Развитие памяти психология: Развитие памяти — Психология человека

10 СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

10 СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ

«Иди туда, куда хватает взгляда: добравшись туда,
ты сможешь заглянуть дальше».
(Томас Карлейль, эссеист и историк)

А ведь если задуматься глобально, то весь накопленный человеком опыт формирует осознание самого себя. Стертые воспоминания — это стертая часть вас.

Среднестатистический пользователь проводит в соцсетях порядка 2 часов, выделите хотя бы 30 минут на полезные занятия. Лучше не надеяться на природу, гены и возраст, а осознанно подходить к своему здоровью и работе мозга. Это позволит всегда идти в ногу со временем, стремительно развивать свой потенциал, быть успешным и встретить старость в сознании.

Итак, 10 способов развития памяти:

1. Участвуйте в сюжетах
Этот метод называют «Вхождение», он считается одним из наиболее эффективных способов развития памяти. Думая об определенном образе/фильме/картинке, входите мысленно внутрь. После того как вы представите себя внутри сюжета, вы почувствуете связь с действием, которое там происходит. Память надолго фиксирует воспоминания, когда вы становитесь непосредственным участником события.


2. Развивайте образное мышление
Чтобы лучше запоминать, пользуйтесь образным мышлением. Это способствует значительному расширению границ памяти и фантазии. Попробуйте способ «оживления» — представляйте картины, наводящие на мысль о предмете, который необходимо запомнить. Если эта информация в виде цифр, используйте визуализацию. Придумайте на какие предметы похожи цифры, например, «1» можно представить в качестве дерева, «2» — как змею, «4» — как стул и т.д. Чем ярче и эмоциональней воображаемый образ, тем крепче в памяти фиксируется информация.

3. Больше читайте
Заведите правило: ежедневное чтение интеллектуальной литературы или статей. Делайте заметки важных мыслей. Не разменивайтесь на новости желтой прессы и низкосортное чтиво, это только отнимает время.
Грамотная, полезная и конструктивная информация — источник питания мозга и залог хорошей памяти.
Кроме того, попробуйте комплексный метод восприятия информации. Одновременное используйте разные органы чувств, чтобы реанимировать «уставшую» память. Например, запоминайте информацию с помощью зрительного и слухового восприятия. Таким методом пользовался Авраам Линкольн, чтобы лучше запоминать материал, он читал вслух.


4. Учите стихотворения
Вы увидите результат даже если учить один стих или отрывок в неделю. А чтобы они запоминались лучше и быстрее, попробуйте их читать перед сном. Это касается не только стихов. Насыщенный событиями и впечатлениями день снижает концентрацию внимания. Чтобы сфокусироваться и запомнить важный материал, повторяйте его перед сном. Это поможет ему прочно «улечься» в памяти.


5. Изучайте иностранные языки
Достаточно запоминать 5-10 новых слов в день и вы увидите как через пару недель будете запоминать их без труда. При этом придумывайте ассоциации к новым иностранным словам. Это позволит гораздо быстрее запоминать, чем обычная «зубрешка» наизусть. Фиксируйте все выученные слова. Для проверки результата проводите еженедельный тест полученных знаний.

6. Запоминайте детали
Используйте картинку с достаточным количеством разнообразных объектов. Внимательно посмотрите на нее в течение 2-х минут, затем закройте глаза на пару секунд. Когда откроете, запишите на лист бумаги все, что помните.

7. Составляйте мысленный список покупок
Отправляясь в магазин, сохраняйте список покупок не в заметках или на листе бумаги, а в голове. Даже если поначалу вы будете что-то забывать купить, потом эта привычка натренирует память и станет обычным делом.

8. Чаще гуляйте
Прогулки на свежем воздухе помогают насытить организм кислородом, а следовательно влияют на улучшение памяти. Получите от прогулки максимальную пользу. Внимательно рассматривайте детали маршрута и все, что встречается на пути, а после мысленно воспроизводите увиденное.

9. Поменяйте привычки
Начните тренировать нерабочую руку. Например, если вы правша, чистите зубы или ешьте левой рукой. Выделите хотя бы 10 минут в день, чтобы рисовать или писать несколько предложений другой рукой, все это поможет развить новые нейронные связи.

10. Узнайте какие добавки необходимы конкретно вам
Для памяти крайне важен полноценный метаболизм организма. Он базируется на достаточном количество различных микроэлементов, витаминов и иных веществ и соединений. Особенно важны витамины А, Е, С, группы В, а также жирные кислоты, цинк, йод, магний и глюкоза. Но помните, витамины нельзя пить по советам друзей или других людей! Их переизбыток может навредить организму. Поэтому полноценный набор молекулярных соединений назначается ТОЛЬКО после развернутого биохимического анализа крови и консультации со специалистом.

Правильный и разнообразный рацион также является одним из фундаментов здоровья. Вот список продуктов особенно полезных для памяти:

• красная рыба, скумбрия, тунец;
• орехи и семечки, особенно грецкие орехи, схожестью с мозгом они буквально намекают о своей пользе;
• говяжья печень;
• молоко и молочные продукты;
• яйца;
• зеленые листовые овощи;
• мед;
• лимон;
• зеленый чай;
• черника, ежевика, голубика;
• куркума;
• розмарин
• чеснок

Помните, что алкоголь, соленая пища и курение — отрицательно влияют на память. А хороший сон, соблюдение водного баланса и целенаправленные действия для улучшения памяти помогут получить успешный результат. Не позволяйте своему опыту и счастливым событиям жизни исчезать из вашей памяти!

СОХРАНИТЕ СЕБЕ СТРАНИЦУ И ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ

ЕЩЕ СТАТЬИ

ТЕРПИ, КАЗАК, АТАМАНОМ СТАНЕШЬ, ИЛИ ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ИСПЫТЫВАЕМ СТРЕСС?

Стресс – состояние или ощущение, при котором человек понимает, что требования превышают его личные и социальные ресурсы, доступные для мобилизации. Иными словами, стресс – отсутствие достаточного количества энергии для удовлетворения требований жизни.
Но почему мы испытываем стресс?

ВНИМАНИЕ В ВЕК ДИДЖИТАЛИЗАЦИИ, ИЛИ КАК НЕ «ПРОСКРОЛЛИТЬ» САМОЕ ВАЖНОЕ

Наша способность сохранять фокус внимания регрессирует, и единственный способ развить способность улавливать суть и действительно важное это создать через специальную тренировку навык избирательного, длительного и непрерывного внимания и концентрации.

КАК ПОНЯТЬ, ЧЕГО Я ХОЧУ?

Одним из источников стресса в жизни являются проблемы. Точнее, непонимание, что нужно предпринять, чтобы их разрешить. Для того, чтобы решить проблемы, нужно поставить цель и наметить четкий план задач, направленных на реализацию задуманного. Это приведет к осознанию того, что проблема решаема, таким образом, вы снизите уровень психологического напряжения и позволите мозгу более рассудительно размышлять о насущном.

ПРОДУКТИВНАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА ИЛИ СЕКРЕТЫ КАЧЕСТВЕННОГО СНА ОТ МИРОВЫХ ЭКСПЕРТОВ

Большинство людей высыпаются лишь на выходных или отпуске. Нормальный здоровый сон считается, скорее привилегией или роскошью, особенно в рабочие дни. Люди думают, что отоспятся завтра или потом. Но задумывались ли вы, что вашему мозгу и телу нужно время на восстановление каждый день.

РИТУАЛЫ АНТИСТРЕССА
ОТ МИРОВЫХ ЭКСПЕРТОВ

Мы живем в культуре, где испытывать стресс – норма. Жизнь в большом городе диктует нам, что мы должны терпеть, чтобы стать успешными. Вы не всегда можете сменить город или работу, но вы можете изменить свое отношение и позаботиться о себе.

КАК МЫЗЫКА РАЗВИВАЕТ МОЗГ

Музыка чаще всего ассоциируется с прослушиванием композиций и танцами, но оказывается, музыкальная терапия является мощным инструментом в лечении и развитии личности.

ОПТИМИСТЫ ЖИВУТ ДОЛЬШЕ

Общеизвестно, что оптимисты легче справляются с различными задачами, лучше чувствуют себя эмоционально и физически, более привлекательны, их часто называют людьми с «позитивной энергетикой». Как вы думаете, оптимистами рождаются или становятся?

14.

7.
 Общая психология

Памятью пользуются от рождения, о чем свидетельствует возможность выработки условных рефлексов (ответ на положение во время кормления). Ребенок в два месяца узнает мать. Эта нерозчленована реакция впоследствии, с развитием других познавательных процессов и накоплением опыта, совершенствуется. В конце первого полугодия узнавание распространяется на все окружение и дополняется воспроизведением образа предмета. Ребенок ищет пропавший из поля зрения предмет, а впоследствии и названный предмет. Образная память появляется в отчетливой форме на восьмом месяце жизни.

Усвоение языка в раннем детстве расширяет возможности познавательной деятельности, способствует развитию словесно-логической памяти. Память приобретает большей устойчивости и прочности, более длительным становится хранения запам’ятованого. Еще доминирует непроизвольная память, однако уже появляется произвольное запоминание.

Для дошкольного детства

характерно интенсивное развитие самопроизвольной памяти, чему в значительной мере способствует игровая деятельность. Дошкольники начинают отражать предметы не только внешними, но и внутренними, существенными их свойствами и связями. Развитие целесообразной деятельности и языка постепенно предопределяет возникновение и первоначальное формирование произвольной памяти. Это — главное достояние дошкольного возраста, что открывает путь к учебной деятельности в школе. Развитие языка способствует усвоению абстрактных положений и закономерностей, приводит к формированию поняттєвого логического мышления — второе условие готовности к школе.

В младших школьников развиваются все виды памяти. Но особенно интенсивно формируется словесно-логическая память как условие и результат успехов в учебе. Известно, что в знаниях, которыми овладевают младшие школьники, преобладает материал конкретный, а не абстрактный. Однако изучая естественные предметы, они знакомятся с причинными связями, простыми обобщениями.

Однако произвольная память у детей еще недостаточно сформирована. Поэтому ученики младших классов сталкиваются с трудностями, не в состоянии проконтролировать осмысления материала, проверить себя. Выход они видят в механическом заучивании. Насущной потребностью для них является усвоение приемов логического запоминания. Поэтому надо учить детей различать в своей работе задача понимать материал и задачи его запомнить, постепенно вырабатывать более совершенные приемы заучивания.

Процесс запоминания в них еще развернутый, поэтому, уделяя внимание другу, они не могут одновременно заниматься другим. Формирование навыков и умений совершенствует и сворачивает этот процесс, разгружает сознание, и в младших школьников появляется возможность сочетать разные задачи.

Дальнейшее развитие непроизвольного и произвольного памяти происходит в подростков в процессе овладения более сложной системой знаний. Переход от элементарных понятий до изучения законов естественных и общественных наук способствует тому, что ученики этого возраста переходят от конкретно-логической к абстрактно-логической памяти. Задача в том, чтобы научить подростков быстро осуществлять анализ и синтез текста, понимать содержание, основные факты, делать выводы. По мере формирования у учащихся умения понимать, осмысливать материал совершенствуется также их логическая память, сначала непроизвольная, а затем и произвольная. Существует зависимость формирования умения запоминать от формирование умения понимать материал. Общее овладение этими навыками способствует производительности логической памяти, особенно абстрактно-логической и произвольной.

Для развития абстрактно-логической памяти в старших школьников характерен высокий уровень овладения сложной системой обобщенных умений понимания и запоминания. Это открывает возможность дальнейшего развития абстрактно-логической памяти учащихся, формирование таких приемов, которые помогают запоминать сложные системы фактов, понятий, законов, их объяснения и доказательства.

Следовательно, память нужна для усвоения новых знаний, а их приобретение способствует совершенствованию памяти. Поэтому этот процесс не завершается в старшем школьном возрасте: усовершенствование памяти продолжается и у взрослых благодаря профессиональному обучению. Рост самостоятельности в учебном процессе увеличивает роль произвольного запоминания, абстрактно-логической памяти студентов.

Далее в период поздней юности общее развитие памяти происходит в тесном взаимодействии с мышлением, достигая максимальных значений. Мышление в этот период значительно отстает от уровня развития памяти, что снижает эффективность запоминания и хранения, ибо усваиваемый материал должным образом не прорабатывается. Первым условием новых достижений является дальнейшая интеллектуализация процессов памяти, что способствует более интенсивному развитию мышления. Во взаимодействии развития памяти и мышления заметная рябь изменений, которые чередуются между собой. Пики максимумов развития памяти готовят основу для дальнейшего развития мышления, а пиковые значения изменений в мышлении создают благоприятные условия для новых сдвигов в развитии памяти.

Однако развертывание процессов переработки информации требует специализации обучения и продуктивной деятельности, т. е. естественного ограничения потоков информации и повышение компетентности субъекта. Особенно большое значение приобретает умение самостоятельно работать с книгой, словарем, справочником, составлять планы и реферировать специальные материалы, вести конспекты и исследования на профессиональном уровне.

Уже в зрелом возрасте развитие памяти тесно связан с профессиональной деятельностью, сначала с практическим усвоением знаний и умений, которых требует выполнения обязанностей, а потом профессиональным ростом. Инициативная, творческая работа требует огромного опыта и непрерывного усвоения новых знаний, высокой лабильности процесса воспроизводства сведений, хранящихся в памяти. Следовательно, возрастает мотивация к деятельности, повышаются компетентность и интерес, происходит становление профессионального мастерства личности.

В преклонном возрасте производительность памяти несколько снижается. Однако усиление мотивации в производственной деятельности и наличие значительного опыта компенсируют потребности в данных памяти для производительного труда.

Доказано, что развитие памяти зависит от того, как обеспечено управления этим процессом. Педагоги должны создавать условия, которые ускоряют обучение, позволяют лучше усвоить и сохранить в памяти знания. Личность только тогда будет иметь весомые успехи, когда будет достаточно настойчиво прилагать усилия к запоминанию необходимого как можно больше, в общем и в деталях. Память ухудшается от неполного ее использования.

Развитие памяти в первую очередь зависит от заинтересованного включения личности в продуктивную деятельность, в частности учебную, направленную на самостоятельное познание мира или достижения новых результатов деятельности. Что более весомые мотивы сопровождают деятельность субъекта, то более успешные результаты запоминания. При этом запоминания является результативным независимо от того, было ли поставлена цель запомнить.

Развитие памяти неразрывно связан с воспитанием самой личности. Для развития памяти у учащейся молодежи надо воспитывать, прежде всего, положительные мотивы обучения и труда, любовь к знаниям и трудовой деятельности, заинтересованность в результатах деятельности и чувство ответственности за выполнение своих обязанностей. Только полноценная деятельность личности способствует развитию доброй памяти. Заинтересованность, активное отношение к деятельности способствуют непроизвольному запоминанию.

Важным для запоминания является первое впечатление, его качество и глубина. Оно усиливается комплексным восприятием объекта различными органами чувств. Всю информацию органы чувств должны воспринимать как нечто содержательно целое и значимое, логически связано. Лучше, если она является предметом активной деятельности, заинтересованных размышлений, умственной переработки: выделение главного, существенных связей, структурирование, аргументации и т.д.

Легко и надежно запоминающийся новый материал, связанный с предыдущим опытом, когда он его нечто дополняет и обогащает, расширяет возможности деятельности человека. Эффект запоминания значительно усиливается, если информация является для субъекта необходимым, связанная с целью его деятельности, представляет определенный интерес. Например, готовясь к полету и изучая заданный маршрут, штурман не только определяет и вычисляет основные этапы и контрольные пункты пути, но и без специальных усилий хорошо запоминает важнейшие ориентиры, сопутствующие признаки, которые помогут надежно идентифицировать его с местностью, показателями приборов и т. д. Такая мобилизация памяти объясняется тем, что в полете все сведения могут оказаться очень нужными и важными и без них нельзя качественно выполнить задание. Незнание этих сведений может привести даже к аварии.

Развития памяти способствуют постоянные тренировки. Регулярная и напряженная работа памяти становится привычкой, создает условия для формирования продуктивной памяти. Тренировка не должна быть изолированным актом, искусственным повторением того самого. Тренируя память, каждый раз нужно проявлять настойчивость, волю и уверенность, постоянно добиваясь улучшения результатов запоминания.

Необходимым условием эффективного запоминания является соблюдение определенных правил. Запоминать надо в хорошем настроении и на «свежую голову», когда еще не наступила усталость. Во время запоминания не надо чередовать материал, близкий по форме и содержанию. Нужно обрабатывать информацию для запоминания, сравнивая различные сведения, опираясь на ассоциации (смысловые и структурные), выделяя опорные сигналы («узелки на память»).

Нужно творчески применять мнемотехнічні приемы, искусственно разделяя информативный материал смысловыми связями, смыслом, значением, привлекая различные виды памяти.

Главный смысл мнемотехнічних приемов в том, что материал запоминания глубже анализируют, структурируют и больше осмысливают. В частности, запоминая исторические даты, можно использовать сравнения по сходству и контрастом с известными событиями, запоминая иностранные слова — с уже усвоенными словам или со словами родного языка.

Усвоение понятий и другой информации в процессе многократного повторения создает базу для дальнейших ассоциаций с новым материалом запоминания. Поэтому на начальных этапах обучения, когда новую информацию не с чем связывать, возникают значительные трудности и приходится много раз повторять, чтобы хорошо запомнить. Овладение понятийным аппаратом и знаниями в определенной области значительно увеличивает возможности быстрого и прочного запоминания новой информации благодаря смысловой памяти.

Способом улучшить память человека является формирование умения запоминать и воспроизводить. Память развивается тренировкой и упорным трудом, направленной на запоминание, хранение, полное и точное воспроизведение.

Часто предлагают такие упражнения для лучшего запоминания:

  • Внимательно посмотрите на знакомый предмет, потом, закрыв глаза, образно представьте его себе в мелочах. Приоткрыв глаза, еще раз взгляните на него и укажите, какие детали вы выпустили.
  • Изучен предмет попробуйте нарисовать по памяти. Потом проявите то, что забыли нарисовать.
  • Опишите из памяти черты хорошо знакомого человека. Наблюдая за этим человеком во время встречи, уточните незамеченные черты ее лица.
  • Посмотрите на 7-15 мелких предметов, спустя из памяти опишите их вид.
  • Попробуйте хорошо разглядеть предмет, который падает. Затем опишите его как можно точнее.
  • Осмотрите комнату, запомните, что в ней находится. Затем закройте глаза и представьте образ увиденного до мелочей.
  • Вспомните голос и интонацию фразы знакомого вам человека и попробуйте с закрытыми глазами мысленно снова услышать ее. Затем повторите фразу вслух, а во время встречи с этим человеком сравните «оригинал» с имитацией.

    Эти упражнения развивают память: образы объекта наблюдения быстро запоминаются и длительное время сохраняются в памяти, в то же время совершенствуется способность представлять, анализировать объект из памяти без особых усилий воли.

    Не менее важным в развитии памяти является формирование умения запоминать и воспроизводить, освоение рациональных приемов запоминания, контроля и понимания. Основные приемы произвольного запоминания такие:

    1. Нужно четко определить цель, задачи запоминания. Мнемічне задача заключается в четком формулировании того, что и как надо запомнить и прочно закрепить. Если такое задание специально не ставят, то материал запоминается значительно хуже. В частности, во время исследования одной группе ставили задачу запомнить материал, чтобы ответить на следующий день, другой — запомнить надолго. Проверка проведена через четыре дня, результаты оказались намного лучше во второй группе — ведь известно, как быстро забывается материал, изученный только для экзамена.

    2. В произвольном запоминании нужно сформировать устойчивые мотивы к запоминанию, приобретения знаний, чувства ответственности. Если человек должным образом не болеет за дело, не ответственно относится к запоминанию, то она быстро забывает то, что нужно помнить.

    3. Необходимым условием запоминания является понимание материала, образования смысловых связей, если они недостаточны, и использование эффективных приемов запоминания. Непонятный материал, как правило, не заинтересовывает и запоминается хуже, чем систематизирован, понятен. Для улучшения условий запоминания стоит сделать материал понятным и привлекательным.

    Применение того или иного способа запоминания является произвольным асоціюванням, пов’язуванням определенных единиц материала, который нужно запомнить. Чтобы запомнить номер телефона, каждый однажды кодирует его цифровые значения, группирует цифры из известных дат, похожих номеров и составляет смысловое выражение. Помогают запоминать и приемы анализа материала: составление плана, сравнение, классификация, группирование, систематизация. Каждый человек вырабатывает собственные приемы анализа и ассоциирования материала для запоминания. Кроме привлечения логики и понимания, такая работа над материалом запоминания дает возможность привлечь внимание к нему, лучше осознать и усвоить.

    2. Важным условием эффективного запоминания является благоприятный психическое состояние для усвоения нового материала. Плохо воспринимает материал человек усталая, раздраженная, подавлена. Известны случаи озарение памяти перед сном и после пробуждения утром. Положительного эффекта достигают аутогенною стимуляцией памяти, что связано с приведением организма в актуальное состояние и благоприятной действием механизма релаксации.

    5. Для лучшего запоминания и длительного сохранения требуется повторение материала в процессе заучивания. Правильная организация повторений требует соблюдения ряда условий, в частности, распределения повторений во времени. Первые повторения должны быть интенсивными, поскольку забывание материала в начале происходит быстрее, а позже темп повторение может быть замедлен. Однако не стоит повторять слишком часто, много раз подряд, поскольку это вызывает торможение и затруднения во время образования нервных связей. Для успеха в повторении материала нужно разнообразить информацию, активизировать познавательную деятельность личности.

    6. В управлении развитием памяти учеников важное значение имеет учет со стороны учителя их индивидуальных особенностей. При этом нужно больше опираться на преимущества мнемических свойств личности.

    Воспитание памяти можно значительно улучшить, если к этому процессу привлечь самих учеников. Заинтересовавшись, они будут проявлять стремление к совершенствованию и самовоспитания.

    1.  Бузан Т. Скоростная память / Пер. с англ. — М.: Эйдос, 1996.

    2.   Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог. специальностей. — Львов: Край, 2005.

    3.  Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 1. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.

    4. Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред. А.А. Смирнова. — М.: Просвещение, 1967.

    5.  Гарибян С. А. Школа памяти (суперактивация памяти через возрождение эмоций). — М.: Пика, 1992.

    6.  Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека (психофизиологическое исследование). — М.: Педагогика, 1980.

    7.  Громова Е.Л. Эмоциональная память и ее механизмы. — М.: Наука, 1980.

    8. Общая психология : Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. — К.: Форум, 2000.

    9. Общая психология: Учеб. пособ. / О.В. Скрипченко, Л.В. Долинская, З.В. Огороднийчук и др. — К.: А.Г.Н., 2002.

    10.  Иванов-Муромский К.А. Мозг и память. — К.: Наук, мысль, 1987.

    11.  Клацки Г. Память человека: Структуры и процессы / Пер. с англ. — М.: Мир, 1978.

    12.  Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1975.

    13.  Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. — 3-тэ вид., випра. — К.: Вища шк., 2004.

    14. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред В.Н. Дружинина. — М.: ПЕР СЭ, 2003

    15. Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова. — 3-е изд. — М.: ЧеРо, 2002.

    16. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. — К.: Сов. школа, 1968.

    17. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. — 3-тэ вид. — К.: Лыбидь, 2001.

    18.  Хофман И. Активная память: Эксперимент и теория человеческой памяти / Пер. с нем. — М.: Прогресс, 1986



    Назад  

Мозг: Память | Энциклопедия раннего развития детей


1 Танужени Патман, доктор философии, 2 Патрисия Дж. Бауэр, доктор философии
1 Йоркский университет, Канада; 2 Университет Эмори, США
, испр. изд.

PDF-версия

Введение

Память — это фундаментальная способность, играющая жизненно важную роль в социальном, эмоциональном и когнитивном функционировании. Наши воспоминания формируют основу нашего самоощущения, направляют наши мысли и решения, влияют на наши эмоциональные реакции и позволяют нам учиться. Таким образом, память играет центральную роль в познании и когнитивном развитии. Тем не менее, исторически считалось, что дети в возрасте до трех или четырех лет не могут формировать устойчивые представления о событиях и, следовательно, не могут их запомнить. Это убеждение частично возникло из-за того, что взрослые редко вспоминают личные события до 3,5 лет (феномен, известный как инфантильная или детская амнезия). Однако исследования младенцев и детей младшего возраста показали, что они могут формировать воспоминания о событиях и формируют их. Это исследование в сочетании с исследованиями в области поведенческой нейробиологии (с использованием моделей животных) и нейробиологии развития (с использованием электрофизиологии и нейровизуализации) дало нам представление о том, как память и структуры мозга, которые ее поддерживают, меняются в процессе развития.

Субъект

Существует много способов разделить структуру памяти. Например, мы различаем рабочую память, позволяющую сохранять представления в течение нескольких секунд, и долговременную память, позволяющую запоминать события на протяжении всей жизни. Долговременную память можно разделить на два типа: недекларативную (или неявную) и декларативную (или явную). Недекларативные воспоминания недоступны сознательному осознанию и включают в себя обучение навыкам (например, знание того, как ездить на велосипеде) и прайминг (т. е. облегченную обработку стимула в зависимости от предшествующего опыта с ним). Недекларативная память проявляется практически с рождения. Например, младенцы демонстрируют более надежную обработку лиц, которые они видели раньше, по сравнению с новыми лицами. Однако, когда большинство людей думают о памяти или «воспоминании», они думают о декларативных воспоминаниях. Декларативная память требует сознательного припоминания и включает узнавание и припоминание имен, объектов и событий. Эта глава представляет собой обзор того, что мы знаем о развитии декларативной памяти у типично развивающихся младенцев и взаимосвязи между декларативной памятью и развитием мозга.

Проблемы

Изучение развития декларативной памяти и областей мозга, которые ее поддерживают, является сложной задачей по разным причинам. Первая проблема, с которой сталкиваются исследователи, заключается в том, как надежно измерить декларативную память у довербальных детей. Традиционные тесты декларативной памяти основаны на словесном отчете и поэтому лучше подходят для детей старшего возраста и взрослых. Во-вторых, сложно связать поведение с мозгом. Исследователи должны определить, соответствуют ли сроки изменений в поведении срокам изменений в мозге. Наконец, исследователи должны сделать тесты, которые измеряют поведение и функции мозга, чувствительные к потенциальному дефициту.

Контекст исследования

Мозг младенцев и детей младшего возраста развивается быстро. При исследовании веса мозга от рождения до старости наибольшее изменение веса мозга происходит на первом году жизни. 1 Однако не все части мозга развиваются одновременно 2 , а в некоторых областях развитие происходит медленнее. Особенно это касается областей мозга, отвечающих за декларативную память. Гиппокамп, структура мозга в медиальной височной доле, необходимая для формирования декларативных воспоминаний, формируется внутриутробно. 3,4 Тем не менее, клетки зубчатой ​​извилины гиппокампа, области, которая связывает структуру с корковыми областями мозга, не выглядят как взрослые, пока много времени спустя после рождения. 5,6 Более тонкие структурные изменения продолжаются даже в позднем детстве. 7 Другой областью мозга, отвечающей за функцию памяти, является префронтальная кора. Плотность синапсов в этой области резко возрастает примерно к восьми месяцам и достигает пика между 15 и 24 месяцами. 8  Изменения продолжают происходить и после этого периода, вплоть до подросткового возраста. 9,10 В целом мы наблюдаем значительные изменения в областях мозга, отвечающих за память, в первые два года жизни.

Ключевые вопросы исследования

  1. Как развивается долговременная память? Какие поведенческие изменения наблюдаются в работе памяти в младенчестве и раннем детстве?
  2. Как изменения в работе памяти связаны с постнатальными изменениями в головном мозге?

Недавние результаты исследований

Исследователи использовали вызывал имитацию для оценки декларативной памяти у довербальных детей. При вызванном подражании младенцам предъявляют новые предметы и показывают, как использовать их для создания коротких «событий», таких как изготовление и звон колокольчика. Сразу и/или с задержкой младенцам дается возможность имитировать моделируемые действия. Память оценивается путем сравнения количества действий (отдельных действий и действий в правильном временном порядке) с количеством действий во время базовой производительности (до моделирования). 11,12 Исследователи использовали эту парадигму с младенцами в возрасте шести месяцев и обнаружили, что с возрастом младенцы помнят все больше времени. Например, шестимесячные дети помнят действия в течение 24 (но не 48) часов, девятимесячные — в течение одного месяца (но не трех), а к 20-месячному возрасту младенцы помнят до года. . Кроме того, с возрастом эффект становится все более достоверным — все большее число младенцев в каждой последующей возрастной группе демонстрируют признаки припоминания (см. ссылку 13, 9).0004 13 для ознакомления).

В общих чертах, временная динамика улучшения памяти с возрастом (поведенческая индексация) согласуется с развитием мозга. В конце первого года жизни медиальные структуры височной доли функционально зрелы, и в префронтальной коре увеличивается плотность синапсов. Это соответствует улучшенным способностям к запоминанию у младенцев ближе к концу первого года жизни. Дальнейшее улучшение надежности воспоминаний происходит в течение второго года жизни, что соответствует продолжающемуся увеличению образования синапсов как в префронтальной коре, так и в зубчатой ​​извилине. 14

Пробелы в исследованиях

Мы добились большого прогресса в изучении памяти и развития мозга в младенчестве, но многое еще не знаем. Требуется больше информации о динамике развития областей памяти в человеческом мозгу. Несмотря на то, что в последнее время был достигнут значительный прогресс, большая часть информации поступает от животных моделей (грызунов и нечеловеческих приматов), поэтому неясно, как именно этот временной ход отразится на развитии человеческого мозга. Дальнейшая работа в области нейробиологии развития может помочь восполнить этот пробел. Исследования, которые связывают поведенческие показатели памяти с активностью мозга, жизненно важны для полного понимания развития декларативной памяти. Прогресс в этом направлении связан с исследованиями, связывающими потенциалы, связанные с событиями (ERP, электрофизиологический метод, который измеряет активность мозга, связанную с определенными стимулами), с устойчивостью поведенческих воспоминаний у младенцев. 15 Дальнейшая работа с использованием этого метода и методов нейровизуализации, охватывающих разный возраст и разные типы показателей памяти, будет полезна.

Выводы

Способность формировать воспоминания и запоминать их является жизненно важной частью человеческого опыта. Исторически сложилось так, что люди считали, что младенцам не хватает этой способности. Использование невербальной задачи позволило исследователям оспорить и опровергнуть это предположение. Декларативная память проявляется на первом году жизни, о чем свидетельствует поведение при выполнении невербальных задач, основанных на подражании. Он существенно развивается в течение первого и второго года жизни. Время улучшения производительности соответствует времени изменений в развивающемся мозге. Например, увеличение производства синапсов в областях мозга, связанных с памятью, примерно соответствует возрасту, в котором мы наблюдаем улучшение памяти. Исследования, объединяющие измерения нейронной обработки (оцениваемой с помощью ERP) и поведения (оцениваемой с помощью имитации), обещают дать большее решение вопросу взаимосвязи между развитием мозга и поведением. Необходима дальнейшая работа, чтобы лучше понять развитие человеческого мозга и связать его с производительностью памяти в младенчестве и за его пределами.

Значение

Это исследование имеет теоретическое и практическое значение. Во-первых, работа послужит источником информации для литературы по памяти взрослых — невозможно полностью понять зрелое конечное состояние функции, не поняв ее начала. Кроме того, это исследование дополняет литературу по детской амнезии. Младенцы способны формировать воспоминания, даже если во взрослом возрасте они не могут их вспомнить. Работа имеет и практическое значение. Как только мы поймем типичное развитие областей мозга, связанных с памятью, и типичные способности младенцев вспоминать, мы сможем применить эти знания к особым группам населения, которые находятся в группе риска. Например, дети, рожденные от матерей с проблемами контроля уровня сахара в крови во время беременности, с большей вероятностью будут иметь перинатальный дефицит железа в головном мозге, который может иметь пагубные последствия для нормального развития гиппокампа. У этих младенцев наблюдается дефицит отсроченного припоминания по сравнению с младенцами из контрольной группы того же возраста. 16 Другими группами, у которых наблюдается дефицит отсроченного отзыва, являются дети, усыновленные из международных детских домов, и здоровые недоношенные дети. 17 По мере того, как мы будем лучше понимать взаимосвязь между мозгом и поведением, мы сможем разработать меры, чтобы помочь младенцам и детям из этих групп риска.

Ссылки

  1. Декабан А.С. Изменения массы мозга в течение жизни человека: отношение массы мозга к росту и массе тела. Annals of Neurolology 1978;4(4):345-356.
  2. Holland D, Chang L, Ernst TM, Curran M, Buchthal SD, Alicata D, Skranes J, Johansen H, Hernandez A, Yamakawa R, Kuperman JM, Dale AM. Структурные траектории роста и темпы изменений в первые 3 месяца развития мозга младенцев. JAMA Neurology 2014;71(10):1266-1274.
  3. Киер Э.Л., Ким Дж.Х., Фулбрайт Р.К. и Бронен Р.А. Эмбриология гиппокампа плода человека: МРТ, анатомия и гистология. Американский журнал нейрорадиологии 1997; 18, 525-532.
  4. Ge X, Shi Y, Li J, Zhang Z, Lin X, Zhan J, Ge H, Xu J, Yu Q, Leng Y, Teng G, Feng L, Meng H, Tang Y, Zang F, Toga AW, Liu S. Развитие формирования гиппокампа плода человека в начале второго триместра. НейроИзображение 2015;119:33-43.
  5. Сересс Л., Абрахам Х. Пре- и постнатальное морфологическое развитие образования гиппокампа человека. В: Нельсон К.А., Лучиана М., ред. Справочник по развитию когнитивной неврологии . 2 -й выпуск . Кембридж, Массачусетс: MIT Press; 2008: 187-212.
  6. Bachevalier J. Развитие памяти с нейрокогнитивной и сравнительной точек зрения. В: Бауэр П.Дж., Фивуш Р., ред. Справочник Wiley-Blackwell по развитию детской памяти  2014; 1:285-308.
  7. ДеМастер Д., Патман Т., Ли Дж. К., Гетти С. Структурное развитие гиппокампа и эпизодическая память: различия в развитии по передней/задней оси. Кора головного мозга 2014; 24:3036-3045.
  8. Хаттенлохер PR. Плотность синапсов в лобной коре головного мозга человека: изменения в развитии и последствия старения. Brain Research 1979;163(2):195-205.
  9. Бенеш FM. Развитие префронтальной коры: созревание нейротрансмиттерных систем и их взаимодействие. В: Нельсон К.А., Лучиана М., ред. Справочник по развитию когнитивной неврологии . Кембридж, Массачусетс: MIT Press; 2001:79-92.
  10. Yu Q, McCall, DM, Homayouni R, Tang L, Chen Z, Schoff D, Nishimura M, Raz S, Ofen N. Возрастное увеличение использования мнемонических стратегий связано с развитием префронтальной коры. Нейроизображение 2018;181:162-169.
  11. Бауэр П.Дж., Веннер Дж.А., Дропик П.Л., Веверка С.С. Параметры запоминания и забывания при переходе от младенчества к раннему детству. Монографии Общества исследований детского развития 2000;65(4).
  12. Луковский А.Ф., Милоевич Х.М. Изучение воспоминаний в младенчестве и раннем детстве с использованием парадигмы вызванного подражания. Журнал визуализированных экспериментов 2016;110:53347.
  13. Бауэр П.Дж. Создание прошлого в младенчестве: отчет о развитии нервной системы. Trends in Cognitive Sciences 2006;10(4):175-181.
  14. Бауэр П.Дж. Получение эксплицитной памяти с нуля: шаги к построению описания изменений в развитии нервной системы в первые два года жизни. Обзор развития 2004;24(4):347-373.
  15. Бауэр П.Дж., Вибе С.А., Карвер Л.Дж., Луковски А.Г., Хейт Д.К., Уотерс Д.М., Нельсон К.А. Электрофизиологические индексы кодирования и поведенческие индексы припоминания: изучение отношений и изменений в развитии в конце первого года жизни. Нейропсихология развития 2006;29(2):293-320.
  16. ДеБоер Т., Веверка С., Бауэр П.Дж., Георгиев М.К., Нельсон К.А. Эксплицитная память у младенцев от матерей с диабетом в возрасте 1 года. Медицина развития и детская неврология 2005;47(8):525-531.
  17. Бауэр П.Дж. Вспоминая времена нашей жизни: Память в младенчестве и после . Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates; 2007.

Как цитировать эту статью:

Патман Т., Бауэр П.Дж. Память и раннее развитие мозга. В: Tremblay RE, Boivin M, Peters RDeV, ред. Энциклопедия раннего развития детей [онлайн]. https://www.child-encyclopedia.com/brain/according-experts/memory-and-early-brain-development. Обновлено: июнь 2020 г. По состоянию на 20 ноября 2022 г.

Текст скопирован в буфер обмена ✓

Развитие памяти — Better Kid Care — Penn State Extension

«Я думала о прошлом, когда мой папа был здесь» — Анна Перл, 3 года, описывает воспоминание

С первым вздохом жизни появляется возможность мыслить в обратном направлении или развивать память. Важно, чтобы у нас было понимание памяти и объема памяти. Объем памяти ребенка — это не обязательно размер его памяти, а то, сколько дети могут сделать со своей памятью. Хотя маленькие дети чрезвычайно способны во многих отношениях, объем их памяти ограничен в раннем развитии памяти.

Хотя исследования показали, что очень маленькие дети могут вспоминать воспоминания с конкретными деталями, для того, чтобы воспоминания стали автобиографическими или, скорее, частью истории жизни ребенка и реальными для них, сначала должно быть развито чувство себя и личной идентичности. Дети не полностью развивают чувство собственного достоинства, как правило, до 1,5 или 2 лет. Наличие ощущения себя, «я», отдельного от других, дает место для организации памяти и развития личного смысла.

Хотя в младенчестве память не полностью развита, период раннего детства (от рождения до 8 лет) важен для формирования и развития памяти. Взгляд на развитие памяти дает новый способ думать и планировать для детей. Развитие памяти не только возвращает вас к опыту, имеющему смысл, но и представляет собой сложную когнитивную способность, которая важна во многих аспектах мышления и обучения, таких как язык и грамотность, планирование, следование указаниям, решение проблем, размышление, воображение и общая способность формировать положительное ощущение себя.

Запоминание начинается с понимания. Дети узнают о памяти, разговаривая с другими и переживая жизненные события в своем окружении. Если дети переживают события, которые они не полностью понимают, они с меньшей вероятностью запомнят это событие (или правильно припомнят события). Взрослые играют важную роль в том, чтобы помочь детям понять и запомнить. Самая важная роль для взрослых заключается в обеспечении отзывчивого, радостного и заботливого взаимодействия с детьми. Еще один важный, но простой способ помочь взрослым — это рассказывать истории и рассказы о событиях, особенно тех, которыми они поделились с детьми. Поступая таким образом, взрослый может вернуться к событиям, вызвать мысли и даже помочь детям вспомнить то, что они не могут вспомнить. По сути, взрослый реконструирует общую память.

Развитие речи

Язык помогает понять и сформировать память. Взрослые могут развивать язык с детьми, рассказывая истории, пересказывая события и задавая вопросы, связанные с опытом детей. Вопросы, которые касаются того, что, где, когда, почему и как, помогают детям собрать детали, описания и эмоции, связанные с опытом. В конце концов, дети будут задавать себе те же вопросы, что и взрослые. Когда дети смотрят внутрь себя, задают вопросы и пытаются понять свои мысли, они формируют воспоминания.

Развитие воображения

Чтобы дети могли воображать, они должны использовать информацию, хранящуюся в мозгу (вещи, которые они помнят и понимают). Когда происходит воображение, происходит перекомпоновка деталей по-новому. Наряду с развитием языка взрослые могут развивать детскую творческую игру, используя реквизит, материалы и фотографии — все, что может вызвать связь как с прошлыми воспоминаниями, так и сформулировать новые воображаемые идеи. Инструменты и материалы для рисования также являются хорошей поддержкой для документирования, организации и иллюстрации прошлых и будущих идей.

Направляющее поведение

Чтобы следовать указаниям и помнить правила в классе, дети должны уметь обрабатывать информацию. Чтобы обрабатывать информацию, дети должны классифицировать, понимать и реагировать на сообщение, которое дает им взрослый. Прежде чем они смогут обработать сообщение, все части сообщения должны быть поняты. Поскольку у детей ограниченный объем памяти, они могут пропустить часть сообщения или даже все, если им нужно обработать слишком много вещей одновременно.

Взрослые могут помочь детям запомнить и выполнить то, что мы от них просим, ​​давая простые и эффективные указания, например: «Пожалуйста, поставьте книги на книжную полку» вместо «Давайте убирать». Используйте четкие указания, что делать, а что не делать. Например, лучше попросить детей «пожалуйста, идите», а не «не бегайте».

Также помогает, когда взрослые четко объясняют «почему» того или иного направления. Например, когда детей просят убрать книги, мы можем объяснить: «Нам нужно поставить наши книги обратно на полку, чтобы мы могли найти их завтра». Ребенку не нужно использовать какую-либо память, чтобы задаться вопросом, почему он должен убрать книги, и он может сосредоточиться на задаче, а не на «почему».

Такие рутинные действия, как уборка, также могут помочь детям сформировать память. Повторяя поведение, база знаний детей увеличивается и становится более организованной. Благодаря повторяющимся действиям дети могут полностью обрабатывать информацию. Ответы запоминаются и становятся более автоматическими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *