Руссо философия: Жан-Жак Руссо. Политические взгляды

РУССО • Большая российская энциклопедия

Авторы: Н. Т. Пахсарьян, Т. Б. Длугач (политические и философские взгляды), К. M. Андерсон (образование), Л. В. Кириллина (музыка)

Портрет Ж. Ж. Руссо работы М. К. де Латура (1753). Музей искусства и истории (Женева).

РУССО́ (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Же­не­ва – 2.7.1778, Эр­ме­нон­виль, близ Па­ри­жа; в 1794 прах Р. был пе­ре­не­сён в Пан­те­он), франц. пи­са­тель, фи­ло­соф, ком­по­зи­тор. Сын ча­сов­щи­ка-каль­ви­ни­ста. Са­мо­стоя­тель­но обу­чал­ся разл. ре­мёс­лам, мно­го чи­тал; слу­жил ла­ке­ем, гу­вер­нё­ром, учи­те­лем му­зы­ки, до­маш­ним сек­ре­та­рём. Во вре­мя стран­ст­вий сбли­зил­ся со швейц. дво­рян­кой Л. де Ва­ран, в до­ме ко­то­рой жил с пе­ре­ры­ва­ми в те­че­ние 1730-х гг., изу­чал ис­то­рию, фи­ло­со­фию, ма­те­ма­ти­ку, бо­та­ни­ку и му­зы­ку и под влиянием ко­то­рой принял католицизм. До кон­ца жиз­ни за­ра­ба­ты­вал пе­ре­пис­кой нот. В 1741 прие­хал в Па­риж. В 1743–44 сек­ре­тарь франц. по­сла в Ве­не­ции. С 1749 пи­сал для «Эн­цик­ло­пе­дии», из­да­вав­шей­ся Д. Дид­ро и Ж. Д’Аламбером (пре­им. ста­тьи о му­зы­ке, ко­то­рые вы­зы­ва­ли воз­ра­же­ния Ж. Ф. Ра­мо), од­на­ко фи­лос. и об­ществ. взгля­ды Р. от­ли­ча­лись от пред­став­ле­ний стар­ших эн­цик­ло­пе­ди­стов. В то вре­мя как про­све­ти­те­ли (см. Про­све­ще­ние) свя­зы­ва­ли со­ци­аль­ный и нравств. про­гресс с раз­ви­ти­ем нау­ки, Р. про­ти­во­пос­та­вил при­ро­ду и ци­ви­ли­за­цию, «ес­те­ст­вен­ное со­стоя­ние» и «об­ще­ст­вен­ное», ут­вер­ждая, что чем бли­же че­ло­век к при­ро­де (где нет пром-сти, на­ук и ис­кусств), тем он чи­ще и доб­ро­де­тель­нее: трак­тат «Рас­су­ж­де­ние о нау­ках и ис­кус­ст­вах» («Discours sur les sciences et les arts», 1750, рус. пер. 1768), при­нёс­ший ему из­вест­ность. Р. осу­дил пред­ло­же­ние Воль­те­ра от­крыть те­атр в Же­не­ве и ос­по­рил ут­вер­жде­ние Д’Алам­бе­ра о том, что те­ат­раль­ные пред­став­ле­ния спо­соб­ст­ву­ют очи­ще­нию нра­вов («Пись­мо Д’Аламберу о зре­ли­щах», «Lettre à M. D’Alem­bert sur les specta­cles», 1758). Ра­зо­рвав от­но­ше­ния с Дид­ро, Д’Аламбером и Воль­те­ром, Р. со­сре­до­то­чил­ся на кри­ти­ке су­ще­ст­вую­щих со­ци­аль­ных норм как про­ти­во­ре­ча­щих приро­де и на ут­вер­жде­нии не­об­хо­ди­мо­сти воз­вра­та в «ес­те­ст­вен­ное со­стоя­ние», ко­то­рое мыс­ли­лось им как пер­во­на­чаль­ный этап су­щест­во­ва­ния че­ло­ве­че­ст­ва, от­ме­чен­ный сво­бо­дой, ра­вен­ст­вом и доб­ро­де­те­лью: трак­тат «Рас­су­ж­де­ние о про­ис­хо­ж­де­нии и ос­но­ва­ни­ях не­ра­вен­ст­ва ме­ж­ду людь­ми» («Discours sur l’origine et les fon­de­ments de l’inégalité parmi les hommes», 1755, рус. пер. 1770). При­чи­ну со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва Р. ус­мат­ри­вал в став­шей ос­но­вой гражд. об­ще­ст­ва ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти, ко­то­рая от­сут­ст­во­ва­ла в «ес­те­ст­вен­ном со­стоя­нии». Осоз­на­вая, од­на­ко, что вер­нуть­ся к это­му со­стоя­нию нель­зя и что толь­ко вла­де­ние ча­ст­ной соб­ст­вен­но­стью пре­вра­ща­ет ин­ди­ви­да в от­вет­ст­вен­но­го чле­на об­ще­ст­ва, Р. в трак­та­те «Об об­ще­ст­вен­ном до­го­во­ре, или Прин­ци­пы по­ли­ти­че­ско­го пра­ва» («Du contrat so­cial ou principes du droit politique», 1762, рус. пер. 1903), при­нёс­шем ему наи­боль­шую, хо­тя и по­смерт­ную, сла­ву, обос­но­вал не­об­хо­ди­мость за­клю­че­ния до­го­во­ра ме­ж­ду людь­ми во вре­мя пе­ре­хо­да от ес­те­ст­вен­но­го со­стоя­ния к об­ще­ст­вен­но­му. В от­ли­чие от дру­гих кон­цеп­ций об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра 17–18 вв., Р. пред­ла­гал не до­говор пра­ви­те­ля с под­дан­ны­ми, но со­гла­ше­ние рав­ных лиц друг с дру­гом или об­ще­ст­ва как це­ло­го с ка­ж­дым из ин­ди­ви­дов, его со­став­ляю­щих («все они при­ни­ма­ют на се­бя обя­за­тель­ст­ва на од­них и тех же ус­ло­ви­ях и все долж­ны поль­зо­вать­ся оди­на­ко­вы­ми пра­ва­ми»). Гл. по­ня­тия трак­та­та – «су­ве­рен» и «об­щая во­ля». На­род, не­су­щий бре­мя за­ко­но­дат. вла­сти, объ­яв­лял­ся Р. «су­ве­ре­ном», власть ко­то­ро­го не­де­ли­ма и не­от­чу­ж­дае­ма; де­пу­та­ты при­зна­ют­ся лишь упол­но­мо­чен­ны­ми на­ро­да, об­ла­даю­щи­ми ис­клю­чи­тель­но со­ве­ща­тель­ным го­ло­сом. Для при­ня­тия за­ко­нов – ак­тов «об­щей во­ли» – тре­бу­ет­ся со­б­ра­ние всех гра­ж­дан (пря­мая де­мо­кра­тия), при этом на­род не мо­жет быть со­зи­да­те­лем за­конов: ему ну­жен за­ко­но­да­тель, по­ни­маю­щий че­ло­ве­че­ские сла­бо­сти, но не под­вер­жен­ный ни од­ной из них. Ко­гда мо­нар­хия пре­вра­ща­ет­ся в дес­по­тию, а ра­вен­ст­во всех гра­ж­дан ока­зы­ва­ет­ся ра­вен­ст­вом всех пе­ред ти­ра­ном, воз­мож­но на­силь­ст­вен­ное нис­про­вер­же­ние дес­по­тиз­ма: в ка­че­ст­ве не­об­хо­ди­мых для спа­се­ния оте­че­ст­ва мер Р. до­пус­кал и ре­во­лю­цию, и дик­та­ту­ру, од­на­ко счи­тал их край­ни­ми и крат­ко­вре­мен­ны­ми сред­ст­ва­ми. Взгля­ды и со­чи­не­ния Р. бы­ли осу­ж­де­ны Па­риж­ским пар­ла­мен­том, а за­тем и вла­стя­ми Же­не­вы; он ук­рыл­ся от пре­сле­до­ва­ний в Мо­тье (близ Нё­вша­те­ля), а в 1766 по при­гла­ше­нию Д. Юма уе­хал в Анг­лию. Вер­нув­шись в 1767 в Па­риж, Р. в по­след­ние го­ды жиз­ни стра­дал ма­ни­ей пре­сле­до­ва­ния, жил под по­пе­чи­тель­ст­вом мар­ки­за Р.  Л. Жи­рар­де­на в его зам­ке в Эр­ме­нон­ви­ле.

Как пи­са­те­лю из­вест­ность Р. при­нёс эпи­сто­ляр­ный ро­ман «Юлия, или Но­вая Элои­за» («Julie ou la Nouvelle Héloїse», 1761, сокр. рус. пер. 1769; рус. пер. 1803–04), на­пи­сан­ный под влия­ни­ем С. Ри­чард­со­на и спо­соб­ст­во­вав­ший раз­ви­тию сен­ти­мен­та­лиз­ма во Фран­ции. В нём в рус­ле тео­ре­тич. воз­зре­ний Р. пред­став­ле­на ис­то­рия люб­ви дво­рян­ки Юлии к сво­ему учи­те­лю Сен-Пре – че­ло­ве­ку не­знат­но­му, но бла­го­род­но­му и доб­ро­де­тель­но­му, а так­же ис­то­рия её за­му­же­ст­ва не по люб­ви, а по во­ле от­ца, и ги­бе­ли; тон­кий пси­хо­ло­гизм ро­ма­на, опи­са­ние «жиз­ни серд­ца» и доб­ро­де­тель­ной чув­ст­ви­тель­но­сти гл. ге­ро­ев со­че­та­ют­ся с со­ци­аль­ной кри­ти­кой. Пси­хо­ло­гич. про­зу ро­ман­тиз­ма пред­вос­хи­ти­ла «Ис­по­ведь» («Les Confessions», 1765–70, изд. в 1782–89, сокр. рус. пер. 1797), в ко­то­рой Р. по­ка­зал се­бя «во всей прав­де при­ро­ды». Во мно­гом ав­то­био­гра­фич­ны так­же его позд­ние со­чи­не­ния: «Рус­со су­дит Жан-Жа­ка» («Rousseau juge de Jean-Jac­ques», 1772–75), «Про­гул­ки оди­но­ко­го меч­та­те­ля» («Les Rêveries du promeneur solitaire», 1776). Сре­ди др. лит. про­из­ве­де­ний: по­этич. сб-ки, ко­ме­дии «Нар­цисс» («Narcisse», 1733, пост. в 1752, изд. в 1753), «Во­ен­но­плен­ные» («Les pri­son­niers de guerre», 1743, изд. в 1782).

Пе­да­го­гич. воз­зре­ния Р. от­ра­зи­лись в кн. «Эмиль, или О вос­пи­та­нии» (« ́Emi­le, ou De l’éducation», 1762, сокр. рус. пер. 1779), со­че­таю­щей чер­ты трак­та­та и ху­дож. про­из­ве­де­ния, в ко­то­рой на при­ме­ре ис­то­рии за­глав­но­го ге­роя Р., в про­ти­во­вес книж­но­му свет­ско­му вос­пи­та­нию, пред­ла­гал осо­бую сис­те­му фор­ми­ро­ва­ния «серд­ца», а не «ума» по­сред­ст­вом тру­да и об­ще­ния с при­ро­дой. Из­ме­нить об­ществ. ук­лад, вос­соз­дать по­до­бие «ес­те­ст­вен­ных» по­ряд­ков мо­жет, по Р., ли­бо ре­во­люц. на­си­лие, ли­бо про­све­ще­ние и над­ле­жа­щее вос­пи­та­ние; от вер­но­го вос­пи­та­ния за­ви­сит бла­го­по­лу­чие не толь­ко го­су­дар­ст­ва, но и ка­ж­до­го инди­ви­да. Ра­зум муд­ре­ца, си­ла ат­ле­та, тру­до­лю­бие, на­вы­ки по­лез­но­го ре­мес­ла, не­вос­при­им­чи­вость к со­блаз­нам ци­ви­ли­за­ции, пред­рас­суд­кам и дур­ным влия­ни­ям, уме­ние вла­деть со­бой, со­раз­ме­рять же­ла­ния с воз­мож­но­стя­ми – та­ко­вы ка­че­ст­ва со­вер­шен­но­го че­ло­ве­ка. Ка­ж­дый че­ло­век об­ла­да­ет не­по­вто­ри­мым фи­зич. и пси­хич. скла­дом, тре­бую­щим от пе­да­го­га ин­ди­ви­ду­аль­но­го под­хо­да, по­это­му у ка­ж­до­го ре­бён­ка дол­жен быть соб­ст­вен­ный на­став­ник, яв­ляю­щий­ся и вос­пи­та­те­лем, и учи­те­лем. Из­ло­жен­ная в «Эми­ле» и др. про­из­ве­де­ни­ях Р. мо­дель ес­теств. вос­пи­та­ния бы­ла во мно­гом ги­по­те­ти­че­ской. По сло­вам Р., он стре­мил­ся дать не прак­тич. ре­ко­мен­да­ции, а изо­бра­зить иде­ал, к ко­то­ро­му нуж­но стре­мить­ся. Пе­да­го­гич. тео­рия Р. ока­за­ла су­ще­ст­вен­ное влия­ние на сис­те­мы вос­пи­та­ния в кон. 18 – нач. 19 вв.

«Му­зы­каль­ный сло­варь» Р. («Dic­tion­naire de musique», 1768, не­од­но­крат­но пе­ре­из­дан, в т. ч. на иностр. язы­ках) – од­но из са­мых ав­то­ри­тет­ных в 18 в. спра­воч­ных из­да­ний о му­зы­ке. Муз. эс­те­ти­ка Р. близ­ка иде­ям эн­цик­ло­пе­ди­стов: он про­по­ве­до­вал про­сто­ту, ес­те­ст­вен­ность, не­по­сред­ст­вен­ную эмо­цио­наль­ность и ут­вер­ждал, что ос­но­вой му­зы­ки яв­ля­ет­ся ме­ло­дия. В раз­ра­зив­шей­ся в 1752 в Па­ри­же «вой­не буф­фо­нов» за­нял про­италь­ян­ские по­зи­ции (из­дал за свой счёт пар­ти­ту­ру «Слу­жан­ки-гос­по­жи» Дж. Б. Пер­го­ле­зи, в 1753 вы­сту­пил в пе­ча­ти с по­ле­мич. «Пись­мом о фран­цуз­ской му­зы­ке»). Яз­ви­тель­ная кри­ти­ка в ад­рес франц. ба­роч­ной опе­ры со­дер­жа­лась и в ро­ма­не Р. «Юлия, или Но­вая Элои­за». В по­след­ние го­ды жиз­ни вы­сту­пил в под­держ­ку опер­ной ре­фор­мы К. В. Глю­ка. Од­но­акт­ная опе­ра Р. «Де­ре­вен­ский кол­дун» («Le devin du village», на собств. текст; Фон­тенб­ло, 1752) – од­но из пер­вых про­из­ве­де­ний жан­ра опе­ра-ко­мик. Пре­мье­ра ме­ло­дра­мы «Пиг­ма­ли­он» (текст Р., му­зы­ка в со­ав­тор­ст­ве с О. Ку­а­нье; Ли­он, 1770) по­ро­ди­ла мо­ду на этот жанр в Ев­ро­пе. Ав­тор не­сколь­ких мо­те­тов, 3 сб-ков во­каль­ных пьес и др.

Влия­ние Р. на зап. куль­ту­ру очень ве­ли­ко; его уче­ние по­ло­жи­ло на­ча­ло ши­ро­ко­му идей­но-фи­лос. дви­же­нию – рус­со­из­му, по­пу­ля­ри­зи­ро­вав­ше­му миф о «доб­ро­де­тель­ном ди­ка­ре»; по­ли­тич. взгля­ды Р. спо­соб­ст­во­ва­ли раз­ви­тию де­мо­кра­тии, ока­за­ли су­ще­ст­вен­ное влия­ние на Т. Джеф­фер­со­на и др. ру­ко­во­ди­те­лей Вой­ны за не­за­ви­симость в Се­вер­ной Аме­ри­ке 1775–83, яви­лись идей­ным ос­но­ва­ни­ем для ра­ди­каль­ных те­че­ний Фран­цуз­ской ре­во­лю­ции 18 в. Отд. фор­му­ли­ров­ки «Об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра» бы­ли вклю­че­ны в Дек­ла­ра­цию прав че­ло­ве­ка и гра­ж­да­ни­на. Со­чи­не­ния Р. ши­ро­ко из­вест­ны в Рос­сии с 18 в.; сре­ди его наи­бо­лее яр­ких по­чи­та­те­лей – М. В. Ло­мо­но­сов, Н. М. Ка­рам­зин, Л. Н. Тол­стой; А. С. Пуш­кин в ро­ма­не «Ев­ге­ний Оне­гин» на­звал Р. «крас­но­ре­чи­вым су­ма­сбро­дом» и «за­щит­ни­ком воль­но­стей и прав».

РУССО Жан-Жак — биография, новости, фото, дата рождения, пресс-досье. Персоналии ГлобалМСК.ру.

Биография

Жан-Жак Руссо родился в Женеве 28 июня 1712 года. Этот французский философ, писатель эпохи Просвещения известен педагогическими трудами, теориями. Руссо называют основоположником романтизма в философской науке. Некоторые исследователи считают, что Жан-Жак Руссо в некоторой степени спровоцировал Великую французскую революцию.

Детство и юность

Детство франко-швейцарца Жан-Жака Руссо нельзя назвать беззаботным. Мать, Сюзанна Бернар, скончалась при родах, оставив сына на попечении отца Исаака Руссо, который трудился часовщиком и подрабатывал учителем танцев. Смерть супруги мужчина переносил тяжело, но постарался направить любовь на воспитание Жан-Жака. Это стало значимым вкладом в развитие младшего Руссо.

Ребенок с младых лет изучал труды Плутарха, зачитывался «Астреей» с отцом. Жан-Жак представлял себя на месте античного героя Сцеволы и специально обжег руку. Вскоре старшему Руссо пришлось покинуть Женеву из-за вооруженного нападения, но мальчик остался в родном доме с дядей. Родитель и не подозревал, что сын станет значимым философом для этой эпохи.

Позже родственники отдали Жан-Жака в протестантский пансион Ламберсье. Через год Руссо для обучения передали нотариусу, позже перевели к граверу. Несмотря на серьезную загруженность, молодой человек находил время на чтение. Образование научило Жан-Жака лгать, притворяться и красть.

В 16 лет Руссо сбегает из Женевы и попадает в монастырь, расположенный в Турине. Почти четыре месяца провел здесь будущий философ, после чего поступил на службу к аристократам. Жан-Жак трудился лакеем. Сын графа помогал парню постигать азы итальянского языка. Но навыки письма Руссо получил у «мамаши» — госпожи де Варан.

Жан-Жак Руссо в некоторых произведениях, собственноручно написанных, представляет интересные факты своей биографии. Благодаря этому узнаем, что юноша трудился секретарем и домашним наставником, прежде чем пришел к философии и литературе. 

Философия и литература

Жан-Жак Руссо – это, прежде всего, философ. Книги «Общественный договор», «Новая Элоиза» и «Эмиль» до сих пор изучают представители науки. В произведениях автор пытался объяснить, почему в обществе существует социальное неравенство. Руссо первым попробовал определить, имел ли место быть договорной способ создания государственности.

Жан-Жак считал закон выражением общей воли. Он должен был защитить представителей общества от правительства, которое не способно не преступать закон. Имущественное равенство возможно, но только в случае высказывания общей воли. Руссо предложил людям самостоятельно принимать закон, тем самым контролируя поведение властей. Благодаря Жан-Жаку Руссо создали референдум, сократили сроки депутатских полномочий, ввели народную законодательную инициативу, обязательный мандат.

«Новая Элоиза» — знаковая работа Руссо. В романе четко прослеживаются нотки «Клариссы Гарло», созданной Ричардсоном. Эту книгу Жан-Жак считал лучшим произведением, написанным в эпистолярном жанре. «Новая Элоиза» представляет 163 письма. Этот труд привел в восторг французское общество, так как в те годы подобный способ написания романов слыл популярным.

«Новая Элоиза» рассказывает историю о трагедии в судьбе главной героини. На нее оказывает давление целомудрие, мешая девушке насладиться любовью и подчиниться влекущему соблазну. Книга завоевала любовь людей и сделала Руссо отцом романтизма в философии. Но литературная жизнь писателя началась несколько раньше. Еще в середине XVIII столетия Руссо состоял на службе посольства в Венеции. Вскоре мужчина находит призвание в творчестве.

В Париже произошло знакомство, которое сыграло значимую роль в судьбе философа. Жан-Жак встретился с Полем Гольбахом, Дени Дидро, Этьенном де Кондильяком, Жаном д’Аламбером и Гриммом. Ранние трагедии и комедии не стали популярными, но в 1749 году, находясь в заключении, он прочитал в газете о конкурсе. Тема оказалась близка Руссо:

«Способствовало ли развитие наук и искусств порче нравов, или же оно содействовало улучшению их?».
Это вдохновило автора. Популярность среди граждан Жан-Жак заработал после постановки оперы «Деревенский колдун». Это событие случилось в 1753 году. Душевность и натуральность мелодии свидетельствовали о деревенских нравах. Даже Людовик XV напевал арию Колетты из произведения.

Но «Деревенский колдун» и «Рассуждения» добавили в жизнь Руссо проблем. Гримм и Гольбах восприняли творчество Жан-Жака негативно. Вольтер встал на сторону просветителей. Главной проблемой, по мнению философов, стал плебейский демократизм, присутствующих в работе Руссо.

Историки с упоением изучали автобиографическое творение Жан-Жака под названием «Исповедь». Правдивость и искренность присутствуют в каждой строчке произведения. Руссо показал читателям сильные и слабые стороны, обнажил душу. Цитаты из книги до сих пор используют для создания биографии философа и писателя, оценки творчества и характера Жан-Жака Руссо. 

Педагогика

В сфере интересов просветителя Жан-Жака Руссо находился природный человек, на которого не влияют общественные условия. Философ считал, что на развитие ребенка влияет воспитание. Эту идею Руссо использовал при разработке педагогической концепции. Основные педагогические идеи Жан-Жак представил в произведении «Эмиль, или О воспитании». Этот трактат, по признанию автора, -лучший и важный. Через художественные образы Руссо попытался донести мысли относительно педагогики.

Образовательно-воспитательная система не устраивала философа. Идеям Жан-Жака противоречил тот факт, что в основе этих традиций находится церковность, а не демократия, широко распространяемая в те годы на территории Европы. Руссо настаивал на необходимости развития природных талантов у ребенка. Естественное развитие индивида – главная задача образования.

По мнению Жан-Жака, взгляды на воспитание детей должны коренным образом измениться. Это связано с тем, что человек с момента рождения и до смерти постоянно открывает новые качества в себе и окружающем мире. Исходя из этого, нужно строить воспитательные программы. Добрый христианин и добропорядочный человек – это не то, что нужно человеку. Руссо искренне верил, что существуют угнетенные и угнетатели, а не отечество или граждане.

Педагогические идеи Жан-Жака Руссо заключались в советах родителям о необходимости развивать в маленьком человеке стремление к труду, уважение к себе, чувство свободы и независимости. Ни в коем случае нельзя потакать или уступать требованиям, даже капризам малышей. В то же время нужно отказаться от подчинения ребенка. Но больше всего переживал философ за перекладывание ответственности за воспитание на подростка.

Немаловажную роль в воспитании человека играет труд, который привьет дитю чувство долга и ответственности за собственные поступки. Естественно, что это в дальнейшем поможет малышу зарабатывать на пропитание. Под трудовым образованием Руссо подразумевал умственное, нравственное и физическое совершенствование человека. Развитие потребностей и интересов ребенка должно быть первостепенным для родителей.

По мнению Жан-Жака Руссо, на каждом этапе взросления необходимо взращивать в чаде что-то определенное. До двух лет – физическое развитие. От 2 до 12 – чувственное, от 12 до 15 – умственное, от 15 до 18 лет – нравственное. Перед отцом и матерью стоит главная задача – быть терпеливыми и настойчивыми, но ни в коем случае нельзя «ломать» ребенка, прививая ему ложные ценности современного общества. Физические упражнения и закаливания разовьют в малыше стойкость, выдержку и укрепят здоровье.

В период взросления подростку для познания мира нужно учиться использовать органы чувств, а не книги. Литература хороша, но она вкладывает в неокрепшие умы чье-то видение мира.

Таким образом, чадо не разовьет собственный рассудок, а станет воспринимать слова других на веру. Основные идеи умственного воспитания заключались в общении: родители и воспитатели создают атмосферу, когда ребенку хочется задавать вопросы и получать ответы. Важными для развития предметами Руссо считал географию, биологию, химию и физику.

Взросление в 15 лет – это постоянные эмоции, вспышки чувств, которые накрывают подростков с головой. Важно в этот период не переусердствовать с нравоучениями, а постараться привить ребенку нравственные ценности. Общество достаточно аморально, поэтому перекладывать эту обязанность на посторонних людей не нужно. На этом этапе важно развитие доброты чувств, суждений и воли. Проще сделать это будет вдалеке от больших городов с их соблазнами.

Как только юноше или девушке исполнится 20 лет, необходимо переходить к знакомству с общественными обязанностями. Интересно, что этот этап представительницам женского пола разрешалось пропустить. Гражданские обязанности – исключительно мужское проявление. В работах Жан-Жака Руссо прослеживается идеал личности, который противоречил обществу XVIII века.

Труды Руссо совершили переворот в педагогическом мире, но власти посчитали это опасным, угрожающим устоям общественного мировоззрения. Трактат «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а в отношении Жан-Жака выпустили указ об аресте. Но Руссо успел скрыться в Швейцарии. Мысли философа, несмотря на неприемлемость французским правительством, оказали влияние на педагогику того времени. 

Личная жизнь

Из-за отсутствия денег жениться на знатной даме у Жан-Жака не было возможности, поэтому в жены философ выбрал Терезу Левассер. Женщина трудилась служанкой в гостинице, расположенной на территории Парижа. Умом и сообразительностью Тереза не отличалась. Девушка происходила из крестьянского рода. Образование не получила — не определяла, который час. В обществе Левассер представала вульгарной.

Тем не менее, в браке Руссо прожил до конца дней. Через 20 лет супружеской жизни вместе с Терезой мужчина отправился в церковь, где их обвенчали. У супругов родилось пятеро детей, но малышей сразу отдали в воспитательный дом. Жан-Жак объяснял этот поступок отсутствием денежных средств. Да и к тому же, по мнению философа, дети мешали заниматься Руссо тем, что он любил. 

Смерть

Смерть настигла Жан-Жака Руссо 2 июля 1778 года, в загородной резиденции Шато д’Эрменонвиль. Сюда в 1777 году привёз философа друг, который заметил ухудшение в состоянии здоровья Руссо. Для развлечения гостя товарищ организовал концерт на острове, расположенном в парке. Жан-Жак, влюбившись в это место, попросил устроить могилу для него здесь.

Друг решил выполнить последнюю просьбу Руссо. Официальным местом захоронения общественного деятеля считается остров Ив. Сотни поклонников ежегодно посещали парк ради знакомства с мучеником, которого так ярко описал Шиллер в стихотворениях. В годы Великой французской революции останки Жан-Жака Руссо перенесли в Пантеон. Но через 20 лет произошло скверное событие — два преступника украли ночью прах философа и выбросили в яму, наполненную известью.

Интересные факты

Руссо учился в музыкальной школе, писал музыкальные произведения.

После нескольких лет скитаний, в 1767 году вернулся во Францию, но под другим именем.

В Швейцарии есть остров на реке Рона, названный в честь Жан-Жака Руссо.

Философ пользовался популярность у дам.

Руссо не был карьеристом из-за строптивого характера.

Библиография

1755 – «Рассуждения о происхождении неравенства между людьми»
1761 – «Юлия, или Новая Элоиза»
1762 – «Об общественном договоре»
1762 – «Эмиль, или О воспитании»
1782 – «Прогулки одинокого мечтателя»
1782 – «Размышления о правительстве Польши»
1789 – «Исповедь»

Жан-Жак Руссо — важнейшая фигура в истории философии | Кевин О’Шонесси | Digital Republic of Letters

Портрет Жан-Жака Руссо (1766 г. ), написанный Алланом Рамзи

«Древние греческие республики с той мудростью, которая была так заметна в большинстве их учреждений, запрещали своим гражданам преследовать всех бездействующих и сидячие занятия, которые, ослабляя и разлагая тело, уменьшают также силу ума. В самом деле, с каким мужеством можно думать, что голод и жажда, усталость, опасности и смерть могут противостоять людям, которых сокрушает малейшая нужда и отталкивает малейшая трудность?» -Жан-Жак Руссо, из «Рассуждения об искусствах и науках» (1750)

В истории западной философии преобладают замысловатые абстракции и мыслители, оторванные от окружающей их реальности. Интеллект предлагает своим обладателям великое понимание, но также имеет и слепые зоны. Эти слепые пятна легче выявить, когда мыслитель — профессиональный интеллектуал, чьи руки не заняты ремеслом или у которого нет опыта в каком-либо ремесле. История профессиональных философов — этих библиотечных крыс и распространителей эзотерических «истин» — имеет все меньшее значение с момента появления академической философии в отличие от теологии (равно отдаленной). Это произошло в эпоху Просвещения — возможно, лучшим примером академического философа был Иммануил Кант — образ интеллектуала с его головой в облаках, чье чувство реального приключения было настолько ограничено, что, как сообщается, он никогда не покидал области внутри и вокруг город Кенигсберг. История эпохи Просвещения — это история, в которой философия вступила в свои права с появлением публичного интеллектуала — фигуры, которая была не так уж далека от того, чтобы оставаться затворником в каком-нибудь монастыре или уединяться в лекционном зале, сочиняя тома, которые мало кто когда-либо мог бы написать. читать. Фигура публичного интеллектуала и публичной сферы, которая впервые возникла у Эразма и гуманистов эпохи Возрождения после развития печатного станка, действительно созрела в восемнадцатом веке.

Я написал статью, подробно описывающую возникновение Просвещения и его связь (отчасти как реакцию) на насилие семнадцатого века. Короче говоря, Эпоха Просвещения была via negativa — настоящей Эпохой Просвещения по отношению к предшествующему столетию насилия — Тридцатилетней войне на континенте, Гражданской войне в Англии и многолетней борьбе за независимость Нидерландов. Результат всей этой борьбы — более восьми миллионов жертв Тридцатилетней войны, повсеместные разрушения, принуждение дипломатов (после десятилетий боев) к тому, что терпимость является практической необходимостью в отношении свободы вероисповедания, и новые представления о природе правительства со стороны ряда мыслителей — Гоббса, Локка, Гроция, Вольтера и, в конечном счете, женевского философа Жан-Жака Руссо (1712–1778).

Жан-Жак Руссо был самым важным философом в истории, маяком лучших — и не очень — элементов человечества, глубоко испорченным, но блестящим, беспокойным гением, который тянулся к звездам — его политическая теория — моральный анализ о природе морального правления — было проблематично, но в то же время удивительно проницательно. Его взгляды были неправильно поняты, высмеяны и испорчены якобинцами, в то время как его человеческие недостатки использовались его недоброжелателями, чтобы маргинализировать работу всей его жизни. Руссо «Рассуждение об искусстве и науке» до сих пор остается блестящим и детальным исследованием связи между культурным прогрессом и моральным упадком. Он основывал свои взгляды на мире на собственном опыте и основывался на этом. Он избегал того, что Нассим Талеб называет «платоничностью» — путать карту с территорией, слишком доверять абстрактным моделям и недостаточно доверять опыту. Жан-Жак Руссо действительно был самым антихрупким философом в истории (возможно, за исключением некоторых римских стоиков). Он ясно понимал это, излагая свои взгляды на образование в Эмиль .

«Человек рожден страдать; боль есть средство его сохранения. Его детство счастливо, зная только боль тела. Эти телесные страдания гораздо менее жестоки, гораздо менее болезненны, чем другие виды страданий, и они редко приводят к саморазрушению. Не приступы подагры заставляют человека убить себя, а душевные страдания приводят к отчаянию. Мы сожалеем о детских страданиях; мы должны жалеть себя; наши худшие печали вызваны нами самими». -Жан-Жак Руссо, из «Эмиля» (1762)

Идеи Руссо имеют антицивилизационный уклон — когда цивилизация приходит в упадок. Он критически относился к изнеженному французскому обществу в Париже и с любовью смотрел на свою родную Женеву (тогда еще независимую республику) — хотя это было не взаимно. Например, лидеры Женевы ненавидели его Общественный договор . Декадентские города, такие как Париж, плохо справились с пониманием Руссо антихрупкой природы человечества:

«Города — это бездна человеческого вида». -Жан-Жак Руссо, из «Эмиля» (1762)

Нельзя отрицать огромные преимущества промышленной революции и цивилизации в целом. В самом деле, следуя этой линии мышления, можно увидеть, как она развивается в Зеленый анархизм современного философа Джона Зерзана — здесь Зерзан уделяет особое внимание искажающей природе символов, в частности языка:

«Процесс преобразования всего непосредственного опыта в высшее символическое выражение, язык, монополизирует жизнь. Как и идеология, язык скрывает и оправдывает, вынуждая нас отбросить сомнения относительно его притязаний на достоверность. Это корень цивилизации, динамический код отчужденной природы цивилизации. Как парадигма идеологии язык стоит за всей массивной легитимацией, необходимой для сохранения целостности цивилизации. Нам остается выяснить, какие формы зарождающегося господства породили это оправдание, сделали язык необходимым в качестве основного средства вытеснения» — Джон Зерзан «Элементы отказа» (1988)

По крайней мере, в этом последнем пункте. Древние Афины потеряли свою остроту, когда превратились в декадентский город, в котором доминировали изнеженные литераторы. Римская республика пришла в упадок с ростом частной роскоши и общественной нищеты. Япония Хэйан стала свидетелем упадка и падения придворной аристократии, поскольку они были слишком поглощены голливудским интересом к интригам и поверхностности, в то время как более практичные самураи получили власть в сельской местности. Французское Просвещение было периодом потенциала и потрясений, совпадавших с упадком, упадком, войной и долгами. Париж был крупным культурным центром, где господствовало искусство. Вольтер — князь философов (французских философов) был политическим идеологом с довольно сильной нарциссической личностью — он писал триумфальные «истории» и сильно редактировал завещание радикального священника Жана Мелье, чтобы сделать себя, а не Мелье, великим авангардистом. гвардейский мыслитель.

«Вольтер владел рукописью более 25 лет, прежде чем решил опубликовать ее анонимно в 1761 году в Швейцарии в виде отрывков. В общей сложности он опубликовал только десять процентов оригинального текста, удалив материалистические и революционные главы и сохранив только деконструкцию христианства. Кроме того, он изменил конец завещания Мелье, представив священника таким же деистом, как и он». — Морган Гуинар

Руссо был немного чокнутым — обрушивался на таких друзей, как Хьюм, — но он, вероятно, был самым настоящим интеллектуалом, когда-либо ходившим по Земле. Его совокупность работ представляет собой полный недостатков образ человека с недостатками, чьи величайшие идеи не всегда воплощались в жизнь мыслью о том, что они вполне осуществимы. В этом смысле на Руссо можно смотреть как на Леонардо да Винчи. Так же, как Леонардо провел годы, работая над всевозможными машинами (в частности, над летательными аппаратами), и большинство из них не сработало. Точно так же и Руссо провел свою жизнь, разрабатывая блестящие идеи, основанные на практических наблюдениях, которые не оправдались. Руссо представляет нам, современникам, отчет, основанный на честном самоанализе, тогда как Вольтер представляет нам нечестную выдумку (правда, с хорошим стилем письма). В то время как Вольтер был новатором в некоторых своих произведениях и дальновидным в отстаивании терпимости, он был ярым монархистом, который считал простых людей «чернью». Он очень поддерживал нисходящую, просвещенную монархию.

Политику Руссо понять труднее. В своем «Рассуждении о неравенстве » (1755 г.) Руссо непреднамеренно заложил основу своего самого известного политического труда — «Общественный договор » (1762 г.). Руссо очертил негативные аспекты, которые развились из раннего цивилизованного общества в гипотетическом естественном состоянии, основанном на его собственном опыте человечества и работающем в обратном направлении. Руссо сосредоточился на развращающей природе цивилизаций. Его работа является памятником Просвещения в его наиболее самокритичных проявлениях — необходимым противоядием для тех высоких и могущественных мыслителей, которые видят в своих работах свет на пути к прогрессу. Руссо взялся за исследование связи между культурным прогрессом и моральным упадком в более раннем эссе — Беседа об искусствах и науках (1750).

Руссо в своем рассуждении 1755 года главным образом интересовался природой неравенства. Он утверждал, что естественные неравенства в естественном состоянии весьма малы и относительно незначительны. Проблема развитых цивилизаций в том, что они доводят это неравенство до абсурдных размеров. Он также упоминает о негативных последствиях современного общества для здоровья. Эти моменты важны, потому что антихрупкая природа человечества является биологической, психологической, антропологической и исторической реальностью. Утопии невозможны — они для политики то же, что вечный двигатель для механики — сложные, интересные, но поразительно бесполезные и тщетные попытки достичь невозможного. Точно так же, как вечные двигатели не могут быть реализованы, потому что они нарушают один или несколько основных законов физики, утопии также терпят неудачу, потому что они не учитывают основные элементы человеческой природы. Федор Достоевский блестяще описал это в своем Записки из подполья :

«Осыпьте его всеми земными благами, погрузите его так полно в счастье, чтобы пузыри плясали на поверхности его счастья, как на воде; дайте ему такое экономическое процветание, чтобы ему решительно ничего другого не оставалось, как спать, есть пряники и заботиться о продолжении всемирной истории, — и тот человек из одной неблагодарности, из одной бесовщины и тогда сделает грязное дело. на тебе. Он даже рискнет своим пряником и нарочно приложится к самой пагубной дряни, к самой неэкономной ерунде только для того, чтобы смешать весь этот положительный здравый смысл со своей пагубной, фантастической стихией». — Федор Достоевский

Руссо не детализировал негативные элементы человеческой природы в той же степени, что Достоевский или Гоббс (политический мыслитель, с которым часто противопоставляют Руссо), и из-за этого его мировоззрение содержит заметные недостатки. Тем не менее, его точка зрения столь же ценна и спустя столетия, потому что она выдвигает на первый план основные элементы человеческого существования, связанные с обществом, культурой, политикой, автобиографией, образованием и даже антропологией.

Эпоха Просвещения была эпохой интеллектуальных гигантов, эпохой, породившей практическую промышленную революцию, когда была опубликована одна из самых важных книг общего знания в истории (Дидро Encyclopedia ), и проложили путь в современный мир. Интеллектуалы эпохи Просвещения были не столько маяками на пути к современности, сколько проницательными фигурами в разрушенном мире, доставшемся им в наследство от предыдущих веков религиозной войны. Практичность, укорененная в шрамах прошлого, вкупе с развитием раннего эмпиризма играла гораздо большую роль. Англо-американское Просвещение сияло ярче, чем французское. Французская салонная сцена собирала интересных личностей, но предлагала мало практичности, кроме Дидро и Руссо. Вольтер был великим писателем, но довольно паршивым общественным деятелем, если не считать его пропаганды терпимости. Интересно подумать, что величайший философ французского Просвещения не был французом — Жан-Жак Руссо гордо называл себя «гражданином Женевы», города своего рождения, и по-прежнему считал его своим домом.

Руссо понял ценность простой жизни, ценность основанного на опыте образования (в отличие от заучивания наизусть или только по книгам), антихрупкость человечества и подверг критике то, что можно назвать грязным буржуазным существованием тех, кто хочет изолировать себя от реальности. Предпринимательство — благородное дело, как и существование рабочего класса. Однако менее благородно быть членом этого поверхностного и зарождающегося беспорядка людей между ними двумя (которые часто не питают к ним ничего, кроме презрения). Я не знаю, что Руссо мог бы подумать о предпринимательском духе (хотя темперамент такой же, как у художников, с психологической точки зрения) — он критически относился к неравенству (как незначительные различия между людьми могут быть увеличены в обществах до такой крайней степени). Что необходимо, так это разделение политической и моральной точек зрения, а также способ примирить изобретательность человеческих усилий (основанную на антихрупкости) и опытное видение, которое лелеет простые удовольствия и эстетическую оценку, связанные с ваби-саби.

Федерика Руссо – Философские взгляды на причинность, вероятность и технологию

http://www.socphilinfo.org/

Общество философии информации (SPI, [1]) открывает следующую фазу в развитии философии информации как независимой и самостоятельной философской области.

Общество было основано в ходе четвертого семинара по философии информации [2], проведенного в Университете Хартфордшира в мае 2012 г., и в настоящее время готово открыть свое членство для всех, кто интересуется философией информации, продвигая ее научную и образовательную деятельность. виды деятельности.

Предыдущее сотрудничество, в том числе часть работы, проделанной исследовательской группой IEG в Оксфорде [3], несколько редакционных проектов [4-8] и очень успешная серия семинаров [9], найдут новый дом в это общество. В дополнение к этому наследию будет запущено несколько новых видов деятельности, которые возглавят некоторые из нынешних членов общества [10].

В частности, SPI:

– объединяет ученых в области, использующей мультидисциплинарный
и международный характер философии информации;
— организует мастер-классы, семинары, конференции и другие подобные мероприятия
для изучения философских вопросов, касающихся концепции
информации и родственных ей понятий;
– издает учебно-методические материалы для бакалавриата и магистратуры по направлению
Философия информации;
– содержит современную коллекцию библиографических ресурсов;
поддерживает редакционные проекты и предложения по финансированию.

Таким образом, SPI предлагает инструменты обучения и исследований для студентов и аспирантов, одновременно продвигая академическую сеть и деятельность младших и старших ученых, чья работа сосредоточена на философии информации.

Веб-сайт SPI (http://socphilinfo.

org) является основным центром деятельности, где мы представляем цель и направленность философии информации, миссию ее общества и, самое главное, предоставляем информацию о текущая и планируемая к запуску деятельность SPI. Текущая деятельность включает в себя:

– регулярно обновляемая новостная лента, связанная с PI;
– обзор предыдущих семинаров по философии информации,
и анонс пятого семинара;
– совершенно новый учебник [11] по философии информации, который составляет
краеугольный камень наших учебных ресурсов;

Вскоре будут запущены следующие виды деятельности:

– постоянное присутствие спонсируемых SPI сессий на международных конференциях
;
– хранилище учебных ресурсов, включая обзор курсов
по философии информации, которые преподаются в настоящее время;
– библиографические ресурсы по философии информации, в том числе
аннотированная библиография;

– обзор множества отредактированных томов и монографий по
философии информации, опубликованных за последние десять
лет;
— обзоры книг и симпозиумы книг по известным публикациям, которые соответствуют
философии информации или имеют отношение к ней.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *