Розенцвейг, Саул — Википедия
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Розенцвейг.Саул Розенцвейг | |
---|---|
англ. Saul Rosenzweig | |
Дата рождения | 7 февраля 1907(1907-02-07) |
Место рождения | Бостон |
Дата смерти | 9 августа 2004(2004-08-09) (97 лет) |
Место смерти | Сент-Луис |
Страна | США |
Научная сфера | психология, психодиагностика, психотерапия |
Место работы |
|
Альма-матер | Гарвардский колледж |
Учёное звание | профессор |
Известен как | автор теста рисуночной фрустрации. |
Сау́л Розенцве́йг
ru.wikipedia.org
ТЕСТ РОЗЕНЦВЕЙГА
ТЕСТ РОЗЕНЦВЕЙГА
Настоящая методика впервые описана в 1944 г. С. Розенцвейгом под названием Методика рисуночной фрустрации> (PF-Study). Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации. В данном пособии приводится модификация методики С. Розенцвейга, разработанная в Научно-исследовательском институте им. В. М. Бехтерева [3, 13].
Методика состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.
1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет, обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций — рисунки № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.
2. Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: рисунки № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.
Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия», или наоборот.
Процедура эксперимента организуется согласно приложенной к набору рисунков инструкции.
Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.
1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию).
2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).
3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать).
Реакции различаются также с точки зрения их типов:
1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие, или описывается как не имеющее серьезного значения).
2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего , и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).
3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму гребования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).
Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта. Для обозначения направления реакции пользуются буквами Е, I, М. Е — экстрапунитивные реакции; I — интропунитивные; М — импунитивные. . Типы реакций обозначаются следующими символами: OD — «с фиксацией на препятствии», ED — «с фиксацией на самозащите», NP — «с фиксацией на удовлетворении потребности».
Для указания, что в ответе доминирует идея препятствия, добавляется значок (Е’, I’, М’). Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строчными буквами е, i, m.
В соответствующей таблице содержатся способы оценок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистрационный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозначен как «степень социальной адаптации». Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со «стандартными», среднестатистическими.
ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Инструкция: «На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Человек слева всегда изображен говорящим какие-то слова. Вам надо на листе ответов под номером, соответствующим рисунку, написать первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности быстрее.»
ОПИСАНИЕ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ФАКТОРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОЦЕНКЕ ОТВЕТОВ
|
OD |
ED |
NP |
E |
E’ — в ответе подчер-кивается наличие пре-пятствия. Встречается главным образом в ситуациях с препятствием. |
Е — враждебность, порицание направлены против кого-либо или чего-либо в окружении. В ответе содержаться обвинения, упреки, сарказм. Пример: «Пошел к черту», «Вы ыиноваты…» Е~ — Испытуемый активно отрицает свою вину за совершенный проступок. Пример: «Я не делал того, в чем Вы меня обвиняете». |
е — требуется, ожидается или явно подразумева-ется, что кто-то должен разрешить эту ситуацию. Пример:»Это Вам надо решить этот вопрос». |
I |
I’ — фрустрирующая ситуация интерпретиру-ется как благоприятно-полезная, как принося-щая удовлетворение (или заслуживающая на-казания). Пример:»Эта ситуация фактически — благодея-ние (выгода)». В замаскированной форме: «Мне очень жаль, что я послужил причиной этого». |
I — порицание, осуждение направлены на самого себя, доминирует чувст-во вины, собственной не-полноценности, угрызе-ния совести. Пример:»Это меня надо осуждать за то, что произошло». I~ — субъект, признавая вину, отрицает ответст-венность, призывая на помощь смягчающие об-стоятельства. Пример:»Я виноват, но я сделал это не нарочно». |
I — субъект сам берется разрешить фрустрирую-щую ситуацию, открыто признавая или намекая на своюю виновность. Пример:»Я беру ответст-венность за исправление этой ситуации на себя». |
M |
M’ — трудности фрустри-рующей ситуации не замечаются или сво-дятся к полному ее отрицанию. Пример:»Эта ситуация не имеет никакого зна-чения». |
M — ответственность ли-ца, попавшего во фрус-трирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается. Пример:»Ничего, на ошибках учимся». |
m — выражается надежда, что время, нормальный ход событий разрешат проблему, просто надо немного подождать, или же, что взаимопонима-ние и взаимоуступчи-вость устранят фрустри-рующую ситуацию. Пример:»Вопрос решится сам собой, стоит только нам немного подождать, поговорить, подумать». |
Естественно предполагать, что при наличии индивидуальных особенностей фрустрационных реакций в целом определенная социальная общность людей будет характеризоваться «усредненным профилем». Среди всего многообразия ответов испытуемых какой-то группы могут быть выделены путем соответствующих статистических процедур одинаковые или сходные ответы, которые можно считать характерными для отдельных ситуаций теста.
Показатель GCR вычисляется путем сравнения очков субъекта со стандартными величинами, полученными путем статистического подсчета. Ситуаций, которые используются для сравнения, всего 14. Их значения представлены на таблице (см. ниже). Слева на листке протокола испытуемого ставится знак , если ответ субъекта идентичен стандартному ответу. Когда в качестве стандартного ответа даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается знаком «+». Если ответ субъекта дает двойную оценку, и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла. Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «-«. Оценки суммируются, считая каждый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляется процентная величина GCR испытуемого. Количественная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению.
ОБЩАЯ ТАБЛИЦА GCR ДЛЯ ЗДОРОВЫХ ЛИЦ
(по Н. В. Тарабриной)
№ рисунка |
OD |
ED |
NP |
1 |
M’E’ |
|
|
2 |
|
I |
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
i |
6 |
|
|
e |
7 |
|
E |
|
8 |
|
|
|
9 |
|
|
|
10 |
|
E |
|
11 |
|
|
|
12 |
|
E |
m |
13 |
|
|
e |
14 |
|
|
|
15 |
E’ |
|
|
16 |
|
E I |
|
17 |
|
|
|
18 |
E’ |
|
e |
19 |
|
I |
|
20 |
|
|
|
21 |
|
|
|
22 |
M’ |
|
|
23 |
|
|
|
24 |
M’ |
|
|
Профили. Частоты появления каждого из 9 счетных факторов заносятся в квадратики профилей. При этом каждый счетный фактор, которым бьл оценен ответ, принимается за один балл. Если же ответ оценен при помощи нескольких счетных факторов, то при этом исчислении любое разделение между счетными факторами вычисляется на пропорциональной основе, причем каждому фактору придается равное значение.
Когда 9 квадратов профилей заполнены, цифры суммируются в колонки и строчки. Так как число ситуаций равно 24, то возможный максимум для каждого случая — 24 и исходя из этого вычисляется процентное содержание каждой полученной суммы. Вычисленное таким образом процентное соотношение E, I, M, OD, ED,NP представляют выраженные в количественной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.
Образцы. На основании профиля числовых данных составляются три основных и один дополнительный образец.
1. Первый образец выражает относительную частоту разных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы располагаются в порядке их убывающей частоты. Например, частоты Е — 14, I — 6, M — 4, записываются E > I > M.
2. Второй образец выражает относительную частоту типов отвтов независимо от их направлений. Знаковые символы записываются также, как и в предыдущем примере. Например, мы получили OD — 10, ED — 6, NP — 8. Записывается OD > NP > ED 3. Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов независимо от типа и направления ответа. Записывается, например, Е > Е’ > М.
4.Четвертый дополнительный образец включает сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» и «обвинения». Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет Е и I, то максимальный процент таких ответов будет составлять 33. Для целей интерпретации полученные проценты могут быть сравнены с этим числом.
Анализ тенденций. Во время опыта испытуемый может заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакции к другому. Подобное изменение имеет большое значение для понимания реакций фрустрации, так как показывает отношение испытуемого к своим собственным реакциям. Например испытуемый может начать опыт, давая экстрапунитивные реакции, затем, после девяти
или десяти ситуаций, которые вызывают у него чувство вины, начинает давать ответы интропунитивного типа. Анализ предполагает выявить существование таких тенденций и выяснить их природу.
Тенденции записываются в виде стрелы, выше древка которой укаэывают численную оценку тенденции, определяемую знаком «+» (положительная тенденция) или «-» (отрицательная тенденция).
Формула вычисления численной оценки тенденции- (а-в):(а+в) где а — количественная оценка в первой половине протокола, в — количественная оценка во второй его половине.
БЛАНК ДЛЯ ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ
Фамилия, И., О.,
Дата обследования
Оценка ответов испытуемого
|
OD |
ED |
NP |
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
… |
|
|
|
24 |
|
|
|
Таблица профилей
|
OD |
ED |
NP |
Сумма |
% |
Стандарт |
E |
|
|
|
|
|
|
I |
|
|
|
|
|
|
M |
|
|
|
|
|
|
Сумма |
|
|
|
|
|
|
% |
|
|
|
|
|
|
Стандарт |
|
|
|
|
|
|
Образцы Тенденции
Общие образцы Интерпретация
Для того, чтобы тенденция могла быть рассмотрена как показательная, она должна вмещаться, по крайней мере, в четыре ответа и иметь минимальную оценку 0.33.
Анализируется пять типов тенденций.
Тип 1-й. Рассматривается направление реакции в графе OD. Например фактор E’ появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой 2,5, и три раза во второй половине с оценкой 2 балла. Соотношение равно +0,11. Фактор I’ появляется в целом только один раз, фактор М’ — три раза. Тенденция первого типа отсутствует.
Тип 2-й. Аналогично для E, I, M.
Тип 3-й. Аналогично для e, I, m.
Тип 4-й. Рассматриваются направления реакций без учета граф.
Тип 5-й. Поперечная тенденция рассматривает распределение факторов в трех графах, не учитывая направления; например, рассмотрение графы OD, указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 — во второй половине (оценка 4). Аналогично рассматриваются графы ED и NP.
u4isna5.ru
Тема 2. Тест рисуночной ассоциации с. Розенцвейга
Цель: Создать условия для изученияТеста рисуночной ассоциации
С. Розенцвейга.
Основные понятия: фрустрация, стресс,агрессия, толерантные реакции, экстрапунитивные, интрапунитивные и импунитивные реакции.
Установка к занятиям [55, 21, 30].
Тест рисуночной ассоциации был разработан С. Розенцвейгом в 1944 г. Им также был предложен детский вариант (1948). У нас тест получил распространение под названием «методика изучения фрустрационных реакций» после адаптации, выполненной Н.В. Тарабриной.
1. Общие положения
1.1. Определение основных понятий.
Наиболее широко используются следующие два определения фрустрации: первое — как невозможности (или ситуации невозможности) удовлетворения уже активированной потребности из-за какого-либо препятствия, второе — как психического состояния, возникающего вследствие противодействия факторов, блокирующих удовлетворение потребности.
И в том и в другом определении фрустрация относится к ситуативным явлениям. Но иногда, правда, редко, фрустрация понимается как более или менее устойчивая характеристика, свойство личности, неспособность личности приспосабливаться к ситуации стресса. Такого понимания придерживался и сам Розенцвейг, противопоставляя фрустрации толерантность, как способность справиться с фрустрирующей ситуацией без утраты психобиологической адаптации.
Эмоциональные и поведенческие реакции при фрустрации могут быть разделены на три больших класса. Для этого мы воспользуемся классификацией, предложенной Н.Д. Левитовым:
Толерантные реакции, с помощью которых индивид производит адекватную оценку ситуации и достаточно успешно ищет выход из нее.
Стенические реакции, с помощью которых отрицательная эмоциональная энергия направляется вовне (кроме агрессии сюда могут быть отнесены некоторые ригидные эмоциональные реакции по тормозному, либо сверхвозбудимому типу).
3) Астенические реакции, к типичным проявлениям которых могут быть отнесены возврат к более примитивным формам поведения (регрессия) и понижение уровня деятельности. Депрессию можно считать классическим примером астенических реакций.
В отличие от эмоциональных реакций, связанных с фрустрацией непосредственно, поведенческие реакции будут зависеть от целого ряда внешних условий. Данное положение важно для более точного определения предмета исследования методики. С помощью методики непосредственно можно оценить лишь эмоциональные ответы, а реальное поведение во фрустрации оценивается лишь прогностически, т.е. результаты имеют лишь предсказательную силу.
1.2. Характеристика методики.
Методика Розенцвейга использует этот механизм — она создает условия для появления проекции, стимулирует ее и интерпретирует каждый ответ испытуемого как проективный. Стимульный материал методики представляет собой 24 карточки с изображенными на них ситуациями, вызывающими состояние фрустрации у одного из изображенных персонажей. Испытуемый проецирует на него собственные чувства, пробужденные восприятием ситуации, и приписывает этому персонажу определенною фразу, которую тот, как ему кажется, произносит. Изображенные на карточках персонажи не имеют определенных черт, что облегчает идентификацию с ними испытуемого, а следовательно, и проекцию.
В методике Розенцвейга наиболее удачно по сравнению с другими проективными тестами формализована и стандартизирована процедура обработки и интерпретации результатов. В этом ее основное преимущество. Обработка результатов производится легче, чем в других проективных методиках, легко разбивается на этапы. Для обработки используются стандартные оценочные категории, рассогласований по применению которых практически не возникает. Это, а также быстрота и легкость выполнения и возможность группового обследования, позволяет использовать методику в прикладных исследованиях.
К методическим недостаткам следует отнести слабый контроль за процессом проекции. Другое ограничение связано с ситуациями, моделируемыми на стимульных карточках. Стимульные ситуации имеют некоторый диапазон пригодности.
1.3. Основные диагностические задачи.
Основные диагностические задачи методики в виде перечня, в последовательности, которая приближенно отражает порядок обработки и интерпретации тестовых данных.
Оценка выраженности различных видов эмоционального реагирования, на основе которой строится индивидуальный профиль реакций и делается вывод о наличии эмоцинально-когнитивных стереотипов реагирования на фрустрацию.
Оценка степени социальной адаптированности личности.
Анализ отношений личности к себе и социальному окружению.
Выявление наиболее вероятных внутренних и внешних конфликтов личности и анализ основных средств их разрешения и компенсации.
Оценка фрустрационной толерантности.
Прогностика поведения личности в экстремальных условиях социального взаимодействия.
Описание основных сфер практического применения методики:
Изучение личности больного неврозом или пациента, имеющего невротическую симптоматику. Применение теста помогает выделить основные источники проблем и конфликтов личности и изучить способы их компенсации и разрешения.
Психотерапия. С помощью методики может быть определено направление коррекционных воздействий. Некоторая информация о личностных особенностях, полученная с помощью методики, позволит прогнозировать контакт с пациентом и выбрать адекватные способы воздействия.
Социально-психологический эксперимент. Методика используется для определения социальной и групповой адаптированности личности и анализа особенностей социальной перцепции.
Диагностика деловых и профессиональных качеств личности. Методика позволяет прогнозировать поведение личности во фрустрирующих ситуациях, связанных с изучаемой профессиональной деятельностью. По выраженности отдельных реакций в профиле может быть составлена и более детальная характеристика деловых качеств испытуемого.
studfiles.net
Тема 2. Тест рисуночной ассоциации с. Розенцвейга
Цель: Создать условия для изучения Теста рисуночной ассоциации
С. Розенцвейга.
Основные понятия: фрустрация, стресс, агрессия, толерантные реакции, экстрапунитивные, интрапунитивные и импунитивные реакции.
Установка к занятиям [55, 21, 30].
Тест рисуночной ассоциации был разработан С. Розенцвейгом в 1944 г. Им также был предложен детский вариант (1948). У нас тест получил распространение под названием «методика изучения фрустрационных реакций» после адаптации, выполненной Н.В. Тарабриной.
1. Общие положения
1.1. Определение основных понятий.
Наиболее широко используются следующие два определения фрустрации: первое — как невозможности (или ситуации невозможности) удовлетворения уже активированной потребности из-за какого-либо препятствия, второе — как психического состояния, возникающего вследствие противодействия факторов, блокирующих удовлетворение потребности.
И в том и в другом определении фрустрация относится к ситуативным явлениям. Но иногда, правда, редко, фрустрация понимается как более или менее устойчивая характеристика, свойство личности, неспособность личности приспосабливаться к ситуации стресса. Такого понимания придерживался и сам Розенцвейг, противопоставляя фрустрации толерантность, как способность справиться с фрустрирующей ситуацией без утраты психобиологической адаптации.
Эмоциональные и поведенческие реакции при фрустрации могут быть разделены на три больших класса. Для этого мы воспользуемся классификацией, предложенной Н.Д. Левитовым:
Толерантные реакции, с помощью которых индивид производит адекватную оценку ситуации и достаточно успешно ищет выход из нее.
Стенические реакции, с помощью которых отрицательная эмоциональная энергия направляется вовне (кроме агрессии сюда могут быть отнесены некоторые ригидные эмоциональные реакции по тормозному, либо сверхвозбудимому типу).
3) Астенические реакции, к типичным проявлениям которых могут быть отнесены возврат к более примитивным формам поведения (регрессия) и понижение уровня деятельности. Депрессию можно считать классическим примером астенических реакций.
В отличие от эмоциональных реакций, связанных с фрустрацией непосредственно, поведенческие реакции будут зависеть от целого ряда внешних условий. Данное положение важно для более точного определения предмета исследования методики. С помощью методики непосредственно можно оценить лишь эмоциональные ответы, а реальное поведение во фрустрации оценивается лишь прогностически, т.е. результаты имеют лишь предсказательную силу.
1.2. Характеристика методики.
Методика Розенцвейга использует этот механизм — она создает условия для появления проекции, стимулирует ее и интерпретирует каждый ответ испытуемого как проективный. Стимульный материал методики представляет собой 24 карточки с изображенными на них ситуациями, вызывающими состояние фрустрации у одного из изображенных персонажей. Испытуемый проецирует на него собственные чувства, пробужденные восприятием ситуации, и приписывает этому персонажу определенною фразу, которую тот, как ему кажется, произносит. Изображенные на карточках персонажи не имеют определенных черт, что облегчает идентификацию с ними испытуемого, а следовательно, и проекцию.
В методике Розенцвейга наиболее удачно по сравнению с другими проективными тестами формализована и стандартизирована процедура обработки и интерпретации результатов. В этом ее основное преимущество. Обработка результатов производится легче, чем в других проективных методиках, легко разбивается на этапы. Для обработки используются стандартные оценочные категории, рассогласований по применению которых практически не возникает. Это, а также быстрота и легкость выполнения и возможность группового обследования, позволяет использовать методику в прикладных исследованиях.
К методическим недостаткам следует отнести слабый контроль за процессом проекции. Другое ограничение связано с ситуациями, моделируемыми на стимульных карточках. Стимульные ситуации имеют некоторый диапазон пригодности.
1.3. Основные диагностические задачи.
Основные диагностические задачи методики в виде перечня, в последовательности, которая приближенно отражает порядок обработки и интерпретации тестовых данных.
Оценка выраженности различных видов эмоционального реагирования, на основе которой строится индивидуальный профиль реакций и делается вывод о наличии эмоцинально-когнитивных стереотипов реагирования на фрустрацию.
Оценка степени социальной адаптированности личности.
Анализ отношений личности к себе и социальному окружению.
Выявление наиболее вероятных внутренних и внешних конфликтов личности и анализ основных средств их разрешения и компенсации.
Оценка фрустрационной толерантности.
Прогностика поведения личности в экстремальных условиях социального взаимодействия.
Описание основных сфер практического применения методики:
Изучение личности больного неврозом или пациента, имеющего невротическую симптоматику. Применение теста помогает выделить основные источники проблем и конфликтов личности и изучить способы их компенсации и разрешения.
Психотерапия. С помощью методики может быть определено направление коррекционных воздействий. Некоторая информация о личностных особенностях, полученная с помощью методики, позволит прогнозировать контакт с пациентом и выбрать адекватные способы воздействия.
Социально-психологический эксперимент. Методика используется для определения социальной и групповой адаптированности личности и анализа особенностей социальной перцепции.
Диагностика деловых и профессиональных качеств личности. Методика позволяет прогнозировать поведение личности во фрустрирующих ситуациях, связанных с изучаемой профессиональной деятельностью. По выраженности отдельных реакций в профиле может быть составлена и более детальная характеристика деловых качеств испытуемого.
studfiles.net
Розенцвейга тест — это… Что такое Розенцвейга тест?
- Розенцвейга тест
- РОЗЕНЦВЕЙГА ТЕСТ (с. 515) — проективная методика исследования личности. Предложена Саулом Розенцвейгом в 1945 г. на основе разработанной им теории фрустрации (подробнее см. Фрустрация — фрустрация).
Стимульный материал теста состоит из 24 рисунков, напоминающих сюжеты комикса. На каждом рисунке изображены лица, находящиеся в затруднительной, неловкой ситуации. Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которыми описывает свои претензии к другому. Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, в который обследуемый должен вписать первый пришедший на ум ответ. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Изображенные на рисунках ситуации достаточно обыденные и могут быть разделены на две группы: 1) ситуации-препятствия, в которых какое-то условие или действующее лицо обескураживает, сбивает с толку персонаж, находящийся справа, препятствует ему в исполнении его намерений, и 2) ситуации обвинения, когда находящемуся справа предъявляются какие-то претензии и упреки. Оценка полученных ответов в соответствии с теорией Розенцвейга осуществляется по направлению реакции испытуемого — это может быть либо принятие вины на себя,, либо ответная агрессия (возможно, впрочем, и принижение значения фрустрирующей ситуации, игнорирование упреков).
На основе данного теста, первоначально созданного для обследования взрослых, разработан модифицированный вариант для обследования детей в возрасте от 4 до 14 лет. Существуют и другие модификации — например, для выявления отношения к национальным меньшинствам. В нашей стране тест приобрел большую популярность и является одной из самых широко используемых психодиагностических методик.
Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.
- Рингельмана эффект
- Роршаха тест
Смотреть что такое «Розенцвейга тест» в других словарях:
Розенцвейга тест фрустрации — (Rosenzweig, 1945) – согласно теории С.Розенцвейга, фрустрация возникает при столкновении индивида с непреодолимыми препятствиями на пути к достижению цели. Способность преодолвать такие препятствия – важный показатель стрессоустойчивости,… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Розенцвейга тест фрустрации — (Rosenzweig S., 1945). Проективная методика исследования особенностей личности. Согласно теории Розенцвейга, фрустрация возникает, когда организм (личность) сталкивается с более или менее непреодолимым препятствием на пути к удовлетворению какой… … Толковый словарь психиатрических терминов
ТЕСТ РОЗЕНЦВЕЙГА — англ. test, Rosenzweig; нем. Rosenzweig Test. Проективная техника для изучения поведения личности в сложных конфликтных ситуациях для определения направленности агрессивности или ответственности. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии
тест проективный — (тест прожективный) совокупность методик целостного изучения личности, основанного на психологической интерпретации результатов проекции; тесты, служащие для определения личностных особенностей посредством фиксации реакций на неопределенные и… … Большая психологическая энциклопедия
Тест фрустрационных реакций Розенцвейга — Содержание 1 Назначение методики 2 Описание теста 3 Процедура проведения … Википедия
тест Барюка — проективный тест диагностирующий моральные способности суждений на основе выявления личностной позиции обследуемых при описании ими своего предполагаемого поведения в разнообразеных жизненных ситуациях, конфликтах. На основе идентификации самого… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Тест «Деловые ситуации» рисуночный — Модификация Н. Г. Хитровой. Тест является модификацией ассоциативно рисуночного теста С. Розенцвейга. Автор создала типологию реакций на фрустрацию, к рая положена в основу оценки эмоционального поведения личности в напряженных условиях… … Психология общения. Энциклопедический словарь
тест фрустрации Розенцвейга (ROSENZWEIG PICTURE-FRUSTRATION STUDI, RF STUDI) — проективная методика исследования фрустрационных реакций людей на основе их описания своего поведения по предложенным ситуациям рисункам. В качестве стимульного материала выступают 24 рисунка, на которых отображены различные конфликтные ситуации … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
ТЕСТ РОЗЕНЦВЕЙГА — англ. test, Rosenzweig; нем. Rosenzweig Test. Проективная техника для изучения поведения личности в сложных конфликтных ситуациях для определения направленности агрессивности или ответственности … Толковый словарь по социологии
Барюка тест — (Baruk Н., 1947). Психологическая методика, направленная на исследование моральных способностей суждения . Обнаруживается личностная позиция обследуемого в отношении описываемых в экспериментальных заданиях сложных жизненных коллизий, конфликтных … Толковый словарь психиатрических терминов
psychology.academic.ru
Ответы на тест Розенцвейга — Психологос
1) – Как обидно, что моя машина сломалась, и вы из-за этого опоздали на поезд!
– Блин, что же теперь делать?
– Ничего страшного, я что-нибудь придумаю.
– Не расстраивайтесь, пока мы с вами живы, все хорошо. Я подожду следующего поезда, а вам — большое вам спасибо за заботу!
- Человек хотел вам помочь, у него не получилось, он расстроен за вас плюс, возможно, у него некоторое чувство вины. Почему бы его не поддержать?
2) – Вам же не видно экрана!
– Ну и что теперь делать, мне ее шляпу обгрызть, что ли (раздраженно)?
– Да ничего, все основное мне понятно!
– Зато я хорошо вижу вас, и это приятнее всего!
- Она подумала о вас, вы сделали подарок ей. Хорошо?
3) – Простите пожалуйста, значит нас неправильно соединили!
– Господи, звонят среди ночи!
– Ничего, все нормально.
– Ничего страшного, позвоните еще раз, и вы обязательно дозвонитесь!
- Если вы ночью хоть раз попадали не туда, вы помните, как обычно бывает при этом неудобно. А после ваших добрых слов человеку станет на душе тепло.
4) – Она должна была быть здесь уже десять минут назад!
– Похоже, мы пролетаем!
– Ну ничего, хоть прогулялись на свежем воздухе!
– Дай я тебя обниму, тебе будет потеплее… Я думаю, она или сейчас прибежит, или у нее какие-то серьезные обстоятельства.
- Девушка рядом с вами нервничает. Девушка, которой нету, может нервничать. Первой нужно тепло, второй, как минимум, понимание.
5) – Вот ваша газета, мне очень жаль, что ребенок ее разорвал!
– Следите лучше за своим ребенком!
– Ну ничего, все, что нужно, я смогу прочесть!
– Пожалуйста, не ругайте вашего малыша, он у вас ужасно симпатичный!
- Присядьте перед ним, посмотрите ему в глаза, дайте ему руки. Что в душе?
6) – Я понимаю, что подвожу тебя, но приехать я не смогу.
– М-да. И что мне теперь делать?
– Хорошо, буду отрабатывать индивидуальные бойцовские качества.
– Я понял. Я все сделаю сам, а ты постарайся удачно решить все свои проблемы, хорошо?
- Если вам этот человек дорог, то реакция, по-моему, абсолютно естественная.
7) – Это тетя Наташа, она просит нас немного подождать, пока она не придет и еще раз не пожелает нам доброго пути!
– Еще и ее не хватало на нашу голову!
– Баба с пустыми ведрами — к неприятностям, а тетя Наташа — всегда к добру! В путь!
– Передай, что мы ее любим и обнимаем, и пусть не волнуется: у нас все будет хорошо!
- В общем-то, это и все, что ей нужно.
8) – Вы не ушиблись?
– Раз-два-три-четыре-пять! Как же мне не везет!
– Да ничего, вроде цел.
– Спасибо, немного ушибся. Вы не подадите руку? Видите, как здесь скользко, будьте тоже поак-куратнее! Всего доброго!
- Если вы попросите, чтобы вам подали руку, человек почувствует себя очень нужным. А если вы с ним еще так поговорите, он уйдет просто счастливым. Видите, как вы удачно поскользнулись!
9) – Как нарочно, теперь ты потерял ключи.
– Когда с тобой ходишь, еще не то потеряешь…
– Классно, давно хотел заменить дверь!
– Не волнуйся, я полагаю, что смогу что-нибудь придумать. Дай пока тебя поцелую!
- Она сегодня усталая и тревожная, а ты ее любишь и такую тоже.
10)– Вот уже третий раз я прихожу к вам с этими часами. Я их купила всего неделю назад, но как только прихожу домой, они останавливаются.
– Ну и что вы от меня хотите?
– Мадам, они желают нашей встречи.
– Третий раз? Да, вам что-то не везет. Давайте я посмотрю их повнимательнее, это, конечно, не дело: ходить должны часы, а не вы…
- Прочувствуйте состояние женщины перед вами: вам за сорок, отложения солей в суставах, ссора в сыном… и вообще, представьте, что это ваша мама.
11) – Мне очень жаль, но мы как раз продали последний экземпляр!
– Не везет, так не везет.
– Ну и ладно, деньги целее будут.
– У вас бойкая торговля! Это значит, не я один знаю, что у вас такой хороший магазин!
- И вообще приятно, когда продавец оказывается тоже человеком!
12) – Твоя подруга пригласила меня сегодня вечером на танцы. Она сказала, что ты не пойдешь.
– Желаю повеселиться (ядовито).
– Ну и классно, ты сегодня поработаешь за меня.
– Да, у меня сегодня другие планы. А куда вы собираетесь? Я тут нашел одно кафе — относительно недорого и прекрасная музыка, там можно классно отдохнуть. Могу подсказать, где это — в общем, рекомендую.
- Совершенно естественная реакция для окончательно просветленного.
www.psychologos.ru
Как выполнить тест Розенцвейга на собеседовании?
Иногда на собеседовании при приеме на работу испытуемому предлагается выполнить своеобразный тест. Предлагаются 24 (или меньше в зависимости от модификации) картинки, на которых изображена определенная ситуация и нужно написать, как бы вы сами поступили, окажись вы в ней. Это достаточно известный тест Розенцвейга. Он определяет реакции на фрустрирующие ситуации, то есть на ситуации, в которых блокируется какая-то потребность, или иными словами на неприятные ситуации.Например, вы приходите к начальнику, а он говорит вам: «Несмотря на то, что мы с вами договаривались, я не могу вас принять». Или сидите в зрительном зале, а шляпа соседа спереди закрывает вам часть экрана. Какова будет ваша реакция? В зависимости от ваших ответов, психолог определяет, как вы чаще всего поступаете в жизни в сложных или неприятных ситуациях, и рекомендует работодателю принимать или не принимать вас на работу.
Давайте рассмотрим, какие ответы повлияют на решение о принятии на работу, а какие послужат причиной для отказа.
Итак, все ваши ответы будут делиться на 9 условных категорий, из которых мы опишем 6 чаще всего встречаемых:
1. К этому типу реакций мы отнесем такие, которые подчеркивают препятствия и не предполагают выход из сложившейся сложной ситуации. Например, в одной из ситуаций вам сообщают в магазине, что желаемая книга закончилась, и вы отвечаете: «И что же теперь делать. Я не могу без нее».
2. Вы отрицаете свою вину и агрессивно относитесь к кому-либо в ситуации. Такие реакции называются враждебными. Например, ваша жена укоряет вас в том, что вы потеряли ключи, на что вы отвечаете, что она сама виновата, не напомнила и т.д.
3. Вы требуете разрешение сложной ситуации от другого человека, указываете, что ему нужно сделать, куда сходить, что принести.
4. Вы обвиняете себя, считаете себя виноватым. Например, вас критикуют за превышение скорости, вы извиняетесь и признаете свою вину.
5. Вы принимаете ответственность за сложившуюся ситуацию и готовы искать оптимальное решение. Например, вы сами предлагаете сходить за нужной книгой, перенести встречу на другое время или выполнить другое необходимое действие.
6. Вы спускаете ситуацию на тормозах, говорите, что, мол, ничего страшного, никто не виноват, все само разрешится.
Вы заканчиваете тест, и психолог подсчитывает, каких же ответов у вас больше всего. Давайте нарисуем картинку, какое мнение о вас, как о работнике сложится после подсчета результатов.
Предположим, больше всего ответов относятся к первому типу, когда подчеркивается препятствие, но не предлагается решение ситуации. В данном случае вы представляетесь, как работник, который видит кругом препятствия и не готов искать и предлагать решения. В ваших интересах давать поменьше таких ответов.
Если же у вас окажется больше всего ответов второго типа – вы будете выглядеть, как конфликтный человек, в любой ситуации дающий агрессивную реакцию. Возможно, для профессии контроллера в автобусе, который ловит безбилетников, это и допустимо, но вряд ли будет приветствоваться на какой-либо другой работе. Постарайтесь давать поменьше таких ответов или воздержитесь от них вообще.
Реакции третьего типа допустимы для ряда профессий, но не должны абсолютно преобладать. Уметь руководить людьми и решать некоторые проблемы с их помощью могут быть полезным качеством, если это умение умеренно выражено. Например, 3-5 подобных ответов могут оказаться для вас полезными.
Если у вас окажется больше всего реакций четвертого типа, вы представите образ себя, как человека постоянно извиняющегося, склонного к переживанию чувства вины, не умеющего брать ответственность за разрешение сложностей. Однако несколько таких ответов может помочь вам, поскольку иногда нужно и признать свои ошибки. Но не стоит делать это чрезмерно часто.
Преобладание реакций пятого типа представит вас как человека ответственного, готового «разрулить» многие ситуации. Такие ответы будут выставлять вас как инициативного и ответственного работника, и представлять вас в наиболее выгодном свете. Чем будет больше таких ответов – тем лучше.
И преобладание реакций шестого типа нарисуют образ человека, безразлично относящегося в происходящему вокруг и не интересующегося происходящим. Наибольшее количество таких ответов представит вас в невыгодном свете перед работодателем. Однако некоторое количество таких ответов просто необходимо, поскольку есть ситуации, в которых наиболее мудрое и здравое решение – улыбнуться и не создавать трагедию из сложившейся ситуации. Пусть у вас будет небольшое количество и таких ответов.
www.kakprosto.ru