Результатом самопознания в частности является накопление знаний о человеке: Результатом самопознания, в частности, является 1) накопление знаний о человека и природе 2) познание ценностей общества

Человек представляет собой социальную составляющую. Результатом самопознания, в частности, является

человек представляет собой единство трех состовляющих биологической психологической и социальной.Социально обусловлены 1 расовое отличие 2духовные идеалы

3возрастные физические особенности 4проявление наследственности изменчивости РЕШИТЬ СРОЧНО!

Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической психологической и социальной. социально обусловлены: 1.духовные идеалы и ценности

2.возрастные физические особенности 3.расовые отличия 4.проявления наследственности и изменчивости

А 5 Какое суждение является верным:

А. Синергетика – теория самоорганизующихся систем
Б. Базовыми понятиями синергетики являются: порядок и хаос, организация и
самоорганизация.
1) верно только А. 2) верно только Б.
3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А 6 Создание и практическое внедрение урожайных, не поддающихся заболеваниям,

скороспелых сортов картофеля иллюстрирует функцию науки:
1) социальную
2) мировоззренческую
3) творческую
4) производственную
А 7 Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психической
и социальной. К психическим особенностям человека относится:
1) способностью ощущать при помощи органов чувств
2) способность к прямохождению
3) способность осознавать свои действия и поступки
4) наличие духовных идеалов и ценностей

А 8 Часть природного или социального бытия, на которую направлена активность
познавательной деятельности человека, называется:
1) объект
2) образ
3) структура
4) субъект
А 9 Знания, полученные путем гадания на кофейной гуще, являются:
1) научными
2) параллельными
3) паранаучными
4) парадоксальными
А 10 Какое суждение является верным:
А. Непрерывное образование получается не только в учебных заведениях, но и путем

самообразования.
Б. Сегодня в РФ обязательной ступенью образования является среднее общее полное
образование
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

Человек представляет собой единство трёх составляющих:биологический, психологический и социальный. Социально обусловлены 1 духовные качества и

ценности 2возрастные физические особенности 3рассовые отличия 4проявления наследственности и изменчивости

Социальными нормами являются:а) традиции,б) документы,в) нравы,г) контракты,д) законы природы.2. Определите признак, свойственный постиндустриальному

обществу.1) появление массовой культуры;2) в экономике преобладают отрасли тяжёлой промышленности;3) основными критериями стратификации общества является профессионализм иуровень образования;4) структура общества является жёсткой и закрытой.3. В отличие от природы, общество:1) является системой;2) находится в развитии;3) выступает в качестве творца культуры;4) развивается по собственным законам.4. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилищачеловека от несанкционированного вторжения?1) познавательную;2) прогностическую;3) объяснительную;4) социальную.5. Какой из перечисленных элементов не относится к структуре познания?1) субъект; 3) средства;2) объект; 4) потребности.

6. Верны ли следующие суждения об истине?А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемогомира.Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностейчеловека.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.7. Под культурой в наиболее общем смысле понимается:1) уровень воспитанности;2) вся преобразовательная деятельность человека;3) производство материальных ценностей;4) художественное ремесло.8. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование:а) понятий;б) суждений;в) представлений;г) умозаключений.9. Четыре фактора производства — это:а) производство, распределение, обмен, потребление;б) земля, капитал, производительность труда, прибыль;в) труд, земля, капитал, предпринимательство;г) труд, товары, деньги, земля.10. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,психической и социальной. К психической составляющей относятся:1) интересы и убеждения;2) физиологические признаки;3) половые особенности;4) типы нервной системы.
11. Верны ли следующие суждения об обществе?А. Общество представляет собой часть материального мира.Б. Общество является динамичной системой, в которой могут возникать новые иотмирать старые элементы.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.12. Общим для науки и художественного творчества является:1) обоснованность предположений;2) стремление к познанию мира;3) выражение эмоций;4) формирование чувства прекрасного.13. Какую сферу общества представляют сословия, касты, классы?1) экономическую;2) социальную;3) политическую;4) духовную.14. Популярный композитор работает над новой песней. Какой виддеятельности иллюстрируется этим примером?1) духовная;2) экономическая;3) политическая;4) социальная.15. Верны ли суждения о средствах массовой информации (СМИ)?А. Содержание информации, поставляемой СМИ, учитывает запросы аудитории.Б. Запросы массовой аудитории во многом формируются воздействием на неё СМИ.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны.
16. Какое суждение является верным?А. Брокеры — это лица или фирмы, специализирующиеся на посредническихбиржевых операциях.Б. Дилеры – это государственные чиновники, контролирующие куплю-продажуиностранной валюты.1) верно только А;2) верно только Б;3) верны оба суждения;4) оба суждения неверны

Социальная составляющая устойчивости развития ориентирована на человека и направлена на сохранение стабильности социальных и культурных систем, в том числе, на сокращение числа разрушительных конфликтов между людьми. Важным аспектом этого подхода является справедливое разделение благ. Желательно также сохранение культурного капитала и многообразия в глобальных масштабах, а также более полное использование практики устойчивого развития, имеющейся в не доминирующих культурах. Для достижения устойчивости развития, современному обществу придется создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую исторический опыт и поощряющую плюрализм. Важно достижение не только внутри-, но и межпоколенной справедливости.

В рамках концепции человеческого развития человек является не объектом, а субъектом развития. Опираясь на расширение вариантов выбора человека как главную ценность, концепция устойчивого развития подразумевает, что человек должен участвовать в процессах, которые формируют сферу его жизнедеятельности, содействовать принятию и реализации решений, контролировать их исполнение.

Экологическая составляющая

С экологической точки зрения, устойчивое развитие должно обеспечивать целостность биологических и физических природных систем. Особое значение имеет жизнеспособность экосистем, от которых зависит глобальная стабильность всей биосферы. Более того, понятие «природных» систем и ареалов обитания можно понимать широко, включая в них созданную человеком среду, такую как, например, города. Основное внимание уделяется сохранению способностей к самовосстановлению и динамической адаптации таких систем к изменениям, а не сохранение их в некотором «идеальном» статическом состоянии.

Деградация природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и утрата биологического разнообразия сокращают способность экологических систем к самовосстановлению.

46. Термин «устойчивое развитие» как обще- цивилизационная цель был введен в научный и международный политико — глобалистский оборот в 1986 году в докладе Международной Комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) на 42 Сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В настоящее время существует множество подходов к определению устойчивого раз­вития, но наиболее популярным остается именно это определение, которое вместе с принципами Декларации в Рио-де-Жанейро представляет подход к устойчивому развитию, принятый на международном уровне.Устойчивое развитие — это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности»*

а) чувства и волю

б) знания и умения

в) физическое развитие

г) возрастные особенности

Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

а) различных типов темперамента

б) собственной внешности

в) моральных и правовых норм

г) взаимодействия человека и природы

Результатом самопознания, в частности, является

а) накопление знаний о человека и природе

б) познание ценностей общества

в) представление о своих способностях

г) изучение социальных норм

12. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления и установления психологического факта, называется:

а) беседой;

б) анализом продуктов деятельности;

в) экспериментом;

г) контент-анализом.

13. Для волевого регулирования присущи действия:

а) неосознанные;

б) непроизвольные.

в) интуитивные;

г) сознательные;

14. Личность – это человек как:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) субъект деятельности;

15. Эксперимент, в обычных жизненных условиях:

а) лабораторный

б) естественный

в) пилотажный

г) формирующий

Качество метода исследования, которое позволяет получить одни и те же результаты при многочисленных исследованиях.

а)валидность;

б) объективность.

в) надежность;

17.Способность человека к длительному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется:

а) настойчивостью;

б) оптимизмом;

в) трудолюбием;

г) сознательностью.

18. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

а) рефлексией;

б) индентификацией;

в) эмпатией;

г) симпатией.

19. Какое психическое состояние человека не относится к стеническим:

а) радость;

б) воодушевление;

в) фрустрация;

г) убежденность.

20. Соотнесите между собой методологические принципы и их характеристики:

Название принципа Характеристика принципа
1. Принцип отражения А) Акцентирует внимание исследователя на том, что не только окружающая среда формирует личность, но и личность активно познает и преобразует окружа­ющий мир.
2. Принцип активной деятельности личности Б) диктует рассмотрение явлений в постоянном изменении, движении, в постоянном разрешении противоречий под влиянием системы внутренних и внешних детерминант.
3. Принцип детерминизма В) Своеобразие психики человека – особой формы отражения, обусловлено многими обстоятельствами: особенности самой объективной реальности, воспринимаемой как органами чувств, так и с помощью речи; состояние головного мозга; физического и психического здоровья человека; содержание и состояние его психики.
4. Принцип развития Г) Согласно принципу, сознание (психика) формируется в закономерно сменяющих друг друга видах деятельности и в ней проявляется.
5. Принцип единства сознания и деятельности Д) Психика обусловлена и выступает результатом взаимодействия факторов биологического, природного и социального характеров. При исследовании личности необходимо учитывать три подсистемы детерминации ее поведения: прошлое, настоящее и будущее.
6.Принцип всесторонности Е) Логика по­знания объекта, феномена воспроизводит логику его развития, т. е. его историю.
7. Принцип единства Ж) Предполагает ком­плексный подход к исследованию процессов и явле­ний

Демонстрационные тесты по обществознанию
Уровень знаний: базовый

Задания с выбором ответа, где из четырёх вариантов ответов правильный только один

1. Указать признак, характеризующий индустриальное общество:

1) ведущая роль сельского хозяйства

2) массовое промышленное производство

3) слабый уровень разделения труда

4) решающее значение сферы услуг в экономике
2. Указать из приведённого ниже то, что характеризует общество как систему:

1) обособление от природы 3) постоянное развитие

2) сохранение связи с природой 4) наличие сфер и институтов
3. Коллектив авторов работал над созданием определённого продукта. Указать дополнительную информацию, которая позволит определить деятельность коллектива как творческую.

1) субъектом деятельности выступил коллектив авторов

2) деятельность носила интеллектуальный характер

3) результатом деятельности стало создание продукта, не имеющего аналогов

4) в процессе деятельности были использованы труды других авторов
4. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психической и социальной. Социальная составляющая включает:

1) знания и умения 3) физическое развитие

2) чувства и волю 4) возрастные особенности
5. И абсолютная, и относительная истины…

1) всегда находят своё подтверждение в практике

2) носят объективный характер

3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете

4) могут быть опровергнуты временем
6. К формам практики как критерия истины не относится:

1) материальное производство 3) общественная деятельность

2) идеология 4) научно-экспериментальная деятельность
7. Указать функцию науки, иллюстрирующую создание и распространение сортов растений, устойчивых к болезням и вредителям:

1) производственная функция 3) познавательно-объяснительная функция

2) социальная функция 4) мировоззренческая функция
8. Культура, предлагающая индивиду набор стереотипных моделей поведения и ценностных предпочтений, называется:

1) маргинальной 3) массовой

2) информационной 4) элитарной
9. Командной экономике свойственно:

1) свободное ценообразование

2) совершенная (чистая) конкуренция

3) преобладание частной собственности над другими видами собственности

4) централизованное распределение факторов производства
10. Гражданин сдаёт принадлежащий ему участок земли в аренду фермерскому хозяйству. Назвать доход гражданина от распоряжения этой недвижимостью.

1) капитал 3) прибыль

2) рента 4) процент
11. К этническим общностям относятся:

1) элиты 3) маргиналы

2) общины 4) народности
12. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу формальных санкций относится…

1) всеобщий почёт 3) повышение в должности

2) всенародная слава 4) доброжелательное отношение
13. Политическую власть осуществляет…

1) правительство 3) банк

2) корпорация 4) адвокатура
14. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что…

1) выборы являются всеобщими и равными

2) победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе

1) народы, проживающие на территории РФ, имеют равные права

2) церковь в РФ отделена от государства и системы образования

3) политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека

4) человек, его права и свободы признаются высшей ценностью
16. Невыход на работу без уважительной причины является нарушением норм права…

1) уголовного 3) гражданского

2) административного 4) трудового

Уровень знаний: повышенный

Задания, предлагающие для анализа два суждения или задания на установление соответствия позиций, представленных в двух перечнях (столбцах, колонках) или задания на отбор необходимых позиций из предлагаемого списка.

1. Установить соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подобрать позицию из второго столбца.


А

Б

В

Г

2. Определить, верны ли следующие суждения о свободе человека.

А. Свобода человека предполагает возможность выбирать и принимать решения по собственному усмотрению.

Б. Абсолютная свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.


3.Найти в приведённом ниже списке формы рационального познания, и записать цифры, под которыми они указаны.

1) ощущение

2) понятие

3) эксперимент

4) умозаключение

5) восприятие

4. Установить соответствие между общественной наукой и предметом её изучения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подобрать соответствующую позицию из второго столбца:


1

2

3

4

5. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «измерители экономического роста». Найти и указать термин, не связанный с понятием «измерители экономического роста».

Валовой внутренний продукт, национальный доход, ВВП в расчёте на душу населения, количество налогов, индекс инфляции.

6.Определить, верны ли следующие суждения о социальных ролях человека.

А. Социальные роли человека определяются его социальным статусом.

Б. Между понятиями «социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны
7.Определить, верны ли следующие суждения о государстве.

А. Ведущим институтом политической системы, обеспечивающим стабильность общества, выступает государство.

Б. Государство обладает исключительным правом применять силу по отношению к нарушителям закона.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны
8.Найти в приведённом ниже списке социальные права граждан России, и записать цифры, под которыми они указаны.

1) право на пенсионное обеспечение по возрасту 4) право на отдых

2) свобода собраний 5) право на жилище

3) право на проведение мирных шествий 6) свобода печати

Задания, предлагающие самостоятельный письменный ответ.

1. Вставьте пропущенное слово:

«Деградация, возврат к уже отжившим социальным институтам и отношениям – это _______».

2. Назвать понятие, которому соответствует определение:«Особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным – способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации – это ___________».
3.Указать слово, пропущенное в схеме:

4.Указать слово, пропущенное в схеме:

5.Указать слово, которое пропущено в схеме:

7.Указать слово, пропущенное в схеме:

8. Вставить слово, пропущенное во фразе: «В обществе возникает борьба за ________ и ее использование для проведения той или иной политики».
9. Завершить фразу: «Властная структура, обладающая суверенными полномочиями решать вопросы организации общества в масштабе страны, называется ________».

Тесты для подготовки к егэ по теме человек Тема Человек. Част Задания уровня А


Подборка по базе: ЭКОНОМИКА тесты.docx, 2000. Наставление по организации огневой подготовки в ОВД РФ (НО, ЭКОНОМИКА тесты.docx, Коллоквиум 2 Тесты ВВ каз 71-140.doc, БАВ тесты с ответами.pdf, Материал для подготовки к ЕГЭ по истории по теме _Восточные слав, граматические ошибки тесты.doc, Экономическая теория для неэкономических направлений подготовки., Экономическая теория для неэкономических направлений подготовки., Перечень вопросов для подготовки к защите курсового проекта.docx

  1   2   3

Тесты для подготовки к ЕГЭ

по теме:
«ЧЕЛОВЕК»

Тема: «Человек».
Часть1 . Задания уровня А.
A1. Индивидуальность – это

1)специфические черты, присущие человеку как биологическому

организму

2)темперамент человека, его характер

3)неповторимое своеобразие как природного, так и

общественного в человеке

4)совокупность человеческих потребностей и способностей

A2. Признаком, отличающим человека от животного, является

1)проявление активности

2)целеполагание

3)приспособление к среде обитания

4)взаимодействие с окружающим миром

A3. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в

обществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом

обществе.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A4. Результаты производственной, общественной и духовной

деятельности человека и общества в совокупности можно

назвать

1)культурой

2)экономикой

3)мировоззрением

4)историей

A5. Деятельность человека и поведение животного характеризуются

1)выдвижением целей

2)механизмом самоконтроля

3)осознанным выбором средств

4)удовлетворением потребностей

A6. Труд в отличие от общения

1)является потребностью человека

2)может доставлять человеку удовольствие

3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды

4)предполагает наличие цели

A7. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных

связей и взаимодействий.

1)Верно только А.

2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

A8. К потребностям человека, обусловленным его биологической

природой, относятся потребности в

1)самосохранении

2)самореализации

3)самопознании

4)самообразовании

A9. Качества личности проявляются в

1)чертах человека как биологического организма

2)наследственной предрасположенности

3)особенностях темперамента

4)социально-преобразующей деятельности

A10. Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и

общественного в человеке?

А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат

биологической эволюции.

Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не

связаны друг с другом.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А11. И человек, и животные способны

1)использовать предметы природы

2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

3)передавать трудовые навыки последующим поколениям

4)осознавать собственные потребности

А12. У таких видов человеческой деятельности, как общение и

игра, общим является то, что они

1)допускают использование определённых правил или норм

2)предполагают обязательное наличие партнёра

3)носят условный характер

4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов

А13. Кто является автором теории происхождения человека из животного мира,

постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?


  1. И. И. Мечников

  2. И.П. Павлов

  3. Ч. Дарвин

  4. Ж. Кювье

А14. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсут­ствует у

животного?


  1. обменные процессы

  2. творческая активность

  3. работа органов чувств

  4. потребность в пище

А15. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

  1. средства должны соответствовать целям

  2. цель состоит в получении достоверного знания

  3. субъектом выступает отдельная личность

  4. результатом является новый продукт

А16. Личность формируется под воздействием:

  1. биологической программы

  2. природной среды

  3. социализации

А17. Ученик для учителя является:


  1. объектом деятельности

  2. конкурентом

  3. субъектом деятельности

  4. коллегой

А18. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно А


  1. верно Б

  2. верно А и Б

  3. оба суждения неверны

А19. К агентам вторичной социализации не относятся:

  1. радиожурналист

  2. двоюродный брат

  3. преподаватель вуза

  4. руководитель предприятия?

А20. Верны ли суждения?

Официальные межличностные отношения:

А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Б. Стандартизированы и обезличены.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А21. Закончите утверждение: Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

  1. вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;

  1. давать отпор любым агрессивным выпадам против него;

  1. приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;

  2. к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т. д.)

А22. К экзистенциальным относятся потребности в:

  1. комфорте

  2. общении

  3. познании

  4. самоуважении

А23. Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением дру­гих людей о себе.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А24. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А25. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях чело­века?

А. Гениальным человека делает природа.

Б. Умственная одаренность — качество, обусловленное биологической природой человека.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

А26. К практической деятельности относится

  1. производство материальных благ

  2. познание законов развития природы

  3. формирование религиозных представлений о мире

  4. сочинение музыки

А27. Деятельность в отличие от общения

  1. является потребностью человека

  2. может доставлять человеку удовольствие

  3. предполагает наличие цели

  4. непосредственно преобразует предметы окружающей среды

А28. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об­ществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода — это возможность выбора способа действия для достиже­ния какой-либо цели.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

А29. Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носи­тель индивидуально свободных черт называется:


  1. деятелем

  2. индивидом

  3. лидером

  4. личностью

А30. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека — это

  1. Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.

  2. Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.

  3. Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.

  4. Результат преодоления или отрицания первой — естественно-биологической природы человека.

А31. Природа человека

  1. Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.

  2. Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.

  3. Представляет собой основные и неизменные качества человека.

  4. Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар обще­ния.

А32. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится по­требность в

  1. трудовой деятельности

  2. сохранении рода

  3. самосохранении

  4. физической активности

А33. Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)

  1. членораздельная речь

  2. сознание и мышление

  3. способность брать ответственность на себя

  4. наличие физических потребностей

А34. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня ви­деть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. оба суждения верны

  4. оба суждения неверны

А35. Основным фактором формирования личности является

  1. природная среда

  2. общение с окружающими

  3. механизм наследственности

  4. врожденные склонности

А36. Личность – это


  1. человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств

  2. темперамент человека, его характер

  3. неповторимые психофизиологические особенности человека

  4. совокупность оригинальных человеческих способностей

А37. Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания

и разума.

Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него

определённого набора инстинктов.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верно и А, и Б

  4. оба суждения неверны

А38. Понятие «индивидуальность» фиксирует:


  1. единичного представителя человеческого рода

  2. особенности темперамента человека, его характер

  3. трудовую активность человека

  4. неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.

А39. Ориентирами человеческой деятельности являются:


  1. ценности

  2. влечения

  3. потребности

  4. интересы.

А40. Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении

человека?

А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека

заменяются нормами (правилами).

Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верно и А, и Б

  4. оба суждения неверны

А41. Какой признак характеризует человека как личность?


  1. активная жизненная позиция

  2. физическое и психическое здоровье

  3. принадлежность в виду homo sapiens

  4. особенности внешности

А42. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных

свойств». Данное утверждение является примером


  1. художественного образа

  2. мифологического знания

  3. религиозной нормы

  4. научного знания

А43. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с

другими людьми, характеризуют его как


  1. индивида

  2. индивидуальность

  3. организм

  4. личность

А44. Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является


  1. административной

  2. практической

  3. материальной

  4. творческой

А45. И человеку, и животному свойственны потребности в


  1. самореализации

  2. самосохранении

  3. самопознании

  4. самообразовании

А46. Человек в отличие от животного способен


  1. совершать привычные действия

  2. предварительно обдумывать своё поведение

  3. проявлять эмоции

  4. заботиться о потомстве

А47. В отличие от животного человек способен


  1. реагировать с помощью чувств

  2. вырабатывать условные рефлексы

  3. удовлетворять потребности

  4. прогнозировать результаты действий

А48. К социальным потребностям человека относится потребность


  1. дышать

  2. питаться

  3. спать

  4. общаться

А49. Научные открытия представляют собой результат деятельности


  1. материально-производственной

  2. социально-преобразовательной

  3. практической

  4. духовной

А50. Игра, учение, труд выступают в качестве


  1. критериев истины

  2. видов деятельности

  3. социальных качеств

  4. биологических потребностей

А51. Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от

поведения животных:


  1. проявление активности

  2. целеполагание

  3. приспособление к среде обитания

  4. взаимодействие с окружающим миром

А52. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?


  1. самообразование

  2. самопознание

  3. самосохранение

  4. самолюбование

А53. Результатом самопознания, в частности, является


  1. накопление знаний о человека и природе

  2. познание ценностей общества

  3. изучение социальных норм

  4. представление о своих способностях

А54. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях


  1. собственной внешности

  2. различных типов темперамента

  3. моральных и правовых норм

  4. взаимодействия человека и природы

А55. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-

исторической деятельности, является характеристикой его


  1. социальной сущности

  2. биологической природы

  3. физиологических особенностей

  4. психологических качеств

А56. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,

психологической и социальной. Социальная составляющая включает


  1. знания и умения

  2. чувства и волю

  3. физическое развитие

  4. возрастные особенности

А57. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность – продукт биологической эволюции.

Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны
А58. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку

деятельность предполагает взаимодействие.

Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями,

действиями.


  1. верно только А

  2. верно только Б

  3. верны оба суждения

  4. оба суждения неверны

А59. Основой человеческого существования является


  1. потребительство

  2. деятельность

  3. любовь

  4. дружба

А60. Активность человека, имеющая нравственный или безнравственный смысл,

Называется


  1. показухой

  2. поведением

  3. самовыражение

  4. презентацией

А61. Воля – это


  1. власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения

  2. способность дать сдачи обидчику

  3. умение выступать принципиально против любой точки зрения, кроме своей

  4. способность к самой опасной и жестокой борьбе

А62. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт


  1. самоотдача

  2. материальная выгода

  3. гордость за совершённое

  4. наслаждение мастерством.

Не забудьте перенести все записанные в тексте экзаменационной работы ответы в бланк ответов № 1 (без пробелов между цифрами и буквами).

  1   2   3

Неразрывная связь между знаниями и опытом

Опубликовано 21 января 2015 г. Линдси Уилсон | 2 комментария

Уже в первой строке платоновского Менона учение и знание противопоставляются практике или опыту, подчеркивая различие между этими двумя операциями как по смыслу, так и по цели. В этой дискуссии Сократ и Мено обсуждают процесс приобретения знаний, размышляя о том, достигается ли понимание посредством обучения, применения или естественных причин, что еще больше подчеркивает разницу между обучением и знанием, практикой или опытом.

На первый взгляд, знания и опыт очень похожи друг на друга. По определению, знания – это информация и навыки, приобретенные посредством опыта или образования. Точно так же опыт определяется как знание или навык, приобретенный за период практического опыта чего-либо. Хотя эти два слова используются в определениях друг друга и кажутся очень похожими, можно провести различие между знанием и опытом.

Знание делает упор на теорию и получение информации и идей. Опыт, с другой стороны, делает упор на практику или применение знаний в течение длительного периода времени, чтобы укрепить понимание предмета или определенной задачи. В то время как дополнительные знания по предмету или задаче могут быть получены посредством опыта, опыт не может быть получен посредством обучения. Опыт приходит со временем, выдержкой и практикой. Он основан на практическом применении, а не на предположении. Знание, с другой стороны, основано на накоплении информации посредством опыта или образования. Этому можно научить в отличие от опыта. Таким образом, здесь лежит самая большая разница между ними. В то время как знание представляет собой сумму впечатлений, основанных на ощущении, опыт представляет собой действие по упражнению или испытанию знания для получения ощущения.

Я утверждаю, что обучение и знание, а также опыт или практика, хотя и отличаются друг от друга, неразрывно связаны мутуалистическими отношениями. В то время как знание определяется как получение информации и навыков посредством обучения или опыта, практика описывается как фактическое применение или использование идеи, убеждения или метода. Кроме того, в то время как обучение и получение знаний являются более теоретическими и абстрактными, реализация информации и понимания более конкретна, в некоторых случаях даже создавая физический продукт. В повседневной жизни людей инструктируют, как делать определенные вещи, а затем они продолжают практиковать их, чтобы укрепить и усилить свои способности к выполнению. Следовательно, обучение и знания, полученные в результате такого обучения, обеспечивают основу для практики и последующего опыта в выбранном предмете или определенных задачах.

Кроме того, несмотря на различия в значении и назначении, знание и опыт могут быть заключены в слове мудрость. Мудрость — это способность думать и действовать, используя знания, опыт, здравый смысл, понимание и проницательность. Следовательно, этот термин заключает в себе и знание, и опыт, подчеркивая не только различие между двумя словами, но и их мутуалистическую связь.

В заключение, дихотомия обучения и практики подчеркивает, что хотя обучение и знание, а также практика и опыт являются очень разными операциями, они неразрывно связаны в том, что обучение дает людям знания для достижения понимания и выполнения определенных действий, которые дополнительно укрепляются посредством практика и опыт.

Эта запись была размещена в Опыт, Знания, Без рубрики и отмечена соединениями, опытом, знаниями. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Нью-Йорк 5-е публичное выступление 29 мая 1954 г.

Мне кажется, что без самопознания большинство наших верований и действий не имеют большого значения. И самопознание не приобретается из книг, это не вопрос обучения у кого-то тому, как познать себя; я думаю, что это не просто процесс сбора информации о себе. Большинству из нас известен только позитивный образ мышления, который, как мне кажется, является низшей формой мышления. То есть просто накапливать знания о себе и жить по этим знаниям ведет только к дальнейшему усилению эго, «я» со всеми вытекающими осложнениями. Высшая форма мышления негативна, не так ли? Несомненно, негативное мышление — это высшая форма мышления, и открытие того, как мыслить негативно, может произойти только через осознание реакций себя от момента к моменту.

Мы все знаем, что думать, то есть нас с детства воспитывали судить о том, что правильно, что неправильно сравнивать и т. д., что является позитивным мышлением. Этот позитивный образ мышления укрепляет опыт, и чем больше мы его приобретаем, тем больше мы думаем, что учимся, узнаем о себе. То есть мы думаем, что усиление прошлого даст нам понимание.

Разве мы не так думаем? Чем больше мы можем учиться, чем больше мы можем анализировать, чем больше мы можем накопить опыта и позволить этому опыту, этим знаниям направлять нашу деятельность, тем в большей безопасности, тем более мы позитивны. Вот так мы и живем, не так ли? И это не оставляет места для открытий, потому что наш опыт всегда обусловливает нас, всегда говорит нам, что думать, как подходить к жизни и так далее. Поэтому никогда не бывает негативного подхода к проблемам нашего существования, ведь чем больше у нас опыта, тем более обусловлен ум, не так ли?

Возможно, я говорю что-то, чего вы раньше не слышали; и если это так, пожалуйста, не отбрасывайте его и не слушайте его просто для того, чтобы узнать, что вы о нем думаете, потому что то, что вы думаете об этом, будет соответствовать вашему опыту. Слушать, чтобы узнать правду о том, что говорится, и слушать, чтобы составить мнение об этом, — две разные вещи, не так ли? Когда я делаю утверждение, важно, конечно, не то, можете ли вы его принять или как вы можете его использовать, а выяснить, истинно оно само по себе или ложно; и чтобы увидеть истинность или ложность сказанного, нужно приостановить все свои суждения, свои реакции, что является весьма трудной задачей. Вот почему то, как вы слушаете, очень, очень важно. Как я уже говорил снова и снова, эти разговоры будут совершенно бесполезны, если вы просто собираете идеи для использования или обдумывания позже. Но если, по мере нашего продвижения, мы сможем вместе узнать правду о том, что говорится, то, может быть, и это, и прошлые разговоры, и последнее завтрашнее слово могут иметь какое-то значение.

Как я уже говорил, нас приучили думать о Боге, об истине, нас приучили быть националистами и так далее. Наш разум формируется с детства под влиянием идей, и любой опыт, который у нас есть, должен быть связан с этими идеями, с этими убеждениями. Поэтому опыт никогда не освобождает ум. Пожалуйста, послушай это. Опыт никогда не освобождает ум, и тем не менее мы стремимся к опыту, большему, более широкому, более значимому опыту. А когда у нас есть опыт, совершенно не связанный с прошлым, мы берем этот опыт и удерживаем его в памяти, что препятствует дальнейшему рождению нового опыта. То есть наш ум постоянно находится под влиянием, формируется прошлым опытом, и поэтому ум никогда не может обновить себя, он никогда не может быть совершенно новым инструментом. Наш собственный прошлый опыт обусловливает и будущее, и непосредственное, настоящее, потому что мы думаем позитивно в терминах времени: кем я был, чем я являюсь, чем я буду; и весь дальнейший опыт, все человеческое знание основаны на этой обусловленности. Таким образом, знание в этом смысле становится препятствием для творческого понимания.

Мне кажется, что высшая форма мышления негативна. Негативное мышление — это не накопление, а постоянное открытие того, что истинно в отношениях, что означает видеть себя таким, какой я есть на самом деле, от момента к моменту. Это самопознание не является процессом, в котором ум собирает информацию, чтобы действовать правильно или избегать неправильных действий. И самопознание необходимо, потому что, если я не знаю процесса моего собственного мышления, если я не знаю своих собственных реакций, своего прошлого, бессознательных ответов, принуждений, побуждений, тогда любая мысль, которая у меня может быть, обусловлена. моим прошлым, и, следовательно, нет никакой свободы. Итак, не важно ли узнать, что такое самоосознание без процесса накопления? Потому что в тот момент, когда я накапливаю понимание себя, это накопление будет диктовать, как я буду понимать следующее открытие.

Видите ли, мы озабочены тем, как улучшить самих себя или как улучшить общество, следовательно, изменение — это просто модифицированная непрерывность, не так ли? Я собираю, я учусь и использую то, чему я научился, чтобы измениться; но то, чему я научился, зависит от моей обусловленности, мое обучение всегда диктуется прошлым, поэтому опыт никогда не является освобождающим фактором. если я увижу это, если я увижу истинность этого, тогда я смогу продолжить поиск без накопления.

Пожалуйста, мне кажется, это важно понимать. Почему ум накапливает знания, приобретает добродетель? Почему ум постоянно стремится стать чем-то, усовершенствовать себя? Почему? А в процессе приобретения, накопления не отягощается ли ум? Несомненно, всякое накопление в самопознании является препятствием для дальнейшего открытия себя, и именно это накопление заставляет нас мыслить позитивно. Итак, возможно ли открывать и не приобретать, чтобы открытие не оставило опыта, который обуславливает дальнейшее открытие?

Надеюсь, я ясно выразился, потому что считаю это важным. Это действительно свобода от себя, так что нет аккумулятивной сущности, и поэтому есть творческое бытие. Накопление — это не творчество. Ум, который постоянно приобретает, очевидно, никогда не может быть творческим. Творит только свободный ум, и не может быть свободы, если каждый опыт накапливается, потому что накопленное становится центром «я», «я», мыслящего позитивно. Позитивное мышление является результатом накопления.

Скажу так, возможно, будет понятнее. В моих отношениях с другим — если я вообще осознаю — я узнаю свои реакции, я наблюдаю за своим собственным статусом и за тем, как предыдущий опыт открытия либо осуждает, либо оправдывает то, что я недавно обнаружил в отношениях. Это новое открытие также сохраняется, и когда в следующий раз я осознаю свои отношения с другим и вижу свои реакции, что является процессом самопознания, прошлое снова диктует или переводит в терминах прошлого то, что я обнаружил. .

Конечно, то, что я говорю, не очень сложно. Это достаточно просто, если мы посмотрим на это. Видите ли, пока я накапливаю, собираю, накапливаю, мой ум думает о том, что и как делать, и поэтому мой ум никогда не может быть свободен, потому что весь процесс моего мышления основан на прошлое накопление, на прошлом опыте. Таким образом, размышление только препятствует дальнейшим открытиям. Что думает? Это ответ прошлого, вербализированный и сообщенный, прошлое представляет собой накопления, различные влияния, обусловленности ума. Мышление никогда не может решить проблему, мышление никогда не может привести к совершенно новому состоянию, полной трансформации нашего существа, потому что мышление — это результат прошлого.

Возможно ли, что мысль приходит к концу? Это проблема. Если мысль может прийти к концу, то прекращается всякое накопление и, следовательно, появляется возможность нового. Это не так фантастично, как кажется, если вы действительно вникаете в суть дела. Когда вы думаете, ваше мышление, несомненно, является результатом прошлого, вашей обусловленности, вашей веры, вашего прошлого, сознательного или бессознательного. В соответствии с вашим фоном вы отвечаете, и этот ответ называется мышлением; и через размышления вы хотите решить свои проблемы. И чем больше вы приобретаете, чем больше вы накапливаете опыта, тем больше, по вашему мнению, будет ваша способность вникать в проблему и решать ее.

Итак, когда вы видите это, то возникает неизбежный вопрос внутри вас, а именно: может ли мысль прийти к концу, чтобы я мог обнаружить истину проблемы, а не переводить ее в терминах моего опыта или в соответствии с моим фон? Мышление — это действительно позитивный процесс, а не процесс освобождения. Нас с детства воспитывают так, чтобы мы знали, что думать; газеты, журналы, все вокруг нас говорит нам, что думать. Мы привыкли к собиранию, к накоплению, что мешает нам действительно понять ту или иную проблему целиком и полностью. Мы можем полностью понять проблему только тогда, когда ум спокоен, то есть когда нет никакого принуждения.

Если вы действительно слушали это, вы не спросите, как должна закончиться мысль, вы не скажете: «Расскажи мне метод». Сама постановка этого вопроса, стремление к методу — это еще одна форма накопления. Но если вы увидите истину, что только с прекращением мысли можно разрешить проблему, если вы увидите ее, не пытаясь ее использовать, тогда вы откроете для себя значение всего процесса мышления. Мышление на самом деле укрепляет «я», «я», «я», создающее проблемы, причиняющее вред и несчастье, независимо от того, отождествляется ли оно с нацией, с группой, с религией или с идеей. Мышление есть результат накопленного веками «я»; поэтому мышление не решит наших проблем, а, наоборот, умножит их, принесет еще большее страдание. Если мы увидим истину этого, если посредством самопознания мы увидим истину того, как работает ум, как сознательный, так и бессознательный, если мы осознаем весь процесс, тогда само это осознание приведет к прекращению мысль и, следовательно, тишина ума.

Вы знаете, у всех нас есть много проблем, которые, кажется, умножаются. Решение одной проблемы порождает другие проблемы, поэтому наш ум навсегда застревает в проблемах; и мы всегда ищем ответы на эти вопросы, потому что в принципе мы хотим использовать все для своей выгоды. Если мы слышим что-то истинное, в чем мы уловили значение, мы сразу же хотим использовать это, мы говорим: «Как я могу использовать это, чтобы улучшить себя, чтобы достичь более продвинутой стадии?» Таким образом, мы всегда увеличиваем наши проблемы. Принимая во внимание, что если мы способны увидеть, что истинно, и оставить это в покое, не пытаясь использовать это, тогда сама истина будет действовать, нам не нужно ничего делать. Пока мы что-то делаем с этим, мы будем создавать проблемы.

Пожалуйста, послушай это. Трудность состоит в том, чтобы обратить внимание, отдать все свое существо открытию, познанию. И когда мы узнаем, что правда, мы хотим использовать это либо в обществе, либо для того, чтобы сделать себя счастливыми, чтобы быть мирными. Между тем, если мы действительно отдаем все свое внимание, слушаем полностью всем своим существом, то самое восприятие истины, если мы оставим его в покое, начнет действовать вопреки нам.

Вопрос: В этой стране мы всегда чувствовали себя в безопасности, но теперь наше духовное и физическое благополучие находится под угрозой, и страх формирует наше мышление. Как мы можем преодолеть этот страх?

Кришнамурти: Пока вы стремитесь к безопасности в любой форме, должен существовать страх. Пожалуйста, послушай это, следуй этому. Пока вы как нация, как группа, как личность хотите быть в безопасности, уверенны в своей вере, в идее, во всем, вы вызываете страх, ваша тень — это страх. Пока вы остаетесь американцем, индуистом, русским, коммунистом, католиком, протестантом или кем угодно, должен существовать страх.

Видите ли, мы знаем это, мы глубоко осознаем этот факт, но на первый взгляд мы создаем систему, которая, как мы думаем, обеспечит нам безопасность: национальности, которые разделяют, религии, которые являются просто фанатизмом, разделяющими человека против человека. Итак, пока мы остаемся изолированными в нашем национализме, в нашей вере, в нашей собственной безопасности, должны быть войны, должна быть ненависть, должен быть антагонизм и, следовательно, страх.

И переживаем ли мы когда-нибудь напрямую, что такое страх? Пожалуйста, выслушайте этот вопрос. Ощущаем ли мы когда-нибудь непосредственно, что такое страх? Зная, что мы боимся, мы убегаем от него, не так ли? Мы пытаемся преодолеть его, мы оправдываем или осуждаем его, что является способами избежать, а не испытывать страх напрямую.

Вы понимаете, что я говорю? Вы непосредственно испытываете любую форму удовольствия, вы не позволяете ничему вмешиваться в него; но любой формы неприятности, которую вы пытаетесь избежать. Страх неприятен, поэтому вы никогда не находитесь с ним в непосредственных отношениях, вы никогда не испытываете его напрямую. Когда есть страх, вы пытаетесь его преодолеть, вы пытаетесь выяснить, что с этим делать. Ваш ум уже занят не непосредственным переживанием страха, а тем, как его преодолеть. Испытывали ли вы когда-нибудь страх напрямую, без какой-либо интерпретации, без избегания, оправдания или осуждения, так что существует прямая связь со страхом, и вы полностью знаете, что боитесь? Вы когда-нибудь были в таком состоянии? Очевидно нет. Потому что, когда кто-то непосредственно испытывает страх, тогда есть ли страх? Только когда кто-то избегает или убегает, возникает страх. Пока ваш разум ищет безопасности в любой форме, физической, эмоциональной или психологической, должен существовать страх. Это факт, нравится вам это или нет. Пока вы думаете только об американском образе жизни, о повышении собственных стандартов, о том, чтобы иметь больше денег, больше материального благополучия, в то время как полмира ест только один или пол-обеда в день, должен быть страх.

Теперь, если вы знаете, что боитесь из-за этого желания быть в безопасности, можете ли вы смотреть на этот страх и быть с ним полностью? Поэкспериментируйте с тем, что я говорю, и вы увидите, что то, что мы называем страхом, представляет собой процесс, в котором ум дает имя определенному качеству, и что само это наименование усиливает это качество.

Предположим, я ревнивый завистник и осознаю это чувство. Мое осознание этого — процесс называния, а затем узнавания этого чувства через имя. Таким образом, его название усиливает это особое чувство. Процесс узнавания — это процесс усиления того, что признано. Когда я называю страх, я усиливаю страх и потому убегаю.

Наблюдайте за процессом собственного мышления. Когда у вас есть страх, наблюдайте, и вы увидите, как вы осуждаете его, как вы хотите убежать от него. Вы хотите придать ей форму, вы хотите оттолкнуть ее, вы хотите что-то с этим сделать, потому что это неприятно. Но когда у вас есть приятная вещь, вы полностью с ней отождествляетесь. Отождествление и избегание — это процесс называния, не так ли? И когда вы даете термин определенному чувству, вы усиливаете это чувство.

Возможно ли, чтобы разум был свободен от желания быть в безопасности и, следовательно, свободен от страха? Они идут вместе, не так ли? Вы не можете избавиться от страха и все же искать безопасности. Желание безопасности в любой форме — безопасности в отношениях с другим, в любом опыте — может породить только страх; и после того, как вы породили страх, вы хотите его преодолеть. Вы не можете преодолеть страх. Все, что вы можете сделать, это выяснить весь процесс, который вызывает состояние страха, увидеть его истину и оставить его в покое. Тогда вам не придется преодолевать страх. Правда будет работать. Тот факт, что вы боитесь и не имеете прямого отношения к этому факту, сам по себе является фактором, который, если вы его осознаете, освободит ум от страха.

Пожалуйста, вы ничему от меня не научитесь. Если вы учитесь, вы накапливаете и, следовательно, не открываете. То, что я говорю, на самом деле происходит в каждом из нас. Если вы не открываете его, а просто изучаете, тогда оно не имеет смысла. Но если, слушая, вы наблюдаете за своим собственным процессом мышления, вы его обнаружите; тогда он твой, а не мой. Тогда вам не нужно следовать ни за чем, вам не нужно следовать за каким-либо человеком или идеей, потому что вы являетесь светом для самого себя. Тогда не будет страха перед властью, и все пороки следования ей исчезнут.

Вопрос: Навязчивые суждения и самообвинения крепко держат разум. Поскольку принуждающая сила так сильна, как можно освободиться от этих вещей? Как нам остаться с насущной проблемой, если наша сила выносливости подрывается страхами?

Кришнамурти: Видите ли, одна из трудностей заключается в том, что мы хотим быть свободными — свободными от страха, свободными от навязчивых побуждений, свободными от нашего прошлого, свободными от нашей обусловленности. То есть мы хотим быть свободными от страданий и держаться за удовольствие. Пожалуйста, следите за своим умом. Вы не просто слушаете меня, вы наблюдаете за процессом вашего собственного ума, потому что мне нечего сказать, кроме как указать, как ваш собственный ум действует и разрушает свободу.

Пока ты хочешь быть свободным, свободы нет. Но разве нельзя знать все навязчивые силы, влияния, осознавать их и не пытаться освободиться от них? Если вы хотите освободиться от них, вы сопротивляетесь, и само это сопротивление создает проблемы. И если вы понаблюдаете в себе эти навязчивые силы, с их силой и их страхами, вы увидите, как трудно просто осознавать их, не осуждая, не выбирая, не говоря: «Это хорошо, это плохо, это я я собираюсь удержать, что я собираюсь отпустить» — что на самом деле не является осознанием. Ведь каждый из нас захвачен различными формами навязчивой силы, и когда нам на это указывают или когда мы случайно или поверхностно осознаем это, мы хотим освободиться от нее; и само это желание быть свободным создает против него сопротивление.

Итак, зная, что у вас есть компульсивные побуждения, важно смотреть на них, жить с ними и понимать их; и понять их можно только тогда, когда не захочешь от них убежать, не оправдаешь, не сравниваешь, не осуждаешь. Если вы видите навязчивую силу и просто остаетесь там, не пытаясь освободиться от нее, тогда вы обнаружите, что то, от чего вы хотели освободиться, отпало от вас, даже если вы не прилагали усилий, чтобы освободиться.

Вопрос: Что для вас молитва и медитация?

Кришнамурти: Неважно, что они для меня значат, но давайте узнаем, что такое истина, значение молитвы и медитации. Если я скажу вам, что для меня является молитвой и медитацией, это будет только мнение, а очевидно, что многие люди заинтересованы в сборе мнений; но здесь нас не интересуют мнения. Мы хотим выяснить, что является правдой в этом вопросе, а не смотреть на это с точки зрения католиков, протестантов, буддистов или индусов. Это не приводит к освобождению ума, а лишь к поверхностному изменению, видоизмененной непрерывности.

Итак, нас интересует не мнение, будь то восточное или западное, а попытка выяснить значение молитвы и всего вопроса о том, что такое медитация.

Является ли медитация синонимом молитвы? Ты молишься? Почему ты молишься? Нас волнует не то, как вам следует молиться или какая форма молитвы является наилучшей, а то, почему вы молитесь, потому что это факт; так что давайте начнем с этого.

Почему ты молишься? Когда есть ясность, когда есть радость, блаженство или что угодно, молишься ли ты тогда? Несомненно, сама эта радость, это блаженство есть форма возвышенного разума или жизни. Мы молимся только тогда, когда мы смущены, когда мы в печали, когда чего-то хотим. Это так, не так ли? Ум, который очень ясный, свободный, беспрепятственный, без каких-либо проблем, зачем ему молиться? Оно само находится в состоянии нетленности. Это когда мы не знаем, за кем идти, когда у нас умножение проблем, когда мы в печали, когда мы безнадежно потеряны, разочарованы, нереализованы — только тогда мы хотим, чтобы кто-то помог нам, и поэтому мы молиться. Мы повторяем определенные предложения, мы заставляем ум быть спокойным, потому что само страдание заставляет нас быть спокойными.

Таким образом, принуждение к молитве — это желание преодолеть страх или печаль, и, естественно, есть ответ. Когда вы просите, вам дается, а то, что вы получаете, зависит от состояния вашего ума, вашего желания, вашего страдания. Когда вы молитесь, вы принимаете определенную позу, повторяете определенные слова и тем самым успокаиваете сознательный ум; и когда сознательный ум спокоен, бессознательное может дать ответ на ваше конкретное страдание, на вашу непосредственную проблему, или ответ может прийти к спокойному сознательному уму не изнутри, а извне вас самих. Но, конечно же, это не медитация. Медитация освобождает ум от известного. В конце концов, медитация — это не концентрация. Вы можете сосредоточиться на чем угодно, что вас интересует, и это очевидный факт. Быть поглощенным определенной идеей, повторением определенного слова или фразы, проецированием образа, символа, спасителя — конечно же, ничто из этого не является медитацией. Проекция исходит из фона вашей обусловленности, и жизнь в этом образе — это не медитация. И все же это то, что большинство из нас называет медитацией, не так ли? Мы хотим знать, как медитировать. Об этом написаны книги, и когда говорят о медитации, концентрации, погружении, то это подразумевает сопротивление, дисциплину, что только укрепляет прошлое, наполняя и сужая ум.

Мне кажется, что медитация — это нечто совершенно иное, потому что концентрация на идее — это исключительный, приобретательный процесс, который просто приносит определенные формы удовлетворения и наслаждения. Несомненно, медитация — это открытие того, что истинно от момента к моменту. Пожалуйста, послушай это. Пока я практикую метод, метод будет давать результат, но результат не является истинным. Это продукт ума в его желании быть в безопасности, быть утешенным; поэтому ум никогда не бывает пустым, он наполнен, занят, и такой ум никогда не может позволить появиться неизвестному. Вы можете практиковать медитацию годами и полностью контролировать свой ум, но что потом? Что вы наделали? Ваш ум все еще мелочен, мал, обусловлен прошлым, наполнен известным, и поэтому неизвестное никогда не может возникнуть.

Медитация, таким образом, есть процесс освобождения ума посредством самопознания от всего, что он накопил, — не только от одной болезненной формы накопления, но от всех форм накопления, от всего, что он знал , переживается, так что не только сознательный ум, но и сознание в целом становится совершенно пустым, свободным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *