Реклама психология – Психология рекламы — Википедия

Содержание

Психология рекламы и управления | Советы психолога

Психология рекламы занимается изучением феномена рекламы, ее влияния на людей, эффективности, методов и способов управления людьми и их мнением и т.д.

 

Под рекламой понимают информацию, ориентированную на покупателя, которая распространяется по разным каналам (телевидение, радио, печатная продукция, баннер и т.д.). Если сравнить обычную информацию и рекламу, где дается та же информация о каком-либо продукте, то рекламе присуща цель убеждения человека. Так, в рекламе работает психология управления мнением человека и его желанием купить рекламируемый продукт.

 

Психология рекламы

Реклама работает в одном направлении – от рекламодателя к покупателю, а уже действие покупателя будет показывать эффективность рекламы. Психология рекламы состоит в том, что у рекламы нет определенных форм, правил, она всегда изменчива. Единственное, что остается для рекламы неизменным – это ее цель.

 

Для современного человека реклама является неотъемлемой частью его жизни и условием существования. Реклама помогает не только увеличивать товарооборот и оборот денег, но и придает вещам некоторую значимость, формируя модель жизни. Достаточно вспомнить только брендовую одежду и элитную парфюмерию, реклама которой построена так, что человек хочет купить вещь, не важно, нужна она ему или нет. Эта брендовая вещь послужит показателем некоторого статуса, положения в обществе. Узнайте: почему я не хочу жить.

 

Несомненно, реклама – это не только информация о новом продукте, вещи или услуге. Реклама – это еще и убеждение человека в том, что именно этой вещью нужно воспользоваться. Реклама должна предрасположить человека к тому, чтобы он захотел выбрать этот продукт, а не другой из этой же серии. Важную роль в этом процессе играет психология управления, которая изучает психологию человека, мотивы поведения и основу желаний.

 

Конечно, реклама будет более эффективной, если ее сделать на том же языке, полной смысла для тех, для кого она предназначается. Этого требует психология рекламы.

 

Психология рекламы занимается изучением воздействия этого явления на мозг человека, на его восприятие. Кроме того, психология рекламы изучает механизмы восприятия человеком разные составляющие рекламы, т.е. изображение, текст, картинку, цвет, оформление, сопровождение и другие нюансы. Нужно сказать, что, несмотря на то, что реклама сейчас является двигателем торговли, ее много на всех каналах передачи информации, но все же она остается до конца не изученной.

 

По словам психологов, бывает так, что простая картинка оказывается гораздо запоминающейся и внушительной, чем сложный сюжет, на создание которого был потрачен ни один миллион.

 

Психология управления

Психология рекламы

– это наука, которая занимается изучением особенностей восприятия людей, мотивацию, поведение. Каждая реклама по-своему уникальна, но у нее должен быть общий принцип построения, основанный на общих чертах восприятия конечным потребителем. Мы все такие разные, но все-таки в каждом человеке есть нечто общее с другими людьми, в том числе в плане восприятия рекламы.

Задачей психологии рекламы является, как раз, поиск этой универсальной, общий для всех черты, чтобы можно было выстраивать сюжет рекламы таким образом, чтобы она не только привлекала внимание, но и заставляла купить. Именно поэтому психология рекламы так тесно связана с психологией управления.

 

Психология рекламы и управления изучает человека, его психологические черты, свойства личности разными способами. Так, часто применяются опросы, анкетирование, оксфордский тест личности, анализы, маркетинговые исследования. В маркетинговых исследованиях помимо того, что можно определить мнение людей о рекламируемом товаре, так можно еще и составить общие черты реакций на одну и ту же рекламу или товар, на что люди больше всего обратили внимание, что понравилось, а что, нет.

 

Благодаря различным методам исследования психология рекламы помогает не только создавать эффективную рекламу, но и дает общей психологии дополнительную информацию о человеке и его чертах характера, личности.

 

Таким образом, психология рекламы и управления – это сложная наука, которая направлена на изучение человека и его поведения с целью создания действенной рекламы, способной продвинуть товар на рынке и заставить человека приобрести именно рекламируемый продукт с целью получения прибыли. Узнайте: как начать правильно жить.

 

Конечно, прибыль интересует, в основном, бизнесменов, которые производят и рекламируют товар. А психология рекламы и управления интересуется также тем, как можно защитить себя от назойливой рекламы и не поддаться искушению приобрести очередную ненужную вещь.

 

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

psyholog.ru

psyh-olog.ru

Психология рекламы Википедия

Психология рекламы — раздел психологии, который занимается оценкой нужд и ожиданий потребителя, разработкой психологических средств, приёмов, методов воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту товар или услуги.[1]

Реклама, в отличие от других источников информации, носит общедоступный характер, поэтому на практике психология рекламы должна решать задачу массового характера путем изучения индивидуальных характеристик и потребностей. Целью психологии рекламы является стабилизация эффективного диалога между рекламодателем и потребителем рекламы, в рамках которого реализуется сбыт товара или услуги.

[2]

История психологии рекламы[ | ]

История психологии рекламы обширна, вклад внесли многие известные деятели психологической науки У. Штерн, У. Блюменфельд[es], Дж. Б. Уотсон, Г. Мюнстерберг и др. Реклама существует с древних времён как в письменном виде (археологами обнаружено множество выцарапанных рекламных надписей на стенах зданий, восковых досках и папирусах) так и в устном (люди зазывали покупателей приобрести товары, которые сами выращивали или делали (масло, коз, лошадей), посуду и услуги (вскопать огород, посетить место со вкусной едой, выкопать картошку)).[3] Позже были введены новые, более эффективные способы воздействия на человека: появилась полиграфия, затем радио, телевидение, интернет.

Психологическое воздействие рекламы на сознание потребителя[ | ]

Реклама меняется, преобразуется и совершенствуется в зависимости от времени, технологий, нужд потребителей и мировых тенденций и имеет массовое распространение, потому сильно влияет на предпочтения, убеждения людей, восприятие окружающего их мира на подсознательном уровне (человек часто после совета близких людей покупает то, что ему порекомендовали). При этом, зачастую человек не осознаёт, либо отказывается признавать подсознательное воздействие рекламы на свои предпочтения и убеждения.

Таким образом, реклама:

  • влияет на создание положительных и отрицательных образов
  • создаёт схемы поведения в разных ситуациях
  • создаёт и продвигает стереотипы.

Основные виды психологического воздействия рекламы[ | ]

Информирование, убеждение, внушение, побуждение.

ru-wiki.ru

Психология рекламы — Википедия. Что такое Психология рекламы

Психология рекламы — раздел психологии, который занимается оценкой нужд и ожиданий потребителя, разработкой психологических средств, приёмов, методов воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту товар или те или иные услуги.

[1]

Реклама, в отличие от других источников информации, носит общедоступный характер, поэтому на практике психология рекламы должна решать задачу массового характера путем изучения индивидуальных характеристик и потребностей. Целью психологии рекламы является стабилизация эффективного диалога между рекламодателем и потребителем рекламы, в рамках которого реализуется сбыт товара или услуги.[2]

История психологии рекламы

История психологии рекламы обширна, вклад внесли многие известные деятели психологической науки У. Штерн, У. Блюменфельд[es], Дж. Б. Уотсон, Г. Мюнстерберг и др. Реклама существует с древних времён как в письменном виде — археологами обнаружено множество выцарапанных рекламных надписей на стенах зданий, восковых досках и папирусах; так и в устном — люди зазывали покупателей приобрести товары, которые сами делали(масло, коз, лошадей, посуду) и услуги (вскопать огород, посетить место со вкусной едой, выкопать картошку).

[3] Позже были введены новые, более эффективные способы воздействия на человека: появилась полиграфия, затем радио, телевидение, интернет.

Психологическое воздействие рекламы на сознание потребителя

Реклама сильно влияет на предпочтения, убеждения людей, восприятие окружающего их мира. Реклама, неоспоримо, влияет на создание положительных и отрицательных образов у людей, создаёт схемы поведения в разных ситуациях, создаёт и продвигает стереотипы. Человек часто после совета близких людей покупает то, что ему порекомендовали. Зачастую это не осознаётся, или человек сам отказывается признавать это подсознательное воздействие рекламы на его предпочтения и убеждения. Реклама всегда меняется, совершенствуется и преобразуется: то, что вчера было актуальным и привлекало внимание потребителей, сегодня уже не действительно.

Основные виды психологического воздействия рекламы

Основные виды психологического воздействия рекламы: информирование, убеждение, внушение, побуждение.

Метод информирования

Этот метод имеет нейтральный характер, то есть он не несёт никакой эмоциональной окраски, не обращается к личности потребителя, не затрагивает сферу его интересов и установок. Психологическая задача метода информирования — чтобы подаваемая потребителю информация запоминалась. К этому методу воздействия относятся объявления(колонки) в газетах, журналах, на сайтах. Но такое воздействие на психику человека считается минимальным.

Метод убеждения

Суть этого метода в том, что реклама должна убедить потенциальных покупателей в уникальности и необходимости товара, чтобы в итоге он был куплен. Это достигается путем убеждения покупателя в нужности продукта с помощью аргументированных доказательств. При рекламе товара акцент делается на лучших качествах, показывают его с лучшей стороны. Но метод убеждения работает только в том случае, если человек заинтересован в товаре- тогда проще убедить в покупке именно этого товара.

Существует несколько распространенных приёмов убеждения:

  1. Использование интересов и потребностей людей. Этот приём считается самым простым способом убеждения. Проводится наблюдение и оценка интересов и желаний людей, а так же их проблем, что в дальнейшем это входит в основу предложения. После выявления главных потребностей потенциальных покупателей, их включают в слоганы, что привлекает внимание людей.
  2. Приём новизны товара или услуги. Реклама должна содержать новую информацию о предоставляемом товаре или услуге.
  3. Приём проблемной ситуации. В рекламе создаётся проблема и возникает вопрос: «Что делать в таком случае?», — на помощь приходит рекламируемый товар, который устраняет эту проблему.
  4. Прием соучастия. Этот прием чаще используют в телевизионной рекламе: показ места события(репортаж)- так у людей создаётся впечатление соучастия, присутствия, вовлечённости.

Метод внушения

В этом методе один человек воздействует на другого, при этом воздействие может быть преднамеренным или непреднамеренным, может происходить незаметно для другого или же с его согласия. У каждого человека свой уровень внушаемости, поэтому этот метод будет действителен не со всеми людьми, а лишь с частью.

Приёмы внушения:

  1. Ключевые слова. В рекламе используются слова, которые имеют однозначное значение, а не абстрактные понятия, которые можно интерпретировать по-разному.
  2. Использование ярких прилагательных и эпитетов. В рекламе при описании товаров используют красочные прилагательные и эпитеты для создания в представлении покупателя красивой, яркой, запоминающейся картинки.
  3. Избегание отрицательных частиц. В психике человека используемая в рекламе частица «не» может вызывать сомнения по поводу эффективности товара, поэтому в рекламе отрицательные предложения переделывают в положительные.
  4. Речевая динамика. Считается одним из самых эффективных средств внушения. Тембр речи, высота голоса, мягкость, разнообразие интонаций, мягкость голоса- всё это помогает увеличить силу внушения, не каждый человек может озвучивать рекламу.

Метод побуждения

Побудить человека купить товар или услугу. Идёт заключительным этапом после убеждения или внушения, чтобы потенциальный покупатель в итоге совершил покупку.

Уровни результативности рекламы

Существует пять уровней психологической эффективности реклам, они помогают оценить как потребители воспринимают рекламу.

  1. Первый уровень эффективности рекламы. Потенциальные покупатели не настроены, не желают покупать продукт рекламы. Возникает желание избавиться от навязчивого воздействия (уходит от стенда с рекламой, выключает телевизор, закрывает вкладку в Интернете). В таких случаях возможно проявление негативных чувств: неприязнь, возмущение, недовольство, раздражение, гнев.
  2. Второй уровень эффективности рекламы. Реклама не вызывает никаких эмоций у человека, он равнодушен к ней. То, что рекламировали не запоминается. Не возникает желания приобрести товар или услугу.
  3. Третий уровень эффективности рекламы. На этом уровне реклама привлекает внимание потенциального потребителя, он заинтересован и ему становится интересно узнать больше о товаре. Однако, в памяти откладывается сюжет рекламы, но не сам продукт, поэтому желание купить продукт так и не возникает.
  4. Четвёртый уровень эффективности рекламы. У человека откладывается в памяти и сюжет рекламы, и рекламируемый товар или услуга. Он задумывается над покупкой, но ему надо ещё подумать, лучше изучить товар, всё взвесить и прийти к решению.
  5. Пятый уровень эффективности рекламы. Реклама вызывает у потребителя сильный интерес и желание приобрести товар как можно быстрее, вызывает положительные красочные эмоции.

Примечания

Литература

  • Зарецкая Е. Н. Деловое общение. — М. 2002
  • Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. — СПб.: Питер, 2002. — 368 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»)
  • Лебедев А. Н. Страницы истории. Две методологические традиции в психологии рекламы. Психологический журнал. 2000. № 4.

wiki.sc

психология рекламы — это… Что такое психология рекламы?


психология рекламы

— занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, создавая спрос на подлежащий сбыту продукт — от зубной пасты до программы политического деятеля.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • психология различий половых
  • психология религии

Смотреть что такое «психология рекламы» в других словарях:

  • Психология рекламы — раздел психологии, изучающий организацию и эффективность воздействия на человека маркетинга и рекламы. По английски: Psychology of reclame См. также: Экономическая психология Реклама Финансовый словарь Финам …   Финансовый словарь

  • Психология рекламы — Психология рекламы  раздел психологии, который занимается оценкой нужд или ожиданий потребителей, разработкой психологических средств воздействия на людей с целью создания спроса на подлежащий сбыту товар. Разное Психология рекламы… …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ — англ. psychology of reclame; нем. Werbungpsychologie. Область психологии, изучающая организацию и эффективность воздействия на человека средств массовой коммуникации. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • ПСИХОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ — англ. psychology of reclame; нем. Werbungpsychologie. Область психологии, изучающая организацию и эффективность воздействия на человека средств массовой коммуникации …   Толковый словарь по социологии

  • Психология — Сюда перенаправляется запрос «Психолог». На эту тему нужна отдельная статья …   Википедия

  • Психология восприятия — Психология восприятия  раздел психологии, изучающий процесс формирования субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе… …   Википедия

  • ПСИХОЛОГИЯ —         (от греч. душа и слово, учение), наука о закономерностях, механизмах и фактах психич. жизни человека и животных. Взаимоотношения живых существ с миром реализуются посредством чувств. и умств. образов, мотиваций, процессов общения,… …   Философская энциклопедия

  • Психология торговли (sales psychology) — Область П. т. часто выходит за пределы личных покупок и продаж, предполагающих прямой контакт между продавцом и покупателем, включая в себя тж маркетинг, использующий рекламу в СМИ с целью привлечения потенциальных покупателей. Продажи… …   Психологическая энциклопедия

  • Психология потребителя (consumer psychology) — Существует два осн. аспекта поведения потребителя: удовлетворение потребностей и исполнение желаний. Поведение потребителя, где исключительную роль играют потребности, вряд ли требует подробного объяснения. Достаточным будет собрать данные о том …   Психологическая энциклопедия

  • Социальная психология — Для улучшения этой статьи желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Социальная психология  раздел психологии …   Википедия

Книги

  • Психология рекламы, И. В. Кузнецова. Пособие содержит обобщение, систематизацию имеющихся на настоящий момент работ по вопросам рекламы. Рассмотрены такие темы, как Понятие рекламы, Классификация, история и виды рекламы, а также… Подробнее  Купить за 684 грн (только Украина)
  • Психология рекламы, А. Лебедев-Любимов. Данная книга является первым в России фундаментальным трудом, в котором изложены основы психологии рекламы как отрасли психологической науки. В ней наиболее полнопредставлены основные… Подробнее  Купить за 630 руб
  • Психология рекламы, А. С. Кармин. В книге рассматриваются проблемы, находящиеся на стыке психологической теории и рекламной практики: речь идет о способах психологического воздействия рекламы налюдей. Автор обобщает… Подробнее  Купить за 527 грн (только Украина)
Другие книги по запросу «психология рекламы» >>

psychology.academic.ru

Глава 5 Психология рекламы в маркетинге. Психология рекламы

Рекламные коммуникации как объект психологического исследования в маркетинге

Как было сказано в предыдущих главах, основной психологической характеристикой эффективной коммерческой рекламы является то, что она всегда дает товару и его покупателю только положительную оценку. Почему же происходит так, что информация о рекламируемом товаре, услуге, человеке, организации и пр. оказывается всегда положительной? Происходит это потому, что потребитель покупает товары, услуги, а также всевозможные сведения для того, чтобы удовлетворять свои многочисленные физиологические и духовные потребности, и, следовательно, получать от этого удовольствие, наслаждение. Чем лучше вещь представлена в рекламе, тем больше она доставляет удовольствий. В идеале сама реклама также должна доставлять человеку удовольствие и радость, так как является неотъемлемой частью товара, его формально-динамической характеристикой, что понимают и продавец и покупатель. Эта идея получила научное обоснование и была положена в основу того, что сегодня называют маркетингом.

До определенного момента представление о человеке только как о потребителе, стремящемся получать удовольствия, в отечественной психологической науке категорически осуждалось. Общество ставило перед российскими учеными совершенно иные задачи. Однако, например, в Соединенных Штатах Америки, где зародился и развился маркетинг, свободно действовала социальная норма — рассматривать другого человека как средство получения прибыли. Маркетинг дополнил эту норму идеей получать прибыль, не только продавая другим людям товары, но и обеспечивая им при этом комфорт, доставляя удовольствия и наслаждения (Котлер Ф., 1995; Уэллс У., Бернет Дж., Мориарти С., 1999; Ассэль Г., 1999).

Рис. 32. Структура маркетинга и комплекса маркетинговых коммуникаций

Можно определять маркетинг и несколько иначе, как, например, это делает профессор И. Я. Рожков. Он пишет: «Маркетинг — это любовь к ближнему, за которую получаешь гонорар в виде прибыли» (Рожков И. Я., 1997. С. 52). Однако вряд ли от этого изменится сущность маркетинга. Он всегда будет концепцией не бескорыстной любви и благотворительности, а заработка.

Наиболее часто сегодня маркетинг рассматривают как систему коммуникаций. Так, профессор И. В. Крылов (1998) пишет, что прежде всего нуждается в пояснении сам термин «маркетинговые коммуникации» и правомерность его рассмотрения в качестве одного из важнейших социальных институтов современного мира. Автор добавляет, однако, что вопрос о классификации форм маркетинговых коммуникаций в современной литературе относится к числу дискуссионных.

Постулируя «потребительскую (гедонистическую) сущность человека» никто из маркетологов особо не расстраивался по поводу некоего «высшего предназначения человека». Маркетологи абсолютно легко и без напряжения приняли идею о том, что смысл жизни — потребление. Они поняли, что средний работающий человек стремится к тому, чтобы хорошо жить, не иметь по крайней мере бытовых проблем, испытывать от жизни все возможные радости. Научно-психологические, философские, политические или религиозные вопросы их не волновали. Бизнесмены делали деньги, удовлетворяя потребности людей, которые им удавалось выявить. Для этого они нанимали опытных маркетологов, проводивших сложные эмпирические исследования.

Как уже было сказано выше, психологические воздействия (или социальные влияния) могут быть односторонними, когда один человек воздействует на другого, например офицер отдает приказ солдату, гипнотизер вводит в транс пациента и т. д., или взаимными, когда люди влияют друг на друга, например, в процессе деловых переговоров по поводу заключения договора о коммерческой сделке. Реклама не составляет исключения. На практике она также может быть организована на принципах одностороннего или взаимного воздействия. Однако взаимодействие делает отношения между продавцом и покупателем намного более эффективными.

В книге «Реклама: теория и практика» американские авторы Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер и К. Ротцолл приводят слова известного в США составителя рекламных текстов У. Уэйра: «За свои первые пять лет в рекламе я проникся чувством превосходства избранной профессии, превосходства в том смысле, что она оперирует приемами и средствами, способными повлиять на людей, которых ты никогда и не увидишь, способными заставить этих людей совершить действия, о которых они и не помышляли. Следующие 15 лет я провел в попытках избавиться от этого превратного представления. Обнаружилось, что, несмотря на всю приобретенную сноровку в искусстве увещевания, я не обрел и половины проницательности и мудрости тех миллионов людей, за общение с которыми мне платили деньги. Пришлось разувериться в своих представлениях о причинах совершения покупок и познать истинные причины их совершения. Так что на самом деле люди оказывали свое влияние на меня. Я понял, что огромный вклад, вносимый рекламой, прямо противоположен тому, который ей обычно приписывают. И вклад этот заключается не в навязывании людям того, что хочет реклама, а в навязывании рекламе того, что хотят люди» (Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К., 1989. С. ИЗ).

С методологической точки зрения рекламные коммуникации определенным образом (исторически и функционально) связаны друг с другом. Главная исследовательская задача, возникающая в этом случае, — найти объективные основания для психологического изучения этих связей, исследовать основные системообразующие и стабилизирующие факторы рекламных коммуникаций, описать их структуру, формы и пр. (рис. 33).

Рассматривая рекламную деятельность как систему коммуникаций, можно выделить ее основные виды: саморекламу (СА), рекламу (РА), пропаганду (коммерческую, политическую), а также рекламные маркетинговые технологии или иначе — комплекс маркетинговых коммуникаций (КМК), который, в свою очередь, включает некие составные элементы: «паблик рилейшнз» (PR), «сейлз промоушн» (SP), «директ маркетинг» (DM), «персонал сэйлинг» (PS) и др.

Рис. 33. Структура рекламной деятельности как системы коммуникаций

Как пишет профессор И. Я. Рожков: «Реклама через каналы «обратной связи» подпитывает производителей товаров и услуг информацией, без которой любые действия оказываются не обоснованными, а волюнтаристскими, умозрительными, не сформированными в стратегические целевые программы, да и тактические действия остаются без контроля и корректирования. К чему это приводит, мы убеждаемся на собственном отрицательном опыте управления “без руля ветрил” производствами и процессами как экономическими, так и социальными» (Рожков И.Я., 1997. С. 6).

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

marketing.wikireading.ru

Психология рекламы — Психология бизнеса и саморазвития

Торговля и реклама существуют столько же, сколько и человек разумный. Навыки обмена можно наблюдать даже у приматов. Основная задача обезьяны во время торговли — это попробовать выменять что-то ненужное или отобранное у других на что-то полезное. В этом, наверное, и есть глубинный смысл торговли. Человек за все время своего существования активно развивал и отрабатывал навыки «надувания» своих соплеменников. С началом эпохи промышленной революции торговля стала ключевым фактором развития и, соответственно, потребовались усовершенствования и процессе рекламы товаров и услуг.

В 60 годы прошлого столетия Бартом Питером была озвучена концепция жестких и мягких продаж. В основе жестких продаж лежит демонстрация основных характеристик своего товара, а также цены. Для этого, чтобы лучше понимать пожелания своего потребителя в Америке, да и Европе конца 19 века, стали параллельно развиваться институты опроса общественного мнения. Интервьюеры ходили по домам, звонили по телефонам и узнавали у потребителей буквально все, от политических предпочтений до желаемого размера багажника его новой машины. Производители и политические партии всю эту информацию систематизировали, обрабатывали и выдавали потребителю в виде нового продукта или политической платформы. Маховик стремительно раскручивался, но привел к ожидаемому тупику. Потребители перестали покупать то, что описывали сами в своих опросах. Это привело к снижению спроса, в свою очередь, привело к падению продаж, к уменьшению доходов и т.д. В итоге мы этот процесс знаем как Великая депрессия, а школьники в Советские времена изучали как кризис перепроизводства и как недостаток капитализма.

Выход из данного тупика нашел племянник Зигмунда Фрейда — Эдвард Бернейс. Он систематизировал знания психологии толпы Гюстава Лебона с идеями психоанализа своего дяди — Фрейда. Бернейса считают основателем науки Связи с общественностью — PR, и человеком, который нашел практическое применение психологии — успешно научился манипулировать массами, как в интересах корпораций, так и политических партий. От техники жестких продаж мир потихоньку перешел к технике мягких продаж. Теперь производитель мотоциклов Харли Дэвидсон, например, рекламирует не просто мотоцикл, а образ: свободу, независимость, — дух свободы. От опросов мир перешел к фокус группам, теперь производители пытаются понять более глубокие эмоциональные позывы потребителей, отвечая на которые формируется не только продукт, а целый комплекс: товар и весь образ, связанный с ним. Если раньше для рекламы семейного автомобиля универсала потребителю бы показывали характеристики багажника, то сейчас в первую очередь идет формирование образа ответственного главы семейства, который думает и заботится обо всех: о доме, о семье, о детях и, соответственно, ездит на универсале фирмы Х, так как это полностью соответствует его имиджу. Эта техника позволила поднять продажи на новую высоту. Потребители стали покупать многое из того, о чем даже и не думали. Связка психологии и маркетинга оказалась очень эффективной, так как действовала на все слои населения. Ученые проводили исследования и оказалось, что такая вот подача через образы очень хорошо действует и на людей с сильным самоконтролем. Скорее всего, эмоциональное многократное столкновение с красивыми образами, созданными корпорациями, легко проходят наши рациональные механизмы критического мышления.

Жесткие продажи живы и по сей день. Как сейчас формируются рекламные объявления в интернете? Рекламодатель смотрит поисковую статистику, выбирает наиболее востребованные ключевые слова и настраивает свою рекламу на точное совпадение запросов своей целевой группы. Сегодня чем чаще люди ищут информацию по определенным запросам, тем быстрее на это отреагирует бизнес и предложит нам соответствующий продукт или услуги. Мягкие продажи, может и эффективнее, но это мало реалистично для небольшого бизнеса. От начала рекламы до первых продаж пройдет столько времени и будет потрачено столько денег, что далеко не каждый начинающий бизнесмен сможет дожить до своих счастливых времен. Сегодня рядовой потребитель подвергается атаке со всех сторон: и через традиционные медиа и в социальных сетях, при поиске в интернете. В психологии появился отдельный раздел — психология потребителя, отдельно выделился маркетинг как наука. Ученые изучили достаточно хорошо весь процесс от формирования бренда до анализа платежеспособного спроса, но кардинально новых концепций не предложили. Неэффективность рекламы компенсируется увеличением бюджетов. Получается такая гонка вооружений, на которой, как на дрожжах, выросли новые интернет-гиганты. Производители тратят все больше и больше денег на привлечение покупателей, а рынок рекламы все больше и больше консолидируются вокруг нескольких игроков — платформ, агрегаторов контента, таких как Фейсбук и Гугл.

orgdev.ru

Психология в рекламе

Реклама достаточно плотно вошла в нашу жизнь. Иногда складывается ощущение, что она – это часть нашей жизнь. Пожалуй, так и есть. Реклама – это двигатель торговли, именно так говорят в народе. Однако, далеко не все понимают суть этого выражения. На сегодняшний день мы с лёгкостью обходим стороной рекламные уловки, как кажется нам самим. Несомненно, некоторые из них фильтруются на подсознательном уровне. Но компании тратят на рекламу своего товара такие суммы, что изо дня в день выдумываются всё более изящные способы поймать на крючок потенциального клиента. Психология и реклама – это целая наука, позволяющая эффективно рассказать о своём бизнесе и повлиять на жизнь потребителя.

О психологии в рекламе

Она уже давно стала отдельным направлением в экономической психологии. Причём ещё в начале прошлого века. Сегодня психология, используемая в рекламе, представляет собой целую отрасль в прикладной социально-психологической науке. Её можно смело отнести к ещё более обширному направлению – к «психологии потребителя». Что бы Вы не думали, нас активно изучают – каждую нашу повадку. Благодаря этому появляется возможность найти ещё более новый принцип воздействия на клиента.

Наверное, в Вашей голове возник вопрос: «в чём заключается суть данного явления?» — постараемся ответить на него максимально кратко, ёмко и понятно. Суть предельно проста – психологи должны найти способ запрограммировать потенциального потребителя на совершение определённых действий. Да, согласны, звучит это довольно просто и непринуждённо. Выбрав какой-либо товар, Вы можете даже не понять, что Ваша рука совсем не случайно потянулась именно к нему. Цель рекламы – сделать своё дело вне зависимости от того, чего хотите Вы. Естественно, мы говорим о качественной рекламе. Поверьте, на некачественную нет смысла тратить такие деньги.

Что касается потребительской психологии, то здесь всё значительно проще – мы частенько не верим в то, что кто-то по ту сторону экрана может руководить нами. Да, звучит это странно. Как это реклама может руководить здравомыслящим человеком. Но если учесть тот факт, что делают её умнейшие люди – психологи, знающие людскую натуру лучше, чем кто-либо другой – то всё становится на свои места. И пусть большая часть роликов выглядит неубедительно. Кто сказал, что они должны быть логичными? Не в этом дело. Рекламщики стараются найти ключ к нашему подсознанию, к интуиции – в общем, ко всему тому, что передалось нам от наших предков.

Мотивация на подсознательном уровне

Где бы Вы не жили, у Вас в любом случае есть свои потребности. Задача рекламы превратить Ваши потребности в покупку различных товаров и услуг. В нашем случае мотивация – это побуждение к покупке. Отсюда возникает вопрос: «каким образом нас мотивируют рекламные объявления?»

Достаточно давно А. Маслоу разработал модель поведения потенциального покупателя, психология мотивации и по сей день опирается на неё:

  • людские базовые потребности, основанные на биологическом уровне наших потребностей;
  • желание ощущать себя в абсолютной безопасности;
  • потребность в отсутствии страха за близких;
  • желание быть любимым и привязанность к чему-либо;
  • признание в определённом кругу лиц;
  • желание развиваться и заниматься самореализацией.

Естественно, это далеко не все наши потребности. Но именно на этих основывается психология мотивации человека к покупке того или иного товара. Иными словами, суть рекламы в декларации привычных нам ценностей. В ней можно обыграть фактически любую мотивационную модель. Зачастую даже её негативные стороны, лишь бы это привело к нужному для нас результату.

Не всегда можно отследить прозрачность мотивации. Порой в рекламе по страхованию своего автомобиля или жизни может быть намёк далеко не на потребность ощущать себя в безопасности, а на признание человека в обществе или его стремлении стать лучше, реализоваться как личность. Самая большая проблема рекламы в психологии – найти ту самую эффективную мотивацию, способную побуждать клиентов к приобретению товара.

Как мы воспринимаем рекламу?

Достаточно давно в нашу жизнь вошёл такой вид рекламы как наружная. И да, все мы знаем, какими методами она на нас воздействует. Люди, занимающиеся размещением рекламы в курсе, что большую часть информации мы воспринимаем благодаря своим глазам, но вот запоминается она вдвое меньше. 83 процента – именно такое количество информации мы воспринимаем визуально и сорок из них остаются в нашей памяти. Не стоит думать, что мы сами выбираем, что запомним, а что сию секунду выбросить из памяти за ненадобностью – это не так.

Профессионалы своего дела подкованы в вопросе психологии восприятия наружной рекламы, поэтому стараются использовать всевозможные методы не только для привлечения внимания, но и её запоминания. К психологии наружной рекламы, пожалуй, следует отнести ещё и рекламу в Интернете, а также во всех печатных изданиях. Основной её смысл заключён в создании устойчивых ассоциаций, дополняющихся самыми разнообразными элементами, среди которых текст, картинки и прочее.

Удивительно, но все мы на подсознательном уровне стараемся найти суть текста в левом верхнем углу изображения. Тогда как ответы и выводы лучше всего воспримутся, если разместить их справа или внизу от самого вопроса.

Ничуть не меньше важны цветовые решения, также необходимо учитывать пространственное восприятие – к примеру, передний план будет воспринят задолго до заднего. Большие и выделяющиеся на фоне всего остального элементы изображения нашим мозгом будут уловлены значительно быстрее, нежели маленькие и малозаметные. Дело в том, что последние так и могут остаться без внимания. Да, они обработаются мозгом, но не воспримутся и в подсознании не отложатся. Как правило, основная мысль в такой рекламе внушается при помощи выделения её другим шрифтом, размером или цветом.

Реклама по ТВ и её психология

Не просто так реклама по ТВ сегодня является одним из самых дорогих видов. Дело в том, что у неё есть огромное количество преимуществ перед обычной наружной. Здесь Вы получаете не статичную картинку, а динамическое изображение со звуковыми эффектами. И да, благодаря этому подключается новый уровень восприятия – звуковое.

Помимо прочего, рекламодателем выбирается время для воздействия на потенциально заинтересованных людей. Чтобы всё было более понятно, приведём максимально простые примеры. Например, во время футбольного матча (точнее, перерывов на рекламу), можно успешно продемонстрировать аудитории спиртные напитки, а посреди типично-женского сериала – моющее средства.

Возможно, Вы забыли, что реклама по ТВ – это не только показ объявлений во время пауз, нет! Практически во всех сериалах она присутствует – логотипы перед началом, “наши спонсоры”, названия товара, да даже смартфоны суперагентов в фильмах и клипах – всё это реклама во всей своей красе! Естественно, все эти появления случайными не являются – за всё это приходится платить, притом довольно неплохие деньги.

Недаром, есть такая отрасль – психология в рекламе. К примеру, не столь давно выяснили, что не последнюю роль в заинтересованности потенциального покупателя играет длительность рекламного ролика. В стандарте – одна минута. Однако, эксперты говорят, что людьми гораздо охотнее воспринимается нечто нестандартное – например, красивые и динамичные ролики небольшой длительности или, наоборот, двухминутное видео, в течении которого невозможно оторваться от просмотра. Всё это воспринимается гораздо лучше и оказывает более глубокое воздействие на подсознательном уровне.

Да, согласны, бывают моменты, когда реклама нам надоедает. Но сделать с этим ничего нельзя – остаётся смириться, её присутствие можно считать частью нашей жизни. С другой стороны, можно наслаждаться ею, если заинтересоваться процессом её создания – поверьте, это очень интересно! Тут такое количество особенностей, что изучать их можно на протяжении всей своей жизни и ежедневно находить нечто новое.

Остались вопросы? Задайте их в комментариях ниже.

b2bmaster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *