Референтная функция – референтная функция — это… Что такое референтная функция?

референтная функция - это... Что такое референтная функция?


референтная функция

функция, связанная с предметом мысли, с которой соотнесено данное языковое выражение.

Толковый переводоведческий словарь. - 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука. Л.Л. Нелюбин. 2003.

  • референт
  • референт-переводчик

Смотреть что такое "референтная функция" в других словарях:

  • Референтная группа — – любая группа, с которой индивид себя идентифицирует, испытывает к ней эмоциональную привязанность и/или которая является для него источником информации, используемой им для того, чтобы определять свои убеждения, ценности, идеалы, модели… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • группа референтная — (от лат. referens сообщающий) реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем …   Большая психологическая энциклопедия

  • Группа референтная — [лат referens сообщающий] реальная или условная социальная общность, с которой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении. Г. р. выполняет в основном две функции:… …   Психологический лексикон

  • Аспекты информационного метаболизма — Предисловие Модель А 1 2 4 3 6 5 7 8 Таблица собрана из текста со страниц Соционический тип (там поаспектные описания представлены сгруппированными по соционически …   Википедия

  • TIM — Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… …   Википедия

  • Гюго (социотип) — Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… …   Википедия

  • Джек Лондон (социотип) — Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… …   Википедия

  • Дон Кихот (социотип) — Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… …   Википедия

  • Достоевский (социотип) — Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… …   Википедия

  • Драйзер (социотип) — Соционический тип (социотип, тип «информационного метаболизма», ТИМ, психотип) человека с точки зрения соционики, тип структуры мышления человека, который определяется взаимным расположением т. н. аспектов. Соционика рассматривает 16 типов… …   Википедия

perevodovedcheskiy.academic.ru

Референтные функции. Я и все остальные. Начала соционики.

Референтные функции

«Вот, всегда бы ты был такой послушный!» Знакомая фраза, не правда ли? Почему же вдруг с людьми, не склонными обычно к компромиссам, случаются приступы послушания?

Соционика проясняет это таинственное явление. Оказывается, все мы бессознательно следуем указаниям, которые нам дают по аспекту функции, которая занимает шестую ячейку модели А.

Шестая функция — референтная. Слабая функция, непригодная для творческой работы, однако, обучение по ней происходит настолько легко, что может дать хорошие результаты. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя ей. Он реагирует на обстановку так же, как те, кого он выбрал за образец. Функция эта нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.

Шестая функция не зря носит название референтной. По ее аспектам человек охотно, без критических оценок выполняет то, что задано, тем способом, которому его научили. Поскольку референтная функция относится к витальному кольцу, человек плохо осознает свою «податливость», не видит, что его реакции подражательны, не может контролировать процесс, не задумываясь, следует за авторитетам.

Принято считать, что шестая функция двумерна. Она строит плоские модели реальности по предлагаемым образцам. И если учитель дал достаточное количество стандартных решений, то ученик может вполне грамотно использовать полученный навык.

Более того, по этой функции человек охотно и долго гордится собой и полученным результатом. Ему приятно получать похвалу, которая вселяет в него недостающую уверенность. Здесь мы довольно легко признаем чужое превосходство. (При условии, что жизнь не насажала нам мучительных комплексов по данному сюжету).

Человека любого типа порадуют подарки по референтной функции — они кажутся волшебными и очень интересными. Референтная функция — один из важнейших каналов связи людей друг с другом. Развитие ее открытости и восприимчивости — важнейший фактор толерантности, путь к органичной взаимопомощи и взаимопониманию.

Рассмотрим проявление конкретных функций в шестой ячейке модели А.

Если референтная функция — логика действий (НАПОЛЕОН, ГЕКСЛИ)

Для людей этих типов часто бывает труден вопрос «что делать?», но если учитель был терпеливым, технология освоена надежно, то она будет соблюдаться четко и успешно. Им нужна подстраховка по организации деятельности. Будучи хорошо обученными, НАПОЛЕОН и ГЕКСЛИ успешно и аккуратно обращаются с техникой, вполне справляются с повседневными бытовыми задачами, могут даже передавать усвоенные приемы другим.

Примеры:

— Женщина НАПОЛЕОН, директор небольшого турагентства, успешно справляется со своей работой. В ее обязанности входит и подбор приемлемых по цене программ, и оформление документов, и — самое главное — подробные инструкции для клиентов, какие документы они должны иметь с собой и как связаться с принимающей стороной. Для надежности ей приходится давать максимально четкие указания, повторяя их по нескольку раз, иногда даже звонить клиентам и напоминать необходимое.

— Известный музыкант Юрий Башмет (ГЕКСЛИ) с гордостью рассказывал в одном из интервью, как он участвовал в благоустройстве своего дома. «Я сам прикрутил держатель для туалетной бумаги, правда! Взял дрель, просверлил две дырочки, вставил в них пробки, привинтил держатель. И знаете, до сих пор стоит!»

Если референтная функция — структурная логика (ДЮМА, ЕСЕНИН)

Люди этих типов, получив внешнюю поддержку, могут профессионально пользоваться компьютером, расчетами, аккуратно выполнять инструкции и правила. ДЮМА и ЕСЕНИН испытывают благодарность к тем, кто поможет им трактовать законы, преодолеть необходимые формальности, освоить новую компьютерную программу. Они стараются завести знакомства с людьми, на которых можно положиться в решении вопросов формальной логики.

Примеры:

— Мужчина ДЮМА, получив инженерное образование, успешно работает на небольшой торговой фирме, отвечая за компьютерную базу данных. В его обязанности входит пополнение базы и устранение мелких сбоев в работе компьютера, с чем он весьма успешно справляется.

— Девушка ЕСЕНИН обучалась вождению автомобиля. Она очень быстро и точно выучила правила дорожного движения. В дальнейшем каждую возникающую дорожную ситуацию она описывала, цитируя соответствующее правило. Это удерживало ее от совершения неразумных поступков на дороге, вызванных эмоциями.

Если референтная функция — этика эмоций (ДОН КИХОТ, ЖУКОВ)

Люди этих типов, как правило, бывают благодарны окружающим за эмоциональную поддержку, умение создать хорошее настроение. Они любят работать с веселым партнером, способным «зажечь» коллектив. Для ДОН КИХОТА и ЖУКОВА важно, чтобы эмоциональная атмосфера была положительно окрашена, доброжелательна, близкие проявляли энтузиазм и заинтересованность. Сами они легко включаются в общее веселье, умеют его поддержать, не противопоставляя ему своего персонального настроения.

Примеры:

— Известный поэт-сатирик советской эпохи Александр Иванов (ДОН КИХОТ) был большим мастером высмеивать человеческую глупость и безграмотность, которую он обнаруживал в стихах некоторых авторов. Люди с удовольствием смотрели передачи с его участием, пересказывали друг другу его удачные шутки. Он умел создать на сцене особое юмористическое настроение, подмечал и показывал другим смешные ляпсусы и несуразицы в текстах.

— Михаил Ульянов (ЖУКОВ), выдающийся актер советского театра и кино, запомнился зрителю своими серьезными ролями. Однако его талант блестяще проявился и по этике эмоций в фильме «Бег». Здесь его роль тоже была серьезной и драматической, однако в сцене, где генерал Чарнота в его исполнении, приехав в Париж, приходит к Парамону и играет с ним в карты, удержаться от смеха, а затем от слез невозможно. В нетипичном для себя амплуа актеру удается вызвать у зрителя сопереживание, эмоциональное напряжение, бурную разрядку, смех, слезы.

Если референтная функция — этика отношений (БАЛЬЗАК, ГАБЕН)

Такие люди легко «втягиваются» в отношения, если инициативу проявляет партнер. Будучи хорошо обученными, БАЛЬЗАКИ и ГАБЕНЫ строят отношения мягко и ненавязчиво, достаточно открыто. Однако, в сложных запутанных ситуациях они стараются избегать общения и выяснения отношений. Причины изменения отношений от них зачастую ускользают. Но удержать угасающие отношения они не в силах, поскольку способны только транслировать тот как бы «отраженный свет», который подает им партнер.

Примеры:

— БАЛЬЗАК — отец семейства, состоящего из двух этиков — жены и дочери, считает себя главным миротворцем в семье. «Это именно я налаживаю между ними отношения, выясняю причины ссор, объясняю им, кто прав, кто виноват», — говорит он. И добавляет: «А то бы они постоянно ссорились». Жена и дочь, слушая эти речи, скептически ухмылялись. Они-то знают, что у этиков есть свои способы урегулирования отношений.

— Известная современная писательница детективных романов Александра Маринина (ГАБЕН) прекрасно выстраивает по логике сюжетные линии. Неплохо удается ей также описание взаимоотношений главных героев. Поддержка и взаимопонимание, чувство локтя и взаимное доверие, царящее среди сотрудников отдела, несколько ироничный стиль общения, шутки, понятные каждому с полуслова — все это делает их работоспособной, дружной командой. Видимо, автор не раз наблюдала образцы такого поведения. Что же касается тех межличностных взаимоотношений, которые ей приходится конструировать в русле развития сюжета, то они не отличаются той же достоверностью и зачастую кажутся далекими от реальности.

Если референтная функция — волевая сенсорика (ГАМЛЕТ, ДЖЕК)

Не отличаясь сами достаточной силой воли, люди этого типа стараются опереться на надежного сильного партнера. Они уважают значительных людей, склонны подчиняться дисциплине, уважают авторитеты. ГАМЛЕТЫ и ДЖЕКИ в быту обычно волю не проявляют, не станут участвовать в противостоянии. Но с детства приученные к дисциплине, эти типы могут совершать усилия над собой и нести ответственность за свою территорию достаточно добросовестно.

Примеры:

— Владимир Жириновский (ГАМЛЕТ), лидер ЛДПР, снискал себе скандальную славу своими постоянными выпадами против других общественных деятелей. Телезрители не однажды могли наблюдать потасовки, спровоцированные им. Но его агрессивности хватает только на то, чтобы спровоцировать драку или облить «противника» соком. Однако если он сталкивается с резким отпором, то немедленно прячется за спины телохранителей. Его выпады — не более чем имитация силы, воспроизведение агрессивного поведения, увиденного ранее и взятого им за образец.

— Анатолий Чубайс (ДЖЕК) решительно проводит политику, которую сам считает разумной, несмотря на критику со всех сторон. Будучи опытным политиком, в дискуссиях с оппонентами он демонстрирует напор и обличительный темперамент, однако делает это очень сдержанно. В ответ на выпады он может проявить кратковременную здоровую агрессию, но она быстро сходит на нет. Ему практически никогда не удается «дожать» противника, если тот ведет себя нагло и самоуверенно.

Если референтная функция — сенсорика ощущений (РОБЕСПЬЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)

В вопросах эстетики, комфорта и здоровья люди этих типов, как правило, ориентированы на авторитеты родителей, книг, учителей. Лечатся и готовят они традиционно, по рецептам, не изобретая нового, не впадая в изыски. РОБЕСПЬЕРЫ и ДОСТОЕВСКИЕ могут забыть о своих насущных потребностях, если их отвлекли. Но они вполне успешно решают повседневные бытовые вопросы, если их кто-то к этому правильно подготовил.

Примеры:

— Знаменитый кардиохирург Николай Амосов (РОБЕСПЬЕР) очень осознанно относился к вопросам здоровья, как своего, так и чужого. Будучи профессионалом высокого класса, он не только спасал жизнь другим, но и сам вел здоровый образ жизни, о чем написал в нескольких своих книгах. Это позволило ему, несмотря на больное сердце, сохранить работоспособность на долгие годы.

— Мужчина ДОСТОЕВСКИЙ, гуманитарий по профессии, после работы каждый день приезжал на строительство своего загородного дома и много делал там своими руками: шпаклевал стены внутри, красил дом снаружи, а также выполнял другую несложную работу — украшал свой дом и экономил деньги.

Если референтная функция — интуиция возможностей (ГЮГО, ШТИРЛИЦ)

Люди этих типов живо интересуются сведениями, раскрывающими возможности и перспективы, объяснениями целостной картины мира. Они с удовольствием читают фантастику, научно-популярные издания. Но не чувствуя, какой из предложенных методов перспективен на самом деле, ГЮГО и ШТИРЛИЦ предпочитают в работе опробованные технологии и систему прецедентов. При этом они активно используют уже разработанные методы развития различных способностей в себе и своих детях, если они рекомендованы авторитетным человеком.

Примеры:

— Молодая женщина ГЮГО увидела на ком-то шубку из пестрых разноцветных кусочков норки. Она навела справки у знакомых и узнала, что возможность приобрести такую шубку существует: такими шубами торгуют вьетнамцы на Черкизовском рынке. Приехав туда, она упорно обходила бесконечные ряды, расспрашивая торговцев, пока на самой дальней окраине не нашла подходящую шубку — еще пестрее и ярче, чем мечтала, и к тому же дешевле.

— Уже упомянутый А. Цекало (ШТИРЛИЦ) дает неплохой пример удачного использования возможностей художественной литературы советского периода. Обучившись за рубежом технологии создания мюзиклов на любой сюжет, он умело осуществил это на материале, вызывающем ностальгические чувства у старшего поколения и законную патриотическую гордость у молодежи. Несмотря на неудачу с «Норд-Остом» в связи с трагическими событиями захвата заложников, он не опустил руки, а снова сумел использовать аналогичные возможности, на этот раз поставив мюзикл «Двенадцать стульев».

Если референтная функция — интуиция времени (МАКСИМ, ДРАЙЗЕР)

Люди этих типов живо интересуются модой, стараются выглядеть современно, пользоваться новейшей техникой. Они стремятся успевать все к заданному сроку, даже если этот срок не очень обоснован. МАКСИМОВ и ДРАЙЗЕРОВ интересуют как история, так и прогнозы, если они описаны авторитетно и официально. Как правило, они увлекаются заготовками «на будущее», стремясь таким образом обеспечить необходимую стабильность.

Примеры:

— Мужчина МАКСИМ с юных лет увлекся историческими книгами. Он прочитал все книги по истории в четырех доступных ему библиотеках, лепил из пластилина исторических персонажей и разыгрывал сценарии военных сражений. Он и 30 лет спустя увлекается историей и охотно рассуждает на исторические темы.

— Женщина ДРАЙЗЕР увлеклась идеями Вальдорфской педагогики и успешно разрабатывала методику передачи знаний. Она занималась с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, погружая их в атмосферу каждой исторической эпохи. Костюмы, традиции, музыка, искусство, научное знание каждой эпохи изучались в совокупности — все это помогало ей проводить детей последовательно по ступеням развития всего человечества.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

psy.wikireading.ru

Референтные функции. «Я и все остальные. Начала соционики.» | Бескова Любовь Анатольевна

 

«Вот, всегда бы ты был такой послушный!» Знакомая фраза, не правда ли? Почему же вдруг с людьми, не склонными обычно к компромиссам, случаются приступы послушания?

Соционика проясняет это таинственное явление. Оказывается, все мы бессознательно следуем указаниям, которые нам дают по аспекту функции, которая занимает шестую ячейку модели А.

Шестая функция — референтная. Слабая функция, непригодная для творческой работы, однако, обучение по ней происходит настолько легко, что может дать хорошие результаты. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя ей. Он реагирует на обстановку так же, как те, кого он выбрал за образец. Функция эта нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.

Шестая функция не зря носит название референтной. По ее аспектам человек охотно, без критических оценок выполняет то, что задано, тем способом, которому его научили. Поскольку референтная функция относится к витальному кольцу, человек плохо осознает свою «податливость», не видит, что его реакции подражательны, не может контролировать процесс, не задумываясь, следует за авторитетам.

Принято считать, что шестая функция двумерна. Она строит плоские модели реальности по предлагаемым образцам. И если учитель дал достаточное количество стандартных решений, то ученик может вполне грамотно использовать полученный навык.

Более того, по этой функции человек охотно и долго гордится собой и полученным результатом. Ему приятно получать похвалу, которая вселяет в него недостающую уверенность. Здесь мы довольно легко признаем чужое превосходство. (При условии, что жизнь не насажала нам мучительных комплексов по данному сюжету).

Человека любого типа порадуют подарки по референтной функции — они кажутся волшебными и очень интересными. Референтная функция — один из важнейших каналов связи людей друг с другом. Развитие ее открытости и восприимчивости — важнейший фактор толерантности, путь к органичной взаимопомощи и взаимопониманию.

Рассмотрим проявление конкретных функций в шестой ячейке модели А.

Если референтная функция — логика действий (НАПОЛЕОН, ГЕКСЛИ)

Для людей этих типов часто бывает труден вопрос «что делать?», но если учитель был терпеливым, технология освоена надежно, то она будет соблюдаться четко и успешно. Им нужна подстраховка по организации деятельности. Будучи хорошо обученными, НАПОЛЕОН и ГЕКСЛИ успешно и аккуратно обращаются с техникой, вполне справляются с повседневными бытовыми задачами, могут даже передавать усвоенные приемы другим.

Примеры:

— Женщина НАПОЛЕОН, директор небольшого турагентства, успешно справляется со своей работой. В ее обязанности входит и подбор приемлемых по цене программ, и оформление документов, и — самое главное — подробные инструкции для клиентов, какие документы они должны иметь с собой и как связаться с принимающей стороной. Для надежности ей приходится давать максимально четкие указания, повторяя их по нескольку раз, иногда даже звонить клиентам и напоминать необходимое.

— Известный музыкант Юрий Башмет (ГЕКСЛИ) с гордостью рассказывал в одном из интервью, как он участвовал в благоустройстве своего дома. «Я сам прикрутил держатель для туалетной бумаги, правда! Взял дрель, просверлил две дырочки, вставил в них пробки, привинтил держатель. И знаете, до сих пор стоит!»

Если референтная функция — структурная логика (ДЮМА, ЕСЕНИН)

Люди этих типов, получив внешнюю поддержку, могут профессионально пользоваться компьютером, расчетами, аккуратно выполнять инструкции и правила. ДЮМА и ЕСЕНИН испытывают благодарность к тем, кто поможет им трактовать законы, преодолеть необходимые формальности, освоить новую компьютерную программу. Они стараются завести знакомства с людьми, на которых можно положиться в решении вопросов формальной логики.

Примеры:

— Мужчина ДЮМА, получив инженерное образование, успешно работает на небольшой торговой фирме, отвечая за компьютерную базу данных. В его обязанности входит пополнение базы и устранение мелких сбоев в работе компьютера, с чем он весьма успешно справляется.

— Девушка ЕСЕНИН обучалась вождению автомобиля. Она очень быстро и точно выучила правила дорожного движения. В дальнейшем каждую возникающую дорожную ситуацию она описывала, цитируя соответствующее правило. Это удерживало ее от совершения неразумных поступков на дороге, вызванных эмоциями.

Если референтная функция — этика эмоций (ДОН КИХОТ, ЖУКОВ)

Люди этих типов, как правило, бывают благодарны окружающим за эмоциональную поддержку, умение создать хорошее настроение. Они любят работать с веселым партнером, способным «зажечь» коллектив. Для ДОН КИХОТА и ЖУКОВА важно, чтобы эмоциональная атмосфера была положительно окрашена, доброжелательна, близкие проявляли энтузиазм и заинтересованность. Сами они легко включаются в общее веселье, умеют его поддержать, не противопоставляя ему своего персонального настроения.

Примеры:

— Известный поэт-сатирик советской эпохи Александр Иванов (ДОН КИХОТ) был большим мастером высмеивать человеческую глупость и безграмотность, которую он обнаруживал в стихах некоторых авторов. Люди с удовольствием смотрели передачи с его участием, пересказывали друг другу его удачные шутки. Он умел создать на сцене особое юмористическое настроение, подмечал и показывал другим смешные ляпсусы и несуразицы в текстах.

— Михаил Ульянов (ЖУКОВ), выдающийся актер советского театра и кино, запомнился зрителю своими серьезными ролями. Однако его талант блестяще проявился и по этике эмоций в фильме «Бег». Здесь его роль тоже была серьезной и драматической, однако в сцене, где генерал Чарнота в его исполнении, приехав в Париж, приходит к Парамону и играет с ним в карты, удержаться от смеха, а затем от слез невозможно. В нетипичном для себя амплуа актеру удается вызвать у зрителя сопереживание, эмоциональное напряжение, бурную разрядку, смех, слезы.

Если референтная функция — этика отношений (БАЛЬЗАК, ГАБЕН)

Такие люди легко «втягиваются» в отношения, если инициативу проявляет партнер. Будучи хорошо обученными, БАЛЬЗАКИ и ГАБЕНЫ строят отношения мягко и ненавязчиво, достаточно открыто. Однако, в сложных запутанных ситуациях они стараются избегать общения и выяснения отношений. Причины изменения отношений от них зачастую ускользают. Но удержать угасающие отношения они не в силах, поскольку способны только транслировать тот как бы «отраженный свет», который подает им партнер.

Примеры:

— БАЛЬЗАК — отец семейства, со

litresp.ru

Функции референтной группы

Теории референтной группы

Определение 1

Референтная группа в социологической науке выступает в качестве такого объединение, с которым индивид соотносит свои и общественные ценности и нормы. При этом очень важен психологический аспект, потому что лишь принятие ценностей делает группу референтной, а отрицание ее норм приводит к тому, что она теряет свое ключевое значение.

Теория референтной группы основывается на множестве концепций, ключевой из которых является символический интеракционизм Дж. Мида. Также очень популярны идеи Дж. Мида о так называемом «обобщенном другом», через которое индивид как раз и осуществляет свои взаимодействия с другими участниками социума, а общество влияет на его психологические установки.

Замечание 1

Сам термин «референтная группа» был введен социальным психологом Г. Хайманом в 1942 году. Оно очень часто использовалось автором для исследований личности с точки зрения ее собственного имущественного статуса в относительном сравнении со статусами, которыми обладают другие люди.

Именно с этого момента понятие начинают очень широко использовать и другие ученые. Например, Т. Ньюком обозначил им группу, к которой индивид обособляет себя с чисто психологической точки зрения. По этой причине он разделяет ее нормы и цели. Также Ньюком одним из первых предложил классификацию референтных групп, выделив позитивные и негативные. К позитивным референтным группам относятся такие групповые объединения, их нормы и ценности, которые вызывают у человека желание стать частью именно этой группы. Отрицательная референтная группа наоборот вызывает негативные эмоции и желание вступить в группу, которая будет противостоять ей.

Нормативная функция референтной группы

Замечание 2

Одним из первых, кто выделил функции референтной группы, стал Г. Келли в 1952 году. Он выразил предположение, что данный вид групп может выполнять две ключевые функции: нормативную и сравнительную (оценочную).

Нормативная функция определяет ключевые стандарты поведения индивида в рамках социальной группы. По сути, индивид становится частью референтной группы лишь при условии, что будет соблюдать ее ценности, правила и нормы. В современном мире норма – это ключевой показатель, который регулирует социальное поведение индивида, влияет на его ценностные и мировоззренческие установки. Но любой индивид стремиться совершенствоваться, при этом ориентируя себя на общепринятые стандарты и формы поведения. Таким образом, опираясь на примеры поведения в рамках референтной группы, он перенимает стиль общения, манеры поведения, а также правила этикета, дресс-код. В целом, человек стремиться сделать все возможное, чтобы самому стать частью рефрерентной группы, и самому задавать нормативные стандарты.

Зачастую референтная группа попадает под влияние моды. Есть большое количество стран, которые считаются законодателями мод: Италия, Франция. В них первых появляются те стандарты и нормы, которые затем принимаются как беспрецедентные и неоспоримые и распространяются по всему миру. Но распространение также происходит неравномерно и зависит от того, насколько жители сами готовы следовать этим нормам, принимать новый стиль в одежде, поведении.

Сравнительная функция референтной группы

Итак, мы коснулись сущности нормативной функции, а теперь перейдем ко второй – сравнительной (или, как ее еще называют, оценочной). Эта функция референтных групп выступает своего рода эталоном для сравнения. С его помощью индивид может оценивать самого себя, а также других людей, которые находятся в его близком или отдаленном окружении. Под оценку попадают члены семьи, друзья, знакомые, коллеги по работе и обычные прохожие.

Сравнительно-оценочна функция вызывает у человека желание не только выстраивать свое отношение к референтной группе, но и узнать ее отношение к себе. Но в большинстве случаев референтная группа не располагает информацией об индивиде, и, таким образом, он сам себе дает оценку соответствия нормам, используя при этом характерные эталонные черты.

Р. Мертон чуть позже выделил несколько ключевых условий, при которых индивид скорее выберет в качестве нормативной референтной группы не группу, к которой он имеет непосредственное отношение, и чьим участником является, а внешнюю групп:

  • Во-первых, если группа, к которой относится индивид, не обеспечивает достаточного престижа свои собственным членам;
  • Во-вторых, если сам индивид в какой-то степени изолирован в своей собственной группе, а также имеет низкий, не властвующий статус в ней;
  • В-третьих, чем больше социальная мобильность в обществе (в, значит, больше возможностей у самого индивида совершить изменения в рамках своего социального статуса и групповой принадлежности), тем более вероятно то, что в качестве референтной группы он выберет ту группу, где члены обладают более высоким социальным статусом. Статус зависит от занимаемой должности, уровня дохода и благополучия. К нему также относится владение дорогими вещами и возможности распоряжаться дорогим имуществом, вести модный образ жизни.

Безусловно, сравнивая себя с другими членами общества, индивид может быть или замотивирован на дальнейшее повышение собственного статуса, или наоборот разочарован. Многие авторы отмечают именно психологическую составляющую, поскольку человек очень восприимчив к успеху постороннего. Не каждый способен объективно сравнивать себя с представителями референтной группы. Зачастую, не обладая особыми навыками и талантами, человек в сравнении переоценивает свои силы, и, оказываясь в референтной группе, не соответствует ее требованиям. В этой связи ему приходится возвращаться обратно в свою группу. Такое достаточно часто происходит при трудоустройстве: из-за неудач человек страдает на психологическом уровне, что ведет к его немотивированности к дальнейшим попыткам в поиске рабочего места. Именно поэтому очень важно делать акцент именно на аспектах социальной психологии, которые играют очень важную роль в определении референтной группы, ее особенностей и функционала.

spravochnick.ru

rrumagic.com : Референтные функции : Любовь Бескова : читать онлайн

Референтные функции


«Вот, всегда бы ты был такой послушный!» Знакомая фраза, не правда ли? Почему же вдруг с людьми, не склонными обычно к компромиссам, случаются приступы послушания?

Соционика проясняет это таинственное явление. Оказывается, все мы бессознательно следуем указаниям, которые нам дают по аспекту функции, которая занимает шестую ячейку модели А.

Шестая функция — референтная. Слабая функция, непригодная для творческой работы, однако, обучение по ней происходит настолько легко, что может дать хорошие результаты. По этой функции человек ориентируется на мнение референтной группы, не противопоставляет себя ей. Он реагирует на обстановку так же, как те, кого он выбрал за образец. Функция эта нуждается в комфортном обеспечении, так как человеку трудно по ней противостоять обстоятельствам.

Шестая функция не зря носит название референтной. По ее аспектам человек охотно, без критических оценок выполняет то, что задано, тем способом, которому его научили. Поскольку референтная функция относится к витальному кольцу, человек плохо осознает свою «податливость», не видит, что его реакции подражательны, не может контролировать процесс, не задумываясь, следует за авторитетам.

Принято считать, что шестая функция двумерна. Она строит плоские модели реальности по предлагаемым образцам. И если учитель дал достаточное количество стандартных решений, то ученик может вполне грамотно использовать полученный навык.

Более того, по этой функции человек охотно и долго гордится собой и полученным результатом. Ему приятно получать похвалу, которая вселяет в него недостающую уверенность. Здесь мы довольно легко признаем чужое превосходство. (При условии, что жизнь не насажала нам мучительных комплексов по данному сюжету).

Человека любого типа порадуют подарки по референтной функции — они кажутся волшебными и очень интересными. Референтная функция — один из важнейших каналов связи людей друг с другом. Развитие ее открытости и восприимчивости — важнейший фактор толерантности, путь к органичной взаимопомощи и взаимопониманию.

Рассмотрим проявление конкретных функций в шестой ячейке модели А.


Если референтная функция — логика действий (НАПОЛЕОН, ГЕКСЛИ)

Для людей этих типов часто бывает труден вопрос «что делать?», но если учитель был терпеливым, технология освоена надежно, то она будет соблюдаться четко и успешно. Им нужна подстраховка по организации деятельности. Будучи хорошо обученными, НАПОЛЕОН и ГЕКСЛИ успешно и аккуратно обращаются с техникой, вполне справляются с повседневными бытовыми задачами, могут даже передавать усвоенные приемы другим.

Примеры:

— Женщина НАПОЛЕОН, директор небольшого турагентства, успешно справляется со своей работой. В ее обязанности входит и подбор приемлемых по цене программ, и оформление документов, и — самое главное — подробные инструкции для клиентов, какие документы они должны иметь с собой и как связаться с принимающей стороной. Для надежности ей приходится давать максимально четкие указания, повторяя их по нескольку раз, иногда даже звонить клиентам и напоминать необходимое.

— Известный музыкант Юрий Башмет (ГЕКСЛИ) с гордостью рассказывал в одном из интервью, как он участвовал в благоустройстве своего дома. «Я сам прикрутил держатель для туалетной бумаги, правда! Взял дрель, просверлил две дырочки, вставил в них пробки, привинтил держатель. И знаете, до сих пор стоит!»


Если референтная функция — структурная логика (ДЮМА, ЕСЕНИН)

Люди этих типов, получив внешнюю поддержку, могут профессионально пользоваться компьютером, расчетами, аккуратно выполнять инструкции и правила. ДЮМА и ЕСЕНИН испытывают благодарность к тем, кто поможет им трактовать законы, преодолеть необходимые формальности, освоить новую компьютерную программу. Они стараются завести знакомства с людьми, на которых можно положиться в решении вопросов формальной логики.

Примеры:

— Мужчина ДЮМА, получив инженерное образование, успешно работает на небольшой торговой фирме, отвечая за компьютерную базу данных. В его обязанности входит пополнение базы и устранение мелких сбоев в работе компьютера, с чем он весьма успешно справляется.

— Девушка ЕСЕНИН обучалась вождению автомобиля. Она очень быстро и точно выучила правила дорожного движения. В дальнейшем каждую возникающую дорожную ситуацию она описывала, цитируя соответствующее правило. Это удерживало ее от совершения неразумных поступков на дороге, вызванных эмоциями.


Если референтная функция — этика эмоций (ДОН КИХОТ, ЖУКОВ)

Люди этих типов, как правило, бывают благодарны окружающим за эмоциональную поддержку, умение создать хорошее настроение. Они любят работать с веселым партнером, способным «зажечь» коллектив. Для ДОН КИХОТА и ЖУКОВА важно, чтобы эмоциональная атмосфера была положительно окрашена, доброжелательна, близкие проявляли энтузиазм и заинтересованность. Сами они легко включаются в общее веселье, умеют его поддержать, не противопоставляя ему своего персонального настроения.

Примеры:

— Известный поэт-сатирик советской эпохи Александр Иванов (ДОН КИХОТ) был большим мастером высмеивать человеческую глупость и безграмотность, которую он обнаруживал в стихах некоторых авторов. Люди с удовольствием смотрели передачи с его участием, пересказывали друг другу его удачные шутки. Он умел создать на сцене особое юмористическое настроение, подмечал и показывал другим смешные ляпсусы и несуразицы в текстах.

— Михаил Ульянов (ЖУКОВ), выдающийся актер советского театра и кино, запомнился зрителю своими серьезными ролями. Однако его талант блестяще проявился и по этике эмоций в фильме «Бег». Здесь его роль тоже была серьезной и драматической, однако в сцене, где генерал Чарнота в его исполнении, приехав в Париж, приходит к Парамону и играет с ним в карты, удержаться от смеха, а затем от слез невозможно. В нетипичном для себя амплуа актеру удается вызвать у зрителя сопереживание, эмоциональное напряжение, бурную разрядку, смех, слезы.


Если референтная функция — этика отношений (БАЛЬЗАК, ГАБЕН)

Такие люди легко «втягиваются» в отношения, если инициативу проявляет партнер. Будучи хорошо обученными, БАЛЬЗАКИ и ГАБЕНЫ строят отношения мягко и ненавязчиво, достаточно открыто. Однако, в сложных запутанных ситуациях они стараются избегать общения и выяснения отношений. Причины изменения отношений от них зачастую ускользают. Но удержать угасающие отношения они не в силах, поскольку способны только транслировать тот как бы «отраженный свет», который подает им партнер.

Примеры:

— БАЛЬЗАК — отец семейства, состоящего из двух этиков — жены и дочери, считает себя главным миротворцем в семье. «Это именно я налаживаю между ними отношения, выясняю причины ссор, объясняю им, кто прав, кто виноват», — говорит он. И добавляет: «А то бы они постоянно ссорились». Жена и дочь, слушая эти речи, скептически ухмылялись. Они-то знают, что у этиков есть свои способы урегулирования отношений.

— Известная современная писательница детективных романов Александра Маринина (ГАБЕН) прекрасно выстраивает по логике сюжетные линии. Неплохо удается ей также описание взаимоотношений главных героев. Поддержка и взаимопонимание, чувство локтя и взаимное доверие, царящее среди сотрудников отдела, несколько ироничный стиль общения, шутки, понятные каждому с полуслова — все это делает их работоспособной, дружной командой. Видимо, автор не раз наблюдала образцы такого поведения. Что же касается тех межличностных взаимоотношений, которые ей приходится конструировать в русле развития сюжета, то они не отличаются той же достоверностью и зачастую кажутся далекими от реальности.


Если референтная функция — волевая сенсорика (ГАМЛЕТ, ДЖЕК)

Не отличаясь сами достаточной силой воли, люди этого типа стараются опереться на надежного сильного партнера. Они уважают значительных людей, склонны подчиняться дисциплине, уважают авторитеты. ГАМЛЕТЫ и ДЖЕКИ в быту обычно волю не проявляют, не станут участвовать в противостоянии. Но с детства приученные к дисциплине, эти типы могут совершать усилия над собой и нести ответственность за свою территорию достаточно добросовестно.

Примеры:

— Владимир Жириновский (ГАМЛЕТ), лидер ЛДПР, снискал себе скандальную славу своими постоянными выпадами против других общественных деятелей. Телезрители не однажды могли наблюдать потасовки, спровоцированные им. Но его агрессивности хватает только на то, чтобы спровоцировать драку или облить «противника» соком. Однако если он сталкивается с резким отпором, то немедленно прячется за спины телохранителей. Его выпады — не более чем имитация силы, воспроизведение агрессивного поведения, увиденного ранее и взятого им за образец.

— Анатолий Чубайс (ДЖЕК) решительно проводит политику, которую сам считает разумной, несмотря на критику со всех сторон. Будучи опытным политиком, в дискуссиях с оппонентами он демонстрирует напор и обличительный темперамент, однако делает это очень сдержанно. В ответ на выпады он может проявить кратковременную здоровую агрессию, но она быстро сходит на нет. Ему практически никогда не удается «дожать» противника, если тот ведет себя нагло и самоуверенно.


Если референтная функция — сенсорика ощущений (РОБЕСПЬЕР, ДОСТОЕВСКИЙ)

В вопросах эстетики, комфорта и здоровья люди этих типов, как правило, ориентированы на авторитеты родителей, книг, учителей. Лечатся и готовят они традиционно, по рецептам, не изобретая нового, не впадая в изыски. РОБЕСПЬЕРЫ и ДОСТОЕВСКИЕ могут забыть о своих насущных потребностях, если их отвлекли. Но они вполне успешно решают повседневные бытовые вопросы, если их кто-то к этому правильно подготовил.

Примеры:

— Знаменитый кардиохирург Николай Амосов (РОБЕСПЬЕР) очень осознанно относился к вопросам здоровья, как своего, так и чужого. Будучи профессионалом высокого класса, он не только спасал жизнь другим, но и сам вел здоровый образ жизни, о чем написал в нескольких своих книгах. Это позволило ему, несмотря на больное сердце, сохранить работоспособность на долгие годы.

— Мужчина ДОСТОЕВСКИЙ, гуманитарий по профессии, после работы каждый день приезжал на строительство своего загородного дома и много делал там своими руками: шпаклевал стены внутри, красил дом снаружи, а также выполнял другую несложную работу — украшал свой дом и экономил деньги.


Если референтная функция — интуиция возможностей (ГЮГО, ШТИРЛИЦ)

Люди этих типов живо интересуются сведениями, раскрывающими возможности и перспективы, объяснениями целостной картины мира. Они с удовольствием читают фантастику, научно-популярные издания. Но не чувствуя, какой из предложенных методов перспективен на самом деле, ГЮГО и ШТИРЛИЦ предпочитают в работе опробованные технологии и систему прецедентов. При этом они активно используют уже разработанные методы развития различных способностей в себе и своих детях, если они рекомендованы авторитетным человеком.

Примеры:

— Молодая женщина ГЮГО увидела на ком-то шубку из пестрых разноцветных кусочков норки. Она навела справки у знакомых и узнала, что возможность приобрести такую шубку существует: такими шубами торгуют вьетнамцы на Черкизовском рынке. Приехав туда, она упорно обходила бесконечные ряды, расспрашивая торговцев, пока на самой дальней окраине не нашла подходящую шубку — еще пестрее и ярче, чем мечтала, и к тому же дешевле.

— Уже упомянутый А. Цекало (ШТИРЛИЦ) дает неплохой пример удачного использования возможностей художественной литературы советского периода. Обучившись за рубежом технологии создания мюзиклов на любой сюжет, он умело осуществил это на материале, вызывающем ностальгические чувства у старшего поколения и законную патриотическую гордость у молодежи. Несмотря на неудачу с «Норд-Остом» в связи с трагическими событиями захвата заложников, он не опустил руки, а снова сумел использовать аналогичные возможности, на этот раз поставив мюзикл «Двенадцать стульев».


Если референтная функция — интуиция времени (МАКСИМ, ДРАЙЗЕР)

Люди этих типов живо интересуются модой, стараются выглядеть современно, пользоваться новейшей техникой. Они стремятся успевать все к заданному сроку, даже если этот срок не очень обоснован. МАКСИМОВ и ДРАЙЗЕРОВ интересуют как история, так и прогнозы, если они описаны авторитетно и официально. Как правило, они увлекаются заготовками «на будущее», стремясь таким образом обеспечить необходимую стабильность.

Примеры:

— Мужчина МАКСИМ с юных лет увлекся историческими книгами. Он прочитал все книги по истории в четырех доступных ему библиотеках, лепил из пластилина исторических персонажей и разыгрывал сценарии военных сражений. Он и 30 лет спустя увлекается историей и охотно рассуждает на исторические темы.

— Женщина ДРАЙЗЕР увлеклась идеями Вальдорфской педагогики и успешно разрабатывала методику передачи знаний. Она занималась с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, погружая их в атмосферу каждой исторической эпохи. Костюмы, традиции, музыка, искусство, научное знание каждой эпохи изучались в совокупности — все это помогало ей проводить детей последовательно по ступеням развития всего человечества.


rumagic.com

Функции языка. Что это значит?

Язык - это стройная система знаков, в которой соотносятся звучание, написание и смысловое содержание.

Изучением непосредственно языка занимается наука, которая называется лингвистикой или языкознанием. Особенности знаков изучает семиотика. Каким образом структура языка влияет на мышление, устанавливает психолингвистика.

Язык любой общности - очень неоднородное, крайне сложное, многофункциональное явление. О коммуникативной функции языка слышали все, но кроме нее существует еще длинный ряд других назначений. Попробуем рассмотреть их.

  • Коммуникативная функция подразумевает, что язык необходим для общения, передачи информации.
  • Мыслеформирущая (мыслительная, когнитивная) функция теснейшим образом связана с коммуникацией. Именно коммуникативное назначение лежит в основе мыслительной функции языка, обуславливает ее. Очень точный пример когнитивной роли языка приводит в своей работе Б.Норман. Он цитирует фразу маленькой девочки, которая говорит, что она не знает, о чем думает, пока не произнесет это вслух.
  • Аккумулятивная или познавательная функция помогает накапливать знания, а потом передавать их дальше, другим людям и поколениям. Многие люди ни разу не были на Луне, но благодаря знаниям людей, побывавших там, мы хорошо представляем и лунные пейзажи, и особенности передвижения в этом месте.

Кроме этого когнитивная функция формирует внутренний мир человека, помогает создавать и усваивать понятия, которые образуются в результате его практической деятельности.

  • Номинативная функция еще может быть названа «верой человека в названия». Это значит, что услышав слово «стол», мы представим себе разные предметы. Однако у всех них будут существенные признаки, которые и позволят отнести предмет к категории «стол», не «шкаф» или любой другой. Такая способность вычленять общее и называть предметы тесно связана с когнитивной функцией.
  • Эмоционально-экспрессивное назначение языка позволяет передавать свои эмоции при помощи слов. Эту способность называют «эмотивная функция языка». Ее цель - осуществление эмоциональной коммуникации людей. Сравните окраску слов, имеющих значение «большой»: огромный, здоровый, гигантский. Эта функция использует особую семантику, отдельные междометия, способные передать сиюминутные эмоции.
  • Очень важна фатическая функция языка. Она неразрывно связана с его регулятивной функцией, направленной на создание, развитие и урегулирование отношений в микроколлективах. При помощи фатической функции собеседник устанавливает контакт, обращает на себя внимание, а потом, используя регулятивную функцию, продолжает контакт. Рядом с ними находится конативная функция, при помощи которой язык ориентируется на адресата.
  • При помощи волюнтативной функции языка один человек может воздействовать на другого.
  • Идеологическая функция помогает при помощи языка как системы влиять на идеологию. Например, ирландский язык используется не для общения, а для поддержания своей государственности, выступая в роли символа.
  • При помощи метаязыковой функции язык как система и явление анализируются средствами самого языка.
  • Используя репрезентативную функцию люди передают информацию.
  • Сфера творчества позволяет реализовать эстетическую направленность языка.
  • Аксиологическая функция означает, что при помощи языка человек способен создавать оценочные суждения, отделять понятия «плохо» и «хорошо».
  • Референтная функция языка значит, что он является средством накопления человеческого опыта
  • Омадативная функция помогает создавать реальность и контролировать ее.

Все функции языка связаны и переплетены друг с другом, взаимозависимы и неразрывны.

fb.ru

Две функции референтной группы — Мегаобучалка

Из вышесказанного становится ясным, что термин «референтная группа» используется для описания двух типов совершенно раз­личных групп. В первом случае (пример 1) группа может награ­дить индивида признанием или не признавать его. Во втором случае (пример 2, 3, 4) группа служит лишь эталоном, отправ­ной точкой для сравнения, который индивид использует в форми­ровании своих оценок. Это двойное использование термина гово­рит о том, что референтная группа может выполнять различные функции в формировании социальных установок индивида.

Первая функция заключается в том, чтобы устанавливать и навязывать стандарты для индивида. Подобные стандарты обычно называют групповыми нормами, поэтому мы называем это норма­тивной функцией референтной группы. Группа может принять на себя эту функцию установления и навязывания норм, если она в состоянии вознаграждать за конформность или наказывать за неконформность. Группа будет действовать как нормативная рефе­рентная группа в том случае, если ее оценки индивида основы­ваются на степени его соответствия некоторым стандартам пове­дения и установок и если от этого зависит вознаграждение или наказание со стороны группы. В примере 1, который приводился выше, ветераны в сражающихся подразделениях, вероятно, считая некоторые установки «правильными», оценивали, насколько каждый человек из пополнения принимал эти стандарты, и соответственно либо вознаграждали его своим признанием, либо наказывали тем, что отказывали в нем.

Вторая функция референтной группы заключается в том, что она служит или является эталоном, стандартом или отправной точкой для сравнения, при помощи которой индивид может оце­нивать себя или других. Мы называем это функцией сравнения референтной группы. Группа будет действовать как референтная группа сравнения для индивида в том случае, если поведение, установки и другие характеристики ее членов служат индивиду стандартом, отправной точкой для сравнения, которыми он поль­зуется в формировании своих оценок. В вышеприведенном при­мере II та конкретная группа сравнения, которую Хайман пред­ложил своим испытуемым (например, все взрослое население США, лица одной профессии), была той отправной точкой для сравнения, которой они пользовались при определении собствен­ного статуса. В примере IV солдаты боевых подразделений слу­жили референтной группой для тех солдат, которые служили за границей и не принимали участия в боевых действиях, при оценке ими своего собственного положения.



Обе функции, нормативную и сравнительную, часто выполняет одна и та же группа. Так обычно обстоит дело с членскими группами. В примере 1 социальные установки боевых ветеранов служили новичкам отправной точкой для сравнения при форми­ровании их самооценок (сравнительная функция). В то же время ветераны считали эти, установки «правильными», и они одобряли новичков, если последние принимали эти установки (нормативная функция). Данный пример хорошо иллюстрирует интегрированный характер этих функций: социальные установки ветеранов служили отправной точкой для сравнения, главным образом, потому, что вете­раны выступали также в нормативной роли и могли применять соответствующие санкции. Обе эти функции часто осуществляют и те нечленские группы, членом которых индивид хотел бы стать. Для студентов младших курсов, которые надеются быть приня­тыми в члены студенческой организации старших курсов, данная группа является одновременно и эталоном, стандартом (поведение и установки членов организации служат примером для желаю­щего стать ее членом), и источником санкций', имеющих отноше­ние к соблюдению этих стандартов поведения (поскольку группа может пригласить вступить в члены своей организации или отка­зать в этом). С другой стороны, нормативные и сравнительные функции референтной группы не надо связывать лишь с одной и той же группой. Членская группа может выбрать внешнюю группу как эталон поведения (родители могут настаивать, чтобы их ребенок вел себя так же, как и другие дети, живущие по соседству), или членская группа может подразделять своих членов таким образом, что одни и те же нормы не будут относиться ко всем членам группы (кандидаты в члены студенческой орга­низации и. члены организации с полными правами).

Выводы

Предлагаемое выделение двух функций референтной группы явля­ется важным, потому что это делает эксплицитными два основных аспекта теории референтной группы: мотивационный и перцеп­тивный. Более полная теория референтной группы должна состоять, по крайней мере из двух частей, одна должна быть посвя­щена референтной группе как источнику стандартов поведения и принудителю следования этим стандартам, другая — референтной группе, которая сама служит стандартом для сравнения. Эти две части теории референтной группы должны стать частными слу­чаями более общих теорий об источниках и характере стандар­тов, которые в конечном итоге будут выведены из фундаменталь­ных теорий мотивации и перцепции. Нормативные функции рефе­рентных групп могут стать частью общей теории целеобразования и мотивации.

Функции сравнения референтных групп станут частью общей теории перцепции и оценивания. Группы сравнения, в конце концов, являются лишь одной из отправных точек или стандартов для сравнений. Хайман обнаружил, что отдельные индивиды (а также группы) часто служат стандартом, с которыми люди сравнивают себя при оценке собственного статуса. В качестве других стан­дартов могут выступать неодушевленные предметы и меры изме­рений (например, ребенок может использовать стол или палку для оценки собственного роста) и безличные описания желаемого поведения (например, юридические определения групповых норм).

Наконец, выделение нормативной и сравнительной функций референтных групп ведет к выделению двух основных областей исследования для тех, кто изучает воздействие референтных групп на поведение. При изучении нормативной функции референтных групп выдвигаются следующие проблемы: какова мотивационная зависимость между индивидом и каждой из, его референтных групп? Насколько он ценит свое членство в данной группе или насколько стремится стать членом группы, в состав которой еще не вве­ден? Какого рода мотивы движут его стремлением стать членом груп­пы? Каковы последствия различных по характеру и степени мотивов? Какие факторы дают возможность члену группы сопротивляться давлению группы и в то же время не быть отвергнутым группой? По каким проблемам развиваются в группе нормы поведения? Какие конкретные стандарты и нормы связываются с различными ролями и обязанностями внутри группы? Какие санкции применя­ются в группе для достижения конформности, и каковы различные последствия этого? Как эти санкции связаны с уровнем некон­формности? Какие факторы в отношении индивида к группе содей­ствуют интериозации групповых норм?

Изучение сравнительной функции референтных групп должно включать различные вопросы, относящиеся главным образом к процессам перцепции и оценивания. Вот некоторые из них, каким стимулом для индивида является группа сравнения? Обеспечи­вает ли эта группа хорошо структурированный и определенный стандарт для сравнения или это неясный стимул, допускающий различные интерпретации? Каковы последствия этих различных случаев? Какие факторы воздействуют в процессе самооценки на воспринимаемый индивидом уровень расхождения между ним и групповыми нормами? Как воздействуют чрезвычайно высокие или чрезвычайно низкие стандарты? Каков характер тех шкал, по которым проводится сравнение?

Теория референтных групп будет развиваться по мере полу­чения ответов на эти и подобные вопросы. При помощи исследований и развития концепций, необходимых для нахождения ответов на эти вопросы, можно ожидать, что будут сделаны боль­шие шаги в понимании социальной основы установок личности.

ЛИДЕРСТВО

Термины «лидер», «руководитель» обозначают человека, руководящего группой и обладающего автори­тетом для влияния на нее (Johnson & Johnson, 1975). В частности, в терапевтических группах предполагается, что квалификация, тренировка и опыт руководителя вы­ше, чем других участников. В группе назначенный руково­дитель имеет большое влияние. Стиль руководства за­висит во многом от группы, но руководитель редко полностью выпускает власть из рук. Несмотря на борьбу за личную ответственность и автономию каждого участ­ника, профессиональная обязанность руководителя — гарантировать благополучие каждого члена группы. Во всех ролевых взаимоотношениях поведение руководителя является взаимодействующим, и степень оказываемого влияния зависит от желания или способности участников принять его или следовать за ним (Newcomb. Turner & Converse, 1965).

В любой эффективно взаимодействующей группе наз­наченный руководитель — не единственный человек, осу­ществляющий руководство. Руководство могут осуществ­лять активные члены группы, влияющие на других пади целей группы или личных целей участников. Когда среди членов группы выдвигаются лидеры, некоторые участники частично отказываются от личной автономии и прерогативы принятия решений, позволяя другим при­нимать решения за себя.

Некоторые виды групп с самого начала осуществляют самоуправление и не имеют руководителя. Примером групп без руководителя, основанных на прочных ритуализированных традициях, являются «Анонимные алкого­лики». Многие группы встреч организовывались без при­сутствия руководителя, которого иногда заменяли запи­санные упражнения и инструкции (Berzon & Solomon, 1966).

В большинстве групп, начинающихся без назначенно­го руководителя, в ходе их развития появляются один или больше лидеров. Вопрос о том, кто именно возьмет на себя руководство, решается с учетом ролевых потребностей группы, индивидуальных качеств кандидата в ли­деры и восприятия другими участниками его соответ­ствия групповым ролевым требованиям. Лидеры по срав­нению с другими членами группы стремятся к проявле­нию большей активности. Первые представления о по­тенциальных лидерах и их способности вносить свой вклад в развитие группы являются важными детерми­нантами завоевания лидерства.

По-видимому, ни одна отдельно взятая личностная черта не может служить предпосылкой признания чело­века лидером, хотя специфическими лидерскими чертами являются энтузиазм, умение доминировать, уверенность в себе и ум. Славсон выделяет такие личностные качества лидера, как уравновешенность, рас­судительность, зрелость, сила «Я», высокий порог возник­новения тревоги, восприимчивость, интуиция, эмпатия, богатое воображение, способность избегать рефлексии, желание помочь людям, терпимость к фрустрации и не­определенности. По-видимому, безусловно необходимым является осознание лидером собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов и ценностей. Хэр полагает, что лидеры обладают тем же набором черт, что и другие члены группы, но по шкале положительных черт оцениваются выше.

На групповых лидеров может оказать воздействие предварительная подготовка в русле конкретного группового подхода. Тренировочные программы преднамеренно или неосознанно формируют лидера в соответствии с определенными теоретическими положениями данного подхода. И наоборот, личностные черты лидера могут влиять на выбор теории, наиболее соответствующей его установкам и взглядам на человеческую природу.

Левин, Липпитт и Уайт провели классические исследования стилей руководства и малых группах. Они выделили авторитарный, демокра­тичный и попустительский стили руководства и связали их с продуктивностью решения групповой задачи и удовлетворенностью участников групповым опытом. Автори­тарный руководитель определяет и направляет групповое поведение; демократичный руководитель формирует групповое поведение через групповую дискуссию; попус­тительствующий руководитель устраняется от руководст­ва, отдает всю власть членам группы. (Различия между тремя стилями руководства даны в табл. 3.) Исследования показали, что демократичный руководитель предпочтительнее, чем авторитарный, стремящийся к жестким способам управления, и чем попустительст­вующий, отказывающийся от управления. Демократич­ный стиль руководства (как и авторитарный) связан с ре­шением главных задач в группе. Стиль, ру­ководства в терапевтических группах можно также рассматривать, а диапазоне от попустительского, центриро­ванного на участнике и неструктурированного до автократичного, центрированного на руководителе и жестко структурированного. Центрированная на руководителе ориентация обычно связана с более структурированным групповым подходом.

Авторитарный Демократичный Попустительский
Все виды поведения определяются руководителем Поведение определяется групповой дискуссией при содействии руководителя. Полная свобода индивидуальных и групповых решений при минимальном участии руководителя.
Каждый шаг в деятельности группы директивно продиктован руководителем. Групповые цели намечаются в ходе групповой дискуссии. Две (или более) альтернативные процедуры группового занятия часто предлагаются руководителям. Материалы для групповых занятий представляются руководителем, хотя информация предлагается им только в ответ на запрос.
Руководитель определяет индивидуальные задачи и партнеров для работы. Определение задачи и выбор партнеров для ее решения- дело группы. Руководитель устраняется от руководства.
Руководитель «субъективно» хвалит или критикует отдельных участников, оставаясь в стороне от участия в групповом процессе и ограничиваясь демонстрированием. Руководитель «объективно» хвалит и критикует участников, постоянно стараясь быть участником группы. Руководитель редко комментирует действия участников и не пытается оценивать или регулировать ход событий.

В основе социально-психологической характеристики стилей руководства лежит ряд допущений, касающих­ся личностных особенностей человека. Marperop постулировал теорию Х и теорию Y. Теория Х рассматривает людей как слабо побуждающих себя к активности и стремящихся избежать ответствен­ности. Теория Y полагает, что люди творчески от­ветственно контролируют и направляют себя в дости­жении своих целей. В жестко структурированной группе, сильно центрированной на руководителе, участников рассматривают как неспособных помочь самим себе в разрешении своих конфликтов, поэтому руководитель на­правляет, ведет группу и контролирует взаимодействия в ней.

Основные разногласия современной групповой терапии касаются вопроса о том, насколько руководитель Должен принимать участие в группе. Бах считает, что структурированный подход усиливает на­чальную кооперацию, понижает тревожность и сопро­тивление руководителя и участников, конкретизируетих ожидания и, таким образом, предоставляет им возмож­ность сконцентрироваться на проблемах отдельной личности и целях группы. Социально-психологические исследования дают основание полагать, что на ранних стадиях развития группы, чем слабее структурирована группа, тем больше участников привлекает центрированная на руководителе ориентация. (Структурированные группы с авторитарными стилями руководства будут рассмотрены в нескольких главах этой книги.)

Гибб утверждает, что, как только уста­новится ситуация центрированности на руководителе, он должен будет осуществлять постоянный контроль для сдерживания участников, испытывающих чувство недо­верия к группе и оказывающих ей сопротивление. Существует риск, что группы такого типа будут полностью зависеть от руководителей, перелагая на них всю ответст­венность за активные действия и выполнение задач. Так, внутренние потребности каждого участника будут удов­летворены лишь в той степени, в какой руководители смогут или пожелают распространить на них свои зна­ния и умения.

Лэкин и Костанцо подчерки­вают, что руководителям важно преодолевать стремление групп к зависимости и сообщать им уверенность вихспособности к самоуправлению. Положительно оценивая личностные качества участников, руководители предо­ставляют им возможность испытать огорчения и тревоги неструктурированной ситуации и таким образом познать природу положительной структуры и потребность в ней. В случае успеха, например, в неструктурированной Т-группе возникает позитивная терапевтическая среда, отличающаяся высокой моралью и сплоченностью.

Однако отказ руководителя от управления может восприниматься группой как возможность отклониться от норм. В такой ситуации более доминантные участ­ники прибегают к тактике «сильной руки», а более роб­кие — отдаляются, прекращают участие в работе группы. Участники испытывают тревогу и замешательство, теря­ют ориентацию, и если руководитель не сумеет помочь групповому развитию, то возникшая эмоциональная проблематика членов группы может стать причиной, психологических нарушений.

Большинство руководителей групп осуществляйте стиль руководства, занимающий промежуточное меж авторитарным и попустительским стилями место. Идеологические школы, к которым принадлежат руководители, нередко оказывают слабое влияние на их стиль поведение. Сравнивая несколько групповых подходов по большой шкале, Либерман, Ялом и Майлз нашли, что как руководителем, жестко структурированные группы, так и слабо структурированные группы были по измеренным результатам малоэффективны. Практически вряд ли можно говорить о противопоказаниях структурированно­го подхода для групповой терапии, вопрос структуры — это скорее вопрос о виде и степени структурирован­ности. В надлежащий момент, структурированный подход вносит ясность в групповой процесс, переключает группу на ситуацию «здесь и теперь» и создает терапевти­ческую сплоченную групповую атмосферу. Задачами руководителя являются обеспечение надежной, продуктивной атмосферы, благоприятствующей незави­симости и автономии. Можно надеяться, что ответствен­ный руководитель, осуществляя свой стиль руководства, будет использовать методики вдумчиво, в соответствии с теорией, понимая, что групповые процессы развиваются и им требуется время, чтобы созреть.

На подходы, используемые отдельными руководите­лями, могут влиятьих личностные качества. Например, руководителю, рискующему создать отрицательную об­ратную связь, может быть удобен неструктурирован­ный подход, предусматривающий попустительский стиль руководства.

Руководители гибких эффективных групп признают, что им приходитсяна протяжении всего времени раз­вития группы варьировать свой стиль руководства в соответствии с ситуацией и групповыми нуждами. Ав­торитарное руководство может быть более необходимым, когда задача жестко структурирована, члены группы испытывают сильный стресс, динамика группы настолько неясна для участников, что они не могут полно и точно осознать, что происходит. Следует подчеркнуть, что чем более эффективно пове­дение участников, тем менее активен руководитель. Руководители должны с учетом конкретной ситуации. Испивать состав, знания и умения группы, время, они располагают, и собственную ответственность. Руководители должны быть также восприимчивы изменениям ситуации в группе. Например, использование упражнений ускоряет преодоление группой начальной нерешительности и трудностей организованного время пережить последовательность процесса развития малой группы.

Каковы функции руководителя? В психокоррекцинных группах руководители играют четыре поведенческие роли: эксперта, катализатора, дирижера и образца участника

Наиболее традиционной функцией психотерапевта, видимо, является роль постоянного эксперта. Почти в каждом групповом взаимодействии у руководителя есть возможность комментировать один из многих одновременно возникающих процессов на уровне одного или нескольких участников ил» группы и целом. Функция руководителя по прояснению смысла отношений тран­сакции (называемых процессом») сюжет варьировать от комментирования простых поведенческих актов — через наблюдение нескольких актов и их последствий — до более сложных рассуждении о направленности, мотивации и паттернах сходства между поведением участ­ников в группе («здесь и теперь») и за пределами груп­пы («когда-то и там»), во внешнем мире. Комментарии руководителя помогают участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других и в конечном счете понять, как оно влияет на содержание их образа «Я» и на сло­жившиеся обстоятельства. Однако если руководитель чрезмерно увлекается информированием, ответами на вопросы и ролью эксперта, нарушаются групповые процессы и группа становится похожей на класс. В этом контексте руководителю следует оптимально исполь­зовать время каждого занятия и проявлять сдержан­ность.

В качестве катализатора руководители способствуют развитию событий. Они побуждают группу к действию и привлекают внимание группы к текущим задачам и чувствам участников. Как сказал Фиберт, руководитель в роли катализатора «как бы держит перед группой зеркало для того, чтобы участники могли видеть свое поведение; упрекает их за поверхност­ность в выражении чувств и побуждает к близости».

Выступая в качестве катализатора, руководители используют свое умение действовать в межличностном общении в теплой, искренней и эмпатической манере, создавать в группе положительную обратную связь. И проявлять способность быстро реагировать на возникающие межличностные ситуации. Руководитель старается высвободить индивидуальный и групповой терапев­тический потенциал как средство достижения изменений в личностных структурах участников.

Руководитель группы является также дирижером группового поведения. В этой роли он старается облегчить взаимопередачу участниками вопросов и информации, сообщающих об их эмоциональном состоянии, помогает группе решать проблемы и достигать цели. Когда группе не удаются эффективные действия в трудной ситуации, руководитель может вмешаться, используя методы терапевтического воздействия. Мастерство дирижера состоит в регулировании возможных вариаций внутригруппового поведения, в поддержке попы­ток участников исследовать проблемы и обсуждать воз­никающие у них мысли и чувства, в защите участников от воздействия на них неприемлемых для данной группы форм поведения и в выравнивании вкладов участников в групповое взаимодействие. Без четких указаний руководителя групповая ситуация может оста­ваться довольно неопределенной, а уровень тревожности высоким. Поскольку умеренная тревожность, по-видимо­му, полезна для обучения, руководитель может регулировать порог тревожности в группе, приме­няя или не применяя структурированный подход и ис­пользуя специальные методы для демонстрации индиви­дуального поведения или для противостояния участни­кам.

Руководитель группы выступает и как образец участ­ника. В зависимости от группового мето­да руководители проводят четкую границу между пребы­ванием в группе и за ее пределами. Активное участие и содействие руководителя помогает членам группы почувствовать уважение и заботу. В своем особом поло­жении руководители не могут противостоять подража­нию членов группы их поведению. В некоторых группах подражание выступает элементом преднамеренных дей­ствий, например при демонстрации модели поведения с пассивно-агрессивным знакомым, но в большинстве психокоррекционных групп руководители действуют в ка­честве образцов примерных участников группы ненамеренно. Наоборот, именно реализация открытости и аутен­тичности при самораскрытии и вмешательство в групповую ситуацию косвенно дают возможность членам группы наблюдать высокий уровень межличностного функцио­нирования и обучаться ему. В частности, в неструктурированных группах участники часто следуют поведению. Руководителя для снижения тревожности. Способности руководителя быть понятным, открытым, забот­ливым и эффективным передаются участникам как уме­ние выполнения определенных действий с гарантией достижения желанных результатов.

Иногда самораскрытие руководителя может влиять на принятие членами группы стандартов поведения, не выдерживающих проверки реальностью. Во многих видах групповой психотерапии интимное самораскрытие руко­водителя запрещено, так как оно мешает терапевти­ческому процессу переноса. В то же время руководителю часто бывает важно раскрыть мотивы своего вмеша­тельства и поделиться своими чувствами, если они меша­ют ему эффективно действовать в группе.

Руководитель в группах роста и в терапевтических группах должен быть отчасти артистом, отчасти уче­ным, соединяющим чувства и интуицию с профессио­нальным знанием методов и концепций. С одной стороны, с развитием самосознания, ростом опыта и знаний о груп­повой и индивидуальной динамике возрастает надежность интуиции. Концептуальные рамки, метод осмысления ру­ководителем наблюдаемыхим элементов поведения мо­гут служить ему основой для проверки чувств и надежности интуиции. С другой стороны, концептуальные рамки и методы, используемые без учета интуиции и чувств, могут вести к ригидному, негибкому стилю ру­ководства. Эффективное руководство группой предпола­гает правильный выбор стиля руководства и широкий спектр творческих умений.

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *