Рефлексия в психологии примеры: Рефлексия в психологии — что это: определение, виды рефлексии, примеры из жизни

Содержание

Что такое рефлексия — определение и примеры

Сегодня мы поговорим о таком важном явлении, который в психологии называют рефлексией. По убеждению многих специалистов, именно рефлексия делает человека человеком, отличая его от животных. Ведь именно она дает человеку возможность не только знать что-то или чувствовать, но и знать о своих переживаниях.

Так что знать об этом важном явлении должен каждый. Именно поэтому в данной статье мы рассмотрим этот вопрос более подробно.

Значение и появление термина

Сам термин рефлексия возник в философии и изначально являлся типом философского мышления, который был направлен на то, чтобы осмыслить и обосновать собственные предпосылки, требующие обращения собственного сознания на себя. Однако, на сегодняшний день, понятие рефлексия является намного расширенным и, переходя в психологию, стала расширенным понятием.

На сегодняшний день можно найти множество определений для термина, однако, самый понятный и для всех доступный – это следующее определение термина.

Рефлексию можно назвать умением индивида осознанным образом направлять свое внимание внутри себя, для того, чтобы просматривать собственное психическое пространство и сосредоточить свое внимание на том, что происходит внутри себя самого.

То есть, сказать иными словами, рефлексия дает возможность человеку следить за тем, что происходит у себя внутри на том или ином уровне сознания. Однако это не простая »слежка», так как рефлексия дает возможность в дальнейшем переосмысливать свои переживания и понять их.

Особой популярностью пользуется и определение рефлексии от психоаналитика А.В.Рассохина, который описывал личностную рефлексию как активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного.

Саморефлексией называют реакцию человека на самого себя, при этом термин рефлексия означает отражение не только себя, но и ситуации, в которой находишься, других людей.

Проявление в детстве

На самом деле, у детей отсутствует рефлексия. Детство отличается тем, что является этапом аффективным, это промежуток жизни где человеку (ребенку) свойственна быстрая и непосредственная реакция на все. А в тех случаях, когда по каким-то причинам это недоступно для детей, то включается бессознательное приспособление, в которых имеют свое особое значение психические защитные механизмы.

Ребенок и рефлексия

О самонаблюдении в детском возрасте не может быть и речи. Рефлексия »созревает» у человека благодаря контакту с другими, а потом развитие рефлексии продолжается у человека всю сознательную жизнь.

Человек и рефлексия

Со временем у психически здорового и зрелого человека развивается рефлексия до такой стадии, что он уже может сам организовать самопознание исходя из контактирования с окружающими.

Именно развитая рефлексия дает возможность человеку не отреагировать на внешние факторы аффективно, а наблюдать и отследить проявления тех или иных чувств, состояния и разобраться с ними, задавая себе вопрос и о том, как появились те или иные чувства, почему появилась такая ситуация и т. п.

То есть развитая рефлексия дает индивиду возможность обнаружить причинно-следственные, временные и другие связи и разобраться в самом себе.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что для человека, который имеет развитую рефлексию, все в жизни может стать способствующим источником для более глубокого познания самого себя.

Рефлексия дает человеку возможность более четко понять себя, делает картину о себе более глубокой. Помимо того, познавая себя все лучше и лучше, у него появляются новые шансы и грани, о которых он раньше и не догадывался.

Но на самом деле это не так уж и легко дается человеку, особенно если у него есть переживания, которые связаны с болью и с негативными эмоциями. В этом случае для человека бывает очень болезненно и тревожно, а в некоторых случаях и стыдно, раскрывать самого себя при помощи рефлексии бывает просто невыносимо. Поэтому часто бывает так, что люди предпочитают избегать этого.

Отсутствие рефлексии

К сожалению, бывают случаи, когда у человека отсутствует рефлексия. Это происходит из-за нарушения восприятия, мышления у человека. В этом случае человек может впасть в две крайности.

В первом случае это приводит к тому, что у индивида преобладает рациональное видение и преобладают импульсы и аффект. Все это приводит человека к такому гнетущему состоянию, когда вокруг мерещится только опасность и он начинает защищаться от всех и от всего.

В этом случае, все попытки со стороны родных, друзей, близких и даже психолога помочь этому человеку еще больше усугубляет состояние. Более того, все это подтверждает его чувство небезопасности и того, что все вокруг враждебно к нему настроены.

Во втором случае у человека могут возникнуть чувство пустоты. А это происходит из-за того, что у индивида нет связи между какими-то событиями и внутренними мотивами. В этом случае у человека на все есть один готовый ответ – »не знаю».

Именно поэтому очень важно пройти терапию, для того, чтобы развить рефлексию. Так как именно на ее основе у человека выстраиваются база свойств и возможностей, которые просто необходимы индивиду в жизни.

Жизненный пример

Для того, чтобы было понятнее, давайте рассмотрим на примере, как наличие или отсутствие рефлексии влияет на поведение людей.

Всем знакома такая неприятная, но увы часто встречающая вещь как очередь. Не важно, что это за очередь, главное то, что разные люди всегда себя ведут по-разному в них.

Очередь

Тут можно встретить разные варианты: к примеру, какой-то человек, увидев очередь, даже и не попробует встать в очередь и просто уйдет, решив, что легче отказаться от своей цели. А среди тех, кто все же решил стоять в очереди можно встретить раздосадованных людей, которые даже и не стараются скрыть это, они бывают очень эмоциональны, всю свою раздражительность и досаду они выплескивают на окружающих, как с помощью языка тела, так и словесно. Как может догадаться каждый, именно они становятся виновниками шумных скандалов в очередях.

Или же находят себе единомышленников, которым тоже неприятно стоять в очереди, но из-за меньшей агрессивности терпят все тихо.

Бывают и такие, которые без конца жалуются на всё и жаждут найти себе слушателя, который выслушает его и согласится во всем. И вот в таких мини-группах, могут создаться целые бурные дебаты, которые могут выходить далеко за пределы данной ситуации.

Бывают в очередях и такие личности, которые сами на себя принимают роль миротворца и начинают устанавливать порядок и следить за тем, чтобы в очереди не было нарушений.

По большей части люди будут смотреть в свои гаджеты, слушать музыку, читать или болтать по телефону… отрываясь оттуда время от времени, чтобы следить за очередью и только.

Могут встречаться и те, которые будут ходить из стороны в сторону, чтобы таким образом снять напряжение. А некоторые будут изучать интерьер и других людей, пристально следя за тем, что происходит вокруг.

Есть в очередях и такие, которые тихо стоят в сторонке, смотря на них можно подумать, что у них рефлексия, так как такое впечатление, что человек размышляет о чем-то, но это не рефлексия. В большинстве случаев мышление таких людей является перманентным перемалыванием навязчивых идей.

Могут быть и такие, которые начинают чувствовать телесный дискомфорт, и чем больше длится очередь, тем все это причиняет им телесное страдание. В этом случае можно наблюдать соматические реакции: может появиться кашель, тошнота, на коже могут появляться пятна, боль в желудке, если у человека есть проблемы с давлением, то может наблюдаться и повышенность давления, обморок и тому подобное.

Все это не имеет ничего общего с рефлексией. Это скорее способы реагирования, которые стали привычкой и, благодаря чему, человек на бессознательном уровне организует совладение с собственной агрессивностью.

Иными словами, в разных жизненных ситуациях человек поступает по-разному: кто-то ведет себя агрессивно и бурлит как кипящая кастрюля. Второй, избегая неприятностей, »прячется», отвлекаясь всем, чем может: заедает, слушает других, задумывается или просто болтает. У третьих же все переносится на телесные движения или состояния.

И как бы люди по-разному не отреагировали на те или иные ситуации, все равно основой этого является стремление ухода от тех переживаний, которые являются опасными для них. То есть человек делает все, чтобы избежать контакта со своим внутренним, чувственным содержанием.

В том случае, если человек способен на рефлексию, то у него будет другая реакция на собственную агрессию или же переживания. В первую очередь, рефлексирующий человек замечает, что с ним творится. Ведь он знает свои чувства и способен выдерживать их. И вот, всматриваясь вглубь самого себя, он заметит, что у него появилось раздражение, или внутренняя злоба. И когда он видит в себе проявление этих чувств, он не стремится, как большинство людей, убежать от собственных чувств и эмоций. Человек, у которого развита рефлексия, после того, как видит в себе проявление новых чувств, начинает обдумывать над тем, каким образом и вследствие чего появилась та или иная реакция.

После этого у него идет этап оценивания конкретных обстоятельств (может ли данная ситуация угрожать жизни или нет), и только после этого человек принимает решение (остаться или уйти).

Таким людям свойственно глубокое самоисследование, они задают вопрос самому себе: что именно в конкретном случае мне причиняет дискомфорт? Что я не могу выносить в этой ситуации?

Эти вопросы к самому себе дают возможность посмотреть внутрь себя, рефлексировать и понять свое внутреннее содержание, свои реакции.

Человек, у которого развита рефлексия, никогда не будет делать суждения, исходя из внешних обстоятельств. Он не скажет: »Вокруг одни уроды», »Что за государство», »Жизнь несправедлива», »Я никчемный слабак» и тому подобное.

На самом деле этого могут достичь лишь люди, у которых уровень рефлексии высок. Поэтому, если у вас сразу не получается, то не нужно переживать, так как ниже мы поговорим о том, как можно развивать рефлексию.

Как развивать в себе это качество?

На самом деле, поняв, каким важным является рефлексия, человек осознает, что необходимо развивать и поднимать в себе уровень рефлексии. К счастью, на сегодняшний день для этого есть много методик и возможностей.

К примеру, человек может научиться в тех или иных ситуациях вместо того, чтобы сразу раздражаться, проявлять агрессию, человек может задавать себе вопросы, которые будут некими »проводниками» во внутренний мир. Человек может задать себе такие вопросы:

Агрессия
  • Почему я не могу держать себя в руках?
  • Что именно выводит меня из себя прямо сейчас?
  • Почему мне так тяжело?
  • Какие внешние проявлений моей агрессии, злости, обиды …?
  • Какие обстоятельства раньше меня приводили в такое же состояние?
  • Зачем я должен держать себя в руках в этой ситуации?

Когда человек задает себе эти и другие подобные вопросы, перед ним раскрывается картина. Человек может с легкостью увидеть, что его реакция на данную ситуацию это не что иное, как не пережитый опыт прошлого. А когда человек это осознает, то у него может наблюдаться снижение гнева, злости, обиды.

Если вернуться к нашему примеру с очередью, то у человека могут быть ассоциации с ранним детством, когда он все ждал свою маму, а она не приходила. Как бы странно это не казалось, все же символическое мышление делает с человеком и не такое. И когда человек осознает это, то ему бывает намного легче справиться с ожиданием.

Развивать рефлексию у себя человек может и с помощью психотерапевта. На сеансах психотерапии, с помощью специалиста, каждый может раскрыть в себе дар познания самого себя изнутри. Естественно, в начале, это бывает очень трудно и у разных людей это проявляется в разный промежуток времени: у кого на это могут уйти годы, кто-то может достичь успеха уже через месяц-другой. Тут все зависит от того, с каким человеком работает психотерапевт. Ведь чем выше степень пережитой боли у человека, тем труднее он раскрывается.

Однако, после того, когда человеку удается достичь рефлексии, то перед ним раскрываются новые возможности, меняется качество жизни и сама жизнь.

Рефлексия – Что Это Такое? (Виды И Важность Рефлексии)

Этот термин часто применяют к страданиям интеллигенции, но рефлексия что это такое в психологии – более обширная тема. Оказывается, многие из нас любят рефлексировать на досуге, вспоминая упущенные возможности. К тому же многие хотят развивать себя, особенно сейчас, когда это стремление стало популярным. Чтобы личность преуспела в данном процессе, необходимо самопознание. Этим процессом как раз и управляет рефлексия.

Краткое содержание:

Что такое рефлексия?

Значение слова «рефлекс» (лат. reflexus) помнят почти все ещё из школьной программы – это неосознанная механическая или натренированная реакция на внешнее воздействие – отражение. Слово «рефлексия» (лат. Reflexio) имеет другое значение – обращение назад, оборачивание.

Для лучшего понимания постараюсь изложить: явление рефлексия, что это такое простыми словами. Это анализ и осмысление своего внутреннего мира, можно сказать, что это инвентаризация своих резервов. В список которых входят: эмоции, чувства, мотивы, цели, поступки, установки, оценка отношений.

Это явление трудно назвать только мыслительной работой. Здесь всё взаимосвязано, духовная сфера, размышления, эмоциональная составляющая и оценка всего происходящего или произошедшего в прошлом. Это не врождённая способность, как рефлекс, а приобретённое умение заниматься самопознанием и самооценкой.

Что такое рефлексия в общем смысле – это анализ своей личности. Процесс может протекать неприятно и болезненно, поскольку самокритика и осмысление причин, мотивов совершённых поступков могут доставить дискомфорт. Но данный процесс необходим для успешного развития человека как личности. Без рефлексии нельзя стать лучше и избежать повторения ошибок, совершённых в прошлом.

Рефлексия — это в психологии означает набор размышлений, взгляд, обращённый в прошлое. Более точное определение трактуется как самоуглубление, познание собственной личности, путешествие в недра своей психики. К слову, на этом явлении основаны многие фильмы, снятые известными режиссёрами. Данный приём часто используется для создания захватывающего ретроспективного сюжета и неожиданной развязки в конце.

Понятие рефлексия вошло в обиход ещё со времён Античной философии. Но более подробно данным вопросом занялись в 20 веке. Основоположником полноценного изучения стал психолог А.Буземан. По его теории рефлексивный — это переносящий переживания из внешнего, в мир внутренний. Животные не умеют вспоминать и осознавать свои инстинкты и анализировать полученные знания.

Рефлексивная функция – признак развитой личности, присущей только человеческому виду. Нам необходимо углубляться в смысл своей жизни, и анализировать происходящее вокруг. Умение оценивать свои возможности порой становится причиной депрессий и других эмоциональных состояний.

📽 Рефлексия: видео в тему

Виды рефлексии

Существуют разные виды рефлексии в психологии, которые используют для разных ситуаций.

✔Интеллектуальная​

Этот вид означает размышления о накопленных знаниях и способах их применения в реальных ситуациях. ​

✔Коммуникативная

При данном явлении человек проводит анализ собственных взаимоотношений с окружающим миром, в том числе с разными людьми, входящими в этот круг родственниками, друзьями, коллегами, знакомыми.

✔Саморефлексия​

Глубокий процесс погружения в очень личные размышления.

✔Саногенная

Характеризуется попытками взять под контроль ситуацию, вызывающую стресс. Желание избавиться от негативных эмоций, чувств и переживаний.

Кроме того, существуют ещё разные типы рефлексии. Деление происходит в зависимости от направления сознания:

  • Личностный тип. Связан с переоценкой ценностей, анализом эмоций. В компоненты, которые служат предметом анализа, входят: способности, возможности, идеалы, цели, потребности и мотивы.
  • Логический тип. Самый рациональный из всех представленных. Направление такой рефлексии – познавательные процессы. Она взаимосвязана с самооценкой мышления, его особенностей и отличительных черт.
  • Когнитивный тип. Используется в области обучения и получения новых знаний. Направлен на изучение качества приобретённой информации и насколько она соответствует предъявленным требованиям учителей. Способствует расширению кругозора, помогает адекватно оценить собственный профессиональный уровень.
  • Межличностный тип рефлексии. Направлен на осмысление взаимоотношений с другими людьми, анализом конфликтов и социального взаимодействия.
  • Социальный тип. Это понимание того, какие чувства мы вызываем у окружающих. Это способность анализировать свои поступки, реакцию и умение корректировать собственное поведение.

Способность к рефлексии — это ещё и умение анализировать прошлые события и предвидеть их развитие в будущем. Поэтому существуют два вида рефлексии, которые разделяют по времени:

1. Рефлексия ретроспективная. Это осознание и осмысление произошедших событий, оценка своего поведения, поступков, ошибок. Мы осознаем причины произошедшего и пытаемся извлечь уроки, которые пригодятся в будущем, при возможном повторении ситуации.

2. Рефлексия перспективная. Это означает взгляд в будущее. Логическим способом мы пытаемся рассчитать развитие событий, оцениваем свои возможности. Без этого вида невозможно заниматься планированием и выбором самых эффективных стратегий.

Почему рефлексия так важна?

Итак, для чего нужна рефлексия нам, обычным людям, проживающим свою жизнь в этом мире? Оказывается, эта способность может как значительно облегчить существование, так и усложнить его. Всё зависит от того, как именно использовать этот вид деятельности. Несомненно, одно – она открывает перед нами новые возможности и делает жизнь богаче, интереснее. Не говоря уже о том, что это явление служит неисчерпаемым источником вдохновения для творческих и креативных людей.

Роль рефлексии в жизни человека:

► Появляется возможность взять под контроль собственное мышление. Человек ищет правильное русло для своих размышлений и действий.

► С рефлексией связана способность к самокритике. Это позволяет увидеть собственные недостатки, проводить анализ ошибок и работу по их исправлению.

► Благодаря самоанализу можно избавиться от негативных мыслей, тяжким грузом лежащих в голове и отравляющих нашу жизнь.

► С рефлексией возможен анализ ситуаций, происходящих в жизни и возможность сделать логические выводы.

► Осознание ошибок, совершённых в прошлом, помогает заниматься саморазвитием, воспитанием в себе стрессоустойчивости и обретение индивидуальной позиции.

Рефлексия способствует росту личности. Человек получает возможность изменяться и извлекать уроки из своих ошибок, чтобы избегнуть их повторения. Если же человек не наделён способностью к рефлексии, он повторяет свои ошибки, трагически «наступая на одни и те же грабли». При этом не понимает причины своего плачевного положения.

Примеры рефлексии в психологии

Быстрый темп современной жизни и поток информации, льющийся отовсюду, часто не оставляет возможности для раздумий над серьёзными вопросами бытия. В реальности есть много возможностей для развития рефлексии внутри себя.

Рефлексия в психологии примеры из жизни:

▪️Наблюдение матери за ребёнком. Если она видит в нём отражение своего поведения, это тоже форма самоанализа.

▪️Чтение художественной литературы. Сопереживание героям книги, согласие или несогласие с их поступками, примерка ситуации на себя – это также оценка своих возможных действий.

▪️Раскаяние после ссоры или сожаление о негативной реакции. Эмоции, взятые под контроль и поиск их причин – это одно из проявлений самоанализа.

▪️Учителя занимаются рефлексией ежедневно, в силу своей профессии. Они проводят оценку всех этапов, анализируют возникшие сложности для удаления препятствий и исправления ошибок. Овладение этим процессом позволяет значительно повысить профессиональный уровень педагога.

Склонность к рефлексии бывает врождённой или приобретённой. Это умение можно в себе развить, пользуясь некоторыми методиками.

Например, анализируя просмотренный фильм, прочитанную книгу. Помогают размышления над жизненными ситуациями и вопросы, которые человек задаёт себе после разных событий.

Есть люди, которые не придают значения этому явлению. Они оставляют без внимания анализ собственных поступков и действий. Результат такого поведения – зацикливание в привычной схеме поведения. Это приводит к плохим взаимоотношениям с людьми, конфликты с самим собой и даже открывает ворота психическим заболеваниям. Научиться правильно рефлексировать можно самому или с помощью специалиста.

Заключение

Всё, что влияет на способность человека к рефлексии, заключено в нашей жизни. Это умение закладывается с самого раннего возраста.

  • Осознание себя начинается в три года и это точка отсчёта для начала самоанализа, хотя он находится ещё в зачаточном состоянии.
  • Следующий ключевой момент – поступление в школу. Адаптация в обществе, оценочная система и учебная деятельность способствуют началу осознанного самоанализа.
  • В подростковом возрасте закладываются навыки самооценки. Гормональные «качели» и резкое взросление могут дезориентировать ребёнка. Для правильного формирования рефлексивной деятельности требуется участие старшего поколения.
  • В ранней юности правильно сформированная способность проявляется уже в полной мере. Накопление опыта рефлексивной деятельности продолжается и в последующие годы. Происходит освоение её новых видов и углубление самоанализа.

Если по какой-то причине навык не был приобретён или он недостаточно развит – всегда есть возможность двигаться в этом направлении. Примером тому может служить герой книги Джека Лондона Мартин Иден. Но он совершил роковую ошибку, которой можно избежать.

Важно научиться использовать данную способность как инструмент саморазвития, а не угнетение собственной личности. Излишнее самокопание и выискивание негатива только вредит человеку.

Параллельно с осознанием ошибок нужно заниматься изучением своих сильных сторон – это позволяет сохранить внутреннее равновесие, которое нам необходимо для сохранения душевного здоровья.

Каролина Кораблёва

Об авторе: Привет! Я — Каролина Кораблёва. Живу в Подмосковье, в городе Одинцово. Люблю жизнь и людей. Стараюсь быть реалистом и оптимистом по жизни.
В людях ценю умение себя вести. Увлекаюсь психологией, в частности — конфликтологией. Закончила РГСУ, факультет «Психология труда и специальная психология».

Мы в телеграм канале! Присоединяйся!

Размышление о том, как вы делаете что-то — Эффективология

 

Рефлексивная практика включает активный анализ вашего опыта и действий, чтобы помочь себе улучшить и развиться.

Например, спортсмен может заниматься рефлексивной практикой, размышляя об ошибках, допущенных во время тренировки, и выясняя, как избежать этих ошибок в будущем.

Рефлексивная практика может быть полезна в различных ситуациях, поэтому стоит понять эту концепцию. Таким образом, в следующей статье вы узнаете больше о рефлексивной практике и увидите, как вы можете заниматься ею самостоятельно, а также что вы можете сделать, чтобы побудить других заниматься ею.

 

Содержание

Примеры рефлексивной практики

Примером рефлексивной практики является спортсмен, который после каждой тренировки думает о том, что он сделал хорошо, что он сделал плохо, почему он сделал то, что сделал, и что они могут сделать в будущем, чтобы улучшить свои показатели.

Кроме того, примеры рефлексивной практики появляются во многих других областях. Например:

  • Учащийся может заняться рефлексивной практикой, размышляя о том, как он готовился к недавнему тесту и как он в итоге показал себя, чтобы понять, как он может учиться более эффективно в следующий раз.
  • Медицинский работник может заниматься рефлексивной практикой, думая о недавней процедуре, которую он выполнил, чтобы определить ошибки, которые они сделали, и выяснить, как избежать их в будущем.
  • Представитель отдела кадров может провести рефлексивную практику, обдумав недавние интервью, которые он провел с потенциальными новыми сотрудниками, чтобы определить, все ли этапы собеседования необходимы и нужны ли какие-либо другие шаги.

 

Польза рефлексивной практики

Есть много потенциальных преимуществ рефлексивной практики. К ним относятся, прежде всего, следующие:

  • Приобретение новых знаний.
  • Уточнение существующих знаний, например, путем исправления текущих заблуждений.
  • Улучшение понимания связи между теорией и практикой.
  • Улучшение понимания причин ваших действий с точки зрения таких факторов, как почему вы делаете то, что делаете, и почему вы делаете что-то определенным образом.
  • Улучшение ваших целей и правил, которые вы используете для принятия решений (это также связано с концепцией двойного цикла обучения ).
  • Лучшее понимание себя с точки зрения таких факторов, как ваши сильные и слабые стороны.
  • Развитие ваших метакогнитивных способностей, например, когда речь идет о вашей способности более эффективно анализировать свои мысли.
  • Повышение чувства самостоятельности, компетентности и контроля.
  • Повышение мотивации к действию.
  • Повышение производительности, например, благодаря обучению действовать более эффективно или благодаря большей мотивации к действию.

Эти преимущества могут относиться не только к конкретной области, в которой вы занимаетесь рефлексивной практикой, но и к другим областям. Например, если музыкант занимается рефлексивной практикой в ​​​​отношении того, как он играет на своем инструменте, он может улучшить свое понимание своих предпочтений как ученика, что может помочь ему, когда дело доходит до академических занятий.

Наконец, обратите внимание, что в некоторых случаях рефлексивная практика считается не только полезной, но и крайне важной для достижения целей людей. Как отмечает один ученый:

«Недостаточно просто иметь опыт, чтобы учиться. Если не осмыслить этот опыт, он может быть быстро забыт или потерян его обучающий потенциал. Именно из чувств и мыслей, возникающих в результате этого размышления, могут рождаться обобщения или понятия. И именно обобщения позволяют эффективно справляться с новыми ситуациями.

Точно так же, если предполагается, что поведение должно быть изменено путем обучения, недостаточно просто изучить новые концепции и разработать новые обобщения. Это обучение должно быть проверено в новых ситуациях. Учащийся должен установить связь между теорией и действием, планируя это действие, выполняя его, а затем размышляя над ним, связывая то, что происходит, с теорией».

— Из книги «Обучение действием: руководство по методам преподавания и обучения» Грэма Гиббса (1988)

В целом, у рефлексивной практики есть много потенциальных преимуществ, включая лучшее понимание обоснования ваших действий, усиление чувства контроля и повышение производительности, и эти преимущества могут распространяться на дополнительные области помимо той, в которой вы участвовали. рефлексивная практика.

 

Как заниматься рефлексивной практикой

В широком смысле рефлексивная практика включает в себя размышления о том, как вы что-то делаете, и попытки понять, почему вы делаете то, что делаете, и что вы можете сделать лучше. Таким образом, есть много способов заниматься этим, и разные подходы к рефлексивной практике будут лучше работать для разных людей в разных обстоятельствах.

Одним из примечательных способов заниматься рефлексивной практикой является задавать наводящие вопросы. Например, когда дело доходит до рефлексивной практики в контексте недавнего события, вы можете спросить себя следующее:

  • Что я чувствовал во время этого события?
  • Каковы были мои цели?
  • Что я делал в основном?
  • Что прошло хорошо?
  • Что пошло не так?
  • Что мне делать так же в следующий раз?
  • Что мне следует сделать по-другому в следующий раз?

Точно так же вы можете заниматься рефлексивной практикой с помощью рефлексивного письма , которое также может принимать различные формы, такие как ответы на наводящие вопросы, создание подробного повествования о недавнем событии или набросок диаграммы для анализа ваших мыслей. Это может быть полезно, когда речь идет об улучшении вашей способности размышлять, а также имеет дополнительное преимущество, поскольку дает вам возможность просмотреть свои первоначальные размышления, особенно если вы собираете свои записи в постоянном месте, например, в дневнике размышлений.

Решая, как заниматься рефлексивной практикой, очень важно найти конкретные подходы, которые лучше всего подходят для вас в вашей конкретной ситуации. Это означает, например, что если вы пытаетесь заниматься рефлексивным письмом, но постоянно обнаруживаете, что мысли вслух работают лучше для вас, то вполне допустимо делать это вместо этого. Точно так же, хотя обратная связь с коллегами в некоторых случаях может способствовать размышлению, в других она может и помешать, поэтому вам следует использовать ее только в том случае, если вы обнаружите, что она вам помогает.

Наконец, имейте в виду, что в краткосрочной перспективе заниматься рефлексивной практикой, как правило, труднее и требует больше времени, чем действовать без рефлексии, особенно когда речь идет об рефлексии по мере развития событий, и это может сделать людей склонными к избегая отражения. Кроме того, трудности рефлексивной практики иногда делают ее непрактичной, а это означает, что люди должны избегать ее в определенных ситуациях. Тем не менее, в тех случаях, когда можно разумно размышлять, это часто оказывается полезным в долгосрочной перспективе, как с точки зрения производительности, так и с сопутствующими преимуществами, такими как личностный рост. .

В общем, вы можете заниматься рефлексивной практикой различными способами, например, задавая себе наводящие вопросы о своих действиях или описывая свой опыт. Различные подходы к рефлексивной практике будут лучше работать для разных людей в разных обстоятельствах, поэтому вам следует пробовать разные подходы, пока не найдете те, которые лучше всего подходят для вас.

 

Рефлексивный цикл

Рефлексивный цикл Гиббса — это процесс руководства рефлективной практикой. Он включает в себя следующие шаги по порядку:

  1. Описание. Опишите, что произошло, без оценки или анализа. Например, вы можете спросить себя, где вы были, кто еще присутствовал и что произошло.
  2. Чувства. Опишите, что вы чувствовали, о чем вы думали и что вы чувствуете сейчас, опять же без суждения или анализа.
  3. Оценка. Оцените все, что произошло, например, спросив себя, что прошло хорошо, а что плохо.
  4. Анализ. Проанализируйте ситуацию, чтобы попытаться разобраться во всем, что произошло. Например, вы можете спросить себя, почему то, что шло хорошо, пошло хорошо, почему то, что шло плохо, пошло плохо, и почему вы поступили именно так.
  5. Заключение. Сделайте выводы на основе полученной информации. Начните с общих выводов, а затем переходите к конкретным, относящимся к вашей конкретной ситуации. Например, вы можете начать с формирования общих выводов о том, как люди ведут себя в определенных ситуациях, а затем перейти к формированию более конкретных выводов о том, что это означает для того типа ситуации, в которой вы находитесь.
  6. План действий. Решите, что вы собираетесь делать по-другому в следующий раз, основываясь на том, что вы узнали. Например, если вы понимаете, что дела пошли плохо из-за того, что вы совершили определенную ошибку в результате невнимательности, придумайте, как вы собираетесь действовать в будущем, чтобы не повторить эту ошибку снова.

Примечание : в дополнение к рефлексивному циклу Гиббса существуют другие модели, которые можно использовать для руководства рефлексивной практикой, например, Экспериментальный цикл обучения Колба . Эти модели обычно вращаются вокруг концепции эмпирического обучения , которое представляет собой обучение, основанное на опыте (т. е. «обучение на практике»).

 

Типы отражения

Можно провести различие между тремя типами отражения, исходя из вашего временного отношения к событию, о котором вы размышляете. Исходя из этого различия, выделяют три основных типа отражения:

  • Упреждающее отражение.   Упреждающее отражение — это отражение, которое выполняется до того, как произойдет событие. Например, этот тип размышлений может включать в себя вопросы о том, что может произойти, с какими проблемами вы, вероятно, столкнетесь, как вы должны реагировать и что вы можете сделать, чтобы подготовиться.
  • Отражение в действии.   Отражение в действии — это отражение, которое выполняется , когда происходит событие. Например, этот тип размышлений может включать в себя вопросы о том, что происходит в настоящее время, все ли идет так, как вы ожидаете, как вы себя чувствуете и есть ли что-то, что вы должны делать по-другому.
  • Размышление о действии. Отражение-на-действии — это отражение, которое выполняется после того, как произошло событие. Например, этот тип размышлений может включать в себя вопросы о том, что произошло, что прошло хорошо и что вы должны были сделать по-другому.

Эти типы отражения концептуально схожи, хотя между ними есть небольшие различия. Например, когда дело доходит до упреждающего размышления, вы должны полагаться на прогнозы будущих переживаний, а не на эти реальные переживания или ваши воспоминания о них, хотя вы можете использовать свой прошлый опыт для обоснования этих прогнозов. Точно так же, когда дело доходит до размышлений в действии, вам, возможно, придется заниматься размышлениями быстрее и под более сильным давлением, если вы хотите иметь возможность использовать размышления для информирования своих действий по мере того, как разворачивается рассматриваемое событие.

 

Уровни рефлексии

Вы можете заниматься рефлексией по-разному и в разной степени. Например, когда дело доходит до размышлений, есть разница между простым вопросом «Хорошо ли я поступил?» и спрашивая себя: «Насколько хорошо я справился, почему я сделал то, что сделал, и что я могу сделать лучше?».

Эти разные формы отражения можно рассматривать как отличные друг от друга и как разные уровни отражения в рамках единой иерархии или континуума. Обычный пример того, как рефлексия может быть классифицирована на основе этого, — это различие между поверхностное отражение  и глубокое отражение , где глубокое отражение включает в себя отражение, которое является более глубоким в различных отношениях.

С практической точки зрения важнее всего понимать, что в различных ситуациях вам может быть полезен разный уровень рефлексии. Например, в некоторых случаях может быть предпочтительнее заняться поверхностным размышлением и просто идентифицировать тот факт, что вы допустили ошибку, в то время как в других случаях может быть предпочтительнее заняться глубоким размышлением, выяснив, почему вы ошиблись. совершили ошибку и что вы можете сделать, чтобы не допустить ее снова.

Примечание : иногда используются другие термины, чтобы различать поверхностное и глубокое отражение, например, поверхностное отражение отражение или поверхность   отражение (вместо поверхностное полное отражение ) и 7 08 отражение вместо глубокое отражение ).

 

Использование самодистанцирования для помощи в размышлении

В некоторых случаях может быть полезно использовать самодистанцирование , чтобы помочь процессу отражения. Это может помочь вам лучше понять свои действия, уменьшив такие проблемы, как эгоцентрическая предвзятость , которая может помешать рефлексии. Чтобы использовать самодистанцирование таким образом, вы можете сделать следующее:

  • Спросите себя, какой совет вы бы дали кому-то другому, если бы он оказался в той же ситуации, что и вы.
  • Избегайте говорить от первого лица при рассмотрении своей работы (например, вместо того, чтобы спрашивать «что может I поступили по-другому?», спросите: «Что могли вы сделать по-другому?»).
  • При рассмотрении событий, в которых вы участвовали, старайтесь визуализировать их не только со своей точки зрения, но и с точки зрения других участников или с общей внешней точки зрения.

 

Рефлексивная практика как совместная деятельность

Можно заниматься рефлексивной практикой как частью совместной деятельности. Этот тип размышления может принимать различные формы, например, обсуждение вашего опыта с группой других людей или обращение к опытному человеку с наводящими вопросами, чтобы помочь вам в размышлении.

Совместная рефлексивная практика имеет как потенциальные преимущества, так и недостатки. Например, совместное размышление в составе группы может помочь людям выявить больше проблем, связанных с их действиями, чем они смогли бы определить самостоятельно, в результате того, что им было представлено больше точек зрения. В то же время, однако, такой подход может сделать процесс размышления гораздо более напряженным для застенчивых людей.

Соответственно, важно учитывать потенциальные преимущества и недостатки различных подходов к рефлексивной практике при принятии решения о том, использовать ли совместную практику в ваших конкретных обстоятельствах, и если да, то в какие сроки.

Примечание : явление, связанное с общей рефлексивной практикой, — это эффект протеже , который представляет собой психологический феномен, при котором обучение, притворство, что мы учим, или подготовка к тому, чтобы учить других, помогает человеку усвоить эту информацию. В частности, эффект протеже означает, что помощь другим заниматься рефлексивной практикой может улучшить вашу собственную способность делать это, а также может помочь вам, когда дело доходит до изучения других вещей.

 

Как поощрять рефлексивную практику других

Чтобы побудить других заниматься рефлексивной практикой, вы можете начать со следующего:

  • Объясните, что такое рефлексивная практика.
  • Объясните, чем полезна рефлексивная практика.
  • Объясните, как заниматься рефлексивной практикой.

При этом можно руководствоваться материалом, представленным в предыдущих разделах этой статьи, о том, как заниматься рефлексивной практикой самостоятельно.

Сделав это, вы сможете создать среду, способствующую рефлексивной практике, и помочь людям участвовать в ней, помня при этом, что разные люди получат пользу от разных подходов к рефлексии. Например, некоторым людям может быть полезно, если кто-то пройдет с ними через каждую стадию цикла размышлений, в то время как другим будет больше пользы, если просто показать, как работает размышление, а затем оставить их размышлять самостоятельно.

В качестве альтернативы вы также можете использовать более внешний подход к рефлексивной практике, проводя людей через рефлексивную практику, не объясняя им полностью концепцию.

Наконец, обратите внимание, что в целом следует избегать форсирования процесса осмысления или принуждения людей к «признанию» того, что они сделали неправильно, так как это может привести к неэффективному осмыслению, а также к различным другим проблемам. Например, когда люди знают, что они будут оцениваться на основе их ответов в процессе размышления, они могут отвечать нечестно и стратегически, давая ответы, которые, по их мнению, оценивающий их человек хочет, чтобы они дали. Точно так же этот вид принудительного размышления также может привести к таким проблемам, как повышенный стресс, а также к повышенной враждебности по отношению к процессу размышления и людям, которые им руководят.

Соответственно, в тех случаях, когда это возможно и полезно, вы должны разрешить людям делать свои размышления приватными. Кроме того, вам также следует избегать строгого шаблона рефлексии в тех случаях, когда это контрпродуктивно, и вместо этого позволять людям участвовать в рефлексии так, как это лучше всего подходит для них.

 

Связанные концепции

Два понятия, которые часто обсуждаются в связи с рефлексивной практикой, это рефлексивность и критическое отражение :

  • R гибкость  описывает способность и склонность людей проявлять общее самосознание и рассматривать себя по отношению к своему окружению.
  • C критическое размышление описывает обширный и глубокий тип размышления, который включает в себя осознание того, как ваши предположения влияют на вас, а также рассмотрение ваших действий и обязанностей с моральной, этической и социальной точек зрения.

Кроме того, другой тесно связанной концепцией является рефлексивное обучение , которое включает в себя активный мониторинг ваших знаний, способностей и результатов в процессе обучения и их оценку с целью поиска путей улучшения.

Термины рефлексивная практика и рефлексивное обучение относятся к схожим понятиям, и поскольку их определения различаются и даже частично совпадают в некоторых источниках, они иногда используются взаимозаменяемо.

Тем не менее, один примечательный способ провести различие между ними состоит в том, чтобы сказать, что люди участвуют в рефлексивном обучении в отношении событий, где обучение является главной целью, и в рефлексивной практике в отношении событий, где обучение является а не основной целью. цель. Например, студент-медсестра может заниматься рефлексивным обучением, изучая, как выполнять определенную процедуру, тогда как опытная медсестра может заниматься рефлексивной практикой, выполняя ту же процедуру в рамках своей повседневной жизни.

В качестве альтернативы, рефлексивное обучение можно рассматривать как заметный тип рефлексивной практики, которая, в частности, вращается вокруг улучшения обучения.

В целом, нет четкого различия между рефлексивной практикой и рефлексивным обучением, и эти термины иногда используются взаимозаменяемо. Однако потенциальные различия между этими терминами, как правило, не важны с практической точки зрения, поскольку они вряд ли повлияют на то, как основные концепции реализуются на практике.

 

Резюме и выводы

  • Рефлексивная практика включает активный анализ вашего опыта и действий, чтобы помочь себе улучшить и развиться.
  • Есть много потенциальных преимуществ рефлексивной практики, в том числе лучшее понимание смысла ваших действий, усиление чувства контроля и повышение производительности, и эти преимущества могут распространяться на дополнительные области помимо той, в которой вы занимались рефлексивной практикой.
  • Вы можете варьировать способ участия в рефлексивной практике в зависимости от обстоятельств, ваших предпочтений и целей; например, в некоторых случаях вам могут помочь быстрые размышления, поскольку события еще разворачиваются, в то время как в других вам могут помочь более тщательные размышления после того, как событие завершилось.
  • Примечательным процессом, который вы можете использовать для участия в рефлексивной практике, является рефлексивный цикл Гиббса , в котором вы (1) описываете, что произошло, (2) анализируете, что вы чувствовали и думали во время своего опыта, (3) оцениваете, что было в ней хорошо или плохо, (4) проанализировать, что еще можно сделать из ситуации, (5) сделать обобщенные и частные выводы и (6) составить план действий на будущее.
  • Чтобы побудить других заниматься рефлексивной практикой, вы можете объяснить, что это такое, почему это полезно и как они могут этим заниматься, или помочь им заняться этим напрямую, например, задавая им наводящие вопросы.

 


13 Рабочие листы и шаблоны для саморефлексии для использования в терапии

Искусство рефлексии является важным элементом обучения как в рамках терапии, так и вне ее.

Будучи ценным для клиентов и студентов, он одинаково важен для терапевтов, коучей и специалистов в области психического здоровья.

Литература по различным дисциплинам подтверждает, что рефлексия служит терапевтам, улучшая «обучение и производительность основных компетенций» (Aronson, 2011, стр. 200). В терапии это помогает клиенту «управлять личными чувствами, такими как тревога и неадекватность, и их влиянием на других» (Fisher, Chew, & Leow, 2015, стр. 736).

В этой статье представлены основы рефлексии, а также вопросы и рабочие листы, которые поощряют и поддерживают процесс рефлексии и максимизируют преимущества для терапевтов, клиентов и студентов.

Прежде чем продолжить, вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения на смысл и ценность жизни. Эти творческие, основанные на науке упражнения помогут вам больше узнать о ваших ценностях, мотивах и целях и дадут вам инструменты, которые помогут вдохнуть смысл в жизнь ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Развитие навыков рефлексии: основы
  • Более 50 вопросов для ваших клиентов или студентов
  • 5 Полезные рабочие листы и инструменты для размышлений
  • Журналы и дневники: 2 полезных шаблона
  • 3 лучших упражнения для тренировки рефлексии
  • 3 забавные игры для вдохновения клиентов
  • Ресурсы для размышлений PositivePsychology. com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Развитие навыков рефлексии: основы

В то время как рефлексия не имеет единого универсального определения, Аронсон (2011, стр. 200) определяет ее как «процесс анализа, постановки под сомнение и переосмысления опыта с целью оценки из них в целях обучения (рефлексивное обучение) и/или улучшения практики (рефлексивная практика)». Он имеет множество применений в различных контекстах.

Рефлексия занимает центральное место в большинстве методов лечения. Действительно, сократовский опрос (с использованием открытых, но целенаправленных вопросов) широко используется в когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) для поощрения размышлений и раскрытия глубоко укоренившихся убеждений (Bennett-Levy, Thwaites, Chaddock, & Davis, 2009).

В рамках терапии , Bennett-Levy et al. (2009) признали, что рефлексия может быть полезной как для терапевта, так и для клиента, и ее можно рассматривать с нескольких точек зрения.

  • Рефлексивные практики
    Рефлексия как часть клинического опыта с использованием журналов, видео и групповых занятий.
  • Рефлексивные навыки
    Способность размышлять о себе посредством терапевтического взаимодействия и самосознания чувств и мыслей.
  • Рефлексивные системы
    Рефлексия является результатом взаимодействия нескольких процессов, включая индивидуальную память, навыки и рефлективную систему.
  • Рефлексивные процессы
    Рефлексия включает в себя способность наблюдать (возможно, посредством визуализации), а затем отражают или концептуализируют, чтобы участвовать в дальнейшей обработке, включая проработку, решение проблем и самоанализ.

Беннет-Леви и др. (2009, стр. 121) предлагают следующее полезное определение рефлексии:

«Рефлексия — это процесс намеренного сосредоточения внимания на определенном содержании; наблюдение и уточнение этого фокуса; и использование других знаний и когнитивных процессов (таких как самоанализ, логический анализ и решение проблем) для установления значимых связей».

Преимущества рефлексии распространяются на процесс обучения в образовательной среде. Это вторая из следующих четырехэтапных моделей, используемых тренерами для понимания процесса обучения (Adams, 2016):

  • Активно размышляя о своем опыте
  • Извлечение обучения из этого опыта
  • Планирование как создать новые способы поведения в ответ на обучение
  • Рефлексия и обучение также очень применимы вне школы.

    В то время как рефлексия жизненно важна для самосознания и исцеления клиентов, она также является мощным и проницательным инструментом для терапевтов.

    Специалисты в области психического здоровья должны осознавать и осознавать навыки, которые они используют, потому что «ни в какой другой профессии личность и поведение специалиста не имеют такого значения, как в консультировании» (Meier & Davis, 1997).

    Следующие вопросы могут быть полезны для новых и существующих консультантов и их клиентов для повышения самосознания и знаний о методах консультирования (с изменениями из Bennett-Levy et al. , 2009):

    • или вмешательства).
      Что я чувствовал?
      Что я заметил?
    • Уточнение опыта.
      Чему я научился?
      Было ли это полезно?
      Что не изменилось?

    Следующие два пункта более применимы для терапевтов:

    • Последствия опыта для клинической практики
      Каковы последствия и влияние на индивидуальную терапию, супервизию, консультации и т. д.?
    • Последствия опыта для того, как я вижу себя как терапевта
      Как последствия этого опыта для моего понимания когнитивной терапии и теории?

    Рассмотрение каждого вопроса по очереди может дать понимание, которое поможет лучше узнать терапевтический процесс и поможет извлечь уроки из будущих сессий.

    Более 50 вопросов для ваших клиентов или студентов

    Вопросы для самоанализа, заданные консультантом, коучем или терапевтом, могут облегчить или стимулировать процесс рефлексии.

    Задавать правильные вопросы — это важнейший аспект размышлений и центральный элемент более глубокого и длительного обучения (Aronson, 2011; Adams, 2016).

    Вопросы для размышления для учащихся

    Следующие три набора вопросов способствуют размышлению учащихся путем оценки академической успеваемости (измененные по сравнению с вопросами, используемыми Департаментом образования штата Колорадо):

    Вопросы для размышления о личной академической успеваемости

    Эти вопросы для размышления побуждают учащихся задуматься о том, что они изучают, почему они изучают и как они могут улучшить общий процесс.

    Учащийся отвечает на первый вопрос о том, что он изучал, а затем выбирает несколько других вопросов, чтобы побудить их к размышлению.

    Затем они заполняют последнюю колонку своими мыслями для последующего изучения ими самими или терапевтом, коучем или консультантом.

    Примеры вопросов включают:

    О чем вы узнали (сегодня, на этой неделе или в этом семестре)?
    Как вы думаете, почему эти цели и этот предмет важны?
    Приложили ли вы все усилия для выполнения вашего последнего задания?

    Вопросы на рефлексивное метапознание для учащихся

    Вопросы на рефлексивное метапознание помогают учащимся задуматься о том, как и что они думают .

    Вопросы сгруппированы в следующих подразделах, и на них можно отвечать индивидуально, в парах или в групповом упражнении, при этом сводка ответов помещается в последний столбец.

    • Размышления и сотрудничество
    • Саморефлексия
    • Рассуждение
    • Анализ

    Примеры вопросов включают:

    Что вы думаете о том, что было сказано?

    Есть ли другие подобные ответы или альтернативные ответы?
    Как вы думаете, почему этот ответ верен?

    Вопросы для рефлексии в терапии

    Рефлексия является неотъемлемой частью терапии.

    Используя рабочий лист «Вопросы для рефлексии в терапии», терапевт может поощрять и облегчать процесс рефлексии у клиента, например (Bennett-Levy et al., 2009):

    Что я хочу, чтобы люди лучше понимали меня?
    От каких моделей поведения и убеждений я хочу избавиться?
    Достаточно ли мне поддержки в этом году?

    Загрузить 3 бесплатных набора инструментов для самосострадания (PDF)

    Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

    5 Полезные рабочие листы и инструменты для размышлений

    Во время когнитивно-поведенческой терапии и других видов терапии клиенту часто дается рабочая тетрадь или журнал для записи размышлений о практике или навыках, которые он развивает по мере прохождения лечения.

    Рефлексия подкрепляет обучение в течение сеансов и, что более важно, приводит к более глубокому пониманию между сеансами (Bennett-Levy et al., 2009).).

    Изучение моего прошлого

    Рабочий лист «Размышления об извлеченных уроках из моего прошлого» помогает клиенту зафиксировать и обдумать событие из своего прошлого и рассмотреть, как другое поведение могло привести к другому результату.

    Клиенту задают ряд вопросов об инциденте, таких как:

    Что произошло или каково было событие?
    Как вы себя чувствовали?
    Как вы с этим справились?

    Анализ саморефлексивного поведения

    В конце года или оглядываясь назад на жизнь клиента, может помочь поиск закономерностей в поведении.

    Рабочий лист саморефлексивного анализа поведения — ценный способ обобщить события и увидеть повторяющиеся ловушки, в которые попадает клиент.

    Резюме представляет собой ценную тему для обсуждения во время терапевтических сеансов, и к нему можно обращаться позже, чтобы оценить, как изменилось и улучшилось поведение.

    Просит клиента рассмотреть:

    Вы видите закономерность в своем поведении?
    Как бы вы могли поступить иначе в будущем? Каких ситуаций следует стараться избегать?

    Кто я? Саморефлексия

    В жизни мы часто настолько заняты повседневными делами, что забываем оценить, кто мы есть, в чем мы хороши и что для нас важно.

    Клиенты или студенты могут использовать рабочий лист «Кто я для саморефлексии», чтобы подумать о том, в чем они хороши, с какими серьезными проблемами они столкнулись и что их вдохновляет.

    Некоторые вопросы для рассмотрения включают:

    Подумайте о чем-то важном, что пошло не так. Что я узнал из этого?
    Чем я увлекаюсь?
    Что я больше всего люблю в себе?

    Рефлексия работы учащегося

    Учащиеся могут помочь своему нынешнему и будущему обучению, думая о том, как они подходят к своей работе, и используя метакогнитивные навыки для будущих улучшений (Адамс, 2016).

    Рефлексия работы учащегося представляет собой набор простых повторяющихся вопросов, чтобы понять, как они подходят к каждому школьному заданию.

    Он просит студента подумать:

    Как я могу улучшить?
    Над чем я еще работаю?
    Чем я больше всего горжусь?

    Рефлексия групповой деятельности

    Рефлексия одинаково важна как для групповых, так и для индивидуальных задач. Размышление о групповых занятиях предназначено для образовательных или терапевтических целей, чтобы оценить успех и уроки группового занятия.

    Работая индивидуально или в группах, учащиеся могут ответить на такие вопросы, как:

    Что прошло хорошо?
    Что пошло не так?
    Что мы могли бы попробовать в следующий раз?

    Ведение журналов и дневников: 2 полезных шаблона

    «Журнал — это дневник и журнал, поскольку он сочетает в себе личные размышления, отчеты о событиях и описания переживаний» (Hayman, Wilkes, & Jackson, 2012, стр. 28). ).

    В качестве вмешательства это творческий способ вовлечь клиентов в терапевтическую деятельность, повышая самосознание и личностный рост.

    Может быть полезно запечатлеть некоторые ключевые события дня. Написание того, что произошло, и повторение этого позже могут быть полезными и помогут вам распознать положительные и отрицательные модели вашего поведения.

    Ежедневное размышление о чувствах

    Используйте журнал «Ежедневное размышление о чувствах» вместе с клиентом, чтобы записать, как прошел его день, и зафиксировать чувства, которые он испытал.

    Вопросы включают:

    Что было самым лучшим в этот день?
    Что бы вы изменили в течение дня, если бы могли?
    Чего ты ждешь завтра?

    Ежедневное размышление о поведении

    Клиенты и терапевты могут извлечь пользу из анализа важных событий, произошедших между сеансами.

    Используйте журнал Daily Reflection of Behavior  с клиентами, чтобы фиксировать ежедневное поведение, которое было неожиданным, или части привычек, которые клиент хочет изменить.

    Вопросы включают:

    Что случилось?
    Как я себя вел?
    Почему это произошло?

    Три лучших упражнения для тренировки рефлексии

    Несколько техник могут стимулировать процесс рефлексии у клиентов и студентов.

    • DARN
      Аббревиатура DARN является важным аспектом мотивационного интервьюирования. Используя вызывающие воспоминания вопросы об изменении, клиенту предлагается поразмышлять над изменением, в том числе:

    Желание вопросов – Что бы я хотел, хотел бы или хочу сделать?
    Способность вопросов – Уловить идею о том, что изменения возможны.
    Причины вопросов – Определение причин изменений.
    Нужно вопросов – Определение срочности изменения.

    • OARS
      OARS — еще одна аббревиатура, важная для процесса мотивационного интервьюирования, чтобы вызвать разговор об изменениях с помощью следующего:

    Открыть вопросов побудить клиента к разговору.


    Аффирмации включают заявления о понимании и предложения поддержки.
    Размышления  зафиксировать и перефразировать то, что сказал клиент
    Подведение итогов обеспечивает проверку с клиентом путем подведения итогов сказанного.

    OARS побуждает к размышлениям как терапевта, так и клиента.

    • Сократовские расспросы
      Наблюдение и участие в сократовских расспросах может дать ценную возможность узнать о процессе поощрения размышлений в других и в себе.

    Рассмотрим пять вопросов:

    Что случилось?
    Когда это произошло?
    Где это произошло?
    Почему это произошло?
    Как это случилось?

    3 Забавные игры для вдохновения клиентов

    Забавные игры могут разрушить социальные барьеры и стимулировать интеллектуальную деятельность.

    Попробуйте следующие три упражнения с клиентами или студентами.

    Твоя жизнь как игра

    Вы можете выполнять это рефлексивное упражнение в небольших группах по три-четыре человека.

    Попросите каждого человека описать свою идеальную жизнь в трех действиях, как если бы это была пьеса.

    Какие прошлые мечты были реализованы?
    Что такое настоящее (хорошее и плохое)?
    Какое твое идеальное будущее?

    Поделитесь с группой, обсуждая каждое из действий, добавляя юмористические идеи по ходу дела. Закончите своим позитивным взглядом на то, как может выглядеть будущее.

    Почетный щит

    Это занятие идеально подходит для размышлений в нескольких небольших группах.

    Попросите каждую группу создать щит

    из большого листа бумаги.

    Разделите лист на четыре равных прямоугольника, представляющих:

    • Навыки и способности, которые они предлагают
    • Навыки и способности, которые необходимо улучшить
    • Разочарования
    • Чем они гордятся

    Скажите группе, что им разрешено использовать только рисунки и картинки, без слов.

    Через 20 минут попросите каждую группу поделиться тем, что они создали.

    Размышления об общении

    Участники группируются в пары и просят сесть спиной к спине.

    Одному человеку дают ручку и бумагу или строительные блоки и просят создать новый дизайн.

    Попросите их описать, как это выглядит, в то время как другой человек пытается воссоздать дизайн на своей стороне.

    После завершения они могут сравнить то, что они создали, и обсудить процесс общения.

    Ресурсы для размышлений PositivePsychology.com

    В этом посте мы обсуждали важность прояснения желаний, моделей поведения и сил мотивации, чтобы лучше понять, что придает смысл жизни. С этой целью мы приглашаем вас ознакомиться с нашим бесплатным набором упражнений «Значение и ценность жизни».

    В этом наборе представлены три наших лучших инструмента из Инструментария позитивной психологии©, каждый из которых сосредоточен на теме жизни, основанной на ценностях:

    • Пять основных ценностей
      Это упражнение основано на ключевых принципах терапии принятия и приверженности, чтобы помочь клиентам начать мозговой штурм своих ценностей. После этого клиенты затем расставят эти ценности по приоритетам в списке, чтобы определить, какие из них наиболее важны для того, кем они являются.
    • Самовосхваление
      В этом упражнении клиентам предлагается подумать о том, какими они хотели бы, чтобы их запомнили на их похоронах, чтобы определить и прояснить ценности. Основываясь на этом, они могут затем подумать, насколько хорошо они живут в соответствии с этими ценностями.
    • Метафора табло
      Это упражнение помогает клиентам понять, как реализовать свои ценности посредством постановки целей. В частности, он опирается на метафору игры в баскетбол, чтобы проиллюстрировать, что жизнь в соответствии со своими ценностями — это непрерывный процесс и что пути, по которым мы преследуем наши цели, — это возможности для воплощения наших ценностей в повседневной жизни.

    Вы можете бесплатно получить доступ ко всем трем упражнениям, загрузив наш пакет упражнений «Смысл и ценная жизнь».

    Кроме того, если вы ищете дополнительную литературу по теме самоанализа, обязательно ознакомьтесь с записью в нашем блоге, где мы рекомендуем десять книг.

    Сообщение на вынос

    Рефлексия вовлекает клиентов и студентов в процесс анализа, постановки вопросов и переформулирования опыта. Он побуждает отдельных лиц или группы учиться и совершенствоваться, а также способствует более глубокому и продолжительному обучению (Aronson, 2011).

    В рамках терапии и коучинга рефлексия может помочь людям управлять своими чувствами (например, тревогой или неуверенностью в себе) и распознавать, как их поведение влияет на других (Fisher et al., 2015).

    Исследования показывают, что в образовательной среде вопросы и упражнения побуждают учащихся улучшать основные компетенции (Aronson, 2011).

    В любой среде отражение включает в себя метапознание. Люди должны выйти за пределы своего существующего познания, чтобы подумать о своем мышлении . Это навык, который лучше всего приобретается на практике.

    Терапевты, коучи, консультанты и преподаватели могут помочь клиенту или классу подумать о том, что они узнали, что было хорошо (а что нет) и что они могли бы сделать по-другому.

    Выводы из размышлений могут изменить взгляд человека на то, что уже произошло, и повлиять на его поведение в будущем.

    Упражнения и вопросы в этой статье будут интересны другим, способствуя процессу размышления и предлагая более глубокое понимание и инструменты для будущего обучения.

    Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно загрузить три наших упражнения «Смысл и ценная жизнь».

    • Адамс, М. (2016). Психология коучинга в школах: повышение успеваемости, развитие и благополучие . Рутледж.
    • Аронсон, Л. (2011). Двенадцать советов по обучению рефлексии на всех уровнях медицинского образования. Преподаватель медицины , 33 (3), 200–205.
    • Беннетт-Леви, Дж., Туэйтс, Р., Чаддок, А., и Дэвис, М. (2009). Рефлексивная практика в когнитивно-поведенческой терапии: двигатель обучения на протяжении всей жизни.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *