Самоорганизация личности — это… Что такое Самоорганизация личности?
- Самоорганизация личности
- деятельность личности по четкой упорядоченность своей жизнедеятельности; способность и умение организовать себя. Проявляется самоорганизация в целеустремленности, самоанализе и жестком самоконтроле, самооценке, самоограничении себя во всем. Самоорганизующаяся личность умеет планировать время и работу, быстро принимать решения и выполнять их, экономно тратить силы и средства. Самоорганизованная личность работает над собой, своим характером, особенно эмоционально-волевой сферой. Это личность с высоким чувством долга, с высоко развитым личным достоинством.
Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.
- Самоопределение личности
- Самоотверженность
Смотреть что такое «Самоорганизация личности» в других словарях:
САМООРГАНИЗАЦИЯ — – способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
Самоорганизация — деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и… … Словарь-справочник по педагогической психологии
Самоорганизация — деятельность и способность личности, связанные с умением организовать себя, которые проявляются в целеустремленности, активности, обоснованности мотивации, планировании своей деятельности, самостоятельности, быстроте принятия решений и… … Словарь по педагогической психологии
Целостность личности — чаще всего представляется в единстве 3 составляющих: духовное богатство, моральная чистота и физич. совершенство. В психол. науке оформились наиболее четко 2 подхода к пониманию Ц. л. как гармонии личности и как равновесия. Понятие «гармонической … Психология общения. Энциклопедический словарь
МЖК — МЖК, аббр., сокращение 1. молодёжный жилой комплекс. 2. МЖК социальное движение в СССР в 1971 1991 (пик активности 1984 1991). 3. Член МЖК эмжековец (ж. эмжековка). Памятная табличка на первом в стране жилом здании МЖК (г.… … Википедия
Молодежный жилой — МЖК, аббр., сокращение 1. молодёжный жилой комплекс. 2. МЖК социальное движение в СССР в 1971 1991 (пик активности 1984 1991). 3. Член МЖК эмжековец (ж. эмжековка). Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и… … Википедия
Молодежный жилищный комплекс
Молодежный жилой комплекс — МЖК, аббр., сокращение 1. молодёжный жилой комплекс. 2. МЖК социальное движение в СССР в 1971 1991 (пик активности 1984 1991). 3. Член МЖК эмжековец (ж. эмжековка). Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и… … Википедия
Молодёжный жилищный комплекс — МЖК, аббр., сокращение 1. молодёжный жилой комплекс. 2. МЖК социальное движение в СССР в 1971 1991 (пик активности 1984 1991). 3. Член МЖК эмжековец (ж. эмжековка). Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и… … Википедия
Молодёжный жилой — МЖК, аббр., сокращение 1. молодёжный жилой комплекс. 2. МЖК социальное движение в СССР в 1971 1991 (пик активности 1984 1991). 3. Член МЖК эмжековец (ж. эмжековка). Первоначально предполагался как способ создания нормальных жилищных и… … Википедия
spiritual_culture.academic.ru
Самоорганизация личности, уровни, действия, методы и основы
[ads-pc-2][ads-mob-2]Что такое самоорганизация личности
Самоорганизация личности включает в себя развитие воли, интеллекта с помощью самодисциплины, самообразования, приобретения навыков и выработки устоявшихся привычек для выполнения поставленных задач. Если проще, то вы должны нести ответственность за свои действия, критически их оценивать, ограничивать себя в желаниях ради достижения цели.
Самоорганизованные люди умеют ставить задачи, планировать каждый день, преодолевать трудности, встречающиеся на пути, не сворачивать с выбранной дороги. Они стремятся к личностному, карьерному росту, умеют мотивировать себя, отличать главное от второстепенного.
Самоорганизации не поддаются люди инфантильные, бесхарактерные, не осознающие себя как отдельную личность, с отсутствующим чувством долга.
К принципам самоорганизации относятся: креативность, толерантность, самоотдача, открытость, постоянное развитие.
Если желание и цель совпадают, это хорошо, но недостаточно. Желание может быстро измениться, все усилия пропадут даром. Намерение без волевых усилий тоже ведёт в никуда. Только поставленная цель самоорганизованной личностью приводит к результату.
Нужно научиться преодолевать лень, неуверенность. После принятия решения для сомнений места нет. Если на начальном этапе приходится себя преодолевать, то впоследствии ежедневные действия входят в привычку, становятся само собой разумеющимся.
Умение управлять собой, позволяет впоследствии руководить другими.
Комплекс действий, который включает в себя самоорганизация
Для воспитания самоорганизованной личности нужно работать в трёх направлениях:
- вырабатывать необходимые качества, свойства, которые отсутствуют;
- развивать полезные для дела уже существующие навыки, черты характера;
- избавляться от недостатков, мешающих управлять своей жизнью.
Понятие самоорганизации личности включает в себя комплекс действий:
- постановку долгосрочных задач;
- анализ;
- составление краткосрочных и долгосрочных планов;
- контроль над своими действиями, их корректировку.
После постановки цели выбирают или создают способы, средства, приёмы её достижения.
Каждое из основных действий можно разложить на несколько детализированных. Например, планирование. Сначала анализируют способы планирования, осуществляют самоконтроль над ним и при необходимости корректируют.
При выполнении основных действий требуется воля для преодоления препятствий, активизации усилий, направленных на выполнение поставленной задачи.
Начинают с упорядочения своей жизнедеятельности, выражающейся в самодисциплине, самоограничении, критической самооценке, умении жить и мыслить рационально.
Нужно планировать не только работу, но и отдых, экономно тратить временные и финансовые ресурсы, принимать продуманные решения, стремиться к их реализации.
Кроме рациональности помните о развитии духовной культуры, включающей:
- желания, потребности, мечты;
- образование;
- религиозные убеждения;
- развитие способностей.
Чтобы сделать мир лучше, изучайте гуманитарные науки. Развитый интеллект, видение прекрасного в природе, произведениях классиков делает жизнь более красочной и чувственной. Самосовершенствование культурного уровня —неотъемлемая часть самоорганизации. Используя эти пункты можно также найти себя или что-то новое для своей жизни.
Какие бывают уровни самоорганизации
Различают три уровня самоорганизации личности:
Психоэмоциональная защита проявляется на уровне подсознания, защищающего психику от тревожности, неспокойной совести, переживаний за конфликтные состояния. Подсознание ограждает от неприятных, трагических воспоминаний с помощью вытеснения, изоляции, сублимации, отрицания событий.
У человека с низким уровнем самоорганизации отсутствует мотивация, он не склонен к планированию и рациональному использованию времени.
Средний уровень самоорганизации предполагает преобладание эмоционального перед рациональным. В этом случае человек осознаёт себя как личность, обладает характером, понимает ценность времени, планирования. Но у него слабая мотивация, рефлексивные умения, поэтому он не способен на самоконтроль, неактивен, склонен к промедлению.
Высокий уровень самоорганизации включает личностные характеристики, помогающие идти к цели, высокую мотивацию, образование, профессионализм, доведённый до совершенства. Человек с высоким уровнем организации своей жизнедеятельности чётко осознаёт свои потребности, умеет ломать стереотипы, использует тайм-менеджмент.
К комплексу свойств личности обеспечивающему высокий уровень самоорганизации относится:
- высокое чувство долга;
- чувство собственного достоинства;
- духовное развитие;
- активная жизненная позиция;
- умение творить, созидать;
- способность к постоянному обучению и изменению себя;
- высокоразвитый интеллект.
Высокоорганизованная личность является носителем культурных, духовных, нравственных ценностей. Умеет любить и сопереживать.
Качества личности и умения, способствующие владению навыками самоорганизации
Самоорганизация требует комплексного подхода, предъявляет определённые требования к личностным качествам человека.
Чтобы организовать своё время, работу, учёбу нужно:
- Быть целеустремлённым
Целеустремлённость — направление деятельности на достижение цели несмотря на препятствия. Но это не значит что нужно действовать импульсивно. Иногда ради дела выжидают удобный момент.
- Иметь уверенность и решительность
Такой аспект самоорганизации как уверенность подразумевает отсутствие тревожности за репутацию, престиж. Люди, уверенные в себе, действуют по своему усмотрению без оглядки на окружение.
Решительные личности выполняют поставленные задачи без раскачек и проволочек. У них отсутствуют сомнения, копание в себе.
Они встают по первому звонку будильника, придя в офис, сразу включаются в рабочий процесс, а не обсуждают последние новости за чашечкой кофе, как некоторые коллеги.
- Проявлять инициативу
Инициативность основывается на идеях, планах, воображении. Люди, обладающие этим качеством, умеют сплачивать коллектив вокруг яркой идеи.
- Быть настойчивым и энергичным
Идя к цели, настойчивые люди не сбавляют активности при внутренних препятствиях, внешних противодействиях.
- Уметь планировать
Чтобы достигнуть результатов, нужно уметь составлять план действий, заранее рассчитывать шаги, правильно распределять нагрузку. Разделять пункты плана на дела первостепенной и второстепенной важности.
- Контролировать эмоции
Эмоции отвлекают от дела, мешают концентрировать внимание на выполняемом действии. При умении владеть собой, вы становитесь хозяином своей жизни.
- Нести ответственность за свои поступки
Если родители научили не искать виновных в своих неудачах, находить пути преодоления трудностей, не перекладывать ответственность на других, то это качество значительно облегчит процесс самоорганизации.
- Не лгать окружающим и себе
Ложь — порождение страхов. А страх и управление своей жизнью несовместимы. Только правдивый человек может донести до окружающих объективную информацию.
Как развивать в себе навыки самоорганизации
Развитие самоорганизации личности подразумевает действия, направленные на выработку, приобретение знаний, умений, привычек:
- Самообразовывайтесь
Обучайтесь в образовательных учреждениях и самостоятельно. Чем больше знаний, тем точнее и рациональнее постановка цели, выбор способов её достижения. Образование ведёт к накоплению знаний, уважению окружающих, помогает реализовываться в жизни.
- Познавайте себя
Имейте убеждения, постигните смысл жизни, определитесь со своими потребностями, желаниями. Осознайте себя как личность, Самооценка позволяет объективно определить свои недостатки и достоинства, манеру взаимодействия с другими людьми.
- Ставьте конкретные цели
Только ясное представление о том, чего хотите достигнуть, придаст сил в ежедневной работе, сделает вас преуспевающей личностью. Определите критерии по которым будете судить о своём приближении к цели. Не торопите события, радуйтесь скромным победам. Кроме профессиональных, ставьте перед собой жизненные цели.
Автор многих бестселлеров Лотар Зайверт предложил сначала изучить теорию и технологию поиска целей, а затем их сформулировать. Дифференцировать задачи по жизненным этапам, периодически проводить их инвентаризацию.
- Учитесь подстраиваться под ситуацию
Будьте гибкими, умейте подстраиваться под сложившиеся обстоятельства.
- Избавляйтесь от беспокойства
Учитесь на прошлых ошибках. Анализируйте беспокоящие мысли. Спросите себя, насколько существенно то, чего вы боитесь, что случится если это произойдёт. Принимайте неизбежное, уйдите полностью в дела, чтобы для ненужных мыслей не оставалось времени.
- Вовремя расслабляйтесь
Если сделаете передышку в работе до того, как поймёте, что очень устали, вам понадобится меньше времени на отдых. Этим увеличите свою продуктивность.
- Разделяйте дела по степени важности
Научитесь планировать. Определите ближайшие и долговременные задачи. Пользуйтесь органайзером. Планы должны быть задокументированы и подвергаться проверке на предмет выполнения пунктов. То, что не успели сделать, переносите на следующий день.
Обязательно указывайте временные рамки, планируйте рабочее и личное время. Оставляйте свободное место для непредвиденных дел. Оценивайте реально свои возможности, не планируйте большой объём дел, который не в силах выполнить.
- Учитесь правильно общаться
Перед тем как донести идею окружающим, тщательно её обдумайте, проанализируйте. Не превращайте диалог в монолог, выслушайте собеседника. Избегайте двусмысленных слов, жестов, следите за артикуляцией, культурой речи.
- Организовывайте рабочее место и жизненное пространство
Чтобы не тратить время на поиски предметов, нужных для выполнения действия, подготовьте всё необходимое заранее. Иначе вы можете надолго отвлечься от рабочего процесса из-за эмоциональной нестабильности.
- Развивайте самодисциплину
После постановки цели идите к ней независимо от психоэмоционального состояния, желаний, других субъективных отвлекающих факторов.
Примеры самоорганизации и самодисциплины. Если вам рано вставать на работу, выработайте привычку ложиться спать в одно и то же время, чтобы на сон оставалось время достаточное для восполнения сил. Забудьте про поздний просмотр телевизионных программ или компьютерные игры. Исключите из жизни пустые телефонные разговоры, бесцельное просиживание в социальных сетях. Будьте пунктуальны. Если назначили встречу, не опаздывайте, придите на 5 минут раньше срока.
Книги по самоорганизации личности
Обзор книг, рекомендуемых к прочтению для понятия основ и конкретных действий по самоорганизации личности:
- «Сила воли. Как развить и укрепить» автор: Келли Макгонитал
Практический психолог доктор философских наук даёт рекомендации по развитию силы воли, поясняет какое отношение к этому качеству имеют сон и отдых. Советует не бросать начатое дело, а доводить его до конца несмотря на внешние и внутренние препятствия, уметь устоять перед соблазном и влечением.
Писатель доносит мысль о том, что самоорганизация построена не только на психологических аспектах, но и на физиологических ограничениях.
- «Самоорганизация «изнутри наружу» автор: Джулия Моргенстерн
Чтобы не дезориентироваться в потоке событий и добиться успеха в жизни, нужно уметь организовывать своё жизненное пространство. Автор перечисляет важнейшие основы самоорганизации личности:
- эффективное планирование;
- правильный выбор средств для успешного выполнения поставленных задач;
- обустройство личного пространства под конкретные цели;
- приобретение навыков работы с большим объёмом информации, организация хранения документов.
Джулия Моргенстерн предлагает воспользоваться её советами, создать свою методику самоорганизации с учетом целей, потребностей, индивидуальных особенностей.
- «Визуальные заметки на практике» автор: Майк Роуди
Книга учит читателя создавать, пользоваться ситуационными визуальными заметками или скетчами, с их помощью фиксировать идеи, мысли, эмоции от увиденного.
Заметки представляют собой графики, рисунки, тексты, схемы. Ими отображается любая полезная информация, удобная для использования, запоминания.
Скетчи помогают планированию, мозговым штурмам, управлению делами, временем. С ними проще изучать языки, конспектировать лекции.
- «Безумно занят. Как выбраться из водоворота бесконечных дел» автор: Тони Крэбб
Жизнь современника проходит в условиях многозадачности, когда все дни похожи друг на друга и человек живёт от отпуска до отпуска. Считается, что карьерный рост, новые проекты, контракты превыше семьи, здоровья, отдыха.
Книга побуждает читателя взглянуть на жизнь по-другому. Вырваться из круговорота дел, прислушаться к своим желаниям. Понять, что ежедневная многочасовая работа ведёт к нервозности, преждевременному старению мозга, тела.
- «Не отвлекайте меня. Как сохранить высокую концентрацию несмотря ни на что» автор: Эдвард Хэлловэлл
Быстрый темп жизни, ежедневно меняющиеся события не должны мешать максимальной концентрации, выполнению первостепенных пунктов плана. Автор учит приёмам продуктивной работы, предлагает брать ситуацию под контроль.
Первая половина издания посвящена выявлению причин неумения сфокусироваться на главном. Во второй части автор предлагает методы тренировки концентрации для повышения профессионализма, личностного роста.
- «Стрессоустойчивость» автор: Шэрон Мельник
Психолог с практическим стажем описала в книги методы противостояния стрессовым ситуациям. Шерон советует научиться управлять чувствами и эмоциями, не забывать про полноценный отдых. Главное, — душевное равновесие независимо от того, что происходит вокруг. Автор призывает не пытаться контролировать те аспекты, которые вам неподвластны, определить границы своей ответственности.
story-woman.ru
Самоорганизация личности
Самоорганизация личности – это процесс четкого регулирования собственного времени, и дисциплины. Чтобы добиться успеха в большом деле, нужно знать его структуру и не забывать про ежедневное планирование своего дня. Нужно не забывать, что ценнее обычного времени ничего не существует. Чтобы стать самоорганизованным человеком, необходимо развивать в себе силу воли, ответственность и обязательность.
Основы самоорганизации личности
Целеустремленный человек, желающий стать независимым, добиться уважения, авторитета и материальных благ, должен знать основы самоорганизации личности.
Нужно уметь четко планировать свои дни, недели, месяцы и годы. Жить в гармонии с собой и внешним миром.
Вы должны взять на себя контроль за планированием собственного времени, правильной постановке целей. Вы даете себе обещание и выполняете его ежедневно. Неотступное следование своим планам и намерениям требует от нас серьезных усилий над собой, терпения и уравновешенности. Скоро вы почувствуете, что упорство дает результаты, но сначала нужно четко следовать каждому пункту плана. Успех приходит не только к тем, кто просто много работает. Это прерогатива тех людей, которые привыкли работать над собой.
Самоорганизованный человек отвечает нижеперечисленным качествам:
Эмоциональная уравновешенность;
Чувство ответственности;
Контроль за эмоциями и действиями;
Планирование рабочего и свободного времени;
Умение «зерна от плевел» как в выборе главной цели, так и в отношениях с людьми;
Аккуратность и обязательность;
Правдивость.
Развить в себе данные качества сложно, но при желании возможно. Используйте следующие советы, чтобы стать самоорганизованной личностью:
Планировать предстоящий день до мелочей;
Выделять главную цель из нескольких поставленных, и уделять особое внимание ее четкому исполнению;
Не опаздывать с исполнением сроков;
Перевести часы на 5 минут вперед, чтобы не опаздывать;
Отмести лень;
Хвалить и ценить себя. Отмечать каждое достижение;
Говорить правду окружающим, и самому себе;
Исключить из жизни вредные привычки.
К последнему пункту относится и питание. Вредной привычкой считаются не только курение, прием алкоголя и наркотиков. Нас «убивает» также неправильное питание. Не ешьте жирную, острую и копченую пищу. Выпивайте 2 литра простой (негазированной) воды ежедневно. Займитесь собственным телом – спорт вам поможет в этом. Ложитесь спать и вставайте по утрам в одно время. Ищите в жизни позитив.
Запомните, что вас никто со стороны контролировать не будет. Каждое действие и мысль вы должны оценить самостоятельно, и принять единственно верное решение.
Самоорганизация личности с научной точки зрения
Одна из ключевых проблем теории педагогики – саморазвитие и самоорганизация личности каждого учащегося, в особенности – студента. Успех обучения в ВУЗе напрямую зависит от личностных качеств обучаемого. От этого зависит уровень овладения знаниями, и самоорганизация. Психологи считают, что начало обучения в высшем учебном заведении считается переходным моментом между простой (репродуктивной) его формы на следующие стадии психического состояния и активного сознания. В данном случае, контролировать молодого человека уже некому. Исчезают родители, которые проверяли уроки, и учителя, которые заставляли доучиться до 11 класса, чтобы получить обязательное среднее образование. Теперь успех процесса зависит только от уровня самоорганизации студента, и желания добиться успеха.
Если обобщить понятие «самоорганизация студента», то оно уместится в одном слове – «самопродвижение». Это управляемое сознанием человека достижение определенных благ путем строгого контроля за собой.
Психологи разделяют четыре варианта определения самоорганизации личности:
Личностный. Сторонники данного варианта самоорганизации личности полагают, что процесс становления происходит только через самопознание себя, как единственного двигателя к достижению поставленных целей. Данная теория основана на зависимости уровня самоорганизации от уровня интеллектуального развития, силы воли, нравственных качеств и эмоциональной устойчивости индивидуума. Человек с подобными характеристиками способен самостоятельно воплощать задуманное в жизнь с помощью усилий воли и желания к самосовершенствованию. От результатов самооценки зависит мотивация человека к дальнейшим действиям и достижению следующих целей.
Деятельностный. В данном случае на первый план ставятся такие качества личности, как профессиональные навыки, умения, систематизация и управление процессами, состоящими из последовательных операций. Последователи теории деятельностного подхода считают, что образование — это основной процесс, предшествующий организации и самоорганизации человеческой личности.
В этом варианте самоорганизация – это умение собирать воедино все знания и ресурсы, которые приобрел человек с целью перемены стереотипов, построения выводов и цепочек, ведущих к самоорганизации. В данном случае элементами самоорганизации принято считать целеустремленность, строгую дисциплину и контроль за собой, планирование и расстановку приоритетов.
Интегрированный. В данном случае процесс самоорганизации личности считается совокупностью факторов деятельностного и личностного подходов. Элементы первого и второго тесно переплетены между собой, и служат достижению единственной цели.
Технический. Практики-психологи в последнее время делают упор на данный вариант подхода к самоорганизации личности. Технические средства, изучение их работы, и применение на практике повышают интенсивность рабочего процесса и эффективность труда. К данной категории относятся методы научной организации, такие как тайм-менеджмент (управление временем), самоменеджмент (индивидуальный менеджмент), способы научной организации деятельности. В данном случае полагается, что самоорганизация личности достигается только четким планированием времени.
Как правило, в роли движущей силы к достижению самоорганизации выступает совокупность многих процессов. Каждый психолог старается делать упор на тех факторах, которые по его мнению становятся основополагающими в этом процессе.
Если вдуматься в то, что говорят ученые и собрать воедино все качества, присущие процессу самоорганизации, то создается впечатление, что они пишут программу для роботов-андроидов, имеющих уровень сознания, достаточный для принятия решений. Кроме того, их теории исходят их того, что правила самоорганизации личности прописаны в виде постулатов, и не терпят лирических отступлений. Ее результат – достижение конкретных целей, и по-другому просто быть не может. В данном случае компьютерная программа не подходит. Поэтому большинство ученых-психологов сходятся во мнении, что процесс достижения самоорганизации личности должен опираться только на личностные качества человека.
Духовная культура как часть самоорганизации личности
Духовная культура личности складывается из совокупности следующих качеств человека:
Уровня образования;
Религиозных убеждений;
Количества и качества потребностей;
Наличия навыков, умений и способностей;
Желаний, мечтаний и поставленных целей.
Человек не робот, это существо, имеющее душу. Она должна быть способна к сопереживанию, полна оптимизма или пессимизма, доверия или разочарования. Каждая личность должна стремиться к самосовершенствованию, самопознанию, и самоорганизации.
Стремление человека к духовному развитию заложено в нем природой. Поэтому степень самоорганизации напрямую зависит от психологической среды, педагогических условий и возможностей, представляемых к формированию человека на духовном уровне.
Психологи считают, что гуманитарные науки являются основой культурного развития личности. Понимание прекрасного вызывает в человеке те порывы, которые и отличают его от животного. Стремление стать лучше, изменить этот мир, жить по законам и заповедям, прописанным в Библии – все это основы самосовершенствования, ведущие к высотам самоорганизации. Прививаемые человеку с детства духовные ценности становятся для него ориентиров для действий и поступков на протяжении жизни.
Поэтому важно в воспитании подрастающего поколения выбирать правильную последовательность развития в душе ребенка личностных качеств. Родители, как никто другой, знают интересы и пристрастия своего чада. Старайтесь развить в нем эти данные. А школа, давая среднее образование, не должна забывать о том, что души детей – это пластилин из которого вылепить можно все, что угодно.
С одинаковой вероятностью можно создать высокодуховные личности, которые стремятся к самопознанию, самоорганизации и самосовершенствованию. Для этого необходимо мотивировать и направить их мысли и стремления в правильное русло. Или пресечь порывы юных душ в самом начале пути. Это навсегда убьет в маленьком человеке желание даже думать, что в этой жизни все зависит только от него.
sunmag.me
Самоорганизация | Что такое Самоорганизация
Самоорганизация как качество личности – способность благодаря внутренней дисциплине и самоконтролю рационально использовать своё время, правильно организовывать свою жизнь: работу, отдых, достижение целей, выполнение своего долга и обязанностей, выполнение договорённостей с самим собой.
Самоорганизация – способность привести свою жизнь в порядок. Прежде чем требовать порядка от других, организуй и дисциплинируй себя. Организация других начинается с самоорганизации.
Благостна самоорганизация, выстроенная на разуме. Если человек преследует ложные цели, вся его самоорганизация превращается в пшик, в низшую формы аскезы, в никому ненужное самоподавление и насилие над самим собой.
Как-то раз один бизнесмен стоял на пирсе в маленькой деревушке и наблюдал за рыбаком, сидящим в утлой лодочке, как тот поймал огромного тунца. Бизнесмен поздравил рыбака с удачей и спросил, сколько времени требуется, чтобы поймать такую рыбу. — Пару часов, не больше, — ответил рыбак. — Почему же ты не остался в море дольше и не поймал ещё несколько таких рыбок? — удивился бизнесмен. — Одной рыбы достаточно, чтобы моя семья прожила завтрашний день, — ответил тот. — Но что же ты делаешь весь оставшийся день? — не унимался бизнесмен. — Я сплю до обеда, затем иду на пару часов порыбачить, затем играю со своими детьми, после мы с моей женой устраиваем себе сиесту, затем я иду в деревеньку прогуляться, пью вечером вино и играю со своими друзьями на гитаре. Вы видите — я наслаждаюсь жизнью, — объяснил рыбак.
— Я — выпускник Гарварда, — сказал бизнесмен, — я помогу тебе, ты всё делаешь не так. Тебе для счастья не хватает самоорганизации. Ты должен весь день рыбачить и потом купить себе большую лодку. — И что потом? — спросил рыбак. — Потом ты будешь ловить ещё больше рыбы и сможешь купить себе несколько лодок, даже кораблей, и в один прекрасный день у тебя будет целая флотилия. — А потом? — Потом, вместо того, чтобы продавать рыбу посреднику, ты будешь привозить рыбу прямо на фабрику и, увеличив прибыль, ты откроешь собственную фабрику. — А потом? — Потом ты оставишь эту богом забытую деревушку и переедешь в большой город и, быть может, однажды ты сможешь открыть огромный офис и быть там директором. — И сколько всё это займёт времени? — Лет 15–20.
— И что же потом? — А потом, — рассмеялся бизнесмен, — потом наступит самое приятное. Ты сможешь продать свою фирму за несколько миллионов и стать очень богатым. — А потом? — Потом ты сможешь перестать работать, ты переедешь в маленькую деревушку на побережье, будешь спать до обеда, немного рыбачить, играть с детьми, устраивать сиесту с женой, прогуливаться по деревне, пить вино по вечерам и играть со своими друзьями на гитаре…
Самоорганизация предполагает бережное отношение к своему времени. То есть хорошая самоорганизация проявляется в оптимальном использовании времени для решения возникающих проблем.
По словам Данира Ахметова, «самоорганизация — то, что помогает перейти от ощущения «в моей жизни хаос и бардак, я трачу массу времени впустую», к ощущению «в моей жизни более или менее порядок, достаточно ответственности и чёткости границ».
«Для того чтобы делать дела, особых усилий не требуется: труднее всего решить, что делать». Элберт Хаббард.
Ум подталкивает человека делать то, что приятно или наименее неприятно, разум резонно требует решать в первую очередь главные проблемы. Марк Твен с присущим ему юмором писал: «Задайтесь целью ежедневно делать то, что не по душе. Это золотое правило поможет вам выполнять свой долг без отвращения».
Дэвид Аллен, автор книги «Как привести дела в порядок. Искусство продуктивности без стресса» делает акцент в самоорганизации на решение первостепенных задач. Именно решение таких задач в момент их появления на горизонте, а не попытки разобраться во второстепенных проблемах после того, как неприятности уже начались, позволяет пожинать плоды управления деятельностью. Сосредоточение усилий на самых важных проектах позволяет вам уяснить их суть и избрать правильный путь их осуществления. Главный шаг: выбросьте всё лишнее из головы.
Независимо от конкретных обстоятельств, выполнение работы можно разделить на пять отдельных стадий: — собираем воедино все проблемы, занимающие наше внимание; уясняем их суть и решаем, какие шаги предпринять; организуем результаты; рассматриваем результаты в качестве альтернативных вариантов программы действий; действуем. Одна из основных причин, по которым многим людям не удавалось как следует «организовать себя», состоит в том, что они пытались выполнить все пять этапов одновременно.
«Никакая жизнь никогда не станет великой, пока не будет на чём-то сосредоточена, чему-то посвящена и организована». Генри Эмерсон Фосдик
Высокая самоорганизация личности предполагает союз с такими качествами личности как самодисциплина, самоконтроль, умение работать над собой, способность чётко выполнять самоприказы, аскетизм, целеустремлённость, решимость, ответственность, ежедневное планирование, умение расставлять приоритеты, постоянство и обязательность.
Психологи и врачи рекомендуют воспользоваться следующими методами и способами самоорганизации: всегда расписывать каждый свой день; расставлять приоритеты и выполнять дела соответственно им; делать всё точно в срок; не опаздывать, перевести часы вперёд минут на 5; не лениться; поощрять себя за большие и маленькие достижения; быть честным, в первую очередь, с самими собой; вести здоровый образ жизни.
Иными словами, специалисты призывают воспитывать в себе способность к самоорганизации, заключающуюся в постановке цели, задач, и собственного контроля за их выполнением. Человек даёт себе слово сделать что-либо и держит его. Строгое выполнение намеченных действий и следование плану требует от человека огромной выдержки, терпения и немалых усилий. В дальнейшем подобное поведение обязательно принесет ему желаемые результаты. Успех приходит к тем, в ком сильно проявлена способность к самоорганизации.
Петр Ковалев 2016 год
Другие статьи автора: https://podskazki.info/karta-statej/
podskazki.info
Методы эффективной самоорганизации — Психологос
Когда цели поставлены и понятен план действий, остается только – действовать. Иногда это легко, а иногда для этого нужно себя организовать. Самоорганизация — умение организовать себя: на работу, на выполнение договоренностей с собой и другими, на достижение своих целей.Если цель живет в душе в форме намерения, она более прочна, но в ней может не быть тяги. Намерение формируется в первую очередь головой, но без развитой воли намерение пусто. Молодой человек намеревался во время отпуска бегать с утра и делать зарядку каждый день, но если его раз за разом затягивают ритмы ночной дискотеки, намерение остается ничем. Если нет воли, нужна самоорганизация.
Достигать большие и трудные цели помогает не только самоорганизация: кому-то помогает воля, волевые усилия, кого-то выручает самомотивация: кнут или пряник в отношении самого себя, побуждение и подталкивание себя к исполнению назначенных целей. Если вы приняли какое-то решение, то его нужно выполнять, и многим здесь помогает методика: знать, где о чем думать: пока вы думаете, сомневаться нужно. Когда решение принято, сомнениям места уже нет.
Чтобы организовать себя самостоятельно, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Волю развивать можно и нужно, но если пока ее не хватает, можно помочь себе другими разумными средствами. Практичная самоорганизация — это такое выстраивание ситуации и такая организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой.
Вот, например, стены у вас в квартире: строго говоря, именно они управляют направлением вашего движения, когда вы идете из прихожей на кухню или в спальню. Но при этом сказать, что они «заставляют» вас идти определенным маршрутом… — нет, стены не принуждают. Они просто стоят так, как они стоят, а вы идете тем маршрутом, который выстроили стены. Это и есть — организация жизни.
Несколько эффективных методов самоорганизации:
- Интенсив как образ жизни. Если вы хотите сегодня убраться в комнате, не растягивайте это на весь день, а договоритесь с собой (а лучше еще с кем-то) четко: 15 минут на разборку шкафа (только!), 15 минут навести порядок на столе (ни минуты больше!!), 15 минут протереть пыль и пропылесосить пол (успеть железно!!!), а потом — абсолютная свобода и совершенная радость!
- Сделать привычкой. Мы сотканы из привычек, а привычка — результат повторения. Привычка обычно формируется на 21 день, и то, что ранее требовало для себя усилий, становится уже легким и привычным. Вы решили обливаться холодной водой: даже если вы начали летом и вам понравилось, вначале нужны усилия, чтобы себя на это организовать. Через три недели это стало привычкой, стало естественным, а к сороковому дню привычка постепенно превращается в потребность: если сегодня не облились, вам уже как-то странно. Уже чего-то не хватает… Итого: если новое начинать и каждый раз бросать, помучив себя неделю, вы всю жизнь будете только мучиться. Если приучать себя к новому немного подольше, новое становится привычным и естественным. Ранее чужое — становится нашим.
- Тайм-менеджмент: план и распорядок дел. Если вы утром составили себе образ будущего дня, составили список того, что сегодня вы планируете сделать, распределили все дела по порядку и привязали все обязательное к определенному времени, ваш день идет легко и четко. Как по плану. Важно — все записать! Что написано пером, не вырубишь топором.Любой план, пока он есть только в вашем воображении — это только мечты. Запишите свои планы, и они превратятся в цель! Также — отмечайте свои удачи и достижения, любым удобным способом выделяйте выполненное и достигнутое — это будет хорошим стимулом и наградой. В 1953 году ученые провели исследование среди группы выпускников Йельского университета. Студентов спрашивали, есть ли у них четкие планы на будущее. Только у 3% опрашиваемых планы на будущее существовали в виде записей целей, задач и планов действий. Через 20 лет, в 1973 году, именно эти 3% бывших выпускников стали более успешными и счастливыми, чем остальные. Более того, именно эти 3% людей добились большего финансового благополучия, чем оставшиеся 97% вместе взятые.
- Один из лучших способов приучить себя к порядку — это начать приучать к порядку кого-то из близких или друзей. «Раз сказал — он не понял. Два сказал — не понял. Третий раз сказал — я уже сам все понял, а он все не понимает!»
- Учить другого. И общее наблюдение: как правило, легче организовать себя, когда вокруг вас организованные люди. Поэтому, как правило, лучше организованы те, кто живут в семье и работают не дома в одиночку, а на работе. Естественно, тут имеется в виду хорошая семья и качественный коллектив, где люди делом занимаются, а не анекдоты травят. Дурное окружение отвлекает и разлагает, а разумное окружение собирает и организует. Подумайте, какие у вас здесь есть возможности.
Не обещаем, что у вас сработают методы все и сразу: чудес не бывает. К сожалению, прелести самоорганизации доступны только тем, кто заранее к самоорганизации себя приучил, кто потратил силы и время заранее. Самоорганизация — это новые привычки жизни, а к новым хорошим привычкам себя нужно приучать. Зато, когда приучите, к вам придет легкость и естественность, и люди вам будут завидовать. А вы их — научите!
www.psychologos.ru
Самоорганизация как основа саморазвития личности — КиберПедия
1.4.1.1.Что такое самоорганизация личности и самоорганизованная личность?
САМООРГАНИЗАЦИЯ — интегральная совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенная в осознаваемых особенностях воли и интеллекта, мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. Это показатель личностной зрелости. Самоорганизация может быть выражена в разной степени, она не свойственна инфантильным субъектам, т. е. тем людям, которые в процессе индивидуального развития не имели условий для полноценного становления механизмов саморегуляции. Самоорганизация у них не приобрела четкую нацеленность, осознанность, контролируемость. Первым признаком высокой самоорганизации следует считать активное самосознание себя как личности. И если процесс самовоспитания преимущественно направлен в будущее, то самоорганизация предполагает, что этот процесс происходит в настоящее время. Одним из показателей развития самоорганизации является соответствие жизненных выборов (профессии, друзей и т. д.) индивидуальным особенностям личности, ее интересам и устремлениям.
А. Маслоу в беседе со с своими учениками всегда повторял одну фразу «Не надо стремиться делать хорошо никому не нужные вещи». Каждый человек изначально имеет определенный энергетический потенциал. И если этот потенциал направлен на достижение правильно выбранных целей в жизни, то есть шанс достигнуть верхнего уровня самоактуализации. «Это как шарик подброшенный вверх …….. »
Таким образом, Самоорганизация личности —деятельность личности по четкой упорядоченности своей жизнедеятельности; способность и умение организовать себя. Проявляется самоорганизация в целеустремленности, самоанализе и жестком самоконтроле, самооценке, самоограничении себя во всем.
Самоорганизующаяся личность умеет планировать время и работу, быстро принимать решения и выполнять их, экономно тратить силы и средства. Самоорганизованная личность работает над собой, своим характером, особенно эмоционально-волевой сферой. Это личность с высоким чувством долга, с высоко развитым личным достоинством.
Практика показывает, что молодые люди, приступающие к обучению в вузе, стремятся не только освоить профессию, но и развиваться и совершенствоваться, при этом, к сожалению, часто не зная, как это делать и с чего начать, как самоорганизовать себя. В связи с этим возникла необходимость данного курса лекций предназначенного для овладения студентами системно организованными знаниями в этой области.
Изучение данного курса лекций направлено на развитие у студента соответствующей осознанной установки к самоорганизации на высоком уровне, на преодоление трудностей, правильную оценку своих возможностей и понимание собственных целей, потребностей и интересов; в целом – на стремление к дальнейшему профессиональному и личностному саморазвитию, подразумевающему личностно-активное отношение к предстоящей деятельности и самому себе как ее участнику.
В психологии существует довольно много различных концепций развития личности. Долгое время в психологии господствовала теория преформизма, согласно которой развитие понималось как рост, созревание с предопределенностью стадий. Так вплоть до 17-18 вв детство рассматривалось как подготовка к жизни, а ребенок – как взрослый, только маленького формата, незрелый и неразумный. Постепенно к развитию личности стали подходить как к необратимому процессу количественных и качественных состояний, выражающихся в существенных их преобразованиях.
В настоящее время существует множество различных теорий развития: психосексуальная (З. Фрейд), теория социального научения (А. Бандура, Ч. Миллер), теория генштальта (К. Левина), генетическая (Ж. Пиаже), гуманистическая (К. Роджерс, А. Маслоу), деятельности Л.С. Выготский и др. Согласно последней теории считается, что развитие познавательной сферы личности идет в русле разных ведущих деятельностей, последовательно сменяющих друг друга в онтогенезе.
Задание 1. Составить таблицу существующих теорий развития личности, раскрыть их краткое содержание
Одним словом развитие личности в целом происходит благодаря разнообразию видов деятельности и взаимодействию с другими людьми. Совместная деятельность детерминирует развитие личности. Выбирая различные социальные позиции, в ходе совместной деятельности личность преобразуется из объекта в субъект развития, становясь все более активным творцом, дополняя процесс развития целенаправленным саморазвитием.
Именно благодаря саморазвитию, личность реализует свои способности, совершенствуется, в результате чего становится инициатором развития сообщества, в котором находится, тем самым внося свой склад в культурно-историческое развитие общества, т.е. индивидуальная самоорганизация детерминирует процесс общественной самоорганизации.
При этом основу способности к саморазвитию составляют:
— умения личности видеть свои недостатки и ограничения;
— анализировать их причины в собственной деятельности;
— критически оценивать результаты своей работы, причем не только успехи, но и неудачи.
Задание: Проанализируйте свои недостатки и ограничения, которые, возможно, препятствуют вашему дальнейшему саморазвитию. Проверить объективность самооценки, посредством опроса группы
1.4.1.2.Сущность саморазвития и его основные характеристики
Саморазвитие – это фундаментальная способность человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни, превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования.
«Все, что уже прошло — это прошлое». Жизнью является то, что происходит сейчас, в настоящем, и это настоящее нельзя пропускать…»
Гораций
Для анализа саморазвития наиболее общим является понятие жизнедеятельностькак непрерывный процесс целеполагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Как только человек начинает выделять свое Я из окружающего мира он становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требованиям других. Но субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он более или менее осознанно начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т.е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или наоборот, не желает менять в себе.
Другой характеристикой – активность личности. Способность к проявлениям активности постепенно определяет и способность личностных выборов, т.е. развивает тенденцию к субъективной свободе. Когда человек сам самостоятельно делает выбор, он учится брать на себя ответственность перед другими и самим собой.
Важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания, способности к самопознанию.Развитая способность к самопознанию органически включается в процесс самопостроения личности, определения перспектив, способов и средств саморазвития.
Самопостроение – процесс, равный человеческой жизни, определяемый через действия в конкретных ситуациях. В ходе этого процесса человек строит модель Я-реальное (каким я был, чего достигал, как переживал, какой я сейчас, каким бы хотел себя видеть), причем эта работа не всегда протекает на сознательном уровне. В итоге человек выбирает стратегию самопостроения: воссоздает себя в прежнем либо в новом качестве.
Задание 3. Постройте собственную модель идеального «Я»
Итак, сущностными характеристиками саморазвития являются :
— реализующиеся в активной жизнедеятельности процессы целеполагания, деятельности и поведения человека,
— уровень самосознания и способности к самопознанию, а также к самопостроению.
Саморазвитие личности – фундаментальная составляющая всего жизненного пути человека, непрерывный процесс, который протекает всегда в рамках сугубо личного опыта.
Своеобразие жизненного пути определяется множеством факторов: полом, возрастом, средой, образом жизни, историческими событиями, психологическими особенностями и др.
Единицей психологического анализа жизненного пути являются биографические события: перестройка характера, изменение направлений и темпов развития и саморазвития личности. События могут быть случайными и закономерными. В жизни каждого человека случались события, которые коренным образом влияли на его жизнь: встреча с выдающимися человеком, работа или учеба и др.
Н. А. Логинова выделяет следующие виды событий:
события среды (то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность),
события поведения человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием),
события внутренней жизни – относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп).
Таблица. Виды событий по Лонгвиновой
наименовние | содержание |
события среды | то что чаще всего не зависят от личности: война, стихийные бедствия, смерть или рождение близкого человека, назначение на должность |
события поведения | Относятся к Поведению человека в окружающей среде (позиция личности, которую личность занимает по отношению к происходящему, поступки связанные с самоизменением и самоформированием), |
события внутренней жизни | относятся к внутреннему миру человека и выявляют позитивную ценность самого себя (новые мысли, открытие новых черт собственной личности, обнаружение в себе новых способностей и тп) |
Все три группы событий тесно переплетены между собой и образуют комплекс, который обусловливает своеобразие жизненного пути человека. Отношение человека к этим событиям и определяет то, насколько он является автором своей жизнедеятельности, субъектом саморазвития.
Многое зависит от того, насколько и когда человек становится субъектом собственной жизни и субъектом собственного саморазвития: если он таковым не является, то жизненный путь подвержен случайностям, стечениям обстоятельств, человек как бы «плывет по течению» событий своей жизни, хотя, справедливости ради, следует заметить, что такое «плавание» не всегда является неудачным.
Обстоятельства могут сложиться и таким образом, что удача, несмотря на отсутствие стремления к саморазвитию, так и идет в руки. Возможны и обратные ситуации, когда человек четко знает, что ему нужно, умеет управлять собой и строить себя в позитивном направлении.
Человек, стремящийся к саморазвитию на основе глубокого познания своей личности, строит свой жизненный путь более целенаправленно и реализует себя в большей мере и как правило добивается больших результатов, чем человек, саморазвитие которого подчинено внешним причинам
Мотивация саморазвития. Развитие человека происходит тогда, когда следующий поступательный шаг приносит ощущения нового свойства, радость и внутреннее удовлетворение. Таким образом, специфические переживания, характеризующиеся положительными эмоциями от ожидания достижения либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения, способствуют формированию соответствующей мотивации. Например, человека к саморазвитию могут побуждать следующие мотивы:
Мотив самоутверждения – стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремиться получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили.
Мотив идентификации с другим человеком – стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность. Это мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей.
Процессуально-содержательные мотивы – побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается.
Внешние мотивы – такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. К деятельности побуждает не содержание, не процесс, а факторы, непосредственно с ней не связанные, например мотивы долга и ответственности, мотивы самоопределения и самоусовершенствования, мотив достижения и др.
Мотивация саморазвития, по мнению Абрахама Маслоу, — это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность. Наличие у человека мотивации к саморазвитию свидетельствует о том, что он готов прикладывать усилия для реализации своего внутреннего потенциала и достижения соответствующих успехов.
В содержательном плане можно выделить три направления саморазвития:
Ι
Первое — формирование качеств и способностей, которых у человека нет, но которые ему необходимы.
Второе – развитие имеющихся положительных качеств, которые можно усилить, если их совершенствовать целенаправлено.
Третье – устранение недостатков и ограничений, мешающих успешной жизнедеятельности.
Теоретически наиболее эффективен путь саморазвития, когда человек работает над собой сразу по трём направлениям.
Таким образом, осознание необходимости саморазвития должно сопровождаться формированием у человека соответствующей мотивации, включающей комплекс мотивов, побуждающих к выбору соответствующего направления саморазвития.
Задание 3. Какие мотивы определяют потребность в саморазвитии личности?
cyberpedia.su
Самоорганизация в жизни человека ~ Проза (Психология)
Если мы ленимся и нам не понятен план действий, то нужно себя организовать. В таком случае нам просто необходимо самому организовать процесс, в ходе которого создать, воспроизвести все необходимые планы, мечты и задумки.Самоорганизация человека— процесс спонтанного упорядочивания и умения организовать себя: на работу, на выполнение договоренностей с собой и другими, на достижение своих целей. Самомотивация — это кнут или пряник в отношении себя самого, побуждение и подталкивание себя к исполнению желаний и намерений.
Самоорганизация это способность человека правильно организовать свою жизнь, окружение, работу, отдых.
Н.И. Козлов считает, что «самоорганизация — это такое выстраивание ситуации и такая организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой. Чтобы организовать себя самостоятельно, нужна воля, навык преодоления себя, своей лени и своих страхов. Волю развивать можно и нужно, но если пока ее не хватает, можно помочь себе другими разумными средствами. Практичная самоорганизация — это такое выстраивание ситуации и такая организация жизни, когда все, что происходить должно, происходит легко и естественно, само собой».
Виды самоорганизации: техническая, биологическая и социальная.
Механизмы самоорганизации в них основаны на разных принципах:
— техническая — основана на программе автоматической смены алгоритма действия в случае изменяющихся условии;
— биологическая — основана на генетической программе сохранения вида и на дарвиновской триаде: изменчивость, наследственность, отбор;
— социальная — основана на общественной социальной программе гармонизации общественных отношений, включающей меняющиеся во времени приоритеты, ценности, законы.
Техническая самоорганизация
В технической саморганизации человека большую роль играет творчесство, инновационное развитие, профессиональный рост и повышение престижа трудовой деятельности.
Биологическая самоороганизация
В биологической самоорганизации большую роль играет забота о своем здоровье, целесообразная и целенаправленная жизнедеятельность, стремление к счастливому долголетию.
Самоорганизация социальная
Социальная самоорганизация предполагает:
— наличие заранее определенной цели, к которой все стремится самостоятельно, самоорганизуется вокруг нее.
— гибкость, изменчивость и адаптивность структур управления с усилением синергических связей, которые обеспечивают увеличение общего эффекта;
— диверсификацию, децентрализацию, повышение производительности с новой трудовой мотивацией и передачу информации, знаний, ноу-хау и т.д.;
— сочетание управления и самоуправления;
— самообразование, самовоспитание, самоконтроль.;
— накопление структурной информации, выработка новой цели и смена структуры.
Важнейшей задачей понимания самоорганизации — это взаимоотношение между процессами целенаправленной самоорганизации и стихийной самоорганизации.
Организация собственной жизни внешними средствами
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/organizaciya_sobstvennoy_zhizni_vneshnimi_sredstvami
Для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением человек может пользоваться внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями.
Это аналог психики, но — вовне. Когда человек для целей ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением начинает пользоваться внешним — внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется.
Внешняя память
У вас может быть прекрасная естественная память, однако при том объеме информации, которая требуется сегодня нам каждый день, никакой головы все упомнить не хватает. Тогда нам на помощь приходит другая, внешняя, искусственная память — наша способность собирать нужную информацию и привычка записывать ее на внешние носители так, чтобы все что нужно, мы всегда могли легко найти.
Для эффективной самоорганизации собственной жизни все большее число деловых людей используют внешние носители: блокнот, диктофон, КПК или ноутбук. Это — наша внешняя, искусственная память.
Внешнее внимание
Быть внимательным и уметь концентрироваться на том, что вам важно — отличное умение, но если вас все вокруг отвлекает — это мешает. Почему бы внешние обстоятельства не поставить себе на службу, чтобы они управляли вашим вниманием в нужную сторону? То, что вы хотите чтобы было для вас важным — пусть будет по возможности в поле вашего видения. Из поля видения попадет в поле внимания — вспомните, задумаетесь, возможно начнете делать что-то нужное в этом направлении. Самое важное — пусть будет перед вашим носом.
Возможно, вы не относите себя к любителям конфет и «Пепси», но если у вас на столе будет стоять бутылочка «Пепси» и конфеты, вы можете быть уверены, что вы в самое ближайшее время себе нальете и заедите. Это просто происходит, потому что привлекает ваше внимание.
Если вы хотите активно заниматься спортом, то спортинвентарь лучше расположить на линии внимания: гантели в комнате должны лежать не убранные аккуратно с глаз, а на виду.
Организация собственной жизни внутренними средствами
Материал
http://www.psychologos.ru/articles/view/organizaciya_sobstvennoy_zhizni_vnutrennimi_sredstvami
Для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением человек может пользоваться внутренней (естественной) памятью, внутренним вниманием и внутренними побуждениями. В целом это называется — пользоваться своей психикой.
Организация собственной жизни внешними средствами
Важно помнить, что для ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением человек может пользоваться внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями. Это аналог психики, но — вовне. Когда человек для целей ориентировки во внешнем мире, управлением своим состоянием и поведением начинает пользоваться внешним — внешней памятью, внешним вниманием и внешними побуждениями, это психикой не называется.
Саморегуляция
Каждый человек желает стать «хозяином самого себя», овладеть навыками саморегуляции для создания значимых для него ценностей. Конечно, за один день нельзя выполнить эту серьезную и ответственную задачу. Это, прежде всего, умение заставить себя сделать что-то нужное. Каждому из нас предстоит серьёзная работа по воспитанию привычек и требует серьезный и длительный труд.
Саморегуляция – это раскрытие резервных возможностей человека. Применение приемов саморегуляции предполагает активное волевое участие и, как следствие, является условием формирования сильной, ответственной личности.
Каковы главные условия работы по развитию навыков саморегуляции?
1. 1. Конкретно определите задачу, сформулируйте себе конкретную цель и научитесь управлять своим временем, то есть станьте организованным человеком (Какова цель, задача твоей деятельности? Как и когда её надо её осуществлять? Что может или должно получиться?).
2. 2. Обязательно вырабатывайте критерии успеха и неудачи (если результат получается не таким, каким должен быть, цель не достигнута).
3. Запишите в специальную тетрадь все этапы выполнения намеченных целей.
3. Необходимо проверять все маленькие результаты, что и как получается в данный момент, приводит ли это к желаемому результату.
4. 4. Если вдруг ты обнаруживаешь ошибку или увидишь, что далеко отходит от твоего же плана, вернись назад и найди ошибку, то место, где впервые появилось отклонение.
5. 5. Помните, что в жизни практически нет таких ситуаций, в которых нельзя самостоятельно найти решение и всегда можно попросить помощи у тех, кто знает, как поступить.
6. 6. Развивать у себя способность оценивать возможный ход событий и уметь предвосхищать, предвидеть возможные последствия.
7. 7. Целесообразно (там, конечно, где возможно) чередовать легкие и трудные задания.
И так саморегуляция – это регуляция деятельности . Она включает:
принятую субъектом цель деятельности
субъективную модель значимых условий
программу исполнительских действий
систему субъективных критериев достижения цели (критериев успешности)
контроль и оценку реальных результатов
решения о коррекции системы саморегулирования
Эмоциональная саморегуляция
Можно выделить три уровня эмоциональной саморегуляции личности:
1. бессознательная эмоциональная саморегуляция . 2. сознательная волевая эмоциональная саморегуляция . 3. сознательная смысловая эмоциональная саморегуляция.
Первый уровень эмоциональной саморегуляции обеспечивается механизмами психологической защиты, которые действуют на уровне подсознания и направлены на то, чтобы оградить сознание от неприятных, травмирующих переживаний, связанных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги, угрызения совести и дискомфорта. Здесь выделяют такие механизмы: отрицание, вытеснение, подавление, изоляция, проекция, регрессия, обесценивание, интеллектуализация, рационализация, сублимация и др.
Второй уровень – сознательная волевая эмоциональная саморегуляция. Она направлена на достижение комфортного эмоционального состояния с помощью волевого усилия. Сюда также относится волевой контроль внешних проявлений эмоциональных переживаний (психомоторных и вегетативных).
Большинство методов и методик эмоциональной саморегуляции, относятся именно к этому уровню, например: суггестивные методы (аутотренинг и другие виды самовнушения и самогипноза), прогрессивная мышечная релаксация Джекобсона, релаксация на основе биологической обратной связи, дыхательные упражнения, переключение внимания и отвлечение от неприятных переживаний, активизация приятных воспоминаний, психотехники на основе визуализации, эмоциональная разрядка через физическую активность, труд, волевое воздействие непосредственно на чувства – подавление их или активизация, отреагирование эмоций через крик, смех, плач (катарсис) и др.
На этом уровне эмоциональной саморегуляции сознательная воля направлена не на разрешение потребностно-мотивационного конфликта, лежащего в основе эмоционального дискомфорта, а на трансформацию его субективных и объективных проявлений. Поэтому, по своей сути механизмы этого уровня являются симптоматическими и в результате их действия не устраняются причины эмоционального дискомфорта. Эта особенность является общей для сознательной волевой и для бессознательной эмоциональной саморегуляции.
Третий уровень – сознательная смысловая (ценностная) эмоциональная саморегуляция – это качественно новый способ решения проблемы эмоционального дискомфорта. Она направлена на устранение его глубинных причин – на решение внутреннего потребностно-мотивационного конфликта, что достигается путем осмысления и переосмысления собственных потребностей и ценностей и порождения новых жизненных смыслов. Высшим аспектом смысловой саморегуляции является саморегуляция на уровне экзистенциональных потребностей и смыслов. Это есть наиболее глубинный и, в то же время, наиболее высший уровень саморегуляции, доступный человеку на современном этапе его развития.
Для осуществления эмоциональной саморегуляции насмысловом уровне необходимо умение четко мыслить, распознавать и описывать с помощью слов наиболее тонкие оттенки своих эмоциональных переживаний, осознавать собственные потребности, стоящие за чувствами и эмоциями, находить смысл даже в неприятных переживаниях и сложных жизненных обстоятельствах. Эти перечисленные умения относятся к компетенции особой интегративной умственной деятельности, которая интенсивно исследуется в науке в течение последних десятилетий и получила название «эмоциональный интеллект (эмоциональная разумность)». К основным функциям эмоционального интеллекта относят:эмоциональную осведомленность, произвольное управление собственными эмоциями, способность к самомотивации, эмпатию и понимание эмоциональных переживаний других людей и управление эмоциональным состоянием других людей.
Система эмоциональной регуляции
Как известно, у человека морфологическим субстратом эмоциональной регуляции являются древние (подкорковые) и наиболее поздно возникшие (лобные) образования головного мозга. В своих базальных (базовых) основах эмоции связаны с инстинктами и влечениями, а в наиболее примитивных формах функционируют даже по механизму безусловных рефлексов.
Особая роль в этом процессе принадлежит памяти и речи. Память создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний. В результате не только актуальные события, но и прошлое (а на основании их – и будущее) начинают вызывать эмоциональный резонанс. Речь в свою очередь обозначает, дифференцирует и обобщает эмоциональные переживания. Благодаря включению эмоций в речевые процессы первые теряют в своей яркости, непосредственности, зато выигрывают в осознанности, в возможности их интеллектуализации.
Эмоциональная система является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма.
Как любая система регуляции, эмоциональная регуляция состоит из афферентного и эфферентного звеньев (афферентные и эфферентные нервы, т.е. нервы, приносящие и относящие раздражение). Ее афферентное звено одной стороной обращено к процессам, происходящим во внутренней среде организма, другой – к внешней.
Из внутренней среды она получает информацию об общем состоянии организма (которое расценивается глобально как комфортное или дискомфортное), о физиологических потребностях. Наряду с этой постоянной информацией в экстремальных, часто патологических случаях возникают реакции на сигналы, обычно не доходящие до уровня эмоциональной оценки. Эти сигналы, часто связанные с витальным неблагополучием отдельных органов, вызывают состояния беспокойства, тревоги, страха и т.п.
Что касается информации, поступающей из внешней среды, то афферентное звено эмоциональной системы чувствительно к тем ее параметрам, которые непосредственно сигнализируют о возможности в настоящем или будущем удовлетворения актуальных потребностей, а также реагирует на любые изменения внешней среды, несущие угрозу или ее возможность в будущем. В круге явлений, чреватых опасностью, учитывается также информация, синтезируемая когнитивными системами: возможности сдвига среды в сторону неустойчивости, неопределенности, информационного дефицита.
Таким образом, когнитивная и эмоциональная системы совместно обеспечивают ориентировку в окружающем.
При этом каждая из них вносит свой особый вклад в решение этой задачи.
По сравнению с когнитивной эмоциональная информацияменее структурирована. Эмоции являются своеобразным стимулятором ассоциаций из разных, порой не связанных друг с другом областей опыта, что способствует быстрому обогащению исходной информации. Это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностной сферы изменения внешней среды.
Параметры, на которые опираются когнитивная и эмоциональная системы при построении образа окружающего,часто не совпадают. Так, например, интонация, недружелюбное выражение глаз с точки зрения аффективного кода имеют большее значение, чем противоречащие этому недружелюбию высказывания. Интонация, выражение лица, жесты и другие паралингвистические факторы могут выступать как более значимая информация для принятия решения.
Несовпадения когнитивных и эмоциональных оценок окружающего, большая субъективность последних создают условия для различных трансформаций, приписывания окружающему новых значений, сдвигов в область ирреального. Благодаря этому в случае чрезмерного давления окружающего эмоциональная система осуществляет также защитные функции.
Эфферентное звено эмоциональной регуляции обладает небольшим набором внешних форм активности: это различные виды выразительных движений (мимика, экспрессивные движения конечностей и тела), тембр и громкость голоса.
Основной же вклад эфферентного звена – участие в регуляции тонической стороны психической деятельности.
Положительные эмоции повышают психическую активность, обеспечивают «настроенность» на решение той или иной задачи. Отрицательные эмоции, чаще всего снижая психический тонус, обусловливают в основном пассивные способы защиты. Но ряд отрицательных эмоций, таких как гнев, ярость, активно усиливают защитные возможности организма, в том числе на физиологическом уровне (повышение мышечного тонуса, артериального давления увеличение вязкости крови и т.д.).
Очень важно, что одновременно с регуляцией тонуса других психических процессов происходит тонизация и отдельных звеньев самой эмоциональной системы. Благодаря этому обеспечивается стабильная активность тех эмоций, которые в данный момент доминируют в аффективном состоянии.
Активация одних эмоций может облегчить протекание других, не поддающихся в данный момент непосредственному воздействию. И наоборот, одни эмоции могут оказывать тормозящее влияние на другие. Это явление широко используется в практике психотерапии. При сталкивании разных по знаку эмоций («эмоциональный контраст») увеличивается яркость положительных эмоциональных переживаний. Так, сочетание небольшого страха с ощущением безопасности используется во многих детских играх (подбрасывание ребенка взрослым кверху, катание с гор, прыжки с высоты и т.д.). Такие «качели», по-видимому, не только активизируют эмоциональную сферу, но и являются своеобразным приемом ее «закаливания».
Потребность организма в поддержании активных (стенических) состояний обеспечивается постоянным эмоциональным тонизированием. Поэтому в процессе психического развития создаются и совершенствуются различные психотехнические средства, направленные на превалирование стенических эмоций над астеническими.
В норме существует баланс тонизирования внешней средой и аутостимуляцией. В условиях, когда внешняя среда бедна, однообразна, возрастает роль аутостимуляции и, наоборот, доля ее уменьшается в условиях разнообразия внешних эмоциональных стимулов. Одним из наиболее сложных вопросов психотерапии является выбор оптимального уровня тонизирования, при котором эмоциональные реакции протекали бы в заданном русле. Слабая стимуляция может оказаться малоэффективной, а сверхсильная может негативно изменить весь ход эмоционального процесса.
При изучении саморегуляции школьниками отрицательных психических состояний были выделены основных четыре способа:
1. общение как эмпирически найденный прием групповой саморегуляции;
2. волевая регуляция – самоприказы;
3. регуляция функции внимания – отключение, переключение;
4. двигательная (мышечная) разрядка.
Эти эмпирически выделенные способы эмоциональной саморегуляции можно соотнести с работой базальных уровней эмоциональной регуляции в процессе нормализации эмоционального состояния человека (Таблица).
Таблица. Сопоставление способов саморегуляции детьми отрицательных эмоциональных состояний с активностью различных уровней базальной системы эмоциональной регуляции.
Уровни базальной системы эмоциональной регуляцииСпособы преодоления эмоционального дискомфорта 1. Уровень полевой реактивности – пассивные формы психической адаптацииСамовнушение, пассивная разрядка; «остаюсь сам по себе», «стараюсь расслабиться, оставаться спокойным» и т.д.2. Второй уровень – выработка аффективных стереотипов сенсорного контакта с миромДвигательная активность; «обнимаю, глажу», «гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде», «смотрю телевизор, слушаю музыку»3. Уровень экспансии – активная адаптация к нестабильной ситуацииВолевые действия; создание аффективных образов: «рисую», «мечтаю, представляю»; «дерусь», «вмешиваюсь в действия тех, кто вызывает неприятные переживания»4. Уровень эмоционального контроля – эмоциональное взаимодействие с другими людьмиОбщение; «прошу прощения или говорю правду», «говорю с кем-нибудь», «прошу помощи у взрослого»
Литература: becmology.ru/blog/general/self-regulate01.htm
www.chitalnya.ru