Ресурсный подход в психотерапии //Психологическая газета
В наше нестабильное время важно уметь пользоваться прежде всего своими собственными ресурсами прежде, чем прибегать к незнакомым новым технологиям, – слишком много профанации и дилетантства. Также в период эпидемий важно понимать, на чем строится фундамент ресурсов человека и как его можно укреплять. Именно этими задачами занимается ресурсная психотерапия, которую разработала автор и о которой уже много лет мы говорим на секции «Ресурсная психотерапия» в рамках конгрессов Общероссийской профессиональной психотерапевтической Лиги.
Ресурсный подход в психотерапии – это результат интеграции психологических наук в медицину и результат запроса на методы помощи пациентам, способным к саморазвитию и активному участию в процессе лечения. Ведь часто болезнь представляет собой не только соматическое, но и психическое страдание, не только биологическое, но и социальное явление, как по происхождению, так и по его последствиям.
Сегодня становятся актуальными клиент-центрированный подход, персонализированная медицина, индивидуально-направленные услуги в медицине. Все это требует реорганизации подготовки врачей с учетом большого объема психологии и психотерапии в программах подготовки клиницистов [12]. Сегодня идет накопление практического опыта, связанного с попытками сближения профессиональных интересов интернистов, психиатров, психотерапевтов, медицинских психологов в широкой области медицинской практики. Такое сотрудничество способствует пополнению знаний в смежных специальностях, формированию исчерпывающей картины болезни (ее психической и соматической составляющих, «в таких случаях речь идет об интеграции, но не о простом суммировании или подмене знаний специалистов» [12].
Уязвимость и сила материнской любви
Ресурсная психотерапия создавалась сначала для оказания помощи женщинам в период беременности и родов. Практика показывала, что некоторые методы психотерапии могут быть неэффективными и даже вредными для данного контингента, особенно для женщин невротического склада. Применение методов ресурсной психотерапии, имеющих как профилактическое, так и общетерапевтическое значение, стало важным подспорьем для врачей в системе родовспоможения [8]. Это направление, в котором реализуется исследование психосоматического причинного слоя осложнений, решается задача целенаправленной коррекции внутренней картины болезни с учетом социальных и личностных причин ее вызвавших. Ресурсная психотерапия интегрировала в себе знания таких областей медицины как акушерство, педиатрия, семейная психотерапия, а так же рефлексотерапия и неврозология. В широком смысле ресурсная психотерапия является частью психологии и гуманистической медицины, опирающейся на представление о неповторимости человеческой личности и реализующей во врачебной и консультативной практике идею единства психического, физического и социального [5].
Понятийной и концептуальной базой ресурсной психотерапии явилась перинатальная психология (Коваленко Н.П.) и ее методы, которые предлагались для диагностики и коррекции психоэмоциональных проблем в период беременности и родов. Этот блок знаний выявил целый спектр закономерностей и взаимосвязей психического и физического не только у самой беременной, но и у супруга, ребенка и других родственников.
Выявилось, что семья как живой организм, имеющий генетическую общность, оказывает на психофизиологические процессы матери и ребенка сильные воздействия и могут быть как поддерживающими и ресурсными, так и разрушительными и обесточивающими, в зависимости от качества эмоционального фона и культуры взаимоотношений.
Так же и ресурсы самой женщины могут быть сформированы с благоприятным акцентом на материнство, а могут быть не сформированы и отягощать течение беременности родов. Так идея Материнской Доминанты, которая была описана А.А.Ухтомским, нашла применение в наших исследованиях. В настоящее время создан комплект диагностических методик, который позволяет исследовать ресурсный потенциал женщины (и ее мужа) в период деторождения, чтобы четко моделировать объем коррекционной и терапевтической работы для достижения наилучшего исхода родов и реализации родительства. Часто семья, ожидающая ребенка, не придает значения тем коллизиям, которые существуют в семейной системе и не представляют возможным изменения. Однако практика показывает, что психокоррекционная работа снижает риски тяжелых родовых патологий на 30-40%, в некоторых случаях даже на 60-70%, что показывает важность оказания профилактических и психокоррекционных мероприятий до родов. Хорошо подготовленная женщина рожает мягче, имеет меньше болевых переживаний, меньше стрессовых нагрузок, легче переносит послеродовой период. Ей удается мягко корректировать сложные семейные неурядицы и легче переживать новую роль матери. Подготовленная женщина легче сотрудничает с персоналом роддомов и правильно ведет себя в родильном зале.
Становится очевидным, что психопрофилактические мероприятия, предусмотренные в ресурсной психотерапии, являются основой организации в системе родовспоможения психологической подготовки к родам. Чаще такая работа осуществляется вне роддома и качество таких услуг не может быть гарантировано, так как ведут такую работу непрофессионалы. Четко организованная работа в контакте женской консультации и роддома могут сделать такую подготовку эффективной и досягаемой для женщин. Однако, психопрофилактическая работа важна не только в акушерской практике, но в других областях медицины. Ресурсная психотерапия – это уже универсальная модель, которая может быть применима при решении многих клинических задач.
Важнейшее место в кругу вопросов, связанных с практикой психопрофилактики и ресурсной психотерапией, занимает проблема взаимоотношений между ресурсным психотерапевтом и его пациентом (психологом и клиентом). В перинатальной психологии описаны актуальные связи в системе отношений роженица-акушерка, беременная-врач и выявлены или ятрогенные, или позитивные развивающие воздействия. Все зависит от качества коммуникаций в этой системе отношений. Далеко не каждый специалист, даже высокого профессионального уровня, способен по-человечески поддержать больного, стать при этом для него в какой-то мере психологом, чем просто врачом. Нужно помнить и то, что чрезмерная психотерапевтическая активность врача может привести к ятрогенным влияниям, так совместить две профессии довольно сложно и ошибок не избежать. Женщина в период родов или человек, переживший стресс, потерю, травму, становится очень впечатлительным и чрезмерно восприимчивым и может фиксировать малейшие дисгармоничные действия персонала и переживать их как травму. Безоговорочное же принятие всех жалоб и неумение выявить истинные чувства больного чревато не только непредсказуемостью поступков и намерений пациента, но и падением профессионального авторитета врача в глазах его коллег и пациентов.
Средствами ресурсного психотерапевтического подхода при наличии эффективного контакта психотерапевта, врача или психолога с больным можно ускорить решение целого ряда важных задач. Можно добиться оптимальной реализации общего плана диагностических, лечебных, реабилитационных мероприятий. Первичный курс ресурсной психотерапии имеет психопрофилактическое и психокоррекционное значение и при применении ресурсной психотерапии в случае психогенных соматических расстройств на первый план выдвигается собственно терапевтический аспект.
Чувственный компонент реакции личности на болезнь почти всегда включает эффект беспокойства, тревожности, страха, иногда тоскливой подавленности или апатии.
При любом заболевании опасения за его исход, озабоченность по поводу того, как это отразится на работе, семейной жизни, страх перед предстоящим обследованием, процедурами или операцией представляют тот эмоциональный фон, который может осложнить течение болезни и негативно отразиться на результатах проводимого лечения.
Преобладание тоскливого или апатического аффекта также может выступать в качестве причины либо в качестве одного из следствий вынужденной гипокинезии, поэтому другой важной задачей часто становится повышение активности больного. Необходима мобилизация всех внутренних ресурсов на борьбу с заболеванием. В беседах с больным должна настойчиво проводиться мысль о том, что процесс выздоровления может быть замедлен или ускорен его собственным отношением к болезни и лечению. Для решения этой задачи в ресурсной психотерапии так же применяется «ресурсная арт-терапия», голосотерапия и др. Применение этих методик для беременных с угрозой невынашивания, с сопутствующими беременности патологиями показала их корректность и эффективность.
Пробудить у пациента чувство жажды жизни, активное желание саморазвития, изменение возможностей, приобретения навыков, которые могут быть применены за стенами лечебного учреждения – это трудная задача, требующая времени. Обычно, в случае гипернозогнозии на первом этапе психокоррекции показаны методы «поддерживающей» психотерапии, направленные на редукцию чувства страха, отчаяния и беспомощности. Такая техника эффективна у больных с выраженным «избеганием опасности», чертами зависимости, инфантильности, тревожности, ориентации на авторитет врача. Психотерапия на данном этапе носит преимущественно симптоматический характер и решает задачи снижения уровня тревожности, отвлечения внимания от ипохондрических переживаний, осмысления лечебного процесса [10].
Но такой подход обладает малой эффективностью и эффект удерживается малое время. Задача ресурсной психотерапии – формирование у больного активной и самостоятельной установки на возможность выздоровления и на активное «соучастие» в процессе лечения, готовность к тренингу и экспериментам, исследование причин болезни, способность активно участвовать в анализе результатов и принятии ответственности за результаты лечения. Сейчас в период пандемии, это особенно важно.
В случае гипогнозии на первом этапе лечения целесообразно использование «рациональной» психокоррекции с директивно-суггестивными элементами, направленной на разъяснение пациенту необходимости лечения, пагубности последствий нарушения режима и попыток самолечения. Некоторые авторы отмечают эффективность такой психотерапии в первую очередь у больных с выраженным «поиском нового», низким уровнем тревожности, высокой активностью и самоконтролем, недооценкой существующей опасности [10]. Для них важен процесс активизации их ресурсного потенциала, творческая активность, что обеспечивает ресурсная психотерапия.
На дальнейших этапах психотерапии таких пациентов показаны методики, направленные на коррекцию гипертрофированных представлений пациента о собственной компетентности в ситуации болезни, развитие его альтруистических эмоциональных стратегий, сопереживания, способности к сотрудничеству и уважению других. Таким пациентам показана ресурсная арт-терапия для активизации творческого потенциала через саморефлексию. В момент самоизоляции особенно показан этот метод самопознания и саморазвития.
Современная медицина – прежде всего медицина доказательная, основанная на протоколах и стандартах диагностики, лечения и профилактики конкретных заболеваний. С одной стороны, стандарты – огромное достижение в предотвращении врачебных ошибок, а с другой – это инструкции, в которых пока не предусмотрены психосоматические взаимоотношения. В связи с этим назрела необходимость разработки четких, стандартизированных программ диагностики психических расстройств в общемедицинской практике. Так на наш взгляд, учитывая ресурсный подход в психотерапии необходимо усиление профилактических программ, которые и могут развивать ресурсный потенциал человека и осуществлять корректирующее воздействие в момент первичных отклонений, не позволяя формировать патологии соматизированной.
Погружаясь в тему ресурсного потенциала человека, мы воспользовались теорией А.Г. Маслоу [9], и концепцией инстинктов В.И. Гарбузова [4] и теорией психических доминант А.А. Ухтомского [11]. Объединяя эти авторские подходы, мы пришли к особому видению запускных механизмов адаптации, мотивационной и поведенческой деятельности человека и остановились на варианте, описывающем инстинкт как ресурс.
Идея создания ресурсного подхода в психотерапии родилась при разработке комплексных программ психопрофилактики и психокоррекции беременных женщин и их семей. Эта задача была успешно решена, создана программа «Глория», которая успешно распространяется в России и в странах СНГ и используется для организации службы психологического сопровождения беременных и рожениц [6]. В процессе создания и внедрения этой программы мы набрали огромный массив информации о проблемных зонах современной семьи и способах их компенсации. В результате выявилось, что при оказании консультативной психотерапевтической помощи семье успех зависит не только от теоретической и практической модели консультирования, но и от возможностей и способностей самих членов семьи, их ресурсов и мотивированности на психотерапевтическую работу.
Уже много лет в Санкт-Петербурге на базе Балтийского Гуманитарного Института (ЧОУ ВО БГИ), Новосибирского государственного университета (ФГАОУ ВО «НГУ») проводится повышение квалификации психологов, а также усовершенствование врачей и психотерапевтов в области ресурсной перинатальной психологии и психотерапии, проводятся конференции при поддержке СПбГУ, НИИ АГ им. Д.О. Отта. Детальное изучение вопроса о причинах психосоматических осложнений дает право предположить, что личностно-средовые факторы занимают одно из первых мест в генезе соматических заболеваний [2].
Для оказания профилактической и терапевтической помощи женщинам в климактерическом периоде (с сочетанными патологиями) разработана программа «Камелия», которая имеет выраженный терапевтический эффект у женщин с психосоматическими осложнениями. Разработаны диагностические методики для работы с ресурсом семьи и выявления причин возникновения психосоматических расстройств на фоне эмоциональных травм, накопленных в семье [7].
Это показывает универсальные свойства методик ресурсной психотерапии и их высокую эффективность. Таким образом, ресурсный подход является перспективным направлением в профилактике психосоматических патологий.
Ресурсы человека – это результат его усилий и конкретных действий. Именно этот тезис – основа тактики ресурсной психотерапии.
Список литературы
- Бройтигам В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. – М., 1999.
- Бурковский Г. В., Коцюбинский А.П., Левченко Е.В., Ломаченков А.С. Использование опросника качества жизни (версия ВОЗ) в психиатрической практике (Пособие для врачей и психологов). – СПб., 1998.
- Василенко В.Х. Введение в клинику внутренних болезней.- М., 1985.
- Гарбузов В.И. Неврозы и психотерапия, Санкт-Петербург, Сотис, 2001. – 242с.
- Дроздов А.А., Дроздова М.В. Полный справочник психотерапевта, М.: Эксмо, 2008. – 704с.
- Коваленко Н.П. Перинатальная психология. — СПб., СПбГУ, 2000.
- Коваленко-Маджуга Н.П. Психосоматическая медицина и ресурсная психотерапия в практике // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2014. – № 7. – С. 113-116.
- Коваленко-Маджуга Н.П. Ресурсная арт-терапия. – СПб., Петрополис, 2009.
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А.М. Татлыбаевой. Научи, ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. – СПб.: Евразия, 1999. – 432с.
- Смулевич А.Б., Сыркин А.Л., Козарев В.Н. и др. // Журн. неврологии и психиатрии. – 1999. – №4. – С.4 – 16.
- Ухтомский А.А. Доминанта, Букинистическое издание, 2002. – 448с.
- Циммерман Я.С., Белоусов Ф.В. // Клиническая медицина.- 1999.- № 8.- С. 9-15.
- Шкуротенко О.Б. Психосоматические расстройства у беременных женщин. Сборник научных статей РАППМ. Под ред. Коваленко Н.П. – СПб., Петрополис, 2011.
1.1. Ресурсный подход в психологии
Ресурсный подход в общей психологии. Ресурсная теория внимания впервые была предложена Д. Канеманом (Kanheman, 1973). В рамках данной теории Д. Канеман связывает внимание с ментальным усилием или ресурсом. Любая ментальная задача, выполняемая осознанно, может быть решена только в том случае, если ей выделен необходимый ресурс. В. Н. Дружининым было предложено понятие «когнитивный ресурс». В общем виде когнитивный ресурс определяется через множество когнитивных элементов, которые одновременно используются человеком в процессе переработки сложной информации. Когнитивный ресурс определяется как количественная характеристика когнитивной системы, а именно – мощность множества связанных когнитивных элементов, которое отвечает за активное создание многомерных моделей реальности в процессе решения задач разного уровня сложности (Дружинин, 2001). По предположению В. Н. Дружинина, в каждый конкретный момент одновременно может активизироваться только часть когнитивных элементов из всей их совокупности. Активизация когнитивных ресурсов (множества когнитивных элементов), релевантных условиям задачи, определяет успешность ее решения (Дружинин, 2001). Семантически близкие понятия используются и другими авторами, в част ности, «интеллектуальный потенциал» (Д. Ушаков) и «интеллекту альный ресурс» (М. Холодная) (см.: Горюнова, 2009).
Психологические ресурсы, рассматриваемые в рамках общей психологии, отличаются от личностных ресурсов, рассматриваемых в рамках психологии личности. Если сопоставить понятия психологических и личностных ресурсов, то можно отметить, что психологические ресурсы включают когнитивные, психомоторные, эмоциональные, волевые и другие общепсихологические свойства человека. Личностные ресурсы включают разнообразные свойства, черты, установки личности, оказывающие влияние на регуляцию поведения в напряженных ситуациях жизнедеятельности и отраженные в качествах самоконтроля, самооценки, в чувстве собственного достоинства, мотивации и др. (Рогозян, 2011).
Ресурсный подход в психологии личности. Как уже отмечалось, личностные ресурсы представляют собой определенные навыки и способности человека и их разграничивают с социальными (средовыми) ресурсами, которые характеризуют доступность для личности помощи в социальной среде – со стороны членов семьи, друзей, сослуживцев (Бодров, 2001; Муздыбаев, 1998). Для описания личностных ресурсов А. Г. Маклаков вводит понятие «личностный адаптационный потенциал», который включает нервно-психическую устойчивость, уровень развития, обеспечивающий толерантность к стрессу; самооценку личности, являющуюся основой саморегуляции и влияющую на степень адекватности восприятия условий деятельности и своих возможностей; ощущение социальной поддержки, определяющее чувство собственной значимости; уровень конфликтности личности; опыт социального общения (Маклаков, 2001). В. Франкл относил к категории психологических ресурсов даже такие феномены, как надежда, рациональная вера, душевная сила (мужество) (Франкл, 1990). На данный момент это направление продолжает развиваться в русле позитивной психологии.
В тесной связи с психотерапией находится психология стресса. Хотя это направление психологической науки располагается на стыке психофизиологии, психологии личности, социальной психологии и других смежных дисциплин, все же именно в той части психологии стресса, которая наиболее близка к психотерапии – а именно сфера копинг-стратегий и преодоления стресса – ресурсный подход оказался наиболее эффективен.
В. А. Бодров определяет ресурсы (в рамках психологии стресса) следующим образом: «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» (Бодров, 2006, с. 115–116). Похожее по смыслу определение понятию ресурса в контексте психологии стресса дает К. Муздыбаев. Он определяет ресурсы как средства к существованию, возможности людей и общества; как все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды; как жизненные ценности, которые образуют реальный потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями (приводится по: Калашникова, 2011). В качестве иллюстрации еще одного определения ресурса в рамках психологии стресса можно привести следующее. Ресурсы – это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек актуализирует для адаптации к стрессогенным/стрессовым трудовым и жизненным ситуациям» (Водопьянова, 2009, с. 290).
Таким образом, в психологии личности и смежных дисциплинах в качестве ресурсов человека рассматриваются некие внутренние элементы или переменные, которые помогают совладать с различными жизненными трудностями.
Понятие «личностный потенциал». Помимо понятия «личностный ресурс», в психологии используется понятие «личностный потенциал». «Потенциал (от лат. potentia – сила) – это возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области» (Прохоров, 1985, с. 1043). Это понятие является более широким, поскольку включает не только совокупность личностных характеристик. Как отмечал Д. А. Леонтьев, когда мы говорим о личностном потенциале, речь идет не столько о базовых личностных чертах или установках, сколько об особенностях системной организации личности в целом, о ее архитектонике, основанной на сложной схеме опосредствования (Леонтьев, 2002).
Феноменологию, отражающую эффекты нормального функционирования личностного потенциала или его недостаточности, в разных подходах в психологии обозначали по-разному: воля, сила Эго, внутренняя опора, локус контроля, ориентация на действие и т. д. (Косырев, 2011). Лучше всего, по мнению Д. А. Леонтьева, ему соответствует понятие «жизнестойкости», введенное в психологию представителем экзистенциальной персонологии С. Мадди (Леонтьев, 2002). Мадди определяет жизнестойкость не как личностное качество, а как систему установок или убеждений субъекта (Maddi, 1998). Существуют частные формы личностного потенциала, например, «личностный адаптационный потенциал». Личностный адаптационный потенциал (ЛАП) рассматривается как системное свойство, заключающееся в способности личности адаптироваться к условиям окружающей среды. Чем выше уровень развития данного свойства, тем к более экстремальным условиям социальной и природной среды может приспособиться человек (Маклаков, 2001). В числе характеристик, образующих ядро адаптационных возможностей личности, выделяют высокий уровень эмоциональной устойчивости, низкий уровень тревожности, адекватную самооценку личности, высокий уровень развития волевой регуляции, систему установок и смысложизненных ориентаций личности, высокий уровень морально-нравственной ответственности личности и др. (Харина, 2008).
Ресурсный подход в социальной психологии. В социальной психологии ресурсный подход часто реализуется в процессе организационно-психологических исследований. Это происходит в связи с тем, что в числе главнейших ресурсов организации признаны сотрудники с их личностным потенциалом, а также потенциалом их взаимодействия (Barney, 1991).
В работах Б. Ф. Ломова (Ломов, 1972) используется понятие «групповой потенциал», но без детальной проработки. В любой группе существует определенный уровень активности и инициативы членов, что дает, по выражению Б. Ломова, «потенциал группы». Как указывает Б. Ф. Ломов, потенциал групповой продуктивности реализуется через присутствие других людей в коллективе. При присутствии других людей повышается активность, мотивация, контроль выполнения задачи. Наиболее глубоко понятие «потенциал коллектива» проработано в исследованиях А. Н. Лутошкина (Лутошкин, 1979, 1988). А. Н. Лутошкин пишет об использовании дополнительных возможностей человеческого фактора коллективов путем реализации так называемых «потенциалов коллектива». С. А. Багрецов с коллегами определяют социальный потенциал коллектива следующим образом: «Социальный потенциал коллектива может быть определен как количественная оценка его социального развития, а именно – процесса содержа тельного обогащения межличностных отношений в группе целями и задачами ее деятельности, их общественной сущностью» (цит. по: Михальский, 2001, с. 56). Социальный потенциал коллективов определяется, прежде всего, личностным потенциалом его членов. Однако потенциал коллектива не является суммой личностных потенциалов. В результате складывающихся деловых и межличностных отношений у членов коллектива возникает синергетический эффект индивидуальных личностных потенциалов.
С. А. Багрецов и др. выделяют следую щие характеристики социального потенциала коллектива, оказывающие наибольшее влияние на продуктивность группы и поддающиеся развитию в процессе деятельности: способность к самоорганизации; профессиональная компетентность; мотивация к деятельности; мораль, нравственные нормы; чувство коллективизма. А. Б. Золотов рассматривает социально-психологический потенциал коллектива с несколько другой стороны, а именно как совокупность социально-психологических факторов, существующую в единстве актуального и возможного состояний, которые определяют возникновение дополнительных сил коллектива (см.: Михальский, 2001, с. 57–61).
А. Л. Журавлев (2005) использует понятие «социально-психологические резервы» применительно к трудовым коллективам. Социально-психологические резервы делятся А. Л. Журавлевым на две группы (Журавлев, 2005, с. 404). Первая группа – резервы совершенствования социально-психологических явлений в трудовом коллективе: оптимизация взаимоотношений и социально-психологического климата в коллективе; совершенствование структуры отношений в коллективе под влиянием различных форм организации труда; формирование отношений к трудовой деятельности с помощью применения коэффициента трудового вклада; оптимизация процесса адаптации рабочих в коллективе. Вторая группа: развитие самоуправления на уровне предприятия и на уровне коллективов; подбор и формирование личности руководителя, способного эффективно руководить трудовым коллективом; учет психологических особенностей отношения исполнителей к руководителю; дифференцированное формирование стилей руководства. Социально-психологические резервы очень важны и имеют ряд функций: отражательная, диагностическая, резервирующая, регуляторная, адаптационная.
А. Л. Журавлев отмечает, что социально-психологические резервы есть результат не сложения, а именно интеграции индивидуальных резервов. При этом одним из характерных механизмов формирования социально-психологических резервов является механизм их аккумуляции, т. е. процесс постепенного накопления регуляторных возможностей различных социально-психологических феноменов, относящихся к категории резервов (Журавлев, 2005, с. 405–406).
Таким образом, каждый вид ресурсов обладает способностью к сохранению и накоплению, различные виды ресурсов характеризуются взаимным влиянием. Социально-психологический капитал является именно ресурсом, не резервом. Данное понятие по своему содержанию гораздо ?же и конкретнее, чем понятие социально-психологических резервов.
Подведем основные итоги данной главы монографии. В главе рассматривался ресурсный подход в психологии. Анализ показал, что все виды психологических ресурсов можно разделить на три категории: когнитивные, личностные и социально-психологические.
Когнитивные, или психологические, ресурсы имеют довольно долгую историю изучения. В качестве психологических ресурсов индивида рассматриваются: энергетическая емкость центральных познавательных механизмов (А. А. Ухтомский), психофизиологические возможности человека (Г. М. Зараковский, Д. Канеман), функциональный потенциал, обеспечивающий высокий уровень реализации его активности (В. А. Бодров), мощность множества связанных когнитивных элементов, которое отвечает за активное создание многомерных моделей реальности в процессе решения задач разного уровня сложности (В. Н. Дружинин).
Личностные ресурсы – это жизненные ценности, которые образуют потенциал для совладания с неблагоприятными жизненными событиями (К. Муздыбаев), разнообразные свойства, черты, установки личности, регулирующие поведение в сложных жизненных ситуациях.
Социально-психологические ресурсы. Основной сферой использования ресурсного подхода в социальной психологии является психология коллективов и рабочих групп. В рамках данного направления исследований в качестве ресурсов рассматриваются: уровень активности и инициативы членов группы (Б. Ф. Ломов), процесс содержательного обогащения межличностных отношений в группе целями и задачами ее деятельности (С. А. Багрецов), оптимизация взаимоотношений и социально-психологического климата в коллективе, совершенствование структуры отношений в коллективе под влиянием различных форм организации труда, оптимизация процесса адаптации рабочих в коллективе, развитие самоуправления на уровне предприятия и на уровне коллективов, подбор и формирование личности руководителя, способного эффективно руководить трудовым коллективом; учет психологических особенностей отношения исполнителей к руководителю (А. Л. Журавлев).
Однако при этом психологические ресурсы больших социальных групп в социальной психологии не рассматривались. Также не рассматривались индивидуальные социально-психологические ресурсы, позволяющие человеку достигать высокого уровня адаптации и благополучия в больших социальных группах.
Когда речь идет о социальной среде, в которой человек адаптируется, с которой он вынужден совладать, им будут использоваться различные виды ресурсов, в том числе и социально-психологические. Содержание социально-психологических ресурсов составляют определенные виды социально-психологических отношений личности.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесРесурсный подход к психологическому капиталу и осознанной саморегуляции человека
93
ретённых и унаследованных им способностей [9]. Анализ исследований оценки
ЧК свидетельствуют о том, что при этом в основном используются экономи-
ческие и социальные параметры. Юрьев А.И. указывает на то, что при наличии
высоких показателей индекса развития человеческого потенциала возможно
эффективное использование всех ресурсов. А это требует соответствующего
интегрального показателя качества человеческого капитала, который фор-
мируется на основании уровня развития психологических характеристик
человека (перцептивных, когнитивных, личностных и эмоциональных) [19].
В последующем границы человеческого и социального капитала рас-
ширились за счет выделения нематериального конструкта, а именно, пози-
тивного психологического капитала, и предложено следующее его понимание:
«…. человеческий капитал — это просто «то, что вы знаете», тогда как социаль-
ный капитал — это «кого вы знаете» [27, с.46]. Эти исследования показали, что
самоэффективность, оптимизм, видение перспективы и жизнестойкость
являются компонентами психологического капитала, который положительно
связан с эффективностью деятельности и активностью поведения в стрессовой
ситуации. Последнее свойство непосредственно связано со стабильностью
поведения человека в стрессогенных условиях, а, следовательно, однозначно
отсылает нас к надёжности осознанной саморегуляции. Исследования, получи-
вшие широкую известность, рассматривают психологический капитал в кон-
тексте производительности труда, психологического благополучия и удовлетво-
рённости трудом. При этом подчёркивается, что психологический капитал
может наращиваться и убывать, то есть подвержен динамике [27, 28]. А это
утверждение, в свою очередь, укладывается в контекст ресурсного подхода.
Психологический капитал (PsyCap) — это позитивное психологическое
состояние развития индивида, характеризующееся: (1) уверенностью в себе и
своих усилиях при выполнении сложных заданий; (2) позитивным отношением
к успеху сейчас и в будущем; (3) настойчивостью в достижении цели и, когда
это необходимо, изменением путей без изменения цели; и (4) способностью при
столкновении с проблемами и невзгодами, поддержать себя и даже на время
вернуться назад для достижения успеха в будущем. Это определение возникло
в рамках позитивной психологии и разрабатывалось для организаций.
Появившаяся в начале 21 века концепция, предложила руководителям
организаций новый подход достижения конкурентных преимуществ. Если ранее
профессиональный отбор исходил из знаний, навыков, умений и опыта, то
теперь Фред Лютанс призвал сосредоточить внимание на психологических
свойствах, которые являются индивидуальными, уникальными, кумулятивными
и непередаваемыми конкурентам, как, к примеру, материальные или
финансовые [27]. Для измерения PsyCap было разработано несколько шкал.
Оригинальной шкалой, разработанной Лютансом, Юсефом и Аволио (2007) в
Издательский Дом «ТИРАЖ»
1. Гедулянова, Н. С. Наставничество как условие эффективного управления медицинскими организациями в области стоматологии / Н. С. Гедулянова, М. Т. Гедулянов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2016. – № 2 (71).
2. Грибова, Н. Г. Нужна ли интернатура в подготовке врача / Н. Г. Грибова, Т. Г. Грушева // Информация как двигатель научного прогресса. – 2017. – С. 106–109.
3. Емельянова, Е. В. Наставничество как метод решения проблемы адаптации молодого специалиста медицинского учреждения / Е. В. Емельянова // Вестник науки и образования. – 2018. – № 11 (47).
4. Эмпирическое исследование стрессоустойчивости в условиях стоматологического муниципального учреждения / А. Ф. Чернавский, И. А. Петров, А. С. Гаврилова, М. А. Чернавский // Проблемы стоматологии. – 2016. – Т. 12, № 3. – С. 107–112.
5. Чернавский, А. Ф. Формирование психологической устойчивости врачей стоматолога МАУ «СП № 12» при оказании медицинских услуг / А. Ф. Чернавский, И. А. Петров, О. Е. Белова // Проблемы стоматологии. – 2016. – Т. 12, № 2. – С. 116–124.
6. Гедулянова, Н. С. Ключевые концепты подготовки кадров по востребованным профессиям и специальностям / Н. С. Гедулянова, М. Т. Гедулянов // Экопотенциал. – 2015. – № 3 (11). – С. 41–45.
7. Трудности в обучении и практической подготовке молодого врача в условиях реформирования российского здравоохранения. пути решения и практический опыт / Н. В. Агранович [и др.] // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2019. – № 2 (34).
8. «Менторство» как элемент методики работы преподавателя в системе высшего профессионального образования [Электронный ресурс] / Т. Ю. Цибизова, О. М. Августан, Д. А. Сергеев, С. А. Марданов // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 4. – Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26646.
9. Жданова, М. Г. Современные условия адаптации молодого врача в медицинской организации / М. Г. Жданова, О. А. Латуха // Journal of Siberian Medical Sciences. – 2015. – № 3.
10. Driscoll, D. Training of residents and fellows: The Mayo Clinic experience / D. Driscoll // Cardiology in the Young. – 2017. – Vol. 26 (8). – P. 1511–1513.
11. Pathways to professionalism? Quality improvement, care pathways, and the interplay of standardisation and clinical autonomy / G. Martin, D. Kocman, T. Stephens, C. Peden, R. Pearse // Sociology of Health & Illness. – 2017. – Vol. 39 (8). – P. 1314–1329.
12. Исхакова, А. Р. Опыт применения инструментов адаптации персонала на примере клиники Мэйо / А. Р. Исхакова // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы. – 2019. – С. 103.
13. Шушпанова, Т. Н. Использование многомерной модели наставничества, как ведущего фактора эффективности медицинской организации (на примере огауз «санаторий «красиво») / Т. Н. Шушпанова, К. Д. Шушпанова // Гуманитарный трактат. – 2018. – № 24. – С. 45–48.
14. Развитие системы оценки качества освоения компетенций при изучении пародонтологии на кафедре терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний УГМУ / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, А. Ю. Степанова, М. Р. Улыбин // Вестник Уральского государственного медицинского университета. – 2019. – № 2. – С. 46–49.
15. Еловикова, Т. М. Формирование навыков научно-исследовательской работы студентов по терапевтической стоматологии / Т. М. Еловикова, С. С. Григорьев, Д. В. Сорокоумова // Актуальные вопросы стоматологии : сборник III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / под ред. Л. М. Железнова. – 2019. – С. 89–92.
16. Киселёва, И. Н Механизмы эффективности использования кадровых ресурсов в системе здравоохранения / И. Н. Киселева // Управление экономическими системами. – 2019. – № 2. – С. 3.
17. От сертификации к аккредитации: порядок подготовки и допуска медицинских работников к выполнению профессиональных обязанностей на протяжении последних тридцати лет / С. Романов, А. Самойлов, О. Кузнецова, О. Абаева. – Санкт-Петербург : СпецЛит, 2018. – 55 с.
18. Best Practices: Mentoring. United States Office Of Personnel Management [Electronic resource]. – 2008. – URL : http://www.opm.gov/policy-data-oversiqht/traininq-and-development/career-development/bestpractices-mentoring.pdf
19. Different Types Of Business Mentoring Models [Electronic resource]. – URL : http://www.management-mentors.com
20. Francis, L. M. Shifting the shape of mentoring / L. M. Francis // T+D. – 2009. – Vol. 63, Iss. 9. – P. 36–39.
21. Lavin Colky, D. Mentoring in the virtual organization: Keys to building successful schools and businesses / D. Lavin Colky, W. Young // Mentoring & Tutoring. – 2006. – Vol. 14 (4). – P. 433–447.
22. Establishing a Mentoring Program in your Local SHRM. NOVA SHRM & Dulles SHRM [Electronic resource]. – 2020. – URL : http://www.shrm.org
23. Чернавский, А. Ф. Руководство по снижению рисков и повышению качества при оказании стоматологической помощи в медицинских организациях муниципального образования «город Екатеринбург» : учебное пособие / А. Ф. Чернавский, И. В. Русакова, А. Б. Бичун. – Екатеринбург : Тираж, 2019. – 126 с.
24. Стандартизация стоматологической помощи (методические указания) : учебное пособие / И. В. Русакова, А. Ф. Чернавский, О. Ю. Белова, Л. Ю. Неупокоева. – Екатеринбург : Тираж, 2019. – 140 с.
25. Образовательный квест как форма организации учебных занятий ординаторов первого и второго года обучения кафедры терапевтической стоматологии и пропедевтики стоматологических заболеваний / А. Ф. Чернавский, И. В. Русакова, С. С. Григорьев [и др.] // Проблемы стоматологии. – 2019. – Т. 15, № 3. – С. 169–176.
26. Chernavsky, A. F., Rusakova, I. V., Grigoriev, S. S. et al. (2019). Obrazovatel’nyy kvest kak forma organizatsii uchebnykh zanyatiy ordinatorov pervogo i vtorogo goda obucheniya kafedry terapevticheskoy stomatologii i propedevtiki stomatologicheskikh zabolevaniy [Educational quest as a form of organization of training sessions for first and second year residents of the Department of therapeutic dentistry and propaedeutics of dental diseases]. Problemy stomatologii [Actual problems in dentistry], 15, 3, 169–176. (In Russ.)
Современные подходы к изучению копинг-поведения человека
Аннотация
Статья посвящена анализу понятия «копинг-стратегия». Рассматриваются несколько вариантов классификаций видов психологического преодоления. Представлена суть ресурсного подхода к копинг-стратегиям
Ключевые слова
копинг-стратегии, ресурсный подход, классификация
Ссылка для цитирования
Туркина Ю.В., Васюкова Ю.А. Современные подходы к изучению копинг-поведения человека // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2013. № 2 (20). С. 106–110.
Список литературы
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М., 1984. 200 с.
- Нартова-Бочавер С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. 1997. No 5. С. 20–30.
- Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М.: Академия, 2003. 176 с.
- Хазова С. А. Психология совладающего поведения: материалы науч.-практ. конф. / отв. ред. Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. С. 121–124.
- Хазова С. А. Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психологический журнал. 2004. No 5. С. 59–69.
- Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей. СПб.: Речь, 2004. 576 c.
- Amirkhan J. H. Factor analitically drived measure of coping: the strategy indicator // Journal of Personality and Social Psychology. 1990. V. 59. P. 1066–1074.
- Billings A. G., Moos R. H. Coping, stress and social resources among adults with unipolar depression // Journal of per-sonality and social psychology. 1984. Vol. 46. P. 877–891.
- Folkman S., Lasarus R. S. Coping and Emotion // Stress and coping: an anthology. N. Y.: Columbia University Press, 1991. P. 207–227.
- Frydenberg E., Lewis R. Teaching coping to adolescents: when and to whom? // American Educational Research Journal. 2000. V. 37, No 3. P. 29–36.
- Koplik E. K. et al. The relationship of mother-child coping styles and mother’s presence of children’s response to dental stress // Journal of Psychology. 1992. No 126(1). P. 207–227.
- Lasarus R. S., Folkman S. The concept of coping // Stress and coping: an anthology. N. Y.: Columbia University Press, 1991. P. 189–206.
- Vitaliano P. P. et al. Coping profi les associated with psychiatric, physical health, work and family problems // Health Psychology. 1990. No 9. P. 348–376
Санкт-Петербургский государственный университет Кафедра психологического обеспечения профессиональной деятельности
Дипломная работа на тему: ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ по специальности 030301 — Психология специализация: Психология менеджмента
Санкт-Петербург 2016
Аннотация Для изучения психологического благополучия студентов направления психология в зависимости от их психологических особенностей было исследовано 106 студентов: 36 студентов 6 курса вечернего отделения и 70 студентов 4 курса дневного отделения. Изучались: психологическое благополучие («Шкала психологического благополучия» К. Рифф), толерантность к неопределенности («Шкала общей толерантности к неопределенности» Д. МакЛейна), увлеченность учебной деятельностью (Утрехтская шкала увлеченности У.Б. Шауфели), самоорганизация деятельности («Опросник самоорганизации деятельности» Н. Физера и М. Бонда), каузальные ориентации («Шкала общей каузальной ориентации» Э. Деси и Р. Райана). Обработка данных: сравнительный и корреляционный анализы. Результаты исследования: у студентов все параметры психологического благополучия находятся в пределах нормы. У работающих студентов дневного отделения уровень психологического благополучия выше, чем у не работающих. Студенты вечернего отделения выше оценивают уровень своего психологического благополучия, чем студенты дневного отделения. Работающие студенты дневного отделения имеют более высокие показатели толерантности к неопределенности, увлеченности учебной деятельностью, самоорганизации деятельности и внутренней каузальной ориентации, чем не работающие. Студенты тем выше оценивают уровень своего психологического благополучия, чем выше их уровень толерантности к неопределенности, увлеченности учебной деятельностью, самоорганизации и автономии. Summary For studying psychological well-being of students in the direction of psychology depending on their psychological features 106 students were investigated: 36 sixth-year students of the evening department and 70 fourth-year students of the full-time department. The following psychological characteristics were studied: psychological well-being («Scale of psychological well-being» K. Riff), tolerance of ambiguity («The Multiple Stimulus Types Ambiguity Tolerance Scale-I» McLain D.L), the enthusiasm for studying («Utrecht Work Engagement Scale, UWES» Schaufeli), self-organization of activities («Time Structure Questionnaire, TSQ» N. Feather, M. Bond), causality orientation («The General Causality Orientation Scale, GCOS» Deci, Ryan). For processing the data were used comparative analysis and correlation analysis. The results of the research: all the parameters of psychological well-being of the students are in the normal range. Working full-time students have higher level of psychological well-being than unemployed students. Students of the evening department have a higher estimation of the level of their psychological well-being than full-time students. Employed full-time students have higher indicators of tolerance to uncertainty, the enthusiasm for studying, self-organization of activities and internal causal orientation than unemployed ones. The higher indicators of tolerance of ambiguity, the enthusiasm for studying, self-organization and autonomy are, the better assessment of level psychological well-being will be. Введение На сегодняшний день вопрос понимания проблемы психологического благополучия, как социально-психологического феномена особо актуален. Ситуация в мире и в нашей стране, в частности, в политической, идеологической, экономической сферах таковы, что современному человеку необходимо поддерживать оптимальный и продуктивный уровень своего психического состояния для адекватного существования. Для большинства жителей нашей страны вопрос фактического выживания уже решен, развитие вышло на новый уровень, не простого поддержания существования, а высокой производительности. Все более остро встают вопросы преодоления стресса, самоопределения и самореализации. Каждый человек стремится сделать свою жизнь комфортной, удовлетворяющей индивидуальные запросы личностные, профессиональные, материальные и социальные. Решить многие из этих проблем помогают профессиональные психологи, однако стоит отметить, что они тоже сталкиваются с этими вопросами на пути своего становления. Так что начинающим специалистам в сфере психологии особенно важно поддерживать уровень своего психологического благополучия, чтобы эффективно помогать своим клиентам. Исходя из этого, становится очевидным необходимость определения механизмов формирования психологического благополучия у студентов направления психология и выявления факторов способствующих этому процессу. На данный момент проблема психологического благополучия активно изучается зарубежными специалистами, отечественные психологи только начинают обращать свое внимание на эту область. В основном исследования касаются изучения психологического благополучия детей, подростков, работников коммерческих предприятий, а также людей оказавшихся в критических ситуациях. В данной работе будут рассматриваться определения психологического благополучия, особенности и механизмы его формирования, различные подходы к изучению данной проблематике, а также личностные ресурсы влияющие на уровень психологического благополучия. В исследовании изучаются взаимосвязи личностных ресурсов студентов направления психология с их психологическим благополучием. Цель исследования: изучить психологическое благополучие студентов направления психология в зависимости от их психологических характеристик. Общая гипотеза исследования: психологическое благополучие выше у студентов, которые обладают высоким уровнем толерантности к неопределенности, увлеченностью учебной деятельностью, самоорганизацией деятельности и преобладающей автономной каузальной ориентацией. Первая частная гипотеза: психологическое благополучие у студентов вечернего отделения выше, чем у студентов дневного отделения. Вторая частная гипотеза: психологическое благополучие у студентов, имеющих работу выше, чем у неработающих студентов. Задачи исследования:
Оценить и сравнить психологическое благополучие студентов дневного и вечернего отделений направления психологии СПбГУ. Оценить и сравнить психологическое благополучие студентов дневного отделения направления психологии СПбГУ, имеющих и не имеющих работу. Оценить и сравнить психологические характеристики студентов дневного и вечернего отделений факультета психологии СПбГУ. Оценить и сравнить психологические характеристики студентов дневного отделения направления психология СПбГУ, имеющих и не имеющих работу. Проанализировать взаимосвязи оценок параметров психологического благополучия студентов факультета психологии СПбГУ с их психологическими характеристиками. Объект исследования: студенты 4 курса дневного отделения (бакалавры по направлению Психология) и студенты 6 курса вечернего отделения (специалисты по специальности Психология) Федерального Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский Государственный университет». Предмет исследования: психологическое благополучие, толерантность к неопределенности, увлеченность учебной деятельностью, самоорганизация деятельности, каузальные ориентации. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Психологическая помощь лицам с ОВЗ: ресурсный подход
Относительно недавно в России стало использоваться понятие «лица с ограниченными возможностями здоровья», которое считается более мягким и нейтральным по сравнению со словом «инвалид». Сторонники социальной модели (Дж. Холл, Т. Тинклин [11], Е. И. Холостова, Н. Ф. Дементьева [12], Е. Р. Ярская-Смирнова [13], P. Naidoo [14] и др.), акцентируя внимание не на дефектах человека, а на тех социальных ограничениях, которые мешают человеку в полной мере реализовать свои возможности, чаще используют понятие «лица с ОВЗ». Согласно данному подходу реабилитация осуществляется на основе технологий, суть которых заключается в создании таких условий жизни человека с ОВЗ, где он сможет реализовать свои права на образование, труд и самостоятельную жизнь. Медицинская и социальная модели могут и должны стать взаимодополняющими в понимании ключевых вопросов, касающихся реабилитации людей с ОВЗ, однако в данных подходах человек с ограничением по здоровью рассматривается как объект реабилитации, занимающий пассивную позицию и не влияющий на ход реабилитации.
Реабилитация людей с ОВЗ в рамках психологического подхода долгое время была сосредоточена на соматическом или неврологическом нарушении и проблеме его коррекции, то есть осуществлялась преимущественно в контексте специальной или клинической психологии. Однако в последнее время исследователи чаще обращаются к общепсихологическим и социальнопсихологическим проблемам инвалидности, а само нарушение выступает не столько в качестве цели психологической реабилитации, сколько в качестве ее условия (Д. А. Леонтьев, Л. А. Александрова [3], А. А. Лебедева, Е. И. Рассказова). Исходя из такого понимания психологическая реабилитация лиц с ОВЗ должна быть направлена прежде всего на оптимизацию личностных ресурсов реабилитантов.
В настоящее время ресурсный подход в психологии приобретает все бóльшую актуальность, фокусируя внимание на природе, структуре, качестве и средствах оценки ресурсов личности в кризисных и трудных жизненных ситуациях, возможностях психокоррекционной и психотерапевтической работы, направленной на поиск, восстановление и активное использование данных ресурсов [10].
Теория когнитивных ресурсов: определение и объяснение — Видео и стенограмма урока
Теория когнитивных ресурсов
Подумайте, как вы реагируете на стрессовые ситуации. Пытаясь облегчить неприятные ощущения, связанные со стрессом, вы можете быстро отреагировать, не ища наиболее логичного ответа. Согласно теории когнитивных ресурсов , ваш опыт и ваш интеллект имеют тенденцию мешать друг другу во время стрессовых ситуаций.
Теория когнитивных ресурсов была разработана Фредом Фидлером и Джо Гарсиа в 1987 году. Эта теория фокусируется на интеллекте, опыте и их влиянии на вашу реакцию на стресс. Определенные когнитивные факторы, такие как интеллект и опыт, могут повлиять на лидерские качества. Лучше всего работают те лидеры, которые используют свои познавательные способности для определения наиболее эффективного способа руководства своими группами.
Стоит ли вам полагаться на свой интеллект или опыт, зависит от уровня стресса, который вы испытываете в данной ситуации.В ситуациях с низким уровнем стресса следует полагаться на интеллект; однако вам следует полагаться на опыт в стрессовых ситуациях.
Теория когнитивных ресурсов имеет пять допущений:
1.) Во-первых, в ситуациях с низким уровнем стресса лидеры, использующие свой интеллект, получают лучший результат.
Интеллект — главный фактор в ситуациях, когда руководитель находится в низком напряжении. Лидер использует интеллект, чтобы сказать людям, что нужно сделать, вместо того, чтобы надеяться, что другие согласятся с их решениями.Более опытные лидеры не сталкиваются с трудностями в ситуациях с низким уровнем стресса. Им также становится скучно и они склонны срезать углы.
2.) Во-вторых, в стрессовых ситуациях более опытные руководители добиваются более качественных результатов.
Ситуации, для которых нет рациональных решений, могут быть очень стрессовыми. В стрессовых ситуациях не всегда доступны рациональные решения. Без рациональных решений интеллект приносит мало пользы и может даже ухудшить ситуацию.Например, лидеры, полагающиеся на интеллект, могут проводить свое время взаперти в своем офисе, чрезмерно анализируя проблему и игнорируя членов своей группы. В таких ситуациях наличие предыдущего опыта в тех же или похожих обстоятельствах позволяет лидеру реагировать на основе того, что он узнал из своего предыдущего опыта, без чрезмерного анализа ситуации. Отсюда следует, что чем больше у лидера опыта, тем лучше он работает.
3.) Кроме того, руководящие руководители лучше работают, когда используют свой интеллект в благоприятных условиях и с низким уровнем стресса.
Теория когнитивных ресурсов | Психология вики
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательная |
Развивающий |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клиническая |
Образовательная |
Промышленное |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Промышленные и организационные : Введение: Персонал: Организационная психология: Род занятий: Рабочая среда: Индекс: Краткое содержание
Теория когнитивных ресурсов — это теория лидерства в промышленной и организационной психологии, разработанная Фредом Фидлером и Джо Гарсиа в 1987 году как переосмысление модели непредвиденных обстоятельств Фидлера.Теория фокусируется на влиянии интеллекта лидера и опыта на его реакцию на стресс.
Суть теории состоит в том, что стресс является врагом рациональности , нарушая способность лидеров мыслить логически и аналитически. Однако опыт и интеллект лидера могут уменьшить влияние стресса на его (или ее) действия: интеллект является основным фактором в ситуациях с низким уровнем стресса, в то время как опыт имеет большее значение в моменты высокого стресса.
Прогнозы теории когнитивных ресурсов [править | править источник]
- Когнитивные способности лидера влияют на результативность команды только тогда, когда подход лидера является директивным. Когда лидеры лучше умеют планировать и принимать решения, для реализации своих планов и решений им нужно указывать людям, что им делать, а не надеяться, что они согласны с ними. Когда они не лучше, чем люди в команде, тогда более уместен недирективный подход, например, когда они способствуют открытому обсуждению, когда идеи команды могут быть озвучены, а лучший подход идентифицирован и реализован.
- Стресс влияет на взаимосвязь между интеллектом и качеством решений. Когда уровень стресса низкий, интеллект полностью функционирует и вносит оптимальный вклад. Однако во время сильного стресса естественный интеллект не только не имеет значения, но также может иметь отрицательный эффект. Одна из причин этого может заключаться в том, что умный человек ищет рациональные решения, которые могут быть недоступны (и могут быть одной из причин стресса). В таких ситуациях лидер, не имеющий опыта принятия решений «интуитивно», вынужден полагаться на этот незнакомый подход.Другая возможность состоит в том, что лидер скрывается внутри себя, чтобы хорошенько обдумать проблему, предоставив группу самому себе.
- Опыт положительно влияет на качество решений в условиях высокого стресса. Когда возникает ситуация высокого стресса и снижается интеллект, опыт тех же или подобных ситуаций позволяет лидеру отреагировать соответствующим образом, не обдумывая ситуацию тщательно. Опыт принятия решений в условиях стресса также будет способствовать принятию лучшего решения, чем попытки справиться с ситуацией, руководствуясь одними лишь умственными способностями.
- Для простых задач интеллект и опыт лидера не имеют значения. Когда подчиненным ставятся задачи, которые не нуждаются в руководстве или поддержке, то не имеет значения, насколько хорош лидер в принятии решений, потому что их легко принимать даже для подчиненных, и, следовательно, они не нуждаются в дополнительной поддержке.
- Энди Абоаджи Исаак. (2010). Организационное поведение с. 321–322. Прентис Холл, 9-е издание.
- Fiedler, F.E. & Gibson, F.W.(2001). Детерминанты эффективного использования лидерских способностей . au.af.mil.
- Фидлер, Ф.Э. (1986). Вклад познавательных ресурсов в лидерские качества . В Л. Берковиц (ред), достижения в экспериментальной социальной психологии. Нью-Йорк: Academic Press
- Fiedler, F.E. и Garcia, J.E. (1987). Новые подходы к лидерству: когнитивные ресурсы и организационная эффективность . Нью-Йорк: Уайли.
(PDF) Социальные и психологические ресурсы и адаптация
Hobfoll, S.Э. (1998). Стресс, культура и общество —
nity: Психология и философия стресса.
Нью-Йорк: Пленум.
Hobfoll, S. E., & Leiberman, J. (1987). Личность
и социальные ресурсы в непосредственной и постоянной
стрессоустойчивости среди женщин. Journal of Per-
sonality and Social Psychology, 52, 18–26.
Хобфолл, С. Э. и Лондон, П. (1986). Отношение
самооценки и социальной поддержки к эмоциональному стрессу
среди женщин во время войны.Журнал социальной и клинической психологии
, 4, 189–203.
Hobfoll, S.E., Nadler, A., & Leiberman, J. (1986).
Удовлетворенность социальной поддержкой во время кризиса: Inti-
Самоуважение и самооценка как важнейшие детерминанты.
Журнал личности и социальной психологии, 51,
296–304.
Hobfoll, S. E., Shoham, S. B., & Ritter, C. (1991).
Удовлетворенность женщин социальной поддержкой и
получение помощи.Журнал личности и социального
Психология, 61, 332–341.
Холахан, К. Дж., И Моос, Р. Х. (1991). Жизненные стрессоры,
личные и социальные ресурсы и депрессия: четырехлетняя структурная модель
. Журнал аномальных
Психология, 100, 31–38.
Холахан, К. Дж., Моос, Р. Х., Холахан, К. К., &
Кронкайт, Р. К. (1999). Потеря ресурсов, прирост ресурсов
и депрессивные симптомы: 10-летняя модель.
Журнал личности и социальной психологии, 77,
620–629.
Холахан, К. Дж., Моос, Р. Х., Холахан, К. К., &
Кронкайт, Р. К. (2000). Долгосрочный постобработка
, функционирующая среди пациентов с униполярной депрессией
: интегративная модель. Консультационный журнал
и клиническая психология, 68, 226–232.
Холмс, Т. Х., и Рахе, Р. Х. (1967). Социальная рейтинговая шкала корректировок
. Journal of Psychoso-
matic Research, 11, 213–218.
Дом, Дж., Ландис, К., & Амберсон, Д. (1988,
июля,29). Социальные отношения и здоровье. Наука, 241,
540–545.
Айронсон, Г., Виннингс, К., Шнайдерман, Н., Баум,
А., Родригес, М., Гринвуд, Д., и др. (1997).
Симптомы посттравматического стресса, навязчивые мысли,
утрата и иммунная функция после урагана Ан-
. Психосоматическая медицина, 59, 128–141.
Iscoe, I. (1974). Психология сообщества и компетентное сообщество
.Американский психолог,
29, 607–613.
Джахода, М. (1958). Современные концепции позитивных мужчин —
талантов здоровья: отчет директору Джеку Р. Эвалту.
Нью-Йорк: Основные книги.
Янофф-Булман, Р., и Брикман, П. (1982). Ожидания —
и чему люди учатся на неудачах. В N. T.
Feathers (Ed.), Ожидания и действия: Expect-
моделей ценностей в психологии (стр. 207–237).
Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.
Каниасти, К., и Норрис, Ф. (1993). Тестирование модели ухудшения социальной поддержки
в контексте природной катастрофы
. Журнал личности и социального
Психология, 64, 395–408.
Каниасти, К., и Норрис, Ф. (1995). В поисках альтернативного сообщества
: Модели социальной поддержки моби-
лизация после урагана Хьюго. Американский
Журнал общественной психологии, 23, 447–477.
Каниасты, К., & Норрис, Ф. (1999). Опыт катастрофы
: люди и сообщества, получившие
травмы. В Р. Гист и Б. Любин (ред.), «Реагирование на катастрофу
: психосоциальные, экологические и общественные
подхода» (стр. 25–61). Вашингтон, округ Колумбия: Тейлор
и Фрэнсис.
Каплан, Х. Б. (1983). Психологический дистресс в социологическом контексте
: К общей теории
психосоциального стресса. В Х. Б. Каплане (Ред.), Psy-
, социальный стресс: тенденции в теории и исследованиях
(стр. 195–264). Нью-Йорк: Academic Press.
Кейнан Г., Фридланд Н., Канеман Д. и Рот Д.
(1999). Влияние стресса на подавление
ошибочных конкурирующих ответов. Беспокойство, стресс,
,и преодоление трудностей, 12, 455–476.
Келли, Дж. Г. (1966). Экологические ограничения на услуги психического здоровья
. Американский психолог, 21, 535–
539.
Кесслер, Р. К., Тернер, Дж. Б., Блейк, Дж., И Хаус, Дж. С.
(1988). Влияние безработицы на здоровье в опросе сообщества
: изменение и посредничество эффектов
. Журнал социальных проблем, 44, 69–85.
Кинг, Д. У., Кинг, Л. А., Фой, Д. В., Кин, Т. М.,
,и Фэрбэнк, Дж. А. (1999). Посттравматический стресс
Порядокв национальной выборке женщин и мужчин
Вьетнамских ветеранов: факторы риска, стрессы в зоне боевых действий
и переменные восстановления устойчивости.Журнал
Аномальная психология, 108, 164–170.
Кивимаки М., Фельдт Т., Вахтера Дж. И Нурми Дж. Э.
(2000). Чувство согласованности и здоровья: свидетельство
из двух продольных выборок с перекрестным лагом. So-
cial Science and Medicine, 50, 583–597.
Кобаса, С. К. (1979). Стрессовые жизненные события, личная жизнь и здоровье: исследование жизнестойкости. Журнал
личности и социальной психологии, 37, 1–11.
Кобаса, С.С., & Пуччетти, М. С. (1983). Личность
и социальные ресурсы в стрессоустойчивости. Журнал
Личность и социальная психология, 45, 839–850.
Круглански, А. В. (1996). Мотивированное социальное познание
: Принципы интерфейса. В Э. Т. Хиггинс и
А. В. Круглански (ред.), Социальная психология:
Справочник основных принципов (стр. 493–520). New
York: Guilford Press.
Лоутон, М. П., и Нахемоу, Л.(1973). Экология
ипроцесс старения. В C. Eisdorfer & M. P. Lawton
(ред.), Психология развития взрослых и
старения (стр. 619–674). Вашингтон, округ Колумбия: Американская
Психологическая ассоциация.
Lazarus, R. S., & Folkman, S. (1984). Стресс, ап-
похвала и совладание. Нью-Йорк: Спрингер.
Ли, Р. Т., и Эшфорт, Б. Э. (1996). Мета-аналитическое исследование
коррелятов трех измерений —
322 HOBFOLL
Перейти к основному содержанию ПоискПоиск
- Где угодно
Поиск Поиск
Расширенный поиск- Войти | регистр
- Подписка / продление
- Учреждения
- Индивидуальные подписки
- Индивидуальные продления
- Библиотекари
- Тарифы,
- и платежи Пакет Чикаго
- Полный охват и охват содержимого
- Файлы KBART и RSS-каналы
- Разрешения и перепечатка
- Инициатива развивающихся стран Чикаго
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы библиотекарей
- Тарифы, заказы, и платежи
- Полный пакет Chicago
- Полный охват и содержание
- Даты отправки и претензии
- Часто задаваемые вопросы агента
- О нас
- Публикуйте с нами
- Недавно приобретенные журналы
- Издательская часть tners
- Подпишитесь на уведомления eTOC
- Пресс-релизы
- СМИ
- Книги издательства Чикагского университета
- Распределительный центр в Чикаго
- Чикагский университет
- Положения и условия
- Заявление об издательской этике
- Уведомление о конфиденциальности
- Доступность Chicago Journals
- Доступность университета
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
- Свяжитесь с нами
- Медиа и рекламные запросы
- Открытый доступ в Чикаго
- Следуйте за нами на facebook
- Следуйте за нами в Twitter
теорий поведенческого управления | Управление человеческими ресурсами
Результаты обучения
- Обсудить теории управления поведением
В отличие от научного менеджмента, ориентированного на оптимизацию человека как машины, поведенческое управление фокусируется на поведении и мотивации работников.В частности, теория поведенческого управления занимается тем, как управлять производительностью, понимая мотивацию работников, включая ожидания, потребности и интересы, а также групповую динамику. Теорию поведенческого управления иногда называют движением в области человеческих отношений из-за того, что она сосредоточена на человеческом измерении труда. Теоретики, внесшие вклад в управление поведением, включают Мэри Паркер Фоллетт, Элтона Мэйо и Абрахама Маслоу.
Мэри Паркер Фоллетт
Рисунок 1. Мэри Паркер Фоллетт
Хотя она была современницей Тейлора и Гилбретов, писательница и советник Мэри Паркер Фоллетт имела совершенно иную систему взглядов, и ее идеи лежат в основе нашего понимания современного организационного поведения.Бывший социальный работник, она понимала динамику власти и подчеркивала важность человеческой психологии и человеческих отношений, а не механического или научного подхода к работе и взаимодействию менеджеров и сотрудников. В своей биографии ThoughtCo. отмечает, что «Фоллетт был одним из первых, кто интегрировал идею организационного конфликта в теорию управления». И действительно, ее представление о конфликте как о возможности сегодня даже более актуально. В частности, Фоллетт предположил, что конфликт, а не требование компромисса, может быть стимулом для инноваций.В эссе, написанном в 1924 году, Фоллетт ввел термины «власть над» и «власть над», проводя различие между силой принуждения и силой участия и демонстрируя, как «власть с помощью» может быть больше, чем «власть над». Хотя ее работа редко или лишь частично освещается, ее идеи сформировали теории в психологии и менеджменте, включая работу Абрахама Маслоу. Для перспективы, консультант по менеджменту Питер Друкер, которого BusinessWeek назвал «человеком, который изобрел менеджмент», назвал Фоллетта «пророком менеджмента» и его «гуру».”
Теория менеджмента Фоллетта включала следующие принципы:
- Истинная мощность не является «принудительной» (превышение мощности), а коактивной (мощность с)
- Истинные лидеры создают групповую власть, а не выражают личную власть
Элтон Мэйо
В 1924 году австралийский социолог Элтон Мэйо, который позже стал профессором промышленных исследований в Гарварде, начал серию исследований, которые продемонстрировали, что на мотивацию сотрудников сильно влияют социальные и ситуативные факторы.Открытия Мэйо, получившие название «эффект Хоторна», ознаменовали радикальные изменения в теории мотивации и практике управления.
Например, принципы Фредерика Тейлора сосредоточены на отдельных работниках и на том, как оптимизировать их производительность труда. Хоторн изучает рабочих в социальном контексте — как часть группы — и определила, что на производительность сотрудников влияют не только врожденные способности, но и рабочая среда, и их коллеги. В частности, исследования показали, что внимание руководства и взаимодействие с работниками и динамика группы в большей степени влияют на производительность, чем такие факторы, как освещение или льготы.
Иерархия потребностей Маслоу
В своей статье 1943 года «Теория человеческой мотивации» психолог Абрахам Маслоу предложил то, что считается классической теорией потребностей: иерархию потребностей Маслоу. Он предположил, что людей мотивируют пять категорий потребностей: физиологические, безопасность, любовь, уважение и самоактуализация. Эти потребности представлены в виде пирамиды, в основе которой лежат основные физиологические потребности, такие как еда, вода и кров, а наверху — потребность в самоактуализации.
Маслоу далее классифицировал нижние четыре уровня пирамиды как «потребности дефицита», отметив, что «человек ничего не чувствует, если они удовлетворяются, но становится тревожным, если это не так». Он классифицировал пятый уровень как «потребность в росте», потому что он позволяет человеку «самореализоваться» или полностью раскрыть свой человеческий потенциал.
Маслоу предположил, что человеческое поведение является целенаправленным и мотивируется желанием удовлетворить потребности, и что потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены, прежде чем человек сможет сосредоточиться на потребностях следующего уровня.Удовлетворенная потребность больше не мотивирует. Неудовлетворенная потребность — главный мотиватор. Таким образом, иерархия Маслоу дает менеджерам визуальное представление о мотивации сотрудников.
теорий организационного поведения и человеческих ресурсов | Малый бизнес
Рэнди Хикс Роу Обновлено 6 марта 2019 г.
Под организационным поведением понимается поведение отдельных лиц и групп в рамках организации. Теории человеческих ресурсов помогают объяснить, как управленческое поведение и структуры могут положительно или отрицательно влиять на поведение сотрудников.Имея и действуя на основе базового понимания организационного поведения и теорий управления персоналом, владельцы малого бизнеса могут максимизировать продуктивность и креативность сотрудников и минимизировать текучесть кадров.
Факторы поведения сотрудников
Несколько факторов влияют на поведение сотрудников. Согласно What Is Organizational Behavior, они включают организационные механизмы (такие как культура и структура) и групповые механизмы (такие как поведение лидерства и функционирование команд).Они также включают индивидуальные характеристики (такие как личность, ценности и способности) и индивидуальные механизмы, такие как удовлетворенность работой, стресс, мотивация, этика, обучение и принятие решений.
Синтез наук
Таким образом, теории организационного поведения и человеческих ресурсов являются производными от синтеза нескольких наук, включая психологию, социологию, антропологию, экономику, политологию, инженерию и медицину. Например, антропология помогает понять, как культура влияет на поведение.С другой стороны, медицина может предоставить информацию о том, как длительный стресс влияет на здоровье сотрудников. Экономические исследования могут помочь нам понять, как плохое здоровье сотрудников влияет на производительность и, в конечном итоге, на прибыль.
Теории эффективности
HR-теории нацелены на достижение двух основных результатов: более эффективное и результативное выполнение работы и повышение мотивации или приверженности сотрудников. Один теоретик эффективности, Анри Файоль, утверждал, что работники работают более эффективно, когда более эффективно руководство.Из этой теории возникли четыре функции управления: планирование, организация, руководство и контроль. Еще одним экспертом по эффективности был Фредерик Тейлор, теория которого привела к созданию рабочих мест, требующих меньшего количества перемещений и сдельной системе оплаты труда заводских рабочих.
Мотивационные теории
Авраам Маслоу разработал одну из первых теорий о том, что мотивирует людей. Согласно Маслоу, у людей есть потребности, которые организованы в иерархию, проиллюстрированную пирамидой.В первую очередь необходимо удовлетворить те основные потребности, которые лежат в основе пирамиды, такие как еда и жилье. Как только эти базовые потребности удовлетворены, сотрудники стремятся чувствовать себя в безопасности (например, безопасность работы), быть любимыми (дружба и отношения), иметь чувство выполненного долга (например, через признание или хорошо выполненную работу) и, наконец, к самореализации. (работа, которая приносит личное удовлетворение).
Потребности должны быть удовлетворены на каждом уровне, прежде чем сотрудники смогут продвигаться выше по треугольнику. Следовательно, сотрудник, который опасается за свою работу или часто беспокоится о том, чтобы сводить концы с концами, не может сосредоточиться на высокоэффективных целях.Со временем это может снизить производительность и повлиять на моральный дух сотрудников. Это может привести к тому, что наиболее компетентные сотрудники покинут неудовлетворительное рабочее место, а менее компетентные останутся позади. Политику в области человеческих ресурсов, в которой ценят работников, можно рассматривать как инвестиции в сам бизнес.
Теории человеческих ресурсов
Иерархия потребностей Абрахама Маслоу
Многие другие теоретики пытались объяснить важность подхода к человеческим ресурсам. Одним из этих людей был Абрахам Маслоу.Он широко известен своим созданием модели иерархии потребностей Маслоу, которая предполагает, что существуют определенные уровни человеческой мотивации, и каждый уровень должен быть достигнут, прежде чем перейти на следующий уровень. Модель, имеющая форму пирамиды, показывает, что самая основная потребность человека от низшей до высшей — это физическая, затем безопасность, любовь / принадлежность, уважение и самореализация. Чтобы заставить сотрудников работать, он попытался понять, что мотивирует людей . Он придумал пять потребностей, которые необходимо удовлетворить на одном этапе, прежде чем переходить к следующему этапу.Малсо чувствовал, что потребности различаются от человека к человеку, и что люди хотят, чтобы их потребности удовлетворялись. Необходимо определить, что является мотивационным фактором (рис. 3.1 «Иерархия потребностей Маслоу»).
Физиологические потребности . Первый уровень иерархии потребностей Маслоу является психологическим, что означает, что физические потребности, такие как еда и вода, должны быть удовлетворены перед переходом на следующий уровень. Если рабочие не зарабатывают достаточно денег, чтобы покупать еду и воду, им будет трудно продолжать работу.
Потребности в безопасности. Второй уровень называется безопасностью. Рабочие должны находиться в безопасной среде и знать, что их тела и имущество будут защищены. Если работники не чувствуют себя в безопасности, им будет сложно работать эффективно. Подумайте о многих занятиях, которые крайне небезопасны. Согласно статье на сайте CNN Money, десять самых опасных рабочих мест в США выглядят следующим образом:
- Рыбак
- Регистратор
- Пилот самолета
- Фермер и владелец ранчо
- Оператор горных машин
- Кровельщик
- Санитарный работник
- Водитель грузовика / доставщик
- Ремонт промышленных машин
- Сотрудник полиции
Согласно основной теоретической посылке Маслоу, этим людям будет труднее беспокоиться о потребностях на более высоких уровнях, если они не смогут преодолеть присущее им отсутствие безопасности на этих должностях.
Потребности в любви, привязанности и принадлежности . Третий уровень называется потребностями в любви, привязанности и принадлежности. Маслоу считал, что если человек удовлетворяет основные физиологические потребности и потребности в безопасности, тогда этот человек начнет пытаться достичь потребностей в любви, привязанности и принадлежности следующим образом: «Он [или она] будет жаждать нежных отношений с людьми в целом, а именно, для место в его [или ее] группе, и он [или она] будет прилагать все усилия, чтобы достичь этой цели.Маслоу полагал, что организации будут лучше удерживать сотрудников и удовлетворять их, если они сохранят своих сотрудников в сплоченной среде. Кроме того, если работник чувствует себя изолированным или изгнанным из своего окружения, он или она будут чувствовать себя менее мотивированными к работе, что приведет к снижению общей производительности.
Потребности в уважении . Четвертый уровень называется уважением и, согласно Маслоу, представлен двумя различными наборами потребностей. Во-первых, люди мотивированы «желанием силы, достижений, адекватности, уверенности перед лицом мира, а также независимости и свободы.Маслоу продолжает обсуждать вторую подгруппу потребностей в уважении: «У нас есть то, что мы можем назвать желанием репутации или престижа (определяя это как уважение или уважение со стороны других людей), признания, внимания, важности или признательности». Хотя Маслоу изначально отделял эти два списка друг от друга, у них явно больше общего, чем нет. Если сотрудники не считают, что их вклад ценится в организации, они будут искать другие места работы, которые будут ценить их вклад, потому что людям присуща внутренняя потребность в том, чтобы их усилия ценили.
Требуется самоактуализация . Пятый уровень называется самоактуализацией, и его труднее всего достичь. Самоактуализация «относится к желанию самореализации, а именно к тенденции [человека] актуализироваться в том, чем он [или она] потенциально. Эту тенденцию можно сформулировать как желание все больше и больше становиться тем, чем ты являешься, становиться всем, чем он способен стать ». Маслоу продолжает объяснять: «Музыкант должен сочинять музыку, художник должен рисовать, поэт должен писать, если он [или она] хочет быть в конечном итоге счастливым.Каким мужчина [или женщина] может быть , он [или она] должен быть . Эту потребность мы можем назвать самоактуализацией [курсив в оригинале] ». Маслоу чувствовал, что если люди смогут удовлетворить свои потребности в порядке уровней, то они будут одновременно мотивированы и будут искать возможности для достижения успеха.
В целом иерархия потребностей Маслоу помогает нам понять, как мотивировать сотрудников стремиться к большему в организации. Следовательно, общение очень важно, потому что нам нужно понимать, что нужно нашим сотрудникам, чтобы мотивировать их работать более профессионально и продуктивно.
Рисунок 3.1 Иерархия потребностей Маслоу
Теория мотивации и гигиены Фредерика Герцберга
Еще одним исследователем, вступившим в борьбу с человеческими мотивами, был Фредерик Герцберг. Первоначально получив образование клинического психолога, в течение своей карьеры Герцберг сменил фокус и стал одним из первых исследователей в растущей области промышленной психологии.Первоначальное представление теории мотивации и гигиены Фредерика Герцберга похоже на иерархию потребностей Маслоу, но фокусируется на том, что побуждает людей работать. Он также сосредотачивается на том, что демотивировало работников к положительному или отрицательному отношению к работе. заключается в том, что традиционные взгляды на мотивацию, подобные взгляду Маслоу, смотрят только на одну сторону медали — на то, как мотивировать людей. Герцберг и его первоначальные коллеги предположили, что в конечном итоге людей к работе мотивировало не обязательно те же факторы, которые приводили к демотивации на работе.В мировоззрении Герцберга мотивация на работе должна приводить к удовлетворению рабочих, но он предположил, что удовлетворение и неудовлетворенность не являются противоположными сторонами одного континуума. Вместо этого он предсказал, что факторы, которые приводят к положительному отношению к работе (и, следовательно, к мотивации), отличаются от факторов, которые приводят к отрицательному отношению к работе (и, следовательно, к демотивации). Для целей своей теории он назвал факторы, которые привели к положительному отношению к работе, мотиваторами Список факторов, которые приводят к положительному отношению к работе, согласно теоретику мотивации Фредерику Герцбергу.и те факторы, которые привели к негативному отношению к работе факторы гигиены Список факторов, которые привели к негативному отношению к работе согласно теоретику мотивации Фредерику Герцбергу .. В таблице 3.3 «Мотиваторы и факторы гигиены» перечислены основные мотиваторы и факторы гигиены. Обратите внимание, что все мотиваторы сосредоточены на идеях, которые в некоторой степени похожи на потребности в уважении и потребности в самоактуализации Абрахама Маслоу. С другой стороны, все факторы гигиены определяют условия работы.
Таблица 3.3 Мотиваторы и факторы гигиены
Мотиваторы | Факторы гигиены |
---|---|
Достижение | Политика и администрирование |
Распознавание | Микроменеджмент |
Продвижение | Отношения (руководитель, коллеги и подчиненные) |
Сама работа | Гарантия занятости |
Ответственность | Личная жизнь |
Возможность продвижения | Условия труда |
Потенциал личностного роста | Статус |
Заработная плата |
Глядя на Таблицу 3.