Генезис самооценки личности как психологической категории Текст научной статьи по специальности «Психология»
УДК 159.923.2
ББК 88.52
К 56 В.А. Коваленко
Аспирантка кафедры психологии личности и общей психологии факультета управления и психологии Кубанского государственного университета; E-mail: [email protected]
ГЕНЕЗИС САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КАТЕГОРИИ
(Рецензирована)
Аннотация. Представлен аналитический обзор трудов отечественных и зарубежных ученых, посвященных представлениям о самооценке личности, ее отличий от самосознания и самоотношения. Проанализированы условия ее формирования и функционирования, влияния на деятельность. Показана взаимосвязь с ценностями личности, мотивацией, Я-концепцией, аффективными переживаниями.
Ключевые слова: самооценка, самосознание, самоотношение, Я-концепция, Я-образ,
ценности, мотивация.
V.A. Kovalenko
Post-graduate student of the Person Psychology and General Psychology Department of the Management and Psychology Faculty, the Kuban State University; E-mail: [email protected]
GENESIS OF THE PERSON’S SELF-APPRAISAL AS A PSYCHOLOGICAL CATEGORY
Abstract. The paper provides the state-of-the-art review of works of the domestic and foreign scientists on a self-appraisal of the person and on its differences from consciousness and self-relation. An analysis is made of conditions of its formation and functioning, as well as its influence on activity. The author shows its interrelation with the person’s values, motivation, concept of I-positions and affective experiences.
Keywords: a self-appraisal, consciousness, the self-relation, the concept of I-positions, the I-image, values, motivation.
Самооценке отводится центральная роль как личностному образованию. Она формируется под влиянием социального окружения с раннего детского возраста, функционируя, влияет на саморегуляцию и находится под влиянием ценностей личности. Оценить себя — значит определить свое отношение к себе, для чего необходимо иметь определенные нормы и ценности, а они, в свою очередь, находятся под влиянием социума и трансформируются со временем. И немаловажным в этом процессе является одобрение или осуждение со стороны значимых других. Оно, в свою очередь, влияет на нашу способность к рефлексии, без чего невозможно определить свое отношение к себе самому. А.В. Захарова отмечает, что произвольная регуляция своего поведения связана с рефлексией как интеллектуальным действием. О рефлексивности при процедуре оценивания себя говорили также Х. Хекхаузен, Л.С. Выготский, М.В. Лисина и др.
Проблеме изучения самооценки посвящено большое количество исследовательских работ как в отечественной, так и в зарубежной психологии. Некоторые авторы под самооценкой понимают самоотношение (А.В. Захарова, М.И. Лисина, В.Н. Маркин, М. Розенберг, В.Ф. Сафин, Е.Т. Соколова, А.Г Спиркин, Е.Ю. Худобина), иногда самооценку сводят к Я-образу и Я-концепции (Р. Бернс, И.С. Кон, В.Н. Маркин, И.И. Чеснокова и др.), что не так, ввиду того, что самооценка — это самостоятельный элемент структуры
самосознания (Л.В. Бороздина, Е.А. Залученова и др.). Тем не менее формирование всех этих компонентов обусловлено социумом, развитием и деятельностью личности в этом социуме. В деятельности самооценка тоже имеет очень важное значение: благодаря ей происходит профессиональное саморазвитие, и здесь она является характеристикой личностного включения в деятельность [1].
Особый интерес представляют работы, в которых предлагаются различные подходы и терапевтические методики для преодоления заниженной самооценки (Б.Ф. Скиннер, А. Адлер, К. Роджерс, Т.Л. Миронова, В.А. Алексеева, Н.Н. Авдеева). Однако в большинстве случаев коррекция идет за счет изменения внешнего поведения и почти не затрагивает другие аспекты личности человека, что, на взгляд А. Кузьменко, не может не влиять на их эффективность.
Согласно американскому философу и психологу Уильяму Джеймсу, самооценку (чувство собственного достоинства, самоуважение, удовлетворенность жизнью и т.п.) можно представить в виде дроби, в числителе которой находится успех, а в знаменателе — притязания личности. Следовательно, уровень самоуважения можно повысить, либо повышая успех (числитель дроби), либо понижая притязания (знаменатель). В своем труде «Психология» он первым ввел понятие «самооценка», «образ самого себя». Он разделил личность на составные элементы, чувства и эмоции, которые эти элементы вызывают (самооценка), и поступки согласно этим элементам (забота о самом себе и самосохранение). Самооценку он разделял на самодовольство и недовольство собой [2].
Что касается других ученых, то Б. Скиннер в своей теории оперантного научения говорит об опыте взаимодействия человека с окружающей средой: в результате
положительного опыта поведение повторяется, а в результате отрицательного — нет. Из этого опыта человек черпает представления о себе. А. Бандура развивал взгляды Скиннера, но также считал, что научение происходит не только через прямой опыт, но и через наблюдение («косвенное подкрепление»). Самооценка для него — это «самоэффективность», «самоуважение» и «чувство собственного достоинства». Действие самооценки Бандура видит через «мысленное представление удачного сценария, обеспечивающаего позитивные ориентиры для выстраивания поведения и осознанной репетиции успешных решений потенциальных проблем» [3].
А. Адлер видел формирование самооценки через переживание неполноценности и беспомощности по сравнению с другими в детстве, что для него является «началом длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности». Стремление к превосходству становится основной мотивационной силой человека [4].
Но, говоря о мотивации, нельзя не упомянуть о А. Маслоу: в своей иерархии потребностей он связывает с самооценкой потребность в принадлежности и любви и потребность в самоуважении. В своей теории человеческой мотивации он приравнивает «степень близости к базовым потребностям» к «степени мотивированности». Люди, удовлетворенные в своих базовых потребностях в жизни, особенно в более раннем возрасте, способны противостоять настоящему или срыву в будущем этих потребностей просто потому, что они имеют сильный, здоровый структурированный характер как результат базового удовлетворения [5] Именно через ценности, идеалы и т.п. происходит влияние на самооценку, а благодаря ей формируется самоуважение.
К. Роджерс рассматривал самооценку через «Я-концепцию» личности, которая формируется в процессе социализации личности благодаря взаимодействию со значимыми другими. Процесс формирования в основном проходит в младенческом и подростковом периоде. Через призму своей «Я-концепции» человек видит мир, но она не контролирует и не регулирует действия человека, скорее она символизирует главную часть сознательного опыта индивидуума, а поведение человека лишь согласуется с ней. Сама «Я-концепция» включает в себя помимо нашего восприятия то, какие мы есть, и тот образ, какими, по нашему мнению, мы должны быть или хотели бы быть [6].
Я-концепция, в свою очередь, включает как самоотношение, так и самооценку, входящую в Я-образ, который интегрирует самоотношение и самооценку. Если самоотношение исходно формируется как интериоризированное отношение значимых других и первично является эмоциональным образованием, то самооценка вырабатывается позже на основе самоотношения. По мере взросления индивида его самоотношение, кроме эмоциональных характеристик, приобретает оценочные, но ядро самоотношения по-прежнему является эмоциональным (К.Е. Изард, М.И. Лисина) [7].
А.З. Зак в своих исследованиях говорит о самооценке как о средстве анализа и осознания субъектом собственных способов решения задач, на которых строится внутренний план действий, обобщённая схема деятельности личности [8]. Т. Шибутани говорит о самооценке как о ядре ценностей. Б.Г. Ананьев высказал мнение, что самооценка — это сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование — понятие собственного «Я», являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности [9].
Г.К. Велицкас и Ю.Б. Гиппенрейтер понимают самооценку как продукт отражения субъектом информации о себе в соотношении с определенными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнитивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов [10]. Ю.Б. Гиппенрейтер даёт отличие самопознания, самооценки, самосознания от интроспекции. На ее взгляд, процессы познания и оценки себя сложны и продолжительны, в них входят данные самонаблюдения, но только как первичный материал, который накапливается и подвергается обработке: сравнению, обобщению и т. п. Сведения о себе мы получаем не только из самонаблюдения, но и из внешних источников. Ими являются объективные результаты наших действий, отношения к нам других людей и т. п. [11].
Ю.В. Котенко в своей работе обращает внимание на то, что самооценка интерпретируется как личностное образование, участвующее непосредственно в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира. И выделяет три подхода к рассмотрению самооценки: в структуре личности, в структуре самосознания либо в структуре деятельности [12].
По мнению Л.И. Божович, устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки окружающих и собственной оценки своей деятельности. Если ребенок не умеет анализировать свою деятельность, а оценка со стороны окружающих меняется в отрицательном для него направлении, возникают острые аффективные переживания, отрицательные формы поведения [13]. Анализируя и обобщая исследования отечественных и зарубежных ученых, Л.И. Божович предполагает структурно-динамическую модель самооценки как системного образования. Согласно ей, самооценка представляет собой форму отражения человеком самого себя как особого объекта познания, репрезентирующую принятые им ценности, личностные смыслы, меру ориентации на общественно выработанные требования к поведению и деятельности; является социальным образованием, функционирующим как компонент самосознания и участвующим в саморегуляции [14].
Итак, выявлено, что данный феномен рассматривается различными учеными в зависимости от подхода, в котором они работают, поэтому мы и сталкиваемся с многообразием понятий, которые пытаются раскрыть это явление с разных сторон. Самооценка, как психологическая категория, находится в структуре ядра личности, является ядром самосознания, формируется с детского возраста через стремление к превосходству как основной мотивационной силой под влиянием социальной ситуации развития и значимых других, тесно взаимосвязана с ценностями личности, мотивацией, Я-концепцией, аффективными переживаниями.
Самооценка — это когнитивный компонент личности, сформированный на основании эмоционального самоотношения. Она формирует различные формы поведения и регулирует
их. Но формирование самооценки начинается с помощью эмоционального компонента, а со временем идет приобретение когнитивных характеристик. Она является показателем отношения к себе и продуктом отражения сомоотношения, которое интегрировано с ней в Я-образе. Для многих ученых имеет много синонимов: чувство собственного достоинства, самоуважение, удовлетворенность жизнью, самоэффективность, самоуважение и пр. На самом деле эти синонимичные понятия лишь отражают суть самооценки и позволяют более полно понять ее предназначение. В данном контексте представляется интерес дальнейшего исследования феномена самооценки во взаимосвязи с ценностными ориентациями и мотивацией личности как с теоретической, так и с практической стороны.
Примечания:
1. Цергой Т.А. Особенности личностной включенности в педагогическую деятельность в условиях ситуативно заданного выбора работы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. 2009. Вып. 1 (40). С. 227-232.
2. Векилова С.А. История психологии: конспект лекций. М.: АСТ, 2005. С. 106.
3. Bandura A. Regulation of Cognitive Processes Through Perceived Self-Efficacy // Developmental Psychology. 1989. № 25. P. 729-735.
4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб: Питер, 1997. С. 169.
5. Maslow A.H. A Theory of Human Motivation // Psychological Review. 1943. Vol. 50. Р. 370-396.
6. Rogers C.R. A Theory of Therapy, Personility and Interpersonal Relationship, As Developed in The Client-Centred Framework // Psychology: A Study of a Science. N. Y.: McGraw-Hill, 1959. Vol. 3. Р. 134-256.
7. Кочеткова Т.Н. Специфика видов самоотношения личности в зависимости от выраженности эмоциональных и когнитивных компонентов: автореф. дис. … канд. психол. наук. Хабаровск, 2007. 19 c.
8. Зак А.З. Диагностика основных компонентов творческого мышления // Психодиагностика и школа: тез. симпозиума. Таллин, 1980. С. 106-108.
9. Ананьев Б.Г. К постановке проблем детского самосознания // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 18. С. 111-115.
10. Валицкас Г.К., Гипперейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 45-54.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Метод интроспекции и проблема самонаблюдения // Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 34-47.
12. Котенко Ю.В. Психологические особенности развития самооценки старших школьников в условиях профильной дифференциации обучения: автореф. дис. … канд. психол. наук. Астрахань, 2007. 19 c.
13. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология». 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. 192 с.
14. Захарова А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 5-14.
15. Психологический словарь / под ред. В.В. Давыдов и др. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Педагогика-ПРЕСС, 1998. 440 с.
References:
1. Tsergoi T.A. Peculiarities of ego involvement in pedagogical activity in the conditions of situationally set choice of work // Bulletin of Adyghe State University. Series «Pedagogy and psychology». 2009. Issue 1 (40). P. 227-232.
2. Vekilova S.A. The history of psychology: the abstract of lectures. М.: AST, 2005. p. 106.
3. Bandura A. Regulation of Cognitive Processes Through Perceived Self-Efficacy // Developmental Psychology. 1989. № 25. p. 729-735.
4. Hjelle L., Ziegler D. Personality Theories. SPb.: Peter, 1997. P. 169.
5. Maslow A.H. A Theory of Human Motivation // Psychological Review. 1943. Vol. 50. P. 370-396.
6. Rogers C.R. A Theory of Therapy, Personility and Interpersonal Relationship, As Developed in
The Client-Centred Framework // Psychology: A Study of a Science. N. Y.: McGraw-Hill, 1959. Vol. 3. P. 134-256.
7. Kochetkova T.N. The specificity of person’s self-attitude kinds depending on the intensity of emotional and cognitive components: Dissertation abstract for Candidate of Psychology degree. Khabarovsk, 2007. 19 pp.
8. Zak A.Z. Diagnostics of the basic components of creative thinking // Psychodiagnostics and school: symposium theses. Tallinn, 1980. P. 106-108.
9. Ananjev B.G. On the problems of children’s self-consciousness // News of NPA of RSFSR. 1948. Issue 18. P. 111-115.
10. Valitskas G.K., Gipperejter Yu. B. Self-appraisal of juvenile delinquents // Psychology Questions. 1989. № 1. P. 45-54.
11. Gipperejter Yu. B. The method of introspection and an introspection problem // Introduction to general psychology. M.: Moscow State University Publishing house, 1988. P. 34-47.
12. Kotenko Yu.V. Psychological peculiarities of the development of senior schoolchildren’s selfappraisal in the conditions of profile differentiation of teaching: Dissertaition abstract for Candidate of Psychology degree. Astrakhan, 2007. 19 pp.
13. Rubinstein S.Ya. Psychology of a mentally retarded schoolchild: manual for students of the teachers’ training institutes on speciality №2111 «Defectology». 3rd ed., corrected and enlarged. M.: Prosveshchenie, 1986. 192 pp.
14. Zakharova A.V. Structural and dynamic model of self-appraisal // Psychology Questions. 1989. № 1. P. 5-14.
15. Psychology Dictionary / ed. by V.V. Davydov, etc. 2nd ed. corrected and enlarged. M.: Pedagogy-PRESS, 1998. 440 pp.
cyberleninka.ru
18. Исследования в области самооценки. Психология личности
18. Исследования в области самооценки
Проблеме развития самооценки посвящено много исследований как у нас, так и за рубежом. Западноевропейские и американские психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, т. е. максимальную уравновешенность личности с окружающей его социальной средой. При этом сама окружающая среда рассматривается как враждебная человеку. Такой подход характерен как для З. Фрейда так и для его последователей-неофрейдистов (К. Хорни Э. Фромма и др.). В работах этих психологов самооценка выступает как функция личности и рассматриваете! в связи с аффективно-потребностной сферой личности
С точки зрения советской психологии роль самооценки не ограничивается приспособительной функцией; самооценка становится одним из механизмов, реализующих активность личности.
Большое значение для решения проблемы самооценки имеют работы К. Левина и его учеников, которые занимались специальным изучением мотивов, потребностей, уровня притязаний и их соотношения.
В результате этих и других исследований ученые при шли к выводу о соотношении самооценки и уровня притязаний. Интересной с этой точки зрения является теория К. Роджерса.
Личность, по Роджерсу, возникает в процессе развития, и ее сущностью является знание индивида о себе и самооценка. Самооценка возникает в результате взаимодействия с окружающей средой, оценочного взаимодействия с другими людьми. Поведение ребенка и его дальнейшее развитие прежде всего согласуется с его самооценкой.
В индивидуальном развитии, как говорит Роджерс, между представлением человека о себе и реальным опытом, включающим в себя и оценки окружающих, и моральные ценности, может возникнуть конфликт. В одних случаях причиной конфликта является расхождение между самооценкой и оценками окружающих, в других – расхождение между самооценкой и тем идеальным представлением о себе, отвечать которому человек стремится. Но не всегда это расхождение является патогенным. Роджерс считает, что выход в большей мере зависит от того, как сложилась самооценка в индивидуальном опыте человека.
В советской психологии исследования проблемы самооценки связаны с изучением проблемы развития и самосознания, что связано с именами Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, Л. И. Божович, М. С. Ней – марк, Л. С. Славиной, Е. А. Серебряковой и др. Эти исследования посвящены изучению уровня притязаний детей, их уверенности или неуверенности в себе и связанных с этим особенностей их самооценки.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
psy.wikireading.ru
Самооценка личности
Министерство образования российской федерации
Казанский государственный технический университет
Кафедра ЕНГД
Реферат
Самооценка личности
Выполнила: студентка группы 7296
Кузнецова Юлия Сергеевна
Проверила: Баева Эльмира Саяровна доцент кафедры ЕНГД
Набережные Челны 2003 год
Содержание
Введение
1. Понятие самооценки и её виды
2. Механизм становления самосознания и формирования самооценки
3. Самооценка личности в студенческой среде
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Кто себя не любит, Тот не имеет шансов на счастье.
Профессионал — это человек, который правильно оценивает свои возможности.
Реферат посвящен такому свойству человеческой психики, как самооценка.
Тема заинтересовала меня своей актуальностью и востребованностью. В последнее время появилось много книг; различных курсов по психологическому тренингу, посвященных повышению уверенности в себе. В обществе же они имеют репутацию как пособия «как разбогатеть и преуспеть по щучьему велению — по моему хотению». В расчет не берется тот факт5 что их востребованность объясняется тем; что проблема существует. Жизненный темп растет, а вместе с ним внутреннее напряжение и тревога. Они вызывают сомнения в себе. И проще всего в неудавшейся жизни обвинить длинный нос, жизненные обстоятельства, правительство и т. п. Так появляются психические расстройства, фобии и т.п. Остро встает вопрос защиты хрупкой человеческой психики и самооценки как ее элемента
Понять — значит наполовину исправить, поэтому целью моей работы является раскрытие сущности понятия самооценки и определение среднего уровня самооценки в молодежной среде.
Самооценка является одним из тех китов, на которых покоится наша психика/сознание. Поэтому я поставила перед собой задачи:
— Дать определение объекту исследования и указать его виды
— Раскрыть процесс формирования самооценки
— Привести среднестатистические данные о проведенном анкетировании студентов и на их примере обрисовать картину настоящего положения в нашем обществе.
1.Понятие самооценки и её виды
Мы предлагаем гостям те блюда, которые нравятся нам.
Так и в общении: вначале приготовь себя, понравься себе, а потом предлагай себя другому.
Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.
Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности,
Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение , а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека,
В индивидуальности личности выделяются базовые свойства — ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.
Что же представляет собой самооценка? Самооценка — это нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждейий, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому в аюге самооценки человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб. Благодаря способности к самооценке человек обретает возможность в значительной мере самостоятельно направлять и контролировать свои действия и даже воспитывать себя. Известных автор книг по психологии ТА Рытченко приводит такое определение самооценки; «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей». Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.
Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.
На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде — глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.
Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.
Низкая самооценка имеет много форм pi проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них — результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).
Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
Формирование и развитие позитивной самооценки — это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, Позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов,
Свою жизнь можно усовершенствовать только тогда, когда мы сами, а не случай программируем свое подсознание и мышление. Итак, формирование позитивной самооценки — главная жизненная установка для каждого из нас.
2.Механизм становления самосознания и формирование самооценки
Нередко в процессе воспитания способности не развиваются, а подавляются и уничтожаются.
Известно, что в подростковом и юношеском возрасте усиливается стремление к самовошриятию, к осознанию своего места в жизни и самого себя как субъекта отношений с окружающими, С этим сопряжено становление самосознания. У старших школьников формируется образ собственного Я (Я-образ, Я-концепция). Образ Я — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими, В образ Я встраивается и отношение к самому себе: человек может относиться к себе фактически так же, как он относится к другому, уважая или презирая себя, любя и ненавидя и даже понимая и не понимая себя, — в самом себе индивид своими действиями и поступками представлен как в другом. Образ Я тем самым вписывается в структуру личности. Он выступает как установка по отношению к себе самому.
Образ Я — и предпосылка, и следствие социального взаимодействия. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ его Д а множество сменяющих друг друга Я-образов, попеременно то выступающих на передний план самосознания, то утрачивающих свое значение в данной ситуации социального взаимодействия, Я-образ — не статическое, а динамическое образование личности индивида.
Я-образ может переживаться как представление о себе в момент самого переживания, обычно обозначаемое в психологии как реальное Я, но, вероятно, правильнее было бы его назвать сиюминутным, или текущим Я субъекта. Когда^подросток в какой-то момент говорит или думает: «Я презираю себя», то это проявление отроческого максимализма оценок не должно восприниматься как стабильная характеристика Я-образа школьника, Более чем вероятно, что через некоторое время его представление о себе сменится на противоположное,
mirznanii.com
Самооценка личности в психологии, ее особенности и коррекция
Было бы неплохо, если б каждый человек задумывался не только о чужом, но и о своем поведении – в первую очередь. Многие умеют (а некоторые и очень любят) осуждать других, но вот в себе не замечают ничего плохого. Часто отношение к нам окружающих зависит от нашего поведения, а не от их характера.
А еще многое зависит от нашей реакции. Потому что на одну и ту же фразу или действие разные люди реагируют по-разному.
В психологии давно уже есть множество понятий, которые помогают разделить людей по типам характеров и поведения, и они очень помогают тем, кто хочет разобраться в себе. Ведь оценить самого себя трезво, разумно и непредвзято очень сложно! Намного легче винить в неудачах кого-то другого или «обстоятельства».
Что такое самооценка личности
Обычный человек относится к себе в меру критично, оценивая своё поведение как нормальное. Но в социуме столько разных людей, как же определить свою «нормальность»? Как понять, что собственное поведение – нормальное? Что реакция на внешние воздействия – адекватная?
Ведь бывает как завышенная, так и заниженная самооценка. Чтобы правильно оценить себя, надо постоянно заниматься самоанализом. И уметь признавать как свои ошибки, так и свои таланты. Это долгая работа над собой, требующая внимания и концентрации.
Что влияет на самооценку личности
Но самооценка личности зависит не только от этого. Слишком много факторов, это определяющих. Например, окружение. Ведь неспроста дети из детдомов и дети из полных семей различаются по поведению и характеру. Точно так же, как различны счастливые и любимые дети, и те, кого постоянно унижают и бьют.
Тут хочешь-не хочешь, а самооценка будет соответствующая. Потому что формирование оной происходит всю жизнь. Можно как разочароваться в себе, так и стать увереннее.
Многое определяет сила характера, сила воли и настрой. Кто-то очень внушаем и постоянно меняет свое мнение в зависимости от окружающих его людей, а кто-то тверд в своих убеждениях, даже если они идут вразрез с убеждениями социума.
Важную роль в развитии человека, как личности, играют родители. Их мнение для нас зачастую важнее всех других, и они манипулируют нами, порой неосознанно. Не всегда это плохо, но было бы прекрасно начать понимать, в какие моменты это происходит.
Как определить личностные особенности
Чтобы лучше определить свои личностные особенности, даже создана методика имени С. А. Будасси. По таблице нужно выбрать те свойства, которые присущи вам, их должно быть 20. Потом выписать их и расположить в том порядке, в котором вы бы хотели видеть их у себя – от самых желанных до самых неприятных.
Таблица помогает увидеть свои положительные и отрицательные свойства, сравнить их количество. Далее нужно выписать те свойства, которые вам не присущи, но вы желаете их у себя видеть. Сравниваем эти два списка, и думаем над тем, какая нужна коррекция, чтобы изменить себя в лучшую сторону.
Хотелось бы отметить, что каждый человек способен оценить свое поведение реально и в силах изменить его в лучшую сторону. Чтобы этого добиться, нужно каждую сложную ситуацию, каждый произошедший конфликт обдумывать в одиночестве, спокойно, без лишних эмоций, пытаясь понять, кто по-настоящему был не прав.
Нужно стараться и чужие слова и поступки оценивать беспристрастно и серьезно. И вместо обвинений подумать о собственной реакции.
Слишком ранимым хочется напомнить о том, что не всегда действия другого человека обусловлены вашим поведением, порой все дело в том человеке, а не в вас. Бывает и другая крайность – когда человек во всем винит других, не умея признавать свои ошибки.
Зато когда все хорошо – расточает похвалы только себе, даже если кто-то ему помогал. И возникают проблемы в общении. Именно поэтому так важно это самокопание, которое поможет избавиться от нежелательных черт характера.
Главное, помните – любой человек может измениться, а те, кто говорит «такой характер», «меня не изменить» — просто не хотят ничего менять!
Видео по теме статьи
webdiana.ru
Низкая самооценка | Психология личности
Адекватная самооценка является одним из ключевых признаков полноценной здоровой личности. Обычно она формируется на протяжении длительного периода времени в зависимости от характера человека, его социального статуса, достижений и успехов в работе и семейной жизни, от мнения окружающих.
Зачастую причины низкой самооценки следует искать в детстве.
Такие факторы накапливаются, как снежный ком, и выливаются в серьезные проблемы уже во взрослой жизни, приводят к сложным взаимоотношениям в семье и коллективе, к неумению найти в жизни любимое, интересное дело, хороших друзей.
Человек с низкой самооценкой чаще всего не понимает, в чем основная причина такого отношения к себе, и не знает, как выйти из сложившейся ситуации. Иногда причина связана с болезненными переживаниями, и самый простой путь – спрятаться от признания самому себе в наличии проблемы. В некоторых случаях такие люди сами обращаются за помощью, однако гораздо чаще людям с низкой самооценкой нужна поддержка в осознании происходящего, толчок, вызывающий желание изменить себя.
К первым признакам низкой самооценки можно отнести:
постоянную нервозность и беспокойство;
отсутствие уверенности в себе;
критичность к себе и пренебрежение к своему здоровью, внешности, саморазвитию;
возникновение сложностей в принятии, казалось бы, простых решений;
подозрительность к окружающим («не так посмотрел», «что-то подумал», «не то сказал»).
Самым неприятным в такой ситуации является тот факт, что поведение человека с низкой самооценкой в большинстве случаев действительно вызывает неприятие у окружающих. Сознательно или подсознательно друзья и коллеги начинают избегать подозрительного человека с плохим настроением и непрерывным потоком самокритики.
За счет этого низкая самооценка лишь снижается еще больше.
Со временем низкая самооценка приводит и к гораздо более пагубным привычкам и явлениям. Так, человек с низкой самооценкой зачастую впадает в глубокую депрессию за счет подверженности стрессам, его может охватывать паника и приступы тревоги из-за невозможности принять правильное решение в трудной ситуации.
Для того чтобы отвлечься от своих проблем, человек с низкой самооценкой начинает искать себе новых «друзей», которые точно его не предадут. Так низкая самооценка приводит к злоупотреблениям алкоголем, калорийной пищей, а иногда и наркотиками или медикаментозными препаратами для выхода из депрессивного состояния.
Постепенное нарастание эмоционального напряжения, вызванного низкой самооценкой, может даже толкнуть человека на преступление, являющееся своего рода кульминацией, выплеском всей накопленной агрессии.
Итак, вы заметили, что у вас низкая самооценка?
Хорошо, что вы нашли в себе силы признать этот факт! Будет непросто, но вы сможете изменить себя и свою жизнь. Избавившись от низкой самооценки, вы откроете для себя новый мир, готовый принять вас, дать вам то, чего вы заслуживаете – все самое лучшее, что может быть в жизни человека! Сейчас вы даже не можете себе представить, сколько интересного, необычного и прекрасного проходит мимо вас только потому, что вы уверены, что не достойны большего!
Первым делом постарайтесь осознать свои преимущества и недостатки, убедитесь, что у вас есть замечательные качества и сильные стороны, достойные уважения и самой высокой оценки.
Сыграйте сами с собой в простую игру – каждый день делайте три вещи, которые приносят вам радость, стройте планы и выполняйте их, живите настроением, которое обязательно станет хорошим, ведь вы начинаете жить для себя. Возможно, на первом этапе вам потребуется помощь специалиста – не дайте своей низкой самооценке запретить вам обращаться за помощью!
Преодолейте себя, и мир повернется к вам, все вокруг заиграет яркими красками, ваша жизнь наполнится светом и теплом. Если же вы поняли, что близкий вам человек столкнулся с проблемой низкой самооценки, постарайтесь поддержать его.
Не жалейте времени на то, чтобы поговорить с ним, выслушать его мысли, стремитесь хвалить его даже за любые достижения, избегайте критики и сравнений не в его пользу. Просто будьте хорошим другом и близким человеком. Ведь у тех, кого ценят и любят друзья, низкой самооценке не остается в жизни места.
Однако перед тем, как вступить в борьбу за самооценку другого человека, подумайте – какую цель вы преследуете?
Осознаете ли вы до конца, насколько изменится ваш знакомый после избавления от своей проблемы? Что движет вами – желание спасти мир или искренние добрые чувства к тому, кому вы хотите помочь? Спасая человека, полностью беря на себя ответственность за происходящее, вы можете оказаться в ситуации, когда тот, на кого направлены ваши добрые намерения, не разделит ваших усилий, и все это может обернуться против вас.
Желание изменить свое качество жизни должно быть внутри самого человека. Сделать что-то за него мы не в силах. Впрочем, о причинах возникновения желания помочь окружающим мы ещё поговорим.
Автор — Павел Петров
Источник
Новые статьи:
Старые статьи:
www.socionic.ru