Урок по теме: «Как человек воспринимает мир»
Цели:
- познакомить детей с системой органов чувств, показать их значение в жизни человека;
- обосновать основные правила охраны органов чувств и убедить учащихся в необходимости их выполнения;
- учить наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
Оборудование:
- рисунки (изображения предметов и животных), ложка, вилка, мяч;
- магнитофон и аудиозаписи различных звуков;
- таблицы, изображающие строение и работу органов чувств, баночки, бутерброды.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания:
– Какие органы человека вы знаете?
– Какую работу они выполняют?
– Что такое системы органов? Приведите примеры.
– Какая система управляет деятельностью организма?
– Что изучает анатомия, физиология, гигиена?
– Какие пословицы о здоровье вы подобрали и записали?
III. Сообщение темы и задач урока.
Сейчас давайте разгадаем кроссворд:
- С помощью какого органа вы узнаёте, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
- С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге?
- Какой орган помогает нам узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?
- Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов?
- С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую – от солёной?
(Ответы: 1. Ухо. 2. Глаз. 3. Кожа. 4. Нос. 5. . Язык. )
– Какие это органы? (Органы чувств)
Когда рождается на свет ребёнок,
В руках у матери ему спокойно и тепло.
Но в голове его уже с пелёнок
Сто “почему” и “для чего”.
И каждый день и каждый час,
Шагая по родной планете,
Он познаёт чудесный мир,
В котором вы живёте, дети.
– Тема нашего урока: “Как человек воспринимает окружающий мир”. Органы чувств. Давайте познакомимся с ним подробнее.
– Посмотрите на таблицу.
(Класс делится на пять команд)
На доске (обратной стороной вверх):
– Какие органы чувств вы знаете? (Глаз, ухо, нос, кожа, язык)
(Учащимся предлагается сравнить яблоки)
ГЛАЗА: С помощью глаз мы видим, что одно яблоко большое, а два других – маленькие, что они круглой формы, жёлтые, т. е. можем различить размер, форму, цвет.
(переворачивается карточка, где написано: “Зрение (глаз)” )
Глаза — это орган зрения |
– Посмотрите друг на друга: спереди глаза защищены веками, края которых… Продолжите. (покрыты ресницами).
– Веки и ресницы предохраняют глаза от света и пыли.
– Над глазами брови, которые отводят от глаз пот, если он выделяется на лбу.
– Давайте послушаем рассказ о значении зрения в жизни человека.
Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. .
В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир “через дыры глаз”. И если подумать, это почти так и есть.Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом вроде желе, абсолютно прозрачным, т. к. на 90 % оно состоит из воды. Глаз – самый водянистый орган в нашем организме: даже кровь состоит из воды лишь на 80%.
Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если её пробить, то с глазом может произойти то же, что и с разбитым яйцом.
Глаз – очень важный орган и поэтому заботливо оберегается организмом. Потечёт со лба пот, его остановит изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – её задержит частокол ресниц. А если несколько пылинок и сядут на роговицу, их тот час слизнёт непрерывно мигающее веко, которое само закрывается, если какой-нибудь предмет окажется в опасной близости от глаза. С внутренней стороны веки влажные. Их смачивает слёзная жидкость, вырабатываемая слёзными желёзками вокруг глаз. Моргая, мы регулярно смачиваем поверхность глаза, и делаем мы это так же регулярно, как и дышим.
– Что же такое зрение?
Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.
Мы видим только при наличии света. Интересный случай произошёл с русским солдатом. Он в течение 9 лет, с 1915 по 1924 год, оставался в тёмном подземелье Брестской крепости. У него было достаточное количество продовольствия и воды. Но свечей и спичек хватило только на 4 года. 5 лет полной темноты. Отвыкнув от света, человек ослеп.
Однако зрение ухудшается, когда человек работает при плохом освещении, читает лёжа или движущемся транспорте. Частый и долгий просмотр телепередач, работа у компьютера очень утомляют глаза. Зрение слабеет, теряется его острота. Зрение ухудшается. Помните: испорченное зрение трудно исправить.
|
– плакат на доске. |
НОС – (Детям предлагается определить, какие продукты были в баночках)
– Какой орган помог распознать эти продукты? (Нос)
(На доске переворачивается карточка “Обоняние (нос)”)
Нос — орган обоняния |
– Что такое обоняние?
– Для чего служит обоняние?
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Наш организм вовсе не безразличен к запахам. Обонятельные клетки, прощупывая своими ресничками воздух, поступающий в нос для дыхания, как бы решают, допускать его или нет. Если воздух загрязнён вредными пахучими веществами, которые издают зловоние, мозг посылает сигнал тревоги. Носовая щель сужается, воздуха проникает внутрь меньше. И наоборот, аромат цветов, талого снега нам вдыхать приятно.
Дышится легко, кровообращение улучшается, успокаиваются нервы.С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.
Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, т. к. не могут определить качество пищи.
– Как сохранить обоняние? (плакат на доске)
УШИ – Третьей команде надо по характерным звукам определить предметы, которые их издают, и найти соответствующие картинки.
– Какой орган помог вам определить этих животных? (Уши)
(Переворачивается карточка “Слух (ухо)” )
Ухо — орган слуха. |
– С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по возможности орган чувств у человека – ухо.
Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.
То, что мы называем “ушами” — это только так называемые наружные уши или ушные раковины. Сами они ни чего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы проход. Он заканчивается тоненькой пластинкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону перепонки, а затем – в третье ухо – внутреннее ухо, а далее – в мозг.
Ухо очень тонкий и сложный орган чувств. Если закрыть глаза, мы всё равно будем чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул влево или вправо. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе.
– Значит, ухо – орган слуха и равновесия.
– Что такое слух?
– Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.
Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.
Люди, которые потеряли слух, могут общаться только на особом языке с помощью мимики и жестов.
|
– плакат на доске |
ЯЗЫК – Приглашается группа учеников, которые должны определить вкус бутербродов.
– Какой орган помог вам распознать продукты? (Язык)
(Переворачивается карточка “Вкус (язык)” )
Язык — орган вкуса. |
– Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.
КОЖА – Приглашается группа учеников, которые с завязанными глазами должны определить предметы.
– С помощью чего вы узнали эти предметы?
– Что такое осязание? (Способность кожи чувствовать боль, холод, тепло. )
(Переворачивается карточка “Осязание (кожа)” )
Кожа — орган осязания |
– Кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, ещё более важна её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т. е. растяжимость.
Это обеспечивает вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвётся и не сползает.
Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.
ОРГАНЫ ЧУВСТВ И МОЗГ – Сегодня мы узнали о том, какую роль играют в нашей жизни органы чувств. И всё же учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?
– С помощью органов чувств мы воспринимаем информацию из внешнего мира и от самого нашего тела (например, сигналы из желудка).
Нервные окончания тянутся во все части нашего организма. По одним из них передаются приказы мышцам, по другим – мозг принимает сообщения.
Только благодаря органам чувств у нас есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. (Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)
Есть ещё чувство равновесия. Его иногда называют шестым чувством.
Все органы чувств действуют совместно, помогают и дополняют друг друга. Все имеют память.
IV. Итог урока.
– Детям раздаются карточки, в которых они должны заполнить пропуски.
|
V. Домашнее задание.
Страницы учебника: 132 – 136.
Как живут слепоглухие люди? | Colta.ru
Как живут слепоглухие люди? | Colta.ru 26 января 2021Colta Specials5893
В мире слепоглухих людей не так темно и тихо, как может показаться. Это мир, осязаемый пальцами, распадающийся на миллионы запахов и их оттенков. Это полноценный — просто особый — мир.
Сегодня COLTA.RU публикует ответы на вопросы, которые вы прислали участникам нашего проекта. Вместе со слепоглухими людьми — Ириной Поволоцкой, Владимиром Елфимовым, Николаем Кузнецовым и Аленой Капустьян — мы отобрали самые интересные из них.
Ирина Поволоцкая (Москва) — слепоглухая актриса, художница, поэтесса, общественный деятель;
Владимир Елфимов (Новосибирск) — слепоглухой прозаик, активист;
Алена Капустьян (Москва) — слепоглухая эссеистка, студентка РГСУ;
Николай Кузнецов (Санкт-Петербург) — слепоглухой поэт, юрист, студент магистратуры СПГУ.
— Как представляет мир слепоглухой человек? Как он различает людей и то, что его окружает? (Александра Анисимова, Мария Готлиб)
Николай Кузнецов: Я слышу с помощью кохлеарного импланта, и, соответственно, мне доступна довольно богатая звуковая палитра, нюансы звуков (в частности, различаю голоса, тон, которым говорит человек, люблю слушать самую разную музыку). Когда я снимаю внешнюю часть импланта (речевой процессор), без труда могу представить знакомые звуки.
Другие используемые мной инструменты познания мира — это осязание, обоняние, вкус. Осязание, по сути, заменяет мне зрение, я руками могу почувствовать тонкости «рассматриваемых» предметов, которые, насколько могу понять, не всегда ощущаются зрячими (не всегда сразу).
Отсутствие зрения восполняют книги, разговоры с людьми, разного рода модели предметов (например, фигурки животных, брелоки, которые я коллекционирую), специальные проекты для незрячих, в рамках которых создаются барельефы картин, архитектурных сооружений. Благодаря этому я узнаю, как выглядят предметы, которые я не могу «посмотреть» руками, какие цвета они имеют. Появляются ассоциативные ряды (зеленая трава, синее небо и др.), хотя это не отменяет того, что я стараюсь уточнить их у близких, уточнить, какие оттенки каким цветам принадлежат и др.
Соответственно, картина мира у меня объемная, она включает пространство, звуки, запахи, вкус, осязательное ощущение и цветовые ассоциации.
Людей же различаю по голосам, по рукам (когда жму руку) и по запаху (например, духов, которые, как я знаю, предпочитает тот или иной человек).
Алена Капустьян: Представляю мир таким же, каким видела раньше. То есть вы видите окружающий мир и представляете его, закрыв глаза, и я так же воспринимаю его. Сначала спрашиваю у зрячего про цвета, фон, форму, картинку, «невидимую» на ощупь для меня, потом из полученной информации составляю описание комнаты, места, человека и т.д.
— Как слепоглухим объясняют цвета? Тем, кто их никогда не видел… (Наталья Красюкова)
Владимир Елфимов: Если взять человека, который «никогда не видел цвет», — это слепорожденный человек. Им невозможно досконально объяснить, что такое солнце и облака или небо. Но можно научить словесно обозначать цвет постоянных объектов. Например, небо — голубое, арбуз — зеленый, мягкий помидор — красный, а твердый — зеленый и т.д. Можно приучить к цвету одежды — познакомить, прикасаясь к рубашке, с особенностями фасона, сказать: «Это зеленая рубашка, красивая», — а показав другую, объяснить: «Это темно-коричневая, ее не надо надевать на выход, в ней лучше дома ходить». Вот слепоглухой и запоминает.
Сейчас есть прибор, который определяет цвет ткани — либо голосом, либо через камеру айфона с передачей на брайлевский дисплей. Но цвет, какой видите вы, слепорожденные представить не могут. А вот для поздноослепших это не проблема.
Ирина Поволоцкая© Фото предоставлено Владимиром Коркуновым— Мы привыкли, что образное мышление связано с органами чувств. Каким образом слепоглухой пополняет ассоциативный ряд? Значит ли это, что его пальцы «видят» больше, чем пальцы других людей? (Ирина Котова)
Ирина Поволоцкая: У меня синестетитическое восприятие: тактильные ощущения, запахи, словесное описание, эмпатия — любое явление может вызывать не связанные с изначальным посылом образы. Руки у слепоглухих более чуткие, но это, скорее, навык. Просто мы больше внимания обращаем на то, что ощущаем. Например, мы ощущаем материал скульптуры — и это тоже определенный слой восприятия. Скажем, если бы какая-то из работ Вадима Сидура была выполнена в мраморе, у меня бы возник диссонанс — его скульптуры не для мрамора. Каждый материал вызывает свои ассоциации и помогает «читать» работу. Например, в работах из дерева часто ощущается остаточная энергия того, кто с ним работал…
— Обостряются ли — и насколько — другие чувства при потере слуха и зрения? (Julia Fami)
Ирина Поволоцкая: Могу говорить только за себя. У меня обоняние, осязание и вкус сильно обострены, да. Одно из моих увлечений — это дегустация: духов, блюд, молочных продуктов. Ко мне иногда даже обращаются за советом. Знаю из разговоров с другими слепоглухими, что у многих чувствительность к запахам выше. Но вообще это просто более внимательное отношение к доступной информации.
— Как правильно прикоснуться к слепоглухому человеку, чтобы не обидеть? (Светлана Демидова)
Алена Капустьян: Подойти к слепоглухому человеку, мягко прикоснуться к руке, стараясь не пугать, если он в раздумьях. Можно прикасаться не только к руке, но и к плечу. Когда он занят, легонько похлопать по плечу, давая понять, что вы хотите что-то сообщить.
— Сложно ли вам было овладеть необходимыми для общения инструментами? Сколько существует таких способов коммуникации? (Кирилл Калиничев)
Николай Кузнецов: Слепоглухие используют русский жестовый язык, дактиль/дактилологию (общение с помощью рисования пальцами на ладони), обычный язык, которым пользуются все, чтение по губам, если есть остаточное зрение (добавим дермографию — письмо печатными буквами по ладони, а также тактильный код Лорма, в котором каждой точке на ладони соответствует определенная буква или цифра. — Ред.).
Достаточно давно существуют устройства, помогающие слепоглухим слышать. Их использование зависит от характера потери слуха (полностью или частично, одно или оба уха, какая часть повреждена и др.).
Когда я в два с половиной года потерял слух, слуховой аппарат мне не помог, поскольку у меня четвертая степень тугоухости (в общем-то, полная глухота). Спас кохлеарный имплант. Такие устройства помогают вернуть полностью потерянный слух. В четыре года мне поставили имплант на правое ухо. Я был первым слепоглухим в России, кому сделали подобную операцию. В реабилитацию входила не только тренировка слуха, но и освоение речевого инструментария, поскольку у меня произошел распад речи. А в 2018 году мне проимплантировали и левое ухо.
Появляются и устройства, которые заменяют слепому зрение: специальные очки или приборы, распознающие окружающие предметы, ультразвуковые трости. Они в большей степени направлены на помощь в ориентировке. Я пользуюсь обычной тростью, чтобы ориентироваться на улице; в помещениях ее не использую.
— Как вы представляете себе человека, который с вами впервые общается? Что в первую очередь влияет на это? (Екатерина Степанова)
Алена Капустьян: Рука человека — самое основное. По ней я могу определить, каков он: высокий, стройный, средний, спортивный и т.д. В первый раз представляю человека таким, каким подсказывает его рука, но ни цвета, ни формы не знаю: про себя подбираю несколько вариантов. Чтобы уточнить представление о человеке, через какое-то время спрашиваю о цвете глаз, волос, одежды, о чертах лица (или уточняю у сопровождающего).
— Как слепоглухие узнают, что за их дверью в квартиру кто-то стоит? Например, пришел сосед одолжить соль или газовик проверить плиту… (Дана Назаренко)
Владимир Елфимов: Тут есть разные варианты. Для слабовидящих это «мигающие лампы» от дверного звонка, подключенные к звонку. А для глухих и тотально слепоглухих существует прибор «сигнализатор звука» — от дверного звонка через микрофон беспроводным способом передается сигнал на вибрационное устройство, которое слепоглухой прикрепляет к «чувствительному месту». Лично я нацепляю его на шею. Но если слепоглухой живет один, оптимальный вариант — заранее договориться о времени прихода гостей или отправить SMS, которое слепоглухой прочитает с помощью брайлевского дисплея. Так можно уберечь себя от риска впустить злоумышленников в дом.
Николай Кузнецов© Фото предоставлено Владимиром Коркуновым— Возникают ли у слепоглухого человека визуальные ассоциации, когда он ощущает какой-то запах? (Елена Романова)
Николай Кузнецов: Да, так и есть. Запахи могут быть связаны со знакомыми людьми. Я примерно знаю, как эти люди выглядят (рост, волосы, одежда и т.д.), и запах (например, духов) позволяет мне, во-первых, идентифицировать человека, а во-вторых, восстановить его образ. Еще запахи связаны с различными предметами. Например, с цветами. Я могу не ощупывать розу, но, ощущая ее запах и помня, как она выглядит, будто бы увидеть ее. Гуляя по даче, я чувствую запахи земли, овощей, зелени — и сразу же представляю грядки, парники и прочее. Иными словами, запах играет роль знака, ключа, по которому я узнаю весь предмет. Например, по запаху горючего обычно отличаю автомобиль от мотоцикла и, соответственно, представляю себе автомобиль или мотоцикл.
— Когда я училась в институте, нас водили на практику к слепоглухим людям. Одна девушка рассказала, что хорошего человека узнает по запаху. Такие люди пахнут садом, землей, воздухом. А еще она говорила, что чувствует запах солнечного света. Какую роль в вашей жизни играют запахи? (Юлия Тишковская)
Ирина Поволоцкая: Я ориентируюсь по запахам — мне естественно воспринимать мир синестетически, например, видеть цвет прикосновения, слышать звучание цвета, воспринимать имена как символы, а людей — как запахи. Когда жизнь что-то отбирает, обычно она же дает намек на компенсацию. Вот и у меня отсутствие слуха и зрения компенсировано эмпатией, обостренной чувствительностью к тактильным ощущениям, запахам и др. Для меня пахнет все — люди, вещи, чувства, я не знаю ничего, что не имело бы запаха. Запах — просто еще одна характеристика мира. Музыка тоже пахнет, и у картин есть запахи. Можно легко различать людей по запаху, но узнать конкретного человека только по запаху удается не всегда. Особенно в толпе. Особенно когда используют духи. Духи — порой сильнейшая головная боль, если в их основе ненатуральные вещества. От шампуней, гелей, кремов с химическими ингредиентами исходит ужасный запах (во всяком случае, я его так воспринимаю). И выбор мыла для меня — большой запаховый стресс.
— Слепоглухие люди занимаются творчеством — это театр, литература, скульптура и живопись. А занимаются ли они музыкой? Пусть даже только для себя. (Иван Демидов)
Ирина Поволоцкая: Сколько себя помню, детские музыкальные инструменты дома были всегда: детское пианино, металлофоны, ксилофоны, дудочки, свирельки, свистульки, бубны, гармошки и шумелки-шуршалки. Даже когда я начала терять слух, играла на них и с ними, и это была радость. С детства остались ощущение и понимание ритма и память звука — это часто помогало по жизни. Я пробовала играть на многих музыкальных инструментах. Конечно, не в полном смысле слова, скорее, для себя и изредка в перформансах. Сейчас в основном играю на флейте. Могу «слышать» ее голос пальцами — по ритму и вибрациям. Я сейчас говорю о тотально слепоглухих, потому что, если у человека есть слух (даже мизерный), со слуховыми аппаратами играть вполне возможно.
— Как слепоглухие люди воспринимают музыку: тактильно-вибрационно или акустически тоже (как собственно звуковую волну, но иначе) [Ольга Скороходова писала, что слушала иногда музыку, приложив руки к фортепиано]? (Иван Демидов)
Алена Капустьян: Я лично слушаю музыку с помощью слуховых аппаратов, телом чувствую вибрацию. Обычно в ресторане танцую под ритм музыки, по звукам определяю начало медленного танца. При желании слушаю рукой какой-либо музыкальный инструмент, чтобы понять соответствие между вибрацией и звуком.
— Как происходит обучение слепоглухих людей? (Эльвира Нуреева)
Алена Капустьян: Помогает ассистент: переводит лекции и практические занятия, печатая на компьютере (а слепоглухой параллельно читает на брайлевском дисплее), при необходимости передает вопросы и ответы преподавателей дактилем (язык общения слепоглухих, при котором каждому положению пальцев соответствует определенная буква. — Ред.), сопровождает на мероприятия, организованные учебным заведением. Задания, которые преподаватели дают на парах, слепоглухой самостоятельно выполняет на компьютере: пишет эссе, доклады, рефераты, делает презентации, отвечает на контрольные вопросы, выполняет тесты, читает учебную литературу. Ассистент помогает в оформлении работ, особенно презентаций.
Владимир Елфимов© Фото предоставлено Владимиром Коркуновым— Насколько часто у слепоглухих мужчины или женщины бывают зрячеслышащие жена/муж? (Леонид Шнейдерман)
Владимир Елфимов: Это встречается очень редко, и то чаще всего, когда один из зрячеслышащих супругов попал в катастрофу и стал слепоглухим. Скорее, бывают супружеские пары, в которых один — слепоглухой, а другой — зрячий глухой. Нередки и пары слепоглухих. Главная причина существования таких пар — общий язык общения. А также терпение друг к другу и взаимоподдержка. Лично я не представляю, как некоторые слепоглухие пары живут. Везет тем, у кого хорошие дети или опека со стороны. Я со зрячей глухой женой живу уже 36 лет, и мой слепоглухой папа с моей глухой мамой прожили вместе 38 лет — до смерти мамы…
— Как вы влюбляетесь? (Ольга Гремякова)
Алена Капустьян: Если молодой человек приглянулся, во мне начинается цветение: чувства воспламеняются, становятся горячее и сильнее. По ним понимаю, что влюблена в него.
— Как зарабатывают слепоглухие люди? (Юлия Шляндина)
Владимир Елфимов: Слепоглухой может зарабатывать с помощью головы и рук. К сожалению, немного зарабатывать. Например, писать рассказы или очерки и получать гонорар. Руки — в первую очередь это вязание, бисероплетение, сборка механических предметов, занятие скульптурой или резьбой по дереву. Но для этого нужно, чтобы нам приносили материалы. Мой слепоглухой и неграмотный отец, будучи практически тотально слепым в последние 20 лет жизни, ремонтировал советские стиральные машины, детали мотоциклов, автомобилей, сельхозтехники… Люди сами несли ему технику и доставали запчасти для ремонта. То есть без помощи зрячеслышащих — никак.
— Что самое сложное для вас в быту? (Светлана Демидова)
Алена Капустьян: Самое сложное — сенсорная техника. Например, сенсорная электрическая плита, сенсорная мультиварка, сенсорные весы и другие сенсорные устройства — на них нет выпуклых кнопок и ориентиров, чтобы включать и выключать. Остальное несложно — с бытом я легко справляюсь.
— Что вы можете и любите делать по дому? Если это готовка, поделитесь любимым рецептом! (Марина Коркунова)
Ирина Поволоцкая: Домашние дела не проблема, могу делать все. Готовить тоже, но делаю это, только когда хочу приготовить что-то особенное. Могу поделиться одним своим рецептом — «Фейный десерт». Нужно взять два банана, два апельсина для сока (можно разбавить водой или использовать готовый сок), растительное масло (15 мл), несколько грецких орехов, изюм, муку (граммов 250) и погашенную лимонным соком соду. И готовим по инструкции:
Бананы размять вилкой или измельчить блендером в пюре.
Орехи обжарить, измельчить до крупных кусочков (не в пудру!).
Добавить апельсиновый сок, растительное масло, орехи, изюм, муку, погашенную соду.
Все хорошо перемешать и выложить в смазанную маслом форму.
Выпекать в духовке 40 минут.
Готовый десерт можно полить растопленным шоколадом или сметанным кремом.
— Дорисовываете ли вы свое представление о мире нереальным, несуществующим? Или тем, чего не в силах увидеть видящие? (Ксения Кузьмина)
Николай Кузнецов: В целом картина мира у меня довольно реалистичная. Я не только «рассматриваю» предметы руками и изучаю другими органами чувств, но и читаю, общаюсь со зрячими людьми, благодаря которым у меня сформированы и продолжают формироваться представления о реальном мире. Конечно, когда я читаю или слушаю описание предмета, который я не могу потрогать, я дорисовываю его, представляю себе размер, цвет и др. Помогает воображение, но оно, как мне кажется, не уводит меня от реальности, когда не нужно фантазировать.
Алена Капустьян© Фото предоставлено Владимиром Коркуновым— Опишите, пожалуйста, ваш мир. (Marina Hobbel)
Алена Капустьян: Кругом полная глушь и густой туман — не вижу и не слышу. Бывает, кажется, что вижу проблеск и слышу издалека доносящиеся звуки, но это лишь в воображении. Чувствую запахи, кожей ощущаю холод и тепло, ветерок и энергию, рисую в голове картины, когда трогаю предмет или растение, образно ассоциирую с чем-то…
Интуиция помогает в движении — когда чувствую неуверенность, останавливаюсь и задаю вопрос зрячему; когда возникает необходимость — действую; когда сомнение — пробую и понимаю, чего не стоит делать, и т. д. Это мой мир.
— Какой вы представляете себя внешне? (Елена Романова)
Ирина Поволоцкая: В разные периоды по-разному. Пока было остаточное зрение — размыто видела себя в зеркале и на фото. Сейчас мне важнее не представлять себя, а ощущать уверенность и комфорт, если речь про одежду и стиль. Я в общих чертах знаю, как выгляжу, и могу представить себя в чем-то и понять, нравится оно мне или нет.
— Вам часто бывает страшно? (Светлана Демидова)
Владимир Елфимов: Нечасто. В последнее время палочкой-выручалочкой стала связка айфона с брайлевским дисплеем — если что, можно написать кому-то и попросить помощи. Без белой трости тоже нельзя выходить.
Был случай в Москве: меня вытащили из такси и оставили на асфальте, а сопровождающий «пропал» — пошел гулять с другим слепоглухим. И я себе представлял, что стою на середине дороги, мимо мчатся машины, а в руках ни белой трости, ни телефона… Еле-еле — интуитивно — шажком двигался, пока не наткнулся на стоящую машину. Тогда и успокоился, а в голове возник план — стоять тут до вечера или даже подергать за дверцу, постучать ногой по колесу… Сработает сигнализация, прибежит хозяин, а я ему скажу, что слепой и глухой, — и попрошу вызвать полицию…
Сопровождающий пришел только через полчаса. С тех пор я поклялся не расставаться с телефоном, брайлевским дисплеем и белой тростью.
— Я бы хотела начать вопрос с цитаты из работы Жака Рансьера «Эстетическое бессознательное» (речь о Гомере): «Он не сочинитель ритмов и размеров, а всего лишь свидетель того состояния языка, когда речь была тождественна пению. Прежде чем заговорить, прежде чем перейти к членораздельной речи, люди на самом деле пели. Поэтические чары выпеваемого слова в действительности являются младенческим лепетом языка, о чем и по сей день свидетельствует язык глухонемых». Хотелось бы услышать комментарий об этом от людей, которые знают язык слепоглухих, живут им и в нем. Вопрос таков: что для вас — речь? (Татьяна Скрундзь)
Николай Кузнецов: Довольно интересная интерпретация Жака Рансьера — языка гомеровских времен и языка глухонемых, спасибо.
Хочу сразу уточнить, что слепоглухих людей нельзя называть глухонемыми. У них есть свои языки общения. Но, если говорить конкретно о речи, я слышал тех, кто по разным причинам говорит не очень четко, с трудом, не всегда корректно выговаривая звуки.
Пожалуй, их язык можно сравнить с «младенческим лепетом» или речью иностранца: в этом и правда есть некая трогательность. Похоже ли это на древнее пение? Затрудняюсь ответить, хотя ассоциация пения с лепетом ближе, чем лепета с языком глухонемых. Если речь про естественность пения в некий период времени (как естественны дыхание и лепет младенца), то, пожалуй, сравнение близко к правде, но с оговоркой: мне кажется, лепет естественнее — дается младенцам легче, чем слепоглухим речь.
Но не все слепоглухие говорят нечетко. Некоторые (как и я) разговаривают вполне обычно, четко и без специфического акцента, а потому на них сравнение Рансьера вряд ли может быть распространено.
Публикацию подготовил Владимир Коркунов.
Понравился материал? Помоги сайту!
Ссылки по теме
Жить в абсолютной тишине и темноте. Как это? Задай вопрос слепоглухому
Тест
Разбираетесь в искусстве XX века?Давайте проверим вас на птицах и арт-шарадах художника Егора Кошелева
новости
11 марта 2022
14:52COLTA.RU заблокирована в России
3 марта 2022
17:48«Дождь» временно прекращает вещание
17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру
16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России
15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах
Все новости Новое в разделе «Colta Specials»Самое читаемоеБыть русским, сопротивляться Смерти
36271
Без будущего
39939
У разбитого корыта
33537
Будущего не будет
37644
Уязвимое будущее
35636
От редакции COLTA
97217
Культура во время «военных операций»
70604
Полифонические свидетели конца и начала. Эссе Ганны Комар
19748
Отделения
4267
Приход отца Александра Меня и позднесоветская интеллигенция
1789
Письмо папе
4193
Оливия Плендер. «История Королевства зверей»
1638
Сегодня на сайте
Журналистика: ревизияЛола Тагаева: «Редакция в какой-то степени стала заменять государство»
Главный редактор «Верстки» о новой философии дистрибуции, опорных точках своей редакционной политики, механизмах успеха и о том, как просто ощутить свою миссию
19 июня 20231567 Журналистика: ревизияТихон Дзядко: «Где бы мы ни находились, мы воспринимаем “Дождь” как российский телеканал»
Главный редактор телеканала «Дождь» о том, как делать репортажи из России, не находясь в России, о редакции как общине и о неподчинении императивам
7 июня 20234342 Журналистика: ревизияВасилий Гатов: «Журналист не может забить “большой железный” на связь со страной»
Разговор Ксении Лученко с известным медиааналитиком о жизни и проблемах эмигрантских медиа. И старт нового проекта Кольты «Журналистика: ревизия»
29 мая 20237717 Вокруг горизонталиВстреча на Ленивке (Первые три часа)
Пятичасовой разговор Елены Ковальской, Нади Плунгян, Юрия Сапрыкина и Александра Иванова о том, почему сегодня необходимо быть в России. Разговор ведут Михаил Ратгауз и Екатерина Вахрамцева
14 марта 202337412 Вокруг горизонталиВстреча на Ленивке (Еще два часа)
Вторая часть большого, пятичасового, разговора между Юрием Сапрыкиным, Александром Ивановым, Надей Плунгян, Еленой Ковальской, Екатериной Вахрамцевой и Михаилом Ратгаузом
14 марта 202326176 Вокруг горизонталиМария Рахманинова: «Государство — это не несомненное благо»
Арнольд Хачатуров и Сергей Машуков поговорили с историком анархизма о судьбах горизонтальной идеи в последние два столетия
21 февраля 202327573 Вокруг горизонталиКоливинги как модель для активизма
Социолог Любовь Чернышева изучала питерские квартиры-коммуны. Мария Мускевич узнала, какие достижения и ошибки можно обнаружить в этом опыте для активистских инициатив
13 февраля 202323312 Вокруг горизонтали«Конфликты — это нормально». О подводных камнях горизонтального
Горизонтальные объединения — это не только розы, очень часто это вполне ощутимые тернии. И к ним лучше быть готовым
10 февраля 202329282 Вокруг горизонталиЧто мешает антивоенному движению объединиться?
Руководитель «Теплицы социальных технологий» Алексей Сидоренко разбирает трудности антивоенного движения и выступает с предложением
24 января 202333633 Colta SpecialsБыть русским, сопротивляться Смерти
Будущее зависит от практик выживания, считает Кирилл Медведев
24 января 202336271 Colta SpecialsБез будущего
Александр Морозов о возможных выходах из катастрофы 2022 года
24 января 202339939 Colta SpecialsУ разбитого корыта
Ольга Романова о лучшем варианте из ужасных
24 января 202333537Терморецепция и боль | Биология для специальности II
Результаты обучения
- Описать, как работает терморецепция, обнаружение тепла и холода
- Объясните, почему восприятие боли субъективно
Терморецепция
Терморецепция или терморецепция – это чувство, с помощью которого организм воспринимает температуру. Детали того, как работают температурные рецепторы, все еще исследуются. Цилиопатия связана со снижением способности ощущать тепло, поэтому реснички могут помочь в этом процессе. Каналы временного рецепторного потенциала (TRP-каналы), как полагают, играют роль у многих видов в ощущении тепла, холода и боли. У млекопитающих есть как минимум два типа датчиков: те, которые обнаруживают тепло (т. е. температуры выше температуры тела), и те, которые обнаруживают холод (т. е. температуры ниже температуры тела).
В дополнение к концевым луковицам Краузе, которые обнаруживают холод, и окончаниям Руффини, которые обнаруживают тепло, на некоторых свободных нервных окончаниях имеются различные типы холодовых рецепторов: терморецепторы, расположенные в дерме, скелетных мышцах, печени и гипоталамусе, которые активируются разные температуры. Их пути в головной мозг идут от спинного мозга через таламус к первичной соматосенсорной коре. Информация о тепле и холоде от лица проходит через один из черепных нервов в мозг. Вы знаете из опыта, что терпимо холодный или горячий раздражитель может быстро превратиться в гораздо более интенсивный раздражитель, который больше не переносим. Любой слишком интенсивный раздражитель может восприниматься как боль, потому что температурные ощущения проводятся по тем же путям, что и болевые ощущения
Боль
Боль — это название, данное ноцицепции , которая представляет собой нейронную обработку повреждающих стимулов в ответ на повреждение тканей. Боль вызвана истинными источниками травмы, такими как контакт с источником тепла, вызывающим термический ожог, или контакт с агрессивным химическим веществом. Но боль также может быть вызвана безвредными раздражителями, которые имитируют действие повреждающих раздражителей, таких как контакт с капсаицинами, соединениями, которые делают перец острым на вкус и которые используются в перцовых аэрозолях для самообороны и некоторых местных лекарствах. Перец имеет «горячий» вкус, потому что белковые рецепторы, связывающие капсаицин, открывают те же кальциевые каналы, которые активируются тепловыми рецепторами.
Ноцицепция начинается с сенсорных рецепторов, но боль, поскольку это восприятие ноцицепции, не начинается до тех пор, пока она не передается в мозг. Есть несколько ноцицептивных путей к мозгу и через него. Большинство аксонов, несущих ноцицептивную информацию в головной мозг из спинного мозга, проецируются в таламус (как и другие сенсорные нейроны), и нервный сигнал подвергается окончательной обработке в первичной соматосенсорной коре. Интересно, что один ноцицептивный путь проецируется не в таламус, а непосредственно в гипоталамус в переднем мозге, который модулирует сердечно-сосудистые и нейроэндокринные функции вегетативной нервной системы. Вспомните, что угрожающие или болезненные раздражители стимулируют симпатическую ветвь висцеральной сенсорной системы, подготавливая реакцию «бей или беги».
Посмотрите это видео, в котором показаны пять фаз ноцицептивной боли.
Попробуйте
Внесите свой вклад!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
36.5: Соматоощущение — Терморецепция — Биология LibreTexts
- Последнее обновление
- Сохранить как PDF
- Идентификатор страницы
- 13953
- Boundless (теперь LumenLearning)
- Boundless 900 09
- Описать различные типы рецепторов, используемых для терморецепции: концевые луковицы Краузе, окончания Руффини, свободные нервные окончания
- Терморецепторы могут включать: концевые луковицы Краузе, которые обнаруживают холод и определяются капсулами; Окончания Руффини, обнаруживающие теплоту и определяемые увеличенными дендритными окончаниями; и тепловые и холодовые рецепторы, присутствующие на свободных нервных окончаниях, которые могут определять диапазон температур.
- Холодовые рецепторы, присутствующие на свободных нервных окончаниях, которые могут быть как слегка миелинизированными, так и немиелинизированными, имеют максимальную чувствительность при ~ 27°C и будут сигнализировать о температуре выше 17°C.
- Тепловые рецепторы, присутствующие на свободных нервных окончаниях, представляют собой немиелинизированные волокна с максимальной чувствительностью ~45°C и сигнализируют о температуре выше 30°C.
- терморецептор : нервная клетка, чувствительная к изменениям температуры
- соматосенсорные : связанные с восприятием сенсорных раздражителей, производимых кожей или внутренними органами
- эпиневрий : соединительнотканный каркас и оболочка нерва, связывающие вместе нервные пучки, каждый из которых имеет свою особую оболочку, или периневрий
- Колледж OpenStax, Биология. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/?collection=col11448/latest . Лицензия : CC BY: Attribution
- голый. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : http://en.wiktionary.org/wiki/glabrous . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- дендрит. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/dendrite . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx. org/content/m44757/latest…e_36_02_02.png . Лицензия : CC BY: Attribution
- Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest…e_36_02_04.jpg . Лицензия : CC BY: Attribution
- Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest…e_36_02_03.jpg . Лицензия : CC BY: Attribution
- Колледж OpenStax, Биология. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/?collection=col11448/latest . Лицензия : CC BY: Attribution
- Рецептивное поле. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Receptive_field%23Somatosensory_system . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- механорецептор. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : en.wiktionary.org/wiki/mechanoрецептор . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/Figure_36_02_02.png . Лицензия : CC BY: Attribution
- Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/Figure_36_02_04.jpg . Лицензия : CC BY: Attribution
- Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/Figure_36_02_03.jpg . Лицензия : CC BY: Attribution
- Структура сенсорной системы (4 модели) E. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:St…_models)_E.PNG . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Колледж OpenStax, Биология. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/?collection=col11448/latest . Лицензия : CC BY: Атрибуция
- Концовка Руффини. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Ruffini_ending . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Сенсорные системы/Соматосенсорная система. Предоставлено : Wikibooks. Расположен по адресу : en.wikibooks.org/wiki/Sensory_Systems/Somatosensory_System%23Thermoрецепторы . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Луковичное тельце. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en. Wikipedia.org/wiki/Bulboid_corpuscle . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Термоцепция. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Thermoception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Терморецептор. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Thermoрецептор . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- эпиневрий. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : en.wiktionary.org/wiki/epineurium . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- соматосенсорный. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : en.wiktionary.org/wiki/somatosensory . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- терморецептор. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : en.wiktionary.org/wiki/thermoрецептор . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/Figure_36_02_02.png . Лицензия : CC BY: Attribution
- Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStaxCNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/Figure_36_02_04.jpg . Лицензия : CC BY: Attribution
- Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/Figure_36_02_03.jpg . Лицензия : CC BY: Attribution
- Структура сенсорной системы (4 модели) E. Предоставлено : Wikipedia. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:Structure_of_sensory_system_(4_models)_E.PNG . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
- Серый934. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.
Цели обучения
Терморецепция
Термоцепция или терморецепция – это чувство, с помощью которого организм воспринимает температуру. Детали того, как работают температурные рецепторы, все еще исследуются. У млекопитающих есть как минимум два типа сенсоров: те, которые обнаруживают тепло (т. е. температуры выше температуры тела), и те, которые обнаруживают холод (т. е. температуры ниже температуры тела). Терморецептор — сенсорный рецептор или, точнее, рецептивная часть сенсорного нейрона, кодирующая абсолютные и относительные изменения температуры, прежде всего в безвредном диапазоне. Адекватным стимулом для тепловых рецепторов является нагревание, что приводит к увеличению скорости разрядки их потенциала действия; охлаждение приводит к снижению скорости разряда тепловых рецепторов. Для холодовых рецепторов скорость возбуждения увеличивается при охлаждении и уменьшается при нагревании. Типы рецепторов, способных обнаруживать изменения температуры, могут различаться.
Типы терморецепторов: Капсульные рецепторы
Некоторые из рецепторов, обладающих способностью обнаруживать изменения температуры, включают концевые луковицы Краузе и окончания Руффини. Концевые луковицы Краузе определяются телами цилиндрической или овальной формы, состоящими из капсулы, образованной расширением соединительнотканной оболочки, содержащей ядро оси-цилиндра. Концевые луковицы обнаруживаются в конъюнктиве глаза, на слизистой оболочке губ и языка, в эпиневрии нервных стволов. Они также находятся в половом члене и клиторе; отсюда и название половых телец. В этих местах они имеют вид тутового дерева и сужены соединительнотканными перегородками в от двух до шести узловатых образований.
Рисунок \(\PageIndex{1}\): Торцевая луковица Краузе: рисунок рецептора концевой луковицы Краузе, который может обнаруживать холод.Окончания Руффини, увеличенные окончания дендритов с удлиненными капсулами, могут действовать как терморецепторы. Этот веретенообразный рецептор чувствителен к растяжению кожи, способствуя кинестетическому ощущению и контролю положения и движения пальцев. Тельца Руффини реагируют на постоянное давление и практически не адаптируются. Окончания Руффина расположены в глубоких слоях кожи, где они регистрируют механическую деформацию в суставах, а также постоянное давление. Они также действуют как терморецепторы, которые реагируют в течение длительного периода времени; в случае глубокого ожога боли не будет, так как эти рецепторы будут сожжены.
Рисунок \(\PageIndex{1}\): Окончания Руффини: Рисунок рецептора окончаний Руффини, который может обнаруживать тепло.В дополнение к концевым луковицам Краузе, которые обнаруживают холод, и окончаниям Руффини, которые обнаруживают тепло, на свободных нервных окончаниях имеются различные типы холодовых рецепторов.
Типы терморецепторов: свободные нервные окончания
Существуют терморецепторы, расположенные в дерме, скелетных мышцах, печени и гипоталамусе, которые активируются различными температурами. Эти терморецепторы, которые имеют свободные нервные окончания, включают только два типа терморецепторов, которые сигнализируют о безвредном тепле и охлаждении соответственно в нашей коже. Тепловые рецепторы проявляют максимальную чувствительность при ~ 45°С, сигнализируют о температуре от 30 до 45°С и не могут однозначно сигнализировать о температуре выше 45°С; они немиелинизированные. Холодовые рецепторы имеют максимальную чувствительность при ~ 27°С, сигнализируют при температуре выше 17°С, причем одни состоят из слабомиелинизированных волокон, а другие немиелинизированы. Наше чувство температуры происходит от сравнения сигналов от тепловых и холодовых рецепторов. Терморецепторы являются плохими индикаторами абсолютной температуры, но очень чувствительны к изменениям температуры кожи.
Путь терморецепторов
Путь терморецепторов в головном мозге проходит от спинного мозга через таламус к первичной соматосенсорной коре. Информация о тепле и холоде от лица проходит через один из черепных нервов в мозг. Вы знаете из опыта, что терпимо холодный или горячий раздражитель может быстро превратиться в гораздо более интенсивный раздражитель, который больше не переносим. Любой слишком интенсивный раздражитель может восприниматься как боль, потому что температурные ощущения проводятся по тем же путям, что и болевые ощущения.