Самоактуализация в психологии это: Самоактуализация — Психологос

Самоактуализация — Психологос

Фильм «Москва слезам не верит»

​​​​​​​​​​​​​​Самоактуализация — процесс полного разворачивания личностного потенциала, раскрытие в человеке того лучшего, что заложено в нем природой, а не задается культурой извне. Самоактуализация не имеет внешней цели и не может задаваться социумом: это то, что идет изнутри человека, выражая его внутреннюю (позитивную) природу.

Понятие «Самоактуализация» — одно из ключевых понятий в гуманистической психологии. При этом разные исследователи в разное время вкладывали в него различное содержание, в связи с чем в определении самоактуализации существуют серьезные разногласия. См.→

Реальность самоактуализации сложна, и далеко не всякая самоактуализация радует и человека, и окружающих. Самоактуализация встречается активная и пассивная, глубокая и поверхностная, гармоничная и проблемная.

Пассивная и активная. Пассивная самоактуализация происходит в пассивном личностном росте, когда интеллект и психологическая культура растут сами и естественно, так же как растет тело человека.

В активном (продуктивном) личностном росте у человека появляется замысел, формируется намерение, многие ставят цели — после чего человек самостоятельно занимается самосовершенствованием либо проходит занятия и тренинги, развивающие нужные ему умения и навыки. См.→

Осторожная и энергичная. А. Маслоу был сторонником энергичной самоактуализации, Карл Роджерс — осторожной. Сравните: «Если мы способны освободить индивида от защитных реакций, открыть его восприятие как для широкого круга своих собственных нужд, так и для требований окружающих людей и общества в целом, мы можем быть уверены, что его последующие действия будут положительными, созидательными, продвигающими его вперед» — тихо размышляет К. Роджерс. Абрахам Маслоу почти кричит: «Самоактуализация — это непрерывная реализация потенциальных возможностей, способностей и талантов, как свершение своей миссии, или призвания, судьбы и т.п., как более полное познание и, стало быть, приятие своей собственной изначальной природы, как неустанное стремление к единству, интеграции, или внутренней синергии личности».

Глубокая и поверхностная. Глубокая, сущностная самоактуализация — это личностный рост, развитие личности, устремленность человека «ввысь». В быту, пройдя через фильтры массовой личности, самоактуализация становится чем-то более простым и дешевым, теряет глубину и устремленность ввысь. Такая, поверхностная самоактуализация — это актуализация себя (не лучшее в себе, а все то, что сейчас во мне есть — без разбора), свободное самовыражение, делание всего того, что кажется идущим изнутри, реализация уже имеющихся склонностей и способностей.

Самовыражение — выражение наружу людьми того, что находится в человеке внутри него, как его актуальное содержание. Самовыражение отличается от стремления к самоактуализации тем, что в самоактуализации происходит рост и развитие личности, а не просто выражение наружу того, что уже сформировалось и есть.

Гармоничная и проблемная. Есть данные, что несвоевременная или слишком напряженная потребность в самоактуализации плохо отражается на личностном и душевном здоровье личности. Свою самоактуализацию нужно разумно планировать, как и любую другую деятельность. См.→

Нередко самоактуализацию представляют как главный путь и результат этого пути как вершину развития личности, однако оснований для этого недостаточно. Правда то, что путь самоактуализации является манящим и привлекательным как для многих психологов, так и обычных людей, однако не очевидно, что этот путь развития — единственно правильный и наиболее эффективный. Факт, что некоторые люди, идущие путем самоактуализации и живущие в этом стиле, к пожилому возрасту достигают впечатляющих результатов. Они здоровы, счастливы, успешны, их любят и уважают. Также верно, что они не идеальны. При этом важно, что есть люди, достигшие впечатляющих результатов другим путем. А также нужно учитывать, что в других возрастах и в других культурах путь самоактуализации оказывается спорным и порождает не гармоничную, а проблемную личность.

При том, что самоактуализация происходит изнутри, от внутренней природы человека, внешние обстоятельства могут на процесс самоактуализации серьезно влиять, способствуя либо препятствуя ей. Внутренними условиями самоактуализации являются личностное здоровье и потребность в самоактуализации. По поводу внешних условий — ведутся споры. Если К. Роджерс был убежден, что главным условием самоактуализации является теплая поддержка, другие авторы считают, что трудные условия и вызов, встающий перед человеком, для самоактуализации не менее важны.

Есть ли методики, позволяющие растить или развивать людей в направлении самоактуализации? Есть ли методики, помогающие заинтересованным людям двигаться в этом направлении? — По представлению психологов гуманистической направленности, в данном случае о методиках говорить нельзя.

А. Маслоу писал: «Лучшим путем к хорошей жизни для его пациента может быть только один: еще более быть самим собой. Научиться высвобождать подавленное, познавать собственное Я, прислушиваться к «голосу импульса», раскрывать свою величественную природу, достигать понимания, проникновения, постигать истину – вот, что требуется».

К. Роджерс: «С течением лет я далеко ушел от своих первоначальных представлений, состоящих в том, что помощь человеку основана на техническом мастерстве; что профессионал может советовать, манипулировать, формировать человека ради достижения желаемого результата.

Основной направляющей силой в терапевтическом взаимодействии должен быть клиент, а не терапевт». «Когда я пытаюсь учить, как я иногда это делаю, я ужасаюсь тем, настолько незначительны достигнутые результаты, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно. Когда это случается, обнаруживается, что в результате приносится вред. По-видимому, обучение вселяет в человека недоверие к своему собственному опыту и разрушает значимое для него знание. Поэтому я почувствовал, что результаты обучения либо не важны, либо вообще вредны».

Возможно, путь самоактуализации в представлении гуманистических психологов действительно не предполагает техник и методик в обычном понимании этих слов, однако не стоит забывать, что самоактуализация — лишь одно из представлений о развитии и самосовершенствовании личности. Согласно другим представлениям, рост и развитие личности может осуществляться с помощью самых разнообразных средств и методик. В арсенале специалиста-психолога, занимающегося развитием личности воспитанника, клиента, участника тренинга — сотрудничество в его саморазвитии, учеба, тренировка, передача знаний, предъявление образцов, отработка умений и навыков.

А также — награды и наказания, внушение и заражение, вовлечение и другие позитивные манипуляции, все разновидности позитивного и другого подкрепления, в целом все разновидности классического и оперантного обусловливания. Подробнее об этом смотри статью Личностный рост или развитие личности

Самоактуализация личности — потребность, развитие самоактуализации

Самоактуализация – это абсолютное раскрытие индивидом личностного потенциала, склонностей и задатков. Она выражается в личностном стремлении к наиболее полному выявлению персональных возможностей и их дальнейшему образованию. Истинная самоактуализация зависит от наличия благоприятных социальных и исторических условий, однако она не может задаваться социумом или культурой извне.

Самоактуализация не содержит в себе внешней цели. Она идет изнутри индивида, выражая его позитивную природу. Самоактуализация считается ключевым понятием в гуманистической концепции в психологии. Ее основными ценностями являются: личностная свобода, устремленность на развитие, реализацию потенциала и желаний субъекта.

Самоактуализация личности

Проблема самоактуализации личности была наиболее ярко представлена двумя ведущими психологами, основоположниками гуманистического подхода к психологической науке – К. Роджерсом и А. Маслоу. Поэтому теория самоактуализации уходит корнями в гуманистическое направление психологии. Она впервые была выведена в середине 20 столетия в США и стала стержневым компонентом гуманистической психологии, огласившей себя третьим ростком психологии наряду с бихевиоризмом и психоанализом. Гуманистическая психология получила свое название вследствие признания доминирующим аспектом личность в качестве единой уникальной системы, представляющей собой не что-то заблаговременно предоставленное, а открытую возможность для самоактуализации. Она базируется на вере в вероятность расцветания каждого индивида в случае предоставления ему возможности самостоятельно выбирать собственную судьбу и придавать ей нужное направление.

Возникновение концепции самоактуализации личности и выделение ее основных позиций связывают с именем А. Маслоу. Ключевым моментом ее является понятие становления личности, учение о необходимости предельной творческой самореализации, которая ведет к истинному психическому здоровью.

Согласно проведенному А. Маслоу исследованию самоактуализации дают разное определение, но все ученые сходятся в главном:

– в необходимости примирения индивида с внутренним «Я» в качестве «сердцевины» личности и его выражения, другими словами «идеального функционирования», развитии субъектом всех персональных и видовых характеристик;

– в минимизации болезней, неврозов, психозов, которые снижают фундаментальные персональные и общевидовые склонности индивида.

Некоторые исследователи полагают, что именно самоактуализация и самореализация субъекта является наиболее сильными из потребностей индивида, которые могут затмить даже потребность в пище или сне.

В соответствии с концепцией К. Роджерса можно выделить два направления в психике индивида, предоставленные от рождения. Первое – самоактуализирующее направление, к которому относят задатки, будущие качества личности. А второе направление – это механизм контроля над формированием личности или организмический отслеживающий процесс. Именно на этих двух тенденциях базируется формирование уникальной личности, включающей «я» реальное и идеальное, между которыми может наблюдаться совершенно разное отношение – от дисгармонии до максимальной гармонии.

В этой концепции самоактуализация и самореализация субъекта имеют тесную связь. Самоактуализация человека представляется в качестве процесса открытия индивидуального потенциала, позволяющего стать личностью, которая использует абсолютно все возможности. В ходе реализации целей индивид проживает фантастически насыщенную, увлекательную жизнь, наполненную работой над собой и поразительными результатами. Такая личность живет, наслаждаясь каждым мгновением существования «здесь и сейчас».

Можно выделить типичные черты самоактуализации личности. Индивида, занимающегося самоактуализацией и достигшего в ней больших успехов, можно охарактеризовать следующим образом:

  • занимается любимым делом;
  • не подчиняется чужому влиянию;
  • стремится к развитию;
  • любит читать;
  • его можно назвать творческой личностью;
  • применяет позитивный образ мышления;
  • уверен в себе;
  • открыт в эмоциональном плане;
  • прощает себя за периодическую несдержанность, раздражительность, присущую всем.

Такие индивиды находятся в полном ладу с собой, вследствие чего можно с убежденностью сказать, что личностный рост способствует более счастливой жизни.

К сожалению сегодня, проблема самоактуализации считается одним из наиболее неразработанных аспектов в психологии.

Самоактуализация Маслоу

Маслоу считают основателем гуманистического подхода к психологии. Американский психолог, в отличие от товарищей по научной деятельности, изучал душевно здоровых индивидов, творческих развитых индивидов, другими словами таких субъектов, которые достигли самоактуализации. А непосредственно под термином самоактуализация он подразумевал полноценное использование индивидами способностей, потенциала, задатков.

Теория самоактуализации Маслоу представляет собой переживание совершенное, беззаветное, живое, с полным сосредоточением, поглощением и погруженностью, другими словами переживание без застенчивости, свойственной подростковому возрасту. Он также разработал характерные черты самоактуализирующихся личностей:

– более результативное восприятие действительности и более благоприятные с ней отношения;

– принятие себя, окружающих, природы;

– спонтанность, бесхитростность, непосредственность;

– центрированность на цели;

– невраждебное чувство юмора;

– потребность в изолированности и уединенности;

– независимость от культурной и окружающей среды, автономность;

– постоянная новизна оценки;

– опыт высших состояний;

– более глубокие и совершенные межличностные отношения;

– отделение средств и задач, понятия добра от зла;

– чувство сопричастности, союза с остальными;

– самоактуализирущееся творчество.

Теория самоактуализации Маслоу заключается в том, что ради достижения цели уклонения от разочарований в природе человека, индивиды должны вначале отказаться от иллюзий в отношении её. Маслоу предложил восемь принципов самоактуализации.

Принцип первый основан на полном самоотверженном живом переживании с абсолютным сосредоточением и впитыванием. Часто индивиды не осознают, что творится в них самих и вокруг.

Второй принцип лежит в выборе решения в сторону роста в любой ситуации. Выбирать рост это означает открытие себя новому непредвидимому опыту, при котором существует риск остаться в неизвестном.

Принцип третий учит индивидов фактически существовать, а не потенциально. Данный принцип означает, что нужно определиться с вещами, которые доставляют удовольствие, а которые нет, вне зависимости от мнений и позиций других.

Принцип четвёртый охватывает принятие на себя ответственности и честность, которые являются моментами самоактуализации.

Пятый принцип представляет собой доверие собственным инстинктам, взглядам и следование им, а не доверять тому, что в социуме принято. Только в таком случае индивид сможет сделать верный выбор профессии, режима питания, спутника жизни, творчества и др.

Принцип шестой выступает за регулярное развитие своих задатков, талантов, склонностей, их использование для того чтобы делать отлично то, что они хотят делать.

Принцип седьмой охватывает переходный этап в самоактуализации, который Маслоу именовал, как «пик переживания». В моменты «пиков» люди размышляют, действуют и чувствуют максимально чётко и ясно. Они больше любят и принимают остальных, более свободны от личностного конфликта и волнений, более конструктивно могут применять свою энергию.

Принцип восемь символизирует следующий шаг самоактуализации, направленный на обнаружение «защиты» и разрушение её. Понятие «защита» у Маслоу подразумевает проекцию, рационализацию, вытеснение, идентификацию и т.д., иными словами всё то, что используется и в психоаналитических практиках.

Маслоу выделил несколько уровней фундаментальных потребностей, представленных ниже. На самом низшем уровне он разместил физиологические потребности, например, потребность в пище или интимных отношениях. За ними следует потребность в безопасности. Именно с целью удовлетворения данной потребности субъект будет приобретать квартиру, одежду, соблюдать определённый режим и др. На третьем уровне живет потребность в принадлежности и любви, т.е. индивид обзаводится семьёй, друзьями. Следующий уровень охватывает потребность в уважении, т.е. субъект движется вверх по карьерной лестнице, занимается политикой и т.д. Пятый уровень содержит в себе потребность в самоактуализации. Он является наивысшим уровнем в представленной модели иерархии потребностей.

Маслоу выделил общие признаки для высших потребностей. Он утверждал, что высшие потребности позднее проявляются. Специфика высших потребностей заключается в их бесполезности для выживания, т.е. чем на более высоком уровне иерархии будет находиться потребность, тем менее она будет необходима для выживания, тем на более длительный срок будет отодвинуто её удовлетворение.

Более высокая биологическая эффективность зависит от уровня удовлетворяемых потребностей, т.е. чем будут выше уровень, тем больше будет эффективность, продолжительность жизни, меньше болезней и др. Все высшие потребности индивидами воспринимаются в качестве менее актуальных. Ведь человеку не до чтения книг, когда есть нечего или жить негде. Удовлетворение высших потребностей часто ведёт к личностному развитию, более счастливой жизни и обогащению внутреннего мира.

Только после удовлетворения потребности в самоактуализации субъект становится фактически полноценным.

Потребность в самоактуализации

Одним из внутренних проявлений стремления личностного развития является потребность в самоактуализации.

Согласно концепции К. Роджерса в природе человека заложено качество или явление, которое побуждает его двигаться в направлении прогресса, к зрелости, т.е. к большей адекватности собственной самости, потенциалу и задаткам, к цельности личности. Роджерс был убеждён, что личностный рост свойственен каждому индивиду. Он утверждал, что даже если стремление к самоактуализации будет наглухо заперто под слоями заржавелых психологических защит, спрятано за мудреными аспектами, отвергающими сам факт его реальности, то все равно оно существует в каждом индивиде и только ждёт момента возникновения благоприятных условий, чтобы проявить себя.

Теория самоактуализации Роджерса основана на его убеждении в заложенности от рождения стремления становиться целостной личностью, способной и компетентной настолько, насколько позволяет потенциал.

По Маслоу потребность в самоактуализации представляет нужду в саморазвитии, потребность в самовыражении, необходимость самоосуществления, стремление к идентичности. Он был убеждён, что процесс самоактуализации является полноценным развитием личности, которое отвечает биологической предопределённости индивида.

К. Гольдштейн утверждал, что именно способности индивида обусловливают его потребности. Разрабатывая учение о самоактуализации, Маслоу утверждал, что способности личности упорно требуют их использования и прекращают выдвигать свои требования только при условии, что их полноценно применяют.

В соответствии с теорией Маслоу, основной мотивирующей силой, предопределяющей поведение индивида, является сила прочувствованного личностью в её персональном опыте переживания. Процесс самоактуализации также отражается и в гедонизме – наслаждении высшими благами, присущем природе человека. Он воплощается в чувстве глубокой удовлетворённостью жизнью, выражающейся в ощущении цельности и просветлённости. Маслоу называл такие ощущения пиковыми переживаниями.

Ценностная значимость и интенсивность переживаний, которые связаны с ублажением низших потребностей, например, в еде или сне, имеет предрасположенность к понижению с каждым последующим действием по удовлетворению этой потребности. Наряду с этим пиковые переживания, испытываемые личностью в ходе самоактуализации, являются наиболее интенсивными по силе, устойчивыми и обладают большей ценностью для субъекта, в сравнении с переживаниями, возникающими от ублажения низших потребностей. На этом строится вся концепция Маслоу об иерархичности потребностей. Главным постулатом его концепции можно считать утверждение, что стремление к самоактуализации всегда будет преобладать в ранжировании мотивов.

Гольдштейн также утверждал, что здоровый субъект может временно отложить удовлетворение таких потребностей, как еда, интим, ради удовлетворения любопытства или других мотивов.

Маслоу полагал, что для удовлетворения высших потребностей субъект может терпеть лишения, невзгоды, будет идти на жертвы. Нередко ради взглядов и принципов индивид согласен вести аскетический образ жизни. При этом Маслоу делал акцент на фундаментальное отличие между дефицитарной и бытийной мотивацией. Субъект, не удовлетворивший свои основные потребности, ощущающий дефицит, например, в безопасности или еде, будет воспринимать мир в качестве враждебной действительности, которая требует от него мобилизации всех усилий для выживания. В таком мире он привыкает быть побеждённым вследствие чего вся его нравственно-ценностная система подчинена только низшим потребностям. Одновременно с этим самоактуализирующегося индивида уже больше не заботят проблемы выживания, он устремлён к развитию и управляется внутренними потенциями, которые были изначально заложены в нём природой и требуют своей реализации и развития.

По мнению Маслоу самоактуализация человека означает уход по направлению вверх от нужды в ликвидации дефицита. Он подчеркивал, что самоактуализацию человека нельзя рассматривать в качестве состояния нирваны, при котором отсутствуют вообще проблемы. Наоборот, в процессе самоактуализации личность сталкивается с реальными проблемами бытия, которые могут нести разочарование и боль. Выходя за границы собственных возможностей в процессе творческого бытия, самоактуализирующимуся индивиду приходится вступать в борьбу с собой для того чтобы вынудить себя приложить усилия ради очередного шага в собственном бытие.

Наряду с этим Маслоу был убеждён в том, что самоактуализация не может являться конечной самоцелью. Он говорил, что процесс самоактуализации – это напряжённый и кропотливый труд, ведущий к постепенному росту достижений. Также Маслоу указывал на возможность «псевдо-развития» вследствие увиливания от неудовлетворённой потребности. Это происходит тогда, когда личность убеждает себя, что неудовлетворенная высшая потребность в самоактуализации в действительности удовлетворена или её совсем не существует. Однако эта потребность обязательно присутствует в качестве бессознательной силы, призывающей индивида развивать собственный потенциал, выполнять жизненное предначертание, становясь самим собой.

Самоактуализация в качестве цели личности, одновременно будет являться промежуточной и конечной целью. Маслоу был уверен в том, что самоактуализация не представляет собой именно конечное состояние, она является непосредственно самим процессом воплощения свойственного индивиду потенциала в действительность.

Развитие самоактуализации

Сегодня в эпоху быстрых социальных трансформаций, вынуждающих личность неизменно трансформировать собственные сложившиеся и устоявшиеся жизненные отношения, перестраивать себя, проблема применения и развития личностного потенциала встаёт более остро и качественно новым образом.

Поэтому особой актуальности приобретает вопрос важности сотворения условий для личностной самоактуализации, необходимости стимулов к личностному росту и развития творческого потенциала тех индивидов, в область профессиональной и трудовой деятельности которых входит обучение, воспитание и оказание помощи.

Для индивидов, профессия которых тесно связана с коммуникативным взаимодействием с людьми, высокая степень личностной зрелости, душевное здоровье и степень самоактуализации представляют собой не только профессионально значимые характеристики, но и ключевые факторы, определяющие эффективность работы.

Самоактуализация представляет собой психическое новообразование, несущее непосредственную связь с формированием максимально высоких способностей, потребностью достигать успешности, преодолевать преграды и устремляться к непознанным вершинам роста, как личностного, так и в профессиональной сфере.

Развитие самоактуализации являет собой вечную ценность для любого современного субъекта.

Способствуя процессу освоения внешних элементов позитивного отношения к реализации деятельности, вследствие чего формируется позитивное отношение к собственной личности, восприятие себя в качестве субъекта такой деятельности, самоактуализация играет роль движущего фактора развития личности. Она содействует максимальному проявлению личностного потенциала, раскрытию самых потаенных возможностей индивида, и ведет к самоорганизации и личностному самосовершенствованию. Также самоактуализация выступает ключевым фактором в становлении внутренней целостности, нераздельности всех сторон личности. Так, например, самоактуализация обуславливает целеустремленный характер деятельности субъекта, дает посылы к дальнейшему профессиональному и личностному росту, содействует интерактивным процессам личностного формирования при этом, являясь таким организующим личность моментом, который ведет к природному состоянию самоорганизации.

Необходимым условием и фундаментом для развития самоактуализации будет являться гармония психологической организации личности. Гармония психологической организации личностной самоактуализации определяется сформированностью сфер жизнедеятельности личности (поведенческой, интеллектуальной и эмоциональности), сбалансированностью развития этих сфер и их интегрированностью.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Самореализация | Encyclopedia.com

ИЕРАРХИЯ МОТИВОВ

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОАКТУАЛИЗАТОРОВ

ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

КРИТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА

БИБЛИОГРАФИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ ЛИЧНОСТЬ-реализовать свой потенциал организм, реализующий его потенциал. Эта концепция была впервые введена гештальт-психологом Куртом Гольдштейном в его книге 1939 года «Организм ». Вскоре она была принята и развита несколькими ранними сторонниками движения гуманистической психологии, такими как Карл Роджерс (1902–1987), основоположник клиент-центрированной терапии. Тем не менее, самоактуализация наиболее тесно связана с работами Абрахама Маслоу (1908–1970), другого раннего гуманистического психолога. Именно по этой причине в этой статье основное внимание будет уделено первоначальной формулировке Маслоу самоактуализации и последующим исследованиям этой формулировки.

Маслоу впервые обсудил самоактуализацию в контексте своего аргумента в пользу иерархии мотивов. Эта иерархия была изложена в его статье «Теория мотивации человека», опубликованной в 1919 г.43 выпуск Psychological Review . Согласно этой ранней формулировке, человеческие потребности можно было упорядочить в соответствии с их относительной препотенцией . То есть конкретная потребность не проявится до тех пор, пока не будет удовлетворена более основная, преобладающая потребность. Наиболее сильные мотивы являются физиологическими и относятся к самосохранению. К ним относятся потребности дышать, пить воду, принимать пищу, избавляться от шлаков, спать и регулировать температуру тела. Если эти потребности достаточно хорошо удовлетворены, возникает другой набор мотивов, а именно те, которые связаны с безопасностью. Это включает стремление к физической безопасности, например, потребность жить в безопасной, предсказуемой среде, свободной от насилия и угроз. Как только этот набор потребностей также удовлетворен, человек переходит к потребностям в любви, которые включают в себя стремление к привязанности, близости и принадлежности.

После того, как физиологические потребности, потребности в безопасности и любви удовлетворены, человек может перейти к потребностям в уважении. Они включают в себя повышение уверенности в себе и самоуважения. Только при удовлетворении потребности в уважении человек может перейти к потребности в самоактуализации. Согласно Маслоу, это «относится к стремлению к самореализации» или «желанию становиться все более и более тем, кто он есть, становиться всем, чем он способен стать» (1943, стр. 383). Поскольку каждый отдельный человек обладает особым внутренним потенциалом, самоактуализация является самой необычной из потребностей в иерархии. Каждый может оценить желание подышать свежим воздухом, потребность чувствовать себя в безопасности от опасности и стремление чувствовать себя хорошо. Но там, где один человек может самореализоваться, став ученым, другой может сделать это, став спортсменом или поваром. Существует столько же способов самореализации, сколько и отличимых друг от друга личностей. Однако, поскольку большое количество людей никогда не в состоянии удовлетворить более важные потребности, самоактуализирующиеся люди, как правило, относительно редки.

С 1943 г. до смерти Маслоу в 1970 г. эта формулировка претерпела несколько модификаций и усовершенствований. Одним из важных изменений стало более позднее различие между дефицитом и как потребностью . Первые «D-потребности» охватывают физиологические потребности, потребности в безопасности, любви и уважении. Испытывать эти потребности — значит поддаваться «Д-познанию», или осознанию недостатка — негативного состояния, которое необходимо устранить. Последние «Б-потребности», напротив, касаются «В-познания» или осознания чистого бытия — положительного состояния, которым активно наслаждаются. В эту вторую группу Маслоу помещал не только самоактуализацию, но и различные высшие мотивы, такие как потребность в знании, в эстетике и красоте, в самопревосхождении, духовная потребность. В отличие от дефицитных потребностей, концепция Маслоу о бытийных потребностях менялась в течение его карьеры. Эти изменения касались как их количества, так и их размещения в иерархии.

Поместив самоактуализацию на вершину иерархии мотивов или рядом с ней, Маслоу счел необходимым исследовать атрибуты тех личностей, в жизни которых преобладает Б-, а не Д-познание. Это представляло методологическую проблему, поскольку, согласно его теории, самоактуализирующиеся личности должны быть относительно редки. Фактически, он сообщил, что в студенческой популяции — наиболее распространенном источнике участников психологических исследований — только 1 из 3000 студентов смог выйти за рамки дефицитных потребностей. Как следствие, Маслоу принял нетрадиционную стратегию расследования. Вместо того, чтобы изучать самоактуализирующихся студентов, он изучал выдающихся личностей, чьи акты самореализации привели их к крупным достижениям. В его выборку входили, среди прочих, первая леди и гуманист Элеонора Рузвельт, афроамериканский аболиционист Фредерик Дуглас, физик Альберт Эйнштейн, психолог и философ Уильям Джеймс, немецкий поэт Иоганн Вольфганг фон Гёте, испанский виолончелист и дирижер Пабло Казальс и французского художника Пьера Огюста Ренуара.

Для каждого из выбранных самоактуализаторов Маслоу собрал биографическую информацию об их личных характеристиках. Из этой информации он сделал набросок типичной самоактуализирующейся личности. В частности, было обнаружено, что самоактуализирующиеся люди имеют более точное восприятие реальности, они больше принимают себя и других, проявляют свежесть понимания окружающего мира, они более спонтанны, больше концентрируются на проблемах, чем на себе. сосредоточены, проявлять сильную потребность в уединении, поддерживать глубокие личные отношения лишь с несколькими избранными людьми, питать мощное чувство родства с ближними, а также большое смирение и уважение к другим, иметь сильные, но несколько нетрадиционными этическими стандартами, концентрироваться на целях, а не на средствах, быть автономным и сопротивляться инкультурации, проявлять скорее интеллектуальное, чем агрессивное чувство юмора, быть более творческим и переживать особые когнитивно-эмоциональные моменты, которые Маслоу назвал пиковые переживания . Последние переживания были особенно важны как мотиваторы в процессе самоактуализации.

Поскольку Маслоу выступал против господствовавшего в его время бихевиоризма, его исследование самоактуализации не соответствовало современным стандартам научной строгости. Например, его мотивационная иерархия не была основана на серии лабораторных экспериментов относительно силы различных человеческих потребностей. Хотя можно сказать, что он собрал данные для своего глобального профиля самоактуализирующейся личности, его анализ был скорее качественным и субъективным, чем количественным и объективным. Более того, его критерии для идентификации определенных людей как самоактуализирующихся в ретроспективе кажутся несколько случайными или идиосинкразическими.

Тем не менее, последующие исследователи пытались тщательно изучить теорию Маслоу, используя более традиционные методы. Некоторые из этих исследований были сосредоточены именно на иерархии мотивов. В связи с этим вскоре стало ясно, что эмпирические данные не слишком подтверждают гипотезу о упорядочении потребностей, если вообще какую-либо поддерживают. Дело не только в том, что приоритет привода нестабилен или изменчив в наборе D-потребностей, но и в том, что B-потребности иногда могут иметь приоритет над D-потребностями. На эту возможность указывает пресловутый образ «бедного голодающего художника на чердаке», который ставит самоактуализацию выше якобы преобладающих потребностей в еде, общении и теплой постели. Хотя сам Маслоу признавал, что мотивационные приоритеты иногда могут нарушаться в определенных случаях, он часто рассматривал эти отклонения как патологические, а не здоровые. Более того, если допустить индивидуальные различия в иерархическом размещении мотивов, вся концепция серьезно ослабнет как научное объяснение. Иерархию, которая может принимать практически любую форму для отдельных личностей, вряд ли можно рассматривать как легитимную иерархию.

Гораздо большее количество эмпирических исследований было сосредоточено на описании Маслоу самоактуализирующейся личности. В отличие от собственной работы Маслоу, это исследование основывалось на разработке и применении психометрических инструментов, которые непосредственно оценивают самореализацию человека. Первым таким показателем был опросник личной ориентации, созданный исследователем Эвереттом Л. Шостромом в 1963 году. Хотя этот инструмент широко использовался на протяжении 1970-х и 1980-х годов, он также подвергался многочисленной критике в отношении достоверности и надежности. В конце 19Появились альтернативные меры 80-х и 1990-х годов, в том числе Краткий указатель самоактуализации Джонса и Крэндалла (1986) и Краткий указатель самоактуализации Сумерлина и Бандрика (1996). В совокупности исследования с использованием этих инструментов помогли подтвердить многое из того, что Маслоу сделал вывод о своих выдающихся создателях и лидерах. Например, самоактуализирующиеся люди, как правило, демонстрируют превосходное психическое здоровье, имеют более высокую самооценку, меньше беспокоятся, имеют больше целей в жизни и более творческие, полные надежд, оптимистичные и независимые. Кроме того, исследования выявили некоторые факторы, которые помогают повысить уровень самореализации, такие как специальные практики медитации и терапевтические вмешательства. Следовательно, нет никаких сомнений в том, что самоактуализация является наблюдаемым и значимым психологическим феноменом.

К двадцать первому веку самоактуализация заняла несколько амбивалентную позицию в психологических науках. С одной стороны, концепция самоактуализации — включая формулировку Маслоу о ее размещении в иерархии мотивов — остается чрезвычайно хорошо известной. Это слово по-прежнему используется многими прикладными психологами, особенно теми, кто занимается клинической, консультационной, педагогической и промышленной психологией. Более того, многочисленные вводные учебники по психологии до сих пор включают почти обязательный раздел об иерархии мотивов Маслоу. С другой стороны, эмпирические исследования самоактуализации значительно пошли на убыль после XIX века.90-е. Действительно, статья на эту тему не публиковалась в ведущих журналах по психологии с 1980-х годов. Все эти тенденции могут свидетельствовать о том, что ее полезность как психологической концепции уменьшилась до такой степени, что ее статус стал скорее историческим, чем научным. Тем не менее, трудно представить, что эта идея исчезнет из популярной психологической мысли. Концепция самоактуализации вошла в массовую культуру способом, почти сравнимым с идеями австрийского невролога Зигмунда Фрейда, отца психоанализа. Поэтому маловероятно, что эта концепция когда-либо полностью уйдет в учебники истории. Кроме того, интерес к этой конструкции возродился в середине 2000-х с появлением движения позитивной психологии, которое занимается эмпирическим изучением человеческих добродетелей.

Джонс, Авин и Рик Крэндалл, ред. 1991. Справочник по самоактуализации . Корте-Мадера, Калифорния: выберите «Нажмите».

Маслоу, Абрахам Х. 1943. Теория мотивации человека. Психологический обзор 50: 370–396.

Маслоу, Абрахам Х. 1970. Мотивация и личность . 2-е изд. Нью-Йорк: Харпер и Роу.

Роджерс, Карл Р. 1961. О становлении личностью . Бостон: Хоутон Миффлин.

Ранко, Массачусетс, 1999. Самоактуализация. В Энциклопедия творчества , Том. 2, ред. Марк А. Ранко и Стивен Р. Притцкер, 533–536. Сан-Диего, Калифорния: Academic Press.

Снайдер, К.Р., и Шейн Лопес, ред. 2002. Справочник по позитивной психологии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

Дин Кейт Саймонтон

Самореализация в 21 веке: вопросы и ответы со Скоттом Бэрри Кауфманом

Мы все видел пирамиду.

При основании физиологические потребности – жилье, пища, одежда. Чуть выше психологические потребности, такие как безопасность и принадлежность, за которыми следуют потребности в уважении — уважении и свободе. А на вершине сияет самоактуализация, представляющая реализованный потенциал, хорошо прожитая жизнь.

Пирамида неудачная метафора.

В своей новейшей книге « Transcend: новая наука о самоактуализации» психолог Скотт Барри Кауфман пересматривает знаменитую иерархию потребностей Абрахама Маслоу, а также его работу по самоактуализации и трансцендентности. Кауфман объясняет, что Маслоу не думал о человеческом развитии как о пошаговом восхождении по пирамиде. Жизнь для Маслоу и Кауфмана сложнее и значительнее.

Кауфмана Цель состоит в том, чтобы вернуть к жизни идеи Маслоу, наряду с идеями товарища Маслоу. гуманистические психологи середины 1900s — те, кто обеспокоен тем, «что это значит быть полностью эмпирически человеком и как это понимание освещает полноценная или жизненная жизнь».

В своем обновлении Кауфман переносит иерархию Маслоу и гуманистические идеи в двадцать первый век. Он предлагает новую метафору иерархии потребностей, которая лучше отражает их приливы и отливы. Книга также служит важным противовесом шквалу сообщений, требующих, чтобы мы сосредоточились на личных достижениях, даже если мы достигаем счастья.

Наконец, книга косвенно бросает вызов ученым-бихевиористам. То, что поведенческие вмешательства предназначены для того, чтобы «помочь людям принимать более правильные решения» или «помочь улучшить жизнь людей», является распространенным рефреном. Но каким образом? И на сколько? Многие в этой области осознают, что хотят решать более крупные проблемы. Каким образом оживление работы психологов-гуманистов, чьей целью было помочь людям реализовать свой потенциал, могло бы вдохновить современных ученых-бихевиористов, обладающих инструментами для охвата большего числа людей, чем когда-либо, ставить перед собой более высокие цели? С таким большим вниманием к тому, как незначительные детали могут иметь большое влияние на поведение, приятно уменьшить масштаб и подумать о том, для чего все это нужно.

Я говорил с Кауфманом о том, что означает самореализация в двадцать первом веке, как а также напряженность между ростом и безопасностью. Мы также коснулись совета он дал бы политикам, которые хотят создать самоактуализирующихся граждан. Наш Разговор был отредактирован для увеличения длины и ясности.

Эван Нестерак: Начнем с того, что развеем миф. Правда ли, что Маслоу не автор знаменитой пирамиды, с которой многие из нас знакомы?

Скотт Бэрри Кауфман: Верно. Я просмотрел множество его работ, и он никогда не рисовал пирамиду, чтобы представить свою иерархию потребностей. В итоге это сделали журналы по менеджменту. Он очень ясно дал понять, что человеческое развитие — это постоянный процесс развития, в котором мы делаем два шага вперед, а затем откатываемся на шаг назад. Жизнь не похожа на видеоигру, где вы достигаете одного уровня, например, связи, а затем какой-то голос сверху говорит: «Поздравляю, вы разблокировали уважение, и нам больше никогда не придется об этом беспокоиться». Он очень ясно, что жизнь не такая.

Самореализация это термин, с которым многие из нас знакомы, но у нас может не быть точного определение для него. Можете ли вы дать нам определение самоактуализации?

Маслоу определял это как стать всем, чем вы могли бы стать, лучшими аспектами себя, полностью развитыми. (Теперь есть некоторые аспекты личности, мы определенно не хотим становиться всем, чем они способны стать.) Он сказал, что человек должен делать то, на что он способен, — художник должен рисовать, поэт должен писать стихи. . У нас внутри есть эти потенциальные возможности, которые мы можем чувствовать глубоко внутри, и которые принесут так много пользы нам самим и миру. Самоактуализация приводит эти потенциальные реальности к максимально полному выражению.

Нам нужна метафора, не похожая на линейную пирамиду, в которой мы взбираемся на какую-то гору. Жизнь — это не поход в гору.

Вы пишут, что нам нужна новая метафора для самоактуализации в двадцать первом веке. Ты можешь скажите нам метафору, на которую вы приземлились?

Да, нам нужна метафора с парусником. Нам нужна метафора, не похожая на линейную пирамиду, где мы взбираемся на какую-то гору. Жизнь — это не поход в гору. Жизнь заключается в интеграции и в том, чтобы быть цельной личностью, так же как парусная лодка — это цельное транспортное средство. Парусник нуждается в нескольких частях, чтобы работать. Он должен иметь безопасную структуру. Но безопасности недостаточно, иначе она никуда не денется. Он также нуждается в росте — ему нужно открыть парус и идти в направлении, обычно целенаправленном, даже несмотря на то, что неизвестное море разбивается о него.

Не могли бы вы рассказать больше о двух аспектах вашей версии иерархии потребностей двадцать первого века — о том, что вы называете ростом и безопасностью?

Есть разные режимы существования. Когда вы находитесь в режиме дефицита человеческого существование, вы пытаетесь заставить мир соответствовать вам, поэтому мы делаем требования к миру. Когда у нас серьезный голод, все похоже на хот-дог. Мы ходим в этом постоянном состоянии «Накорми меня». Когда мы серьезно лишены связи, мы ходим в таком состоянии лишение — «Все, пожалуйста, примите меня, пожалуйста, любите меня, пожалуйста, любите меня». Когда мы не чувствуем уважения, мы требуем, чтобы люди уважали нас. Именно поэтому безопасность эти основные потребности так важны.

Но если мы можем удовлетворить их в определенной степени, мы действительно можем работать над тем, чтобы «быть сфере» человеческого существования или «сфере роста». В этой сфере человеческого существования вещи не служат средством для достижения цели. Все кончено сами себя. Нами движут более трансцендентные ценности, которые находятся за пределами себя. Мы даже относимся к людям как к самоцелям. Мы можем восхищаться ими за кто они однозначно, как священные, отличные от нас, не пытаясь изменить их или попытаться заставить их удовлетворить какой-то глубокий недостаток в нашей душе.

Мы здесь, чтобы сделать розу хорошей розой, а не превратить розу в лилию.

Самоактуализацию можно воспринимать как очень индивидуалистическую, а трансцендентность — как слияние с другими и миром. Как самоактуализация и трансцендентность связаны друг с другом?

Превосходство опирается на здоровый фундамент самореализации. На самом высоком уровне человеческое сознание, я не думаю, что мы должны относиться к самоактуализации и трансцендентность как противоречащие друг другу. На высшем уровне трансцендентности, великая связь с миром и великое единство между собой и Мир. Что хорошо для вас, хорошо и для других. Идея эгоизма ломается вниз. Даже не имеет смысла быть эгоистом на таком уровне. превосходство.

Я хочу чтобы вытащить цитату из журналов Маслоу, которую вы цитируете, которая действительно запомнилась мне. «Это Казалось бы, каждый человек приходит при рождении в общество не комком глина, которая должна быть вылеплена обществом, а скорее как структура, которую общество может деформировать. или подавлять, или развивать». Как вы интерпретируете это наблюдение?

Мы не рождаемся с чистого листа, и все мы рождаемся с потенциальной реальностью для многих вещей, и не только вещей, которые у нас есть общего с человеческим видом, таких как наша потребность в принадлежности и безопасности. Но мы также приходим заранее упакованными, так сказать, с нашими собственными индивидуальными потенциалами для нашего темперамента — какую личность мы собираемся развивать, наш интеллект, наше творчество. У нас есть уникальные таланты, уникальные интересы, на которые хотя бы частично влияют гены и их взаимодействие с окружающей средой. Окружающая среда играет очень важную роль. Он может стоять на пути этих потенциальностей, которые отчаянно хотят выразить себя. Он может их заблокировать. Маслоу был совершенно прав. Я поддерживаю цитату Маслоу. У Маслоу есть еще одна хорошая цитата, где он говорит, что учителя — садоводы: мы здесь, чтобы сделать из розы хорошую розу, а не превратить розу в лилию.

Если вы консультировали политиков о том, как создать самоактуализирующихся граждан, что будет ли ваш совет?

Очень много начинается с изменения модели образования с той, в которой мы интенсивно сосредоточены на стандартизированных знаниях. Мы меняем структуру вознаграждения. Мы награждаем такие вещи, как индивидуальное развитие, индивидуальный рост, интерес, вовлеченность, любовь к обучению.

Я думаю, многое из этого действительно начинается в образовании, а затем мы поднимаемся до уровня общества. Как сказал Маслоу, нам нужно создать общество, в котором добродетель вознаграждается, где люди, зарабатывают больше всего денег в нашем обществе, они хорошие люди. они люди чьи интересы гармонируют с интересами коллективного блага. Этот так я бы начал.

Даже в наше время такой большой неопределенности и стресса мы не должны пренебрегать нашими высшими возможностями.

Был было ли что-нибудь, что вас удивило, пока вы писали книгу?

Я был удивлен, сколько неврозов было у Маслоу. Когда я действительно копался в его жизнь и его сочинения, мне было очень интересно, что у него были все эти конфликты внутри себя. Я думал, что он будет просто самореализованным существом. Только в самом конце своей жизни он действительно начал примирять некоторые из этих долгих борьбу, которую он вел внутри себя — его духовность и его нежность против его рациональная научная сторона всегда боролась. А также его потребность быть замеченным как какой-то мученик, которого следует рассматривать как этого великого пророка, но также и этого отчаянная потребность нравиться и общаться с другими.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *