С радостью в сердце 8 класс самопознание – Урок по самопознанию «С РАДОСТЬЮ В СЕРДЦЕ» 8 класс

УРОК по самопознанию «С радостью в сердце»

Категория: Самопознание в 8 классе Дата_________________—

Тема : С радостью в сердце


Цель урока: расширять предcтавления yчащихся о нрaвственно-дуxовных качествах челoвека; пробyждать в детях дoбросеpдечнoе и уважительное отнoшение к окружающим их людям; воспитывать в них стремление к моральной регуляции повeдения. 
Методы: бeседа, рaссказ, пояснение, прaктическая работа.
Рeсурсы: хреcтоматия, тетрадь «Моя помощницa». 

Кpуг радости
Учитель и дети приветствyют дpуг дpуга, обменивaются улыбками; легким прикосновением ладони перидают тeпло рядом стоящему; желают друзьям мира в сердце! 
Мир, мир, мир везде!
Мир в тебе и мир во мне!
Миp, мир, мир вездe! 
Мир всегда в моей душе!

Проверка домaшнего задания
Учитель предлагает дeтям вcпoмнить качества, с котoрыми они познакомились на предыдyщем урoке самопознания. Дeти читают свои истории о сeмечке поpядочноcти.

Творчeскaя работa
Учитeль pисуeт на доске силyэт человека. Пpиглашает детей к размышлению.

— Как вы считаете, что нeобходимо человeку для того, чтoбы егo тeлo крeпло, pазвивалоcь физически?
Ответы детей учитель зaписывaет слева от pисунка.

— Подумайте и росcкажите, а сколько мешает ему прозябать? 
Ответы запиcываются спpава от риcyнка. 
Зaтем учитeль рисует для дoске образ внутреннего миpа человека в виде дерeва с коpнями.
— Чтo, пo-вaшему, нeобxодимо чeлoвeку для того, чтобы на сердце были всегда нежноcть и радоcть? 
Ответы детей yчитель записывает слева от pиcунка. 

— Кaк вы полагаете, что мешает челoвеку совершенствoваться нpавственно? 
Ответы дeтей учитeль записывает справа от рисyнка.
Дети анализируют записи на доcке, размышляют.

Работа с xрестoматией
Чтeние отpывка из рассказа Антуанa де Сент-Экзюпери 
«Маленький принц»

… Миновалa неделя с теx пор, кaк я потeрпел аваpию и, слушая пpо торговца пилюлями, я выпил последний глоток воды.

— Да, — cкaзал я Малeнькому пpинцу, — вcё, что ты рассказываешь, очень интеpесно, но я ещё не починил свой самoлёт, у меня не оcталось ни капли воды, и я тожe был бы счастлив, еcли бы мог просто-напросто пойти к pоднику.
— Лиc, c которым я подрyжился…
— Милый мой, мнe сейчаc не до Лиса!
— Пoчему?
— Да потому, чтo пpидётcя cкончaтьcя от жажды… 
Он не понял, какая тyт связь. Он возразил:
— Хорошо, если у тебя когда-то был друг, пуcть дажe нaдo умереть. Вот я очень рад, чтo дружил с Лисом…
«Он не понимает, как велика опаснoсть. Он никогда не испытывaл ни голода, ни жажды. Ему дoвольно ясного луча…» 
Я не сказал этого вслух, толькo пoдумал. Но Маленький принц посмотрeл нa меня и промолвил:
— Мне тоже хочется пить… Пойдём, поищем колодец…
Я утомилось развёл руками: что толку наугад искaть колодцы в бескрайнeй пyстыне? Но всё-действительно мы пуcтились в путь.
Долгие часы мы шли молча. Наконец стемнело, и в небе cтали загораться звёзды. От жажды мeня нeмногo лихорадило, и я видeл иx лже во сне. Мне всё вспоминaлись слова Маленького пренца, и я спросил: 
— Значит, и ты тоже знaешь, что такое жажда? Но он не ответил. Он скaзaл проcтo:
— Водa бывает нужна и сeрдцу…
Я не пoнял, нo промолчал. Я знал, что нe следует его росспpашивать.
Он yстал. Опуcтился на песок. Я сел рядом. Помолчали. Пoтом он скaзал:
— Звёзды очeнь красивыe, пoтому что где-то там есть цветок, хоть его и не видно…
— Да, конечнo, — сказал я только, глядя на вoлнистый пeсок, оcвещённый луною.
— И пустыня красивая… — прибавил Мaленький принц.
Это прaвда. Мне вcегда нравилось в пустыне. Сидишь на песчаной дюнe. Сносный не видно. Ничего не слышно. И всё же тишина словно лучится…
— Знаешь, отчего хopоша пуcтыня? — сказaл он. — Где-то в ней скрываются pодники…
Я был поражён. Вдруг я понял, почeму таинственно лучится песок. Когда-то, маленьким мальчиком, я жил в старом-престаром дoме — россказывали, будто в нём запpятaн клад. Разумеется, никто его так и не откpыл, а может быть, никто никогда его и не искaл. Но из-за него дом был словно заколдован: в cеpдце свoём он скрывал тайну…
— Да, — сказaл я. — Будь то дoм, звёзды или пустыня — cамoе прекрaснoe в них то, чего не увидишь глазами.
— Я очень рад, чтo ты согласен с моим другом Лисом, — отoзвался Маленький принц.
Пoтом он ycнул, я взял его на pуки и пошёл дaльшe. Я был взволнoван. Мне казалось, я нecу xpупкoе сокровищe. Мне казалоcь даже, ничегo более xрупкогo нет на нaшей Землe. При свeте лyны я cмотрeл на его бледный лоб, на сомкнyтые pесницы, на золотыe пряди волос, кoторые перебирал ветер, и говорил себе: всё это лишь оболочка. Самоe главное — то, чего не увидишь глазами…
Его полуоткрытые гyбы дрогнули в улыбке, и я сказал себе: трогательнeй вcегo в этом спящем Маленьком принце его верноcть цветку, обpаз розы, который лучится в нём, словно пламя светильника, дaже когда он спит… И я пoнял, он ещё более хрупoк, чем кажется. Свeтильники нaдo бeрeчь: пopыв ветра может их погaсить…
Так я шёл… и нa pасcвете дошёл до колодца.

— Как вы понимаете словa: «Глaвное — то, чего не увидишь глазами?» 
— Что вы можетe сказать о внутреннем мире Маленького пренца, его ceрдце?
Размышления детей.

— «Самoе прекрасное то, чего не yвидишь глазами…» 
Мы должны понимать, что самое важное, самое бесценное — это внутренний мир человека. В нашeм сeрдце живет прекрасное чувство любви — то, что не yвидишь глазами, но почувствyешь сердцeм. Когда человек cтараeтся стaть лучше, сoвeршенствyет cебя, живет в сoгласии со своей сoвеcтью, cлушает свoе cеpдцe, тогда oно становится чутким, прoницaтельным. Блaгopодство души и сеpдца чeловека позволяет ему понять каждого, ктo cопрекaсается с ним.

Твоpчeская (групповая) pабота
Учитель пpедлагает детям выполнить в тетpади задание 1. 
— Выполнять задание мы будем несколькo необычно.
Учитель делит класс нa 5-6 групп, которые вначале индивидуaльно, а затем коллективно выполняют задание. 

Для выполнения работы желательно выделить 4-5 минyт.

Пpезeнтация работ 
Дeти предстaвляют выполненныe pаботы. Отвeчают на вопросы, oбмениваются мнениями.
— Внутренний мир чeлoвекa — этo егo разум и сердце. Сердце — глаза paзума. Сердце — свет дyши. Сердце чeловека — мудрое и доброе. Оно помoгает ему понимать мир и правильнo оpиентиpоваться в жизни. Челoвек, который не слушает свое сердце, духовно беден. Он чувствует, что ему постоянно чего-то не xватaет. И тогда он начинаeт искать мира в своем cердце, cогласия чувств и pазума. И обязатeльно находит его. 

Домашнее задание.
— Выполните в тетради задание 2.
Прочитайтe в хрестoматии стихотворения А.Бaрто «Отложу на потом» и «Сила вoли», М. Яснова «Горeсти-пeчалести».

Крyг «От сердца к сердцy»
Учитель заблаговременно пишет на листочках пожелания, затем cкладывaет их в шкатyлку.
— Один из дoбрых вoлшебникoв Вселеннoй незаметно для вас просмотрел вaши твоpчeские работы. Я хoчy вам cказать по большoму секрeту, что все рабoты ему очень пoнравились. Самое важное, кaк полагает Добpый Вoлшeбник, — каждое творчeское произведениe исполнено настолько яpко, образно и красиво, что пoзволяeт представить и понять ваш крaсивый внутренний мир.

Добpый Волшебник очень довoлeн и приятно удивлeн. В пoдарoк каждомy ребёнку-твopцу он подготовил пожелание. Все егo волшебные пожелания находятся вoт в этой шкатулке. Пoдойдите, пожалуйста, к нeй. Пуcть каждый из вас узнaет о том, что вас ожидаeт в бyдущем. Увеpена, что всякого из вас ждет всe самое волшебнoе, лучшее, кросивoe. Непpеменно сбудутся все ваши cветлые мeчты.
Дети вынимают записки с именами, читают, обмениваются мнениями, благодарят учителя.

infourok.ru

С радостью в сердце

04 апреля 2016    Автор / Макарова Е., учитель самопознания, педагог-психолог, КГУ «Областная Специализированная Школа Интернат № 4 для Одаренных Детей «Болашак» г. Степногорск, Акмолинская обл.

Цель: расширение представлений учащихся о человеке как носителе нравственных качеств.

Задачи:

— расширять представления учащихся о таких качествах человека как открытость, добросердечие;

— развивать стремление учащихся быть открытыми и добрыми по отношению к окружающим людям;

— воспитывать умение учащихся сопереживать и помогать людям.

Ресурсы: аудиозапись мелодии для позитивного настроя, английской народной песни «Улыбайся, и весь мир улыбнётся тебе!», портрет Ирены Сэндлер.

 

Ход урока

 

Позитивный настрой

Концентрация на свете

 

Беседа

Учитель объявляет тему урока и ведет с учениками беседу по вопросу «Знаете ли вы людей с открытым сердцем? Расскажите о них». (Учащиеся рассказывают о таких людях, используя приводя примеры из своей жизни.)

 

Групповая работа

Учитель делит класс на минигруппы, и каждая группа получает задание назвать качества человека с открытым сердцем. (Ожидаемые ответы учащихся: чуткость, доброта, понимание, вежливость, дружелюбие и т.д.)

 

Рассказ учителя

Учитель: Мы все – люди Земли. Каждый из нас способен мыслить и чувствовать, любить и верить, познавать. И сколько людей, столько и разных жизней, судеб. А жизнь человека так коротка, что прожить ее надо как можно лучше, ярче, интереснее. Если человек замкнется в себе, в своих чувствах, и самое страшное – будет жить только для самого себя, отрекаясь от окружающего мира, не слыша людей, забыв про любовь и доброту, то такой человек будет несчастен, он так и не узнает настоящую жизнь. Человек рожден, чтобы жить среди людей, любить людей, быть добрым и отзывчивым, мужественным и благородным, т.е. быть человеком с открытым сердцем.

 

Далее учитель рассказывает историю об Ирене Сэндлер:

Храброе сердце Ирены Сэндлер

Во время Второй мировой войны молодая польская девушка по имени Ирена получила разрешение на работу в Варшавском гетто в качестве сантехника-сварщика. У нее были на то свои «скрытые мотивы». Зная о планах нацистов по поводу уничтожения евреев и рискуя своей жизнью, она сделала всё для спасения еврейских детей.

На дне сумки для инструментов Ирена стала выносить еврейских детей из гетто, а в задней части грузовичка у нее был мешок для детей постарше. Она вытаскивала голодных, обмороженных и напуганных детей из гетто и вывозила их в грузовике при помощи своей собаки, которую натаскала лаять, когда немецкая охрана впускала и выпускала машину через ворота гетто. Солдаты, естественно, не хотели связываться с собакой, а её лай прикрывал звуки, которые могли издавать дети. За время работы в гетто Ирене удалось вынести и спасти более двух с половиной тысяч детей! Но её поймали; нацисты жестоко избили её, сломав женщине руки и ноги.

Она распределяла вывезенных из гетто детей в разные добрые семьи и вела запись их имен, а списки с именами хранила в стеклянной банке, зарытой под деревом на заднем дворе её дома. С помощью этих списков после окончания Второй мировой войны Ирена сумела найти многих выживших родителей спасенных ею детей и воссоединить семьи. Но большинство родителей было убито в газовых камерах нацистских лагерей, и дети, оставшиеся без родителей, были устроены в детские дома или усыновлены.

Ирена Сэндлер скончалась в 2008 году в Варшаве. Эта женщина с храбрым и открытым сердцем навсегда останется героиней в глазах всего человечества.

Вопросы для обсуждения:

·        Какова история жизни Ирены Сэндлер?

·        Почему польская девушка спасала еврейских детей?

·        Какими качествами обладала Ирена Сэндлер?

·        Можно ли сказать, что Ирена Сэндлер жила с радостью в сердце? Почему?

·        Почему человечество всегда будет помнить таких людей как Ирена Сэндлер?

(Ответы учащихся)

 

Позитивное высказывание (цитата урока)

Учитель предлагает ученикам прочитать цитаты урока, выбрать ту, которая больше всего по душе, и объяснить ее своими словами.

 

·  Сущность человека составляют любовь, справедливость и душевность. Люди не могут обходиться без этих начал. (Абай Кунанбаев)

·   Жизнь – это чудесное приключение, достойное того, чтобы ради удач терпеть и неудачи. (Р. Олдингтон)

·   Самые нежные растения прокладывают себе путь через самую жесткую землю, через трещины скал. Так и доброта. Ничто не может противостоять ему. (Г. Торо)

 

Домашнее задание

В качестве домашнего задания учитель предлагает ученикам самостоятельно подобрать цитаты по теме урока и выучить их вместе с другими членами семьи.

 

Групповое пение

 

Улыбайся, и весь мир улыбнётся тебе!

(перевод с английского)              

 

Если ты расстроен,

И всё вокруг темно,

Вспоминай почаще ты

Правило одно:

Припев:

Улыбайся, улыбайся, улыбайся,

Улыбайся целый день.                                 

Улыбайся, улыбайся, улыбайся,

И весь мир улыбнётся тебе!

 

В жизни всё бывает:

И радость, и печаль.

Подари друзьям улыбку ты

И смело напевай:

Припев

 

Заключительная минута урока

Учитель: Ребята, спасибо вам за ваши открытые и добрые сердца. Вспомните все хорошее, о чем мы говорили на уроке, и сохраните это в своем сердце. Урок окончен, до свидания.

midedu.ozin-ozi-tanu.kz

Поурочный план по самопознанию

План урока «Самопознание»

Класс: 8 №7

Школа:СКО, Бескольская средняя школа №2 Дата_____Тема: С радостью в сердце Ценность: Внутренний покой Качества:Жизнерадостность, улыбчивость, дружелюбие, искренность Педагог: Буздакова З.С. Кол-во уч-ся___

Цель: Расширить и углубить представления учащихся о ценности Внутренний покой, через чувство радости, способности радоваться.

Задачи:

  • углубление знаний о значении чувства радости для людей;

  • развитие умения и способности быть жизнерадостным, улыбчивым, дружелюбым;

  • воспитание стремления приносить радость родным, близким, друзьям.

Ресурсы: Учебное пособие по самопознанию для 8 класса; красивая мелодия без слов, презентация, видеоролик.

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой «Мысленная прогулка в лесу»

  2. Проверка домашнего задания. Проверить задание 1 в тетради, на стр. 16. Нарисовать рисунок.

Анализ: Как представляют «радость» юные художники? Что для тебя является радостью?

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Учись находить в жизни радость – вот лучший способ привлечь счастье» (Хун Цзычен)

  • Как вы поняли данную цитату? Произношение хором – все, мальчики, девочки.

  1. Подарок от учителя (рассказ)

«Мать» (По Ефиму Пермитину)

Мать родилась в сибирской деревне. Долгая тоскливая зима в переполненной народом, телятами и поросятами душной избе с детства заронила у неё любовь к весне. Породила жажду первой заметить, почувствовать хотя бы отдаленные её признаки, изощряла её слух и глаз слышать и видеть то, что не видят, не слышат другие. С детства большой радостью стали для неё родные леса, поля и всё живое в них.

Как-то ранней весной отец взял её и меня на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей. На меже он распряг лошадь и пустил её на выпас. Из блеклой прошлогодней травы, из-под самых ног отца, взлетел жаворонок и, трепеща крылышками, точно по незримым ступеням поднялся в голубую высь. Отец, кажется, и не заметил жаворонка. Но мать!

– Смотри! Смотри, Алеша! Чуть покрупней воробья, а большекрылый. Потому и трепетун неустанный.

После ее слов я тоже отметил, что действительно у жаворонка крылья в сравнении с туловищем и длинны, и широки. И тогда же подивился её зоркости. Много времени прошло с тех пор, но и сейчас я вижу поднятое её лицо, её глаза, всю её восторженно-напряженную фигуру, когда она слушала переливчато-хрустальное урчание, нёсшееся из поднебесья.

Солнце заливало голые, дымившиеся парком поля, а мать всё стояла и слушала. Возможно, она уже и не видела самого певца, а только слышала радостный его голосок, чувствовала ту же радость в своем сердце. А сколько нужды и горя выпало на долю матери, потерявшей семерых взрослых детей!

И всё же глаза её оставались незамутненными до глубокой старости, свидетельствующими о душевной ясности, лицо – свежим, свободным от морщин. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям. «Дурак и радость обратит в горе, разумный – и в горе утешится», – говорила она.

Лицо матери, как подсолнечник к солнцу, всегда было обращено к радости, к деянию добра. Я был убежден, что мать обладала особым талантом доброты и обостренным ощущением природы, которые она всё время бессознательно пыталась привить нам, детям. И сам я так же жадно начинал смотреть на дерущихся воробьев, слушать писк синиц, с волнением ждать первой капели с крыш. Каждый «воробьиный шажок» весны торжествовался, как победа. Слова матери глубоко западали в память, трогали какие-то незримые струны души, оберегали нас от тысячи тысяч пагубных соблазнов, бились в наших сердцах неиссякаемым подспудным родником. – Немало людей, дети, живут злобой, корыстью, завистью. Не радуются ни весне, ни птичьему звону, и оттого глаза у них мутные, тусклые. Слепцы они, а со слепого какой же спрос?

А как сделать, чтобы всем жить было радостно, она не знала. И видела источник радости в окружающей её природе. Любовь к природе, радостное любование ею были заложены в ней от рождения, как в певчей птице. Мать не представляла иной силы, способной так чудодейственно окрылять человеческую душу, и поражалась, как другие не понимают этого.

Анализ: Какие черты характера матери особенно дороги автору? Что приносит радость матери? / В чем источник радости матери? Как вы понимаете смысл утверждения «Дурак и радость обратит в горе, разумный – и в горе утешится»? Какую жизненную мудрость можно извлечь из данного текста?

  1. Творческая деятельность, индивидуальная работа.

Выполните задание 2,3 в тетради, на стр. 18.

  1. Групповое пение. «Любовь спасёт мир» (папка «8 класс»)

  2. Опережающее домашнее задание. Выполните задание 5 в тетради, на стр. 21. Организовать акцию «Дарите радость людям»

  3. Заключительная минута тишины. Давайте расслабимся, закроем глаза и представим себя в кругу близких людей, хороших друзей. Посмотрите в их добрые глаза, пожмите их теплые руки, ощутите себя под надёжной защитой тех, кто любит и заботится.

infourok.ru

Урок самопознание (8 класс)

План урока самопознания

Школа_МСШ__Дата_04.04.2016___________№28_____Тема_« Дорожить временем»__

Ценность праведное поведение

Качества _ стремление использовать свободное время для духовного роста.

Педагог_____Есмагамбетова Айнагуль Асылхановна_________________________________________________________

Класс_____8_____ Кол-во уч-ся______

Цель:способствовать развитию у учащихся умения ценить время, рационально использовать его в жизни.

Задачи:

  • расширение представлений о ценности времени;

  • развитие умения уважать каждое мгновение и рационально распределять свое время;

  • воспитание стремления использовать свободное время для духовного роста.

Ресурсы:(материалы, источники)

Ход урока:

  1. Орг.момент. Позитивный настрой.

  2. Проверка домашнего задания. Стр.78

О времени (В сокращении) Валерий Суслов

Время даётся человеку как возможность познать себя и окру-жающий мир. Тот, кто понимает ценность и значение времени, умело расходует его, добивается в жизни многого в нравственном и духовном знании (совершенствовании).

Никто из людей не может остановить или удержать время, но отчёт за него придётся дать каждому. Писатель Николай Островский мудро заметил, что жизнь человеку дается однажды, и прожить ее надо так, чтобы, оглядываясь назад, не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

Человек может научиться чувствовать время и жить в соответствии с ним.

Дорожить временем – это значит использовать его по назначению, выбирая самое главное, то есть своевременно получать знания о себе, о людях, о природе, чтобы обрести подлинные ценности; вырабатывать навыки самопознания, развивать в себе способности чувствовать выпавшее нам счастье и радоваться ему, стремиться к определённым достижениям, направленным на служение людям, хорошо делать свое дело, честно трудиться, ценить жизнь.

  1. Позитивное высказывание (цитата).

В запасе вечность у природы,

А у людей – лишь дни и годы,

Чтобы взглянуть

На вечный путь

И разобраться, в чём тут суть.

  1. Рассказывание истории Подарок учителя.

(беседа). Притча о часах

Жил-был один мудрый правитель. Однажды решил он порадовать своих подданных, привез из дальней поездки солнечные часы и установил на главной площади столицы. Этот подарок изменил жизнь людей в государстве, подданные научились распределять и ценить свое время, стали точными и аккуратными. Через некоторое время все разбогатели и зажили счастливо.

Когда царь умер, подданные стали думать, как же отблагодарить его за то, что он сделал для них. А поскольку именно солнечные часы были символом успеха, то они решили построить вокруг часов огромный храм с золотыми куполами. Но после того как храм был возведен, солнечные лучи перестали достигать часов, и тень, указывающая время, исчезла. Люди перестали быть точными, аккуратными – порядок в государстве постепенно разрушился, и оно распалось.

• О каком значении времени говорится в притче?

Точное следование времени – основа порядка и в личных и в общественных делах. Умение правильно распределять время, ценить его всегда способствует успеху, процветанию, духовному росту человека, его здоровью

  1. Творческая деятельность, групповая работа.

Что у вас ассоциируется со словом «время»? Запишите свои ассоциации.

В книге «Гармония духа» казахстанский публицист Герольд Бельгер приводит казахские названия периодов человеческой жизни. Прочитайте их и подумайте, почему казахский народ придаёт большое значение каждому периоду жизни человека. Чем, на ваш взгляд, примечателен каждый из них? В каком периоде жизни находитесь сейчас вы? Какими знаниями, умениями и навыками вы обладаете в своём возрасте? Расскажите об этом.

Только что родившийся ребёнок называется нәресте.

От одного года до семи лет – сәби.

Девочка между годом и двумя годами – бөпе.

Мальчик такого же возраста – бөбек.

Мальчик в возрасте от двух до трёх лет – бүлдіршін.

От трёх до пяти лет – балдырған.

От восьми до двенадцати лет – ойын баласы.

От двенадцати до пятнадцати лет – сығыр.

От пятнадцати до шестнадцати лет – ересек бала.

От шестнадцати до девятнадцати лет – бозбала.

От двадцати до тридцати лет – жасжігіт.

Мужчина в возрасте от тридцати до сорока лет – кұржігіт.

От сорока до пятидесяти лет – ер түлегі.

От пятидесяти до шестидесяти лет – жігіт ағасы.

  1. Групповое пение.

Песня о времени

  1. Домашнее задание. Стр.78

Прочитайте сочинение ученика. Рационально ли он использует время? Почему ему не хватает времени суток? Что вы ему посоветуете? Напишите, как проходит ваш рабочий день.

Мой день.

  1. Заключительная минута тишины.

Все что узнали сегодня нового, то сохраните в своем сердце.

План урока самопознания

Школа: Маржанбулакская СШ Дата 18.04.2016 Урок №30 Класс 8

Тема: На крыльях творчества

Ценность: Истина

Качества: поиск истины в самих себе, поиск знаний, самоанализ, вера в себя,

позитивное мышление.

Педагог: Есмагамбетова А..А.

Цель: расширить представления учащихся о творчестве, как особом состоянии души,

позволяющем воплотить мысли и чувства в неповторимом творении через ценность «Истина»

Задачи: -развитие стремления к поиску истины, знаний.

– развитие умения действовать самостоятельно и в сотрудничестве, развитие умения

анализировать свои поступки.

– содействие раскрытию творческих способностей, развитию веры в себя,

– формирование положительной мотивации к учению, к творчеству, создание эмоциональных условий для самоутверждения личности.

Ресурсы: (материалы, источники)

Ход урока:

  1. Позитивный настрой: «Путешествие в подводное царство.»

  1. Проверка домашнего задания.

— Зачитать примеры.

Анализ хода урока

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Творить есть нечто иное, как верить» Р. Роллан.

— Как вы понимаете смысл выражения

4.Просмотр презентации «На крыльях творчества»

-Что такое творчество? — какова цель творчества? -Как влияет творчество на человека? — Законы творческого саморазвития.

-Творческие профессии.

Чтение отрывка В. Пекелиса «Обычно говорят: выбрать дело—значит выбрать жизнь…..» Стр189-191-учебник

Беседа: -Как бы вы охарактеризовали человека., занимающегося не своим делом?

— Какие могут быть причины того, что человек «занимается не своим делом»?

-Что человеку помогает раскрыть свои способности?

-Удалось ли ам понять свои склонности, способности? Как?

  1. Творческая деятельность, групповая работа. (по2-3человека)

Данное задание ориентировано на развитие умения заниматься творческим делом самостоятельно или в сотрудничестве с одноклассниками.

1.Придумайте необычную ситуацию и объясните причины её возникновения.

2.Попросите одноклассников произнести первые пришедшие им на ум пять слов и составьте их них короткий связный рассказ.

3. Придумайте самые фантастические способы применения обычных предметов и объектов. (Например, стена здания, компьютер, часы, портфель)

— Презентация работ

. —

  1. Групповое пение. «Песня о доброте» Татьяна Мухаметшина

  1. Домашнее задание. –упр4 стр86; прочитать стр193 «Началось заседание»

  1. Заключительная минута тишины. (Композиция Кореуш)

Закрыли глаза. Вспомнили все, о чем мы говорили. Прочувствуйте еще раз Сохранитие все чувства в своей душе. Открыли глаза, урок окончен.

План урока самопознания

Школа: Маржанбулакская СШ Дата 11.04.2016. Урок №29 Класс 8

Тема: На крыльях творчества

Ценность: Истина

Качества: поиск истины в самих себе, поиск знаний, самоанализ, вера в себя,

позитивное мышление.

Педагог: Есмагамбетова А.А.

Цель: расширить представления учащихся о творчестве, как особом состоянии души,

позволяющем воплотить мысли и чувства в неповторимом творении через ценность «Истина»

Задачи: -развитие стремления к поиску истины, знаний.

– развитие умения действовать самостоятельно и в сотрудничестве, развитие умения

анализировать свои поступки.

– содействие раскрытию творческих способностей, развитию веры в себя,

– формирование положительной мотивации к учению, к творчеству, создание эмоциональных условий для самоутверждения личности.

Ресурсы: (материалы, источники)

Ход урока:

  1. Позитивный настрой: «Путешествие в подводное царство.»

  1. Проверка домашнего задания.

Анализ хода урока

  1. Позитивное высказывание (цитата).

«Творчество является деятельностью, в которую человек вкладывает как бы частицу своей души; чем больше души он вкладывает, тем богаче становится сам. Процесс творчества характерен тем, что творец самой своей работой и её результатами производит огромное влияние на тех, кто находится рядом с ним… Творчество – это незримые ниточки, соединяющие сердца.»

Василий Сухомлинский

— В чём видит известный педагог особенности творческого процесса?

  1. Рассказывание истории (беседа).

Рассказ учителя: Сказка о художнике

Жил-был художник. Он писал прекрасные пейзажи: леса, поля, горы, небеса, во всём он видел красоту, и все любили его картины. Художник часто уходил гулять, иногда он возвращался через час, иногда через три, но всегда его глаза светились, и он писал новый пейзаж. Порой это был крохотный цветок, порой — восходящее солнце. «Ах! Как красиво!», — говорили люди. Но однажды художника долго не было, и когда он вернулся, глаза его не сияли, и он ничего не писал. Он забросил краски и кисти. Стал подолгу бродить по полям и лесам, возвращался мрачнее тучи, снова уходил, но в душе его не было покоя.

— Что ты ищешь? — спрашивали его люди.

— Я ищу красоту, — отвечал художник. — Я хочу нарисовать всю красоту мира сразу.

Люди качали головами и отходили. А художник всё искал и искал. Однажды ночью художник заблудился среди полей и так устал, что уснул прямо на траве. Во сне он увидел величественную женщину в зелёных одеждах. Сама Природа явилась к нему. Как поэма прозвучали в вышине её слова:

— Красота многогранна, она сияет в этом мире бесконечным множеством граней. Но знай, художник, что даже малый цветок отражает в себе красоту, как осколок зеркала может отразить в себе всё небо. Нужно только видеть.

Проснулся художник, увидел волшебную бесконечность ночи, усыпанную звездами, и пошел домой. Когда он вернулся, глаза его светились. Он написал множество чудесных уголков земли, которые встретились ему за время странствий. Люди смотрели и говорили: «Ах, как красиво!» И мир открывался им новыми гранями.

— Что необходимо, чтобы увидеть красоту?

— Как вы понимаете выражение «Мир открылся новыми гранями?» (ответы учащихся)

— Цель творчества — раскрывать свои способности. Каждый человек талантлив. Занятие любимым делом помогает человеку обрести веру в свои силы.

Чтение: «Скрипучие половицы» К. Паустовский

— Что вдохновило Чайковского на создание нового произведения?

-Почему Чайковский использовал особое состояние души, похожие на чудо?

-В чем проявился результат творческой деятельности Чайковского?

Беседа:

Для более глубокого осмысления важности истинного творчества проводится беседа, согласно вопросам, представленным в рубрике «Размышляем, беседуем». Целью беседы является выявление уровня понимания учащимися смысла понятий «творчество», «слава», «известность», «увлечение», «труд».

-Можно ли отличить истинное творчество от суетливых попыток прославиться? Почему?

-Важно ли стремиться к известности, славе? Почему?

-Встречались ли вам люди, увлеченные творчеством? Расскажите о них.

Рассуждения учеников следует подвести к выводу, созвучному идеям, высказанным в изречении Василия Сухомлинского о значимости творчества в жизни каждого человека, используемых в качестве цитаты урока.

  1. Творческая деятельность, групповая работа. (по2-3человека)

Сегодня на уроке мы будем творить. Напишите, что необычного, интересного и важного вы узнали на уроках самопознания. Помогли ли вам эти уроки изменить своё отношение или взгляд на некоторые вещи? Что вам больше всего запомнилось в этом году? Обо всём этом мы расскажем в коллаже.

В своём коллаже покажите

Всё, что только захотите: в рисунках или картинках, в письмах, комиксах, стихах,

В схемах, ребусах, таблицах, в разных символах и лицах. Рисуйте о светлом!

Пишите о добром!

-Коллаж должен быть ярким, весёлым и добрым!

-Создание рисованного коллажа.

Темы: Мир моими глазами — Дорогою добра- Учимся общению.

— Чудеса природы — Мой родной край. — Пожелания друзьям. — Мои открытия. -Моя семья.

Презентация работ. — (Своя тема)

Рекомендации учителю: сбор информации и материал для коллажа готовят заранее. —

  1. Групповое пение. «Песня о доброте» Татьяна Мухаметшина

  1. Домашнее задание. -упр2 стр83; прочитать стр187» Рождение музыки»

  1. Заключительная минута тишины. (Композиция Кореуш)

Закрыли глаза. Вспомнили все, о чем мы говорили. Прочувствуйте еще раз сохраните все чувства в своей душе. Открыли глаза, урок окончен.

infourok.ru

Урок на тему «Доброта — солнце согревающее душу человека» (8 класс самопознание)

Тема: Доброта – Солнце, согревающее сердце человека

Цель: формирование у учащихся доброты и милосердия, формирование адекватного представления о доброте и добрых делах.

Задачи:

— учить детей нравственным понятиям: доброта, вежливость, милосердие, чуткость, сопереживание;

— воспитывать заботу, взаимоуважение, вежливое обращение к окружающим, родителям, бережное отношение к животным и растениям;

— развивать творческие возможности детей.

Средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор (или интерактивная доска), презентация, видео материалы.

Ход занятия:

Организационный момент: 3 мин

Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.

Ребята, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе…

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

А теперь откройте глаза.

Беседа: 3 мин

Итак, что такое добро? Как вы понимаете значение этого слова? (Дети отвечают)

— В словаре Сергея Ивановича Ожегова слово «доброта» определяется так:

« Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим».

— Посмотрите, перед вами маленький росток, появившийся из жёлудя. Как будет выглядеть взрослое дерево через 15 лет. Перечислите всех, чья доброта помогла этому дереву вырасти.

(Доброта солнышка, земли, воздуха, ветерка и т.д.)

— Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

(Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей и подружек и т.д.)
Ребята, мы конечно на уроке не сможем с вами посадить дерево, но можем посадить цветочек доброты. За каждое правильно выполненное задание вы получаете предметы необходимые для посадки цветочка. Надеюсь, мы сможем сделать это доброе дело для цветочка.

Разминочка «Кто самый добрый?» 5 мин

Ребята, как вы считаете, а вы добрые? (Ответы детей).

Давайте проверим. Мы сыграем в игру «Кто самый добрый». Часто в жизни случаются ситуации, когда людям, и не только людям, то есть всему вокруг: и животным, и растениям необходимы наши доброта и отзывчивость. Давайте представим себе, что наступил такой момент. Сейчас я буду зачитывать вам различные ситуации, а вы должны будете предложить свои варианты решения. Как вы поступите, если:

  • «Вы услышали плач ребенка во дворе…»

  • «Ваша мама пришла с работы очень усталая…»

  • «Вашего товарища обидели…»

  • «Вы увидели собачку с раненной лапой…»

  • «Вы очень уставший после тренировки едите домой, в автобус заходит бабушка…»

  • «Дети из соседнего двора залезли на черешню, и безжалостно ломают ветки, срывая ягоды…»

Молодцы, ребята. Каждый из вас очень добр. Самое главное не быть добрым только на словах, а совершать как можно больше хороших поступков.

За хорошие и добрые ответы получаете горшочек для цветочка.

Рассказ В.А. Сухомлинского «Две матери»: 10мин

Не выдерживает материнское сердце, сгорает от горя и обиды, если вырастают недобрые, неблагодарные дети. В маленькой больнице на окраине большого города лежали две матери – Чернокосая и Белокосая. Они родили сыновей. Сыновья родились в один день: у Чернокосой матери – утром, у Белокосой – вечером. Обе матери были счастливы. Они мечтали о будущем своих сыновей. — Я хочу, чтобы мой сын стал выдающимся человеком, — говорила Белокосая мать. – Музыкантом или писателем, известным всему миру. Или скульптором, создавшим произведение искусства, которое будет жить века. Или инженером, построившим космический корабль, который полетит к далекой звезде.… Вот для чего хочется жить… А я хочу, чтобы мой сын стал добрым человеком, — сказала Чернокосая мать. – Чтобы никогда не забывал матери и родного дома. Чтобы любил Родину и ненавидел врагов. Каждый день к молодым матерям приходили в гости отцы. Они долго смотрели на маленькие личики своих сыновей, в глазах у них сияло счастье, изумление и умиление. Потом они сидели у кровати своих жен и долго-долго о чем-то шепотом говорили с ними. У колыбели новорожденного мечтают о будущем – конечно, только о счастливом. Через неделю счастливые мужья, ставшие теперь отцами, увезли домой жен и сыновей.

Прошло 30 лет. В ту же маленькую больницу на окраине большого города пришли две женщины – Чернокосая и Белокосая. В их косах уже серебрилась седина, лица были такими же красивыми, как и 30 лет назад. Они узнали друг друга. Их обеих положили лечиться в ту же палату, где 30 лет назад они родили сыновей. Они рассказывали о своей жизни, они молчали о сыновьях. Наконец, Чернокосая спросила: -Кем же стал твой сын? -Выдающимся музыкантом, — с гордостью ответила мать. – Он сейчас дирижирует оркестром, который выступает в самом большом театре нашего города. Он пользуется огромным успехом. Неужели ты не знаешь моего сына? – И Белокосая мать назвала имя музыканта. Да, конечно, Чернокосая мать хорошо знала это имя, оно было известно многим. Недавно она читала о большом успехе этого музыканта за рубежом. -А твой сын кем стал? – спросила Белокосая. -Хлеборобом. Ну, чтобы тебе понятнее было – механизатором в колхозе, то есть и трактористом, и комбайнером, и на животноводческой ферме приходится работать. С ранней весны до поздней осени, пока снег укроет землю, сын мой пашет землю и сеет хлеб, убирает урожай и снова пашет землю, сеет и снова убирает… Живем мы в селе – километров сто отсюда. У сына двое детей – мальчик трех лет и девочка недавно родилась… -Все-таки счастье тебя обошло, — сказала Белокосая. – Твой сын стал простым, никому не известным человеком. Чернокосая мать ничего не ответила.

И дня не прошло, а к Чернокосой матери приехал из села сын. В белом халате, он сел на белую скамейку, долго-долго о чем-то шептался с матерью. В глазах Чернокосой матери светилась радость. Она, казалось, в эти мгновения забыла обо всем на свете. Она держала в своих руках сильную, загоревшую на солнце руку сына и улыбалась. Расставаясь с матерью, сын, как бы извиняясь, выложил из сумки на маленький столик виноградные гроздья, мед, масло. «Поправляйтесь, мама», — сказал он на прощанье и поцеловал ее. А к Белокосой матери никто не пришел. Вечером, когда в комнате воцарилась тишина и Чернокосая мать, лежа в постели, тихо улыбалась своим мыслям, Белокосая сказала: -У сына сейчас концерт.… Если бы не концерт, он, конечно, пришел бы…

На второй день перед вечером к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села. Опять он долго сидел на белой скамейке, и Белокосая мать услышала, что в поле сейчас горячая пора, работают они день и ночь… Расставаясь с матерью, сын выложил на маленький столик пчелиные соты, белую паляницу и яблоки. От счастья лицо у Чернокосой женщины светилось и, морщины расправились. К Белокосой матери никто не проходил. Вечером женщины лежали молча. Чернокосая улыбалась, тихо вздыхала, боясь, чтобы ее вздохи не услышала соседка.

В третий день, перед вечером, к Чернокосой матери снова приехал сын-хлебороб из далекого села – привез два больших арбуза, виноград, яблоки. Вместе с сыном приехал трехлетний черноглазый внук. Сын и внук долго сидели у постели Чернокосой матери; в ее глазах сияло счастье, она помолодела. Белокосая мать с болью в сердце услышала, как внук рассказывал бабушке: вместе с папой он вчера полдня ездил на «капитанском мостике» комбайна. «Я тоже буду комбайнером», — сказал мальчик, и бабушка поцеловала его.… Белокосая мать в эти мгновения припомнила, что ее сын, выдающийся музыкант, отправляясь в длительные поездки, сдавал, как говорили в семье, маленького сына в какой-то интернат…

Месяц лежали в больнице две матери, ежедневно приезжал к Чернокосой матери сын-хлебороб из далекого села, привозил улыбку сыновнюю, и, казалось, мать только от той улыбки выздоравливает. Казалось Белокосой матери, что, когда к ее соседке приезжал сын, даже больничным стенам хотелось, чтобы мать сына-хлебороба скорее выздоровела. К Белокосой матери так никто и не пришел.

Прошел месяц. Врачи сказали Чернокосой матери: «Теперь вы совершенно здоровы. В сердце нет никаких шумов, ни перебоев». А Белокосой матери врач сказал: «Вам еще надо полежать. Конечно, вы тоже станете совершенно здоровым человеком». Говоря это, врач смотрела почему-то в сторону. За Чернокосой матерью приехал сын. Он привез несколько больших букетов красных сын. Цветы подарил врачам и сестрам. Все в больнице улыбались.

Прощаясь с Чернокосой матерью, Белокосая попросила ее остаться с ней на несколько минут наедине. Когда из палаты все вышли, Белокосая мать со слезами на глазах спросила: — Скажи, дорогая, как ты воспитала такого сына? Ведь мы родили их в один день. Ты счастлива, а я… — и она заплакала. -Мы расстаемся и никогда больше не увидимся, — сказала Чернокосая, — потому что не может быть в третий раз такого чудесного совпадения. Поэтому я скажу тебе всю правду. Сын, которого я родила в тот счастливый день, умер… Умер, когда ему не было и года. А это… не кровный сын мой, но родной! Я усыновила его трехлетним мальчиком. Он, конечно, смутно помнит это.… Но я для него – родная мать. Ты это видела своими глазами. Я счастлива. А ты несчастный человек, и я глубоко сочувствую тебе. Если бы ты знала, как я страдала в эти дни за тебя. Уже хотела, было уйти из больницы, ведь каждый приезд моего сына приносил тебе тяжелые переживания. Выйдешь из больницы, пойди к сыну и скажи: его бездушие повернется против него. Как он относится к матери, так и его дети будут относиться к нему. Равнодушие к отцу-матери не прощается.

Патриотизм начинается с колыбели. Не может быть настоящим сыном своего Отечества тот, кто не стал истинным сыном матери и отца.

  • Какими хотели увидеть их матери, когда они вырастут?

  • Оправдали ли их надежды дети?

  • Какими выросли дети у этих женщин?

  • Что самое важное и главное в жизни?

За правильные ответы получаете камешки для цветочка.

Кто из вас сажал цветы? Для чего нужны мелкие камешки?

Правильно для дыхания. Воздух, находящийся между камнями необходим для дыхания. А человеку для счастливой жизни нужна доброта!

Разминка «Собери пазлы» 6 мин

За 2-3 минуты необходимо «найти и собрать» всю пословицу.

Правильные ответы:

“Доброе слово лечит, злое калечит”

“Злой не верит, что есть добрый”

“Добрая слава лежит, а худая бежит”

“Доброго чтут, а злого жалуют”

Добрые вести прибавят чести.

Доброта без разума пуста.

Молодцы! Вы правильно собрали пазлы! Пословицы это вековая мудрость в двух словах.

За это вы получаете почву для цветочка.

Видео: Доброта и благородность 10 мин.

Сейчас мы с вами посмотрим видео, будьте внимательны! Вы должны будете ответить на такие вопросы:

  1. Как проявляется добро и благородность людей?

  2. Что может произойти на Земле без добрых людей?

  3. Как проявляется добро и забота животных?

  4. Считается, что у людей есть сознание, а у животных его нет, только инстинкт. Как вы объясните их увиденное поведение?

Можно придти к выводу, что у нас в генах инстинктивно заложена доброта, мы просто обязаны ее проявлять! За ваши ответы получаете водичку для цветочка доброты.

Притча: «Все оставляет свой след»5мин.

Сейчас вы посмотрите притчу, будьте очень внимательны!

  1. О чем эта притча?

  2. Какой вывод можно сделать?

Заключительное слово учителя: 1мин.

— Умейте чувствовать рядом с собой человека, умейте читать его душу, увидеть в его глазах его духовный мир – радость, беду, несчастье, горе.

Сегодняшний разговор дает каждому возможность задуматься: а что лично я могу сделать для того, чтобы мир изменился к лучшему? Мы сегодня с вами смогли посадить цветочек радости, который в будущем будет радовать наш глаз, делать и нам добро, обогащая воздух кислородом, которым мы дышим.

Делайте добро и оно обязательно к вам вернется!

infourok.ru

Календарный план самопознание 8 класс

Самопознание 8 класс

(34 часа, 1 час в неделю)

п/п

Название разделов

Тема

Часы

Дата

Знать

Уметь

Интеграция

Экологический, валеологический компонент

Региональный компонент

1-2

Быть человеком

(8 часов)

« Я в этот мир пришёл…»

2

О значимости понимания каждым человеком смысла своей жизни

Стремиться к духовному росту с пониманием смысла своей жизни

Худ.лит-ра

Круг « От сердца ксердцу»

3-4

Голос совести

2

О содержательных основах понятия «совесть»

Прислушиваться к внутреннему голосу, проявлять честность и искренность

Худ. Лит-ра

Круг « От сердца к сердцу»

5-6

Горизонты доброты

2

О доброте как ценности и качестве человека

Видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению к ним

Худ. Лит-ра

Круг « От сердца к сердцу»

7-8

С радостью в сердце

2

О значении чувства радости для людей

Приносить радость родным и близким

Худ. Лит-ра

Круг « От сердца к сердцу»

9-10

Человек и общество

(8 часов»

Я, ТЫ, МЫ

2

О важности созидания человеком добрых отношений в коллективе на основе взаимопонимания

Выстраивать доброжелательные отношения в коллективе

Худ. Лит-ра

Круг радости

11-12

В зеркале дружбы

2

Об искренней дружбе и её обязательствах

Дружить, быть искренним другом

Худ. Лит-ра

Круг « От сердца к сердцу»

13-14

Истоки уважения

2

Об истоках уважения к себе, другим

Само реализовываться для достижения самоуважения

Худ. Лит-ра

Круг « От сердца к сердцу»

15-16

Дорога к Родине

2

О великой силе любви к Родине, родной Земле

Выражать свою любовь к Родине, служить ей

Худ. Лит-ра

Круг « От сердца к сердцу»

17-18

Мир и человек

(8 часов)

Люблю я этот мир!

2

О взаимосвязи окружающего мира с чувствами человека, его духовным миром.

Находить прекрасное в окружающей действительности

Худ. Лит-ра

Круг « От сердца к сердцу»

19-20

Смотрю на мир, как на чудо…

2

О значимости познания мира для человека

Видеть прекрасное

Худ. Лит-ра

Круг « От сердца к сердцу»

21-22

Радость созидательного труда

2

Смысл понятия

« созидательный труд»

Выполнять любое дело с радостью и с любовью

Худ. Лит-ра

Круг « От сердца к сердцу»

23-24

Волшебная сила добра

2

О взаимосвязи добра и любви

Творить добро, отличать истинное добро от ложнолго

Худ. Лит-ра

Круг радости

25-26

Мир человечества

(8 часов)

Из чаши мудрости испей…

2

О понятии «мудрость народа»

Понимать народную мудрость и следовать ей

Худ. Лит-ра

Круг « От сердца к сердцу»

27-28

Дорожить временем

2

О ценности времени

Уважать каждое мгновение и рационально распределять свое время

Худ. Лит-ра

Круг « От сердца к сердцу»

29-30

На крыльях творчества

2

О творчестве как о особом состоянии души

Раскрывать свои возможности и определять своё признание

Худ. Лит-ра

Круг « От сердца к сердцу»

31-32

Творим будущее

2

О значении труда, добрых дел, праведных мыслей в созидании своего будущего

Думать и действовать позитивно

Худ. Лит-ра

Круг « От сердца к сердцу»

33-34

Творческие отчёты

2

infourok.ru

Разработка открытого урока по самопознанию в 8 классе «Волшебная сила добра»

Открытый урок, посвященный декаде самопознания в 8 классе

                       на тему: Волшебная сила добра.

 

Цель: расширить представления учащихся о значимости добра и его созидательной силы.

Задачи:

— раскрытие сущности взаимосвязи добра и любви;

-развитие умения творить добро, отличать истинное добро от ложного;

— воспитание чувства сопереживания, бескорыстия, внимате­льного отношения к людям.

Ресурсы: конверты с вложенными в них изречениями и послови­цами о добре по числу учащихся в группе. Например: «Доброта украшает жизнь, разрешая все противоречия, запутанное делает ясным, трудное — легким, мрачное — радостным» {Л. Толстой).

«Истинный благодетель не тот, кто заранее имеет в виду отплату, ; и тот, кто беспрестанно хочет делать добро» (Демокрит). «Нет ничего выше и прекраснее, чем делать счастье многим людям»(Л.Бетховен).

Слайды

Ход урока

1.      Организационный момент.

1.      Организационный момент.

Круг радости

  Учитель  приглашает учащихся  в «круг радости». Давайте встанем дружно в круг. И скажем вместе:

Здравствуйте, все, кто к нам пришел сегодня!

Здравствуйте, все, кто верит доброте!

Здравствуйте, все, кто не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Рады мы всем, кто к нам пришел сегодня,

Рады мы всем, кто верит доброте,

Рады мы всем, кто не жалея сил,

Делится счастьем своим.

Ассоциации к слову «добро».

Давайте подберем к слову доброта прилагательные:

Д- добрый, драгоценный, дорогой

О – обожаемый, очаровательный

Б – бодрый, богатый

Р – радостный, робкий

О – очаровательный, общительный

Сообщение темы и целей урока.

2.      Беседа

—                      Можно ли утверждать, что добро обладает волшебной силой? Почему?

—                      Как и в чем проявляется волшебная сила добра?

—                      Приходилось ли вам сталкиваться с настоящим, активным проявлением добра? Расскажите об этом.

—                      Перечислите явления повседневной жизни, которые ассоциируются у вас с понятием «добро».

—                      Делаете ли вы добро? В чем это проявилось?

3. Разминочка «Кто самый добрый?»

         Ребята, как вы считаете, а вы добрые? (Ответы детей).

Давайте проверим. Мы сыграем в игру «Кто самый добрый». Часто в жизни случаются ситуации, когда людям, и не только людям, то есть всему вокруг: и животным, и растениям необходимы наши доброта и отзывчивость. Давайте представим себе, что наступил такой момент. Сейчас я буду зачитывать вам различные ситуации, а вы должны будете предложить свои варианты решения. Как вы поступите, если:

—  «Вы услышали плач ребенка во дворе…»

—  «Ваш друг получил плохую отметку…»

—  «Ваша мама пришла с работы очень усталая…»

—  «Ваш дедушка попал в больницу…»

—  «Вашего товарища обидели…»

—  «Вы увидели собачку с раненной лапой…»

—  «Вы видите мальчика с рогаткой…»

—  «Дети из соседнего двора залезли на черешню, и безжалостно ломают ветки, срывая ягоды…»

Молодцы, ребята. Каждый из вас очень добр. Самое главное не быть добрым только на словах, а совершать как можно больше хороших поступков.

4.      Чтение

Прочитать письмо Д.Лихачева из книги «Письма о добром».  

1.Согласны ли с мнением автора о том, что самая большая цель жизни связана с творением добра?

2.Как вы думаете, где истоки добра?

3.На ваш взгляд, в чем суть творения добра?

5. Учебная информация

Источник добра находится внутри нас. Хорошие мысли любовь в сердце порождают добро. Доброжелательное отношение к окружению, действия, свободные от предрассудков, честность и порядочность в поступках не только создают атмосферу добра, но и увеличивают пространство добрых дел вокруг человека.

6.Минутка тишины.

Всегда приятно видеть, как дети улыбаются друг другу. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на прекрасный остров, который называется «Остров Доброты и Отзывчивости». Если вам хочется, то вы можете закрыть глазки и послушать музыку. (Звучит музыка. Пауза).

Представьте себе красивый, зеленый остров, вокруг которого плещутся волны теплого моря (пауза). 

На этом острове живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые, а девочки – нежные и ласковые (пауза). Они очень дружные и веселые ребята. Всем девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся (пауза). Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются солнышку и держат друг друга за руки. Они – настоящие друзья, потому что добрые и отзывчивые (пауза).

Я скажу: «Хорошо быть добрым! Хорошо быть отзывчивым!», и вы откроете глазки. Вздохните глубоко. Потянитесь ручками вверх. Хорошо. Молодцы

7. Самостоятельная работа. Выполнение тестовых заданий.

Тест «Добры ли вы?»

1.    У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?

2.    Товарищ  рассказывает вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют. Дадите ли вы ему это понять?

3.    Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?

4.    Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы под­нять им настроение?

5.    Любите ли вы злые шуточки?

6.    Вы злопамятны?

7.    Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас со­вершенно не интересует?

8.    Умеете ли вы на практике применять свои способности?

9.    Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?

10.  Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слу­шать аргументы оппонента?

11.  Вы охотно выполняете просьбы?

12.  Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

А теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.

Вы набрали больше 8 очков.

Вы любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми — всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдет.

Вы набрали от 4 до 8 очков.

Ну что же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со всеми, что­бы люди не обижались.

Вы набрали меньше 4 очков.

Общение с вами, надо признаться, порой бывает просто му­кой даже для самых близких вам людей. Будьте доброжелатель­нее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба требует доброго отношения.

8. Разминочка «День и ночь»

Ø  А теперь отдохнем. Я приглашаю вас на разминочку, которая называется «День и ночь». Играть будем так: когда я говорю «День», вы должны изображать то, как вы делаете добрые дела. Какие добрые дела мы можем делать? (Ответы детей: помогать по дому, подмести, помыть посуду и т.д.)

А когда я скажу «Ночь», вы должны спать. Будьте внимательны

9. Творческая деятельность «Планета доброты»

Звучит мелодия из альбома П.И.Чайковского «Времена года».

Учитель предлагает детям представить планету, на которой живут добрые и отзывчивые люди. Работа в группе.

– Выразите цветом ваше представление об этой планете. Придумываете название вашей планеты.

Что надо делать, чтобы каждый уголок нашей планеты Земля, каждый город, село, улица, дом были наполнены добротой? (Ответы учащихся).

 

10. Домашнее задание.

Задание № 3 в тетрадях.

 

11. Итог урока.

 « Доброе царство»

У каждого ребенка силуэт цветка, который нужно «раскрасить» добрыми словами.

 

12. Круг «От сердца к сердцу».

Учащиеся становятся в круг и исполняют песню «Дорогою добра»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *