Стародубцева Н.М. Роли в группе и групповых процессах
РОЛИ В ГРУППЕ И ГРУППОВЫХ ПРОЦЕССАХ
Стародубцева Н. М.
В статье представлены типы ролей в группе и групповых процессах на основе анализа литературы по социальной психологии, психологии общения, супервизии. Акцент сделан на то, как ролевое поведение повышает или снижает эффективность групповых процессов.
Ключевые слова: роль, группа, социальное ролевое поведение, ролевые ожидания, типы ролей, конфликт ролей, роль супервизора.
Природа общения, взаимодействия людей в условиях группы — это сложный процесс коммуникации, и для психолога, психотерапевта, участвующего в работе психотерапевтических групп, балинтовских, супервизионных групп, а также в собраниях профессиональных сообществ очень важно знать, как протекают групповые процессы, какие роли и как выполняют участники группы, и что необходимо делать, чтобы выполнение ролей и управлении групповым процессом повышало эффективность деятельности групп.
Группа — это объединение людей в процессе совместной социальной деятельности [1]. Люди, как правило, входят в состав разных социальных групп. В каждой из групп, куда входит человек, он занимает определенное социальное положение, соответствующее той роли, которой, по расчетам других членов группы, он будет придерживаться и которая позволяет им ожидать от него определенного поведения [2].
Следовательно, социализация человека, это, прежде всего процесс освоения социальных ролей, реализация социального ролевого поведения — это своеобразное сочетание ролей и индивидуальной особенности личности исполнителя [3]. Выполнение определенных ролей в группе обеспечивает «врастание» человека в общество себе подобных.
В сложном процессе социализации человек уже в детстве приобретает качества нужные для ролей, предполагающих или наоборот, требующих подчинения [1]. Человек редко берет на себя ту или иную роль добровольно, обычно она возлагается на него в результате стечения обстоятельств, в связи с социальными потребностями или характером образования и профессиональной принадлежности.
Взаимодействуя с людьми разных групп, один и тот же человек, в зависимости от групповой принадлежности может выполнять несколько ролей. В одной ситуации — жена, мать, бабушка, в другой — врач, психолог, психотерапевт, в третьей — руководитель профессионального сообщества, в четвертой — супервизор и т. д. Социальная роль — это совокупность действий, которые должен выполнить человек, имеющий определенный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей, вытекающих из данного статуса [6]. Например, супервизионная группа, представляет собой малую группу, в которой проявляются закономерности, относящиеся к групповым процессам [5].Dсе члены супервизионной группы имеют определенный статус –психолога, психотерапевта, врача, супервизора, а в ходе работы группы могут выполнять несколько ролей — роль специалиста, супервизируемого, ведущего группы или (если «заражаются» клиентом), то роль клиента, в таком случае социальная роль (статус) распадается на ролевые ожидания — то, чего, согласно правилам проведения супервизионной группы, ждут от носителя той или иной роли, и на ролевое поведение — то, что человек делает в рамках своей роли [6].
Важно заметить, что всякий раз, беря на себя ту или иную роль, человек более или менее четко представляет связанные с ней права и обязанности, знает схему и последовательность действий, и строит свое поведение в соответствии с ожиданиями окружающих [6].
Супервизор — роль ведущего полимодальной супервизионной группы, его действия регламентированы правилами, и он их последовательно соблюдает сам, следит за соблюдением правил членами группы, одновременно отслеживает групповые, динамические процессы их интерпретирует. Роль ведущего является наиболее сложной, посколькe ведущему нужно продемонстрировать не только свою компетентность в роли ведущего и направляющего группы, но и профессиональный опыт и компетентность [11]. Насколько профессионально грамотно супервизор выполняет роль ведущего группы, настолько успешной будет ее работа в достижении главной цели, ради которой собирается полимодальная супервизионная группа. Группа при этом рассматривается как общность людей, характеризующаяся — ограниченным числом членов, непосредственными контактами, распределением ролей и позиций, взаимозависимостью участников, общими целями, ценностями, нормами, а также постоянным составом и местом, где проходят мощные групповые процессы [9].
Таким образом, человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть иным, чтобы получать не только одобрение и признание, но и своим ролевым поведением делать группу, в которой он пребывает, более эффективной.
Итак, роль — это специфический паттерн поведения, который демонстрирует член группы, основываясь на ожиданиях других ее членов [9]. Следовательно, роли исполняемые членами группы, зависят от их личности, а также от требований и нужд группы.
Существует четыре основных типа ролей в группе (по материалам Р. Вердбер, К. Вердбер), см. Таблицу № 1:
I. Обеспечивающие решение поставленной цели и задач группы;
II. Поддерживающие;
III. Процедурные;
IV. Эгоцентрические [2].
Все эти роли имеют место в ходе работы любой группы, в том числе и полимодальной супервизионной группы.
Рассмотрим все четыре типа ролей последовательно, выясним, какому поведению они соответствуют, чтобы сформировать представление о ролевом поведении в группе.
I. Роли обеспечивающие достижения поставленной цели и решения задач группы
1.1. Информирующие — от членов группы выполняющих эти роли требуют такого типа поведения, которое напрямую помогает группе в достижении поставленных целей, они сообщают группе информацию или высказывают свою точку зрения, занимаются поиском и анализом информации и мнений [2].
Пример: В супервизионной группе все члены группы заинтересованы в работе группы, и эту роль выполняют специалисты, информирующие и высказывающие свою точку зрения по-поводу сложного случая — предлагая методы, подходы в решении проблемы. От членов группы, которые выполняют эти роли, супервизируемый и другие члены группы ожидают компетентности, хорошей информированности о содержании задачи, а также, того, что они делятся своими знаниями и опытом с группой, и чем больше знаний и опыта, тем ценным будет вклад в работу группы и активнее, интереснее будут групповые процессы.
1.2. Воспринимающие информацию или точку зрения — от членов группы, выполняющих эти роли, ожидают прояснения мыслей и мнений других специалистов по стоящим перед группой проблемами, в рассмотрении сложного случая. Члены группы, исполняющие эти роли, могут задать уточняющие вопросы: «Прежде чем продолжить, хотел бы уточнить у вас еще информацию, о приеме, который вы рекомендовали …».
1.3. Аналитики. От «аналитиков» ожидают исследования аргументации членов группы в ходе обсуждения проблемы. При этом их роль сводится к постановке вопросов и помощи участникам в понимании скрытых предположений, переносов, контрпереносов в их высказываниях и групповых процессах. Эту роль выполняет ведущий группы, давая интерпретацию в конце работы группы, и все участники, когда высказываются на этапе обратной связи.
II. Поддерживающие роли. Cм. Таблицу № 1 [2].
Поддерживающие роли требуют от членов группы такого поведения, которое помогает группе развиваться и поддерживать хорошие отношения между ее членами, групповую сплоченность и эффективный уровень разрешения конфликтов (если они возникают). Участники, которые выполняют поддерживающие роли, ободряют других членов группы, снимают напряжение, вносят гармонию или объясняют происходящее.
И вновь актуальный пример полимодальной супервизионной группы — если ведущих супервизоров два, особенно на обучающих семинарах по супервизии (идеальный пример — И. В. Лях и А. С. Жуков) один из ведущих берет эту роль на себя, или кто-то из членов группы неформально может выполнять эти роли: сторонника, снимающего напряжение, гармонизатора и переводчика.
2.1. «Сторонник» — от него ожидают ободрения в группе. Когда члены группы вносят свой вклад в общее дело, «Сторонник» демонстрирует одобрение своим вербальным или невербальным поведением. «Сторонник» может улыбнуться, кивнуть или отрицательно помотать головой. Вербально он демонстрирует свою поддержку в таких высказываниях:
– «Спасибо Вам за Ваш вопрос…»;
– «Очевидно Вы выбрали лучший прием в работе …»;
– «Спасибо Вам за Вашу точку зрения…»;
– «Мне действительно нравится Ваш подход и Ваша точка зрения…».
2.2. «Снимающий напряжение» — от него ожидают того, что он определит момент, когда члены группы находятся в состоянии стресса или утомлены, и его вмешательство поможет снять напряжение в группе или стимулировать работу группы. Человек способный играть эту роль может пошутить, рассказать веселую историю из опыта работы, анекдот, метафору, чтобы группа восстановила силы, прежде чем решит задачу. Эти роли особенно важны, когда в работе супервизионной группы рассматриваются несколько сложных случаев, и необходимо время перерыва между рассмотрением случаев или в ходе работы группы. Когда динамический процесс доходит до точки накала напряжения (когда супервизируемый зашел в тупик, «заразившись клиентом»), ведущий может прервать работу группы коротким перерывом.
В ходе работы группы в некоторых ситуациях уместны остроумные реплики, они могут вызвать улыбку, снять напряжение, или скуку, встряхнуть группу, активировать групповой процесс. Хотя снимающий напряжение на мгновение отвлекает людей от решения задачи, это помогает группе оставаться сплоченной.
2.3. «Гармонизатор» — от него ожидают вмешательства в групповую дискуссию, когда конфликт угрожает, вредит ее сплоченности, или отношениям между отдельными членами группы.
– «Стоп! Остановитесь на секунду. Я знаю, что вы придерживаетесь противоположных точек зрения, не удивительно, вы же работаете в разных модальностях, но давайте посмотрим, где вы можете прийти к согласию…»;
– «Стоп! Остыньте, похоже, идет перепалка, давайте не забывать о главном — запросе специалиста…».
Эти роли особенно необходимы, когда идет отбор заявки на рассмотрение случая, и члены группы не могут договориться между собой, тогда вмешательство ведущего — «Гармонизатора», или даже кого-то из членов группы, кто неформально берет эту роль на себя (если ведущий не реагирует на возникающее напряжение).
2.4. «Переводчик» — эта роль необходима тогда, когда в группе есть люди с различиями в социальной, национальной, культурной и гендерной ориентации. От него ожидают знаний и умения помочь членам группы понять друг друга, учитывая эти различия.
III. Процедурные роли (см. Таблицу № 1) [3].
Процедурные роли также требуют специфического поведения от членов группы их выполняющих.
3.1. От «Диспетчера» ожидают, чтобы он отслеживал действия группы и помогал ей придерживаться повестки дня, этапов работы группы, не отклоняться от целей и задач, которые стоят перед группой, следить за выполнением правил, если это полимодальная супервизионная группа, тренинговая, балинтовская группа, ученый совет и т. д.
3.2. От «Протоколистов» ожидают точной записи того, что решила группа, на чем основано это решение, — протоколирование хода работы группы — запрос специалиста, краткое содержание рекомендаций, обратная связь, интерпретация. «Протоколисты» могут раздавать членам группы отредактированные копии своих протоколов, протоколы могут образовывать архив группы.
3.3. «Хранители» управляют течением беседы, следят за временем и за тем, чтобы каждый участник группы имел равные возможности участвовать в ней. Если в группе появляются те, кто начинает доминировать в разговоре, «Хранитель» замечает это и приглашает к участию других членов группы. «Хранитель» чуток, внимателен к невербальным сигналам членов группы, указывающим на то, кто хочет высказаться. В супервизионной группе по статусу эту роль выполняет ведущий супервизор, но эту роль на себя может взять и супервизируемый.
Первые названные типы ролей:
1.1. Обеспечивающие достижение цели и решение поставленных задач;
1.2. Поддерживающие;
1.3.Процедурные — помогают групповым процессам протекать динамично, конструктивно, а группам — быть эффективными, тогда, как четвертый тип ролей уменьшает эффективность групп, это Эгоцентрические роли.
IV. Эгоцентрические роли. (см. Таблицу № 1) [4].
4.1. «Агрессоры» добиваются повышения собственного статуса, критикуя почти все, или порицая других, принижая личные качества и статус окружающих. «Агрессорам» нужно противостоять и побуждать их к более конструктивному поведению. Их следует спросить о том, понимают ли они, что делают, и осознают ли влияние своего поведения на группе. Если «Агрессор» имеет авторитет в группе, к нему могут присоединиться другие члены группы и это будет способствовать уходу групповых процессов в отрицательное направление, а работу группы сделать не эффективной.
4.2. «Шутники» — их ролевое поведение сводится к тому, что они пытаются привлечь внимание, к себе дурачась, передразнивая членов группы или вообще превращая в шутку все происходящее. В отличие от снимающих напряжение, «Шутник» не концентрируется на помощи группе в снятии стресса или напряжения. Скорее «Шутник» мешает работе, когда группа пытается сосредоточиться на задаче. «Шутникам» необходимо противостоять, чтобы группа работала продуктивно, и поощрять их, когда группа нуждается в перерыве.
4.3. «Отсутствующие» пытаются решать какие-то собственные проблемы за счет группы, путем уклонения от обсуждения, дискуссии и в целом работы группы. Если группа работает по кругу, то они пропускают свое время высказывания, если группа работает по мере готовности, то они могут отмолчаться. Здесь особенно важна роль «Хранителя», который следит за работой членов группы, не упуская возможности включать в ее работу «Отсутствующих», тогда, возможно, цели «Отсутствующего» будут приведены в соответствие целям группы. Иногда они добиваются такого эффекта, физически отсутствуя на собраниях, заседаниях.
4.4. «Монополисты» в ходе работы группы много и непрерывно говорят, комментируют высказывания других, они стараются создать впечатление, что хорошо осведомлены и ценны для группы. Следует «Монополистов» поощрять, когда их комментарии полезны, но останавливать, когда они говорят много, или когда их комментарии бесполезны [2].
Усваивая социальные роли, человек усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Человек выполняет много разных ролей, и каждый раз ему требуется быть каким-то иным, чтобы получать одобрение и признание. Однако роли не должны быть противоречивыми, несовместимыми, иначе возникает конфликт ролей и внутриличностный конфликт. Когда человек вынужден исполнять роль, представления о которой не соответствуют его представлению о себе, его индивидуальности [6]. В этом случае формируется противоречивая личность, и человек начинает игнорировать какие-то требования, правила, выполнение каких-то ролей группы, которая, как он считает, его недооценивает, и стремиться сблизиться с теми, кто его ценит. Конечно, это приводят к определенным групповым процессам и влияет на эффективность группы [1].
Итак, в разных ситуациях, в разных группах человек реализует разное ролевое поведение, мобилизуя ресурсы своего организма и психики, свои знания для исполнения той или иной роли. Но в чем-то он постоянно остается самим собой [7]. И в силу того, что каждый член группы, реализуя то или иное поведение, является индивидуальностью, носителем собственной самости, а также может быть носителем одной из трех ролей «Треугольника Карпмана», или пребывать статично в одной из позиций транзакций по Э. Берну –все это в групповом взаимодействии обеспечивает мощные групповые процессы.
Следовательно, как человек, исполняющий ту или иную роль в группе, влияет на группу, так и группа влияет на носителя ролевого поведения, создавая условия эффективности работы группы и групповых процессов.
Тема интересна и не может быть ограничена одной статьей, приглашаю коллег к продолжению темы.
Таблица № 1
Основные типы ролей в группах и групповых процессах
по Р. Вердбер, К. Вердбер:
э ф ф е к т и в н ы е
р о л и
не эф- фек тив ные | 1. Обеспечивающие достижение цели и решение задач
|
| ||
1. Информирующие
| 2. Воспринимающие | 3. Аналитики | — | |
2.Поддерживающие
|
| |||
1. Сторонники
| 2. Снимающие напряжение | 3. Гармонизаторы | 4. Переводчики | |
3.Процедурные
|
| |||
1. Диспетчеры
| 2. Протоколисты | 3. Хранители | — | |
4. Эгоцентрические роли
|
| |||
1. Агрессоры | 2. Шутники
| 3.Отсутствующие
| 4. Монополисты |
Литература
- Н. Н. Обозов. Словарь практического психолога. Санкт-Петербург,1998г.
- Ж. Годфруа. «Что такое психология» том 2, М., «Мир», 1992 г.
- Эн. Гидденс. «Основы социологии», М., 2004 г.
- Психология. Словарь под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярославского. Политиздат, 1990 г.
- А. Ж. Садыкова. Динамические групповые процессы в работе супервизионной группы. (Журнал «Смальта» № 2 2014 г).
- Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. Социальная психология. Ростов-на-Дону, Феникс, 2011г.
- И. В. Лях. Полимодальная групповая супервизия: основы интерпретации динамических процессов.
- Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. М., «Юрайт», 2012 г.
- Р. Вердбер, К. Вердбер. Психология отношения. Санкт-Петербург, 2006 г.
- С. А. Кулаков. Практикум по супервизии и в консультировании и психотерапии. С-П, «Речь», 2002 г.
- Е. В. Макарова. Роль ведущего групповой полимодальной супервизии в сравнении с ролью ведущего психоаналитической группы. Сборник материалов — человек в эпоху перемен, Новосибирск, 2015 г.
5.2. Личность и группа. Роли в группе. Организационное поведение: учебное пособие
5.2. Личность и группа. Роли в группе
Группа устанавливает положение индивида, его статус. Статус определяет позицию члена группы по отношению к другим, а роль — перечень функций, которые заданы личности группой и которые определяются спецификой совместной групповой деятельности. Группа как сложная социальная система постоянно функционирует, осуществляет какую-то деятельность, поэтому для обеспечения эффективности групповой деятельности, достижения групповых целей требуются разделение и кооперация функций. Типологий групповых ролей достаточно много, в основе их лежат отношения власти – подчинения или предпочтения – отторжения. Наиболее яркое представление о ролевом разделении в группе дает анализ таких групп, где в наличии жесткая иерархия, недостаток ресурсов и проблемы с их распределением. Немаловажным фактором в таких группах является низкая социальная зрелость лидера и ведущих членов группы, отсутствие морали. Пользуясь греческим алфавитом, статусно-ролевое распределение в такой группе обычно определяется следующим набором ролей:
• альфа – лидер группы, наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ;
• бета – второе лицо в группе с соответствующим правом на блага, менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа; часто является хранителем групповых норм и правил;
• гамма-1 – приближенные, опора, соратники, команда альфы;
• гамма-2 – обычно многочисленная подгруппа инертных, подчиняющихся членов группы, становящихся жертвами манипуляций представителей верхнего уровня;
• гамма-3 – оппозиция, подгруппа недовольных своим статусом, но вынужденных подчиняться; по отношению к ним применяется политика кнута и пряника. Причем «пряником» может быть введение в число приближенных (кооптация), а «кнутом» – ограничение прав, получаемого вознаграждения, довольствия, изгнание из группы и даже физическая расправа;
• гамма-4 – шут, позволяющий себе (с разрешения лидера) критические замечания, поддерживая видимость демократии, свободы слова и т. п.; по статусу может быть на уровне от гамма-1 до гамма-3;
• омега – лицо, принимающее на себя групповую агрессию. Такая роль необходима для сплочения группы, демонстрации единства, ощущения чувства «мы» в противовес омеге, которая как раз и есть «не мы». Если личность в позиции омега не согласна со своим статусом и покидает группу, группа находит другую личность на эту роль.
Довольно ярко такое групповое деление проявляется и в группах социально незрелых личностей – детей, преступников. Анализ взаимодействия в руководстве СССР при И. В. Сталине также показывает пример подобного ролевого распределения. На наш взгляд, наиболее неприятен тот факт, что и современный миропорядок строится по этой схеме: есть и «страна-альфа», и «страна-бета». Все остальные роли тоже заняты и довольно легко идентифицируются. Роль России сейчас маргинальная: она хотела бы встать в число признанных, но иногда ведет себя как гамма-4, а в глазах «команды альфы» не заслуживает позиции выше гаммы-2, сырьевого источника.
Групповые роли подобного типа могут определяться методом социометрии, основоположником которого является Дж. Морено. В общем случае социометрическая процедура имеет целью и позволяет выяснить степень сплоченности – разобщенности в группе, определить социометрические позиции, т. е. соотносительный авторитет членов группы по признакам симпатии – антипатии – от лидера до отвергнутого (от альфы до омеги), обнаружить внутригрупповые подсистемы, сплоченные образования, во главе которых могут стоять свои неформальные лидеры[88].
Роли в группах можно разделить на продуктивные, социальные, контрпродуктивные. Такая типология ролей приводится в книге Д. Вэттена и К. Камерон[89]. Эти авторы отмечают, что улучшению производственных показателей команды способствуют два типа ролей: роли, направленные на выполнение задания (ориентированные на задачу), и роли, направленные на формирование отношений (ориентированные на отношения). Членам команды сложно исполнять обе роли одновременно, и потому они имеют тенденцию вносить в одно направление больший вклад, чем в другое. Кто-то в большей степени сосредоточен на выполнении задания, кто-то – на взаимоотношениях в команде. Роли, ориентированные на задачу, связаны с выполнением задания и достижением поставленных перед командой результатов или целей. Реализация ролей, ориентированных на задачу, позволяет двигаться к поставленным целям быстро и эффективно. Роли, ориентированные на взаимоотношения, способствуют поддержанию гармоничных межличностных взаимоотношений внутри команды. Они помогают членам команды чувствовать себя хорошо друг с другом, получать удовольствие от работы в команде.
Непродуктивные роли препятствуют команде или ее членам достигнуть максимального успеха и могут полностью подорвать мораль и единство команды, вследствие чего их принято именовать блокирующими. Мы приводим здесь описание подобных проявлений, чтобы вы могли обнаружить их в собственной команде и начать борьбу с ними. К числу характерных блоков относятся:
• неприятие – нежелание принимать идеи, высказываемые определенными лицами, невзирая на достоинства самого предложения;
• использование служебного положения – статуса, должности или титула для принятия идей без их обсуждения и проверки;
• сопротивление – блокирование всех преобразований, нововведений и прогрессивных идей, заведомое неприятие любых предложений от членов команды;
• уклонение – нежелание оставаться в рамках темы, обсуждаемой командой, уход от предмета обсуждения.
Каждая из описанных выше блокирующих ролей является потенциальным препятствием на пути разумного и эффективного выполнения задачи вследствие падения уровня морали, потери взаимопонимания, возникновения конфликтов, отсутствия развития, принятия ложных решений. Опытные члены команды быстро распознают блоки, противодействуют и изолируют членов команды, которые препятствуют решению задачи, а также обеспечивают им обратную связь.
По отношению к личности группа может играть как положительную, так и отрицательную роль. Если группа обеспечивает удовлетворение потребностей личности, а установленный группой статус соответствует ожиданиям, это можно считать положительным моментом в развитии личности (профессиональном, социальном, культурном, физическом и т. д.). Если этого не наблюдается, возможна деградация личности, искажение развития, конфликт между личностью и группой. Это отмечали немецкие ученые В. Зигерт и Л. Ланг, особенно для личности, находящейся на стадии удовлетворения потребностей в уважении и самореализации.
Группа способна подчинить себе человека, заставить его поступать вопреки собственным убеждениям, но только в том случае, если пребывание в группе для него более ценно, чем сохранение собственных моральных принципов, либо если уход из группы ставит под угрозу здоровье или даже жизнь. Группа же и помогает человеку усвоить ее нормы и ценности, осуществить социализацию. Пребывать вне каких бы то ни было групп длительное время человек не в состоянии: вне общества, вне группы себе подобных человек деградирует, теряет способность общения, взаимодействия. Прототип Робинзона Крузо моряк А. Селкирк после длительного пребывания на необитаемом острове так и не смог, возвратившись домой, стать опять полноценным членом общества: он искал уединения, жил в самом глухом углу усадьбы своего отца и довольно скоро скончался.
К сожалению, широкий и свободный выбор группы не всегда возможен, поэтому мы всю жизнь ищем наиболее подходящее нам общество, выбираем те или иные группы, адаптируемся к ним, утверждаемся в той или иной роли, боремся за изменение статуса, ищем компромисс между требованиями группы и собственными принципами. Изучаемые социальной психологией массовые социально-психологические явления: общественное мнение, коллективные переживания, подражание, соревнование – охватывают большие сообщества людей.
Если под социальной ролью личности в обществе обычно понимается совокупность норм, определяющих поведение людей в зависимости от их статуса и позиции, а также ожидаемое поведение, реализующее эти нормы, то роли в организациях можно назвать профессионально-функциональными. Каждый член официальной организации занимает ту или иную должность, которая, как правило, характеризуется определенным уровнем профессиональной квалификации.
Профессионально-функциональная роль определяется должностными инструкциями, в которых указаны цели данной деятельности, обязанности и праваработника, его ответственность, официальные взаимосвязи с другими членами организации по вертикали и горизонтали, основные требования к его профессиональным знаниям и навыкам, уровню образования. В работе A. Л. Свенцицкого отмечается значение должностных инструкций в жизнедеятельности организации и проблемы, возникающие вследствие их нечеткости, размытости функций специалиста и руководителя, при которых слабо дифференцируется профессиональная значимость тех или иных обязанностей. Это усложняет и оценку успешности выполнения данных профессионально-функциональных ролей. При этом чем выше место, занимаемое человеком в официальной иерархии, тем чаще он будет встречаться с неопределенностью своей должностной роли. Однако в то же время у него будет больше возможностей для выражения своей индивидуальности[90].
Вместе с тем понятно, что если человек достаточно высоко мотивирован, понимает свою функциональную роль в организации и имеет соответствующую ей профессиональную подготовку, этого еще не достаточно для того, чтобы он приложил максимум усилий для решения стоящих перед ним производственных задач. Важным является вопрос о том, в каком социальном окружении работает человек и членом какой группы в организации он является.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
4. Роли и коммуникация в группе
4. Роли и коммуникация в группе Установившаяся иерархия ролей – это заданная условиями структура распределения функций типа «лидер – ведомый». Любая групповая деятельность требует элементарного разделения функций. Группа не может более или менее эффективно
7. Стиль общения в группе
7. Стиль общения в группе Взаимоотношения в группе и распределение функций очень близки и влияют друг на друга. Работа с группой может быть построена по двум типам руководства и обучения. Первый тип – авторитарный, когда ведущий ограничивает всякое общение между членами
Личность менеджера
Личность менеджера Исходя из методологических позиций, что личность – это система деятельностей человека,[25] то есть, осмысленного применения средств и использования ресурсов, мы можем сформулировать структуру личности.1. Я – идеальный и уникальный абсолют
8.3.1. Универсум «Личность»
8. 3.1. Универсум «Личность» Структура универсума класса 8U «Личность» состоит из совокупности психических и психологических[238] конструктов, определяющих поведение людей во внешней среде. Конструкты в свою очередь состоят из более простых элементов, которые можно назвать
Вы как личность
Вы как личность Очень трудно увидеть себя со стороны! Если иногда вы чувствуете, что вас совершенно не понимают, то, возможно, вы в чем-то не правы. Понаблюдайте за собой и проанализируйте, как ваш характер влияет на поведение. Приложив к этому все усилия и «посмотрев правде
Продажа группе людей
Продажа группе людей Довольно часто в процессе продажи нам приходится встречаться с несколькими людьми одновременно, при этом основные законы продажи работают так же, как и при встрече один на один. Однако существует несколько нюансов, на которые хочется обратить ваше
Личность и стратегия
Личность и стратегия Тайм-менеджмент для первого лица. За консультацией по вопросам личного тайм-менеджмента к автору обратился собственник и генеральный директор производственного предприятия, одного из лидеров на рынке своей продукции — строительных товаров. При
Глава 2 Личность и организация
Глава 2 Личность и организация На поведение человека в организации воздействует большое количество факторов, как внутренних, личностных, так и внешних, связанных с организационным окружением. В свою очередь, поведение отдельного индивида влияет на поведение других
Презентация группе клиентов
Презентация группе клиентов Презентация для группы клиентов отличается от презентации для одного человека: сколько людей – столько мнений. Поэтому нужно разбираться в типологии клиентов. Презентация для группы покупателей имеет свой сценарий.Заранее узнайте состав
Тема 2 Личность и организация
Тема 2 Личность и организация 2. 1. Личность и факторы ее поведения в организации2.2. Психические состояния и успех в деятельности2.3. Методы исследования личности2.4. Модели трудового поведения и методы управления людьми в организации2.5. Модель трудового потенциала2.6.
Личность и самореклама
Личность и самореклама Самореклама является одним из наиболее распространенных и наиболее древних видов рекламной деятельности. Так же, как и традиционная коммерческая реклама, она решает три задачи. Занимаясь саморекламой, человек стремится: 1) в условиях конкуренции
Конвейер vs личность
Конвейер vs личность У вас должен быть конвейер – кузница кадров. Создать его не так уж сложно. Ключевая задача состоит в том, чтобы устранить необходимость нанимать профессионалов высокого класса. Создайте возможность брать людей с улицы и быстро их обучать. Через неделю
Что писать в своей группе?
Что писать в своей группе? Как и в блогах, здесь нельзя только продавать, нужно быть полезным.Все методы, которые применяются при ведении блога, подойдут и в соцсетях. Но контент нужно максимально облегчить, оставить самое легкое для восприятия и наглядное.Потому что
групповых ролей: определение, примеры и нормы
групповые роли: определение, примеры и нормы | StudySmarterВыберите язык
Предлагаемые вам языки:
Немецкий (DE) Дойч (Великобритания)Европа
- английский (DE)
- английский (Великобритания)
StudySmarter — универсальное учебное приложение.
4.8 • Рейтинг +11kБолее 3 миллионов загрузок
Бесплатно
Тот факт, что мы все существуем на этой Земле, предполагает, что у нас есть определенные роли. Будь то групповой, семейный, командный или общественный контекст, признание наших ролей помогает нам соответствовать нашим обязанностям и обязанностям. Таким образом, в этом объяснении давайте исследуем многочисленные аспекты групповых ролей на современных рабочих местах. Жизнь — это ролевая игра; только во внимании находятся…
Контент проверен экспертами в данной области Бесплатное приложение StudySmarter с более чем 20 миллионами студентовИзучите наше приложение и откройте для себя более 50 миллионов бесплатных учебных материалов.
Зарегистрируйтесь бесплатно!
- Пояснения
- Карточки
- План исследования
- StudySmarter AI
- Решения для учебников
СОДЕРЖАНИЕ :
ОГЛАВЛЕНИЕLerne mit deinen Freunden und bleibe auf dem richtigen Kurs mit deinen persönlichen Lernstatistiken
Jetzt kostenlos anmeldenNie wieder prokastinieren mit unseren Lernerinnerungen.
Jetzt kostenlos anmeldenТот факт, что мы все существуем на этой Земле, предполагает, что у нас есть определенные роли. Будь то групповой, семейный, командный или общественный контекст, признание наших ролей помогает нам соответствовать нашим обязанностям и обязанностям. Таким образом, в этом объяснении давайте рассмотрим многочисленные аспекты групповых ролей на современных рабочих местах.
Жизнь — это ролевая игра; только во внимании роли выбираются мудро. 1
— Ачарья Прашант
Определение групповых ролей
В бизнес-контексте наличие четких и конкретных групповых ролей может помочь людям более эффективно сотрудничать и координировать свою работу. Кроме того, четко определенные групповые роли могут помочь менеджерам осознать сильные и слабые стороны каждого из членов их команды, тем самым способствуя общему успеху команды измеримым и относительным образом.
Групповая роль — это набор конкретных заданий или функций, приписываемых члену команды в рамках его обязанностей.
В то время как групповые роли популярны на современных рабочих местах, процесс определения и установления возможных ролей для членов группы довольно сложен, учитывая его зависимость от психологических и биологических факторов множества людей. В следующем разделе мы кратко представим такие факторы, связанные с развитием соответствующих групповых ролей на работе.
Групповые роли в организационном поведении
Соответственно, успешное развитие групповых ролей в организационном поведении зависит от двух конкретных факторов: восприятия роли и ролевых ожиданий.
Восприятие роли
Восприятие роли имеет важное значение, поскольку оно может определить, как люди ведут себя в конкретной ситуации и в определенной роли.
Восприятие ролей людьми подразумевает их взгляды на то, как они должны вести себя в конкретной ситуации.
В зависимости от восприятия роли людьми у них может развиться особое восприятие своей внешности и степени социального взаимодействия. Кроме того, люди могут также полагаться на свое ролевое восприятие, чтобы определить, как, по их мнению, их партнеры, родители или товарищи по команде должны действовать в определенных контекстах.
Например, менеджеры по рекламе могут считать себя творческими, инициативными, общительными и открытыми. С другой стороны, управляющий портфелем акций может считать свою роль ориентированной на детали, критической и аналитической. Учитывая такие различия в восприятии ролей, менеджер по рекламе может иметь разные ожидания в отношении подчиненных и сотрудников по сравнению с портфелем акций.
Ролевые ожидания
Не менее важным, чем восприятие роли, является концепция ролевых ожиданий, которая определяет, как другие думают о роли человека.
Ожидание роли включает в себя черты, отношения и поведение, которые считаются подходящими для человека, занимающего определенное положение в определенной группе или социальной среде.
На самом деле, люди могут вырабатывать ролевые ожидания относительно положения индивидуума с точки зрения качеств и действий. Например, люди обычно ожидают, что университетские профессора будут не только читать высококачественные лекции и подходящие домашние задания для студентов, но и быть трудолюбивыми, умными, честными и ответственными.
В бизнес-контексте ролевые ожидания часто четко не изложены в правилах и положениях компаний. Вместо этого компании более тонко выражают свои ролевые ожидания, известные как психологический контракт.
Психологический контракт — это неписаное соглашение, в котором четко излагаются ролевые ожидания менеджеров по отношению к своим сотрудникам и наоборот.
Типы групповых ролей
Обычно на современных рабочих местах групповые роли можно разделить на два основных типа: функциональные и дисфункциональные.
Функциональные роли членов группы
В 1981 году Мередит Белбин представила Теорию командных ролей, которая определяет девять различных ролей в группе или социальной среде. 2 В настоящее время определение и характеристики групповых ролей Мередит Белбин остаются основой функциональных ролей членов группы.
Функциональная роль предполагает набор навыков, характеристик и действий, которые человек должен выполнять в определенной группе.
Соответственно, девять общих функциональных ролей членов группы проиллюстрированы в Таблице 1. 0142
Формирователь
Формирователь постоянно поощряйте членов команды к достижению общих целей и задач. Таким образом, они часто сосредоточены на задаче, склонны к спорам и провокациям. Иногда шейперы могут проявлять нетерпение по отношению к более ориентированным на людей людям.
Исполнитель
Исполнители сосредоточены на выполнении задач. Таким образом, они ориентированы на задачу, практичны и организованы. Часто исполнители хорошо умеют преобразовывать идеи в практические действия на работе.
Завершитель
Помимо того, что они ориентированы на задачу, они перфекционисты, которые беспокоятся о сроках и целях. Кроме того, завершители не верят в способности других. Таким образом, они предпочитают работать в одиночку и делать все самостоятельно.
Координатор
Как следует из их имен, координаторы спокойные, харизматичные люди. Обычно они действуют как председатели или лидеры в группах благодаря своим навыкам межличностного общения и позитивному настрою.
Командный работник
Командный работник ориентирован на работу в команде, чувствителен и дипломатичен. В групповых условиях командные работники действуют как эффективные последователи, которые работают в интересах общих групповых результатов.
Исследователь ресурсов
Исследователи ресурсов действуют как ориентированные на людей коммуникаторы для групп. Они умеют вести переговоры и обмениваться информацией как внутри страны, так и за ее пределами. Кроме того, они являются гибкими и очень инновационными. Тем не менее, они иногда совершенно нереалистичны.
Растение
Растения часто интровертны, интеллектуальны, индивидуалистичны и целеустремленны. Хотя им не хватает коммуникативных навыков, растения хорошо предлагают идеи для решения проблем.
Наблюдатель
Наблюдатели — это сосредоточенные на задаче, умные и бесстрастные люди, которые отделяются от членов команды. Таким образом, они всегда критически подходят и оценивают свои задачи и членов команды. Наблюдатели часто известны как лица, принимающие решительные решения и критически мыслящие в группах.
Специалист
Специалисты демонстрируют глубокие знания, основанные на задачах, в областях, имеющих решающее значение для успеха группы. Они часто полагаются на свой опыт в конкретных областях, чтобы направлять групповую работу. От природы они целеустремленны и профессиональны.
Таблица 1 – Функциональные роли членов группы и их характеристики
Дисфункциональные роли
С другой стороны, есть и нежелательные групповые роли, которые наносят ущерб общим результатам. Их часто называют дисфункциональными ролями или индивидуальными ролями.
Дисфункциональные роли относятся к неуместным или ненужным индивидуальным целям, которые вызывают конфликты с целями группы.
Иногда дисфункциональные роли называют индивидуалистическими ролями или индивидуальными ролями. На работе есть шесть популярных дисфункциональных ролей: 3
- Блокаторы: лиц, которые отказываются сотрудничать, негативно реагируя на групповые проблемы или отвергая мысли и идеи других.
- Агрессоры: лиц, которые постоянно снижают статус других участников в группах, хвастаясь собой и критикуя других.
- Дезертиры: человек, которые остаются равнодушными к групповой работе и отвлекаются от нее. Они часто вносят неуместные идеи в групповые беседы, мечтая и отвлекаясь от групповых тем.
- Доминаторы: очень авторитетных лиц, которые монополизируют время и рабочий процесс группы. Часто доминаторы наслаждаются монологами в рамках групповых дискуссий.
- Искатели признания: лиц, которые сосредоточены на привлечении внимания к себе и получении сочувствия от других. Часто соискателям признания нравится хвастаться своими достижениями и опытом.
- Playboys: лиц, которые выражают неуместные шутки, цинизм или шутки во время групповой работы.
Групповые нормы и роли
Хотя организации имеют четко определенные политики и положения, они также имеют неписаные правила и руководства, обычно известные как групповые нормы.
Групповые нормы — это неформальные руководящие принципы, закрепляющие соответствие и порядок в групповой деятельности и операциях.
Групповые нормы можно разделить на две категории: предписывающие и предписывающие. Соответственно, в то время как предписывающие нормы информируют людей об ожидаемом поведении в групповых условиях, предписывающие нормы информируют их о запрещенных.
В чем основное различие между групповой нормой и групповой ролью?
По сравнению с групповой ролью групповая норма является неформальной и недокументированной. Соответственно, групповая норма часто настолько неуловима и переплетена с общей организационной практикой, что члены иногда не подозревают о существовании таких норм.
На современных рабочих местах распространены следующие групповые нормы:
- Уважительное и вежливое обращение с людьми,
- Позитивное и объективное сотрудничество с другими,
- Открытость для новых идей и предложений,
- Предоставление конструктивной и объективной обратной связи,
- Своевременное посещение собраний.
Примеры групповых ролей
В этом разделе приводится пример того, как различные групповые роли эффективно существуют в типичном отделе маркетинга.
В отделе маркетинга компании Z работают четыре сотрудника. Их должности: менеджер по маркетингу, координатор по маркетингу, специалист по связям с общественностью и стратегический консультант.
Соответственно, менеджер по маркетингу, скорее всего, возьмет на себя роль формирователя или наблюдателя, объективно и эффективно взаимодействуя с другими, чтобы подтолкнуть весь отдел к успеху.
Соответственно, координатор по маркетингу выполняет роль координатора, который должен эффективно делегировать задачи и поддерживать тесную связь между людьми внутри и вне отдела маркетинга.
Кроме того, сотрудник по связям с общественностью занимается большинством внутренних и внешних деловых переговоров и коммуникаций, начиная со СМИ и заканчивая стратегическими партнерами компании. Таким образом, человек играет роль исследователя ресурсов. Наконец, стратегический консультант действует как специалист или завод, который использует свои интеллектуальные знания, чтобы предоставить отделу маркетинга предложения, основанные на фактических данных, и высококачественный стратегический выбор.
Хотя не всегда обязательно, чтобы все девять групповых ролей теории Мередит Белбин существовали в конкретной организации, большинство из них обычно практикуется при определении групповых ролей на работе. Поэтому в следующий раз, когда вы будете принадлежать к какой-либо группе, задайте себе вопросы о том, какую групповую роль вы бы хотели взять на себя и как вы можете извлечь из этого максимальную пользу!
Групповые роли — основные выводы
- Групповая роль — это набор конкретных заданий или функций, приписываемых члену команды в рамках его обязанностей.
- Ролевые ожидания включают черты, отношения и поведение, которые считаются подходящими для человека, занимающего определенное положение в определенной группе или социальной среде.
- Психологический контракт — это неписаное соглашение, в котором четко излагаются ролевые ожидания менеджеров в отношении своих сотрудников и наоборот.
- Функциональная роль предполагает набор навыков, характеристик и действий, которые должен выполнять член группы.
- В 1981 году Мередит Белбин представила Теорию командных ролей, которая определяет девять различных ролей в группе или социальной среде: формирователь, исполнитель, координатор, комплектовщик, командный работник, исследователь ресурсов, установка, контролер и специалист.
- Дисфункциональные роли относятся к неуместным или ненужным личным целям, которые вызывают конфликты с целями группы.
- Групповые нормы — это неформальные руководящие принципы, закрепляющие соответствие и порядок в групповой деятельности и операциях.
Ссылки
- Ачарья Прашант. Цитата Фэнси. https://quotefancy.com/quote/1792804/Acharya-Prashant-Life-is-a-role-play-only-in-tention-are-the-roles-selected-мудро.
- Белбин. Командные роли Белбина. https://www.belbin.com/about/belbin-team-roles
- Улыбнись миру. Роли в группе. http://smilemundo.com/role-in-the-group/
Часто задаваемые вопросы о групповых ролях
Как правило, отдельные роли демонстрируют поведение, положительное или отрицательное для общих результатов. Например, человек-блокировщик может отказаться сотрудничать, негативно реагируя на групповые проблемы или отвергая мысли и идеи других.
В 1981 году Мередит Белбин представила Теорию командных ролей, которая определяет девять различных ролей в группе или социальной среде: формирователь, исполнитель, координатор, комплектовщик, командный работник, исследователь ресурсов, установка, контролер и специалист.
Групповая роль — это набор конкретных заданий или функций, приписываемых члену группы в рамках его ответственности и обязанностей.
Три типа групповых ролей: функциональные роли, личные и социальные роли и дисфункциональные роли.
Групповые нормы — это неформальные руководящие принципы, закрепляющие соответствие и порядок в групповой деятельности и операциях.
Финальная викторина по групповым ролям
Викторина по групповым ролям — Teste dein Wissen
Вопрос
Групповая роль – это набор конкретных заданий или функций, приписываемых члену команды в рамках его ____.
Показать ответ
Ответ
Обязанности.
Показать вопрос
Вопрос
Восприятие ролей людьми подразумевает ____ представления о том, как они должны вести себя в конкретной ситуации
Показать ответ
Ответ
Показать вопрос
Вопрос
Может ли ролевое восприятие индивидуумов выработать у них специфическое восприятие своей внешности?
Показать ответ
Ответ
Показать вопрос
Вопрос
Может ли ролевое восприятие индивидуумов выработать у них специфическое восприятие окружающих их людей?
Показать ответ
Ответ
Показать вопрос
Вопрос
Ожидание роли включает в себя черты, отношения и поведение, которые считаются подходящими для человека, занимающего определенное положение в (n) ____ группе или социальной среде.
Показать ответ
Ответ
Определено
Показать вопрос
Вопрос
Развиваем ли мы ролевые ожидания в отношении положения индивидуума только с точки зрения качеств?
Показать ответ
Ответ
Показать вопрос
Вопрос
Психологический контракт — это ____ соглашение, в котором четко излагаются ролевые ожидания менеджеров в отношении своих сотрудников, и наоборот.
Показать ответ
Ответ
ненаписанный
Показать вопрос
Вопрос
Когда Мередит Белбин представила теорию командных ролей?
Показать ответ
Ответ
Показать вопрос
Вопрос
Сколько различных ролей в группе или социальной среде существует в теории командных ролей Мередит Белбин?
Показать ответ
Ответ
Показать вопрос
Вопрос
Что из следующего относится к функциональным ролям теории Мередит Белбин?
Показать ответ
Ответ
Острее
Показать вопрос
Вопрос
Если человек умеет вести переговоры и обмениваться информацией внутри и снаружи, является гибким и в высшей степени изобретательным, этот человек, скорее всего, будет:
Показать ответ
Ответ
Исследователь ресурсов
Показать вопрос
Вопрос
Если человек часто полагается на свой опыт в экспертных областях для руководства групповой работой, его групповая роль, скорее всего, будет следующей:
Показать ответ
Ответ
Специалист
Показать вопрос
Вопрос
Дисфункциональные роли относятся к ____ или ненужным личным целям, которые вызывают конфликт с целями группы
Показать ответ
Ответ
Не имеет значения
Показать вопрос
Вопрос
Какая дисфункциональная групповая роль часто отказывается сотрудничать, негативно реагируя на групповые проблемы или отвергая мысли и идеи других:
Показать ответ
Ответ
Блокировщик
Показать вопрос
Вопрос
Какая дисфункциональная роль фокусируется на привлечении внимания к себе и получении сочувствия от других?
Показать ответ
Ответ
Искатель признания
Показать вопрос
Вопрос
Групповые нормы — это ____ руководящие принципы, которые закрепляют соответствие и порядок в групповой деятельности и операциях.
Показать ответ
Ответ
Неофициальный
Показать вопрос
Вопрос
Какой тип групповых норм информирует людей об ожидаемом поведении в групповых условиях?
Показать ответ
Ответ
Предписывающие нормы
Показать вопрос
Подробнее о групповых роляхКак бы вы хотели изучить этот контент?
Создание карточек
Учеба по материалам вашего коллеги
Прохождение короткого теста
Зарегистрируйтесь бесплатно!94% пользователей StudySmarter получают более высокие оценки.
Зарегистрируйтесь бесплатно!94% пользователей StudySmarter получают более высокие оценки.
Зарегистрируйтесь бесплатно!Как бы вы хотели изучить этот контент?
Создание карточек
Учеба по материалам вашего коллеги
Прохождение короткого теста
Бесплатно зарегестрироваться!Бесплатная шпаргалка по бизнес-исследованиям!
Все, что вам нужно знать о . Идеальное резюме, так что вы можете легко запомнить все.
Адрес электронной почты* Доступ к шпаргалкеОткройте для себя подходящий контент для ваших тем
Не нужно обманывать, если у вас есть все необходимое для успеха! Упаковано в одно приложение!
Учебный план
Будьте идеально подготовлены вовремя с индивидуальным планом.
Тесты
Проверьте свои знания с помощью игровых тестов.
Карточки
Создавайте и находите карточки в рекордно короткие сроки.
Заметки
Создавайте красивые заметки быстрее, чем когда-либо прежде.
Учебные наборы
Все учебные материалы в одном месте.
Документы
Загружайте неограниченное количество документов и сохраняйте их в Интернете.
Study Analytics
Определите сильные и слабые стороны вашего исследования.
Еженедельные цели
Ставьте индивидуальные учебные цели и зарабатывайте баллы за их достижение.
Умные напоминания
Хватит откладывать на потом наши напоминания об учебе.
Награды
Зарабатывайте очки, открывайте значки и повышайте уровень во время учебы.
Волшебный маркер
Создавайте карточки в заметках полностью автоматически.
Умное форматирование
Создавайте самые красивые учебные материалы, используя наши шаблоны.
Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы предполагаем, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принять
Политика конфиденциальности и использования файлов cookie
групп ролей | Введение в общение |
Групповая связь
Найдите минутку, чтобы подумать об участниках определенной группы, в которой вы были, и о роли каждого из них. Возможно, вы помните, что некоторые люди были чрезвычайно полезными, организованными и облегчали выполнение работы. С другими, возможно, было труднее работать, или казалось, что они нарушают групповой процесс. В каждом случае участники исполняли роли, которые проявляются в большинстве групп. Ранние исследования групповой коммуникации выявили огромное количество различных типов групповых ролей. Для упрощения мы приводим обзор некоторых наиболее распространенных ролей. Изучая групповые роли, помните, что мы обычно играем более одной роли одновременно и что мы не всегда играем одни и те же роли от группы к группе.Мы делим групповые роли на четыре категории: задачи, социально-эмоциональные, процедурные и индивидуальные. Роли задач — это роли, которые помогают или препятствуют способности группы достигать своих целей . Социально-эмоциональные роли — это роли, которые сосредоточены на построении и поддержании отношений между людьми в группе (основное внимание уделяется тому, как люди чувствуют себя в группе). Процедурные роли связаны с тем, как группа выполняет свою задачу . Люди, занимающие эти роли, заинтересованы в следовании указаниям, надлежащей процедуре и использовании соответствующих каналов при принятии решений или инициировании политики. Последняя категория, индивидуальная роль , включает любую роль, «которая отвлекает от групповых целей и подчеркивает личные цели » (Jensen & Chilberg 97). Когда люди приходят в группу, чтобы продвигать свои личные цели выше целей группы, они общаются не таким образом, чтобы это было выгодно для группы. Рассмотрим подробнее каждую из этих категорий.
- Роли задач . Несмотря на то, что человек может играть в группе множество рабочих ролей, мы хотим выделить пять наиболее распространенных. Руководитель задачи — это человек, который держит группу сосредоточенной на основной цели или задаче, устанавливая повестку дня, контролируя участие и общение членов группы, а также оценивая идеи и вклад участников . Ваш ассоциированный студенческий президент, вероятно, выполняет роль руководителя задачи. Сборщики информации — это те люди, которые ищут и/или предоставляют фактическую информацию, необходимую для оценки идей, решения проблем и заключения . Это человек, который служит связующим звеном с вашими профессорами по поводу того, что они ожидают от группового проекта. Сборщики мнений — это те, кто ищет и/или дает субъективные ответы на идеи и предложения . Они чаще всего принимают во внимание ценности, убеждения и взгляды членов. Если в вашей группе есть тихий участник, специалист по сбору мнений может спросить: «Что вы думаете?» чтобы получить обратную связь от этого человека. Адвокат дьявола — это человек, который отстаивает противоположную или противоположную точку зрения . Это может быть сделано положительно, чтобы обеспечить рассмотрение всех точек зрения, или отрицательно, как нежелание одного человека участвовать в групповых идеях. Энерджайзер — это человек, который выступает в роли лидера группы, обеспечивая энергию, мотивацию и позитивную поддержку .
- Социально-эмоциональные роли . Члены группы играют различные роли, чтобы строить и поддерживать отношения в группе. Социально-эмоциональный лидер — это человек, который занимается поддержанием и балансированием социальных и эмоциональных потребностей членов группы и имеет тенденцию играть многие, если не все роли в этой категории . Encourager тренирует хорошие навыки слушания, чтобы создать безопасное пространство для других, чтобы они могли делиться идеями и предлагать предложения . Последователи — это члены группы, которые делают то, что им говорят, выполняя решения и задания группы . Снятие напряжения — это человек, который использует юмор или умело меняет тему, пытаясь свести к минимуму напряжение и избежать конфликта . Компромисс — это тот, кто улаживает разногласия или конфликты между членами, поощряя других уступать в мелких вопросах ради достижения целей группы . Какую роль вы чаще всего играете в группе? Или вы переключаетесь между этими ролями в зависимости от группы?
- Процедурные роли . Группы не могут нормально функционировать без системы правил или норм. Члены несут ответственность за поддержание норм группы и играют много ролей для достижения этой цели. Фасилитатор действует как диспетчер трафика, управляя потоком информации, чтобы удерживать группу на задаче 9.0694 . Привратники — это те члены группы, которые пытаются поддерживать надлежащий коммуникативный баланс . Эти люди также служат контактными лицами между официальными собраниями группы. Регистратор является лицом, ответственным за отслеживание групповых идей, решений и прогресса . Часто необходимы письменные записи, поэтому этот человек несет ответственность за хранение, обслуживание и обмен групповыми заметками. Если вы человек, который достает ручку и бумагу, чтобы отслеживать, о чем говорит группа, вы записываете.
- Индивидуальные роли . Поскольку группы состоят из отдельных лиц, члены группы часто играют различные роли для достижения индивидуальных целей. Агрессор участвует в силовом или доминирующем общении, чтобы подавить других или инициировать конфликт с другими членами . Этот стиль общения может привести к тому, что некоторые участники будут молчать или оставаться пассивными. Блокировщик — это человек, который суетится или жалуется на мелкие процедурные вопросы, часто блокируя прогресс группы, не позволяя им добраться до задачи . Они беспокоятся о мелких деталях, которые в целом не важны для достижения желаемого группой результата. Самоисповедник использует группу для обсуждения личных или эмоциональных вопросов, не имеющих отношения к группе или ее задаче . Это человек, который рассматривает группу как группу, предназначенную для проведения групповой терапии. Playboy или Playgirl проявляют мало интереса к группе или к решению проблемы и не вносят значимого вклада или вообще не вносят в него никакого вклада. Это человек, который по существу не работает, но все же получает признание за работу группы. Джокер или Клоун использует неуместный юмор или замечания, которые могут отвлечь группу от ее миссии .
Лицензии и атрибуции
Контент по лицензии CC, совместно используемый ранее
- Обзор исследования связи. Авторы : Скотт Т. Пейнтон и Линда К. Хан. Предоставлено : Государственный университет имени Гумбольдта.