Рефлексия – Что Это Такое? (Виды И Важность Рефлексии)
Этот термин часто применяют к страданиям интеллигенции, но рефлексия что это такое в психологии – более обширная тема. Оказывается, многие из нас любят рефлексировать на досуге, вспоминая упущенные возможности. К тому же многие хотят развивать себя, особенно сейчас, когда это стремление стало популярным. Чтобы личность преуспела в данном процессе, необходимо самопознание. Этим процессом как раз и управляет рефлексия.
Краткое содержание:
Что такое рефлексия?
Значение слова «рефлекс» (лат. reflexus) помнят почти все ещё из школьной программы – это неосознанная механическая или натренированная реакция на внешнее воздействие – отражение. Слово «рефлексия» (лат. Reflexio) имеет другое значение – обращение назад, оборачивание.
Для лучшего понимания постараюсь изложить: явление рефлексия, что это такое простыми словами. Это анализ и осмысление своего внутреннего мира, можно сказать, что это инвентаризация своих резервов. В список которых входят: эмоции, чувства, мотивы, цели, поступки, установки, оценка отношений.
Это явление трудно назвать только мыслительной работой. Здесь всё взаимосвязано, духовная сфера, размышления, эмоциональная составляющая и оценка всего происходящего или произошедшего в прошлом. Это не врождённая способность, как рефлекс, а приобретённое умение заниматься самопознанием и самооценкой.
Что такое рефлексия в общем смысле – это анализ своей личности. Процесс может протекать неприятно и болезненно, поскольку самокритика и осмысление причин, мотивов совершённых поступков могут доставить дискомфорт. Но данный процесс необходим для успешного развития человека как личности. Без рефлексии нельзя стать лучше и избежать повторения ошибок, совершённых в прошлом.
Рефлексия — это в психологии означает набор размышлений, взгляд, обращённый в прошлое. Более точное определение трактуется как самоуглубление, познание собственной личности, путешествие в недра своей психики. К слову, на этом явлении основаны многие фильмы, снятые известными режиссёрами. Данный приём часто используется для создания захватывающего ретроспективного сюжета и неожиданной развязки в конце.
Понятие рефлексия вошло в обиход ещё со времён Античной философии. Но более подробно данным вопросом занялись в 20 веке. Основоположником полноценного изучения стал психолог А.Буземан. По его теории рефлексивный — это переносящий переживания из внешнего, в мир внутренний. Животные не умеют вспоминать и осознавать свои инстинкты и анализировать полученные знания.
Рефлексивная функция – признак развитой личности, присущей только человеческому виду. Нам необходимо углубляться в смысл своей жизни, и анализировать происходящее вокруг. Умение оценивать свои возможности порой становится причиной депрессий и других эмоциональных состояний.
📽 Рефлексия: видео в тему
Виды рефлексии
Существуют разные виды рефлексии в психологии, которые используют для разных ситуаций.
✔Интеллектуальная
Этот вид означает размышления о накопленных знаниях и способах их применения в реальных ситуациях.
✔Коммуникативная
При данном явлении человек проводит анализ собственных взаимоотношений с окружающим миром, в том числе с разными людьми, входящими в этот круг родственниками, друзьями, коллегами, знакомыми.
✔Саморефлексия
Глубокий процесс погружения в очень личные размышления.
✔Саногенная
Характеризуется попытками взять под контроль ситуацию, вызывающую стресс. Желание избавиться от негативных эмоций, чувств и переживаний.
Кроме того, существуют ещё разные типы рефлексии. Деление происходит в зависимости от направления сознания:
- Личностный тип. Связан с переоценкой ценностей, анализом эмоций. В компоненты, которые служат предметом анализа, входят: способности, возможности, идеалы, цели, потребности и мотивы.
- Логический тип. Самый рациональный из всех представленных. Направление такой рефлексии – познавательные процессы. Она взаимосвязана с самооценкой мышления, его особенностей и отличительных черт.
- Когнитивный тип. Используется в области обучения и получения новых знаний. Направлен на изучение качества приобретённой информации и насколько она соответствует предъявленным требованиям учителей. Способствует расширению кругозора, помогает адекватно оценить собственный профессиональный уровень.
- Межличностный тип рефлексии. Направлен на осмысление взаимоотношений с другими людьми, анализом конфликтов и социального взаимодействия.
- Социальный тип. Это понимание того, какие чувства мы вызываем у окружающих. Это способность анализировать свои поступки, реакцию и умение корректировать собственное поведение.
Способность к рефлексии — это ещё и умение анализировать прошлые события и предвидеть их развитие в будущем. Поэтому существуют два вида рефлексии, которые разделяют по времени:
1. Рефлексия ретроспективная. Это осознание и осмысление произошедших событий, оценка своего поведения, поступков, ошибок. Мы осознаем причины произошедшего и пытаемся извлечь уроки, которые пригодятся в будущем, при возможном повторении ситуации.
2. Рефлексия перспективная. Это означает взгляд в будущее. Логическим способом мы пытаемся рассчитать развитие событий, оцениваем свои возможности. Без этого вида невозможно заниматься планированием и выбором самых эффективных стратегий.
Почему рефлексия так важна?
Итак, для чего нужна рефлексия нам, обычным людям, проживающим свою жизнь в этом мире? Оказывается, эта способность может как значительно облегчить существование, так и усложнить его. Всё зависит от того, как именно использовать этот вид деятельности. Несомненно, одно – она открывает перед нами новые возможности и делает жизнь богаче, интереснее. Не говоря уже о том, что это явление служит неисчерпаемым источником вдохновения для творческих и креативных людей.
Роль рефлексии в жизни человека:
► Появляется возможность взять под контроль собственное мышление. Человек ищет правильное русло для своих размышлений и действий.
► С рефлексией связана способность к самокритике. Это позволяет увидеть собственные недостатки, проводить анализ ошибок и работу по их исправлению.
► Благодаря самоанализу можно избавиться от негативных мыслей, тяжким грузом лежащих в голове и отравляющих нашу жизнь.
► С рефлексией возможен анализ ситуаций, происходящих в жизни и возможность сделать логические выводы.
► Осознание ошибок, совершённых в прошлом, помогает заниматься саморазвитием, воспитанием в себе стрессоустойчивости и обретение индивидуальной позиции.
Рефлексия способствует росту личности. Человек получает возможность изменяться и извлекать уроки из своих ошибок, чтобы избегнуть их повторения. Если же человек не наделён способностью к рефлексии, он повторяет свои ошибки, трагически «наступая на одни и те же грабли». При этом не понимает причины своего плачевного положения.
Примеры рефлексии в психологии
Быстрый темп современной жизни и поток информации, льющийся отовсюду, часто не оставляет возможности для раздумий над серьёзными вопросами бытия. В реальности есть много возможностей для развития рефлексии внутри себя.
Рефлексия в психологии примеры из жизни:
▪️Наблюдение матери за ребёнком. Если она видит в нём отражение своего поведения, это тоже форма самоанализа.
▪️Чтение художественной литературы. Сопереживание героям книги, согласие или несогласие с их поступками, примерка ситуации на себя – это также оценка своих возможных действий.
▪️Раскаяние после ссоры или сожаление о негативной реакции. Эмоции, взятые под контроль и поиск их причин – это одно из проявлений самоанализа.
▪️Учителя занимаются рефлексией ежедневно, в силу своей профессии. Они проводят оценку всех этапов, анализируют возникшие сложности для удаления препятствий и исправления ошибок. Овладение этим процессом позволяет значительно повысить профессиональный уровень педагога.
Склонность к рефлексии бывает врождённой или приобретённой. Это умение можно в себе развить, пользуясь некоторыми методиками.
Например, анализируя просмотренный фильм, прочитанную книгу. Помогают размышления над жизненными ситуациями и вопросы, которые человек задаёт себе после разных событий.
Есть люди, которые не придают значения этому явлению. Они оставляют без внимания анализ собственных поступков и действий. Результат такого поведения – зацикливание в привычной схеме поведения. Это приводит к плохим взаимоотношениям с людьми, конфликты с самим собой и даже открывает ворота психическим заболеваниям. Научиться правильно рефлексировать можно самому или с помощью специалиста.
Заключение
Всё, что влияет на способность человека к рефлексии, заключено в нашей жизни. Это умение закладывается с самого раннего возраста.
- Осознание себя начинается в три года и это точка отсчёта для начала самоанализа, хотя он находится ещё в зачаточном состоянии.
- Следующий ключевой момент – поступление в школу. Адаптация в обществе, оценочная система и учебная деятельность способствуют началу осознанного самоанализа.
- В подростковом возрасте закладываются навыки самооценки. Гормональные «качели» и резкое взросление могут дезориентировать ребёнка. Для правильного формирования рефлексивной деятельности требуется участие старшего поколения.
- В ранней юности правильно сформированная способность проявляется уже в полной мере. Накопление опыта рефлексивной деятельности продолжается и в последующие годы. Происходит освоение её новых видов и углубление самоанализа.
Если по какой-то причине навык не был приобретён или он недостаточно развит – всегда есть возможность двигаться в этом направлении. Примером тому может служить герой книги Джека Лондона Мартин Иден. Но он совершил роковую ошибку, которой можно избежать.
Важно научиться использовать данную способность как инструмент саморазвития, а не угнетение собственной личности. Излишнее самокопание и выискивание негатива только вредит человеку.
Параллельно с осознанием ошибок нужно заниматься изучением своих сильных сторон – это позволяет сохранить внутреннее равновесие, которое нам необходимо для сохранения душевного здоровья.
Каролина Кораблёва
Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».
Мы в телеграм канале! Присоединяйся!
Рефлексия или саморефлексия — Примеры и Как ее применять
Способность к саморефлексии ‒ очень полезный навык и практика в психологии человека. Давайте же разберемся, что такое полезная сморефлексия простыми словами и как ею заниматься так, чтобы это к чему-нибудь привело.
Часто слова «рефлексия и саморефлексия» употребляются как синонимы. Это не вполне верный подход.
Что такое саморефлексия
В психологии, на профессиональном языке, чаще используется понятие «рефлексия», саморефлексия ‒ это уже непрофессиональный термин, его используют, потому что его значение интуитивно понятно.
Само слово «рефлексия» происходит от латинского «обращение назад», а в английском reflection ‒ это «отражение».
В психологии рефлексия ‒ это способность человека видеть, отражать то, что происходит вокруг, формировать мнение об окружающем мире, о себе самом, способность мыслить и осознавать себя как мыслящее существо. Философы даже считают, что рефлексия ‒ это то, что отличает человека от животного.
В философии рефлексии придают более узкое значение: ее понимают как способность осознавать себя, как мыслящее существо и думать о собственных мыслях. Например, критиковать собственное течение мысли, понимать, логично оно или ошибочно, не является ли мнение индивида о чем-либо проекцией каких-то его внутренних представлений.
Именно с помощью рефлексии, по мнению большинства выдающихся философов в истории человечества (таких как Аристотель или Кант) человеческий разум и приходит к формированию идей, концепций и теорий.
Вполне вероятно, что именно из этой предпосылки сформировалось понимание термина «саморефлексия».
В массовом сознании саморефлексия ‒ это анализ человеком самого себя, своих психических процессов, своих ценностей, убеждений, мыслей и чувств.
Саморефлексия простыми словами ‒ это когда человек понимает и осознает, что он чувствует и думает, чего хочет от жизни, почему в его психике происходят те процессы, которые в ней происходят, и как вообще работает его разум.
Она бывает ретроспективной (анализ прошлого опыта и выводы на его основании), ситуативная (осмысление и эмоциональная реакция на то, что происходит сейчас, в реальном времени) и персептивная ‒ когда вы думаете о будущем.
Потребность в самоутверждении и саморефлексии можно считать высшими потребностями личности, потому что если у человека есть время и желание рефлексировать собственные действия, собственную психологию ‒ это явно говорит о том, что все остальные потребности по пирамиде Маслоу (безопасность, физические потребности, потребность в принадлежности к социальной группе, в любви и признании, уверенность, что завтрашний день будет плюс-минус безопасен) плюс-минус удовлетворены.
Как саморефлексия поможет вам
Для чего вам вообще нужно осваивать методы саморефлексии?
- Чтобы понимать самого себя, свои действия, почему вы совершаете те или иные поступки, поскольку то, как мы действуем, является, по сути, продолжением того, что мы думаем и чувствуем, выражением нашей внутренней жизни;
- Чтобы понимать окружающих. Высокий уровень саморефлексии невозможен без высокого уровня эмоционального интеллекта. Когда вы понимаете собственные чувства и мотивы, вы понимаете и окружающих.
- Чтобы понимать особенности своего характера, свои сильные и слабые стороны, развивать одни и находить, как «прикрыть» другие.
Например, нет особого смысла работать в профессии, которая задействует в основном ваши слабые стороны (скажем, работать организатором мероприятий, будучи интровертом с низкой терпимостью к стрессам), разумнее выбрать профессию, которая задействует сильные, развивает ваши таланты. А это уже напрямую влияет на качество жизни и финансовое благосостояние.
- Чтобы понимать свои таланты, склонности, чего вы хотите от жизни, что вам нравится и не нравится.
- Чтобы выстраивать и отстаивать свои личные границы;
- Чтобы выстраивать эмоционально глубокие, доверительные отношения с окружающими. Такие отношения невозможны без понимания собственных чувств, умения их формулировать, говорить о них и поддерживать близкого человека;
- Чтобы помочь себе, когда вам грустно и плохо. Это касается как бытовых моментов (например, понять, что вам конкретно сейчас нужно, чтобы отдохнуть и разгрузить голову), так и глобальных, например, периодов жизненного кризиса, когда вы остро нуждаетесь в помощи, не понимаете, куда идти дальше в этой жизни, запутались или испытываете эмоциональную боль.
- Чтобы формировать образ жизни. Как уже говорилось, ваши действия ‒ это продолжение вашей внутренней жизни. Из действий формируются привычки, из привычек ‒ образ жизни, из образа жизни ‒ судьба.
- Чтобы замечать, что с вами происходит что-то нехорошее (независимо от области: что вам не нравится работа, что в отношениях разлад, или что к вам приближается депрессия) сразу, не доводя до критических ситуаций.
- Удивительно, но рефлексия помогает даже в образовании.
Проводились эксперименты, в ходе которых выяснилось, что когда студенты после лекции перечитывали заметки, думали, как могут применять это в реальной жизни или где уже видели применение таких методов, формулировали вопросы о непонятном ‒ это помогало им гораздо быстрее и лучше усваивать материал.
С чего начинать рефлексировать и как это делать
Отмечайте и называйте собственные чувства
В течение дня человек испытывает огромное количество самых разных эмоций, но часто даже не понимает, что они у него есть, или не отмечает их. Попробуйте называть, что вы чувствуете. Вы злитесь, расстроены, обижены, вам радостно, весело, тепло, приятно?
Не бойтесь многосоставных чувств
Многие чувства (даже большинство из них) бывают сложными, состоящими из разных элементов. Вы можете злиться на соперника, потому что он выиграл у вас, но в то же время уважать, потому что он хороший человек, и выиграл честно. Вы можете злиться на любимого человека, но продолжать его любить. Старайтесь признать и назвать все свои эмоции.
Чтобы было легче ‒ ведите дневник радостных и грустных моментов дня
Разумеется, если весь день только и делать, что рефлексировать ‒ у вас просто не останется времени ни на что другое, это будет неправильно. Поэтому можно завести привычку вести дневник саморефлексии: в конце дня записывать три самых приятных момента дня и три самых неприятных, и что вы чувствовали по поводу каждого момента, какие конкретно это были эмоции.
Старайтесь не обесценивать
Эмоции у нас может вызвать абсолютно все, что угодно, даже глядя н красивый закат можно испытать поэтический катарсис, от того, что вам наступили на ногу в автобусе ‒ серьезно взбеситься.
Не демонизируйте эмоции
Эмоции ‒ это просто сигнальная система вашего разума. Она честно дает вам понять, что происходит: приятное или неприятное, радостное или грустное. В эмоциях самих по себе нет ничего плохого. То есть, вы не злой человек, если злитесь ‒ вы просто чувствуете эту эмоцию. Вас определяют поступки, а не то, что вы чувствуете.
Поэтому не стоит запрещать себе чувствовать, тем более, что это ведет к большим проблемам: от потери способности испытывать чувства вообще (в том числе радостные) до соматических проявлений.
Читайте книги и смотрите фильмы
Саморефлексии можно научиться через потребление художественного контента. Если вы любите читать или смотреть кино ‒ попробуйте начать писать рецензии, или разговаривать с друзьями о просмотренном и прочитанном, или вести читательский или зрительский дневник.
Это дает то же самое, что и рефлексия по поводу собственной жизни: вы учитесь распознавать чувства, называть их, формулировать, почему конкретно их испытываете.
То же самое касается общения с другими людьми. Слушайте их истории, думайте о взаимосвязях: почему каждый из участников событий поступил так, как он поступил? Что привело к такому результату? Как можно было бы все исправить?
Чужие ситуации легче оценивать непредвзято, видеть общую картину. К своей ситуации мы всегда более предвзяты и заинтересованы, это нормально. Но со временем умение анализировать чужие эмоции перекинется и на ваши собственные.
Почаще задавайте себе вопрос «Почему?»
Почему я это почувствовал? Почему я отреагировал именно так? Какие неприятные (или приятные) воспоминания спровоцировала у меня эта ситуация? Например, возможно, вам уютно и приятно пить чай с молоком, потому что когда-то в детстве вам готовила его мама перед сном. Или вам некомфортно, когда на вас кричат, потому что в детстве на вас кричали родители.
Вопрос «Почему?» ‒ один из самых важных в процессе саморефлексии. Его стоит задавать себе как можно чаще, причем как относительно негативных моментов вашей жизни (чтобы знать, почему они вас расстраивают, и как их избежать), так и насчет позитивных: когда вы четко формулируете, почему вам что-то нравится ‒ появляется понимание, как снова получить то же самое, а подробный анализ позволяет «остаться» в этом чувстве подольше.
А как бы я поступил на его месте?
Попробуйте ставить себя на место другого человека, будь то реально существующая персона или персонаж книги, фильма. Как бы вы поступили? Что бы вы чувствовали? Это помогает в развитии эмоционального интеллекта, помогает узнать себя лучше, а это ‒ одна из целей саморефлексии.
Связывайте эмоции с телом
Бывает, что саморефлексия «стопорится», потому что у человека нарушена связь между разумом и эмоциями.
Так происходит, например, когда человека не учили с детства выражать чувства, называть их, или когда человек длительное время находится в какой-то интеллектуальной сфере. Например, у вас работа, требующая высоких интеллектуальных навыков, аналитических способностей, но не задействующая область чувств.
Вернуть контакт с эмоциями можно через телесность. Когда вы испытываете какое-то чувство ‒ спросите себя: где конкретно оно ощущается в теле? Например, злость может ощущаться напряжением в сжатых челюстях, грусть ‒ тяжестью в груди или на плечах, интерес ‒ возбужденной дрожью в руках. Так вы почувствуете, что ваши эмоции реальны, и они находят выражение через тело.
Нарисуйте свои чувства
Рисование своих чувств (как и вообще рисование, в целом и общем) помогает «соединиться» с бессознательным, с областью эмоций, чувств, ощущений, благополучно минуя рациональный анализ. Это очень помогает, когда, например, вы слишком цензурируете свои переживания, не позволяете себе их назвать.
Если бы ваше чувство было человеком
Это метод из юнгианского анализа. Попробуйте представить ваше чувство как отдельную от вас личность, животное или объект, и вызвать его на разговор. Что этот объект или персона внутри вас хочет? Почему он здесь? Что ему нужно? Как удовлетворить его желания?
Согласно юнгианскому подходу, в психике нет структур, которые настроены «против» вас. Все фигуры для чего-то нужны, даже если они причиняют боль ‒ у них хорошие намерения, нужно только с ними договориться. Попробуйте так и сделать.
Найти свои ценности
Еще один вариант применения волшебного вопроса «Почему?» в саморефлексии ‒ попробовать с его помощью отыскать ценности, которые для вас символизируется теми или иными действиями.
О чем идет речь: все наши действия мы предпринимаем потому, что они для нас несут какую-то значимую ценность. Например: вы ходите на работу. Почему? Потому что мне нужно зарабатывать деньги. Почему вам важно зарабатывать деньги? Потому что с их помощью я могу обеспечить себя. Почему вам важно обеспечить себя? Потому что мне важно чувствовать себя ни от кого не зависящим.
Это, конечно, очень примитивный пример. Но попробуйте разобрать основные сферы вашей жизни ‒ ваши любимые занятия, на что вы тратите больше всего времени ‒ с этой точки зрения.
Вопросы для саморефлексии по такому методу: почему вы это делаете? Что ценного это для вас несет? А от чего ценного наоборот отделяет (например, вы работаете на «интеллектуальной», аналитической работе, а на самом деле хотели бы более творческую).
Зачем это нужно? Для того, чтобы определить, что для вас важно, и с опорой на это строить свою жизнь, выбирать, чему уделить время, которое, как известно ограничено и невосполнимо, как возраст, который все прибавляется, но никогда не уменьшается.
Что для меня…
Попробуйте взять любое значимое для вас понятие, например, «любовь», «дружба», «хорошая работа» и дать ему свое личное определение. Что для вас любовь? Что для вас дружба? Как вы понимаете, что вас любят, или что любите вы? Как понимаете, что этот человек ‒ ваш друг, а не просто приятель или знакомый? Что для вас «хорошая работа», что вам важно в этой области?
Это хорошее упражнение для определения своих ценностей, того, что для вас значимо в жизни.
Ищите взаимосвязи
Это удобно делать на примере событий, которые вас сильно порадовали или наоборот сильно огорчили. Анализируя их, попробуйте задать себе вопрос: это событие ‒ на что оно похоже? Оно как что? Где еще в своей жизни вы испытывали похожие эмоции?
На какого человека из вашей жизни похож этот человек, который сегодня вас расстроил или обрадовал? Это может помочь вскрыть параллели, неприятные или приятные воспоминания, которые привели к вашей нынешней реакции.
Не применяйте понятий «хорошо» и «плохо»
Не маркируйте таким образом свои особенности, желания, потребности, склонности. Это создает высокий риск, что вы начнете что-то в себе подавлять, или поддадитесь стереотипам вроде того, что слабые стороны нужно непременно улучшать, превращать их в сильные (хотя на самом деле целесообразнее наоборот действовать в области своих сильных сторон).
В конечном итоге, ведь все относительно. Любое качество или склонность могут быть как «хорошими», так и «плохими».
Например, вспыльчивость, склонность кричать на окружающих в порыве гнева ‒ может быть так же вашим умением защищать себя, жесткими личными границами, готовностью отстаивать то, что для вас важно. Главное ‒ как вы это проявляете.
И уж тем более не стоит думать о себе с точки зрения стереотипов, например, о возрасте или половой принадлежности. Если вы девушка ‒ это не значит, что вы не имеете права быть грубой или хотеть работать на лесоповале. Если вы мужчина ‒ это не значит, что вы не имеете права быть сентиментальным или хотеть вышивать крестиком.
Что можно сделать, чтобы…
При анализе ситуации полезно задавать себе вопрос «что можно сделать, чтобы изменить ситуацию», «что должно было случиться, чтобы эта ситуация не произошла», «как предотвратить такую ситуацию в будущем».
Это дает еще один ракурс для саморефлексии, а также помогает ей не превращаться в бесплодные «умствования», когда вы, конечно, все про себя понимаете, но ничего с этим в конечном итоге не делаете.
Примеры
Здесь вы найдете список вопросов, над которыми можно поразмышлять, порефлексировать, чтобы лучше понять себя и то, как вы видите окружающий мир.
- Есть ли в вашем окружении человек, которым вы очень восхищаетесь (или это может быть знаменитость, персонаж из кино или книги, историческая личность)? Что конкретно вас в нем восхищает, какие у него есть положительные качества, в чем вы бы хотели быть на него похожим? А были ли случаи, когда вы сами проявили такие качества? К каким последствиям это привело?
- Есть ли человек, который вроде бы ничего плохого вам лично не делает, но неимоверно раздражает? Почему? Что конкретно вас в нем бесит? Как думаете, какие чувства стоят за этими раздражающими моментами? Есть ли в вашей жизни место для проявления таких чувств? А есть ли у этих чувств «светлая сторона»?
- Назовите пять самых больших достижений в жизни, которыми вы гордитесь. Какие ваши качества помогли вам этого достичь?
- А теперь назовите пять своих самых больших провалов. Почему они произошли? Каков ваш личный вклад в произошедшее? Что можно было бы сделать, чтобы не допускать такого развития событий в будущем?
- Назовите несколько вещей, которые вы любите, и расскажите сами себе, почему вы их любите. Какие конкретно чувства они у вас вызывают? Почему? Какая часть вам особенно нравится? Например, два человека любят одну вещь ‒ готовку. Но одному нравится сам процесс готовки, а второму мысль, что он этим порадует своих близких.
- Чем бы вы занимались, если бы вопрос с финансовым положением был решен до конца ваших дней?
- Почему и за что вы любите своего любимого человека (любого: романтического партнера, родственника, друга)? Какие качества вы в нем особенно цените? Как вы поняли, что любите его? А что в отношениях вам не нравится, что хотелось бы изменить? Что лично вы можете для этого сделать?
- Как выглядит ваша идеальная жизнь, в которой все так, как вы хотите? А как выглядит жизнь, в которой все пошло просто хуже некуда и воплотились в жизнь ваши самые ужасные страхи?
- Как выглядит лучшая версия вас? Какие качества вам необходимо развить, чтобы приблизиться к этой лучшей версии? Какие конкретные действия для этого нужно предпринять?
- Напишите список из ста своих хороших качеств, за которые вы себя уважаете.
- Напишите список из ста желаний.
Расчертите матрицу «Колесо баланса». Для этого нужно оценить каждую сферу своей жизни (традиционно выделяют: «работа», «хобби, свободное время», «здоровье, физическое благополучие», «деньги, доход», «семья», «друзья», «романтические отношения», но список можно пополнять или что-то убирать) по десятибалльной шкале.
Затем вычесть вашу оценку из десяти (то есть, например, вы оценили «работу» на шесть баллов, 10-6=4, и так по каждой сфере жизни). Получившаяся разница ‒ это столько пунктов вам нужно написать, отвечая на вопрос «Почему эта сфера оценена не на десять? Что мешает?» и «Какие шаги я могу предпринять, чтобы эта сфера была оценена на десять?»
Бонусный совет: не по всем сферам мы нуждаемся в оценке «десять». Возможно, вам будет достаточно, скажем, восьми. Это тоже можно учесть и отразить в матрице.
Как замерить эффект
Можно назвать следующие основные параметры:
Позитивные изменения в вашей жизни. В идеале саморефлексия не должна быть бесплодной ‒ она должна приводить вас к выводам, а в соответствии с выводами вы меняете собственную жизнь. Поэтому если спустя какое-то длительное время настойчивой рефлексии ничего не меняется (незначительные изменения тоже считаются!) ‒ значит, вы что-то делаете неправильно.
Улучшается понимание себя. Вы осознаете, почему совершаете те или иные поступки, лучше можете предсказывать собственное поведение и эмоциональные реакции на те или иные вещи.
Улучшается самооценка, появляется умение воспринимать себя без оценки вообще, не деля собственные качества на «хорошие» и «плохие», а просто как составляющие вашей личности.
Улучшается понимание других людей, вам легче встать на их место, понять, почему они так поступают.
Вы лучше умеете говорить о своих чувствах, лучше формулируете мысли.
Увеличивается эмоциональный контейнер ‒ то есть, количество эмоций, которые вы способны выдержать, не разрушаясь. Например, раньше вы вспыхивали из-за мелочей, а спустя время перестали, или раньше вас легко было довести до нервной трясучки разговором на повышенных тонах, а теперь вам неприятно, но вы способны справиться и спокойно функционировать дальше.
Вы лучше понимаете, как обращаться со своими чувствами, что для вас работает, а что нет, как себя порадовать, как успокоить свою тревогу.
Полезные книги
«К себе нежно», Ольга Примаченко
Книга ориентирована в большей степени на женщин. Ценна тем, что транслирует очень мягкую, принимающую, полную внимания позицию по отношению к себе самой, а также предлагает тридцать практических заданий, которые можно использовать для саморефлексии: понять, что для вас важно, что вас бесит и почему.
«Полезная саморефлексия. Книга-практикум для искреннего разговора с собой», Таня Степаненко
Книга больше ориентирована на практическое применение, ее можно использовать как рабочую тетрадь. Содержит рекомендации о том, как именно разговаривать с собой, как быть с собой честным, и вопросы, которые вы можете использовать для начала.
Дэвид Бернс «Терапия беспокойства. Как справляться со страхами, тревогами и паническими атаками без лекарств»
Автор ‒ практикующий психотерапевт, работающий в направлении когнитивно-поведенческой терапии. Он просто и понятно объясняет, как обращаться со своими мыслями в рамках этого подхода, как разделять эмоции и мысли, как выявлять, а после работать с негативными установками, мешающим вам жить.
Советы психологов
Совет #1: Не перебарщивайте
В идеале вам стоит выделить некоторое количество времени для саморефлексии, например, по часу раз в две недели. Эти два часа вы занимаетесь только рефлексией, но в остальное время стараетесь к ней не возвращаться. Саморефлексия ‒ затягивающий процесс, она может повредить другим сферам вашей жизни.
Совет #2: Записывайте мысли
В перерывах между «сессиями» фиксируйте мысли, инсайты, которые приходят к вам в голову, но не погружайтесь в них глубоко. У вас уже есть время, выделенное специально для этого.
Совет #3: Читайте больше о психологии
Рефлексировать личные переживания проще, когда вы разбираетесь хотя бы немного в терминологии. Особенно полезно будет освоить основные психологические концепции строения психики (Оно-Эго-Суперэго Фрейда, архетипы Юнга, Взрослый-Ребенок-Родитель Эрика Бёрна).
Вкратце: Оно ‒ бессознательное и подсознательное, куда вытесняются животные порывы и желания (агрессия, сексуальные желания, страхи), Эго ‒ та часть психики, с помощью которой вы осознаете самого себя, Суперэго ‒ то, что вы считаете правильным, ваш набор как представлений о хорошем и плохом, так и стереотипов, которые мешают жить.
Архетипы Юнга: Самость (определяет, кто вы такой, ваше бессознательное, которое знает, как вам лучше, чего вы хотите), Персона (каким вы хотите казаться окружающим), Анима («женское начало» в мужчине, побуждающее исследовать свою внутреннюю жизнь), Анимус («мужское начало» в женщине, побуждающее проявляться в мир и активно в нем действовать) и Тень (куда вытесняется то, что в вашем окружении маркируется как неприемлемое).
Концепция Берна: Ребенок ‒ отвечает за творческие порывы, желания, эмоции, нуждается в заботе; Родитель ‒ интегрированная внутрь фигура реального родителя, может быть как поддерживающей, так и критикующей, Взрослый ‒ тот, кто должен их объединить и примирить, фигура, с помощью которой вы проявляетесь в мир.
Совет #4: Пробуйте разные подходы
Разным людям подходит разное. Если стопорится с творческими подходами, как рисование или юнгианский анализ ‒ попробуйте более опирающиеся на логику и здравый смысл методы из области когнитивно-поведенческой терапии.
Совет #5: Фиксируйте
Как правило, просто размышления не очень продуктивны. Желательно их все-таки фиксировать: письменно, записывать на диктофон или на видео, зарисовывать ‒ любым удобным методом. Позже записи можно проанализировать. Плюс когда вы записываете эмоцию или мысль, вам нужно ее четко сформулировать, а это полезно: позитивные эмоции таким образом усиливаются, а негативные кажутся не такими страшными.
Совет #6: Подводите к действиям
В конце каждого сеанса саморефлексии полезно написать вывод: что я собираюсь сделать с этим, к каким выводам я пришел, и что я по этому поводу предприму. Это поможет вывести процесс из области сугубо умственной в область действий.
Совет #7: Обращайтесь к специалисту
Если вы чувствуете, что процесс саморефлексии ни к чему не приводит, полезно будет обратиться к психологу, который поможет взглянуть на ситуацию с новой точки зрения и направит вашу мысль в новом направлении.
Удачи вам в поисках себя!
размышлений, год спустя» – Clinical Psychology Today
Clinical Psychology Today Без категории 15 минут
Эмма Хеннесси
Резюме
Рефлексивная практика является неотъемлемым аспектом клинической психологии и считается необходимым элементом программ Британского психологического общества и Психологического общества Ирландии. для аккредитации. Эта статья представляет собой размышление о начале клинической подготовки и освоении роли стажера. Он следует трем основным темам: установление новых рабочих отношений; процесс обучения тому, как сидеть с побуждениями всегда «делать» что-то с клиентами; стремление «исправить» за них свои трудности; и лечебные окончания. Достоинства рефлексивной практики исследуются в контексте личного и профессионального развития.
Введение
Рефлексивная практика становится все более ценной областью клинической психологии, особенно в области клинической подготовки 1 , и на нее ссылаются как Ирландское (PSI) Общество Британское психологическое общество (BPS) как необходимый элемент программ обучения для аккредитации 2-3 . Bolton 4 описывает, как рефлексивная практика может помочь профессионалам узнать на собственном опыте: о себе; их работа; как они относятся к дому и работе, значимым другим и более широкому обществу и культуре. Кроме того, PSI 9В 0033 2(p4) говорится, что курсы «должны гарантировать, что слушатели осознают важность самосознания и необходимость оценивать и размышлять над своей собственной практикой». Практикуя таким образом, можно извлечь много пользы.
Аларкон и Лайонс 5 постулируют, что участие в рефлексивной практике приводит к повышению удовлетворенности работой и снижению связанного с работой стресса для практикующего.
Они также подчеркивают, что практикующий врач может испытывать большее сочувствие между ними и их клиентами, а также большее единство и целостность опыта в своей работе. Шон 6 предполагает, что это помогает профессионалам принимать сложные решения в сложных ситуациях без доступа ко всей существующей информации посредством процесса, состоящего из двух частей: размышление в действии (во время события) и размышление над действием (после события). Он также утверждает, что это позволяет нам удивляться нашей собственной работе, нашему миру и даже самим себе, потому что «проблемы не представляются практикующему как данность… он должен разобраться в неопределенной ситуации, которая изначально не имеет смысла. 6(p40)
В этой статье рассматривается мой личный и профессиональный рост в качестве клинического психолога-стажера. Основное внимание в нем уделяется процессу освоения роли стажера в моем первом месте (психическое здоровье взрослых) и важности клинического наблюдения для облегчения этого. В частности, он будет охватывать установление новых профессиональных (руководящих) и личных отношений развития, процесс обучения тому, как сидеть с моим стремлением всегда «делать» что-то с клиентами и моим желанием «исправить» их трудности для них. Он также исследует мой первый набор концовок в качестве стажера, как с моими клиентами, так и с моим руководителем.
Новый набор отношений
Сделав следующий шаг на пути к тому, чтобы стать клиническим психологом, я сформировал два новых отношения, которые стали очень важными как для моего профессионального, так и для личного развития. Я начал свое первое трудоустройство и, таким образом, новые надзорные отношения. Это принесло с собой целую гамму чувств. Честно говоря, хотя я был взволнован и стремился приступить к работе, я чувствовал себя немного подавленным и неуверенным в том, обладаю ли я компетенцией, чтобы предоставить своим клиентам услуги, сравнимые с тем, что они получили бы, если бы их осмотрел более опытный врач.
Дженни Уэбб 7 точно описал эти чувства при обсуждении опыта стажера при начале нового трудоустройства: «На вас может напасть сочетание героических добрых намерений и чувства невежества и некомпетентности» 7(p4) работу в качестве моих товарищей-стажеров и почувствовал желание произвести впечатление на моего руководителя своими современными знаниями, чтобы она думала обо мне как о «хорошем стажере». Я идентифицировал себя с тем, что я теперь знаю как «синдром самозванца».Я понял, что мои чувства не были изолированными, когда я прочитал статью Кланса и Аймса 8 , озаглавленную «Феномен самозванца у женщин с высокими достижениями: динамика и терапевтическое вмешательство». Я сразу же узнал в статье кое-что от себя, особенно мою способность отмахиваться от высоких оценок и достижений как от счастливых случайностей. По мере того, как я изучал это дальше в супервизии, меня утешало знание того, что мой энтузиазм и преданность делу помощи моим клиентам, наряду с двумя часами формальной супервизии в неделю, а также обсуждениями в классе, означали, что мои клиенты на самом деле получали богатый опыт и информацию. . В соответствии с этим и опираясь на знание того, что у меня будет по крайней мере что-то, что я могу предложить своим клиентам, строчку, которую я прочитал у Нэнси МакВильямс 9.0033 9(p47)
выделился для меня; «Уникальность каждого человека делает невозможным когда-либо быть полностью готовым к следующему клиенту».В это время я также начал свой путь личного развития с психотерапевтом с целью лучше понять себя, а также испытать терапевтические процессы с места клиента. Некоторые результаты исследований также показывают, что участие в личной терапии может улучшить способность психологов к рефлексивной практике. 10 Моя первая сессия показала мне, насколько пугающе сидеть напротив совершенно незнакомой женщины, ожидая, что я разделю с ней свои самые сокровенные чувства. Я почувствовал необходимость сказать ей на встрече, что я клинический психолог-стажер, на что она почти не отреагировала. На следующем занятии мы говорили об этом. Со стыдом я признал, что предоставил эту информацию, чтобы подчеркнуть, что мне не нужно, чтобы был там , но что я присутствовал как предмет исследования.
Я начал задаваться вопросом, можно ли сравнить мои чувства при начале работы с новым супервайзером и терапевтом с чувствами моих новых клиентов — подавленность, нерешительность, неумелость и осторожность в начале новых отношений, несмотря на то, как привлекательно они были представлены. Об этом само по себе было интересно поразмышлять, и я уверен, что на первых встречах с клиентами я помнил, насколько это должно быть устрашающе. Я старался уделять большое внимание построению терапевтического альянса с ними, чтобы создать безопасное пространство, из которого можно исследовать себя, а также, поскольку терапевтический альянс считается важным фактором, способствующим терапевтическим изменениям. 11
По мере того, как моя способность делиться своими мыслями, чувствами и эмоциями в супервизии росла, я начала замечать влияние этого на мою работу с клиентами и то, как росла моя способность предлагать такое же доверительное пространство для моих клиентов. Разрешение устанавливать повестку дня встречи закрепило меня в контролирующих отношениях. Это дало мне чувство расширения возможностей и подтверждения, поскольку я знал, что встреча была сосредоточена на моих потребностях. Это было то, что я пытался сделать со своими клиентами. Я надеялся, что предоставление им этой возможности привьет такое же чувство уверенности в том, что они учатся удовлетворять свои потребности. У меня была одна клиентка, у которой каждую неделю возникали трудности с составлением повестки дня и обдумыванием того, что она хотела обсудить. Во время супервизии было отмечено, что в воспитании клиентки были отмечены нарушения ключевых отношений привязанности, так что она, возможно, усвоила ощущение, что ее потребности не важны или не заслуживают удовлетворения, в том числе в терапии. Серый
Потребность «делать»
Хотя я считаю себя в какой-то мере естественным отражателем, часто в супервизии я стремился просто придерживаться фактов «того, что произошло на моей неделе». Размышляя сейчас, я чувствую, что это было наиболее вероятным, поскольку я хотел проявить себя как способный стажер и осознавал, что хочу, чтобы мой руководитель знал, «сколько я сделал на этой неделе!». Мне повезло, что я поймал себя на этом, когда это начало распространяться на мою клиентскую работу. Стремясь обеспечить выполнение когнитивно-поведенческой терапии с одним из моих клиентов по инструкции, я обнаружил, что теряюсь в ее прагматике, сосредотачиваясь на том, что нам нужно было сделать на сеансе, что Я готовился к сеансу и поэтому не полностью присутствовал на том, что она приносила, так как это как-то не вписывалось в мой график. Я вспоминаю, когда меня спросили о прошедшей неделе, мимоходом имея в виду годовщину крупной потери.
Другой пример этого произошел с клиентом, который следовал процессу оценки; Я представил свою подробную гипотезу о природе обсуждаемых ею трудностей и их происхождении. Однако заказчик не особо согласился с формулировкой, и мы договорились вместе ее переработать. Затем мы заключили контракт на терапию, но довольно скоро после того, как она разошлась. Поразмыслив, я пришел к выводу, что моя спешка представить ей полную и разумную формулировку означала, что я промахнулся. Леви 14 заявил, что это может быть «позицией, которую многие терапевты находят трудной [более осторожный и менее интерпретативный способ формулировки] из-за их собственных невротических потребностей быть блестящими и особенными как в глазах пациентов, так и в их собственных глазах» (стр. 24 ) . Возможно, больше времени, потраченного на размышления об этом в то время, привело бы к другому результату для клиента. Пейдж, Стрицке и Маклин в статье 15 обнаружили, что участники (психологи) ценили роль рефлексии как части процесса разработки формулировки, особенно при работе со случаями, которые они считали сложными или считали, что они «застряли». Супервизия помогла мне увидеть, что оценка и формулировка являются непрерывными процессами на протяжении всей терапии, и встреча с клиентом там, где он находится, является, безусловно, самым важным результатом. Это помогло мне стать ОК, просто находясь с клиентом и не всегда сосредотачиваясь на делах.
Необходимость «исправить»
Мейсон 16 описала позицию «безопасной неопределенности», означающую, что человек чувствует себя способным терпеть незнание того, что делать с клиентом, и участвовать в креативность, которая обеспечивается этим положением. Он предполагает, что это приходит с чувством, сдерживаемым позитивными надзорными отношениями. Pica 17 более подробно развивает эту концепцию и предполагает, что в программах клинической подготовки необходима определенная доля неопределенности, поскольку она заставляет стажера совершенствовать свои навыки критического мышления, концентрируясь на том, как и почему клиент что-то говорит, а не просто что сказано. Что касается меня, то, как только отношения с руководителем стали более налаженными, я стал чувствовать себя более непринужденно, думая вслух и делясь своей неуверенностью с моим руководителем, вместо того, чтобы всегда казаться уверенным и компетентным. Когда мой руководитель не сразу давал мне ответы, которые я искал, мне придавали «удивленную» позицию в супервизии, что позволяло мне делать то же самое с моими клиентами.
Однако в начале моего размещения я больше боролся с неопределенностью и чувствовал необходимость «исправить» трудности моих клиентов и предоставить им решения для этого. Это привело к дискуссиям в супервизии о значении прогресса и изменения как для клиента, так и для терапевта. Впоследствии я исследовал с клиентами, что для них значили перемены, были ли они чем-то желанным или чем-то пугающим, оставляя позади безопасность их нынешнего положения.
В своей работе по личному развитию я рассказал о своих ощущениях от работы с такими клиентами и о том, нормально ли чувствовать разочарование. Мой терапевт спросил меня о двух вещах: что для меня значат перемены и как я отреагирую, если меня попросят попробовать что-то новое, но сложное. Мне было интересно поразмыслить над тем, что изменение — это то, что мне, безусловно, трудно и с чем я боролся в прошлом. Более того, я понял, что, возможно, я был бы вполне уступчив, если бы меня попросили что-то сделать, желая угодить другому человеку. Размышляя об этом, я понял, почему меня раздражали такие клиенты — я навязывал им свои убеждения. Это подчеркнуло для меня, что «мы не видим вещи такими, какие они есть, мы видим их такими, какие мы есть» 9.0033 18(p834) Вхождение в это размышление о моих собственных способах бытия позволило мне быть более терпеливым с моим клиентом в наших следующих сеансах. Этот результат подтверждается исследованием Fisher, Chew and Leow 19 , которое показало, что терапевты, которые использовали личную рефлексию в своей способности понять себя, могли более полно настроиться на своих клиентов и их дистресс.
Этот опыт показал мне, насколько мои личные убеждения могут мешать терапевтическим отношениям, а также важность саморефлексии для поддержания полного присутствия для клиентов. Эта проблема была отмечена Болтоном 4 при обсуждении работы Смита, когда он заявил, что возможность привнести личное в профессионала способствует укреплению и увеличению эмпатии между клиентом и профессионалом.
«Завершение» – прекращение терапевтических отношений
Когда я приблизился к дате окончания моего первого размещения, я начал процесс завершения работы с моими клиентами и прекращения наших терапевтических отношений. Хотя я проработал в этой службе совсем недолго, некоторые из моих клиентов добились значительного прогресса, а один клиент сообщил, что был очень доволен своим прогрессом, когда услышал о снижении своих баллов по шкале BDI-II. Я недооценил, как эта информация повлияет на него. Так часто мы можем принимать психометрические измерения для собственного использования и упускать из виду влияние на клиентов, давая им обратную связь по тому же самому. Я тоже был поражен этим результатом и испытал чувство выполненного долга за то, что помог ему в этом путешествии, а также гордость за своего клиента, которую я не ожидал почувствовать. Когда в тот день мы расстались, я знал, что буду помнить этого клиента и такой положительный опыт на протяжении всей своей карьеры.
Процесс дарения и получения подарков в конце терапии также заставил меня серьезно задуматься о значении окончаний. Одному клиенту мне пришлось вернуть подарок, и я усердно работал над тем, чтобы не обесценивать жест, а, скорее, осознавать важность того, что клиент привнес в терапию. Для другой клиентки я принял подарок на том основании, что он надлежащим образом подтверждал ее желание признать важность работы, которую мы проделали вместе. Исследование Брауна и Трансгруда 20 обнаружили, что, когда психологи воспринимали подарок как недорогой, обусловленный культурным контекстом и преподнесенный с благодарностью за хорошую работу в конце психотерапии, они с большей вероятностью приняли подарок.
Получение этих подарков заставило меня задуматься о моем личном опыте получения подарков в прошлом. Будучи единственным ребенком, я получал подарки от большинства членов семьи на дни рождения и на Рождество. Обычно они настаивали, чтобы я открывал их перед ними и ждали моей реакции. В результате моей реакцией было бы изобразить восторг, независимо от того, как я отношусь к настоящему подарку. Я всегда старался не обидеть их, ведь они приложили столько усилий. Получение подарков от клиентов, хотя и в совершенно другом контексте, активировало мой внутренний инстинкт реагировать по тому же сценарию. Эти дилеммы обсуждаются в литературе, хотя и не слишком часто. Исследование Уиллингема и Бойля 21 обнаружил, что клинические психологи в целом рассматривают подарки как мощные объекты, требующие принятия. В этом исследовании принятие подарков рассматривалось как культурно подтвержденная реакция, особенно на «маленькие» подарки. Эти выводы основаны на предыдущих исследованиях, проведенных Ноксом и его коллегами 22 , а также Спэндлером и его коллегами. 23 Однако некоторые исследования, в том числе работа Брауна и Трансгруда 20 , основаны на виньетках того, что, по мнению психологов, они должны были бы делать в той или иной ситуации, и поэтому не отражают результаты реального мира в большей степени.
Отзывы, которые я получил от своего руководителя в конце стажировки, вселили в меня веру в будущее в отношении моей компетентности и уверенности в себе как клинического психолога. В обзоре она заявила, что моя «природная способность строить терапевтические отношения» была настоящей силой. Этот опыт помог мне почувствовать уверенность в своих навыках и думать, что независимо от того, с какой группой людей я работаю, будь то люди с психическим здоровьем, умственной отсталостью или пожилые люди, они всегда будут просто людьми в бедственном положении и способность формировать прочные терапевтические отношения с ними поможет нам в терапии.
Заключение
Написание этой статьи дало мне возможность сделать паузу и подумать о моем опыте клинического обучения и моем развитии как клинического психолога на сегодняшний день. Для меня было важно вести дневник размышлений, так как я регулярно выделял время для обобщения и формулирования своего опыта в качестве развивающегося клинициста. Было интересно сравнить мой опыт участия в работе по личному развитию / терапии независимо от курса, используя его как средство для размышлений, и процесс написания этой статьи. В моем личном дневнике я чувствую, что могу писать честно и открыто, что может быть не так свободно и легко, когда я озвучиваю свои мысли руководителю или коллеге. Процесс перечитывания также был важен для меня, поскольку я видел на бумаге свой собственный рост как стажера. Ведение дневника — сложная задача, которую я, к сожалению, могу поставить в конец своего списка, когда сталкиваюсь с загруженной неделей задач.
В целом ценность рефлексивной практики для меня в клинической подготовке до сих пор несомненна, и она внесла неоценимый вклад в мое профессиональное развитие и практику ухода за собой. Работа с людьми, находящимися в бедственном положении, а иногда и с эмоционально неуравновешенными людьми, имеет реальный потенциал воздействия на личные ресурсы эмоций и сострадания. Я чувствую, что участие в рефлексивной практике через письмо и супервизию является не только бесценным инструментом в развитии понимания мира клиента, но и в обеспечении здорового признания воздействия, которое терапевтический процесс может оказать на терапевта.
Ссылки
- Бинкс, К., Джонс, Ф. В., и Найт, К. (2013). Содействие группам рефлексивной практики в обучении клинической психологии: феноменологическое исследование. Reflective Practice, 14 (3), 305–318.
- Ирландское психологическое общество (PSI). (2009). Руководство по оценке профессиональных программ последипломного образования в области клинической психологии . Получено 8 июня -го , 2017 г., с http://www.psihq.ie/page/file_dwn/5/accreditation-clinical-postgrad-application.pdf
- Британское психологическое общество (BPS). (2016). Стандарты аккредитации докторских программ по клинической психологии. Получено 8 июня -го , 2017 г., с http://www.bps.org.uk/system/files/Public%20files/PaCT/Clinical%20Accreditation%202016_WEB.pdf
- Болтон, Г. (2014). Рефлексивная практика: Письмо и профессиональное развитие. Лондон: Мудрец.
- Аларкон, Г. М., и Лайонс, Дж. Б. (2011). Взаимосвязь вовлеченности и удовлетворенности работой в рабочих выборках. Журнал психологии, 145 (5), 5463-480.
- Шён, Д. Ф. (1983). Практик-рефлектор . Нью-Йорк: Основные книги.
- Уэбб, Дж. (2014). Руководство по психологическому пониманию людей с ограниченными возможностями обучения: восемь областей и три истории. Восточный Суссекс: Рутледж.
- Clance, PR, & Imes, SA (1978). Феномен самозванца у женщин с высокими достижениями: динамика и терапевтическое вмешательство. Психотерапия: теория, исследования и практика, 15 (3), 241-247.
- Маквильямс, Н. (2004). Психоаналитическая психотерапия: руководство для практикующих. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс
- Вигг, Р., Кашуэй, Д., и Нил, А. (2011). Личная терапия для терапевтов и стажеров: теория рефлексивной практики из обзора литературы. Рефлексивная практика: международная и междисциплинарная перспектива, 12 (3), 347–359
- Голдфрид, М. Р., и Давила, Дж. (2005 г.). Роль отношений и техники в терапевтических изменениях. Психотерапия: теоретические исследования, практика, обучение, 42 , 421–430.
- Грей, А. (1994). Знакомство с терапевтической рамкой. Лондон: Рутледж.
- Дункан, Б.Л., Миллер. С. Д. и Спаркс, Дж. (2004). Героический клиент: революционный способ повышения эффективности с помощью направленной на клиента терапии с информированием о результатах (пересмотренная ред.). Сан-Франциско: Джосси-Басс.
- Леви, С. Т. (2002). Принципы интерпретации: Овладение четкими и краткими интервенциями в психотерапии. США: Джейсон Аронсон Инк.
- Пейдж, А., Стрицке, В. Г. К., и Маклин, Н. Дж. (2008). На пути к научно обоснованному надзору за формулировкой клинического случая: модель обучения и метод надзора. Австралийский психолог, 43 (2), 88–95.
- Мейсон, Б. (1993). К позициям безопасной неопределенности. Human Systems,4 (3–4), 189–200.
- Пика, М. (1998). Неоднозначный характер клинической подготовки и ее влияние на развитие студентов-клиницистов. Психотерапия: теория, исследования, практика, обучение, 35 , 361–365.
- Эпштейн, Р.М. (1999). Внимательная практика. Журнал Американской медицинской ассоциации , 28(2), 833-839.
- Фишер П., Чу К. и Леоу Ю. Дж. (2015). Использование клиническими психологами рефлексии и рефлексивной практики в клинической работе. Reflective Practice , 16 (6), 731-743.
- Браун, К., и Трансгруд, Х. Б. (2008). Факторы, связанные с принятием и отказом от подарка клиентом. Профессиональная психология: исследования и практика, 39 (5), 505-511.
- Уиллингем, Б., и Бойл, М. (2011). «Не нейтральное событие»: опыт клинических психологов в отношении подарков в терапевтических отношениях. Психология и психотерапия: теория, исследования и практика, 84, 170-183.
- Нокс, С., Хесс, С.А., Уильямс, Е. Н., и Хилл, К.Е. (2003). «Вот вам кое-что»: как терапевты реагируют на подарки клиентов. Журнал консультативной психологии , 50 , 199–210.
- Спэндлер, Х., Бурман, Э., Голдберг, Б., Маргисон, Ф., и Амос, Т. (2000). «Меч о двух концах»: понимание даров в психотерапии. Европейский журнал психотерапии, консультирования и здоровья , 3 (1), 77–101.
Автор:
Эмма Хеннесси
Бакалавр прикладной психологии, магистр педагогической неврологии, докторант клинической психологии, UCC
Например:
Как загрузка …
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ Отражение — Бесплатная эссе пример
Категория психология, наука
Тематическая когнитивная психология, гипотеза,
, наука
. Этот образец был предоставлен студентом, а не профессиональным писателем. У любого есть доступ к нашим эссе, поэтому, вероятно, его уже использовали другие студенты. Не рискуйте и заказывайте нестандартную бумагу у специалиста.
На занятиях по когнитивной психологии я обнаружил множество вопросов. Начнем с того, что в смысле культуры я изучил и обдумал слово «социальная психология» как психологию, которая исследует то, как люди думают, ведут себя и чувствуют. Социальная психология в первую очередь касается того, как эмоции, чувства и действия людей меняются из-за других людей. Кроме того, я изучал различные социальные идеи, гипотезы и ценности в рамках учебной программы по психологии. Например, благодаря насилию я научился, чтобы человек целенаправленно причинял дискомфорт или вред другому, он это делал. Впоследствии агрессивное поведение стимулируется либо фрустрацией, либо неприятными инцидентами, такими как боль или потребность отомстить.
Более того, я также узнал в обществе, что существуют установленные правила и положения, которые направлены на то, чтобы помочь людям в обществе соответствовать или соответствовать другим. Кроме того, я также узнал, что в каждом обществе у членов есть свой уникальный способ обработки социальной информации, хранения и применения информации о других. именно через социальное познание люди из одного племени выполняют свои ритуалы или ведут социальное поведение, отличное от другого. Кроме того, я узнал, что люди в обществе не могут общаться и сотрудничать между собой, если у них нет общего понимания друг друга. Это означает, что концепция массовой коммуникации помогает членам сообщества сотрудничать друг с другом в различных социальных ситуациях и аспектах. Впоследствии я также узнал, что люди не могут общаться или взаимодействовать друг с другом, если они поддерживают предрассудки и ненависть, а не любовь и симпатию.
Вещи, которые вдохновляют меня в моей работе, искусстве и дизайне
Социальная психология больше всего вдохновляет меня на то, чтобы узнать больше о культуре, поведении, восприятии и убеждениях других людей, особенно тех, с кем я столкнусь на работе после школы . Точнее, я считаю, что, поскольку глобализация стала частью нас в современном мире, аспект взаимодействия с людьми из разных слоев общества, религий, полов, уровней образования и этнической принадлежности является общим и полезным, я принял межличностные отношения. Это позволило бы мне взаимодействовать с другими людьми, чтобы узнать их способы ведения дел, повысить свой творческий уровень и узнать, как решать жизненные проблемы.
Кроме того, посещая и проводя презентации на уровне сообщества, а также на занятиях по социальной психологии, я набралась смелости выступать на общественных собраниях, не напрягаясь и не стесняясь. Меня вдохновляет то, что теперь я могу делать профессиональные презентации о себе, обществе или любом другом секторе, который встречается мне на пути. Впоследствии, благодаря занятиям по социальной психологии, мне удалось приобрести навыки самооправдания, и это вдохновляет меня на борьбу за свои права, а также за права моих соотечественников. Я действительно размышляю о том, что современный мир полон зла и где распространение несправедливости, особенно по отношению к менее удачливым, было в порядке вещей. С помощью социальной психологии мне удастся стать голосом менее удачливых, чтобы гарантировать, что к ним восторжествует справедливость.