С точки зрения психологии речь – Речь — психология

На что указывают слова – паразиты в речи, с точки зрения психологии

Слова — паразиты слетают с уст человека по привычке. Он не может, или не хочет, контролировать свою речь, и старается как можно быстрее и проще донести мысль собеседнику. Это является отличной базой для психологического анализа личности. Вслушавшись, какие выражения любит произносить собеседник, можно сделать конкретные выводы о его психологических особенностях.

Узнайте перечень самых распространенных слов – паразитов, и на что указывает их употребление.

Что такое слова — паразиты

Русский язык насчитывает порядка полумиллиона слов. Это один из богатейших языков в мире, на котором написано множество художественных произведений в стихах и прозе. Но далеко не все применяют и сотую часть из всего этого разнообразия. Многие конструкции заменяются или дополняются так называемыми паразитами. Они усиливают эмоциональную окраску речи, более понятны собеседнику, и чаще всего, являются совершено бесполезными.

В русском языке под словосочетанием «слова – паразиты» подразумеваются выражения, которые не несут смысловой нагрузки, имеют переносный смысл, и используются для связки других членов предложения.

Употребление определенных оборотов становится бессознательной привычкой, внимательнее присмотревшись к которой, можно узнать много интересной информации о психологии человека.

Примеры бесполезных слов

Выражения, подразумевающие неопределенность

Например:

  • как бы;
  • вроде;
  • ну, я не знаю;
  • возможно;
  • скорее всего;
  • насколько я знаю;
  • как я думаю.

О каких качествах человека говорят эти слова — паразиты? В первую очередь они подчеркивают неуверенность человека в том, что он говорит, неспособность отстоять свою жизненную позицию, и страх перед будущим. Дополняя свою речь такими оборотами, собеседник оставляет за собой право отказаться от сказанного, сменить свою точку зрения, или просто передумать. Часто их используют, когда пытаются соврать, но испытывают чувство стыда.

Замена нецензурных слов созвучными выражениями

Например:

  • ёшкин кот;
  • ёкарный Бабай;
  • блин;
  • ё – мое.

Их любят употреблять люди с низким культурным уровнем, которые хотят казаться лучше, чем есть на самом деле. Часто они используются от недостатка словарного запаса, и с целью привлечь к себе внимание.

Слова в переносном смысле

К ним относятся такие выражения как:

  • детский сад – употребляется человеком, который пытается предстать в более выгодном свете, и казаться лучше на фоне остальных. Это указывает на то, что у собеседника нет весомых аргументов, но он не хочет признавать свои ошибки;
  • сами понимаете – с точки зрения психологии, такая конструкция указывает на низкую самооценку, попытку оправдаться, робость, неуверенность в сказанном. Так говорят, когда хотят навязать свою точку зрения;
  • на самом деле – попытка казаться умнее, и довести свое превосходство;
  • это самое – попытка аккуратно привлечь к себе внимание, или неспособность подобрать подходящие выражения;
  • елки – палки – для привлечения внимание к себе, и усиления эмоциональной нагрузки.

5 слов — паразитов с интересной психологической трактовкой

  1. Заканчивать фразу выражением «вот» привыкли люди, которым нечего сказать, или они чувствуют себя неловко.
  2. Ладненько, скоренько, чётенько – употребляют, если пытаются показать свое превосходство, или выставить собеседника более глупым.
  3. Знаешь – употребляют люди, которые хотят привлечь внимание, стремятся, чтобы им больше доверяли. Эта фраза придает беседе более личную эмоциональную окраску.
  4. На, это, ну, э. На – это замена матерных слов указывает на то, что человек обычно их употребляет, но сейчас старается сдерживаться, и показаться более воспитанным. Это, ну, э – высшая степень волнения, неспособность или боязнь высказать свое мнение, ограниченность словарного запаса.
  5. Ничего себе – это своего рода проклятие, которое человек сам себе посылает. Ведь дословно это выражение, как раз это и пророчит.

Именно поэтому важно контролировать свою речь, и чаще задумываться над тем, что вы говорите и как часто.

Как избавиться от слов — паразитов

Заметив у себя подобные конструкции, постарайтесь от них избавиться. Это можно сделать следующими способами:

  • Постоянно контролировать себя. Употребление слов – паразитов это плохая привычка, от которой можно избавиться, приложив определенные усилия. Как это сделать, мы уже рассказывали.
  • Замена паразитов. Избавление от них превратится в забавную игру. Для этого нужно при каждом порыве употребить бессмысленную конструкцию, заменять ее на выученное из словаря новое слово.
  • Расширение словарного запаса. Этого можно добиться, если чаще читать классическую литературу, общаться с образованными людьми, пересказывать вслух большие объемы информации.
  • Перед публичным выступлением проведите несколько репетиций, и составьте подробный план доклада.
  • Записывайте свою речь на диктофон. Ее прослушивание может вас сильно удивить.

Отсутствие слов — паразитов, с точки зрения психологии указывает на образованность человека, его богатый словарный запас, эрудицию, уважительное отношение к себе и собеседнику.

comments powered by HyperComments

kreativlife.ru

Речь, как сложный психологический процесс

    — оказания влияния – направленная  на изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера».

    Тертель А.Л. говорит лишь о трех основных функциях общения: коммуникативной, интегративной и перцептивной, сводя все вышеуказанные к данным трем. Он настаивает на том, что более мелкое дробление функций общения приводит к смешиванию понятия функции подфункции.

    Аналогичного  мнения придерживается и С.Д. Максименко.

    Из  слов С.Л. Рубинштейна «Сознание человека формируется в результате общения между людьми», а также «…на основе совместной практической деятельности совершается процесс духовного, сознательного общения между людьми…» можно предположить, что и он выделял три основные функции общения, а остальные рассматривал как подфункции.

    Однако  современные познания в области  нейрофизиологии и нейропсихологии  позволяют на наш взгляд говорить о существовании еще одной функции общения.

    Учитывая, что по способу передачи информации общение можно разделить на два  вида: вербальное и невербальное, причем первое является более сложным с точки зрения работы структур головного мозга, но более простым для понимания передаваемой информации, а также то, что еще С.Л. Рубинштейн писал: «Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, с мышлением речь связана особенно тесно»15, целесообразно выделить функцию развивающую мышление или стимулирующую головной мозг к развитию.

    Отмеченное, подтверждается при внимательном рассмотрении «теории функциональных систем» П.К. Анохина.

    Напомним, что в соответствии с его теорией, подробное рассмотрение которой  в рамках данной работы не представляется возможным, любые действия организма в целом или его органов это ответная реакция функциональной системы, т.е. интегративная деятельность центральной нервной системы (далее ЦНС) на внешний раздражитель для обеспечения наиболее оптимальных условий функционирования организма в данной ситуации16. При этом запуск существующей или образование новой функциональной системы в составе ЦНС зависит от целей организма, т.е. от стремления получить определенный результат в конкретных условиях (которые включают обстановочную афферентацию, пусковой стимул и информацию о похожей ситуации  хранящуюся в памяти). При чем обстановочная афферентация в рассматриваемом нами случае (существование человека в социуме и его совместная деятельность с другими людьми) и есть информация получаемая в большинстве случаев в результате общения. Таким образом, из вышеизложенного следует, что посредством общения происходит формирование новых функциональных систем в составе ЦНС. Отмеченное подтверждает выдвинутое выше предположение о наличии еще одной функции общения, не выделенной ни одним из указанных выше авторов. Данной функцией общения является  функция, развивающая мышление или стимулирующую головной мозг к развитию. 

    Именно  на основе этой функции и строится весь процесс обучения, целью которого является не простая передача знаний, выработка умений и «отшлифовка» навыков, а стимулирование мозга обучаемого к образованию новых связей между мозговыми центрами, тем самым к развитию  логического и абстрактного мышления17.

    Невозможность свести выделенную функцию к подфункции в составе перцептивной функции  видно из определения последней, даваемого вышерассмотренными авторами.

    Так Тертель А.Л. пишет о ней, что  данная функция направлена на «восприятие и познание друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимодействия».18

    Максименко  С.Д. так же, определяя перцептивную функцию, делает акцент на процесс познания партнера по общению, проникновении в его внутренний мир, понимание мотивов его поведения, привычек и т.д.

    Большинство психологов и педагогов, авторов  научных трудов, так же согласны с этим взглядом, упуская тот факт, что общение между людьми посредством  речи не только улучшает их взаимопонимание, повышает уровень их коммуникации, объединяет их деятельность, но и развивает интеллектуальные способности, посредством «стимулирования» головного мозга общающихся людей к развитию, что подчеркивал С.Л. Рубинштейн словами: «Сознание человека формируется в процессе общения между людьми…, а  речь

это форма существования сознания»19.

    Однако  автор работы, ввиду незначительного объема анализируемых источников, а так же небольшого опыта исследований в области психологии,  не претендует на достоверность сделанных предположений, при этом считает необходимым привлечь внимание профессиональных психологов к данному вопросу.

    На основании вышеизложенного видно, что общение является неотъемлемым элементом существования человека в социуме. Оно возникло и развивалось в результате расширения среды обитания предками человека, что потребовало от них интеграции действий (совместной деятельности отдельных особей), так как в неблагоприятных условиях среды лишь при совместном сосуществовании данный вид мог выжить.

    Таким образом, общение можно рассматривать  как вид деятельности, направленный на коммуникацию, интеграцию и перцепцию людей.

    Однако, вышеперечисленным, функции общения не ограничиваются. На наш взгляд с учетом современных познаний в области нейрофизиологии и нейропсихологии целесообразно говорить о существовании еще одной функции общения. Данной функцией является  функция, развивающая мышление или стимулирующую головной мозг к развитию.  Ее существование подтверждается  внимательным  рассмотрением «Теории функциональных систем» К.Н. Анохина, а так же невозможностью свести данную функцию к подфункции в составе перцептивной функции, выделяемой большинством авторов. Следует так же отметить, что именно на основе этой функции и строится весь процесс обучения.

      Несмотря на приведенные аргументы,  автор работы, ввиду неглубокого анализа вопросов по рассматриваемой проблеме и незначительного опыта исследований связанного с вопросами психологии,  не претендует на достоверность сделанных предположений, однако считает необходимым их озвучить для привлечения внимания профессиональных психологов к данному вопросу.

    Возвращаясь к высказыванию, предложенному автором в начале работы, и оставленному без необходимых разъяснений, что общение – функция речи заметим следующее.

    Из  материала, рассмотренного в данном разделе видно, что

    — общение современного человека в большинстве случаев носит вербальный характер;

    — в ходе вербального общения  происходит не только передача  информации между людьми, но и  строятся планы их совместного  действия;

    — построение вышеуказанных планов, требует определенных мыслительных (интеллектуальных) операций;

    — большинство соответствующих операций, как будет показано далее, взрослый человек совершает с применением вербальных конструкций (для абстрагирования от  непосредственной реальности и перехода к теоретическому мышлению необходимы специальные механизмы теоретизирования мышления. Этими механизмами и является слово).

      Таким образом, в случае исчезновения  речи, произойдут значительные изменения  в общении, противоположные тем,  которые происходили с предком  человека в результате его эволюционного развития, связанного с развитием речи. Опираясь на определение  понятию «функции», данное выше, можно заключить, что на современном этапе развития человеческого общества, общение действительно является функцией речи.

2.Физиологические основы речи

    «Проблему речи обычно ставят в психологии в контексте: мышление и речь. Действительно, с мышлением речь связана особенно тесно»,  — пишет С. Л.Рубинштейн20.

    Еще до этого Л.С. Выготский формулировал данную идею так: «мысль не воплощается в слове, а совершается в слове».

    Понимая глубину и дискуссионность рассматриваемого нами вопроса, из-за множества точек зрения на данную проблему, и предвидя трудности при изложении психологической характеристики речи, мы считаем необходимым вначале рассмотреть нейрофизиологические основы данного психического процесса, и лишь за тем, опираясь  на указанные фундамент попытаться объективно рассмотреть речь с точки зрения психологии.

      Физиологическими особенностями формирования речи вначале занимались только физиологи и неврологи. Наиболее крупный вклад в тот период внесли труды И.П.Павлова.21 Великий физиолог обосновал, что речь функционирует на основе второй сигнальной системы. Ее физиологической основой является деятельность  слухового и двигательного анализатора. Весь указанный сложный процесс вербального общения основан на действии последовательного включения обеспечивающих его механизмов, расположенных в левом полушарии головного мозга22.

    При этом, на основе господствовавших некоторое  время назад, представлений о функционировании головного мозга А.Р. Лурия делает вывод, что: «…Левое полушарие головного мозга у каждого человека является ведущим. Правое полушарие носит подчиненный характер и не имеет прямого отношения к регуляции речи. У левшей дело обстоит иначе, у них, наоборот, — правое полушарие является ведущим, а левое подчиненным». Однако современные исследователи данной проблемы все больше склоняются к следующему. «Хотя речевые центры у правшей, — написано в трехтомном труде по физиологии человека под редакцией Шмидта и Тевса, — действительно практически всегда расположены в левом полушарии, у некоторых левшей они находятся там же, а в других случаях в правом либо в обоих полушариях.23 Кроме того накапливается все больше данных, говорящих, что правое полушарие справляется с определенными задачами лучше левого. Таким образом, правильнее говорить не о доминировании полушарий, а об их взаимодополняющей специализации с преобладанием речевых функций (как правило) у левого».24

    Специалисты выделяют четыре основных центра речи.25

    — Первый был выделен более 100 лет назад П. Броком (1861 г.) и получил его имя (центр Брока). Он находится в левой части нижнего отдела третьей лобной извилины. Он расположен непосредственно спереди от участков двигательной коры, управляющей мышцами лица, языка, челюсти, неба и глотки, т.е. мускулатурой, участвующей в артикуляции. По мнению некоторых авторов, он отвечает за громкость произнесения речи.

    — Второй был описан вскоре после  открытия П. Брока, другим ученым (1874г.) и так же получил его имя – это центр Веринке. Он располагается в левой височной доле и, как предполагают ряд авторов,  связан с пониманием смысла.

    — Третий – зрительный центр,  расположенный в затылочной доле, по утверждению ряда авторов,  связан с процессом чтения.

    — Четвертый же центр, как утверждают некоторые ученые, — центр письма, расположен в средней лобной извилине.

    Указанные исследования, проведенные П. Брокком, К Веринке и некоторыми другими  учеными в конце 19 века породили целый ряд аналогичных работ, в результате которых все мыслимые психические функции, связанные с речью, были «распределены» между определенными участками коры, причем эта локализация понималась весьма упрощенно. Как писал в те годы один из физиологов (Т. Мейнерт), «каждое впечатление находит новую, еще не занятую клетку… Впечатления… находят своих носителей, в которых они навсегда сохраняются друг подле друга»26.

    Итогом  этих работ стало появление модели, описавшей взаимодействие между указанными центрами, в ходе речевой деятельности, которая была названа моделью речи Веринке-Гешвинда из-за того, что представления Веринке  о   взаимодействии   различных  областей коры в «доминантном» полушарии, были впоследствии наиболее полно уточнены Гешвиндом и стали своего рода теоретической схемой.

    Для примера предлагается рассмотреть  процессы, происходящие в коре головного мозга при назывании увиденного предмета. Сначала зрительная информация передается от сетчатки глаза по зрительным путям к первичной зрительной коре, за тем – к высшим зрительным областям, и, наконец, к прилегающей к ним ассоциативной коре, где и происходит распознавание образа. Информация о нем попадает в зону Веринке, где и происходит подбор слов. От сюда сигнал по дугообразному пучку проводится в зону Брока, где происходит формирование экспрессивной речи. На последнем этапе информация о словоформах, которые должны быть произнесены, передается в зоны двигательной коры, отвечающие за вокализацию, где используются для артикуляции. При получении звуковой информации центр Веринке активируется слуховыми, а не зрительными центрами. В целом же процессы, происходящие в указанных областях коры аналогичны рассмотренным. При письме картина в целом наблюдается схожая с рассмотренной ранее. Только на последнем этапе информация о словоформах, которые должны быть произнесены, передается в зоны двигательной коры, отвечающие за движение рукой, предварительно проходя через центр декадирования (перевода) устной речи в символьно-письменную.27

    Выше  рассмотрена модель речи, предлагаемая во многих современных изданиях по психологии и физиологии речи, в частности в западного происхождения.

    Классическая  советская школа нейрофизиологии  и нейропсихологии во главе с  А.Р. Лурия считает такую схему  недопустимо упрощенной. Даже ее авторы признают, что с ее помощью достаточно трудно (откровенно говоря – практически невозможно) объяснить причины нарушений связанных с потерей речевых навыков чтения, письма и счета.

stud24.ru

Психология речи

Наша речь – это одна из самых удивительных возможностей человека. Ведь с помощью связанных мыслей мы можем обмениваться информацией, передавать эмоциональный окрас нашего предложения. Благодаря интонации люди могут понять ваше настроение и почувствовать ваш голос. Это чудесно… Было бы здорово, если бы мы не бросали на ветер слова, бессмысленно не пользовались бы речью для того, чтобы обидеть кого-то! Словом и вылечить можно, говорили только хорошее и радовали тех, кому адресуются наши бесценные слова!


Нарушение речи — психология

Нарушения речи могут произойти по всевозможным причинам и зависеть от различных факторов. Например:

  • «заячья губа», расщелина неба, неправильный прикус;
  • нарушение отделов головного мозга, отвечающих за речь;
  • нарушение интеллекта, опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения;
  • образ жизни отца до момента зачатия;
  • образ жизни матери до/вовремя беременности;
  • наследственные, хронические и острые заболевания матери;
  • внутриутробное кислородное голодание плода, по той причине, что во время беременности женщина мало проводила времени на свежем воздухе;
  • ушибы, травмы и падения будущей мамы;
  • резус-конфликт матери и ребенка;
  • повреждения и травмы ребенка во время/после родов;
  • стрессовые ситуации;
  • частые и длительные заболевания;
  • даже перевоспитание левшей.

Психология ораторской речи

Если вам необходимо успешное публичное выступление, вы обязаны помнить о некоторых правилах:

  1. Хорошо подготовьтесь к выступлению. Для этого: воспользуйтесь дополнительной литературой, составьте план выступления, определитесь с основной темой и сформулируйте свою цель.
  2. Вам следует направить все усилия на то, чтобы повествование не оказалось скучным. И чтобы внимание было направленно, исключительно, на вас. Для этого вам нужно учесть интересы аудитории и, по возможности, говорить о том, что интересует не вас лично. Повествуйте о том, что способно заинтересовать публику в целом и каждого, в отдельности.
  3. Помните: «Эмоциональная окраска речи, логичность и грамотность – это залог делового общения»!
  4. Используйте свою мимику и жесты для того, чтобы у вас получилось «живое» выступление.
  5. Для достижения серьёзного отношения к вашей личности, позаботьтесь о своем имидже и не забывайте о речевом этикете.

Распространённый стереотип

Многие полагают, что оправдания в разговоре – это признак лжи. Но речь, с точки зрения психологии, отличается от стереотипов. Наоборот, это нормальная реакция человека на предъявленные ему обвинения. Кстати, уточнения и разъяснения в общении – это признак того, что повествующий говорит правду и уверен в своих словах. Ситуация складывается иначе, если человек отступает на шаг назад, трогает нос или затылок.

 

womanadvice.ru

Развитие речи у детей с точки зрения психолога

В наше суетное время, когда родители спешат и не успевают сказать своим отпрыскам и пары десятков слов, бабушки продолжают работать и флиртовать, а не заниматься с внуками, основными воспитателями становятся телевизор и компьютер. Которые не могут не накладывать свои особенности на развитие речи у детей.

Как в норме развивается речь у ребенка?

Речь всегда и во все времена развивалась в тесном контакте с многоговорящими носителями языка. И маленький ребенок, даже если он был из породы «молчащих», активно впитывал в себя все слова, произносимые окружением. И потом, пусть и по прошествии времени, выдавал их в несколько переработанном виде. Мама, бабушка или другой близкий человек исправлял ошибки, и малыш в дальнейшем говорил все более чисто и совершенно.

Развитие речи на данный момент

Сейчас же, когда маленький человек часами сидит перед телевизором, развитие речи притормаживается, как то, что не особенно нужно и востребовано сознанием ребенка. Да, понимание языка формируется, спору нет (хотя уже совершенно другой вопрос, что это за язык, уж точно не язык Пушкина и Толстого), но вот речь, она ведь не нужна особо для просмотра мультфильмов. Максимум, что требуется несколько десятков эмоционально окрашенных восклицаний в стиле Эллочки Людоедки для комментирования происходящего на экране.

Современные дети с большим трудом способны пересказать понравившийся сюжет сказки или рассказа. У них не хватает словарного запаса, раз, а два — никуда не уйти от того, что развитие речи и развитие мозга идут параллельно.

Нарушения развития речи у детей

За последние годы количество детей, которых из-за нарушений в развитии речи, надо обязательно направлять к логопеду, дефектологу, невропатологу, катастрофически растет. И если в мое детство «нормальным» считалось заговорить в 1, 5-2 года, то сейчас, дай бог, сформировать речь к трем годам. Да и встречаются подобные проблемы в 4 раза чаще, чем у поколения мам и пап нынешних малышей.

В дошкольном же возрасте впервые может проявляться и такое нарушение речи, как заикание. Оно возникает у деток со слабой нервной системой. Особенно,  когда добавляется какая-нибудь психотравма — смерть или болезнь родителя, насилие, агрессивное поведение окружающих, как физическое, так и психологическое.

В возникновении нарушений развития речи  множество факторов играет роль — и все чаще встречающаяся патология беременностей, родовые травмы и неважная экология, но самое главное — отсутствие постоянного озвучивание действий ребенка. Занятые мамы все больше молчат, дадут пару руководящих указаний — «нельзя», «пошли», «не трогай», и все! Какая уж тут фразовая речь?

Или, другая крайность — с ребенком начинают сюсюкать или намеренно скатываться на высокоинтеллектуальную речь Спанч Боба. Ребенок честно считает, что это образец для подражания, ведь его самые необходимые и любимые люди говорят с ним именно так.

Отличный выход их положения — начать заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой.

Последствия нарушений развития речи

А потом эти же родители удивляются, почему ребенок отстает в развитии, почему не складываются отношения с детским коллективом, почему малыша невозможно быстро научить правильно писать и читать. А потом подросший человек не будет иметь мотивации к учебе, не сможет определиться с будущим выбором профессии, не найдет себя в жизни…

Так что все, а в воспитании и в педагогике, в особенности, надо делать вовремя, не уделил родитель время, не настоял на занятиях с логопедом, не заметил тревожащих признаком отставания в дошкольном возрасте, в школьном или подростковом — проблема разрастется в геометрической прогрессии. И справиться будет с ней намного труднее.

japsix.ru

Психология речи. — Значение слова.

Страница 24 из 38

Значение слова.

Слово — основной элемент языка и речи. Важнейшая особенность слова состоит в том, что слово осмысленно, т.е. имеет значение. Что такое значение слова, какова его природа — эти вопросы, хотя и издавна волнуют исследователей, до сих пор не решены одно­значно. Можно сказать, что значение слова — это то содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди или принятое индивидами, носителями данной культуры, смысловое содержание того или иного знака.

Сам термин “значение” имеет необычайно широкое, расплыв­чатое многозначное содержание. Им покрываются, как отмечал академик В.В.Виноградов, сложные и многообразные элементы мысли, воплощенные в звуковой комплекс. Значение употребляется как всеохватывающий термин, включающий в себя любой аспект языка и речи, что во многом определяет те трудности, которые возникают при изучении его природы.

Многообразие взглядов на значение таково, что практически каждое самостоятельное течение в языкознании, психологии имеет свою собственную концепцию значения. Систематизируя только наиболее распространенные и показательные из них можно выделить 11 основных концепций значения. Значе­ние есть:


Каждая из перечисленных концепций содержит рациональное зерно и многообразие взглядов на значение.

Не останавливаясь на подробном рассмотрении всех перечис­ленных концепций, отметим только, что первая из них, наиболее старая, представляет значение как отнесенность слова к объекту (референцию): “слово называет вещи”, между именем и обозна­чаемым предметом существуют достаточно прямые отношения. Собственное имя связывается с одним объектом, нарицательное — с кругом объектов, глагол называет действия, прилагательные и наречия — свойства объектов и действий, предлоги отражают отношения между объектами. Представления подобного рода получили название номина­тивной парадигмы. На пути решения трудностей номинативной парадигмы возник­ла точка зрения, согласно которой слово соотносится не только с предметом, но и с определенным умственным содержанием. Эта идея нашла свое наглядное воплощение в “семантическом тре­угольнике”, или треугольнике Фреге (рис. 14). Представленный на рисунке комплекс — три элемента и связи между ними — образу­ет слово языка.


Рис. 14. Схема “семантического треугольника”

Описывая основные элементы, образующие значение отдель­ного слова, рассматриваемая концепция абстрагируется от того, что реально слово имеет не одно, а несколько, иногда много значе­ний. Слово характеризуется как самостоятельная значащая едини­ца вне системы многообразных смысловых отношений.

В рассмотрении проблемы значения слова выделяется два подхода:

— лингвистический;

— собственно психологический.

Рассмотрение значения слова в целостной системе языка, изучение тех влияний, которые оно испытывает как элемент его общей струк­туры, составляет специально лингвистический аспект исследова­ния данной проблемы. Поскольку психологический подход в большой мере пересекается с лингвистическим, за­имствует существенную часть его проблем и идей, становится целесообразным остановиться на изложении некоторых лингвистических материалов.

“Великим заблуждением является взгляд на языковый эле­мент, — писал Ф. де Соссюр, — просто как на соединение некоего звука с неким понятием. Определить его так — значило бы отде­лить его от системы, в состав которой он входит”. [Труды по языкознанию. М., 1977, с. 111]. Значения зависят от общей системы языка и в каждом языке принима­ют своеобразный характер.

Подчеркивая роль системных взаимодействий в формировании лексических значений, лингвисты уделяют большое внимание вы­делению и анализу разного рода лексических группировок, в струк­туре которых слово обнаруживает свои дифференциальные при­знаки (те семантические признаки, которые отличают данное слово от всех остальных в данной структурной совокупности).

Отмечается, что развитие и усложнение зна­чений тесно связано с ассоциативностью человеческого мышления. Так, ассоциации, сопряженные со свойствами обозна­чаемых словами реалий, лежат в основе переноса исходного значе­ния на новые предметы и развития омонимии.

Идея объединения и избирательного группирования лексиче­ских единиц получила развитие в представлениях о лексических и семантических (понятийных) полях. Лингвистические исследования лексико-семантических полей направлены на выделение и описание крупных лексических объеди­нений, определение тех оснований, которые лежат в основе их фор­мирования (общность представлений, понятий, характер сочетае­мости слов).

Поскольку в языке каждый элемент структуры имеет лишь от­носительно самостоятельное значение, его содержание определяет­ся только в системе целого построения, зависит от характера кон­текста (контекст – это обладающая смысловой завершенностью устная и письменная речь, позволяющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов).

Отмечая динамичность функционирования значений, В.В.Ви­ноградов писал, что потенциально “в сознании” слово имеет раз­личный скрытый смысл. Конкретное значение слова реализуется в речи и определяется в контексте. По сути, можно выделить столь­ко значений слова, сколько существует контекстов его употребле­ния. Взаимозависимый характер элементов языка обнаруживается на уровне словосочетаний, предложений, более крупных коммуни­кативных единиц. Связь знаков, объединение их в систему позволяют обозначить то, для чего знак существует. Знак становится сигналом, материальным носителем информации, лишь будучи актуализирован­ным, охваченным сложной системой отношений, связывающих его с другими знаками и конкретной ситуацией в целом. Это дает возможность с помощью ограниченного набора слов обозначить бесчисленное множество явлений действительности.

Интересны представления о роли контекста. Она состоит не в том, что он видоизменяет расплывчатое исходное значение, а в том, что он реализует заранее заключенные в слове как элементе языковой системы различ­ные значения.

Итак, лингвистический анализ вскрывает зависимость семанти­ки языковых единиц от внутренней организации системы языка в целом. Лексическое значение предстает как системное качество и должно определяться, как это формулирует В.А.Звегинцев, на основе одновременного учета трех сторон, в совокупности консти­туирующих значение:

1) соотнесенности с предметным рядом;

2) связи с определенным понятием;

3) соотнесенности с другими лексическими единицами внутри лексической системы языка.

Значение слова характеризуется как весьма сложная структура: она сложным образом, “непрямо” связывается с называемыми объектами и имеет специальную организацию в целостной системе языка, где обрисовывается скорее как некий в известной мере под­вижный локус, чем фиксированная точка. Конкретное значение слова реализуется в речи и определяется в контексте.

Вместе с тем, несмотря на богатство и глубину семантических характеристик структуры значения слова, они оказываются непри­годными для прямого психологического осмысления.

При изучении проблемы значения слова в психологическом пла­не подчеркивается динамичность значений, процессуальная сторо­на этого явления. Значение понимается как путь от мысли к слову. Согласно точке зрения А.Н.Леонтьева, значение как психо­логический феномен “есть не вещь, но процесс”. [Психологическая структура значения. Семантическая структура слова. М., 1971. С.8]. Отмечая динамический характер функционирования значений, зависимость их от ситуативных, контекстных и иных факторов речи, Леонтьев связывает это явление с процессом психофизиологического порож­дения речевого высказывания. Предполагается, что в процессе осуществления речевой деятельности значение выступает своей ди­намической стороной, а на уровне контроля за ее протеканием – статичной. Психологическая структура значения определяется си­стемой соотнесенности и противопоставления слов в процессе их употребления в деятельности.

В психологической науке установлен факт потенциально­го существования многих значений практически каждого слова и ограничение исходного (“словарного”) набора в процессе речи рассматривается как один из существенных аспектов психологиче­ской проблематики значения. При его анализе психологи обраща­ются к представлению о системной организации лексических значе­ний в памяти человека. Хотя эта проблема, проблема организации долговременной памяти (“внутреннего лексикона человека”), ин­тенсивно разрабатывается, исследования в этой области в основ­ном направлены на поиск принципов кодирования словесных еди­ниц, обеспечивающих максимальную эффективность их поиска при говорении и восприятии сообщения. Вопрос о том, какова психо­логическая реальность оперирования словом в процессе речи при этом не выясняется. Остается неясным, как осущест­вляется конкретизация значения в речи, каким образом происходит ограничение исходного “семантического потенциала” слова при его употреблении. Необходимо понять, какие процессы обеспечивают “выбор ближайшего значения слова” из сети связанных с ним зна­чений.



libsib.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *