Релятивизм простыми словами: Что такое релятивизм простыми словами, его определение и исторические корни, влияние на философию

Что такое релятивизм простыми словами, его определение и исторические корни, влияние на философию

Слово «релятивизм» имеет латинские корни и переводится на русский язык как «относительный». Сторонники такого учения отрицают, что явления и вещи могут быть определёнными и устойчивыми, и поддерживают следующее утверждение: действительность постоянно изменяется. Существует несколько значений этого слова, которыми его наделяли исследователи.

  • Что такое релятивизм?
    • В Энциклопедическом словаре
    • В словаре Ожегова
    • В словаре Ушакова
  • Исторические и гносеологические корни релятивизма
  • Значение релятивизма для философии
  • Моральный релятивизм как разновидность релятивизма

Что такое релятивизм?

В Энциклопедическом словаре

В нём под словом «релятивизм» подразумевается субъективное познание мира, которое является условным и относительным, с полным отрицанием любых правил и норм этики.

В словаре Ожегова

Здесь «релятивизм» определяется как такой принцип методологии, последователи которого, признавая абсолютную условность, субъективность и относительность знаний человека об окружающем мире, полагают, что объективно познать существующую действительность невозможно.

В словаре Ушакова

Ушаков рассматривает два значения слова «релятивизм». Это:

  1. Учение идеалистов в философии, которое возводит в аксиому принцип относительности накопленных знаний, отвергает идею абсолютной истины и утверждает, что познать реальность объективно нет никакой возможности.
  2. Второе название теории относительности — учения Альберта Эйнштейна о принципах функционирования окружающего нас мира.

Исторические и гносеологические корни релятивизма

Предпосылки его возникновения возможно отследить, изучив взгляды софистов из Древней Греции. Знаменитый философ Протагор, провозгласив небезызвестный принцип о том, что мерой всех вещей является человек, фактически признал: в известной нам реальности нет устойчивых или объективных вещей либо явлений, а познание зиждется только на чувствах и вкусах человека, которые значительно различаются у разных индивидов. Следовательно, чёткого и окончательного ответа, что есть определённая вещь, дать невозможно.

В учении античных скептиков мы можем обнаружить такие элементы, характерные для релятивизма, как обнаружение ими условности и ограниченности получаемых знаний, которые к тому же зависят от сложившейся исторической конъюнктуры. Это означает, что такие знания могут быть пересмотрены через некоторый промежуток времени в противоположную сторону, поскольку такие действия могут быть выгодны правителям какого-либо государства, а также в случае совершения научного открытия, полностью меняющего сложившуюся картину мира. Отсюда скептики сделали вывод, что любое знание относительно и недостоверно в принципе.

В чём заключаются гносеологические корни релятивизма?

  • Придание повышенного значения условиям, при которых происходит познание. Кроме того, релятивисты ставят в зависимость жёсткую зависимость получение новых знаний от таких факторов, как, например, психологическое состояние исследователя, его потребности биологического уровня, доступные теоретические средства;
  • Отказ признавать логическую связь между старыми и вновь полученными знаниями, их преемственность. Поэтому сторонники такого учения считают, что доказательство новой теории служит неопровержимым свидетельством неполноты, субъективности старых знаний. Исходя из этого, они делают вывод: любое познание необъективно и никогда не сможет стать объективным. Такое утверждение поддерживают не только релятивисты, но и агностики.

Значение релятивизма для философии

С помощью постулатов релятивизма философы в XVI–XVIII веках, например, Мишель Монтень и Эразм Роттердамский, критиковали догмы христианской церкви и во многом способствовали распространению бунтарских революционных настроений в массах, которые вылились в английскую революцию в середине XVII века и Великую французскую революцию в конце XVIII века.

Релятивизм является важной составляющей частью такого течения в философии как субъективный идеализм, основоположниками которого считаются Джордж Беркли и Давид Юм, отстаивающие возможность познания только в качестве описания ощущений органов чувств.

Моральный релятивизм как разновидность релятивизма

Сторонники такого философского течения полагают, что нравственности в объективном смысле не существует, нормы морали, принятые в обществе, не обязательны для следования и исполнения, а понятия зла и добра в абсолютном выражении не более, чем выдумка.

В связи с этим, исследователь Порус заметил, что моральный релятивизм легко может переродиться во вседозволенность, а люди, придерживающиеся подобной точки зрения будут стараться обесценить нравственные нормы до максимально низкого уровня, не будут пытаться искать компромиссы и договариваться на взаимовыгодных условиях.

Философ Круглов выделяет две разновидности морального релятивизма:

  1. Первый вариант исходит из понятия условности зла и добра, а также относительности моральных норм в зависимости от времени и места действия. Отсюда приверженцы такой точки зрения делают вывод, что если зло или добро не могут быть точно определены и являются относительными, то любые нормы морали также относительны.
  2. Второй вариант определяет, что добро и зло безусловны, но, в то же время, мораль является условным понятием. Поэтому сторонники данного философского течения считают, что только добро или зло может быть абсолютом, следовательно, всякие нормы морали будут только относительными.

понятие и основные идеи, виды

Что такое релятивизм, основные идеи

Релятивизмом — это одна из методологических концепций в философии, не признающей абсолютов и универсальных истин в области познания. Термин «релятивизм» происходит от латинского слова «relativus», т.е. «относительный».

Релятивисты твердо убеждены в относительности всего сущего, они не признают существования универсальных нравственных принципов, отмечая лишь присущую индивидам множественность разнообразных моральных взглядов и убеждений, согласование которых между собой принципиально не возможно. Кроме того, они не признают и абсолютные истины, считая все известные сведения о человеке и окружающей его действительности противоречащими друг другу (что мешает привести их к общей мировоззренческой позиции).

Последователи релятивизма рассматривают область познания как совокупность различных оценочных констатаций, способных удовлетворить интересы, пристрастия, пожелания и убеждения отдельных людей и групп людей. Культурные достижения рассматриваются ими как ценности, созданные конкретными людьми в конкретную историческую эпоху, что обуславливает их относительность.

Описываемое учение часто пересекается с философским скептицизмом (а иногда — и с цинизмом), поскольку его основные черты во многом тождественны взглядам античных скептиков. К примеру, подобно скептикам сторонники релятивизма считают любые знания условными и неполными, а потому сильно зависимыми от исторических условий, в которых происходил процесс познания.

Первыми философами, выдвинувшими подобные тезисы, были древнегреческие софисты Протагор и Горгий. Затем релятивизм развивался в рамках античного скептицизма, позже данные взгляды были поддержаны последователями эмпиризма в Англии и скептиками Нового времени, чему способствовала постоянная постановка вопроса об относительности знания, закономерно возникавшая во времена смены одного мировоззрения на другое.

Разновидности релятивизма

Выделяют следующие, часто кардинально отличные друг от друга, разновидности релятивизма:

  • Под социально-культурным релятивизмом понимается выделение своеобразия и изменчивости (общественной, лингвистической и культурной) любой социальной системы на протяжении ее исторического развития, а также ее замкнутость и непохожесть на другие социальные системы. Эта разновидность релятивизма основана на отрицании линейного развития культуры и базируется на представлениях о существовании несоизмеримых мировоззренческих типов, свойственных определенным культурам в определенный временной период.
  • Последователи морального релятивизма отрицают абсолютный характер, вместе с ним отрицая всеобщий и принудительный характер моральных норм, считая мораль условным и ситуативным понятием. Для носителей подобного мировоззрения характерно желание подчинить мораль собственным пристрастиям (что может выражаться в крайних формах гедонизма) либо общественной целесообразности.
  • Негативный релятивизм близок учению софистов, поскольку строится на утверждении об отсутствии истины в любом высказанном человеком суждении.
  • Лучшим выражением взглядов последователей формального релятивизма является привычная всем стандартная фраза «в этом есть доля истины». Сторонники данной концепции верят в существование неких «правды» и «истины», в настоящее время недоступных пониманию людей по причине ограниченности их способностей к познанию. А потому любое суждение не способно отразить всю полноту истины, выражая ее лишь частично. Такие убеждения, основанные на неполноте знаний человека о мире, чаще всего свойственны ученым, высказывающим предположения о возможности преодоления этой неполноты посредством построения единственно правильной общей теории познания.
  • Прагматичный релятивизм рассматривает все имеющиеся в мире философские концепции как равноправные учения, поскольку отрицает саму возможность рационально сравнить их, выбрав из предложенных наиболее правильную и верную.
    К тому же, у всякой концепции есть авторы и сторонники, следовательно, данное учение соответствует определенным целям, а потому может помочь людям решить стоящие перед ними мировоззренческие и познавательные задачи.
  • Отдельно сейчас выделяют и постмодернистский релятивизм, который является логическим продолжением негативного релятивизма, но отличается от него большей глубиной и отсутствием примитивизма. Так, представители указанного течения никогда не отрицали саму возможность познания, но не соглашались с монистической формой познавательного процесса, сложившейся за много веков. Помимо этого, ими отрицаются необходимость и возможность выстраивания любых систем познания, да и целостной философской системы в принципе. Постмодернисты являются последовательными противниками догм, их воззрения основаны на необходимости постепенного движения к познанию.
  • Анархический релятивизм родственен постмодерну, его главный тезис можно выразить формулой «позволено все». Также в своих взглядах последователи данного учения пересекаются со сторонниками прагматичного релятивизма, полагая, что всякий существующий в мире предмет имеет собственное предназначение. Главным выразителем подобных идей стал австрийско-американский учёный, философ Пол Фейерабенд (1924 — 1994), считавший, что любая приходящая в голову человека мысль непременно соответствует чему-либо в реальности.
  • Абсолютный релятивизм во многом является логическим продолжением и развитием описанной нами выше анархической концепции. Последователи данной теории не отрицают объективность процесса познания, они не ссылаются на невозможность полного познания, но стремятся к полноте понимания явлений и предметов, для чего рассматривают их комплексно, с различных позиций, считая каждую из них полноценной и равноправной.

Развитие идей релятивизма

Предпосылки к возникновению описываемого явления прослеживались еще во взглядах древнегреческих софистов. Так, Протагор, считавший человека мерой всех вещей, подобным высказыванием признавал отсутствие в окружающей реальности объективных и устойчивых предметов и явлений, относя сферу познания к области вкусов и чувств людей, индивидуальных для каждого человека. Таким образом, он стал первым философом, поставившим под сомнение абсолютность знаний.

Схожие черты можно обнаружить и в учениях античных скептиков, считавших получаемые человеком знания ограниченными и условными, зависящими лишь от определенного исторического момента. По мнению античных скептиков, получаемые людьми знания через определенное время будут коренным образом пересмотрены, а это может полностью изменить привычную многим картину мира. Значит, любое знание относительно и не может быть абсолютно достоверным.

Определенное развитие релятивизм получил в конце девятнадцатого и начале двадцатого столетий, что связано с попытками ученых осмыслить физику и происходящие в ней масштабные изменения с философских позиций. В итоге некоторые ученые, опиравшиеся на метафизическую теорию познания, но игнорирующие принцип историзма при проведении ими анализа происходящих в науке изменений, стали всерьез говорить об относительности (как Петцольдт) или даже об условности познания (как Пуанкаре).

Моральный релятивизм

В рамках рассмотрения категории релятивизма, следует упомянуть о моральном релятивизме. Последователи морального релятивизма отрицают не только факт существования нравственности, но и принятые внутри социума моральные нормы, считая их необязательными для исполнения, а также относя понятия о добре и зле в абсолютном понимании к выдуманным. Естественно, при стечении определенных обстоятельств подобное мировоззрение легко перерождается в обыкновенную вседозволенность, поскольку разделяющие указанные взгляды индивиды не только обесценивают нормы нравственности и морали, но и не склонны искать по этому поводу компромиссов с окружающими.

Советский и украинский учёный, кандидат философских наук А.И. Круглов разделяет моральный релятивизм на два направления:

  • Первое из них строится на условности добра и зла, отрицая нормы морали лишь относительно, в зависимости от предложенных условий и обстоятельств. Сторонники этого направления считают добро и зло относительными, делая на этом основании вывод об относительности морали;
  • Сторонники второго направления признают безусловность добра и зла, одновременно с этим относя к условностям моральные нормы. Приверженцы данной концепции допускают абсолютность добра и зла, но относят нормы морали к сугубо относительным понятиям.

Определение и значение релятивизма — Merriam-Webster

релятивизм ˈre-lə-ti-ˌvi-zəm 

1

а

: теория, согласно которой знание связано с ограниченной природой ума и условиями познания

б

: точка зрения, согласно которой этические истины зависят от людей и групп, придерживающихся их

2

: относительность

релятивист

ˈre-lə-tə-vist

существительное

Примеры предложений

Недавние примеры в Интернете Социальная неврология раскрывает социальное познание как нечто материально реальное, нейрофизиологически реализованное, независимо от всех вопросов культурного релятивизма или социального конструктивизма. .. — Нейроскептик, Журнал Discover , 16 июня 2016 г. Пример эволюции Томаса Джефферсона в вопросах торговли и производства не представляет собой моральный релятивизм или незнание фундаментальных законов экономики. — Кевин Робертс, National Review , 4 августа 2022 г. Его убеждения нашли отражение в его теории культурного релятивизма . — Эллисон Футтерман, 9 лет.0033 Журнал Discover , 15 февраля 2022 г. Папа Бенедикт рассматривал релятивизм как основную проблему, стоящую перед католической церковью. — Жаклин Л. Сэлмон, Washington Post , 31 декабря 2022 г. Более широкое влияние глупейших проявлений крайнего эпистемологического релятивизма , кажется, ослабло после дела Сокаля и публикации «Высшего суеверия». — Разиб Хан, 9 лет.0033 Журнал Discover , 10 декабря 2010 г. Сезон 5, скорее всего, возьмет моральный релятивизм Шеридана и выльет его на всю государственную политику, как горячий соус, продолжая при этом усиливать несколько неясный комментарий Шеридана о пограничной мужественности. — Джош Сент-Клер, Men’s Health , 13 ноября 2022 г. Мысль о том, что объективность может быть ядовитой, кажется, открывает путь к своего рода мозговому расплавлению.0033 релятивизм , конец возможности самого знания. — Хари Кунзру, Harper’s Magazine , 22 июня 2022 г. Клермонтские студенты преклонялись перед основанием Америки и рассматривали моральный релятивизм и все более могущественную государственную бюрократию как экзистенциальную угрозу. — Мелани Мейсонстафф, писатель, Los Angeles Times , 26 июня 2022 г. Узнать больше

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных онлайн-источников новостей, чтобы отразить текущее использование слова «релятивизм». Мнения, выраженные в примерах, не отражают точку зрения Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

История слов

Первое известное использование

1865, в значении, определенном в смысле 1a

Путешественник во времени

Первое известное использование релятивизм был в 1865 г.

Посмотреть другие слова того же года относительный ветер

релятивизм

релятивистский

Посмотреть другие записи рядом 

Процитировать эту запись

Стиль

MLAЧикагоAPAMМерриам-Вебстер

«Релятивизм. » Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/relativism. По состоянию на 9 марта 2023 г.0033 релятивизм

Последнее обновление: — Обновлены примеры предложений

Подпишитесь на крупнейший словарь Америки и получите тысячи дополнительных определений и расширенный поиск без рекламы!

Merriam-Webster без сокращений

заискивать

См. Определения и примеры »

Получайте ежедневно по электронной почте Слово дня!


Как ты меня только что назвал?

  • Перед тем, как мы пошли к ней домой, Ханна сказала нам, что ее тетя была флиббертигиббет .
  • Бесплатный Оскорбление

Вы знаете, как это выглядит… но как это называется?

ПРОЙДИТЕ ТЕСТ

Сможете ли вы составить 12 слов из 7 букв?

ИГРАТЬ

Простая английская Википедия, бесплатная энциклопедия

Переключить оглавление

Из простой английской Википедии, бесплатной энциклопедии

Релятивизм — это идея о том, что точки зрения не имеют абсолютной истины или достоверности. Они имеют лишь относительную, субъективную ценность в зависимости от точки зрения и обстоятельств. [1]

Общие утверждения, которые можно считать релятивистскими, включают:

  • «Это верно для вас, но не для меня.»
  • «Красота в глазах смотрящего.»
  • «Нельзя судить о других культурах по меркам своей собственной. »

Существует множество форм релятивизма. [2] Этот термин часто относится к релятивизму истины , который представляет собой учение о том, что не существует абсолютных истин, т. е. что истина всегда относится к какой-то конкретной системе отсчета, такой как язык или культура (культурный релятивизм).

Как и моральный релятивизм , моральные принципы применяются только в ограниченном контексте. В контексте принципы и этика имеют место быть; вне контекста их нет.

Сходные идеи есть в нигилизме, скептицизме и аморализме.

Люди, которые согласились с идеей релятивизма, включают Пола Фейерабенда, Исайю Берлина и Ричарда Рорти.

Римско-католическая церковь, особенно при Иоанне Павле II и Папе Бенедикте XVI, определила релятивизм как одну из самых значительных проблем для веры и морали сегодня. [3]

Церковь и некоторые философы определяют релятивизм как отрицание абсолютной истины. Говорят, что без абсолютной истины не может быть моральных ценностей. Если бы не было моральных ценностей, не могло бы быть и греха, и Бога могло бы не быть. По их мнению, релятивизм представляет собой отрицание способности человеческого разума и разума прийти к истине. Истина, по мнению католических теологов и философов (вслед за Аристотелем и Платоном), состоит из adequatio rei et intellectus , соответствие разума и реальности. Другой способ выразить это гласит, что разум имеет ту же форму, что и реальность. Это означает, что когда форма компьютера перед кем-то (тип, цвет, форма, мощность и т. д.) также является формой, которая находится в его уме, тогда то, что он знает, является правдой, потому что его разум соответствует объективной реальности.

Отрицание абсолютной ссылки, axis mundi, отрицание Бога, который приравнивается к Абсолютной Истине, согласно этим христианским философам. Они связывают релятивизм с секуляризмом, препятствием религии в жизни человека.

Папа Лев XIII (1810–1903) был первым известным Папой, употребившим слово релятивизм в энциклике Humanum Genus (1884).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *