Рема и тема: Как убедить текстом: актуальное членение предложения

Как убедить текстом: актуальное членение предложения

Одно и тоже предложение может пониматься по-разному, для этого достаточно поменять местами слова или переставить смысловые ударения. Если определенная фраза находится в контексте, то последующие предложения дают разъяснение, передают нужный смысл. Но зачастую прочитав целый абзац, сложно сделать верное заключение. Необходимо несколько раз перечитать, приложить излишние усилия, чтобы докопаться до истины. Такой текст вряд ли сможет донести идею и убедить читателя в чем-то, скорее всего, большинство просто не будут дочитывать непонятный отрывок. Чтобы высказывания были понятными и легкими для восприятия, необходимо применять правила актуального членения предложения.

Что такое актуальное членение?

Актуальное членение предложения показывает, что русский язык имеет смысловую часть, а именно логическую структуру, и синтаксическую структуру, фактическое отображение. Поэтому актуальное членение предложений, блоков — это принцип разделения на следующие части:

  • тема — исходная, уже известная основа,
  • рема — акцентная информация,
  • соединяющие элементы.

Такое деление в равной степени относится как к фразовым оборотам, так и к тексту в целом. Конечно, в первую очередь необходимо делать акцент на смысловой нагрузке, так как это главная цель текста. Но нельзя забывать и о синтаксисе, так как это проверенный способ по корректному составлению предложений так, чтобы не получилось двусмысленной передачи. Давайте рассмотрим самый известный пример: «Казнить нельзя помиловать». Какой смысл вы уловили изначально? «Казнить нельзя, нужно помиловать» или «Казнить нужно, нельзя помиловать». Как одно слово и запятая могут кардинально менять смысл. Или если поменять местами слова «Казнить помиловать нельзя», то исходя из расположения, можно было бы определить, что «казнить» — это прямой указ. На примере становится понятно, что соблюдение правил актуального членения помогает избежать недопонимания между автором и читателем.

Что означают понятия тема и рема?

Актуальное членение предполагает деление на логические составляющие такие, как отдельные фразы или целые блоки, объединенные по смыслу. Деление происходит на тему, рему и соединяющие элементы. Тема — это известная, исходящая часть, которая угадывается по сути и располагается в начале. Рема — неизвестная, акцентная часть, которая передает цель и смысл, и размещается в конце. Если же рема находится в начале, то обычно потом делается семантическое указание на это. Соединяющие элементы необходимы для дополнения общей картины, чтобы текст не воспринимался кусками, а через логические комбинации.

Методы актуального членения в разговорной речи:

  1. Позиционно. Прогрессивный порядок слов, где тема размещается в начале, а рема в конце.
  2. Интонационно. Смысл выражения передается с помощью ударений и пауз.
  3. Выделительно-ограничительные. Частица «не» указывает на рему: «Пингвины не летают.» Частицы «а, же» обозначают тему: «Дети пошли играть в баскетбол, а Женя вернулся домой.»
  4. Контекст. Применяется уточнение к предложению через описание.

Используйте правила актуального членения предложений, блоков в презентациях, в рекламных текстах, статьях или в сценарии для публичного выступления, чтобы максимально точно донести смысл и получить нужный результат. А если вы хотите детально изучить эффективные способы коммуникаций, то посмотрите курс «Коммуникация: управление вниманием, своим и чужим». Из онлайн-курса вы узнаете, какие существуют рабочие методы по удержанию внимания собеседника. Как получить обратную связь от слушателя и почему это важно. Главный смысл коммуникации в построение отношений, налаживание контакта и достижение желаемого результата. Чтобы убедить собеседника, нужно уметь доносить смысл так, чтобы изменить позицию человека.

Тема и рема — Психологос

Любой автор излагает смысл по-своему логично, но не всегда эта логика видна и понятна. Чтобы восстановить логику автора, нужно понять (догадаться), какими смысловыми кирпичиками мыслит автор и как, чем он их соединяет.

В тексте различают два типа смысловых (логических) кирпичиков: Тема и Рема. Тема – это то, о чем говорит автор.

В этом предложении: слово «Тема» как раз и является темой.

Рема – это что об этом говорит автор.

В этом предложении: Рема (Тема) – это что об этом говорит автор (Рема).

Если Тема — это отправная точка сообщения, то Рема — это то, что об этом сообщается. Как правило, в предложении Рема стоит после Темы.

Деление текста на Темы и Ремы — очень мелкое, дробное. Тема и Рема, как правило, больше слова (могут быть в одно слово), но меньше предложения. Тема и Рема, как правило, составляют одно предложение, хотя бывают предложения, состоящие из нескольких Тем и Рем.

Варианты связки темы и ремы

Пучок: к Теме крепится несколько Рем.

Тема и Рема, (Тема 1) как правило, больше слова (Рема 1), но меньше предложения (Рема 2). Тема и Рема (Тема 1), как правило, составляют одно предложение (Рема 3).

В тексте так могут соединяться два обоснования к одному тезису, две иллюстрации к одному тезису и так далее.

Чередование: Тема продолжается Ремой, которая становится Темой для следующей Ремы.

Например

Любой автор излагает смысл (тема 1) по-своему логично (рема 1).

Эта логика (рема 1 стала темой 2) не всегда видна и понятна (рема 2).

Непонятную логику (рема 2 стала темой 3) бывает нужно восстановить (рема 3). (эта связка тема-рема пропущена).

Чтобы восстановить логику автора (рема 3 стала темой 4), нужно понять (догадаться), какими смысловыми кирпичиками мыслит автор и как, чем он их соединяет (рема 4).

Обычно так связаны между собой тезис и первое обоснование, обоснование – и иллюстрация.

Повтор с новым содержанием: связка Тема-1 — Рема 1 в следующем предложении повторяется, но не буквально, дополняясь новыми смысловыми нюансами.

Например

Читать текст вдумчиво (тема 1) — всегда долго (рема 1). С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык анализа текста (повтор темы 1), на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут (повтор ремы 1).

Детализация: какой-то из смысловых кирпичиков, чаще Рема, раскрывается как целое поле более мелких Тем и Рем.

Например:

Читать текст вдумчиво (тема 1) — всегда долго (рема 1). С каким бы совершенством вы ни отработали свой навык анализа текста (повтор темы 1), на интересный абзац у вас все равно будет уходить до 10 минут (повтор ремы 1).

На странице — 6 абзацев. Страница — час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день — месяц…

Весь этот абзац — раскрытие, детализация Ремы 1 («всегда долго»).

Например:

Логический анализ текста (тема 1) подразумевает выделение логических кирпичиков текста (рема 1). Логические кирпичики текста (рема 1 = тема 2) состоят из двух типов: Тема (рема 2а) и Рема (рема 2б). Тема (рема 2а = тема 3) – это то, о чем говорит автор (рема 3). Рема (рема 2б = тема 4) – это что об этом говорит автор (рема 4).

Рема 1 становится Темой 2, которая становится Темой 2. Peмa втopoгo пpeдлoжeния cocтoит из двyx рем. Пepвая рема cтaнoвитcя тeмoй тpeтьeгo пpeдлoжeния, a втopая – чeтвepтoгo предложения.

Укрупнение: длинные связки Тем и Рем воспринимаются как новое целое и становятся Темой-2 для новой Ремы-2.
Так часто связываются между собой основной текст и вывод, иллюстрация и вывод из нее.

Например

На странице — 6 абзацев. Страница — час. Худенькая книжечка в 240 страниц тогда возьмет у вас 10 полных суток без сна. Если читать непрерывно по 8 часов в день — месяц…

Весь этот длинный абзац можно в целом назвать одним смыслом: «книгу читать долго»

А нужных вам книг — тысячи.

Весь предыдущий абзац воспринят как единая Тема, к нему пристроена Рема: «нужных книг много».

В некоторых текстах темы и ремы не связаны между собой, или пропущена рема или тема. В этом случае тогда связку тема-рема нужно отгадывать и восстанавливать.

Тема и рема | БЛОГ|НА|ЛИНГВИСТИКА

Ярослав Мудрый ♦ 27 ноября 2013 г. ♦ 30 комментариев

Дорогие все,
Вы когда-нибудь слышали термины «тема» и «рема»? В этом посте дается определение этим двум терминам и приводится пример их применения в исследованиях. Обсуждение завершается указанием на важность этих понятий в лингвистике.

Тема (в некоторых источниках также «тема», «предыстория» или «предпосылка») — семантическая отправная точка предложения (или, шире, дискурса), о котором предоставляется некоторая информация:
1) Том любит путешествовать.
2) Нас пригласили друзья.

В этих примерах тема (Том/наши друзья) стоит в начальной позиции. Это самая распространенная позиция для темы в английском языке. Из-за структуры типичного английского предложения SVO (субъект-глагол-объект) тема часто является подлежащим; однако пассивный залог нарушает это правило. Стоит отметить, что в некоторых других языках тему можно найти в середине (например, ирландский, шотландский гэльский, валлийский и т. д.) или в конце (например, фиджийский, палауский) предложения с совершенно правильной грамматикой. В языках со свободным порядком слов (например, в украинском) тему можно найти в любом месте предложения. В японском языке, например, обычное место для их — начало предложения, но возможны и другие положения (см.

ссылку в комментариях ниже для получения дополнительной информации).

Рема (в некоторых источниках также «комментарий», «фокус» или «предсказание») — пункт назначения, в котором презентация перемещается после пункта отправления:
3) Том любит путешествовать.
4) Курение вредно для нашего здоровья.

В примерах 3 и 4 рема представлена ​​словами «как путешествовать» и «вредно для нашего здоровья». Структурно рема обычно следует за темой в английском языке. Связь темы и ремы ​​создает связность (Bussmann, 1998), превращая части предложения в коммуникативное целое.

Интересное применение теории было реализовано Джоновым (2005; 2007; 2008), который использовал отношения тема-рема для анализа навигации по сайту. Успешная веб-навигация, по ее мнению, должна быть связной, похожей на тему и рему в вербальных текстах. Ссылки на одной странице в этом случае представляют тему веб-сайта, а целевая страница представляет рему веб-сайта.

В заключение, различие между темой и ремой полезно тем, что позволяет проводить семантический анализ отдельной фразы или более крупных текстов. Это возможно потому, что эти понятия ориентированы не только на структурный аспект дискурса, но и на его семантику, что позволяет исследователям выйти за пределы локального (фразового) уровня для изучения тематико-ремовых отношений в более широком масштабе. Более того, тема-рематический анализ может быть применен к различным текстам, в том числе мультимодальным, например, веб-сайтам.

Читать похожие сообщения:
Фонема – звук – аллофон – телефон
Связность и связность
Что такое лингвистика?

Ссылки
Bussmann, H. (Ed.). (1998). Языковой и лингвистический словарь Routledge

; переведено и отредактировано Грегори Траутом и Керстин Каззази. Лондон: Рутледж.
Джонов, Э. (2005). Анализ организации информации на веб-сайтах: от дизайна гипермедиа до системного функционального анализа дискурса гипермедиа . Кандидатская диссертация, Школа английского языка и Школа изучения современного языка, факультет искусств и социальных наук, Университет Нового Южного Уэльса, Австралия.
Джонов, Э. (2007). Иерархия веб-сайта и взаимодействие между организацией контента, веб-страницей и дизайном навигации: перспектива системного функционального анализа дискурса гипермедиа. Журнал информационного дизайна , 15(2), 144-162.
Джонов, Э. (2008). Структура детского сайта и навигация. В L. Unsworth (Ed.), Мультимодальная семиотика: функциональный анализ в контексте образования (стр. 216-236). Нью-Йорк: Континуум.
Ярослав

Нравится:

Нравится Загрузка…

Тема и Рема против Данной и новой информации — Appunti

Для Холлидея Тема — это элементы, которые служат отправной точкой сообщения; это то, к чему относится данное предложение. Остальная часть сообщения, в которой развивается тема, — это РЕМА.
Из этого определения может показаться, что Тема и Рема соответствуют классическому объяснению значения подлежащего и сказуемого: подлежащее — это то, о чем мы говорим, а сказуемое — то, что мы говорим об этом.
Холлидей утверждает, что Тема определяется ее позицией в предложении. В письменном английском мы сигнализируем о том, что элемент имеет тематический статус, ставя его первым, никаких других сигналов не требуется. Это означает, что:
«На юге Италии мусор стал серьезной проблемой»: тема _На юге Италии_, хотя и не соответствует грамматически подлежащему _мусор_.
В английском языке существует тенденция начинать сообщение с общей темы. Холлидей называет это общее основание Данная информация , то есть информация, которую можно восстановить из текста. То, что считается возмещаемым, может быть таковым, потому что об этом упоминалось ранее, но это не единственная возможность. Это может быть что-то, что находится в ситуации, как я и ВЫ, или, так сказать, в воздухе; или что-то такое, чего вообще нет вокруг, но все говорящие хотят представить как Дано в риторических целях. Смысл такой: это не новость.
С другой стороны, Холлидей относится к новой информации как к информации, которую невозможно восстановить из текста, заявив, что то, что считается невосстановимым, может быть чем-то, что не было упомянуто; это может быть что-то неожиданное, упомянутое ранее или нет. Значение такое: это новое.
В этом предложении: Я вчера сел в автобус, и водитель был пьян —> водитель Дан, потому что первое предложение говорит нам об автобусе, и мы делаем вывод из наших знаний о мире, что у автобусов есть водители. Новой и, скорее всего, шокирующей информацией является тот факт, что водитель был пьян.
Новая информация не обязательно всегда неизвестна читателю —> Даже самые лучшие планы могут пойти не так: «может пойти не так» трудно считать новой информацией, потому что мы знаем, что всегда есть вероятность того, что даже самые тщательно спланированные вещи пойти не так. Но мы должны рассматривать это как новую информацию, потому что автор хочет, чтобы читатель обратил внимание на эту возможность.
В галлидейской грамматике существует фундаментальное различие между понятиями темы и ремы ​​и понятиями данного и нового: хотя они связаны, данное и новое, а также тема и рема не являются одним и тем же. Тема — это то, что я, оратор, хочу взять за отправную точку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *