Самонаблюдение в психологии это: Самонаблюдение | это… Что такое Самонаблюдение?

Содержание

Самонаблюдение

Современный человек живет в мире повышенных стрессовых ситуаций, что способно вызвать различные психологические и психические нарушения в организме.

Но, как известно, самоконтроль за собственным поведением, эмоциями, играет в жизни человека значительную роль.

Так, самонаблюдение или еще называемая как интроспекция, являет собой наблюдение человека за личностными внутренними процессами его психики, при этом он наблюдает так же и за их внешними реакциями, проявлениями.

Самонаблюдение в психологии

В психологии интроспекция отмечается как не единственный основной метод. Он в некой степени являет в себе ненадежность и трудность, потому что в интроспекции объект, за которым наблюдает личность, независим от самого процесса наблюдения. Ведь, когда наблюдается некий процесс в сознании, человек его изменяет, а это значит, что не исключается возможность, что человек открывает какой-то новый факт, который сам же и внес в собственное сознание.

Эта трудность существует, но ее сложно преодолеть.

Задачи самонаблюдения

Метод самонаблюдения включает в себя попытку понять, вычленить явления, что происходят в сознании человека, при помощи специального анализа. Для осуществления этой задачи, современная психология подключает к интроспекции объективное наблюдение, что дополняет ее.

Наблюдение и самонаблюдение

Наблюдение являет собою целенаправленное и планомерное фиксирование различных психологических процессов, фактов в условиях повседневности, естественности жизни.

Приведем перечень требований, предъявляемых к проведению данного научного наблюдения:

  1. Необходимо составить план наблюдения.
  2. Зафиксировать результаты.
  3. Сформулировать выводы.

Самонаблюдение выполняет вспомогательную роль. В виде словесного отчета, человек описывает все, что удалось увидеть в собственном сознании. Затем сравниваются данные интроспекции и наблюдения, делаются соответствующие выводы.

Проблема самонаблюдения

Данная проблема является самой запутанной и сложной в психологии. Она скрывается в стремлении обосновать метод самонаблюдения, который выглядит ясным и строгим. Ведь предмет психологии – это процессы сознания, факты. Они открыты только конкретной личности, а это свидетельствует о том, что эти факты сознания можно исследовать только при помощи интроспекции.

Личности, которая занимается интроспекцией, помогает в этом:

  1. Дневник самонаблюдения.
  2. Чередование впечатлений, оценок окружающих и самонаблюдения.
  3. Повышение самооценки.
  4. Прохождение тренингов.

Следует отметить, что самонаблюдение будет качественным если вы будете придерживаться рекомендаций психологов, подкрепляя интроспекцию наблюдением за вами окружающих.

 

Статьи по теме:

Диагностика одаренности

Одаренный ребенок — великое счастье для родителей. Но далеко не все из них догадываются о том, что малыш обладает каким-либо талантом. Чтобы проверить, чем маленького человечка наградила природа, можно протестировать малыша и выявить его творческий потенциал.

Тест Тьюринга

Способен ли искусственный разум машины затмить ум настоящего человека? Об этом давно пишут фантасты и спорят ученые. А один исследователь пошел еще дальше и устроил тест между компьютером и человеком. Чем это закончилось, читайте далее.

Шкала Кинси

Человек так создан, что продолжить свой род он может только соединившись в любовной страсти с лицом противоположного пола. Но что если лица одного пола с вами выглядят более привлекательно? Не значит ли это, что у вас есть тяга к гомосексуальности? Проверить основные признаки вы можете с помощью следующего теста.

Тест Айзенка на темперамент

Безусловно все мы являемся индивидуальными и неповторимыми личностями. Однако в четырех случаях люди между собой похожи.

Иными словами — каждый из нас принадлежит к одному из четырех типов темперамента. Какой именно относится лично к вам вы можете проверить сию минуту.

Шпаргалка по общей психологии психология как наука: предмет изучения, задачи


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Юлия Михайловна Войтина

Шпаргалка по общей психологии

litres.ru


Аннотация

Все выучить — жизни не хватит, а экзамен сдать надо. Это готовая «шпора», написанная реальными преподами. Здесь найдешь все необходимое по Общей психологии, а остальное — дело техники.

Ни пуха, ни пера!

Юлия Михайловна Войтина

Шпаргалка по общей психологии

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ

С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в трактате «О душе», стала основой для развития психологии.

Так, первоначально психология выступала как наука о душе.

Слово «психология» образовалось из греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), и оно впервые появилось в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Отметим основные этапы развития психологии как науки.

I этап – психология как наука о душе (более 2 тысяч лет назад).

II этап – психология как наука о сознании (с XVII в. в связи с развитием естественных наук).

III этап – психология как наука о поведении возникает в XX в. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно за поведением, поступками, реакциями человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап – современность – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Психология изучает внутренний мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или не осознаваемых самим человеком, а также его поведение.

Таким образом, с течением времени и развитием науки изменялось понимание предмета психологии.

На современном этапе развития психологии предметом является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

Таким образом, сформировались основные принципы психологии:

1) признание причинной обусловленности психических явлений материальной действительностью;

2) изучение психических явлений в развитии;

3) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности;

4) исследование психики человека с учетом взаимосвязи биологических и социальных факторов.

Задачи психологии в основном сводятся к следующим:

1) научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2) научиться управлять ими;

3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;

4) быть теоретической основой практики психологической службы. Психология имеет связь и оказывает содействие развитию многих других наук;

5) выявляя закономерности формирования личности, психология оказывает содействие педагогике в правильном построении воспитательного процесса.

2. МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК

В данном вопросе мы рассмотрим основные науки, которые так или иначе связаны с психологией.

Объектом исследования в психологии является человек. Но человека, если его рассматривать с точки зрения предмета, можно рассмотреть с различных сторон: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. Несмотря на это, человек индивидуален. Вышеописанное может объяснить то, почему современная психология очень тесно связана с другими науками.

Рассмотрим основные науки, которые тесно связаны с психологией и влияют на ее развитие.

Прежде всего это философия. Это объясняется тем, что очень долгое время психология была частью философии и только после стала самостоятельной наукой. Но это не разрушило связь этих двух наук. И сейчас существует ряд проблем, которые рассматриваются с позиции как психологии, так и философии.

На втором месте стоит социология. Здесь прослеживается общее в развитии наук на уровне методологии исследования. Социологи пользуются знаниями социальной психологии, такими как методы изучения личности и человеческих отношений.

Кроме того, существует немало вопросов, которые совместно решают психологи и социологи. К таким проблемам относятся: взаимоотношения людей, национальная психология, психология экономики и политики государства. Сюда же следуют отнести проблемы социализации и социальных установок, их формирования и преобразования.

В приведенных выше науках можно наблюдать переплетение различных тем изучения. Если говорить о примере, то в социальной и возрастной психологии очень широко применима концепция социального научения, которая разработана социологами. И наоборот, теории личности и малой группы, разработанные психологами, находят широкое применение в социологии.

Конечно же тесно связаны науки психология и педагогика. Это можно объяснить тем, что воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Еще одним предметом, с которым связана психология, является история. Одним из известных примеров взаимосвязи истории и психологии является использование в психологии исторического метода.

Подводя итог, можно сказать, что психология тесно связана с общественными науками.

Но в современное время также наблюдается связь психологии с техническими науками.

Это можно объяснить тем, что человек является участником технологических и производственных процессов.

Прослеживается связь психологии с медицинскими и биологическими науками. Связь психологии с этими науками обусловлена двойственной природой человека как социального и одновременно биологического существа.

Это объясняется тем, что знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления.

Подводя итог сказанного, можно сделать вывод, что психология связана с различными областями науки и практики, независимо от того, были ли они ранее объединены, например философия и психология, или развивались отдельно, например психология и педагогика, но вследствие совпадения изучаемых вопросов тесно объединены.

Каталог: book -> common psychology
common psychology -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
common psychology -> Церебральный
common psychology -> Андрей Александрович Вербицкий Наталья Анфиногентовна Бакшаева Психология мотивации студентов
common psychology -> Виктор Иванович Слободчиков Евгений Иванович Исаев Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе
common psychology -> Юридическая психология
common psychology -> М. А. Холодная Психология интеллекта: парадоксы исследования
common psychology -> Самостоятельности

common psychology -> Психология семьи и больной ребенок
common psychology -> В психологию
common psychology -> Тамара Ивановна Гусева Психология личности Личность и индивидуальность


Скачать 0,61 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Систематическое самонаблюдение в каталоге SearchWorks

Ответственность
Ноэли Родригес, Алан Риав.
Выходные данные
Таузенд-Оукс, Калифорния: Sage, c2002.
Физическое описание
xii, 66 стр. ; 22 см.
Серия
Качественные методы исследования т. 49.

Онлайн

Доступно онлайн

В библиотеке

Зеленая библиотека

Найти Комната Велмы Деннинг (социальные данные и программное обеспечение)

Предметы в комнате Велмы Деннинг (социальные данные и программное обеспечение)
Телефонный номер Примечание Статус
H62 . Q354 V.49 Использование в библиотеке

SAL3 (хранилище за пределами кампуса)

Стеки Запрос (откроется в новой вкладке)

Предметы в стопках
Телефонный номер Примечание Статус
BF76.6 .O27 R63 2002 Доступный

Описание

Создатели/Соавторы

Автор/Создатель
Родригес, Ноэли.
Участник
Риаве, Алан.

Содержание/Резюме

Библиография
Включает библиографические ссылки (стр. 62-65).
Содержимое
  • Серия благодарностей Введение редакторов Предисловие — Х. Шварц
  • 1. Введение в систематическое самонаблюдение Краткое описание систематического самонаблюдения Теоретические и методологические основы систематического самонаблюдения Краткий обзор достижений социальных наук в области самонаблюдения Чем систематическое самонаблюдение отличается от других методов самонаблюдения
  • 2. Осуществление систематического самонаблюдения Выбор предмета для исследования Формулировка темы Привлечение информантов Направление информантов в качестве научных наблюдателей Обучение информантов Как наблюдать Обучение информантов Как сообщать о самонаблюдении Подготовка информантов с помощью тренировочных упражнений Этические соображения Обратная связь по систематическому самонаблюдению Наблюдение
  • 3. Критическая оценка систематического самонаблюдения Проблемы с выбором информантов Проблемы с формулированием и предоставлением инструкций Проблемы с наблюдением за явлением Проблемы с повторением и отчетом о явлении Сильные стороны метода систематического самонаблюдения
  • 4. Четыре исследования, полученные с помощью систематического самонаблюдения Пример из практики
  • 1: Ложь в повседневной жизни Пример из практики
  • 2: Микрополитика секретов, рассказываемых в повседневной жизни Пример из практики
  • 3: Удержание комплиментов и тайное управление выходом из практики Пример
  • 4: Зависть в социальных сравнениях повседневной жизни Аналитические идеи, полученные в результате этих систематических исследований самонаблюдения
  • 5. Другие применения систематического самонаблюдения Исследуемые темы систематического самонаблюдения Систематическое самонаблюдение как редагогика Использование систематического самонаблюдения для терапии Практики самонаблюдения и само-/духовного развития Примечания Ссылки Об авторах.
  • (источник: данные книги Нильсена)
Резюме издателя
Систематическое самонаблюдение (SSO) — ценный исследовательский метод, используемый социологами для сбора информации о скрытых, ограниченных или субъективных социальных действиях. Преимущество использования самонаблюдения перед другим методом исследования, таким как опрос, для этих типов действий состоит в том, что наблюдатель в SSO такой же, как наблюдаемый. Только так можно успешно измерять мысли, эмоции и другие критерии, которые не всегда проявляются открыто. Авторы дают практическое объяснение и инструкцию по проведению систематического исследования самонаблюдения. Они включают тематические исследования четырех аспектов скрытых или неуловимых повседневных социальных действий: ложь, рассказывание секретов, воздержание от комплиментов и чувство зависти.
(источник: данные книги Нильсена)

Субъекты

Субъекты
Наблюдение (Психология)
Самоанализ.
Психология > Исследовать > Методология.

Просмотр связанных элементов

Начните с номера телефона:

Посмотреть всю страницу

Библиотечный вид | Кошка: 4771530

Самонаблюдение за социальным поведением и метавосприятие

Сохранить цитату в файл

Формат: Резюме (текст) PubMedPMIDAbstract (текст) CSV

Добавить в коллекции

  • Создать новую коллекцию
  • Добавить в существующую коллекцию

Назовите свою коллекцию:

Имя должно содержать менее 100 символов

Выберите коллекцию:

Не удалось загрузить вашу коллекцию из-за ошибки
Повторите попытку

Добавить в мою библиографию

  • Моя библиография

Не удалось загрузить делегатов из-за ошибки
Повторите попытку

Ваш сохраненный поиск

Название сохраненного поиска:

Условия поиска:

Тестовые условия поиска

Электронная почта: (изменить)

Который день? Первое воскресеньеПервый понедельникПервый вторникПервая средаПервый четвергПервая пятницаПервая субботаПервый деньПервый рабочий день

Который день? ВоскресеньеПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота

Формат отчета: SummarySummary (text)AbstractAbstract (text)PubMed

Отправить максимум: 1 шт. 5 шт. 10 шт. 20 шт. 50 шт. 100 шт. 200 шт.

Отправить, даже если нет новых результатов

Необязательный текст в электронном письме:

Создайте файл для внешнего программного обеспечения для управления цитированием

. 1999 г., октябрь; 77 (4): 726-34.

doi: 10.1037//0022-3514.77.4.726.

Л Олбрайт 1 , Т. Е. Маллой

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Вестфилдский государственный колледж, Массачусетс 01086, США. [email protected]
  • PMID: 10531669
  • DOI: 10. 1037//0022-3514.77.4.726

Л. Олбрайт и др. J Pers Soc Psychol. 1999 окт.

. 1999 г., октябрь; 77 (4): 726-34.

doi: 10.1037//0022-3514.77.4.726.

Авторы

Л Олбрайт 1 , Т. Э. Маллой

принадлежность

  • 1 Факультет психологии, Вестфилдский государственный колледж, Массачусетс 01086, США. [email protected]
  • PMID: 10531669
  • DOI: 10. 1037//0022-3514.77.4.726

Абстрактный

В 3 экспериментах (Ns = 68, 72 и 101) авторы проверяли гипотезу о том, что возможность наблюдать себя в социальном взаимодействии повышает точность метавосприятия (предсказания социальных суждений других о себе). Небольшие группы снимались на видео во время выполнения задачи по принятию решений, после чего члены группы оценивали социальную тревожность друг друга. Участники смотрели либо видеозапись взаимодействия своей группы, либо видеозапись взаимодействия другой группы. После просмотра видеозаписи участники предсказывали, как их оценит каждый член группы. Результаты трех экспериментов подтвердили гипотезу о том, что самонаблюдение повышает точность метавосприятия. Предположительно, самонаблюдение дает объективную информацию о своем поведении, что увеличивает способность определять, как другие оценивают человека, предполагая, что у себя и других есть общие смысловые системы.

Похожие статьи

  • Действие, поведение и бескорыстная основа метавосприятия.

    Олбрайт Л., Форест К., Рейзетер К. Олбрайт Л. и соавт. J Pers Soc Psychol. 2001 ноябрь; 81 (5): 910-21. doi: 10.1037//0022-3514.81.5.910. J Pers Soc Psychol. 2001. PMID: 11708566

  • Метаточность среди знакомых людей: анализ социальных отношений межличностного восприятия и метавосприятия.

    Левеск М.Дж. Левеск М.Дж. J Pers Soc Psychol. 1997 г., январь; 72 (1): 66–74. doi: 10.1037//0022-3514.72.1.66. J Pers Soc Psychol. 1997. PMID:75

  • Научитесь моделировать чужие решения.

    Судзуки С. , Харасава Н., Уэно К., Гарднер Дж.Л., Ичинохе Н., Харуно М., Ченг К., Накахара Х. Судзуки С. и др. Нейрон. 2012 21 июня; 74 (6): 1125-37. doi: 10.1016/j.neuron.2012.04.030. Нейрон. 2012. PMID: 22726841

  • Знают ли люди, как на них смотрят другие? Два подхода к определению точности метавосприятий.

    Доннелли К., Мун А., Критчер Ч.Р. Доннелли К. и др. Curr Opin Psychol. 2022 фев; 43:119-124. doi: 10.1016/j.copsyc.2021.06.018. Epub 2021 6 июля. Curr Opin Psychol. 2022. PMID: 34352724 Обзор.

  • Сила симуляции: воображение собственного и чужого поведения.

    Десити Ж., Грез Ж. Десити Дж. и др. Мозг Res. 2006 24 марта; 1079 (1): 4-14. doi: 10.1016/j.brainres.2005.12.115. Epub 2006 7 февраля. Мозг Res. 2006. PMID: 16460715 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Самонаблюдение за виртуальным двойником тела, вовлеченным в социальное взаимодействие, снижает мысли о преследовании.

    Горисс Г., Сенел Г., Банаку Д., Беакко А., Олива Р., Фримен Д., Слейтер М. Горисс Г. и соавт. Научный представитель 2021 г. 14 декабря; 11 (1): 23923. doi: 10.1038/s41598-021-03373-x. Научный представитель 2021. PMID: 34907279 Бесплатная статья ЧВК.

  • Рвение и оптимистически предвзятое метавосприятие: чем больше стремление узнать оценки других, тем выше оценка оценок других.

    Лу Дж., Дуань Х., Се Х. Лу Дж. и др. Фронт Псих. 2018 15 мая; 9:715. doi: 10.3389/fpsyg.2018.00715. Электронная коллекция 2018. Фронт Псих. 2018. PMID: 29867679 Бесплатная статья ЧВК.

  • Метаперцепция у подростков с расстройствами аутистического спектра и без них.

    Usher LV, Burrows CA, Messinger DS, Henderson HA. Ашер Л.В. и соавт. J Аутизм Dev Disord. 2018 фев; 48 (2): 533-548. doi: 10.1007/s10803-017-3356-1. J Аутизм Dev Disord. 2018. PMID: 29080926 Бесплатная статья ЧВК.

  • В поисках истинного себя: обратная связь как путь к самопознанию.

    Боллич К.Л., Йоханнет П.М., Вазире С. Боллич К.Л. и соавт. Фронт Псих. 2011 4 ноября; 2:312. doi: 10.3389/fpsyg.2011.00312. Электронная коллекция 2011. Фронт Псих. 2011. PMID: 22069394 Бесплатная статья ЧВК.

  • Симптомы расстройства личности и семейное функционирование.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *