С помощью какого органа чувств человек ощущает холод и боль: Наши помощники — органы чувств. Рассказ «Осенний лес»

Урок по теме: «Как человек воспринимает мир»

Цели:

  • познакомить детей с системой органов чувств, показать их значение в жизни человека;
  • обосновать основные правила охраны органов чувств и убедить учащихся в необходимости их выполнения;
  • учить наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Оборудование:

  • рисунки (изображения предметов и животных), ложка, вилка, мяч;
  • магнитофон и аудиозаписи различных звуков;
  • таблицы, изображающие строение и работу органов чувств, баночки, бутерброды.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания:

– Какие органы человека вы знаете?

– Какую работу они выполняют?

– Что такое системы органов? Приведите примеры.

– Какая система управляет деятельностью организма?

– Что изучает анатомия, физиология, гигиена?

– Какие пословицы о здоровье вы подобрали и записали?

III. Сообщение темы и задач урока.

Сейчас давайте разгадаем кроссворд:

  1. С помощью какого органа вы узнаёте, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел будильник?
  2. С помощью какого органа ты видишь, что написано или нарисовано в книге?
  3. Какой орган помогает нам узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?
  4. Какой орган помогает почувствовать запах хлеба, цветов, духов?
  5. С помощью какого органа мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую – от солёной?

(Ответы: 1. Ухо. 2. Глаз. 3. Кожа. 4. Нос. 5. . Язык. )

– Какие это органы? (Органы чувств)

Когда рождается на свет ребёнок,
В руках у матери ему спокойно и тепло.


Но в голове его уже с пелёнок
Сто “почему” и “для чего”.
И каждый день и каждый час,
Шагая по родной планете,
Он познаёт чудесный мир,
В котором вы живёте, дети.

– Тема нашего урока: “Как человек воспринимает окружающий мир”. Органы чувств. Давайте познакомимся с ним подробнее.

– Посмотрите на таблицу.

(Класс делится на пять команд)

На доске (обратной стороной вверх):

– Какие органы чувств вы знаете? (Глаз, ухо, нос, кожа, язык)

(Учащимся предлагается сравнить яблоки)

ГЛАЗА: С помощью глаз мы видим, что одно яблоко большое, а два других – маленькие, что они круглой формы, жёлтые, т. е. можем различить размер, форму, цвет.

(переворачивается карточка, где написано: “Зрение (глаз)” )

Глаза — это орган зрения

– Посмотрите друг на друга: спереди глаза защищены веками, края которых… Продолжите. (покрыты ресницами).

– Веки и ресницы предохраняют глаза от света и пыли.

– Над глазами брови, которые отводят от глаз пот, если он выделяется на лбу.

– Давайте послушаем рассказ о значении зрения в жизни человека.

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаём о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего говорят о человеке. .

В древности учёные предполагали, что человеческая душа смотрит на мир “через дыры глаз”. И если подумать, это почти так и есть.

Сам глаз круглый, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Глазное яблоко наполнено стекловидным веществом вроде желе, абсолютно прозрачным, т. к. на 90 % оно состоит из воды. Глаз – самый водянистый орган в нашем организме: даже кровь состоит из воды лишь на 80%.

Снаружи глазное яблоко покрыто твёрдой оболочкой, как яйцо скорлупой. Эта оболочка называется роговицей. Если её пробить, то с глазом может произойти то же, что и с разбитым яйцом.

Глаз – очень важный орган и поэтому заботливо оберегается организмом. Потечёт со лба пот, его остановит изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – её задержит частокол ресниц. А если несколько пылинок и сядут на роговицу, их тот час слизнёт непрерывно мигающее веко, которое само закрывается, если какой-нибудь предмет окажется в опасной близости от глаза. С внутренней стороны веки влажные. Их смачивает слёзная жидкость, вырабатываемая слёзными желёзками вокруг глаз. Моргая, мы регулярно смачиваем поверхность глаза, и делаем мы это так же регулярно, как и дышим.

– Что же такое зрение?

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передаётся в определённый участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определённых предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Мы видим только при наличии света. Интересный случай произошёл с русским солдатом. Он в течение 9 лет, с 1915 по 1924 год, оставался в тёмном подземелье Брестской крепости. У него было достаточное количество продовольствия и воды. Но свечей и спичек хватило только на 4 года. 5 лет полной темноты. Отвыкнув от света, человек ослеп.

Однако зрение ухудшается, когда человек работает при плохом освещении, читает лёжа или движущемся транспорте. Частый и долгий просмотр телепередач, работа у компьютера очень утомляют глаза. Зрение слабеет, теряется его острота. Зрение ухудшается. Помните: испорченное зрение трудно исправить.

Береги зрение
– плакат на доске.

НОС – (Детям предлагается определить, какие продукты были в баночках)

– Какой орган помог распознать эти продукты? (Нос)

(На доске переворачивается карточка “Обоняние (нос)”)

Нос — орган обоняния

– Что такое обоняние?

– Для чего служит обоняние?

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи. Наш организм вовсе не безразличен к запахам. Обонятельные клетки, прощупывая своими ресничками воздух, поступающий в нос для дыхания, как бы решают, допускать его или нет. Если воздух загрязнён вредными пахучими веществами, которые издают зловоние, мозг посылает сигнал тревоги. Носовая щель сужается, воздуха проникает внутрь меньше. И наоборот, аромат цветов, талого снега нам вдыхать приятно.

Дышится легко, кровообращение улучшается, успокаиваются нервы.

С запахами у человека связаны многие ассоциации. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, т. к. не могут определить качество пищи.

– Как сохранить обоняние? (плакат на доске)

УШИ – Третьей команде надо по характерным звукам определить предметы, которые их издают, и найти соответствующие картинки.

 

– Какой орган помог вам определить этих животных? (Уши)

(Переворачивается карточка “Слух (ухо)” )

Ухо — орган слуха.

– С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по возможности орган чувств у человека – ухо.

Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

То, что мы называем “ушами” — это только так называемые наружные уши или ушные раковины. Сами они ни чего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой ушной раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы проход. Он заканчивается тоненькой пластинкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону перепонки, а затем – в третье ухо – внутреннее ухо, а далее – в мозг.

Ухо очень тонкий и сложный орган чувств. Если закрыть глаза, мы всё равно будем чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул влево или вправо. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе.

– Значит, ухо – орган слуха и равновесия.

– Что такое слух?

– Слух – способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определённый участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

Слух тесно связан с речью. Ребёнок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

Люди, которые потеряли слух, могут общаться только на особом языке с помощью мимики и жестов.

— Береги уши.
– плакат на доске

ЯЗЫК – Приглашается группа учеников, которые должны определить вкус бутербродов.

– Какой орган помог вам распознать продукты? (Язык)

(Переворачивается карточка “Вкус (язык)” )

Язык — орган вкуса.

– Снаружи язык покрыт бесчисленным множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать, что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

КОЖА – Приглашается группа учеников, которые с завязанными глазами должны определить предметы.

 

– С помощью чего вы узнали эти предметы?

– Что такое осязание? (Способность кожи чувствовать боль, холод, тепло. )

(Переворачивается карточка “Осязание (кожа)” )

Кожа — орган осязания

– Кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, ещё более важна её задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, т. е. растяжимость.

Это обеспечивает вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвётся и не сползает.

Старайтесь не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ И МОЗГ – Сегодня мы узнали о том, какую роль играют в нашей жизни органы чувств. И всё же учёные говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?

– С помощью органов чувств мы воспринимаем информацию из внешнего мира и от самого нашего тела (например, сигналы из желудка).

Нервные окончания тянутся во все части нашего организма. По одним из них передаются приказы мышцам, по другим – мозг принимает сообщения.

Только благодаря органам чувств у нас есть связь с внешним миром. Этих чувств пять. (Зрение, слух, обоняние, осязание, вкус)

Есть ещё чувство равновесия. Его иногда называют шестым чувством.

Все органы чувств действуют совместно, помогают и дополняют друг друга. Все имеют память.

IV. Итог урока.

– Детям раздаются карточки, в которых они должны заполнить пропуски.

  1. Мы узнаём предметы по запаху при помощи органа… (нос).
  2. Вкус пищи мы определяем органом… (язык).
  3. Тепло, боль, холод ощущаем органом… (кожа).
  4. Различать предметы по размеру, форме, цвету помогает орган… (глаз).
  5. Различать человеческую речь, звуки музыки, шумы, сохранять равновесие помогает орган… (ухо).

V. Домашнее задание.

Страницы учебника: 132 – 136.

Как живут слепоглухие люди? | Colta.ru

Как живут слепоглухие люди? | Colta.ru   26 января 2021Colta Specials

5893

 
© Татьяна Воронова / Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение»

В мире слепоглухих людей не так темно и тихо, как может показаться. Это мир, осязаемый пальцами, распадающийся на миллионы запахов и их оттенков. Это полноценный — просто особый — мир.

Сегодня COLTA.RU публикует ответы на вопросы, которые вы прислали участникам нашего проекта. Вместе со слепоглухими людьми — Ириной Поволоцкой, Владимиром Елфимовым, Николаем Кузнецовым и Аленой Капустьян — мы отобрали самые интересные из них.

Ирина Поволоцкая (Москва) — слепоглухая актриса, художница, поэтесса, общественный деятель;

Владимир Елфимов (Новосибирск) — слепоглухой прозаик, активист;

Алена Капустьян (Москва) — слепоглухая эссеистка, студентка РГСУ;

Николай Кузнецов (Санкт-Петербург) — слепоглухой поэт, юрист, студент магистратуры СПГУ.

— Как представляет мир слепоглухой человек? Как он различает людей и то, что его окружает? (Александра Анисимова, Мария Готлиб)

Николай Кузнецов: Я слышу с помощью кохлеарного импланта, и, соответственно, мне доступна довольно богатая звуковая палитра, нюансы звуков (в частности, различаю голоса, тон, которым говорит человек, люблю слушать самую разную музыку). Когда я снимаю внешнюю часть импланта (речевой процессор), без труда могу представить знакомые звуки.

Другие используемые мной инструменты познания мира — это осязание, обоняние, вкус. Осязание, по сути, заменяет мне зрение, я руками могу почувствовать тонкости «рассматриваемых» предметов, которые, насколько могу понять, не всегда ощущаются зрячими (не всегда сразу).

Отсутствие зрения восполняют книги, разговоры с людьми, разного рода модели предметов (например, фигурки животных, брелоки, которые я коллекционирую), специальные проекты для незрячих, в рамках которых создаются барельефы картин, архитектурных сооружений. Благодаря этому я узнаю, как выглядят предметы, которые я не могу «посмотреть» руками, какие цвета они имеют. Появляются ассоциативные ряды (зеленая трава, синее небо и др.), хотя это не отменяет того, что я стараюсь уточнить их у близких, уточнить, какие оттенки каким цветам принадлежат и др.

Соответственно, картина мира у меня объемная, она включает пространство, звуки, запахи, вкус, осязательное ощущение и цветовые ассоциации.

Людей же различаю по голосам, по рукам (когда жму руку) и по запаху (например, духов, которые, как я знаю, предпочитает тот или иной человек).

Алена Капустьян: Представляю мир таким же, каким видела раньше. То есть вы видите окружающий мир и представляете его, закрыв глаза, и я так же воспринимаю его. Сначала спрашиваю у зрячего про цвета, фон, форму, картинку, «невидимую» на ощупь для меня, потом из полученной информации составляю описание комнаты, места, человека и т.д.

— Как слепоглухим объясняют цвета? Тем, кто их никогда не видел… (Наталья Красюкова)

Владимир Елфимов: Если взять человека, который «никогда не видел цвет», — это слепорожденный человек. Им невозможно досконально объяснить, что такое солнце и облака или небо. Но можно научить словесно обозначать цвет постоянных объектов. Например, небо — голубое, арбуз — зеленый, мягкий помидор — красный, а твердый — зеленый и т.д. Можно приучить к цвету одежды — познакомить, прикасаясь к рубашке, с особенностями фасона, сказать: «Это зеленая рубашка, красивая», — а показав другую, объяснить: «Это темно-коричневая, ее не надо надевать на выход, в ней лучше дома ходить». Вот слепоглухой и запоминает.

Сейчас есть прибор, который определяет цвет ткани — либо голосом, либо через камеру айфона с передачей на брайлевский дисплей. Но цвет, какой видите вы, слепорожденные представить не могут. А вот для поздноослепших это не проблема.

Ирина Поволоцкая© Фото предоставлено Владимиром Коркуновым

— Мы привыкли, что образное мышление связано с органами чувств. Каким образом слепоглухой пополняет ассоциативный ряд? Значит ли это, что его пальцы «видят» больше, чем пальцы других людей? (Ирина Котова)

Ирина Поволоцкая: У меня синестетитическое восприятие: тактильные ощущения, запахи, словесное описание, эмпатия — любое явление может вызывать не связанные с изначальным посылом образы. Руки у слепоглухих более чуткие, но это, скорее, навык. Просто мы больше внимания обращаем на то, что ощущаем. Например, мы ощущаем материал скульптуры — и это тоже определенный слой восприятия. Скажем, если бы какая-то из работ Вадима Сидура была выполнена в мраморе, у меня бы возник диссонанс — его скульптуры не для мрамора. Каждый материал вызывает свои ассоциации и помогает «читать» работу. Например, в работах из дерева часто ощущается остаточная энергия того, кто с ним работал…

— Обостряются ли — и насколько — другие чувства при потере слуха и зрения? (Julia Fami)

Ирина Поволоцкая: Могу говорить только за себя. У меня обоняние, осязание и вкус сильно обострены, да. Одно из моих увлечений — это дегустация: духов, блюд, молочных продуктов. Ко мне иногда даже обращаются за советом. Знаю из разговоров с другими слепоглухими, что у многих чувствительность к запахам выше. Но вообще это просто более внимательное отношение к доступной информации.

— Как правильно прикоснуться к слепоглухому человеку, чтобы не обидеть? (Светлана Демидова)

Алена Капустьян: Подойти к слепоглухому человеку, мягко прикоснуться к руке, стараясь не пугать, если он в раздумьях. Можно прикасаться не только к руке, но и к плечу. Когда он занят, легонько похлопать по плечу, давая понять, что вы хотите что-то сообщить.

— Сложно ли вам было овладеть необходимыми для общения инструментами? Сколько существует таких способов коммуникации? (Кирилл Калиничев)

Николай Кузнецов: Слепоглухие используют русский жестовый язык, дактиль/дактилологию (общение с помощью рисования пальцами на ладони), обычный язык, которым пользуются все, чтение по губам, если есть остаточное зрение (добавим дермографию — письмо печатными буквами по ладони, а также тактильный код Лорма, в котором каждой точке на ладони соответствует определенная буква или цифра. — Ред.).

Достаточно давно существуют устройства, помогающие слепоглухим слышать. Их использование зависит от характера потери слуха (полностью или частично, одно или оба уха, какая часть повреждена и др.).

Когда я в два с половиной года потерял слух, слуховой аппарат мне не помог, поскольку у меня четвертая степень тугоухости (в общем-то, полная глухота). Спас кохлеарный имплант. Такие устройства помогают вернуть полностью потерянный слух. В четыре года мне поставили имплант на правое ухо. Я был первым слепоглухим в России, кому сделали подобную операцию. В реабилитацию входила не только тренировка слуха, но и освоение речевого инструментария, поскольку у меня произошел распад речи. А в 2018 году мне проимплантировали и левое ухо.

Появляются и устройства, которые заменяют слепому зрение: специальные очки или приборы, распознающие окружающие предметы, ультразвуковые трости. Они в большей степени направлены на помощь в ориентировке. Я пользуюсь обычной тростью, чтобы ориентироваться на улице; в помещениях ее не использую.

— Как вы представляете себе человека, который с вами впервые общается? Что в первую очередь влияет на это? (Екатерина Степанова)

Алена Капустьян: Рука человека — самое основное. По ней я могу определить, каков он: высокий, стройный, средний, спортивный и т.д. В первый раз представляю человека таким, каким подсказывает его рука, но ни цвета, ни формы не знаю: про себя подбираю несколько вариантов. Чтобы уточнить представление о человеке, через какое-то время спрашиваю о цвете глаз, волос, одежды, о чертах лица (или уточняю у сопровождающего).

— Как слепоглухие узнают, что за их дверью в квартиру кто-то стоит? Например, пришел сосед одолжить соль или газовик проверить плиту… (Дана Назаренко)

Владимир Елфимов: Тут есть разные варианты. Для слабовидящих это «мигающие лампы» от дверного звонка, подключенные к звонку. А для глухих и тотально слепоглухих существует прибор «сигнализатор звука» — от дверного звонка через микрофон беспроводным способом передается сигнал на вибрационное устройство, которое слепоглухой прикрепляет к «чувствительному месту». Лично я нацепляю его на шею. Но если слепоглухой живет один, оптимальный вариант — заранее договориться о времени прихода гостей или отправить SMS, которое слепоглухой прочитает с помощью брайлевского дисплея. Так можно уберечь себя от риска впустить злоумышленников в дом.

Николай Кузнецов© Фото предоставлено Владимиром Коркуновым

— Возникают ли у слепоглухого человека визуальные ассоциации, когда он ощущает какой-то запах? (Елена Романова)

Николай Кузнецов: Да, так и есть. Запахи могут быть связаны со знакомыми людьми. Я примерно знаю, как эти люди выглядят (рост, волосы, одежда и т.д.), и запах (например, духов) позволяет мне, во-первых, идентифицировать человека, а во-вторых, восстановить его образ. Еще запахи связаны с различными предметами. Например, с цветами. Я могу не ощупывать розу, но, ощущая ее запах и помня, как она выглядит, будто бы увидеть ее. Гуляя по даче, я чувствую запахи земли, овощей, зелени — и сразу же представляю грядки, парники и прочее. Иными словами, запах играет роль знака, ключа, по которому я узнаю весь предмет. Например, по запаху горючего обычно отличаю автомобиль от мотоцикла и, соответственно, представляю себе автомобиль или мотоцикл.

— Когда я училась в институте, нас водили на практику к слепоглухим людям. Одна девушка рассказала, что хорошего человека узнает по запаху. Такие люди пахнут садом, землей, воздухом. А еще она говорила, что чувствует запах солнечного света. Какую роль в вашей жизни играют запахи? (Юлия Тишковская)

Ирина Поволоцкая: Я ориентируюсь по запахам — мне естественно воспринимать мир синестетически, например, видеть цвет прикосновения, слышать звучание цвета, воспринимать имена как символы, а людей — как запахи. Когда жизнь что-то отбирает, обычно она же дает намек на компенсацию. Вот и у меня отсутствие слуха и зрения компенсировано эмпатией, обостренной чувствительностью к тактильным ощущениям, запахам и др. Для меня пахнет все — люди, вещи, чувства, я не знаю ничего, что не имело бы запаха. Запах — просто еще одна характеристика мира. Музыка тоже пахнет, и у картин есть запахи. Можно легко различать людей по запаху, но узнать конкретного человека только по запаху удается не всегда. Особенно в толпе. Особенно когда используют духи. Духи — порой сильнейшая головная боль, если в их основе ненатуральные вещества. От шампуней, гелей, кремов с химическими ингредиентами исходит ужасный запах (во всяком случае, я его так воспринимаю). И выбор мыла для меня — большой запаховый стресс.

— Слепоглухие люди занимаются творчеством — это театр, литература, скульптура и живопись. А занимаются ли они музыкой? Пусть даже только для себя. (Иван Демидов)

Ирина Поволоцкая: Сколько себя помню, детские музыкальные инструменты дома были всегда: детское пианино, металлофоны, ксилофоны, дудочки, свирельки, свистульки, бубны, гармошки и шумелки-шуршалки. Даже когда я начала терять слух, играла на них и с ними, и это была радость. С детства остались ощущение и понимание ритма и память звука — это часто помогало по жизни. Я пробовала играть на многих музыкальных инструментах. Конечно, не в полном смысле слова, скорее, для себя и изредка в перформансах. Сейчас в основном играю на флейте. Могу «слышать» ее голос пальцами — по ритму и вибрациям. Я сейчас говорю о тотально слепоглухих, потому что, если у человека есть слух (даже мизерный), со слуховыми аппаратами играть вполне возможно.

— Как слепоглухие люди воспринимают музыку: тактильно-вибрационно или акустически тоже (как собственно звуковую волну, но иначе) [Ольга Скороходова писала, что слушала иногда музыку, приложив руки к фортепиано]? (Иван Демидов)

Алена Капустьян: Я лично слушаю музыку с помощью слуховых аппаратов, телом чувствую вибрацию. Обычно в ресторане танцую под ритм музыки, по звукам определяю начало медленного танца. При желании слушаю рукой какой-либо музыкальный инструмент, чтобы понять соответствие между вибрацией и звуком.

— Как происходит обучение слепоглухих людей? (Эльвира Нуреева)

Алена Капустьян: Помогает ассистент: переводит лекции и практические занятия, печатая на компьютере (а слепоглухой параллельно читает на брайлевском дисплее), при необходимости передает вопросы и ответы преподавателей дактилем (язык общения слепоглухих, при котором каждому положению пальцев соответствует определенная буква. — Ред.), сопровождает на мероприятия, организованные учебным заведением. Задания, которые преподаватели дают на парах, слепоглухой самостоятельно выполняет на компьютере: пишет эссе, доклады, рефераты, делает презентации, отвечает на контрольные вопросы, выполняет тесты, читает учебную литературу. Ассистент помогает в оформлении работ, особенно презентаций.

Владимир Елфимов© Фото предоставлено Владимиром Коркуновым

— Насколько часто у слепоглухих мужчины или женщины бывают зрячеслышащие жена/муж? (Леонид Шнейдерман)

Владимир Елфимов: Это встречается очень редко, и то чаще всего, когда один из зрячеслышащих супругов попал в катастрофу и стал слепоглухим. Скорее, бывают супружеские пары, в которых один — слепоглухой, а другой — зрячий глухой. Нередки и пары слепоглухих. Главная причина существования таких пар — общий язык общения. А также терпение друг к другу и взаимоподдержка. Лично я не представляю, как некоторые слепоглухие пары живут. Везет тем, у кого хорошие дети или опека со стороны. Я со зрячей глухой женой живу уже 36 лет, и мой слепоглухой папа с моей глухой мамой прожили вместе 38 лет — до смерти мамы…

— Как вы влюбляетесь? (Ольга Гремякова)

Алена Капустьян: Если молодой человек приглянулся, во мне начинается цветение: чувства воспламеняются, становятся горячее и сильнее. По ним понимаю, что влюблена в него.

— Как зарабатывают слепоглухие люди? (Юлия Шляндина)

Владимир Елфимов: Слепоглухой может зарабатывать с помощью головы и рук. К сожалению, немного зарабатывать. Например, писать рассказы или очерки и получать гонорар. Руки — в первую очередь это вязание, бисероплетение, сборка механических предметов, занятие скульптурой или резьбой по дереву. Но для этого нужно, чтобы нам приносили материалы. Мой слепоглухой и неграмотный отец, будучи практически тотально слепым в последние 20 лет жизни, ремонтировал советские стиральные машины, детали мотоциклов, автомобилей, сельхозтехники… Люди сами несли ему технику и доставали запчасти для ремонта. То есть без помощи зрячеслышащих — никак.

— Что самое сложное для вас в быту? (Светлана Демидова)

Алена Капустьян: Самое сложное — сенсорная техника. Например, сенсорная электрическая плита, сенсорная мультиварка, сенсорные весы и другие сенсорные устройства — на них нет выпуклых кнопок и ориентиров, чтобы включать и выключать. Остальное несложно — с бытом я легко справляюсь.

— Что вы можете и любите делать по дому? Если это готовка, поделитесь любимым рецептом! (Марина Коркунова)

Ирина Поволоцкая: Домашние дела не проблема, могу делать все. Готовить тоже, но делаю это, только когда хочу приготовить что-то особенное. Могу поделиться одним своим рецептом — «Фейный десерт». Нужно взять два банана, два апельсина для сока (можно разбавить водой или использовать готовый сок), растительное масло (15 мл), несколько грецких орехов, изюм, муку (граммов 250) и погашенную лимонным соком соду. И готовим по инструкции:

  1. Бананы размять вилкой или измельчить блендером в пюре.

  2. Орехи обжарить, измельчить до крупных кусочков (не в пудру!).

  3. Добавить апельсиновый сок, растительное масло, орехи, изюм, муку, погашенную соду.

  4. Все хорошо перемешать и выложить в смазанную маслом форму.

  5. Выпекать в духовке 40 минут.

Готовый десерт можно полить растопленным шоколадом или сметанным кремом.

— Дорисовываете ли вы свое представление о мире нереальным, несуществующим? Или тем, чего не в силах увидеть видящие? (Ксения Кузьмина)

Николай Кузнецов: В целом картина мира у меня довольно реалистичная. Я не только «рассматриваю» предметы руками и изучаю другими органами чувств, но и читаю, общаюсь со зрячими людьми, благодаря которым у меня сформированы и продолжают формироваться представления о реальном мире. Конечно, когда я читаю или слушаю описание предмета, который я не могу потрогать, я дорисовываю его, представляю себе размер, цвет и др. Помогает воображение, но оно, как мне кажется, не уводит меня от реальности, когда не нужно фантазировать.

Алена Капустьян© Фото предоставлено Владимиром Коркуновым

— Опишите, пожалуйста, ваш мир. (Marina Hobbel)

Алена Капустьян: Кругом полная глушь и густой туман — не вижу и не слышу. Бывает, кажется, что вижу проблеск и слышу издалека доносящиеся звуки, но это лишь в воображении. Чувствую запахи, кожей ощущаю холод и тепло, ветерок и энергию, рисую в голове картины, когда трогаю предмет или растение, образно ассоциирую с чем-то…

Интуиция помогает в движении — когда чувствую неуверенность, останавливаюсь и задаю вопрос зрячему; когда возникает необходимость — действую; когда сомнение — пробую и понимаю, чего не стоит делать, и т. д. Это мой мир.

— Какой вы представляете себя внешне? (Елена Романова)

Ирина Поволоцкая: В разные периоды по-разному. Пока было остаточное зрение — размыто видела себя в зеркале и на фото. Сейчас мне важнее не представлять себя, а ощущать уверенность и комфорт, если речь про одежду и стиль. Я в общих чертах знаю, как выгляжу, и могу представить себя в чем-то и понять, нравится оно мне или нет.

— Вам часто бывает страшно? (Светлана Демидова)

Владимир Елфимов: Нечасто. В последнее время палочкой-выручалочкой стала связка айфона с брайлевским дисплеем — если что, можно написать кому-то и попросить помощи. Без белой трости тоже нельзя выходить.

Был случай в Москве: меня вытащили из такси и оставили на асфальте, а сопровождающий «пропал» — пошел гулять с другим слепоглухим. И я себе представлял, что стою на середине дороги, мимо мчатся машины, а в руках ни белой трости, ни телефона… Еле-еле — интуитивно — шажком двигался, пока не наткнулся на стоящую машину. Тогда и успокоился, а в голове возник план — стоять тут до вечера или даже подергать за дверцу, постучать ногой по колесу… Сработает сигнализация, прибежит хозяин, а я ему скажу, что слепой и глухой, — и попрошу вызвать полицию…

Сопровождающий пришел только через полчаса. С тех пор я поклялся не расставаться с телефоном, брайлевским дисплеем и белой тростью.

— Я бы хотела начать вопрос с цитаты из работы Жака Рансьера «Эстетическое бессознательное» (речь о Гомере): «Он не сочинитель ритмов и размеров, а всего лишь свидетель того состояния языка, когда речь была тождественна пению. Прежде чем заговорить, прежде чем перейти к членораздельной речи, люди на самом деле пели. Поэтические чары выпеваемого слова в действительности являются младенческим лепетом языка, о чем и по сей день свидетельствует язык глухонемых». Хотелось бы услышать комментарий об этом от людей, которые знают язык слепоглухих, живут им и в нем. Вопрос таков: что для вас — речь? (Татьяна Скрундзь)

Николай Кузнецов: Довольно интересная интерпретация Жака Рансьера — языка гомеровских времен и языка глухонемых, спасибо.

Хочу сразу уточнить, что слепоглухих людей нельзя называть глухонемыми. У них есть свои языки общения. Но, если говорить конкретно о речи, я слышал тех, кто по разным причинам говорит не очень четко, с трудом, не всегда корректно выговаривая звуки.

Пожалуй, их язык можно сравнить с «младенческим лепетом» или речью иностранца: в этом и правда есть некая трогательность. Похоже ли это на древнее пение? Затрудняюсь ответить, хотя ассоциация пения с лепетом ближе, чем лепета с языком глухонемых. Если речь про естественность пения в некий период времени (как естественны дыхание и лепет младенца), то, пожалуй, сравнение близко к правде, но с оговоркой: мне кажется, лепет естественнее — дается младенцам легче, чем слепоглухим речь.

Но не все слепоглухие говорят нечетко. Некоторые (как и я) разговаривают вполне обычно, четко и без специфического акцента, а потому на них сравнение Рансьера вряд ли может быть распространено.

Публикацию подготовил Владимир Коркунов.

Понравился материал? Помоги сайту!

Ссылки по теме

Жить в абсолютной тишине и темноте. Как это? Задай вопрос слепоглухому

Тест

Разбираетесь в искусстве XX века?

Давайте проверим вас на птицах и арт-шарадах художника Егора Кошелева

новости

11 марта 2022

14:52COLTA.RU заблокирована в России

3 марта 2022

17:48«Дождь» временно прекращает вещание

17:18Союз журналистов Карелии пожаловался на Роскомнадзор в Генпрокуратуру

16:32Сергей Абашин вышел из Ассоциации этнологов и антропологов России

15:36Генпрокуратура назвала экстремизмом участие в антивоенных митингах

Все новости

Новое в разделе «Colta Specials»Самое читаемое


Быть русским, сопротивляться Смерти

36271


Без будущего

39939


У разбитого корыта

33537


Будущего не будет

37644


Уязвимое будущее

35636


От редакции COLTA

97217


Культура во время «военных операций»

70604


Полифонические свидетели конца и начала. Эссе Ганны Комар

19748


Отделения

4267


Приход отца Александра Меня и позднесоветская интеллигенция

1789


Письмо папе

4193


Оливия Плендер. «История Королевства зверей»

1638

Сегодня на сайте

Журналистика: ревизия
Лола Тагаева: «Редакция в какой-то степени стала заменять государство»  

Главный редактор «Верстки» о новой философии дистрибуции, опорных точках своей редакционной политики, механизмах успеха и о том, как просто ощутить свою миссию

19 июня 20231567

Журналистика: ревизия
Тихон Дзядко: «Где бы мы ни находились, мы воспринимаем “Дождь” как российский телеканал» 

Главный редактор телеканала «Дождь» о том, как делать репортажи из России, не находясь в России, о редакции как общине и о неподчинении императивам

7 июня 20234342

Журналистика: ревизия
Василий Гатов: «Журналист не может забить “большой железный” на связь со страной» 

Разговор Ксении Лученко с известным медиааналитиком о жизни и проблемах эмигрантских медиа. И старт нового проекта Кольты «Журналистика: ревизия»

29 мая 20237717

Вокруг горизонтали
Встреча на Ленивке (Первые три часа) 

Пятичасовой разговор Елены Ковальской, Нади Плунгян, Юрия Сапрыкина и Александра Иванова о том, почему сегодня необходимо быть в России. Разговор ведут Михаил Ратгауз и Екатерина Вахрамцева

14 марта 202337412

Вокруг горизонтали
Встреча на Ленивке (Еще два часа) 

Вторая часть большого, пятичасового, разговора между Юрием Сапрыкиным, Александром Ивановым, Надей Плунгян, Еленой Ковальской, Екатериной Вахрамцевой и Михаилом Ратгаузом

14 марта 202326176

Вокруг горизонтали
Мария Рахманинова: «Государство — это не несомненное благо»  

Арнольд Хачатуров и Сергей Машуков поговорили с историком анархизма о судьбах горизонтальной идеи в последние два столетия

21 февраля 202327573

Вокруг горизонтали
Коливинги как модель для активизма 

Социолог Любовь Чернышева изучала питерские квартиры-коммуны. Мария Мускевич узнала, какие достижения и ошибки можно обнаружить в этом опыте для активистских инициатив

13 февраля 202323312

Вокруг горизонтали
«Конфликты — это нормально». О подводных камнях горизонтального  

Горизонтальные объединения — это не только розы, очень часто это вполне ощутимые тернии. И к ним лучше быть готовым

10 февраля 202329282

Вокруг горизонтали
Что мешает антивоенному движению объединиться? 

Руководитель «Теплицы социальных технологий» Алексей Сидоренко разбирает трудности антивоенного движения и выступает с предложением

24 января 202333633

Colta Specials
Быть русским, сопротивляться Смерти 

Будущее зависит от практик выживания, считает Кирилл Медведев

24 января 202336271

Colta Specials
Без будущего 

Александр Морозов о возможных выходах из катастрофы 2022 года

24 января 202339939

Colta Specials
У разбитого корыта 

Ольга Романова о лучшем варианте из ужасных

24 января 202333537

Терморецепция и боль | Биология для специальности II

Результаты обучения

  • Описать, как работает терморецепция, обнаружение тепла и холода
  • Объясните, почему восприятие боли субъективно

Терморецепция

Терморецепция или терморецепция – это чувство, с помощью которого организм воспринимает температуру. Детали того, как работают температурные рецепторы, все еще исследуются. Цилиопатия связана со снижением способности ощущать тепло, поэтому реснички могут помочь в этом процессе. Каналы временного рецепторного потенциала (TRP-каналы), как полагают, играют роль у многих видов в ощущении тепла, холода и боли. У млекопитающих есть как минимум два типа датчиков: те, которые обнаруживают тепло (т. е. температуры выше температуры тела), и те, которые обнаруживают холод (т. е. температуры ниже температуры тела).

В дополнение к концевым луковицам Краузе, которые обнаруживают холод, и окончаниям Руффини, которые обнаруживают тепло, на некоторых свободных нервных окончаниях имеются различные типы холодовых рецепторов: терморецепторы, расположенные в дерме, скелетных мышцах, печени и гипоталамусе, которые активируются разные температуры. Их пути в головной мозг идут от спинного мозга через таламус к первичной соматосенсорной коре. Информация о тепле и холоде от лица проходит через один из черепных нервов в мозг. Вы знаете из опыта, что терпимо холодный или горячий раздражитель может быстро превратиться в гораздо более интенсивный раздражитель, который больше не переносим. Любой слишком интенсивный раздражитель может восприниматься как боль, потому что температурные ощущения проводятся по тем же путям, что и болевые ощущения

Боль

Боль — это название, данное ноцицепции , которая представляет собой нейронную обработку повреждающих стимулов в ответ на повреждение тканей. Боль вызвана истинными источниками травмы, такими как контакт с источником тепла, вызывающим термический ожог, или контакт с агрессивным химическим веществом. Но боль также может быть вызвана безвредными раздражителями, которые имитируют действие повреждающих раздражителей, таких как контакт с капсаицинами, соединениями, которые делают перец острым на вкус и которые используются в перцовых аэрозолях для самообороны и некоторых местных лекарствах. Перец имеет «горячий» вкус, потому что белковые рецепторы, связывающие капсаицин, открывают те же кальциевые каналы, которые активируются тепловыми рецепторами.

Ноцицепция начинается с сенсорных рецепторов, но боль, поскольку это восприятие ноцицепции, не начинается до тех пор, пока она не передается в мозг. Есть несколько ноцицептивных путей к мозгу и через него. Большинство аксонов, несущих ноцицептивную информацию в головной мозг из спинного мозга, проецируются в таламус (как и другие сенсорные нейроны), и нервный сигнал подвергается окончательной обработке в первичной соматосенсорной коре. Интересно, что один ноцицептивный путь проецируется не в таламус, а непосредственно в гипоталамус в переднем мозге, который модулирует сердечно-сосудистые и нейроэндокринные функции вегетативной нервной системы. Вспомните, что угрожающие или болезненные раздражители стимулируют симпатическую ветвь висцеральной сенсорной системы, подготавливая реакцию «бей или беги».

Посмотрите это видео, в котором показаны пять фаз ноцицептивной боли.

Попробуйте

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

36.5: Соматоощущение — Терморецепция — Биология LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    13953
    • Boundless (теперь LumenLearning)
    • Boundless
    • 900 09
      Цели обучения
      • Описать различные типы рецепторов, используемых для терморецепции: концевые луковицы Краузе, окончания Руффини, свободные нервные окончания

      Терморецепция

      Термоцепция или терморецепция – это чувство, с помощью которого организм воспринимает температуру. Детали того, как работают температурные рецепторы, все еще исследуются. У млекопитающих есть как минимум два типа сенсоров: те, которые обнаруживают тепло (т. е. температуры выше температуры тела), и те, которые обнаруживают холод (т. е. температуры ниже температуры тела). Терморецептор — сенсорный рецептор или, точнее, рецептивная часть сенсорного нейрона, кодирующая абсолютные и относительные изменения температуры, прежде всего в безвредном диапазоне. Адекватным стимулом для тепловых рецепторов является нагревание, что приводит к увеличению скорости разрядки их потенциала действия; охлаждение приводит к снижению скорости разряда тепловых рецепторов. Для холодовых рецепторов скорость возбуждения увеличивается при охлаждении и уменьшается при нагревании. Типы рецепторов, способных обнаруживать изменения температуры, могут различаться.

      Типы терморецепторов: Капсульные рецепторы

      Некоторые из рецепторов, обладающих способностью обнаруживать изменения температуры, включают концевые луковицы Краузе и окончания Руффини. Концевые луковицы Краузе определяются телами цилиндрической или овальной формы, состоящими из капсулы, образованной расширением соединительнотканной оболочки, содержащей ядро ​​оси-цилиндра. Концевые луковицы обнаруживаются в конъюнктиве глаза, на слизистой оболочке губ и языка, в эпиневрии нервных стволов. Они также находятся в половом члене и клиторе; отсюда и название половых телец. В этих местах они имеют вид тутового дерева и сужены соединительнотканными перегородками в от двух до шести узловатых образований.

      Рисунок \(\PageIndex{1}\): Торцевая луковица Краузе: рисунок рецептора концевой луковицы Краузе, который может обнаруживать холод.

      Окончания Руффини, увеличенные окончания дендритов с удлиненными капсулами, могут действовать как терморецепторы. Этот веретенообразный рецептор чувствителен к растяжению кожи, способствуя кинестетическому ощущению и контролю положения и движения пальцев. Тельца Руффини реагируют на постоянное давление и практически не адаптируются. Окончания Руффина расположены в глубоких слоях кожи, где они регистрируют механическую деформацию в суставах, а также постоянное давление. Они также действуют как терморецепторы, которые реагируют в течение длительного периода времени; в случае глубокого ожога боли не будет, так как эти рецепторы будут сожжены.

      Рисунок \(\PageIndex{1}\): Окончания Руффини: Рисунок рецептора окончаний Руффини, который может обнаруживать тепло.

      В дополнение к концевым луковицам Краузе, которые обнаруживают холод, и окончаниям Руффини, которые обнаруживают тепло, на свободных нервных окончаниях имеются различные типы холодовых рецепторов.

      Типы терморецепторов: свободные нервные окончания

      Существуют терморецепторы, расположенные в дерме, скелетных мышцах, печени и гипоталамусе, которые активируются различными температурами. Эти терморецепторы, которые имеют свободные нервные окончания, включают только два типа терморецепторов, которые сигнализируют о безвредном тепле и охлаждении соответственно в нашей коже. Тепловые рецепторы проявляют максимальную чувствительность при ~ 45°С, сигнализируют о температуре от 30 до 45°С и не могут однозначно сигнализировать о температуре выше 45°С; они немиелинизированные. Холодовые рецепторы имеют максимальную чувствительность при ~ 27°С, сигнализируют при температуре выше 17°С, причем одни состоят из слабомиелинизированных волокон, а другие немиелинизированы. Наше чувство температуры происходит от сравнения сигналов от тепловых и холодовых рецепторов. Терморецепторы являются плохими индикаторами абсолютной температуры, но очень чувствительны к изменениям температуры кожи.

      Путь терморецепторов

      Путь терморецепторов в головном мозге проходит от спинного мозга через таламус к первичной соматосенсорной коре. Информация о тепле и холоде от лица проходит через один из черепных нервов в мозг. Вы знаете из опыта, что терпимо холодный или горячий раздражитель может быстро превратиться в гораздо более интенсивный раздражитель, который больше не переносим. Любой слишком интенсивный раздражитель может восприниматься как боль, потому что температурные ощущения проводятся по тем же путям, что и болевые ощущения.

      Ключевые точки

      • Терморецепторы могут включать: концевые луковицы Краузе, которые обнаруживают холод и определяются капсулами; Окончания Руффини, обнаруживающие теплоту и определяемые увеличенными дендритными окончаниями; и тепловые и холодовые рецепторы, присутствующие на свободных нервных окончаниях, которые могут определять диапазон температур.
      • Холодовые рецепторы, присутствующие на свободных нервных окончаниях, которые могут быть как слегка миелинизированными, так и немиелинизированными, имеют максимальную чувствительность при ~ 27°C и будут сигнализировать о температуре выше 17°C.
      • Тепловые рецепторы, присутствующие на свободных нервных окончаниях, представляют собой немиелинизированные волокна с максимальной чувствительностью ~45°C и сигнализируют о температуре выше 30°C.

      Ключевые термины

      • терморецептор : нервная клетка, чувствительная к изменениям температуры
      • соматосенсорные : связанные с восприятием сенсорных раздражителей, производимых кожей или внутренними органами
      • эпиневрий : соединительнотканный каркас и оболочка нерва, связывающие вместе нервные пучки, каждый из которых имеет свою особую оболочку, или периневрий

      Взносы и ссылки

      • Колледж OpenStax, Биология. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/?collection=col11448/latest . Лицензия : CC BY: Attribution
      • голый. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : http://en.wiktionary.org/wiki/glabrous . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • дендрит. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/dendrite . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx. org/content/m44757/latest…e_36_02_02.png . Лицензия : CC BY: Attribution
      • Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest…e_36_02_04.jpg . Лицензия : CC BY: Attribution
      • Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest…e_36_02_03.jpg . Лицензия : CC BY: Attribution
      • Колледж OpenStax, Биология. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/?collection=col11448/latest . Лицензия : CC BY: Attribution
      • Рецептивное поле. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Receptive_field%23Somatosensory_system . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • механорецептор. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : en.wiktionary.org/wiki/mechanoрецептор . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/Figure_36_02_02.png . Лицензия : CC BY: Attribution
      • Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/Figure_36_02_04.jpg . Лицензия : CC BY: Attribution
      • Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/Figure_36_02_03.jpg . Лицензия : CC BY: Attribution
      • Структура сенсорной системы (4 модели) E. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:St…_models)_E.PNG . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Колледж OpenStax, Биология. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/?collection=col11448/latest . Лицензия : CC BY: Атрибуция
      • Концовка Руффини. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Ruffini_ending . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Сенсорные системы/Соматосенсорная система. Предоставлено : Wikibooks. Расположен по адресу : en.wikibooks.org/wiki/Sensory_Systems/Somatosensory_System%23Thermoрецепторы . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Луковичное тельце. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en. Wikipedia.org/wiki/Bulboid_corpuscle . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Термоцепция. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Thermoception . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Терморецептор. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/Thermoрецептор . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • эпиневрий. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : en.wiktionary.org/wiki/epineurium . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • соматосенсорный. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : en.wiktionary.org/wiki/somatosensory . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • терморецептор. Предоставлено : Викисловарь. Расположен по адресу : en.wiktionary.org/wiki/thermoрецептор . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/Figure_36_02_02.png . Лицензия : CC BY: Attribution
      • Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStaxCNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/Figure_36_02_04.jpg . Лицензия : CC BY: Attribution
      • Колледж OpenStax, Somatosensation. 17 октября 2013 г. Предоставлено : OpenStax CNX. Расположен по адресу : http://cnx.org/content/m44757/latest/Figure_36_02_03.jpg . Лицензия : CC BY: Attribution
      • Структура сенсорной системы (4 модели) E. Предоставлено : Wikipedia. Расположен по адресу : en.Wikipedia.org/wiki/File:Structure_of_sensory_system_(4_models)_E.PNG . Лицензия : CC BY-SA: Attribution-ShareAlike
      • Серый934. Предоставлено : Википедия. Расположен по адресу : en.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *