Речь мышление и психология: Мышление и речь. Формирование понятий

Содержание

Читать книгу «Мышление и речь» онлайн полностью📖 — Льва Выготского — MyBook.

© ООО Издательство «Питер», 2017

© Серия «Мастера психологии», 2017

Настоящая работа представляет собой психологическое исследование одного из труднейших, запутаннейших и сложнейших вопросов экспериментальной психологии – вопроса о мышлении и речи. Систематическая экспериментальная разработка этой проблемы, сколько нам известно, вообще не предпринималась еще никем из исследователей. Решение задачи, стоявшей перед нами, хотя бы с первичным приближением могло быть осуществлено не иначе как путем ряда частных экспериментальных исследований отдельных сторон интересующего нас вопроса, как, например, исследование экспериментально образуемых понятий, исследование письменной речи и ее отношения к мышлению, исследование внутренней речи и т. д.

Помимо экспериментальных исследований мы неизбежно должны были обратиться к теоретическому и критическому исследованию. С одной стороны, нам предстояло путем теоретического анализа и обобщения большого накопившегося в психологии фактического материала, путем сопоставления, сличения данных фило- и онтогенеза наметить отправные пункты для решения нашей проблемы и развить исходные предпосылки для самостоятельного добывания научных фактов в виде общего учения о генетических корнях мышления и речи. С другой стороны, нужно было подвергнуть критическому анализу самые идейно мощные из современных теорий мышления и речи для того, чтобы оттолкнуться от них, уяснить себе пути собственных поисков, составить предварительные рабочие гипотезы и противопоставить с самого начала теоретический путь нашего исследования тому пути, который привел к построению господствующих в современной науке, но несостоятельных и потому нуждающихся в пересмотре и преодолении теорий.

В ходе исследования пришлось еще дважды прибегать к теоретическому анализу. Исследование мышления и речи с неизбежностью затрагивает целый ряд смежных и пограничных областей научного знания. Сопоставление данных психологии речи и лингвистики, экспериментального изучения понятий и психологической теории обучения оказалось при этом неизбежным. Все эти попутно встречающиеся вопросы, нам казалось, всего удобнее разрешать в их чисто теоретической постановке, без анализа самостоятельно накопленного фактического материала. Следуя этому правилу, мы ввели в контекст исследования развития научных понятий разработанную нами в другом месте и на другом материале рабочую гипотезу об обучении и развитии. И наконец, теоретическое обобщение, сведение воедино всех экспериментальных данных оказалось последней точкой приложения теоретического анализа к нашему исследованию.

Таким образом, наше исследование оказалось сложным и многообразным по своему составу и строению, но вместе с тем каждая частная задача, стоявшая перед отдельными отрезками нашей работы, была настолько подчинена общей цели, настолько связана с предшествующим и последующим отрезком, что вся работа в целом – мы смеем надеяться на это – представляет собой в сущности единое, хотя и расчлененное на части исследование, которое все целиком, во всех своих частях направлено на решение основной и центральной задачи – генетического анализа отношений между мыслью и словом.

Сообразно с этой основной задачей определилась программа нашего исследования и настоящей работы. Мы начали с постановки проблемы и поисков методов исследования.

Затем мы попытались в критическом исследовании подвергнуть анализу две самые законченные и сильные теории развития речи и мышления – теорию Пиаже и В. Штерна, с тем, чтобы с самого начала противопоставить нашу постановку проблемы и метод исследования традиционной постановке вопроса и традиционному методу и тем самым наметить, чего, собственно, следует нам искать в ходе нашей работы, к какому конечному пункту она должна нас привести. Далее, нашим двум экспериментальным исследованиям развития понятий и основных форм речевого мышления мы должны были предпослать теоретическое исследование, выясняющее генетические корни мышления и речи и тем самым намечающее отправные точки для нашей самостоятельной работы по изучению генезиса речевого мышления. Центральную часть всей книги образуют два экспериментальных исследования, из которых одно посвящено выяснению основного пути развития значений слов в детском возрасте, а другое – сравнительному изучению развития научных и спонтанных понятий ребенка. Наконец, в заключительной главе мы пытались свести воедино данные всего исследования и представить в связном и цельном виде весь процесс речевого мышления, как он рисуется в свете этих данных.

Как и в отношении всякого исследования, стремящегося внести нечто новое в разрешение изучаемой проблемы, и в отношении нашей работы естественно возникает вопрос, что она содержит в себе нового и, следовательно, спорного, что нуждается в тщательном анализе и дальнейшей проверке. Мы можем в немногих словах перечислить то новое, что вносит наша работа в общее учение о мышлении и речи. Если не останавливаться на несколько новой постановке проблемы, которую мы допустили, и в известном смысле новом методе исследования, примененном нами, – новое в нашем исследовании может быть сведено к следующим пунктам: 1) экспериментальное установление того факта, что значения слов развиваются в детском возрасте, и определение основных ступеней в их развитии; 2) раскрытие своеобразного пути развития научных понятий ребенка по сравнению с его спонтанными понятиями и выяснение основных законов этого развития; 3) раскрытие психологической природы письменной речи как самостоятельной функции речи и ее отношения к мышлению; 4) экспериментальное раскрытие психологической природы внутренней речи и ее отношения к мышлению. В этом перечислении тех новых данных, которые содержатся в нашем исследовании, мы имели в виду прежде всего то, что может внести настоящее исследование в общее учение о мышлении и речи в смысле новых, экспериментально установленных психологических фактов, а затем уже те рабочие гипотезы и те теоретические обобщения, которые неизбежно должны были возникнуть в процессе истолкования, объяснения и осмысления этих фактов. Не право и не обязанность автора, разумеется, входить в оценку значения и истинности этих фактов и этих теорий. Это – дело критики и читателей настоящей книги.

Настоящая книга представляет собой результат почти десятилетней непрерывной работы автора и его сотрудников над исследованием мышления и речи. Когда эта работа начиналась, нам еще не были ясны не только ее конечные результаты, но и многие возникшие в середине исследования вопросы. Поэтому в ходе работы нам неоднократно приходилось пересматривать ранее выдвинутые положения, многое отбрасывать и отсекать как оказавшееся неверным, другое перестраивать и углублять, третье, наконец, разрабатывать и писать совершенно наново. Основная линия нашего исследования все время неуклонно развивалась в одном основном, взятом с самого начала направлении, и в настоящей книге мы попытались развернуть explicite многое из того, что в предыдущих наших работах содержалось implicite, но вместе с тем – и многое из того, что нам прежде казалось правильным, исключить из настоящей работы как прямое заблуждение.

Отдельные ее части были использованы нами ранее в других работах и опубликованы на правах рукописи в одном из курсов заочного обучения (гл. V). Другие главы были опубликованы в качестве докладов или предисловий к работам тех авторов, критике которых они посвящены (гл. II и IV). Остальные главы, как и вся книга в целом, публикуются впервые.

Мы отлично сознаем все неизбежное несовершенство того первого шага в новом направлении, который мы пытались сделать в настоящей работе, но мы видим его оправдание в том, что он, по нашему убеждению, продвигает нас вперед в исследовании мышления и речи по сравнению с тем состоянием этой проблемы, которое сложилось в психологии к моменту начала нашей работы, раскрывая проблему мышления и речи как узловую проблему всей психологии человека, непосредственно приводящую исследователя к новой психологической теории сознания. Впрочем, мы затрагиваем эту проблему лишь в немногих заключительных словах нашей работы и обрываем исследование у самого ее порога.

Значение памяти, мышления и речи в жизни человека.

Реферат по учебной дисциплине «Психология»

на тему: «Значение памяти, мышления и речи в жизни человека»

 

 

    План

1. Введение.

2. Память человека. Определение, методы успешного запоминания, значение памяти в жизни человека.

3. Определение понятия «мышление». Особенности процесса мышления и его типы.

4. Определение понятия «речь». Связь мышления и речи в повседневной жизни человека.

5. Заключение.

6. Список литературы.

    1. Введение.

   Мышление, речь и память являются познавательными процессами человека, которые обеспечивают ему возможность запечатленное сохранить в сознании, выразить второе и передать его другому человеку.

За каждым словом в системе языка закреплено определенное значение. Значение слова — это обобщение, т.е. соотношение слова с определенными явлениями действительности. Человек, пользуясь словами, мыслит с помощью языка. Речь является одной из форм мышления. Мысли всегда выражаются в речевой форме.

    Память обусловлена связью с речью и мышлением, потому как, мышление в его высшей форме — это словесно-логическое мышление. Обусловленность речи и памяти выражается органическим соединением речи и мышления, а также тем, что в долговременной памяти человека хранение информации происходит в виде смыслов и образов слов. Иными словами, внутренняя речь человека — это некая форма речи, хранящая информацию, которая имеет конкретный смысл.

Согласно сказанному, можно сформулировать закономерность связи речи и памяти — переход информации с языка органов чувств на базисный язык, который в качестве мышления и средства общения использует человек, способствует перемещению информации из памяти кратковременной в долговременную, чем способствует ее запоминанию. Речь также участвует в обратном порядке — информация извлекается из долговременной памяти, затем происходит ее припоминание.

   Таким образом, при применении речи в процессе запоминания материала, а также его припоминания, способствует улучшению памяти человека. Так, у детей раннего возраста одновременно при освоении речи прослеживается основательное улучшение их памяти. Следовательно, качество памяти человека зависит от того, как совершенно он владеет разными видами речи. Развитость речи особенно проявляется в деятельности человека, для которого она является профессионально необходимым, обязательным качеством. Такой человек может сохранить и воспроизвести непомерный объем информации, выраженной в речевой форме.

     2. Память человека. Определение, методы успешного запоминания, значение памяти в жизни человека.

   Память — это одна из форм психического отражения, которая заключается в сохранении, закреплении, и дальнейшем воспроизведении прошлого опыта, способствующая возможности повторно его использовать в деятельности или вернуть в область сознания.

    Память является связующей меж прошлым, настоящим и будущим человека, и играет важнейшую познавательную роль, в основе его развития, обучения.

     Память, ее значение. Образы явлений и предметов, возникающих в мозгу в следствии их влияния на анализаторы, полностью не пропадают после окончания этого влияния. Образы имеют свойство сохраняться и в недоступности данных явлений и предметов в виде представлений памяти. Представления памяти — это мысленное воспроизведение образов, ранее воспринятых человеком явлений и предметов. Представления бывают слуховые, зрительные, осязательные, обонятельные, вкусовые. Представления памяти бледнее, не так насыщены разнообразием деталей и менее устойчивы, но они являются важным элементом прошлого опыта, закрепленного человеком.

     Память — это отображение опыта человека посредством сохранения, запоминания, воспроизведения. Существенное влияние на запоминание оказывает эмоциональное расположение человека к запоминающемуся. То, на что у человека возникает яркая эмоциональная реакция, оставляет существенный след в сознании, на долгое время и основательно запоминается. Также, на продуктивность памяти во многом влияют волевые качества человека.

    Следовательно, память обусловлена особенностями личности человека. Он осознанно настраивает процессы своей памяти и координирует их, основываясь на задачах и целях, поставленных в своей деятельности.

   Память — это узнавание предметов, этим объясняется ее связь с восприятием, потому как восприятие невыполнимо без узнавания. Также, следует отметить, что память есть самостоятельный психический процесс, не связанный с восприятием, при воспроизведении предмета в его отсутствие.

   Память процесс сложный. В качестве основы для выделения процессов памяти, рассматриваются функции памяти. К процессам памяти относят воспроизведение, запоминание, сохранение, забывание материала.

   В результате запоминания осуществляется закрепление нового через связывание его с прошлым. Следует отметить избирательность запоминания —  в памяти хранится далеко не все, что влияет на органы чувств человека. Запоминание – это процесс сохранения в сознании подающейся информации в виде мыслей, образов, действий и переживаний. Различают произвольное и непроизвольное запоминание.

    Непроизвольное запоминание происходит само по себе, в результате непреднамеренного стремления что-либо запомнить. Эффективное непроизвольное запоминание происходит при активной умственной деятельности. К примеру, в большинстве случаев артист запоминает текст роли в ходе репетиции, не заучивает его, т.к. основная цель репетиций — это вживание в образ, а не усвоение слов. 

    Произвольное запоминание для человека является ведущим. Его возникновение, развитие происходит при общении людей, в их трудовой деятельности. Произвольное запоминание — целенаправленный процесс — что именно запоминается, для чего, на какой временной отрезок, где и как использовать — это приводит к организованности и планомерности запоминания. Заучивание является особенной формой произвольного запоминания. Используется оно при необходимости что-либо сохранить в памяти чрезвычайно точно и прочно.

    Воспроизведение – это извлечение материала, сохраненного в памяти. Аналогично запоминанию, существует произвольное и непроизвольное воспроизведение. Процесс непроизвольного воспроизведения не является целенаправленным, и обычно, не происходит сам по себе. В основном, побуждением к непроизвольному воспроизведению являются какие-либо причины, которые вызывают надлежащие ассоциации. Воспроизведение является произвольным, в случае его организации путем сознательно поставленной целью и применения волевых усилий. Осознаваемый мотив является главной особенностью произвольного воспроизведения. Припоминание одно из преобразований произвольного воспроизведения.

   Сохранение в памяти — это удержание в течении долгого срока и усвоение того, что запомнилось и отложилось. В памяти сохраняется значимый материал, который неоднократно повторяется, используется в деятельности на постоянной основе, ясно понятен или запечатлен с целью «запомнить на длительное время». Применение использования в деятельности, на практике, является основой сохранения. Относится это как к знаниям, так и к умениям и навыкам.

   Забывание — это процесс, который имеет большую значимость в работе памяти. Забывание способствует избавлению от многочисленных наличествующих деталей и упрощает осуществление обобщения. Процесс забывания неизбежен, протекает в основном непроизвольно. Иногда, легко узнать, но тяжело воспроизвести отчасти забытое. Все то, что не подкрепляется регулярно повторением и восприятием, теряет важность для человека, редкостно применяется в его деятельности — быстро забывается. Это является положительной стороной забывания.

   Память — это сложная психическая функция, которая имеет различные формы и виды. Главным образом выделяют прижизненный и генетический (наследственный) вид памяти. Генетическая память в основном включает в себя инстинкты и практически не обусловлена жизнедеятельностью человека. Хранится генетическая память в генотипе, воспроизводится и передается по наследству. Данный вид памяти единственный, на который человек не может влиять через воспитание и обучение. Необходимые биологические, поведенческие и психологические свойства передаются из поколения в поколение генетическим путем. Прижизненная память хранит информацию, которую человек получает с первых дней жизни и до смерти.

    Классифицировать прижизненную память можно по прилагаемым на запоминание усилиям и наличию целевой установки память разделяют на произвольную и непроизвольную. По степени осмысленности память подразделяется на смысловую и механическую.

    Рассматривают несколько причин для выделения видов памяти:

1)   продолжительность сохранения;

2)   степень сознательной активности при воспроизведении и запоминании;

3)   психологическое содержание запоминаемого.

    По степени сознательной активности выделяется память произвольная и непроизвольная. Произвольная, также, разделяется на механическую и логическую. По психологическому содержанию запоминаемого выделяют словесно-логическую, образную, двигательную, эмоциональную память — она свойственна каждому человеку. По продолжительности сохранения память делится на долговременную, кратковременную и оперативную.

   Также, различают индивидуальные качества между людьми по точности памяти, готовности памяти, объему, длительности сохранения, быстроте запоминания. Их сочетание способствует возможности разделять людей по индивидуальным различиям памяти на четыре группы:

1)   быстро забывающих, но скоро запоминающих;

2)   медленно забывающих, прочно и быстро запоминающих;

3)   быстро забывающих и медленно запоминающих;

4)   долго помнящих, но медленно запоминающих.

     3. Определение понятия «мышление». Особенности процесса мышления и его типы.

    Мышление – это психологический процесс, социально обусловленный, имеющий прочную связь с речью, процесс открытия и поисков кардинально нового, а также, обобщенного и опосредованного отображения действительности при её синтезе и анализе. Возникновение мышления основывается на практической деятельности из сенситивного познания, основательно выходящий за его грани.

   В первую очередь, мышление — это высший познавательный процесс, который являет собой образование нового знания, активностную форму творческого преобразования и отражения человеком действительности. Мышление также понимают, как приобретение новых знаний, творческая модификация имеющихся представлений.

   Одна из особенностей мышления — это его опосредованный характер. Если у человека нет возможности познать что-либо прямо (непосредственно), то познаёт косвенно (опосредованно): неизвестное — через известное, одни через другие свойства. Мышление постоянно опирается на данные сенситивного опыта — восприятия, представления, ощущения — и на теоретические знания, приобретённые ранее. Еще одной особенностью мышления является его обобщённость. Обобщение возможно посредством связи всех свойств существенного и общего в объектах действительности при их познании. Общее проявляется и существует только в конкретном, в отдельном.

   Итоги познавательной деятельности человека фиксируются в форме понятий. Понятие — это отражение значительных признаков предмета. На основе многочисленных умозаключений и суждений о предмете возникает понятие о нем. Объекты действительности, в их отношениях и связях, отражаются в форме суждения. Обособленная мысль о чем-то является суждением. Умозаключение — это заключение из различных суждений, дающее человеку новое знание о явлениях и предметах объективного мира. Умозаключения различают по аналогии, а также существуют дедуктивные и индуктивные.

    Кроме того, мышление прочно связано с практической деятельностью человека. Каждый вид деятельности предусматривает учёт условий действия, наблюдение, обдумывание, планирование. В действии, человек занимается решением различных задач. Критерием истинности мышления, а также основным условием развития и возникновения мышления является практическая деятельность. Мыслительная деятельность человека — это решение многообразных мыслительных задач, которые направлены на выявлении сущности чего-либо. Способ мыслительной деятельности, при помощи которого человек решает мыслительные задачи является мыслительной операцией.

    Мыслительные операции разнообразны — это сравнение, абстрагирование, синтез и анализ, классификация, конкретизация, обобщение. Которые логические операции будет применять человек, завис от характера и задачи информации, подвергающейся мыслительной переработке.

   Синтез — это объединение частей, отношений, свойств, действий в одно целое. Анализ — полярный синтезу, это — процесс мысленного выделения из целого его действий, отношений, сторон или же мысленного разложения целого на части. Синтез и анализ являются взаимосвязанными логическими операциями. Человек в трудовой деятельности непрерывно взаимодействует с явлениями и предметами. Их практическое освоение и приводит к образованию мыслительных операций синтеза и анализа.

   Сравнение — это определение различий и сходства явлений и предметов. Основано сравнение на анализе. Перед сравнением объектов, выделяются их признаки, по которым произведется сравнение. Сравнение бывает, как многосторонним — более полным, так и односторонним — неполным. Сравнение, как синтез и анализ, бывает глубоким и поверхностным.

   Абстрагирование — мысленное отвлечение от сторон конкретного, некоторых признаков для его лучшего познания. Мысленно, человек выделяет любой признак предмета, рассматривает его отдельно от других признаков, на некоторое время от них отвлекаясь. При помощи абстракции человек смог обособиться от конкретного и единичного и приблизиться к наивысшей точке познания — научному теоретическому мышлению.

   Конкретизация — это непрерывно взаимосвязанный с абстрагированием, но обратный ему процесс. Конкретизация — это реверсия мысли от абстрактного к опосредованному, для раскрытия содержания. Мыслительная деятельность непрерывно направлена на получение какого-либо результата.

   Относительно места в мыслительном процессе, которое занимают образ, действие и слово, как они сопоставляются друг другу, определяют три вида мышления: абстрактное, конкретно-образное и конкретно-образное. Эти виды мышления еще выделяют и на основе характерностей задач — теоретических и практических. Абстрактное — словесно-логическое — осуществляется посредством логических операций с понятиями. Конкретно-образное — наглядно-образное — опирается на образы и представления. Конкретно-действенное — наглядно-действенное — опирается на прямое восприятие предметов. Данные виды мышления являют собой тесную взаимосвязь. У многих людей в равной степени развиты конкретно-образное, теоретическое и конкретно-действенное мышление, но относительно характера решаемых человеком задач, на передний план выступают поочередно все три вида мышления.

    Наглядно-образное, теоретически-отвлеченное и практически-действенное — таковы связанные меж собой виды мышления. В ходе исторического развития человечества развитие интеллекта человека изначально происходило с помощью практической деятельности. Первоначальным видом мышления является практически-действенное, которое определяют действия с предметами. На основе манипуляционного мышления проистекает наглядно-образное, ему свойственно оперирование наглядными образами в уме. Самая высокая степень мышления — отвлеченное — абстрактное мышление. Но и здесь сохраняется связь с практикой. Мышление отдельных людей также подразделяется на образное, абстрактное и практически-действенное.

    И все же, в процессе жизнедеятельности человека на головной план поочередно выступают оба вида мышления. Например, при докладе на научную тему человек применяет теоретическое мышление, а в бытовых делах — практически-действенное.

   По содержанию мыслительная деятельность подразделяют на художественную, научную и практическую. Структурная единица художественного мышления — образ, научного —  понятие, практически-действенного — действие.

   Согласно глубины обобщенности выделяют теоретическое и эмпирического мышление. Теоретическое мышление исследует объект познания в совокупности его необходимых связей, выявляет общие отношения. Эмпирическое мышление выдает начальные обобщения основываясь на опыте. Эти обобщения производятся на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание — это самая низкая простая ступень познания.

  Согласно стандартности — нестандартности операциональных процедур и решаемых задач различают эвристическое, алгоритмическое, творческое и дискурсивное мышление. Эвристическое мышление —  продуктивное мышление — направлено на разрешение своеобразных задач. Алгоритмическое мышление направлено на общепринятую последовательность действий, заранее назначенные правила, требующиеся для решения стандартных задач. Творческое мышление — приводит к принципиально новым результатам, к новым открытиям. Дискурсивное мышление основывается на построении связанных меж собой умозаключений.

  Также выделяют мышление продуктивное и репродуктивное.  Продуктивное — направляет к новым познавательным результатам. Репродуктивное — это воспроизведение прежде полученных результатов — здесь мышление соприкасается с памятью.

   4. Определение понятия «речь». Связь мышления и речи в повседневной жизни человека.

  По своему определению речь имеет многофункциональный характер. Она является основой средства общения людей, средства регуляции своего поведения и поведения другого человека, средства мышления, обладателем памяти и сознания, носителем информации — письмо. Речь — процесс словесного общения, выражение определенной мысли.

   Язык — это система условных знаков, которые передают сочетания звуков, имеющие определенное значение и смысл для человека. Речь является выражением психологии конкретного человека, а язык отражением психологии всего народа, изъясняющегося на данном языке. Значение слова выражается в единицах речи и в единицах языка, и является объединяющим звеном меж ними.

   Значение слова всегда едино, а смысл может быть различным. Возникла речь в процессе исторического развития вместе с мышлением. Имеет для людей изначально значение общественное, коммуникативное. Тем не менее, человек использует речь как при желании привести логические аргументы по отношению к разнообразным жизненным ситуациям, так и при ежедневном общении, взаимодействии в учебной, трудовой, игровой или другом виде деятельности. Желание совместной деятельности приводит к общению.

   Общение — это обмен информацией, язык — система знаков. Переживания и мысли человека сначала облачены (закодированы) в письменные (буквы, изображения) или устные (звуки) знаки, для передачи их другому человеку. Значение (смысл) переживаний и мыслей будет понятно человеку, при знании языка, на котором происходит общение. Общение меж людьми проистекает не только при помощи языка, но и посредством других знаков: знаков искусства, научных символов, знаков дорожного движения, морской сигнализации. Наука о знаках, знаковых системах, а также языковые знаковые, называют семиотикой.

   Диалог является наипростейшей разновидностью устной речи. Диалог — речь, в которой активно участвует собеседник, и она свернута, в силу понимания и знания ситуации партнером.

   Монологическая речь — развернутая речь человека, которая обращена к другим людям. Говорящий обязан владеть умениями последовательно, связно изъяснять свои мысли в законченной форме. Монологическая речь несет в себе коммуникативную, и выраженную экспрессивную функцию — паузы и интонации, мимика и жесты, подчеркивающие отношение беседующего к содержанию разговора. Письменная речь — это вид монологической речи — выстраивается посредством письменных знаков.

   В качестве основных видов разделяют импрессивную и экспрессивную речь, имеющие различное психологическое строение.

  Экспрессивная речь — процесс высказывания — письменная или устная речь, берет свое начало с замысла — план высказывания, затем переходит в состояние внутренней речи, обладающей свернутым характером, и наконец проходит в состояние развернутого внешнего высказывания — письменного или устного.

  Импрессивная речь — понимание речевого высказывания — письменного или устного. Берет свое начало с восприятия информации через зрение или слух, после переходит к декодированию и заканчивается созданием во внутренней речи модели подачи информации и ее понимания.

   Внутренняя речь закрыта от прямого наблюдения и различается свернутостью, она намеренно приспособлена к исполнению мыслительных операций, действий в уме.

    Связь мышления и речи. Мышление нормального, взрослого человека непреложно связано с речью. Мысль обусловлена возникновением, протеканием, существованием в речи и языке. Человек мыслит словами, которые проговаривает про себя или произносит вслух, т.е. мышление протекает в форме речи. Люди, в единой степени владеющие несколькими языками, ясно осознают, на каком языке они мыслят в конкретный момент. В речи мысль не только выстраивается, но и образовывается, развивается.

    Особыми приборами возможно зафиксировать скрытые речевые — артикуляционные микродвижения языка, губ, гортани, непременно сопутствующие мыслительной деятельности человека, к примеру, при решении разнообразных задач. Лишь глухонемые с рождения люди, которые не владеют даже кинетической — «ручной» — речью, мыслят основываясь на образах.

    Временами кажется, что мысль протекает вне словесной оболочки, что какую-либо мысль тяжело облачить в слова. Однако, это значит, что мысль пока туманна, что скорее это расплывчатое общее представление. Ясная мысль непрерывно связана с четким словесным определением.

    Неверно и обратное мнение о том, что речь и мысль фактически одно и то же, что мышление — это речь, которая лишена звучания, а речь — озвученное мышление. Данное мнение неверно, потому, как одну и ту же мысль возможно высказать на различных языках многочисленностью разных звукосочетаний. Общеизвестно также, что существуют слова-омонимы — одно и то же слово может выражать разные понятия, разные мысли — слова с разным смыслом, но одинаковым звучанием: корень, коса, реакция, ключ.

    5. Заключение.

   Связь познавательных процессов и речи человека несет в себе исторический характер. Данная связь создается лишь на предопределенном этапе истории развития целесообразных познавательных процессов. При достижении высшего уровня в своем развитии процессы преобразовываются в высшие психические функции, тогда данная связь оказывается настолько органичной, естественной для них, что кажется, будто она от природы присуща данным познавательным процессам.

    Каждая мысль создается и развивается в прочной связи с речью. Чем основательнее и глубже обдумана мысль, тем яснее и четче она высказывается в словах, в письменной и устной речи. В слове, в образовании мысли заложены важные нужные предпосылки дискурсивного, то есть логически расчлененного, осознанного и рассуждающего мышления. Вместе с тем, в раннем возрасте, с освоением речи значительно улучшается память. Человек может хранить, воспроизводить бесчисленное количество информации, выраженной в речевой форме.

   Следовательно, мышление и память человека неделимо связаны с речью, с языком. Мышление потребностно находится в словесной, материальной оболочке, а в памяти информация сохраняется в виде смыслов и образов слов.

    6. Список литературы.

1. А.Г. Маклаков, Общая психология. — СПб: Питер, 2001. — 592 с. —  Серия «Учебник нового века».

2. И. В. Дубровина, Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб, заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан; Под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 464 с.

3. Р. Аткинсон, Человеческая память и процесс обучения / Пер. с англ. под общей ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф. Ломоца. — М.: Прогресс, 1980. – 528 с.

4. Г.А. Кураев, Е.Н. Пожарская, Психология человека: Лекция 10 – Мышление. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 232 с.

5. О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина, Речевая коммуникация. М.: ИНФРА-М, 2003. — 272 с.

Чему психология человека может научить нас в отношении публичных выступлений

Психология — увлекательная область, которая постоянно развивается, поскольку мы узнаем все больше и больше о том, как люди действуют и думают. Это также относится к удивительно большому количеству дисциплин.

Например, маркетологи прибегают к психологии, чтобы повысить вероятность того, что люди купят их продукцию, в то время как полиция использует психологию, чтобы понять преступников и выяснить, лжет ли кто-то или обманывает.

Учитывая все это, мы подумали, что было бы интересно поближе взглянуть на то, что психология может рассказать нам о нашей любимой области. Давайте погрузимся и посмотрим на предлагаемые уроки.

1. Нервные тики естественны. количество нервной энергии. Это естественно и является результатом выброса адреналина, который мы получаем перед тем, как выйти на сцену. Выступающие должны помнить об этом и принимать меры для борьбы с этим, избегая соблазна говорить слишком быстро или бродить по сцене во время выступления.

2. Людям нравится, как звучит их собственное имя

Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей Автор знаменитой фразы Дейла Карнеги: «Имена — это самый приятный и самый важный звук в любом языке». На самом деле, он считал, что имена настолько важны, что советовал людям запоминать имена людей и использовать их в разговоре. Это непрактично, когда вы обращаетесь ко всей комнате, но это хорошая идея как для общения, так и для ответов на вопросы или модерирования панели.

3. Разум не может сосредоточиться на двух вещах одновременно

В статье для журнала Psychology Today Беверли Д. Флексингтон объясняет: «Разум не может сосредоточиться на двух вещах одновременно». С практической точки зрения это означает, что мы должны убедиться, что наши презентации не отвлекают и что все, что мы говорим и делаем, помогает донести наше сообщение. Если мы просим людей сосредоточиться на двух или более вещах одновременно, мы с самого начала настраиваем себя на неудачу.

4. Мы естественным образом следуем за лидерами

Как люди, мы естественно следуем за лидерами. Мы всегда поступали и всегда будем поступать, начиная с наших первобытных дней охотников-собирателей и заканчивая 21 веком и далее. Хорошая новость заключается в том, что когда вы выступаете перед аудиторией, вы автоматически позиционируетесь как лидер в силу своего места на сцене. Аудитория хочет, чтобы вы их возглавили. Не подведи их!

5. Язык тела имеет значение

Все мы знаем, что язык тела важен, но не всегда осознаем, насколько он важен. То, как мы относимся к себе, может оказать ощутимое влияние на мир вокруг нас, а также на наше восприятие его и восприятие людьми нас. Один 2009Исследование показало, что, когда люди принимают уверенную позу, это естественным образом заставляет их чувствовать себя более уверенно. Другими словами, если вы хотите чувствовать себя уверенно, вам нужно притворяться, пока вы этого не сделаете.

6. Тон голоса тоже.

То, как мы говорим, может быть столь же важным (если не более), чем слова, которые мы используем. Как публичные ораторы, мы проводим много времени, сосредотачиваясь на языке своего тела, но если мы не тратим столько времени на размышления о том, как мы говорим, мы оказываем себе медвежью услугу. Один из лучших способов контролировать и улучшать тон нашего голоса — это записывать свой разговор, а затем слушать его с закрытыми глазами.

7. Мы запрограммированы на истории

Человеческий мозг буквально запрограммирован на то, чтобы мы рассказывали и слушали истории, что является хорошей новостью для нас, как публичных ораторов. Это означает, что мы можем найти короткий путь к нашей аудитории, рассказывая истории, которые доносят нашу точку зрения, поэтому так часто можно увидеть известных спикеров, использующих истории как часть своих презентаций.

8. Синдром самозванца — это естественное явление

Мы все слышали о синдроме самозванца, но не все понимают, что у него есть психологическая причина. Почти все мы в какой-то момент становимся жертвами синдрома самозванца, поэтому все сводится к тому, как мы реагируем на него и справляемся с ним. Один из лучших способов справиться с приступом синдрома самозванца — напомнить себе, что это естественное явление, которое случается со всеми нами.

9. Так же, как и глоссофобия

Глоссофобия — это боязнь публичных выступлений, и нам важно помнить, что с психологической точки зрения это естественное явление, такое же, как синдром самозванца. По сути, это самая распространенная фобия в мире, опережающая даже страхи смерти, высоты и пауков. Понимание того, что глоссофобия затрагивает большинство людей, может помочь нам чувствовать себя более комфортно при публичных выступлениях, потому что мы знаем, что большинство людей, выступающих рядом с нами, тоже имеют с ней дело.

10. Первое впечатление имеет значение

Все мы знаем, что первое впечатление очень важно, поэтому мы уделяем ему такое внимание, когда идем на собеседование при приеме на работу или обращаемся к потенциальным клиентам. То же самое происходит и с публичными выступлениями: большинство слушателей решают, доверяют они оратору или нет, еще до того, как откроют рот. Сосредоточение внимания на том, чтобы произвести хорошее первое впечатление, — один из лучших способов убедиться, что люди обращают внимание на то, о чем мы говорим.

Заключение

Теперь, когда вы знаете немного больше о том, что область психологии может рассказать нам о публичных выступлениях, пришло время поделиться своими мыслями, а мы можем продолжить обсуждение.

Что вы думаете об информации, которой мы поделились, и есть ли что-нибудь, что вы хотели бы добавить? Будете ли вы использовать то, чему научились сегодня, в своих публичных выступлениях?

Как всегда, не забудьте сообщить нам об этом в комментариях и не стесняйтесь подписаться на нас в ваших любимых социальных сетях, чтобы узнать больше. До скорой встречи в новой статье!

 

Мышление и язык – достижения когнитивной психологии

Содержание

  • 1 Введение
  • 2 Психолингвистический словарь
  • 3 Свойства языка
      Речь
    • 67 4.1 Теории восприятия речи
  • 5 Другие теории лингвистического познания
    • 5.1 Гипотеза лингвистической относительности
    • 5.2 Теория Жана Пиаже
    • 5.3 Теория Выготского о когнитивном развитии
    • 5.4 Хомский: устройство для овладения языком
  • 6 Составляющая структура
  • 7 Факторы, влияющие на понимание
  • 8 Язык и познание в зависимости от возраста
  • 9 Ссылки
  • 7 Введение 7

    8 02

    Язык – это система слов или знаков которые люди используют для выражения мыслей и чувств друг другу. Язык можно разбить на множество более мелких единиц. Фактически, это очень похоже на анализ молекул на основные элементы химиками. Давайте посмотрим, как Мысль и Язык связаны и развиваются вместе с нашими когнитивными процессами.

    Психолингвистический словарь
    • Фонема – фонема – это наименьшая единица звука речи , которая может быть использована для того, чтобы отличить одно высказывание на данном языке от другого. В английском языке фонема состоит из гласных или согласных звуков. Например, мы можем различать «сидеть», «сидеть», «толстеть» и «подходить». Кроме того, среди звуков «с», «ф», «и». Все эти звуки являются фонемами. В английском языке около 40 фонем.
    • Морфема – Морфема — наименьшая единица значения в определенном языке. Слово перезарядка содержит две морфемы: «повторно» и «зарядить». Каждый сегмент передает смысл.
    • Синтаксис – Синтаксис относится к способу/ грамматическим правилам, с помощью которых мы соединяем слова в предложения . Он играет важную роль в нашем понимании языка. Это определяет то, как мы организуем слова в предложения.
    • Семантика – Семантика – это изучение значения языка. Семантик будет озабочен тем, как слова и предложения выражают значение.
    • Прагматичный- Относится к навыкам социального общения, которые мы используем в повседневном общении с другими людьми. Это включает в себя то, что мы говорим, как мы это говорим, нашу невербальную коммуникацию. (зрительный контакт, выражение лица, язык тела и т. д.) Кроме того, он говорит, насколько уместно наше взаимодействие в данной ситуации.

    Свойства языка

    Языки могут быть совершенно разными, однако все они имеют некоторые общие черты. Независимо от того, на каком языке вы говорите, язык обладает следующими свойствами.

    1. Коммуникативный: Язык позволяет нам общаться с одним или несколькими людьми, говорящими на нашем языке.
    2. Произвольно символический: Язык создает произвольное отношение между символом и тем, что он представляет: идеей, вещью, процессом, отношением или описанием.
    3. Регулярная структура: Язык имеет структуру; только определенные схемы расположения символов имеют значение, а разные расположения дают разные значения.
    4. Многоуровневая структура: Структуру языка можно анализировать более чем на одном уровне (например, по звукам, смысловым единицам, словам и фразам).
    5. Генеративный, продуктивный: В пределах языковой структуры пользователи языка могут создавать новые высказывания. Возможности для создания новых высказываний практически безграничны.
    6. Динамический: Языки постоянно развиваются

    Восприятие речи
    • Процесс, при котором звуки языка слышатся, интерпретируются и понимаются.
    • Во время восприятия речи наша слуховая система переводит звуки, восприятие кажется совершенно простым и понятным… но это не так.
    • Взрослые издают 15 звуков в секунду, что означает 900 звуков в минуту.

    Характеристики восприятия речи-

    • Телефон меня произношение сильно различается.
    • Контекст позволяет слушателю заполнить недостающие звуки.
    • Слушатели могут устанавливать границы между звуками, даже если эти звуки не разделены тишиной.
    • Визуальные сигналы изо рта говорящего помогают нам интерпретировать неоднозначные звуки.

    Изменчивость произношения фонем –

    Источник

    1-огромное разнообразие высоты тона и тона голоса.

    2- неспособность точно воспроизвести фонемы.

    3- Коартикуляция — фонема, которую вы произносите, немного меняется время от времени, в зависимости от окружающих фонем (Jusczyk & luce, 2002).

    Несмотря на вариации Контекст , Границы слов и Визуальные подсказки помогают нам понять предполагаемую фонему говорящего.

    Контекст

        • , чтобы определить звук или слово (Cleaey & Pisoni, 2001).
        • Функция
        • сверху вниз также влияет на восприятие речи

    Восстановление фонемы – своего рода иллюзия. Когда звук отсутствует в речи, слушатель использует контекст для восприятия звука.

      • Фактический акустический стимул разговорной речи не показывает четкой паузы для установления границ (Davis 2002).
      • Фактическое физическое событие, такое как пауза, отмечает границы слов менее чем в 40% случаев (Коул Джакимилк, 1980)

Визуальная подсказка- 

      • Выступающие губы и лицо.

Эффект Мак-Гурка : Люди используют визуальные подсказки для облегчения восприятия речи

 Люди рождаются со специальным устройством, которое позволяет нам расшифровывать стимулы скорости.

Поддержка-человеческое владение Фонетическим модулем (нейронный механизм способствует восприятию речи, а не другим видам слухового восприятия) не зависит от других когнитивных процессов. На самом деле люди обрабатывают речевой звук совсем иначе, чем неречевой.

  • ОБЩИЙ МЕХАНИЗМ ПОДХОД

Люди используют одни и те же нейронные механизмы для обработки как речевых, так и неречевых звуков, поэтому восприятие речи — это приобретаемая способность. В настоящее время , данные подтверждают подход общего механизма. На восприятие фонемы могут влиять и другие когнитивные процессы.

  • Мозговые нарушения

 1. Афазия Брока или экспрессивная афазия

      • Левая нижняя лобная кора. им крайне трудно правильно составлять предложения.
      • Пациенты с экспрессивной афазией страдают от более регулярных принципов формирования предложений, основанных на правилах, что тесно связано с пациентами с болезнью Альцгеймера.
      • Например, вместо того, чтобы сказать, что красный мяч отскочил, оба этих пациента сказали: «Отскочивший мяч — красный».

 2. Афазия Вернике или рецептивная афазия :

      • Левая височно-теменная доля.
      • Пациенты испытывают трудности с пониманием задач.
      • Это тесно связано с болезнью Паркинсона, потому что при обоих заболеваниях возникают проблемы с различением неправильных глаголов.
      • Например, на примере собаки пошла домой, человек, страдающий экспрессивной афазией или болезнью Паркинсона, сказал бы, что собака пошла домой.

Другие теории лингвистического познания

Гипотеза лингвистической относительности

фианизм . Он утверждает, что структура человеческого языка влияет на то, как человек концептуализирует свой мир.

Исходя из того, что каждый язык описывает и концептуализирует мир по-своему, он говорит, что родной язык человека ограничивает его межкультурное понимание.

Каждый человеческий язык отражает ценности места и культуры, где он возник. Более того, философы и лингвисты давно спорят о том, как это влияет и формирует менталитет людей, говорящих на этих разных языках.

Теория Жана Пиаже

Теория языкового развития Жана Пиаже предполагает, что дети используют как ассимиляцию, так и аккомодацию для изучения языка.

Ассимиляция — это процесс изменения среды для помещения информации в уже существующую схему (или идею).

Адаптация — это процесс изменения схемы для адаптации к новой среде.

Пиаже считал, что дети должны сначала развиваться умственно, прежде чем может произойти овладение языком. По его словам, дети сначала создают ментальные структуры в уме (схемы). Далее по этим схемам происходит развитие языка.

Теория когнитивного развития Выготского

Также известная как теория смены ролей Выготского поддерживает идею о том, что социальное и индивидуальное развитие проистекает из процессов диалектического взаимодействия и объединения функций.

Лев Выготский считал, что до двухлетнего возраста и речь, и мышление развиваются по-разному, с разными функциями.

Идея о том, что отношения между мыслью и речью постоянно меняются, подтверждает утверждения Выготского. Его теория утверждает, что мысль и речь имеют разные корни. А в двухлетнем возрасте у ребенка происходит столкновение мысли и речи, Таким образом, отношение между мыслью и речью меняется. Следовательно, 9Затем мысль становится вербальной, а речь – рациональной.

Хомский: Устройство для овладения языком

В работе Ноама Хомского обсуждается биологическая основа языка.

Он утверждает, что 90 101 детей обладают врожденными способностями к изучению языка.

Хомский называет эту врожденную способность «устройством овладения языком». Он считает, что дети инстинктивно изучают язык без каких-либо формальных инструкций.

Кроме того, он также считает, что у детей есть естественная потребность использовать язык. На самом деле, при отсутствии формального языка дети разовьют систему общения для удовлетворения своих потребностей. Он заметил, что все дети делают одни и те же языковые ошибки, независимо от того, на каком языке их учат.

Более того, Хомский также верит в существование «универсальной грамматики», которая утверждает, что существуют определенные грамматические правила, общие для всех человеческих языков. Однако его исследование не идентифицирует области мозга или генетическую основу, которая обеспечивает врожденную способность человека к языку.

  • «Преобразовать основную, глубокую структуру предложения в поверхностную структуру и наоборот» (Ноам Хомский, 1957)
    • поверхностная структура : слова, которые на самом деле произносятся/пишутся.
    • Основополагающая /глубокая структура/ основная форма : абстрактное значение предложения.

     

Составляющая Структура
  • Составляющая = фраза или основная единица предложения  
  • Обычно содержит более одного слова, но менее целого предложения.
  • Составляющая — это группа слов, которую можно заменить одним словом без изменения функции и без нарушения остальной части предложения. (Кларк и Кларк)

До психолингвистики центральное понятие в понимании языка, называемое структурой фразы.

Структура фразы Подчеркните, что мы строим предложение, используя  иерархическую структуру, основанную на грамматических строительных блоках, называемых Составляющие (Кэрролл, 2004 г.).

Два широких компонента-

    1. Фраза, которая фокусируется на существительном 
    2. Фраза, которая фокусируется на глаголе

 

Стратегии определения составляющих

  1. Касается служебных слов – слов, важных для структуры грамматического предложения, таких как предлоги и союзы. (Кимбалл, 1973) Например. Васудха сказал , что мальчик пошел в магазин .
  2. Поиск содержательных слов – существительных и глаголов. Пример. В глубокой тьме, давно забытой (Кимбалл, 1973)
  3. Использование аффиксов – -er, -y, -ly .(Clark & ​​Clark, 1977)

Факторы, влияющие на понимание

1. Негативы

    • Наши когнитивные процессы лучше обрабатывают положительную информацию, чем отрицательную.
    • Отрицания – «Нет», «не», подразумеваемые отрицания.
    • 90–175 Для обработки требуется больше времени (Taylor & Taylor, 1990).
    • Более быстрый ответ на утвердительные предложения, чем на отрицательные (Clark & ​​Chase, 1972).
    • С 3-мя отрицаниями предложение становится почти непонятным (Sherman, 1976).
    • Ex ‘Немногие решительно отрицают, что мир не плоский.

2. Пассивный залог :

    • Активная форма является базовой, тогда как пассивная форма требует дополнительной информации.
    • 90–175 Активную форму легко понять (Hornby, 1974).

3. Неоднозначность

Люди обычно делают паузу дольше, когда обрабатывают неоднозначное слово (Morries & Binder, 2011).

Есть 3 вида-

    • Лексическая неоднозначность – разное значение слов.
    • Неоднозначность структуры поверхности слов могут быть сгруппированы более чем одним способом.
    • Неоднозначность глубинной структуры основные логические отношения между фразами могут быть интерпретированы двояко . Например, , политик найден пьяным на ступенях Капитолия.

Язык и познание в зависимости от возраста

Следующая временная шкала дает обзор возрастов, в которых дети обычно овладевают языком:

  • Стадия 1 – воркование 4–6 месяцев: лепет, используя все звуки.
  • 2 – лепет 6–9 месяцев: лепет становится более целенаправленным – сужение звуков.
  • 3 – эхолалия 9–12 месяцев: появляются первые слова.
  • 4 – этап из двух слов 18–24 месяца: дети начинают использовать фразы из двух слов (пример: «Я встаю» или «Принеси молоко»).
  • 2–3 года : Дети начинают использовать фразы из трех слов в правильном порядке с интонацией.
  • 4–5 лет : Дети начинают говорить с почти полным синтаксисом.
  • 5–7 лет : Дети начинают использовать и понимать более сложный язык.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *