, чтобы новые знания обогащались реальным опытом, практикой.

Фильм «Как добиваться результатов в личностном росте? Н.И. Козлов»

​​​​​​​Процессы роста у человека идут с максимальной интенсивностью в детстве. С возрастом рост что физический, что интеллектуальный — замедляется, а с определенного периода у большинства начинает идти в обратную сторону: интеллект снижается, память слабеет, мышцы постепенно атрофируются.

Развитие способствует росту

Огурец может только расти. Влажная земля и солнце этому способствуют, но тренировать и развивать внешними процедурами невозможно: огурец растет по своей внутренней программе.

Однако тот, кто тренирует свое тело, знает, что определенные тренировки росту мышечной массы способствуют. Человеческое тело — не огурец, и у человека развитие, тренировка его тела или души способствуют росту тела, росту душевности, росту душевной глубины, гибкости или стойкости.

Рост и развитие поддерживают друг друга

Скорость развития всегда ограничена необходимостью дорастания человека до того, что он приобрел в процессе учебы на тренинге.

Новые личностные роли должны прорастать в душе, прирастать к душе, только тогда они становятся не внешними масками, а новой гранью личности. См.→

У человека рост и развитие поддерживают друг друга и сменяют друг друга этапами. Это напоминает чередование горизонтального и вертикального движения: происходит накопление знаний и умений (идет горизонтальный рост), потом происходит резкий скачок, переход на новый уровень (произошло развитие, скачок вверх), далее идет освоение этого уровня (рост как горизонтальное движение).

www.psychologos.ru

Личностный рост — психология, книги для личностного роста и развития

С течением времени взгляды людей меняются, связано это с разными причинами, основной из которых является личностный рост. Это он заставляет переосмысливать жизненный опыт, находить более удачные выходы из проблемных ситуаций и выигрывать там, куда раньше и не зашли бы.

Что такое личностный рост?

Исходя из заманчивых приглашений на тренинги, можно подумать, что личностный рост – это волшебная техника, которая поможет достигать желаемого без особых усилий. Такое определение в корне неверно, трудиться придется очень напряженно. Личностный рост подразумевает работу над своими недостатками, чтобы улучшить собственные показатели относительно предыдущего периода. Это всестороннее развитие человека, победа над страхами и расширение горизонтов, которое способствует достижению успеха в любом деле.

Психология личностного роста

Само понятие личностного роста не подразумевает приятной увеселительной прогулки. Это трудоемкий процесс, а зачастую и неприятный. Его начало может быть связано с завистью, которую потом придется устранять, поэтому личностный рост в психологии всегда рассматривается, как серьезное испытание, при прохождении через которое может потребоваться помощь. Во время него есть шанс увлечься самобичеванием. В результате появляется стремительная деградация и потеря веры в собственные силы.

Для чего нужен личностный рост?

Прежде чем начать движение в этом направлении, нужно понять, в чем польза личностного роста. Многие поколения наших предков ни о чем таком не думали, растили детей и были счастливы, а современные люди постоянно усложняют свою жизнь. Рассмотрим, что толкает их на этот шаг.

  1. Остановок нет. Можно или двигаться вперед, или катиться вниз. Связано это и с утратой навыков из-за их неиспользования, и с развитием окружающей среды. Даже для поддержания своего уровня придется трудиться.
  2. Цели и мечты. Чтобы достичь успеха необходимо постоянно учиться, приобретать новые профессиональные навыки и оттачивать личные качества.
  3. Жизнь. Существование без самосовершенствования возможно, если загрузить себя тяжелой работой и неподъемными обязательствами. Только в момент отдыха будут проскакивать мысли об упущенных возможностях, которые в конечном итоге приведут к затяжной депрессии.

Признаки остановки личностного роста

  1. Неумение принимать новое. Человек старается окружать себя только привычными вещами (книги, музыка, фильмы), не пуская в свою жизнь новых знакомств и идей.
  2. Непринятие себя. Попытка самообмана, желание подстроиться под чужие ориентиры.
  3. Отсутствие гармонии. Нет умения соответствовать среде проживания и попыток как-то ее изменить.
  4. Отсутствие гибкости. Способность действовать только по выверенным шаблонам, малейшее отступление видится невозможным.
  5. Внутриличностный конфликт. Есть несоответствие реального положения своему идеальному «Я».
  6. Нет ответственности за свою жизнь. За наступивший кризис личностного роста несут вину другие люди и неблагоприятные обстоятельства, а не сам человек.
  7. Неадекватная оценка себя. Люди впадают в самобичевание или возносят себя над другими. Для любой из реакций хватит самой незначительной причины.

С чего начать личностный рост?

Тренировки любого рода начинаются постепенно, чтобы не перегрузить организм слишком большим напряжением. Личностный рост и саморазвитие не будут исключением, прежде чем взяться за обучение, нужно хотя бы понять, что планируется изучать. Начинать рекомендуется со следующих последовательных действий.

  1. Понимание. Если нет осознания необходимости дальнейшего развития, но ни одно хитрое упражнение или умная книга не поможет.
  2. Свое мнение. Ошибаются даже признанные авторитеты, поэтому все суждения желательно рассматривать через призму собственного опыта и разума.
  3. Фронт работ. Необходимо без скромности и сожаления определить свои сильные стороны и черты, которые требуется улучшить. Сюда относится и личная привлекательность.
  4. План. На следующем этапе нужно наметить способы работы на своими недостатками.

Личностный рост: мотивация

Без желания ничего не получится, и в процессе самосовершенствования его наличие тоже необходимо. Мотивация, как условие личностного роста, разделяется на следующие виды.

  1. Самоутверждение. Желание выглядеть лучше перед близкими людьми, повысить самооценку и статус.
  2. Подражание. Стремление быть похожим на успешного человека.
  3. Власть. Получение удовольствия от управления другими людьми толкает на улучшение своих навыков в этой области.
  4. Работа ради работы. Удовлетворение от выполнения своих обязанностей, человек увлечен своей деятельностью.
  5. Саморазвитие. Покорение каждого этапа может приносить радость, это ощущение и является мотивацией к дальнейшему движению.
  6. Совершенство. Желание достигнуть высот в определенной сфере.
  7. Компания. Потребность стать частью какой-то компании, увлеченной тем же процессом.

Способы личностного роста

Перейти на новый уровень развития можно при помощи нескольких подходов. Некоторые основаны на личном упорстве, другие способы предполагают помощь специалистов. Принято выделять следующие методы личностного роста.

  1. Литература. Нужно выбрать и изучить лучшие книги по личностному росту. Метод отличается невысокой скоростью продвижения. Придется самостоятельно разбираться со всеми тонкостями, выискивая правильные шаги среди множества противоречивой информации.
  2. Комплексный подход. В этом случае используются следующие инструменты личностного роста: книги, видеоуроки, консультации психологов. Эффективность выше, чем у предыдущего подхода. На высокую скорость рассчитывать не приходится, так как объективно оценивать результат будет сложно.
  3. Тренинги и курсы. При наличии опытных тренеров можно быстро получить результаты, вся информация будет структурирована и подробно пояснена. Есть опасность попасть под влияние мошенников.
  4. Личный тренер. По результативности этот подход оптимален, но он и самый дорогой. В этом случае подход будет индивидуальным, чтобы создать сбалансированную модель обучения.

Упражнения для личностного роста

  1. В чем повезло. Желательно выполнять в паре. Сначала пара по очереди рассказывает о положительных моментах в своей жизни. Затем нужно обсудить полученные впечатления.
  2. Ступеньки. Для этой техники личностного роста нужно нарисовать лестницу с 10 ступенями и обозначить свое положение на ней. Заниженной самооценке соответствует 1-4 ступенька, нормальной – 5-7, а завышенной – от 8 ступени.
  3. Воскресный вечер. Необходимо найти время для себя, о котором будут знать все близкие. В эти несколько часов предоставляется абсолютная свобода действий без каких-либо обязательств. Это нужно, чтобы вспомнить о своих интересах, которые часто забываются под гнетом долга.

Книги по личностному росту

Без изучения литературы вырасти над собой не выйдет. Хороший результат помогут достичь следующие книги для личностного роста и развития.

  1. Д. Эйкафф. «Начни». Рассказывает о сложности выделиться из толпы и плюсах такого поступка.
  2. Д. Рон. «Сезонность Жизни». Поможет разобраться с внутренними противоречиями.
  3. А. Лакейн «Искусство планировать». Расскажет об эффективном планировании своей жизни, это очень полезно во время личностного роста.
  4. Б. Трейси «Выйди из зоны комфорта». В книге описаны способы выхода из сложных ситуаций, связанных с непривычными решениями.
  5. К. Макгонигал. «Сила воли». Поможет стать духовно сильнее, все советы имеют научное подтверждение.

Опасность тренингов для личностного роста

Чуть выше было сказано, что такие занятия способны существенно ускорить процесс. Но есть и немало примеров, как тренинги личностного роста калечат психику. Такой результат происходит, если люди попадают к мошенникам, которые готовы применять самые низкие способы для получения прибыли. После подобных уроков люди выходят с уверенностью в собственной ничтожности, преодолеть которую поможет только новый курс.

Вред тренингов личного роста не всегда связан с преступной деятельностью. Дело в том, что развитие возможно только при отсутствии серьезных нарушений. Если человек находится в депрессии, то такие занятия способны только усугубить его состояние. В этом случае сначала необходимо избавиться от нездорового состояния, а потом заниматься самосовершенствованием.

 

womanadvice.ru

Личностный рост и личностное развитие

Здравствуйте читатели сайта www.worldmagik.ru.

Эта статья написана специально для тех людей, которые обожают личностный рост или которые только недавно начали интересоваться этим увлекательным занятием. Первая половина статьи написана для второй группы людей. Вторая половина статьи для тех, кто сильно увлекается личностным развитием, но так и не получает видимых результатов. Мы с Вами разберемся, почему так происходит и в чем же дело, почему нет результатов?

Что такое личностный рост?

Личностный рост – это саморазвитие личности, а саморазвитие – это регулярная работа над собой, развитие и совершенствование новых и уже имеющихся качеств. Личностный рост и саморазвитие или даже самосовершенствование – это синонимы. Все эти термины подразумевают одно и то же. Человек, который занимается личностным ростом – старается привнести позитивные изменения в себе, укрепить свой внутренний стержень и увеличить собственный потенциал.

Даже если человек ничего не знает о личностном развитии, по закону развития он все равно развивается. Личностный рост может быть как осознанным, так и неосознанным. В большинстве случаях человек развивается исходя из событий, требований, месторасположения, окружения и собственных целей. Два человека будут абсолютно разные, если одного поместить в одну среду, а второго в другую. Например, первого отправят учиться в военное училище, а другого в обсерваторию. Род деятельности и окружающая среда формирует личность и делает его таким, каким он становится. Так происходит неосознанное личностное развитие, и я бы даже сказал вынужденное.

Согласитесь, если один человек занимается боями без правил, а другой балетом, то и уровень уверенности в себе будет абсолютно разным. Первый привык к постоянной борьбе и маханию кулаками, а другой к обтягивающим штанам и шпагатам. Один в ходе своей деятельности воспитал в себе такие-то черты характера, второй совершенно другие черты. Отсюда вывод – род деятельности формирует личность.

И, конечно же, окружение оказывает на человека существенное воздействие. Если человек вырос среди бедных людей, то у него формируется философия бедности. Если другой человек вырос в богатом окружение, его философия соответствует данному ему окружению – философию богатства. У первого человека личностный рост отобразился в виде деградации, у второго личностный развитие в виде развития. Так что личностный рост бывает и со знаком + и со знаком — .

Личностный рост бывает осознанным только тогда, когда человек самостоятельно берет свою жизнь под собственный контроль, и занимается развитием тех навыков и качеств, которых ему не хватает. Такое определение личностного роста подходит больше всего, потому что начинается от слова «лично», самим человеком, а не его окружением и обстоятельствами. Такие люди впоследствии становятся победителями. Они сами вырываются из своих ячеек, в которые их запихнула судьба, окружение и род деятельности, и начинают стремиться к своим ячейкам, где они будут теми, кем хотят стать.

В наше время осознанным личностным развитием просто необходимо заниматься. В противном случае оно будет неосознанным. Возможно, Вы будете развивать не те навыки и качества, которые хотели бы иметь. Для того чтобы этого избежать, человеку необходимо понять, что конкретно ему не хватает для приобретения желаемого образа жизни, а потом начать любыми способами приобретать те недостающие компоненты.

Личностное развитие

Те люди, которые занимаются личностным ростом, иногда сталкиваются со следующей ситуацией – НЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ. В наш 21 первый век личностное развитие стал видом бизнеса. В интернете и в реальной жизни, сейчас полно так называемых коучей, которые за конкретную сумму денег готовы помочь Вам решить ряд некоторых проблем. И многие люди, после прохождения живых тренингов по личностному росту задаются следующим вопросом: «Почему у меня нет результатов?». Ну понятно что после прохождения тренинга человек воодушевлен, он восклицает себе лично: «Теперь моя жизнь точно изменится!», но проходят месяца, а все как было, так и осталось. Некоторые люди даже повторно приходят на те же тренинги и проходят их заново, но в дальнейшем снова ничего не меняется. Это как фильм «Секрет» смотреть по двести раз и надеется на чудо.

И потом многие начинают думать, что личностный рост – это развод, лохотрон и полная фигня. А для чего нужен личностный рост? Зачем им заниматься? В первую очередь, люди, которые занимаются личностным развитием, хотят изменить свои жизни в лучшую сторону. Их не устраивает нынешнее положение, и они идут к коучам, которые якобы помогут им. Другие люди с помощью личностного роста хотят разбогатеть. Я не о коучах, которые наживаются на этом, я о простых людях, которые считают, что личностный рост поможет им стать богатыми и успешными. Личностное развитие может помочь людям добиться всего, чего они захотят. Вот только статистика всегда против людей. Например, после прохождения тренингов, неважно по какой тематике, только 2-5% получают реальные результаты. Все остальные остаются ни с чем.

Однажды моему знакомому пришло письмо от одной женщины:

«Я всю свою молодость потратила на личностный рост. Сейчас мне 51 год я по-прежнему нищая. И теперь меня интересует один вопрос – Как делать деньги?».

Так какой вывод отсюда напрашивается? Понятно, что личностный рост не поможет Вам стать богатыми и успешными людьми. Для того чтобы стать богатым – нужно учиться у богатых людей зарабатыванию денег.

Позитивное мышление, визуализации и аффирмации не помогут Вам делать деньги из воздуха. А личностное развитие в наше время подразумевает именно это. Визуализируй, скандируй аффирмации, думай позитивно и все у тебя будет. Эти мнимые техники всего лишь маленькая деталь в большом механизме.

Если Вам надо избавиться от страха, то личностный рост Вам поможет. Найдите себе наставника, который знает, как преодолевать страх и учитесь у него. У Вас низкая самооценка? Что ж, личностный рост и здесь Вам поможет. Начните либо самостоятельно, либо с наставником работать над своей самооценкой. У Вас проблемы со временем, не умеете планировать свои дела, расставлять задачи по уровням важности? Личностный рост и здесь Вам поможет. Начните обучаться тайм-менеджменту либо сами, либо с наставником. Не клеятся отношения с мужчинами/женщинами? Измените что-то в себе, и противоположный пол потянется к Вам.

Все это и есть личностное развитие. Если у человека чего-то нет, ему надо что-то изменить в себе, или что-то добавить, развить и усовершенствовать. А самое главное в личностном росте – это действие. Подлежащий камень вода не потечет. Люди, которые занимаются личностным развитием, всегда надеются на то, что ВСЕ САМО ПРИДЕТ. Бизнесмены и предприниматели делают все наоборот. Они много действуют и считают, что личностный рост – полная фигня. Так не годится. Нужна золотая середина.

Главная задача личностного роста – заставить человека поверить в себя, в свои силы и в то, что он достоин лучшей жизни. Если человек верит в себя – он действует, преодолевая страхи, сомнения и даже неудачи.

Проблема людей после прохождения тренингов по личностному развитию заключается в том, что они сначала загораются, то есть люди начинают действовать и очень много действовать, а потом гаснут после того, как не видят видимых результатов. Потом человек приходит на другой тренинг к другому человеку и все повторяется вновь.

Чтобы такого избежать, Вам нужно найти практика. Настоящему практику всегда есть что показать и рассказать. Практик принесет Вам те результаты, которые Вы хотите иметь. Вы же не будете учиться водить машину у Вовочки, который только недавно слез с четырехколесного велосипеда? Найдите себе наставника в той области, в которой Вы хотите преуспеть и в которой преуспел лично он. Тогда вопроса: «Почему у меня нет результатов???» не будет.

Ну что ж!!! В этой статье я рассказал Вам, что такое личностный рост или личностное развитие, для чего он нужен, почему нет результатов после прохождения тренингов по личностному росту и, что нужно делать, чтобы такого не было. Успехов Вам во всем – мои дорогие читатели.

личностный рост, личностное развитие

www.worldmagik.ru

С чего начать личностный рост: основные направления

Приветствую вас, уважаемые читатели блога. Сегодня мы с вами поговорим о том, как найти себя и не останавливаться на достигнутом. В этой статье я расскажу, с чего начать личностный рост и поделюсь интересными лайфхаками.

Какая связь между ростом личности и ответственностью?

Часто ли перед вами мигает реклама «записаться на тренинг в онлайне»? Или приходят умопомрачительные предложения посетить вебинары, конференции, оффлайн семинары? А реагируете ли вы на эти предложения или проходите мимо?

Самый популярный ответ звучит примерно так: Откуда у меня на это время? Мне что, заняться нечем? Я лучше  посмотрю новую серию «Игры престолов» или схожу в магазин за закуской к горячительным напиткам.

Конечно, я описал крайность. Тем не менее, я часто замечаю, что люди не готовы развиваться и работать над собой.

Личностный рост – это как раз и есть работа над собой, за которую вы берете ответственность на себя.

В росте личности поможет:

  • Развитие уже существующих навыков. Наберитесь больше опыта, станьте экспертом в своей сфере.
  • Изучение чего-либо кардинально нового. Это может быть обучение любым навыкам, с помощью которых вы будете зарабатывать дополнительные деньги. Или же это просто хобби, увлечение, способ досуга.
  • Углубление в другие отрасли сферы, в которой вы находитесь. Например, занятие другим видом спорта или танцев, новые способы вязания или создания сайтов.

Вариантов чем заняться – масса. Но прежде чем запустить процесс саморазвития, найдите себя.

О самых эффективных методах саморазвития вы можете почитать в ранее опубликованной статье. Вот ссылка: 9 лучших способов саморазвития для кардинального улучшения жизни».

Как найти себя?

У вас бывает так, что нет ни сил, ни желания что-либо делать? Когда опускаются руки и хочется убежать в дремучий лес подальше от внешнего мира. Поздравляю, вы на верном пути! Это самое лучшее состояние для переосмысления точки, в которой вы находитесь, и работы над собой. Иногда нужно побыть и в таком настроении, чтобы вспомнить, для чего мы живем, какая стоит миссия перед каждым из нас и каково наше предназначение.

Чтобы не погружаться в философское состояние на длительный период, сокращайте расстояние от мысли к действию. Как только вы научитесь вовремя остепеняться, вы почувствуете прилив энергии и сил.

Так вот, возвращаемся к поиску себя.

Найти сферу развития собственной личности сложно, если у вас совершенно нет идей и, тем более, четкого плана, как в школе. Но это возможно с помощью:

  1. Занятия любимым делом.
  2. Метода проб и ошибок.

 Я – это то, что я делаю

Если вы знаете, чем вам нравится заниматься – это прекрасно! В таком случае нужно лишь поработать с дисциплиной и научиться регулярно выделять время для личностного роста.

Не пугайтесь, если это дело покажется странным для всех и им никто не занимается. Оглянитесь вокруг: кто-то снимает видео о своей жизни, потому что им это нравится. В итоге эти видеоблогеры уже выступают на радио, дают интервью и даже снимаются в кино. Совет, который они дают новичкам:

«Мы продвинулись только потому, что мы не играем. Это наша жизнь. Нам это нравится: снимать и хвастаться.»

Или вы сидите в офисе и от нечего делать рисуете шаржи начальников. Если это вам приносит удовольствие – развивайтесь в данном направлении, находите тусовки единомышленников и получайте позитивные эмоции от общения с ними.

Пробуй – не ошибешься

Если же вас вообще ничего «не прет», садитесь и генерируйте идеи, чем в принципе было бы интересно вам заниматься на постоянной основе. Обязательно записывайте все на лист.

Девушкам в этом деле проще, так как практически все обожают худеть, правильно питаться, следить за фигурой или заниматься рукоделием.

Для парней также есть беспроигрышные варианты в виде занятий спортом, программированием или ремонтом.

Придумываете, пробуете делать и наблюдаете за своим состоянием: нравится / не нравится, что чувствуете в процессе, какие возникают мысли и т.д. Если понимаете, что это явно не ваше – переходите к следующему занятию из составленного списка.

Запомните самую важную вещь: развитие должно приносить удовольствие. Никогда не насилуйте себя занятием тем, что вам не по душе. Таким образом вы наработаете себе комплексы и болезни.

Мыслить – значит существовать

Всем известно знаменитое высказывание Рене Декарта:

«Я мыслю, следовательно я существую»

И вправду, способность мыслить по истине удивительная! А знаете ли вы, что с помощью мыслей можно построить новую реальность?

Согласно методике визуализации, которая детально разобрана в фильме «Секрет», в первую очередь нужно менять мысли в голове. Сначала мысль, затем действие. Подробнее о визуализации вы узнаете по этой ссылке.

Как связаны личностный рост и визуализация – спросите вы. Важно мыслить в том направлении, в котором вы развиваетесь. Анализируйте то, что уже сделано, думайте над планами и перспективами.

Только благодаря мыслям вы сможете оценить точку, в которой находитесь и определиться, по какому вектору двигаться дальше. Это и есть процесс личностного роста.

Делай дело

Нет ничего мощнее, чем действие. Это как в анекдоте:

— Боженька, ну сделай так, чтобы я выиграл лотерейный билет.

— Я не против, но ты его сначала купи!

Старая шутка, которая очень точно показывает, как устроен человек. Он хочет выиграть, не играя, худеть, не прикладывая усилий, и расти как личность, не перенапрягаясь.

Если вы выбрали путь саморазвития, взяли на себя ответственность перед Вселенной и самим собой, не сходите с дистанции. Я не перестану твердить, что:

Только действие приведет к результату!

Мысли, учебная литература и тренинги по личностному росту – это всего лишь инструменты.

Выбрасывайте из головы мысли о том, что вас кто-то осудит и не поймет. Наоборот знайте, что вас обязательно осудят и мало кто поймет. Потому как не все готовы заплатить за обучение по специально созданным программам развития личности и шагать в этом направлении до конца. Но если вы хотите быть интересным для себя и общества – работайте над собой!

Может не хватает дисциплины? Ранее опубликованная статья вам в помощь. Вот ссылка: 5 правил формирования навыков самодисциплины и умения реализовать их»

Заключение

Это все, что я хотел вам рассказать сегодня. Если вам есть что добавить – оставляйте свои комментарии. Мне очень интересно, какие мысли и ассоциации возникли у вас во время чтения моего поста. Что вы еще посоветуете тем, кто не верит в рост личности и считает это пустой тратой времени?

Если статья была интересной, рекомендуйте ее друзьям. Давайте делать мир чуточку добрее вместе!

До новых встреч на страницах блога. Подписывайтесь на обновления, чтобы быть в курсе моих новых публикаций.

 

qvilon.ru

Личностный рост и развитие личности

На протяжении всей жизни многие из нас стремятся к личностному росту, саморазвитию и профессиональному развитию. И это здорово. Человек, который стремится к постоянному саморазвитию несет в себе силу, волю и энергию, способную снести все на своем пути и добиться желаемого результата. Личностный рост, а точнее его развитие — процесс длительный и трудоемкий.

Он требует как финансовых, так и временных затрат. Но если эти сложности вам не страшны, тогда давайте перейдем к следующему пункту. А именно, с чего начать развитие личности.

Книги по личностному росту

Испокон веков, книги являются одним из главных источников знаний. Книга — это мощный инструмент личного самосовершенствования. Именно поэтому, рекомендацией на путь к личностному росту станет выбор необходимой литературы.

Книг по личностному росту очень много. И чтобы вы не потратили ни минуты лишнего времени при чтении “бесполезных книг”, прежде, чем вы выберете для себя “те самые”, которые приведут вас к нужным мыслям и действиям, прочтите наши рекомендации при выборе литературы:

  1. Прочитайте отзывы в интернете, просмотрите форумы рекомендаций.
  2. Изучите хотя бы оглавление книги, а лучше всего придите в книжный магазин и пролистайте ее содержимое.
  3. Ознакомьтесь с авторами книг (их жизнью, творчеством и т.п.). Возможно, вы книгу подберете именно по автору, который вам понравится.

Курсы личностного роста

Многие люди подкрепляют чтение литературы посещением курсов по личностному росту. Действительно, атмосфера, которую создает тренинг, обладает магической силой. Она наполнит вас сильнейшей мотивацией и зарядом энергией, позволит изучить свои сильные и слабые стороны, познакомит с новыми “воодушевляющими” людьми, раскроет ваш потенциал и поменяет мышление в сторону развития личности.

Что следует учесть при выборе курса по личностному росту?

  1. Личность тренера. Изучите личность тренера в социальных сетях, группах или сайте. Опросите знакомых, которые уже побывали у него. Или напишите людям, которые оставляли отзывы о нем.
  2. Цель и тематика тренинга. Пусть это будет по — настоящему профессиональный курс, без всяких там эзотерических штучек.
  3. Стоимость курса. Не ведитесь на дешевые семинары, на которых вам обещают “золотые горы”. Но и не стоит оставлять огромные суммы — подходите к этому разумно и не залезайте в долги.

Самообразование и самосовершенствование

Этот пункт, пожалуй, самый обширный, и включает себя и изучение книг, и курсов, и получение новой профессии, и расширение круга людей “целям”. Самообразование может начаться путем самосовершенствования, а следующее можно проделать самыми разными способами:

  1. Избавиться от вредных привычек.
  2. Заняться спортом, больше гулять.
  3. Перейти на правильное питание и другое.

Эти пункты не обязательны, но они помогут в самоорганизации.
Главное — это прийти к внутренней гармонии. Понять, что вы хотите от жизни. И тогда процесс личностного роста и саморазвития не покажется вам сложным, а наоборот — очень даже интересным.

propanika.ru

Личностный рост и развитие личности человека

Доброго времени суток, дорогие читатели блога. Хочу рассказать вам одну историю, которая, быть может, поможет вам взглянуть на жизнь, на этот мир с другой стороны и задуматься над многими важными вещами бытия, в том числе и над таким понятием, как личностный рост, который и моделирует наш успех, движение к мечте.

История из жизни

Были два друга. Один – тихоня, второй – ураган энергии, но оба до фанатизма помешаны на музыке. Первый играл на гитаре, выводя потрясающие соло-трели, второй сходил с ума по барабанам и стоит сказать, что играл он мастерски. Конечно же, парни мечтали более всего на свете пробить себе дорогу в манящий мир шоу-бизнеса, мир музыки. Но так вышло, что жизнь развела друзей по разным дорогам, и каждый пошел своим путем, помня о своей мечте. Вот только, если первый, гитарист–тихоня понимал неопровержимую истину – что тот побеждает, кто умеет проигрывать и при этом, не опускать руки, второй ломался от малейшего удара судьбы. Прошло пять лет.

Гитарист прошел много испытаний на прочность: нищету, предательства, минуты отчаяния. Но после каждого падения он брал себя в руки и анализировал, что сделал не так, думал, как действовать дальше. В итоге ему удалось найти свое место в мире музыки, найти своих людей. Он играет в группе. А лихой, дерзкий барабанщик, он думал, что лавры мира дадутся ему легко, стоит только щелкнуть пальцами, но этого не произошло. А бороться он не умел.

Слабость духа и воли ведет к полному краху. Парень стал спиваться и растерял все, что имел: любимую девушку, друзей и даже талант. И хочется надеяться, что он еще найдет в себе силы подняться с колен и пойти дальше, уже верной дорогой….

Для чего я это рассказываю? А для того, чтобы вы на наглядном примере увидели, как важно для человека развитие личности, сила духа и сила воли, веры. Ведь на них и держится наша жизнь, реализуется наша мечта.

Личностное развитие — теория

Понятие личностный рост в последнее десятилетие стало мегапопулярным и это замечательно, ведь в него входит все самое прогрессивное, лучшее, прекрасное, что заставляет человека идти вперед, к своей мечте и цели, невзирая на трудности, преодолевая собственные слабости. В годы коммунистического строя главной целью правительства было создать социум, серую легкоуправляемую массу, в которой нет места для мыслящей волевой личности. Властители боялись сильных духом людей. По этой причине уничтожалась вера, как один из главных столпов духовной мощи человека, сама мысль о противостоянии системе, анализ происходящего вокруг. Но жизнь не стоит на месте. Все течет, все меняется. И сегодня быть аморфным, быть как все не в моде.

Сегодня тот добивается успеха, кто способен перепрыгнуть планку каких-то рамок, сковывающих его возможности, кто может придумать что-то новое, креативное, яркое. Если запереть себя в душный шкаф стереотипов и ограничений, нельзя добиться в этой жизни ровным счетом ничего, тогда как есть прекрасная возможность изменить свою жизнь в лучшую сторону. И в этом поможет личностное развитие.

Существует три основные теории личностного развития:

  1. Бихевиоризм. Несмотря на столь сложное название, теория заключается в простом: на личностный рост влияет волеизъявление самого человека. Всего в этой жизни нужно добиваться большими усилиями и иногда даже пробивать стены лбом. Когда-нибудь, либо рухнет стена… либо появится еще одна шишка на лбу.
  2. Экзистенциальная теория состоит в самопознании, поиске. Без этого поиска истин человек теряет самое главное, гармонию, стремление к совершенству и, как следствие, приходит к деградации.
  3. Третий теоретический подход ставит на верхнюю ступень условия жизни, среду, в которой живет человек. И, правда, исторические условия, окружающие люди оказывают на личностный рост, на убеждения, мировоззрение человека огромное влияние.

Как показывает жизнь, 90% из ста перенимают установленные обществом порядки и только десять процентов действуют, исходя из собственных представлений о совести, правде, чести. Противопоставлять себя большинству способны лишь отдельные личности. Этому и учит в некоторой степени третий теоретический подход теории личностного роста.

Еще одним способом личностного развития считается изучение историй успеха людей, из которых можно подчерпнуть массу полезного. О секретах красоты и здоровья я рассказываю здесь.

Личностное развитие — практика

Уже с древних времен стали зарождаться практики развития личности. Так, древние монахи для того, чтобы стать крепче и выйти на новый уровень духовного развития уходили далеко в горы и проводили без еды и воды, без нормального ночлега недели, созерцая мир, сосредотачиваясь на собственных мыслях, анализируя, думая, размышляя, молясь. Этот метод, конечно, очень суров, но он является одним из самых действенных в вопросе укрепления воли. Лишив себя основных материальных благ, хотя бы на время, по истечению некоторого времени, человек чувствует себя свободной птицей, которую не сковывают рамки бренного, пустого и суетливого. А свободный человек – сильный человек, волю которого просто невозможно сломить.

Современные психологи советуют составлять себе план развития на ближайшие три месяца. Начинать надо с малого, постепенно наращивая темпы работы над собой. Что может входить в план по саморазвитию? Все, что угодно – изучение какой-то области знаний, например, иностранного языка, или трудов философов, интеллектуальное развитие при помощи тестов IQ или физические тренировки на увеличение выносливости.

Но лучше всего, составить себе план, сочетающий все перечисленные пункты, ведь, как говорил Чехов: «В человеке должно быть прекрасным все – и душа, и помыслы, и внешний вид».

Хороших результатов помогает добиться йога и другие восточные телесные практики (ушу, карате, кунг-фу и т.д.). Здесь сочетается философия духа с мощнейшей тренировкой тела, разработки скрытых навыков, наращивания быстроты движений и реакций. Но, решив всерьез заниматься восточными единоборствами, важно помнить один из главных из законов: полученные знания должны быть обращены только во благо (на защиту окружающих или себя, на собственное совершенствование), но никак не во зло.

Я ввела вас в краткий курс личностного роста. Думаю, с этого момента вы начнете изучать эту область знания более глубоко, подробно. И хочу пожелать вам на этом пути удачи и терпения!

blogdeva.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *