Психология речи
Общие понятия
Различные свойства, качества, функции, состояния, вся система психических процессов крайне важна. Нарушить целостность психической психики можно очень легко, исключив из нее любую составляющую. Такое часто встречается с потребностями, сознанием и эмоциями. Это и есть одна из важнейших методических проблем в изучении психики и мира в общем. Но существует психологическая особенность, о которой важно сказать при описании любой части человеческой психики. Это речь, присутствующая везде, в ощущениях, многосложных конструкциях сознания и личности. Речь является необходимым компонентом при общении и взаимодействии.
Язык – это величайшее изобретение человечества, хоть с ним и связаны неизбежные специфические ограничения, наличие дискретных языковых конструкций на непосредственно процесс и результаты психического отражения. Специфика любого из языков в определенной степени отражает объективные требования жизни.
Пример 1У народностей Севера есть ряд слов, которые обозначают разные состояния явления или предмета, на русском языке называющегося «снегом».
Письменность послужила преобразованием языка, речи, сознания и всей психики в целом. Но функция предметной отнесенности речи осталась, расширилась и стала сложнее. Мы видим рождение новых слов, отмирание старых, так как человек наблюдает изменение, перестройку самой картины понимаемого мира. Происходят изменения и в объективном мире, который, в том числе, создается человеком.
Важно отметить сложности в отношениях речи и мышления, мыслей и слов. Для мысли свойственно находить выражение в словах, но существовать и реализоваться в понятиях. Иными словами, для мышления характерно оперировать не словами, а понятиями. Слово в первую очередь является средством выработки понятия, и только после его носителем, выразителем и моделью. Мысль и слово не являются тождественными понятиями.
Замечание 1Все мы знаем, как трудно бывает понять другого человека. Но самый главный нюанс, что если бы не было речи, то понимания бы в принципе не существовало.
Особенности языка и речи
Но важно обозначить разницу между двумя разными явлениями – языком и речью, объективным и субъективным.
Определение 1Язык является образованием объективным, социальным и общечеловеческим. Под языком понимается структурированная система знаков, которая сложилась исторически и существует в общественной жизни каждого человека.
Для языка свойственно создаваться, реализоваться и изменяться определенными людьми. Но существует он объективно, иными словами не зависит от индивидуальных пользователей или своих носителей.
Замечание 2Насчитывается около 2,5 тыс. языков. Изучением языков занимается лингвистика.
Определение 2
Под речью понимается субъективная особенность, психологическая. Речь представляет из себя развернутый процесс, определенный тип психической деятельности, вид поведения, который использует язык как свое орудие, внешнее средство.
Важно отметить, что речевая деятельность сама по себе является материальной, но изучает ее особый межпредметный раздел психологии – психолингвистика.
Функции речи
Глобальные функции речи определяют ее значение в человеческой психике. Рассмотрим некоторые из них:
Номинативная функция, основная суть которой состоит в том, что все слова в человеческом языке предметно соотносятся, иными словами служат обозначением предметов. В качестве предмета может выступать и конкретная вещь, и обобщенное свойство, а также абстрактное явление. Для человека свойственно переводить в объективно знаковое существование все, что ему известно и знакомо. Языковые заменители есть во всем отображаемом материальном, объективном мире. Это приводит к психологическому удвоению мира. Что в свою очередь способствует взаимодействию человеческой психики и с одним и с другим миром. Так, происходит удваивание познавательных, регулятивных и всех остальных возможностей психики. Наблюдается расширение сферы человеческой деятельности, поведения, сознания, самосознания. Происходит расширение пространства самого существования и бытия. Для личности открывается еще одна сторона свободы к реальному миру, так как появляется возможность ухода от него в условный мир слов.
Функция фиксации и передачи опыта является в определенной мере производной от первой функции. Важно отметить, что если препятствовать человеческому индивиду усваивать предшествующий людской опыт, то он не сможет стать человеком, не получит видовые особенности Homo Sapiens. При помощи же речи, разум поколений, который зафиксирован в речи, интериоризируется (начинает быть внутренним, психическим аспектом личности). Это является единственным путем создания, существования и развития человека.
Функция реализации общения. Значению общения в жизни человека отводится особое место. Под общением понимается не просто обмен информацией, но и условия взаимодействия между людьми. Без них человеческая жизнь в принципе невозможна. Именно по этой причине эта функция речи имеет более широкое распространение, чем обеспечение процессов общения. Речь приобретает статус мощного средства воздействия на других людей, средства координации, побуждения, управления, предстает в качестве универсального регулятора межчеловеческого взаимодействия. Под диалогом понимается речевое взаимодействие, посредством которого происходит реализация межличностного восприятия, взаимопонимания, взаимодействия, эмоционального принятия (или неприятия) другого человека.
Внутреннее вооружение, опосредованное всей человеческой психике. В онтогенезе человеческой психики есть определенный момент, когда происходит перекрещивание речи, которая формируется, со всеми другими (в том числе и теми, что только развиваются) психическими функциями и образованиями. В итоге происходит «оречивание», иными словами, вооружение речевыми знаками и приемами. При помощи данной добавки речи происходит преобразование всей психики. Речь предстает в качестве внутреннего орудия, а также особого средства формирования познаний, интеллекта, общения, а также всей психики и человека в целом.
Данная ситуация представляется неоправданной как частое расхожее понятие человеческой речи, как сигнала сигналов, «вторая сигнальная система», просто добавленная к первой сигнальной системе. Данный подход имеет упрощенный, традиционно редукционистский, а также неприменимый для психологии речи характер.
Автор: Анна Коврова
Преподаватель факультета психологии кафедры общей психологии. Кандидат психологических наук
Речь. Основные свойства речи. | Psylist.net
Общая психология ↓
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности. Речь – это язык в действии. Речь – это процесс общения людей посредством языка.
В психологии принято разделять понятия «язык» и «речь». Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
Язык вырабатывается обществом и представляет собой форму отражения в общественном сознании людей их общественного бытия. Язык, формируясь в процессе общения людей, вместе с тем является продуктом общественно-исторического развития. Причем одним из феноменов языка является то, что каждый человек застает уже готовый язык, на котором говорят окружающие, и в процессе своего развития его усваивает. Однако, став носителем языка, человек становится потенциальным источником развития и модернизации языка, которым владеет. В отличие от языка речью принято называть сам процесс словесного общения, который может осуществляться в форме сообщения, указания, вопроса, приказания. Общение посредством языка – это не менее сложное явление, чем сам язык. Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово есть обобщение, поэтому в речи оно должно быть сужено до определенного уровня, или смысла.Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств).
Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных. У человека со словом связано представление о предмете или явлении. Взаимопонимание в процессе общения основано, таким образом, на единстве обозначения предметов и явлений воспринимающим и говорящим.
Функция обобщения связана с тем, что слово обозначает не только отдельный, данный предмет, но целую группу сходных предметов и всегда является носителем их существенных признаков.
Третья функция речи – функция коммуникации, т. е. передачи информации. В коммуникативной функции речи выделяют три стороны: информационную, выразительную и волеизлиятельную. Информационная сторона проявляется в передаче знаний и тесно связана с функциями обозначения и обобщения. Выразительная сторона речи помогает передать чувства и отношения говорящего к предмету сообщения. Волеизлиятельная сторона направлена на то, чтобы подчинить слушателя замыслу говорящего.
Речевая деятельность может осуществляться человеком как на основе воспроизведения речевых образов во внешнем, так и во внутреннем плане. В связи с этим принято различать
Внутренняя речь может предшествовать внешней речи (устной и письменной) и являться фазой планирования при ее осуществлении. Поскольку она обращена к самому себе, то нет надобности в развернутом виде осуществлять высказывание. Отсюда внутренняя речь является свернутой, сжатой, фрагментарной и может существовать на основе мысленного воспроизведения отдельных слов, несущих основную смысловую нагрузку. Слова, которые применяет человек во внутренней речи отличаются от слов внешней речи, тем что они фрагментарны, сокращены и могут сливаться с другими словами. На основе внутренней речи осуществляется интеллектуальная и духовная жизнь личности, проявляются ее нравственные взгляды и убеждения, мечты и идеалы, желания и стремления, сомнения и верования.
Наряду с внешней и внутренней речью существует так называемая эгоцентрическая речь, которая занимает промежуточное место между ними. По форме своего существования ее можно отнести к внешней речи, так как она может проявляться или в форме устного высказывания, или в письменном виде, но в отличие от внешней речи она обращена не к другим людям, а к самому себе. Эгоцентрическая речь проявляется и у детей, и у взрослых.
Похожие материалы в разделе Общая психология:
- Виды восприятия
- Интеллект
- Типологии личности, основывающиеся на свойствах индивида
- Общая характеристика представления. Отличие представлений от восприятия.
- Теория Личности Г. Оллпорта
- Биогенетическая концепция личности
- Принципиальные отличия человека от других представителей животного мира
- Сознание и бессознательное
- Страх – так ли это плохо?
- Измерение физиологических реакций, связанных с эмоциями
20 Речевые темы по психологии • Мой речевой класс
Речевые темы по психологии о нашем психическом повседневном состоянии, подумайте о тестировании эмоционального интеллекта или даже о гипнозе и катарсисе, собранные вместе в информативных утверждениях для написания настроя на мышление.
- Иерархия потребностей человека теория Абрахама Маслоу. Серии уровней в этом процессе являются хорошими основными моментами: физиологические потребности, потребности в безопасности, принадлежности, уважении и самоактуализации.
- Почему так много людей считают подростковый возраст таким трудным? Жизненные обстоятельства, возможно, заставляют вас чувствовать себя как на американских горках из-за быстрых физических и эмоциональных изменений. Назовите причины и способы лечения. Темы речи психологии, чтобы помочь и советом другим людям.
- Как ты запоминаешь то, что знаешь? Другими словами, опишите, как ваш мозг работает с краткосрочными и долгосрочными воспоминаниями. Молекулярные и химические действия и реакции могут быть частью вашей информативной беседы.
- Технологии искусственного интеллекта. Например. компьютерные системы, работающие как люди (робототехника), решение проблем и управление знаниями с рассуждениями, основанными на прошлых случаях и данных.
- Сильные раздражители, вызывающие временные изменения поведения. Например. Таблетки, деньги, еда, сахар. В таком случае стоит поговорить об энергетических напитках и их краткосрочной эффективности — не забудьте упомянуть об опасностях…
- Теория Юнга о нашем эго, личном бессознательном и коллективном бессознательном. Психоаналитик Карл Юнг обнаружил, что невроз основан на напряженности между нашей психикой и установками.
- Что такое эмоциональный интеллект? И почему в наше время это важнее, чем IQ-рейтинги. Как измерить EI с помощью каких личностных тестов?
- Это подводит меня к следующей теме речи по психологии: опасности личностных тестов.
- Психологические приемы убеждения в выступлениях. Например. язык тела, понимание мотивов аудитории, транс и гипноз.
- Методы маркетинга и продаж, основанные на психологических эффектах. Например. привлекательная, стимулирующая красочная упаковка или влияющая на поведение потребителей при совершении покупок в торговых центрах.
- Медитация помогает сосредоточиться и успокоить ум. Например. Научите свою публику сосредотачиваться на дыхании, оживляйте каждое движение в замедленном темпе или медитацию при ходьбе.
- Причины против и за то, чтобы стать бихевиористом. Бихевиоризм — это методологическое исследование того, как научно метод психологии.
- Зигмунд Фрейд и его идеи. Приложив немного фантазии, вы можете изменить и превратить эти темы-примеры в привлекательные психологические речевые темы: наши защитные механизмы, гипноз и катарсис, психосексуальные стадии развития.
- Биологические причины депрессии. Например. биологические и генетические, экологические и эмоциональные факторы.
- Когда твой босс женщина. Что происходит с мужчинами? А женщинам?
- Первые признаки тревожных расстройств. Например. проблемы со сном и концентрацией внимания, нервозность и раздражительность.
- Как психотерапия, проводимая обученными специалистами, помогает людям выздороветь.
- Как улучшить свои навыки невербального общения и эффективно общаться. Изучайте чьи-то неконгруэнтные жесты тела, меняйте тон голоса, поддерживайте зрительный контакт во время неофициального или формального разговора с человеком.
- Всегда говорите после травмирующих событий. Дети, пожарный, полицейские, медики в зонах конфликта.
- Фобия номер один на земле — боязнь публичных выступлений, а не боязнь смерти. Мне кажется, это очень цепляющая психологическая тема…
И еще несколько тем, которые вы можете разработать самостоятельно:
- Опасности личностных тестов.
- Как ставить и достигать нереалистичных целей.
- Теория Зигмунда Фрейда.
- Теория иерархии потребностей Маслоу.
- Три способа измерения эмоционального интеллекта.
- Почему публичные выступления — фобия номер один на планете.
- Анимация насилия действительно влияет на отношение молодых людей.
- Становление миллионером не сделает вас счастливым.
- Быть пацифистом равносильно наивности.
- Изменение не равно прогрессу.
- Все боятся выступать публично.
- Идеи имеют влияние и последствия для жизни.
- Ментальный настрой влияет на процесс выздоровления.
- Филантропия — основа любопытства.
- Хвалите публично и критикуйте или наказывайте наедине.
- Иногда можно солгать.
- Важно спрашивать себя, почему вы что-то отстаиваете.
- Единственный ответ на жестокость — доброта.
- Травма от инцидентов со стрельбой остается на всю жизнь.
- Чтобы привлечь внимание людей на сцене, внимательно следите за их отношением и социальным положением.
- Пытки как метод допроса неприемлемы.
Психология Познавательные темы речи | База тем
Вы изо всех сил пытаетесь найти яркую, но интересную тему психологии для своего эссе? Другие студенты уже сталкивались с подобной задачей. Это потому, что для многих выбор информативной и яркой темы для эссе оказался более сложным, чем исследование и написание статьи. Есть несколько мест, где вы можете найти отличное вдохновение и список острых тем для вашего информативного эссе по психологии.
На начальном этапе создания убедительного и информативного эссе по психологии необходимо найти твердую и яркую тему.