Ресурсный подход в психологии: Ресурсный подход в психотерапии //Психологическая газета

Содержание

Ресурсный подход в психотерапии //Психологическая газета

В наше нестабильное время важно уметь пользоваться прежде всего своими собственными ресурсами прежде, чем прибегать к незнакомым новым технологиям, – слишком много профанации и дилетантства. Также в период эпидемий важно понимать, на чем строится фундамент ресурсов человека и как его можно укреплять. Именно этими задачами занимается ресурсная психотерапия, которую разработала автор и о которой уже много лет мы говорим на секции «Ресурсная психотерапия» в рамках конгрессов Общероссийской профессиональной психотерапевтической Лиги. 

Ресурсный подход в психотерапии – это результат интеграции психологических наук в медицину и результат запроса на методы помощи пациентам, способным к саморазвитию и активному участию в процессе лечения. Ведь часто болезнь представляет собой не только соматическое, но и психическое страдание, не только биологическое, но и социальное явление, как по происхождению, так и по его последствиям.

Современный клиницист обязан считаться с психикой больного, учитывать его отношение к болезни, его личностные ресурсы и способности. Немаловажно для практического врача – знать историю возникновения патологии, исследовать каким образом формировались его психофизиологические ресурсы от рождения до начала заболевания, какие запускные механизмы имели место быть, какие патогенные влияния испытывал пациент [3].

Сегодня становятся актуальными клиент-центрированный подход, персонализированная медицина, индивидуально-направленные услуги в медицине. Все это требует реорганизации подготовки врачей с учетом большого объема психологии и психотерапии в программах подготовки клиницистов [12]. Сегодня идет накопление практического опыта, связанного с попытками сближения профессиональных интересов интернистов, психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов в широкой области медицинской практики. Такое сотрудничество способствует пополнению знаний в смежных специальностях, формированию исчерпывающей картины болезни (ее психической и соматической составляющих, «в таких случаях речь идет об интеграции, но не о простом суммировании или подмене знаний специалистов» [12].

Уязвимость и сила материнской любви

Ресурсная психотерапия создавалась сначала для оказания помощи женщинам в период беременности и родов. Практика показывала, что некоторые методы психотерапии могут быть неэффективными и даже вредными для данного контингента, особенно для женщин невротического склада. Применение методов ресурсной психотерапии, имеющих как профилактическое, так и общетерапевтическое значение, стало важным подспорьем для врачей в системе родовспоможения [8]. Это направление, в котором реализуется исследование психосоматического причинного слоя осложнений, решается задача целенаправленной коррекции внутренней картины болезни с учетом социальных и личностных причин ее вызвавших. Ресурсная психотерапия интегрировала в себе знания таких областей медицины как акушерство, педиатрия, семейная психотерапия, а так же рефлексотерапия и неврозология. В широком смысле ресурсная психотерапия является частью психологии и гуманистической медицины, опирающейся на представление о неповторимости человеческой личности и реализующей во врачебной и консультативной практике идею единства психического, физического и социального [5].

Понятийной и концептуальной базой ресурсной психотерапии явилась перинатальная психология (Коваленко Н.П.) и ее методы, которые предлагались для диагностики и коррекции психоэмоциональных проблем в период беременности и родов. Этот блок знаний выявил целый спектр закономерностей и взаимосвязей психического и физического не только у самой беременной, но и у супруга, ребенка и других родственников.

Выявилось, что семья как живой организм, имеющий генетическую общность, оказывает на психофизиологические процессы матери и ребенка сильные воздействия и могут быть как поддерживающими и ресурсными, так и разрушительными и обесточивающими, в зависимости от качества эмоционального фона и культуры взаимоотношений. 

Так же и ресурсы самой женщины могут быть сформированы с благоприятным акцентом на материнство, а могут быть не сформированы и отягощать течение беременности родов. Так идея Материнской Доминанты, которая была описана А.А.Ухтомским, нашла применение в наших исследованиях. В настоящее время создан комплект диагностических методик, который позволяет исследовать ресурсный потенциал женщины (и ее мужа) в период деторождения, чтобы четко моделировать объем коррекционной и терапевтической работы для достижения наилучшего исхода родов и реализации родительства. Часто семья, ожидающая ребенка, не придает значения тем коллизиям, которые существуют в семейной системе и не представляют возможным изменения. Однако практика показывает, что психокоррекционная работа снижает риски тяжелых родовых патологий на 30-40%, в некоторых случаях даже на 60-70%, что показывает важность оказания профилактических и психокоррекционных мероприятий до родов. Хорошо подготовленная женщина рожает мягче, имеет меньше болевых переживаний, меньше стрессовых нагрузок, легче переносит послеродовой период. Ей удается мягко корректировать сложные семейные неурядицы и легче переживать новую роль матери. Подготовленная женщина легче сотрудничает с персоналом роддомов и правильно ведет себя в родильном зале.

Это все облегчает работу персонала и делает роды менее травматичными. 

Становится очевидным, что психопрофилактические мероприятия, предусмотренные в ресурсной психотерапии, являются основой организации в системе родовспоможения психологической подготовки к родам. Чаще такая работа осуществляется вне роддома и качество таких услуг не может быть гарантировано, так как ведут такую работу непрофессионалы. Четко организованная работа в контакте женской консультации и роддома могут сделать такую подготовку эффективной и досягаемой для женщин. Однако, психопрофилактическая работа важна не только в акушерской практике, но в других областях медицины. Ресурсная психотерапия – это уже универсальная модель, которая может быть применима при решении многих клинических задач.

Важнейшее место в кругу вопросов, связанных с практикой психопрофилактики и ресурсной психотерапией, занимает проблема взаимоотношений между ресурсным психотерапевтом и его пациентом (психологом и клиентом). В перинатальной психологии описаны актуальные связи в системе отношений роженица-акушерка, беременная-врач и выявлены или ятрогенные, или позитивные развивающие воздействия. Все зависит от качества коммуникаций в этой системе отношений. Далеко не каждый специалист, даже высокого профессионального уровня, способен по-человечески поддержать больного, стать при этом для него в какой-то мере психологом, чем просто врачом. Нужно помнить и то, что чрезмерная психотерапевтическая активность врача может привести к ятрогенным влияниям, так совместить две профессии довольно сложно и ошибок не избежать. Женщина в период родов или человек, переживший стресс, потерю, травму, становится очень впечатлительным и чрезмерно восприимчивым и может фиксировать малейшие дисгармоничные действия персонала и переживать их как травму. Безоговорочное же принятие всех жалоб и неумение выявить истинные чувства больного чревато не только непредсказуемостью поступков и намерений пациента, но и падением профессионального авторитета врача в глазах его коллег и пациентов.

Средствами ресурсного психотерапевтического подхода при наличии эффективного контакта психотерапевта, врача или психолога с больным можно ускорить решение целого ряда важных задач. Можно добиться оптимальной реализации общего плана диагностических, лечебных, реабилитационных мероприятий. Первичный курс ресурсной психотерапии имеет психопрофилактическое и психокоррекционное значение и при применении ресурсной психотерапии в случае психогенных соматических расстройств на первый план выдвигается собственно терапевтический аспект.

Чувственный компонент реакции личности на болезнь почти всегда включает эффект беспокойства, тревожности, страха, иногда тоскливой подавленности или апатии.

При любом заболевании опасения за его исход, озабоченность по поводу того, как это отразится на работе, семейной жизни, страх перед предстоящим обследованием, процедурами или операцией представляют тот эмоциональный фон, который может осложнить течение болезни и негативно отразиться на результатах проводимого лечения.

Поэтому снижение выраженности подобных переживаний, снятие эмоционального напряжения является в ряде случаев одной из главных целей психотерапевтического подхода [1]. Патогенность тревожных состояний во время беременности хорошо изучена перинатальными психологами и доказана необходимость подготовки женщин к регуляции эмоциональных и поведенческих реакций на стресс во время беременности и после родов [13]. Для этого в ресурсной психотерапии предусмотрены методики активизации творческого потенциала больной (или беременной), с помощью которых осуществляется коррекция эмоционального состояние и пост-стрессового синдрома. Это ресурсная арт-терапия, ресурсные инсталляции и тренинг само-регуляции. Хорошо изучено явление – накопленный стресс – дистресс, при котором не только эмоциональная сфера переживает сверхнагрузки, но и физиология начинает давать сбои. Здесь так же показана работа в русле ресурсной психотерапии.

Преобладание тоскливого или апатического аффекта также может выступать в качестве причины либо в качестве одного из следствий вынужденной гипокинезии, поэтому другой важной задачей часто становится повышение активности больного. Необходима мобилизация всех внутренних ресурсов на борьбу с заболеванием. В беседах с больным должна настойчиво проводиться мысль о том, что процесс выздоровления может быть замедлен или ускорен его собственным отношением к болезни и лечению. Для решения этой задачи в ресурсной психотерапии так же применяется «ресурсная арт-терапия», голосотерапия и др. Применение этих методик для беременных с угрозой невынашивания, с сопутствующими беременности патологиями показала их корректность и эффективность.

Пробудить у пациента чувство жажды жизни, активное желание саморазвития, изменение возможностей, приобретения навыков, которые могут быть применены за стенами лечебного учреждения – это трудная задача, требующая времени. Обычно, в случае гипернозогнозии на первом этапе психокоррекции показаны методы «поддерживающей» психотерапии, направленные на редукцию чувства страха, отчаяния и беспомощности. Такая техника эффективна у больных с выраженным «избеганием опасности», чертами зависимости, инфантильности, тревожности, ориентации на авторитет врача. Психотерапия на данном этапе носит преимущественно симптоматический характер и решает задачи снижения уровня тревожности, отвлечения внимания от ипохондрических переживаний, осмысления лечебного процесса [10]. 

Но такой подход обладает малой эффективностью и эффект удерживается малое время. Задача ресурсной психотерапии – формирование у больного активной и самостоятельной установки на возможность выздоровления и на активное «соучастие» в процессе лечения, готовность к тренингу и экспериментам, исследование причин болезни, способность активно участвовать в анализе результатов и принятии ответственности за результаты лечения. Сейчас в период пандемии, это особенно важно.

В случае гипогнозии на первом этапе лечения целесообразно использование «рациональной» психокоррекции с директивно-суггестивными элементами, направленной на разъяснение пациенту необходимости лечения, пагубности последствий нарушения режима и попыток самолечения. Некоторые авторы отмечают эффективность такой психотерапии в первую очередь у больных с выраженным «поиском нового», низким уровнем тревожности, высокой активностью и самоконтролем, недооценкой существующей опасности [10]. Для них важен процесс активизации их ресурсного потенциала, творческая активность, что обеспечивает ресурсная психотерапия.

На дальнейших этапах психотерапии таких пациентов показаны методики, направленные на коррекцию гипертрофированных представлений пациента о собственной компетентности в ситуации болезни, развитие его альтруистических эмоциональных стратегий, сопереживания, способности к сотрудничеству и уважению других. Таким пациентам показана ресурсная арт-терапия для активизации творческого потенциала через саморефлексию. В момент самоизоляции особенно показан этот метод самопознания и саморазвития.

Современная медицина – прежде всего медицина доказательная, основанная на протоколах и стандартах диагностики, лечения и профилактики конкретных заболеваний. С одной стороны, стандарты – огромное достижение в предотвращении врачебных ошибок, а с другой – это инструкции, в которых пока не предусмотрены психосоматические взаимоотношения. В связи с этим назрела необходимость разработки четких, стандартизированных программ диагностики психических расстройств в общемедицинской практике. Так на наш взгляд, учитывая ресурсный подход в психотерапии необходимо усиление профилактических программ, которые и могут развивать ресурсный потенциал человека и осуществлять корректирующее воздействие в момент первичных отклонений, не позволяя формировать патологии соматизированной.

Погружаясь в тему ресурсного потенциала человека, мы воспользовались теорией А.Г. Маслоу [9], и концепцией инстинктов В.И. Гарбузова [4] и теорией психических доминант А.А. Ухтомского [11]. Объединяя эти авторские подходы, мы пришли к особому видению запускных механизмов адаптации, мотивационной и поведенческой деятельности человека и остановились на варианте, описывающем инстинкт как ресурс.

Идея создания ресурсного подхода в психотерапии родилась при разработке комплексных программ психопрофилактики и психокоррекции беременных женщин и их семей. Эта задача была успешно решена, создана программа «Глория», которая успешно распространяется в России и в странах СНГ и используется для организации службы психологического сопровождения беременных и рожениц [6]. В процессе создания и внедрения этой программы мы набрали огромный массив информации о проблемных зонах современной семьи и способах их компенсации. В результате выявилось, что при оказании консультативной психотерапевтической помощи семье успех зависит не только от теоретической и практической модели консультирования, но и от возможностей и способностей самих членов семьи, их ресурсов и мотивированности на психотерапевтическую работу.

Уже много лет в Санкт-Петербурге на базе Балтийского Гуманитарного Института (ЧОУ ВО БГИ), Новосибирского государственного университета (ФГАОУ ВО «НГУ») проводится повышение квалификации психологов, а также усовершенствование врачей и психотерапевтов в области ресурсной перинатальной психологии и психотерапии, проводятся конференции при поддержке СПбГУ, НИИ АГ им. Д.О. Отта. Детальное изучение вопроса о причинах психосоматических осложнений дает право предположить, что личностно-средовые факторы занимают одно из первых мест в генезе соматических заболеваний [2].

Для оказания профилактической и терапевтической помощи женщинам в климактерическом периоде (с сочетанными патологиями) разработана программа «Камелия», которая имеет выраженный терапевтический эффект у женщин с психосоматическими осложнениями. Разработаны диагностические методики для работы с ресурсом семьи и выявления причин возникновения психосоматических расстройств на фоне эмоциональных травм, накопленных в семье [7].

Это показывает универсальные свойства методик ресурсной психотерапии и их высокую эффективность. Таким образом, ресурсный подход является перспективным направлением в профилактике психосоматических патологий.

Ресурсы человека – это результат его усилий и конкретных действий. Именно этот тезис – основа тактики ресурсной психотерапии.

Список литературы

  1. Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. – М., 1999.
  2. Бурковский Г. В., Коцюбинский А.П., Левченко Е.В., Ломаченков А.С. Использование опросника качества жизни (версия ВОЗ) в психиатрической практике (Пособие для врачей и психологов). – СПб., 1998.
  3. Василенко В.Х. Введение в клинику внутренних болезней.- М., 1985.
  4. Гарбузов В.И. Неврозы и психотерапия, Санкт-Петербург, Сотис, 2001. – 242с.
  5. Дроздов А.А., Дроздова М.В. Полный справочник психотерапевта, М.: Эксмо, 2008. – 704с.
  6. Коваленко Н.П. Перинатальная психология. — СПб., СПбГУ, 2000.
  7. Коваленко-Маджуга Н.П. Психосоматическая медицина и ресурсная психотерапия в практике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 7. – С. 113-116.
  8. Коваленко-Маджуга Н.П. Ресурсная арт-терапия. – СПб., Петрополис, 2009. 
  9. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А.М. Татлыбаевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. – СПб.: Евразия, 1999. – 432с.
  10. Смулевич А.Б., Сыркин А.Л., Козарев В.Н. и др. // Журн. неврологии и психиатрии. – 1999. – №4. – С.4 – 16.
  11. Ухтомский А.А. Доминанта, Букинистическое издание, 2002. – 448с.
  12. Циммерман Я.С., Белоусов Ф.В. // Клиническая медицина.- 1999.- № 8.- С. 9-15.
  13. Шкуротенко О.Б. Психосоматические расстройства у беременных женщин. Сборник научных статей РАППМ. Под ред. Коваленко Н.П. – СПб., Петрополис, 2011.

1.1. Ресурсный подход в психологии

Ресурсный подход в общей психологии. Ресурсная теория внимания впервые была предложена Д. Канеманом (Kanheman, 1973). В рамках данной теории Д. Канеман связывает внимание с ментальным усилием или ресурсом. Любая ментальная задача, выполняемая осознанно, может быть решена только в том случае, если ей выделен необходимый ресурс. В. Н. Дружининым было предложено понятие «когнитивный ресурс». В общем виде когнитивный ресурс определяется через множество когнитивных элементов, которые одновременно используются человеком в процессе переработки сложной информации. Когнитивный ресурс определяется как количественная характеристика когнитивной системы, а именно – мощность множества связанных когнитивных элементов, которое отвечает за активное создание многомерных моделей реальности в процессе решения задач разного уровня сложности (Дружинин, 2001). По предположению В. Н. Дружинина, в каждый конкретный момент одновременно может активизироваться только часть когнитивных элементов из всей их совокупности. Активизация когнитивных ресурсов (множества когнитивных элементов), релевантных условиям задачи, определяет успешность ее решения (Дружинин, 2001). Семантически близкие понятия используются и другими авторами, в част ности, «интеллектуальный потенциал» (Д. Ушаков) и «интеллекту альный ресурс» (М. Холодная) (см.: Горюнова, 2009).

Психологические ресурсы, рассматриваемые в рамках общей психологии, отличаются от личностных ресурсов, рассматриваемых в рамках психологии личности. Если сопоставить понятия психологических и личностных ресурсов, то можно отметить, что психологические ресурсы включают когнитивные, психомоторные, эмоциональные, волевые и другие общепсихологические свойства человека. Личностные ресурсы включают разнообразные свойства, черты, установки личности, оказывающие влияние на регуляцию поведения в напряженных ситуациях жизнедеятельности и отраженные в качествах самоконтроля, самооценки, в чувстве собственного достоинства, мотивации и др. (Рогозян, 2011).

Ресурсный подход в психологии личности. Как уже отмечалось, личностные ресурсы представляют собой определенные навыки и способности человека и их разграничивают с социальными (средовыми) ресурсами, которые характеризуют доступность для личности помощи в социальной среде – со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев (Бодров, 2001; Муздыбаев, 1998). Для описания личностных ресурсов А. Г. Маклаков вводит понятие «личностный адаптационный потенциал», который включает нервно-психическую устойчивость, уровень развития, обеспечивающий толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся основой саморегуляции и влияющую на степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, определяющее чувство собственной значимости; уровень конфликтности личности; опыт социального общения (Маклаков, 2001). В. Франкл относил к категории психологических ресурсов даже такие феномены, как надежда, рациональная вера, душевная сила (мужество) (Франкл, 1990). На данный момент это направление продолжает развиваться в русле позитивной психологии.

В тесной связи с психотерапией находится психология стресса. Хотя это направление психологической науки располагается на стыке психофизиологии, психологии личности, социальной психологии и других смежных дисциплин, все же именно в той части психологии стресса, которая наиболее близка к психотерапии – а именно сфера копинг-стратегий и преодоления стресса – ресурсный подход оказался наиболее эффективен.

В. А. Бодров определяет ресурсы (в рамках психологии стресса) следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» (Бодров, 2006, с. 115–116). Похожее по смыслу определение понятию ресурса в контексте психологии стресса дает К.  Муздыбаев. Он определяет ресурсы как средства к существованию, возможности людей и общества; как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды; как жизненные ценности, которые образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями (приводится по: Калашникова, 2011). В качестве иллюстрации еще одного определения ресурса в рамках психологии стресса можно привести следующее. Ресурсы – это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям» (Водопьянова, 2009, с. 290).

Таким образом, в психологии личности и смежных дисциплинах в качестве ресурсов человека рассматриваются некие внутренние элементы или переменные, которые помогают совладать с различными жизненными трудностями.

Понятие «личностный потенциал». Помимо понятия «личностный ресурс», в психологии используется понятие «личностный потенциал». «Потенциал (от лат. potentia – сила) – это возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» (Прохоров, 1985, с. 1043). Это понятие является более широким, поскольку включает не только совокупность личностных характеристик. Как отмечал Д. А. Леонтьев, когда мы говорим о личностном потенциале, речь идет не столько о базовых личностных чертах или установках, сколько об особенностях системной организации личности в целом, о ее архитектонике, основанной на сложной схеме опосредствования (Леонтьев, 2002).

Феноменологию, отражающую эффекты нормального функционирования личностного потенциала или его недостаточности, в разных подходах в психологии обозначали по-разному: воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и т. д. (Косырев, 2011). Лучше всего, по мнению Д. А. Леонтьева, ему соответствует понятие «жизнестойкости», введенное в психологию представителем экзистенциальной персонологии С. Мадди (Леонтьев, 2002). Мадди определяет жизнестойкость не как личностное качество, а как систему установок или убеждений субъекта (Maddi, 1998). Существуют частные формы личностного потенциала, например, «личностный адаптационный потенциал». Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) рассматривается как системное свойство, заключающееся в способности личности адаптироваться к условиям окружающей среды. Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более экстремальным условиям социальной и природной среды может приспособиться человек (Маклаков, 2001). В числе характеристик, образующих ядро адаптационных возможностей личности, выделяют высокий уровень эмоциональной устойчивости, низкий уровень тревожности, адекватную самооценку личности, высокий уровень развития волевой регуляции, систему установок и смысложизненных ориентаций личности, высокий уровень морально-нравственной ответственности личности и др. (Харина, 2008).

Ресурсный подход в социальной психологии. В социальной психологии ресурсный подход часто реализуется в процессе организационно-психологических исследований. Это происходит в связи с тем, что в числе главнейших ресурсов организации признаны сотрудники с их личностным потенциалом, а также потенциалом их взаимодействия (Barney, 1991).

В работах Б. Ф. Ломова (Ломов, 1972) используется понятие «групповой потенциал», но без детальной проработки. В любой группе существует определенный уровень активности и инициативы членов, что дает, по выражению Б. Ломова, «потенциал группы». Как указывает Б. Ф. Ломов, потенциал групповой продуктивности реализуется через присутствие других людей в коллективе. При присутствии других людей повышается активность, мотивация, контроль выполнения задачи. Наиболее глубоко понятие «потенциал коллектива» проработано в исследованиях А. Н. Лутошкина (Лутошкин, 1979, 1988). А. Н. Лутошкин пишет об использовании дополнительных возможностей человеческого фактора коллективов путем реализации так называемых «потенциалов коллектива». С. А. Багрецов с коллегами определяют социальный потенциал коллектива следующим образом: «Социальный потенциал коллектива может быть определен как количественная оценка его социального развития, а именно – процесса содержа тельного обогащения межличностных отношений в группе целями и задачами ее деятельности, их общественной сущностью» (цит. по: Михальский, 2001, с. 56). Социальный потенциал коллективов определяется, прежде всего, личностным потенциалом его членов. Однако потенциал коллектива не является суммой личностных потенциалов. В результате складывающихся деловых и межличностных отношений у членов коллектива возникает синергетический эффект индивидуальных личностных потенциалов.

С. А. Багрецов и др. выделяют следую щие характеристики социального потенциала коллектива, оказывающие наибольшее влияние на продуктивность группы и поддающиеся развитию в процессе деятельности: способность к самоорганизации; профессиональная компетентность; мотивация к деятельности; мораль, нравственные нормы; чувство коллективизма. А. Б. Золотов рассматривает социально-психологический потенциал коллектива с несколько другой стороны, а именно как совокупность социально-психологических факторов, существующую в единстве актуального и возможного состояний, которые определяют возникновение дополнительных сил коллектива (см.: Михальский, 2001, с. 57–61).

А. Л. Журавлев (2005) использует понятие «социально-психологические резервы» применительно к трудовым коллективам. Социально-психологические резервы делятся А. Л. Журавлевым на две группы (Журавлев, 2005, с. 404). Первая группа – резервы совершенствования социально-психологических явлений в трудовом коллективе: оптимизация взаимоотношений и социально-психологического климата в коллективе; совершенствование структуры отношений в коллективе под влиянием различных форм организации труда; формирование отношений к трудовой деятельности с помощью применения коэффициента трудового вклада; оптимизация процесса адаптации рабочих в коллективе. Вторая группа: развитие самоуправления на уровне предприятия и на уровне коллективов; подбор и формирование личности руководителя, способного эффективно руководить трудовым коллективом; учет психологических особенностей отношения исполнителей к руководителю; дифференцированное формирование стилей руководства. Социально-психологические резервы очень важны и имеют ряд функций: отражательная, диагностическая, резервирующая, регуляторная, адаптационная.

А. Л. Журавлев отмечает, что социально-психологические резервы есть результат не сложения, а именно интеграции индивидуальных резервов. При этом одним из характерных механизмов формирования социально-психологических резервов является механизм их аккумуляции, т. е. процесс постепенного накопления регуляторных возможностей различных социально-психологических феноменов, относящихся к категории резервов (Журавлев, 2005, с. 405–406).

Таким образом, каждый вид ресурсов обладает способностью к сохранению и накоплению, различные виды ресурсов характеризуются взаимным влиянием. Социально-психологический капитал является именно ресурсом, не резервом. Данное понятие по своему содержанию гораздо ?же и конкретнее, чем понятие социально-психологических резервов.

Подведем основные итоги данной главы монографии. В главе рассматривался ресурсный подход в психологии. Анализ показал, что все виды психологических ресурсов можно разделить на три категории: когнитивные, личностные и социально-психологические.

Когнитивные, или психологические, ресурсы имеют довольно долгую историю изучения. В качестве психологических ресурсов индивида рассматриваются: энергетическая емкость центральных познавательных механизмов (А. А. Ухтомский), психофизиологические возможности человека (Г. М. Зараковский, Д. Канеман), функциональный потенциал, обеспечивающий высокий уровень реализации его активности (В. А. Бодров), мощность множества связанных когнитивных элементов, которое отвечает за активное создание многомерных моделей реальности в процессе решения задач разного уровня сложности (В. Н. Дружинин).

Личностные ресурсы – это жизненные ценности, которые образуют потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями (К. Муздыбаев), разнообразные свойства, черты, установки личности, регулирующие поведение в сложных жизненных ситуациях.

Социально-психологические ресурсы. Основной сферой использования ресурсного подхода в социальной психологии является психология коллективов и рабочих групп. В рамках данного направления исследований в качестве ресурсов рассматриваются: уровень активности и инициативы членов группы (Б. Ф. Ломов), процесс содержательного обогащения межличностных отношений в группе целями и задачами ее деятельности (С. А. Багрецов), оптимизация взаимоотношений и социально-психологического климата в коллективе, совершенствование структуры отношений в коллективе под влиянием различных форм организации труда, оптимизация процесса адаптации рабочих в коллективе, развитие самоуправления на уровне предприятия и на уровне коллективов, подбор и формирование личности руководителя, способного эффективно руководить трудовым коллективом; учет психологических особенностей отношения исполнителей к руководителю (А. Л. Журавлев).

Однако при этом психологические ресурсы больших социальных групп в социальной психологии не рассматривались. Также не рассматривались индивидуальные социально-психологические ресурсы, позволяющие человеку достигать высокого уровня адаптации и благополучия в больших социальных группах.

Когда речь идет о социальной среде, в которой человек адаптируется, с которой он вынужден совладать, им будут использоваться различные виды ресурсов, в том числе и социально-психологические. Содержание социально-психологических ресурсов составляют определенные виды социально-психологических отношений личности.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Ресурсный подход к психологическому капиталу и осознанной саморегуляции человека

93

ретённых и унаследованных им способностей [9]. Анализ исследований оценки

ЧК свидетельствуют о том, что при этом в основном используются экономи-

ческие и социальные параметры. Юрьев А.И. указывает на то, что при наличии

высоких показателей индекса развития человеческого потенциала возможно

эффективное использование всех ресурсов. А это требует соответствующего

интегрального показателя качества человеческого капитала, который фор-

мируется на основании уровня развития психологических характеристик

человека (перцептивных, когнитивных, личностных и эмоциональных) [19].

В последующем границы человеческого и социального капитала рас-

ширились за счет выделения нематериального конструкта, а именно, пози-

тивного психологического капитала, и предложено следующее его понимание:

«…. человеческий капитал — это просто «то, что вы знаете», тогда как социаль-

ный капитал — это «кого вы знаете» [27, с.46]. Эти исследования показали, что

самоэффективность, оптимизм, видение перспективы и жизнестойкость

являются компонентами психологического капитала, который положительно

связан с эффективностью деятельности и активностью поведения в стрессовой

ситуации. Последнее свойство непосредственно связано со стабильностью

поведения человека в стрессогенных условиях, а, следовательно, однозначно

отсылает нас к надёжности осознанной саморегуляции. Исследования, получи-

вшие широкую известность, рассматривают психологический капитал в кон-

тексте производительности труда, психологического благополучия и удовлетво-

рённости трудом. При этом подчёркивается, что психологический капитал

может наращиваться и убывать, то есть подвержен динамике [27, 28]. А это

утверждение, в свою очередь, укладывается в контекст ресурсного подхода.

Психологический капитал (PsyCap) — это позитивное психологическое

состояние развития индивида, характеризующееся: (1) уверенностью в себе и

своих усилиях при выполнении сложных заданий; (2) позитивным отношением

к успеху сейчас и в будущем; (3) настойчивостью в достижении цели и, когда

это необходимо, изменением путей без изменения цели; и (4) способностью при

столкновении с проблемами и невзгодами, поддержать себя и даже на время

вернуться назад для достижения успеха в будущем. Это определение возникло

в рамках позитивной психологии и разрабатывалось для организаций.

Появившаяся в начале 21 века концепция, предложила руководителям

организаций новый подход достижения конкурентных преимуществ. Если ранее

профессиональный отбор исходил из знаний, навыков, умений и опыта, то

теперь Фред Лютанс призвал сосредоточить внимание на психологических

свойствах, которые являются индивидуальными, уникальными, кумулятивными

и непередаваемыми конкурентам, как, к примеру, материальные или

финансовые [27]. Для измерения PsyCap было разработано несколько шкал.

Оригинальной шкалой, разработанной Лютансом, Юсефом и Аволио (2007) в

Издательский Дом «ТИРАЖ»

1. Гедулянова, Н. С. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии / Н. С. Гедулянова, М. Т. Гедулянов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 2 (71).

2. Грибова, Н. Г. Нужна ли интернатура в подготовке врача / Н. Г. Грибова, Т. Г. Грушева // Информация как двигатель научного прогресса. – 2017. – С. 106–109.

3. Емельянова, Е. В. Наставничество как метод решения проблемы адаптации молодого специалиста медицинского учреждения / Е. В. Емельянова // Вестник науки и образования. – 2018. – № 11 (47).

4. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости в условиях стоматологического муниципального учреждения / А. Ф. Чернавский, И. А. Петров, А. С. Гаврилова, М. А. Чернавский // Проблемы стоматологии. – 2016. – Т. 12, № 3. – С. 107–112.

5. Чернавский, А. Ф. Формирование психологической устойчивости врачей стоматолога МАУ «СП № 12» при оказании медицинских услуг / А. Ф. Чернавский, И. А. Петров, О. Е. Белова // Проблемы стоматологии. – 2016. – Т. 12, № 2. – С. 116–124.

6. Гедулянова, Н. С. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям / Н. С. Гедулянова, М. Т. Гедулянов // Экопотенциал. – 2015. – № 3 (11). – С. 41–45.

7. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. пути решения и практический опыт / Н. В. Агранович [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2019. – № 2 (34).

8. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Т. Ю. Цибизова, О. М. Августан, Д. А. Сергеев, С. А. Марданов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26646.

9. Жданова, М. Г. Современные условия адаптации молодого врача в медицинской организации / М. Г. Жданова, О. А. Латуха // Journal of Siberian Medical Sciences. – 2015. – № 3.

10. Driscoll, D. Training of residents and fellows: The Mayo Clinic experience / D. Driscoll // Cardiology in the Young. – 2017. – Vol. 26 (8). – P. 1511–1513.

11. Pathways to professionalism? Quality improvement, care pathways, and the interplay of standardisation and clinical autonomy / G. Martin, D. Kocman, T. Stephens, C. Peden, R. Pearse // Sociology of Health & Illness. – 2017. – Vol. 39 (8). – P. 1314–1329.

12. Исхакова, А. Р. Опыт применения инструментов адаптации персонала на примере клиники Мэйо / А. Р. Исхакова // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. – 2019. – С. 103.

13. Шушпанова, Т. Н. Использование многомерной модели наставничества, как ведущего фактора эффективности медицинской организации (на примере огауз «санаторий «красиво») / Т. Н. Шушпанова, К. Д. Шушпанова // Гуманитарный трактат. – 2018. – № 24. – С. 45–48.

14. Развитие системы оценки качества освоения компетенций при изучении пародонтологии на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, А. Ю. Степанова, М. Р. Улыбин // Вестник Уральского государственного медицинского университета. – 2019. – № 2. – С. 46–49.

15. Еловикова, Т. М. Формирование навыков научно-исследовательской работы студентов по терапевтической стоматологии / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, Д. В. Сорокоумова // Актуальные вопросы стоматологии : сборник III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Л. М. Железнова. – 2019. – С. 89–92.

16. Киселёва, И. Н Механизмы эффективности использования кадровых ресурсов в системе здравоохранения / И. Н. Киселева // Управление экономическими системами. – 2019. – № 2. – С. 3.

17. От сертификации к аккредитации: порядок подготовки и допуска медицинских работников к выполнению профессиональных обязанностей на протяжении последних тридцати лет / С. Романов, А. Самойлов, О. Кузнецова, О. Абаева. – Санкт-Петербург : СпецЛит, 2018. – 55 с.

18. Best Practices: Mentoring. United States Office Of Personnel Management [Electronic resource]. – 2008. – URL : http://www.opm.gov/policy-data-oversiqht/traininq-and-development/career-development/bestpractices-mentoring.pdf

19. Different Types Of Business Mentoring Models [Electronic resource]. – URL : http://www.management-mentors.com

20. Francis, L. M. Shifting the shape of mentoring / L. M. Francis // T+D. – 2009. – Vol. 63, Iss. 9. – P. 36–39.

21. Lavin Colky, D. Mentoring in the virtual organization: Keys to building successful schools and businesses / D. Lavin Colky, W. Young // Mentoring & Tutoring. – 2006. – Vol. 14 (4). – P. 433–447.

22. Establishing a Mentoring Program in your Local SHRM. NOVA SHRM & Dulles SHRM [Electronic resource]. – 2020. – URL : http://www.shrm.org

23. Чернавский, А. Ф. Руководство по снижению рисков и повышению качества при оказании стоматологической помощи в медицинских организациях муниципального образования «город Екатеринбург» : учебное пособие / А. Ф. Чернавский, И. В. Русакова, А. Б. Бичун. – Екатеринбург : Тираж, 2019. – 126 с.

24. Стандартизация стоматологической помощи (методические указания) : учебное пособие / И. В. Русакова, А. Ф. Чернавский, О. Ю. Белова, Л. Ю. Неупокоева. – Екатеринбург : Тираж, 2019. – 140 с.

25. Образовательный квест как форма организации учебных занятий ординаторов первого и второго года обучения кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний / А. Ф. Чернавский, И. В. Русакова, С. С. Григорьев [и др.] // Проблемы стоматологии. – 2019. – Т. 15, № 3. – С. 169–176.

26. Chernavsky, A. F., Rusakova, I. V., Grigoriev, S. S. et al. (2019). Obrazovatel’nyy kvest kak forma organizatsii uchebnykh zanyatiy ordinatorov pervogo i vtorogo goda obucheniya kafedry terapevticheskoy stomatologii i propedevtiki stomatologicheskikh zabolevaniy [Educational quest as a form of organization of training sessions for first and second year residents of the Department of therapeutic dentistry and propaedeutics of dental diseases]. Problemy stomatologii [Actual problems in dentistry], 15, 3, 169–176. (In Russ.)

Современные подходы к изучению копинг-поведения человека

Аннотация

Статья посвящена анализу понятия «копинг-стратегия». Рассматриваются несколько вариантов классификаций видов психологического преодоления. Представлена суть ресурсного подхода к копинг-стратегиям

Ключевые слова

копинг-стратегии, ресурсный подход, классификация

Ссылка для цитирования

Туркина Ю.В., Васюкова Ю.А. Современные подходы к изучению копинг-поведения человека // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2013. № 2 (20). С. 106–110.

Санкт-Петербургский государственный университет

Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности


Зав. кафедрой

Психологического обеспечения

профессиональной деятельности

_________________Г.С. Никифоров



Председатель ГЭК,

профессор

______________ Ю.Е. Шелепин


Дипломная работа на тему:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ

СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

по специальности 030301 — Психология

специализация: Психология менеджмента


Рецензент:

канд.псих. наук, доцент

Юркина Л.Ю.

___________(подпись)


Выполнил:

Студент 6 курса

вечернего отделения

Малодворская Д.Д.

___________(подпись)
Научный руководитель:

Старший преподаватель

Мясникова С.В.

___________(подпись)


Санкт-Петербург

2016

СОДЕРЖАНИЕ


АННОТАЦИЯ

3

ВВЕДЕНИЕ

5


ГЛАВА 1. Личностные ресурсы психологического благополучия студентов-психологов

8

1.1 Этимология понятия «благополучие»

8

1.2 Понятие и характеристика феномена психологического благополучия

10

1.3 Психологические особенности студентов — психологов

21

1.4 Ресурсный подход в психологии

29

ГЛАВА 2. Методы и организация исследования

40

2.1 Постановка проблемы исследования

40

2.2 Общая характеристика выборки

41

2.3 Методики исследования

42

2.4 Методы обработки и анализа данных

55

ГЛАВА 3. Результаты исследования и их обсуждение

56

3.1 Психологическое благополучие студентов направления психология

56

3.2 Сравнение психологического благополучия студентов дневного отделения, имеющих и не имеющих работу

60

3.3 Психологические характеристики студентов направления психология

62

3.4 Сравнение психологических характеристик студентов дневного отделения, имеющих и не имеющих работу

71

3.5 Взаимосвязи психологического благополучия студентов направления психология с их психологическими характеристиками

73

ВЫВОДЫ

78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

79

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ

81

ПРИЛОЖЕНИЯ

88

Аннотация

Для изучения психологического благополучия студентов направления психология в зависимости от их психологических особенностей было исследовано 106 студентов: 36 студентов 6 курса вечернего отделения и 70 студентов 4 курса дневного отделения. Изучались: психологическое благополучие («Шкала психологического благополучия» К. Рифф), толерантность к неопределенности («Шкала общей толерантности к неопределенности» Д. МакЛейна), увлеченность учебной деятельностью (Утрехтская шкала увлеченности У.Б. Шауфели), самоорганизация деятельности («Опросник самоорганизации деятельности» Н. Физера и М. Бонда), каузальные ориентации («Шкала общей каузальной ориентации» Э. Деси и Р. Райана). Обработка данных: сравнительный и корреляционный анализы. Результаты исследования: у студентов все параметры психологического благополучия находятся в пределах нормы. У работающих студентов дневного отделения уровень психологического благополучия выше, чем у не работающих. Студенты вечернего отделения выше оценивают уровень своего психологического благополучия, чем студенты дневного отделения. Работающие студенты дневного отделения имеют более высокие показатели толерантности к неопределенности, увлеченности учебной деятельностью, самоорганизации деятельности и внутренней каузальной ориентации, чем не работающие. Студенты тем выше оценивают уровень своего психологического благополучия, чем выше их уровень толерантности к неопределенности, увлеченности учебной деятельностью, самоорганизации и автономии.


Summary

For studying psychological well-being of students in the direction of psychology depending on their psychological features 106 students were investigated: 36 sixth-year students of the evening department and 70 fourth-year students of the full-time department. The following psychological characteristics were studied: psychological well-being («Scale of psychological well-being» K. Riff), tolerance of ambiguity («The Multiple Stimulus Types Ambiguity Tolerance Scale-I» McLain D.L), the enthusiasm for studying («Utrecht Work Engagement Scale, UWES» Schaufeli), self-organization of activities («Time Structure Questionnaire, TSQ» N. Feather, M. Bond), causality orientation («The General Causality Orientation Scale, GCOS» Deci, Ryan). For processing the data were used comparative analysis and correlation analysis. The results of the research: all the parameters of psychological well-being of the students are in the normal range. Working full-time students have higher level of psychological well-being than unemployed students. Students of the evening department have a higher estimation of the level of their psychological well-being than full-time students. Employed full-time students have higher indicators of tolerance to uncertainty, the enthusiasm for studying, self-organization of activities and internal causal orientation than unemployed ones. The higher indicators of tolerance of ambiguity, the enthusiasm for studying, self-organization and autonomy are, the better assessment of level psychological well-being will be.

Введение

На сегодняшний день вопрос понимания проблемы психологического благополучия, как социально-психологического феномена особо актуален. Ситуация в мире и в нашей стране, в частности, в политической, идеологической, экономической сферах таковы, что современному человеку необходимо поддерживать оптимальный и продуктивный уровень своего психического состояния для адекватного существования. Для большинства жителей нашей страны вопрос фактического выживания уже решен, развитие вышло на новый уровень, не простого поддержания существования, а высокой производительности. Все более остро встают вопросы преодоления стресса, самоопределения и самореализации. Каждый человек стремится сделать свою жизнь комфортной, удовлетворяющей индивидуальные запросы личностные, профессиональные, материальные и социальные.

Решить многие из этих проблем помогают профессиональные психологи, однако стоит отметить, что они тоже сталкиваются с этими вопросами на пути своего становления. Так что начинающим специалистам в сфере психологии особенно важно поддерживать уровень своего психологического благополучия, чтобы эффективно помогать своим клиентам. Исходя из этого, становится очевидным необходимость определения механизмов формирования психологического благополучия у студентов направления психология и выявления факторов способствующих этому процессу.

На данный момент проблема психологического благополучия активно изучается зарубежными специалистами, отечественные психологи только начинают обращать свое внимание на эту область. В основном исследования касаются изучения психологического благополучия детей, подростков, работников коммерческих предприятий, а также людей оказавшихся в критических ситуациях.

В данной работе будут рассматриваться определения психологического благополучия, особенности и механизмы его формирования, различные подходы к изучению данной проблематике, а также личностные ресурсы влияющие на уровень психологического благополучия. В исследовании изучаются взаимосвязи личностных ресурсов студентов направления психология с их психологическим благополучием.

Цель исследования: изучить психологическое благополучие студентов направления психология в зависимости от их психологических характеристик.

Общая гипотеза исследования: психологическое благополучие выше у студентов, которые обладают высоким уровнем толерантности к неопределенности, увлеченностью учебной деятельностью, самоорганизацией деятельности и преобладающей автономной каузальной ориентацией.

Первая частная гипотеза: психологическое благополучие у студентов вечернего отделения выше, чем у студентов дневного отделения.

Вторая частная гипотеза: психологическое благополучие у студентов, имеющих работу выше, чем у неработающих студентов.

Задачи исследования:


  1. Оценить и сравнить психологическое благополучие студентов дневного и вечернего отделений направления психологии СПбГУ.

  2. Оценить и сравнить психологическое благополучие студентов дневного отделения направления психологии СПбГУ, имеющих и не имеющих работу.

  3. Оценить и сравнить психологические характеристики студентов дневного и вечернего отделений факультета психологии СПбГУ.

  4. Оценить и сравнить психологические характеристики студентов дневного отделения направления психология СПбГУ, имеющих и не имеющих работу.

  5. Проанализировать взаимосвязи оценок параметров психологического благополучия студентов факультета психологии СПбГУ с их психологическими характеристиками.

Объект исследования: студенты 4 курса дневного отделения (бакалавры по направлению Психология) и студенты 6 курса вечернего отделения (специалисты по специальности Психология) Федерального Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Государственный университет».

Предмет исследования: психологическое благополучие, толерантность к неопределенности, увлеченность учебной деятельностью, самоорганизация деятельности, каузальные ориентации.

Поделитесь с Вашими друзьями: