22. Формирование и развитие памяти:
Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.
П.П. Блонским сформулирована генетическая теория развития памяти. По его мнению, различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются разными ступенями ее развития в филогенезе: двигательная, эмоциональная, образная и логическая. В истории развития человечества эти виды памяти последовательно появлялись один за другим.
В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Самыми первыми по времени возникновения являются двигательная и аффективная виды памяти — 6 мес. Начало образной памяти связывается со 2м годом жизни, а логическая память начинает формироваться у ребенка с 3-4-летнего возраста. Их полное развитие достигается лишь к подростковому и юношескому возрасту.
Л.С. Выготский рассматривал развитие памяти в филогенезе в тесной взаимосвязи с развитием мышления и другими психическими процессами. Исторически развиваясь, человек вырабатывая все более совершенные средства запоминания (письмо, счет и др.). Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние действия (например, «завязывание узелков на память», использование для запоминания различных предметов), а затем становятся внутренними, мнемическими действиями (чувство, образ, мысль, ассоциация). Мнемотехнические средства, по мнению А.Н. Леонтьева, изменили принципиальную структуру акта запоминания: из прямого, непосредственного оно становится опосредованным. Ведущая роль в формировании внутренних средств запоминания принадлежит речи, ее превращению из чисто внешней функции в функцию внутреннюю.
Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например прекращение плача, когда в комнату входит мама.
Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. Прежде всего у ребенка проявляется узнавание, воспроизведение же обнаруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения наблюдаются только на втором году жизни. Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошкольном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте происходит в играх и в процессе воспитания. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес. Также следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями.Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предопределяет развитие прежде всего произвольной памяти. Под воздействием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произвольный характер и становятся гораздо более активными.
Формирование и развитие памяти (Немов Р.С.)
- Details
- Просмотров: 50543
- Предыдущая статья Определение и общая характеристика памяти
- Следующая статья Теории и законы памяти (Немов Р.С.)
Настроить шрифт
- Размер
- Стиль
- Режим чтения
Концепция развития памяти П.П. Блонского. Теория культурно-исторического развития памяти Л.С. Выготского. Развитие непосредственного и опосредствованного запоминания у детей по А.Н. Леонтьеву. Роль речи в управлении развитием мнемических процессов. Структурная организация запоминаемого материала. Подбор и использование эффективных стимулов-средств для запоминания и припоминания. Другие приемы улучшения памяти. Воображение и память. Мысленные ассоциации и запоминание. Отрицательная роль интерференции при воспроизведении материала.Краткое содержание: Основные изменения, которые в процессе развития происходят с памятью человека. Две линии развития филогенетическая и онтогенетическая.
Обратимся теперь к вопросу о развитии памяти, т.е. о тех типичных изменениях, которые в ней происходят по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развития памяти ребенка идет по нескольким направлениям. Во-первых, механическая память постепенно дополняется и замещается логической. Во-вторых, непосредственное запоминание со временем превращается в опосредствованное, связанное с активным и осознанным использованием для запоминания и воспроизведения различных мнемотехнических приемов и средств.
В-третьих, непроизвольное запоминание, доминирующее в детстве, у взрослого человека превращается в произвольное.В развитии памяти в целом можно выделить две генетические линии: ее совершенствование у всех без исключения цивилизованных людей по мере общественного прогресса и ее постепенное улучшение у отдельно взятого индивида в процессе его социализации, приобщения к материальным и культурным достижениям человечества.
Существенный вклад в понимание филогенетического развития памяти внес П.П. Блонский. Он высказал и развил мысль о том, что различные виды памяти, представленные у взрослого человека, являются также разными ступенями ее исторического развития, и их, соответственно, можно считать филогенетическими ступенями совершенствования памяти
В онтогенезе все виды памяти формируются у ребенка довольно рано и также в определенной последовательности. Позже других складывается и начинает работать логическая память, или, как ее иногда называл П.П. Блонский, «память-рассказ». Она имеется уже у ребенка 3—4-летнего возраста в сравнительно элементарных формах, но достигает нормального уровня развития лишь в подростковом и юношеском возрасте. Ее совершенствование и дальнейшее улучшение связаны с обучением человека основам наук.
Начало образной памяти связывается со вторым годом жизни, и считается, что этот вид памяти достигает своей высшей точки только к юношескому возрасту. Ранее других, около 6 месяцев от роду, начинает проявлять себя аффективная память, а самая первая по времени — это моторная, или двигательная, память. В генетическом плане она предшествует всем остальным. Так считал П.П. Блонский.
Однако многие данные, в частности факты, свидетельствующие о весьма ранней онтогенетической эмоциональной откликаемости младенца на обращение матери, говорят о том, что, по-видимому, раньше других начинает действовать аффективная, а не двигательная память. Вполне может быть, что они появляются и развиваются практически одновременно. Во всяком случае окончательного ответа на данный вопрос пока не получено.
Под несколько иным углом зрения рассматривал историческое развитие памяти человека
Память по мере своего развития все более сближалась с мышлением. «Анализ показывает, — писал Л.С. Выготский, — что мышление ребенка во многом определяется его памятью… Мыслить для ребенка раннего возраста — значит вспоминать… Никогда мышление не обнаруживает такой корреляции с памятью, как в самом раннем возрасте. Мышление здесь развивается в непосредственной зависимости от памяти» 1. Исследование форм недостаточно развитого детского мышления, с другой стороны, обнаруживает, что они представляют собой припоминание по поводу одного частного случая аналогично случаю, имевшему место в прошлом.
Решающие события в жизни человека, изменяющие отношения между памятью и другими его психологическими процессами, происходят ближе к юношескому возрасту, причем по своему содержанию эти изменения порой противоположны тем, которые существовали между памятью и психическими процессами в ранние годы. Например, отношение «мыслить — значит припоминать» с возрастом у ребенка заменяется на отношение, согласно которому само запоминание сводится к мышлению: «запомнить или вспомнить — значит понять, осмыслить, сообразить».
———
1Выготский Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979. — С. 161.
Специальные исследования непосредственного и опосредствованного запоминания в детском возрасте провел А. Н. Леонтьев. Он экспериментально показал, как один мнемический процесс — непосредственное запоминание — с возрастом постепенно замещается другим, опосредствованным. Это происходит благодаря усвоению ребенком более совершенных стимулов-средств запоминания и воспроизведения материала. Роль мнемотехнических средств в совершенствовании памяти, по мнению А. Н. Леонтьева, состоит в том, что, «обращаясь к употреблению вспомогательных средств, мы тем самым изменяем принципиальную структуру нашего акта запоминания; прежде прямое, непосредственное наше запоминание становится опосредствованным»1.
Само развитие стимулов-средств для запоминания подчиняется следующей закономерности: сначала они выступают как внешние (например, завязывание узелков на память, использование для запоминания различных предметов, зарубок, пальцев рук и т.п.), а затем становятся внутренними (чувство, ассоциация, представление, образ, мысль).
В формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадлежит речи. «Можно предположить, — замечает А. Н. Леонтьев, — что самый переход, совершающийся от внешне опосредствованного запоминания к запоминанию, внутренне опосредствованному, стоит в теснейшей связи с превращением речи из чисто внешней функции в функцию внутреннюю»2.
На основе опытов, проведенных с детьми разного возраста и со студентами в качестве испытуемых, А. Н. Леонтьев вывел кривую развития непосредственного и опосредствованного запоминания, изображенную на рис. 47. Эта кривая, получившая название «параллелограмм развития памяти», показывает, что у дошкольников с возрастом улучшается непосредственное запоминание, причем его развитие идет быстрее, чем развитие опосредствованного запоминания. Параллельно с этим увеличивается разрыв в продуктивности данных видов запоминания в пользу первого.
——
1 Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Хрестоматия по общей психологии: Психология памяти. — М., 1979. — С. 166. 2 Там же. — С. 167.
Рис. 47. Развитие непосредственного (верхняя кривая) и опосредствованного (нижняя кривая) запоминания у детей и юношей (по А. Н. Леонтьеву)
Начиная со школьного возраста идет процесс одновременного развития непосредственного и опосредствованного запоминания, а затем и более быстрого совершенствования опосредствованной памяти. Обе кривые с возрастом обнаруживают тенденцию к сближению, так как опосредствованное запоминание, развиваясь более быстрыми темпами, вскоре по продуктивности догоняет непосредственное и, если гипотетически продолжить дальше изображенные на рис. 47 кривые, должно его в конечном счете обогнать. В пользу последнего предположения говорит тот факт, что взрослые люди, систематически занимающиеся умственным трудом и, следовательно, постоянно упражняющие свою опосредствованную память, при желании и при соответствующей умственной работе очень легко могут запомнить материал, обладая вместе с тем удивительно слабой механической памятью.
Если у дошкольников запоминание, как об этом свидетельствуют рассматриваемые кривые, в основном непосредственное, то у взрослого оно главным образом (а может быть, даже исключительно в силу сделанного выше предположения) опосредствованное.
Существенную роль в развитии памяти играет речь, поэтому процесс совершенствования памяти человека идет рука об руку с развитием его речи.
Подведем итоги того, что было сказано о памяти в этой главе, и одновременно попробуем сформулировать на основе изложенного здесь материала некоторые практические рекомендации по улучшению памяти.
Последний из отмеченных нами фактов — об особой роли, которую играет речь в процессах запоминания и воспроизведения, — дает возможность сделать следующие выводы:
1. То, что мы можем выразить словами, обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято только зрительно или на слух. Если, кроме того, слова не просто выступают как вербальная замена воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т.е. если слово не название, а понятие, содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Чем больше мы думаем над материалом, чем активнее мы стараемся представить его зрительно и выразить словами, тем легче и прочнее он запоминается.
2. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствует его лучшему запоминанию. В этом случае текст в памяти хранится дольше и точнее воспроизводится, чем тогда, когда вопросы к нему ставятся уже после его прочтения.
3. Сохранение и припоминание как мнемические процессы имеют свои особенности. Многие случаи забывания, связанные с долговременной памятью, объясняются не столько тем, что воспроизводимый материал не был как следует запомнен, сколько тем, что при воспоминании к нему был затруднен доступ. Плохая память человека может быть больше связана с трудностями припоминания, чем запоминания как такового. Попытки что-либо вспомнить, извлечь это в нужный момент из долговременной памяти, где обычно хранится колоссальное количество информации, аналогичны поискам небольшой книги в огромной библиотеке или цитаты в собрании сочинений, насчитывающем десятки томов. Неудача в отыскании книги или цитаты в данном случае может оказаться связанной не с тем, что их вовсе нет в соответствующих хранилищах, а с тем, что мы, быть может, ищем их не там, где нужно, и не так, как требуется. Наиболее показательные примеры удачного припоминания дает нам гипноз. Под его влиянием человек неожиданно может припомнить давно забытые события далекого детства, впечатления о которых, казалось бы, навсегда утрачены.
4. Если двум группам людей предложить запомнить одинаковый список слов, которые можно сгруппировать по смыслу, и если, кроме того, обе группы людей снабдить разными обобщающими словами-стимулами, с помощью которых можно облегчить припоминание, то окажется, что каждая из них в состоянии будет вспомнить больше именно тех слов, которые связаны с предложенными ей словами-стимулами.
Чем богаче и разнообразнее стимулы-средства, которыми мы располагаем для запоминания, чем более просты и доступны они для нас в нужный момент времени, тем лучше произвольное припоминание. Два фактора, кроме того, повышают вероятность успешного припоминания: правильная организация запоминаемой информации и обеспечение при ее воспроизведении таких психологических условий, которые идентичны тем, в которых происходило запоминание соответствующего материала.
5. Чем больше умственных усилий мы прилагаем к тому, чтобы организовать информацию, придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче она потом припоминается. Один из эффективных способов структурирования запоминания — это придание запоминаемому материалу структуры типа «дерево» (рис. 48). Такие структуры широко распространены везде, где необходимо кратко и компактно представить большой объем информации.
Организация запоминаемого материала в подобного рода структуры способствует его лучшему воспроизведению потому, что значительно облегчает последующий поиск необходимой информации в «кладовых» долговременной памяти, а этот поиск требует системы продуманных, экономичных действий, наверняка ведущих к нужному результату. При предварительной структурной организации запоминаемого материала вместе с ним в долговременную память закладывается и сама схема, с помощью которой материал был организован. При его воспроизведении мы можем воспользоваться этой схемой как готовой. В противном случае ее бы пришлось создавать и конструировать заново, так как воспоминание также происходит по схемам.
Рис. 48. Смысловая структура организации материала по типу «дерево», наиболее широко используемая в разнообразных «хранилищах» информации
В настоящее время разработано и на практике используется немалое количество разнообразных систем и методов практического влияния на память человека с целью ее улучшения. Одни из этих методов основаны на регуляции внимания, другие предполагают совершенствование восприятия материала, третьи базируются на упражняемости воображения, четвертые — на развитии у человека способности осмысливать и структурировать запоминаемый материал, пятые — на приобретении и активном использовании в процессах запоминания и воспроизведения специальных мнемотехнических средств, приемов и действий. Все эти методы в конечном счете основаны на установленных в научных исследованиях и подтвержденных жизнью фактах связи памяти с другими психическими процессами человека и его практической деятельностью.
6. Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными и для запоминания. На этом, в частности, базируется один из способов улучшения запоминания дошкольниками и младшими школьниками учебного материала, который стараются сделать таким, чтобы он вызывал к себе непроизвольный интерес со стороны учащихся, привлекал их внимание.
7. На вспоминание материала влияют и связанные с ним эмоции, причем в зависимости от специфики ассоциированных с памятью эмоциональных переживаний это влияние может проявляться по-разному. О ситуациях, оставивших в нашей памяти яркий, эмоциональный след, мы думаем больше, чем об эмоционально нейтральных событиях. Связанные с ними впечатления мы лучше организуем в своей памяти, больше и чаще соотносим с другими. Положительные эмоции, как правило, способствуют припоминанию, а отрицательные препятствуют.
8. Эмоциональные состояния, сопровождающие процесс запоминания, являются частью запечатленной в памяти ситуации; поэтому, когда они воспроизводятся, то по ассоциации с ними восстанавливается в представлениях и вся ситуация, припоминание облегчается. Опытным путем было доказано, что если в момент запоминания человек находится в приподнятом или подавленном настроении, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память.
9. На технике улучшения восприятия материала базируются различные приемы обучения так называемому «ускоренному» чтению. Человека здесь учат быстро обнаруживать в тексте наиболее важное и воспринимать главным образом это, сознательно пропуская все остальное. В немалой степени такому обучению, а следовательно, и совершенствованию запоминания могут помочь психолингвистические знания о смысловой структуре текстов.
10. Показано, что воображением можно управлять. При наличии продуманных и систематических упражнений человеку становится легче представлять видимое в своем воображении. А так как способность что-либо зрительно представить положительно влияет на запоминание, то приемы, направленные на развитие воображения у детей, одновременно служат совершенствованию их образной памяти, а также ускорению процесса перевода информации из кратковременной и оперативной памяти в долговременную.
11. Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти учащихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов. Использование записей (например, стенографирование), составление схем различных объектов с целью их запоминания, создание определенной обстановки — все это примеры употребления различных мнемотехнических средств. Их выбор обусловлен индивидуальными особенностями и личностными возможностями человека. Лучше всего человеку опираться при совершенствовании памяти на то, что у него больше всего развито: зрение, слух, осязание, движения и т.п.
Рассмотрим некоторые конкретные приемы улучшения памяти, которыми мог бы воспользоваться любой человек независимо от того, как развиты у него отдельные психические функции и способности. Один из них основан на более активном использовании при запоминании и воспроизведении материала образного мышления и воображения. Чтобы что-либо запомнить быстро и надолго, рекомендуется в отношении материала выполнить следующую последовательность действий:
А. Мысленно связать запоминаемое с каким-либо хорошо известным и легкопредставимым в воображении предметом. Этот предмет далее связать с каким-нибудь другим, который окажется под рукой именно тогда, когда нужно будет вспомнить запоминаемое.
Б. Оба предмета в воображении соединить каким-либо причудливым образом друг с другом в единый, фантастический предмет.
В. Мысленно представить себе, как будет выглядеть этот предмет.
Данных трех действий практически достаточно для того, чтобы в нужный момент времени вспомнить запоминаемое, причем благодаря описанным выше действиям оно сразу же переводится из кратковременной памяти в долговременную и остается там надолго.
К примеру, нам необходимо запомнить (не забыть выполнить) следующий ряд дел: позвонить кому-либо, отправить написанное письмо, взять в библиотеке книгу, зайти в прачечную, купить на поезд билет (этот ряд может быть достаточно большим — до 20— 30 и более единиц). Предположим также, необходимо сделать так, чтобы очередное дело мы вспомнили сразу после того, как выполнено предыдущее. Чтобы это произошло, поступим следующим образом. Придумаем для каждого дела какой-либо знакомый, легко представимый, связанный с ним по смыслу предмет, который обязательно в нужное время и в нужном месте попадется нам на глаза. В соответствии с обозначенным выше рядом дел такими предметами могут быть следующие: телефонная трубка, почтовый ящик, книга, пакет с бельем, деньги.
Теперь действуем в соответствии со вторым и с третьим из сформулированных выше правил: попарно связываем друг с другом перечисленные предметы в необычные ассоциации и мысленно представляем придуманное. Первым таким предметом может стать, например, почтовый ящик, изготовленный в виде телефонной трубки; вторым — набитый книгами огромный почтовый ящик; третьим — завернутая в белье длинная рука; четвертым — огромные денежные купюры, уложенные и связанные в форме бельевой пачки. После этой процедуры достаточно последовательно представить, как будут выглядеть придуманные нами предметы, чтобы в нужный момент, когда данные предметы попадутся на глаза, вспомнить о связанных с ними делах.
Следует иметь в виду один прием, основанный на формировании ассоциаций. Если, например, необходимо как можно лучше запомнить текст, или доказательство теоремы, или какие-либо иностранные слова, то можно поступить следующим образом. Поставить перед собой дополнительную задачу нахождения ответа на вопросы: «Что это мне напоминает? На что это похоже?»
Читая далее текст или доказательство теоремы, мы должны будем ответить на следующие конкретные вопросы: «Какой другой текст или эпизод из жизни мне напоминает данный текст? Какое другое доказательство напоминает способ доказательства данной теоремы?» Знакомясь с новым словом, мы тут же должны мысленно отвечать на такой, например, вопрос: «Какое иное слово или событие напоминает мне данное слово?»
Здесь действует следующая закономерность: чем больше разнообразных ассоциаций при первом знакомстве с ним вызывает материал и чем больше времени мы уделяем мысленной разработке этих ассоциаций, тем лучше запоминается и сам материал.
Основной принцип, лежащий в основе многих мнемотехнических приемов, состоит в использовании образов, связывающих между собой запоминаемый материал со знаком, или формирование такого рода связей внутри самого запоминаемого материала. Для того чтобы хорошо запомнить последовательность не связанных между собой слов, достаточно бывает проделать следующее. Представим себе путь, который проходим ежедневно, идя на учебу или на работу. Последовательно проходя его в уме, «расставим» по пути то, что нужно запомнить в виде предметов, связанных с запоминаемым по смыслу. Однажды проделав такую работу, мы потом, идя по данному пути, сможем вспомнить все что нужно. Достаточно будет для этого даже просто представить себе соответствующий путь.
Важным средством улучшения памяти, как показали исследования отечественных психологов, может стать формирование специальных мнемических действий, в результате освоения которых человек оказывается способным лучше запомнить предлагаемый ему материал за счет особой, сознательной организации самого процесса его познания с целью запоминания. Развитие подобных действий у ребенка, как показали специальные исследования, проходит через три основных этапа. На первом из них (младшие дошкольники) мнемические познавательные действия ребенка организуются у него взрослым человеком во всех существенных деталях. На втором этапе старшие дошкольники уже способны самостоятельно классифицировать, распределять предметы на основании общих признаков по группам, причем соответствующие действия выполняются еще во внешней развернутой форме. На третьем этапе (младшие школьники) наблюдается полное овладение структурой и выполнением познавательного мнемического действия в уме.
Для лучшего запоминания материала рекомендуется повторять его незадолго до нормального времени отхода ко сну. В этом случае запоминаемое лучше отложится в памяти, поскольку не будет смешиваться с другими впечатлениями, которые обычно в течение дня накладываются друг на друга и тем самым мешают запоминанию, отвлекая наше внимание.
Однако в связи с данной и другими рекомендациями по улучшению памяти, в том числе и теми, о которых речь шла выше, следует помнить, что любые приемы хороши лишь тогда, когда они подходят данному человеку, когда он сам их для себя выбрал, придумал или адаптировал, исходя из собственных вкусов и жизненного опыта.
Эффективность запоминания иногда снижает интерференция, т.е. смешение одной информации с другой, одних схем припоминания с другими. Чаще всего интерференция возникает тогда, когда одни и те же воспоминания ассоциируются в памяти с одинаковыми событиями и их появление в сознании порождает одновременное припоминание конкурирующих (интерферирующих) событий. Интерференция нередко имеет место и тогда, когда вместо одного материала заучивается иной, особенно на стадии запоминания, где первый материал еще не забыт, а второй недостаточно хорошо усвоен, например когда запоминаются слова иностранного языка, одни из которых еще не отложились в долговременной памяти, а другие в это же время только начинают изучаться.
——
Немов Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. С. 243-254.
- Предыдущая статья Определение и общая характеристика памяти
- Следующая статья Теории и законы памяти (Немов Р. С.)
Развитие памяти — Better Kid Care — Penn State Extension
«Я думала о прошлом, когда мой папа был здесь» — Анна Перл, 3 года, описывает воспоминание
С первым вздохом жизни появляется возможность мыслить в обратном направлении или развивать память. Важно, чтобы у нас было понимание памяти и объема памяти. Объем памяти ребенка — это не обязательно размер его памяти, а то, сколько дети могут сделать со своей памятью. Хотя маленькие дети чрезвычайно способны во многих отношениях, их объем памяти ограничен в раннем развитии памяти.
Хотя исследования показали, что очень маленькие дети могут вспоминать воспоминания с конкретными деталями, для того, чтобы воспоминания стали автобиографическими или, скорее, частью истории жизни ребенка и реальными для них, сначала должно быть развито чувство собственного «я» и личной идентичности. Дети не полностью развивают чувство собственного достоинства, как правило, до 1,5 или 2 лет. Наличие ощущения себя, «я», отдельного от других, дает место для организации памяти и развития личного смысла.
Хотя в младенчестве память не полностью развита, период раннего детства (от рождения до 8 лет) важен для формирования и развития памяти. Взгляд на развитие памяти дает новый способ думать и планировать для детей. Развитие памяти не только возвращает вас к опыту, имеющему смысл, но и представляет собой сложную когнитивную способность, которая важна во многих аспектах мышления и обучения, таких как язык и грамотность, планирование, следование указаниям, решение проблем, размышление, воображение и общая способность формировать положительное ощущение себя.
Запоминание начинается с понимания. Дети узнают о памяти, разговаривая с другими и переживая жизненные события в своем окружении. Если дети переживают события, которые они не полностью понимают, они с меньшей вероятностью запомнят это событие (или правильно припомнят события). Взрослые играют важную роль в том, чтобы помочь детям понять и запомнить. Самая важная роль для взрослых заключается в обеспечении отзывчивого, радостного и заботливого взаимодействия с детьми. Еще один важный, но простой способ помочь взрослым — это рассказывать истории и рассказы о событиях, особенно тех, которыми они поделились с детьми. Поступая таким образом, взрослый может вернуться к событиям, вызвать мысли и даже помочь детям вспомнить то, что они не могут вспомнить. По сути, взрослый реконструирует общую память.
Развитие речи
Язык помогает понять и сформировать память. Взрослые могут развивать язык с детьми, рассказывая истории, пересказывая события и задавая вопросы, связанные с опытом детей. Вопросы, которые касаются того, что, где, когда, почему и как, помогают детям собрать детали, описания и эмоции, связанные с опытом. В конце концов дети будут задавать себе те же вопросы, что и взрослые. Когда дети смотрят внутрь себя, задают вопросы и пытаются понять свои мысли, они формируют воспоминания.
Развитие воображения
Чтобы дети могли воображать, они должны использовать информацию, хранящуюся в мозгу (вещи, которые они помнят и понимают). Когда происходит воображение, происходит перекомпоновка деталей по-новому. Наряду с развитием языка взрослые могут развивать детскую творческую игру, используя реквизит, материалы и фотографии — все, что может вызвать связь как с прошлыми воспоминаниями, так и сформулировать новые воображаемые идеи. Инструменты и материалы для рисования также являются хорошей поддержкой для документирования, организации и иллюстрации прошлых и будущих идей.
Направляющее поведение
Чтобы следовать указаниям и помнить правила в классе, дети должны уметь обрабатывать информацию. Чтобы обрабатывать информацию, дети должны классифицировать, понимать и реагировать на сообщение, которое дает им взрослый. Прежде чем они смогут обработать сообщение, все части сообщения должны быть поняты. Поскольку у детей ограниченный объем памяти, они могут пропустить часть сообщения или даже все, если им нужно обработать слишком много вещей одновременно.
Взрослые могут помочь детям запомнить и выполнить то, что мы от них просим, давая несложные и эффективно сформулированные указания, такие как «Пожалуйста, поставьте книги на книжную полку» вместо «Давайте убирать». Используйте четкие указания, что делать, а что не делать. Например, лучше попросить детей «пожалуйста, идите», а не «не бегайте».
Также помогает, когда взрослые четко объясняют «почему» того или иного направления. Например, когда детей просят убрать книги, мы можем объяснить: «Нам нужно положить наши книги обратно на полку, чтобы мы могли найти их завтра». Ребенку не нужно использовать какую-либо память, чтобы задаться вопросом, почему он должен убрать книги, и он может сосредоточиться на задаче, а не на «почему».
Такие рутинные действия, как уборка, также могут помочь детям сформировать память. Повторяя поведение, база знаний детей увеличивается и становится более организованной. Благодаря повторяющимся действиям дети могут полностью обрабатывать информацию. Ответы запоминаются и становятся более автоматическими. Держите процедуры простыми и последовательными. Разбивайте действия на этапы и вводите этапы постепенно.
Взгляд на развитие памяти помогает практикующим врачам преднамеренно предоставить детям возможность начать думать в обратном направлении, развить эффективную память, приобрести навыки во всех областях развития, а также предоставляет ресурсы для выращивания значимых жизненных историй, которыми можно поделиться.
Каталожные номера:
Ева Мардер, доктор философии. ; Майкл С. Газзанига, доктор философии; Махлон Р. Делонг, доктор медицины; и Томас Вихманн, доктор медицинских наук, Отчет о ходе исследований мозга за 2008 г.
.
СОВЕТЫ 13-9
Психология развития памяти: этапы и эпохи
Мы не смогли бы продвинуться в жизни слишком далеко, если бы не способность создавать воспоминания. Размышление о заветных воспоминаниях приносит нам много счастья и удовлетворения в жизни, но наша память также помогает нам адаптироваться и планировать будущее. Память является неотъемлемой частью человеческого опыта. Вы когда-нибудь задумывались, как развивается наша память?
- Этапы развития памяти.
- Развитие памяти в раннем детстве.
- Развитие памяти в подростковом возрасте.
- Развитие рабочей памяти и возраст.
- Важность развития памяти.
Развитие воспоминаний — активный процесс, меняющийся на протяжении всей нашей жизни. Исследования показывают, что этапы развития памяти усиливаются и изменяются в период от детства до подросткового возраста. Как только человек достигает пика возраста (считается, что это около 20 лет), память постепенно ухудшается. Однако болезни и нарушения обучаемости могут повлиять на развитие памяти (например, болезнь Альцгеймера и дислексия).
Прежде чем мы рассмотрим развитие памяти на протяжении всей жизни, давайте рассмотрим само развитие памяти.
Рис. 1 — Фотоальбом фотографий в оттенках серого.
Стадии развития памяти
Развитие памяти включает различные когнитивные процессы. Три наиболее важные стадии в развитии воспоминаний — это кодирование, хранение и извлечение .
Кодирование
Кодирование является начальным этапом восприятия и изучения новой информации. В любой момент нашей жизни нас бомбардирует сенсорная информация. Вот почему процесс кодирования является избирательным. В процессе кодирования важная информация отделяется от менее важной или ненужной информации. Поскольку информация поступает к нам через наши сенсорные процессы, кодирование происходит через нашу нервную систему.
Сенсорная информация может быть закодирована тремя различными системами, визуальными, акустическими, или семантическими процессами. Вы можете вспомнить, куда положили свой телефон, мысленно увидев его на своем столе. Эта информация кодировалась визуально. Однако вы можете запомнить номер телефона своего друга, повторяя его снова и снова. Это акустическое кодирование. Семантическое кодирование происходит, когда мы что-то запоминаем, связывая это с определенным значением. Мы делаем это с помощью искусства, символов, изучения слов и многих других вещей. Большинство наших долговременных воспоминаний закодированы семантически.
Хранение
Этап хранения касается того, сколько информации хранится, где она хранится и как долго. При хранении памяти мы в первую очередь говорим о кратковременной и долговременной памяти. Кратковременная память — это место, где мы храним сознательную информацию для немедленного использования, и ее возможности ограничены. Долговременная память обширна и полна информации, о которой мы не знаем.
Поиск
Поиск связан с воспоминанием информации. Существует три основных категории припоминания информации: свободное припоминание, припоминание по сигналу и последовательное припоминание.
- Свободный отзыв предполагает воспроизведение информации в любом порядке. Вы можете вспомнить список элементов последовательно, от самых последних к последним, или сгруппировав элементы, которые были перечислены близко друг к другу.
- Припоминание сигнала зависит от сигналов или вещей, которые помогают вызвать воспоминание. Это может быть песня, запах, вид объекта, связанного с событием, или множество других вещей. Подсказками может быть все, что заставляет вас вспомнить событие или информацию.
- Последовательный отзыв включает в себя вызов информации в порядке ее появления. Вы можете вспомнить событие, опираясь на хронологию своего опыта.
Рис. 2 – Маленькая девочка читает книгу в парке.
Развитие памяти в раннем детстве
Когда мы рождаемся, наши когнитивные способности, такие как память, развиваются постепенно. Себастьян и Эрнандес-Хиль (2012) проверили это развитие, исследуя возможности фонологической петли от детства до подросткового возраста.
Исследование проводилось на 570 учениках в возрасте 5-17 лет из Мадрида. Исследователи разделили участников на пять возрастных групп. Они записали средний диапазон цифр для каждого возраста. Они использовали стандартную процедуру.
Тест d igit span предназначен для измерения пропускной способности фонологической петли. В тесте на диапазон цифр исследователь читает последовательность чисел и просит участников вспомнить правильный порядок. Длина последовательности увеличивается с каждым разом. Тест направлен на то, чтобы выяснить, сколько чисел участники могут запомнить в правильной последовательности.
Результаты:
Среднее значение диапазона цифр увеличивается с возрастом. Однако между 5 и 11 годами существуют значительные различия. Однако после этого возраста емкость фонологической петли неуклонно возрастает. Когда средний диапазон цифр был записан для каждого возраста, а не для возрастной группы, было обнаружено, что значения уменьшились. Например, в возрасте 15 лет средний балл составлял 5,82, а в возрасте 16 лет — 5,75. В целом, возраст влияет на способность запоминать диапазон цифр.
Возрастная группа | Средний балл диапазона цифр |
5 | 3,76 |
6-8 | 4,34 |
9-11 | 5,13 |
12-14 | 5,46 |
15-17 | 5,83 |
Sebastián and Hernández-Gil (2010) ранее провели аналогичное исследование на пожилых людях. Результаты показали, что здоровые пожилые люди в возрасте 65–82 лет имели средний балл 4,44, в то время как у пациентов с деменцией средний размах цифр составлял 4,20.
Развитие памяти в подростковом возрасте
Память представляет собой когнитивный процесс, имеющий большое значение в подростковом возрасте, во время которого она развивается. Точность воспоминаний зависит от стратегии, используемой для запоминания информации. В исследовании Уотерса (1982) ученики 8-х и 10-х классов вспомнили пару слов. После припоминания исследователи спросили участников, какую из следующих стратегий они использовали для запоминания пар слов:
Внимательное чтение.
Репетиция.
Визуальная проработка.
Устная проработка.
Результаты показали, что:
Вышеуказанные два исследования показывают, что увеличение объема памяти и точности в детстве связано с развитием процесса памяти. Однако это связано с тем, что в подростковом возрасте лучше учиться репетировать и вспоминать воспоминания.
Развитие рабочей памяти и возраст
Исследования в области психологии показывают, что когнитивные способности, такие как память, постепенно ухудшаются с возрастом. Однако это изменение не влияет на все аспекты памяти у здоровых пожилых людей. Психологи обнаружили, что обычно:
Старение в значительной степени не влияет на семантическую и процедурную память:
Семантическая – воспоминания информации со смыслом, как правило, о мире и понятиях, включая повседневные знания, такие как не переходить улицу при приближении автомобиля .
- Процедурный – воспоминания о том, как что-то делать, например, как готовить.
Старение, по-видимому, влияет на эпизодические, исходные и импульсные воспоминания:
Эпизодический – воспоминания о личных переживаниях, т. е. воспоминания о том, что, когда и где произошло событие. К ним относятся, например, воспоминания о драке, в которую попал человек, когда ему было 12 лет.
- Источник – воспоминания о том, где и когда вы чему-то научились. Например, вспомните, как отец учил вас кататься на велосипеде в парке.
- Лампа-вспышка – долгоживущее подробное воспоминание, вызывающее эмоции после пережитого значимого момента. Например, когда вы узнаете, что член семьи умер.
Память, психические заболевания и нарушения обучаемости
Многие психические заболевания и нарушения обучаемости, такие как дислексия и болезнь Альцгеймера, могут повлиять на память. Это заболевания, поражающие разные возрастные группы населения.
Дислексия
Дислексия — это нарушение способности к обучению, которое вызывает проблемы с беглым и точным чтением слов и чисел. Эта инвалидность обычно начинается в детстве или в подростковом возрасте. Люди с дислексией испытывают трудности с обработкой информации, и считается, что у них «слабая» рабочая память. Исследования показывают, что дислексия влияет на многие когнитивные функции, такие как:
- Нарушения центральных исполнительных функций (компонент WMM, который посылает информацию другим компонентам модели).
Зрительно-пространственная обработка или информация, которую мы видим, также могут быть затронуты.
Фонологическая обработка, или информация, которую мы слышим.
Центральные исполнительные функции также связаны с направлением внимания, концентрацией, принятием решений и вызовом воспоминаний.
Рабочая память вступает в игру, когда мы обрабатываем несколько фрагментов информации одновременно. При дислексии информация часто более разбросана, объем рабочей памяти обычно ниже, а рабочая память с трудом обрабатывает эту информацию и передает ее в долговременную память. Поскольку дислексия в первую очередь поражает детей и подростков, они не следуют типичным стадиям развития памяти. своей возрастной группы.
Болезнь Альцгеймера
Болезнь Альцгеймера — это прогрессирующее заболевание, поражающее когнитивные способности, такие как память. Поскольку это прогрессирующее заболевание, память пациентов с болезнью Альцгеймера со временем ухудшается. Это заболевание в основном поражает пожилое население (старше 65 лет). Считается, что болезнь Альцгеймера является результатом атрофии головного мозга.
Атрофия головного мозга — это потеря клеток и нейронов. Область мозга с атрофией приводит к тому, что эта область теряет функции и становится менее эффективной.
Болезнь Альцгеймера характеризуется потерей памяти. Это может повлиять:
Во-первых, кратковременная память.
Рабочая память.
Долговременная декларативная память.
В результате потери памяти болезнь может повлиять и на другие когнитивные способности.
Примеры симптомов, которые могут возникнуть из-за потери памяти, включают:
- Спутанность сознания.
- Изменения личности.
- Трудности с логикой и рассуждениями.
- Трудности с чтением.
- Трудно говорить.
- Плохое настроение.
- Беспокойство.
Развитие памяти: важность
Память важна по целому ряду практических причин. Память позволяет нам учиться, что, в свою очередь, помогает нам адаптироваться и выживать. Понимание того, как работает память, может помочь нам лучше, быстрее и эффективнее учиться. Память важна для нас и в когнитивном плане. Наши воспоминания помогают построить наше представление о себе. Они влияют на наши эмоции и направляют наши мысли, убеждения и решения. Без памяти мы не можем думать и планировать будущее.
Изучение памяти также дает нам больше информации о человеческом опыте. Это помогает нам понять, как обучение происходит в мозгу. Он показывает нам большую связность мозга и то, какие области участвуют в наших индивидуальных психических процессах.
Ухудшение памяти также связано с большей частотой депрессии. Это одновременно и симптом депрессии, и следствие ухудшения памяти. Потеря памяти помогает изолировать области мозга, на которые влияют определенные состояния и расстройства.
Психология развития памяти. Ключевые выводы
- Три важные стадии развития памяти: кодирование, хранение, и извлечение .