Самооценка это что: Самооценка: что это, на что влияет, как ее повысить и нужно ли?

Советы специалистов

Формирование самооценки ребенка в дошкольном возрасте

Самооценка — это оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. На успешность человеческой жизни, помимо объективных обстоятельств, влияет также уровень самооценки, которая начинает формироваться в дошкольном периоде (3-6 лет), становится устойчивой и меняется с большим трудом. Это так называемый фундамент личности и его успеха. 

На формирование самооценки ребенка влияют взрослые (родители) и сверстники. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от оценки взрослого. Образ, который создают родители, причем как положительный, так и отрицательный, постепенно становится собственными знаниями ребенка о себе. Сверстники также оказывают влияние на формирование самооценки ребенка. Дети говорят то, что думают и чувствуют, и если им кто-то не нравится, то об этом будет сказано открыто.

Такая детская непосредственность, может, конечно, занижать уже низкую самооценку, но и повысить ее. Это происходит потому, что дети оценивают другие качества сверстника. Например, умение играть, придерживаться правил, быстро бегать.

Самооценка формируется в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка. В разных видах деятельности самооценка разная. (В игре, в трудовой деятельности, в изо). В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников.

Самооценка имеет два основных компонента:

Интеллектуальный — это представление о себе, знания о себе, сравнения с другими и анализ.

Эмоциональный- это отношение к себе, которое формируется из отношений взрослых и сверстников к ребенку, удовлетворение его положением в семье и среди сверстников.

В дошкольном возрасте преобладает именно эмоциональный компонент. Поэтому дошкольник постоянно спрашивает «Я хороший? Я молодец?». Эти вопросы могут мучить малыша непрерывно.

Ребенок с адекватной самооценкой (самоуверенный):

• Уверен в себе, активен, уравновешен;

• часто смеется, действует свободно, любит играть с другими детьми;

• любит шутить даже о себе, не обидчив, не манипулирует окружающими;

• не впадает в истерику, если кто-то другой оказывается лучшим или в условиях конкуренции;

• является творческим и верит в собственные способности;

• не боится новых ситуаций и любых изменений в жизни;

• умеет анализировать результаты своей деятельности;

• может признавать наличие ошибок в своей работе, пытается выяснить причины своих ошибок;

• достаточно общителен и дружелюбен;

• быстро переключается с одного вида деятельности на другой;

• настойчив в достижении цели;

• стремится сотрудничать, помогать другим;

• он верит в себя, хотя способен попросить о помощи;

• способен принимать решения.

• он ценит себя, а потому готов ценить и окружающих.

• у такого ребенка нет барьеров, мешающих ему испытывать разнообразные чувства к себе и окружающим. Он принимает себя и других такими, какие они есть.

Но встречаются и дети с неадекватно завышенной самооценкой:

• Такой ребенок, как правило, очень подвижный, несдержанный;

• быстро переключается с одного вида деятельности на другой, часто не доводит начатое дело до конца;

• не склонен анализировать результаты своих действий и поступков;

• в большинстве случаев они пытается решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца;

• чаще всего ребенок не осознает своих неудач.

• такой ребенок склонен к демонстративному поведению и доминированию (всеми силами старается обратить на себя внимание, стремится к управлению другими детьми)

• ребенок с завышенной самооценкой может считать, что он во всем прав;

• часто перебивает, относится к другим свысока;

• при завышенной самооценке ребенок часто агрессивный, принижает достижения других детей.

• от ребенка с завышенной самооценкой можно услышать: «Я самый лучший!».

Ребенок с заниженной самооценкой:

• Чаще всего нерешительный, малообщительный, недоверчив к другим людям, молчалив, движения скованны;

• стремится к уединению, обидчивы;

• очень чувствительный, готов расплакаться в любой момент;

• не стремится к сотрудничеству и не способен постоять за себя;

• ребенок с заниженной самооценкой тревожный, не уверен в себе;

• такой ребенок все время думает, что его обманут, обидят, недооценят, всегда ожидает худшего;

• он заранее отказывается от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними;

• ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным;

• такой ребенок плохо адаптируется к новым условиям;

• такой ребенок, как правило, имеет низкий социальный статус в группе сверстников.

     • Заниженная, негативная самооценка у ребенка крайне неблагоприятна для полноценного развития личности. У таких детей есть опасность формирования установки «Я плохой», «Я ничего не могу», «Я неудачник».

 • Ребёнка с низкой самооценкой легко узнать среди других детей. В игре «Моряки» он не выберет роль капитана. В игре «Дочки-матери» возьмёт на себя роль ребёнка, а не мамы, папы, то есть ведомого. Сегодня – в игре, завтра – в жизни. Маленькому ребенку заниженная самооценка может мешать овладевать новыми навыками и умениями, а также наладить контакты с ровесниками. У подростка проблема заниженной самооценки имеет более масштабные результаты и даже может привести к расстройствам психики и душевным страданиям. Бывали случаи, когда по причине очень низкой самооценки подростки кончали жизнь самоубийством, обосновывая свой поступок так: «Я никому не нужен», «меня никто не любит».

Рекомендации для родителей для формирования адекватной самооценки ребенка:

1. Оцените свой уровень самооценки (завышенная или заниженная). Неуверенные в своей силе люди обычно воспитывают неуверенных детей. Если у вас самих есть множество комплексов, то вам никогда не удастся доказать ребенку, что нужно быть уверенным в себе. Ничего не может быть полезней для детей, чем позитивный пример. Поэтому поставьте перед собой вопросы: любите ли вы себя? Верите ли в свои силы? Не боитесь ли перемен? Если хотите эффективно воспитать своего малыша, то займитесь сначала преодолением собственных комплексов.

2. Больше времени проводите с ребенком и уделяйте ему внимание. Отсутствие родителей в жизни ребенка отбирает у него ощущение собственной силы. Чтобы избежать этого, обязательно проводите много времени с ребенком. Вы никогда не убедите его в том, что он важен для вас, если вы не находите для него времени.

3. Относитесь к делам малыша с уважением. Если вы играете с ребенком в какую-нибудь игру, не поглядывайте время от времени в телевизор. Не путайте имена его друзей, название мультиков и главных героев, что он смотрит и слушает. Интересуйтесь, как у него дела, что он любит, а что нет. Ведь если кто-то для вас важен, то вы будете интересоваться его делами – точно так же нужно поступать и по отношению к малышу.

4. Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все проблемы, но и не перегружайте его. Пусть ребенок поможет с уборкой, получит удовольствие от проделанной работы и заслуженную похвалу. Ставьте перед ребенком посильные задачи, чтобы он смог почувствовать себя умелым и полезным.

5. Поощряйте в ребенке инициативу.

6. Помните, что для формирования адекватной самооценки как похвала, так и наказание тоже должны быть адекватными.

Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь (если недостаточно уверен в себе ребенок).    

Одним из приемов похвалы может быть аванс, или похвала за то, что будет. Одобрение заранее внушит малышу веру в себя, свои силы: «Ты это сможешь!». «Ты это почти умеешь!», «Ты обязательно справишься!», «Я в тебя верю!», «У тебя все получится!».

Приемы для нормализации завышенной самооценки ребенка:

1. Учите ребенка прислушиваться к мнению окружающих людей.

2. Учите уважать чувства и желания других детей, так как они так же важны, как и собственные чувства и желания.

Приемы для повышения самооценки ребенка:

1. Попросить совета как у равного или старшего. Обязательно при этом последуйте совету ребенка, даже если он далеко не лучший.

2. Попросите о помощи как у равного или старшего.

3. Есть моменты, когда и всемогущему взрослому нужно побыть младшим- слабым, зависимым, беспомощным, беззащитным. от ребенка!

4.Старайтесь принимать вашего ребенка таким, какой он есть.

  Для дошкольного возраста характерна несколько завышенная самооценка. Именно небольшая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира.

    К концу дошкольного возраста у ребенка начинается самооценка становиться более гармоничной, адекватной. Дети начинают воспринимать себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.

 

Подготовила статью: Абдуразакова Кызылгуль Умаровна, психолог 

О самооценке и уверенности в себе

Как повысить и то, и другое

По статистике, 75% людей полагают, что самооценка и уверенность в себе – это примерно одно и то же. Даже в книгах из серии «Помоги себе сам» авторы довольно часто подменяют эти понятия. Наверняка вам встречались заголовки типа «Самооценка. Как повысить уверенность в себе». Интересно отметить, что та же самая проблема наблюдается и в англоязычных изданиях: confidence (уверенность в себе) и self-esteem (самооценка) воспринимаются как взаимосвязанные понятия. Так ли это? Давайте попробуем разобраться, в чем заключается разница, если она есть вообще.
Для начала обратимся к цитате Опры Уинфри, которая убеждена: «Абслютно все проблемы мирового масштаба могли бы быть решены с помощью повышения самооценки людей». Довольно смелое предположение, не так ли? Значит ли это, что адекватная самооценка индивида превыше всего и даже важнее уверенности в себе? Не совсем так. В любом случае, мнение Опры Уинфри можно считать авторитетным, принимая во внимание ее личный опыт. Возможно, именно повышение самооценки помогло ей пройти нелегкий жизненный путь и стать одной из богатейших и самых влиятельных людей в мире.
Начнем с общепринятых определений. Самооценка – это оценивание человеком себя самого, своих личных качеств, достоинств и недостатков, представление о важности своей деятельности в обществе, а также открытое или закрытое выражение этого. Современные психологи выделяют три вида самооценки: нормальную (адекватную), заниженную и завышенную. Для целей данного обсуждения остановимся на обобщенных определениях. Уверенность в себе – это способность управлять своим состоянием и восприятием, а также убежденность в наличии этой способности у себя.
В чем же разница? Самооценка – понятие внутреннее, связанное с ценностями человека; отвечает на вопрос «Кто я?», «Почему я думаю так, а не иначе?»; выражает чувства человека по отношению к самому себе и формируется буквально с рождения. Уверенность в себе и своих силах – понятие в большей степени внешнее, связанное с приобретенными знаниями и имеющимися навыками, с убеждениями человека, с его действиями в определенной обстановке; отвечает на вопросы «Что я могу?», «Как я могу проявить себя в данной ситуации?». Другими словами, уверенность в себе – это более гибкое и подвижное понятие, которое формируется у человека на более поздних ступенях развития и в течение всей жизни по мере приобретения им новых навыков и умений. Например, когда вы только начинаете изучать иностранный язык, у вас нет уверенности, что вы можете общаться на нем. Однако по мере изучения языка и приобретения навыков общения на нем вы становитесь все более уверенными в своей способности общаться с иностранцами. По мере использования своих знаний ваша уверенность будет только возрастать.
Следует обратить внимание на то, что если вы решите обратиться за профессиональной помощью для поднятия самооценки или уверенности в себе при помощи специалистов, то обращаться придется к разным специалистам. Так, хороший коуч легко, буквально за несколько сессий поможет вам повысить уверенность в себе. Некоторые коучи специализируются исключительно в этой области (Confidence Coaching). А вот для повышения самооценки потребуется помощь квалифицированного психотерапевта, так как речь пойдет о корректировке глубинных психологических понятий. Представьте только, что может произойти, если человек с заниженной самооценкой явится на сеанс коучинга с глубоким внутренним убеждением: «Я ничто, и звать меня никак», а ему будет предложено оставить прошлое и начать строить грандиозные планы на будущее – и незамедлительно действовать. Из этого просто ничего не выйдет, а такой сеанс будет сплошным разочарованием и для коуча, и для клиента (не говоря уже о потере времени и денег).
Итак, если вы чувствуете, что у вас низкая самооценка, вас гложут мысли из разряда «Со мной явно что-то не так», «У всех вокруг все хорошо, а я неудачник, вечно мне не везет», имеет смысл повысить самооценку в первую очередь. Это станет необходимым фундаментом для повышения уверенности в своих силах.
В свое время основатель американской психологии Уильям Джеймс разработал такую формулу адекватной самооценки: успех, поделенный на притязания (pretensions), плюс еще больший успех и минус провал. Некоторого рода ловушки в этой (впрочем, как и в любой другой) словесной формуле заключаются в том, что каждый человек вкладывает свое личное понимание в общие понятия, пропуская их сквозь призму личного опыта, приобретенных, а иногда и навязанных знаний.
К примеру, не так давно в коучинговой академии в Лондоне провели такой эксперимент с участием около 300 человек. Каждому участнику было предложено написать на листе бумаги четыре слова: «успех», «риск», «общение» и «радость» и в течение нескольких минут описать свое понимание каждого из этих слов. Затем в течение 20 минут участники ходили по залу и делились своими описаниями друг с другом в попытке найти полностью, слово в слово, совпадающее определение. Как вы думаете, сколько идентичных описаний им удалось обнаружить? Ответ: ни одного. Понимаете, что это значит? Каждый из нас обладает своим, уникальным восприятием действительности. Именно поэтому «расшифровка» формулы самооценки у каждого будет своя, особенная.

Чтобы лучше разобраться с самооценкой, ответьте себе на такие вопросы:
Что значит для меня самооценка?
Как я понимаю адекватную самооценку?
У кого в моем окружении самооценка занижена или завышена? По каким признакам мне удалось это определить?

Для более глубокого понимания уверенности в себе вам могут помочь ответы на следующие вопросы:
Как вы отличаете уверенного в себе человека от неуверенного?
Какие внешние признаки выдают уверенность в себе?
Как уверенные в себе люди выглядят? Как они говорят? Какая у них осанка, походка?

Ответы на эти вопросы могут помочь вам приобрести ясность, более адекватно оценивать свои силы и увидеть наконец свои потенциально безграничные возможности. И тогда, как предрекает Опра Уинфри, решение любых вопросов и проблем будет вам по плечу.
Если у вас по какой-то причине в данный момент нет возможности обратиться за поддержкой к коучу или психотерапевту, попробуйте следующие проверенные способы.
Для повышения самооценки вы можете создать своеобразный виртуальный банк и назвать его на свое усмотрение «Банк похвальбушек», «Банк позитива» – используйте свою фантазию. Этот банк будет представлять собой ежедневно пополняемый список позитивных утверждений о себе, своих внутренних качествах. Каждый день перед сном пополняйте свой банк и перечитывайте уже имеющиеся высказывания. Более подробно об этой методике можно прочитать в работах Э. Берна.
Для приумножения уверенности в себе ведите дневник ваших успешных действий. Назовите этот дневник на свое усмотрение и в течение 2-3 месяцев ежедневно отмечайте минимум пять своих успешных действий, какими бы незначительными они ни казались. Удалось ответить на работе на все телефонные звонки? Отлично! Приготовили дома яичницу и съели ее? Еще лучше! Уже успех! Не пропускайте ни одного дня. Автор этой методики Бодо Шефер гарантирует, что при точном соблюдении этих условий вы не только повысите уверенность в себе. Ваши доходы тоже начнут расти.

Марина Воробьева

Поделиться

Previous Налоговые консультации

Next Уровень иммиграции в Великобританию упал

Уверенность в себе и самооценка — в чем разница?

Термины уверенность в себе и самооценка часто смешиваются. Уверенность – это мера веры в собственные способности; уважение касается нашего самоощущения. Он включает в себя как мысли, так и эмоции и влияет на то, как мы воспринимаем других и взаимодействуем с миром.

Когда у детей здоровая самооценка, они, как правило, уверены в себе.

Точно так же, если у ребенка негативное представление о себе, что часто бывает у учащихся с невыявленными трудностями в обучении, это может вызвать у них неуверенность в своих занятиях в классе, особенно в задачах, связанных с чтением и письмом.

Для детей школьного возраста незамеченная трудность в обучении может иметь серьезные последствия. Это не только приведет к отставанию в развитии навыков грамотности, но и довольно часто вызывает чувство разочарования, беспокойства и гнева.

Вера в то, что они каким-то образом менее умны или способны, чем их сверстники, способствует низкой самооценке, которая со временем вызывает депрессию. Это также может спровоцировать избегание действий, вызывающих негативные эмоции.

Ученик может быть отмечен как «ленивый» или «не пытающийся», что еще больше подрывает самооценку и запускает порочный круг, приводящий к поведенческим проблемам и действиям.

Вот почему родителям и учителям детей с трудностями в обучении крайне важно сосредоточиться на повышении самооценки учащихся , в дополнение к их уверенности в себе. Не существует быстрого решения для нездоровой самооценки. Формирование самооценки требует познания себя и принятия своих сильных и слабых сторон.

Со здоровой самооценкой можно использовать стратегии преодоления трудностей, улучшить навыки грамотности и восстановить уверенность в чтении и письме.

Уверенность в себе

Уверенность заключается в том, чтобы знать, что мы можем и не можем делать, и верить в свои способности. Дети, которые уверены в себе, могут быть более склонны принимать вызовы, а также брать на себя ответственность за свои действия. Они могут испытать неудачу и поклясться, что будут стараться больше в будущих начинаниях. Конечно, чем успешнее учащиеся, тем больше они обретают уверенности.

Учащиеся с трудностями в обучении постоянно неудовлетворительно справляются с задачами, связанными с навыками грамотности, получают плохие оценки за задания и получают негативные отзывы от учителей, что может подорвать уверенность в себе. В частности, люди с дислексией часто испытывают некоторую непоследовательность в своих действиях, правильно произнося слово в один день и неправильно в следующий.

Это усиливает тревогу и делает их еще менее уверенными в своих силах. В статье Мичиганского университета говорится о склонности детей с трудностями в обучении рассматривать свои успехи как удачу, а неудачи — как недостатки собственных способностей (1).

Самоуважение

Если уверенность — это вопрос доверия, то уважение — это оценка ценности. Человек может быть уверенным в определенных областях своей жизни и при этом иметь низкую самооценку. Например, спортсмен, который доверяет себе на игровом поле, но не уверен в себе в классе, может втайне полагать, что он или она не умен.

Готовность принять новые вызовы в спорте может отвлечь педагогов от уклонения от школьных занятий и привести к постоянной плохой успеваемости при выполнении учебных заданий.

Часто дети с отклонениями в обучении борются как с низкой самооценкой, так и с отсутствием уверенности в себе. Когда у всех все хорошо, а у вас нет, вы можете начать считать себя «глупым» или каким-то образом «менее способным». В худшем случае это может привести к тому, что учащиеся бросят школу и будут бороться с депрессией во взрослой жизни.

Трагедия заключается в том, что люди с трудностями в обучении просто учатся по-другому, и адаптация занятий в классе к их уникальному стилю обучения может иметь решающее значение.

Как помочь

Самоуважение восстанавливается, когда признаются различия в обучении, а проблемы с успеваемостью объясняются несоответствием стиля обучения и уроков недостаточному старанию или недостатку интеллекта у ребенка.

Для родителей и учителей учащихся, которые борются с дислексией, диспраксией, замедленной обработкой данных, СДВГ и другими трудностями в обучении, особенно важно сосредоточиться на повышении самооценки учащихся, а затем предоставить им возможности для саморазвития. уверенность.

Вот несколько советов, о которых следует помнить:

Будьте реалистом.

Ожидать, что учащийся с дислексией за одну ночь освоит написание продвинутых словарных списков, нереалистично и несправедливо. Для достижения прогресса может потребоваться сосредоточенное изучение, обучение стратегии и много повторений. Убедитесь, что вы и учащийся находитесь на одной волне, особенно во время стратегических вмешательств. Это держит ожидания под контролем и позволяет избежать любого разочарования, которое может помешать им вновь обрести уверенность в своих силах. Узнайте больше о стратегиях правописания при дислексии и о том, как побудить учащихся с дислексией участвовать в занятиях по развитию силы.

Будьте терпеливы.

Отношение и самооценка не изменятся за одну ночь. Сдвиг в самооценке и повышение уверенности в себе будут происходить в результате постепенного прогресса и накопления стабильных результатов. Мотивация к обучению может ускорить процесс, но важно убедиться, что она исходит изнутри учащегося, а не связана только с внешним вознаграждением.

Будьте гибкими.

Некоторым учащимся просто нужно больше времени и повторений, чтобы достичь тех же результатов. Особенно это касается людей с трудностями в обучении. Поймите, что нет двух людей с определенными трудностями в обучении, которые испытывают одинаковый набор или степень симптомов, и познакомьтесь со своими учениками, чтобы помочь адаптировать уроки к их уникальному стилю обучения. Как правило, учащиеся с дислексией извлекают пользу из «заучивания» нового материала. Узнайте больше о помощи учащимся с дислексией и диспраксией в классе.

Будьте позитивны.

Хвалите и подбадривайте и старайтесь избегать негативных комментариев. Учащиеся, которые борются с трудностями в обучении, могут привыкнуть получать в основном негативные отзывы об их подходе, успеваемости или школьной работе. Если вы услышите много слов «хорошая работа», «хорошая работа» и «мне очень понравилось, как вы…», это может изменить день учащегося и помочь ему начать думать о себе и своих способностях в более позитивном свете.

Будьте правдивы.

Отмечайте их достижения, но избегайте преувеличенной похвалы. Это потому, что это может нанести больше вреда самооценке учащегося, чем пользы, особенно когда ложная похвала очевидна для человека.

Чем больше ученика ценят и хвалят, тем выше он начинает думать о себе. Чем больше им нравится успех в академических задачах, тем увереннее они становятся.

Создайте возможности для успеха

Отличный способ добиться успеха — разбить сложные задачи на более мелкие и более управляемые шаги, которые люди могут выполнять по одному и повторять при необходимости. В этом отношении полезен курс самостоятельного обучения, поскольку он учит ребенка верить в свои способности.

Это может быть программа, обучающая второстепенным навыкам, например слепому печатанию. Таким образом, учащийся получает подкрепление своих знаний в области орфографии, чтения с листа и фонетики без позора, связанного с необходимостью дополнительной помощи из-за плохой успеваемости.

Помните, что способности можно улучшить с помощью целенаправленного обучения. Когда учащиеся контролируют свое собственное обучение и лучше понимают, что они могут и чего не могут делать, это настраивает их на успех.

Сенсорное чтение и правописание

Чтение и правописание вслепую — это программа, которая обучает печатать вслепую и укрепляет навыки грамотности. Его успешно использовали для восстановления уверенности и повышения самооценки у учащихся всех возрастов и уровней способностей, поскольку он был разработан для учащихся с учетом трудностей обучения. Модули короткие и несложные, и их можно проходить повторно, пока не будут достигнуты более высокие баллы. Модули распределены по уровням, а предметы предлагают дополнительные возможности для изучения математики, естественных наук и английского языка.

Узнать больше

Более того, учащиеся проходят курс в подходящем для них темпе, получая множество положительных отзывов и поощрений по ходу дела и постепенно формируя навыки, которые помогут им в чтении и письме для выполнения классных заданий. .

У вас есть что добавить? Присоединяйтесь к обсуждению в комментариях!

Источники: 

1.http://dyslexiahelp.umich.edu/parents/living-with-dyslexia/home/social-e…

Для учащихся, страдающих дислексией

TTRS — это программа, предназначенная для обучения слепой печати детей и взрослых с дислексией с дополнительной поддержкой чтения и правописания.

Детская самооценка | Понимание

Самоуважение — это то, насколько люди ценят себя и насколько важными они считают себя в своем мире. Вы можете слышать, как люди говорят о важности самооценки у детей, в частности о «позитивной самооценке». Но что именно? И почему это так важно?

Проще говоря, положительная самооценка — это когда люди хорошо относятся к себе. Узнайте больше о положительной самооценке и о том, как помочь ребенку ее развить.

Изучите темы, выбранные нашими экспертами

  • Уверенность и самооценка

  • Воспитание детей

Почему положительная самооценка важна для детей, способных и уверенных в себе

27 Они ценят себя и свои способности.

Они гордятся тем, что могут сделать, и хотят стараться изо всех сил.

Когда дети уверены в себе и уверены в том, кто они есть, у них больше шансов развить мышление. Это означает, что они могут мотивировать себя принимать новые вызовы, справляться с ошибками и учиться на них. Они также с большей вероятностью постоят за себя и попросят о помощи, когда они в ней нуждаются.

Как дети развивают положительную самооценку

Дети развивают положительную самооценку, усердно работая над достижением цели и видя, как их тяжелая работа окупается снова и снова. Достижение целей показывает им, что у них есть все необходимое для решения новых задач. Их успех заставляет их чувствовать себя хорошо, и они узнают, что даже потерпеть неудачу — это нормально.

Когда дети преуспевают в чем-то, это нравится и другим людям, например их друзьям и взрослым, которые заботятся о них. Эта обратная связь также заставляет их чувствовать себя хорошо. И со временем они продолжают формировать положительную самооценку.

Когда у детей положительная самооценка, они:

  • Чувствуют уважение
  • Устойчивы и гордятся собой, даже когда совершают ошибку
  • Имеют чувство контроля над действиями и событиями в своей жизни
  • Действуют независимо
  • Берут на себя ответственность за свои действия
  • Чувствуют себя комфортно и уверенно в построении отношений
  • Имеют смелость принимать правильные решения, даже перед лицом давления сверстников

Недостаток самооценки сказывается на детях

Многие дети имеют проблемы с формированием и поддержанием положительной самооценки по многим причинам. Одной из распространенных причин является то, что дети плохо учатся в школе.

Если дети терпят неудачи в школе, они, вероятно, не получают много положительных отзывов от взрослых или одноклассников. Отзывы, которые они получают, часто негативны, потому что они постоянно слышат о том, что у них не получилось.

В некоторых случаях они могут получить неискренние положительные отзывы. Это может заставить их не доверять взрослым, которые должны им помогать. Или они могут опасаться детей, которые должны быть их «друзьями».

В результате они чувствуют себя менее уверенными в себе и своих способностях. У них может не быть мотивации пробовать то, что для них сложно, и им тяжело справляться с ошибками. В глубине души они могут не верить, что достойны хорошего обращения или успеха.

Дети с отрицательной самооценкой также могут:

  • Чувствовать разочарование, злость, тревогу или грусть
  • Потерять интерес к учебе
  • Трудно заводить друзей и сохранять их
  • Более склонны к насмешкам или издевательствам
  • Стать замкнутым или поддаться давлению сверстников
  • Разработать обреченные на провал способы решения проблем, таких как отказ от курения, избегание, глупость и отрицание

Детям с отрицательной самооценкой также может быть труднее постоять за себя . Другими словами, у них возникают проблемы с развитием сильных навыков самозащиты.

Как помочь ребенку развить положительную самооценку

Повысить самооценку возможно. Дети могут научиться улучшать то, как они видят и ценят себя. Быть поддерживающим, реалистичным – но не чрезмерно опекающим – родителем или опекуном – это ключ к успеху. Также важно просить учителей поддерживать, но быть реалистичными.

Важно хвалить детей таким образом, чтобы повысить самооценку и научить их гордиться своими усилиями и достижениями. Хвалите детей за их усилия, но не хвалите все они делают. Дети знают, когда они добились успеха и много работали, а когда нет.

Дружба также является важной частью формирования положительной самооценки. Это не означает, что дети должны иметь кучу друзей или быть популярными. Даже наличие одного друга, который принимает вас таким, какой вы есть, может изменить все. Прочтите о том, как помочь первоклассникам и учащимся средних классов общаться с другими детьми. И узнайте у эксперта, что делать, если ваш ребенок не «вписывается».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *