Самодетерминации теория – Теория самодетерминации — Википедия

Содержание

Теория самодетерминации - Практическая психология на Aboutyourself.ru

Автор Татьяна в . Опубликовано Статьи Последнее обновление: 25/11/2015

Психологи Эдвард Деси и Ричард Райан разработали теорию мотивации, согласно которой людей направляет стремление к росту и достижениям. Получение опыта при преодолении препятствий, по их мнению, играет очень важную роль для формирования самоощущения.

Люди часто мотивируются извне (деньги, бонусы или признание), теория самодетерминации же фокусируется на мотивации внутренней, на желании человека постигать новое, становиться лучше, чем раньше.

Согласно теории самодетерминации, для постоянного роста людям необходимо следующее:

  • Компетентность. Человек стремится получать новые знания и вырабатывать новые навыки.
  • Связь. Человек стремится к принадлежности, привязанности к определенной группе людей.
  • Автономность. В то же время человек желает контролировать свое поведение и самостоятельно выбирать для себя цели.

Деси и Райан предположили, что когда у человека есть все три составляющие, он становится самодетерминируемым — способным самостоятельно мотивировать себя на достижение интересных ему целей.

Как именно это происходит?

Важно понять, что психологический рост в теории самодетерминации не происходит автоматически. Даже если человек ориентирован на этот рост, ему все равно нужно как-то это свое стремление подпитывать.

По мнению Деси и Райана, ключевую роль в этом процессе играет социальная поддержка. Через наши отношения и взаимодействие с другими мы поддерживаем и стимулируем собственный личностный рост.

В чем заключаются особенности самодетерминации?

По мнению Деси, попытки извне мотивировать человека на что-то, на что он уже замотивирован внутренне, может подорвать его автономность.

Когда его поведение начинает направляться извне, человек перестает контролировать его самостоятельно — и внутренняя мотивация исчезает.

Деси предположил, однако, что повысить внутреннюю мотивацию можно, предложив человеку неожиданное подкрепление или положительную обратную связь. Почему? Потому что это позволит человеку почувствовать себя более компетентным, что также важно для личностного роста.

Наблюдения специалистов

«Теория самодетерминации базируется на идее о том, что каждый из нас изначально, внутренне, безоговорочно стремится к развитию и формированию более полного самоощущения. Так, мы полагаем, каждый из нас обладает первичной предрасположенностью к формированию связей как между элементами собственной психики, так и с другими людьми и даже группами в нашей социальной действительности».

Деси & Райан (2002)

«Наша социальная действительность поэтому может как упрощать и в принципе делать возможным рост, к которому стремится человек, так и препятствовать этому процессу, что, в конечном итоге, проявляется в худших из поступков и чувств, свойственных человечеству».

Деси & Райан (2002)


Есть что сказать? Оставть комментарий!:

aboutyourself.ru

Теория самодетерминации Википедия

Теория самодетерминации (англ. self-determination theory; SDT) — психологический подход к пониманию человеческой мотивации, личности и психологического благополучия, в частности, рассматривающий подробно проблематику внутренней и внешней мотивации. Авторами данной теории являются два американских психолога из Рочестерского университета — Эдвард Л. Деси и Ричард М. Райан. Определяют термин самодетерминации как способность индивида к осуществлению и переживанию выбора[1]. Основные идеи подхода[2]:

  1. в основе внутренней мотивации лежат три базовые потребности, которые обеспечивают её естественное функционирование, а также способствуют психологическому благополучию личности;
  2. существует несколько типов внешней мотивации, регулирующих поведение индивида, которые качественно отличаются друг от друга;
  3. подчёркивается значимость социального контекста в эффективном функционировании индивида, а также в проявлении разных форм мотивации.

На данный момент в теории самодетерминации выделяется 5 подтеорий[3]:

  1. теория когнитивной оценки (1975 г.)
  2. теория организмической интеграции (1985 г.)
  3. теория каузальных ориентаций (1985 г.)
  4. теория базовых психологических потребностей (1995 г.)
  5. теория содержания целей (2000 г.) (Goal Contents Theory/ GCT)

Теория базовых психологических потребностей

Наиболее важной с теоретической и с практической точек зрения является подтеория о наличии трёх базовых потребностей. Желая противопоставить свои взгляды на мотивацию бихевиористским (если мотивация и существует, то она основана на подкреплении; то есть понятия внутренней мотивации не существует для представителей поведенческого подхода), и продолжая идеи А.Маслоу об иерархии человеческих потребностей, Деси и Райан сделали заключение о врождённости (т.е. изначальной их заданности у человека) трёх следующих психологических потребностей[1]:

  1. потребность в самодетерминации (или потребность в автономии), которая представляет собой стремление чувствовать себя инициатором собственных действий, самостоятельно контролировать своё поведение.
  2. потребность в компетентности, под которой подразумевается желание субъекта достичь определённых внутренних и внешних результатов, стремление быть эффективным в чём-либо.
  3. потребность во взаимосвязи с другими людьми (relatedness need), которая обозначает стремление субъекта к установлению надёжных отношений, основанных на чувствах привязанности и принадлежности.

Постулируя важность удовлетворения потребностей в самодетерминации и компетентности для внутренней мотивации, а также их взаимосвязь друг с другом, Деси и Райан ввели понятие самодетерминированной компетентности. С точки зрения представителей данной теории наиболее значимой для поддержания внутренней мотивации является потребность в самодетерминации, то есть её удовлетворение (восприятие собственных действий как самостоятельно выбранных и совершённых). Потребности в компетентности, взятой самой по себе не достаточно для поддержания высокого уровня внутренней мотивации, хотя она также важна. Потребность в связанности с другими является условием для благополучного становления и функционирования потребности в самодетерминации, что было продемонстрировано Р. Райаном в специальных исследованиях (дети, ощущающие связанность с близкими людьми, обладают высокоразвитым и высокоэффективным уровнем автономии)

[1].

Теория когнитивной оценки

В данной мини-теории авторами утверждается, что различные события внешней среды могут по-разному влиять на внутреннюю мотивацию. Главным образом это зависит от того, как субъект интерпретирует происходящее с точки зрения воздействия на локус каузальности и ощущения компетентности. В рамках указанной подтеории выделяются 3 основных положения[1]:

  1. Положение о роли потребности в автономии. Согласно данному положению, когда человек считает себя инициатором всего того, что он делает и свои действия он воспринимает как предпринятые по собственной воле, то это повышает уровень внутренней мотивации по отношению к осуществляемому виду деятельности. А события, вызывающие у индивида впечатления будто бы источником или первопричиной его деятельности являются некие внешние факторы, будут снижать уровень его внутренней мотивации к данному роду активности. Иначе говоря, в тех случаях, когда субъект понимает, что его действия контролируются к

ruwikiorg.ru

Теория самодетерминации личности. — КиберПедия

Имена Деси и Райана практически не известны в нашей стране, хотя на Западе их называют живыми классиками. Разработанная Деси и Райаном теория затрагивает одну из сложных проблем - проблему самодетерминации. На передний план выдвигается проблема собственной активности человека, его способность самостоятельного выбора направления саморазвития.

Говоря об основной идее теории, наиболее существенным является постулирование наличия у человека способностей и возможностей для здоровой и полноценной жизни.

“Теория самодетерминации нацелена на определение факторов, которые питают врожденный человеческий потенциал, определяющий рост, интеграцию и здоровье, и на исследование процессов и условий, которые способствуют здоровому развитию и эффективному функционированию индивидов, групп и сообществ” (Ryan, Deci, 2000, р.74).

Однако ситуация не всегда складывается лучшим образом, и во многих случаях среда мешает здоровому самоосуществлению и активно навязывает такие нормативы, которые пагубно влияют на психику человека. Поэтому важной практической задачей, которую может помочь решить теория, является определение условий, которые помогают или мешают нормальному развитию и поиск тех ресурсов в человеке, что могли бы помочь ему противостоять негативному влиянию среды без ущерба самому себе.

Основным понятием теории Эдварда Деси и Ричарда Райана является самодетерминация (автономия).

Самодетерминацией называется способность выбирать и иметь выбор, в отличие от подкрепляемых реакций, удовлетворения влечений и действий под влиянием других сил, которые тоже могут рассматриваться как детерминанты поведения человека. Данное понятие дает возможность учитывать как собственный внутренний выбор человека, так и объективно существующие ограничения для свободы выбора (физические, физиологические, социально-исторические и др.), то есть позволяет избежать абсолютизации и того, и другого, приводящей к тупиковому варианту развития любой теории.

Деси считает (Deci, 1980), что самодетерминация является не только способностью, но также и потребностью. Он определяет ее в качестве основной врожденной склонности, которая ведет организм к вовлеченности в интересующее поведение, которое обычно имеет преимущества для развития умений осуществлять гибкое взаимодействие с социальной средой.

Психологическим критерием самодетерминации является гибкость человека в управлении собственными взаимодействиями со средой.Будучи самодетерминированным, человек действует на основе собственного выбора, а не на основе обязательств или принуждений, и этот выбор базируется на осознании своих потребностей и сопоставлении их с внешними условиями.



Оптимальное развитие возможно только при предоставлении ребенку максимальной свободы исследования мира. Развитие регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции.

В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться три разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности отражает, на что ориентируется человек, когда ведет себя определенным образом. Человек может основываться на собственном автономном выборе - это внутренний локус контроля, на внешних требованиях или ожидаемой награде - это внешний локус или на невозможности достижения желаемого результата никаким путем - это безличный локус.

В зависимости от преобладающего типа локуса контроля выделяются три типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.

 

Вопрос № 12.

Проблема эволюции психики (Барышев)

***

А. Н.Леонтьев – подвергает критике имевшиеся точки зрения на решение проблемы возникновения психики. Он выделяет четыре следующие позиции.

1. Антропопсихизм (критерием психики признается ее осознанность; поэтому у животных психики нет, так как нет сознания; этой точки зрения придерживался Р.Декарт).

2. Панпсихизм(учение о всеобщей одушевленности — психика признается существующей как неотъемлемое свойство любого материального образования, и поэтому проблема ее возникновения снимается; эту точку зрения разделял, например, Б.Спиноза).

3. Биопсихизм (согласно данной позиции психика — душа — есть у любого живого существа, в том числе у растений; этой позиции придерживался Аристотель).



4. Нейропсихизм(согласно данной точке зрения имеется строго объективный критерий психики: наличие нервной системы; этой позиции придерживались Ч.Дарвин, Г.Спенсер).

Первую позицию А.Н.Леонтьев критиковал как очень узкую, вторую — как слишком широкую. Третья позиция не позволяет установить качественного различия между живым организмом, не обладающим психикой, и субъектом, обладающим таковой. Нейропсихизм недостаточен потому, что он постулирует жесткую связь между появлением психики и появлением нервной системы, а ведь связь органа и функции является подвижной, поскольку одну и ту же функцию могут выполнять разные органы.

По его мнению, объективный признак психики — это способность организма (в этом случае можно говорить уже о субъекте) реагировать на так называемые абиотические свойства внешней среды (мира). Под абиотическим стимулом понимается такое свойство предметов, которое прямо и непосредственно не определяет процессы жизнедеятельности того или иного организма, однако — при объективной связи с биотическим фактором — может выступать для субъекта сигналом наличия последнего в мире.

Биотическим стимулом называется такой внешний фактор окружающей среды, который прямо и непосредственно участвует в метаболизме (обмене веществ) в реагирующем на него организме.

Пример биотического стимула — свет для хлорофиллового растения. Без энергии света в соответствующих органах растения не вырабатываются из неорганических веществ органические. Для других живых существ этот же свет может быть абиотическим стимулом, потому что обмен веществ в их организмах прямо от этого фактора не зависит. Тем не менее они реагируют на этот нейтральный для жизнедеятельности организма стимул из внешней среды, поскольку в индивидуальной деятельности данных субъектов этот стимул приобрел для них «сигнальное значение», или «биологический смысл».

По А. Н.Леонтьеву, появление реакции на биологически нейтральный стимул, выступающий для субъекта в его сигнальном значении, означает возникновение чувствительности — собственно психического отражения реальности. Способность организмов реагировать на биотические стимулы называется раздражимостью (она является допсихической или непсихической формой отражения мира организмом).

Психика возникает тогда, когда допсихических форм отражения становится недостаточно для обеспечения жизнедеятельности организма в изменяющемся мире. Возникновение психики в ходе эволюции связано с переходом жизни первичных организмов из жизни в гомогенной среде к жизни в гетерогенной (предметно расчлененной) среде.

Чтобы жить в предметно оформленной среде, живому организму необходимо научиться распознавать те предметы, которые имеют биотические свойства (пригодны в качестве пищи). Но это можно сделать, лишь ориентируясь на абиотические свойства того же предмета, сигнализирующие о наличии его биотических качеств. Некоторые первичные организмы пошли по пути эволюции исходных форм активности, в процессе которой отражаются лишь биотические раздражители (так возникло царство растений).

Таким образом, возникновение психики в эволюции было тесно связано с появлением объективной связи в предмете биотических и абиотических свойств. Однако это необходимое, но недостаточное условие появления психического отражения мира субъектом. Последнее появляется только тогда, когда эта связь окажется выделенной самим субъектом, когда субъект в своей индивидуальной деятельности обнаружит смысл абиотического стимула как сигнала наличия биотического фактора. Таким образом, психика связана с деятельностью субъекта изначально.

В школе А. Н.Леонтьева пришли к выводу, что исследование строения деятельности может служить прямым и адекватным методом исследования форм психического отражения действительности. Строение деятельности усложняется по мере развития животного мира, соответственно развивается и психическое отражение мира субъектом, усложняется образ мира этого субъекта.

Возникновение психики в эволюции живых существ трудно переоценить. С ее появлением стал возможен новый механизм приспособления животных к окружающим условиям: не за счет наследственных и ненаследственных изменений морфологической организации (строения тела и его органов), а посредством изменения поведения, регулируемого психикой как его функциональным органом.

В своих исследованиях А. Н.Леонтьев выделяет три основные стадии психического развития животных в филогенезе:

1) элементарной сенсорной психики,

2) перцептивной психики,

3) интеллекта.

(А. Н.Леонтьев – «Проблемы развития психики»)

***

Существуют разные подходы к анализу развития психики животных в филогенезе. Еще древнегреческие философы (Эпикур, Лукреций, Сократ, Аристотель, Хризипп) разделяли животных по критерию инстинктивного и разумного поведения. Позднее ученые при выделении уровней развития психики в эволюции основывались на разной способности животных к научению, наличии элементов разумного поведения, строении нервной системы (подробный анализ этих подходов содержится в учебниках Н.Н.Ладыгиной-Котс и К.Э.Фабри). К взглядам на эволюцию психики, выделение стадий ее развития в эволюции и механизмов этого развития мы неоднократно будем обращаться ниже в соответствующих разделах.

Анализ психики как фактора эволюционного процесса связан с именами русских ученых В. А. Вагнера и А. Н. Северцова. Н.А. Бернштейн также вьделял разные генетические уровни развития психики (как в фило-, так и в онтогенезе), соответствующие разным типам поведения (инстинктивному, индивидуально приобретаемому и сознательному). Он указывал, что на каждом уровне развития субъективное переживание (ощущение, восприятие, образы) основаны на разном психофизиологическом субстрате.

В целом можно выделить четыре группы критериев, используемых в качестве оснований периодизации эволюции психики.

1. По уровню развития нервной системы как физиологического «органа» психики. В первую очередь этот критерий используется в тех направлениях, апологеты которых придерживаются таких представлений о сущности и развитии психики, которые можно отнести к нейропсихизму, а также в биологически ориентированных направлениях (этологии, физиологии высшей нервной деятельности и т.п.).

2. По соотношению «инстинкт — научение — интеллект животных — разум человека». Этот подход в настоящее время можно рассматривать как принадлежащий истории психологии. В настоящее время в психологии и биологии поведения эти структуры не рассматриваются как рядоположенные и последовательно сменяющие друг друга в эволюции.

3. По развитию отдельных психических процессов, функций психики или психических образований: восприятия, памяти, интеллекта, ориентировочной функции, особенностей образных представлений, процессов научения, развития образа себя и т.п.

Такой подход перспективен для анализа конкретных закономерностей и механизмов перехода внутри одной стадии или от одной конкретной стадии к другой. В этом случае можно опираться на сформулированные в отечественной школе психологии развития

представления о ведущей деятельности и логике появления новообразований, характерных для данной стадии развития, в недрах которых формируется содержание, становящееся источником новообразований на следующей стадии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.). Видимо, эти идеи должны стать теоретической основой дальнейшего развития зоопсихологии и сравнительной психологии.

4. Использование системного критерия, характеризующего изменение внутри- и межсистемных связей, которые и обусловливают переход всей системы (психики как формы отражения, принадлежащей субъекту и выполняющей функцию регуляции его

взаимоотношений со средой) на новый уровень развития. Такой критерий использован Б. Спинозой: протяжение и мышление (которое в системе Спинозы по содержанию соотносится с определением отражения и психики как одной из его форм) — атрибуты

субстанции, и формы мышления зависят от взаимоотношения тела с другими телами; Ж. Пиаже — в анализе интеллекта как «способа структурирования отношений субъекта со средой», что также по содержанию совпадает с основной функцией психики; X. Верне-

ром, который объяснял логику развития как последовательную дифференциацию функций, структур и механизмов развития из первоначального интегрального целого.

В отечественной психологии критерий качественного изменения взаимоотношений субъекта со средой был положен в основу периодизации развития психики в онтогенезе (Л. С. Выготский). По отношению к выделению стадий развития психики в эволюции о необходимости использования системного критерия говорила Н. Н.Ладыгина-Котс, и в дальнейшем он использовался А.Н.Леонтьевым и его последователями.

Н.Н.Ладыгина-Котс поставила задачу поиска и обоснования общепсихологических критериев для выделения стадий развития психики в эволюции. Она рассматривала ощущение, восприятие, представление, мышление и сознание как качественные характеристики психического отражения на разных уровнях эволюционного развития. Н.Н.Ладыгина-Котс сформулировала задачу разработки таких оснований для вьделения стадий развития психики в филогенезе, которые позволяли бы выявлять качественные отличия содержания психического отражения и механизмов его преобразования. А. Н.Леонтьев выделил общие основания для сравнительно-психологического анализа развития психики в эволюции как целостного процесса на основе преобразования в структуре деятельности, в результате чего происходит перестройка в содержании отражения. Такой подход позволяет сравнивать различные уровни развития психики и выявлять механизмы этого развития. В отечественной психологии теория деятельности А. Н.Леонтьева рассматривается как структурный вариант более общего деятельностного подхода (А.В.Брушлинский, Б.Ф.Ломов, В.П.Зинченко).

Основной идеей А.Н.Леонтьева является выделение внутри структуры деятельности как системы таких ее элементов и связей между ними, трансформации которых, зависящие от субъектно-объектных отношений (т.е. межсистемных связей), являются движущей силой и механизмом вывода всей системы на следующий уровень развития. Таким образом, А.Н.Леонтьев использует для анализа конкретного предмета исследования (развития психики) системный подход (о чем и говорит при изложении своей концепции).

Следует учесть, что активная разработка и применение системного, а затем и эволюционно-системного подхода в психологии начались уже после формулирования А. Н.Леонтьевым основных его взглядов на эволюцию психики. В своих поздних работах А. Н.Леонтьев почти не обращался к этой теме, и новые данные в области изучения психики животных и происхождения сознания человека не были использованы для развития первоначальных положений. Развитие идей А. Н.Леонтьева в сравнительно-психологическом аспекте (развитие психического отражения в эволюции, роль локомоторной и манипулятивной активности в этом процессе — К.Э.Фабри; развитие интеллекта — С.Л.Новоселовой; развитие ориентировочно-исследовательской деятельности и образа мира — Н.Н.Мешковой и Е.Ю.Федорович) осуществлялось в рамках структурного и функционального подходов, а не системного.

Теория деятельности в той форме, в которой она предложена А. Н.Леонтьевым, позволяет рассмотреть только самую общую перспективу развития психики. Для анализа закономерностей эволюции психики необходима дальнейшая разработка этого подхода с современных позиций. И в первую очередь это касается метода исследования — сравнения психики на разных стадиях филогенеза. Такой метод должен давать возможность изучать психическое отражение и использовать одни и те же категории для анализа одних и тех же структур психики на разных стадиях развития, т.е. обеспечивать преемственность анализа.

 

 

Вопрос № 13.

Феномен «дефолтного состояния мозга» М.Райхле и проблема изучения подсознания (Ивашура)

cyberpedia.su

САМОДЕТЕРМИНАЦИИ ТЕОРИЯ

(англ. self-determination theory) — психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси (E. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan). С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, становится здоровой и полноценной личностью. Подмена выбора самого человека требованиями извне — одна из причин возникновения психических нарушений.

Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия. Самодетерминация — это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Различные стадии этого процесса и степень автономности м. б. представлены в виде континуума: от внешней регуляции (extrinsic regulation) через интроекцию (по форме это внутренняя регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником напряжения и конфликта) и идентификацию (предполагает отождествление человека с ценностями и регуляторными процессами и принятие их как своих собственных) к интеграции (регуляторные процессы ассимилированы в личность человека целиком).

Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое в С. т. понимается как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) проявляется как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления (награды или наказания).

В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности (locus causality) отражает, на что ориентируется человек, когда ведет себя определенным образом. Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем — это безличный локус.

В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.

На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др. психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация, которая м. б. внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.

С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии, использующей при этом самые новые и современные научные методы. (О. Е. Дергачева.)

Источник: Большая психологическая энциклопедия


предыдущие статьи

последующие статьи

mirznanii.com

Самодетерминации теория

(англ. self-determination theory) — психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси (E. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan). С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, становится здоровой и полноценной личностью. Подмена выбора самого человека требованиями извне — одна из причин возникновения психических нарушений.

Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия. Самодетерминация — это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Различные стадии этого процесса и степень автономности м. б. представлены в виде континуума: от внешней регуляции (extrinsic regulation) через интроекцию (по форме это внутренняя регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником напряжения и конфликта) и идентификацию (предполагает отождествление человека с ценностями и регуляторными процессами и принятие их как своих собственных) к интеграции (регуляторные процессы ассимилированы в личность человека целиком).

Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое в С. т. понимается как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) проявляется как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления (награды или наказания).

В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности (locus causality) отражает, на что ориентируется человек, когда ведет себя определенным образом. Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем — это безличный локус.

В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.

На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др. психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация, которая м. б. внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.

С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии, использующей при этом самые новые и современные научные методы. (О. Е. Дергачева.)

dev.smogendrr.ru

1. СТРУКТУРА ТЕОРИИ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ. Теория самодетерминации Деси и Райана

Похожие главы из других работ:

Влияние детско-материнской привязанности на психическое развитие ребенка

1.2 Теории привязанности

Боулби Дж.(1973), основоположник «Теории привязанностей», его последователь Эйнсворт М.(1979) и другие (Фалберг В.(1995), Спитц Р.А.(1968), а также Авдеева Н.Н.(1997), Ершова Т.И. и Микиртумов Б.Е (1995))...

Волевая регуляция поведения и деятельности младших школьников

1.2 Теории воли

Проблема воли - одна из сложнейших проблем в психологии. Ее исследование имеет длительную историю, существуют различные подходы к пониманию ее развития и место в общем психическом облике человека...

Использование научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера в юридической психологии. Акцентуированные типы личности

Задание 1. Определите возможность рецепции (заимствования) юридической психологией знаний научающе-бихевиоральной теории личности Б. Скиннера. Укажите, для решения, каких исследовательских проблем юридической психологии целесообразно обращаться к этой теории. Приведите примеры подобного заимствован

Одним из направлений творческой и экспериментальной психологии, основывающимся на схеме S-R (стимул-реакция) являются бихевиоральные теории личности. Они отличаются особым вниманием к построению экспериментальной процедуры...

Конфликты. Стиль поведения в конфликтных ситуациях

1.1 Теории и структура конфликта

Если определять временные рамки оформления феномена конфликта как относительно самостоятельной проблемы, то необходимо начинать с работы Георга Зиммеля "Конфликт современной культуры"...

Модели информационных технологий воздействия на массовое сознание

2.1 Теории прессы

информационный технология массовый сознание В теории журналистики широко известны "четыре теории прессы". Это авторитарная теория; либертаристская теория (в ее основе -- философия свободы воли, самоосуществление индивида...

Мотивация в структуре личности

3. Теории мотивации

Любой вид мотивации играет важную роль в изучении психологии человека и его поведения в социуме. Но что влияет на мотивацию человека? Именно для изучения этих вопросов применяются теории мотивации. Наиболее распространенная теория...

Мотивация групповой деятельности

1.2 Теории мотивации

Известен старый способ воздействия на людей, чтобы побудить их выполнять определенную работу - метод "кнута и пряника". Под "пряником" понималась возможность выжить. Р. Оуэн и А. Смит считали деньги единственным мотивирующим фактором...

Представление о свободе у мужчин с регламентированным образом жизни

1.2 Анализ проблемы свободы и самодетерминации в отечественной психологии

Что касается отечественной психологии, то и здесь за последнее десятилетие также появились оригинальные работы, в которых отдается должное проблематике свободы личности. В рефлексивно-деятельностном анализе Е.И...

Психология мотивации. Проблема самодетерминации (на основе анализа литературы авторов Эдварда Деси и Ричарда Райана)

Глава 1. Проблема самодетерминации

Теория, которую разработали Деси и Райан затрагивает одну из сложных проблем, не слишком широко представленную в зарубежной, а тем более в отечественной психологии, - проблему самодетерминации...

Психофизиологические основы сна и сновидений

1.1. Теории и гипотезы

На сегодняшний день имеется множество теорий сна. Все они описывают сон как особое состояние организма, вызываемое длительными физическими и психологическими нагрузками. В современной науке наиболее широкое признание получило учение о сне...

Психофизиологические основы сна и сновидений

1.2.Современные теории сна

В настоящее время большинство существующих гипотез относительно функционального назначения сна и отдельных его стадий можно свести к трем основным типам: 1) энергетическим, или компенсаторно-восстановительным, 2) информационным...

Психофизиология эмоций

Теории эмоций

Проблемы происхождения и функционального значения эмоций в поведении человека и животных представляют предмет постоянных исследований и дискуссий. В настоящее время существует несколько физиологических теорий эмоций...

Связь степени психологической дистанции сотрудника с уровнем его организационной идентичности

1.3 Определение феномена организационной идентичности, его структура и развитие в теории и практике

Вопрос идентичности человека является предметом изучения многих наук и достаточно разработан в них. В этом плане психология не является исключением, но чем больше исследований на эту тему появляется, тем отчетливей заметны "белые пятна"...

Современные теории личности

1. Современные теории личности: теория черт личности, фрейдизм, гуманистические теории личности, теория социального научения

...

Теория самодетерминации Деси и Райана

2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТЕОРИИ САМОДЕТЕРМИНАЦИИ

На сегодняшний день анализируются перспективы развития теории, новые направления эмпирических исследований, вопросы кросс-культурной универсальности базовых положений теории...

psy.bobrodobro.ru

Самодетерминации теория

(англ. self-determination theory) — психологическая теория, разработанная амер. психологами Э. Деси (E. Deci) и Р. Райаном (R. Ryan). С. т. постулирует, что человек способен ощущать и реализовывать в своем поведении свободу выбора, несмотря на объективные ограничивающие факторы среды или влияние неосознаваемых внутриличностных процессов. Если с самого детства условия существования ребенка способствуют предоставлению ему свободы выбора активности, области интересов, если они предоставляют широкий диапазон возможностей без наложения ненужных ограничений, то все это способствует тому, что ребенок, а впоследствии и взрослый, становится здоровой и полноценной личностью. Подмена выбора самого человека требованиями извне — одна из причин возникновения психических нарушений.

Ощущение и реализация свободы выбора человеком способа поведения и существования в мире независимо от влияющих на него сил внешнего окружения и внутриличностных процессов определяется как самодетерминация, или автономия. Самодетерминация — это врожденная склонность к вовлечению в интересующее поведение, что, однако, не означает генетической предопределенности психологических особенностей человека. Скорее, ее можно рассматривать как некоторую стартовую точку процесса развития, направление которого зависит от особенностей взаимодействия ребенка с окружающим миром.

Самодетерминация включена в процесс развития так, что изменение способа регуляции поведения идет в направлении от полной определяемости внешними силами к внутренней автономной саморегуляции. Различные стадии этого процесса и степень автономности м. б. представлены в виде континуума: от внешней регуляции (extrinsic regulation) через интроекцию (по форме это внутренняя регуляция, но регуляторный процесс не включен в личность человека и является источником напряжения и конфликта) и идентификацию (предполагает отождествление человека с ценностями и регуляторными процессами и принятие их как своих собственных) к интеграции (регуляторные процессы ассимилированы в личность человека целиком).

Понятие самодетерминации тесно связано с понятием воли, которое в С. т. понимается как способность человека выбирать на основе информации, полученной из среды и на основе процессов, происходящих внутри личности. Кроме того, с самодетерминацией связываются такие функции, как эмоции и внутренняя мотивация. Внутренняя мотивация (intrinsic motivation) проявляется как побуждение человека к интересующей его активности при отсутствии внешнего подкрепления (награды или наказания).

В соответствии с особенностями развития мотивации у человека может сложиться 3 разных типа локуса каузальности. Понятие локуса каузальности (locus causality) отражает, на что ориентируется человек, когда ведет себя определенным образом. Человек может основываться на собственном автономном выборе — это внутренний локус каузальности, на внешних требованиях или ожидаемой награде — это внешний локус, на невозможности достижения желаемого результата к.-л. путем — это безличный локус.

В зависимости от преобладающего типа локуса каузальности выделяются 3 типа одноименных мотивационных субсистем. Мотивационная субсистема определяется как тип преобладающей в личности мотивации.

На основе критерия мотивационной субсистемы авторы строят свою типологию личностей. Тип мотивационной субсистемы в сочетании с соответствующими когнитивными, аффективными и др. психологическими характеристиками определяются как каузальная ориентация, которая м. б. внутренней (интернальной), внешней (экстернальной) или безличной. Деси и Райан считают, что на практике у человека присутствуют все 3 типа ориентаций, а индивидуальные различия выражаются в соответствующих пропорциональных соотношениях ориентаций.

С. т. можно причислить к набирающему в США силу направлению позитивной психологии, которое нацелено на решение тех задач, которые не удалось решить гуманистической психологии, использующей при этом самые новые и современные научные методы. (О. Е. Дергачева.)

smogendrr.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о