Нейропластичность и врожденный альтруизм: Ричард Дэвидсон о научных исследованиях медитации
Даже 8-недельный опыт медитации способен изменить физиологическую структуру мозга, оказать влияние на укрепление иммунной системы и снизить интенсивность хронических болей, утверждает Ричард Дэвидсон — нейробиолог, профессор психологии и психиатрии в Висконсинском университете в Мадисоне. Его команда изучает функционирование мозга во время медитации, уделяя особое внимание краткосрочным и долгосрочным изменениям мозга практикующих — в частности, с Мингьюром Ринпоче. Дэвидсон называет испытуемых с его стажем практики — «олимпийскими спортсменами медитации» и считает, что исследования функционирования их мозга фактически станут исследованиями безграничности человеческого потенциала. Однако не все то, что приписывается волшебным свойствам медитации, на самом деле выдерживает жесткие испытания наукой. В этом отрывке из своего семинара «Наука и медитация: как найти счастье в настоящем моменте» Дэвидсон рассказывает, какие научные открытия сделали исследования медитации по-настоящему прорывными и актуальными.
«Сегодня медитацию принимают даже на высших эшелонах науки по всему миру. Существуют открытия современной науки, которые выстроили основу для такого рода исследований. Одна из таких вещей — это понятие нейропластичности. Нейропластичность подразумевает, что мозг способен меняться, откликаясь на конкретные переживания, поддаваясь тренировке. Наш мозг непрерывно подвергается изменениям, и значительную часть времени формируют его силы, которые и осознаем весьма смутно и не уделяем никакого внимания. Мы можем играть более активную роль в этом процессе, формируя здоровые привычки ума. Мы выяснили, что даже самые простые техники медитации могут по-настоящему менять мозг. Это намеренные проявления нейропластичности — в противоположность ситуации, где мы просто отдаем этот процесс на откуп другим, позволяя другим силам без нашего контроля формировать наш мозг. Это своего рода умственная гигиена — все мы чистим зубы по несколько раз на дню, принимаем душ, мы заботимся о себе. Но если бы мы воспринимали свои собственные умы как драгоценный ресурс, то заботились бы он них также, как заботимся о своих телах.
Один из наилучших способов заботиться об уме состоит в том, чтобы развивать его, используя очень простые практики медитации.11 октября, в 17.00 мск, состоится открытая лекция доктора Ричарда Дэвидсона. Будет организован перевод на русский язык.
Зарегистрироваться
Есть еще одно открытие, сделанное в современной науке. Это очень важная идея, которую мы называем врожденной благой природой. Сама эта фраза может показаться людям удивительной: разве можем мы говорить о том, что есть какая-то врожденная благая природа? Ведь мы можем посмотреть на современный мир и увидеть в нем всевозможные проблемы, всевозможные трудности, всевозможные конфликты. С научной точки зрения, когда мы говорим, что есть некая основополагающая врожденная благость, мы подразумеваем, что, когда людям дают выбор, они предпочтут взаимодействия, которые связаны с добротой сердца — просоциальные виды взаимодействия, альтруистические. А не те, что эгоистичны или агрессивны.
Наилучшее свидетельство этому было получено благодаря исследованиям поведения младенцев в возрасте с 3 до 6 месяцев — до того, как у них сформируется речевой аппарат. Учение демонстрировали этим детям два набора кукол: первые вместе играли, делились, сотрудничали друг с другом, проявляли доброту. Во втором наборе куклы проявляли агрессию, эгоизм, жажду личной выгоды. Куклы-эгоисты и куклы-альтруисты были абсолютно одинаковыми, но одеты в разные цвета. По итогам эксперимента дети тянулись за той куклой, которая участвовала в альтруистическом взаимодействии. Ребенок не хочет злую куклу — и это не какое-то уникальное статистическое отличие. При проведении данных исследований в Северной Америке около 96% детей младенческого возраста предпочли кукол, которые участвовали именно в добросердечном взаимодействии.
Можно думать о доброте и сострадании так же, как ученые, скажем, осмысляют язык. Хотя мы и рождаемся в мире с конкретной биологической предрасположенностью к использованию языка, эта предрасположенность вовсе не обязательно себя проявит, ее необходимо взрастить. Так что доброта и сострадание в этом смысле очень похожи: мы рождаемся в этом мире с врожденным предпочтением доброты, благости, но это врожденная склонность не будет проявлена, не будет проявлено, если мы его не напитаем — например, с помощью практик, которые используются в буддийской традиции. Занимаясь этими практиками, мы не считаем, что порождаем доброту или сострадание с нуля. Вместо того мы распознаем тот факт, что нам эти качества уже присущи, они уже в нас сокрыты. Эти практики предназначены для того, чтобы помочь нам в большей степени сонастроиться с этими качествами, распознать их.
Может быть, в этом одна из причин того, что в рамках научных свидетельств, которые были до сих пор получены, мы видим, что практики, предназначенные для развития доброты и сострадания, порождают изменения в объективных показателях, связанных с поведением, и с активностью мозга. Есть свидетельства того, даже 8 минут медитации может быть достаточно для того, чтобы произвести изменения в объективных измерениях. Конечно, эти изменения вовсе не обязательно окажутся устойчивыми — устойчивые изменения достигаются за счет практики на протяжении всей жизни. Однако тот факт, что мы так быстро можем заметить изменения, свидетельствуют, возможно, о том, что эти качества в нашем уме легко доступны, нам не требуется особо много усилий, для того чтобы распознать присутствие этих качеств. И когда мы к ним «подключаемся», как свидетельствует большинство людей, мы чувствуем, что они очень мощно питают наш ресурс, что помогает в межличностных взаимоотношениях.
Можно подумать о том, как бы это все сказалось на ситуации в мире, если бы мы при взаимодействии друг с другом распознавали тот факт, что нам всем присуще одно и то же качество — основополагающая благость. Если бы учителя распознавали эти качества в своих учениках, если бы партнеры, состоящие во взаимоотношениях, распознавали эти качества друг в друге, если бы на рабочем месте эти качества явно бы проявлялись. … Думаю, мир мог бы быть местом совсем не таким, как сейчас. И свидетельства показывают, что, для того чтобы начать распознавать эти качества, не требуется так уж много усилий».
Ричард Дэвидсон «Медитация и наука»
— Сейчас мы переживаем продолжительную изоляцию и живем в стрессовой обстановке. Как можно эффективно культивировать в себе способность к внутреннему благополучию, не зависящему от внешних обстоятельств?
— Очевидно, что тот путь, которым мы идем как общество, не является особенно самодостаточным и здоровым, поэтому мы стремимся к тому, чтобы мир после пандемии признал важность внутреннего благополучия. Помимо невероятных страданий, возникших как прямое следствие вируса, пандемия пошатнула психическое здоровье людей из-за влияния карантина, физического дистанцирования и резких перемен в жизни. Я думаю, все мы можем представить мир после пандемии, который будет лучше и благополучнее, где тренировка ума станет неотъемлемой системной составляющей.
Я также верю в то, что, возможно, существует множество других стратегий, которые можно применить, чтобы культивировать благополучие. Например, очень эффективным показало себя вовлечение подростков в волонтерскую работу. Особенно сейчас, во время пандемии, когда возникает столько нужд и столько возможностей сделать принести пользу своему сообществу.
— Медитация сейчас — это привилегия относительно обеспеченных людей с образованием. Как сделать практики внимательности доступными для тех, кто вынужден бороться за свое существование и лишен привилегий?
— Это невероятно важный для нас вопрос. Мы сотрудничаем с несколькими группами людей, лишенных привилегий и переживших серьезные травмы. Приведу пример: мы только что закончили собирать данные в рамках одного исследования в Колумбии среди группы девочек-подростков, переживших физическое и сексуальное насилие. Эти девочки смогли принять участие в недельном интенсивном лагере прошлым летом.
Кроме того, вместе с нашими друзьями и коллегами из Мексики мы проводим тренинги по обучению учителей, репетиторов, директоров школ, и следим за потенциальным влиянием такого тренинга на детей, которые в большинстве своем живут за чертой бедности. Нам предстоит ещё долгий путь, но уже есть знаки, указывающие на то, что многие из этих методов могут применяться правильным образом среди среди людей, живущих в экстремальных условиях и и могут приносить огромную пользу, поддерживая этих людей и помогая им справляться с теми трудностями, с которыми они сталкиваются.
— Как влияет медитация на людей с расстройствами аутического спектра?
— У нас сейчас есть очень явные доказательства о влиянии медитации на здоровье людей с расстройствами аутистического спектра. Уверен, многие из вас знают, что аутистический спектр довольно широк, и среди этого спектра есть значительные вариации. Также общее исследование на тему аутизма говорит о том, что существует множество факторов, которые способствуют аутизму, это не такое простое расстройство, это невероятно сложное состояние. Скотт Андерсон из Университета Висконсина получил образование в области кинезиологии и проводит расширенные исследования на эту тему, которые доказали большое влияние определенных дыхательных и других практик на людей с аутизмом. Сейчас в этой области ведутся исследования, но пока они все еще на начальном этапе.
— Есть ли исследования о влиянии созерцательных практик на больных Альцгеймером и Паркинсоном?
— Мы знаем, что болезнь Альцгеймера и болезнь Паркинсона являются нервными дегенеративными заболеваниями, некоторые симптомы которых возникают не только из-за первичных проблем с мозгом, но и как распространившаяся воспалительная реакция. Одна из очень интересных возможностей состоит в том, что медитация может быть очень полезной для снижения воспалительных процессов. Мы знаем, что медитация, особенно практики сострадания, по-настоящему помогают уменьшить воспалительные процессы в теле, и этому есть хорошие доказательства. Мы пока не знаем, окажут ли эти практики такое же влияние на уменьшения воспаления в мозге. Только недавно, последние 5 лет, у нас впервые появились неинвазивные способы измерять воспаление в человеческом мозге. Сейчас мы начинаем проводить подобные исследования в нашем центре, чтобы узнать, оказывают ли определенные медитативные практики прямое влияние на воспаление мозга. Если это окажется так, это будет очень важным шагом на пути к пониманию, насколько медитация может быть полезна людям с такими нервными дегенеративными заболеваниями, как Паркинсон и Альцгеймер.
— Вопрос о взаимосвязи тела и ума. Что сейчас известно науке о «расположении» сознания в теле?
— Прекрасный вопрос, можно отвечать на него часами. Современная нейронаука на Западе имеет, как мне кажется, очень ограниченное представление о том, из чего состоит ум. Если взять классические учебники по нейронауке, вы в основном увидите, что ум определяется тем, что делает мозг, и, на мой взгляд, это очень поверхностное и редукционистское утверждение. По поводу того, о чём вы говорите, я хочу рассказать об одном случае, который произошёл очень давно, в 1992 году. Мы показывали группе молодых монахов из монастыря Намгьял в Дхарамсале, как устанавливать электроприборы на голову. Увидев электрическую шапочку, они стали смеяться. Но выяснилось, что они смеялись не из-за шапки, которую тогда надели на Франциско Парелло и выглядел в ней он довольно смешно, а потому что мы говорили, что будем изучать сострадание, но подсоединили электроприборы к голове, а не к сердцу.
Меня часто спрашивают, есть ли какие-нибудь исследования об изменениях в сердце, происходящих во время практики. Ответ — да. Одна из потрясающих вещей, которую мы обнаружили у многолетних практикующих, состоит в том, что во время медитации на сострадании невероятно усиливается синхронность, или коммуникация, между определенными областями мозга и сердца. Потенциально это очень интересная догадка о том, что происходит во время медитации на сострадании и, возможно, она усиливает известную нам взаимосвязь мозга и тела.
— В чем разница между влиянием, которое оказывают на тело, ум и мозг формальные и неформальные практики?
— Необходимо заниматься как формальной сидячей практикой, так и активной. Активная практика — это например, практика во время ходьбы, во время общения, во время физических упражнений, во время стирки. Можно заниматься практикой во время повседневных дел. Но пока мы не знаем, оказывают ли такие практики такой же эффект на мозг, как те, что мы выполняем более формально. Эти два типа практик еще никогда не сравнивались на систематической основе. Если вам сложно делать выполнять формальную практику сидя на подушке, но удается практиковать, когда идёте, общаетесь, делаете физические упражнения, то, пожалуйста, продолжайте это делать. Я всегда говорю, что лучшая медитация, которую можно сделать, это та, которую вы выполняете. Очень важно, чтобы практика была постоянной и регулярной. Поэтому, если вы можете выполнять практику, занимаясь активными делами, продолжайте стараться, и если в какие-то моменты вы можете делать более формальную практику на подушке, это тоже будет полезно. Прислушайтесь к своему телу, к своему состоянию и используете это в качестве руководства.
— Нужно ли заниматься практикой долгое время, чтобы произошли положительные изменения в мозге?
— Честный ответ на твой вопрос — мы не знаем. Мы действительно не знаем, сколько нужно выполнять формальную практику, чтобы достичь определенных изменений. Научное исследование пока находится на начальном этапе. То, что мы знаем точно, это что мозг людей, которые посвящают много времени формальной практике, очень сильно отличается от мозга обычных людей.
Мы изучили случай выдающегося тибетского мастера Мингьюра Ринпоче и смогли установить показатели старения его мозга. Это были серьезные сканирования МРТ, которые проводились в течение 12 лет, поэтому нам удалось изучить, как быстро стареет его мозг за эти годы. Мы сравнили эти данные с контрольной группой, которая в тот же период времени никогда не медитировала. Мы обнаружили, что мозг Мингьюра Ринпоче стареет намного медленнее. Мы не ожидали увидеть такие уникальные глубокие изменения. Сейчас пока мы просто не знаем, зависят ли эти изменения от многолетней формальной практики или нет. Мы не знаем, возможно ли достичь похожего эффекта с помощью активных практик. Когда мы проводили эксперимент с медитаторами, которые живут в полу=ретритном режиме в Дхарамсале, один из них нам очень скромно сказал, что он так много медитирует, потому что у него не очень хорошие способности, и ему это нужно, и что есть люди, которым не нужно столько медитировать. Так что на самом деле, мы не знаем. Этими вопросами нам еще предстоит заняться в будущем.
— Проводились ли какие-нибудь исследования в этой области на стыке христианской медитации и нейронаук?
— Было бы здорово увидеть, как расцветает живая созерцательная нейронаука в разных религиозных и духовных традициях. Сейчас в некоторых традициях она появляется. Как я знаю, уже ведется работа о том, какое влияние оказывают центрирующие (centering) молитвы в христианской традиции на мозг и поведение. Эта работа пока что находится на очень ранней стадии. Ученых, которые занимаются этой работой, не очень много. Конечно, мы надеемся увидеть развитие этих исследований в разных религиозных традициях, но на это требуется время.
измененных черт — Ричард Дж. Дэвидсон
Издательство Penguin
Купить на амазоне
купить у пингвина
Купить в Barnes & Noble
КУПИТЬ АУДИО НА ITUNES
КУПИТЬ АУДИО НА AUDIBLE
Купить копию сейчас«Эта книга действительно может изменить вашу жизнь. Дэниел Гоулман и Ричард Дэвидсон не только показывают силу медитации, но и умнейший способ практиковать с максимально возможной пользой. «Измененные черты» — это ваша дорожная карта к более осознанной, сострадательной и полноценной жизни — кто этого не хочет?— Арианна Хаффингтон, автор бестселлера «Нью-Йорк Таймс» «Революция сна
». За последние двадцать лет медитация и внимательность превратились из чего-то вроде крутого в вездесущий пластырь для исправления всего, от вашего веса до ваших отношений с вашим уровень достижений. Раскрывая здесь передовые исследования, которые сделали их гигантами в своих областях, Ричард Дэвидсон и Дэниел Гоулман показывают нам правду о том, что медитация действительно может сделать для нас, а также о том, как именно получить от нее максимальную пользу. Отметая распространенные заблуждения и нейромифологию, чтобы открыть читателям глаза на то, как данные искажаются для продажи методов тренировки ума, авторы демонстрируют, что помимо приятного утверждает, что умственных упражнения могут произвести, реальная отдача — это прочные черты личности , которые могут возникнуть. Но короткие ежедневные дозы не приведут нас к наивысшему уровню устойчивых положительных изменений — даже если мы будем продолжать в течение многих лет — без конкретных добавок.
Мы нуждаемся не только в часах, нам нужна умная практика, включающая в себя важные ингредиенты, такие как целенаправленная обратная связь от главного учителя и более широкое, менее привязанное представление о себе, чего нет в широко распространенных версиях тренировки ума. Авторы также раскрывают последние данные из собственной лаборатории Дэвидсона, которые указывают на новую методологию разработки более широкого спектра методов тренировки ума с большими последствиями для того, как мы можем извлечь наибольшую пользу из практики.
Увлекательная, убедительная и основанная на новых исследованиях, эта одна из тех редких книг, которые способны изменить нас на самом глубоком уровне.
Похвала за измененные черты
«Удачный синтез замечательной карьеры авторов, выросшей из интуиции, которой они поделились, будучи студентами, о том, что в медитации есть что-то глубокое и преобразующее, книга «Измененные черты» рассказывает историю того, что было открыто с тех пор, и почему это имеет решающее значение в данный момент. планета.— Джон Кабат-Зинн, автор книги «Полная катастрофическая жизнь и осознанность для начинающих»
. Этот изысканный дуэт между практичным писателем-научником и новаторским нейробиологом представляет собой демонстрацию силы, раскрывающую, как тренировка ума может трансформировать мозг и наше самоощущение, вдохновляя нас на создание большего чувства благополучия. -бытие, смысл и связь в нашем мире. Браво!— Дэниел Дж. Сигел, доктор медицинских наук, автор бестселлеров New York Times, Mindsight and Brainstorm
. Вот послание, одновременно мощное и радостное. Дэниел Гоулман и Ричард Дэвидсон раскрывают новаторскую науку, показывающую, как практики осознанности и сострадания могут помочь каждому из нас в отдельности и, следовательно, всей планете. Одна из самых захватывающих книг, которые я читал!— Чейд-Мэн Тан, автор бестселлеров New York Times «Радость по требованию» и «Ищи внутри себя
». «В этой увлекательной и тщательно проработанной книге Гоулман и Дэвидсон помогают нам разобраться во многих заявлениях, которые сейчас делаются о пользе медитации. Основываясь на собственном многолетнем личном медитативном опыте и постоянно растущем числе научных исследований, Altered Traits открывает новые горизонты в освещении силы медитации для преобразования нашей жизни.— Джозеф Гольдштейн, автор книги «Осознанность: практическое руководство по пробуждению 9».0022 «Один из самых выдающихся в мире ученых-психологов и самых одаренных научных писателей написал исчерпывающую книгу о науке медитации. Тщательно проработанная и глубоко освещающая книга «Измененные черты» обязательна к прочтению всем, кто интересуется скрытым потенциалом человеческого разума. — Дэниел Гилберт, доктор философии, автор бестселлера New York Times «Спотыкаясь о счастье
». Замечательное сотрудничество двух блестящих и смелых первооткрывателей, книга «Измененные черты» разделяет научную основу и практические реалии замечательного воздействия медитации на изменение сознания. Я лично убедился, что регулярная медитативная практика приносит сострадание, спокойствие и ясность всем нам, от новичков до опытных практикующих.— Билл Джордж, старший научный сотрудник Гарвардской школы бизнеса; бывший председатель и главный исполнительный директор Medtronic; и автор книги «Открой свой истинный север»
«Измененные черты» — информативная книга, которая наверняка вызовет споры. Настоятельно рекомендуется.— Журнал «Успех»
Наш основатель | Center for Healthy Minds
Основатель и директор Центра Healthy Minds при Университете Висконсин-Мэдисон
Дэвидсон наиболее известен своей новаторской работой по изучению эмоций и мозга. Друг и доверенное лицо Далай-ламы, он очень востребованный эксперт и оратор, ведущий дискуссии о благополучии на международных площадках, таких как Всемирный экономический форум, где он работал в Глобальном совете по психическому здоровью. Журнал Time назвал Дэвидсона одним из «100 самых влиятельных людей в мире» в 2006 году. Он был избран в Национальную медицинскую академию в 2017 году.
Его исследования в основном сосредоточены на нейронных основах эмоций и эмоционального стиля, а также на методах, способствующих человеческому процветанию, включая медитацию и связанные с ней созерцательные практики. Его исследования сосредоточены на людях на протяжении всей жизни, от рождения до старости. Кроме того, он проводил исследования с людьми с эмоциональными расстройствами, такими как аффективные и тревожные расстройства и аутизм, а также с опытными практиками медитации с десятками тысяч часов опыта. В своих исследованиях он использует широкий спектр методов, включая различные разновидности МРТ, позитронно-эмиссионную томографию, электроэнцефалографию и современные генетические и эпигенетические методы.
Дэвидсон опубликовал сотни научных статей, множество глав и обзоров и является соавтором с Дэниелом Гоулманом книги «Измененные черты: наука раскрывает, как медитация меняет ваш разум, мозг и тело» (Эйвери, 5 сентября 2017 г. ) . Он также является автором вместе с Шэрон Бегли бестселлера The New York Times «Эмоциональная жизнь вашего мозга» (Penguin, 2012). Он был широко представлен в популярных СМИ, включая Today Show , ABC Nightline , Национальное общественное радио , Журнал National Geographic , Журнал Time , Newsweek , O: Журнал Опры , PBS Шоу Чарли Роуза , Международные новостные агентства , Международные новостные агентства Harvard Business Review и дополнительные национальные и 4 .
Дэвидсон — профессор психологии и психиатрии Уильяма Джеймса и Виласа в Университете Висконсин-Мэдисон, где он работает с 1984 года. Он является основателем Healthy Minds Innovations, Inc., внешней аффилированной некоммерческой организации, занимающейся поддержка миссии Центра здорового разума.
Образование
- Доктор философии, Гарвардский университет, психология, психопатология, психофизиология с небольшим акцентом на поведенческой неврологии и нейроанатомии
- Бакалавр наук, Нью-Йоркский университет, психология
Награды
- Научный сотрудник Национального института психического здоровья
- Награда за заслуги перед Национальным институтом психического здоровья
- Награда учрежденного исследователя Национального альянса исследований шизофрении и аффективных расстройств (НАРСАД)
- Награда выдающегося исследователя от NARSAD
- Премия Уильяма Джеймса стипендиата Американского психологического общества
- Премия Хиллдейла Университета Висконсин-Мэдисон
- Награда за выдающийся научный вклад, самая выдающаяся награда в области науки, присуждаемая Американской психологической ассоциацией
- Премия Мани Бхаумика Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе; первый получатель за продвижение понимания мозга и сознания в целительстве
- Премия Пола Д.