Роль ассоцианистической психологии в становлении психологической науки: История становления психологии как науки — Информио

История становления психологии как науки

Общая психология ↓

Предметом общей психологии являются особенности и механизмы функционирования психики. В процессе становления психологии как науки происходила динамика (изменение) предмета психологии.

Первый этап. Времена античностипредметом психологии является душа. В этот период складывается два основных направления в понимании природы души: идеалистическое и материалистическое. Основоположниками идеалистического направления были Сократ и Платон (душа – это начало бессмертное; это частица всемирного космоса или мира абсолютных идей, тело тленное. Материалистическое направление в понимании души разрабатывалось Демокритом, Анаксагором, Анаксименом, школой стоиков. Основная идея – душа материальна, состоит из атомов различных веществ.Родоначальником психологии считается Аристотель, который в своей работе «О Душе» обобщил имеющиеся на то время знания о душе, понимая под этим способ организации живого тела, он выделил три вида души: растительная душа, душа животная и душа разумная.

Второй этап XVII – XIX вв. – предметом психологии становится сознание. Под сознанием понималась способность человека ощущать, запоминать, мыслить. В XVII веке большую роль в изменении предмета психологии сыграли работы Р. Декарта. Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. взаимосвязь души и тела. Он ввел понятие сознания и рефлекса. Основным методом изучения сознания была интра-спекция, разработал этот метод Дж. Локк.

XIX век – Вильгельм Вундт. Его подход назвали структуролизмом, т.к. Вундт основной задачей психологии считал изучение структуры сознания. Вундт считается родоначальником экспериментальной психологии. Вундт и сотрудники выделил 3 основных компонента сознания: ощущения, образы и чувства.

Американский психолог Уильям Джеймс основал другое направление в изучении сознания – функционализм (предназначение). Задачей психологии он считал изучение функций сознания. Основной функцией сознания он считал адаптацию.

Третий этап 1910-1920 годы – США – возникает бихевиоризм. Основоположником бихевиоризма считается Дж. Уотсон. Предметом психологии становится поведение. Суть бихевиоризма Уотсон выразил в формуле S > R, где S – внешние стимулы, R – ответная реакция или поведение. В классическом бихевиоризме отрицалась роль сознания в поведении. Считалось, что при формировании поведенческих навыков сознание не играет никакой роли, а навыки формируются путем механического многократного повторения одного и того же действия. Классический бихевиоризм не отрицает существование сознания. В 60-е годы из классического бихевиоризма возникает социобихевиоризм (А.Бандура) – отмечалась очень важная роль когнитивных структур, в частности процессов восприятия памяти и мышления.

Четвертый этап 1910 – 1920 годы

– Европа. Предметом психологии становится психика. Возникают различные психологические направления и школы.

Психоанализ – основоположник З. Фрейд. Предметом являлась связь между сознанием и бессознательным. Фрейд описал структуру психики в своей теории бессознательного и впервые описал структуру личности: предсознание; сознание; бессознательность. Содержание бессознательного практически никогда не переходят в сознание, этому мешают защитные механизмы личности. Но иногда, в искаженном виде. это содержание может проявляться (например в сновидениях или оговорках).

Из классического психоанализа в 30-60 годы 20 века выделилось два основных направления: глубинная психология (К. Юнга) и аналитическая психология (А. Адлера). Юнг создал теорию о коллективном бессознательном, в которой описал структуру психики. Он выделил три компонента: Коллективное бессознательное или архаичная психика. Личное бессознательное которое включает в себя вытесненные травмирующие переживания, мысли и пр. Формируется в личном опыте. Сознание – те структуры, которые позволяют воспринимать, осознавать, запоминать и анализировать поступающую информацию. Юнг описал архитипы которыми обладает личность – это архитипы: Персона и Тень, Анима и Анимус, Самость.

Позиция Адлера. В концепции Адлера одним из ключевых понятий является комплекс неполноценности, который существенно влияет на личностное развитие и самоактуализацию личности.

Похожие материалы в разделе Общая психология:

  • Проблема развития мотивационной сферы личности
  • Ролевые теории личности. Понятие о структуре личности как совокупности социальных ролей
  • Развитие психики человека
  • Патологии мышления
  • Самооценка личности
  • Понятие об ощущениях
  • Сознание и бессознательное
  • Классификация ощущений
  • Воля и волевые действия. Природа и побудительные причины волевых действий.
  • Грезы

6. Развитие психологии внутри естествознания

Естественнонаучные предпосылки выделения психологии в самостоятельную науку.

Общие успехи развития естествознания в XIX столетии. «Личное уравнение» в астрономии и проблема измерения времени психических реакций. Влияние идей Ч.Дарвина на развитие психологии. Развитие рефлекторного учения. Достижения физической оптики, акустики и сенсорной физиологии. Развитие анатомии и физиологии головного мозга. Психиатрия и ее роль в развитии естественнонаучной психологии.

Семинарские занятия

  1. РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ ВНУТРИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

  1. Проблема измерения «Личного уравнения» в астрономии.

  2. Предпосылки и развитие сенсорной физиологии в Х1Х столетии.

  3. Влияние идей дарвинизма на развитие психологии.

  4. Проблема внутримозговой локализации психических функций в анатомии и физиологии головного мозга.

  5. Развитие представлений о рефлекторных основах психики в нервно-мышечной физиологии.

  6. Психиатрия и ее роль в становлении психологии как науки.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. А кто из отечественных естествоиспытателей впервые поставил и ответил на вопрос о том, кому и как разрабатывать психологию?

  1. В. М. Бехтерев,

  2. И.П. Павлов,

  3. И.М. Сеченов.

2. Как называется такая точка зрения, при которой психика человека отождествляется с психикой животных?

  1. антропоморфизм,

  2. антропопсихизм,

  3. психоморфологизм.

3. В рамках какой области физиологии развивалась рефлекторная теория?

  1. нейрофизиология,

  2. нервно-мышечная физиология,

  3. сенсорная физиология.

4. В какой области знаний выделялись такие две противостоящих точки зрения на природу душевных заболеваний, как «психики» и «соматики»?

  1. психология,

  2. психиатрия,

  3. физиология.

5. Кто из называемых ученых обосновал идею внутримозговой локализации и дифференциации психических способностей?

  1. Ф. Галль,

  2. И. Прохазка,

  3. П. Флуранс.

6. Кем из естествоиспытателей была создана психофизика?

  1. Г. Гельмгольц,

  2. И. Мюллер,

  3. Г. Фехнер.

7. Какая из упоминаемых областей психологии связана с измерением порогов чувствительности?

  1. психометрия,

  2. психофизиология,

  3. психофизика.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003.

2. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1995.

3. Якунин В.

А.История психологии. СПб.,2001.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии в ХVIII-ХIХ вв.М.,1947.

2. Смирнов А.А. История и современное состояние психологической науки в СССР М,1975.

3. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

4. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л И. Развитие и современное состояние зарубежной

психологии. М.1974.

7. Оформление психологии как экспериментальной и самостоятельной науки

Возникновение экспериментальной психологии в Германии. Г.Фехнер и основание психофизики. Г.Гельмгольц и создание экспериментальной психофизиологии. Измерение времени психических реакций в опытах Э.Экснера и Ф.Дондерса (психометрия). В.Вундт и его реформаторская роль в оформлении психологии как экспериментальной и самостоятельной науки. Организация первых психологических лабораторий в Германии.

Основные направления первых экспериментальных исследований. Опыты Г.Эббингауза по изучению памяти. Вюрцбургская психологическая школа и первые экспериментальные исследования в области мышления.

Развитие экспериментального направления в психологии в других странах мира.

Возникновение экспериментальной психологии в России. И.М.Сеченов как идейный вдохновитель естественнонаучной перестройки психологии. Роль В.М.Бехтерева и других передовых естествоиспытателей, русских невропатологов и психиатров в создании первых психологических лабораторий и развитии экспериментальной психологии в России.

Развитие экспериментального направления в Америке конца XIX столетия. Идейные противоречия структурной и функциональной психологии. Возникновение экспериментальной психологии в Америке как результат импорта идей и ученых стран Западной Европы.

Английская психология в конце Х1Х века. Кризис ассоциативной традиции. Становление экспериментального направления, организация первых психологических лабораторий.

Статистическое направление в английской психологии: Ф.Гальтон и Ч.Спирмен.

Развитие экспериментального направления во Франции. Роль психиатров в становлении французской экспериментальной психологии. Основание первых психологических лабораторий во Франции, проведение в Париже! Международного психологического конгресса (1899г.). Психологические взгляды и исследования Т.Рибо, А.Бине, П.Жане.

Семинарские занятия

  1. ОФОРМЛЕНИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

  1. Основание психофизики.

  2. Создание экспериментальной психофизиологии.

  3. Психометрия как область измерения времени психических реакций

  4. Теоретические платформы естественнонаучной перестройки психологии.

  5. Организация первых психологических лабораторий в мире.

  6. Расширение предметной области экспериментальной психологии.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ.

1. С чьим именем связано оформление психологии как самостоятельной науки?

  1. В. Вундта,

  2. Г. Гельмгольца,

  3. Г. Фехнера.

2. В какой стране была открыта первая психологическая лаборатория?

  1. Америка,

  2. Англия,

  3. Германия,

  4. Россия,

  5. Франция.

3. В каком городе открыли первую психологическую лабораторию в дореволюционной России?

  1. Казань,

  2. Киев,

  3. Москва,

  4. Одесса,

  5. Санкт-Петербург.

4. Кого в России называют русским Вундтом?

  1. В.М. Бехтерева,

  2. Н.Н. Ланге,

  3. И.М. Сеченова,

  4. Г.И. Челпанова.

5. На изучение какой стороны сознания переносит экспериментальный метод Г.Эббингауз?

  1. внимание,

  2. воля,

  3. мышление,

  4. память,

  5. эмоции.

6. Опыты ученных какой немецкой психологической школы привели к краху вундтовскую ассоциативную психологию?

  1. Вюрцбургской,

  2. структурной

  3. функциональной.

7. Представители какой зарубежной психологической школы в начале ХХ столетия выступили за перевод психологии на объективные методы исследования?

  1. бихевиоризм,

  2. гештальт-психология,

  3. фрейдизм.

ЛИТЕРАТУРА:

О с н о в н а я:

1. Ждан А.Н. История психологии. М.,2003

2. Марцинкрвская Т.Д.История психологии.М.,2002.

3. Якунин В.А. История психологии. СПб.,2001.

4. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1995.

Д о п о л н и т е л ь н а я:

    1. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии в XVIII-XIX вв.М.,1947.ъ

    2. Смирнов А.А. История и современное состояние психологической науки в СССР М,1975.

    3. Хрестоматия по истории психологии. М.,1980.

    4. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.1974.

Ассоциация | психология | Британика

ассоциация

Просмотреть все СМИ

Похожие темы:
теория смежности ассоциативное обучение свободная ассоциация сходство ассоциативность

Просмотреть весь связанный контент →

ассоциация , общий психологический принцип, связанный с явлениями припоминания или памяти. Первоначально принцип гласил, что акт запоминания или припоминания какого-либо прошлого опыта также выдвигает на передний план другие события или переживания, которые стали связаны одним или несколькими конкретными способами с вспоминаемым опытом. Со временем применение этого принципа было расширено, чтобы охватить почти все, что могло произойти в психической жизни, кроме первоначальных ощущений. В результате ассоциационизм стал теоретической точкой зрения, охватывающей всю психологию.

Понятие «ассоциация идей» впервые было использовано английским философом Джоном Локком в «Эссе о человеческом понимании» (1690). Шотландский философ Дэвид Юм утверждал в году «Трактат о человеческой природе» (1739), что основными формами ассоциации являются сходство, близость во времени или месте, а также причина и следствие.

Еще из Britannica

юмор: ассоциативные модели

В The Principles of Psychology (1890), американский философ и психолог Уильям Джеймс сместил акцент с ассоциации идей на ассоциацию центральных нервных процессов, вызванных перекрывающимися или непосредственно следующими друг за другом раздражителями. В 1903 г. русский физиолог Иван Петрович Павлов предположил, что любое поведение может быть производным от исходных и условных рефлексов.

Теории условных рефлексов и многие бихевиористские теории начала 20-го века проистекают из ассоциативной психологии поведения, а это означает, что они подвергались той же критике, что и доктрины ассоциации идей. Американский психолог Эдвард Л. Торндайк, например, показал, что простое повторение практически ничего не делает для установления связи между стимулом и реакцией. Одни исследователи утверждали прямое влияние знания результатов, другие, например, американский психолог Кларк Л. Халл (9).0019 Principles of Behavior , 1943) дал полный отчет об обучении, основанном на снижении потребности, то есть на снижении силы побуждения, связывающего стимул и реакцию в различных экспериментальных условиях.

Хотя эти мыслители не требовали отказа от ассоциативных принципов, они выступали за более консервативное применение таких принципов. Однако были и такие, как гештальт-психологи, которые призывали к полному отказу от ассоциативизма в отношении высших психических процессов.

Ассоциативные теории как всеобъемлющие объяснительные принципы в психологии подверглись серьезной критике. В настоящее время очень немногие психологи, если таковые вообще имеются, придают этим теориям тот диапазон и силу, которые когда-то им приписывались. Однако многие согласятся, что ассоциация остается важным и эффективным принципом, действующим во всех случаях обучения на основе накопленного опыта.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Миссия и история – Ассоциация психологических наук – APS

Миссия Ассоциации психологических наук заключается в продвижении, защите и продвижении интересов научно ориентированной психологии в исследованиях, применении, обучении и улучшении благосостояния людей.

Мы являемся некоммерческой членской организацией, основанной в 1988 году для продвижения научной психологии и ее представления в качестве науки на национальном уровне. APS быстро росла, превысив 5000 членов за первые шесть месяцев. Сегодня членами Ассоциации являются 33 000 исследователей-психологов и их студентов в более чем 80 странах мира, охватывающих весь спектр научных, прикладных и педагогических специальностей.

Следующие статьи об основании APS были написаны членом APS Робином Л. Котином и опубликованы в выпуске Perspectives on Psychological Science за май 2009 г.:

Основание Ассоциации психологических наук: Часть 1. Диалектические противоречия В рамках организованной психологии и для психологической науки. 19 января89, APS организовала первый саммит научных психологических обществ, на котором собрались представители более 40 психологических организаций, чтобы обсудить роль научной защиты, укрепление психологии как целостной научной дисциплины, защиту научных ценностей в образовании и обучении, использование науки в общественных интересах и научные ценности психологической практики. Этот саммит послужил поводом для открытого диалога по часто игнорируемым вопросам, составляющим психологическую науку.

В 1990 году APS организовала первый из нескольких саммитов по поведенческим исследованиям, на котором представители почти 70 организаций разработали основу для национальной программы исследований поведенческих наук. Эта исследовательская программа была воплощена в инициативе Human Capital Initiative ( HCI ). HCI нацелен на шесть критических современных проблем, стоящих перед нацией, сообществами и семьями, которым может помочь психологическая наука. Отчеты, подготовленные 9Проект 0019 HCI изучал вопросы производительности труда, школ и грамотности, старения общества, злоупотребления наркотиками и алкоголем, психического и физического здоровья и насилия в американском обществе.

APS установила отношения с институтами Национального института здоровья (NIH) и Национального научного фонда (NSF) в рамках своих усилий по представлению психологической науки на национальном уровне. APS помогла обеспечить сохранение миссии поведенческой науки исследовательских компонентов бывшего Управления по борьбе с алкоголем, наркоманией и психическим здоровьем (ADAMHA) во время их передачи в NIH в рамках программы 19 октября. 92 Закон о реорганизации ADAMHA. Кроме того, в 1993 г. Ассоциация поддержала создание Отдела поведенческих и социальных исследований в Национальном институте здоровья. B/START) в Национальном институте психического здоровья, которая была запущена в 1994 году. Программа B/START была расширена до Национального института по борьбе со злоупотреблением наркотиками (NIDA) в 1996, а затем в Национальный институт злоупотребления алкоголем и алкоголизма (NIAAA) в 1999 году.

В конце 2005 года члены APS проголосовали за важный референдум, чтобы помочь организации подчеркнуть свою научную миссию и международный масштаб своего членства. Организация, тогда известная как Американское психологическое общество, 1 января 2006 г. сменила название на Ассоциацию психологических наук.

Кроме того, в 2006 г. гранты на деятельность, связанную с преподаванием психологии.

Распространение психологических исследований

Распространение психологических исследований является одной из основных целей Ассоциации психологических наук. Чтобы выполнить эту миссию, APS выпустила свой флагманский журнал Psychological Science в 1989 году. Psychological Science публикует авторитетные интересные статьи по всем поддисциплинам научной психологии, включая поведенческие, клинические, когнитивные, нейронные и социальные науки. Psychological Science вскоре стал одним из самых цитируемых журналов в области психологии.

В 1992 году за выпуском Psychological Science последовало создание журнала Current Directions in Psychological Science , в котором публикуются краткие обзоры, написанные ведущими экспертами и охватывающие всю научную психологию и ее приложения. Статьи, содержащиеся в разделе «Современные направления в психологических науках» , написаны в терминах, доступных за пределами области научных исследований.

APS выпустила свой третий журнал «Психологическая наука в интересах общества » (PSPI) в 2000 году. PSPI содержит исчерпывающие оценки тем, по которым психологическая наука может иметь потенциал для информирования и улучшения благосостояния общества. Темы, рассматриваемые в этом журнале, включают обоснованность проективных методов, таких как тест чернильных пятен Роршаха, влияние размера класса на успеваемость учащихся и могут ли растительные добавки, такие как гинкго билоба, улучшать когнитивные способности.

Четвертый журнал, Perspectives on Psychological Science , был запущен в марте 2006 года. Более эклектичный по своему охвату, Perspectives представляет собой живую смесь теоретических утверждений, обзоров литературы, точек зрения и мнений, презентаций исследований и научных материалов.

В 2013 году APS начала издавать свой пятый журнал Clinical Psychological Science , в котором представлены достижения в области клинической науки и предоставляется место для передовых исследований по широкому спектру концептуальных взглядов, подходов и тем. Clinical Psychological Science охватывает множество основных областей, которые определили клиническую психологию, а также выходящие за рамки достижений, которые объединяют и вступают в контакт с различными дисциплинами, которые нелегко найти в традиционных журналах по клинической психологии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *