Значение философии в жизни человека
Определение 1
Философия – это, дословно с греческого – «любовь к мудрости». Ее также можно определить, как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и окружающего его мира.
Сущность и предмет философии
Как систематизированному, специальному знанию философии уже несколько тысячелетий, а что касается самого «философствования», как некоего особого размышления людей о смысле жизни, о самих себе, об окружающем мире и т. д., то возраст его, наверняка, примерно равен времени существования всего Человечества.
Любое знание представляет собой знание о том, что познающим индивидом, исследователем выделено как что-то обладающее своими характерными свойствами, нечто конечное, и в данном случае познающий является субъектом, а познаваемое для него – объектом.
Что касается специфики объекта философии, то она состоит в том, что тут, по сути, отсутствуют какие-либо чувственно воспринимаемые границы, ощущаемые формы, части, элементы (что и отличает их от объектов природы). Таким образом, объектом философии выступает бесконечный Мир (вселенная, космос, природа), а также Общество особая целостность, а также их единство.
Философию нужно рассматривать как наиболее обобщенное знание о Действительности (как развивающейся системной целостности), а также о Человечестве, всеобщих его законах и свойствах. Сама же Действительность представляет собой непрерывно развивающийся и изменяющийся мир субъектов, объектов и результатов их взаимодействия, который подчиняется определенным закономерностям. Следовательно, предмет философии – все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Другими словами, философия нацелена вовсе не на то, чтобы определить точные границы между частицами мира и их внешние взаимодействия, а на то, чтобы понять их единство и внутреннюю связь.
Основные усилия философской мысли устремлены на поиск высшего начала и смысла Бытия. Фундаментальные проблемы философии, а также ее предметное самоопределение – все это смысл бытия и уникальность человека в мире, идеи познания, отношение человека к Всевышнему, проблемы этики, сознания, смерть и бессмертие, идея души, философия истории, социальная философия, история самой философии и т. д.
Мировоззрение и философия часто путают. Эти две категории хоть и очень взаимосвязаны, но все же различаются между собой и, в первую очередь, тем, что мировоззрение – намного шире по охвату, а философия – это лишь ядро мировоззрения Философия – своеобразный синоним поиска истины, а также свободны мышления. Таким образом, философия – это наиболее обобщенное учение о мире, о месте в нем Человека, а также «наука о всеобщих науках» о развитии общества и природы.
Роль философии в жизни человека
Роль философии в жизни любого индивидуума и человека тяжело переоценить. В то же время, на такие «вечные» вопросы как: «Кто я?», «Зачем я живу?», «Что будет после смерти?» дает ответы религия, однако, в отличие от нее, в философии применяется научный доказательный аппарат. Значение философии для человека можно объяснить буквально в нескольких тезисах:
- философия значительно расширяет кругозор человека, помогает ему в выработке вдумчивого отношения ко всему, что его окружает
- философия учит мудрости, глубокому проникновению в мир чувств человека и Природы
- помогает выработать культуру и рациональное мышление
- а главное – философия дает возможность человеку выйти за рамки обыденности, расширяет границы мышления, делает духовный мир богаче, а ум острее. Призвание философов состоит в постановке мировоззренческих вопросов и поиске ответов на них.
spravochnick.ru
Сочинение — Философия, её место и роль в жизни человека
СОДЕРЖАНИЕ
Введение… 2
1. Место философии в системе общественной и духовной культуры… 4
1.1. Предмет философии. 5
1.2. Основные функции философии. 7
1.3. Этапы становления философской культуры… 8
2. Общество в теории философии. 12
2.1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества. 12
2.2. Мировоззрение, его функции. 16
Заключение… 20
Список использованных источников: 21
Цель настоящей работы — рассмотрение сущности философии, её предмета, места в культуре и жизни человека и общества.
Философия, если восстановить исходную этимологию этого слова, есть «любовь к софии», что часто и весьма приблизительно переводится как «любовь к мудрости». В действительности древнегреческое понятие «софия» значительно более емкое и сложное, чем просто «мудрость».
Философия когда-то могла иметь и имела статус особой науки. Особой формы познания, как, например, в античности, когда она была, по существу, тождественна всей культуре того времени. Но к XX веку, веку не бывалой ранее дифференциации знания, когда каждый вопрос отошел к своей отдельной науки — к логике ли, к языкознанию ли, к физике ли, у философии уже не осталось «своей земли». Она потеряла свою былую магическую силу.
Это, конечно, крайне заостренная позиция, которой противопоставляется другая крайность, т.е. позиция, согласно которой философия не только не «окончилась», но, наоборот, почти также, как в античности, приобрела синтетическую функцию. Этим и обусловлена актуальность работы.
Философия впервые в истории осознала свое истинное место царицы наук, заменив столь долго царствующую религию. Впервые она приблизилась к общественной жизни настолько, что стала влиять на нее не только косвенно, но и прямым путем.
И впервые же философия получила право на оценку и даже решение конфликтных проблем не только общественно-политической, но и экономической и даже научно-академической жизни.
Философия выполняет ряд познавательных функций, родственных функциям науки.
Задачи работы:
1. Рассмотреть предмет и функции философии;
2. Охарактеризовать этапы становления философской культуры;
3. Раскрыть роль общества в теории философии.
4. Предмет работы – место философии в жизни человека
Объект работы – философия – как наука, рассматривающая проблемы общественно-политической и экономической жизни.
При написании работы использовались труды таких авторов, как: Радугин А.А., Розаков В.В., Смирнова Н.Н. и других.
Неискушенный человек соотнесет слово «философия» прежде всего со словом «культура», тем самым интуитивно уловив связь этих явлений. Очевидно, что понятие «культура» более широкое. Помимо философии в сферу культуры входят религия, наука, искусство, мифология, политика и т.п. Культура представлена в различных продуктах материальной и духовной деятельности человека, в системе норм и учреждений, в духовных и материальных ценностях. Кроме того, культура — не только результат человеческой деятельности, но и сама эта деятельность. В понятии «культура» фиксируется отличие способов жизнедеятельности человека от функционирования животных. Культура — это именно то, что отличает человека от животных. [1]
Культура является воплощением человеческих стремлений, переживаний и достижений, а также провалов и разочарований. Создавая новые культурные ценности и смыслы, человек преодолевает свою социальную и природную ограниченность. С другой стороны, отдельная личность не может вырваться за пределы тех культурных норм, которые были созданы предшествующими поколениями, даже если не принимает их. Единственный для человека способ преодоления культурной предопределенности — это создание новых смыслов и ценностей. Именно поэтому наиболее адекватный способ культурного существования личности — творчество.
В универсум духовной культуры входят наука, философия, искусство, религия, мифология, право, мораль. Основные компоненты духовной культуры называют также формами общественного сознания. Каждая из названных форм имеет собственный предмет, выделяемый из общего конгломерата культуры, и свой специфический способ функционирования.
Философия входит в жизнь человека очень рано, задолго до того, как сложится о ней самое первое, элементарное представление, навеянное случайными встречами и знакомствами. Философия внедряется в наше сознание невольно, независимо от того, желаем мы ее знать или нет.
Каждому приходится в процессе любой деятельности что-то сравнивать, сопоставлять, подводить итоги, делать выводы, обобщать полученный материал. На этом пути люди и приходят к выводам философского порядка, хотя и не подозревают об этом. Человек философствует, а сам об этом еще не знает.
Философия все свои проблемы черпает из жизни. Но при этом философское мышление всегда стремится преодолеть уже познанное, определенное, стремится заглянуть за горизонт известного. Философия существует на границе возможного и невозможного, раздвигая пределы научного и жизненного опыта в ту или иную конкретную эпоху. Именно поэтому все философские вопросы выходят за пределы эмпирического мира, отождествляемого обычно с универсумом простых фактов. Философское знание не является знанием о фактах. Кроме того, философия размышляет не о самой по себе природной или социальной реальности, а о ее отражении в других культурных формах: науке, религии, искусстве и т.п. Именно поэтому философию невозможно напрямую соотнести с обыденной, эмпирической реальностью.
1.1. Предмет философии
Предметом философии являются всеобщие связи в системе «человек — мир», философия — это рационально-теоретическое осмысление этих связей. В природе или культуре философию интересует такое всеобщее, которое имеет отношение к человеку, включено в орбиту его жизнедеятельности, преломлено сквозь призму его понятий о добре и зле, красоте и уродстве, истине и заблуждении [6, С.65].
В ходе развития философии представления о ее предмете менялись. Можно сказать, что каждая эпоха давала свой ответ на этот вопрос. Да и в рамках одной исторической эпохи могли сосуществовать разные версии этого ответа. Так, например, для греческого мыслителя Сократа философия была величайшим из искусств — искусством самопознания. Ученик Сократа Платон считал философию познанием истинно существующего бытия, т.е. мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Философия, по мысли Платона, является размышлением, готовящим человека к смерти. Аристотель считал философию наукой, изучающей первопричины вещей, и называл ее госпожой наук. Термин «метафизика» впервые был использован в Античности исследователями и толкователями текстов Аристотеля как синоним слова «философия». Для Античности вообще характерно понимание философии как матери всех наук. Философией греки называли весь конгломерат теоретического знания, противопоставляя его мифу с одной стороны, и обыденному знанию — с другой. [2]
В Средние века философия выступала служанкой богословия и выполняла функцию дополнительного инструмента в богословских спорах. В эпоху Возрождения происходит эмансипация философии от теологии. Мыслители этого времени, так же как греки, любое теоретическое знание называют философским. Новое время определило философию как науку наук, объединив этим понятием не только теоретическое, но и некоторые виды эмпирического знания. Так, Ф. Бэкон относит к сфере философии естественную теологию, естественную философию и учение о человеке, а Р. Декарт уподобляет философию дереву, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви — все остальные науки. Несмотря на различие позиций, общим для всех философов XVII в. остается соотнесение философии с познающим разумом.
Расширительное понимание предмета философии и отождествление ее со всем комплексом научного знания сохраняется и на протяжении XVIII в. Во второй половине XVIII — начале XIX в. происходит постепенное осмысление того факта, что если философия и представляет собой науку, то это должна быть универсальная наука, наука о всеобщем. В XIX в. философское знание как знание о всеобщем начинают противопоставлять конкретно-научному знанию о частном. Так, Г. Гегель называет философию царицей наук. Философия для него есть наука о всеобщем, существующем в сфере чистого мышления, или наука о разуме, постигающем самого себя.И. Кант определяет предмет философского исследования следующим образом: трансцендентальный разум и его границы. Философия, по его мнению, должна стать учением о последних целях человеческого разума.
XX в. предложил большое разнообразие трактовок предмета философского исследования.
Подводя итог, следует сказать, что при всем разнообразии трактовок предмета философии сохраняется одна важная деталь: философия всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, однако всеобщность понимается не одинаково и обнаруживается в разных сферах.
1.2. Основные функции философии
Основной функцией философии является мировоззренческая. Будучи теоретическим ядром мировоззрения, философия осмысливает предельные основания культуры, задавая систему координат повседневной деятельности человека. Именно поэтому философию иногда называют самосознанием культуры.
Из мировоззренческой функции следует синтетическая. Философия является квинтэссенцией основных идей и ценностей той или иной исторической эпохи, объединяя в единое смысловое целое различные формы культуры. Философия представляет собой такую форму духовной культуры, которая выступает интегратором всех других форм [3, С.111].
Еще одной важной функцией философии является критическая. Осуществляя рефлексию над предельными основаниями культуры, философия подвергает сомнению идеи и смыслы, утратившие современность и актуальность. Можно сказать, что культурный прогресс возможен только потому, что человек способен ставить под сомнение устоявшиеся правила и заглядывать за привычные горизонты. [3]
Критичность является основой движения философской мысли. Философия вообще началась как сомнение в достоверности предлагаемого мифом знания о мире. Вопрос «что такое бытие? » невозможен для обыденного сознания. Разрыв обыденного и философского в греческой философии выразился в противопоставлении достоверного знания — «эпистемы» и мнения — иллюзорного, хотя и общепринятого, знания — «доксы». Принципиально критический характер философии отмечали мыслители разных эпох: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Д. Юм, И. Кант. Все они считали, что философствовать — значит сомневаться.
Наиболее развернутую теорию, в которой проясняется критический характер философии, предложил в Новое время Р. Декарт. Принцип методологического сомнения он положил в основу любого размышления. Без сомнения мышление не может начаться. Единственным несомненным для человека фактом является факт его собственного мышления. Таким образом, способность мыслить становится гарантом существования индивида. Начав с принципа методологического сомнения, Р. Декарт пришел к формулировке своего известного положения Cogito ergo sum (Мыслю, следовательно, существую).
Методологическая функция философии заключается в определении общих правил и принципов научной деятельности. Наука не может самостоятельно отрефлексировать собственные предпосылки, функцию «стороннего», осмысляющего взгляда выполняет философия.
1.3. Этапы становления философской культуры
Культурфилософия – это понятие, которое в современной философии выражает осознание сущности и значения культуры. Этот термин был введен немецким романтиком Адамом Мюллером (1779-1829). Классическое понимание культуры базировалось на философии истории. Вместе тем, как отмечает Ю.Н. Давыдов, «философию культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения ее функционирования в эмпирически данной системе общественных отношений, отвлекаясь в ней от всего, что не укладывается в эту систему» [8, С.76].
В европейском сознании впервые проблематика философии культуры затрагивается софистами. Важнейшую роль в их мировоззрении играло противопоставление природы, как некого постоянного элемента, человеческому закону, который является изменчивым, произвольным. Таким образом, осмысливалась антиномия природного и нравственного, которое идентифицировалась с культурным.
Мысль о том, что культура отчуждает человека от природы, получила также развитие в философии киников, так и Антисфен, и Диоген, и Синопский рассуждали о возврате людей к природе, о простоте и естественности первобытного человеческого состояния.
Таким образом, культуркритические мотивы входили неотъемлемым элементом в духовную атмосферу, в которой развивалась раннехристианская общественная мысль.
Внутри христианства это противопоставление природы и культуры, которое было свойственно античной философии, сменилось на такую антиномию как Бог и культура. Таким образом, природа утрачивает право быть каким-либо критерием культуры и тем самым разрушается «натуралистический фундамент языческой философии культуры, а открывается возможность для истолкования трансцендентальной природы культуры». Философию культуры в этот период можно определить как «теологию культуры». Теологи подчеркивают духовное начало, которое сопровождает встречу с Христом. Культурное развитие человека понимается как устранение греха и приближение к божественному замыслу.
В эпоху Возрождения культурфилософские сюжеты древних воскрешаются снова. Философское понимание культуры в данное время связано с учением о природе и человеке, с космологическими и нравственно-этическими концепциями.
В новое время культурфилософская проблематика расцветает у Дж-Б. Вико и Ж.Ж. Руссо. Дж.Б. Вико представил целостное истолкование искусства религии, права, форм социальной и хозяйственной жизни в их единстве и взаимодействии. Дж.Б. Вико развил мысль о циклической развитии культуры и говорил о том, что законы, которые управляют развитием культуры, носят божественный характер.
В эпоху просвещения Ж.Ж. Руссо выступил против всяких наук и искусства, утверждая, что они истощают и изнеживают человека как в моральном, так и физическом плане. Именно отталкиваясь от Руссо, Кант считал, что он свободен от ничем не прикрытого интеллектуализма, и встал на новый путь. Он считал, что повышение интеллектуальной культуры все равно не может раскрыть все загадки бытия, говоря, что культура должна управляться другими силами и «удерживаться в узде». Поэтому Кант пришел к выводу, что истинная ценность культуры лежит не в благах, которые человек получает от природы и проведения. Она обнаруживается только в его собственном поведении и в том, что он превращается в результате этого поведения. Цель культуры в осуществлении свободы, которая означает моральное господство над самим собой.
Новый этап в осмыслении сущности культуры связан с немецкой культурфилософской мыслью, с романтическими постижениями духа культуры различных эпох.А. и Ф. Шлегеля, Они стояли у истоков сравнительно – исторического изучения культуры, рассматривая ее как единый процесс общечеловеческого развития. Романтики высоко ценили своеобразие национальных культур [10, С.43].
В XIV в. ряд мыслителей, в том числе А. Шопенгауэр, основатель философии жизни, решительно отвергают всеобщую западноевропейскую веру в прогрессивность «человека разумного» и «человека деятельного». Генезис культуры усматривается в том, что человек безоружен перед лицом окружающего мира и совершенно не может приспособиться к его специфике.
И, наконец, переходя к нашему столетию можно сказать, что в это время философия культуры получила стремительное развитие. Родилось множество новых истолкований самого понятия. Осмысление культуры продолжалось и в русле других представителей философии жизни. Так, А Беркон проводил различие между замкнутыми, закрытыми культурами, в которых определяющую роль играют инстинкты, и открытыми культурами, отличающимися высокой настроенностью общения духовности и культом святости индивидуальной свободы.
В конце XIX – начале XX в. философия культуры общается к философскому осмыслению различных фаз (или стадий) эволюции человеческой культуры. Возникает идея в обозначении особой науки, которая занималась бы культурой.
На основе этих культурофилософских установок исследователи стали проводить различие между культурой как органической целостностью и цивилизацией как формой механического и утилитарного отношения к миру.
Таким образом культурная ситуация нашего столетия такова, что прогресс культуры одаривает человечество все новыми дарами, но конкретный субъект обнаруживает себя все более и более отстраненным от их потребления. Блага, которые создает культурный прогресс все увеличиваются в числе, но как раз в этом росте они перестают быть полезными нам. Собственное «я» не черпает больше у культуры сознания своей власти.
2.1. Концепции общества в истории философии. Понятие общества
Общество является объектом изучения целого ряда наук, входящих в комплекс «наук о духе»: истории, социологии, этнографии, культурологии и т.д. Общество выступает также особым предметом философской рефлексии. В отличие от частно-научных дисциплин, философия акцентирует внимание на аксиологическом моменте изучения общества, рассматривая не только вопросы его структуры и механизмов развития, но и проблемы смысла и цели истории, судеб и перспектив человечества, направленности исторического процесса, гармоничного общественного устройства, адекватных и неадекватных действий людей в истории и т.д. Философия предлагает не только объективные знания об обществе и истории, но и набор ценностей, в которых выражается конкретное, эпохой и культурой обусловленное представление об обществе и месте человека в нем. Мировоззренческая природа философского знания в вопросах об обществе и человеке становится наиболее очевидной.
Философия формирует целостный взгляд на историю и исторический процесс, который не могут предложить частные науки об обществе.
Одной из наиболее известных ранних концепций общества и государства была теория идеального государства Платона. По мнению Платона, идеальное государство должно иметь своей целью общее благо, достижению этой цели подчиняются частные интересы людей. Идеальное государство состоит из трех каст: философов, или правителей, воинов, или стражей, ремесленников и земледельцев. Три сословия выделяются Платоном по аналогии с тремя частями человеческой души: разумной (философы), яростной (воины) и вожделеющей (ремесленники и земледельцы). Различие в душевных свойствах дается от рождения: человек рождается представителем определенной касты [9, С.237].
По мнению Платона, государство может быть мудрым и справедливым благодаря душевным свойствам управляющих им людей. Поскольку мудростью обладают только философы, то именно они должны управлять государством. Задача воинов — защита от внешних и внутренних врагов, а ремесленников и земледельцев — обеспечение всех необходимыми материальными благами. Государство справедливо, если каждое сословие добросовестно выполняет свою работу. Для того чтобы ремесленники и земледельцы могли выполнять свою работу, им необходима семья и собственность. Стражам и философам семья и собственность не нужны. [4]
Средневековая философия существенно изменила взгляд на природу общества и предложила линейную концепцию исторического процесса. История начинается грехопадением первых людей и заканчивается страшным судом и вторым пришествием Христа.
Важнейшей вехой в развитии философских представлений об обществе и государстве являются идеи философа эпохи Возрождения Н. Макиавелли. Макиавелли демонстрирует принципиально новый подход к пониманию общества и государства.
Новое время предложило свою интерпретацию происхождения и устройства государства — концепцию естественного права и общественного договора. По мнению Т. Гоббса, природное равенство людей приводит к соперничеству, поэтому естественное (догосударственное) состояние — война всех против всех. Такое состояние гибельно для человеческого рода, осознание этого, а также страх смерти подталкивает людей к заключению общественного договора.
Общественный договор — это договор каждого с каждым о передаче права управлять собой общей власти. Сам факт заключения договора свидетельствует о переходе человечества от естественного состояния к гражданскому. Главный признак гражданского состояния — наличие государства, т.е. публично организованной принудительной силы. Заключая общественный договор, люди передают часть своих прав власти, держателем которой выступает суверен. Все остальные — его подданные.
Дж. Локк уточнил идею естественных прав, заявив, что неотчуждаемыми правами личности являются право на жизнь, свободу и собственность. Этими правами обладают все люди от рождения, независимо от других обстоятельств. Все гражданские законы основываются, по мнению Дж. Лок-ка, на идее естественных неотчуждаемых прав.
Философ-просветитель Ж.Ж. Руссо предлагает свою версию концепции общественного договора. Люди по природе добры, считает он, и поэтому естественным состоянием является состояние свободы, простоты и всеобщего счастья. В основе перехода от естественного состояния к гражданскому лежит частная собственность и порождаемое ею неравенство. Гражданское, цивилизованное состояние искажает природу человека, делая его злым. Общественный договор, который сознательно заключают люди, призван совместить свободу и общий союз в условиях цивилизации, т.е. создать и сохранить справедливое гражданское состояние.
Что касается понимания сущности исторического развития, то до середины ХIХ в. в философии господствовали идеалистические концепции двух видов: субъективистские и объективистские. [5]
В конце XIX — начале XX в. произошло еще одно изменение в философских взглядах на историю: представление о линейности исторического процесса сменилось представлением о цикличности общественного развития. История человечества предстала как совокупность сменяющих друг друга цивилизаций. Формирование цивилизационного подхода связано с именами Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Вебера, А. Тойнби.
В современной философии отсутствует единая концепция возникновения и развития человеческого общества. Параллельно существуют формационный и цивилизационный подходы, линейная и циклическая концепции истории и т.д. Многообразие взглядов является выражением реального многообразия исторической жизни людей, которое не может быть адекватно представлено в какой-то одной философской теории. Разнообразие концепций следует, скорее, считать достоинством современной философии. В зависимости от того, какой аспект общества или истории подлежит изучению, можно выбрать ту или иную философскую концепцию.
Общество — целостная самоорганизующаяся система отношений между людьми. Сущность общества заключается во взаимодействии людей, общество есть процесс такого взаимодействия, его форма и результат. Общественные отношения — наиболее устойчивые и значимые взаимодействия между людьми, в которых индивидуальное сведено к социальному.
В структуре общества выделяют несколько сфер: экономическую, политическую, социальную, духовную. Каждая из сфер удовлетворяет определенные потребности человека. Так, экономическая сфера выделяется на базе материальной потребности людей в пище, одежде, материальных средствах существования. Потребность организованности удовлетворяется благодаря политико-правовой сфере. Социальная сфера соответствует потребности человека в общении, духовная — потребности самореализации и развития своих способностей. [6]
Общество есть целостная система, поэтому все его элементы тесно связаны между собой, существуют в единстве. Ненормальное или слабое функционирование одной из подсистем оказывает неблагоприятное воздействие на другие подсистемы. Кроме того, существуют общие закономерности, которые реализуются во всех сферах общества, определяя их характер. Общество — органическая система, из которой невозможно вычленить одну из подсистем, не затронув при этом другие. Каждую сферу общества в свою очередь следует рассматривать как целостную систему со множеством элементов.
2.2. Мировоззрение, его функции
Философию часто неверно представляют как абстрактное знание, игнорируя ее ценностную природу. Именно представления об абстрактности философского знания порождают в обыденном сознании упрек в бесполезности. Недаром символом философа был медведь, сосущий лапу. Обосновано ли подобное отношение к философии? И если нет, то каковы аргументы в ее защиту?
В основном претензии к философии сводятся к следующему:
— философия не имеет собственных реальных проблем;
— философские выводы бездоказательны.
Очевидно, что первая претензия связана с трудностями окончательного и точного определения предмета философского знания, а вторая порождается тем, что философские утверждения не имеют опытного подтверждения. Тем не менее, каждый человек рано или поздно задается вопросами, которые называют философскими [4, С.98].
Философская деятельность, также как деятельность врача, юриста, математика, требует определенных знаний, умений и навыков, прежде всего навыков ясного и логичного мышления. Именно поэтому «философствование на кухне» нельзя назвать собственно философией. Философия представляет собой систему развернутых ответов на мировоззренческие вопросы, которые актуализируются той или иной эпохой. Однако философия — это не все мировоззрение, а лишь одна из его форм. [7]
С точки зрения особенностей функционирования в мировоззрении выделяют два уровня: рационально-теоретический и жизненно-практический. Философия представляет собой рационально-теоретическую форму мировоззрения, которую следует отличать от так называемой жизненной философии, здравого смысла, соотносимого с жизненно-практическим уровнем. Философия — та форма духовной культуры, в которой взгляды человека на мир и место в этом мире представлены в рациональной форме, в виде теорий, понятий, умозаключений. Если жизненно-практический уровень мировоззрения формируется стихийно под влиянием традиций, обычаев, индивидуального жизненного опыта человека и принципиально не критичен, то рационально-теоретический создается сознательно, как результат особой профессиональной деятельности.
Характеристика «рациональный» принципиально важна для понимания природы философского знания. Дело в том, что в культуре существуют и другие мировоззренческие системы, функционирующие в виде доктрин, теорий, однако не удовлетворяющие критерию рациональности. Это, прежде всего, религия и мифология. В отличие от этих внерациональных форм, философия вынесла на первый план именно интеллектуальные аспекты мировоззрения. Философские вопросы всегда формулируются в точных понятиях и суждениях. И такими же явными и строгими являются ответы. Необходимо отметить, что так называемая жизненная философия часто конфликтует с теми ценностями и положениями, которые вырабатываются философией. Это обусловлено тем, что, находясь на переднем крае человеческой мысли, будучи самим острием этой мысли, философия всегда опережает свое время. Взгляд философии на мир и человека гораздо шире, чем точка зрения здравого смысла.
Кстати, слово «философия» впервые было использовано греческим мыслителем Пифагором как раз для обозначения того типа знания, которое поднялось над повседневным опытом и обыденным сознанием. Буквальный перевод слова «философия» означает любовь к мудрости.
С точки зрения содержания в структуре мировоззрения различают следующие компоненты:
— миропонимание;
— мировосприятие;
— мироотношение.
Миропонимание, или картина мира, — это интеллектуальная составляющая мировоззрения. Когда говорят о мировоззренческих парадигмах, стилях мышления имеют в виду именно этот компонент мировоззрения. Содержание миропонимания определяется в зависимости от того, говорим мы о концептуальном, теоретическом или жизненно-практическом уровне мировоззрения. Миропонимание на уровне обыденного сознания или здравого смысла базируется на повседневных знаниях эмпирического толка и часто оказывается неадекватным. Миропонимание на теоретическом уровне представлено научными, философскими, религиозными идеями.
Мировосприятие — это эмоционально-чувственная составляющая мировоззрения. Содержание мировосприятия составляют эмоциональные предпочтения, верования, специфические психологические представления человека о мире и своем месте в нем.
На основе миропонимания и мировосприятия формируется третий компонент мировоззрения — мироотношение. Мироотношение, или концепция практических действий, — это совокупность ценностных установок человека, его убеждений, определяющих позицию по тем или иным жизненно важным вопросам, его готовность к определенному типу действий и способам достижения целей.
Основной проблемой любого мировоззрения является вопрос об отношении человека к миру. Именно эта тема становится стержнем философии, вокруг которого формируется развернутая система других вопросов и проблем. Исходная точка мировоззрения неотделима от особенностей человеческого сознания и существования.
Отношение «человек — мир» обнаруживается в любой философской проблеме, именно поэтому можно говорить о том, что философия центрирована на человеке. Любой философский вопрос рассматривается сквозь призму человеческого отношения к нему. Философию не интересуют природа сама по себе или культура, «очищенная» от человека, или функции и возможности его сознания и тела.
В завершение проведенной работы, необходимо подведение итогов:
В современной культуре философия отошла на второй план, перестала быть тем родом деятельности, который оценивается как необходимый, актуальный, престижный. Для нас стало привычным, что философствование и его результаты имеют частный характер. Тем не менее, как невозможна полноценная личная жизнь без осмысления ее целей и смысла, так невозможна и полноценная жизнь культуры без философии. Отойдя на второй план, философия продолжает выполнять свою работу. Эта работа становится заметной и востребованной в случае конфликтных, неожиданных ситуаций, когда необходимо принимать новые решения и предпринимать невиданные прежде шаги.
Наряду с такими важнейшими функциями, как обобщение, интеграция, синтез всевозможных знаний, открытие наиболее общих закономерностей, связей, взаимодействий основных подсистем бытия, теоретическая масштабность философского разума позволяет ему осуществлять также эвристические функции прогноза, формирования гипотез об общих принципах, тенденциях развития, а также первичных гипотез о природе конкретных явлений, еще не проработанных специально-научными методами.
Мировоззрение — целостный взгляд на мир и место в нем человека. Русский философ XIX в. Владимир Соловьев в статье «Идея „сверхчеловека“ определил мировоззрение как „умственное окошко“.
Различают следующие типы мировоззрения: миф, религия, философия.
Таким образом, цель нашей работы, была достигнута.
5. Большая советская энциклопедия [Текст]. — М., 2000.
6. Ильенков Э.В. Философия и культура [Текст]. — М., 2001.
7. Мир философии. Книга для чтения [Текст]. — М., 1983.
8. Радугин А.А. Философия: Курс лекций [Текст]. — М., 2001.
9. Розаков В.В. Религия. Философия. Культура [Текст]. – М., 2002.
10. Смирнова Н.Н. Конспект лекций по философии [Текст]. – СПб.: ООО Издательство „Альфа“, 2000.
11. Сорокин П. Человек, цивилизация общество [Текст]. – М., 2002.
12. Стрельник О.Н. Философия: Учеб. пособие [Текст]. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
13. Философия [Текст] / Под ред. Надольного И.Ф. – М., 2003.
14. Философия. Учебник для вузов [Текст]. — М.: ТОН, 2005.
15. Философия: Учеб. пособие для вузов [Текст]. — Ростов-на-Дону, 2000.
[1] Радугин А.А. Философия: Курс лекций [Текст]. — М., 2001.
[2] Философия [Текст] / Под ред. Надольного И.Ф. – М., 2003.
[3] Сорокин П. Человек, цивилизация общество [Текст]. – М., 2002.
[4] Розаков В.В. Религия. Философия. Культура [Текст]. – М., 2002.
[5] Смирнова Н.Н. Конспект лекций по философии [Текст]. – СПб.: ООО Издательство „Альфа“, 2000.
[6] Сорокин П.А. Человек. Общество. Цивилизация [Текст]. – М., 2002.
[7] Стрельник О.Н. Философия: Учеб. пособие [Текст]. – М.: Юрайт-Издат, 2004.
ronl.org
1.Роль философии в жизни человека и общества.
Шпоры философия
Философия — это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, и сама оказывает активное влияние на развитие науки.
Мировоззренческая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных установок, на осознание социальными субъектами целей и смысла жизни.
Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.
2.Фил. Как вид мировоззрения.
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое
общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также жизненные позиции,
программы поведения, действий людей. Мировоззрение необходимая составляющая
человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих
других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений,
мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении,
образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. В
мировоззрении обобщенно представлены познавательная, ценностная, поведенческая
сферы в их взаимосвязи.
3.Фил. Как наука
Философия — общая теория мира и человека в нем. Термин «философия» древнегреческого происхождения. В буквальном переводе он означает «любовь к мудрости» («филео»- люблю, «софия” — мудрость). Современная философия — это прежде всего наука и, более того, — ядро духовной культуры общества. Она играет стратегическую роль в формировании научной картины мира, методов познания и деятельности, содействует выработке осознанного, продуманного отношения человека к действительности. Философские представления во многом определяют восприятие и понимание происходящего в жизни человека и общества, влияют на выбор способов и средств решения возникающих проблем.
Следует подчеркнуть, что в условиях новых реалий развития науки и общества присущее древним мыслителям связывание философии с мудростью до сих пор сохраняет свой фундаментальный смысл. Именно в нынешнее, переломное время с особой остротой выявляется главное назначение философии — дать человеку надежные ориентиры мудрости.
4.Философия как филосовствование в концепции м. Хайдегера.
Мир, по Хайдеггеру, небессмысленен — уже потому, что в нем есть мысль. Само бытие мысли свидетельствует об осмысленности бытия.
Безусловно, основная тема философии Хайдеггера – тема бытия.
Хайдеггер во многом в своих рассуждениях основывается на древнегреческой философии, и именно оттуда он получает свое определение бытия как времени .Хайдеггер пытается прояснить тему бытия, приводя в актуальность изначальное и потом забытое, по его мнению, постижение греческих философов временного характера сути бытия, так как она определялась как фюсис, а потом как усия[62]. По мнению Хайдеггера вопрос о «бытии и времени»оставался и остается с тех пор скрытым, затемненным, и не только время, но и бытие истолковывалось с тех пор как сущее. Хайдеггер определяет время как «имя для области проектов истины бытия», как «свечение самого бытия»[63].
Несомненно, что тема экзистенции, не будучи главной темой в творчестве немецкого философа, все же вдохновляется, по сути, той же самой идеей конкретного существования, не нуждающегося в определении извне, со стороны мысли, что и ведущая тема его первого периода творчества – тема здесь-бытия. Как отмечает исследователь Плотников И.С.:«Хайдеггер ставит вопрос не о смысле особого рода сущего, именуемого человеческой экзистенцией, а о смысле бытия этого сущего»[64].
Следует отметить необычность философского языка Хайдеггера, указать на его экспериментирующий характер. Как уже было отмечено многими исследователями, Хайдеггер экспериментирует со словами, придумывает слова, придает обыкновенным, обыденным словам новое значение[65].
studfiles.net
Роль философии в жизни человека и общества
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
Казанский
государственный технический
Лениногорский филиал
Кафедра
экономики и менеджмента
Контрольная
работа
по дисциплине: Философия
Тема: Роль
философии в жизни человека и общества
| Исполнитель: | студент группы |
| Руководитель: |
Лениногорск — 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Предмет философии
ее предназначение……………………………………..
2. Социальные функции философии…………………………………………..7
3. Роль философии в развитии и жизни человека и общества………………9
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………13
Введение
Многое из того, что окружает человека, он впускает в собственную душу безотчетно, без какой — либо критической оценки, принимая окружающий мир таким, как он есть, не задумываясь о его природе. Обычно человек старается жить просто и не испытывает потребности в последовательном размышлении. Но человеку присуще и иное состояние души, и он открывает в себе способность продвигаться к истине, открывать тайны реальности, пытается ответить на вопросы, которые как — будто не имеют значения для него лично. Откуда взялся мир? Куда движется история? Каково предназначение человека? Но люди не всегда размышляют о будущем человечества с достаточной глубиной.
Современное человечество
Что такое философия? Термин «философия» происходит от греческих слов phileo — любовь и sophia — мудрость и означает любовь к мудрости. Однако любовь к мудрости не делает человека ее обладателем, хотя и является важным условием, чтобы стать философом. Философия есть определенная способность думать о вечных вопросах, о человеческой жизни и смерти, о предназначении человека, и в таком своем качестве она возникла вместе с появлением человеческого рода, Философия имеет дело с предельными, вековечными вопросами. Наука, конечно, тоже пытается выстроить относительно целостную картину мира. Но она погружена в конкретности, решает множество частных задач. В этом смысле философия гораздо свободнее. Она задумывается, размышляет над универсальными проблемами.
Философию
можно определить как учение об общих
принципах бытия, познания и отношений
человека и мира. Прежде всего, философия
всегда оформляется в виде теории,
формулирующей свои категории и
их систему, закономерности, методы и
принципы исследования. Специфика философской
теории заключается в том, что
ее законы, категории и принципы
носят всеобщий характер, распространяются
одновременно на природу, общество, человека
и само мышление.
1. Предмет философии и ее предназначение
Круг вопросов изучаемых философией называется предметом философии. Общую структуру предмета философии составляют четыре основных раздела:
- Исследование наиболее общих вопросов бытия, то есть проблема бытия в универсальном смысле. Бытие и небытие; бытие материальное и идеальное; бытие природы общества и человека. Философское учение о бытие получило название антологии.
- Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания и что есть истина; каков субъект и объект познания. Философское учение о познании получило название гносеологии.
- Изучение наиболее общих вопросов функционирования и развития общества. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией.
- Исследование наиболее общих и существенных вопросов человека. Именно человек является исходным и конечным пунктом философствования. Творит и действует не абстрактный дух, а человек. Философия человека называется философской антропологией. Философское знание позволяет понимать глубинные основы бытия, проникать в сущность предметов и явлений, ориентироваться в потоке сложных и противоречивых событий. Философия выступает как духовное рационально — теоретическое освоение действительности. Несмотря на свою относительную абстрактность, философия изначально практична и гуманна, ее предназначение — научить человека самостоятельно и творчески мыслить, понимать смысл жизни, правильно оценивать свои возможности и роль в мире, определить направление деятельности не только в отношении ближайшей цели, но и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.[1, c.143]
Философия
формирует мировоззрение не только
отдельных личностей, но и общества
в целом, отражая в действиях,
определенных социальных сил его
идеалы, устремления, цели и задачи.
В истории общества переход к
новому уровню философского мышления
всегда является подготовкой глубоких
социальных и политических перемен.
2. Социальные функции философии
Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопрос о ее функциях.
Одной
из функций является социальная, которая
является довольно многоплановой по
своему содержанию и охватывает различные
аспекты общественной жизни. Но в
общем плане философия призвана
выполнить двуединую задачу — объяснять
социальное бытие и способствовать
его материальному и духовному
изменению. В общественной жизни
социальные изменения, эксперименты и
реформы имеют особую ценность и
значение. Поэтому прежде чем пытаться
изменить социальный мир, нужно предварительно
его хорошо объяснить. И именно философии
принадлежит прерогатива в
Все
функции философии
Социально
— гуманитарные функции призваны осуществлять
функцию интеллектуальной терапии,
которая особенно важна в периоды
нестабильного состояния общества, когда
прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые
не успевают сформироваться и завоевать
авторитет; когда человеческое состояние
находится на грани бытия и небытия, и
каждый должен сделать свой нелегкий выбор.
3. Роль философии в развитии и жизни человека и общества
Философия по самому своему предназначению пытается проникнуть в самое существо мироздания и в своих исканиях соприкасается со всеми областями науки и искусства, с религией, помогает человеку в познании мира и самого себя. Современная философия получила новую форму за счет расширения всех своих основных функций, придания им актуального творческого и практического содержания. Важнейшими достижениями современной философии является цивилизованный подход к анализу общественных явлений и мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включением в него человека как сознательно — деятельного фактора. В развитии философии проблема человека в окружающем мире всегда являлась ведущей, а в настоящее время она играет решающую роль в понимании современного мира.
Современный мир уходит от капитализма и социализма, но надо сохранить все позитивное, что создали люди на предыдущих этапах развития общества, обогатить анализом новых реалий жизни.
Человек
как мыслящая материя все глубже
осознает себя активно действующим
фактором социальной и окружающей его
природной среды, всего бытия
в масштабах мироздания. Это определяет
представление о человеке как
сознательном соучастнике мировой
эволюции, делает ответственным за
результаты своей деятельности, предъявляет
повышенные требования к уровню субъективного
фактора в целом, выдвигает на
первый план профессиональные, нравственные
и духовные качества личности. Возрастающее
значение приобретают его самопознание
и самосознание, определение механизмов
регулирования и
Формирующаяся современная научная картина мира включает в себя и достижения технических наук, которые в настоящее время дают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологии и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно — технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно характеризует и становление новой формы философского мышления — современной философии. Овладение современной философской культурой повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет вырабатывать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.
Переход
человечества на качественно новый
виток развития в социальном, духовном,
культурном отношениях — на сегодняшний
день лишь реальная возможность выхода
его из глобального кризиса, но далеко
еще нереализованное состояние.
Трудности и опасности в
Заключение
XX
век ушел с исторической арены,
В этой ситуации проблемы мировоззренческой ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.
В становлении и формировании духовной культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом критически-рефлексивного размышления над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.
Если
человечество вдруг лишится философии,
ее утрата приведет к непоправимым
последствиям. Развивая философию, люди
не просто шлифуют свой разум. Они
мобилизуют свои интеллектуальные ресурсы
для понимания судеб
stud24.ru
Роль философии в жизни человека и общества
В самом слове «фило-софия», (который, кстати, ввел Пифагор), уже заложен ответ на вопрос о том, почему эта наука играет такое большое значение в жизни каждого из нас. Ведь буквальный перевод этого термина означает «любовь к мудрости». А кому из нас не нравится порой помудрствовать, пофилософствовать? И если в области логарифмов лирику развернуться нельзя, а физик неуверенно чувствует себя в сфере ямба и хорея, то поразмышлять любят и тот, и другой. Почему это так, и какова роль философии в жизни человека и общества? Аристотель назвал ее «госпожой всех наук, которой они, подобно рабыням, не смеют перечить». Сенека же считал умение мыслить главным средством культивирования гражданских добродетелей, интеллекта и нравственности личности.
«Любовь к мудрости» действительно стоит над всеми науками. По сравнению с ней, каждая отрасль знания является лишь обрывком. Роль философии в жизни человека и общества заключается в том, что она гармонично соединяет в себе достижения всех дисциплин и выстраивает систему нашего познания о мире, как о целостном феномене. Да, философские воззрения изменяются в связи с открытиями в области других знаний. Например, гелиоцентрическое устройство Солнечной системы, открытое Коперником, и происхождение человека от высших приматов в результате эволюции видов, доказанное Дарвином, заставили пересмотреть философские концепции о мироустройстве. Но философия является «связующим звеном», которое, пользуясь достижениями в отдельных областях, выстраивает определенную «картину мира».
Но роль философии в жизни человека и общества не исчерпывается построением общих принципов мироздания (онтологией). В нашей повседневности нас, в принципе, мало волнует, движется ли Земля вокруг Солнца, или наоборот. Философская онтология ценностно и эмоционально связана с человеческим миром, поскольку ставит перед собой вопросы: «Кто мы в этом мире?», «Каково наше место здесь?», «На что мы можем надеяться?» То есть, кроме онтологии, в науке философии, которую Аристотель еще назвал метафизикой, выделяются отделы антропология (учение о человеке и его бытии), социальная философия (учение о развитии человеческого общества и роли в нем индивидуума), гносеология (то есть, теория познания с греческого). Замыкают этот ряд религиоведение, эстетика и этика.
Если мы узнаем, к примеру, что электрический ток – это движение заряженных электронов, мы усваиваем эту информацию рассудком, запоминаем ее. Эмоции при этом остаются не затронутыми. В дальнейшем знание о токе позволит нам использовать электрику для своих нужд и избегать удара большим разрядом. Однако знание о потоке электронов не изменит нашу жизнь, не перевернет внутренний мир, не будет мотивом действовать так, а не иначе. Роль философии в жизни человека и общества важна еще и тем, что она выстраивает мировоззрение, ценности и идеалы. Она руководит поступками людей, в какой-то мере предопределяет их. Познавая какую-либо концепцию этой гуманитарной науки, мы испытываем к ней симпатию или антипатию, она становится «нашей» или мы полностью ее отвергаем, чего нельзя сказать в случае постижения какой-либо естественной или математической дисциплины.
Роль философии в жизни человека, индивидуума, тяжело переоценить. На вопросы «Кто я, и зачем я живу?», «Что будет со мной после смерти моего тела?» отвечает и религия, но, в отличие от нее, философия использует научный доказательный аппарат. Отвечает ли она утешительно на экзистенциальные вопросы? Смотря, к какой концепции склоняется данный индивидуум. Нравственность – это также продукт философских воззрений. Уважение к каждой личности, как в другому универсуму противостоят концепциям макиавеллизма и социал-дарвинизма.
То, что человек – это «зоон политикон», животное общественное, знали еще античные мудрецы. И это существо пытается не приспособиться к условиям мира, а переделать его «под себя». Роль философии в жизни общества состоит в том, что она ищет ответы на вопросы: «Можно ли построить на земле идеальный социум?», «Каким он должен быть?», «Что должно управлять человеческими массами?», «Возможно ли достижение равенства и братства или это — утопия?»
fb.ru
Философия в жизни человека, особенно в последние времена
Жизнь человека коротка. Надо постичь, понять самое главное. Объект постижения – мир: вселенная (природа), общество, человек. А также первопричина мира, начало всего, что принято называть словом «бог». У каждого человека стихийно или осознанно в течение жизни происходит формирование мировоззрения. Естественно, каждый человек стремится иметь правильное, объективное видение (понимание) мира…
Постигает мир человек разными способами. Прежде всего, эмпирически, используя пять органов чувств, и перерабатывая поступающую информацию с помощью ума. Созерцая мир, а также активно вступая с ним в отношения. Это индивидуальный эмпирический опыт.
Другим средством постижения выступает религия как способ сверхчувственного восприятия мира. Иногда религиозной постижение мира называют метафизическим, поскольку человек стремится постичь то, что находится за пределами материального, физического мира. Как правило, пытливый метафизик пытается докопаться до первоначала видимого и невидимого мира, называемого Богом. Впрочем, Бог может сам приходить к человеку, такая встреча не зависит от умственных способностей человека, его образования и социального статуса. Христианам это особенно понято: две тысячи лет в наш земной мир явился Сын Божий – Иисус Христос. Это важнейшее в истории человечества событие прекрасно изобразил наш русский художник Иванов на картине «Явление Христа народу».
Дополнительными средствами для человека выступают накопленный человечеством опыт постижения мира. Прежде всего, в виде науки (совокупный опыт эмпирического постижения). Также совокупный религиозный опыт в виде богословия (теологии). Наконец, источником мировоззрения является накопленные богатства культуры. Последняя весьма многообразна: художественная литература, изобразительное искусство, театр, музыка, поэзия и т.п. Недооценивать этот источник нельзя. Порой, одна строфа А.С. Пушкина может стоить многих томов «ученых исследований».
Довольно часто нам говорят, что важным (а, по мнению некоторых людей, главным) способом постижения мира является философия. В переводе с греческого языка – «любовь к мудрости». Давайте подробнее разберемся в этом вопросе. Определений философии много, но смысл их понятен.
С одной стороны, это мыслительная деятельность человека, направленная на целостное понимание мира. В отличие, скажем, от конкретной науки (физика, химия, астрономия, биология, социология, медицина и т.д.). Каждая наука занимается лишь своей «грядкой» на бесконечных полях мироздания. Или в отличие от художественного произведения (книги, картины, скульптуры), охватывающего тоже какие-то фрагменты бесконечного во времени и пространстве мира.
С другой стороны, философия — это уже некий запас накопленных знаний, полученных предыдущими поколениями философских мыслителей. Философию можно уподобить громадному хранилищу, внутри которого собрано громадное количество «вещей», очень разных по внешнему виду и содержанию. Склад такой громадный, что для того, чтобы даже осмотреть все его содержимое, может не хватить жизни. А ведь человеку еще надо выбрать нужную «вещь» (или несколько «вещей»). И при этом заплатить немалую цену. Какую цену? – Время на изучение той или иной философской идеи, теории. Время – самый дорогой ресурс, данный нам Богом, и он ограничен. На вопрос пользования «складом» и правильного выбора философы вам вряд ли дадут ответ (по крайней мере, непредвзятый, поскольку каждый может хвалить его любимые «вещи»).
Какое место занимает философия в общем арсенале средств постижения мира? Проще говоря: какова роль философии в формировании мировоззрения человека и общества? Эту роль следует рассматривать в контексте сочетания следующих упомянутых выше источников формирования мировоззрения:
1) индивидуальный эмпирический опыт;
2) наука;
3) религия;
4) культура;
5) философия.
В предварительном порядке следует отметить, что по мере социализации человека роль индивидуального эмпирического опыта снижается. В чистом виде индивидуальный эмпирический опыт существует на необитаемом острове, но сегодня в условиях глобализации и бурного развития массовых коммуникаций таких «островов» на Земле не осталось. Возрастает роль коллективных форм опыта, передаваемых от одного поколения к другому.
Разброс мнений о роли философии очень широкий. Оценка, во-первых, зависит от субъективных причин — личного опыта человека, оценивающего место философии, и его социального статуса. Так, если человек является «профессиональным» философом, велика вероятность того, что оценка философии будет завышенной. Во-вторых, оценка зависит от более объективных причин. Прежде всего, от времени, к которому относится оценка. В разные периоды истории роль философии как системы мировоззрения могла быть и очень высокой и очень незначительной. Например, временем «торжества философии» можно назвать последние века дохристианской истории, когда в древнем мире (несмотря на официально существовавшее язычество с его религиозным мировоззрением) большой популярностью пользовались учения древнегреческих философов Сократа, Платона и Аристотеля. Другим примером «торжества философии» можно назвать Европу 19 века: тогда стали наблюдаться процессы ослабления христианства (в том числе как мировоззрения) на фоне резко возросшего влияния немецкой классической философии (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель). Примером резкого ослабления роли философии можно назвать Европу со времен Константина Великого, когда христианство стало официальной религией. Философия на протяжении многих веков после этого имела статус «служанки богословия». В ХХ веке в мире резко возрос авторитет науки. Это в очередной раз способствовало снижению влияния философии в обществе.
Одним из наиболее сложных вопросов для самих философов является вопрос о том, где проходит граница между философией и другими системами формирования мировоззрения. На протяжении большей части истории человечества основным «конкурентом» философии была религия. Философские школы Сократа и Платона уже вторглись в ту сферу, которая относилась к невидимому миру и которая до этого почти исключительно принадлежала религии (языческой). Граница между философией и религией начала размываться. Философы также стали претендовать на решение задачи поиска «бога» («богов») и объяснение его (их). При этом философы «искали» и «находили» «бога», опираясь исключительно на разум, логику и рациональное мышление. Конечно, бог у философов получался всегда какой-то очень странный. Почему-то вспоминается афоризм известного немецкого ученого и публициста XVIII века Георга Кристофа Лихтенберга: «Бог создал человека по своему подобию, сказано в Библии. Философы делают все наоборот: они создают Бога по своему подобию».
Впрочем, здесь также все условно. Взять, к примеру, школу неоплатоников (Плотин, Порфирий, Ямвлих, Прокл). Ее процветание пришлось на 3-5 вв. по Р.Х. Неоплатоники изначально позиционировали себя как философы, которые являются приверженцами Платона и дополняют платоновскую систему идеями Аристотеля и других философских школ. Постепенно они приступили к «конструированию» «универсального бога». По сути, началось перерождение неоплатонизма из философии в богословие. А затем – в религию, поскольку чисто умозрительная деятельность стала дополняться некоей культовой деятельностью, напоминающей оккультные обряды. Вот как определяет неоплатонизм священник Николай Карасев в своем фундаментальном исследовании «Путь оккультизма. Историко-богословские исследования»: «По существу неоплатонизм – это новое религиозное движение, которое ставило целью достичь «божественной премудрости» не методом покаяния и молитвы, не с помощью внутреннего перерождения души и очищения сердца от скверны, а посредством магических ритуалов, тайного знания древних мистерий оно стремилось выработать способность входить в экстаз, и в этом состоянии, теряя чувство собственной личности, получать откровение, приобретать силу космического разума, получать власть от божества над вселенной»[1].
По замыслу неоплатоников, их «сконструированная» религия могла и должна была заменить христианство. Идеи неоплатонизма взял на вооружение Юлиан Отступник, который попытался «упразднить» христианство. Попытки неоплатоников «учредить» новую религию успехом не увенчались. И из религии неоплатонизм превратился опять в философию, причем его влияние на протяжении многих веков было незначительным. В 529 г. император Юстиниан своим эдиктом закрыл академию в столице Византии Константинополе. Таким образом, была поставлена точка на распространении и развитии неоплатонизма, оплотом которого была указанная академия.
Справедливости ради, следует сказать, что на протяжении многих веков были философы, которые пытались провести четкую границу между философией и религией и сознательно отказывались внедряться на «чужую территорию», принадлежащую богословию и Церкви. Впрочем, не всегда это получалось. Либо страдала философская конструкция, которая оказывалась без «метафизического фундамента», либо все-таки такое вторжение происходило. Чтобы замаскировать нарушение «конвенции о не вторжении», философы избегали и избегают слова «бог», заменяя его терминами: «Первоначало», «Абсолют», «Единое», «Причина всего сущего» и т.п. Но что примечательно: эти свои абстрактные понятия они, как правило, писали и пишут с большой буквы, что позволяет их называть «Богом философии», «Философским богом».
В Новое время на арену общественной жизни выходит наука как особый вид человеческой деятельности. Она сразу же вступает в конкурентную борьбу с религией (христианством). Довольно часто наука вступает в тактические союзы с философией для того, чтобы совместными усилиями вытеснить христианство на периферию общественной жизни. Наука становится идолом (богом) для значительной части европейцев. Впрочем, появляется целый сонм идолов (богов), поскольку каждая наука хочет властвовать над умами и душами людей. Бог философии сосуществует с идолами науки. Философия вынуждена подстраиваться под новую ситуацию. Философский бог хочет быть первым в иерархии всех новоиспеченных богов. Ради этого жрецы философии пошли даже на то, что философию стали определять как «науку наук» или «королеву наук». Однако уже давно «наука наук» переживает кризис, ее авторитет как методологии научного знания среди представителей конкретных естественных и общественных наук упал, что говорится, «ниже плинтуса». Об этом кризисе я рассчитываю поговорить в отдельной статье.
Непростые отношения у философии также с культурой и искусством. Философия ведь хочет сохранить свои позиции главного властителя над умами и душами людей. Но большинство людей не склонно к тому, чтобы штудировать скучные, толстые и порой заумные трактаты Спинозы, Гегеля или Канта. Они тянутся к тому, что проще и доступнее. Что можно понять (потребить) здесь и сейчас. Особенно сегодня, в 21 веке, когда уже сформировался «человек потребляющий». В этом смысле современная массовая культура – вне конкуренции по сравнению с философией. Конечно, философия пытается «выживать» в этих непростых условиях. После войны во Франции даже появилась школа, которая утверждала, что философия – прежде всего, искусство. А если искусство, значит, на первое место выходят форма и апелляция не к уму и рассудку, а к чувствам человека. Между прочим, французских мыслителей Анри Бергсона (1859-1941) и Жана-Поля-Сартра (1903-1980) принято считать «выдающимися философами». Первый – представитель школы интуитивизма и «философии жизни», второй — школы «атеистического экзистенциализма». Оба стали лауреатами Нобелевской премии по литературе. Думаю, что не будь у них склонностей к литературному творчеству, вряд ли они стали бы известными как философы.
В целом следует признать, что философия сегодня, в 21 веке переживает жесточайший кризис. Она вынуждена мимикрировать то под «науку», то под «культуру» и «искусство». Получается очень неважно. Позиции свои философия сдает. На невнятный статус философии сегодня не могут уже не обращать своего внимания даже те, кто профессионально занимается философией. Вот, например, известный российский философ Виктор Лега. В предисловии к двухтомнику «История западной философии» он пишет: «Получается, что философия не является ни наукой, ибо в ней есть нечто от искусства, ни искусством, ибо похожа на науку. И именно в этом своеобразие философии. Имея общие черты с наукой, философия предлагает объективный взгляд на интересующие вопросы, но при этом, разделяя некоторые черты искусства, философия не навязывает себя человеку, оставляя за ним право выбора»[2].
Что ж, не часто услышишь от человека, профессионально занимающегося философией (В. Лега – заведующий кафедрой философии в Православном Свято-Тихоновском Гуманитарном Университете) честного признания в том, что философия не имеет своей четко очерченной «территории». Вот последние слова из предисловия к упомянутой книге: «Таким образом, сказать, что такое философия, крайне сложно. К какой сфере человеческого познания она относится, тоже сказать с определенностью невозможно. Единственно, что можно сказать с полной уверенностью, — что философия не наука, не искусство и не религия, это философия»[3].
В зависимости от ситуации ей приходится быть похожей то на науку, то на искусство, то на религию. Прямо по А.С. Пушкину: «Не мышонок, не лягушка, а неведома зверушка» (из «Сказки о царе Салтане…»). Философия, как выясняется, может жить, лишь выступая в качестве «служанки». Любая попытка стать «королевой» обречена на горькую неудачу.
Даже из моего краткого обзора читателю понятно, что философия стала удаляться от религии еще в начале Нового времени, когда христианство стало переживать кризис. Сначала Возрождение, потом Реформация, затем Просвещение – вехи удаления философии от христианства. Философия не желала больше быть «служанкой богословия» и возмечтала стать «королевой науки». Но и тут ей не повезло. Она опять стала превращаться в «служанку», на этот раз науки. После этого была попытка философии превратиться в «королеву культуры и искусства». Но здесь также все закончилось плачевно. Сегодня философия не только утратила статус «служанки», она стала «люмпеном» современного общества. Она почти никому не нужна.
Но, думаю, что она сумет найти нового хозяина и покровителя. Кто это? — Я думаю, что она может вернуться под крыло…религии. При этом подчеркиваю: не христианства, а именно религии, отличной от христианства. С христианством «развод» философии произошел еще в Средние века. Сегодня христианский мир переживает тяжелые времена. Лишний раз об этом свидетельствует так называемый «всеправославный» собор на Крите, проходивший в июне этого года. Пока речь идет лишь о неких эйкуменистических процессах в рамках так называемых христианских конфессий. А завтра он выйдет за рамки «христианского» эйуменизма и будет представлять собой процесс движения разных религий и конфессий к единой мировой религии[4].
Вот тут и потребуются философы типа упоминавшихся выше неоплатоников, которые будут «конструировать» единую, мировую религию. Призывы к православию повернуться лицом к неоплатонизму и его новому «прочтению» звучат уже со стороны некоторых авторитетных отечественных представителей богословско-философской мысли[5]. Тогда, в IV веке на волне философской мысли неоплатонизма к власти пришел император Юлиан Отступник, который пытался «осчастливить» своих подданных «новой» религией, представлявшей гремучую смесь язычества и неоплатонизма. Стремясь, таким образом, отвратить их от христианства, легализованного всего за полвека до этого Константином Великим. Уверен, что сейчас нам будет опять предлагаться «новая» религия в духе неоплатонизма или какого-то иного « неофилософского синтеза». Так что могу утешить «профессиональных» философов: безработными они не останутся. А кое-кто из них может заслужить даже высокий титул философского предтечи антихриста.
Могут ли существовать сегодня настоящие философы, не обслуживающие интересы «хозяев мира» и не выступающие в роли предтеч антихриста? Думаю, что да. В свое время святитель Григорий Палама назвал философские теории «смесью меда и цикуты» (цикута – вид яда)[6]. Так, вот, настоящий философ – тот, кто знает об этой тайне философии. Не только знает, но и предупреждает «непосвященных», что в предлагаемом им напитке под названием «философия» кроме меда есть еще цикута. Профессия философа крайне опасная, поскольку ему помимо его воли и желания приходится периодически пригубливать опасный напиток. Тем более, что со времен Григория Паламы соотношение меда и цикуты в напитке резко изменилось в пользу цикуты. Но это – тема отдельного разговора.
[1] Карасев Николай. Путь оккультизма. Историко-богословские исследования. – М.: Пренса, 2003, с. 111.
[2] Лега В.П. История западной философии: в двух частях. – Часть I. Античность. Средневековье. Возрождение. – Изд-во ПСТГУ, 2014, с. 19.
[4] О долгосрочных планах мировой закулисы по созданию единой мировой религии см. : Серафим Роуз, иеромонах. Православие и религия будущего. (http://www.pravoslavie.ru/put/biblio/rose_prb/rose01.htm).
[5] См.: Дугин А.Г. Христианство и неоплатонизм (http://www.platonizm.ru/content/dugin-hristianstvo-i-neoplatonizm). Вот выдержки из данной работы: «Для современного русского Православия жизненно важно новое знакомство с неоплатонизмом и его топикой… Полезно провести компаративистский анализ того, как неоплатонические тенденции сложились в других монотеистических религиях – в исламе (аль-фаласафа, ат-тассавуф, ишрак, шиитский гнозис) и в иудаизме (каббала). Кроме того, важно внимательнее изучить влияние неоплатонизма на Возрождение и ряд мистико-оккультных течений (от Бруно до розенкрейцеров и герметистов)… Значение неоплатонизма в современном православии фундаментально занижено… Не все глубоко понимают христианские догмы. Неоплатоническая философия способна помочь нам понять их лучше…Поэтому знакомство с неоплатонизмом как философией, а также образом мысли и даже образом жизни, христианину абсолютно необходимо.
[6] Святитель Григорий Палама писал: «Мы никому не мешаем знакомиться со светской образованностью, если он этого желает, разве только он воспринял монашескую жизнь. Но мы никому не советуем предаваться ей до конца и совершенно запрещаем ожидать от неё какой бы то ни было точности в познании божественного учения о Боге». И немного далее: «Итак, у светских философов есть и кое-что полезное, также как в смеси мёда и цикуты; однако можно сильно опасаться, что те, кто хочет выделить из смеси мёд, выпьют нечаянно и остаток смертоносный» (Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. С. 14.)
reosh.ru
Роль философии в духовной жизни общества — реферат
Эссе: «Роль философии в духовной жизни общества»
Чтобы ответить на данный вопрос нужно вспомнить, что же такое философия? Филосо́фия (φιλοσοφία — любовь к мудрости, любомудрие):
- Учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру.
- Наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
- Форма общественного сознания.
- Система взглядов на мир и место в нем человека.
Посмотрев на каждое из определений мы с уверенностью можем сказать, что философия играет огромную роль в духовной жизни общества, которая в свою очередь представляет собой процесс воплощения в действительность осознания человеком своего отношения к миру, к другим людям, к самому себе, это процесс воспроизводства этого осознания, процесс функционирования общества, рассматриваемый с точки зрения сознательного осуществления человеком своей сущности. Духовная жизнь – это процесс реализации людьми своих мировоззренческих установок, осознанных ими целей и смысла жизни. Что несомненно неотъемлемо связанно на прямую с нашей жизнью.
Еще в давние времена мир познавался благодаря философии. Многие науки были именно разделами этого предмета. Человек развивался, познавал мир, делал открытия, которые способствовали развитию нашего общества как в науке, так и в духовном плане. А это в свою очередь дает нам стимул жить, развиваться, пытаться заглянуть за каждый уголок знаний, который ранее не был виден.
Сейчас философия помогоет нам мыслить шире, воспринимать окружающий мир с разных позиций, помогает учиться рассуждать и видеть окружение не с одной позиции, а мыслить многогранно.
Не будет преувеличением сказать, что место философии важное и почётное. Хотя на первый взгляд и кажется, что эта наука, как предельно абстрактная и созерцательная деятельность, отрешена от волнений и тревог практической жизни. Философа часто изображают как человека не от мира сего, отшельника, затворника, обитателя башни из слоновой кости. Он-де взирает на все спокойно и безразлично.
Ясно, что философии принадлежит особая роль в жизни общества. Хоть и опосредованно, но философия обычно подключена к процессу принятия глобальных, стратегических решений, определяющих направленность человеческой деятельности. Отсюда и главная функция философии – исследование предельных оснований человеческой деятельности.
Как-то Аристотель, оценивая философию, заметил: «…все другие науки более необходимы, нежели она, но лучше нет ни одной». «Лучшее» качество философии уходит своими корнями в утонченные запросы цветущего общественного бытия, в изысканную сервировку праздничного стола жизни, в игру развитых сущностных сил человека. Впрочем, сказанное не следует понимать так, что естественной средой для философии являются только благополучные, успешно развивающиеся общества. Нет, философия нужна и в лихую годину, в смутные времена – для утешения, избавления от отчаяния, для восстановления веры в человека, его разум. Соответственно в периоды процветания, личного и общественного благополучия она продолжает теребить людей, не давая им успокоиться и зазнаться.
Я бы хотел высказаться, что
философия – это центр
Все чаще мы задаемся вопросом:
нужна ли философия сегодня, в
век скоростей и высоких
Выполнил студент группы ГП-11-01 Исаев М.Е.
turboreferat.ru