Жан-Жак Руссо: Эмиль, или О воспитании. Книга II. Период детства до 12 лет (анализ)
Реферат- формат docx
- размер 72 КБ
- добавлен 04 июня 2011 г.
Реферат — Жан-Жак Руссо: «Эмиль, или О воспитании» (Книга II
[период детства до 12 лет]) (анализ)
Структура: выдержка из оригинального текста (выделены главные
мысли), анализ текста, кратко об эпохе просвещения, кратко
биография Руссо — 22 стр.
МПГУ, 2011, экстернат
Купить и скачать книгу «Эмиль, или о воспитании»
Похожие разделы
- Академическая и специальная литература
- Исторические дисциплины
- Академическая и специальная литература
- Концепции современного естествознания (КСЕ)
- Академическая и специальная литература
- Педагогика
- Социальная педагогика
- История социальной педагогики
- Академическая и специальная литература
- Педагогика
- Специальная (коррекционная) педагогика / дефектология
- История специальной (коррекционной) педагогики
- Академическая и специальная литература
- Философские дисциплины
- История философии
- Академическая и специальная литература
- Философские дисциплины
- Философия науки и техники
- Документальная литература
- Жизнь выдающихся людей
- Педагоги
- Документальная литература
- Жизнь выдающихся людей
- Ученые, изобретатели, деятели науки
- Документальная литература
- Мемуары, дневники, автобиографии
- Мемуары педагогов
Смотрите также
Реферат- формат docx
- размер 31. 73 КБ
- добавлен 05 декабря 2011 г.
ПК им. С.Я.Маршака, отделение — дошкольное образование Докладчик: Семенова А.Ю. Руководитель: Маркова Е.В. 2010 г. Общественно-политическое положение во Франции в середине XVIII века. Просветительская философия. Жизнь Жан-Жака Руссо Социально-политические и философские взгляды Руссо. Естественное и свободное воспитание. Возрастная периодизация Воспитание женщины Значение педагогической теории Руссо
- формат pdf
- размер 4.04 МБ
- добавлен 16 января 2011 г.
Москва «Просвещение» 1982, История педагогики: Учебник для студентов пед. ин-тов/. Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. —. 5-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1982. — 447 с, Оглавление. введение. История школы и педагогики за рубежом. Воспитание в первобытном обществе. Воспитание, школа и зарождение педагогической мысли в рабовладельческом обществе. Воспитание, школа и педагогическая мысль в феодальном обществе. Школа…
Реферат- формат docx
- размер 51.42 КБ
- добавлен 04 июня 2011 г.
Реферат — Педагогическое наследие А. С. Макаренко (аналитический обзор) Структура: принципы теории и практики А. С. Макаренко; воспитание в коллективе и через коллектив; о трудовом воспитании; значение игры в воспитании; о семейном воспитании; выводы; кратко биография — 9 стр. МПГУ, 2011, экстернат
- формат docx
- размер 27.85 КБ
- добавлен 18 января 2012 г.
Москва, МПГУ, преподаватель Костляк А.А.; дефектологический факультет; специальность: специальная дошкольная педагогика и психология; предмет: педагогика; год: 2010; 11 стр. Жизнь Жан Жака Руссо Социально-политические и философские взгляды Руссо Естественное и свободное воспитание Возрастная периодизация Воспитание женщин Значение педагогической теории Руссо
Реферат- формат docx
- размер 36.08 КБ
- добавлен 20 ноября 2011 г.
Жизнь и деятельность А. С. Макаренко Основные положения системы педагогических взглядов А. С. Макаренко Важнейшие принципы педагогической теории и практики А. С. Макаренко Воспитание в коллективе и в труде Воспитание чувства долга и чести, воспитание воли, характера и дисциплины Значение игры в воспитании Воспитание детей в семье Художественно-публицистическое произведение А. С.Макаренко «Книга для родителей»
Реферат- формат doc
- размер 101.5 КБ
- добавлен 07 января 2011 г.
В своей педагогической концепции Ж. -Ж. Руссо отвергал современную ему образовательно-воспитательную традицию. По его мнению, старая система воспитания, санкционируемая церковью, должна быть отброшена. Вместе этого он считал необходимым ввести демократическую систему, которая должна способствовать выявлению у ребенка дарований, заложенных природой. Воспитание будет содействовать развитию ребенка только в том случае, если приобретет естественный,…
Реферат- формат doc
- размер 17.54 КБ
- добавлен 30 апреля 2011 г.
Реферат — Школа и педагогические мысли в Киевской Руси и в Русском государстве до XVII века. Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова, ПиМНО, 5 курс, Подход к изучению истории педагогики, Понятие народности в воспитании, Влияние религиозных воззрений русского народа на воспитание детей, Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве (X-XVII вв. ).
Шпаргалка- формат doc
- размер 78.03 КБ
- добавлен 08 ноября 2011 г.
Шпаргали двухсторонние по курсу истории образования и педагогической мысли. использовались на экзамене в СмолГУ на 4 курсе психолого-педагогического факультета. Предмет и задачи курса «История образования и педагогической мысли». Педагогическая мысль на ранних этапах развития человечества.
- формат docx
- размер 240.71 КБ
- добавлен 07 января 2012 г.
Теории возникновения воспитания в первобытном обществе История образования и педагогической мысли как учебная дисциплина Общие и отличительные черты воспитания в Афинах и Спарте Педагогические идеи античных философов: Аристотель, Демокрит, Платон, Сократ. Характеристика Средневековья. Церковное воспитание (7 свободных искусств) и воспитание светских феодалов. Роль университетов как центров средневековой культуры и образования. Схоластика как…
Шпаргалка- формат doc
- размер 289 КБ
- добавлен 11 января 2012 г.
1. Зарождение воспитания в опыте человечества. Возникновение школы педагогической мысли народов Древнего Востока. 2. Анализ систем спартанского и афинского воспитания. 3. Воспитание, образование и педагогическая мысль в Древнем Риме. 4. Зарождение и развитие педагогической мысли в трудах философов Древнего мира (Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Квинтилиан). 5. Просвещение и педагогическая мысль в Византии. 6. Воспитание и образование в Запа…
Руссо учит учить
Это может быть интересно:
10 самых влиятельных книг об образованииСегодня исполняется 305 лет со дня рождения Жан-Жака Руссо — одной из самых значительных фигур в истории педагогики. Рассказываем о том, какие именно педагогические принципы он отстаивал и почему.
Руссо жил в эпоху Просвещения (1712 — 1778) и был мастер на все руки: учился у нотариуса и гравёра, занимался ботаникой и музыковедением, писал оперы. Впрочем, по распространённому мнению, в этих областях он так и остался дилетантом.
Прославился Жан-Жак как философ (его идеи вдохновляли идеологов Великой французской революции), писатель (его «Новая Элоиза» была главным французским бестселлером XVIII века), а также как автор новаторской педагогической концепции, изложенной в первую очередь в произведении «Эмиль, или О воспитании».
Взятие Бастилии. Художник: Жан-Пьер Уэль(источник: Wikipedia)
Впрочем, во многом концепция эта была следствием философских взглядов Руссо. В отличие, например, от другого большого мыслителя эпохи просвещения Томаса Гоббса, который считал естественным состоянием человека войну всех против всех, Руссо пытался доказать обратное.
Если кратко, то Руссо настаивал на том, что в своём естественном состоянии человек был существом свободным, добрым и равным всем, а в государстве же он оказался либо угнетённым бедняком, либо угнетающим богачом.
И пока большинство современников Руссо рассматривали воспитание детей как способ сделать из них нормальных граждан, в его глазах педагогика должна была помочь ребёнку взрастить в себе естественного и чувствительного человека, которого обычные воспитатели подавляют. Итак, как такой педагогический процесс реализовать?
Кадр из м/ф «Тарзан» (1999)(источник: Kinopoisk)
Ребёнок — активный участник процесса обучения
Читайте также:
Как говорить с детьми о «взрослых вещах»?Одна из главных задач педагогики — сделать ребёнка самостоятельным. Если он будет заинтересован узнавать новое, если у него самого будет желание учиться, то и процесс обучения будет успешен.
Выводы о том, как устроен мир, ребёнок также должен делать из собственного опыта. Не хочет спать днём — пусть не спит, пусть сам выработает подходящий себе распорядок.
Поэтому и запирать его в классе совершенно не нужно. Чем больше ребёнок будет проводить времени на природе и самостоятельно узнавать мир — тем лучше.
«…пусть не приучают одну руку скорее протягивать или чаще пускать в дело, чем другую; пусть не приучают есть, спать, действовать в один и те же часы; пусть он не боится ни ночью, ни днем одиночества. Подготовляйте исподволь царство свободы и умение пользоваться своими силами, предоставляя его телу привычки естественные, давая ему возможность быть всегда господином самого себя и во всем поступать по своей воле, как только будет иметь ее».
Кадр из м/ф «Тарзан» (1999)(источник: Kinopoisk)
Воспитание — не дрессура
Читайте также:
Выготский: очень краткое введениеРебёнок ни в коем случае не должен видеть в воспитателе угнетателя, строгого и сурового надсмотрщика, при котором нужно вести себя как подобает и не делать ничего лишнего.
У ребёнка должно сформироваться представление о том, что он — главный в отношениях с воспитателем. Пусть в действительности это не так, это не значит, что воспитатель должен заставлять ребёнка подчиняться.
Ребёнок и так слабее, не нужно ему об этом постоянно напоминать.
Воспитатель должен выстроить процесс обучения так, чтобы ребёнок желал делать то, что воспитатель от него и хочет получить. То есть незаметно для ребёнка возбуждать интерес к обучению, делать его интересным.
«Разве вы не властны производить на него какое вам угодно влияние? Разве его занятия, игры, удовольствия, горести не в ваших руках, даже без его ведома? Конечно, он должен делать только то, что хочет; но он должен хотеть только того, чего вы от него хотите; он не должен делать ни одного не предусмотренного вами шага; не должен открывать рта, если вы не знаете, что он скажет».
Кадр из м/ф «Маугли» (1973)(источник: Youtube)
Развитие талантов ребёнка
Читайте также:
Немного анархизма системе образованияСтрогая и обязательная для каждого учебная программа — абсурд. Каждый ребёнок уникален, он обладает своими задатками, особенностями и способностями, и педагог должен не приводить это всё к какому-то общему знаменателю.
Руссо был против идеи переделывания человека под господствующие в обществе нормы. Педагогика — лишь помощь ребёнку в непростой задаче себя проявить и развить.
Поэтому не нужно с малых лет готовить ребёнка под какое-то «место», чтоб он точно вырос адвокатом, полицейским, солдатом, врачом, кем угодно ещё. Главное — чтоб он был человеком, усвоил общечеловеческие нормы и мог сам искать своё место.
«Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом,— мне все равно. Прежде звания родителей природа зовет его к человеческой жизни. Жить — вот ремесло, которому я хочу учить его».
Типпи Дегре — девочка, воспитывавшаяся в дикой природе(источник: Regard sur l’Ascension Planétaire)
Ребёнок должен оставаться ребёнком
Воспитатель не должен принуждать ребёнка действовать и говорить будто взрослый. Не нужно заставлять заучивать наизусть малопонятные формулировки, не нужно требовать от ребёнка взрослых рассуждений.
Иначе, по словам Руссо, воспитанник быстро приспособится к скучным занятиям и приучится отделываться от воспитателя пустыми словами, которые от него просто хотят услышать.
Говорить с детьми нужно в первую очередь о том, в чём они сами заинтересованы. Задавать вопросы должен сам ребёнок, а не воспитатель.
«Не трудно вложить им в уста названия королей, империй, войн, завоеваний, революций, законов; но когда придется связывать с этими словами ясные идеи, то все эти объяснения далеко будут уступать разговору с садовником».
Ещё немного Типпи(источник: Diaforetiko.gr)
Не нужно насилия
Вместо физического насилия в отношении ребёнка Руссо предлагает другой метод наказания, известный как метод естественных последствий.
Например, ребёнок сломал игрушку. Не нужно наказывать его, как, впрочем, и не нужно бежать и покупать новую. Пусть ребёнок поймёт ценность утраченного. То же самое с ложью: не нужно наказывать за открывшуюся ложь, а нужно дать ребёнку почувствовать ваше недоверие, показать, как относятся к лжецам.
«Он ломает свою мебель — не торопитесь заменить ее новою: дайте ему почувствовать вред лишения. Он бьет окна в своей комнате: пусть на него дует ветер — не бойтесь, что он получит насморк лучше ему быть с насморком, чем сумасбродом».
(источник: Tumblr)
Хотя многие предложенные Руссо подходы принимает современная педагогика, некоторые детали его педагогических воззрений сегодня могут выглядеть устаревшими и даже нелепыми. Например, его возрастная классификация, в которой период с двух до 12 лет обозначался как «сон разума». В это время у ребёнка нужно развивать чувственность, а в следующие три года — уже разум. А ещё через три — переходить к вопросам морали и нравственности.
Это может быть интересно:
8 неоправданных претензий к ФГОСПодобное разделение топорно и не особо обоснованно, зато сам принцип возрастных разграничений для педагогики был очень важен. Менять подходы к воспитанию, адаптируясь к взрослению ребёнка, — теперь это кажется очевидным принципом, но так было не всегда.
Такие значительные педагогические модели, как школа Монтессори, Вальдорфская школа и прагматическая педагогика Дьюи, вдохновлялись в том числе и подходами Жан-Жака Руссо. И даже за нынешним российским Федеральным государственным образовательным стандартом его фигура явно проглядывается.
Руссо о естественном состоянии: свобода и общество
Как понимать «естественное состояние» в контексте политической философии? Каково было отношение Руссо к этому вопросу?
В естественном состоянии люди живут по законам человеческой природы, особенно по закону самосохранения. В своей классической работе «Общественный договор » Жан-Жак Руссо обсуждает состояние природы в контексте общества и государства.
Подробнее, чтобы понять Руссо о состоянии природы.
В книге «Общественный договор» Руссо описывает жизнь вне общества, в «естественном состоянии». Согласно Руссо, естественное состояние — это состояние, при котором мы живем только по законам человеческой природы, прежде всего по естественному закону действия в целях самосохранения. Единственным обществом, которое формируется в естественном состоянии, является семья, и то лишь на короткое время, когда дети зависят от своих родителей. После этого, утверждает Руссо, человеческая природа больше не принуждает нас оставаться вместе. Поэтому он говорит, что жизнь в естественном состоянии в основном проводится в одиночестве с абсолютной свободой преследовать все, что мы хотим, когда мы этого хотим.
Иногда мы выбираем сообщества, потому что чем больше людей вокруг, тем легче выжить. Тем не менее, мы не вынуждены делать это по своей природе — мы выбираем присоединиться к этим обществам и можем выбрать уйти.
(Краткое примечание: утверждение Руссо о том, что люди по своей природе не являются социальными существами, контрастирует с обширными психологическими, биологическими и нейробиологическими исследованиями. Исследования показывают, что человеческий мозг устроен для социального взаимодействия и что социальная изоляция негативно влияет на психическое и физическое здоровье. Это исследование предполагает, что человеческая природа заставляет формировать социальные группы, серьезно оспаривая одну из основных предпосылок аргументов Руссо. )
Стандарты легитимностистандарты, которым должно соответствовать общество, чтобы быть легитимным (то есть иметь этическое право осуществлять политическую власть над своими членами):
1) Защита: Легитимное общество должно предлагать пользу защиты, ради которой люди создают общества в первую очередь. Если бы это было не так, людям было бы лучше оставаться в естественном состоянии, свободно делать все, что они хотят.
2) Свобода: Легитимное общество не должно ущемлять свободу своих членов.
(Краткое примечание: стандарты Руссо для легитимного общества гораздо строже, чем у других философов-просветителей — частично это связано с его относительно добрым взглядом на естественное состояние. Руссо считает естественное состояние источником человеческой морали ( Эмиль, или Об образовании ). Следовательно, стандарты легитимности Руссо гораздо выше, поскольку он пытается создать общество, поддерживающее это естественное добро. С другой стороны, такие философы, как Томас Гоббс ( Левиафан ) рассматривают естественное состояние как место насилия, где никто не может вести удовлетворительную жизнь. Следовательно, гоббсовские стандарты политической легитимности низки — общество просто обязано обеспечить защиту, чтобы быть предпочтительнее естественного состояния.)
Руссо предлагает две причины, по которым общество не может законно ущемлять свободу своих членов:
Причина #1: Ни у кого нет естественного права управлять
Общество нарушает свободу, когда некоторые его члены применяют силу, чтобы заставить остальных подчиняться. Это незаконное использование власти, потому что ни у кого нет естественное право управлять кем-либо еще: Если кто-то применяет насилие, у его жертвы нет моральных обязательств подчиняться ему — они просто подчиняются из страха или самосохранения. Поэтому ограничение свободы силой неэтично.
(Краткое примечание: исторический контекст необходим, чтобы понять весь масштаб аргументации Руссо. Утверждение, что ни один человек не имеет естественного права управлять другим, не просто противоречит правлению с помощью грубой силы — оно также противоречит господствующей религиозной и политической идеологии Европе того времени. На протяжении столетий в Европе существовал консенсус в том, что легитимность проистекает из божественного права: веры в то, что Бог дал монархам право править. Аргумент Руссо прямо бросает вызов божественному праву и, следовательно, прямо бросает вызов легитимности большинства европейских государств на время.)
Причина №2: Никто добровольно не жертвует свободой
Члены общества не могут добровольно жертвовать своими свободами и подчиняться правителю (или правителям) в обмен на защиту. Руссо приводит две причины, по которым такая договоренность не имеет смысла в контексте легитимности:
- Лидер не обязан защищать тех, кто отказался от всех своих прав, и поэтому волен действовать неэтично.
- Ни один разумный, этичный человек не станет добровольно идти против человеческой природы, отказываясь от свободы в стремлении к самосохранению.
(Краткое примечание: чтобы лучше понять аргумент Руссо о том, что жертва свободой незаконна, мы можем обратиться к его более поздней работе Эмиль, или Об образовании . В Эмиль Руссо утверждает, что люди в естественном состоянии естественно добро и нравственность. С этой точки зрения свобода, характерная для естественного состояния, и есть то, что делает нас нравственными людьми, поэтому добровольно отказаться от этой свободы означает добровольно стать неэтичным. Поскольку легитимность требует этического поведения, отсюда следует, что общество, состоящее из лидера с неограниченной властью и их неэтичными подданными является незаконным.)
Эпизод #047 — Руссо ч. 3
Эпизод
Автор
Руссо pt. 3 — Генеральная воля
В этом выпуске подкаста мы продолжаем наш мысленный эксперимент на необитаемом острове, на этот раз сосредоточившись на общей воле людей. Во-первых, мы рассмотрим несколько интерпретаций того, что на самом деле означает «общая воля народа». Далее мы подробно рассмотрим интерпретацию Руссо и обсудим разницу между демократической и трансцендентальной волей. Наконец, мы исследуем множество сложностей, возникающих, когда правительство пытается ввести в действие общую волю после того, как она (отчасти) согласована. Все это и многое другое в последнем выпуске Philosophize This!
Полную расшифровку этого эпизода смотрите здесь.
Жан-Жак Руссо (1712-1778) был швейцарско-французским философом, писателем и композитором, центральным деятелем движения Просвещения. Он родился в Женеве, Швейцария, и его мать умерла вскоре после его рождения. Руссо воспитывали его отец, часовщик, и его тетя.
Идеи Руссо о природной доброте человечества и важности общественных договоров оказали большое влияние на развитие современной политической философии. Он считал, что люди по своей природе хороши, но общество их развращает. Он утверждал, что общественный договор, являющийся соглашением между отдельными людьми и их правительством, должен основываться на общей волеизъявлении народа.
Руссо, пожалуй, наиболее известен своей книгой «Общественный договор», которая представляет собой философский трактат по политической теории. Он также написал ряд романов, в том числе «Эмиль» и «Новая Элоиза», в которых исследуются темы образования, романтики и личности.
Несмотря на свой вклад в политическую философию, Руссо часто вызывал споры, а его идеи часто подвергались критике со стороны современников. Он также был известен своей бурной личной жизнью, которая включала многочисленные романтические отношения и периоды отчуждения от друзей и семьи.
Наследие Руссо продолжает обсуждаться и интерпретироваться учеными по сей день, а его идеи продолжают влиять на политические и социальные движения во всем мире.
Жан-Жак Руссо был швейцарско-французским философом и писателем, который был крупной фигурой эпохи Просвещения.
Выводы:
Концепция общественного договора: Руссо считал, что люди по природе хороши, но общество развращает их. Он утверждал, что общественный договор представляет собой необходимое соглашение между людьми и их правительством, которое должно основываться на общей волеизъявлении народа. Он считал, что роль правительства заключается в защите общего блага и что люди обязаны поддерживать правительство и подчиняться ему.
Акцент на индивидуальной свободе. Несмотря на свою веру в общественный договор, Руссо также подчеркивал важность личной свободы. Он считал, что люди имеют естественное право на свободу и что эта свобода должна охраняться государством. Он утверждал, что люди должны иметь право преследовать свои собственные интересы, пока они не причиняют вреда другим.
Важность образования: Руссо считал, что образование имеет решающее значение для развития личности и общества. Он утверждал, что образование должно основываться на естественных наклонностях и интересах ребенка, а не на желаниях родителей или общества. Он также считал, что образование должно подчеркивать развитие нравственного характера и гражданственности.