Речь про себя это: Речь устная, письменная, внутренняя — урок. Русский язык, 2 класс.

О чем говорит речь? // Консультативная психология и психотерапия — 1996. Том 4. № 2

Консультативная психология и психотерапия
1996. Том 4. № 2
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)

‘; for (var i = 0; i

783

Рубрика издания: Теория и методология

Для цитаты: Казанская А.В. О чем говорит речь? // Консультативная психология и психотерапия. 1996. Том 4. № 2.

Фрагмент статьи

Грамматика и стилистика устной речи

Человек говорит. Помимо слов, говорит его взгляд, выражение лица, говорят его жесты, интонации. Выражение «говорит его речь» кажется тавтологией, которую хороший редактор должен исправить: речь идет, или человек ведет речь.

Однако речь не всегда только послушно вторит тому, что чело­век имеет намерение сказать. Речь – это сложный «бюрократичес­кий аппарат» со своими авторами, редакторами, цензорами, кото­рыми нужно уметь управлять, чтобы скрывать свои мысли, как ска­зал Талейран, или выражать их. Речь говорит сама за себя, против себя или помимо самой себя. Хочет того человек или не хочет, замечает он это или нет, речь может выдавать его происхождение, эрудицию, эмоции и так далее.

Письменную речь человек контролирует гораздо больше, чем уст­ную. Последняя часто стилистически не запланирована и граммати­чески небрежна. Например, она содержит много эллиптических кон­струкций, которые в таком объеме в письменном тексте недопусти­мы, так как стали бы препятствовать пониманию смысла. В устном общении «пробелы» заполняются не только внутренним, как в книге, но и внеречевым контекстом («Дай мне со стола»).

Помня преды­дущую фразу и видя, что лежит на столе, человек понимает обра­щенную к нему просьбу. Проговаривать весь текст полностью не­обязательно. Подобным образом ребенок догадывается о том, что говорят буквы, по картинке в книжке.

Грамматическое своеобразие устной речи не сводится только к нехватке некоторых частей предложения. Для нее характерны и другие синтаксические и морфологические ошибки. Но обычно мы слушаем, чтобы понимать смысл сказанного, и обращаем внимание на то, что устная речь построена неправильно, лишь тогда, когда становится непонятным или неправильным, с нашей точки зрения, смысл. Прежде всего привлекают внимание лексические или лексико-фонетические замены. Рассматривая их, Фрейд обнаружил конку­рирующие, вытесненные смыслы, которые и заставляют нас

ошибить­ся (З.Фрейд, 1990).

Внимательно слушая своих пациентов, я непроизвольно стала обращать внимание на то, что они временами делают ошибки, которые ни по своим формальным характеристикам, ни по психо­логическому содержанию не находят «готового» объяснения как выход наружу вытесненного содержания.

Литература

  1. Ахматова А.А. Стихи и проза. Л., 1977, с.498.

  2. Бродский И.А. Бог сохраняет все. М., 1992, с.161.

  3. Гаспаров М.Л. Избранные статьи. М., 1995, с.274.

  4. Пруст М. Пленница. Пер. Н.Любимова, М., 1992, с.155.

  5. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., Наука, 1990.

  6. Якобсон P.O. К общему учению о падеже. «Избранные работы», М., 1985, с.133-174.
  7. Якобсон P.O. Часть и целое в языке. «Избранные работы», М., 1985а, с.301-305.
  8. Kafka J.S. Resistance, Regression and Change, 1995.

  9. Kazanskaia A. Some Remarks Concerning Unmistakenly Evaluated Mis­takes, 1995, (manuscript).
  10. Kernberg O. Psychodynamic Psychotherapy of Borderline Patients, 1989, p.6-7.
  11. Kohut H. Analysis of the Self, 1992.

  12. Luborsky L. New Directions in Research of Neurotic and Psychosomatic Symptoms, American Scientist, vol. 58, N 6, 1970, p.661-668.
  13. Luborsky L., Mintz J. What Sets Off Momentary Forgetting During a Psychoanalysis? Investigations of Symptom Onset Conditions, «Psychoanalysis and Contemporary Science», vol.III, 1974, p.223-268.
  14. Thomae H., Kaechele H. Psychoanalytic Practice, 1992, vol.2, p.268-286.
  15. Wenzel A. Gibt es sprachliche Besonderheiten bei Borderline-Stoerungen, 1986 (manuscript).

Казанская А.В.

Метрики

Просмотров

Всего: 1117
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 783
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 1

Тема 2. Речь, общая характеристика форм и видов речи. Устная речь, ее ведущие признаки. Основные жанры письменной речи

Комментарий

Речь в традиционном понимании — конкретное говорение, происходящее как в устной, так и в письменной форме. Речь при этом определяется не только как сам процесс говорения, но и результат этого процесса, т.е. и речевая деятельность и речевые произведения, фиксируемые памятью и письмом. Речь обычно характеризуется через противопоставление языку, где язык определяется как система знаков, а речь — реализация данной системы знаков, но в совокупности речь и язык образуют единый феномен языка. Если язык — это орудие (средство) общения, то речь есть производимый этим орудием способ (вид) общения. Речь материальна, воспринимается чувствами‚ (слухом, зрением, осязанием), язык же (система языка) включает в себя абстрактные аналоги единиц речи. Речь конкретна, неповторима, устремлена к определенной цели, обусловлена ситуацией общения, развертывается во времени и пространстве, является видом свободной творческой деятельности.

Диалогическая речь — вид речи, при котором происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Условия, в которых протекает диалогическая речь, определяет ряд ее особенностей, к которым относятся: краткость высказывания, широкое использование внеречевых средств общения (мимика, жесты), большая роль интонации, разнообразие предложений неполного состава, свободное от строгих норм книжной речи синтаксическое оформление высказывания, преобладание простых предложений.

Монологическая речь – вид речи, обращенном к одному или группе слушателей (собеседников), иногда – к самому себе; в отличие от диалогической речи характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью.

Письменная речь – форма речи, связанная с выражением и восприятием мыслей в графической форме. Письменная речь включает в себя, таким образом, два вида речевой деятельности: письмо (продуктивный), чтение (рецептивный). Письменная речь может осуществляться средствами массовой коммуникации (книга, пресса и др.) и индивидуальной (письмо, заявление, поздравление, план, тезисы, аннотация и др.).

Письменная форма речи используется в условиях непрямого контакта: момент создания текста не совпадает с моментом его восприятия. Таким образом, письменная речь – речь, графически закрепленная.

Она предварительно обдумывается, ее фрагменты можно неоднократно копировать (тиражирование, чтение). Смысл письменной речи формируется в определенной последовательности вокруг тех или иных тематических центров высказывания. Интонация на письме передается знаками препинания.

Для письменной речи характерно преобладание книжной лексики, наличие сложных предлогов, страдательных конструкций, строгое соблюдение языковых норм, отсутствие внеязыковых элементов и др. Синтаксические конструкции усложнены, порядок слов строго подчинен логике.

Жанры письменной речи:

Аннотация – краткая характеристика книги, статьи в виде перечня главнейших вопросов: аннотация статьи, монографии.

Выписка – выдержка из текста, цитата, то, что выписано из произведения, документа: делать выписки из статей.

Заметка – 1. Краткая запись о чем-либо: заметка в блокноте, делать заметки для памяти; 2. Краткое сообщение в печати: газетная заметка.

Изложение – пересказ чего-либо (обычно письменно) своими словами: изложение своими словами.

Комментарий – толкование, объяснения к тексту: комментарий к статье.

Конспект – краткое, письменное изложение содержания чего-либо: конспект лекции, конспект статьи.

Обобщение – общий вывод, сделанный в результате изучения частных явлений: перейти к обобщениям.

Описание – сочинение, изложение, в котором описывается что-либо: описание эксперимента.

Письмо – 1. Средство общения с помощью графических знаков, позволяющее фиксировать речь при передаче ее на расстоянии; 2. Написанный текст, посылаемый кому-либо для сообщения чего-либо.

План – определенная последовательность, краткая программа изложения чего-либо: план статьи.

Резюме – краткое изложение речи, статьи, краткий вывод.

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи (статей), а также доклад с таким изложением: написать реферат статьи.

Рецензия – критическая оценка научного, художественного и др. сочинения, спектакля, фильма: рецензия на спектакль.

Статья – научное, публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале, газете: статья на тему…

Тезис – 1. Основная мысль, положение, доказываемое в каком-либо сочинении, в речи: выдвинуть тезис; 2. Тезисы (мн.ч.) – кратко сформулированные основные положения доклада, лекции: тезисы доклада.

Жанры учебно-профессиональной письменной речи: план, тезисы, конспект

В учебных целях студентами широко используются такие виды записей, как план, тезисы, конспект.

План – самый короткий вид записи. В нем только перечисляются вопросы, освещенные в выступлении, в книге.

При составлении плана необходимо разделить текст на части и уловить связь между этими частями. К каждой части ставится вопрос (вопросительный план) или дается заглавие в виде короткого назывного предложения (назывной план). Если предложения взяты из текста, план называется цитатным. Формулируя заголовки, надо обдумать содержание каждой составной части, найти ее основную мысль. При составлении сложного плана текст делится на крупные части, а каждая часть – на более мелкие.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения текста. Они передают основные положения текста в той логической последовательности, которая ведет к доказательству главной мысли, но может не совпадать с последовательностью изложения материала в тексте. Для составления тезисов необходимо, прежде всего, внимательно прочитать текст, продумать его содержание, найти проследить главные положения.

Тезисы могут быть цитатными, свободными (авторская мысль изложена своими словами), смешанными (цитаты и свободное изложение авторской мысли чередуется).

Конспект – самая развернутая форма записи. Конспект должен соответствовать плану текста. Поэтому сначала составляется план, а потом пишется конспект. Из каждой части текста записываются те мысли, факты, которые раскрывают смысл теста, его заголовок. Детали при котором опускаются.

Устная речь – форма речи, состоящая из умения понимать звучащую речь (аудирование) и умение производить речь в звуковой форме (говорение).

Устную речь нередко характеризуют слова: произносимая, звучащая, говоримая. Непосредственность живого общения делает устную речь несколько нестройной: человек и мыслит, и говорит одновременно, да и форма выражения мысли его не особенно беспокоит – он уверен, что, если не поймут, переспросят. К тому же при устном общении во многом «помогают» жесты, мимика, а иногда и предметы, находящиеся в поле зрения говорящих. Даже заранее подготовленная устная речь в ходе произнесения может претерпевать целый ряд изменений, вызванных конкретной ситуацией, когда говорящий будет вынужден перестроиться, направить речь в «стихийное» русло.

Языковые черты устной речи обусловлены ее непосредственностью. В устной речи словоупотребление свободнее, чем на письме – говорящий по своему усмотрению «наделить» слово каким-то значением, применимым только к данному случаю. Словарный состав устной речи невелик, из грамматических форм наиболее часто употребляются местоимения, частицы, именительный и родительный падежи существительных. Наблюдается синтаксическая неполнота конструкций. Фразы по ходу речи могут перестраиваться, отсюда – паузы с различным наполнением, добавлением, вставки, разрывы словосочетаний, перерастание одного синтаксически незавершенного предложения в другое. Порядок слов в устной речи отражает последовательность формирования мысли, главное в высказывании выделяется интонационно. В устной речи возможны неосознанные, а потому и некорректируемые ошибки.

Активная речь – речь, всегда требующая программирования, исходящая из внутреннего замысла человека, предполагает самостоятельный выбор содержания высказывания и отбор языковых средств.

Внешняя речь – речь озвученная, оформленная средствами естественного языка, с помощью которого люди общаются между собой.

Внутренняя речь – различные виды использования языка вне процесса реального общения, не сопровождается озвучиванием: например, «речь про себя».

Ресурс 12: 7 советов, как рассказать о себе в интервью

1. Основная идея Сформулируйте основную мысль вашего рассказа. Это может быть тезисное предложение, связанное с утверждением убеждения, темой или общим качеством о себе.
  • «Я тот, кто…»
  • «Когда я думаю о _____, я думаю о…»
  • «На протяжении всей моей жизни/профессионального опыта/образования я всегда…»
2. Иллюстрация Опишите конкретную историю, которая связана с основной идеей.
  • Один конкретный пример
  • Упоминание ряда связанных переживаний («от этого…до этого…до этого…у меня всегда….») .перенесемся в сегодняшний день, я все еще….»)
3. Ссылка Свяжите свою историю с тем, что она будет значить для вас в будущем, и почему эта история является важным изображением вас.
  • «Эта история — только один пример…»
  • «Я учту эти уроки в своей будущей работе…»
  • «В будущем я буду…»