Развитие личности когнитивная психология: Джордж Келли: когнитивная теория личности

Содержание

Личность в когнитивной психологии

Общее представление о когнитивной теории личности

Основоположником когнитивного подхода к развитию личности является американский психолог Джон Келли. Согласно его теории, основным источником развития человеческой личности является окружающая его среда и социальное окружение.

Особенность именного когнитивного подхода заключается в том, что особое внимание уделяется влиянию интеллектуальных процессов на особенности поведения человека. В данной теории человек представляется в роли ученого, который проверяет возникающие у него гипотезы относительно природы вещей и делает в соответствии с этим прогноз на развитие событий в будущем.

Любое событие, которое происходит с человеком может быть интерпретировано неоднократно и выводы соответственно могут изменяться в зависимости о ситуации, в которой человек находится в данный конкретный момент.

Замечание 1

Главным понятием когнитивной теории личности является понятие конструкта, которое включает в себя имеющиеся особенности всех известных познавательных процессов. Именно благодаря сформированным конструктам человек приобретает возможность не только познавать мир, но и выстраивать межличностные отношения с другими людьми. Конструкт является своеобразным классификатором — шаблоном восприятия человеком других людей и самого себя.

Основные положения когнитивной теории личности по Дж. Келли

Именно Келли в своих исследованиях дал описание основным механизмам функционирования личностных конструктов. Им же был сформулирован основной постулат данной теории и следствия, которые наступают согласно этому постулату

Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные возникающие следствия лишь уточняют этот основной постулат.

Человек может отличаться от другого не только количеством сформированных конструктов, но и их месторасположением. Существуют конструкты суперординатные, актуализирующиеся в сознании человека за короткий промежуток времени, и субординатные – более медленные.

Замечание 2

Система конструктов в личности человека не является статичной и находится в процессе постоянного изменения в связи с влиянием опыта, получаемого человеком в процессе роста и развития. Таким образом можно сказать, что личность человека формируется и развивается на протяжении всей жизни.

Ученый предполагал, что человеческая личность обладает ограниченной свободой воли и жизнедеятельности. Та система конструктов, которая сформировалась у той или иной личности содержит в себе определенные ограничения. Однако Келли не считал, что вся жизнь человека является полностью детерминированной. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания.

Таким образом можно говорить о том, что внешний мир человека не является добрым или злым, он именно такой, каким человек конструирует его у себя в сознании.

В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках.

Структура личности согласно когнитивной теории личности

Как уже говорилось выше конструкт является основным концептуальным элементом личности. Для каждого человека характерна своя индивидуальная система личностных конструктов, которая разделяется на два связанных друг с другом блока:

  • Блок «ядерных» конструктов, который имеет в своем составе около 50 основных конструктов, находящихся на вершине системы и в основном фокусе оперативного сознания человека. Конструктами, входящими в данный блок, человек пользуется чаще всего в процессе взаимодействия с окружающими людьми.
  • Второй блок — блок периферических конструктов, в который входят все остальные конструкты. Их количество является строго индивидуальным и может доходить до нескольких тысяч.

Целостные свойства личности выступают как результат совместного функционирования обоих блоков, всех конструктов.

Типы личности в когнитивной психологии

В когнитивной психологии выделяется два типа целостной личности человека:

  1. когнитивно сложная личность, для которой характерно большое количество сформированных конструктов;
  2. когнитивно простая личность, с небольшим набором конструктов.

Главными отличиями когнитивно сложной личности от когнитивно простой являются:

  1. когнитивно сложная личность характеризуется лучшим психическим здоровьем;
  2. для когнитивно сложной личности характерно более эффективное поведение в период стресса и борьбы с ним;
  3. она имеет более высокий уровень самооценки;
  4. процесс адаптации к новым внешним условиям для когнитивно сложной личности проходит более успешно и безболезненно.

Таким образом можно сделать вывод о том, что в соответствии с исследованиями когнитивной психологии в области личностного развития человека личность является определенной системой организованных личностных конструктов, которые служат для переработки, восприятия и интерпретации личного опыта человека, получаемого им в течение всей его жизни. Структура личности согласно теории данного подхода, состоит из индивидуальной своеобразной иерархии конструктов, сформированных у каждого человека в соответствии с его жизненным опытом.

Система конструктов в личности человека имеет изменчивый характер и находится в зависимости от особенностей жизнедеятельности человека, его опыта, поведенческих особенностей и социального окружения, что также подтверждает тот факто, что формирование человеческой личности процесс, длящийся на протяжении всей человеческой жизни.

Основным выводом когнитивной теории личности по Джону Келли является мысль о том, что основные процессы личности являются своеобразными каналами в психике человека, в русле которых человек приобретает способность к прогнозированию событий будущего. В соответствии с этим все поведение человека направлено на прогноз событий, которые произойдут с ним в будущем времени.

Когнитивная теория личности

Когнитивная теория личности

Слово «когнитивный» происходит от латинского глагола cognoscere – «знать». Психологи, сплотившиеся вокруг этого подхода, утверждают, что человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или на события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.

Основоположником является американский психолог Дж. Келли (1905-1967). По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Главным источником развития личности, согласно Келли, является среда, социальное окружение. Когнитивная теория личности подчеркивает влияние интеллектуальных процессов на поведение человека. В этой теории любой человек сравнивается с ученым, проверяющим гипотезы о природе вещей и делающим прогноз будущих событий. Главным понятием в этом направлении является «конструкт» (от англ.

construct — строить). Это понятие включает в себя особенности всех известных познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления и речи). Благодаря конструктам человек не только познает мир, но и устанавливает межличностные отношения. Конструкты, которые лежат в основе этих отношений, называются личностными конструктами.

Конструкт — это своеобразный классификатор-шаблон нашего восприятия других людей и себя.

Келли открыл и описал главные механизмы функционирования личностных конструктов, а также сформулировал основополагающий постулат и 11 следствий. Постулат утверждает, что личностные процессы психологически канализированы таким образом, чтобы обеспечить человеку максимальное предсказание событий. Все остальные следствия уточняют этот основной постулат. С точки зрения Келли, каждый из нас строит и проверяет гипотезы, одним словом, решает проблему, является ли данный человек спортивным или неспортивным, музыкальным или немузыкальным, интеллигентным или неинтеллигентным и т. д., пользуясь соответствующими конструктами (классификаторами). Каждый конструкт имеет «дихотомию» (два полюса): «спортивный — неспортивный», «музыкальный-немузыкальный» и т. д. Человек выбирает произвольно тот полюс дихотомического конструкта, тот который лучше обладает лучшей прогностической ценностью. Одни конструкты пригодны для описания лишь узкого круга событий, в то время как другие обладают широким диапазоном применимости.
Дружба, любовь и вообще нормальные взаимоотношения между людьми возможны только тогда, когда люди имеют сходные конструкты. Действительно, трудно представить себе ситуацию, чтобы успешно общались два человека, у одного из которых доминирует конструкт «порядочный-непорядочный», а у другого такого конструкта нет вообще. Келли полагал, что личность обладает ограниченной свободой воли. Конструктная система, сложившаяся у человека в течение жизни, содержит в себе известные ограничения. Однако он не считал, что жизнь человека полностью детерминирована. В любой ситуации человек способен сконструировать альтернативные предсказания. Внешний мир — не злой и не добрый, а такой, каким мы конструируем его в своей голове. В конечном итоге, по мнению когнитивистов, судьба человека находится в его руках. Внутренний мир человека субъективен и является, по мнению когнитивистов, его собственным порождением. Каждый человек воспринимает и интерпретирует внешнюю реальность через собственный внутренний мир.
Основным концептуальным элементом является личностный «конструкт». Наиболее известный из них «тест репертуарной решетки» (Франселла Баннистер,1987г.) Испытуемый сравнивает одновременно между собой триады (список и последовательность триад составляются заранее из людей, играющих важную роль в прошлой или настоящей жизни данного испытуемого) с целью выявления таких психологических характеристик, которые есть у двух из сравниваемых трех людей, но отсутствуют у третьего человека. Например, вам предстоит сравнить преподавателя, которого вы любите, свою жену (или мужа) и себя. Предположим, вы считаете, что у вас и вашего преподавателя есть общее психологическое свойство — общительность, а у вашего супруга(и) такое качество отсутствует. Следовательно, в вашей конструктной системе есть такой конструкт — «общительность-необщительность». Таким образом, сравнивая себя и других людей, вы раскрываете систему своих собственных личностных конструктов. Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека.
Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов. На контрольный вопрос «Почему одни люди более агрессивны, чем другие?» когнитивисты отвечают так: потому что у агрессивных людей имеется особая конструктная система личности. Они иначе воспринимают и интерпретируют мир, в частности, лучше запоминают события, связанные с агрессивным поведением.

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980), поставив перед собой задачу выяснить, каким образом человек познает реальный мир, изучал закономерности развития мышления у ребенка и пришел к выводу, что когнитивное развитие представляет собой результат постепенного процесса, состоящего из последовательных стадий. Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает, и тем, что он стремится понять. Все дети проходят эти стадии развития в одной и той же последовательности, причем некоторые проходят через все стадии, тогда как у других развитие тормозится или блокируется на каком-то этапе из-за недостатка одного или нескольких необходимых факторов.

Это продвижение вперед определяется совместным воздействием созревания нервной системы, опыта обращения с различными предметами и таких социальных факторов, как язык и воспитание. Когнитивные теории личности исходят из понимания человека как «понимающего, анализирующего», поскольку человек находится в мире информации, которую надо понять, оценить, использовать. Поступок человека включает три компонента: 1) само действие, 2) мысль, 3) чувства, испытываемые при выполнении определенного действия. Внешне похожие поступки могут быть разные, так как мысли и чувства были иными. Психолог Зимбардо, изучая формы антисоциального поведения, сделал вывод, что большая часть таких отрицательных поступков может быть объяснена с помощью анализа ситуационных и межличностных факторов, а не диспозиционными устойчивыми личностными особенностями человека («он всегда такой»), напротив, даже «хорошие» люди могут совершать отрицательные поступки в сложных обстоятельствах и ситуациях. Ситуации создают потенциальные силы, способствующие актуализации или препятствующие реализации намерений, планов, т ношений человека.
Находя или создавая соответствующий – удобный – канал ситуационных явлений, можно добиться кардинального изменения поведения людей за счет манипулирования отдельными частными характеристиками ситуации, и наоборот, не найдя такого, можно безрезультатно потратить много сил, организуя внешнее воздействие на людей

Психология рекламы: когнитивная психология и когнитивный диссонанс в рекламе Теория Когнитивного Диссонанса — одна из концепций западной социальной психологии, выдвинутая американским психологом Л. Фестингером (1957) и объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов (верований, мнений, ценностей, намерений и т. д.). Исходное положение теории когнитивного диссонанса: когнитивный диссонанс есть негативное побудительное состояние, возникающее в ситуации, когда субъект одновременно располагает двумя психологически противоречивыми “знаниями” (мнениями, понятиями) об одном объекте. Состояние когнитивного диссонанса субъективно переживается как дискомфорт, от которого стремятся избавиться либо путем изменения одного из элементов диссонансных знаний, либо путем введения нового элемента. Стремясь усилить оправдание поступка, человек либо изменяет свое поведение, либо изменяет свое отношение к объектам, с которыми связан поступок, либо обесценивает значение поступка для себя и других. Когнитивная Психология — одно из ведущих направлений современной зарубежной психологии. Первоначально главной задачей когнитивной психологии являлось изучение преобразований сенсорной информации от момента попадания стимула на рецепторные поверхности до получения ответа (Д.Бродбент, С.Стернберг). При этом исследователи исходили из аналогии между процессами переработки информации у человека и в вычислительном устройстве. Были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, в том числе кратковременная память и долговременная память (Дж.Сперлинг, Р.Аткинсон). При таком более широком подходе Когнитивная психология включает все направления, критикующие бихевиоризм и психоанализ с интеллектуалистических или менталистских позиций (Ж.Пиаже, Дж. Брунер, Дж.Фодор).

Вы только что купили телевизор Горизонт и тут по телевизору идет реклама Panasonic. Есть вероятность, что вы задумаетесь — а правильный ли вы выбор сделали и не поторопились ли. То есть реклама конкурента ввела вас в когнитивный диссонанс. Это и есть одна из функций рекламы — вводить в диссонанс покупателей продукции конкурентов и поддерживать своих. Ведь если вы купили бы именно Panasonic, то такая реклама только укрепила бы ваш выбор и удовлетворение своим решением (а соответственно и самим собой.)

Литература

1.       Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1970, с.5-22.

2.       Немов Р.С. Психология. М., 1998.

3.   Психология личности. Тексты. М.,1982, с.11-41.

4. http://studentu-vuza.ru/psihologiya/lektsii/kognitivnyie-teorii-lichnosti.html

5. http://www.reclama.su/viewtopic.php?t=110

6. http://www.jurnal.org/articles/2009/psih6.html

Содержание

1.       Когнитивная теория личности

2.        Психология рекламы: когнитивная психология и когнитивный диссонанс в рекламе

Когнитивно-поведенческая теория расстройств личности

До сих пор описанные нами теории были сосредоточены на объяснении психических организаций и представлений, которые, как считается, вызывают дисфункциональное поведение. Эти теории основаны на неотъемлемом предположении, что необходимо знать, почему что-то работает именно так, а не иначе, чтобы что-то изменить, отремонтировать или исправить. Но теоретики другой школы мысли, когнитивно-поведенческие теоретики, придерживаются более прагматичного подхода. Не всегда необходимо знать, почему что-то работает именно так, а не иначе, чтобы это изменить или исправить (например, поврежденную личность).

Чтобы проиллюстрировать эту несколько нелогичную концепцию: Предположим, вам нужно перейти улицу. Каким-то необъяснимым образом его затопило, тем самым заблокировав вам проход на другую сторону. Теперь вы могли бы стоять там и размышлять, как, черт возьми, улицу так затопило, и задаваться вопросом, откуда вообще взялась вся эта вода. Или вы можете просто пропустить этот шаг и сразу же приступить к поиску решения, которое поможет вам перейти на другую сторону. Когнитивно-поведенческие теоретики предпочитают немедленно сосредоточиться на решении, которое работает, так сказать, на другой стороне, вместо того, чтобы сосредоточиться на источник поведения, которое необходимо изменить, исправить или исправить.

Это не означает, что современная когнитивно-поведенческая теория (КПТ) умалчивает о происхождении дисфункциональных поведенчески-эмоциональных паттернов. Первоначально основанная на работах Аарона Бека, доктора медицины и Альберта Эллиса, доктора философии, когнитивно-поведенческая терапия возникла из наблюдения, что люди эмоционально и поведенчески реагируют на события в соответствии с их интерпретацией этих событий. Другими словами, наши мысли (познания) приводят к нашим эмоциям и последующему поведению. В качестве иллюстрации предположим, что кто-то наступил вам на ногу. Вы можете интерпретировать это действие, заключив, что этот человек намеренно пытался причинить вам боль. В ответ на это «нападение» вы можете разозлиться и, возможно, даже отомстить шагающему. В качестве альтернативы вы можете интерпретировать то же событие как указание на неуклюжесть другого человека. В этом случае вы можете смеяться и чувствовать сострадание и прощение. Обратите внимание: одно и то же событие в окружающей среде (кто-то наступил вам на ногу) привело к двум совершенно разным наборам эмоций и поведенческих реакций просто из-за того, как ваше сознание интерпретировало это событие.

То, как мы интерпретируем событие, критически связано с другим типом познания: нашими основными убеждениями. Считается, что сложная смесь факторов, происходящих как от «природы», так и от «воспитания», способствует формированию основных убеждений людей. Когнитивная теория предполагает, что существуют определенные унаследованные задатки, такие как темперамент (природа), которые взаимодействуют с детской средой (воспитанием), чтобы влиять на окончательную форму их личности и их характерные межличностные стратегии. Более того, когнитивная теория подчеркивает важность социального обучения для развития личности. Детские переживания, в том числе детские травмы и жестокое обращение, рассматриваются как важные факторы, формирующие эти основные представления о мире. Эти основные убеждения позже окрашивают и потенциально искажают восприятие и интерпретацию людьми последующего опыта. Для получения дополнительной информации о влиянии природы и воспитания на развитие личности, пожалуйста, обратитесь к этому разделу.

Исследуйте свои варианты сегодня

Таким образом, на нашу оценку событий влияет не только наш непосредственный опыт ситуации или события перед нами, но и предвзятые идеи и убеждения, сформированные в прошлом (т. е. наши основные убеждения). Когда наши базовые убеждения ошибочны, предвзяты или искажены, мы можем прийти к неверным, иррациональным выводам о значении событий. Впоследствии мы можем вести себя так, что причиняем себе ненужные страдания.

Когнитивное объяснение расстройств личности, данное доктором Беком, по существу утверждает, что люди с расстройствами личности действуют дисфункциональными способами, которые они делают из-за своих основных убеждений. Базовые убеждения представляют собой предположения о нас самих, других людях и окружающем мире. Когда эти основные убеждения предвзяты или искажены, они заставляют людей постоянно неверно истолковывать ситуации. По довольно ироническому повороту судьбы эти дисфункциональные интерпретации заставляют людей вести себя таким образом, что они невольно провоцируют реакции других людей, которые согласуются с их неправильными интерпретациями. Неудачное и ироничное последствие заключается в том, что человек в конечном итоге «доказывает» правильность своей первоначальной, хотя и ошибочной интерпретации. Это служит дальнейшему укреплению ошибочного основного убеждения.

Мы можем проиллюстрировать, как это работает, вспомнив наш предыдущий пример с неуклюжим степпером. Человек с параноидальным расстройством личности, скорее всего, интерпретирует это событие как преднамеренную провокацию и нападение. Эта интерпретация основана на убеждении, что «мир — опасное место». При последовательном применении это основное убеждение заставляет человека с параноидальным расстройством личности проявлять бдительность в отношении потенциальной опасности, пренебрежительного отношения и оскорблений. Это приводит к тому, что они легко неверно истолковывают невинное, но неуклюжее поведение другого человека. Естественным последствием этой ошибочной интерпретации (действия, как если бы это было правдой, даже когда это не так) является переживание гнева или разочарования. Затем эти негативные чувства побуждают параноика атаковать шагающего в отместку. Такая резкая и враждебная реакция, направленная на невинного, но неуклюжего шагателя, естественно вызовет защитную и гневную реакцию со стороны шагателя (потому что теперь на нее напали без причины!). По иронии судьбы, эта гневная и защитная реакция нашего неуклюжего шагателя лишь подтверждает первоначальную ошибочную интерпретацию (то есть, шагальщик намеревался причинить мне вред!). Это подтверждает основное убеждение «Мир — опасное место», тем самым создавая всеобъемлющий, самовоспроизводящийся межличностный цикл.

Классическая когнитивно-поведенческая терапия расстройства личности, разработанная на основе этого анализа (описанная в разделе «Лечение»), была разработана, чтобы помочь клиентам терапии развить сознательное осознание своих дисфункциональных основных убеждений и оценить их достоверность. Как только они научатся распознавать, когда их основные убеждения активизируются, они смогут изменить или «реструктурировать» свои основные убеждения, чтобы они стали более рациональными по своей природе и более основанными на фактах.

Социально-когнитивные взгляды на личность | безграничная психология |

Когнитивно-аффективная модель личности Мишеля и дебаты о личности и ситуации

Когнитивно-аффективная теория личности Мишеля противоречила более ранним теориям черт и привела к дебатам о человеке и ситуации.

Цели обучения

Анализ вклада Уолтера Мишеля в область психологии личности

Ключевые выводы

Ключевые положения
  • Социально-когнитивный взгляд на личность — это теория, которая делает упор на когнитивные процессы, такие как мышление и суждения, в развитии личности.
  • Уолтер Мишель (1930–настоящее время) — исследователь личности, чья разработка когнитивно-аффективной модели личности помогла сформировать социально-когнитивную теорию личности.
  • Мишель предполагает, что поведение индивидуума фундаментально зависит от ситуационных сигналов; это противоречит точке зрения теорий черт, согласно которой поведение зависит от черт и должно быть постоянным в различных ситуациях.
  • Конфликт идей между моделью Мишеля и более ранними теориями черт стал известен как дебаты между личностью и ситуацией или «черта против состояния». Обсуждается вопрос о том, какие черты или ситуации больше влияют на прогнозирование поведения.
  • Мишель обнаружил отчетливые, но устойчивые паттерны отношений «если-то» ситуация-поведение, которые формируют личностные сигнатуры: если возникает ситуация x , то результатом может быть поведение y .
  • Одним из наиболее заметных вкладов Мишеля в психологию личности являются его идеи о саморегуляции, что продемонстрировано в его знаменитом Стэнфордском зефирном эксперименте по отложенному удовлетворению.
Основные термины
  • подпись личности : Индивидуальный образец ситуационно-поведенческих реакций, предложенный Уолтером Мишелем для предсказания поведения.
  • отсроченное удовлетворение : Отказ себе в немедленном вознаграждении в обмен на лучшее вознаграждение в будущем.
  • социальная когнитивная теория : Теория личности, в которой особое внимание уделяется когнитивным процессам, таким как мышление и суждения.

Социально-когнитивный взгляд на личность — это теория, которая делает упор на когнитивные процессы, такие как мышление и суждение, в развитии личности. Эти когнитивные процессы способствуют усвоению поведения, которое занимает центральное место в личности. Наблюдая за образцом для подражания, которым восхищаются, человек может решить перенять и подчеркнуть определенные черты и поведение.

Когнитивно-аффективная модель Мишеля

Уолтер Мишель (1930-настоящее время) — исследователь личности, работа которого помогла сформировать социально-когнитивную теорию личности. Он вызвал полемику в области исследования личности в 1968 году, когда намеренно раскритиковал теории черт и предположил, что поведение человека в отношении черты не всегда последовательно. До его исследования теории черт утверждали, что поведение человека в основном зависит от таких черт, как добросовестность и общительность, и ожидается, что эти черты будут одинаковыми в разных ситуациях. Эксперименты Мишеля показали, что поведение человека является не просто результатом его или ее черт, но в основном зависит от ситуационных сигналов — потребностей данной ситуации. Идеи Мишеля привели его к разработке Когнитивно-аффективная модель личности.

Когнитивно-аффективная модель личности : Исследования Мишеля в области личности привели его к разработке когнитивно-аффективной модели, которая утверждает, что поведение индивидуума не просто является результатом черт, а фундаментально зависит от ситуационных сигналов — потребности данной ситуации. Как показано на этой диаграмме, особенности ситуаций, поведения, процессов генерации поведения и процессов кодирования взаимосвязаны.

Дебаты о личности и ситуации

Конфликт идей между теориями черт и когнитивно-аффективной моделью Мишеля стал известен как дебаты о человеке и ситуации или «черта против состояния». Если кого-то считают «хорошим», хорош ли он в любой ситуации? Что важнее для предсказания поведения или ситуации? Некоторые черты, такие как интеллект, стабильны в разных ситуациях; однако люди могут изменять другие аспекты своей личности от ситуации к ситуации. Хотя его ранние исследования были сосредоточены в основном на важности ситуации, это противоречие было вызвано именно более поздним исследованием Мишеля, показывающим, что и черта, и ситуация важны для прогнозирования поведения. Этот аргумент противоречил фундаментальному постулату теории черт, согласно которому следует принимать во внимание только внутренние черты, а не внешние ситуации.

Мишель утверждал, что область исследования личности искала последовательность не в тех местах. Вместо того, чтобы рассматривать ситуационные факторы как «шум», вызывающий ошибки измерения личности, Мишель призвал исследователей включать ситуационные результаты в свои эксперименты и искать последовательности, которые характеризуют человека в различных контекстах. Он обнаружил, что, хотя поведение было непоследовательным в разных ситуациях, оно было гораздо более последовательным.0003 в ситуациях, чтобы поведение человека в одной ситуации с большой вероятностью повторилось в аналогичной.

Персональные подписи

Мишель предположил, что постоянство можно обнаружить в отличительных, но стабильных моделях отношений ситуации и поведения типа «если-то», которые формируют личностные сигнатуры. Другими словами, если возникает ситуация x , результатом может быть поведение y . Вместо того, чтобы определять людей просто по их чертам («он раздражительный человек»), он утверждал, что исследование личности должно учитывать важность контекста («он раздражителен, когда с ним разговаривают»). Таким образом, Мишель подчеркивал важность физических, социальных сил и сил окружающей среды в формировании поведения.

Теория личностных подписей была подтверждена в крупном обсервационном исследовании социального поведения во множестве повторяющихся ситуаций с течением времени (Mischel & Shoda, 1995). Эти результаты противоречили классическому предположению теории черт о том, что люди, разделяющие определенную черту, будут вести себя одинаково. В исследовании Мишеля люди со схожими средними уровнями поведения, такими как агрессия, предсказуемо и резко различались по своему агрессивному поведению в зависимости от типа ситуации, в которой они находились. Их поведение подтверждало поведенческие сигнатуры «если-то», предложенные Мишелем. . Эта работа дала исследователям новый способ концептуализации и оценки как стабильности, так и изменчивости в поведении, которое порождается лежащей в основе системой личности.

Саморегулирование

Одним из наиболее заметных вкладов Мишеля в психологию личности является его работа по саморегуляции. Саморегуляция относится к способности ставить цели и работать над их достижением; это часто описывается как сила воли и часто относится к способности откладывать удовлетворение. Отсроченное удовлетворение — это концепция отказа себе в награде в настоящем, чтобы получить лучшую награду в будущем.

В знаменитом эксперименте Мишеля с зефиром в Стэнфорде изучались процессы и психические механизмы, которые позволяют маленькому ребенку отказываться от немедленного удовлетворения и ждать лучшего, но отсроченного вознаграждения. Дошкольникам давали зефир (или другой небольшой перекус) и предлагали на выбор съесть перекус сразу или получить 9 штук.0003 две закуски , если они ждали 15 минут, чтобы съесть ее (пока исследователь выходил из комнаты). Мишель обнаружил, что маленькие дети различаются по степени самоконтроля. Мишель и его коллеги продолжали наблюдать за этой группой дошкольников в старшей школе и обнаружили, что дети, у которых было больше самоконтроля в дошкольном возрасте (те, кто ждал большего вознаграждения), были более успешными в старшей школе. У них были более высокие баллы SAT и более позитивные отношения со сверстниками, и они реже имели проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами; во взрослом возрасте у них также были более стабильные отношения (Мишель, Шода и Родригес, 19 лет). 89; Мишель и др., 2010). С другой стороны, те дети, у которых был плохой самоконтроль в дошкольном возрасте (те, кто схватил один зефир), не были столь успешными в старшей школе, и у них были проблемы с учебой и поведением.

Сегодня дебаты «черта против состояния» в основном разрешены, так как большинство психологов учитывают как ситуацию, так и личные факторы при понимании поведения. Для Мишеля (1993) люди являются обработчиками ситуаций: каждый из детей в зефирном тесте обрабатывал или интерпретировал структуру вознаграждения в этой ситуации по-своему. Подход Мишеля к личности подчеркивает важность как ситуации, так и того, как человек воспринимает ситуацию; вместо того, чтобы поведение определялось ситуацией, люди используют когнитивные процессы для интерпретации ситуации, а затем ведут себя в соответствии с этой интерпретацией.

Социально-когнитивные теории личности Бандуры и Роттера

Социально-когнитивные теории личности Бандуры и Роттера делают упор на когнитивные процессы, такие как мышление и суждение.

Цели обучения

Обсудите основные компоненты социально-когнитивных теорий личности

Основные выводы

Ключевые положения
  • Социально-когнитивные теории личности подчеркивают роль когнитивных процессов, таких как мышление и суждения, в развитии личности.
  • Альберт Бандура — поведенческий психолог, разработавший концепцию взаимного детерминизма, согласно которой когнитивные процессы, поведение и контекст взаимодействуют друг с другом и влияют друг на друга.
  • Роттер расширил идеи Бандуры и разработал термин локус контроля , чтобы описать наши убеждения о власти, которую мы имеем над своей жизнью.
  • Человек с внутренним локусом контроля считает, что его награды в жизни определяются его собственными решениями и усилиями. Если им это не удается, они считают, что это происходит из-за их собственного отсутствия усилий.
  • Человек с внешним локусом контроля считает, что награды или результаты определяются удачей, случаем или другими людьми, обладающими большей властью, чем они. Если им это не удается, они считают, что это происходит из-за сил, находящихся вне их контроля.
Ключевые термины
  • самоэффективность : Термин, используемый для описания того, как человек оценивает свою собственную компетентность для выполнения задач и достижения целей.
  • локус контроля : Степень, в которой люди считают, что они могут контролировать события, которые на них влияют; может быть как внутренним, так и внешним.
  • теория социального обучения : Теория, которая предполагает, что люди учатся определенному поведению, наблюдая и подражая поведению других, а затем получая вознаграждение или наказание за такое поведение.
  • выученная беспомощность : Состояние человека или животного, которое научилось вести себя беспомощно, не реагируя, даже если у него есть возможности помочь себе, избегая неприятных обстоятельств или получая положительное вознаграждение.

Социально-когнитивные теории личности подчеркивают роль познавательных процессов, таких как мышление и суждение, в развитии личности. Социальное познание — это в основном социальная мысль , или то, как разум обрабатывает социальную информацию; Социально-когнитивная теория описывает, как люди думают и реагируют в социальных ситуациях. То, как мозг работает в социальной среде, чрезвычайно сложно — эмоции, факторы социальной желательности и бессознательные мысли могут взаимодействовать и влиять на социальное познание разными способами. Двумя главными фигурами в социальной когнитивной теории являются бихевиорист Альберт Бандура и клинический психолог Джулиан Роттер.

Альберт Бандура (1925-настоящее время)

Альберт Бандура — поведенческий психолог, которому приписывают создание теории социального обучения. Он согласился с теорией Б. Ф. Скиннера о том, что личность развивается посредством обучения; однако он не соглашался со строгим бихевиористским подходом Скиннера к развитию личности. В противоположность идее Скиннера о том, что только окружающая среда определяет поведение, Бандура (1990) предложил концепцию взаимного детерминизма , в которой все когнитивные процессы, поведение и контекст взаимодействуют друг с другом, причем каждый фактор одновременно влияет на другие факторы и подвергается их влиянию. Когнитивные процессы относятся ко всем ранее изученным характеристикам, включая убеждения, ожидания и личностные характеристики. Поведение относится ко всем нашим действиям, которые могут быть вознаграждены или наказаны. Наконец, контекст , в котором происходит поведение, относится к окружающей среде или ситуации, которая включает стимулы поощрения/наказания.

Взаимный детерминизм : Бандура предложил идею взаимного детерминизма, при котором наше поведение, когнитивные процессы и ситуационный контекст влияют друг на друга.

Эта теория имела важное значение, поскольку она отошла от идеи о том, что только окружающая среда влияет на поведение человека. Вместо этого Бандура выдвинул гипотезу о том, что отношения между поведением и окружающей средой были двунаправленными , а это означает, что оба фактора могут влиять друг на друга. Согласно этой теории, люди активно участвуют в формировании окружающей среды, которая влияет на их собственное развитие и рост.

Джулиан Роттер (1916-настоящее время)

Джулиан Роттер — клинический психолог, на которого повлияла теория социального обучения Бандуры после отказа от строгого бихевиористского подхода. Роттер расширил идеи Бандуры о взаимном детерминизме и разработал термин локус контроля для описания того, как люди видят свое отношение к окружающей среде. В отличие от самоэффективности, которая включает нашу веру в собственные способности, локус контроля относится к нашим убеждениям о власти, которую мы имеем над своей жизнью, и является когнитивным фактором, влияющим на развитие личности. Локус контроля можно классифицировать по спектру от внутреннего до внешнего; где человек попадает в спектр, определяет степень, в которой, по его мнению, он может влиять на события вокруг себя.

Локус контроля : Теория Роттера о локусе контроля помещает человека в спектр между внутренним и внешним.

Внутренний локус контроля

Человек с внутренним локусом контроля считает, что его награды в жизни определяются его собственными решениями и усилиями. Если им это не удается, они считают, что это происходит из-за их собственного отсутствия усилий. Было показано, что внутренний локус контроля развивается вместе со способностями к саморегуляции. Люди с внутренним локусом контроля склонны усваивать как неудачи, так и успехи.

Многие факторы связаны с внутренним локусом контроля. Мужчины, как правило, более замкнуты, чем женщины, когда дело доходит до личных успехов — фактор, вероятно, связанный с культурными нормами, которые подчеркивают агрессивное поведение у мужчин и покорное поведение у женщин. По мере изменения социальных структур это различие может свести к минимуму. Когда люди становятся старше, они, как правило, становятся более внутренними. Это может быть связано с тем, что в детстве люди не имеют большого контроля над своей жизнью. Кроме того, люди, находящиеся выше в организационных структурах, как правило, более замкнуты. Роттер предположил, что эта черта наиболее тесно связана с мотивацией к успеху.

Внешний локус контроля

Человек с внешним локусом контроля видит, что его жизнь контролируется удачей, случаем или другими людьми, особенно теми, кто обладает большей властью, чем они. Если им это не удается, они считают, что это происходит из-за сил, находящихся вне их контроля. Люди с внешним локусом контроля склонны экстернализовать как успехи, так и неудачи. У людей, выросших в условиях, когда тяжелая работа не окупается, а также у людей, лишенных социальных прав и возможностей (например, у людей с низким социально-экономическим уровнем), может развиться внешний локус контроля. Внешний локус контроля может быть связан с выученной беспомощностью, поведением, при котором организм, вынужденный терпеть болезненные или неприятные раздражители, становится неспособным или не желает избегать последующих столкновений с этими раздражителями, даже если он может убежать.

Факты подтверждают теорию о том, что локус контроля выучивается и может быть изменен. Однако в неотзывчивой среде, где человек на самом деле не имеет большого контроля, внешний локус контроля связан с большим чувством удовлетворения.

Примеры локуса контроля можно увидеть у студентов. Студент с внутренним локусом контроля может получить на экзамене плохую оценку и сделать вывод, что он недостаточно учился. Они понимают, что их усилия привели к получению оценки, и что в следующий раз им придется приложить больше усилий. Учащийся с внешним локусом контроля, который плохо сдает экзамен, может прийти к выводу, что тест был плохо написан, а учитель некомпетентен, тем самым обвиняя внешние факторы, находящиеся вне его контроля.

Критика социально-когнитивной точки зрения на личность

Критики социально-когнитивной теории личности утверждают, что она не является единой теорией и не объясняет развитие во времени.

Цели обучения

Обсудите ограничения социально-когнитивной точки зрения на личность

Ключевые выводы

Ключевые моменты
  • связать вместе, чтобы создать связное объяснение поведения.
  • Другое ограничение заключается в том, что не все виды социального обучения можно наблюдать напрямую. Из-за этого может быть трудно количественно оценить влияние социального познания на развитие.
  • Социально-когнитивная теория склонна игнорировать этапы взросления и развития на протяжении всей жизни. Он не объясняет, как мотивация или личность меняются с течением времени.
Ключевые термины
  • самоэффективность : Термин, используемый для описания того, как человек оценивает свою собственную компетентность для выполнения задач и достижения целей.
  • локус контроля : Степень, в которой люди считают, что они могут контролировать события, которые на них влияют; может быть как внутренним, так и внешним.
  • оперант : Класс поведения, который производит последствия, воздействуя на окружающую среду.

Социально-когнитивная теория личности подчеркивает как обучение, так и познание как источники индивидуальных различий личности. Он утверждает, что часть приобретения знаний человеком может быть напрямую связана с наблюдением за другими в контексте социальных взаимодействий, опыта и влияния внешних средств массовой информации. Это означает, что человек может учиться, наблюдая за другими, а не только на собственном опыте. Этот подход подчеркивает как окружающую среду, так и собственные черты человека как важные факторы развития личности.

Критика социально-когнитивной теории

Взаимный детерминизм : Критики социально-когнитивной теории утверждают, что теория не дает полного объяснения того, как социальное познание, поведение, окружающая среда и личность связаны (известный как «взаимный детерминизм»). детерминизм»).

Одним из основных критических замечаний социально-когнитивной теории является то, что она не является единой теорией. Это означает, что различные аспекты теории могут быть не связаны между собой. Например, исследователи в настоящее время не могут найти связь между наблюдательным обучением и самоэффективностью в социально-когнитивной перспективе. Теория настолько широка, что не все ее составные части полностью поняты и объединены в единое объяснение обучения и личности.

Выводы, связанные с этой теорией, по большей части пока предварительные. Он не дает полного объяснения или описания того, как связаны социальное познание, поведение, окружающая среда и личность, хотя существует несколько гипотез.

Другое ограничение заключается в том, что не все виды социального обучения можно наблюдать напрямую. Из-за этого может быть трудно количественно оценить влияние социального познания на развитие. Точно так же многие аспекты личности субъективны, и их одинаково трудно измерить и количественно оценить.

Наконец, эта теория склонна игнорировать созревание на протяжении всей жизни. Из-за этого понимание того, как учится ребенок через наблюдение и как учится взрослый через наблюдение, не дифференцируются, а факторы развития не учитываются.

Лицензии и ссылки

Контент под лицензией CC, совместно используемый ранее
  • Курирование и доработка. Предоставлено : Boundless.com. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
Лицензионный контент CC, конкретное указание авторства
  • Марк Петтинелли, Психология личности и социальное взаимодействие. 5 ноября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : https://cnx.org/contents/[email protected]. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Зефирный эксперимент. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : https://en.wikipedia.org/wiki/Marshmallow_experiment. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Уолтер Мишель. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Когнитивно-аффективная система личности. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • отложенное удовлетворение. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • социальная когнитивная теория. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Колледж OpenStax, психология. 29 июля 2015 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : https://cnx.org/contents/[email protected]:63/Psychology. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Когнитивно-эмоциональный. Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Колледж OpenStax, психология. 29 июля 2015 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : https://cnx. org/contents/[email protected]:63/Psychology. Лицензия : CC BY: Атрибуция
  • Основы образования и оценивания преподавателей/Вовлечение учащихся/Локус контроля. Предоставлено : Викиучебники. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Марк Петтинелли, Социальное познание, личность и эмоции. 5 ноября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : https://cnx.org/contents/[email protected]. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Прикладная история психологии/теории обучения. Предоставлено : Wikibooks. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • самоэффективность. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Выученная беспомощность. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • место контроля. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Когнитивно-эмоциональный. Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • CNX Психология, Психология. 29 июля 2015 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : https://cnx.org/contents/[email protected]:63/Psychology. Лицензия : CC BY: Attribution
  • MindMaps — Rotter — Jackie. Предоставлено : Wikispaces. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Социальная когнитивная теория. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Социальное познание. Предоставлено : Википедия. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • оперант. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Безграничный. Предоставлено : Безграничное обучение. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • место контроля. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • самоэффективность. Предоставлено : Викисловарь. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • Когнитивно-эмоциональная. Предоставлено : Wikimedia. Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
  • CNX Психология, Психология.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *