Руссо Жан-Жак – биография — Русская историческая библиотека
если вам нужны КРАТКИЕ сведения по этой теме, прочтите на нашем сайте краткую биографию Жана-Жака Руссо
Понимать произведения такого писателя, как Монтескье, можно, почти совсем не касаясь его биографии. Работа мыслителя, имеющего строго научный характер или наиболее подходящая к такому характеру, по самой своей сущности не может иметь такого близкого отношения к чисто личной жизни писателя, как творчество поэта или вообще писателя, более или менее ярко проявляющего в своих произведениях собственную субъективность. Жан-Жак Руссо (1712-1778) именно принадлежал к людям этой последней категории. Действительно, его сочинения находят лучший свой комментарий в его личном характере и жизненной судьбе, как известно, им самим изображенных в знаменитой «Исповеди».
Отец Жан-Жака Руссо был простой женевский часовщик, страстно увлекавшийся чтением романов и передавший эту привычку своему сыну, когда последний был еще совсем ребенком. Кроме романов, отец и сын зачитывались Плутархом, которого еще отец Руссо комментировал патетическими речами о любви к отечеству и о гражданской доблести. Таким образом, уже в ребенке развивались фантазия, несколько приподнятое настроение и книжное отношение к действительности. Отец бросил Жан-Жака на произвол судьбы, когда ему исполнилось десять лет, и мальчику, избалованному в семье теткою, которая заступала для него место матери, умершей при его рождении, скоро пришлось испытать несправедливое и суровое обращение со стороны чужих людей; оно-то, вероятно, впервые и породило в душе Руссо то чувство протеста против всякой неправды, которое впоследствии исторгло из его души не одну красноречивую тираду в его сочинениях.
Портрет Жана-Жака Руссо. Художник М. К. Латур
Тогда же началась и скитальческая жизнь Жан-Жака Руссо с постоянными переменами занятий. Довольно долгое время он состоял в учениках у гравера, и грубое обращение с ним хозяина ожесточило его вообще против людей и, как он сам признается, вдобавок еще его развратило, сделав его лгуном, обманщиком, воришкой и порядочным трусом. Шестнадцати лет Руссо бежал от патрона, боясь наказания за одну провинность и мечтая осуществить на полной свободе свои вычитанные из романов фантазии. Началась настоящая жизнь бездомного бродяги. В это время Руссо обратили в католицизм, но не пристроили ни к какому делу, на местах же слуги, на которые попадал подросток, он не уживался. Более всего привлекало его самого безделье на лоне природы, и сильнее всего действовали на его впечатлительную душу простота жизни и участливое к нему отношение крестьян во время его скитаний по деревням.
В начале тридцатых годов Руссо, впрочем, прожил около трех лет спокойно у приютившей его г-жи Варан (Варенс), посвятив это время изучению латинского языка и философии. Тогда только что вышли в свет «Английские письма» Вольтера, и они произвели на юношу весьма сильное впечатление. После этого Руссо по-прежнему менял профессии, учительствовал, занимался музыкой, ездил в Венецию в качестве секретаря к французскому посланнику и т. п., пока на более продолжительное время не поселился в Париже. Здесь он завел знакомства в литературных кругах, в которых, однако,страшно разочаровался. К этому же времени относится его сближение с Терезой Левассер, простой служанкой в гостинице, где ему пришлось столоваться; приживавшихся от этого союза детей родители отдавали в воспитательный дом. Самый выбор в подруги жизни весьма неразвитой женщины из простонародья, – а с нею Руссо прожил потом весь свой век, – некоторые биографы объясняют его презрением к научному образованию и к светскому обращению, и нужно прибавить, что в свои отношения к Терезе он не вносил той подозрительности, желчности и раздражительности, которые портили его отношения к другим людям.
Такова была жизнь Жан-Жака Руссо, когда он написал первую свою знаменитую «диссертацию». Она, как известно, была вызвана дижонской академией, предложившей интересную тему для сочинения на премию. В середине XVIII в. во Франции умственные интересы были довольно сильны и в провинциальных городах; это доказывается, между прочим, возникновением в ту пору научно-литературных обществ, принимавших название академий. Дижонская академия была одна из старейших, и в ней был развит некоторый интерес к философским предметам. В 1742 году она, например, возбудила вопрос, могут ли естественные законы привести общество к совершенству без помощи законов политических. В 1749 г. её темой, на которую и писал Руссо, был вопрос: «способствовало ли восстановление наук и искусств очищению нравов?» Через несколько лет та же академия снова объявила конкурсную тему о происхождении неравенства между людьми, и Руссо, ободренный успехом первой диссертации, которая была увенчана премией, писал и на эту тему.
Оба эти вопроса как нельзя более отвечали настроению Руссо и его тайным думам. Он сам рассказывает в своей «Исповеди» с обычным преувеличением своих душевных волнений, как поразил его вопрос о влиянии наук и искусств на нравственность, когда он однажды случайно прочитал в газете объявление о дижонской теме, – рассказывает, что на него внезапно нашло что-то вроде вдохновения, совершенно его опьянившее, что от волнения он залился слезами, сам того не замечая, и что если бы он мог записать хотя бы лишь четвертую часть тех мыслей, которые в беспорядке пронеслись в его голове, то он с очевидностью для всех доказал бы все противоречия в наших учреждениях, портящих человека, существо по природе своей, однако, доброе.
Выходом в свет первого рассуждения Жан-Жака Руссо на тему дижонской академии открывается период его литературной деятельности, бывший весьма непродолжительным, если считать только самые крупные и влиятельные его произведения. В самом деле, первая диссертация Руссо вышла в свет в 1750 г., вторая – в 1754 г.; в 1761 г. появилась «Новая Элоиза», а в 1762 г. – «Эмиль» и «Общественный договор». Между всеми этими сочинениями есть внутренняя связь, и все они были порождены настроением, аналогичным тому душевному состоянию, какое Руссо испытал, когда его так сильно поразил вопрос, поставленный дижонской академией. В указанные годы Руссо был одною из знаменитостей и имел место, которое материально его обеспечивало, но он не мог сжиться с окружавшим его светским обществом. Он даже как бы нарочно, чтобы досадить этому обществу разыгрывал роль чудака и циника. Руссо страшно тяготила такая жизнь, и он мечтал о том, чтобы поселиться в Женеве, возвратив себе права гражданина этой республики посредством отказа от римской церкви и торжественного принятия протестантизма. Среди женевских богословов было немало таких, которые склонялись к христианскому деизму, и с ними Жан-Жак Руссо очень сблизился, противополагая их симпатичную для него религиозность парижскому вольнодумству, которого он, напротив, не выносил.
Руссо уехал даже из Парижа, но поселился, однако, не в Женеве, а недалеко от Монморанси, в сельском уединении, Эрмитаже, устроенном ему одною из его почитательниц и покровительниц. Здесь он нашел одиночество и природу, которую он любил с какою-то болезненною впечатлительностью, совершенно, так сказать, «опростился», продолжая, тем не менее, свои занятия. Рассорившись спустя некоторое время с владелицей Эрмитажа, он нанял себе квартиру в том же Монморанси. Руссо все более и более расходился с философами, хотя и поддерживал с ними сношения, пока наконец не разошелся к ними совершенно, незадолго до выхода в свет «Новой Элоизы», «Эмиля» и «Общественного договора». В открытом письме к д’Аламберу он даже предостерегал своих сограждан-женевцев от грозившей им опасности со стороны французского просвещения. Издание «Эмиля» стоило Руссо гонения, воздвигнутого на него парижским парламентом. Когда появился приказ сжечь эту книгу, а автора арестовать, Руссо оставалось только бежать в Швейцарию. Здесь, однако, равным образом он не мог найти спокойствия; Женевский городской совет тоже велел сжечь «Эмиля», прибавив к нему и «Общественный договор», и отдал приказ схватить автора при первом его появлении на территории республики. Бернский сенат изгнал его из кантона, и Жан-Жак Руссо нашел убежище лишь в Невшательском княжестве, принадлежавшем прусскому королю Фридриху II; здесь он и поселился в одной деревушке.
Но и отсюда он должен был выехать вследствие нелепых слухов, ходивших о нем среди крестьян и вот, не имея возможности вернуться в Женеву, от гражданства которой он притом торжественно отказался, Руссо уехал в Англию на зов философа Дэвида Юма (1766). Весьма скоро, впрочем, и с Юмом Руссо поссорился. Вообразив, будто его заманили в Англию лишь для того, чтобы погубить, он бежал во Францию и лишь после долгих скитаний мог снова поселиться в Париже, где прожил еще около восьми лет, сильно бедствуя и уже почти совсем не занимаясь литературой. Незадолго до смерти по приглашению одного из друзей он переехал в его поместье, где и скончался скоропостижно, вскоре после смерти Вольтера. Ходили слухи о том, что внезапная смерть Жан-Жака Руссо была самоубийством (1778). Еще в Англии он начал писать свою «Исповедь», которую кончил незадолго до смерти.
Жан-Жак Руссо — презентация онлайн
1. Жан-Жак Руссо
Подготовил:Евгений Токарев.
2. Портрет Жан-Жака Руссо
3. Жан-Жак Руссо – французский писатель, мыслитель. Разработал прямую форму правления народа государством — прямую демократию,
которая используется и по сейдень, например в Швейцарии. Также
дилетант-музыковед, композитор и
ботаник.
4. Жан-Жак Руссо родился 28 июня 1712 года в Женеве во французской семье. Мать, Сюзанна Бернар, внучка женевского пастора, умерла
при родах.Отец — Исаак Руссо (1672—1747),
часовщик и учитель танцев, остро
переживал потерю жены. Жан-Жак был
любимым ребёнком в семье.
5. Дом, где родился Руссо
6. Жена и дети
Не имея средств к существованию, Руссо вступил в связьсо служанкой гостиницы, в которой жил, Терезой
Левассер, молодой крестьянкой, некрасивой,
неграмотной, ограниченной — она не могла научиться
узнавать, который час — и весьма вульгарной. Он
признавался, что никогда не питал к ней ни малейшей
любви, но обвенчался с ней спустя двадцать лет.
Вместе с ней он должен был держать у себя её
родителей и их родню. У него было 5 детей, которые все
были отданы в воспитательный дом. Руссо
оправдывался тем, что не имел средств их вскормить,
что они не давали бы ему спокойно заниматься и что он
предпочитает сделать из них крестьян, чем искателей
приключений, каким был он сам.
7. Издание романов В 1761 г. появилась в печати «Новая Элоиза», весной следующего года — «Эмиль», а несколько недель спустя —
«Общественный договор».Вовремя печатания «Эмиля» Руссо был в большом страхе: он имел
сильных покровителей, но подозревал, что книгопродавец продаст
рукопись иезуитам и что его враги исказят её текст. «Эмиль», однако,
вышел в свет; гроза разразилась несколько позже.
Парижский парламент, готовясь произнести приговор над иезуитами,
счёл нужным осудить и философов, и приговорил «Эмиля», за
религиозное вольнодумство и неприличия, к сожжению рукой палача, а
автора его — к заключению. Принц Конти дал об этом знать в
Монморанси; герцогиня Люксембургская велела разбудить Руссо и
уговаривала его немедленно уехать. Руссо, однако, промешкал целый
день и едва не стал жертвой своей медленности; на дороге он встретил
посланных за ним судебных приставов, которые с ним вежливо
раскланялись
8. Смерть
Летом 1777 г. состояние здоровья Руссо стало внушать его друзьямопасения. Весною 1778 г. один из них, маркиз де Жирарден, увёз его к себе
на дачу в Шато де Эрменонвиль. В конце июня для него был устроен
концерт на острове среди парка; Руссо просил похоронить его в этом
месте. 2 июля Руссо внезапно скончался на руках Терезы.
Его желание было исполнено; его могила на острове «Ив» стала привлекать
сотни поклонников, видевших в нём жертву общественной тирании и
мученика гуманности — представление, выраженное юношей Шиллером в
известных стихах, сопоставляющих с Сократом, погибшем от софистов,
Руссо, пострадавшего от христиан, которых он пытался сделать людьми.
Во время Конвента тело Руссо, одновременно с останками Вольтера,
было перенесено в Пантеон, но 20 лет спустя, во время реставрации, два
фанатика тайно ночью похитили прах Руссо и бросили его в яму с
известью. Однако, есть другой факт смерти Руссо. В швейцарском городе
Биле/Бьенне, недалеко от Невшателя, в центре старого города, на доме 12
по улице Унтергассе, висит табличка: «В этом доме Ж. Ж. Руссо нашел
свою кончину в октябре 1765 года».
9. Надгробие Руссо в парижском Пантеоне
10. Главные философские произведения Руссо, где изложены его общественные и политические идеалы: «Новая Элоиза», «Эмиль» и
«Общественный договор».Руссо впервые в политической философии попытался
объяснить причины социального неравенства и его
виды, иначе осмыслить договорный способ
происхождения государства. Он полагал, что
государство возникает в результате общественного
договора. Согласно общественному договору верховная
власть в государстве принадлежит всему народу.
Суверенитет народа неотчуждаем, неделим,
непогрешим и абсолютен.
Закон как выражение общей воли выступает гарантией
индивидов от произвола со стороны правительства,
которое не может действовать, нарушая требования
закона. Благодаря закону
как выражению общей воли можно добиться и
относительного имущественного равенства.
11. Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов самим
народом, рассмотрел проблему социальногонеравенства и признал возможность её
законодательного решения.
Не без влияния идей Руссо возникли такие новые
демократические институты, как референдум,
народная законодательная инициатива и такие
политические требования, как возможное
сокращение срока депутатских полномочий,
обязательный мандат, отзыв депутатов
избирателями.
12. «Новая Элоиза»
В «Письме к д’Аламберу» Руссо называет «КлариссуГарло» лучшим из романов. Его «Новая Элоиза»
написана под очевидным влиянием Ричардсона.
Руссо не только взял аналогичный сюжет —
трагическую судьбу героини, погибающей в борьбе
целомудрия с любовью или соблазном, но и усвоил
себе самый стиль чувствительного романа.
«Новая Элоиза» имела невероятный успех; ею везде
зачитывались, над нею проливали слезы,
обоготворяли её автора.
Форма романа — эпистолярная; он состоит из 163
писем и эпилога. В настоящее время эта форма в
значительной степени умаляет интерес чтения, но
читателям XVIII века она нравилась, так как письма
представляли лучший повод к бесконечным
рассуждениям и излияниям во вкусе того времени.
То же самое можно было сказать и о произведениях
Сэмюэла Ричардсона.
Цитаты Руссо
• Благодарность – долг, который надо оплатить,
но который никто не имеет права ожидать.
• Важно знать не то, что есть, а то, что полезно.
• Вам не удастся никогда создать мудрецов, если
вы будете убивать в детях шалунов.
• Вся нравственность человека заключается в его
намерениях.
• Воздержанность и труд — вот два истинных
врача человека: труд обостряет аппетит, а
воздержанность мешает злоупотреблять им.
• Деньги, которыми обладаешь, — орудие
свободы; те, за которыми гонишься, — орудие
рабства.
• Единственное искусство быть счастливым сознавать, что счастье в твоих руках.
• Если мы будем искать счастья, не зная, где
оно, мы рискуем с ним разойтись.
• Жить — это не значит дышать, это значит
действовать. Не тот человек больше всего жил,
который может насчитать больше лет, а
тот, кто больше всего чувствовал жизнь.
Цифровые коллекции — Жан-Жак Руссо
Папка с портретами из коллекции печати
R
9000 9Жан-Жак Руссо
Портреты по картинам Мориса -Quentin de La Tour
Хронология событий
- 1704: Рождение Творца
- 1788: Умер Творец
- 2015: Оцифровано
- 2023: Найден тобой!
- 2024
Формат MLA
Отдел искусства, эстампов и фотографий Мириам и Иры Д. Уоллах: коллекция принтов, Публичная библиотека Нью-Йорка. «Жан-Жак Руссо» Цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки . https://digitalcollections.nypl.org/items/9cf721ac-9e27-35d7-e040-e00a18063251
Формат Чикаго/Турабиан
Отдел искусства, эстампов и фотографий Мириам и Иры Д. Уоллах: коллекция принтов, Публичная библиотека Нью-Йорка. «Жан-Жак Руссо» Цифровые коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки. По состоянию на 9 июля 2023 г. https://digitalcollections.nypl.org/items/9cf721ac-9e27-35d7-e040-e00a18063251
Формат APA
Отдел искусства, эстампов и фотографий Мириам и Иры Д. Уоллах: коллекция принтов, Публичная библиотека Нью-Йорка. Жан-Жак Руссо Получено с https://digitalcollections.nypl.org/items/9cf721ac-9e27-35d7-e040-e00a18063251