Развитие мышления и речи: § 7. Развитие мышления и речи у детей

§ 7. Развитие мышления и речи у детей

Способность к мышлению постепенно формируется в процессе развития ребенка, развития его познавательной деятельности. Познание начинается с отражения мозгом реальной действительности в ощущениях и восприятиях, которые составляют чувственную основу мышления.
О мышлении ребенка можно говорить с того времени, когда он начинает отражать некоторые простейшие связи между предметами и явлениями и правильно действовать в соответствии с ними. Это элементарное мышление ребенка, непосредственно связанное с манипулированием предметами, действиями с вами, Й. М. Сеченов назвал стадией предметного мышления.
Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления. ,
Мышление ребенка дошкольного возраста наглядно образное, предмет его мысли — предметы и явления, которые он воспринимает или представляет. Навыки анализа у него элементарны, в содержание обобщений и понятий входят лишь внешние и часто несущественные признаки («бабочка — птица, потому что летает», а «курица — не птица — летать не может»).


С началом обучения в школе у ребенка, не только расширяется круг представлений и понятий, но и сами понятия н представления становятся более полными и точными. Д Форма обобщающей деятельности школьников на разных сту-Шнях обучения, не остается постоянной: вначале она строится рбычно на внешней аналогии, затем основывается на классификации признаков, относящихся к внешним свойствам и качестг вам предметов, и, наконец, учащиеся переходят к систематизации существенных признаков.
, Младшие школьники при условии понятий часто смешивают в’ процессе обобщения признаки: существенные и несущественные. Кто приводит к двоякого рода ошибкам: или к неоправданному сужению объема понятий, или к неоправданному расширению их объема. Примерами сужений объема понятия являются факты, когда младшие школьники не относят к растениям грибы потому, что «у них нет листьев», насекомых — к животным потому, что «они маленькие». Примеры расширения объема понятия — такие обобщения школьников, когда они к одной группе относят надоуых в птиц потону, что «они летают», кита и дельфина — •^ рыбам потому, что «живут в морях и плавают» и т.
ще донимает объяснения учителя, когда эти объяснения идут «щ причины к следствию, а не наоборот, от следствия к причине. Когда учитель демонстрирует перед учениками металлический щарик, который не проходит после нагревания в кольцо, то тут данная причина (нагревание) наглядно предшествует определенному следствию (расширению объема шарика). Если же ученик кием дело со следствием и ему необходимо высказать предположение о причинах (например: растение засохло. Почему?), то’ он затрудняется привести все возможные объяснения, хотя соответствующие положения ему известны.
В процессе обучения в школе совершенствуется и способность школьников формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения школьника развиваются от простых форм к сложным постепенно, по мере овладения званиями и более сложными грамматическими формами речи. Первоклассник в боль щввгётве случаев судит о. том или инок факте односторонне, опираясь на единичный внешний признак или свой ограниченный опыт. Его суждения, как правило, выражаются в категорической утвердительной форме или столь ЖФ категорической отрицатльной форме. Высказывать предположения, выражать и тем более оценивать вероятность, возможность наличия того или иного признака, той или иной причины явления ребенок еще не может.
Лишь в более старшем возрасте под влиянием обучения уче ник начинает отмечать вероятность или возможность наличия пли отсутствия какого-либо признака, той или иной причины явления, что связано с пониманием того, что предметы й явле ния обладают, различными свойствами, что факты, события и действия могут быть следствием не одной, а нескольких причин.
Умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение более или менее уверенно и правильно тоже приходит постепенно и в результате специальной организации учебной деятельности, когда учитель ставит учащихся в такие условия, когда они должны самостоятельно сделать, те ИЛИ иные выводы и заключения. .
Развитие способности к умозаключениям в младшем школь ном возрасте проходит ряд этапов. На первом этапе умозаклкгт ченйя строятся на наглядных предпосылках, данных непосредственно в наблюдении. На втором этапе уже возможны умозаключения на основе абстрактных предпосылок. Однако они имеют место обычно лишь тогда, когда учащиеся опираются на наглядные схемы и знакомые примеры. На третьем этапе учащиеся могут выводить общие законы и правила из частных случаев и Например, третьеклассники могут самостоятельно обобщить отдельные сходные явления и сделать вывод о том, что все телаот нагревания расширяются. Каждый отдельный случай расширения тела (металлического шарика, воды в сосуде и т. п.) они объясняют правильно и формулируют общее правило.
Особенно интенсивно способность к рассуждению и доказательству, абстрактное мышление начинают развиваться с переходом к изучению широкого круга общеобразовательных предметов в подростковом возрасте.
Развитие мышления, совершенствование умственных операций, способности рассуждать, прямым образом зависят от методов обучения. Формировать у школьников способность к активному и самостоятельному мышлению — важнейшая задача учителя.
В неразрывной связи с развитием мышления происходит и развитие речи детей. Речь ребенка складывается под решающим влиянием речевого общения со взрослыми, слушания их речи. На первом году жизни ребенка создаются анатомо-физиологические и психологические предпосылки овладения речью. Этот этап развития речи подготовительный, до речевой. Ребенок второго года жизни начинает практически овладевать речью, но его речь носит а грамматический характер: в ней нет склонений, спряжений, предлогов, союзов, хотя ребенок уже строит предложения. Грамматически правильная устная речь начинает формироваться на третьем году жизни ребенка, а к семи годам ребенок достаточно хорошо владеет устной разговорной речью, чтобы начинать систематическое обучение в школе.
Обучение в школе предъявляет к речи ребенка все новые и новые требования, связанные с изучением учебных предметов, с необходимостью понимать все усложняющуюся речь учителя, развернуто и содержательно отвечать урок. У детей школьного возраста речь является и средством общения, и средством усвоения системы знаний. Естественно, что без изучения самого языка, без овладения чтением и письмом речь ребенка не может выполнять функцию систематического и всестороннего познания действительности. В процессе изучения языка совершенствуются И развиваются все виды речи школьника.
Овладение письменной речью включает в себя овладение навыками чтения и письма, знание грамматических и орфографических правил.
Овладение чтением проходит несколько этапов. Сначала школьник знакомится с названиями букв и соответствующими им речевыми звуками. Первоначально синтезирование букв в слоги и слогов в слова протекает с определенными затруднениями: во-первых, школьник еще не научился хорошо различать графическое начертание букв, поэтому узнает их медленно и с ошибками; во-вторых, школьник затрудняется в соотнесении, связывании букв с соответствующими им звуками. В дальнейшем ребенок синтезирует элементы слова без особых затруднений, но Ошибки наблюдаются и на этой стадии, так как школьники торопятся прочитать ‘ слово до того, как различат его составные элементы, т.
е. читают по догадке. Наиболее часто эта ошибки имеют место тогда, когда читаемое слово по внешней форме напоминает другое знакомое слово. Наконец, процесс чтения у школьников начинает опираться на быстрое различение и соединение элементов слова. Это этап беглого и правильного чтения. Скорость чтения от класса к классу заметно нарастает. Например, учащийся IV класса читает вслух приблизительно в три раза быстрее, чем первоклассник, закончивший изучение букваря.
Осмысленное чтение опирается на развитие мыслительных процессов, обеспечивающих понимание основных и существенных мыслей текста. Плохое понимание младшими школьниками того или иного текста зависит от бедности детского словаря, неумения находить основную мысль в прочитанном, неумения связывать отдельные части произведения в общий контекст. Для преодоления этих недостатков нужна специальная работа учителя. Надо развивать и обогащать словарь детей, учить школьников находить основную мысль рассказа или отрывка текста и значение
наиболее важных слов и предложений, в которых выражена эта мысль. Для этого детей, учат составлять план прочитанного рассказа, подыскивать наиболее точные заглавия для абзацев, частей плана и т. п. Понять содержание очень помогает выразительное чтение текста учителем, а затеи и самими учащимися.
Почти одновременно с овладением навыками чтения происходит и овладение навыками письма. Трудности при овладении техникой письма обусловлены тем, что мелкая мускулатура руки ребенка развита еще недостаточно: рука быстро утомляется, ребенок жалуется, что он устал писать. В связи с этим почерк длительное время остается крупным и угловатым, форма букв не всегда правильная, расстояния между буквами и словами произвольны. Для предупреждения этих недостатков не следует заставлять ребенка писать длительное время, якобы для улучшения почерка. Полезно упражнять мелкую мускулатуру кисти руки первоклассника, давая ему задания по лепке, рисованию, шитью и т. п. Необходимо практиковать списывание с образца, причем дети должны постоянно зрительно контролировать каждую написанную букву.

Правила произношения ребенок усваивает до обучения письму. Поэтому он стремится писать слово так, как его произносит. Но известно, что слова пишутся не всегда так, как произносятся и слышатся. Для успешного усвоения детьми правил орфографии необходимо добиваться, чтобы ребенок членораздельно по слогам проговаривал про себя слова, которые он пишет, особенно те слова, которые постоянно пишет неправильно.
Орфографически грамотное письмо зависит от самоконтроля, т. е. умения школьника проверять правильность написанного. Развитие и воспитание орфографического самоконтроля у школьников зависит от некоторых свойств их нервной системы и черт характера. Обычно плохо контролируют себя при письме и пишут неграмотно школьники несдержанные, торопливые, импульсивные, а также учащиеся, безответственно относящиеся к учению, неспособные критически оценить свою учебную деятельность.
Развитие письменной речи не исчерпывается знанием орфографических правил, умение в письменной форме излагать мысли опирается на усвоение системы грамматических понятий, на овладение правилами, которые лежат в основе построения нашей устной и письменной речи.
Учитель постоянно должен стремиться к совершенствованию устной и письменной речи учащихся. Если у ученика плохо с устной речью, его надо побуждать чаще выступать, тактично исправляя несовершенства его речи, пусть он пробует объяснять уроки товарищу. Если плохо с письменной речью, следует учить школьника активно и сознательно работать над выражением мыслей в наиболее ясной и отчетливой форме. Для этого пусть он настойчиво подыскивает нужные слова, выбирает такой по рядок слов, который обеспечивает наилучшее и точное построение предложения. Надо побуждать школьника переделывать сочинение несколько раз, не удовлетворяться первой пришедшей в голову фразой, постоянно задавая себе вопрос: а нельзя ли написать лучше, грамотнее, убедительнее?

Вопросы для повторения
1. Дайте общую характеристику мышления.
2. Дайте характеристику речи и ее функций.
3. Как связаны между собой речь и мышление?
4. Расскажите об операциях мышления.
5. Что такое понятие, суждение и умозаключение?

7. Охарактеризуйте индивидуальные различия в мыслительной деятельности.

8. Охарактеризуйте психологические особенности устной и письменной речи. Сравните их.
9. Сравните особенности диалогической и монологической речи.
10. Каковы особенности понятий, суждений и умозаключений в детском возрасте?*
11. Охарактеризуйте основное направление развития устной и письменной речи в детском, и младшем школьном возрасте.

Практические задания
1. Выясните, какие недостатки встречаются чаще всего в почерке первоклассников. —
2. Понаблюдайте, какие ошибки обычно допускают первоклассники процессе чтения.
3. Обратите внимание на то, к каким приемам прибегает учитель на уроках для развития у учащихся активного, самостоятельного мышления.

Опыты
1. Проанализируйте Процесс решения учащимися одной из следующих математических .задач: 1) Во дворе бегают куры и кролики. У них вместе 45 голов и 94 ноги. Сколько кур и кроликов? 2) Дочери 8 лет, матери 36 лет. Через сколько лет мать будет втрое старше дочери? 3) Банка с медом .весит 500 г.. Такая же банка с керосином — 350 г. Сколько весит пустая „.Дм1К«, если керосин легче меда в 2 раза? 4) Рыба весит 8 кг. плюс поломи* м. веса. Сколько весит рыба? 5) Сколько раз цифра 9 встречается числах от 1 до 100?
Задачи рассчитаны на учеников III —IV классов. Если учащиеся младше или старше этого возраста, следует подобрать другие задачи. Решать их надо способом рассуждения. Эксперимент проводят индивидуально. Ученик решает задачу, которую предъявляют ему на карточке, рассуждая вслух (это необходимое условие) и производя на бумаге все операции, вычисления, рисуя схемы и т. д. Экспериментатор наблюдает за попытками решения, фиксирует у себя в тетради все наиболее интересные моменты,- эмоциональные реакции, высказывания ученика, отмечает наличие, затруднений, ложные ходы мысли, попытки опереться на наглядные образы. Особо отмечает те моменты, когда он сам приходит на помощь ученику (намек, подсказка, указание и т. д.). Процесс решения задачи хронометрируют, т. е. отмечают время, потраченное на тот или иной этап решения, а также общее время решения. По окончании опыта экспериментатор анализирует; процесс решения (сопоставляя записи ученика и свои, пометки) и записывает его в виде своеобразного протокола, отмечая затруднения, которые испытывал ученик, помощь, которую ему оказывал экспериментатор. Важно обратить внимание на то, как ученик анализировал условия задачи, как опирался на наглядные образы, в чем проявлялась гибкость его мышления, как он осуществлял самопроверку.
2. Проведите небольшое исследование и выясните, как понимают условное, переносное значение басен и пословиц школьники разных классов. Басни И- А. Крылова или С. В. Михалкова подберите сами соответственно возрасту учеников. Пословицы можно взять следующие: «Что посеешь, то и пожнешь», «Тише едешь — дальше будешь», «Один в поле не воин», «Утро вечера мудренее», «Лес рубят—щепки летят», «У семи нянек дитя без глаза».

Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.— М.: Просвещение, 1980.—352 с, ил.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Развитие мышления и речи у детей



Развитие мышления и речи у детей

Выберите центр

Россия

Казахстан

Азербайджан

ОТКРОЙ СВОЙ 
ЦЕНТР ПОЛИГЛОТИКИ

Обратный звонок

Обратный звонок

Выберите филиалБалтийская Жемчужинав ПушкинеЛеонтьевский мысна Академическойна Выборгском шоссена Дыбенкона Звезднойна Кушелевскойна Ленинскомна Лидии Зверевойна Московскойна Парнасена Площади Ленинана Пролетарскойна проспекте Королевана проспекте СлавыСолнечный городв Кировскев Новогореловов Новом Оккервилев Новоселье (школа)в Южном Кудровово Всеволожскев ЖК Испанские Кварталыв Жулебинов Зеленоградев Кузьминкахв Митинов Южном Бутовона Бескудниковскомна Домодедовскойв Московскомв Коммунаркев Некрасовкев Раменкахна Бабушкинскойна Беломорскойна Коломенскойна Селигерскойв Балашихев Дзержинскомв Дубнев Одинцовов Путилковов Реутовев Старой Купавнев Чехове 2-й Юго-востокна Есенинав ЖК Гостенскийна проспекте Станке Димитрована ул. имени О.Н. Строкинана Свободына Лизюковав Академическомв Кировском районев Юго-Западномна Карла Марксана 1-ой Советскойна Ржанована Чистопольскойв Камышловев Кировев Комсомольске-на-Амурена Монтажниковна НевкипелогоПанорама 1Панорама 2на Баварскойна Косухинав Лискахв Махачкалев ЖК Цветына Березовскойна бульваре Королевана Московском шоссев Автозаводском районев Приокском районена Семьи Шамшиныхна Ясном берегув Звёздномв ЖК Новая Слободкана Куйбышевав Кировском районена 1-й Красноармейскойна Рабочем поселкена Садовомв Печорев Ржевев Рыбинскена Большойна Крупскойв Васильевском переулкев Салехардев Смоленскена Пирогована Артемана Первомайскойна Льва Толстогов Центральном округев Улан-Удэна Амурском бульварена Слободскойв Московском районев Южно-Сахалинскена Батована Володарскогов Усть-Каменогорскена Юсиф Сафарова

Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете, что даете согласие администрации сайта на обработку и передачу своих персональных данных администрации сайта в рамках ФЗ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) и получение ответа по телефону, Интернету или почтой.

СМИ о нас

Изучение иностранных языков в раннем возрасте благоприятно действует на общее развитие навыков мышления и речи у детишек. То есть иностранный язык изучается не только ради владения языком, но и для развития мышления и речевых навыков в целом.

Когда ребенок начинает говорить; овладевает речью, он постепенно переходит на более высокую ступень отражения действительности — на ступень речевого мышления. У дошкольников активно и интенсивно растет словарный состав речи. Здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других – меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие и взрослые.

Ребенок 3 – 5 лет не просто активно овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и при применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей и изменением его смысла. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны. Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. В игре, рисовании, конструировании, при выполнении учебных и трудовых заданий он не просто использует заученные действия, но постоянно видоизменяет их, получая новые результаты. Развивающееся мышление дает детям возможность заранее предусматривать результаты своих действий, планировать их.
По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления все шире используется детьми для освоения окружающего мира, которое выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью.

Ребенок начинает ставить перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям. Дошкольники прибегают к своего рода экспериментам для выяснения интересующих их вопросов, наблюдают явления, рассуждают о них и делают выводы.

Дети приобретают возможность рассуждать и о таких явлениях, которые не связаны с их личным опытом, но о которых они знают из рассказов взрослых, прочитанных им книжек.

Конечно, далеко не всегда рассуждения детей бывают логичными. Для этого им не хватает знаний и опыта. Нередко дошкольники забавляют взрослых неожиданными сопоставлениями и выводами.

От выяснения более простых, лежащих на поверхности связей и отношений вещей дошкольники постепенно приходят к пониманию гораздо более сложных и скрытых зависимостей. Так, трехлетние дети могут обнаружить только причины, состоящие в каком-либо внешнем воздействии на предмет (столик толкнули – он упал), в четыре года дошкольник начитает понимать, что причины явлений могут заключаться и в свойствах самих предметов (столик упал потому, что у него одна ножка), а уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают указывать в качестве причин явлений не только сразу бросающиеся в глаза особенности предметов, но и менее заметные, но постоянные их свойства (столик упал, «потому что он был на одной ножке, потому что там еще много краев, потому что тяжелое и не подперто»). Путем рассуждений старший дошкольник может уточнять представления о причинах явлений и приходить к более правильному их пониманию.

Основная линия развития мышления – переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода – к словесному мышлению. Основным видом мышления в этом возрасте, тем не менее, является наглядно-образное. В простейших формах оно проявляется уже в раннем детстве, обнаруживаясь в решении узкого круга практических задач, связанных с предметной деятельностью ребенка, с применением простейших орудий. К началу дошкольного возраста дети решают в уме только такие задачи, в которых действие, выполняемое рукой или орудием, прямо направлено на достижение практического результата, — перемещение предмета, его использование.

Младшие дошкольники способны решать более сложные задачи, где необходимо учесть связи между двумя или несколькими явлениями, происходящими одновременно или последовательно. Например, при конструировании: от величины основания постройки зависит ее устойчивость. Младшие дошкольники решают такие задачи при помощи ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно – действенного мышления.

В среднем дошкольном возрасте при решении более простых, а затем и сложных задач дети постепенно начинают переходить от внешних проб к пробам, совершенным в уме. Например, показав ребенку решение какой-либо задачи несколькими способами, ребенок может найти новый вариант ее решения в уме, не прибегая к внешним действиям с предметами.

В дошкольном возрасте в связи с интенсивным развитием речи осваиваются понятия. Хотя они остаются на житейском уровне, содержание понятий начинает все больше соответствовать тому, что в это понятие вкладывает большинство взрослых. Пока мышление ребенка остается наглядно-образным, слова для него выражают представления о тех предметах, действиях, свойствах, отношениях, которые ими обозначаются.

Логическое мышление формируется на основе образного, и дает возможность решать более широкий круг задач, усваивать научные знания. Развитое образное мышление подводит ребенка к порогу логики, позволяет ему создавать обобщенные модельные представления, на которых в значительной мере строится затем процесс формирования понятий. Образное мышление – основа всякого творчества, оно является составной частью интуиции, без которой не обходится ни одно научное открытие.

Образное мышление в максимальной степени соответствует условиям жизни и деятельности дошкольника, тем задачам, которые возникают перед ним в игре, в рисовании, конструировании, в общении с окружающими. Именно поэтому дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Возможности формирования логического мышления следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний (например, для обеспечения полноценного овладения числом), не стремясь к тому, чтобы непременно сделать логическим весь строй его мышления.

Вы сами можете понаблюдать за своим малышом и определить, соответствует ли его уровень развития, его навыки и умения стандартам, которые предъявляются детям такого же возраста. Приводим табличку для определения соответствия развития мышления и речи ребёнка нормативным требованиям в возрасте от года и до 6 лет.

Каждый зеленый прямоугольник соответствует возрастному интервалу (например, самый нижний зеленый прямоугольник соответствует интервалу от нуля до одного года трех месяцев), в течение которого проявляется та или иная способность вашего ребенка – она указана справа от графика.

Проведите вертикальную линию, соответствующую возрасту вашего ребенка, и Вы поймете, какими способностями он должен обладать. Если большая часть навыков усвоена, можно говорить о том, что развитие соответствует нормам и стандартам, если же усвоена примерно половина навыков – это говорит о негармоничном развитии ребенка и возможно отставании в развитии. Если же Вашим ребенком усвоена часть навыков, соответствующих более старшему возрасту можно говорить об опережении сверстников в развитии мышления и речи.

Задать вопрос

Остались вопросы? Задайте их или запишитесь на занятие, и в ближайшее время наши специалисты с вами свяжутся.

Выберите филиал*Балтийская Жемчужинав ПушкинеЛеонтьевский мысна Академическойна Выборгском шоссена Дыбенкона Звезднойна Кушелевскойна Ленинскомна Лидии Зверевойна Московскойна Парнасена Площади Ленинана Пролетарскойна проспекте Королевана проспекте СлавыСолнечный городв Кировскев Новогореловов Новом Оккервилев Новоселье (школа)в Южном Кудровово Всеволожскев ЖК Испанские Кварталыв Жулебинов Зеленоградев Кузьминкахв Митинов Южном Бутовона Бескудниковскомна Домодедовскойв Московскомв Коммунаркев Некрасовкев Раменкахна Бабушкинскойна Беломорскойна Коломенскойна Селигерскойв Балашихев Дзержинскомв Дубнев Одинцовов Путилковов Реутовев Старой Купавнев Чехове 2-й Юго-востокна Есенинав ЖК Гостенскийна проспекте Станке Димитрована ул. имени О.Н. Строкинана Свободына Лизюковав Академическомв Кировском районев Юго-Западномна Карла Марксана 1-ой Советскойна Ржанована Чистопольскойв Камышловев Кировев Комсомольске-на-Амурена Монтажниковна НевкипелогоПанорама 1Панорама 2на Баварскойна Косухинав Лискахв Махачкалев ЖК Цветына Березовскойна бульваре Королевана Московском шоссев Автозаводском районев Приокском районена Семьи Шамшиныхна Ясном берегув Звёздномв ЖК Новая Слободкана Куйбышевав Кировском районена 1-й Красноармейскойна Рабочем поселкена Садовомв Печорев Ржевев Рыбинскена Большойна Крупскойв Васильевском переулкев Салехардев Смоленскена Пирогована Артемана Первомайскойна Льва Толстогов Центральном округев Улан-Удэна Амурском бульварена Слободскойв Московском районев Южно-Сахалинскена Батована Володарскогов Усть-Каменогорскена Юсиф Сафарова

Курс обученияАнглийский языкНемецкий языкИспанский языкИтальянский языкКитайский языкФранцузский язык Подготовка к школе Подготовка к экзаменамArtCookingCraftsFitnessMusicStorytimeYoga kidsАнглийская литература Английский для начальной школы (онлайн)Английский Клуб-СадАнглийский ТеатрАнглийский язык (групповые)Билингвальный детский сад полного дняДетская Школа МодыИЗО-студияИндивидуальные занятияКаллиграфияКаникулы с Полиглотиками Клуб отличников Корейский языкКурс развития памятиЛетний лагерьЛогопедические занятияМатематика на английскомМентальная арифметикаМини-садМнемотехникаМузыкальное РазвитиеНаука на английскомПиши-ЧитайПодготовка к эмиграции Португальский языкРазговорный Клуб с НосителемРаннее развитие на английскомСкорочтениеТворчество на английскомУчимся отлично!Фитнес на английскомШахматный КлубАнглийский язык (онлайн)Немецкий язык (онлайн)Испанский язык (онлайн)Французский язык (онлайн)

Для более быстрой обработки заявки можете указать больше информации. Указать

Нажимая кнопку «Отправить», вы подтверждаете, что даете согласие администрации сайта на обработку и передачу своих персональных данных администрации сайта в рамках ФЗ от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (с изменениями и дополнениями) и получение ответа по телефону, Интернету или почтой.

Выберите свой филиал:

  • Россия
  • Казахстан
  • Азербайджан

Все филиалы Полиглотиков

Обратный звонок

Записаться на пробный урок

© 2006-2022 ПОЛИГЛОТИКИ — Сеть детских языковых центров.

Когнитивное развитие — психология развития

    Эта первая стадия, которую ребенок проходит в возрасте от нуля до двух лет, называется сенсомоторной стадией. Каждая стадия разбита на шесть сенсомоторных стадий. На первой подстадии младенец использует только врожденные рефлексы. На втором этапе ребенок начинает замечать сенсорную информацию и начинает контролировать свою шею. Они вступят в третью стадию примерно в возрасте четырех месяцев, и они смогут манипулировать своим окружением. На четвертом подэтапе младенцы учатся ползать или ходить, открывая доступ к другим и своему окружению. На пятом подэтапе младенец начинает систематически искать объекты. Они способны показать отличную координацию и сложность. Последняя подстадия — шестая, на которой символы начинают строительные блоки для своего языка. Это позволяет детям научиться постоянству объекта.


    Второй стадией теории Пиаже является дооперациональная стадия мышления, которая обычно длится от двух до семи лет. Дети начинают воспринимать символы как концепции и могут мысленно представлять эти концепции. На этом этапе очень сильно проявляется эгоцентризм. Это просто означает, что людям трудно принять точку зрения другого человека и увидеть вещи с его точки зрения. Это также имеет тенденцию использовать анимистическое мышление, когда ребенок проявляет большую концентрацию на неодушевленных предметах. Вместе эти два аспекта заставляют детей путать реальность с фантазией. Первая символическая функция, которую выполняют дети, — это разработка классификации, которая помогает им распределять вещи по категориям. Воображаемая игра на этом этапе помогает освоить ценные социальные навыки, оценивая перспективу. Это улучшает их языковые и когнитивные навыки.


    Третий этап – конкретно-операционный этап, в который входят дети от семи до одиннадцати лет. На этом этапе классификация полностью достигается, и они могут сортировать объекты более чем по одному измерению одновременно. Этот навык называется центрированием. Ребенок переходит в конкретную операционную стадию, когда достигает сохранения. Сохранение означает, что объект может изменять внешний вид, ничего не добавляя и не убавляя. Обратимость – понимание того, что операции можно зарезервировать и завершить, чтобы вернуться к исходным компонентам. Для учителей важно создавать задания для детей этого возраста, которые задают конкретные рабочие вопросы, которые заставляют их практиковать конкретные навыки мышления. Чтобы наблюдать за детьми на этом этапе, важно попросить их описать свои мыслительные процессы. Детям на этом этапе нравится думать, создавать и играть в соответствии с правилами во время игры.


    Заключительный этап — этап формального оперативного мышления, который включает детей одиннадцати лет и старше. Дети перейдут на эту стадию, когда они смогут мыслить абстрактно. На предыдущем этапе люди могли рассуждать только о своих конкретных концепциях или своей текущей среде. На этом этапе люди могут думать об абстрактных идеалах. Обычно они используют гипотетико-дедуктивное рассуждение, которое означает предоставление фрагментов информации для того, чтобы делать выводы о проблемах. На этом этапе проходит большинство подростков и взрослых в Америке. Дети на этом этапе начинают приближаться к навыкам мышления и игрового поведения взрослых. Игра на этом этапе требует больше слов, решения проблем и творчества. Эти этапы переопределены в следующем видео: 


    Мой старший брат, Спенсер, поздно пошел в детский сад, затем его задержали во втором классе из-за болезни и многодневного отсутствия, поэтому ему было на два года больше, чем всем этим одноклассникам. Его сдерживали не из-за его интеллекта, а из-за ряда неудачных событий, поэтому он был таким же развитым, как и любой другой ребенок его возраста. В абстрактном мышлении он всегда опережал своих одноклассников. Он мог понимать концепции спорта и математики легче, чем любой из его сверстников, потому что он был на более высоком уровне, чем они. В то время как большинство его друзей находились на стадии конкретных операций, он находился на стадии формальных операций. Согласно теории Пиаже, это не обязательно означало, что он был умнее своих друзей, просто его мыслительные способности были более развиты.

На этой фотографии изображен Спенсер в возрасте восьми лет.

    Пиаже подвергался критике по многим причинам. Стадии, предложенные Пиаже, использовали возраст, который был позже, чем в действительности. Исследования показали, что дети определяют постоянство объекта в возрасте от трех до четырех месяцев. Основная причина заключалась в том, что он пренебрегал социальными взаимодействиями. Он также использовал для своих наблюдений только своих собственных детей, что ясно показывает множество недостатков в его исследованиях. Он не рассматривал никакие другие культуры в своих исследованиях. Он использовал своих собственных детей для своего исследования, поэтому оно не учитывает контекст различных культур развивающегося ребенка. Учащиеся одного возраста понимают материал по-разному.

    Как специалист по трудотерапии я должен принять это во внимание. При проведении детской терапии мне нужно будет иметь возможность учитывать теорию Пиаже, чтобы понять, на какой стадии находится каждый ребенок. Хотя при использовании этой теории мне также необходимо учитывать, что не все детские возрасты будут соответствовать теории Пиаже. При проведении групповой терапии я могу группировать детей по их текущему уровню развития. Чтобы способствовать когнитивному развитию детей, мне нужно будет постоянно создавать допустимое нарушение равновесия, чтобы способствовать развитию.

Лев Выготский

    Социокультурная теория когнитивного развития была разработана Львом Выготским. Он считал, что люди развиваются на основе взаимодействия со сверстниками. Выготский подразумевал, что эти изменения влияют не только на человека, но и на культуру. Индивидуум и культура трансформируют друг друга на протяжении жизни настолько, что их трудно разделить. Он определил культуру чьей-то личной истории. Фундаментальной ролью этой теории было социальное взаимодействие, бросающее вызов теории Пиаже. Социальные взаимодействия облегчают обучение и социальные стратегии. В этой теории очень важна роль языка в развитии. Частная речь – это язык, который дети используют, обращаясь к себе вслух и лично. Частная речь трансформируется во внутреннюю речь, которая функционирует как саморегуляция. Социальная речь — это внешняя коммуникация, используемая для общения с другими, которая реализуется внутренней речью. Дети должны развивать мысли и язык из своей культуры при рождении. Культура формирует слова и фразы, которые они произносят, а также контекст, в котором они воспринимаются. Когда люди думают, слова начинают учиться, как их передавать. Частная речь используется для взаимодействия с другими, а также для определения собственных эмоций и действий. Внутренняя речь – это язык, который они используют в своей голове. По мере того, как дети развивают свой язык, они лучше понимают более сложный материал. Строительные леса — это часть теории, в которой начальник ребенка предлагает ресурсы, чтобы помочь человеку научиться выполнять конкретную задачу. В следующем видео приведены примеры теории Выготского: 


 

        Строительные леса будут важным аспектом моей будущей карьеры. Вся моя работа как терапевта будет заключаться в том, чтобы объяснить детям, как решать проблему и почему мы поступаем именно так. Мне нужно будет постоянно объяснять, как выполнить задачу, почему мы ее делаем и каковы результаты. Я могу добиться этого, давая детям примеры из реальной жизни. Например, если я работаю над выпрямлением чрезмерно вытянутых коленей ребенка, я могу показать ему, как правильно стоять, почему нужно стоять и почему, а затем показать ему примеры проблем с позвонками, которые могут быть вызваны таким положением. Я также дам детям разные стратегии для решения каждой проблемы, над которой мы работаем. Я буду использовать различные методы построения лесов, меняя их для каждого ученика. Некоторые дети могут лучше работать на сеансах групповой терапии, в то время как другие дети совсем не работают со сверстниками. Во время сеансов терапии мне придется часто и разнообразно использовать строительные леса.

 

    Конвенция Американской психологической ассоциации 1948 года положила начало методу классификации различных образовательных целей, которые учителя хотели, чтобы их дети покорили. Блум, Энгельхард, Фурст, Халл и Кратвол разработали теорию таксономии, охватывающую три области образовательной деятельности: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эта теория называется таксономией Блума. Таксономия относится к классификации элементов в организованных категориях.


    Теория систематически организованных образовательных целей и связанных с ними мыслительных способностей. Навыки критического мышления необходимы для понимания, чтобы человек мог смотреть за пределы основного значения концепции и глубоко рассматривать ее. Запоминание — это самый базовый уровень в развитии критического мышления. Уровни варьируются от: запомнить -> понять -> применить -> проанализировать -> оценить -> создать. Запоминание — это способность человека воспринимать и сохранять информацию, с которой он столкнулся. Понимание позволяет сделать смысл из информации. Применение — это использование информации, которую вы запомнили и поняли, и ее применение в новой ситуации. Анализ – это когда человек должен разложить на понятия, чтобы понять, как они соотносятся друг с другом. Оценка — это определение ценности понятий. Создание — это когда люди добавляют всю информацию в новые способы мышления. Это одна из наиболее всеобъемлющих идей, помогающих учащимся развить навыки критического мышления.

Выготский о языке и мышлении

Лев Выготский (1896–1934) был русским психологом, чья новаторская работа была сосредоточена на развитии детей и связях между языковым развитием, социальным обучением и познанием. Выготский анализирует, как овладение языком формирует растущие когнитивные способности ребенка.

Маленький ребенок делает первый шаг к формированию понятий, когда он собирает ряд предметов в неорганизованные скопления, или «кучи»… состоящие из разрозненных предметов, сгруппированных вместе… не связанные по своей сути предметы, связанные случайным образом в восприятии ребенка. На этой стадии значение слова обозначает для ребенка не что иное, как смутное синкретическое нагромождение отдельных предметов, которые так или иначе слились в образ в его уме… Многие слова… имеют отчасти одно и то же значение для ребенка и взрослого, особенно слова, относящиеся к конкретным предметам в привычном окружении ребенка. Детское и взрослое значения слова часто как бы «встречаются» в одном и том же конкретном предмете, и этого достаточно для обеспечения взаимопонимания…


Второй основной этап на пути к формированию понятий включает в себя множество вариаций того, что мы будем называть комплексным мышлением… В комплексе связи между его компонентами скорее конкретные и фактические, чем абстрактные и логические… [S]произвольные комплексные образования составляют всю первую главу истории развития детских слов… [A] использование ребенком слова «quah» для обозначения сначала плавающей в пруду утки, а затем любой жидкости, включая молоко в его бутылочке; когда ему случается увидеть монету с изображением орла, монета также называется «ква», а затем любой круглый монетоподобный предмет. Это типично для цепного комплекса [одна из множества разновидностей мышления в комплексах] — каждый новый включенный объект имеет какой-то общий признак с другим элементом, но эти признаки претерпевают бесконечные изменения… [A] на сложной стадии значения слов как воспринимаемые ребенком, относятся к тем же предметам, которые имеет в виду взрослый, что обеспечивает взаимопонимание между ребенком и взрослым, но одно и то же ребенок мыслит иначе, посредством разных мыслительных операций… Сложное мышление начинает объединение разрозненные впечатления; объединяя отдельные элементы в группы, он создает основу для последующих обобщений.

Но передовая концепция предполагает больше, чем унификацию. Для образования такого понятия необходимо также абстрагировать, выделять элементы и рассматривать абстрагированные элементы отдельно от всей совокупности того конкретного опыта, в котором они заключены… функции — обобщение и абстракция — тесно переплетены. Наибольшую трудность из всех представляет применение понятия, окончательно схваченного и сформулированного на абстрактном уровне, к новым конкретным ситуациям, которые необходимо рассматривать в этих абстрактных терминах. ..

Как мы знаем из исследований процесса образования понятий, понятие есть нечто большее, чем сумма определенных ассоциативных связей, образованных памятью, больше, чем просто умственная привычка; это сложный и подлинный мыслительный акт, которому нельзя научить тренировкой, но который может быть совершен только тогда, когда само психическое развитие ребенка достигло необходимого уровня… Развитие понятий, или значений слов, предполагает развитие многих интеллектуальных функций: сознательного внимание, логическая память, абстракция, умение сравнивать и дифференцировать. Эти сложные психологические процессы невозможно освоить только посредством начального обучения…

[Именно] именно в раннем школьном возрасте на первый план в процессе развития выступают высшие интеллектуальные функции, основными чертами которых являются рефлективное сознание и преднамеренный контроль… Внимание, ранее непроизвольное, становится произвольным и все более зависимым от собственного мышления ребенка; механическая память меняется на логическую память, управляемую смыслом, и теперь ребенок может сознательно использовать ее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *