Самооценка это в психологии определение: Самооценка: что это, на что влияет, как ее повысить и нужно ли?

это, определение слова, понятие. Что такое Самооценка, значение, словарь, энциклопедия

— ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов — индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности — . Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Самооценка

Социальная психология. Словарь под. ред. М.Ю. Кондратьева

Самооценка — оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, С. является важным регулятором ее поведения. От С. зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к…

Самооценка

Философский словарь

оценкаличностью самой себя, своих возможностей, качеств м места среди других людей. Относясь к ядру личности, она – важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем…

Самооценка

Психологическая энциклопедия

(англ. self-esteem) — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. С. выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концещии, самосознания, и как процесс самооценивания….

Самооценка

Психологическая энциклопедия

— ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — РЕГУЛЯТОРНАЯ, на основе которой происходит решение задач…

Самооценка

Психологическая энциклопедия

Наше мнение о себе. Оценивая свои способности, дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем главным критериям: 1. Когнитивная компетентность:…

Самооценка

Психологическая энциклопедия

Оценка субъектом своих личностных особенностей и поступков. Зависит от состояния аффекта, бредовых переживаний и др. Должна учитываться при анализе анамнестических сведений. С. является одним из наиболее частых методов экспериментально-психологического исследования.

Самооценка

Психологическая энциклопедия

Категория. Ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. Специфика. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе…

Самооценка

Психологическая энциклопедия

— оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

Самооценка

Психологическая энциклопедия

— оценкаличностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, — ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она — важный регулятор поведения. От нее зависят взаимоотношения человека с окружающими, его…

Самооценка

Психологическая энциклопедия

(self-esteem) С. относится к тому, какое мнение составляет о себе чел., включая степень самоуважения и самопринятия. С. отражает чувства личной ценности и компетентности, к-рые люди связывают со своими Я-концепциями. Потребности в оценке исследовались А. Маслоу, описавшем…

что это такое и из чего состоит, как формируется самоценивание с точки зрения психологии, особенности правильной оценки самого себя – nenumerolog

Специалисты утверждают, что большую часть времени наши мысли сосредоточены на себе. Что бы ни случалось в настоящий момент, все происходящее воспринимается через призму ощущений и роли здесь и сейчас. Прислушиваясь к реакции на те или иные замечания о наших поступках, мы создаем собственное представление и восприятие внутреннего «Я». Самооценка личности в психологии — это взгляд на самого себя, критика и принятие достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей.

Общее определение

Живя в социуме, каждый находится под его пристальным вниманием. Действия, манера говорить, внешний облик, успехи на профессиональном поприще — объект обсуждения нашего окружения. Нам важно, какими нас видят как близкие, так и посторонние люди. Кроме того, есть и внутренняя цензура. Иногда представление о себе искажено, а комментарии остальных лишь усугубляют дело. Это работает в обе стороны: можно заниматься самоуничижением или мнить о себе в разы больше, чем есть на самом деле. И то и другое нарушает гармонию принятия себя и всего, что нас окружает в повседневности. И иногда это требует корректировки со специалистом.

Виды

В повседневной реальности имеет значение комплекс физических, поведенческих, психологических и социальных навыков, иными словами — то, что входит в понятие самооценки личности и оказывает влияние на нас. Насчитывают три вида.

Адекватная

Помогает людям воспринимать реальность и абсолютно трезво осознавать достоинства и недочеты. Они прекрасно осведомлены о своих возможностях и потребностях, а также без ложных иллюзий определяют свой внутренний потенциал. Для нее свойственны: спокойная реакция на критику, анализ чужих мнений, умение признавать ошибки и работать над ними. При этом мы можем наблюдать полный контроль и ответственность за все сделанное, без перекладывания этой миссии на других, не полагаясь на помощь извне.

Неадекватная

Удовлетворенность жизнью — залог нормального функционирования индивида во всех сферах: от общественных до собственного развития. Здесь очень важно гармоничное самоощущение и абсолютное принятие многогранности мира таким, какой он есть. Правильная самооценка личности и ее формирование — это непростой процесс, требующий определенных условий, которые улучшают качество жизни. Неадекватная же провоцирует агрессию, неврозы и саморазрушение. Мы постоянно корим себя за плохо сделанную работу, недостаточно привлекательную внешность, слабости, «скверный» характер. Это отравляет жизнь ー нашу и всех, кто находится рядом. Понимание этого угнетает еще сильнее.

Нередко встречается и противоположная история, в которой человек слишком увлечен собой. Уверенный в своей правоте и непогрешимости, он игнорирует мнение и реакции всех остальных. Самоуверенность и раздутое самомнение отталкивает людей, делают нас одинокими и неспособными на реализацию себя в семье, отношениях, дружбе. А без этого жизнь перестает быть полноценной.

Смешанная

Бывает так, что ты успешен в одной сфере и проседаешь в другой. Например, карьера идет в гору, а вот на личном фронте ー одни провалы. Мы как бы исключаем для себя счастье, убежденные в его недосягаемости. Карьера может говорить о всецелой уверенности и высоком самомнении, зато в общении вне работы налицо робость, угловатость и душевные переживания по поводу собственной несостоятельности. А еще часто на различных жизненных отрезках мы демонстрируем железобетонную самоуверенность и идем напролом или опускаем руки и даем волю слабости и комплексам.

Уровень

Оценка и самооценка личности оказывает сильнейшее влияние на все аспекты существования и зависит от степени любви, уважения самого себя, а также противопоставления другим. Различают четыре уровня.

Заниженная

Наблюдается у всех, кто ежедневно критикует себя по любому поводу. Недовольство своим существованием в мире бывает запредельным.

Основные признаки:

  • непрекращающееся самоедство;
  • гнет вины за все на свете;
  • неослабевающее желание угождать;
  • опасение совершить ошибку.

Важно: даже обладатели объективно хороших данных и высокого потенциала не в состоянии реализовать их перед страхом ошибиться.

Низкая

В этом случае особенности самооценки не дают признавать свои заслуги. Даже в случае успеха мы сомневаемся в результатах, умаляем свое участие в них.

Маркеры:

  • бесконечные просьбы простить;
  • невротическая зацикленность на ошибках;
  • попытки оправдывать буквально за все и перед всеми;
  • слабая инициатива и ориентированность на поражение.

Наиболее сложное отношение к собственному «Я», блокирующее построение успешных взаимоотношений и достижение высоких результатов.

При всем этом люди с низким (и заниженным) уровнем постоянно изнуряют и изводят себя маниакальным желанием сделать лучше. Вечное стремление к перфекционизму делает их настоящими невротиками.

Нормальная

Хорошая самооценка — это объективный подход к восприятию своих сильных и слабых сторон. Она ориентирует нас на любовь и самоуважение вне зависимости от любых обстоятельств.

Характерные черты и подход к жизненным ситуациям:

  • Брать на себя ответственность за решения и их последствия.
  • Спокойно высказывать свое мнение, но не навязывать его.
  • Справляться со стрессом без надрыва, с четким пониманием, что это временное явление.
  • Прислушиваться к конструктивной критике, но поступать исходя из собственных соображений.
  • Не строить иллюзий, но рассчитывать на закономерные результаты своих трудов.

Правильная оценка и самооценка человека — это возможность видеть свои плюсы и работать над реальными, а не надуманными недостатками.

Высокая, завышенная

Таких людей сразу видно: хотят быть в центре внимания и настойчиво доминируют над всеми. Воспевание собственных достоинств и полное игнорирование недостатков — самое яркое проявление такой личности.

Также характерны:

  • неумение слушать;
  • эгоизм, нарциссизм и комплекс превосходства;
  • отказ от любой помощи;
  • блок на любую критику;
  • нежелание признать промахи;
  • убежденность в собственной правоте;
  • демонстративное поведение.

Все это скользкий путь к одиночеству, неспособности нормально функционировать внутри социума и своей семьи.

Функции самооценки

Адекватное самооценивание — это ключ к нормальному существованию, душевная гармония во всех проявлениях.

Оно несет ряд функций:

  • Адаптационнуюー комфорт в социуме.
  • Защитную — гарантия стабильности.
  • Корригирующую — самоконтроль.
  • Мотивирующую — достижения.
  • Отражающую ー сторонняя оценка.
  • Прогностическую — толчок к началу действий.
  • Развивающую — стимул быть лучше.
  • Регуляторную — возможность выбора.
  • Ретроспективную — умение сделать выводы.
  • Терминальную — шанс пресечь действие.
  • Эмоциональную — душевная гармония.

Отсутствие какого-либо пункта ведет к нарушению всей системы и привычных жизненных алгоритмов.

Факторы, влияющие на становление

Самооценка личности и ее формирование происходит под влиянием многих причин: от внешнего воздействия до душевного устройства и мировоззрения.

Социальные факторы

Это то, что оказывает влияние, независимо от выбора и желания. Яркий пример — восприятие поведения ребенка взрослыми. Основной фундамент оценивания закладывается именно в детстве.

Ошибки:

  • несправедливые частые претензии;
  • гиперопека;
  • захваливание;
  • приведение в пример чужих успехов;
  • акцент на неудачах.

Перекос пунктов формирует у ребенка, веру в себя, на которую он попросту никак не влияет самостоятельно.

На зрелых людей социальные факторы также имеют огромное воздействие. В подавляющем большинстве, это суждение о нас со стороны. Особенная оглядка здесь на тех, в чей авторитет мы свято верим.

Личностные факторы

Способы выражения эмоций, темперамент, черты характера — индивидуальные винтики самооценивания. Меланхолики и экстраверты все принимают ближе к сердцу, переживают по любым поводам. А вот флегматик-интроверт равнодушно реагирует на раздражители извне и попытки прокомментировать его поступки или высказывания.

Уровень притязаний

Хорошая оценка и самооценка взрослого человека — это залог гармонии и отсутствие самобичевания. Замечали, как близкие в плане образования и интеллекта люди достигают разных высот или не добиваются их вовсе? Это напрямую связано с анализом собственного «Я». Некоторые живут без ярких взлетов в карьере, громких перемен в жизни. Им даже может этого всего хотеться, но они заранее отказались от возможности что-то иметь. «Выше головы не прыгнешь», — частая фраза из уст таких людей. Но есть противоположность тех, кто хочет всего и много.

Вообще, чем выше уровень притязаний, тем грандиознее цели. В таких случаях мы считаем себя достойными больше того, что имеем в настоящее время и растем. А бывает и так, что без преувеличения гениальный ум и сверхспособности не находят реализации без веры в себя и попыток достичь вершин.

Насколько же мы зависимы от взлетов и неудач, от всего того, что образует самооценку личности! Когда задуманное упорно не получается, то память человека фиксирует фиаско. И тут два выхода: решать проблемы, пересмотрев подход и план действий, или пассивно ждать без веры в себя.

Как формируется

Самооценивание может меняться в зависимости от окружающих человека обстоятельств в разном возрасте. Рассмотрим ниже особенности детского, мужского и женского формирования.

Детская

Ребенок не испытывает критики внешности. Все вокруг умиляются его шалостям. Ответственности за поступки малыш тоже не несет, ему не нужно оправдывать чьи-то ожидания.

С поступлением в школу все меняется. К родительским оценкам присоединяется мнение педагогов и буллинг от одноклассников, правила разных компаний, отметки, что оказывает колоссальное влияние на подростка. В старших классах добавляются переживания относительно внешности. Вера подростка в себя подвергается испытанию.

У избалованных родителями, любимчиков учителей и неформальных лидеров в классах появляется раздутое самомнение. Другие же могут превращаться в изгоев и забитых детей.

Психологи предупреждают о рисках и развитии неадекватной самооценки у старшеклассников. Самооценивание — это сложный процесс, на который в 12−17 лет влияют: гормональная перестройка, несчастная любовь, отметки, выбор профессии. В этот период визиты и помощь психолога показана всем.

Мужская

На веру мальчика в себя изначально влияет воспитание родителей, отношения со сверстниками, успеваемость в школе, внешность. Когда в какой-то области будущий мужчина не очень хорош, он переключается и реализуется в другом. Не дается русский язык и чтение трехтомников по литературе ー идет в футбольную секцию и выигрывает межшкольные чемпионаты.

Карьера, финансовое благополучие и статусность — вот что образует самооценку личности взрослого мужчины. У него множество путей для самореализации. Поэтому всего одна пятая часть мужчин испытывают муки заниженного самооценивания. У 40 процентов мужского населения на оптимальном уровне, и у стольких же она и вовсе завышена.

Женская

В силу природы женщины более эмоциональны и бурно встречает любое изменение фигуры, колебания в личных отношениях, критику и многое другое. Интересно, что самооценивание девушек часто зависит от взаимоотношений с отцом. Если таковых не было, то здесь сильно воспитание мамы, а потом подруг и мужчин. Самооценка взрослого человека претерпевает изменения и зависит от множества событий и людей, появляющихся и исчезающих насовсем из нашей жизни. У женщин эта зависимость прослеживается ярко. Статистика говорит, что 75 процентов являются обладательницами заниженной веры в себя, 10 — завышенной и всего 15 — адекватной. Это объясняется повышенной требовательностью к себе и сильной чувствительностью к оценкам и взглядам окружающих.

Диагностика

Выше мы разобрались, что означает самооценка. Остается вопрос: как определить ее уровень и вид. На сегодняшний день существует немало методик. Наибольшей популярностью пользуется тестовый подход.

Дембо-Рубинштейн

Человеку предлагают отметить счастливую личность на начерченных шкалах: счастья, характера, ума и здоровья. Далее нужно показать себя. Все просто: под отметкой ставят себя те, у кого низкий уровень самооценивания; над ними — у кого завышенная; рядом — у кого адекватная.

Шкала Занга

Она представляет собой 20 утверждений. Исходя из состояния за последние дни, нужно дать односложные ответы: редко, иногда, часто. Далее психолог суммирует баллы и определяет уровень тревожности и веры в себя испытуемого.

Листы самооценки

Простой и эффективный способ наглядно проследить за тем, какого мы мнения о своих достижениях и промахах. Полезная самодиагностика по нескольким показателям производится по десятибалльной шкале.

Способы коррекции

Анализ внешности, речи, поступков, свершений и неудовлетворительных результатов — все это неизменно происходит в нашей голове, влияя на жизнь и ее качество. Специалисты уверены: пусть уж будет завышенный уровень оценки себя. Но и от нее хватает неприятностей. А вопрос здравого самовосприятия актуален всегда и везде: от коммуникации внутри семьи до карьерных побед на самых высоких уровнях.

Есть масса путей по коррекции самооценки:

  • Развиваться, осваивать новые навыки.
  • Учиться принимать похвалу, правильно реагировать на комплименты.
  • Составить список как положительных сторон, так и своих очевидных минусов, работать над ними и переписывать «улучшенный» список заново.
  • Разрешить себе ошибаться, перестать постоянно оправдываться и извиняться.
  • Хвалить себя за сделанное, в том числе — и за мелочи.
  • Читать книги профессиональных психологов (Брайан Трейси, М. Лабковский, Б. Литвак, П. Макги и многие другие).
  • Посетить групповой тренинг.
  • Поработать с психологом индивидуально по подобранной им методике.

Заключение

Углубляясь в разбор, что такое оценка и самооценка личности и ее формирование, становится очевидным, какое колоссальное воздействие она оказывает на всех вокруг каждую минуту. Самовосприятие — это синоним любви и нелюбви к себе, а также их закономерное следствие. Чем сильнее можете любить себя, тем более наполнено и качественно можно проводить каждый свой день. Для счастливого существования важно в первую очередь суметь договориться с собой, принять свои плюсы и работать над минусами — без самобичевания и упреков даже тогда, когда что-то сделал не так.

Нужно помнить, что адекватная самооценка — это развитие, полноценное проживание в любых условиях, продиктованных текущим моментом, а главное — шанс влиять на ситуацию. Это важно понимать родителям при воспитании малыша, чтобы заложить правильный фундамент. По мере взросления он укрепится, изменится, а иногда может дать трещину.

Взрослые люди понимают, когда что-то идет не так, уныние и негативное восприятие себя превалирует над хорошими впечатлениями и достижениями. Важно обратиться к специалистам, которые помогут вернуть веру и самоуважение. Эмоциональное здоровье нужно каждому. Так легче справляться с трудностями, выбирать только приятное общение, строить крепкие отношения, воспитывать психически здоровых детей, словом, создавать все то, из чего состоит самооценка личности. Вот такая простая и важная для каждого взаимосвязь.

Самоуважение — Викиверситет

Взято из Викиверситета

Перейти к навигацииПерейти к поиску

В психологии термин «самооценка» впервые был использован Уильямом Джеймсом в 1890 году, что делает его одним из старейших понятий в этой области. Кроме того, самооценка является третьей наиболее часто встречающейся темой в психологической литературе (Rodewalt & Tragakis, 2003), и уже более 25 000 статей, глав и книг посвящены этой теме (Mruk, 2006).

Учитывая такую ​​долгую историю, неудивительно, что в этой области можно найти три основных типа определений самооценки. В исходном определении самооценка представлена ​​как соотношение, которое находится путем деления своих успехов в важных для данного индивида областях жизни на неудачи в них, то есть свои «успехи/претензии» (Джеймс, 1983/1890). Проблема с этим подходом заключается в том, что зависимость самооценки от успеха означает, что она по своей природе нестабильна, поскольку неудача может произойти в любой момент (Crocker and Park, 2004). В середине 1960-х годов Морис Розенберг и другие теоретики социального обучения определили самооценку как стабильное чувство собственного достоинства, которое можно измерить с помощью самоотчетных тестов. Это определение стало наиболее часто используемым в данной области. Однако теперь известно, что хорошее отношение к себе здоровыми способами трудно отличить от таких вещей, как нарциссизм (Baumeister, Smart, & Boden, 19).96). Натаниэль Бранден (1969) включил оба элемента самооценки, когда он определил ее как отношение между компетентностью и достоинством человека, особенно в отношении того, как человек справляется с жизненными трудностями, сталкиваясь с ними.
Исследование самооценки, основанное на этом определении, может быть менее подвержено ограничениям других подходов (Gecas & Schwalbe, 1893; Tafarodi & Milne, 2003). При работе с самооценкой очень важно понимать, что, хотя некоторые определения используются в данной области чаще, чем другие, каждое из них подтверждается отдельным набором количественных, а также качественных исследований и выводов. Следовательно, все эти подходы должны учитываться при любом всестороннем понимании самооценки (Mruk, 2006).

  • Баумайстер, Р., Смарт, Л. и Боден, Дж. (1996). Отношение угрожаемого эгоизма к насилию и агрессии: Темная сторона самооценки. Психологический обзор, 103, 5–33.
  • Бранден, Н. (1969). Психология самооценки. Нью-Йорк: Бантам.
  • Крокер, Дж., и Парк, Л.Е. (2004). Дорогостоящая погоня за самооценкой. Психологический бюллетень, 130 (3), 392–414.
  • Гекас, В., и Швальбе, М.Л. (1983). За пределами зазеркалья: социальная структура и самооценка, основанная на эффективности. Социальная психология Ежеквартально, 46 (2), 77-88.
  • Джеймс, В. (1983). Принципы психологии. Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. (Оригинальная работа опубликована в 1890 г.)
  • Мрук, К. (2006). Исследования, теория и практика самооценки: к позитивной психологии самооценки (3-е изд.). Нью-Йорк: Спрингер.
  • Родевальт, Ф. и Трагакис, М. В. (2003). Самоуважение и саморегуляция: на пути к оптимальным исследованиям самооценки. Психологическое исследование, 14 (1), 66–70.
  • Тафароди, Р. В., и Милн, А. Б. (2002). Разложение самооценки, Journal of Personality 70 (4), 443-483.
  • Шкала самооценки Розенберга

Какова ценность самооценки?

Опубликовано: 16 января 2010 г.

Клайв Нейлер

Общепринятое мнение состоит в том, что люди должны чувствовать себя хорошо (Brown, 1998, цит. вид (Pyszczynski et al., 2004).

Самоуважение — это «хорошее мнение о себе» (The Oxford Compact English Dictionary, 1996), где «хорошие чувства» важнее «плохих» (Brown, 1993, цит.

по Leary et al., 1995).

Высокая самооценка приятна, тогда как низкая самооценка — нет (Scheff, Retzinger, & Ryan, 1989, цит. по Leary et al., 1995).

Самоуважение часто рассматривается как наиболее важный показатель психического благополучия и хорошей адаптации, с высокой самооценкой, связанной со многими позитивными навыками регулирования жизни, и низкой самооценкой, связанной с агрессией, плохой успеваемостью в школе, депрессия, расстройства пищевого поведения, злоупотребление наркотиками и алкоголем, подростковая беременность и семейная дисфункция (Динер, 19 лет).84; Mecca, Smelser, & Vasconcellos, 1989, цитируется Crocker & Wolfe, 2001).

Самооценка имеет смешанные коннотации и эмоционально заряжена положительно в плане престижа, восхищения, уважения, любви и симпатии, но, возможно, в более негативном свете в отношении тщеславия, высокомерия, гордыни, эгоизма, чести, превосходство и нарциссизм.

Несмотря на склонность казаться скромным в глазах друзей и семьи, самооценка может быть бременем для всех остальных (Тайс, Муравен, Батлер и Стиллвелл, 19 лет).94, как цитируется у Baumeister et al., 1996), а в японской культуре подчеркивать положительное «я» означает рисковать отчуждением (ср. Bond, Leung, & Wan, 1982, цитируется у Heine et al., 1999). подавлять, а не праздновать или поддерживать.

В Соединенных Штатах культура, в которой самоуважение высоко ценится как мера личного достоинства и положительных чувств, и где страдать от низкой самооценки сродни тому, чтобы быть каким-то образом поврежденным и сломленным, (это Известно, что некоторые психологи проводили исследования, в которых люди с низкой самооценкой сравнивались с группой, обозначенной как «нормальные» (Taylor & Brown, 19).88, как цитируется у Heine et al., 1999), только индивидуум несет ответственность за создание своего места в обществе, и с детства его поощряют к тому, чтобы стать обособленным, автономным, эффективным и контролирующим (Heine et al. , 1999).

Хьюитт (2005) заявил, что, хотя самооценка является культурно принятой целью, к которой нужно стремиться, существует много неясностей в отношении того, как ее достичь. Люди спорят об истинной природе самооценки и задаются вопросом, на каком основании они могут чувствовать себя хорошо. В американской культуре существует двойственное отношение к равенству возможностей, что создает двусмысленность в определении самооценки. Таким образом, самооценка функционирует как язык дискурса между людьми, обществом и конкурирующими определениями успех и счастье и его противоречия.

Baumeister, Campbell, Kreuger, & Vohs (2003) пришли к выводу, что, кроме сильной корреляции со счастьем , нет никаких доказательств того, что самооценка что-либо предсказывает. Селигман (1996, 2002) предположил, что с конца 1950-х годов продолжающийся рост уровня депрессии в Америке, с которым сейчас сталкиваются более молодые возрастные группы, не может быть объяснен генетическими или биохимическими факторами.

Индивидуально и коллективно детей поощряют считать себя «выше среднего» или «победителями» (Markus, Mullally, & Kitayama, 19 лет).97, как указано в Heine et al., 1999). Цель достижения была заменена стремлением к счастью и самоуважению. Особое внимание педагогов и родителей к привитию чувства высокой самооценки было «проявлением» в «сердце эпидемии депрессии» (Селигман, 1996, стр. 40).

Представляется важным подчеркнуть условия, способствующие оптимальному функционированию человека, что, в свою очередь, способствует повышению самооценки (Hewitt, 2005). Однако этот подход фокусируется преимущественно только на одном компоненте — претензиях (или хорошем самоощущении) Уильяма Джеймса (189).0) уравнение самооценки, которое показано ниже:

Самоуважение = Успех / Притязания

Уделение такого количества внимания только одному аспекту кажется таким же эмпирически недоказанным и потенциально опасным (Crocker & Wolfe, 2001). ). В японской культуре маятник, возможно, качнулся слишком далеко в другом направлении, где учителя считают, что учащиеся добиваются наибольшего успеха, когда ставят перед собой чрезвычайно сложные задачи и должны проявлять настойчивость, дисциплину и трудолюбие, а не укреплять уверенность в себе вообще (Льюис, 19 лет).95, как цитируется у Heine et al., 1999). Их стремление к совершенствованию уподобляется национальной религии (Rohlen, 1976, цит. по Heine et al., 1999).

Тем не менее, представляется мало смысла в различных программах поддержки, если они не способствуют развитию основных навыков для достижения успеха и хорошего поведения. Некритическое одобрение ценности самооценки может быть контрпродуктивным, возможно, даже опасным. Уровень насилия в Америке превышает любые другие современные промышленно развитые страны, и одной из причин программ повышения самооценки, по-видимому, было признание того факта, что низкая самооценка и насилие тесно связаны (Baumeister et al., 19). 96), несмотря на отсутствие прямых или научных доказательств или какого-либо окончательного или авторитетного исследования, которое пришло к такому выводу.

На самом деле было показано обратное: люди с низкой самооценкой проявляли двойственное отношение или даже избегали обстоятельств, при которых самооценка могла бы повыситься (De la Ronde & Swann, 1983; Swann, 1987; Swann, Griffin, Pedmore). , & Gaines, 1987, как указано в Baumeister et al., 1996). Имеются данные, свидетельствующие о том, что люди со стабильно высокой самооценкой имеют самые низкие показатели гнева и враждебности (Kernis, Grannemann, & Barclay, 19).89, как цитируется у Baumeister et al., 1996), и могут фактически защищаться от хулиганов и агрессии.

Однако было показано, что нестабильная и нарциссическая высокая самооценка связана с повышенной уязвимостью и агрессивным возмездием в ответ на угрозы эго, когда человек избегает снижения или не может снизить свою самооценку (Baumeister et al., 1996; Baumeister et al. , 2003), а не с низкой самооценкой.

В таких обстоятельствах реакции могут быть весьма резкими и чрезмерными по отношению к реальному уровню угрозы (Kernis, Cornell, Sun, & Harlow, 19).93, как указано в Baumeister et al., 1996). Таким образом, нарциссическая или нестабильная самооценка может подпитываться массовой похвалой, учитывая ее неоднородность (Baumeister et al., 2003), что может быть контрпродуктивным (Kling et al., 1999).

Что касается конкретного предмета самооценки и ее корреляции с агрессией и насилием, исследование Baumeister et al (1996), кажется, определяет самооценку как особенно грубую меру с акцентом, остро переносимым как на нарциссизм, так и на угрозы эго для дальнейшие исследования.

Должна ли самооценка занимать позитивную психологию арену; помогает ли это людям немного эффективнее «ерзать» в своей жизни? Несмотря на часто своенравный подход с момента его исторического происхождения, эмпирически обоснованные исследования в более поздние времена помогли исправить его курс, развеяв ряд неправильных представлений.

Тем не менее, после более чем столетия исследований, самооценка как психологический и социальный конструкт, который по-прежнему отказывается быть сдерживаемым и продолжает с неистовством дразнить, но из этого можно извлечь ценные уроки. Если стремление к самоуважению наносит ущерб личности и обществу, это является отражением ценностей, которые общество предлагает для интернализации. Следующая цитата Токвиля (1835 г.), возможно, иллюстрирует, какой социальный прогресс был достигнут за 172 года и почему Позитивная психология нужно продолжать помнить:

Американцы в общении с незнакомцами кажутся нетерпеливыми к малейшим порицаниям и ненасытными к похвалам. Им приемлема самая тонкая хвалебная речь, самые возвышенные редко ее содержат; они непрестанно пристают к вам, вымогая похвалу, и если вы сопротивляетесь их мольбам, они начинают хвалить себя.

Казалось бы, сомневаясь в собственных достоинствах, они желали, чтобы они постоянно выставлялись перед их глазами. Их тщеславие не только жадно, но беспокойно и ревниво; ничего не даст, а все требует, но готова просить и в то же время ссориться. (стр.1)

Ссылки и дополнительная литература

Baumeister, R.F., Campbell, J.D., Krueger, J.I., & Vohs, K.D. (2003). Влияет ли высокая самооценка на лучшую работу, успех в межличностных отношениях или на более здоровый образ жизни? Психологическая наука в интересах общества, 4 (1). стр. 1-44

Baumeister, RF, Smart, L., & Boden, JM (1996). Отношение угрожаемого эгоизма к насилию и агрессии: Темная сторона высокой самооценки. Psychological Review, 103 (1), стр. 5–33

Крокер, Дж., и Вулф, К.Т., (2001). Случайности самооценки. Психологический обзор, 108 (3), стр. 59.3-623

Хайне, С.Дж., Леман, Д.Р., Маркус, Х.Р., и Китаяма, С. (1999), Существует ли всеобщая потребность в положительном самоуважении? Psychological Review, 106 (4), стр. 766-794

Hewitt, JP, (2005). Социальное конструирование самооценки. В Снайдер, Ч.Р.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *