Развитие высших психических функций I Психологический центр «Диалог»
Главная / Услуги / Развитие ВПФ
Развитие высших психических функций у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Высшие психические функции (ВПФ) — это специфические психические функции человека: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.
Процесс развития ВПФ у ребёнка идёт постепенно. В период от 0 до 7 лет закладывается фундамент поведенческой, эмоционально-волевой и познавательной сфер личности человека.
У каждого ребёнка процесс развития высших психических функций сугубо индивидуален. Это зависит от многих факторов: генетической предрасположенности, внутриутробного развития, родовых травм, социальной среды, воспитания, зрелости нервной системы и других.
В случае недостаточной сформированности тех или иных психических процессов, ребёнок может испытывать трудности, как в социальной, так и образовательной среде. Не у всех детей перед поступлением в школу достаточно развиты мозговые структуры, необходимые для успешного обучения.
Процесс развития высших психических функций начинается в раннем детском возрасте, задолго до прихода ребёнка в школу. Дошкольный возраст — это период интенсивного психического развития и формирования новых психических особенностей.
Мозг ребёнка пластичен. Недостаточно сформированные психические процессы (восприятие, внимание, память, речь, мышление и др.) до периода школьного обучения (до 7 лет) можно развить с помощью занятий с нейропсихологом, а после поступления в школу — скорректировать.
Занятия с нейропсихологом в каждом возрасте имеют свои особенности и различия.
У детей 3-4 лет частой проблемой является развитие речи (ЗПРР, ЗПР, ОНР и др.). Речь — одна из самых сложных высших психических функций человека. Она организует и связывает такие психические процессы как внимание, восприятие, память, мышление.
Нейропсихологические занятия способствуют развитию речи ребёнка, после прохождения курса, практически все дети начинают говорить.
В 4-5 годам особое внимание следует уделить моторному развитию, в том числе координации движений. В этом возрасте начинается развитие и созрелание эмоциональной сферы, закладывается новое отношение к миру. Идёт интенсивное развитие познавательной сферы ребёнка.
Занятия с нейропсихологом способствуют развитию моторной, эмоциональной и познавательной сфер.
В старшем дошкольном возрасте (5-6 лет) происходит формирование волевой сферы ребёнка, это возраст начала появления учебной мотивации. Проблемы с саморегуляцией (неусидчивость, высокий уровень отвлекаемости, гиперактивность и др.) в этом возрасте могут помешать успешной подготовке к школе.
Нейрозанятия способны решить большинство из этих проблем.
Примерно к 7-летнему возрасту ребёнок переживает, так называемый, кризис личности. Этот период является серьёзной стрессовой ситуацией. Не все дети готовы к школьному обучению. Выполнение новых обязанностей, соблюдение дисциплины и правил при недостаточно сформированной волевой сфере, дефиците внимания, саморегуляции могут стать настоящей проблемой.
Занятия с нейропсихологом помогают ребёнку стать более успешным в школе.
У школьников с 7 до 12 лет развитие психических процессов продолжается, и не у всех детей формирование высших психических функций идёт равномерно.
Для них нейропсихологические занятия направлены уже не на развитие, а на коррекцию, и могут стать настоящим прорывом к обучению.
Развитие высших психических функций для детей от 3 до 12 лет имеет особое значение. Своевременное обращение к специалисту-нейропсихолог помогает избежать ряда трудностей у дошкольников и младших школьников.
Для уточнения информации о занятиях с нейропсихологом, звоните нам: +7(905)641-12-58.
Предварительная запись и нейропсихологическая диагностика для определения программы занятий обязательны.
8. Развитие высших психических функция у человека.
По Л. С. Выготскому, необходимо выделять две линии психического развития ребенка — натуральное и культурное развитие. Натуральные (исходные) психические функции индивида по своему характеру являются непосредственными и непроизвольными, обусловленными прежде всего биологическими, или природными (впоследствии в школе А. Н.Леонтьева стали говорить — органическими), факторами (органическим созреванием и функционированием мозга). В процессе овладения субъектом системами знаков (линия «культурного развития») натуральные психические функции превращаются в новые — высшие психические функции (ВПФ), которые характеризуются тремя основными свойствами:
социальностью (по происхождению),
опосредствованностью (по строению),
произвольностью (по характеру регуляции).
Тем не менее, натуральное развитие продолжается, но «в снятом виде», т.е. внутри и под контролем культурного.
В процессе культурного развития изменяются не только отдельные функции — возникают новые системы высших психических функций, качественно отличные друг от друга на разных стадиях онтогенеза. Так, по мере развития восприятие ребенка освобождается от своей первоначальной зависимости от аффективно-потребностной сферы человека и начинает вступать в тесные связи с памятью, а впоследствии и с мышлением. Таким образом, первичные связи между функциями, сложившиеся в ходе эволюции, заменяются вторичными связями, построенными искусственно — в результате овладения человеком знаковыми средствами, в том числе языком как главной знаковой системой.
Важнейшим принципом психологии, по Л.С. Выготскому, является принцип историзма, или принцип развития (невозможно понять «ставшие» психологические функции, не проследив детально историю их развития), а главным методом исследования высших психических функций — метод их формирования.
Частным следствием культурно-исторической теории является важное для теории обучения положение о «зоне ближайшего развития» — периоде времени, в котором происходит переструктурирование психической функции ребенка под влиянием интериоризации структуры совместной со взрослым, знаково-опосредствованной деятельности.
Л. С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. И формируются они в ходе социальных взаимодействий. Высшие психические функции человека, или сознание, имеют социальную природу. Для того чтобы четко обозначить проблему, автор сближает три фундаментальных понятия, ранее рассматривавшихся как раздельные — понятие высшей психической функции, понятие культурного развития поведения и понятие овладения процессами собственного поведения.
В соответствии с этим свойства сознания (как специфически человеческой формы психики) следует объяснять особенностями образа жизни человека в его человеческом мире. Системообразующим фактором этой жизни является, прежде всего, трудовая деятельность, опосредствованная орудиями различного рода.
Основным признаком высших психических функций является их опосредствованность определенными «психологическими орудиями», знаками, возникшими в результате длительного общественно-исторического развития человечества, к которым относится, прежде всего, речь. Первоначально высшая психическая функция реализуется как форма взаимодействия между людьми, между взрослым и ребенком, как интерпсихологический процесс, и лишь затем — как внутренний, интрапсихологический.
При этом внешние средства, опосредствующие это взаимодействие, переходят во внутренние, т.е. происходит их интериоризация. Если на первых этапах формирования высшей психической функции она представляет собой развернутую форму предметной деятельности, опирается на относительно простые сенсорные и моторные процессы, то в дальнейшем действия свертываются, становясь автоматизированными умственными действиями.
Высшие психические функции имеют специфические признаки и формируются на основе биологических предпосылок.
Развитию высших психических функций свойственна определенная динамика, более новые и сложные функции надстраиваются над более ранними и простыми, «вбирая» их в себя. Генезис высших психических функций идет по пути преобразования развернутых наглядно-действенных форм в сокращенные, автоматизированные, выполняемые во внутреннем плане в виде так называемых умственных действий.
Опосредованность развития человеческой психики «психологическими орудиями» характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности.
Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что человек (взрослый) с помощью определённого средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо «натуральной», непроизвольной функции.
На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом).
На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он — к ним. Таким образом, пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды — сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя «выходами» лежит процесс интериоризации, «вращивания» функции вовнутрь.
Интериоризуясь, «натуральные» психические функции трансформируются и «сворачиваются», приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность.
Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс — процесс экстериоризации — вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.
Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.
В воззрениях Выготского личность есть понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке. Оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностным ребенка и его культурным, развитием. Личность «не врожденна, но возникает в результате культур, развития» и «в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций». Развиваясь, человек осваивает собственное поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо «развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им».
В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития сменяются критичными периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка.
История развития высших психических функций.
- .
title={История развития высших психических функций},
автор={Л. С. Выготский и Роберт В. Рибер},
год = {1997}
}
- Выготский Л.С., Рибер Р.
- Опубликовано в 1997 г.
- Образование
Проблема развития высших психических функций. Метод исследования. Анализ высших психических функций. Структура высших психических функций. Генезис высших психических функций. Развитие речи. Предыстория развития письменности. Развитие арифметических операций. Овладение вниманием. Развитие мнемонических и мнемотехнических функций. Развитие речи и мышления. Самоконтроль. Развитие высших форм поведения. Проблема…
View Via Publisher
Разница Вигоцкого между более низкими и более высокими психическими функциями и недавними исследованиями по делу когнитивного развития
- Eugene Subbotsky
Психология
- 1996
Один из основных целевых. Приближаемые к сознанию. Приблизительно. был его тезис о том, что психические функции человека имеют социальное происхождение. Делая это заявление, Выготский столкнулся с…
Перспективы развития Л.С. Идеи Выготского в клинической психологии
- Тхостов А.
Психология
- 2016
Работа посвящена развитию Л.С. Выготского в клинической психологии и уточнение некоторых основных положений культурно-исторической концепции. В статье представлена диссертация…
Когда все новое становится хорошо забытым старым: взгляды Выготского/Лурия на развитие исполнительных функций.
Авторы исследуют эволюцию представлений о внекортикальной организации высших психических функций от ее истоков до недавних открытий о нейропсихологических траекториях развития управляющих функций.
Исследование внутренней речи и высших психических функций через речевые профили
- Верани А.
Психология
- 2012
включены – имеют социальный генезис. Способность говорить и все…
Интегральная периодизация общего психологического развития
- Слободчиков В., Цукерман Г.
Психология
- 2003
Стремление обобщить современные знания о поэтапной структуре психологического развития человека в единую последовательность, охватывающую различные этапы процесса развития, а также его…
Защитные механизмы поведения и концептуальные Комплексы социально-психологической адаптации детей с ограниченными интеллектуальными возможностями
- Лебедева А.В.
Психология, медицина
- 2013
Автор анализирует социально-психологическую адаптацию детей с интеллектуальной недостаточностью с помощью психодинамического подхода к изучению личности – основных показателей детерминант поведения – защитных механизмов и смысловых установок личности с выделением основных закономерностей социально-психологической адаптации детей с нормальным и патологическим развитием.
Компетентностный подход: предпосылки и перспективы изучения механизмов управления эмоциональным реагированием школьников
- .. Л. Харрис, А. О., Шаграева
Психология
- 2021
. Эмоциональные процессы являются важнейшим классом психических проявлений в жизни человека, от состояния которых во многом зависит физическое и социальное благополучие, психическое и соматическое здоровье, а также…
Компетентностный подход: предпосылки и перспективы изучения механизмов управления эмоциональным реагированием школьников
Эмоциональные процессы — важнейший класс психических проявлений в жизни человека, от состояния которых во многом зависит физическое и социальное самочувствие, психическое и соматическое здоровье, а также…
Формирование способности к децентрации в дошкольном возрасте
- Андреева А.
Психология
- 2018
В статье представлены результаты экспериментального исследования, посвященного развитию способности к децентрации в дошкольном возрасте. Феномен децентрации рассматривается как познавательная способность к…
Индивидуальность доминант мозга как проблема специального образования и педагогики
- Павлова Л.П.
Психология
- 2015
В данной работе развивается психофизиологический подход к обучению, основанный на принципе доминантности Ухтомского. В этом контексте решаются многие актуальные проблемы педагогики, такие как формирование…
ПОКАЗАНЫ 1-6 ИЗ 6 ЛИТЕРАТУРЫ
Читатель Выготского
- Р. Веер, Дж. Валсинер, Ф. Ветеншаппен
- 1 Психология
- 1994
Предисловие. Введение. 1. Введение в русский перевод Фрейды «По ту сторону принципа удовольствия»: Лев Выготский и Александр Лурина. 2. Принципы социального воспитания глухонемых…
Голоса разума: социокультурный подход к опосредованному действию встраивается в культурные, исторические и социальные процессы. Этот тезис противопоставляется…
Понимание Выготского: поиски синтеза
- Р. Вир, Дж. Вальсинер
Психология
- 1992
Часть 1: Лев Выготский литература и искусство. Часть 2 Первые годы в Москве 1924-1928: педагогическая психология дефектология роль психоанализа контекст входа Выготского в психологию -…
Разум в обществе: развитие высших психологических процессов: Harvard University Press
- Л. Выготский
Психология
- 1978
Психология развития Жана Пиаже
- Дж. Флавелл
Психология
- 1963
Культура и мысль; Психологическое введение
- M. Cole, S. Scribner
Психология
- 1974
Разработка более высоких психических функций в течение периода переходного возраста
- DOI: 10.1007/978-1-4615-5401-1_3
- Идентификатор корпуса: 141092578
@inproceedings{Rieber1998DevelopmentOH, title={Развитие высших психических функций в переходном возрасте}, автор={Роберт В.
- Р. Рибер
- Издан в 1998 г.
- Психология, медицина
В развитии высших психических функций в переходном возрасте наиболее отчетливо выявляются закономерности, характеризующие процесс развития нервной системы и поведения.
Посмотреть через Publisher
Спрятавшись на виду: Этапы мастерства/саморегуляции в культурно-исторической теории Выготского
- М. Э. Гредлер
Психология
- 2009
В конце 1970-х и 1980-х годах, когда интерес к творчеству Льва Выготского быстро рос, большинство его работ были недоступны на английском языке. Translations of Vygotsky’s work that reflect the breadth and…
The Utility of Vygotskian Behavioral Criteria in the Early Childhood Classroom: Learning from Non-compliance
- Laura Reynolds-Keefer
Psychology
- 2011
Non-compliant поведение детей младшего возраста постоянно вызывает озабоченность у учителей и лиц, осуществляющих уход за маленькими детьми. Такое поведение может мешать обучению, преподаванию и позитивному социальному…
От педагогической регуляции к саморегуляции в раннем детстве: анализ учебных эффектов «Инструментов разума»
- А. Барон
Образование
- 2017
Цель моей образовательной практики прогнозирование развития саморегуляции школьников в раннем детстве. В частности, я проанализирую инструменты разума дошкольного…
Придание языку «академичности»: языковые идеологии, регистрация и онтогенез
Abstract Мы утверждаем, что «академический язык» не следует понимать как технические компоненты, связанные с «регистром», и что вместо этого мы должны заниматься его регистрацией. Регистрация опирается на…
Психология свободы Льва Выготского
АННОТАЦИЯ Автор утверждает, что идея свободы руководила исследованиями Выготского с самых первых его шагов в психологии, когда он размышлял о «сверхчеловеке» и об «овладении собственным поведением»…
Эффективность двух программ обучения математике на развитие математики учащихся 8-х классов
- Кэролайн Луиза Болдри
Образование
- 2003
Saxon…
Два пути развития категории «смысл» в творчестве Л.
С. ВыготскогоАННОТАЦИЯ В статье анализируются предыстория и динамика представлений Льва С. Выготского о смысле («смысле», «смысле», «значении», «цель», «суть» — все в одном). Опираясь на данные архивных…
Понимание Выготского для класса: не слишком ли поздно?
- М. Э. Гредлер
Психология
- 2012
Выявление способности культурно-исторической теории Выготского выполнять ключевые функции педагогической теории (такие, как раскрытие сложности кажущихся простыми академических явлений) затруднено. вовлеченность и активность в многоязычных классах средних классов
- Michell
Образование
- 2012
ион. Вовлеченность учащихся опосредуется (т. е. стимулируется, поддерживается и трансформируется) синергетической семиотической экосистемой целей, ролей, инструментов и правил в классе. Таким образом, исследование дает…
Обзор и анализ конструктивизма для школьной практики
- С.