Релятивизм — Психологос
01 октября 2022 г., 21:46
Релятивизм (этический) (лат. relaiivus — относительный) — методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе этических теорий.
Выражается в том, что моральным понятиям и представлениям придается крайне относительный, изменчивый и условный характер. Нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени.
Но за этим многообразием и изменчивостью моральных представлений релятивисты не усматривают ничего общего и закономерного. В конечном итоге релятивизм приводит к субъективизму в толковании нравственных понятий и суждений, к отрицанию в них какого-либо объективного содержания. Этический релятивизм часто выражал в себе стремление определенных социальных групп подорвать или ниспровергнуть господствующие формы нравственности, которым придавался абсолютный и догматический смысл (Абсолютизм). В истории этических учений релятивистское воззрение на мораль получает развитие уже в рабовладельческом обществе. Софисты, указывая на противоположность нравственных представлений у разных народов (то, что считается добродетелью у одних, осуждается как порок у других), подчеркивали относительность добра и зла (добро есть то, что полезно тем или иным людям).
В релятивизме софистов выразилось стремление развенчать абсолютные моральные установки, узаконенные многовековыми традициями прошлого. Подобное отношение к моральным принципам проявилось также у академиков — поздних последователей Платона. В новое время идеи этического релятивизма развивали Гоббс и Мандевиль, которые пытались подорвать основы религиозно-догматической нравственности феодализма, опровергнуть представление о ее абсолютном характере и божественном происхождении. При этом религиозно-идеалистическому пониманию морали они противопоставили материалистическое ее истолкование: источник нравственности — в интересах и склонностях людей, в их представлениях о полезном и вредном, а также в потребностях государственного устройства. Подчеркивая относительный характер моральных представлений, Мандевиль уделяет особое внимание критике учения о врожденных нравственных чувствах, распространенного в то время.
Крайние формы этического релятивизма сочетаются с полным отрицанием каких-либо объективных оснований нравственности. Наиболее характерна в этом отношении эмотивистская теория (Неопозитивизм). Ее сторонники считают, что моральные суждения не имеют никакого объективного содержания, а выражают лишь субъективные установки тех, кто их высказывает. Отсюда делается вывод, что моральные суждения нельзя считать ни истинными, ни ложными и что не следует даже ставить вопрос об их обоснованности и правомерности: каждый человек имеет право придерживаться тех принципов, которые ему предпочтительны, и любая точка зрения в морали одинаково оправданна. Такая форма этического релятивизма является теоретическим обоснованием морального нигилизма. Будучи реакцией на догматизм релятивистская точка зрения вместе с тем делает невозможной выработку четкой моральной позиции. Провозглашая принцип безусловной терпимости в морали, эмотивисты тем самым (хотят они этого или нет) теоретически оправдывают всякое социальное зло.
- Философские термины
- Методология
- Этика
- Мораль
Комментарии (4):
Гость, 18 октября 2014 г., 11:30
Олеся очень хорошая и полезная статья)) мне понравилась.
Мартын, 03 марта 2015 г., 13:07
Самое интересное в том, что попытка отрицания релятивизма само по себе является релятивизмом, ибо для его отрицания необходимо признать его объективное существование. Таким образом, бороться с релятивизмом (если вообще такое желание имеется) с помощью отрицания в принципе невозможно.
Гость, 12 мая 2018 г., 21:06
Если релятивизм использовали софисты, не значит что он плохой и нужно с ним бороться. Бороться нужно с софистами.
Гость, 31 августа 2021 г., 13:24
Арабская женщина вряд ли бы так подумала. Им с детства внушают уважение к мужчинам, она бы не назвала их самцами.
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Истина
Истина — противоположность лжи; все, что верно, подлинно, точно, справедливо, что есть.
1Подробнее
Что такое культурный релятивизм?
Вопрос
Ответ
Культурный релятивизм является убеждением, что все верования, обычаи и этические нормы являются относительными для человека в его собственном социальном контексте. Иными словами, “правильно” или “неправильно” зависит от культуры; что считается моральным в одном обществе, может считаться аморальным в другом, и поскольку не существует универсального стандарта морали, то никто не имеет права судить обычаи другого общества.
Культурный релятивизм получил широкое признание в современной антропологии. Культурные релятивисты считают, что все культуры равны в своих правах и имеют одинаковую ценность. И разнообразные культуры, даже те, чьи моральные убеждения конфликтуют, не следует рассматривать с точки зрения правильного и неправильного или хорошего и плохого. Современные антропологи считают все культуры одинаково законными проявлениями человеческого существования, которые следует изучать с полностью нейтральной позиции.
Культурный релятивизм тесно связан с этическим релятивизмом, который считает истину относительной, а не абсолютной. Суть правильного и неправильного определяется исключительно индивидом или обществом. Поскольку истина не является объективной, то не может быть никакого объективного стандарта, который мог бы применяться ко всем культурам. Никто не может сказать, что кто-то другой прав или неправ; это вопрос личного мнения, и ни одно общество не может осуждать другое.
Сторонники культурного релятивизма не видят ничего плохого (и ничего хорошего) в каких-либо культурных проявлениях. Таким образом, практика членовредительства и человеческих жертв древних майя не является ни хорошей, ни плохой; это просто культурные отличия, сродни обычаю в некоторых странах запускать фейерверки на Новый год. Человеческие жертвы и фейерверк – это просто разные продукты отдельных обществ.
В январе 2002 года, когда президент Буш назвал террористические нации “осью зла”, культурные релятивисты были поражены. Чтобы одно общество назвало другое “злом”, – это было немыслимым для релятивистов. Но появление движения, направленного на то, чтобы “понять” радикальный ислам, а не бороться с ним, является признаком того, что релятивизм делает успехи. Культурный релятивизм считает, что западный мир не должен навязывать свои идеи об исламском мире, в том числе о том, что убийства гражданских лиц террористами-смертниками являются злом. Релятивисты утверждают, что исламская вера в необходимость джихада является столь же уместной, как и любая другая вера в западной цивилизации, и что Америка так же виновата в нападениях 11-го сентября, как и террористы.
Культурные релятивисты, как правило, выступают против миссионерской работы. Когда Евангелие проникает в сердца и изменяет жизни, всегда следуют определенные культурные изменения. Например, когда Дон и Кэрол Ричардсоны евангелизировали племя сави в Голландской Новой Гвинее в 1962 году, сави изменились: в частности, они отказались от своих давних обычаев людоедства и убийства вдов на погребальных кострах их мужей.
Как христиане мы ценим всех людей, независимо от культуры, потому что признаем, что все люди созданы по образу и подобию Бога (Бытие 1:27). Мы также считаем, что разнообразие культур – прекрасно, и различия в еде, одежде, языках и т.д. следует ценить и беречь. В то же время, мы знаем, что из-за греха не все верования и практики в разных культурах являются благочестивыми или культурно полезными. Истина не субъективна (Иоанна 17:17), она абсолютна, и существует моральный стандарт, согласно которому все люди из любой культуры будут привлечены к ответственности (Откровение 20:11-12).
Наша цель как миссионеров не заключается в том, чтобы заставить весь мир жить по западной модели. Скорее, она заключается в донесении всему миру благой вести о спасении во Христе. Евангельское послание будет вести к социальной реформе до такой степени, что любое общество изменит свои обычаи, которые противоречат Божьим моральным нормам – например, идолопоклонство, полигамия и рабство придут к концу, если Слово Божье получит должное влияние (Деяния 19). В вопросах, не касающихся морали, миссионеры стремятся сохранить и уважать культуру людей, которым они служат.
English
Что такое культурный релятивизм?
в кембриджском словаре английского языка
Это релятивистская точка зрения, согласно которой иерархия стоит на первом месте.
Из журнала The New Yorker
Но только крайняя мораль релятивист заявил бы, что наука обладает монополией на установленные истины и что поэтому мы должны терпеть все политические аргументы.
Из журнала Slate Magazine
В общем, есть простое решение этой проблемы, когда нам следует приспосабливать прошлое к настоящему, а не одно и то же.0003 релятивист «и не слишком пиетист.
Из журнала The New Yorker
Кип — один из великих релятивистов.
Из журнала Slate Magazine
В жанре релятивистских особое значение для понимания места науки имеют два движения.
Из Кембриджского корпуса английского языка
А релятивистская позиция по отношению к современности — утверждение, например, что современность — это всего лишь одна из культурных конфигураций среди других — кажется, противоречит сама себе.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Если релятивистское утверждение о верно, оно, по-видимому, подрывает обоснованность тех самых условий современных интеллектуальных дебатов, которые делают это утверждение мыслимым.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Даже если мы не живем в релятивистском мире, то мы живем в мире, который для всех практических целей вполне мог бы им быть.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Подобно метаэтикам , релятивистам , те, кто придерживается утилитаризма как своего исключительного вида этики, привержены принятию социальных фактов такими, какими они их находят.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Один вид разума доступен только метаэтическому релятивисту .
Из Кембриджского корпуса английского языка
Чтобы быть таким личным делом, вера должна быть соединена с релятивистское признание других верований, присоединение, которое никогда нельзя принимать как данность.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Он также совместим с релятивистской точкой зрения , поскольку признает эмпирическую и сценарную природу концепций эмоций и учитывает различия в концепциях эмоций в разных языках и культурах.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Некоторые думают, что это подтверждает скептические или релятивистские выводы о морали, поскольку показывает, что мораль нельзя рассматривать как что-то вроде системы или кодекса.
Из Кембриджского корпуса английского языка
Пороки этой позиции, если они не очевидны из ее голой формулировки, станут яснее при анализе релятивистских или телеологических позиций.
Из проекта Гутенберг
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Что такое релятивизм? | Истина и реализм
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстина и реализмЭпистемологияМетафизикаФилософия языкаФилософия математики и логикиКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстина и реализмЭпистемологияМетафизикаФилософия языкаФилософия математики и логикиКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Твиттер
- Подробнее
Cite
Богоссян, Пол (ред. ),
‘Что такое релятивизм?’
,
в Патрике Гринеу и Майкл П. Линч (ред.)
,
Правда и Реализм
(
Оксфорд,
2006;
онлайн Edn,
Academic
, 1 сентября. , 2010
), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199288878.003.0002,
, по состоянию на 25 октября 2022 г.
Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстина и реализмЭпистемологияМетафизикаФилософия языкаФилософия математики и логикиКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта
Закрыть
Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicИстина и реализмЭпистемологияМетафизикаФилософия языкаФилософия математики и логикиКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте
Advanced Search
Abstract
В этой главе рассматривается природа релятивизма, основное внимание уделяется понятию, характеризуемому следующей основной идеей: релятивист относительно данной области D утверждает, что обнаружил, что истины D включают неожиданное отношение к параметру. Эта идея лежит в основе самых важных и успешных релятивистских тезисов, когда-либо выдвигавшихся. Таким образом, Галилей обнаружил, что истины о движении неожиданно относительны в том смысле, что движение объекта всегда связано с переменной системой отсчета. И Эйнштейн обнаружил, что истины о массе неожиданно относительны в том смысле, что масса объекта всегда относительна к переменной системе отсчета. В главе разрабатывается модель того, как следует понимать такие открытия. Затем рассматривается, в какой степени эта модель дает нам право на те релятивистские тезисы — например, о морали или эпистемическом обосновании, — которые больше всего интересовали философов.
Ключевые слова: реляционные истины, релятивизм, мораль, эпистемическое обоснование
Предмет
ЭпистемологияФилософия языкаМетафизикаФилософия математики и логики
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступом
Получить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр ваших зарегистрированных учетных записей
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов организаций
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.