Розенталь эффект: Эффект Розенталя или как мудро руководить коллективом

Содержание

Эффект Розенталя или как мудро руководить коллективом

В современном мире коммуникация, наверное, один из самых важных soft skills. Умение вести беседу, убеждать в ценности собственного проекта, вдохновлять окружающих людей – это часто недооцененный навык коммуникации среди современных энтузиастов, которые готовы покорять карьерные вершины.

И при том, что азы и основы человеческой коммуникации начали изучать еще в середине прошлого столетия, мало кто догадывается об их открытии. Например, малоизвестный феномен важности невербального общения часто может не только сыграть злую шутку, но даже навредить достижению желаемого результата.

Сегодня мы поговорим о мощном психологическом приеме, который часто называют средством манипуляции, самогипнозом и даже мистикой. Речь пойдет об эффекте Пигмалиона, который доказывает механизмы воздействия наших убеждений и желаний на эффективность и результативность не только нас самих, но и других людей.

Роберт Розенталь и его вклад в экспериментальную психологию

В 2002 году Американская ассоциация психологов отдала почетному профессору Роберту Розенталю 84 место в списке 100 самых цитируемых психологов 20 столетия.

Известный в будущем психолог-экспериментатор Роберт Розенталь переехал с родителями из Германии в Соединенные Штаты, когда ему было шесть лет. Его академическая карьера сложилась в сфере популярной в 1950-1970-х годах поведенческой психологии (бихевиоризма), где он совмещал насколько научных направлений. В 1956 году Розенталь закончил Калифорнийский Университет Риверсайда и некоторое время специализировался на клинической психологии, но уже через несколько лет его научные интересы сфокусировались на социальной психологии, изучение которой он продолжил в Гарварде.

Роберт Розенталь – автор почти пяти сотен научных статьей и нескольких монографий, свой интерес фокусировал на нескольких аспектах поведения человека в таких сферах как:

  • прикладная социальная психология;
  • природа и влияние невербальной коммуникации на общение;
  • роль коммуникации и языка в передаче информации;
  • самореализующиеся пророчества в повседневной жизни;
  • безличные процессы;
  • психология образования;
  • психология личности;
  • личностное восприятие невербальной и вербальной информации;
  • научная методология исследования и оценки научного измерения.

Главные открытия, которые принесли известность Розенталю, были сделаны в области невербальной коммуникации, им были исследованы такие аспекты человеческого поведения как:

  • посредничество безличного воздействия в коммуникации;
  • примеры и источники поведенческого изучения общения;
  • анализ данных и анализ экспериментальных моделей;
  • сравнительный анализ и метаанализ моделей поведения.

Неоцененная заслуга Розенталя в области изучения коммуникаций и человеческого общения состоит в том, что он не только акцентировал важность невербального влияния и взаимосвязи между людьми, но и доказывал это на практике. Его самый большой вклад в развитие экспериментальной психологии – это обоснование «эффекта Розенталя».

Обоснование «эффекта Розенталя»

1968 году Роберт Розенталь и его коллега Ленора Якобсон провели наблюдение в одной из школ Сан-Франциско. Это исследование должно было помочь проверить, как невербальные и неосознанные стимулы влияют на межличностную коммуникацию учителя и учеников.

Сначала Розенталь и Якобсон провели проверочный тест на IQ, который в то время был главным каноном предполагаемой эффективности среди учеников, он помог закрепить успеваемость учеников в классе. Далее новым учителям сказали о предполагаемом потенциале 10 учеников из класса, фамилии которых Розенталь выбрал случайным образом.

Как показало последующее наблюдение, учителя на подсознательном уровне, прямо или косвенно, были готовы больше способствовать обучению «потенциально способных учеников», уделяли им больше внимания, давали больше обратной связи и помогали проанализировать ошибки. С самого начала их ожидания были к этим ученикам не только выше, но и менее категоричны. Высокие ожидания учителей способствовали их покладистости и готовности помогать ученикам в процессе обучения.

В конце учебного года Розенталь и Якобсон опять провели тестирование учеников, которое подтвердило, что случайно выбранные «потенциально успешные ученики» действительно показали лучшие результаты в обучении, чем их сверстники. Получается, что те, к кому с самого начала относились лучше, действительно показали лучшие способности к обучению. По мнению Розенталя и Якобсон, завышенные ожидания учителей повлияли на результативность учеников.

Эффект предвзятости экспериментатора – это уже пророчество, ведь ожидания от человека и его действий уже поднимают планку его результативности.

Поэтому главный принцип, на котором основывается «эффект Пигмалиона», состоит в том, что наш мозг не различает восприятие и ожидание. Известный социолог Роберт Кинг Мертон (1910-2003) в свое время назвал этот эффект «самогипнозом», и, как показали недавние нейробиологические исследования, активность мозга действительно проявляется идентично касательно восприятия реальных событий и внутренних ожиданий.

Механизм воздействия согласно «эффекту Розенталя»

Хотя сам Розенталь назвал это открытие «эффектом Пигмалиона», в научной и образовательной среде оно прижилось больше под другими названиями –«эффект Розенталя» или «самореализующиеся пророчества».

Свое название этот психологический феномен получил из греческой мифологии. По рассказам Овидия, скульптор Пигмалион влюбился в скульптуру прекрасной Галатеи, и так отчаянно хотел, чтобы она ожила, что в результате так и случилось. Ученые интерпретируют этот психологический прием, как «скульптор другой личности», ведь «Эффект Розенталя» – это пример того, что наши ожидания обладают сильным воздействием на других людей. Неоднократно было доказано – если люди ощущают эмпатию и дружеский настрой собеседника, они чувствуют себя более уверенными, привлекательными и компетентными.

Суть этого психологического приема состоит в том, что мы можем управлять силой собственных ожиданий, удерживать высокий уровень мотивации и пожинать плоды от своего воздействия на реальность, то есть быть скульпторами реальности. Такое воздействие одного человека на другого по предположениям Розеталя возможно с помощью невербальной коммуникации – мимики, жестов и эмоций.

Таким образом, «эффект Пигмалиона» – это своеобразная цепочка взаимозависимой коммуникации, где действие одного человека, например, учителя, способствуют положительной отдаче среди учеников:

  1. Высокие ожидания учителя ведут к более хорошей производительности учеников.
  2. Убеждения учителя влияют на действия учеников и их убеждения о своих способностях.
  3. Убеждения учеников о своих способностях подтверждают способность учителя к прогнозированию реальности.

Как показал опыт с учителем и «потенциально умными» учениками, важно не наличие объективной информации о чем-либо, а собственное убеждение человека в истинности своего понимания ситуации. Человек, который убежден в верности какой-либо информации на бессознательном уровне, будет искать ей фактическое подтверждение.

Этот случай убеждения в истинности собственного понимания ситуации был доказан и в другом эксперименте Розенталя, когда он разделил студентов в лаборатории на две группы: одним сказал, что у них крысы хорошо обучаемы, а другим – что плохо. Хотя крысы были одни и те же, результат в конце эксперимента был разным. В отличие от школьного эксперимента, где проявлялось воздействие между учителем и учеником, в лабораторных условиях акцент был сделан только на роли экспериментатора и его упорстве доказать истинность своих убеждений.

Таким образом, имея изначально положительные убеждения о себе или окружающем нас, мы также влияем на исход ситуации. Подтверждение таким «реализующимся пророчествам» в повседневной жизни психологи также называют эффектом положительного впечатления от просмотра нового фильма, если там играет ваш любимый актер, или если вы идете на вечеринку, где будут присутствовать хорошие знакомые – вы наверняка получите предполагаемые положительные эмоции. Вот пророчество и сбылось.

Также Розенталь исследовал данное проявление эффективности и важности невербальной коммуникации в межличностном общении на малых группах, таких как:

  • учитель и ученик;
  • врач и пациент;
  • судья и присяжные;
  • руководитель и подчиненные.

Но, хотя «эффект Розенталя» множество раз подтверждался в реальной жизни, критиков этого феномена, пожалуй, не меньше, чем приверженцев. Причины почему «эффект Пигмалиона» может сработать или не сработать до конца не были исследованы.

Можно предположить, что если экспериментатор является хорошим коммуникатором, и у него хорошо развитая социальная интуиция, тогда он более расположен к поискам путей как найти общий язык с подопечным. Но если экспериментатор менее склонен к пониманию и слишком категоричен, тогда «эффект Розенталя» может не проявиться.

«Эффект Голема» или когда все наоборот

Совершенно противоположным «эффекту Розенталя» является самореализующееся пророчество под названием «эффект Голема» (название этот феномен получил из еврейского фольклора о мифическом персонаже Големе из Праги).

Базовые принципы и теоретическое обоснования «эффекта Голема» (1977) такие же, как и в «эффекте Пигмалиона», но результат совершенно противоположный. То есть, если в случае с завышенными ожиданиями руководителей от своих подчиненных они помогают улучшить результат в действительности (эффект Пигмалиона), то заниженные ожидания, негативное отношение и демотивация со стороны руководителя увеличивают низкую эффективность и шансы на то, что ожидаемый плохой результат реализуется (эффект Голема).

Подвергнуть любого человека эффекту Голема можно в случае, если:

  • игнорировать личную инициативу и идеи подчиненных;
  • давать слишком много советов и не учитывать способности личности;
  • демонстрировать чрезмерную власть, категоричность и непреклонность;
  • акцентировать внимание на неудачах и не замечать достижений.

Наиболее ярко подтверждение поведению согласно «эффекту Голема» проявляется в конфликтах: если мы настроены агрессивно и неуважительно к собеседнику, тогда очень высок шанс получить ответ в таком же духе.

Понимание механизмов действия «эффекта Пигмалиона» и «эффекта Голема» – это важный навык не только для личного развития и самомотивации, но еще и пример эффективного лидерства. Таким образом, от мудрого руководителя зависит как его манера поведения может влиять на атмосферу в рабочем коллективе и какие результаты в итоге будут получены.

Кстати, об управлении коллективом. Если у вас есть желание быть настоящим лидером, который вдохновляет сотрудников и помогает развиваться каждому в коллективе, обратите внимание на нашу онлайн-программу «Лучше техники тайм-менеджмента», которая поможет планировать не только свое время, но и составлять эффективные планы для компании. А онлайн-программа «Лучшие техники коммуникации» поможет усвоить 72 техники для успешного взаимодействия с людьми.

Желаем вам хорошего настроения и до встречи на наших уроках!

Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Коммуникации

3 примера эффекта Розенталя: в психологии простыми словами?

Можем ли мы влиять на окружающую нас реальность или мы – всего лишь марионетки в руках высшего сознания, которое направляет нас и ведет в неизвестном и выбранном еще до нашего рождения направлении? Большинство считает, что люди ничего не решают и никак не могут повлиять на реальность, так как все в жизни предрешено, поэтому нужно плыть по течению. И лишь некоторые личности знают, что люди могут влиять на реальность намного сильнее, чем они думают.

Одной из таких личностей является Роберт Розенталь, на честь которого и был назван относящийся к самосбывающимся пророчествам психологический феномен. Проведя ряд серьезных исследований, Розенталю удалось доказать, что субъект, который на все сто процентов верит в какую-то гипотезу или надежность полученной информации, на подсознательном уровне выстраивает свои действия так, чтобы получить подтверждающие эту веру результаты.

Для человека, который верит в свои силы, нет ничего невозможного. Он может изменить свою реальность, материализовать самые безумные в хорошем смысле этого слова идеи и добиться исполнения заветных мечтаний. И в этом нет никакой фантастики или мистики. Просто убежденный в правильности той или иной информации человек бессознательно демонстрирует то поведение, которое позволяет удостовериться в истинности его убеждений. Звучит будто описание какого-то псевдодокументального фильма с элементами волшебства, но это реально работает. Как именно? Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье.

А еще мы обсудим, что же такое эффект Розенталя, какие эксперименты проводил этот знаменитый немецко-американский психолог, какие выводы он сделал, как работает эффект Розенталя на практике и почему большинство людей относятся скептически к самоисполняющимся пророчествам.

Эффект Розенталя: что это такое простыми словами?

Эффект Розенталя (другие названия – «эффект Пигмалиона», «эффект предвзятости экспериментатора») – это психологический феномен, суть которого заключается в том, что личность, ожидая чего-то и сама того не осознавая, начинает вести себя так, чтобы эти ожидания сами себя оправдали и нашли реализацию в реальной жизни. Ожидание реализации пророчеств оказывает сильное влияние на характер действий личности и интерпретацию реакций других людей.

Самореализующееся пророчество или предсказание – это определенная установка, которая изначально не соответствовала истинному положению вещей, но благодаря изменению образа мышления, поведенческих паттернов, системы оценки личности и ожиданий окружающих людей становится правдой.

Эффект Розенталя может проявляться не только в любой науке и на любой стадии исследования, но и во многих других сферах повседневной жизни: во время взаимодействия с членами семьи, начальством, коллегами, родственниками, друзьями и т.д., в процессе личностной трансформации, при принятии одного или нескольких важных решений, при поиске второй половины и т.д.

Человек на подсознательном уровне делает все возможное, чтобы полученное им предсказание сбылось. Но так как индивид не осознает, что его действия и решения приводят к осуществлению пророчества, ведь все происходит на уровне его глубинного «Я», то он не верит, что имеет к этому какое-то отношение, и списывает все на удачу, правильное расположение планет, счастливое стечение обстоятельств, улыбку фортуны, милосердие судьбы и т. д.

Кто и когда открыл эффект Розенталя?

Эффект Розенталя был открыт в 1966 году Робертом Розенталем, немецко-американским психологом и почетным профессором психологии в риверсайдском Университете Калифорнии. Сам Розенталь назвал этот феномен эффектом Пигмалиона.

Реклама

Ученый провел параллель с этим древнегреческим мифологическим скульптором, который сначала создал прекрасную женскую статую из слоновой кости, а затем влюбился в неё, не просто так. Данный персонаж как нельзя лучше олицетворяет собой эффект Розенталя в действии. Как бы Пигмалион не старался добиться ответных чувств от своей любимой, какие бы дорогие подарки ей не делал и в какие бы роскошные одежды её не наряжал, но статуя оставалась статуей.

Безответная любовь заставила Пигмалиона обратиться с просьбой к богине любви и красоты Афродите. О том, чтобы Афродита оживила статую, скульптор просить не решился. Он просто подошел к богине с мольбой осчастливить его столь же прекрасной супругой, как и созданная им статуя. Афродита была тронута такой сильной любовью Пигмалиона к скульптуре, поэтому она оживила её. Скульптор женился на уже живой девушке и стал её мужем.

Хотя в древних источниках имя супруги Пигмалиона не упоминается, но французский философ Жан-Жак Руссо в своем написанном в 1762 году произведении «Пигмалион» называет её Галатея.

Какие эксперименты проводил Розенталь?

Роберт Розенталь для подтверждения существования феномена Пигмалиона проводил достаточно много экспериментов, самым известным из которых является эксперимент «Дети Розенталя». Проводилось это исследование в одном из начальных учебных заведений Сан-Франциско в соавторстве с директором Ленорой Якобсон.

Розенталь тщательно изучил интеллектуальные способности детей и сделал вывод, что все учащиеся показали приблизительно одинаковые результаты. Выбрав случайным образом определенное количество детей, экспериментатор сказал учителям, что при правильном подходе эти ученики могут существенно повысить уровень своего IQ, так как они обладают скрытым потенциалом.

В конце учебного года психолог повторил свой эксперимент. Он провел повторный тест на определение интеллектуальных способностей учеников. Полученные результаты показали, что те дети, о скрытом потенциале которых Розенталь сообщил преподавателям, получили более высокие баллы за тесты, чем остальные участники эксперимента.

Ученый объяснил это тем, что педагоги, бессознательно имея определенные ожидания в отношении этих конкретных учеников, передавали им на невербальном уровне нужные настроения. Так были реализованы их совершенно безосновательные пророчества на счет этих случайно выбранных детей.

Завышенные ожидания учителей, по мнению психолога, самым непосредственным образом повлияли на прогресс «одаренных» школьников. Ожидая высоких результатов, к процессу их обучения учителя использовали другой подход: старались мотивировать и вдохновить учеников, давали им больше творческой свободы, позволяли самовыражаться и демонстрировать индивидуальность.

Еще один знаменитый эксперимент Розенталя – исследование, в котором принимали участие студенты и крысы. Всех участвующих в эксперименте студентов ученый разделил на две группы: первой группе он сказал, что они будут взаимодействовать с плохо обучаемыми крысами, а второй группе – что с хорошо обучаемыми крысами. Уровень же обучаемости всех крыс был практически одинаковым.

В конце эксперимента Розенталь получил совершенно разные результаты: те крысы, которых он обозначил как хорошо обучаемых, показали более высокие результаты, чем их «плохо обучаемые» сородичи. В этом эксперименте психолог сделал акцент не на взаимодействии между учителем и учениками, а на упорстве экспериментатора доказать истинность его убеждений.

Суть эффекта Розенталя

Реклама

Хотя сам Роберт Розенталь и назвал открытый им феномен «эффектом Пигмалиона», но в образовательной и научной среде это открытие более известно под названием «эффект Розенталя» или «эффект самореализующегося пророчества». Данный феномен – одна из многих ловушек человеческого мышления, в которые мы попадаем практически каждый день.

Суть эффекта Розенталя заключается в том, что мы являемся скульпторами собственной реальности. Человек, удерживая личностную мотивацию на высоком уровне, может бессознательно управлять силой собственных ожиданий и получать нужные ему результаты от своего воздействия на реальность. Розенталь утверждал, что подобное воздействие одного индивида на другого осуществляется при помощи невербальной коммуникации – жестов, мимики и эмоций.

Эффект Пигмалиона можно изобразить в виде своеобразной цепочки взаимозависимой коммуникации, где действие значимого индивида способствует положительной или отрицательной отдаче среди других индивидов. Высокие ожидания значимого индивида ведут к более хорошей производительности других индивидов, а отсутствие ожиданий – к замораживанию уровня производительности или его снижению. Сначала убеждения значимого индивида влияют на действия других индивидов и их оценку своих способностей, а затем уже убеждения этих других индивидов о своих способностях и их оценка своих способностей подтверждают способность значимого индивида к прогнозированию реальности.

Как показывают результаты опыта «Дети Розенталя», значение имеет не наличие объективной информации о той или иной ситуации, а собственное убеждение индивида в истинности своего понимания этой ситуации. Бессознательно убежденный в истинности определенной информации человек будет заниматься поиском её фактического подтверждения до тех пор, пока не добьется желаемого.

Если мы изначально имеем положительные убеждения о себе или окружающей нас реальности, то мы оказываем определенное конструктивное влияние на исход ситуации. Многие психологи такие подтверждения реализующихся самопророчеств в повседневной жизни называют «эффектом положительного впечатления». Если в фильме играет ваша любимая актриса, то вы получите от него больше положительных эмоций, чем от любого другого фильма без её участия. На вечеринке, где присутствуют ваши друзья, вам будет намного веселее, чем на вечеринке, где нет ни одного вашего знакомого и т.д.

Примеры эффекта Розенталя в повседневной жизни

Пример №1. Татьяна и судьбоносная встреча

Девушка Таня ехала в поезде и разговорилась с еще одной пассажиркой Людой, которая невзначай заметила, что она обладает экстрасенсорными способностями. Татьяна пожаловалась собеседнице, что у неё не складывается личная жизнь, она никак не может встретить достойного парня. Людмила же сказала, что совсем скоро Таня встретит такого мужчину.

Таня, веря, что у её попутчицы есть определенные магические способности, начинает готовиться к долгожданной встрече: идет в салон красоты и меняет прическу, записывается на массаж, обновляет гардероб, регулярно посещает разные мероприятия, ходит в театры и на выставки. Ко всем же встречающимся на её жизненном пути представителям сильного пола девушка относится более дружелюбно и благожелательно, чем раньше, проявляет по отношению к ним больше интереса.

Тане удается познакомиться с приятным и перспективным мужчиной, с которым у неё завязываются отношения. Она искренне благодарна Люде, так как её пророчество сбылось на все сто процентов! Но Таня ни на секунду не задумывается о том, что судьбоносная встреча произошла после ряда внутренних, а затем и внешних трансформаций. Она просто не осознает, насколько изменилось её поведение, когда она поверила в предсказание Людмилы и начала готовиться к встрече.

Сначала Таня поверила Люде, затем на подсознательном уровне её образ мышления и стиль поведения изменились, а потом она познакомилась с приятным мужчиной. Пророчество сбылось не само по себе, а благодаря тому, что Таня поверила Люде и приняла её слова за чистую монету, хотя Люда могла и не обладать никакими экстрасенсорными способностями, а просто таким образом хотела поддержать Таню.

Пример №2. Георгий и его просьба о повышении зарплаты

Георгий уже несколько месяцев подряд хочет поговорить с руководителем о повышении заработной платы. Но жена Георгия за завтраком невзначай сказала, что никакое повышение ему не светит, так как он не заслуживает на более высокую оплату труда. Где-то в глубине души мужчина полностью с ней согласен. Он понимает, что встреча с начальником пройдет не на самой высокой ноте, а его просьба так и не будет удовлетворена, ведь он реально не заслуживает на более достойную зарплату.

Реклама

Целую неделю Гоша собирался с мыслями и тренировал силу воли, хотя и не надеялся на положительный результат. В понедельник встреча с начальником состоялась, но ничем хорошим она для Георгия не закончилась. Он разговаривал с руководителем тихим и робким голосом, он не смог внятно объяснить, за какие именно такие заслуги просит повышения зарплаты. Начальник же не только отказал в выполнении просьбы, но и указал на то, что за последнюю неделю уровень продуктивности Гоши как работника резко снизился.

Георгий на подсознательном уровне верил в то, что ничего у него не получится, и никакое повышение зарплаты ему не светит. Самореализующееся пророчество воплотилось в реальность именно так, как этого и ожидал и наш герой, и его токсичная супруга. Если бы он на уровне бессознательного верил, что он заслуживает лучшего и достоин того, чтобы получать больше денег за свою работу, то встреча с начальником проходила бы по совершенно иному сценарию.

Пример №3. Марина и её отношение к аффирмациям

Марина очень хочет провести отпуск на морском берегу, вот только возможностей воплотить эту мечту в реальность у неё практически нет. Лиза, лучшая подружка Марины, порекомендовала ей использовать такой эффективный метод, как аффирмации. Каждое утро и каждый вечер Марине нужно повторять такие слова: «Я смотрю на море, я наслаждаюсь морским бризом, я радуюсь каждой проведенной минуте на этом курорте». Лиза пообещала подруге, что при помощи аффирмаций она сможет добиться нужных ей результатов и провести отпуск так, как бы ей хотелось.

Марине, которая никогда раньше об аффирмациях не слышала, идея Лизы очень понравилась. Она начала ежедневно повторять волшебные фразы. Внутренняя убежденность Марины в том, что она получит желаемое и добьется своей цели, повлияла на её поведение, оценку ситуации и принимаемые решения. Девушке практически без усилий удалось насобирать нужную сумму на отдых, найти время на поездку, решить все проблемы и закрыть текущие вопросы. Марина со спокойной душой села в самолет и провела незабываемый отпуск на морском берегу.

Девушка не знала, что действие аффирмаций построено на эффекте Розенталя. Если человек искренне верит в то, что аффирмации помогут ему изменить жизнь в лучшую сторону, то так оно и будет. Но эффект Пигмалиона работает как на отрицательные, так и на положительные события, поэтому при составлении аффирмации нужно соблюдать определенные правила.

Эффект Розенталя в Симпсонах

В 13 серии 15 сезона культового американского мультсериала «Симпсоны» Мардж Симпсон захотела отдать младшенькую Мэгги в школу для одаренных деток. Но учитель, который проводил собеседование, заметил, что девочка совсем не разговаривает, поэтому сразу же отказал Симпсонам. Уже дома Лиза обнаружила, что её сестричка может общаться при помощи кубиков с буквами, которые она складывает в слова.

Симпсоны повторно обратились в школу и опять попытались записать туда Мэгги. После определенных тестов семейка узнает, что IQ их младшей дочери – 167. Девочка оказалась умнее своей старшей сестры-отличницы Лизы.

Лиза очень тяжело переживает эту новость, так как привыкла к тому, что именно ей принадлежит звание самой умной девочки в семье. Она уходит жить в музей, а Мардж, Гомер и Барт, пытаясь вернуть её домой, попадают в ловушку. Спасти их может только Мэгги, которой нужно просто нажать на красную кнопку. Но малышка растерялась и начала плакать. Вовремя подошедшая Лиза подсказала сестричке, что нужно делать, чтобы спасти остальных членов семейки.

Через некоторое время выяснилось, что Мэгги получила такие высокие баллы в школе для одаренных детей только благодаря невербальным подсказкам Лизы, которые она делала на подсознательном уровне.

Эффект Розенталя в повседневной жизни: хорошо или плохо?

В израильской армии был проведен эксперимент: солдатам на учениях предстояло сделать марш-бросок. Всех принимавших участие в эксперименте военных разделили на три группы. Первой группе сказали, что им предстоит преодолеть 30 километров (истинное расстояние), второй – 40 километров, а третьей – 60 километров. Та группа, которая думала, что ей предстоит преодолеть целых 60 километров, к финишу пришла самой последней. О чем же это свидетельствует?

А свидетельствует это о том, что всё у нас в голове. И чем сложнее для нас выглядит препятствие, тем больше шансов, что мы с ним не справимся.

Эффект Пигмалиона состоит из нескольких переменных, зная о которых, вы сможете избежать его негативного влияния. Первая переменная: и убеждения, и действия индивида зависят от него самого. Вторая переменная: убеждения других людей можно (а иногда и нужно) игнорировать. Третья переменная: у человека есть возможность повлиять на поступки других людей.

Личностный тренер Сергей Озеров рассказывает, что любая наша мысль имеет свойство воплощаться в реальность. Поэтому люди притягивают в свою жизнь то, о чем они думают. Если человек постоянно думает о том, что его никто не любит, то его никто и не полюбит. Если в голове регулярно возникают мысли, что денег катастрофически не хватает, то их никогда и не будет хватать. И так во всем.

Притча-анекдот в тему: едет злой и хмурый мужчина в трамвае и думает такие мысли: «Нет вокруг нормальных людей, одно быдло. Жена у меня дура. Начальник – самодур и нарцисс». А в это время за его спиной стоит ангел-хранитель с блокнотом в руках и записывает: «Заказ принят. Вокруг – быдло, жена – дура, начальник – самодур и нарцисс». И у ангела-хранителя сразу же возникают мысли в голове: «Он ведь точно уже такое заказывал. И зачем он каждый день заказывает одно и то же? Но раз заказывает, то надо исполнять, ведь желания для того и существуют, чтобы воплощаться в реальность!».

Как правильно использовать эффект Розенталя себе во благо?

Чтобы эффект Розенталя работал правильно и вы не столкнулись с его негативными последствиями, необходимо соблюдать определенные правила.

Первое и основное правило – не думайте о плохом, когда делаете прогнозы на будущее. Прогнозируйте только то, что вы хотите получить в будущем. Не транслируйте во Вселенную свои страхи и опасения, иначе в недалеком будущем вам придется столкнуться с ними лицом к лицу, ведь именно так Вселенная и поступает с теми, кто чего-то боится. Работайте над своими страхами, избавляйтесь от них и думайте о том, что завтра будет лучше, чем вчера.

Настройте себя только на положительный исход ситуации. Мыслите позитивно. Избавляйтесь от негативных и устаревших установок, прорабатывайте детские психотравмы, избавляйтесь от деструктивных стереотипов.

Чтобы правильно использовать эффект Розенталя в повседневной жизни, нужно поверить в собственные силы. Только так вы сможете воплотить мечты в реальность и добиться поставленных целей. Не слушайте окружающих людей, которые пророчат вам провал. Ориентируйтесь только на свои внутренние ощущения и на то, что вы обязательно добьетесь нужных вам результатов. Не спорьте со скептиками, не доказывайте им ничего, а просто идите своей дорогой и не забывайте о том, что все в ваших руках. Для вас должны иметь значение только ваши собственные ориентиры.

Не сдавайтесь и не опускайте руки, если у вас что-то не получается с первого раза. Дорогу осилит идущий, поэтому меньше думайте, а больше действуйте. Займите активную позицию в собственной жизни, возьмите на себя ответственность за все, что в вашей жизни происходит, откажитесь от пассивной роли жертвы и переходите к реализации задуманного!

Эффект Пигмалиона/Эксперимент Розенталя | by The Top Essentials

The Top Essentials

Обычно мы оправдываем возложенные на нас ожидания, к лучшему или к худшему.

Всем, кто занимается лидерством, наставничеством или коучингом, нужно быть внимательным. От этого зависит успех вашей команды, подопечных и учеников.

Ваши ожидания от людей, с которыми вы работаете, сильно повлияют на успех или неудачу в любом деле, которым они занимаются.

Итак, наша третья статья в мини-сериале о законах и теориях, применимых к каждому в повседневной жизни. Далее мы хотели бы поделиться с вами «Эффектом Пигмалиона/Розенталя».

Кембриджский словарь определяет эффект Пигмалиона как «улучшение работы человека, когда кто-то ожидает, что он будет работать хорошо или достигнет большего».

По сути, эффект объясняет рост и падение производительности целевого человека в зависимости от наших ожиданий от него.

Как видите, это во многом круг ожиданий, действия целевого человека, которые подкрепляют наши предвзятые представления, дальнейшее подкрепление наших ожиданий и так далее.

Роберт Розенталь, доктор философии, известный психолог, которого хорошо помнят за его исследования и наблюдения над этим эффектом. Он провел это исследование с Ленор Джейкобсон в 1963 году в начальной школе в Сан-Франциско, Калифорния.

В ходе этого эксперимента некоторым учителям сказали, что они обучают учеников со способностями выше среднего, а другим учителям сказали, что они обучают учеников со способностями ниже среднего.

Оба класса заранее прошли тест на IQ и определили, что имеют одинаковый уровень интеллекта друг с другом.

Поскольку учителя в классе «выше среднего» предъявляли к своим ученикам более высокие требования, они соответствовали этим ожиданиям. Можно сделать вывод, что студенты «ниже среднего» не справились.

Роберт Розенталь и Ленор Джейкобсон пришли к выводу, что предвзятое мнение учителя о способностях ученика к достижениям повлияло на фактическую успеваемость ученика. (Эксперимент Розенталя)

По сути, это Самоисполняющееся пророчество.

Диссертацию можно прочитать здесь.

Для успеха любого, кто последует за вами, нужно возлагать большие надежды.

Более того, вы должны принципиально верить, что они могут это сделать.

Исследование этой концепции полностью объясняет, почему мои менеджеры ставят перед моей командой такие высокие цели, задачи и другие требования к продажам.

Независимо от того, поразили мы их или нет, они поддерживали эти высокие стандарты, потому что всегда надеялись, что мы сможем достичь большего, чем мы верим.

Когда мы достигли целей, это укрепило и моего менеджера, и нашу веру в то, что мы можем это сделать.

Это действительно самоисполняющееся пророчество: если каждый поверит, что сможет достичь поставленных целей, он, несомненно, достигнет их.

Так что, если вы обнаружите, что работаете на руководящей должности, верьте в своих людей и возлагайте на них соответствующие надежды.

Установление нереалистичных ожиданий контрпродуктивно.

Вы не поверите в установленные ожидания, и ваши люди тоже в них точно не поверят.

Итак, в дополнение к моему анекдотическому замечанию о том, что мой менеджер ставил перед собой высокие цели по продажам, были случаи, когда поставленные цели не соответствовали действительности.

Результатом этого было то, что мы просто ставили наши собственные цели ниже целей, установленных менеджером, и игнорировали их жалобы на отсутствие успеха как неуместные.

Естественно, такой ситуации любой руководитель хотел бы избежать любой ценой. Поэтому, когда вы устанавливаете свои ожидания для своих людей, убедитесь, что они оправданы и основаны на практичности.

Обратите внимание на свои предубеждения относительно способностей вашей команды, студентов и персонала.

Как лидер, вы можете влиять на успех своей группы. Если вы не верите, что ваш срок может достичь, они вполне могут воплотить это пророчество в жизнь.

В следующем выпуске мы поговорим об эффекте прожектора.

Каковы ваши увлечения или хобби? Мы будем рады услышать ваши мысли!

Мы в The Top Essentials стремимся помочь вам жить лучшей жизнью. Мы надеемся, что приведенные здесь советы помогут вам в этом. Продолжайте читать наши блоги, чтобы узнать больше о способах добиться успеха в жизни.

Для получения дополнительных статей, подобных этой, посетите наш веб-сайт The Top Essentials

Эффект Пигмалиона (эффект Розенталя) I Определение, пример и резюме!

Эффект Пигмалиона (или эффект Розенталя) — это самоисполняющееся пророчество. Эффект Пигмалиона и его аналог Эффект Голема влияют на эффективность лидерства.

Впервые эффект Пигмалиона был обнаружен в классе. Позднее эффект Пигмалиона в менеджменте также был научно доказан.

На самом деле, исследования показывают, что ваш успех — это самосбывающееся пророчество!

Давайте посмотрим поближе:

У всех нас есть отличные идеи.

И нам часто нужна помощь других, чтобы позволить им сиять.

Но получить поддержку от других легче сказать, чем сделать.

Мы знаем — и, вероятно, испытали это на собственном опыте, — что люди не всегда делают то, что нам нравится.

Мы все изо всех сил пытаемся донести свои идеи.

И это потому, что успешное выполнение намного сложнее, чем многие из нас думают.

А неудачи приходят не столько из-за качества идеи, сколько из-за извечно запрограммированного человеческого поведения.

Оказывается, человеческая природа убивает большие идеи.

Рассмотрим Эффект Пигмалиона (или Эффект Розенталя)

Эффект Пигмалиона / Эффект Розенталя: полное руководство Эффект Пигмалиона? (классное видео)

  • Эффект Пигмалиона: пример
  • Эффект Пигмалиона: определение
  • Эффект Голема
  • Что такое Эффект Пигмалиона?

    Вот крутой анимационный ролик от Axellerator. Он в увлекательной форме объясняет эффект Пигмалиона и содержит определение и пример.

    Эффект Пигмалиона: пример

    Давайте подробнее рассмотрим Эффект Пигмалиона в действии.

    Эффект Пигмалиона был впервые открыт в классе Робертом Розенталем, заслуженным профессором психологии Калифорнийского университета в Риверсайде, и Ленор Джейкобсон.

    Но его последствия везде.

    Мы собираемся изучить Эффект Пигмалиона с помощью известного армейского эксперимента.

    Дов Иден — профессор Тель-Авивского университета. Он изучает веру. И его исследование выявило замечательную черту влияния веры на производительность.

    Рассмотрим 15-недельный армейский курс, на котором 105 солдат назначаются одному из 4 инструкторов. За несколько дней до начала программы каждый инструктор проходит инструктаж со следующим сообщением:

    Мы собрали множество данных о стажерах, включая результаты психологических тестов, социометрические оценки, оценки на предыдущих курсах и оценки предыдущих командиров. На основе этой информации мы спрогнозировали командный потенциал (КП) каждого солдата. …Основываясь на баллах CP, мы определили каждого стажера как имеющего высокий, обычный или неизвестный CP, последнее из-за неполных записей. Когда мы не уверены, мы не гадаем. Солдаты всех 3 уровней CP были распределены поровну между 4 учебными классами.

    Каждому инструктору был выдан список стажеров (треть из которых имели высокий КП, треть — обычный КП, остальные — неизвестный КП). Затем их попросили скопировать командный потенциал каждого стажера в свои личные записи и выучить имена и оценки до того, как они прибудут.

    Важно знать, что в то время эти 4 инструктора не знали, что классификация командного потенциала — оценка эффективности в полученном списке — была совершенно случайной. Другими словами, Солдат с самым высоким CP вполне может быть худшим солдатом в группе.

    Через 16 недель, в конце боевого курса, работоспособность 105 солдат была проверена в 4 различных областях. Одной из таких оценок эффективности, например, было их умение обращаться с оружием, которому они были обучены.

    Эффект Пигмалиона в армии: итоги?

    Военнослужащие, отмеченные высоким командным потенциалом, значительно превосходили своих одноклассников по всем 4 предметам. Те, у кого средний CP, набрали самые низкие баллы. Третья группа — люди с неизвестным потенциалом производительности — оказались в середине. Разница в производительности между лучшей и худшей группой составила 15 процентов.

    После подробного анализа выяснилось, что экспериментально индуцированные ожидания — фальшивые оценки потенциальных команд — объясняют почти три четверти различий в производительности. Другими словами, заставив начальника поверить в то, что подчиненный может быть отличным исполнителем, фактическая производительность возрастет. И эффект не маргинальный. Это колоссальная двузначная цифра!

    Странно, вам не кажется?

    Когда мы верим в то, что член команды может быть отличным исполнителем, наша вера становится реальностью. Ожидание производительности, которое мы возлагаем на членов нашей команды, является самосбывающимся пророчеством.

    Описание Эффекта Пигмалиона

    Так в чем же секрет?

    Как работает Эффект Пигмалиона?

    Короче говоря, Эффект Пигмалиона или Эффект Розенталя — это феномен лидерства .

    Как только инструкторы поверили, что некоторые солдаты обладают лучшими способностями, чем другие, они начали управлять этими людьми по-другому. «Повышение ожиданий запускает процесс лидерства, кульминацией которого является превосходная производительность», — отмечает Иден.

    Короче говоря: высокие ожидания пробуждают в менеджере лучшие лидерские качества. Только представьте, эти инструкторы проводят больше времени с «перспективными» солдатами, отмечая успехи, показывая передовой опыт и обучая их, как справляться со стрессовыми ситуациями . Лучшее лидерство, в свою очередь, оказывает прямое положительное влияние на производительность подчиненных. Он запускает положительные эффекты. Только представьте себе, какой дополнительный импульс система убеждений «перспективных» солдат получает благодаря дополнительному позитивному вниманию со стороны их инструктора.

    Эффект Голема

    Но у Эффекта Пигмалиона есть злой брат-близнец по имени Эффект Голема . В то время как положительные ожидания от лидера подпитывают самосбывающееся пророчество, отрицательные создают нисходящую спираль, которая ведет к снижению производительности.

    Эффект Голема, пример

    Что противоположно эффекту Пигмалиона?

    Возьмем следующую реальную историю, которая произошла на фабрике по сборке одноразовых стерильных медицинских наборов для переливания крови.

    У директора завода, прослушавшего лекцию об эффекте Голема, возникли проблемы с производительностью новых рабочих. Они были либо коренными жителями, либо иммигрантами из Восточной Европы. И все на заводе «знали», что туземцы плохие рабочие по сравнению с иммигрантами. Они приспосабливались медленнее, им требовалось больше времени для достижения стандартного производства, и им было трудно его поддерживать. В частности, главный надзиратель, который годами отвечал за привлечение новых сотрудников к работе, «знал», что туземные женщины доставят ей неприятности.

    Однако директор завода полагал, что местные рабочие столь же способны, как и иммигранты. Поскольку он подозревал, что у главного надзирателя негативное отношение к работе туземца, он сказал ей, что лично отбирал новобранцев-аборигенов, которые должны были приступить к работе на следующей неделе. Он также сказал ей, что они отличные люди, от которых ожидается быстрое достижение стандартных производственных показателей. Как обычно, главный надзиратель пообещал сообщать ему обо всех проблемах.

    Удивительно, но на этот раз их не было. На самом деле, это был самый плавный набор новых сотрудников, какой только мог вспомнить кто-либо на заводе. Новобранцы из числа местных жителей достигли стандарта в рекордно короткие сроки, а вскоре после этого некоторые даже превзошли норму. Супервайзер похвалил директора завода за улучшение его решений о найме.

    Разве это не удивительно?

    Просто повысив ожидания в сознании супервайзера, группа туземцев показала выдающиеся результаты. Новобранцев не отбирали вручную, но, заставив начальника думать, что это так, ее ожидания от новых сотрудников изменились с негативных на позитивные. Иден утверждает, что когда мы ожидаем низкой производительности, мы получаем низкую производительность.

    Это негативное самоисполняющееся пророчество — Эффект Голема . Это противоположно эффекту Пигмалиона.

    Изменяя ожидания, мы можем изменить результат. Негативная спираль, вызванная негативными ожиданиями результатов (они не могут) , становится положительной (они могут) . Результат? Лучшая производительность.

    Голем и Пигмалион: еще один пример

    Несколько лет назад мне посчастливилось участвовать в проекте, где я увидел Пигмалиона и Голема за работой.

    Крупное финансовое учреждение хотело уволить около 100 сотрудников, которые были признаны их начальником неэффективными. На протяжении ряда лет эта группа малоэффективных сотрудников неизменно получала низкие баллы по оценке своей эффективности. По словам их начальника, они не добавили никакой ценности. Для соблюдения закона высшее руководство привлекло рабочий союз. Они согласились с курсом действий, но оспорили качество оценки эффективности. Компромисс был найден. В течение одного года с низкими показателями индивидуально тренировался независимый тренер, используя позитивный подход. С ними больше не обращались как с плохими исполнителями. В конце года их работу снова оценили. Если это не соответствовало стандартам компании, их увольняли, как и планировалось изначально. Но если их производительность улучшилась, они должны были остаться, и клеймо «низкий исполнитель» определенно исчезло.

    Через год, к удивлению многих, чуть больше половины группы выступили на уровне, а то и выше стандарта. Присмотревшись повнимательнее, мы обнаружили явные доказательства того, что у тех, кто перезапустил себя, были сложные отношения со своим начальником. Не хватало веры в их способность добиться успеха, как мы видели на примере местных рабочих.

     

    Эффект Пигмалиона и эффект Голема: что нам следует помнить?

    «Лидеры получают ожидаемые результаты», — утверждает Иден.

    Когда мы ожидаем низкой производительности, наши ожидания запускают негативную спираль, которая ведет к низкой производительности. «Неуспевающие привыкают обходиться минимально приемлемой производительностью просто потому, что от них ничего большего не ждут».

    Просто заменив негативные комментарии и пренебрежение в управлении подходом «можно сделать», можно было превратить негативную спираль в позитивную более чем на 50 процентов. И это была группа, ранее идентифицированная как хронически неэффективная.

    Представьте себе силу Пигмалиона, если мы применим стиль управления «можно сделать» к каждому в команде.

    И Эффект Пигмалиона, и Эффект Голема важны для нас. Когда мы верим, что у членов нашей команды есть все необходимое для успеха — как это сделали 4 инструктора с теми солдатами с высоким CP — шансы на то, что они действительно добьются успеха, значительно возрастают. Более высокие ожидания приводят к лучшей производительности. Но когда мы ожидаем, что наши попутчики потерпят неудачу — как руководитель ожидает от туземных рабочих, — они, вероятно, потерпят неудачу.

    Что мы узнали об эффекте Пигмалиона?

    Иден и компания учат нас тому, что мы должны быть осторожны в своих убеждениях. У большинства из нас есть привычка навешивать ярлыки на членов команды. У Марии высокая успеваемость, у Джо средняя, ​​Ева достигла своего потолка, а у Майка низкая успеваемость.

    Но наши ярлыки — это самоисполняющиеся пророчества .

    И для тех, кто попадает в категорию высокой производительности, это здорово. Они получат лидера, которого заслуживают. Но для тех, кого мы относим к средним или низким показателям, это не так. Потому что, когда мы не ожидаем величия, наше лидерство тоже не будет великим. И тем самым мы способствуем их провалу.

    Если мы хотим увеличить успех стратегии, мы должны пересмотреть наши отношения с всеми членами нашей команды.

    Нам нужно создать атмосферу «можем сделать», где мы ожидаем успеха от каждого члена команды, а не только от нескольких высокоэффективных сотрудников. Армейские инструкторы, которые верят, что все солдата добьются успеха, имеют лучшие боевые подразделения, чем те, кто этого не делает. Начальники фабрик, которые верят, что все рабочих добьются успеха, произведут больше, чем те, кто так не считает. Лидеры, которые верят все путешественника превзойдут тех, кто этого не сделает.

    Beyond Pygmalion & Golem

    В конце концов, чтобы преуспеть в качестве стратега, нам необходимо глубокое понимание того, что движет людьми. И это помимо динамики отрасли, поведения клиентов и финансовой смекалки.

    Нам необходимо иметь глубокое понимание того, как люди обрабатывают информацию и принимают решения, что заставляет их интересоваться идеей и что дает им энергию для действий. И когда мы это делаем, наша идея имеет все необходимое для успеха.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *