Роджерс концепция я – Карл Роджерс, «Я-концепция»: концепция личности

Содержание

Карл Роджерс, «Я-концепция»: концепция личности

«Я»-концепция – это определяющий конструкт в подходе американского исследователя и психотерапевта К. Роджерса. Фактически данный элемент является настолько неотъемлемой частью теории Роджерса, что многие психоаналитики просто называют ее «теорией Я».

Отличия теории исследователя

В отличие от таких психоаналитиков, как Фрейд, Адлер и Эриксон, Роджерс в «Я»-концепции не создавал какую-либо схему критических стадий, через которые, преодолевая трудности и стресс, человек непременно должен пройти, чтобы сформироваться как личность. Роджерс в большей степени сосредоточивался на том, что положительная или же негативная оценка ребенка с самых первых месяцев влияет на его образ «Я».

Новорожденный воспринимает весь мир целостно, нерасчлененно. Младенец не выделяет себя в качестве отдельного сущего и поэтому не делает каких-либо различий между тем, что принадлежит ему, и что не принадлежит. А следовательно, и «Я» не существует для новорожденного.

Появление «Я» у младенца

Роджерс в «Я»-концепции говорил о том, что в процессе своего формирования «Я» регулируется только оценочным процессом в организме. Другими словами, младенец оценивает доселе незнакомые ему переживания с позиции того, помогают ли они или препятствуют его врожденному стремлению к актуализации. К примеру, холод или голод, жажда или жара или же неожиданный резкий шум воспринимаются в качестве угрозы биологической целостности. И поэтому они оцениваются негативно.

Еда, вода, пища, покой воспринимаются положительно, так как они помогают расти и развиваться. В определенном смысле такой биологический контролирующий процесс позволяет правильно и своевременно удовлетворять потребности малыша. Младенец оценивает собственные переживания на предмет того, нравятся они ему или же нет.

Впоследствии структура личности формируется посредством взаимодействия с социальным окружением. Наибольшую роль при этом играют значимые другие – мать и отец, сиблинги. «Я»-концепция появляется на основе взаимодействия с другими членами семьи. И поэтому в значительной мере наполняющие ее содержания представляют продукт социализации ребенка.

Самоактуализация

Отличительной характеристикой концепции Роджерса (и Маслоу, который также делал акцент на самоактуализации, стремлении к доброму в человеке) является тезис о том, что каждый человек изначально хорош и стремится к прекрасному. А стало быть, люди естественно движутся в направлении большей дифференциации, зрелости, автономности.

Исследуя природу личности, Роджерс приходит к выводу о том, что суть человеческой природы базируется на движении вперед к тем или иным целям. Она конструктивна, соотносится с принципом реальности. По мнению Роджерса, основатель психоанализа Фрейд создал картину совершенно иррационального человека, который не социализирован и обладает разрушающими тенденциями, направленными и на разрушение самого себя и на деструкцию всего окружающего. Когда личность ощущает психологическую свободу, она всегда открыта новому опыту и может действовать в доверительной и позитивной манере.

Психологические защиты

По большей части обыденное поведение человека всегда должно согласовываться с его Я-концепцией. Роджерс подчеркивал, что человек всегда стремится к тому, чтобы сохранять состояние определенного самовосприятия, согласованности переживания своей личности. Отсюда следует логический вывод о том, что все переживания, которые находятся в гармонии с Я-концепцией, могут осознаваться человеком, достаточно точно оцениваться. А что касается тех переживаний, которые находятся в конфликтной позиции по отношению к личности, то они образуют угрозу «Я». И поэтому такие переживания и мысли не допускаются к осознанию и точному восприятию. Необходимо отметить, что человеческая концепция представляет собой тот критерий, согласно которому все переживания либо сравниваются, либо проходят символизацию в сознании, либо такая символизация напрочь отрицается.

Столкновение концепций: пример

Например, религиозные родители убеждают молодого человека в том, что вступать в близкие отношения с девушкой до официального заключения брака – большой грех. Но при этом юноша посещает колледж и находит у своих сверстников другие установки и ценности. Его ровесники одобряют такое поведение, в особенности, если между молодыми людьми есть любовь, они верны друг другу. Молодой человек все равно придерживается тех принципов, которые прививались ему с детства. Он встречает девушку, которая придерживается мировоззрения других учащихся колледжа, и влюбляется в нее. При этом он уступает девушке, однако взаимоотношения становятся для него мучительными. Они попросту не вписываются в тот образ «Я», который создавался у него с самого детства.

Угроза целостности

В «Я»-концепции Карла Роджерса угроза может существовать в том случае, когда люди напрямую осознают несоответствие между их образом себя (а также связанными с этим образом ценностями) и определенным аспектом теперешнего переживания, актуального для них на данный момент. Переживания, которые совершенно не соответствуют их образу «Я», субъективно воспринимаются в качестве угрожающих. Они не допускаются до порога осознания, потому что в таком случае единство и целостность личности нарушается. Например, если человек считает себя порядочным и честным, и какой-то поступок у него не будет соответствовать этим его представлениям, то «Я» будет находиться под угрозой. Реакция обычно включает чувство вины, замешательство, тревогу.

Не всегда несоответствие между актуальным «Я» и его образом может восприниматься при этом на сознательном уровне. В теории «Я»-концепции Роджерс говорит о том, что нередки ситуации, когда человек ощущает угрозу, но никак этого не осознает. Когда имеется такое несоответствие, личность становится под угрозу различных психических расстройств.

Тревога тогда превращается в эмоциональную реакцию на угрозу личностному единству. Тревожный человек, таким образом, это тот, кто смутно понимает: признание тех или иных его переживаний приведет к радикальному преобразованию его теперешней личности. Осознание укоренившегося ощущения враждебности будет требовать глобальной реорганизации всей «Я»-концепции того человека, который доселе считал себя любящим и мягким. Он начнет тревожиться всякий раз, когда ощутит гнев.

В своей концепции личности Роджерс подчеркивает: если человеку в течение длительного времени ничто не угрожает, он становится открытым для взаимодействия и переживаний. Ему совершенно не нужно защищаться. Но если он поймет или почувствует на подсознательном уровне, что его теперешнее переживание каким-то образом не согласуется с «Я»-концепцией, то возникнет угроза. За ней по логике событий следует защитная реакция. К. Роджерс в «Я»-концепции определял защиту как конкретную поведенческую реакцию организма на угрозу извне. Ее основная цель заключается в том, чтобы сохранить личность целостной. Психолог писал о том, что такая цель достигается посредством осознанного искажения определенного переживания в сознании человека. Такое искажение помогает снизить разницу между негативным переживанием вины и структурой «Я». Иными словами, защита помогает сохранить самоуважение и хорошо защищает его от опасности чувства страха, вины, тревоги.

Механизмы защиты по Роджерсу

Психолог предложил всего лишь два защитных механизма. Они используются для того, чтобы свести к минимум информацию о несоответствии между «Я» и негативным переживанием. Это искажение восприятия, а также отрицание. Однако нужно отметить, что угрожающее личности переживание не допускается в осознании человека к символизации. Это происходит не потому, что оно каким-то образом противоречит устоявшимся у индивида нравственным нормам, или является «грешным». Символизация не происходит по причине несовместимости с «Я»-структурой. Поэтому защитное поведение сохраняет существующую структуру личности и позволяет индивиду не утратить самоуважение.

Искажение восприятия происходит в том случае, если несоответствующее переживание оказывается допущенным в сознание человека, но только в той форме, которая позволяет этому переживанию быть совместимым с определенным аспектом образа личности. Например, студент университета считает себя способным к химии. Однако внезапно он получает плохую оценку, и это происходит совершенно заслуженно. Студент может попытаться сохранить свою «Я»-концепцию, если исказит объяснение своей неудачи: «Преподаватель несправедливо ставит оценки», либо «Сегодня мне не повезло». Роджерс объясняет подобное выборочное восприятие в качестве рационализации. В данном примере переживание студента оказывается воспринятым студентом, но его настоящий смысл остается непонятным. Фактически отрицание возникает всякий раз, когда индивид не хочет признаться себе, что переживание действительно имело место.

Психопатология по Роджерсу

Описываемые положения «Я»-концепции Роджерса, кратко описанные в данной статье, могут быть применимы к каждому человеку. Даже самый благополучный психологически человек может иногда сталкиваться с неприятным переживанием, которое представляет угрозу его «Я»-концепции, и ему приходится ложно истолковывать то или иное переживание.

Большинство людей имеют адекватную психическую защиту, которая позволяет им справляться с умеренным уровнем стресса и тревоги и поступать таким образом, чтобы свести эту тревогу к минимуму. Однако если внутренние переживания совершенно не согласуются с «Я»- структурой, или же несогласующиеся переживания встречаются слишком часто, то человек начинает испытывать крайне сильную тревогу, нарушающую его повседневный распорядок дня. Как правило, такого человека называют невротиком.

Сам Роджерс стремился избегать подобных диагностических ярлыков. В таких случаях уровень дискомфорта у индивида таков, что он, по всей видимости, нуждается в помощи терапевта. Однако защита невротика тоже может в некоторой степени предотвратить разрушение его «Я». В результате невротизированная личность сохраняет свою структуру, однако человек оказывается неспособным адекватно оценить неустойчивость своего состояния. Он становится очень уязвимым в психологическом смысле.

Дидактическая концепция Роджерса

Исследователя не устраивала традиционная система образования. Он считал, что уроки и экзамены только мешают процессу обучения, а авторитет фигуры учителя должен быть подвергнут сомнению. Он предложил новую модель обучения. В ней учитель должен руководствоваться своим жизненным опытом, а ученики – выстраивать свою программу обучения. В классе должен создаваться благоприятный психологический климат для обучения. А строгую дисциплину должна заменить самодисциплина.

Критика идей К. Роджерса

Многие авторы подчеркивают, что К. Роджерс слишком позитивно смотрит на человека. Глупо проводить психотерапию, опираясь только лишь на стремление к самоакутализации и не признавая теневой стороны личности.

Подвергалась критике и концепция брака К. Роджерса, который постулировал правильность «открытых» отношения в браке (половые связи обоих партнеров вне семьи). Психолог считал, что подобный подход способствует развитию личности.

fb.ru

Я-концепция личности по К. Роджерсу. — Студопедия.Нет

Я концепция Роджерса складывается из 2 понятий: я-реальное и я-идеальное.

Феноменологическая направленность теории Роджерса подразумевает, что реальным для индивида является только то, что существует в пределах субъективного опыта человека. Поведение человека можно объяснить только с позиции его системы координат, которая в каждом конкретном случае сугубо индивидуальна. Понять человека возможно лишь в контексте его психологической реальности, «взглянув на ситуацию его глазами», постигнув его внутренний мир.

Важным пунктом в теории Роджерса является Я-концепция — субъективное представление человека о самом себе, о своем взаимодействии с миром, а также ценности, связанные с этими представлениями. Я-концепция доступна осознанию, хотя и не обязательно осознается. Другими словами, Я-концепция отражает те характеристики, которые человек воспринимает как часть себя, она часто отражает то, как мы видим себя в связи с различными ролями, которые мы играем в жизни.

Я-концепция включает в себя не только наши представления о том, какие мы есть, но и то, какими мы хотели бы быть. Этот компонент Роджерс назвал Я-идеальное. Это все те характеристики, которыми человек хотел бы обладать, но пока не обладает.

Это «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

Я-концепция характеризуется достаточной целостностью, хотя и может меняться в результате нового опыта. Несмотря на изменения, у людей сохраняется ощущение, что они остаются сами собой.

Я-концепция формируется, начиная с раннего детства, на основе оценивания ребенка другими людьми. Сначала младенец не разделяет себя и окружающий мир — то есть не обладает самостью. По мере развития он учится отличать себя от остального мира, начинает ощущать себя как отдельный объект, что является основой для последующего формирования Я-концепции. На развитие Я-концепции решающее влияние оказывает ближайшее социальное окружение — родители, братья и сестры, другие родственники. Для адекватного формирования Я-концепции необходимо положительное внимание — универсальная устойчивая потребность человека.

Потребность в позитивном внимании играет важную роль в воспитании, когда дети получают представление, что определенное поведение одобряется взрослыми и приводит к позитивному вниманию, а другое — лишает. Это так называемое обусловленное позитивное внимание, или условие ценности. По мнению Роджерса, условие ценности причиняет вред ребенку в его становлении как полноценно функционирующего индивида — он зависим от мнения окружающих, ограничивает свой опыт только тем, что одобряется значимыми близкими.

По мнению Роджерса, безусловное позитивное внимание — обязательное условие актуализации ребенка.

Это означает, что ребенка любят без всяких условий и оговорок. Это не подразумевает атмосферы вседозволенности — просто ребенок не лишается любви ни при каких обстоятельствах, даже если он ведет себя несносно.

Роджерс выделил следующие характеристики полноценно функционирующих людей:

Открытость переживанию — способность осознавать свои самые глубокие чувства и мысли, в том числе и негативные.

Экзистенциальный образ жизни — тенденция жить полноценно, осознанно и насыщенно в каждый момент существования.

Организмическое доверие — способность принимать решения, ориентируясь на собственные внутренние ощущения, а не на внешние авторитеты и собственные шаблоны поведения из прошлого.

Эмпирическая свобода — возможность жить свободно, без ограничений и запретов, то есть человек способен сделать практически всё, что хочет — но и только он отвечает за собственные поступки.

Креативность — способность творчески, гибко разрешать жизненные проблемы и приспосабливаться к меняющимся условиям окружения.

Согласно взглядам Роджерса, психологические проблемы возникают в том случае, если какой-то новый опыт (на уровне поведения или эмоций) не согласуется с Я-концепцией индивида, в результате чего возникает тревога. Причем, это несоответствие может не осознаваться. При угрозе целостности Я-концепции могут сработать механизмы защиты, направленные на сохранение представлений человека о самом себе и собственных ценностях. Роджерс выделил два таких механизма:

1) искажение восприятия;

2) отрицание.

Если механизмы защиты не помогают и переживания человека не согласуются с его Я-концепцией (неконгруэнтность), тревога может возрасти до невротического уровня. При полной неэффективности защиты могут возникнуть психотические расстройства, когда «Я» не способно оградить себя от натиска угрожающих переживаний. Согласно теории Роджерса, все психические расстройства можно разделить на три группы по отношению к переживанию неконгруэнтности:

Расстройства без переживания неконгруэнтности: у этих пациентов расстройство уживается с их Я-концепцией, когда больше страдает окружение пациента, чем он сам. Расстройства с компенсированным переживанием неконгруэнтности: хотя здесь имеются симптомы вследствие неконгруэнтности, но они не переживаются как угрожающие, потому что есть достаточная толерантность к неконгруэнтности. Например, человек имеет компенсированное тревожное расстройство, скажем, простую фобию, которая вполне уживается с Я-концепцией.

Расстройства с декомпенсированным переживанием неконгруэнтности: человек, по крайней мере, иногда замечает, что он неконгруэнтен, и имеет мотивацию к изменению. Сюда относятся многие невротические расстройства: депрессивные, фобические, тревожные, навязчивые, диссоциативные и соматоформные расстройства, а также нарушения адаптации.

Таким образом, расстройство, по Роджерсу, связано с невозможностью интегрировать новый опыт, что может быть, в частности связано, с ригидной дисфункциональной Я-концепцией. Противоположность расстройству — полностью функционирующая личность, принципиально гибкая и открытая новым переживаниям, способная полноценно общаться и накапливать жизненный опыт.

 

studopedia.net

Я-концепция и её составляющие в теории К. Роджерса

Я-концепция и её составляющие в теории К. Роджерса

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯСПЕЦИАЛЬНОСТЬ/НАПРАВЛЕНИЕ/МАГИСТРАТУРА

«Психология»

Контрольная работа

По дисциплине: «Теории личности»

На тему: Я-концепция и её составляющие в теории К. Роджерса

Содержание

Введение

. Точка зрения Роджерса на природу человека

. Краткая биография К. Роджерса

. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации

. Феноменологическая позиция К. Роджерса

. Я-концепция К. Роджерса, ее развитие и особенности

Заключение

Список литературы

Введение

Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание.

Но Я-концепция ?? понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.

Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека ?? с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.

В данной контрольной работе мы подробно остановимся на феномене Я-концепции, рассмотрим ее сущность, структуру, принципы и механизмы формирования. Теоретической базой нам послужат труды К. Роджерса.

Если говорить вкратце, то суть воззрений К. Роджерса на Я-концепцию заключается в следующем: личностное «Я» представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия.

Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество «хорошего» или «плохого».

Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также и самого себя.

1. Точка зрения Роджерса на природу человека

Точка зрения К. Роджерса на природу человека сформировалась так же, как у Фрейда, на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Он признавал, что главный толчок его идеям дал интерес к людям, которым требовалась профессиональная помощь: «Из отношений с этими людьми, из часов, проведенных с ними, я почерпнул большинство моих догадок о значении терапии, о динамике межличностных отношений, о структуре и функционировании личности».

В результате своих клинических наблюдений К. Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека, ориентированная на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.

Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, который может проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, сексуальном насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой.

Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другими. Сознавая, что такую точку зрения на природу человека можно посчитать не более чем наивным оптимизмом, Роджерс замечал, что его заключения основаны на почти тридцатилетнем опыте психотерапевта. Он заявлял: «Я не придерживаюсь точки зрения Полианны на природу человека. Я понимаю, что поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Все же одним из впечатляющих и обнадеживающих переживаний является для меня работа с такими людьми и открытие весьма позитивных тенденций, которые существуют в них очень глубоко, как и во всех нас».

2. Краткая биография К. Роджерса

Карл Роджерс родился в городке Оук Парк, штат Иллинойс, в пригороде Чикаго. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов, что, как отмечал сам Роджерс, постоянно давило на него тяжким грузом в детстве и юности. Он вынужден был жить по правилам, предписанным родителями, подавляя любое, самое малое проявление эмоций. Он сообщал, что именно эти постоянные ограничения породили в нем чувство протеста, хотя ждать, пока оно во что-то выльется, пришлось довольно долго. Юный Карл рос замкнутым ребенком, большое место в его жизни занимало чтение. Постоянное одиночество приучило его полагаться в большей степени на себя самого, однако еще долгое время ему не удавалось изжить в себе зависимость от верований своих родителей.

Когда Роджерсу исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму, и у мальчика проявилась сильная тяга к природе. Он много читал о разных сельскохозяйственных экспериментах и хорошо представлял себе, что такое научный подход к действительности. Хотя его интеллектуальные интересы определились, эмоциональная жизнь была в полном беспорядке. «В тот период, ?? писал он, ?? меня постоянно посещали причудливые фантазии, и, скорее всего, любой психиатр определил бы их как шизоидные. Но, к счастью, я не встречался тогда с психиатрами».

И лишь в возрасте 22 лет, когда он вступил в Христианскую студенческую ассоциацию в Китае, ему удалось полностью избавиться от зависимости от фундаменталистских взглядов своих родителей и усвоить более либеральную жизненную философию. Он пришел к убеждению, что человек в большей степени должен полагаться на собственное понимание ситуации, а не на мнение окружающих. Он также понял, что каждый человек должен сознательно и активно работать над собственным совершенствованием. Эти идеи и легли в основу его теории личности.

Роджерс получил научную степень в области клинической и педагогической психологии в 1931 году в педагогическом колледже при Колумбийском университете. В течение следующих девяти лет он работал в «Обществе по предотвращению насилия над детьми», общаясь с малолетними правонарушителями и детьми из неблагополучных семей. В 1940 году он начал академическую карьеру. Рождерс преподавал в университетах штатов Огайо, Висконсин и Чикагском университете. Именно в эти годы и родилась его теория и метод психотерапии.

Карл Роджерс известен, прежде всего, благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия. Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного мотивирующего фактора. Правда, в отличие от Маслоу, строившего свои заключения на исследовании эмоционально уравновешенных, здоровых людей, Рождерс основывался преимущественно на опыте работы в психологическом консультационном кабинете.

Личностно-ориентированная терапия ?? подход в психотерапии, развивавшийся Карлом Роджерсом, отличается от других теорий прежде всего тем, что ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента. Само название метода достаточно четко отражает его взгляд на природу и задачи гуманистической психологии. Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента (как это было и в ортодоксальном психоанализе), Роджерс тем самым выражает взгляд, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки наиболее желательные. По его мнению, «мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательных или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего».

3. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации

Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и нравоучения. Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать-дитя, поскольку это существенным образом влияет на рост самосознания ребенка. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке ?? Роджерс называл это позитивным вниманием, ?? то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Роджерса условно позитивное внимание), то подобный подход, скорее всего интериоризируется в психике ребенка, и последний будет чувствовать себя стоящим внимания и любви, лишь в определенных ситуациях. В этом случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет полностью проявить все аспекты своего «Я», поскольку некоторые из них отвергаются матерью.

Таким образом, первым и непременным условием здорового развития личности является безусловное позитивное внимание к ребенку. Мать должна проявлять свою любовь к ребенку и полное его приятие вне зависимости от того или иного его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Только в этом случае личность ребенка развивается полноценно, а не ставится в зависимость от тех или иных внешних условий. Таков единственный путь, позволяющий человеку в итоге достичь самоактуализации. Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности.

Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

открытость по отношению к опыту любого типа;

намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;

способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;

чувство свободы в мыслях и поступках;

высокий уровень творчества.

Роджерс описывает человека, достигшего наиболее полного раскрытия, в большей степени как актуализирующегося, чем уже актуализировавшегося, подчеркивая процессуальный, длящийся характер этого действия. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека, что отражено уже в самом названии его самой известной книги «Становясь личностью».

4. Феноменологическая теория К. Роджерса

Теория Роджерса демонстрирует феноменологический подход к личности. Данный подход считается реальным для индивида, в том, что существует в его внутренней системе координат, в субъективном мире человека, поэтому субъективное восприятие и переживание является основой для действий человека. Психическая реальность феноменов, согласно феноменологического подхода ?? является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Чувства человека не являются прямым отражением реальности, действительно реальность это та, за которой наблюдает и которую интерпретирует реагирующий организм, то есть каждый человек интерпретирует реальность в соответствии с ее субъективного восприятия и ее внутренний мир сполна доступен только для нее самой. Говоря по прогнозированию поведения человека, Роджерс подчеркивал, что человек действует согласно своих восприятий происходящих в данный момент.

Отрицая Скиннера о поведении как реакцию организма на стимул, он считал, что это скорее интерпретация ситуации, которая влияет на поведение человека. Исходя из этого, Роджерс отмечает, что никто не имеет права считать, что его чувство реальности является более правильным, чем у кого-то другого, он не вправе противопоставлять свою реальность реальности других. На вопрос, что заставляет человека поступать враждебно, Роджерс отвечает ?? он рассматривает среду как опасное место, считает, что его не любят и не могут полюбить, в отличие от Фрейда, который бы сказал, что это результат негативного опыта, сохранившийся еще с детства.Считал, что личность следует изучать не в контексте прошлое-настоящее, а наоборот ?? настоящее-будущее, утверждал, что человека можно понять только когда обращаться к человеку целостной, т.е. как интегрированный организм.

5. Я-концепция К. Роджерса, ее развитие и особенности

Из предыдущего можем сделать вывод, что Я-концепция ??является определяющей в подходе Роджерса, поэтому некоторые ученые называют теорию Роджерса как «теория-я».

Он строит свою теорию в терминах самости, потому что именно его клиенты помогли ему прийти к такому пониманию. С их помощью он осознал, что самость является значимым элементом в опыте человека, и целью пациента было достичь своей «реальной сущности». Самость или «Я-концепция» ?? понятия взаимозаменяющие у Роджерса. Он дает такое определение самости ?? организованный, последовательный концептуальный гештальт, формирующийся с восприятий «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми или аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен для осознания, хотя не обязательно осознаваемый.

Таким образом «Я»?? это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека. Это концепция о том, каким человек себя представляет в соотношении с различными ролями, которые он играет в жизни. Поэтому Я-концепция может включать некоторый набор образов «Я» ?? отца, мужа, студента, спортсмена и т.д.Другими словами это набор восприятий, отражающий многочисленные специфические роли, которые играет человек в разных жизненных контекстах. «Я»?? это то, какими мы хотели бы быть, поэтому одним из компонентов «Я» является «Я-идеальное», то есть «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

В отличие от Фрейда, Адлера, Эриксона, Роджерс не разрабатывал стадий развития «Я». Он лишь акцентировал, что оценка индивида другими людьми, особенно в младенческом и раннем детстве, способствует развитию негативного или позитивного образа себя. Младенец не осознает себя, как отдельное существо, существуеттолько целостное, всеобъемлющее недифференцированное феноменальное поле. Однако в результате общей тенденции к дифференциации, которая является частью процесса актуализации, ребенок постепенно начинает выделять себя от других. Именно этот процесс дифференциации феноменального поля в такое, которое начинает признаваться и ощущаться как отдельный объект и объясняет возникновение Я-концепции в теории Роджерса. В дальнейшем структура «Я» формируется через взаимодействие с окружающими, особенно с значимыми лицами (родители и др.).Чем больше ребенок становится социально восприимчивым и чем больше развиваются его когнитивные и персептивные способности, тем его Я-концепция все больше развивается и дифференцируется, то есть она является продуктом процесса социализации.

Условия для развития «Я-концепции».

Потребность в позитивном внимании ?? это универсальная потребность, которая развивается,как осознание человеком своего «Я». Впервые она проявляется, как потребность младенца в любви и заботе, позже она выражается в возникновении чувства удовольствия у человека, когда его одобряют, поддерживают другие. Когда человек чувствует, что им недовольны, возникает фрустрация ?? одна из форм психологического стресса, психическое состояние человека, возникающее в результате отсутствия удовлетворения потребности или переживание неудачи.

Роджерс считает, что ребенок пожертвует всем, даже организмическим оценочным процессом (поиск положительных переживаний, которые положительно влияют на его развитие) ради удовлетворения потребности в позитивном внимании (например, когда ребенку родители говорят что надо вести себя хорошо, иначе они не будут любить его, он послушает родителей, даже если не разделяет их взглядов, и лишит себя возможности узнать, что он почувствовал бы, если бы сказал плохое слово, или положил лягушку в постель сестренке, или украл игрушку у товарища).Роджерс считает такое положение как состояние несоответствия между «Я» и опытом, что является серьезной преградой на пути достижения психологической зрелости.

Потребность в позитивном внимании к себе ?? необходимость положительно расценивать себя, появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие и он сам положительно отзывались о его поступке.

Роджерс выделил два вида позитивного внимания:

безусловное позитивное внимание ?? это когда человека принимают и уважают таким, какой он есть, без попытки исправить его, изменить. В случае негативного поведения ребенка следует говорить, если ты будешь вести себя плохо, мы не перестанем тебя любить, но нас огорчит твое поведение. Данное отношение к ребенку обеспечивает основу для его становления как полноценно функционирующего взрослого;

обусловленное позитивное внимание, или условные ценности, которые формируются в результате позитивного внимания и вредят развитию ребенка, поскольку они ориентируют ребенка в его развитии на других, а не на себя. Ребенок хорошо помнит слова взрослого ?? его любят только тогда, когда он будет таким, каким его хотят видеть другие. Поэтому в своем поведении он ориентируется на мнение других, поскольку только при этих условиях происходит удовлетворение потребности в позитивном внимании. Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других приводит к тому, что человек в одной ситуации чувствует свою ценность, а в другой ?? нет. Условные ценности по отношению к ребенку вредят процессу становления ребенка как полноценной личности, поскольку он стремится соответствовать стандартам других, а не определять для себя, кем он хочет быть. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом, не является основой для развития здоровой личности.

Переживание угрозы и процесс защиты.

Роджерс утверждал, что поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Угроза существует тогда, когда человек осознает несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и любым аспектом актуального переживания. Переживания, не соответствующие Я-концепции, воспринимаются как угроза. Они не допускаются к осознанию, потому что тогда личность индивида составит единое целое (пример: если человек считает себя честным, однако осуществит нечестный поступок, он будет опасаться). Реакцией на несоответствие Я-концепции обычно является напряжение, чувство вины, неуверенность и т.д.

Несоответствие между «Я» и переживаниями не всегда воспринимается сознательно. Довольно часто человек чувствует угрозу, не осознавая этого. В данном случае реакцией на угрозу будет тревога ?? эмоциональная реакция на угрозу сигнализирует, что организованная Я-структура переживает опасность дезорганизации.

Тревожный человек это человек, который нечетко, смутно осознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к радикальным изменениям в ее нынешнем виде «Я», то есть для его «Я» возникла угроза, за которой наступает защитная реакция, главная цель которой ?? защитить целостность Я-структуры.

Механизмы защиты:

искажения восприятия, или рационализация ?? переживание воспринимается сознанием, однако его истинный смысл остается неясным;

возражения ?? встречается значительно реже, чем искажение, человек сохраняет целостность своей структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний, отрицание поэтому может привести к паранойе, бреду и другим психическим заболеваниям.

В случаях, когда между «Я» и переживаниями является значительное несоответствие, то защита «Я» может быть неэффективной. В таком беззащитном состоянии Я-концепция разрушается, появляются личностные расстройства и психопатология. Поведение людей представляется для окружающих странным, нелогичным, неразумным.

Расстройства в поведении Роджерс считал результатом несоответствия между «Я» и переживаниями, иррациональное или саморазрушительное поведение, связанное с психозом. Чем больше несоответствие между «Я» и переживаниями, тем сильнее психологическая дезадаптация.

Роджерс установил пять личностных характеристик полноценно функционирующих людей:

открытость переживаниям: способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний, не пытаясь подавить их;

экзистенциальный образ жизни ?? жить полностью и насыщенно в каждую минуту существования;

организмическое доверие ?? способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения. Роджерс по этому поводу писал «Внутреннее ощущение вроде «я поступаю правильно» является значимым и таким, что заслуживает доверия руководством для действительно хорошего поведения»;

эмпирическая свобода ?? человек может свободно жить и поступать так, как хочет, без ограничений и запретов. Субъективная свобода ?? чувство личной власти, способность сделать выбор и управлять собой. Одновременно Роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно-обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые и определяют сделан выбор. Эмпирическая свобода ?? это то, что относится к внутренним ощущениям. Человек руководствуется чувством ответственности за свои действия и последствия;

креативность ?? свойство человека жить конструктивно и адаптивно в своей культуре и одновременно удовлетворяя собственные глубокие потребности. Продукты творчества и творческий образ жизни появляются тогда, когда человек живет хорошей жизнью. Однако это не означает, что такие люди должны быть конформистами. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.

Заключение

роджерс биография концепция

Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Роджерс считал свой метод универсальным, то есть, применимым и эффективным в работе с самыми разными типами клиентов ?? как для групп (учебных классов, трудовых коллективов), так и для индивидуальной работы (школьников, родителей, ветеранов), для людей разных культур, видов деятельности, религиозных взглядов. В частности, метод применим для разрешения конфликтов ?? как внутриличностных, так и межличностных и межгрупповых.

Клиент-центрированная терапия <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%8F> Роджерса способна решать широкий диапазон практических задач, с которыми сталкиваются клиенты: профессиональные проблемы, проблемы в супружеских отношениях, психосоматические расстройства и т.д.

В течение последних лет терапевты наблюдали за тем, как успешно проходит обследование с отдельными клиентами, с все более и более глубокой продолжительностью, все глубже затрагивая и преобразуя саму организацию личности.

Возвращаясь к статистике, можно добавить приведённые автором данные: «Если десять лет назад консультант, использующий недирективный подход, в среднем проводил с каждым клиентом 5-6 обследований (очень редко 15), то сегодня, благодаря клиентцентрированному подходу ?? 15-20 собеседований (изредка цифра доходит до 100)».

Произошло это, по мнению Роджерса, благодаря возросшему мастерству консультанта.

Список литературы

1.Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986. — 420 с.

2.Бернс Р. Что такое Я — концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2003. — С.333-393.

.Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. — М., 1984. — 335 с.

.Кон И.С. Открытие «Я». — М., 1978. — 367 с.

.Самосознание и защитные механизмы личности /Ред. Д.Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2000. — 656 с.

.Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — С.245-268.

.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. — М., 1972.

.Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 284 с.

.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977. — 142 с.

.Шорохова Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. — М., 1966.


diplomba.ru

Я-концепция Роджерса — Яконцепция в теории Роджерса


Подборка по базе: методичка по теории информации_01.doc, История изучения теории перевода в Китае.pdf, История изучения теории перевода в Китае.pdf, Современные проблемы эволюционной теории.doc.

Я-концепция в теории Роджерса.

Я-концепция является определяющей в подходе Роджерса. Некоторые психологи даже называют теорию Роджерса «теорией Я». Я-концепция означает концепцию человека о том, что он собой представляет. Роджерс определяет это понятие следующим образом: «организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий свойств «Я», или «меня», и восприятий взаимоотношений «Я», или «меня», с другими

людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт доступен осознанию, хотя не обязательно

осознаваемый». Таким образом, «Я» — это дифференцированная часть поля восприятия человека, которая состоит из осознанного восприятия и ценностей «Я». «Я» человека также может состоять из наборов восприятия, отражающих многие специфические «роли» в различных жизненных контекстах (студент, руководитель, спортсмен, музыкант и т.д.).

Я-концепция включает не только Я-реальное, то есть наше восприятие того, какие мы есть, но также и то, какими мы должны и хотели бы быть. Этот компонент «Я», который человек больше всего ценит и к которому стремится, называется Я-идеальное.

Развитие Я-концепции.

Роджерс сосредоточился на том, как оценка индивидуума другими людьми, особенно в период младенчества или раннего детства, способствует развитию позитивного или негативного образа себя.

У младенца Я-концепция еще только формируется, он не отделяет себя от других, поле его восприятия не дифференцированно. Благодаря стремлению к различению, также входящему в стремление к актуализации, ребенок постепенно дифференцирует себя и мир.

Роджерс выдвинул теорию, что когда «Я» только формируется, оно регулируется исключительно оргазмическим оценочным процессом. То есть, младенец оценивает каждое новое переживание с позиции того, способствует оно или препятствует его врожденной тенденции актуализации. Структура «Я» впоследствии формируется (все больше дифференцируется и усложняется) через взаимодействие с окружением, в частности, со значимыми другими. Таким образом, в значительной степени содержание Я-концепции является продуктом процесса социализации.

Потребность в позитивном внимании.

По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Потребность в позитивном внимании впервые проявляется как потребностьмладенца в любви и заботе. А в последствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны.

Роджерс также предположил, что людям необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе — это приобретенная потребность, которая появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности к позитивному вниманию. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие, и он сам одобрительно отзывались о его поступках.

Условия ценности.

Как уже было сказано выше, ребенок очень подвержен влиянию значимых для него людей. Благодаря этому дети учатся тому, что можно делать, а что нет. Таким образом, создается то, что Роджерс назвал обусловленным позитивным внимание, или условием ценности. «Условие ценности» означает, что дети получают похвалу, внимание, одобрение за поведение, которого от них ожидают значимые другие.

Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок начинает оценивать себя как личность только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с оргазмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности.

Безусловное позитивное внимание.

Роджерс полагал, что можно дать и получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свою любовь к сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок. Роджерс подчеркивал, что ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение. Роджерс полагал, что воспитание детей с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для их становления как полноценно функционирующих взрослых. Безусловное позитивное внимание к себе раскрывает естественную тенденцию самоактуализации, присутствующую в каждом человеке.

Значение Я-концепции.

Я-концепция формируется под воздействием различных внешних влияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для него контакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представления индивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта.

Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

historich.ru

Карл Роджерс, Я-концепция: концепция личности

«Я»-концепция – это определяющий конструкт в подходе американского исследователя и психотерапевта К. Роджерса. Фактически данный элемент является настолько неотъемлемой частью теории Роджерса, что многие психоаналитики просто называют ее «теорией Я».

Отличия теории исследователя

В отличие от таких психоаналитиков, как Фрейд, Адлер и Эриксон, Роджерс в «Я»-концепции не создавал какую-либо схему критических стадий, через которые, преодолевая трудности и стресс, человек непременно должен пройти, чтобы сформироваться как личность. Роджерс в большей степени сосредоточивался на том, что положительная или же негативная оценка ребенка с самых первых месяцев влияет на его образ «Я».

Новорожденный воспринимает весь мир целостно, нерасчлененно. Младенец не выделяет себя в качестве отдельного сущего и поэтому не делает каких-либо различий между тем, что принадлежит ему, и что не принадлежит. А следовательно, и «Я» не существует для новорожденного.

Появление «Я» у младенца

Роджерс в «Я»-концепции говорил о том, что в процессе своего формирования «Я» регулируется только оценочным процессом в организме. Другими словами, младенец оценивает доселе незнакомые ему переживания с позиции того, помогают ли они или препятствуют его врожденному стремлению к актуализации. К примеру, холод или голод, жажда или жара или же неожиданный резкий шум воспринимаются в качестве угрозы биологической целостности. И поэтому они оцениваются негативно.

Еда, вода, пища, покой воспринимаются положительно, так как они помогают расти и развиваться. В определенном смысле такой биологический контролирующий процесс позволяет правильно и своевременно удовлетворять потребности малыша. Младенец оценивает собственные переживания на предмет того, нравятся они ему или же нет.

Впоследствии структура личности формируется посредством взаимодействия с социальным окружением. Наибольшую роль при этом играют значимые другие – мать и отец, сиблинги. «Я»-концепция появляется на основе взаимодействия с другими членами семьи. И поэтому в значительной мере наполняющие ее содержания представляют продукт социализации ребенка.

Самоактуализация

Отличительной характеристикой концепции Роджерса (и Маслоу, который также делал акцент на самоактуализации, стремлении к доброму в человеке) является тезис о том, что каждый человек изначально хорош и стремится к прекрасному. А стало быть, люди естественно движутся в направлении большей дифференциации, зрелости, автономности.

Исследуя природу личности, Роджерс приходит к выводу о том, что суть человеческой природы базируется на движении вперед к тем или иным целям. Она конструктивна, соотносится с принципом реальности. По мнению Роджерса, основатель психоанализа Фрейд создал картину совершенно иррационального человека, который не социализирован и обладает разрушающими тенденциями, направленными и на разрушение самого себя и на деструкцию всего окружающего. Когда личность ощущает психологическую свободу, она всегда открыта новому опыту и может действовать в доверительной и позитивной манере.

Психологические защиты

По большей части обыденное поведение человека всегда должно согласовываться с его Я-концепцией. Роджерс подчеркивал, что человек всегда стремится к тому, чтобы сохранять состояние определенного самовосприятия, согласованности переживания своей личности. Отсюда следует логический вывод о том, что все переживания, которые находятся в гармонии с Я-концепцией, могут осознаваться человеком, достаточно точно оцениваться. А что касается тех переживаний, которые находятся в конфликтной позиции по отношению к личности, то они образуют угрозу «Я». И поэтому такие переживания и мысли не допускаются к осознанию и точному восприятию. Необходимо отметить, что человеческая концепция представляет собой тот критерий, согласно которому все переживания либо сравниваются, либо проходят символизацию в сознании, либо такая символизация напрочь отрицается.

Столкновение концепций: пример

Например, религиозные родители убеждают молодого человека в том, что вступать в близкие отношения с девушкой до официального заключения брака – большой грех. Но при этом юноша посещает колледж и находит у своих сверстников другие установки и ценности. Его ровесники одобряют такое поведение, в особенности, если между молодыми людьми есть любовь, они верны друг другу. Молодой человек все равно придерживается тех принципов, которые прививались ему с детства. Он встречает девушку, которая придерживается мировоззрения других учащихся колледжа, и влюбляется в нее. При этом он уступает девушке, однако взаимоотношения становятся для него мучительными. Они попросту не вписываются в тот образ «Я», который создавался у него с самого детства.

Угроза целостности

В «Я»-концепции Карла Роджерса угроза может существовать в том случае, когда люди напрямую осознают несоответствие между их образом себя (а также связанными с этим образом ценностями) и определенным аспектом теперешнего переживания, актуального для них на данный момент. Переживания, которые совершенно не соответствуют их образу «Я», субъективно воспринимаются в качестве угрожающих. Они не допускаются до порога осознания, потому что в таком случае единство и целостность личности нарушается. Например, если человек считает себя порядочным и честным, и какой-то поступок у него не будет соответствовать этим его представлениям, то «Я» будет находиться под угрозой. Реакция обычно включает чувство вины, замешательство, тревогу.

Не всегда несоответствие между актуальным «Я» и его образом может восприниматься при этом на сознательном уровне. В теории «Я»-концепции Роджерс говорит о том, что нередки ситуации, когда человек ощущает угрозу, но никак этого не осознает. Когда имеется такое несоответствие, личность становится под угрозу различных психических расстройств.

Тревога тогда превращается в эмоциональную реакцию на угрозу личностному единству. Тревожный человек, таким образом, это тот, кто смутно понимает: признание тех или иных его переживаний приведет к радикальному преобразованию его теперешней личности. Осознание укоренившегося ощущения враждебности будет требовать глобальной реорганизации всей «Я»-концепции того человека, который доселе считал себя любящим и мягким. Он начнет тревожиться всякий раз, когда ощутит гнев.

В своей концепции личности Роджерс подчеркивает: если человеку в течение длительного времени ничто не угрожает, он становится открытым для взаимодействия и переживаний. Ему совершенно не нужно защищаться. Но если он поймет или почувствует на подсознательном уровне, что его теперешнее переживание каким-то образом не согласуется с «Я»-концепцией, то возникнет угроза. За ней по логике событий следует защитная реакция. К. Роджерс в «Я»-концепции определял защиту как конкретную поведенческую реакцию организма на угрозу извне. Ее основная цель заключается в том, чтобы сохранить личность целостной. Психолог писал о том, что такая цель достигается посредством осознанного искажения определенного переживания в сознании человека. Такое искажение помогает снизить разницу между негативным переживанием вины и структурой «Я». Иными словами, защита помогает сохранить самоуважение и хорошо защищает его от опасности чувства страха, вины, тревоги.

Механизмы защиты по Роджерсу

Психолог предложил всего лишь два защитных механизма. Они используются для того, чтобы свести к минимум информацию о несоответствии между «Я» и негативным переживанием. Это искажение восприятия, а также отрицание. Однако нужно отметить, что угрожающее личности переживание не допускается в осознании человека к символизации. Это происходит не потому, что оно каким-то образом противоречит устоявшимся у индивида нравственным нормам, или является «грешным». Символизация не происходит по причине несовместимости с «Я»-структурой. Поэтому защитное поведение сохраняет существующую структуру личности и позволяет индивиду не утратить самоуважение.

Искажение восприятия происходит в том случае, если несоответствующее переживание оказывается допущенным в сознание человека, но только в той форме, которая позволяет этому переживанию быть совместимым с определенным аспектом образа личности. Например, студент университета считает себя способным к химии. Однако внезапно он получает плохую оценку, и это происходит совершенно заслуженно. Студент может попытаться сохранить свою «Я»-концепцию, если исказит объяснение своей неудачи: «Преподаватель несправедливо ставит оценки», либо «Сегодня мне не повезло». Роджерс объясняет подобное выборочное восприятие в качестве рационализации. В данном примере переживание студента оказывается воспринятым студентом, но его настоящий смысл остается непонятным. Фактически отрицание возникает всякий раз, когда индивид не хочет признаться себе, что переживание действительно имело место.

Психопатология по Роджерсу

Описываемые положения «Я»-концепции Роджерса, кратко описанные в данной статье, могут быть применимы к каждому человеку. Даже самый благополучный психологически человек может иногда сталкиваться с неприятным переживанием, которое представляет угрозу его «Я»-концепции, и ему приходится ложно истолковывать то или иное переживание.

Большинство людей имеют адекватную психическую защиту, которая позволяет им справляться с умеренным уровнем стресса и тревоги и поступать таким образом, чтобы свести эту тревогу к минимуму. Однако если внутренние переживания совершенно не согласуются с «Я»- структурой, или же несогласующиеся переживания встречаются слишком часто, то человек начинает испытывать крайне сильную тревогу, нарушающую его повседневный распорядок дня. Как правило, такого человека называют невротиком.

Сам Роджерс стремился избегать подобных диагностических ярлыков. В таких случаях уровень дискомфорта у индивида таков, что он, по всей видимости, нуждается в помощи терапевта. Однако защита невротика тоже может в некоторой степени предотвратить разрушение его «Я». В результате невротизированная личность сохраняет свою структуру, однако человек оказывается неспособным адекватно оценить неустойчивость своего состояния. Он становится очень уязвимым в психологическом смысле.

Дидактическая концепция Роджерса

Исследователя не устраивала традиционная система образования. Он считал, что уроки и экзамены только мешают процессу обучения, а авторитет фигуры учителя должен быть подвергнут сомнению. Он предложил новую модель обучения. В ней учитель должен руководствоваться своим жизненным опытом, а ученики – выстраивать свою программу обучения. В классе должен создаваться благоприятный психологический климат для обучения. А строгую дисциплину должна заменить самодисциплина.

Критика идей К. Роджерса

Многие авторы подчеркивают, что К. Роджерс слишком позитивно смотрит на человека. Глупо проводить психотерапию, опираясь только лишь на стремление к самоакутализации и не признавая теневой стороны личности.

Подвергалась критике и концепция брака К. Роджерса, который постулировал правильность «открытых» отношения в браке (половые связи обоих партнеров вне семьи). Психолог считал, что подобный подход способствует развитию личности.

autogear.ru

2.3 Теория Карла Роджерса. «Я-концепция» как социально-психологический феномен

Похожие главы из других работ:

Аналитическая психология К.Г. Юнга

1. Анализ и психотерапия. Аналитическая психология Карла Густава Юнга

Карл Густав Юнг был одним из основателей психоанализа, учеником и близким другом Фрейда. Теоретические разногласия и обстоятельства личного характера привели к тому, что Юнг создал свою собственную школу…

Особенности структуры самосознания наркозависимых личностей

1.5 Теория «личностного Я» К. Роджерса

Роджерс видел в Я-концепции определенный паттерн восприятий человеком своего «Я». Я-концепция представляет собой структурное целое. Однако сегодня психологи считают, что индивид может иметь множество Я-концепций — некоторые из них хорошие…

Понятие и виды внутриличностных конфликтов

1.4 “Я-концепция” К. Роджерса

Дальнейшее развитие теория внутриличностного конфликта получила в трудах представителей гуманистической психологии. Один из лидеров этого направления — американский психолог Карл Роджерс (1902—1987)…

Представление К. Роджерса о самоактуализации

Тенденция к самоактуализации в концепции К. Роджерса

Тенденция к самоактуализации присуща любому живому организму. Самоактуализация — это стремление живого существа к росту, развитию, самостоятельности, самовыражению, активизации всех возможностей своего организма Роджерс считает…

Принципи гуманістичної психології

Поняття конгруентності особистості в теорії К. Роджерса

Одним з важливих положень теорії К. Роджерса (1902-1987) є судження про те, що індивід існує в постійно змінюючомуся світі, центром якого є він сам. Цей індивідуальний простір був названий феноменальним світом. Він не є світом обєктів і предметів…

Проблема бессознательного

3.1. Коллективное бессознательное в теориях Карла Юнга

Другое психосоциальное учение, разработал видный деятель психоаналитического движения, психоаналитик и социолог Карл Юнг. Он принимал за первичное не физическую реальность, не жизнедеятельность организма, а феномены сознания…

Проблема переживания людьми чувства одиночества

2.2 Феноменологическая перспектива Роджерса

Карл Роджерс, разработавший сконцентрированную на личности больного терапию, является наиболее известным сторонником феноменологического направления. Роджерс дважды обращался к теме одиночества, его анализ основан на «Я-теории» личности…

Работа психолога с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях

3. Методика детриангуляции Карла Джонсона

Методика используется для профилактики родительско-юношеских конфликтов на почве девиантного поведения ребенка, в основе которых лежит вовлечение ребенка в деструктивные взаимоотношения между родителями…

Содержание концепций состояний памяти

1. Опыты Карла Лешли. Понятие энграммы

Сложной проблемой является механизм образования следов памяти, выделение структурных образований, участвующих в хранении и воспроизведении имеющихся следов, а также тех структур, которые регулируют эти процессы…

Сон и сновидения

4.1 Теория сновидений Карла Юнга

Карл Густав Юнг не разделял концепцию Зигмунда Фрейда, обрисованную в трактате «Толкование сновидений», что сновидения являются «шифром», кодирующим запретные импульсы полового влечения, репрезентацией неосуществленных желаний…

Формирование личностных качеств (откуда и как появляются у человека личностные качества)

Глава 6. Происхождение личностных качеств с позиции феноменологического подхода Карла Роджерса

Для раскрытия вопроса происхождения личностных качеств в данном направлении, необходимо рассмотреть взгляд на личность в целом, с позиции К. Роджерса…

Человек в поисках смысла: проблемы личности в гуманистической психологии

4.Феноменологическая психология Карла Роджерса

В результате своих клинических наблюдений К.Роджерс пришел к заключению, что природа человека заслуживает глубокого доверия, что человек — это не поле битвы бессознательных сил…

Я-концепция и её составляющие в теории К. Роджерса

1. Точка зрения Роджерса на природу человека

Точка зрения К. Роджерса на природу человека сформировалась так же, как у Фрейда, на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Он признавал, что главный толчок его идеям дал интерес к людям…

Я-концепция и её составляющие в теории К. Роджерса

2. Краткая биография К. Роджерса

Карл Роджерс родился в городке Оук Парк, штат Иллинойс, в пригороде Чикаго. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов, что, как отмечал сам Роджерс, постоянно давило на него тяжким грузом в детстве и юности…

Я-концепция и её составляющие в теории К. Роджерса

5. Я-концепция К. Роджерса, ее развитие и особенности

Из предыдущего можем сделать вывод, что Я-концепция ??является определяющей в подходе Роджерса, поэтому некоторые ученые называют теорию Роджерса как «теория-я». Он строит свою теорию в терминах самости…

psy.bobrodobro.ru

Развитие Я-концепции. Я-концепции личности по К.Роджерсу. — МегаЛекции

Роджерс выдвинул свое понимание Я-концепции личности. Он вводит понятие самость – это организованный связанный гештальт целостность, постоянно находящийся в процессе формирования по мере изменения ситуации. Самость человека или «Я-концепция» — организованный конструкт, состоящий из: 1. восприятий свойств «Я» или меня;

2. восприятий взаимоотношений «Я» или меня с другими людьми и разными аспектами жизни; 3. ценности, связанные с этим восприятием.

Я-концепция – это представление человека о самом себе. Я-концепция отражает, какими мы видим себя в связи с различными ролями, которые играем в жизни. По Роджерсу Я-концепция включает в себя: Я-идеальное – это то, какими как мы полагаем мы должны быть или хотели быть, отражает атрибуты, которые человек хотел бы иметь, но не имеет и стремиться к ним. Он придает им наибольшую ценность для себя. Я – реальное – это представления человека о самом себе, основанные на прошлом и настоящем опыте, и ожиданиях будущего. Я-концепция принимается и регулируется сознанием, она не бессознательна. Степень в какой Я-реальное отличается от идеального Я – один из показателей неудовлетворенности и дискомфорта личности, а также невротических трудностей. Принятие себя таким, каким человек в действительности является, а не таким, каким хотел бы быть – признак душевного здоровья.

Развитие Я-концепции.

На начальной стадии формирования «Я» (младенец или маленький ребенок), оно регулируется исключительно организмическим оценочным процессом. Например, голод, жажда, холод, боль и неожиданный громкий шум оцениваются негативно, так как мешают поддержанию биологической целостности. Пища, вода, безопасность и любовь оцениваются позитивно, так как они способствуют росту и развитию организма. В некотором смысле организмический оценочный процесс является контролирующей системой, которая способствует правильному удовлетворению потребностей младенца.

Организмический оценочный процесс – это подсознательный проводник, который оценивает переживания с точки зрения содержащегося в нем потенциала развития. Он привлекает человека к переживаниям, которые способствуют развитию, и отвлекает от тех, что его замедляют. Выбор человека направляется не внешними правилами, а внутренний переживаниями. Этот внутренний оценочный процесс естественен для младенца, который ценит пищу и безопасность.



С развитием ребенка по мере того, как он усваивает общественные нормы и ценности,

происходит замена внутренних переживаний внешними правилами. Проследим как это происходит, и какие механизмы способствуют этому процессу.

На следующей стадии формирования «Я» — когда ребенок взрослеет, его развитие регулируется через взаимодействие со значимыми другими (родители, родственники).

На данной стадии идет развитие когнитивных и перцептивных способностей и «Я»-

концепция всё больше дифференцируется и усложняется.

По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и принимали другие. Эта

потребность в позитивном внимании, которая, по мнению Роджерса, универсальна, развивается как осознание возникновения «Я», она всепроникающая и устойчивая. Впервые она проявляется как потребность младенца в любви и заботе, а впоследствии она выражает себя в удовлетворении человека, когда его одобряют другие, и фрустрации, когда им недовольны. С точки зрения Роджерса, ребенок сделает почти все, даже пожертвует организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность позитивного внимания. Например, если родитель настаивает, чтобы ребенок вел себя как «хороший мальчик», а то его не будут любить, он будет оценивать переживания с позиции родительского образа «хорошего поведения», а не в терминах своей собственной организмической реакции. Вместо того, чтобы узнать, что почувствуешь, если скажешь «гадкое» слово, положишь лягушку в кровать сестры или украдешь игрушку у приятеля,

ребенок сразу определяет подобное поведение как «плохое» и отказывается от него. Таким

образом, поведение ребенка управляется не вероятностью того, что его переживания сохранят или интенсифицируют его Я-концепцию, а вероятностью получить позитивное внимание от значимых для него людей. Роджерс считает это состояние несоответствия «Я» и опыта наиболее серьезным препятствием в развитии психологической зрелости.

Как только ребенок начинает сознавать себя, в нем развивается потребность в любви и

позитивном внимание. Потребность в позитивном внимании является условием для развития Я-концепции. И она становится той силой, которая начинает определять действия и поведения ребенка. Для того, чтобы получить позитивное внимание существуют определенные условия – так называемые условия ценности – т.е. условия и обстоятельства, при которых дети будут получать позитивное внимание. «Условия ценности» — поведение или отношение, которые отрицают некоторый аспект самости. Условия могут быть очень разнообразными в разных ситуациях, но основной принцип сохраняется: «Я буду любить, уважать и принимать тебя только в том случае, если ты будешь таким, каким я хочу тебя видеть». Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу внимание, одобрение и другие формы поощрений за поведение, которого от них ожидают значимые другие, особенно родители. Фактически с годами приобретая опыт, дети запоминают, что если их действия одобряются родителями, то их будут хвалить и любить. И наоборот, если они будут действовать неправильно или неприемлемо с точки зрения родителей, то их не будут ценить и любить.

Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других людей приводит к тому, что человек в одних отношениях чувствует свою ценность, а в других – нет.

Роджерс утверждал, что условие ценности по отношению к ребенку причиняет ущерб его становлению как полностью функционирующего человека по той причине, что ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть, и добиваться этого. В таких условиях ребенок начинает оценивать себя как личность (что ценно, а что не представляет ценности для него) только с точки зрения ценности тех действий, мыслей и чувств, которые получают одобрение и поддержку. Ребенок чувствует, что в каком-то отношении его ценят, а в каком-то нет. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом и, следовательно, не служит прочной основой для развития здоровой личности. Так как дети не отличают себя от своих действий, они воспринимают одобрение действия как одобрение себя. Любовь так важна для ребенка, что он начинает действовать так, чтобы получить любовь, независимо от того является ли это для него самого естественным желанием. Таким образом, дети могут приходить к представлению о себе, как созданных для того, чтобы удовлетворять желания других, и испытывают побуждение отторгнуть от себя непривлекательные, но подлинные черты своей личности.

Ребенок для получения позитивного внимания готов пожертвовать организмическим оценочным процессом, чтобы удовлетворить потребность в позитивном внимании. Ребенок начинает вести себя не так он хочет. В своем поведении он исходит не из своего Я, и таким образом жертвует сохранением своей Я-концепции. Его поведением управляет желание получить позитивное внимание от значимых людей.

По Роджерсу условия ценности наносят вред развитию ребенка как полнокровно функционирующего человека, т.к. он просто пытается соответствовать требованиям других и не пытается для себя определить, кем быть и развиваться полноценно как самостоятельная личность. Я-концепция не соответствует его организмическому опыту, что ведет к психологическим проблемам и не способствует формированию психологически здоровой личности.

По Роджерсу, условия ценности действуют подобно слепому на лошади, отсекая часть доступного опыта. Люди с условиями ценности должны ограничивать свое поведение и искажать реальность, потому что даже просто осознанные мысли о запрещенном поведении могут быть столь же угрожающими, как и его проявление. В результате этой защиты такие люди не могут взаимодействовать полно и открыто с окружением. Безусловное позитивное внимание. Хотя очевидно, что никто не может полностью быть свободным от условий ценности, Роджерс полагал, что можно дать или получить позитивное внимание независимо от ценности конкретного поведения человека. Это означает, что человека принимают и уважают за то, какой он есть, без каких-либо «если», «и» или «но». Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил какое-то особое условие или оправдал какие-то ожидания, а просто потому, что это ее ребенок.По Роджерсу, единственный способ не вмешиваться в тенденцию актуализации ребенка —это дать ему безусловное позитивное внимание. Это означает, что ребенка любят и принимают без критики и оговорок. Роджерс утверждал, что если ребенок будет чувствовать только безусловное позитивное внимание, то: тогда не будут развиваться условия ценности, внимание к себе будет безусловным, потребности в позитивном внимании и внимании к себе будут психологически устанавливаться и полноценно функционировать.

Признаемся, что обычному родителю очень трудно придерживаться этого принципа, если трехгодовалый ребенок пинает ногами новый цветной телевизор. Однако — и это важно понять безусловное позитивное внимание не означает буквально, что значимые другие должны прощать или одобрять все, что ребенок делает или говорит. В действительности это означает создание семейного окружения, в котором ребенка хвалят и признают именно за то, кем он является — растущим индивидом, который порой может быть несносным, но, тем не менее, любимым. Родители могут выразить ребенку свое неодобрение за определенные поступки — например, разбрасывание еды по обеденному столу, избиение младшей сестры или брата, пачкание краской только что отремонтированной стенки, — одновременно принимая факт того, что он хочет поступать именно таким образом. Иначе говоря, Роджерс полагал, что наилучшей родительской стратегией в отношении ребенка, который ведет себя нежелательным образом, будет сказать ему: «Мы очень тебя любим, но то, что ты делаешь, огорчает нас, и поэтому лучше бы ты этого не делал». Ребенка всегда следует любить и уважать, но не следует терпеть его плохое поведение.

В этом случае ребенок будет сознавать, что есть определенные ожидания в относительно его поведения, но он будет доверять себе и своим суждениям, а не требованиям идущим извне. Воспитание с безусловным позитивным вниманием обеспечивает основу для становления полноценно функционирующей личности, раскрывает естественную тенденцию к самоактуализации, которая есть в каждом.

В своем поведении человек стремится сохранить согласованность самовосприятия и переживания. Переживания, которые находятся в соответствии с Я-концепцией и условиями ценностями, осознаются человеком и точно воспринимаются. В противном случае переживания не осознаются и не воспринимаются. Если идет несоответствие Я-концепции и актуального переживания возникает угроза Я-концепции, которая в свою очередь порождает замешательство и напряжение.

Если человек осознает несоответствие Я-концепции и актуального переживания –

возникают легкие формы – напряжение, чувство вины, если человек не осознает это

несоответствие – велика вероятность возникновения личностных расстройств.

Механизмы защиты.Роджерс предложил два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму осознания несоответствия внутри «Я» или между «Я» и переживанием: искажение восприятия и отрицание. Защитное поведение сохраняет существующую структуру «Я» и не позволяет человеку потерять самоуважение.

Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в форме, которая делает его совместимым с каким-то аспектом Я-образа человека. Роджерс иногда объясняет такое выборочное восприятие, или искажение, как рационализацию.В этом примере переживание воспринимается сознанием, но его истинный смысл остается непонятым. В случае отрицания, менее часто встречаемой защитной реакции, человек сохраняет целостность своей Я-структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Фактически отрицание встречается всякий раз, когда человек отказывается признаться себе, что переживание в принципе имело место.


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о