занятия и программа по развитию ВПФ у дошкольников — подготовка к школе
Упражнения на развитие высших психических функций
Введение
Термин «высшие психические функции» (ВПФ) был введен в науку в середине 19 века немецким врачом Вильгельмом Вундтом. В России это понятие связывают с культурно-исторической концепцией Выготского и Лурия, согласно которой развитие детской психики полностью зависит от взаимодействия с обществом.
Ребенок является социальным существом. По мере взросления и развития он интегрируется в общество. Так формируются высшие психические функции, имеющие специфические признаки.
К высшим психическим функциям относят:
- мышление;
- речь
- внимание;
- память;
- восприятие и др.
ВПФ формируются по принципу «от легкого к сложному» и хорошо поддаются самоконтролю и развитию. Бывают нарушения ВПФ как органического, так и неорганического происхождения, коррекцией которых занимается нейропсихологи.
Причины нарушений развития ВПФ
Факторы, под воздействием которым нарушается нормальная работа высших психических функций, делят на две группы — функциональные и органические.
У детей причины нарушения ВПФ органического синтеза могут быть следующими:
- Плохая наследственность — патологии развития психики, обусловленные генетическими факторами.
- Проблемы, возникшие в период внутриутробного развития плода.
- Патологическое родоразрешение, в результате которого ребенок получил перинатальное мозговое повреждение.
- Постнатальные повреждения. Нарушения ВПФ могут быть следствием нейроинфекционных поражений центральной нервной системы — абсцесса, менингита, травмы, энцефалита, онкологии и др.
Нарушения работы высших психических функций могут появиться и в зрелом возрасте. Например, в результате инсульта, тяжелой черепно-мозговой травмы, неудачного оперативного вмешательства, опухоли, локализованной в головном мозге.
Развитие ВПФ
Формирование высших психических функций принципиально отличается от развития других навыков. Особенность состоит в том, что психика развивается под влиянием функциональных и биологических программ.
Весь процесс становления можно разделить на три стадии:
1. Примитивная
Все знаки и внешние раздражители воспринимаются детьми буквально. У ребенка появляются условные и безусловные рефлексы, инстинкты, имеющие подсознательный характер. Сюда же, согласно Выготскому, относят непроизвольное внимание, сенсорику.
2. Наивная психология
Ребенок выявляет первые доречевые признаки коммуникации, общается через знаки, крики, прикосновения, взгляды, осваивает простые логические операции.
3. Стадия внешнего знака
Ребенок начинает использовать пальцы для счета, может проговаривать слова для планирования собственного поведения.
4. Высшая социальная функция
Ребенок строит простейшие логические цепочки, не всегда осознавая до конца связь между ними.
5. Примитивная индивидуальная функция
Знаковые средства постепенно начинают использоваться для управления собственным поведением, контролем психических процессов.
Становление высшей функциональной психики подразумевает развитие спонтанной и произвольной интрапсихической функции. Дети проходят все стадии, за счет чего происходит поднятие психики на высшую ступень.
Мышление
Мышление — часть интеллекта, познавательный процесс, предусматривающий «рождение» новых знаний, познание окружающего мира.
Становление мыслительного процесса происходит поэтапно:
- С момента рождения до 2 лет ребенок познает мир через действия и органы чувств.
- После 2 и до 6 лет дети мыслят, используя образы и слова, при этом логическое мышление только зарождается.
- С 7 до 11 лет появляется понимание конкретных явлений, аналогий, операций под влиянием школьной программы.
- После 12 лет наступает этап формальных операций.
Осознанное мышление и совершенные понятия формируются в более позднем, юношеском возрасте.
Речь
Развитие речевых способностей — важный шаг на пути к общему развитию. Основы закладываются в первые месяцы жизни малыша — в то время, когда ребенок просто слышит речь окружающих его людей. До 3 лет головной мозг формирует множественные нейронные связи, развивая и совершенствуя языковые навыки. Первые попытки связной речи обычно предпринимаются между 1,5-2 годами.
Дальнейшее развитие речевой программы зависит от следующих факторов:
- физическое, психологическое здоровье;
- умственные способности;
- активность и физические нагрузки;
- психологические травмы.
Внимание
На развитие способности концентрировать внимание влияют:
- уровень владения речью;
- окружение;
- интеллектуальная деятельность.
Память
На протяжении всего развития дошкольника непрерывно идет процесс совершенствования эмоциональной, непроизвольной, образной, двигательной памяти. К началу школьной жизни у ребенка появляется словесно-логическое запоминание, формируется связь между памятью и различными психическими процессами.
Обучение в школе развивает произвольную память, которая впоследствии берет на себя ведущую роль. Постепенно увеличиваются объем памяти, продолжительность хранения информации. По мере старения организма, при отсутствии умственных нагрузок, память нарушается. Человек испытывает сложности в запоминании новой информации.
Игры и упражнения на развитие ВПФ
Развитие ВПФ у дошкольников должно проводиться в игровой форме. Игра в этом возрасте является ведущей деятельностью ребенка, поэтому она создает для него наиболее комфортную среду обучения, в которой формируются основные ВПФ, совершенствуются эмоциональная составляющая и волевая сфера.
Занятия на развитие памяти
1. «Что пропало?»
Разложите перед ребенком разные предметы, озвучив название каждого. Попросите участника игры отвернуться, незаметно уберите один предмет. Затем попросите малыша назвать предмет, которого не хватает. Постепенно правила игры можно менять — заменять предметы, менять их местами, просить дошкольника восстановить первоначальную последовательность.
2. «Запомни слова»
Подготовьте список из 4-8 слов, прочитайте их, попросите ребенка воспроизвести услышанное с первой попытки, сохранив порядок слов. После того как дошкольник успешно справится с заданием, предложите второй список слов. Для усложнения можно попросить воспроизвести без повторения первую группу слов, тем самым проверив, насколько хорошо развита у малыша долгосрочная память.
Тренировка речи
1. «Сюжетные картинки»
Покажите дошкольнику изображение какого-либо героя. Попросите ребенка рассказать, что он видит на этой картинке в подробностях — с описанием цвета, формы, размера. Более сложный вариант — комбинация карточек, представляющих собой какую-то последовательность действий. Здесь малышу придется сначала восстановить правильный порядок элементов и составить короткий рассказ по этим рисункам.
2. «Наоборот»
Попросите дошкольника подобрать противоположные по значению слова. Например, мама — взрослая, а ты — … (маленький), ночью — темно, а днем — … (светло), яблоко — сладкое, а лимон — … (кислый) и так далее.
3. «На одну букву»
Для упражнения вам понадобятся карточки, на которых будут написаны буквы или слоги (для более сложного варианта игры). Для начала задайте тему, например: «Я был в парке и видел …». Задача дошкольника — дополнить рассказ подходящими по смыслу словами, которые будут начинаться с заданной буквы или слога. Рассмотрим пример. Вы вытянули карту с буквой «с», рассказ может выглядеть следующим образом: «Я был в парке и видел слона, солнце, соловья, сломанный стол».
Для развития у детей речевой способности больше читайте, обсуждайте прочитанное, знакомьте малыша с поэзией, пробуйте осваивать несложные скороговорки. И помните, что каждое занятие должно включать в себя элементы игры.
Занятия на внимание
1. «Корректурная проба»
Предложите ребенку лист, на котором в произвольном порядке написаны буквы, знаки, небольшие рисунки. Попросите выбрать определенные символы, обведя их в кружок или зачеркнув.
2. Таблица «Шульте»
В таблице записаны числа от 1 до 15 или более. Задача дошкольника — поочередно находить их по возрастающей, стараясь делать это максимально быстро и без ошибок.
Занятия для развития мышления
1. «Раздели на группы»
Подготовьте карточки, на которых будут изображены разные предметы. Попросите ребенка проанализировать, какие у них общие черты.
2. «Как использовать?»
Игра развивает мыслительные процессы и воображение. Покажите дошкольнику карточку с каким-либо словом и попросите рассказать, каким образом можно использовать этот предмет.
Понравилась статья? Расскажите о ней дузьям в соц сетях!
Смотрите также
Развитие логического мышления у дошкольников Умный, но рассеянный или: Что такое школьная рассеянность и как ее «лечить» Развитие логического мышления у детей Исправление почерка у школьников Развитие межполушарного взаимодействия у детей Развитие высших психических функций у детей Развитие математических способностей Развитие математического мышления Подготовка детей к математике в школе Грамотеи Левши – особенные дети Долгожданные зимние каникулы Как справиться с третьей четвертью Развитие логического мышления у детей от 5 до 7 лет Лето: один на один с гиперактивным ребенком Лето: один на один с ребенком.Развитие высших психических функций
Вниманию пользователей
Уважаемые пользователи нашего сайта!
Если вы хотите больше узнать о жизни нашего детского сада, вступайте в нашу группу в социальной сети «ВКонтакте» https://vk.com/public190127940
Воспитание правильной речи у детей – одна из важнейших проблем общей и специальной педагогики.
Все психические процессы у ребёнка – восприятие, память, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи. Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Одним из важнейших условием организации мыслительной деятельности является внимание, которое направляет и регулирует процессы восприятия, памяти, мышления.
В силу дефекта речи дети мало общаются с окружающими, круг представлений в связи с этим значительно ограничивается, темп развития мышления замедляется.
В связи со всем вышеперечисленным целесообразным является постановка следующих задач коррекции:
— развитие у школьников психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления;
— совершенствование процесса произвольного внимания и улучшения его продуктивности;
Консультации для родителей
Консультация педагога-психолога для родителей «Нейропсихологический подход в обучении детей дошкольного возраста»
Консультация педагога-психолога для родителей «Развитие познавательных способностей ребенка — дошкольника»
Вниманию родителей предлагаются игры и упражнения, которые позволяют развивать у ребенка восприятие, внимание, мышление, память, мелкую моторику рук и ориентацию в пространстве.
Игры на развитие восприятия
Восприятие является ведущим познавательным процессом у детей дошкольного возраста. Его формирование обеспечивает успешное накопление новых знаний, быстрое освоение новой деятельности, адаптацию в новой обстановке. Незавершенность в развитии процесса восприятия ведет к задержке в развитии других познавательных процессов.
Индивидуальные особенности развития зрительного восприятия и зрительной памяти во многом определяют характер коррекционной работы с детьми. Наиболее доступными для восприятия детей являются реальные предметы и их изображения, более сложными — схематические изображения, знаки и символы. В последнюю очередь используются материалы с наложенным, «зашумленным», недорисованным изображением.
Предлагаем вашему вниманию игры на развитие зрительного восприятия:
«Найди 4-5 отличий» для детей младшего и среднего дошкольного возраста
«Найди 7-10 отличий» для детей старшего возраста
«Чья тень»
«Цвет, форма, величина»
«Дорисуй»
Игры для развития внимания
Внимание детей с общим недоразвитием речи характеризуется недостаточной устойчивостью, быстрой истощаемостью, отмечаются периодические колебания, неравномерная работоспособность, что определяет тенденцию к снижению темпа деятельности в процессе работы.
Ошибки внимания присутствуют на протяжении всей работы и не всегда самостоятельно замечаются и устраняются детьми. Трудно собрать сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Дети действуют импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Игры на развитие внимания:
- «Искалки»
- «Лабиринт»
- «Найди лишнее»
- «Последовательность»
- «Внимание и логика»
Задания на развитие мелкой моторики рук и графических навыков
У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в недостаточной координации пальцев рук (например, при расстегивании и застегивании пуговиц, завязывании и развязывании шнурков, лент и т. д.).
На основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была установлена такая закономерность, что если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, т.е. устанавливается тесная связь функции руки и речи.
Поэтому в системе учебно-воспитательной, а также коррекционной работы в детских дошкольных учреждениях необходимо уделять внимание развитию движения пальцев рук, путем тренировки движений пальцев рук.
С этой целью могут быть использованы разнообразные игры и упражнения, способствующие коррекции движений как общей, так и мелкой моторики.
- «Пальчиковая гимнастика»
- «Задания по развитию графомоторики»
- «Готовим руку к письму» (задания для детей старшего дошкольного возраста)
- «Раскраски — обводилки»
- «Игры со счетными палочками»
Игры и упражнения на развитие ориентации в пространстве
При общем недоразвитии речи формирование пространственных представлений имеет свои особенности, связанные с особенностями развития детей с речевой патологией. Недостаточность пространственных представлений у дошкольников с ОНР проявляется в нарушении восприятия собственной схемы тела — формирование представлений о ведущей руке, и частях лица и тела происходит позднее, чем у нормально развивающихся сверстников. Многие пространственные понятия (спереди, сзади, вверху, внизу) дети осваивают только в ходе специального обучения.
Они затрудняются в понимании предлогов и наречии, отражающих пространственные отношения (под, над, около). Дети с общим недоразвитием речи не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог «над». В устной речи дошкольники затрудняются в дифференциации предлогов «к — у», «в — на» (к дому — дома, в столе — на столе). Нередко дети этой категории смешивают предлоги «перед» — «после» — «за», что является следствием несформированности пространственных отношений.
У многих их из них восприятие целостного образа предмета: не могут разрезную картинку, не выполняют конструирование по образцу из палочек и строительного материала
В дальнейшем у детей появляются сложности при ориентировке в схеме тетрадного листа (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей, письмо в два-три столбика, зеркальное написание букв).
Игры на развитие пространственных ориентаций:
«Ориентируемся в пространстве» игры для детей 3-4 лет
«Ориентировка в пространстве» папка с заданиями для дошкольников
«Лево-право»
- < Назад
- Вперёд >
SCIRP Открытый доступ
Издательство научных исследований
Журналы от A до Z
Журналы по темам
- Биомедицинские и биологические науки.
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение.
- Информатика. и общ.
- Науки о Земле и окружающей среде.
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные науки. и гуманитарные науки
Журналы по тематике
- Биомедицина и науки о жизни
- Бизнес и экономика
- Химия и материаловедение
- Информатика и связь
- Науки о Земле и окружающей среде
- Машиностроение
- Медицина и здравоохранение
- Физика и математика
- Социальные и гуманитарные науки
Публикация у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Публикуйте у нас
- Представление статьи
- Информация для авторов
- Ресурсы для экспертной оценки
- Открытые специальные выпуски
- Заявление об открытом доступе
- Часто задаваемые вопросы
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Недавно опубликованные статьи |
Недавно опубликованные статьи |
Подпишитесь на SCIRP
Свяжитесь с нами
клиент@scirp. org | |
+86 18163351462 (WhatsApp) | |
1655362766 | |
Публикация бумаги WeChat |
Бесплатные информационные бюллетени SCIRP
Copyright © 2006-2023 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.
ВершинаВысшая психическая функция
Высшая психическая функцияРеклама
1 из 29
Верхний вырезанный слайд
Скачать для чтения в автономном режиме
Здоровье и медицина
Технологии
Реклама
Реклама
Высшие психические функции
- ОБСЛЕДОВАНИЕ ЦНС: ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ЧЕРЕПНЫЕ НЕРВЫ Пратап Сагар Тивари, преподаватель, Терапия, НГМЦ
- ДЛЯ НАПРИМЕР: • Пациент находится в сознании, готов к сотрудничеству и хорошо ориентируется в пространстве и времени человека. Его/ее ШКГ 15/15. • Память и внимание пациента сохранены, речь и язык в норме. Его ее MMSE 28/30
- ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ 1. Внешний вид и поведение 2. Уровень сознания: 3. Когнитивные функции • Память и внимание • Речь и язык • Корковые функции ГКС MMSE
- ФУНКЦИЯ КОРЫ Экспертиза • Лобная доля • Теменная доля • Височная доля • Затылочная доля
- ШКАЛА КОМЫ ГЛАСКОВА
- ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ Память • Удаленная память • Недавнее воспоминание Внимание • Серийные 7s • Слово назад
- РЕЧЬ И ЯЗЫК • Дизартрия • Дисфазия
- ДИЗАРТРИЯ • Двигательная неспособность говорить, нарушение артикуляции. • Это может быть связано с местными причинами, связанными с языком, мышцами лица, нарушением нервно-мышечной системы и т. д.
- ДИСФАЗИЯ • Неспособность говорить высшего порядка, нарушение кодирования и декодирования языка. Обычно связано с поражением левого полушария. • Четыре компонента: беглость, понимание, повторение и называние • Именование нарушается при всех формах дисфазии.
- ВИДЫ ДИЗАРТРИИ • Вялая дизартрия • Спастическая дизартрия • Гипокинетическая дизартрия • атаксическая дизартрия
- ВЯЛАЯ ДИЗАРТРИЯ/ БУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ • Бульбарный паралич относится к продолговатому мозгу, а бульбарный паралич обозначает любую слабость мышц. который поставляется 7,9,10,12-й сп от моста и продолговатого мозга. • Также возникает дисфагия. • Небная слабость с гнусавым голосом • Миастения и полинейропатии также вызывают вялую дизартрию. В МГ усталость становится очевидным, когда пациент говорит.
- СПАСТИЧЕСКАЯ ДИЗАРТРИЯ: ПСЕВДОБУЛЬБАРНЫЙ ПАРАЛИЧ • Расстройство ВДН, поражающее язык, глотку и лицевые мышцы. • Челюсть может быть быстрой • Сжатый спастический язык • Голос горячей картошки.
- ГИПОКИНЕТИЧЕСКАЯ ДИЗАРТРИЯ • Гипокинетическая дизартрия: как при паркинсонизме • Монотонная речь, тихий голос.
- АТАКСИЧЕСКАЯ ДИЗАРТРИЯ • Атактическая дизартрия: мозжечковая дизартрия. • Медленная, невнятная сканирующая речь • Атаксическая походка • Другие признаки дисфункции мозжечка
- ДИСФАЗИЯ: ТИПЫ • Афазия Брока • афазия Вернике • Глобальная афазия • Проводниковая афазия
- АФАЗИЯ БРОКА • (Доминирующая лобная доля): Площадь Бродмана: 44,45 • Моторная, экспрессивная, не беглая, аграмматическая афазия с неповрежденным пониманием (нарушение речь) • Например, на «Я выгуливаю собаку». Пациент ответит: «Я… выгуливаю собаку».
- ВЕРНИКЕСА АФАЗИЯ • (задняя верхняя доминантная височная доля): Область Бродмана: 22 • Сенсорный, невыразительный/восприимчивый и беглый с потерей понимания (многословный).
- Проводниковая афазия: • беглое и сохранное понимание, но плохое повторение и называние Глобальная афазия (крупное поражение доминантного полушария с вовлечением лобной, височной и теменной область) • произносить мало узнаваемых слов и плохо понимать разговорную речь или вообще не понимать ее. Глобальная афазия не может ни читать, ни писать. • Люди с глобальной афазией часто немые или ограничиваются несколькими стереотипными словами или фразами. звуки.
- ОБЗОР Повторение Именование Беглость Транскортикальный двигатель Транскортикальный сенсорный Брока Нормальный мягкий Не свободно Нормальный мод Беглый Бедный мод Не свободно Вернике Бедный мягкий Беглый
- ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ: MMSE О Ориентация Место Время 10 р Постановка на учет Назовите 3 объекта 3 А Внимание и расчет Серийный номер 7 / Слово наоборот 5 р Регистрация Отзыв Вспомнить ранее названные 3 объекта 3 л Язык 3 этап команды Назовите два предмета Читайте и следите Нарисуйте пятиугольник Повторение Написать предложение 9
- ММСЭ Общий счет: • 21-24: легкая когнитивная дисфункция • 10-20: умеренный • Менее 10: Тяжелая • Например, 26/30 или 24/30 (слепой)
- ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ
- ЛОБНАЯ ДОЛЯ: Функции: • Выполнение функций • Личность (например, апатия) • Высокоуровневая обработка двигательных задач • Примечание: Апатия или бесстрастие — это состояние безразличия или подавления эмоций, таких как как беспокойство, волнение, мотивация и страсть. • Апатия Абулия Акинетический мутизм
- ЛОБНАЯ ДОЛЯ Проверить • Абстракция: скажи пословицу и рассуди толкование • Оценка : попросите оценить высоту • Самостоятельный тест: ка баата аауне животное ко имена Практика: • Одновременная простая двигательная задача: разжать и сжать кулак. • Кинетическая апраксия конечностей: копирование положения пальцев как знак мира • Идеомоторная апраксия: спросите, как бы вы послали воздушный поцелуй Экспрессивная дисфазия, недержание мочи, изменение личности Фронтальные знаки освобождения • Надутый рефлекс/мимический рефлекс • Пальмоментальный рефлекс • Хватательный рефлекс
- ТЕМЕННАЯ ДОЛЯ: • Сенсорный • Доминантный • Не доминирующий
- ТЕМЕННАЯ ДОЛЯ: 1. Сенсорика: проверка на дрейф, астереогноз, аграфестезия 2. Доминирует: RAAF и язык 3. Не доминантный: (пространственное познание) • Гемисенсорное пренебрежение: анозогнозия (левая рука не принадлежит телу) • Конструкционная апраксия: как в MMSE • Апраксия одевания: не одевает левую половину тела • Угашение: игнорировать стимул слева • (также примитивный рефлекс)
- ВИСОЧНАЯ ДОЛЯ: • Память • Припадок: сложный парциальный припадок • афазия Вернике
- ЗАТЫЛОЧНАЯ ДОЛЯ: • Зрительная агнозия: неспособность узнавать объект, несмотря на сохраненное зрение.