Роль мышления – Глава I

§ 1. РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАНИИ. Логика: учебник для юридических вузов

§ 1. РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАНИИ

Логика — наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир. Данное определение предполагает прежде всего выяснение вопроса, сформулированного в названии параграфа.

Познание — это деятельность человека, направленная на приобретение знаний. Познавательная деятельность включает чувственное и рациональное[6] познание.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущении, восприятии и представлении.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов[7] — их цвета, формы, запаха и вкуса.

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется

восприятием. Например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т. п.

Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие отсутствует. Например, представление о сохранившихся в памяти человеке, событии, вещи.

Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крылатый конь Пегас, кентавр (получеловек-полулошадь) древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией). Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времени года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без

мышления, отражающего действительность в логических формах.

Рассмотрим основные особенности мышления.

1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Так, выделяя общие всем людям свойства — способность трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, — мышление обобщает эти свойства и создает абстрактный образ человека. Подобным же образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, правоспособности и т. п. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вдыхаем аромат цветов. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т. е. опосредствованно. По указанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным. Получение новых знаний путем выведения находит широкое применение в познавательной деятельности человека.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.

4. Мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.

Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения — таковы основные особенности мышления.

Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи.

Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности.

Было бы неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но и в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое чувственное познание? В каких формах оно протекает?

2. В чем состоит роль мышления в познании? Каковы его основные особенности?

3. Какое знание называется выводным?

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

мышление образами обязательная составляющая познания

Как любое живое существо состоит из клеток, так и познание нами окружающего мира складывается из отдельных мыслей. Такова роль мышления в познании. Но что есть мысль? Где она начинается и где заканчивается? Ответить на эти вопросы невозможно. Процесс познания окружающего мира постепенно выстраивается из отдельных частичек, независимо осознаем мы это или нет.

Познание – это процесс получения, обработки и усвоения информации из окружающего мира, посредствам органов чувств. Выделяют чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание

Данный тип фиксации образов принято разделять на три основные формы:

  • Представление. Представление, как форма чувственного познания, выражается посредствам манипулирования образами предметов, которые были восприняты ранее, с помощью органов чувств. Представления не всегда бывают реальными, иногда они формируются на основе описаний. Например, при прочтении книги вы представляете себе, как выглядел тот или иной предмет, лишь на основании краткой характеристики автора. Отсюда следует, что образ предмета, возникающий подобным способом, для каждого человека будет различен, в зависимости от количества описанных деталей;
  • Восприятие. Восприятие более прямой процесс, это непосредственное отражение ощущаемого в данный момент. В зависимости от используемого органа чувств, можно говорить о том, что мы видим деревья, слышим шум ветра, чувствуем запах хвои и так далее. Посредствам восприятия в нашем сознании формируются целостные образы окружающей действительности.;
  • Ощущение. И самой простой формой является ощущение. Данный тип познания формирует отдельные характеристики воспринимаемых объектов, будь то цвет, звук, вкус или запах.

Рациональное познание

Но сами по себе эти процессы лишь дают качественные и образные характеристики предметов и явлений, но никак не объясняют сути. И именно здесь мы можем говорить о рациональном познании, или мышлении. Имея только набор отдельных фактов и образов, мы не сможем, проанализировать ситуацию, а значит, не будет никакой адекватной реакции.

Презентация: «Психология познания»

Именно способность к рациональному познанию и является основой человеческого интеллекта, как явления. Однако нельзя сказать, что оно сама суть мышления, поскольку без фактического материала, невозможно развивать мысль и строить умозаключения.

Здесь мы можем сказать, что чувственное познание, как сложный ребус, состоящий из отдельных кусочков, ключом, к сбору которого и будет способность мыслить.

То есть, познаем мы окружающий мир, пользуясь воспринимаемыми образами.

Мышление и его особенности

Мышление – сложнейший процесс, обеспечивающий все социальные реакции человека. Познавая окружающую действительность, мы всегда стремимся докопаться до сути вещей, ответить на сложные вопросы, решить простые и сложные жизненные задачи.

Сложно переоценить роль мышления в познании, опираясь на некоторые свойства рационального типа интеллекта, мы можем говорить, об огромной роли мысли как в жизни отдельного человека, так и в истории цивилизации.

Мышление, как и любой другой процесс, имеет свои особенности:

  • Оно всегда опосредованно. Когда человек определяет взаимосвязь между вещами, основой для этого служит предыдущий опыт, а не только конкретные образы и ощущения, получаемые в конкретный момент времени. Такая обособленность мыслительных процессов четко проявляется в моменты, когда, пересекаясь со следствиями, мы находим причину. Примером может служить простая жизненная ситуация, в которой бывали все. Проснувшись утром видим на улице лужи, на основании увиденного ранее, можем сделать логический вывод о том, что ночью шел дождь;

  • Опорой мышления служат знания, которыми владеет человек. В основе построения логических умозаключений лежат фундаментальные знания, полученные человеком в течение жизни. Например, увидев пар, поднимающийся над кастрюлей, мы можем сделать вывод, что вода в ней закипела. Во-первых, мы опирались на ранее полученный опыт в этой области, а так же на знание о том, что достигнув определенной температуры молекулы воды начинают переходить в газообразное состояние, образуя тот самый пар;
  • Мысль всегда существует в обобщенном виде. Процесс познания строиться на основе простых наблюдений, но не сводиться к ним. Это значит, что наблюдая за конкретным явлением, мы соотносим все его свойства со свойствами всех предметов виденных нами ранее. То есть, мы мыслим от частного к общему и, таким образом, абстрагируемся от конкретного явления, пытаясь увидеть суть вещей. Именно это свойство мышления позволяет нам отделять существенное от несущественного;
  • Процессы мышления всегда протекают в словесной форме. Речь имеет очень тесную связь с мышлением, поскольку слова и есть те самые структурные его компоненты. Думая «зеленый» мы проговариваем это слово у себя в голове и перед мысленным взором возникает сам цвет или предметы, имеющие характерную окраску. Именно обличение образов в слова и облегчает нам работу с абстракциями. Слова уже есть обобщение нескольких явлений, поэтому умение ими манипулировать и создает в последствии полную картину происходящего;
  • Мысль на органическом уровне связана с действием. Она является таким отражением происходящего, которое в точности будет соответствовать решению стоящей в данный момент задачи.

В результате можно сделать вывод, что процесс мышления происходит отвлеченно от частных понятий и обобщает в группы предметы однородные по своей сути, выделяет самое главное и выявляет связи как внутри одной группы, так и между ними.

Отсюда вытекает, что процесс мышления есть более высоко организованная форма умственной деятельности, нежели чувственное познание действительности.

Однако нельзя представить себе мысль, образованную на «пустом месте». В основе каждого мыслительного процесса лежит некоторое количество фактов, которые были получены путем сенсорного восприятия окружающей действительности.

Мышление есть совокупность процессов объясняющих взаимосвязь отдельных фактов и явлений, и в основе его лежит познание, как поставщик необходимой информации. Можно рассматривать мышление как наивысшую форму биологической эволюции, как особенную структуру наивысшей организации, которая способна посредствам идеальных образов представлять картину реальности. Однако возникло мышление не только, как биологический процесс, оно формировалось под влиянием социальных факторов, таких как труд и речь. И именно поэтому свойственен этот процесс только человеку, как биологическому виду.

Отличительной чертой мышления, является то, что окружающую действительность, оно отражает в абстракциях. Эта его способность и возводит этот тип интеллектуальной деятельности в ранг наивысшей организации. Ведь опираясь только на чувственное восприятие, нельзя дать характеристику причинно-следственным связям. Основными формами мышления являются суждение и умозаключение. Суждение есть отражение реальных объектов с их связями и взаимодействиями.

Для того чтобы решить поставленную перед человеком задачу, посредствам мышления выстраивается цепочка из логически взаимосвязанных суждений, именно такой вид умственной деятельности и будет называться умозаключением. Посредствам умозаключений возможно выведение новых логических связей и открытие новых взаимодействий.

Понимая мышление, как основной процесс познавательной деятельности, можно сказать, то именно этот процесс обеспечивает открытие знаний недоступных при любых иных способах восприятия. Мышление помогает тогда, когда познание посредствам органов чувств становиться неэффективным. Без мышления не может быть познания, оно есть обязательная его составляющая.

tonusmozga.ru

3. Роль мышления в познании

Познание развивается от незнания к знанию, от знаний менее полных и точных к более полным и точным знаниям. Этот процесс имеет сложный, противоречивый характер.

Ощущение, восприятие, представление — формы чувственного познания. Однако чувственное познание даёт нам знание о внешних свойствах предметов, об отдельных конкретных вещах. Только такими знаниями человек не может ограничиться. Он стремится к обобщению восприятия и представления, к проникновению в сущность вещей, к познанию законов природы и общества. А это невозможно без абстрактного мышления, составляющего вторую ступень познания действительности.

Мышление можно рассмотреть как особое свойство высокоорганизованной материи — мозга — отражать материальный мир в идеальных образах. Являясь продуктом биологической эволюции, мышление человека представляет собой вместе с тем продукт общественного развития. Оно возникло и развивалось в неразрывной связи с трудовой деятельностью и речью, свойственными только человеческому обществу.

В отличие от чувственного познания мышление отражает внешний мир в абстракциях. Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, от их индивидуальных особенностей, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать закономерные связи.

Благодаря способности абстрагировать, мышление является высшей формой отражения внешнего мира. Ограничиваясь чувственным познанием, нельзя установить причинной зависимости между такими, например явлениями, как гром и молния, определить время наступления солнечного или лунного затмения, произвести расследование преступления и т.д.

Мышление человека протекает в форме суждений и умозаключений.

Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в их связях и отношениях. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений, необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением. Рассуждение имеет практический смысл лишь тогда, когда оно приводит к определённому выводу, умозаключению. Умозаключение и будет ответом на вопрос, итогом поисков мысли.

Умозаключение — это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира. Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

Индуктивное умозаключение — это умозаключение от единичного (частного) к общему. Из суждений о нескольких единичных случаях или о группах их человек делает общий вывод.

Рассуждение, в котором мысль движется в обратном направлении, называют дедукцией, а вывод — дедуктивным. Дедукция есть вывод частного случая из общего положения, переход мысли от общего к менее общему, к частному или единичному. При дедуктивном рассуждении мы, зная общее положение, правило или закон, делаем вывод о частных случаях, хотя их специально и не изучали.

Умозаключение по аналогии — это умозаключение от частного к частному. Сущность умозаключения по аналогии состоит в том, что на основании сходства двух предметов в некоторых отношениях делается вывод о сходстве этих предметов и в других отношениях. Умозаключение по аналогии лежит в основе создания многих гипотез, догадок.

Мыслительная деятельность человека проявляется в понимании объектов мышления и в решении на этой основе разнообразных мыслительных задач.

Понимание — процесс проникновения мысли в сущность чего-либо. Объектом понимания может быть любой предмет, явление, факт, ситуация, действие, речь людей, произведение литературы и искусства, научная теория и т.д. Понимание может быть включено в процесс восприятия объекта и выражаться в узнавании, осознании его, оно может осуществляться и вне восприятия. Понимание является обязательным условием решения мыслительных задач.

Действуя, человек решает разнообразные задачи. Задача представляет собой ситуацию, которая определяет действие человека, удовлетворяющего потребность путём изменения этой ситуации. Сущность задачи состоит в достижении цели. Сложные задачи человек решает в несколько этапов. Осознав цель, вопрос, возникшую потребность, он затем анализирует условия задачи, составляет план действий и действует. Одни задачи человек решает непосредственно, путём выполнения привычных практических и умственных действий, другие задачи решает опосредованно, путём приобретения знаний, необходимых для анализа условий задачи. Задачи последнего типа называются мыслительными.

Решение мыслительных задач проходит несколько этапов. Первый этап — осознание вопроса задачи и стремление найти на него ответ. Без вопроса нет задачи, нет вообще деятельности мышления.

Второй этап решения мыслительных задач — это анализ условий задачи. Не зная условий, нельзя решить ни одной задачи, ни практической, ни умственной.

Третий этап решения мыслительной задачи — само решение. Процесс решения осуществляется посредством различных умственных действий с использованием логических операций. Умственные действия образуют определённую систему, последовательно сменяя друг друга.

Последним этапом решения мыслительных задач является проверка правильности решения. Проверка правильности решения дисциплинирует мыслительную деятельность, позволяет осмыслить каждый шаг её, найти незамеченные ошибки и исправить их.

Умение решать мыслительные задачи характеризует ум человека, особенно, если человек может решать их самостоятельно и наиболее экономными способами.

В зависимости от того, какое место в мыслительном процессе занимают слово, образ и действие, как они соотносятся между собой, выделяют три вида мышления: конкретно-действенное, или практическое, конкретно-образное и абстрактное. Эти виды мышления выделяются ещё и на основании особенностей задач — практических и теоретических.

Конкретно-действенное мышление направлено на решение конкретных задач в условиях производственной, конструктивной, организаторской и иной практической деятельности людей. Практическое мышление — это прежде всего техническое, конструктивное мышление. Оно состоит в понимании техники и в умении человека самостоятельно решать технические задачи. Процесс технической деятельности есть процесс взаимодействий умственных и практических компонентов работы. Сложные операции абстрактного мышления переплетаются с практическими действиями человека, неразрывно связаны с ними. Характерными особенностями конкретно-действенного мышления являются ярко выраженная наблюдательность, внимание к деталям, частностям и умение использовать их в конкретной ситуации, оперирование пространственными образами и схемами, умение быстро переходить от размышления к действию и обратно. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

Конкретно-образное, или художественное, мышление характеризуется тем, что отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

Абстрактное, или словесно-логическое, мышление направлено в основном на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе. Абстрактное, теоретическое мышление отражает общие связи и отношения. Оно оперирует главным образом понятиями, широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

studfiles.net

Роль мышления в познании мира человеком. — Студопедия.Нет

Логика — наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир. Данное определение предполагает прежде всего выяснение вопроса, сформулированного в названии параграфа.

Познание — это деятельность человека, направленная на приобретение знаний. Познавательная деятельность включает чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущении, восприятии и представлении.

Ощущение — это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов — их цвета, формы, запаха и вкуса.

Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств, называется восприятием. Например, зрительное восприятие растущего под окном дерева или лежащей на столе книги, слуховое восприятие шума дождя, музыкальной мелодии и т. п.

Представление — это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше. Если восприятие возникает лишь в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств, то представление имеется тогда, когда такое воздействие отсутствует. Например, представление о сохранившихся в памяти человеке, событии, вещи.

Представления могут быть не только образами предметов, существующих реально; нередко они формируются на основе описания предметов, не существующих в действительности (например, крылатый конь Пегас, кентавр (получеловек-полулошадь) древнегреческой мифологии, ведьма, черт, ангел, созданные религиозной фантазией). Такие представления образуются на основе восприятий реальных предметов, являются их комбинацией.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между такими, например, явлениями, как смена времени года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного или лунного затмения или о мотивах преступления. Однако, познавая окружающий мир, человек стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в логических формах.

Рассмотрим основные особенности мышления.

1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Так, выделяя общие всем людям свойства — способность трудиться, мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, — мышление обобщает эти свойства и создает абстрактный образ человека. Подобным же образом создаются понятия юридического лица, государственного суверенитета, правоспособности и т. п. Благодаря обобщению абстрактное мышление глубже проникает в действительность, открывает присущие ей законы.

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Мы видим березовую рощу, слышим пение птиц, вдыхаем аромат цветов. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т. е. опосредствованно. По указанию термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая самого факта преступления, можно на основании прямых и косвенных улик установить преступника.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным. Получение новых знаний путем выведения находит широкое применение в познавательной деятельности человека.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.

4. Мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.

Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности, неразрывная связь с языком, активный характер отражения — таковы основные особенности мышления.

Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи.

Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности.

Было бы неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного познания. В реальном познавательном процессе они находятся в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого процесса познания. Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но и в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.

 

Виды мышления.

Мышление — процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Выделяют следующие виды Мышление: словесно-логическое, наглядно-образное, наглядно-действенное. Различают также Мышление теоретическое и практическое, теоретическое и эмпирическое, логическое (аналитическое) и интуитивное, реалистическое и аутистическое (связанное с уходом от действительности во внутренние переживания), продуктивное и репродуктивное, непроизвольное и произвольное. Рассмотрим некоторые из этих видов мышления

Мышление наглядно-действенное — один из видов мышления, характеризующийся тем, что решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Элементарные формы Мышление н.-д., наблюдаемые у высших животных, изучались И.П. Павловым, В. Келером, Н.Н. Ладыгиной-Котс и другими учеными. У ребенка Мышление н.-д. образует первую ступень развития мышления. У взрослого человека Мышление н.-д. сосуществует с наглядно-образным и словесно-логическим мышлением.

Мышление наглядно-образное — один из видов мышления. Связано с представлением ситуаций и изменений в них. С помощью Мышления н.-о. наиболее полно воссоздается все многообразие различных фактических характеристик предмета. В образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения. Важной особенностью Мышления н.-о. является установление непривычных, «невероятных» сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве Мышление н.-о. практически неразличимо с воображением. Мышление н.-о. — один иэ этапов онтогенетического развития мышления.

Мышление словесно-логическое — один из видов мышления, характеризующийся использованием понятий, логических конструкций. Мышление с.-л. функционирует на базе языковых средств и представляет собой наиболее поздний этап исторического и онтогенетического развития мышления. В структуре Мышление с.-л. формируются и функционируют различные виды обобщений.

Мышление теоретическое — вид мышления, основанный на выделении и анализе основного исходного противоречия исследуемой ситуации или решаемой задачи. Поиск средства разрешения противоречия приводит к формированию способа действия, последний позволяет решать целые классы задач. Мышление т. основано на анализе внутренних характеристик изучаемых явлений, позволяет мысленно изменять объект исследования и тем самым наиболее полно изучить его, вскрыв внутренние характеристики и отношения. Мышление т. отличается от эмпирического мышления, основанного на обобщении чувственно воспринимаемых наглядно данных свойств и отношений. Мышление т. характерно для научной деятельности.

Мышление практическое — один из видов мышления, который обычно сравнивают с мышлением теоретическим. Мышление п. связано с постановкой целей, выработкой планов, проектов и часто развертывается в условиях дефицита времени, что подчас делает его еще более сложным, чем мышление теоретическое.

Мышление творческое — один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Эти новообразования касаются мотивации, целей, оценок, смыслов. Мышление т. отличают от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением.

Мышление пралогическое — ранний этап развития мышления, на котором формирование его основных логических законов еще не завершено: существование причинно-следственных связей уже осознано, но сущность их выступает в мистифицированной форме (понятие введено Л. Леви-Брюлем). Явления соотносятся по признаку причина — следствие и тогда, когда они просто совпадают во времени. Партиципация (сопричастность) событий, смежных во времени и пространстве, служит в Мышлении п. основой для объяснения большинства событий, происходящих в окружающем мире. Человек при этом предстает тесно связанным с природой, особенно с животным миром. При Мышлении п. природные и социальные ситуации осознаются как процессы, происходящие под покровительством и при противодействии незримых сил. Порождением Мышлением п. является магия как общераспространенная в первобытном обществе попытка влиять на окружающий мир, исходя из сопричастности явлений.

studopedia.net

Роль мышления в познании — Логика

1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах. В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное. Так, выделяя общие всем людям свойства — способность

«Предмет мышления» — существующие в реальной действительности и воображаемые вещи, явления, события, их свойства и отношения.

Абстрагирование — процесс отвлечения от некоторых свойств предметов, позволяющий выделить другие его свойства. Абстракция — результат абстрагирования.

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности. При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно воздействует или воздействовало на органы чувств. Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно, а на основе уже имеющихся знаний, т.е. опосредствованно.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным, а сам процесс его получения — выведением.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь на базе языкового материала, в словах и предложениях. При помощи языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.

4. Мышление — процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности, выражая их не только средствами естественного языка, но и в символах языка формализованного, играющего важную роль в современной науке.

Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи.

Благодаря этим особенностям мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности.

Чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям, но в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает такие недоступные чувственному познанию явления, как движение элементарных частиц, законы природы и общества, но источником всех наших знаний о действительности являются в конечном счете ощущения, восприятия, представления.

 

www.blogyka.ru

Роль мышления ученика в процессе современного обуче­ния

В настоящее время на смену догматическому обучению пришло объяснительно-иллюст­ративное обучение. При объяснительно-иллюстративном обучении резко увеличива­ется объем сведений, сообщаемых ученикам, повышается актив­ность учащегося (в силу необходимости делать выводы, обобще­ния, решать различные задачи и т.п.), сущест­венно возрастает роль мышления. При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развить устойчивые познавательные интере­сы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования творческого мышления учащихся.

Современные представления о роли мышления уча­щихся в учебной деятельности претерпевают определенные изменения. До сих пор нередко полагают, будто педагог должен сообщить ученику какие-то сведения (со­держание), а ученик должен это содержание усвоить. Возникает, таким образом, впечатление, будто учитель, сфор­мировав содержание, “вкладывает” его в головы учеников, т.е. активной стороной в обучении является учитель, а на долю уче­ника остается лишь воспринять, усвоить, а затем воспроизвести это содержание. Тогда, преподавание, усвоение, воспроизведе­ние в той или иной форме – основные этапы в обучении. Часто сам учебный процесс строится в соответствии с этой схемой, и не приходится удивляться, что его эффективность оказывается невысокой. В действительности эта схема неточна, так как не учитывает психологических механизмов учения.

Согласно фундаментальному принципу отечественной психологии, развитие психики происходит в деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.). Поскольку целью и результатом учебной деятельности является изменение самого действующего субъекта – ученика (развитие его способностей, овладение способами действия и т.д.), то представления о процессе обучения должны существенно измениться. Наиболее существенными особенностями учебного процесса, построенного в соответствии с этим принципом, являются:

•       во-первых, изменяется понимание роли учителя в учебном процессе. В его функции входит не только донести до учащихся необходимое для усвоения содержание, но и создать условия для возникновения деятельности учения (и в первую очередь сформировать у учащегося адекватную цель деятельности), организовать и управлять познавательной (или практической) дея­тельностью учащегося, контролировать и оценивать его резуль­таты.

Очень распространенной ошибкой ученика является формаль­ное усвоение текста, тогда как смысл учения состоит в воссо­здании (с опорой на текстовое описание на основе “опыта в широком смысле”) того, что подлежит усвоению (текст, при этом, является лишь средством описания). Таким образом, мышление в учебной деятельности проявляет­ся в первую очередь как понимание учебного материала.

• во-вторых, поскольку активной стороной в обучении выступа­ет сам учащийся (как субъект учения), то для правильной орга­низации учебной деятельности необходимо, чтобы у школьника сформировалась адекватная цель деятельности. В формировании цели деятельности ученика важная роль принадлежит общению педагога и учащегося. Следовательно, роль мышления ученика в учебном процессе не исчерпывается активной работой с содержа­нием усваиваемого материала, но необходима работа мышления, связанного с постановкой целей (целеполаганием) в учеб­ной деятельности.

• в-третьих, для успешной реализации учебной деятельности нужно не только активно работать с материалом, понимать его, ориентироваться в его логике, уметь ставить оптимальные цели своей деятельности, но и владеть приемами управления деятель­ностью, самоконтроля, саморегуляции, что невозможно без анализа закономерностей самой деятельности. Иными словами, в учебной деятельности необходимо такое мышление, которое в психологии называют рефлексией.

• в-четвертых, учебная деятельность предполагает, что учащий­ся, для того чтобы овладеть необходимым содержанием, спосо­бами действий, будет решать разного рода задачи и проблемы. При этом этапами решения проблемной ситуации будут выступать – осознание ситуации; перевод в задачу путем выделения того, что известно и что неизвестно; ограничение зоны поиска на основе представлений о типе задачи; формирование гипотезы; проверка гипотезы и реализация решения. Решение проблем и задач – еще одно важное проявление мышле­ния учащегося в учебном процессе.

Таким образом, в качестве педагогических функций мышления школьника будут выступать – понимающая, как раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности; решение проблем и задач как способ преодоления затруднений; целеобразование как процесс порождения образов будущего результата действий; рефлексивная как направленность на осмысление самого процесса мышления. Они проявляются в учебной деятельно­сти и в понимании учебного материала, и в решении разнообраз­ных задач и проблем, и в постановке целей, и в рефлексивной регуляции.

studfiles.net

3. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ, АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ПОЗНАНИИ МИРА

3. РОЛЬ ОЩУЩЕНИЙ, АБСТРАКТНОГО МЫШЛЕНИЯ И ЯЗЫКА В ПОЗНАНИИ МИРА

ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ. Познание природы и общества человеком в ходе его общественно-производственной деятельности начинается с живого созерцания.

Уже в мире животных ощущения являются важным средством приспособления организмов к внешнему миру посредством их ориентировки в меняющейся внешней среде.

Выделение человека из животного мира, активное воздействие человека в процессе труда на внешний мир создало качественно новые условия для дальнейшего развития ощущений, а также для возникновения и развития мышления и речи. При этом важнейшим условием была материальная производственная деятельность людей. В ходе этой производственной деятельности люди с помощью орудий труда и своих органов чувств, мозга и речи узнавали всё новые свойства предметов и явлений вне него мира, учились управлять ими и ставить себе на службу, создавали необходимые для жизни общества материальные блага.

Человек получает многообразные ощущения от предметов внешнего мира. Эти ощущения являются чувственным отражением (копией, снимком, образом) тех объективно реальных свойств предметов внешнего мира, которые воздействуют на органы чувств человека и являются поэтому доступными для непосредственно-чувственного познания.

Объективные, существующие независимо от ощущений человека, физические, химические и т. п. свойства предметов отражаются в сознании как ощущения цвета, запаха, звука, вкуса и т.д. В природе, однако, нет изолированных друг от друга свойств, а есть целостные предметы, явления и процессы, связанные друг с другом и обладающие совокупностью определённых свойств. Человек при помощи своих органов чувств воспринимает не одно какое-либо свойство предмета природы, изолированное от других свойств, а предметы природы в целом, обладающие многими свойствами.

Непосредственное, наглядное, живое восприятие лещей и явлений природы, возникающее в процессе взаимодействия человека с окружающим миром, — это и есть живое созерцание.

Живое созерцание на основе практики даёт правильное отражение воспринимаемых людьми свойств предметов. Современная наука располагает средствами экспериментального доказательства правильности ощущений и восприятий. Так, зная физическую сущность отображаемых в ощущениях явлений, например цвета (длину и частоту электромагнитной волны и т. д.), учёные могут проверить правильность или ложность ощущения цвета не только путём сравнения ощущений цвета у одного человека с ощущением цвета у другого, по и путём экспериментальной проверки цвета исследуемых предметов при помощи специальных приборов.

Поскольку ощущения способны правильно отражать окружающий мир, постольку они по своему содержанию, по своему источнику объективны.

Итак, процесс познания человеком окружающего мира начинается с чувственного познания, с ощущений. «Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем…» [5]. Ощущения непосредственно связывают человека с внешним миром.

Данные живого созерцания служат исходным, отправным материалом для работы мышления, которое способно более глубоко и полно отражать внешний мир.

Воспринимая органами чувств предметы и явления внешнего мира, человек вместе с тем воспринимает не только отдельные стороны явлений, но и определенные связи, отношения между явлениями. Это оказывается возможным в силу того, что сами предметы внешнего мира представляют единство отдельного и общего, явления и сущности. Уже в ощущении всегда дано общее в конкретном, частном.

АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ. Познание глубинных процессов в природе и общество осуществляется в ходе многосторонней практики общественного человека и закрепляется в понятиях. Мышление человека есть более высокая ступень отражения закономерностей и связей объективного мира.

Мы не можем, например, непосредственно увидеть своими глазами стоимость товаров, но тем не менее мы достоверно знаем, что в условиях существования товарного производства стоимость существует, что стоимость это общественное отношение, возникающее в процессе производства товаров и обнаруживающееся в процессе обмена. Мы знаем это потому, что постигаем сущность при помощи абстрактного мышления, способного отвлечься от чувственно-наглядной стороны товаров.

Нельзя также непосредственно услышать или увидеть магнитное поле электрического тока и многие друг реальные явления объективного мира, но все эти явления человек познаёт в ходе практической деятельности при помощи мышления.

Отражение при помощи понятий сущности явлений глубинных процессов объективного развития, отражение, позволяющее человеку в процессе познания законов природы мысленно выходить далеко за пределы того, что он непосредственно может воспринять органами чувств, есть научное, абстрактное мышление.

Абстрактное человеческое мышление, познающее сущность предметов объективного мира через данные, получаемые органами чувств, есть вместе с тем и обобщающее отражение внешнего мира. В отличие от чувственных восприятий, которые являются наглядными, чувственными образами, копиями предметов окружающего мира, понятия являются опосредованными образами внешнего мира, отображенными при помощи слов и предложений.

Понятия, как и ощущения, являются субъективными образами объективного мира. Абстрактность научных понятий вовсе не означает, что они субъективны по своему содержанию, что они оторваны от действительности.

Научная абстракция — это мысль, выраженная в понятиях и отражающая внутреннюю сущность материальных процессов природы или общества.

Абстрактное мышление человека, выраженное в понятиях, так же как и ощущения человека, возникло как закономерный продукт развития общественно-производственной деятельности людей. Человек в процессе общественно-производственной деятельности углублял свои познания объективных связей природы, учился выделять разные свойства реальных предметов, отделить главное от неглавного, основное от второстепенного. Анализ и синтез на практике явились основой и стимулом для усовершенствования анализа и синтеза в мыслях, причиной дальнейшего усовершенствовании абстракции и обобщении. Практика выступала показателем того, что нужно человеку в используемых им предметах природы, того, что в них существенно.

Мышление в понятиях является результатом не только непосредственного индивидуального опыта какого-то одного человека (переработка личных его впечатлений), но и совокупного опыта многих поколений людей, закреплённого при помощи речи и письма.

Абстрактное мышление, мышление в понятиях — качественно новая форма отражении природы. В логическом мышлении нет наглядности, которая присуща живому созерцанию. Человек отвлекается от чувственно воспринимаемых свойств отдельных предметов, но лишь для того, чтобы глубже понять природу и отобразить связь явлений в их главном и существенном.

Однако живое созерцание и абстрактное мышление, т. е. чувственное и рациональное познание, не составляют двух совершенно обособленных друг от друга ступеней. Различие между чувственным восприятием и теоретическим, мышлением не абсолютно, а относительно. В конкретном процессе познания человека живое созерцание и абстрактное мышление составляют одно целое.

Научная абстракция, отражая совокупность существенных свойств предметов и явлений, представляет собой обобщение опыта, фактов, знаний. Поэтому всякая научная абстракция глубже отражает внешний мир, приближая нас к внешнему миру, а не отдаляет от него. Абстрактное мышление даёт человеку возможность на основе познания объективных законов действительности научно предвидеть тенденции развития предметов и явлений и предсказать бытие ещё непосредственно не данных в «живом созерцании», но существующих вне сознания явлений природы.

История науки даёт множество примеров того, как учёные, пользуясь научной абстракцией, предсказали существование и свойства ещё не открытых предметов и явлений, а затем практика, наблюдение, эксперимент подтвердили выводы теории. Так, например, физическая теория света предсказала, что свет — это электромагнитные волны; спустя ряд лет это было установлено экспериментально. Д. И. Менделеев на основе открытого им периодического закона элементов с большой точностью предсказал свойства трёх в его время ещё не известных химических элементов. В 1781 г. была открыта новая планета солнечной системы, которая была названа Ураном. Вскоре в результате астрономических наблюдений и вычислений, исходивших из открытий Коперника, Кеплера и Ньютона, была определена орбита Урана т. е. путь, который эта планета совершает вокруг Солнца. Однако в дальнейшем было обнаружено расхождение между той орбитой Урана, которую теоретически вычислили учёные, и той, которую они наблюдали при помощи телескопа. Последующие наблюдения с ещё большей очевидностью указали на отклонение Урана от расчетной орбиты.

Перед астрономической наукой возник вопрос: в чем заключаются причины отклонения планеты Уран от пути, вычисленного астрономами. Член Петербургской академии наук Лексель высказал предположение, что несогласие между результатами вычисления и наблюдаемыми фактами имеет место потому, что существует, очевидно, ещё никому не известная планета, взаимодействующая с планетами солнечной системы и не принятая во внимание при вычислениях орбиты планеты Уран.

Впоследствии Леверье, исходя из величины видимого отклонения Урана, теоретически вычислил предполагаемый путь (орбиту) другой, никому ещё не известной в то время планеты; он заявил, что если его расчёт верен, то в определённое время в определённом месте небесного свода эту планету можно будет увидеть в телескоп.

Берлинский астроном Галле, получив письмо Леверье, 23 сентября 1846 г. при помощи телескопа обнаружил предсказанную Леверье планету. Так была открыта новая планета, названная Нептуном. Впоследствии таким же путём, но уже на основе данных отклонений наблюдаемой орбиты Нептуна от вычисленной, было научно предсказано существование ещё одной планеты; она была открыта в 1930 г. и названа Плутоном.

Энгельс по поводу открытия Нептуна писал: «Солнечная система Коперника в течение трехсот лет оставалась гипотезой, в высшей степени вероятной, но все-таки гипотезой. Когда же Леверье, на основании данных этой системы, не только доказал, что должна существовать еще одна, неизвестная до тех пор, планета, но и определил посредством вычисления место, занимаемое ею на небесном пространстве, и когда после итого Галле действительно нашел эту планету, система Коперника была доказана» [6].

В XIX в. в Европе было модным учение буржуазного философа-позитивиста Огюста Конта, который утверждал, что задачей наук будто бы является только описание явлений, но отнюдь не открытие законов природы, ибо сущность явлений будто бы непознаваема [7]. Конт утверждал в частности, что человечество никогда не сможет узнать даже химического состава звёзд. Но прошло всего немногим более 10 лет после этого заявления, и учёные получили возможность точно определять химический состав звёзд благодаря разработке метода спектрального анализа (1859 г.).

Современная астрономия и астрофизика проникают в глубинные процессы развития вселенной, познают процессы, происходящие внутри звёзд, раскрывают тайны рождения, развития и угасания звёзд, астроботаника исследует растительные формы жизни на планетах и т. д.

Исключительно большую роль играет научная абстракция в вопросах общественной науки. Исследователь экономических и других общественных отношений не может пользоваться теми методами научного эксперимента, которые предоставляют исследователям физика, химия или другие специальные естественные науки. Социолог не может ставить опыты в лаборатории и проверять теоретические расчёты с помощью научного инструментария.

Всё это заменяется и восполняется в общественной науке силой научной абстракции. Выводы общественно науки проверяются не в лаборатории научно-исследовательского института, а в живой практической общественно-производственной деятельности людей, в ходе классовой борьбы, в ходе социалистического и коммунистического строительства.

В трудах классиков марксизма-ленинизма даны глубокие научные абстракции, раскрывающие сущность общественных явлений. Научные абстракции в трудах классиков марксизма-ленинизма явились результатом обобщения громадного количества общественных явлений в их развитии. Обобщение самых существенных признаков капиталистического и социалистического способов производства, открытие экономических законов капитализма и социализма даёт возможность Коммунистической партии предвидеть тенденции развития и правильно руководит борьбой трудящихся за коммунизм.

Примером глубоких научных абстракций являются основные понятия диалектического и исторического материализма. Эти понятия отображают в сознании человека материальный мир и его закономерности в существенном, в целом.

Итак, научное, абстрактное мышление представляет качественно новую форму отражения природы в сознании человека. Научная абстракция есть отражение в мышлении (путём выделения общего из единичного) сущности явлений, глубинных процессов развития, объективных законов природы и общества.

Абстрактное мышление в разных областях духовной деятельности имеет свою специфику. Например, абстрактное мышление в художественном творчестве отличается своими специфическими особенностями.

Искусство, художественное творчество отражает действительность в художественных образах. Но это не значит, что образность в искусстве отвергает понятия и логическую связь понятий. Ощущения и понятия являются отражением внешнего мира и при всём качественном различии не могут быть оторваны друг от друга.

В реалистическом, высокоидейном произведении образы синтезируют жизненные впечатления художника, его понимание действительности, они воплощают главное, существенное, типичное в объективной действительности. Типичность не является каким-то статистическим средним, она соответствует сущности данного социально-исторического явления.

Момент наглядности всегда присутствует в процессе научного, абстрактного мышления. Наибольшей впечатляющей силой обладают такие произведения, в которых синтезируется абстрактное и образное мышление. Например, «Капитал» Маркса показывает всю капиталистическую формацию, как живую, включает наполненные глубочайшим научным содержанием художественные образы. Достаточно напомнить главу о первоначальном накоплении капитала или изображение системы машин в виде чудовища, «тело которого занимает целые фабричные здания и демоническая сила которого, сначала скрытая в почти торжественно-размеренных движениях его исполинских членов, прорывается в лихорадочно-бешеной пляске его бесчисленных рабочих органов в собственном смысле слова» [8].

Этот образ машины-чудовища не случаен у Маркса, он отражает сущность капиталистического использования машин. Маркс показывает, что машина при капитализме превращена в вампира, высасывающего соки из рабочих, в средство эксплуатации пролетариата.

Многие научно-философские произведения прошлого также сочетают логические формы и художественные образы, например: «О природе вещей» Лукреция, «Разговор Даламбера и Дидро» Дидро, замечательные научно-философские поэмы М. Ломоносова, «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Радищева, роман «Что делать?» Чернышевского и др.

Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения и умозаключения. В противоположность идеализму диалектический материализм рассматривает их как формы, в которых отражаются реальные существенные связи объективного мира. Связь идей при помощи логических законов отражает связь вещей.

Марксистский философский материализм учит применять материалистический принцип первичности материи и вторичности сознания при изучении логических форм мышления и вскрывать отображение в понятиях, суждениях и умозаключениях объективных связей предметов материального мира. Наряду с этим марксистский философский материализм учит применить диалектику к процессу мышления, изучать мышление во всей его сложности и противоречивости, в движении и развитии.

С помощью научных абстракций наука выделяет, анализирует отдельные стороны предметов и явлений, а затем восходит от абстрактного к конкретному, т. е. воспроизводит в теории объективный процесс развития предметов и явлений в очищенной от случайностей форме.

Так, например, в кинематике изучают, абстрагируясь от строения и массы тел, лишь геометрический образ движения. Однако для целостного научного понимания движения необходимо исследовать и другие стороны механического движения. Другой пример. Маркс в «Капитале», предварительно исследовав отдельно процесс производства и отдельно процесс обращения, дал в результате целостную теоретическую картину всего процесса развития капиталистического способа производства.

Следовательно, как указывал Маркс, «метод восхождения от абстрактного к конкретному есть лишь способ, при помощи которого мышление усваивает себе конкретное, воспроизводит его духовно как конкретное» [9].

Марксистский диалектический метод требует гибкости понятий, т. е. отражения в диалектике понятий движения, изменения самих предметов и явлений природы и общества.

Всякая «гибкость» понятий, взятая субъективно, т. е. в отрыве от жизни, ведёт к жонглированию понятиями, к эклектике, к софистике.

РОЛЬ ЯЗЫКА В ПОЗНАНИИ. Мышление и его логические формы неразрывно связаны с языком. Какие бы мысли ни возникали в голове человека, они всегда возникают в языковой оболочке. Язык есть непосредственная действительность мысли.

Язык, слово является характерной чертой человеческого мышления, человеческого способа отражения действительности. Ни одному животному не присуще отражение внешнего мира посредством слов. Слово является специфическим средством выражения мысли человека. Слово всегда предполагает обобщение. Подчёркивая слитность, неразрывное единство языка и мышления, слова и понятия, классики марксизма-ленинизма не отождествляют слово с понятием. Слово в грамматическом смысле есть определённая единица речи и является звуковым выражением отдельного предмета мысли. Понятие же включает мысль о предмете, которая подчёркивает ряд взаимно связанных признаков предмета. В понятиях обобщается опыт деятельности человека, опыт разлития науки. Понятия выражаются через слова и не существуют без слов. Но если слово изучается языкознанием, то понятие составляет предмет изучения логики, истории мысли и т. д. Филологический анализ слов не тождественен анализу содержания понятий, но имеет значение в марксистско-ленинской теории познания. Энгельс критиковал Л. Фейербаха за то, что он выводил сущность религии из этимологического анализа слова «religare» — «связывать», так как тем самым Фейербах затушёвывал действительную роль религии, являющейся не средством общения, а средством порабощения людей. Первичным по отношению к слову, так же как и по отношению к понятию, является окружающий материальный мир, который отражён в понятиях, выраженных словами.

Роль языка в познании состоит в том, что он закрепляет в словах и в соединении слов в предложениях результаты работы мышления, успехи познавательной работы человека.

Так, например, слова «материя», «энергия» или же соединение слов в предложении: «Любой вид движения при определённых условиях каждый раз вполне определенным способом может превратиться в любой другой вид движения»,- зарегистрировали и закрепили при помощи языка результаты долголетней познавательной работы человека, основанной на его практической деятельности. Обмен мыслями по вопросу о превращении форм движения явился жизненной необходимостью, потому что всё развитие современной техники основано на применении закона сохранения и превращения энергии. Будучи выражен средствами языка, этот закон, как и другие достижения познавательной работы человека, становится достоянием каждого вновь вступающего в жизнь поколения уже со школьной скамьи.

Благодаря языку осуществляется, таким образом, передача из поколения в поколение опыта и знаний, накопленных обществом в борьбе с природой.

Всё это означает, что язык и письменность в гигантской степени ускоряют процесс всё более глубокого познания мира каждым новым поколением. Благодаря языку и письменности человечество не изучает заново того, что уже изучено предшествующими поколениями людей, а использует зарегистрированные и закреплённые в языке результаты познавательной работы, проделанной прошлыми поколениями.

Словарный состав языка находится почти в непрерывном изменении потому, что изменяется жизнь, отражаемая в понятиях, выраженных словами. Язык в своём словарном составе непосредственно отражает изменения, происходящие в развитии производства, базиса, надстройки. Непрерывный рост промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта, техники и науки требует пополнения словарного состава языка новыми словами и выражениями. Так, например, за период существования: советского общества словарный состав русского языка пополнился значительным количеством новых слов и выражений, появившихся в связи с возникновением нового, социалистического производства, появлением нового государства, новой социалистической культуры, новой общественности, морали, наконец, в связи с ростом техники и науки (например, слова «колхоз», «трудодень» или выражение «социалистическое соревнование» и т. д.).

Смысл ряда слов и выражений изменился. Этот факт также имеет большое познавательное значение. Он показывает, как тот же словарный материал связывается с новыми понятиями и отражает тем самым уже новые явления жизни. Так, например, старое слово «ударник» стало обозначать передовиков социалистического соревнования, получило новый смысл.

В ходе развития советского общества выпадает из словарного состава языка некоторое количество устаревших слов и выражений.

Развитие и совершенствование языка в значительной степени обусловлено развитием мышления, которое всё более полно и глубоко отражает окружающую человека действительность. Грамматика языка сами является результатом длительной, абстрагирующей работы человеческого мышления и свидетельствует об успехах мышления в ого развитии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *