Рокич м методика ценностные ориентации: «Ценностные ориентации» М. Рокича

Содержание

Методика Рокича «Ценностные ориентации» — PsychologyPro

Мы называем ценностями этические и моральные принципы, которыми мы руководствуемся в своем поведении в различных сферах жизни: личной, профессиональной, аффективной и т. д. Они являются фундаментальными понятиями, которые служат ориентиром для формулирования наших целей и  задач , а также для принятия решений.

Ценности могут быть разных видов: личностные, коллективные, профессиональные, организационные, экологические, длительные и т.д. Каждый из них определяет точку зрения, которая рассматривается в жизненно важных, трансцендентных вопросах в каждой из этих областей жизни.

Таким образом, ценности каждого человека (человека или организации) отражаются в типе действий, осуществляемых в жизни, и когда они разделяются другими, они создают чувство близости и принадлежности, которое можно прекрасно перевести в синергию и сумму воли. Последнее имеет большое значение для компаний и организаций.

Следовательно, ценности важны для общества по следующим причинам:

  • они позволяют направлять человеческое поведение по трансцендентным вопросам, например, что хорошо, что плохо, что справедливо, а что несправедливо;
  • они способствуют развитию чувства общности в той мере, в какой люди со схожими ценностями склонны объединяться в группы, разделять задачи и действовать вместе;
  • в то же время они допускают оппозицию : люди с разными ценностями склонны противостоять друг другу и занимать противоположные места;
  • они придают работе трансцендентный смысл, который связывает ее с чем-то помимо самого производства и получения зарплаты;
  • они способствуют сочувствию и гуманизации социальных отношений в той мере, в какой мы можем созерцать ценности других;
  • они позволяют мобилизовать широкие слои общества в случае возникновения критических ситуаций, например, для помощи обездоленным при катастрофах и стихийных бедствиях;
  • они держат организацию на правильном пути , не давая ей потерять свою первоначальную миссию перед лицом прибыли или успеха.

Ценности представляют собой фундаментальные убеждения в том, что на личном и общественном уровне определенный образ поведения или конечное состояние существования предпочтительнее противоположного или обратного.

Они содержат элемент суждения, включающий личные представления о том, что является правильным, хорошим или желательным.

Ценности обладают атрибутами как содержания, так и интенсивности:

  • атрибут содержания утверждает, что важен способ поведения или состояние существования;
  • атрибут интенсивности указывает, насколько это важно.

Когда вы ранжируете ценности человека по степени их интенсивности, вы получаете его или ее систему ценностей. У каждого из нас есть своя иерархия для них, которая составляет нашу систему ценностей и которая определяется в соответствии с относительной важностью, придаваемой таким ценностям, как свобода, удовольствие, самоуважение, честность, послушание и равенство.

Являются ли ценности изменчивыми и гибкими?

В общем смысле — нет.

Ценности имеют тенденцию быть относительно стабильными и постоянными. Значительная часть ценностей, которых мы придерживаемся, закладывается в раннем детстве: от родителей, учителей, друзей и других людей.

В детстве нам говорят, что определенное поведение или результат всегда желательны или всегда нежелательны.

Неопределенных областей немного: нам говорят, например, что мы должны быть честными и ответственными, но не говорят, что мы должны быть немного честными или немного ответственными. Именно такое «черно-белое» изучение ценностей более или менее гарантирует их стабильность и неизменность.

Процесс пересмотра наших ценностей может, конечно, привести к изменениям. Чаще всего такие вопросы способствуют укреплению ценностей, которых мы придерживаемся.

Психология ценностей по Рокичу предполагает, что так и должно быть, поскольку одна из ее функций состоит в том, чтобы служить противопоставлением для суждения о собственном поведении и поведении других.  Если они должны регулировать жизнь, то они должны регулировать законы, регулирующие жизнь.

Милтон Рокич — социальный психолог, который провел различие между двумя типами ценностей. Поскольку Рокич, несомненно, лучше всех изучает ценности вообще, кажется уместным рассматривать его исследования как парадигму.

Рокич определяет систему ценностей человека как организацию усвоенных правил разрешения конфликтов и выбора альтернатив между двумя или более способами поведения или двумя или более состояниями существования.

Таким образом, он в 1921 году создает свой, так называемый «Тест Рокича», который, по его мнению, определяет шкалу ценностей, что обеспечивают ряд путей или норм социальной приемлемости, которые позволяют удовлетворить человека.

Теоретические основы

В теории системы ценностей Рокича (1973) ценность определяется как устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечное состояние существования предпочтительнее, в личном или социальном плане, по сравнению с другим способом поведения или конечным состоянием существования.

Теория Рокича рассматривает в качестве фундаментальных компонентов ценностей следующие три характеристики:

  • Ценность – это познание желаемого. Человек имеет ценность, когда он познавательно знает правильный способ поведения или правильное конечное состояние, в котором нужно проявить себя.
  • Ценность аффективна в том смысле, что она может вызывать эмоции по отношению к ней.
  • Значение имеет поведенческий компонент в том смысле, что это промежуточная переменная, которая приводит к действию при активации.

М. Рокич различает два класса ценностей — терминальные и инструментальные:

Интерпретация результатов

Впервые опубликованный в 1921 году, тест Рокича — это психодиагностический метод, предназначенный для оценки личности и выявления возможных психологических проблем или отклонений.

Психолог учит испытуемого анализировать в общей сложности 10 неструктурированных и неоднозначных изображений чернильной кляксы. Испытуемого просят сказать, о чем ему говорят эти образы. Психолог использует ряд подсказок для интерпретации результатов теста Рокича.

Методика Рокича часто используется при собеседованиях и отборе на работу, поэтому крайне полезно знать, хотя бы с базовой точки зрения, ключи к интерпретации результатов теста Рокича:

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку в содержательные блоки по разным признакам.

Так, например, различают конкретные и абстрактные ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т. д.

Инструментальные ценности можно сгруппировать в этические ценности, коммуникативные ценности, деловые ценности; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т. д.

Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Необходимо уловить индивидуальную закономерность.

Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить наличие у человека несформированной системы ценностей или даже неискренности ответов.

Характер испытуемого, такие детали, как его эмпатия, общительность или сексуальные наклонности, будут отражены в его ответах, и психолог или психоаналитик составит профиль личности на основе этих ключей, чтобы интерпретировать результаты теста Рокича.

Тест Рокича является распространенным тестом, благодаря его эффективности и полноте результатов для выявления психологических или личностных расстройств. Исследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Методика Рокича — группы терминальных ценностей

Терминальные ценности — это цели, ради которых мы работаем и которые мы считаем наиболее желательными.

Эти ценности являются желаемыми состояниями существования. Это цели, которых мы хотели бы достичь в течение жизни.

Инструментальные ценности являются предпочтительными методами поведения. Их можно рассматривать как средство для достижения цели.

Инструментальные ценности в основном состоят из личностных характеристик и черт личности, таких как честность, вежливость и амбициозность.

Конкретные и абстрактные

Ценности профессиональной самореализации и личной жизни

Методика Рокича — группы инструментальных ценностей

Инструментальные ценности — это способы бытия, которые помогают нам достичь наших конечных ценностей. Именно терминальные ценности определяют общую цель, которую мы хотим достичь за время своего существования, а инструментальные ценности определяют, как мы планируем ее достичь.

Например, одна из терминальных ценностей — «комфортная жизнь». Чтобы достичь конечной цели комфортной жизни, мы можем использовать инструментальные ценности амбициозности, интеллектуальности и способности.

Мы могли бы использовать инструментальные ценности логичности, честности и интеллектуальности, чтобы получить терминальную ценность «мудрости».

Еще одна терминальная ценность — «мир во всем мире». Чтобы достичь этого конечного состояния, мы могли бы обладать такими инструментальными ценностями, как умение прощать, помогать и вежливо.

Этические ценности, ценности общения, ценности дела

Индивидуалистические, конформистские и альтруистические ценности

Ценности самоутверждения ценности принятия других

Как проводится исследование

Испытания по методике «Ценностных ориентаций» Рокича проводятся следующим образом:

Если это делать медленно и вдумчиво, то конечный результат будет отражать вашу истинную позицию.

Шкалы теста Рокича

В результате проведения методики М. Рокича выявляется выраженность 36 показателей – ценностных ориентаций двух типов:

 

 

 

Специфика

Методика Рокича также подразумевает анализ ценностей и деление их на группы, что логично, так как все убеждения касаются определённых жизненных сфер. Соответственно, существуют ценности личной жизни и профессиональной самореализации, финансовые (материальные) и духовные. К упомянутому выше инструментальному типу относятся убеждения, касающиеся общения, этики, дела, альтруизма, самоутверждения, других людей.

Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальный паттерн.

Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить наличие у респондента несформированности системы ценностей или даже неискренности ответов.

Практика показывает, что Методика Рокича является интересной и эффективной. Её достоинство заключается в универсальности, экономичности и удобстве, т.к. с её помощью можно очень легко не только обследовать человека, но и обработать результаты.

Существенными его недостатками являются влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация постановки диагноза, добровольный характер тестирования.

Кстати, данная методика не рекомендуется для целей отбора и экспертизы.

Простота этого теста, а также его скорость, несомненно, способствовали его успеху и, прежде всего, его известности и повсеместному использованию, сделав его одним из наиболее широко применяемых психоаналитических тестов.

«областной центр диагностики и консультирования»

«областной центр диагностики и консультирования»

Скачать 0,89 Mb.

Pdf просмотр
страница1/70
Дата22.03.2021
Размер0,89 Mb.
#108217

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   70

    Навигация по данной странице:
  • «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»
  • «ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ «МАГИСТР» ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО И АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  • Новосибирск 2017


ГБУ НСО «ОЦДК»
МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр»
1
Государственное бюджетное учреждение Новосибирской области, — Центр психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи детям
«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДИАГНОСТИКИ И КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

Муниципальное казенное учреждение дополнительного профессионального образования города Новосибирска
«ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ И ЗДОРОВЬЯ «МАГИСТР»

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СУИЦИДАЛЬНОГО
И АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ


Методические рекомендации








Новосибирск 2017



ГБУ НСО «ОЦДК»
МКУ ДПО «ГЦОиЗ «Магистр»
2
УДК 37.

015.3-053.6(075.9)

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Управление по делам образования администрации троицкого муниципального района
DswMedia -> Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках и за пределами урока
DswMedia -> Исследовательская деятельность учащихся по биологии в системе дополнительного образования как один из способов формирования ууд
DswMedia -> Анализ работы социальных педагогов мбоу сош №13 г. Новопавловска за 2012-2013 учебный год
DswMedia -> Проблема девиации в отечественных источниках девиантное поведение
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования
DswMedia -> Программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования
DswMedia -> Заседания педагогического совета
DswMedia -> Материал подготовила педагог-психолог гбоу цпмсс кочубей Татьяна Валентиновна Психологические особенности личности одаренных детей как важный элемент выявления и сопровождения этих учащихся


Скачать 0,89 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   70


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Дипломная работа

Методика Рокича «Ценностные ориентации»: плюсы и минусы

Психология — очень занимательная наука. Особенно увлекательна прикладная психология. Его действие можно наблюдать непосредственно. Поведение людей в обществе и в некоторых ситуациях определяется определенной совокупностью причин. Основываясь на них и их значениях, человек совершает действие. Исследование ценностей каждого человека — очень увлекательный процесс, который может привести к огромным социологическим и психологическим результатам.

Что такое ценности?

Ценности – это определенные взгляды на жизнь и весь окружающий мир. Они во многом определяют человека как личность в обществе и задают направление его деятельности в любой сфере. На совокупности ценностей строится жизненная философия каждого отдельного человека. Иногда люди не могут объяснить свои действия. Объясняется это очень просто — у них есть определенные значения, влияющие на поведение. Но эти приоритетные взгляды сохраняются на подсознательном уровне. Их трудно объяснить и понять объективно. Но это возможно. В таких случаях очень полезно посетить профессионального психолога, который поможет разобраться в себе и найти правильное решение. Они могут стать методом изучения ценностных ориентаций М. Рокича.

Изучение ценностных ориентаций

Поскольку речь шла о ценностях каждого человека, следует уделить особое внимание изучению этого вопроса. Изучением этой сферы занимался известный американский психолог Милтон Рокич. Несмотря на то, что он начал свою карьеру психиатром, вскоре его увлекла сфера социальных отношений и ценностей. Главным достижением является разработанный метод Рокича «Ценностные ориентации». Это личностный тест, который выявляет и фиксирует ценностные аспекты.

Методика

Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокич настаивает на индивидуальном подходе. Конечно, возможно и групповое тестирование. Но индивидуальные тесты считаются более качественными и точными.

Респонденту дается два списка значений по 18 баллов в каждом. Они могут быть на листах или на специальных карточках. Затем испытуемый должен прочитать все значения и напротив каждого поставить свой порядковый номер, в соответствии со своей системой ценностей. Чем значительнее указанное значение — тем выше его ранг.

Стоит отметить, что каждая группа значений, состоящая из 18 элементов. Это не просто набор каких-то приоритетов. Первая карта — это список терминальных ценностей, вторая — список инструментальных ценностей. После того, как испытуемый проставил порядковый номер, он должен передать две карточки в порядке важности. Другими словами, определить, какая из двух групп ценностей для него важнее.

Важно! Во время теста решение человека о важности категории может измениться. Не берите сразу результаты – дайте время прочитать и обдумать написанное. Считается, что последний вариант самый точный.

Тестовый материал

Первая карта — терминальное значение. Ознакомимся с ними:

  1. Эмоционально насыщенная, яркая жизнь.
  2. Мудрость и жизненный опыт, свидетельствующие о зрелости личности.
  3. Абсолютное здоровье (эмоциональное, психическое, физическое).
  4. Увлекательная работа.
  5. Чувство прекрасного в природе, музыке, поэзии.
  6. Любимый человек, полный понимания и любви.
  7. Финансовая независимость и предоставление денежных средств для удовлетворения своих потребностей и желаний.
  8. Долгая и верная дружба.
  9. Признание общества, всеобщее уважение.
  10. Возможность читать лучшие книги, путешествовать, постоянно развиваться и совершенствоваться.
  11. Полная самоотдача, максимальная реализация своего потенциала.
  12. Полное и всестороннее развитие.
  13. Приятная жизнь, удовольствие и отсутствие обязательств.
  14. Независимость и свобода в поступках и мыслях.
  15. Дом, семья.
  16. Добро для других, самопожертвование.
  17. Возможность творческой самореализации.
  18. Внутренняя сила, уверенность в своих силах, душевное спокойствие и умиротворенность.

Рассмотрим инструментальные значения:

  1. Порядок и аккуратность во всем.
  2. Хорошие манеры, умение вести себя в обществе.
  3. Амбициозность, большие запросы.
  4. Способность радоваться жизни.
  5. Ответственность и оперативность.
  6. Способность принимать самостоятельные решения.
  7. Жажда постоянного совершенствования себя и окружающих.
  8. Широкий кругозор, образование, интеллект.
  9. Чувство долга, умение давать и выполнять обещания.
  10. Логика, рационализм, здравый смысл.
  11. Способность подчиниться воле.
  12. Храбрость.
  13. Уверенность в сложных ситуациях.
  14. Терпимость, терпимость к другим, умение прощать.
  15. Способность принимать точку зрения другого человека.
  16. Искренность и честность.
  17. Способность продуктивно работать.
  18. Умение заботиться.

Ответ на тест

Очень проста в анализе «Ценностные ориентации» Рокича. Интерпретация результатов теста означает выявление факторов, которые заставили человека рассортировать значения таким образом. После этого главная задача понять, по каким причинам он сделал именно так, что его подстегнули. Необходимо определить группы ценностей, которые испытуемый выделил больше всего. Например, это могут быть ценности семейной ячейки, самореализации и т. д. Ценностные ориентации инструментального типа могут группироваться в этические блоки, блоки добра и помощи другим и т. д.

Анализ результатов


Обработка метода Рокича «Ценностные ориентации» должна быть постепенной. Специалист должен уловить в своих ответах индивидуализм человека. Для этого следует провести вдумчивый, неторопливый анализ. Необходимо вывести определенные закономерности, которые присущи этому человеку. Метод Рокича «Ценностные ориентации» предполагает обязательный пошаговый анализ.

Особые случаи

Если затраченное время и усилия не дают определенных результатов, то дело в другом. Аналогичная ситуация при анализе результатов тестирования может свидетельствовать о том, что респондент является несформированной личностью. Это может быть ребенок, подросток или просто растерянный молодой человек. В любом случае его система ценностей претерпевает множество изменений, она только формируется. Проверять таких людей бессмысленно. Им желательно пройти испытание, когда они определятся, они достигнут внутреннего покоя. Иначе получатся просто неверные результаты, о которых никому не скажешь. Методика определения ценностных ориентаций М. Рокича применима только к сформировавшимся личностям.

Еще одной причиной невозможности анализа испытуемого может быть неискренность его ответов. Каждый — закрытая книга. Трудно сказать, зачем человек пришел на тестирование, если он отвечает неправду. Скорее всего, у него есть какие-то предрассудки, и он решил доказать себе или кому-то еще, что психология не заслуживает уделяемого ей внимания. Жаль, что вместе, чтобы развиваться и совершенствоваться, человек что-то кому-то доказывает.

Преимущества методики

Главным достоинством метода Рокича «Ценностные ориентации» является его универсальность. Она применима ко всем людям и может определять их ценности. Еще это очень удобно — материал для теста готов, нужно только раздать его респондентам, а потом провести тщательный анализ. Важным показателем является экономия в процессе проведения, обработки и анализа результатов. Дорогостоящие исследования проводятся редко, потому что для этого нужно найти спонсоров. А методика изучения ценностных ориентаций Рокича помогает анализировать и делать выводы с помощью очень простого, но рационального тестирования.

Методика очень гибкая. Списки значений и инструкции для теста могут быть изменены. Это делается для того, чтобы лучше рассмотреть характер человека с разных точек зрения.

Недостатки методики

Основным и весьма существенным недостатком данной методики является ее открытость. Человек понимает, что его будут проверять. И, к сожалению, многие респонденты реагируют не на то, что они думают на самом деле, а на то, что уместно и правильно с точки зрения общечеловеческих ценностей. Это парализует возможность анализа каждого человека как отдельного и неповторимого. Образ человека общий, неточный и расплывчатый. Это очень существенный недостаток. Психологи пытаются уменьшить его влияние на тестирование. Перед тем, как начать говорить с аудиторией, стараясь донести до нее важность правдивых ответов. Некоторые люди понимают и отвечают на правду. Но все равно остается определенный процент тех, кто проходит тестирование, кто хочет казаться «правым» в глазах общественности.

Есть также люди, которые просто не хотят, чтобы кто-то знал и понимал их лучше, чем они сами. Они реагируют на неправду и считают, что поступают правильно. Что ж, это их право.

Общее впечатление

Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокича даст достоверные результаты в том случае, если тест добровольный и мотивированный. Кроме того, необходим установленный контакт между психологом и респондентом. Это не должны быть деловые или официальные отношения.

Чтобы хоть как-то снизить влияние негативных сторон техники, следует постоянно пересматривать инструкцию к тесту. Можно и нужно вносить поправки, которые помогли бы испытуемому раскрыться. Это поможет психологу сделать правильные и обоснованные выводы о ценностных ориентациях человека.

Методика изучения ценностных ориентаций Рокича неприменима к отбору людей ни в какую систему, ни при обследовании. Однако проба Рокича остается актуальной и на сегодняшний день.

Подводя итоги, можно сказать, что описанный метод Рокича «Ценностные ориентации» имеет существенные достоинства и недостатки. Его активно используют в различных сферах. Ценности каждого человека являются важным критерием при приеме на работу или в других ситуациях.

Особенности системы ценностных ориентаций студентов с разным типом религиозности

Серия: Успехи социальных, педагогических и гуманитарных исследований

Авторы

Браун Ольга, Авилов Геннадий, Канина Наталья, Хакимова Нуря

Автор, ответственный за переписку

Браун Ольга

Доступно в Интернете с сентября 2018 г.

Ключевые слова
религиозность, тип религиозности, религиозная идентичность, ценности, ценностные ориентации, студенты
Реферат

Статья посвящена изучению ценностей студентов с разными типами религиозности. В статье анализируются теоретические подходы к изучению личностных ценностей М. Рокича [11], С. Х. Шварца [12, 13, 16], А. Маслоу [9].], М.С. Янисского [15], а также принципы и подходы к проблеме религиозности, различным типам религиозности, изложенные в исследованиях Г. Олпорта, Р.С. Титов, А. Крылов, В.И. Хоменко. На основе сочетания двух факторов: формальной принадлежности к религиозной конфессии и наличия или отсутствия религиозной идентичности предлагаются четыре типа религиозности: целостная религиозность, субъективная религиозность, внешняя религиозность, безрелигиозность (религиозная индифферентность). Установлено, что тип религиозности коррелирует с ценностными ориентациями личности. На выборке из 97 человек, по методике С. Х. Шварца, было проведено исследование ценностных ориентаций студентов с разными типами религиозности. Доказано, что тип религиозности фиксирует особенности ценностных ориентаций студентов. Больше всего религия влияет на значение «просоциальных» ценностей и значение традиции. Чем более выражено субъективное значение религии и религиозной идентичности, тем выше становится влияние религиозности на ценностные ориентации.0003

Copyright
© 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons. org/licenses/by-nc/4.0/).

Скачать статью (PDF)

Название тома
Материалы Международной конференции по теории и практике формирования личности в современном обществе (ICTPPFMS 2018)
Серия
Advances in Social Science, Education and Humanities Research
Publication Date
September 2018
ISBN
978-94-6252-577-1
ISSN
2352-5398
DOI
https://doi .org/10.2991/ictppfms-18.2018.32Как использовать DOI?
Copyright
© 2018, Авторы. Опубликовано Атлантис Пресс.
Открытый доступ
Это статья в открытом доступе, распространяемая по лицензии CC BY-NC (http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/).

Цитировать эту статью AU — Браун Ольга AU — Авилов Геннадий AU — Канина Наталья AU — Хакимова Нурия КГ — 2018/09 ДА — 2018/09 ТИ — Особенности системы ценностных ориентаций студентов с разным типом религиозности BT — Материалы Международной конференции по теории и практике формирования личности в современном обществе (ICTPPFMS 2018) ПБ — Атлантис Пресс СП — 183 ЭП-187 СН — 2352-5398 УР — https://doi.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *